Как научиться слушать и слушать – 20 советов для искренних разговоров

Как научиться слушать себя?

Типичная ситуация: живешь-живешь, думаешь, что ты на правильном пути, внешне все вроде бы идет вполне успешно... и вдруг однажды осознаешь, что ты не счастлив. Что же и когда пошло не так? Вполне вероятно, дело в том, что вы никогда особо не прислушивались к себе и плохо представляете себя истинного.

Когда мы воплощаем в жизнь чужие представления об успехе и счастье, когда не слышим свой настоящий голос, это ведет к внутренним конфликтам. Нужны настойчивые усилия для того, чтобы научиться дифференцировать цели, навязанные извне, и цели, истинные лично для вас. Эти усилия окупятся. Потому что когда вы умеете прислушиваться к себе, вы принимаете правильные лично для вас решения и строите ту жизнь, какую хочется вам. А это обязательно приводит к снижению уровня стресса, поднимает самооценку и приносит удовлетворение.

Шаги, которые вы можете сделать навстречу своему «Я»:

1. Поразмышляйте над своими ценностями. Если вы не знаете своих истинных ценностей или принимаете чужие ценности за свои, то будете испытывать тревогу и неудовлетворенность. Оглянитесь на свою жизнь и вспомните, что когда-либо приносило вам безусловную радость и воодушевление?

Например, вы считаете ценностью деньги, тогда почему вы ненавидите свою работу специалиста по финансовому планированию, но с таким удовольствием занимаетесь волонтерскими проектами? Может, на самом деле для вас ценно не получать, а отдавать?

Проблема с базовыми убеждениями в том, что пока вы не осознаете их, они незаметно управляют вами

Если затрудняетесь понять, ваша ли это ценность, представьте себе, что вся ваша дальнейшая жизнь будет выстроена исключительно вокруг нее. Например, вы думаете, что для вас ценность — власть. Вообразите, что отныне вы только и будете делать, что отдавать команды. Станете ли вы счастливы? Или почувствуете себя одиноко? Если верен второй вариант, возможно, для вас ценно лидерство, а не власть.

2. Осознайте свои базовые убеждения. Это ваши глубинные представления о мире, о других людях, о самом себе. Вполне возможно, они сформировались еще в детстве и унаследованы вами от других членов семьи. Например, такие как «Мир опасен», «Никому нельзя доверять», «Деньги зло».

Проблема с базовыми убеждениями в том, что, пока вы не осознаете их, они незаметно управляют вами и оказывают влияние на все ваши решения. «Докопаться» до них непросто, для этого требуется быть исключительно честным с самими собой. Иногда здесь нужна помощь коуча или психолога-консультанта. Но если вы пересмотрите те убеждения, которые толкают вас на неверные решения, и замените их новыми, которые облегчат вашу жизнь, это приведет к впечатляющим переменам.

3. Познакомьтесь со своим внутренним критиком. Прислушайтесь к голосу, который звучит у вас в голове и, подобно родителю, указывает вам, что делать. Его тон заставляет вас чувствовать себя беспомощным и униженным. Это не ваше истинное «Я», это ваш внутренний критик. Он говорит голосом матери или отца, наставника или учителя, — того, кто был строг и суров с вами, когда вы росли. Очень часто он использует слова «должен», «обязан», «нужно». И еще он любит сравнивать вас с другими.

4. Пробивайтесь сквозь хаос. Одна из причин, по которым мы не можем расслышать истинного себя, заключается в том, что нас одолевает множество голосов. Это как настроиться на одну радиостанцию, когда в эфире их звучат сотни. Кроме уже упомянутого внутреннего критика, мы можем слышать, например, своего внутреннего ребенка («бедный я, несчастный, никто меня не любит, никто не ценит то, что я делаю»).

Как расслышать себя в этом многоголосии? Попробуйте такую письменную технику. Возьмите ручку и постарайтесь в максимально быстром темпе выплеснуть на бумагу свои тревоги, недовольство, гнев, грусть, самокритику, не заботясь о том, как это написано. Это хороший способ пробиться сквозь хаос к своему истинному голосу.

Когда вы умеете находиться в настоящем моменте, все тревоги и мысли остаются за скобками

На первых порах будет сложно написать даже одно-два предложения, в которых будет ощущаться ваше настоящее «Я», но когда вы попрактикуетесь, то сможете «вызвать» его, едва коснувшись пером бумаги. Кому-то больше подходит другая техника: не писать, а проговаривать вслух все, что беспокоит.

5. Ежедневно практикуйтесь. Другой исключительно эффективный способ одолеть «словомешалку» в своей голове и услышать себя, — практика осознанности, которую лучше всего выполнять ежедневно. Когда вы умеете находиться в настоящем моменте, все тревоги и мысли остаются за скобками.

6. Включите воображение. Если вы прислушиваетесь только к своему рациональному уму, вы слышите себя лишь частично. Дайте волю своей фантазии — «а что будет, если я…» — и посмотрите, какие образы и картины нарисует ваше воображение.

7. Постоянно задавайте себе хорошие вопросы. Хорошие вопросы — это те, которые начинаются с «Что» и «Как», а не с «Почему». Дело в том, что вопрос «Почему» часто ведет нас к самообвинениям, а «Что» и «Как» нацелены в будущее и ведут к новым решениям.

Не бойтесь задавать себе безумные и масштабные вопросы относительно будущего, это поможет вам узнать о себе удивительные вещи. Представьте, каким был бы ваш идеальный день, если бы вы были мультимиллионером? А если бы вам предстояло провести неделю с партнером вашей мечты, что бы вы делали? Если бы вам оставалось жить всего неделю, как бы вы распорядились этим временем?

8. Раз в неделю пробуйте что-то новое. Многие из нас уверены, что знают себя. На о чаще всего мы делаем то, про что нам в детстве объяснили: это хорошо, это надо любить. Или то, что делали наши родители, что делают «все» наши друзья.

Чем лучше мы относимся к себе, тем лучше понимаем себя. Что вы можете сделать хорошего для себя на этой неделе?

Сопротивляйтесь этой «жизни по инерции», делая раз в неделю что-то новое, необычное для вас. Попробуйте непривычные упражнения в спортивном клубе или закажите в ресторане экзотическое, новое для вас блюдо. Поговорите с тем, с кем вам и в голову не пришло бы общаться. Что-то из этих новшеств вам не понравится, а время от времени вы будете открывать какую-то новую грань в самом себе.

9. Учитесь отпускать. Держаться за то, что вы уже переросли, значит, закрывать себе доступ к своему настоящему «Я». Это касается и отношений. Если вы окружены людьми, с которыми у вас давно нет ничего общего, и вы общаетесь с ними только потому, что знакомы с детства, вы мешаете раскрыться своему потенциалу.

10. Заботьтесь о себе. Чем лучше мы относимся к себе, тем лучше понимаем себя. Что вы можете сделать хорошего для себя на этой неделе? Может быть, насладитесь ароматной ванной вместо того, чтобы отправиться на скучное мероприятие, от которого «неудобно» отказаться? Или, наконец, сядете и разберетесь со своими финансами, чтобы перестать нервничать из-за них?

Но если вы испытываете сильную тревогу, и поэтому вам слишком трудно расслышать себя, вы можете позаботиться о себе, отправившись к психологу или психотерапевту. Эти специалисты умеют задавать правильные вопросы, которые помогут вам открыть в себе то, о чем вы даже не подозревали.

Источник: harleytherapy.co.uk

Читайте также

www.psychologies.ru

Как научиться слушать | Полезное чтение

«Я знаю, вам плевать на мои чувства!» — вряд ли вы часто слышите от коллег или клиентов нечто подобное. Однако именно такой посыл может содержать безобидная, казалось бы, фраза «Мне все равно». Понять окружающих и услышать, что они говорят на самом деле, отлично помогают эмоции. Если с ними правильно обращаться.

Умение слушать — очень полезный навык, который необходимо развить. Об этом можно прочитать в той же книге, где еще сказано, как важно уметь управлять своими чувствами. В действительности, понять собеседника гораздо легче, если не управлять своими эмоциями, а прислушаться к ним, уверена эксперт в сфере бизнес-коммуникаций Джудит Хамфри. Она предлагает несколько способов «прокачать» себя как слушателя, используя эмоции.

Поддержите чувства собеседника, а не только его речь

Эмоциональное слушание начинается с поддержки собеседника. Хорошо, если вы во время разговора киваете или демонстрируете свою включенность другим привычным способом, но ограничиваться этим не стоит. Дайте знать, что сопереживаете собеседнику, используя фразы: «Я догадываюсь, что вы чувствуете» или «Должно быть, это трудное решение для вас». Подобные слова помогают людям открываться и делиться своими чувствами, а не только мыслями и идеями.

Считывайте невербальные сигналы

У вас деловая встреча с боссом, и вдруг ему звонит другой руководитель. После короткого разговора ваш начальник возвращается к прерванной беседе, и вы замечаете, что его тон изменился. Теперь босс говорит резко, словно защищается, и кажется слегка обеспокоенным и невключенным в обсуждение.

Скорее всего, вы решите, что будет вежливо игнорировать эти сигналы, но делать этого не нужно. Спросите, можете ли вы отложить совещание и встретиться в другое время. Даже если босс ответит: «Давайте продолжим», — вы покажите, что слушаете его внимательно и эмоционально. Ваш начальник это отметит и может даже поделиться какими-нибудь важными деталями так «зацепившего» его разговора.

Эмоциональное слушание требует изучения экспрессии собеседника, его тона и телесных сигналов. Все это помогает сделать выводы о чувствах говорящего. Обычно мы все считываем подобную информацию непроизвольно, но фокус в том, чтобы отслеживать невербальные сигналы осознанно и правильно на них реагировать.

Однажды на совещании в The Humphrey Group (коммуникационная компания, основанная Джудит Хамфри. — Прим. БП) мы обсуждали спорный вопрос и, казалось, пришли к соглашению. При этом один из участников встречи сидел, скрестив руки, его подбородок был опущен вниз. Другой член команды обратил на это внимание и сказал: «Я думаю, вы не вполне согласны с выработанным решением. Нам нужно быть уверенными, что вы разделяете общее мнение». Несогласие одного из участников совещания, выраженное невербально, послужило поводом возобновить обсуждение проблемы и привело к принятию более удачного решения, которое всех устроило.

Некоторые люди не любят блокировать коллективное принятие решений, но даже если они открыто не возражают, их невербальные сигналы служат индикатором их чувств. Те, кто обладает эмоциональным интеллектом, ясно «слышат» подобные сообщения.

Зондируйте почву, чтобы выяснить больше

Конечно, слова собеседника также важны, и если вы слушаете его внимательно и эмоционально, то все поймете. Когда коллега, допустим, говорит, что очень рада повышению, вы легко в это поверите. А фраза «Я поддерживаю твое решение» с большой долей вероятности означает, что у вас есть союзник.

Но иногда слова нуждаются в «переводе». Например, когда кто-то говорит «Мне без разницы», это может означать: «Я знаю, тебе все равно, что я чувствую». «При всем моем уважении» обычно расшифровывается как «Я не собираюсь учитывать твою позицию». Даже безобидные слова «Я соглашусь с большинством» в действительности иногда заглушают крик души: «Я резко против этого решения, но не собираюсь его оспаривать».

Не знать наверняка, что чувствует тот или иной человек, вполне нормально, и это отличный повод собрать дополнительную информацию. Надо лишь задать уточняющие вопросы.

  •  «Что вы чувствуете в этой ситуации?»
  •  «Вам бы хотелось найти другой выход из положения?»
  •  «Я чувствую, вас беспокоит это решение».
  •  «Могли бы вы рассказать мне больше?»
  •  «Вы довольны этим проектом?»
  •  «Есть ли какие-то проблемы, о которых я не знаю?»

Все эти вопросы предельно кратки и просты. Они призваны в том числе помочь вашему собеседнику разобраться с тем, что происходит у него в голове.

Признайте свои чувства, но не поддавайтесь им

Это тот случай, когда проще сказать, чем сделать. Легче всего отреагировать эмоционально, если вам не нравится то, что вы слышите. Но так поступать нельзя, как и игнорировать свои чувства. Выход есть! Надо отреагировать на сами эмоции. Например, вы явно чувствуете раздражение, признайтесь себе в этом и сразу попытайтесь понять, откуда оно взялось. Это поможет использовать вашу эмоциональную энергию более продуктивно.

Сотрудник одной компании плохо справлялся со своей работой и в конце концов пришел в кабинет руководителя и сказал, что уходит. Начальник тут же подумал: «С одной стороны, я не хочу выплескивать свой гнев, хотя меня так и подмывает напомнить этому человеку, сколько сил и времени я потратил на его обучение. С другой — я не хочу разыгрывать удивление и произносить что-то типа: «Не могу поверить, что ты уходишь».

Вместо этого руководитель признал, что разочарован и рассержен, после чего спросил у сотрудника, почему же он решил уволиться. Начальник выслушал все претензии подчиненного и сказал, что понимает его чувства, но рассчитывал на другое развитие событий. Так руководитель проявил уважение к сотруднику за его мужество и честность. И оба остались в выигрыше: начальник не заставил подчиненного чувствовать себя еще хуже, а тот дал конструктивную обратную связь, что помогло улучшить кое-что в организации.

Такой диалог легко мог превратиться в сражение. Но вместо того чтобы поддаться эмоциональному порыву или, наоборот, подавить его, грамотный руководитель потрудился понять, откуда взялись его негативные чувства.

Использование эмоций для лучшего понимания окружающих предполагает два подхода к разговору:

  •  общение с людьми, говорящими на одном с вами эмоциональном языке;
  •  поиск общего языка с любым собеседником на основании причин, вызывающих те или иные эмоции.

При последнем подходе ваши диалоги постепенно станут более конструктивными. Всякий раз, когда ситуация будет обостряться, лучше взять паузу и признать, что эмоций слишком много и они вот-вот выплеснутся, поэтому самое время подумать, откуда они взялись.

Источник: fastcompany.com, Фото: Shutterstock.com

megaplan.ru

Как научиться слушать


Содержание:
Нетерпение
Зачем слушать?
Внимание к словам
Повторение
Вопросы
Подробности
Два фокуса внимания
Как слушать резюме

Человек, умеющий слушать, также привлекателен, как умеющий говорить. Нельзя, обладая красотой ума, не уметь слушать других.
Человек, умеющий слушать, демонстрирует свое внимание к тому, что говорят.
Человек, умеющий слушать, уважает говорящего.
Человек, умеющий слушать, выказывает искренний интерес к тому, что слышит.
Человек, умеющий слышать, извлекает пользу из того, что слышит.
Все эти качества должны быть искренними, а не притворными. Если только вы не говорите все время, то вам приходится слушать. И нужно уметь это делать.

Нетерпение

Трудно придумать более «некрасивого» собеседника, чем не желающего слушать, а только ждущего момента, чтобы высказаться. Такая нетерпеливость заметна и оскорбительна для говорящего. Если вы не хотите никого слушать, почему другие должны слушать вас?

Возможно, вам кажется, будто то, что вы хотите сказать, важнее того, что говорят другие, — но остальные едва ли разделяют вашу позицию.

Слушайте внимательно и учтиво, и это принесет вам больше пользы, чем нетерпеливое ожидание своей очереди высказаться.

Зачем слушать?

Человек, умеющий слушать, получает больше пользы от этого умения, чем от умения говорить.

Когда вы говорите, вы показываете другим, насколько вы умны. Так, вы можете донести до собеседника ваше мнение и убедить его. Говоря, вы можете разобраться в собственных мыслях. Но, когда вы сами говорите, то редко узнаете что-либо новое. Слушая же, можно узнать немало — если слушать внимательно.

Это может быть информация, которой вы не знали. Например, вы можете узнать, что в одних странах принято правостороннее движение, а в других — левостороннее.

Вы можете узнать новые факты и статистические данные. Вы знали, что в США 95 процентов уголовных дел заканчиваются соглашением о признании вины?

А то, что во многих странах больше аварий со смертельным исходом происходит из-за того, что водители засыпают за рулем, нежели вследствие употребления алкоголя?

Вы можете узнать необычную точку зрения, о существовании которой прежде не подозревали. Курильщики платят в пенсионный фонд столько же средств, сколько и некурящие. Но средняя продолжительность жизни курящих меньше (на восемь лет, в зависимости от интенсивности курения), поэтому курящие часто не выбирают сполна пенсию, которую накопили. Получается, что курящие щедро и бескорыстно субсидируют некурящих.

Вы можете услышать и настоящие откровения. В США число юристов на душу населения в двадцать семь раз выше, чем в Японии. Юридические факультеты университетов относятся к числу самых популярных в стране. В Японии общее количество практикующих юристов ограничивается законом. Почему же в США так много юристов? Юриспруденция воспринимается многими как специальность «для общего развития», которую можно иметь «про запас», занимаясь Другими вещами. Кроме того, многие выпускники школ хотят получить хорошее высшее образование, но не любят математику. И юриспруденция — одна из немногих специальностей, для поступления на которую больших математических знаний не требуется.

Вы можете знакомиться с новыми, иными трактовками событий. Возможно, вы всегда смотрели на какую-то вещь под одним углом, а слушая, вы сможете взглянуть на то же под другим. Например, вы всегда воспринимали уход на пенсию как уход на заслуженный отдых. Но вам предлагают взглянуть на это иначе: как на возможность развернуть еще большую активность, заняться тем, чем вы всегда мечтали, но не могли себе позволить.

Или другой пример. Вы воспринимали грубость некоторых людей как проявление агрессии, но собеседник открывается перед вами иначе: так эти люди пытаются компенсировать собственную неуверенность в себе или чувство неполноценности.

Умение слушать расширяет ваш кругозор, позволяет познакомиться с новыми точками зрения, которые радикально отличаются от вашей и, тем не менее, излагаются вполне разумно и обоснованно. Вы можете услышать, что продление жизни любой ценой — нерациональная трата ресурсов. Есть данные, что в среднем около 75 процентов всех средств, расходуемых  на свое здоровье, тратятся в последний месяц жизни. Вы можете услышать разные точки зрения в отношении абортов: одни отстаивают «право на жизнь», другие «право выбора».
Большую пользу вы можете получить, узнав, что ценят в жизни другие люди. Каковы их ценности? Как они распоряжаются ими?

Сравните человека, который копается в грязи, чтобы найти алмаз, и человека, который идет по берегу и разглядывает прибитые волнами деревяшки. Искатель алмазов вынужден перелопатить гору грязи, чтобы найти один алмаз. Но он знает, как выглядит алмаз и сколько он стоит. Иными словами, он ищет вещь и знает ее цену.

Человек же, разглядывающий выброшенные на берег деревяшки, ничего, что имело бы конкретную рыночную стоимость, не ищет. Он ищет деревяшки необычной формы, из которых можно сделать красивую лампу или трость — и эта лампа или трость будут иметь свою ценность только тогда, когда будут сделаны.

Таким образом, ценность — понятие многоплановое. Возможно, когда то, что вы уже знаете, соединится с тем, что вы услышите, то родится действительно ценная идея, которая принесет вам пользу.

Внимание к словам

Обращайте внимание на слова собеседника, особенно прилагательные. Они почти всегда субъективны. Прилагательные не столько отражают объективную реальность, сколько сообщают о чувствах собеседника.

Путешествие было скучным. (На самом деле пейзажи были прекрасны, но говорящий все это уже видел не раз.)

Это весьма экзотический ресторан. (Другой человек назвал бы этот ресторан вульгарным.)

Он холоден и высокомерен. (На самом деле речь идет о робком и замкнутом человеке.)

Обращайте внимание и на используемые обороты и аналогии. Некоторыми из них, вы, возможно, сами захотите воспользоваться впоследствии.

Повторение

Это очень полезный прием, если вы хотите научиться слушать. Вы повторяете услышанное своими словами. Так вы демонстрируете собеседнику свое внимание и понимание, а в некоторых случаях такой прием помогает лучше разобраться в смысле высказывания. Например:

Насколько я понимаю, вы утверждаете, что рецессия в долгосрочной перспективе полезна для бизнеса, поскольку убыточные предприятия сходят со сцены, освобождая, когда кризис заканчивается, больше места для перспективных предприятий. Я правильно понял?

Так вы утверждаете, что США — единственная индустриальная страна, где по-настоящему ценят успешных людей и восхищаются ими?  А в других странах, в Великобритании, например, успешным людям завидуют и пытаются их унизить?

Если я правильно понял, вы говорите, что из женщин получаются лучшие врачи, чем из мужчин, потому что у женщин сильнее развита интуиция и они способны принимать в расчет большее количество факторов?

Вы говорите, что ужесточение наказаний за преступления ни к чему не приведет, если преступники будут продолжать думать, что вероятность их поимки слишком мала?

Когда вы резюмируете, перефразируете, повторяете слова собеседника, то доставляете ему удовольствие, ведь ему приятно знать, что его слова услышаны и поняты.

Вопросы

Умение задавать вопросы — важный аспект умения слушать. Они демонстрируют ваше внимание и заинтересованность. Помогают глубже исследовать рассматриваемые вопросы, позволяют выявить любые недоразумения. Они более подробно освещают вопросы, представляющие наибольший интерес для слушателей, а также помогают удостовериться, правильно ли вы понимаете собеседника. Например:
Это официальные данные или слухи?
Мистер Хорсли сказал это в вашем присутствии?
Вы видели это своими глазами или пересказываете чьи-то слова?
Это научный факт?
А то, что вы говорите насчет курения, подтверждается статистикой ?
Применима ли статистика ко всем возрастным группам или только к молодежи?
Насколько чаще эти люди попадают в аварии?

Если разница составляет лишь несколько процентов, такой повышенный уровень аварийности, хоть и статистически значим, большого практического значения (например, в плане увеличения страховых взносов) не имеет.

Если вам, к примеру, скажут, что в Новой Зеландии посчитали, что дети из неблагополучных семей чаще становятся преступниками, эта информация едва ли вас  удивит. Но если вы уточните статистические данные, вас может ждать настоящий сюрприз. Дело в том, что дети из неблагополучных семей в сто раз чаще становятся преступниками. Это действительно огромная цифра.

Подробности

Если какая-то тема вас особенно интересует, то можете попросить собеседника сообщить больше деталей. Например: «Не могли бы вы подробнее рассказать о корейских группах взаимопомощи? Как они устроены?» Вы демонстрируете внимание и заинтересованность и сможете извлечь больше пользы из беседы.

Бывает так, что выступающий не знает заранее, какие аспекты темы будут наиболее интересны слушателям. В этом случае сами слушатели, задавая вопросы, должны помочь ему сосредоточиться на факторах, которые интересуют их больше всего.

Например, вам говорят: «Китай, возможно, единственная страна, где уровень самоубийств среди женщин выше, чем среди мужчин». Это утверждение может вызвать такие вопросы:
Это новая тенденция?
Это связано с политикой одного ребенка в семье?
Это относится ко всем возрастным группам?
Среди замужних и одиноких женщин эта цифра одинакова?

Два фокуса внимания

Когда вы слушаете собеседника, ваше внимание всегда разделено, по меньшей мере, надвое.

Говорящий пытается донести до вас какую-то мысль, выразить свое мнение или отстоять одну из сторон в споре. Вам следует уделять этому внимание. Чего говорящий пытается добиться? Вы согласны с ним в главном? Убеждают ли вас его слова?

Прислушиваясь к тому, чего собеседник «пытается добиться», вы проявляете уважение к нему.

В то же время есть и второй фокус, притягивающий ваше внимание.

Предположим, вы едете по дороге, намереваясь попасть в город . По пути вам встречается очаровательная деревушка либо историческое место. Вы останавливаетесь, чтобы осмотреть местные достопримечательности, вызвавшие ваш интерес.

То же относится и к беседе. Слушая человека, вы обращаете внимание на интересные сведения, быть может, не имеющие прямого отношения к той идее, которую говорящий пытается до вас донести.

Если хотите извлечь максимум пользы от общения, надо научиться иметь оба эти фокуса внимания в виду. Предположим, вы сосредоточены только на основной теме. И оказывается, что с мнением собеседника вы не согласны. Это означает, что от общения вы почти ничего не получили.

Однако если вы обращали внимание не только на главную идею, но и на попутные интересные моменты, то, даже не соглашаясь с собеседником, можете почерпнуть из разговора немало новой информации, узнать об альтернативных точках зрения и т. д.

Как слушать — резюме.

  1. Человек, умеющий слушать, внимателен и старается извлечь максимум пользы из сказанного. Он проявляет внимание не только к основной теме обсуждения, но и к интересным идеям, возникающим попутно и имеющим собственную ценность.
  2. Уметь слушать вовсе не означает нетерпеливо ждать возможности высказаться.
  3. Задавая вопросы, вы можете узнавать новую информацию и углубляться в уже поднятые темы.
  4. Вы можете узнать о существовании точки зрения, о которой прежде не подозревали.
  5. Если вы внимательно слушаете, вам откроются новые идеи.
  6. Вы можете узнать новые для себя способы восприятия вещей.
  7. Вы можете узнать, на чем базируется точка зрения, отличающаяся от вашей.
  8. Вы можете узнать, как люди применяют ценности, отличающиеся от ваших.
  9. Вы должны обращать внимание на слова, выбираемые говорящим, особенно на прилагательные, свидетельствующие об их чувствах.
  10. Заведите привычку повторять услышанное, как поняли. Это важно и полезно.
  11. Задавайте вопросы, проверяя фактическую сторону дела, уточняйте подробности по интересующим вас темам.

5psy.ru

Как научиться слушать людей: 7 правил : Блог Александра Герасименко

Я умею неплохо говорить, но если мы с вами останемся наедине, я проведу это время больше слушая, чем говоря. Слушать – это важнейший навык и пожалуй, самый недооценённый.

Как правильно слушать, 7 правил:

1. Исключение

Чтобы верить в “слушание” сделайте его полезным. Не тратьте своё время на недостойных. Если вам скучно с человеком или он глуп, то он не только расходует ваше время, а с каждым словом внушает вам, что “слушание бесполезно”. Он передаёт вам очень вредное убеждение и с такими людьми нужен не навык слушания, а навык вежливого расставания. Их надо исключить из тех, кого вы слушаете.

2. Практика

Смените чтение текста на аудиокниги.

Чтобы лучше слышать, надо больше слушать.

Это обыкновенное правило изучения иностранных языков применимо для развития навыков слушания и в своём родном языке.

3. Оценка

Больше пребывайте в оценочном режиме людей. Когда ты оцениваешь, а не пытаешься понравиться, слушание является продолжением твоего естественного состояния, не напряжением и не постоянным прерыванием твоего шаблона. Оценка окружения делает вас слушателем и даёт огромное количество практики.

4. Задний фон

Не имеет смысла вслушиваться, если ты просто хочешь понять, что тебе говорят. Слушайте, чтобы услышать, что “дребезжит” на заднем фоне:

  • Зачем вам человек это рассказывает? Какие у него цели? Что им движет?
  • Кто на него влияет больше всего?
  • Какие выводы он делает из событий?
  • Вам нравится, как он мыслит? Куда приведут вас отношения с человеком, который так мыслит?

5. Задавайте вопросы

Дайте заднему фону подребезжать громче, задавайте вопросы.

6. Шаг внутрь

Один – два раза поставьте себя не место вашего лучшего собеседника, но не больше. Вы должны просто понимать его страхи и мотивацию, а не стать им. Человек меняется моделированием, вживанием в образ, и если вы будете вживаться в каждого, то вы начнёте превращать себя в собеседника. Очень скоро вы себя потеряете.

7. Используете

Используйте то, что вы услышали. Аудиоволны должны приводить вас к действиям. Действия замкнут петлю пользы и вы будете и дальше слушать. Если вы только слушаете и не делаете ничего на основании услышанного, навык слушания отомрёт, как бесполезный.

Следующая

Непрошеные советы

askalex.ru

Учимся слушать музыку

 Музыка – это океан страстей и эмоций. Музыка – прекрасна и удивительна!

Представьте на минуту: музыка исчезла! И жизнь людей стала сразу обыденной и серой.

Влияние музыки на человека нельзя переоценить. Музыка властвует и покоряет людей.

Музыка всегда с нами – и в радости, и в печали. Иногда невозможно передать словами чувства и эмоции, и тогда приходит музыка. Она сильнее каких-либо слов.

 

Но порой музыки становится очень много в нашей жизни, она звучит повсюду и становится просто фоном.

И вот тогда нужно вспомнить, что музыка рождается в тишине, и научиться слышать музыку тишины: капли дождя, шелест листьев, пение птиц или пробуждение рассвета.

 

Музыкальный мир не знает границ, он охватывает все исторические эпохи и разные слои общества. Каждый народ имеет свои музыкальные традиции и свои народные истоки. Благодаря разнообразной музыке различных эпох и народов, современный человек становится внутренне богаче.

Мы слушаем и восхищаемся классической музыкой, которая не меркнет в современном мире: музыка Баха и Моцарта, Вивальди и Чайковского не теряет своей красоты и актуальности. Каждый раз, слушая классиков, мы убеждаемся, что их чувства и мысли созвучны нашим устремлениям и нашим переживаниям, и понимаем, что классическая музыка не стареет, она увлекает и захватывает наши сердца и наши души.

 

А на вопрос, какая музыка нужна человеку, однозначно можно ответить: хорошая! Нужна и серьезная музыка – симфонии, оперы, и легкая – эстрадные песни или танцевальные мелодии.
Главное, чтобы в музыке отражались чувства и устремления человека.

 

Но чтобы наслаждаться классикой, нужно научиться слушать и понимать музыку. То есть, нужна определенная внутренняя подготовка, чтобы прочувствовать красоту музыки, гармонии и богатство сложных созвучий. А потому необходимо слушать классическую музыку постоянно и приучать себя к постижению качественной музыки.

 

Возможно, придется несколько раз прослушать произведение, вникая в смысл и привыкая к звучанию. И постепенно неясность и хаотичность обретет ясность, логику. Постепенно переходя от простого для восприятия произведения к сложному произведению, можно развивать слух и научиться слушать и слышать музыку.

Как ребенок, научившийся читать, расширяет свой кругозор и постигает знания, заложенные в печатных изданиях, так и слушатель постепенно овладевает умением слушать музыку.

 

Чтобы понять смысл произведения, нужно осознавать, что музыка отличается от других видов искусства. Музыка обращается к чувствам и настроениям слушателей. Ее выразительные средства не так наглядны, как в кино, театре, живописи, и отражают реальность иначе, чем другие виды искусства. Композитор превращает свои настроения, чувства, мысли, видение мира в звуки и в нотную запись. А исполнитель воспроизводит нотные знаки, превращает их в мир музыкальных образов и будит у слушателя определенные мысли и чувства.

 

Музыка с огромной силой передает настроения радости или горя, ликования или драматизма, которые, порой, трудно передать словесным языком. Музыка с помощью музыкальных образов передает и воспроизводит картины внешнего мира. У Глинки в «Попутной песне» мы слышим движение поезда, в романсе Алябьева – пение соловья, у Чайковского в пьесе «На тройке» — перезвон бубенцов. В музыке мы можем представить движение – приближающееся и удаляющееся. Передается это с помощью динамики – усиливающейся, а затем затухающей. Мы можем распознать в музыке светлые, радостные тона, грусть, печаль или тревогу, грандиозность, мощь или сказочность образов.

 

Однако, музыка не так конкретна, как, например, живопись. Музыка передает душевное состояние, чувства и эмоции. При звучании одного и того же произведения, у слушателей будут возникать разные зрительные ассоциации, но настроения восприятия будут едиными для всех. Особенно слушая инструментальную музыку, не имеющую конкретного названия. В этом и вся прелесть музыки: она развивает нашу фантазию и превращает слушателя в активного участника творческого процесса.

 

А еще постоянное слушание классической музыки развивает музыкальную память и слух, внимание, воображение и мышление. Для начала нужно научиться определять песню, танец, марш; характер и темп, форму произведения, динамику. Со временем эмоциональная отзывчивость на музыку углубляется и появляется осмысленное восприятие. Обязательное условие для развития осмысленного восприятия – сосредоточенность слухового внимания – ни на что не отвлекаться, думать только о звучащем произведении. И тогда можно прочувствовать и осмыслить музыкальное произведение.

 

Есть выражение — «музыка рождается в тишине». Тишина – необходимое условие для того, чтобы сосредоточиться на прослушивании музыкального произведения.

 

Второе условие – качественное исполнение произведения и качественная звуковоспроизводящая аппаратура.

А еще хорошо бы во время прослушивания следить за звучащей музыкой по нотному тексту.

И, конечно же, начинать необходимо с прослушивания небольших произведений вокальной, программной инструментальной, театральной музыки. Их легче воспринимать, благодаря конкретному образному содержанию. И лишь затем можно переходить к более сложным и продолжительным по звучанию произведениям.

Очень важна предварительная эмоциональная подготовка к слушанию: должен быть интерес к произведению и желание познакомиться с ним.
Необходимы сведения о произведении, композиторе, история создания, содержание произведения. А после ознакомления и первого прослушивания можно проанализировать произведение, определить форму, средства музыкальной выразительности.

Использование наглядных пособий – репродукций, фото, слайдов – помогут понять музыку. А словесное описание подготовит внимание и вызовет эмоциональное состояние, соответствующее содержанию музыки.

 

Благодаря таким занятиям, последовательным и постоянным, можно научиться слушать и понимать музыку.

vocalmuzshcola.ru

❶ Как научиться слушать 🚩 Как заставить слушаться любого, убедить кого угодно в чём угодно 🚩 Семья и отношения 🚩 Другое

Инструкция

Окружающие оценивают ваш внешний вид, работу, учебу, личную жизнь. Кроме незнакомых, есть еще друзья и родственники, мнение которых для вас особенно важно. Вы живете в среде этих людей, которые порой определяют ваше место и положение в жизни. Поэтому нельзя полностью отвергать чужое мнение, просто нужно научиться проводить границу между обычным общественным мнением и вашей чрезмерной зависимостью от него.

Для людей, поддающихся чужому влиянию, самым страшным наказанием в жизни является негативная реакция окружающих людей. Если вы относитесь к этой категории людей, тогда попробуйте осознать то, что на каждую отрицательную реакцию обязательно найдется своя положительная. Каждая личность индивидуальна в своих воззрениях, но, несмотря на это, все люди равны в правах. Поэтому, мнение одного человека не может быть правильнее другого.

Чаще всего, подвластными мнению окружающих, оказываются люди, не знающие, чего они хотят от жизни. Они не расставили приоритетов в своей жизни, поэтому любая фраза знакомого определяется ими как призыв к действию. Если вас волнует отрицательное мнение, например, о вашем молодом человеке, определите для себя черты его характера симпатичные вам, а также те, которые вам не нравятся, подумайте, на что вы способны закрыть глаза, а на что - нет. Затем прислушайтесь к тому, что говорит вам собеседник, и оцените важность этой информации для себя.

Припомните все, что вы сделали в жизни, чего добились своими силами в той или иной сфере деятельности. Практически любому человеку есть чем похвастаться, обязательно существует то, чего он добился своими стараниями и присущими ему особенностями характера.

Попытайтесь заглянуть себе в душу. Это довольно сложно, но попробуйте создать мысленную модель неприятной для вас ситуации, припомните то, что с вами случилось или могло случиться. Подумайте, какие вы совершили ошибки, в результате которых начали прислушиваться к чужому мнению. Попробуйте выявить возможную выгоду для вашего советчика в том, чтобы вы начали думать именно в этом направлении. Честно ответьте для себя на вопрос: почему вы боитесь дать отпор чужому мнению и отчего боитесь начать прислушиваться к себе. Попробуйте перебороть ваш страх. Сделав это однажды, вам в дальнейшем будет гораздо проще, ведь самое сложное – это сделать первый шаг.

Общайтесь как можно больше, знакомьтесь с новыми людьми, слушайте разные точки зрения, учитесь говорить, смело высказывайте свою точку зрения. Осознайте, что вы не зависите от чужого мнения, это придет не сразу, может через месяц, а возможно и через год. Постепенно вы поймаете себя на мысли, что мнение другого человека – это всего лишь его мысли и его точка зрения. Она имеет право на жизнь, но не является руководством к действию.

www.kakprosto.ru

❶ Как научиться слушать людей 🚩 как научиться не терять смысл в разговоре 🚩 Работа над собой

Инструкция

Старайтесь не думать о чем-то своем, когда слушаете другого человека. Не отвлекайтесь на посторонние мысли. Умейте сосредоточиться на беседе. Рассеянность очень мешает вникнуть в смысл разговора.

Постарайтесь не заниматься во время беседы посторонними делами. Не демонстрируйте свое невнимание. Например, постоянно отвлекаясь на телефонные разговоры, вы не сможете сконцентрировать внимание на вашем собеседнике. Во время серьезной беседы телефон лучше отключить.

Не относитесь к человеку с предубеждением. Не стоит думать, что ваш собеседник не в состоянии сказать что-то умное, хорошее, интересное для вас. Будет очень трудно выслушать его с должным вниманием. Да и ваше высокомерное отношение не поможет произвести на других хорошее впечатление.

Искренне проявляйте интерес к тому, что вам говорят, это не только поможет не отвлекаться, но и вызовет у собеседника желание с вами общаться. Не просто слушайте, а старайтесь вести диалог. Задавайте наводящие вопросы, старайтесь понять смысл речи.

Не перебивайте собеседника на полуслове, это невежливо и некрасиво. У человека может сложиться впечатление, что вы не только не заинтересованы в том, что он вам говорит, но и не уважаете его мнение.

Дайте человеку закончить свою мысль, после этого некоторое время обдумайте услышанное и только тогда высказывайте свое мнение. Если вы будете придумывать ответ во время речи собеседника, вы обязательно пропустите что-нибудь важное.

Установите зрительный контакт с говорящим. Неприятное впечатление производит человек, который смотрит по сторонам, например, разглядывая детали интерьера. Если вы хотите показать свою заинтересованность в разговоре, смотрите на собеседника.

Не забывайте о языке жестов. Если вы будете использовать позы, выражающие вашу заинтересованность, всем своим видом показывать насколько важен для вас этот разговор, вас будут считать приятным собеседником.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *