№ вопроса п/п | Текст вопроса | Варианты ответов | Номер правиль-ного варианта ответа | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Какое из ниже перечисленных определений философии первоначально? | Душа культуры | Учение о мудрости | Любовь к мудрости | Форма теоретического мировоззрения | 3 | ||
В чем заключается основной вопрос философии? | О возможности нашего мышления познать действительный мир | Об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию | О развитии научной мысли | О соотношении наших мыслей об окружающем нас мире к самому этому миру. | 2 | ||
Согласие с какими из нижеследующих положений означает агностицизм? | Некоторые вещи никогда не станут объектами нашего познания | Процесс познания бесконечен | Все наши знания только гипотеза и таковыми останутся | Человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы | 14 | ||
Какое из философских течений отрицает познаваемость мира? | Материализм | Субъективный идеализм | Агностицизм | Объективный идеализм | 3 | ||
Что такое философия? | Философия – наука | Философия – мировоззрение | Философия – ядро мировоззрения | Философия – методология познания | 3 | ||
Как называется учение о ценностях? | Гносеология | Аксиология | Пантеизм | Онтология | 2 | ||
Что означает сенсуализм? | Гносеологическое направление в философии, основным положением которого является утверждение о том, что все знания человек получает из ощущений | В чувствах мир дан непосредственно | Доказательство бытия бога | Учение о логосе | 1 | ||
Представителям какого философского направления принадлежит учение о том, что все знания человек получает из опыта? | Рационализм | Дуализм | Эмпиризм | Номинализм | 3 | ||
Обращение мышления на себя с целью понять свои действия? | Медитация | Интроверсия | Рефлексия | Релаксация | 3 | ||
Слово «софия» по-гречески означает? | Мудрость | Щедрость | Честность | Глупость | 1 | ||
К какому понятию можно отнести данное определение: « Эмоциональное восприятие действительности»? | Миропонимание | Мироощущение | Мировоззрение | 2 | |||
Какого утверждения придерживался субъективный идеализм? | «Мир есть комплекс моих ощущений» | «Я мыслю – значит, я существую» | «Нет ничего в уме, чего бы не было бы в чувствах» | 1 | |||
Что лежит в основе догматизма? | слепая вера в авторитет | доказательство правоты своих идей | символ веры христианства | 1 | |||
Найдите положение, лучше других характеризующее позицию материализма в философии: | Материалисты полагают, что объективный мир и его законы являются определяющим началом в отношении к мыслям людей, научным теориям | Материалисты полагают, что сознание человека, воля к цели людей не имеют существенного значения в развитии общества и природы | Согласно материализму, явления мира подчинены закономерностям, мир не представляет собой скопление случайных явлений. | 1 | |||
Какая из форм мировоззрения составляет познавательно -интеллектуальную сторону мировоззрения на уровне настроения и чувств: | Мировосприятие | Мироощущение | Миропонимание | 3 | |||
Правильно ли будет утверждать что понятие «философия» охватывает более широкий круг явлений, чем понятие «мировоззрение»: | Да | Нет | 2 | ||||
Как называется учение о познании: | Онтология | Гносеология | Аксиология | 2 | |||
Укажите, какие суждения выражают позиции релятивизма? | Всякая истина абсолютно на все времена | В каждый абсолютный истине есть элементы относительной истины | Все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного | 3 | |||
Подчерните, какие предпосылки возникновения философии вы знаете: | Желание человека познать мир | Мифология | Борьба за выживание | Культура | Религия | 125 | |
Как называется мир, постигаемый органами чувств: | Интеллигибельный | Сенсибельный | Подсознательный | 2 | |||
Философскими суждениями являются: | Предметы состоят из атомов | Пространство и время суть формы бытия материальных объектов | Растения состоят из клеток | Мир познаваем | 24 | ||
Истинные суждения с точки зрения субъективного идеализма: | Бытие определяет сознание | Мир существует вне сознания людей | Законы природы создаются мышлением человека | Сознание определяет бытие | Основой мира является мировой разум | 34 | |
Как называется учение о практической деятельности человека? | Онтология | Антропология | Аксиология | Праксиология | 4 | ||
Как называется учение о ценностях? | Онтология | Герменевтика | Гносеология | Аксиология | 4 | ||
Каков, на Ваш взгляд, основной источник происхождения философии? | Предфилософский миф | Предфилософское научное знание | Религиозно-мифологический комплекс | Житейская мудрость | Нравственная потребность | 2 | |
В истории философской мысли неоднократно предпринимались попытки выделить основной вопрос философии. Какая из выведенных формул наиболее глубоко отражает сущность философского размышления о мире. Основной вопрос философии – это …? | Поиск Истины, Добра и Красоты | Отношение познания к целям человеческого разума | Вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить | Отношение мышления к бытию | Вопрос о сущности счастья | 4 | |
Какие направления в философии являются основными? Укажите две позиции, это … | Идеализм | Пантеизм | Реализм | Концептуализм | Материализм | 15 | |
К какому понятию относится данное определение: «Совокупность всех форм взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга»? | Цивилизация | Общество | Культура | 2 | |||
Назовите основные элементы мироощущения: | Знания, взгляды | Чувства, ценности | Убеждения, идеалы | 2 | |||
Определите основные черты философского мировоззрения: | Эмоциональность, символизм | Опора на разум (рационализм), сомнение, универсализм | Догматизм, опора на авторитет | 2 | |||
К какому понятию можно отнести следующее определение: Совокупность познавательной, интеллектуальной деятельности»? | Миропонимание | Мироощущение | Мировоззрение | 1 | |||
Наука, изучающая наиболее общие вопросы развития природы, общества и познания: | Социология | История | Философия | 3 | |||
К какому понятию можно отнести данное определение: «Эмоциональное восприятие действительности»? | Миропонимание | Мироощущение | Мировоззрение | 2 | |||
К какому историческому типу мировоззрения относится вера в сверхъественное начало бытия | мифология | религия | философия | 2 | |||
Что изучает гносеология? | Вопросы бытия; | Вопросы смысла жизни | Вопросы познания | 3 | |||
Философское учение о ценностях: | Аксиология | Праксиология | Онтология | 1 | |||
Объективные идеалисты считают, что: | Первично безличное вселенское сознание | Первично сознание, разум и воля отдельного субъекта | Первична материя | 1 | |||
Кому принадлежит выражение: «нет ничего в разуме, чего бы ранее не было в ощущениях» | Рационалистам | Сенсуалистам | Агностикам | Идеалистам | 2 | ||
Какое из утверждений раскрывает сущность субъективного идеализма? | «Мир есть комплекс моих ощущений» | «Нет ничего в уме, чего бы раньше не было в чувствах» | «Я мыслю, значит, существую» | «Ничего сверх меры» | 1 | ||
Гилозоизм – это: | признание человеческого сознания; | наделение всей природы сознанием; | признание одухотворенности живой природы. | 3 | |||
Какая из ниже перечисленных категорий не раскрывает взаимосвязь человека и мира? | Сущность | Существование | Реальность | Бытие | 1 | ||
Бытие – это: | природные процессы | субъективная и объективная реальность | совокупная реальность | все выше перечисленное | 4 | ||
Материя есть философская категория для обозначения: | атомов | вещества | объективной реальности | объективной реальности, данной нам только в ощущениях | 4 | ||
Что такое онтология? | Наука о мышлении | Наука о ценностях | Наука о бытии | Наука о познании | 3 | ||
Парменид учил, что бытие подобно? | Кругу | Шару | Нулю | Числу пи | 2 | ||
Греческое слово «материя» (hyle) первоначально означало? | Имущество, собственность | Тема разговора | Ткань, одежда | Лес, древесина | 4 | ||
Выделите исторические формы материализма | Стихийный | Объективный | механистический | диалектический | 134 | ||
Понятие «бытие» и «существование»? | По объему «существование шире | «бытие» философская категория, а «существование» – обыденное | По объему «бытие» шире | Тождественны | 2 | ||
Атрибутами материи считаются | Время | Вкус | Форма | Пространство | Цвет | 14 | |
Материя есть первооснова всего существующего, – считают …? | Скептики | Рационалисты | Сенсуалисты | Идеалисты | Материалисты | 5 | |
Форма бытия материи выражающая структурность и протяженность материальных систем? | Пространство | Качество | Движение | Время | Количество | 1 | |
Классификацию основных форм движения произвел? | Энгельс | Фейербах | Декарт | Лейбниц | Бэкам | 1 | |
Всеобщее свойство материи: | Мышление | Отражение | Существование | Статичность | Притяжение | 2 | |
Кому принадлежит философское определение материи? | Канту | Фейербаху | Марксу | Ленину | Энгельсу | 4 | |
Какое из понятий является более широким? | Движение | Развитие | Взаимодействие | Отражение | 2 | ||
Реальное бытие это? | Все что существует во времени и пространстве | все что существует вне времени и пространств. | 1 | ||||
Что такое логика? | Учение о формах и законах мышления | Учение о методах познания | Учение о субстанции | Учение о бытии | 1 | ||
Что изучает онтология? | Вопросы смысла жизни | Проблемы бытия | Проблемы познания | 2 | |||
Какое направление философии утверждает «Вселенная всегда была таковой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, что могло бы войти в неё и произвести изменение»? | Идеализм | Дуализм | Материализм | 3 | |||
К какому понятию можно отнести следующее определение «первооснова всего сущего»? | Материя | Субстанция | Бытие |
koledj.ru
Глава 17. Четыре вида постижения | МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КАББАЛЫ
17.1. Введение
17.1.1. Что изучает каббала
Основной предмет исследований данной науки – взаимопроникновение и взаимосвязь всех частей мироздания. Каббала изучает, как управляемые единым законом природы составляющие огромной действительности всех миров [439] включаются друг в друга, пока не образуют абсолютного единства, где все части соединены в одно целое.
Из последовательного усвоения научного материала мы узнаем, что создание творения [440] началось с единой мысли – Замысла творения, которая определяется как «желание Творца [441] насладить свои творения». Насладить их можно лишь существующим в Нем совершенством – иначе наслаждение будет неполным, а неполное, несовершенное действие Творец совершить не в состоянии.
Рис. 17.1. Создание творения.
Исследуя, каким образом все исходит из единого действия Творца, из Его единой мысли – Замысла творения, мы познаем развитие творения: его распространение, расширение, удаление от Замысла Творца – вплоть до состояния, когда оно становится противоположным Ему.
Творение приобретает формы абсолютно противоположные Творцу и не имеющие никакой связи с первоначальными. Затем благодаря собственным усилиям, свободному выбору и добровольному участию в созидании творение вновь воссоединяется и возвращается к единой мысли, Замыслу, Цели, которая называется «желанием Творца насладить свои творения».
__________________________________________________________________
Распространение и отдаление от первоначального Замысла, вплоть до форм ему противоположных, называется «распространением миров сверху вниз» – удалением от Одного, Единого, Единственного, объединяющего в Себе все противоположности.
__________________________________________________________________
Даже такое состояние творения, когда оно отдаляется настолько, что становится абсолютно противоположным Творцу, является особенным, желательным, необходимым, ибо начиная с него и далее, творение обретает исключительное свойство, называемое свободой воли, свободой желания, свободой выражения.
Рис. 17.2. Развитие творения.
Только достигнув нижней точки при распространении миров сверху вниз и оказавшись в состоянии полной противоположности Творцу, творение способно начать постигать эту противоположность. Исходя из своего положения, оно может для себя определить: каково его желание.
Пользуясь свободой выбора, творение приходит к выводу, что единственным желательным состоянием должно стать для него слияние с Творцом, то есть возврат в ту единственную мысль, замысел творения, где все соединено между собой без всякого различия.
Отсюда следует, что все наше существование, все наши ощущения, мысли, поступки, решения должны быть очень точно направлены. В начале любого действия необходимо осознать свое состояние как порочное, ущербное, противоположное слиянию с Творцом и сделать выбор в пользу единственно правильного из всех возможных – возвращения в положение единства.
Не важно, каким способом воплощает человек свое действие, с помощью каких именно средств, в каких земных образах он будет переходить от одного состояния к другому, к третьему, пока не достигнет раскрытия целостности мироздания, Единого Творца. Это будет единственно правильным действием, совершенным в условиях свободы воли.
В каком бы направлении мы ни прилагали усилия, они, в итоге, продемонстрируют лишь нашу ущербность, если наши действия не направлены на раскрытие единства Творца, на включение в Него, на возврат к точке, в которой все соединяется. Это точка слияния с Ним, где мы, Он, все действия, все мироздание объединены в одно целое и нам покажут необходимость того, чтобы мы своей свободой воли и правильным осознанием раскрыли это единство. К такому выводу, постигая на себе и обобщая собственный опыт, приходит исследователь мироздания – каббалист [ 442].
__________________________________________________________________
Предметом изучения науки каббала является взаимопроникновение всех частей действительности, их объединение, управление ими при помощи всеобщего Закона для достижения состояния соединения в одно целое. В результате исследования данной науки человек осознает, что все казавшееся ранее взаимоисключающим, взаимоуничтожающим, включается, впитывается в единство Творца без всякого антагонизма, противоречий и напряжения.
__________________________________________________________________
Именно приближение к единству и создает само это единство, увеличивает и определяет его, потому что даже самые крайние противоположности соединяются в нем, дополняя друг друга.
17.2. Познание в современной науке
Существуют четыре вида познания:
Познание материи
Познание формы материи
Познание абстрактной формы
Познание сути
Поскольку в окружающей нас действительности нет ничего, в чем нельзя было бы распознать материю и форму, то и науку, рассматривающую эти вопросы, в целом можно подразделить на две части: познание материи и познание формы.
Взяв в качестве примера стол, можно обнаружить, что его материей является дерево, а формой – конфигурация стола. Материя, то есть древесина, есть носитель формы, представляющей собой стол. Аналогично этому, слово «лжец» имеет свою материю (человек) и форму (ложь), так что материя «человек» является носителем формы – лжи.
Этот закон справедлив для любых объектов мироздания как в нашем мире [443
], так и в духовном [444]. Относительно человека все состоит из двух частей: материи и формы. Что бы мы ни рассматривали: неживую, растительную, животную и человеческую природу, духовные объекты, мысли или чувства – восприятие нами любого объекта происходит в этих двух категориях. Так мы воспринимаем действительность.Этим и обусловлено разделение науки, исследующей действительность, на две части. Одна – изучает саму материю, то, из чего состоит объект, а вторая – его форму, свойства и внешние проявления. Если бы человек обладал другими органами чувств, которые позволяли бы ему по-другому ощущать действительность, то, разумеется, по-иному развивалась бы и эта наука.
17.2.1. Познание материи
Раздел науки, изучающий свойства материи, существующей в действительности (как чистую материю без ее формы, так и материю и ее форму вместе), относится к познанию материи. Например, изучая человека – его анатомию, физиологию, психологию, исследуют его материю.
Это познание носит эмпирический характер, то есть основано на доказательствах и сопоставлениях результатов практических опытов, которые принимаются наукой за достоверную основу для истинных выводов. Возможность повторения исследований и неоднократное воспроизведение результатов принимается за критерий подлинности знания.
17.2.2. Познание формы, абстрагированной от материи
Другой раздел науки рассматривает только форму, абстрагированную от материи и не имеющую с ней никакой связи. Скажем, формы «правда» и «ложь» абстрагируются от материи, то есть от людей, являющихся их носителями, и рассматривается только значимость самих этих форм в чистом виде, вне воплощения в какой бы то ни было материи.
Такое познание не имеет эмпирической основы, поскольку абстрактные формы не находят своего выражения на практике, подтвержденной опытом, они располагаются за пределами реальной действительности.
__________________________________________________________________
На практике не существует категорий лжи, правды, доброты или коварства в «чистом» виде. Эти свойства всегда облачены в человека и познаются лишь через своего носителя.
__________________________________________________________________
Сказанное справедливо и в отношении любых других свойств: твердости, жесткости, линейности, множественности и т.д. Постижение их возможно только в соединении с определенными физическими объектами.
17.2.3. Ложность теоретического исследования
К категории абстрактного знания относится и философия. Давая определение науке, ученые ставят в качестве необходимого условия непосредственное наличие в ней эксперимента, так как дискуссии, построенные на зыбкой почве теоретических изысканий, являются ненадежной основой для серьезных научных умозаключений. Достоверной можно считать только эмпирическую основу, позволяющую через форму войти в материю и через материю – в форму. В противном случае результаты исследований являются недостоверными, а выводы могут оказаться ошибочными.
Изучение абстрактных свойств, таких как доброта или альтруизм, в отрыве от человека, рассмотрение этих качеств в идеальном виде приводит к искаженному восприятию. Такой подход послужил причиной создания различного рода коммунистических и утопических теорий, которые впоследствии насильственно пытались воплотить в материи. Однако с материей они не имеют ничего общего. Она совершенно эгоистична, а выдуманная людьми форма – абсолютно альтруистична, и они никоим образом не сочетаются друг с другом. Примеры мы видим на практике: попытки построения социализма и коммунизма в России, создание киббуцев в Израиле и т.д. Все эти поползновения потерпели крах.
Аналогично дело обстоит и с отношением человека к духовному миру, ибо его представления о нем базируются исключительно на собственных фантазиях. Глядя на проявления окружающей действительности, человек воображает, что на духовном плане существует некое, не облаченное в форму свойство, и именует его таковым. Разумеется, это лишено какой бы то ни было реальной почвы.
Тем не менее, эти надуманные представления легли в основу всевозможных «духовных» теорий, философий и религий, которые, не имея практического подтверждения, лишь запутывали и продолжают запутывать человечество. Занимая умы миллионов и миллиардов людей, они уводят их от естественного, правильного, эмпирического познания природы.
17.3. Постижение материи в науке каббала
Каббала также подразделяется на две вышеупомянутые части: познание материи и познание формы. Однако по сравнению с классической наукой в ней даже познание формы целиком построено на научном исследовании восприятия, то есть на опытной основе.
Сказанного достаточно, чтобы понять, насколько отличается каббала от всех существующих наук. Она позволяет человеку увидеть, ощутить, познать как материю, так и форму, в их явном проявлении и неразрывной связи, когда любой объект и нашего, и духовного мира постигается практически, опытным путем.
17.3.1. Материя – сила, воздействующая на органы чувств
Весь духовный
Согласно материалистическому определению, «материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях» [445]. Из этого определения совершенно неясно, что представляет собой «объективная реальность», но утверждение, что она дается нам в ощущениях – верно. То, что мы ощущаем в данный момент, мы называем «материальным», а то, что не ощущаем, отчего-то именуем «духовным». Если начать чувствовать то, что не воспринималось ранее, к какой категории это следует относить – к духовной или материальной?
Как известно, материя может принимать разнообразные формы, переходя из одного состояния в другое. Некоторые из этих состояний ощущаются человеком в большей степени, некоторые – в меньшей. Однако если изменятся возможности органов чувств, то изменится и восприятие материи. В этом случае газ (например, воздух) станет ощущаться как жидкость или твердое тело, так что человек будет чувствовать себя погруженным в жидкость или находящимся внутри твердого тела.
Если разогреть материю до такой степени, что вся Вселенная перейдет в газообразное состояние, останется ли она материей? Если – да, то кто в таком случае сможет ощутить это?
__________________________________________________________________
Сказанное позволяет сделать вывод, что материя является понятием относительным и существует лишь относительно свойств определенного наблюдателя. Если изменяются свойства наблюдателя, то по отношению к нему претерпевает изменения и сама материя.
__________________________________________________________________
Что представляет собой материя сама по себе, нам неизвестно. Мы можем сказать о ней лишь одно: нечто с определенной силой воздействует на наши органы восприятия, вызывая в нашем мозге возникновение соответствующих образов. Так что материя для нас – это лишь некие силы, определенным образом воздействующие на наши органы чувств. Каббалисты, ощущающие духовные силы в дополнительном шестом органе чувств [446], говорят, что и они являются материей.
17.3.2. Основа материи – заключенная в ней сила
Сила является не менее реальной материей нашего мира, чем вся остальная. То, что сила не обладает образом, воспринимаемым человеческими органами чувств, не умаляет ее значимости.
Например, кислород и водород в чистом виде невидимы для глаз, не имеют запаха и вкуса, то есть относительно органов восприятия человека они никак не проявляются. Однако, вступив в определенное соединение, они образуют воду – видимую жидкость, обладающую вкусом, объемом и весом. Если добавить воду в негашеную известь, то вода немедленно впитается в нее, и жидкость станет твердым веществом. Таким образом, неощутимые в чистом виде химические элементы – кислород и водород – из газообразных, не воспринимаемых человеческими органами чувств, превращаются в твердое вещество, ощущаемое нами как окончательное в своей форме.
То же самое можно сказать и о действующих в природе силах. Обычно они не считаются материей, потому что не познаются через ощущения. Однако, с другой стороны, то, что является ощущаемой реальностью, например, жидкости и твердые тела, способно при нагреве превращаться в газ, который, будучи охлажденным до определенной температуры, может вновь стать твердым веществом.
Всегда можно подняться до самого неуловимого состояния любого вещества и от него прийти к его более грубому, твердому состоянию. Все картины, ощущаемые нами, происходят от основ, которые невозможно почувствовать и которые не являются материалами, существующими ради самих себя. Потому все зафиксированные в нашем сознании картины, с помощью которых мы и определяем материалы, непостоянны. Они не существуют в силу своих особых свойств, а лишь изменяют свою форму под воздействием внешних факторов – таких, например, как температурный режим. Нагревая или охлаждая какое-либо тело, можно наблюдать, что с ним происходит на более неуловимой ступени и на более осязаемой.
__________________________________________________________________
Итак, основа материи – заключенная в ней сила. Однако силы не проявляются относительно нас сами по себе, как химические элементы. В будущем сущность сил раскроется так же, как и химические элементы, которые тоже были в свое время открыты человеком.
__________________________________________________________________
17.3.3. В действительности существуют только силы
Каббала поможет человечеству обнаружить, что материи как таковой не существует. Уже сегодня ученые в своих исследованиях приходят к выводу: материя существует только относительно нас, и вид ее определяется нашим восприятием. Любую материю по отношению к наблюдателю можно довести до ощущения ее, как твердой, жидкой, газообразной. Материю можно перевести в плазменное или совершенно исчезающее из нашего восприятия состояние. Все зависит только от того, как мы на нее воздействуем, насколько мы пытаемся увести ее в «зону неощущаемости». При этом с материей ничего не происходит – она переходит из одного состояния в другое, но не исчезает. Все изменяется лишь относительно возможностей наших органов чувств, нашего восприятия. В действительности существуют одни только силы, которые относительно нас либо не проявляются вообще, либо проявляются в тех формах, которые мы улавливаем: плазменной, газообразной, жидкой или твердой.
17.3.4. Мы не постигаем силы – мы постигаем их воздействие на нас
До тех пор пока наука не разовьется до своей совершенной формы, мы должны считаться только с конкретной действительностью. Сегодня мы ощущаем самих себя и то, что нас окружает. Хотя даже обычное понимание себя и мира демонстрирует нашу необъективность, а определения, даваемые нами, – временные и неточные, другого выхода у нас нет. Мы можем давать названия только в соответствии с реакцией мозга на ту информацию, которую доставляют ему наши органы чувств.
Все видимые и ощущаемые нами материальные действия должны рассматриваться в связи с тем, кто их совершает, с учетом того, что и он, и сами действия в основе своей состоят из материи. Если бы не это обстоятельство, то не существовало бы возможности постижения.
__________________________________________________________________
Мы не постигаем сами силы, то есть духовный мир. Мы постигаем только их действия и следствие этих действий, которым и даем названия. До тех пор пока мы не выйдем на уровень сил, их одеяния будут постоянно меняться, и мы не сможем ни ощутить ничего абсолютного, ни дать ему истинное определение.
__________________________________________________________________
17.3.5. Единая сила
В действительности существует лишь единственная сила, представленная в наших ощущениях разложенной на бесконечное множество частных сил, которые воспринимаются нами в большей или меньшей степени, в зависимости от нашей способности восприятия, познания, контакта с ними. Это и определяет наличие вокруг нас многообразия объектов и действий, из которых складывается картина нашего мира.
На самом деле реальность не состоит из нашего мира и мира духовного. Это мы одну общую силу, Творца, делим на такие проявления. Мы воспринимаем себя как «я, находящийся в заранее заданном мире». Каббала предлагает нам иной угол зрения на мир: «я, как кли [447] относительно света [448], создающего меня и ощущаемого мною». Такой подход позволяет понять, что, вопреки существующему представлению, материальное не является одеянием духовного и что, следовательно, через материальное нельзя повлиять на духовное.
17.3.6. Метод исследования в каббале
Постижение Высшего мира происходит в созданном каббалистом дополнительном органе чувств, который называется душа [449]. То, что воспринимается в нем, называется духовным постижением [450]. Духовное постижение происходит только в той мере, в какой этот дополнительный орган и его свойства соответствуют свойствам единственно существующей управляющей силы, которую каббалисты называют «Творец».
Рис. 17.3. Метод духовного постижения с помощью экрана и отраженного света.
__________________________________________________________________
По мере уподобления Творцу, человеку раскрывается Высший мир [451]. Слово «мир» (олам) происходит от слова «скрытие» (алама), то есть, изменяя себя, человек постепенно раскрывает то, что было ранее скрыто. Таким образом, все миры существуют в человеке, раскрываются в нем и являются не чем иным, как частичным подобием Творцу.
__________________________________________________________________
Процесс уподобления Творцу является постепенным, ступенчатым: создание органа духовного ощущения происходит по 125-ти ступеням, называемым «125 ступеней миров» [452], по которым человек постепенно поднимается к полному раскрытию Творца.
__________________________________________________________________
Абсолютное равенство Творцу называется полным исправлением человека. Этим он достигает цели своего сотворения.
__________________________________________________________________
17.3.7. Восприятие в каббале
Любая наука имеет определенный диапазон исследования, определяемый чувствительностью естественных органов восприятия. Несколько повысить их возможности позволяют приборы, но и они имеют предел.
Рис. 17.4. Восприятие человеком (желание получать) нашего мира с помощью пяти органов чувств.
__________________________________________________________________
Каббала дает человеку неограниченный объем восприятия, оговаривая при этом, что ни в коем случае нельзя отрываться от постижения объективной реальности: достоверно лишь то, что каббалист воспринимает, только в этих границах проводится исследование. Поэтому каббалисты всегда очень осторожны в передаче своих знаний.
__________________________________________________________________
Особенно хорошо это видно по «Учению Десяти Сфирот» [453] Бааль Сулама, который, разъясняя выходящее за рамки понимания другого каббалиста, пишет: «Далее следует личное предположение». Любое мнение, не базирующееся на четком измерении и постижении, всегда оговаривается, как таковое. Оно никогда не принимается в качестве достоверного научного факта ни самим автором, ни теми, кто изучает его труды.
Каббала – такая же наука, как и другие естественные дисциплины, только позволяющая исследователю работать в более широком диапазоне. Она также относится к познанию и восприятию действительности, как и все остальные науки, то есть базируется на четком постижении человека. Только то, что мы постигаем, измеряем, можем повторить, записать, передать, является в каббале научными данными. Форма и материя не отрываются друг от друга, а изучаются вместе.
17.3.8. Постижение в каббале
Раскрывая в себе дополнительные ощущения, человек начинает входить внутрь той части мироздания, которую раньше не воспринимал, и работать в ней так же, как и в открытой части мироздания, которую ощущают все. Человек познает причины происходящего, связи между ними и следствиями. Раскрываемый фрагмент мироздания присоединяется к прежней картине мира. Получаемое знание является абсолютно достоверным, поскольку добыто эмпирическим путем, результаты исследования имеют стопроцентную повторяемость и могут быть проверены другими исследователями.
Один из законов каббалы гласит: «То, что непостигаемо, невозможно назвать». Определяя объект, дают название какому-то его свойству только после того, как он постигнут полностью.
__________________________________________________________________
Постижением в каббале называется самое глубокое понимание предмета, когда человек постигает не только сам объект, но и более высокую ступень, причину, его породившую. Осознание причины своего сотворения раскрывает цель существования, все состояния, которые человек должен пройти по цепочке причинно-следственных связей до приобретения им окончательной формы. Сумма таких знаний об объекте и называется в каббале постижением.
__________________________________________________________________
17.3.9. Постигаемое и непостижимое
Каббала принципиально не делит мироздание на духовное и материальное – она говорит о постигаемом и непостижимом.
__________________________________________________________________
То, что я сегодня постигаю органами чувств, называется «этот мир», «мой мир», «постигаемый мною мир», «моя ступень». Та часть, которую я еще не раскрыл, но которую, как объясняют каббалисты, я должен раскрыть, остается скрытой от меня и называется тайным миром.
__________________________________________________________________
17.4. Вопросы и ответы
Вопрос: Чем обусловлена разница между изучением и постижением? Почему мы осуществляем изучение сверху вниз?
Почему мы делаем это сверху вниз? Потому что мы изучаем то, что совершил Творец. После того как появилось творение, оно начало нуждаться в исправлении [454], и мы изучаем процесс исправления и возвышения в мирах. Однако все равно изучение идет параллельно в обоих направлениях: и сверху вниз, и снизу вверх.
Строго говоря, путь снизу вверх в каббале не рассматривается, потому что человек должен проделать его сам. Поэтому, хотя наша учеба и построена на исследовании функционирования Высшего мира, мы ни в коем случае не должны думать, что благодаря своим занятиям получаем правильное представление о том, как этот мир создан.
Учеба необходима нам не для того, чтобы стать более умными и знающими, а чтобы с ее помощью мы вызвали на себя воздействие окружающего света [455]. Мы, действительно, изучаем, как происходит распространение миров сверху вниз, но их постижение идет снизу вверх. Этот путь мы должны исследовать на самих себе по мере собственных усилий, в получении живительной силы, экрана [456] для подъема, именно благодаря изучению распространения миров сверху вниз.
Сделано это намеренно, чтобы помочь человеку, не путаясь, оптимальным образом искать свой путь, ибо это и есть поиск Творца, того единства, о котором мы сейчас говорим.
__________________________________________________________________
В чем заключается сегодня наша работа по восхождению на первую духовную ступень? Чем отличается первая духовная ступень от нашего нынешнего состояния? Только тем, что мы начинаем ощущать Единую силу, управляющую всем вокруг нас.
__________________________________________________________________
Вместо людей, животных, растений и небесных тел (неживой, растительной, животной, человеческой природы) я обнаруживаю стоящую за ними Единую силу, которая управляет всем и таким образом воздействует на меня. Исходя из этого, я уже вижу и знаю, как я должен относиться через них к Единой силе, к Творцу!
Первым признаком связи с Творцом является состояние, когда Он представляется мне как Единая сила, стоящая за каждым, управляющая каждым, находящаяся в каждом, словно рука кукловода. В этом случае я могу связать все воедино и вообразить Его как Единое поле, называемое Сияние Шхины [457]. Раскрытие такого пассивного проявления Высшего управления, Его единства, Его единственности, Его единой цели, единого направления – и есть наша задача. Впоследствии человек обнаруживает это единство в массе собственных противоположных и самых невероятных проявлений.
Мы описываем постижение духовного мира в некоторых переживаниях и образах, однако оно абсолютно реально и поддается измерению, может быть повторено. Классические науки, которые мы развиваем на основании информации, воспринимаемой в нашем временном мире – в особых, очень ограниченных, условиях, – передают ощущение различных сил не в их истинном виде, а в качестве наших собственных свойств. Каббала же говорит о том, что стоит за этими силами и свойствами, – о единственной силе Творца.
Несмотря на то что духовный материал нам неизвестен, мы можем исследовать его путем логики, как в любой науке. Например, занимаясь анатомией, изучая отдельные органы и их взаимовлияние, мы еще не имеем представления о живом человеке в целом, но с течением времени, постигнув эту науку, мы получаем возможность из частного правила вывести общее, которое обуславливает поведение всего организма. Таким образом строится многое в классических науках, и это абсолютно научный подход.
Приступая к исследованию Высшего мира, не имея о нем никакого понятия (поскольку знание постигаемо только из совокупности всех деталей), человек обязан изучить все частности, схему их взаимодействия, факторы, причины и следствия, пока не постигнет всю мудрость. Когда он будет знать все до тонкостей, то достигнет общего знания.
Если учеба объединяется с намерением раскрыть единство Творца, то все наши усилия складываются, включаются в Него, и в итоге трансформируются в духовное знание.
__________________________________________________________________
Постижение единства означает, что мы должны суммировать все наши знания, впечатления, измерить их, соединить между собой, сопоставить таким образом, чтобы они образовали в нас полную картину единства, состоящую из взаимоисключающих, противоположных друг другу сил, явлений, действий. Когда мы узнаем до тонкостей все детали, то достигнем общего знания.
__________________________________________________________________
Только сейчас каббалу начинают изучать во всем мире. Этого не делали не потому, что она была непостижима. Ведь у астронома тоже нет точного понятия о самих звездах и планетах, но он исследует происходящие с ними процессы, продвигая и развивая свою науку. Так и мы: не постигаем ни суть нашего мира, подобно астрономам или физикам, ни суть духовного мира, подобно каббалистам. Однако не имея возможности постичь саму суть, мы осмысляем ее действия, реакции, отзвуки. Этого нам достаточно, потому что изучение процессов, происходящих с непостигаемыми объектами, все равно приводит нас к полному знанию.
Вопрос: Что именно мы постигаем, когда поднимаемся по ступеням миров?
__________________________________________________________________
Мир – это объем моего исправленного желания, он называется миром моего постижения. На настоящий момент, поскольку я еще совершенно ничего не исправил в себе, не уподобился Творцу, то нахожусь на предварительной ступени, которая называется «наш мир». Это тот же эгоизм, благодаря которому я ощущаю Творца в себе, в своих естественных свойствах, но все это – исключительно ради себя.
__________________________________________________________________
Человек не воспринимает ничего другого, кроме Творца, кроме света, который его создал и наполняет. Каждый из нас и сейчас ощущает Творца, но только в самом противоположном Ему, низшем состоянии, называемом «наш мир» [458].
Такое состояние не считается постижением Высшего мира, оно не является духовным, так как в нем отсутствует какое-либо подобие Творцу. Однако и в этом состоянии, и во всех последующих, более высоких, я воспринимаю свое желание: меру его исправленности или неисправленности. Все ощущается внутри меня, внутри моего желания. Таким изначально и создано наше желание, то есть творение.
Подъем со ступени на ступень происходит не за счет того, что я увеличиваю свое желание – оно фиксировано и неизменно. Я могу увеличить его только за счет слияния с другим желанием, затем с еще одним, и еще, и так далее. Подъем по ступеням возможен только по мере слияния с остальными душами [459], с остальными желаниями. Присоединяя их к себе, я делаю свое кли больше, получаю дополнительное желание. «Я его присоединяю» – означает, что я его исправляю, то есть исправляю себя. Иначе невозможно, потому что благодаря присоединению уничтожаются эгоистические перегородки между двумя объектами. Таким образом, у меня образуется исправленное кли. В нем я ощущаю следующую ступень исправления и так далее.
Вопрос: Что обнаруживает человек, когда постигает духовный мир?
Человек обнаруживает, что в духовном мире существует полнейшая гармония, что все управляется Высшей силой, которая ведет все миры, все творения к общей цели. Раскрывая эту цель для себя, человек перестает совершать необдуманные поступки, он начинает понимать, как следует относиться к другим людям. Он становится неразрывной интегральной частью всего творения.
www.kabbalah.info
Человек и 5 первоэлементов | Самтулана
Аюрведа появилась, благодаря медитации провидцев, истинных риши. Тысячелетиями их учения передавались устно от учителя к ученику, и позже эти учения стали предметом мелодичной санскритской поэзии. Хотя многие из этих текстов были со временем утеряны, большая часть аюрведического знания сохранилась.
Эта мудрость, берущая начало в Космическом Сознании, была воспринята сердцами риши. Они постигли, что сознание — это энергия, проявленная в пяти основных принципах или элементах: эфир (пространстве), воздух, огонь, вода и земля. В основе Аюрведы лежит эта концепция пяти элементов.
Риши постигли, что вначале мир существовал в виде непроявленного сознания. Из этого всеобщего сознания проявился беззвучный звук «АУМ», как тонкая космическая вибрация. Из этой вибрации первым возник элемент эфира.
Затем этот элемент эфира начал двигаться, и это тонкое движение создало воздух, который является подвижным эфиром. Движение эфира способствовало возникновению трения, которое генерировало теплоту. Частицы тепловой энергии соединились в форму интенсивного свечения, и из этого света проявился элемент огня.
Итак, эфир преобразился в воздух, и это был тот же эфир, который позже проявился в виде огня. Обычно от теплоты эфирные элементы растворяются и разжижаются, проявляя элемент воды, и затем затвердевают, формируя молекулы земли. Таким образом, эфир проявлен в четырех элементах: воздухе, огне, воде и земле.
Из земли были созданы все оригинальные живые тела, включая растительное и животное царства, а также человек. Земля также содержится в неорганических субстанциях, включающих в себя царство минералов. Таким образом, вся материя рождена из лона пяти элементов.
Во всей материи существуют эти 5 элементов. Вода — классический пример, доказывающий это: твердое состояние воды — лед — проявление принципа земли. Скрытое тепло (огонь) во льду, растапливает его, проявляя воду, и затем происходит превращение в пар, указывающее на принцип воздуха.
Пар исчезает в эфире, или пространстве. Таким образом, в одной субстанции присутствуют 5 основных элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля.
Все 5 элементов возникают из энергии, исходящей из Космического Сознания, все 5 присутствуют в материи повсюду во Вселенной. Таким образом, энергия и материя представляют единое начало.
Человек, как микрокосм
Человек является микрокосмосом. Так же, как 5 элементов находятся повсюду в материи, также они существуют в каждом человеке. В человеческом теле много мест, где проявлен элемент эфира. Например, пространство есть во рту, в носу, в кишечно-желудочном тракте, дыхательных путях, животе, грудной клетке, капиллярах, лимфе, тканях и клетках.
Пространство в движении называется воздухом.
Воздух — второй космический элемент, элемент движения. В человеческом теле воздух проявляется в многообразных движениях мышц, пульсации сердца, расширении и сокращении легких, в движениях стенок желудка и кишечного тракта.
Под микроскопом можно видеть, что даже клетка пребывает в движении. Реакцией на раздражение является движение нервных импульсов, проявляющихся в сенсорном и моторном движениях. Все движения центральной нервной системы целиком управляются воздухом.
Третий элемент — огонь. Источником огня и света в солнечной системе является солнце. В теле человека источник огня — это обмен веществ, метаболизм. Огонь действует в системе пищеварения. Огонь проявляется, как интеллект в сером веществе клеток мозга.
Огонь проявляется также в сетчатке глаза, воспринимающей свет. Таким образом, температура тела, процесс пищеварения, мышление и способность видеть — все это функции огня. Весь метаболизм и ферментная система контролируются этим элементом.
Вода — четвертый важный элемент в теле. Она проявляется в секреции желудочного сока и слюнных желез, в слизистых оболочках, в плазме и протоплазме. Вода жизненно важна для функционирования тканей, органов и различных систем тела.
Например, обезвоживание организма, в результате рвоты и поноса, должно быть устранено немедленно для спасения жизни пациента. Так как вода столь жизненно важна, вода в теле называется Водой Жизни.
Земля — пятый и последний элемент космоса, который присутствует в микрокосмосе. Жизнь становится возможна на данном уровне, потому что земля держит все живое и неживое на своей поверхности.
Твердые структуры тела — кости, хрящи, ноги, мускулы, сухожилия, кожа и волосы — все произошло из земли.
Чувства (восприятия)
Эти 5 элементов проявляются в функциях пяти чувств человека, так же, как и в его физиологии. Эти элементы непосредственно связаны со способностью человека воспринимать окружающий его мир. Через органы чувств они также связаны с пятью действиями, соответствующими функциям сенсорных органов.
Основные элементы: эфир, воздух, огонь, вода и земля — связаны со слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием, соответственно.
Эфир является посредником, передающим звук. Этот эфирный элемент связан с функцией слуха. Ухо, орган слуха, выражает действие через органы речи, которые придают смысл человеческому звуку.
Воздух связан с чувством осязания; органом осязания является кожа. Органом, передающим чувство осязания, является рука. Кожа на руке очень чувствительна, рука наделена способностью держать, давать и принимать.
Огонь, проявленный, как свет, тепло и цвет, связан со зрением. Глаз, орган зрения, управляет ходьбой и, таким образом, связан с ногой. Слепой человек может ходить, но без выбора направления. Глаза дают направление действиям при ходьбе.
Вода связана с органом вкуса — без воды язык не может ощущать вкус. Язык тесно связан с функциями гениталий (пенис и клитер). В Аюрведе пенис или клитер считаются низшим языком, а язык во рту — высшим языком. Человек, контролирующий высший язык, естественно контролирует и низший язык.
Элемент земля связан с чувством обоняния. Нос, орган обоняния, функционально связан с действиями ануса, органа выделения. Эта связь проявляется у человека, имеющего запор или нечистую прямую кишку, — у него дурное дыхание, его обоняние притуплено.
Аюрведа относится к телу человека и его чувственным ощущениям, как к проявлению космической энергии, выраженной в пяти основных элементах. Древние риши постигли, что эти элементы берут начало из чистого Космического Сознания.
Аюрведа стремится дать возможность каждой индивидуальности привести свое тело в совершенную и гармоничную связь с этим Сознанием.
5 элементов, органы чувств и их действия
элемент | чувства | органы чувств | действие | орган действия |
Эфир | Слух | Ухо | Речь | Органы речи (язык, голосовые связки, рот) |
Воздух | Осязание | Кожа | Держание | Рука |
Огонь | Зрение | Глаза | Ходьба | Нога |
Вода | Вкус | Язык | Воспроизведение | Гениталии |
Земля | Обоняние | Нос | Выделение | Анус |
Автор: Васант Лад
Источник: книга «Аюрведа для начинающих»
Была ли статья полезна?
www.samtulana.ru
Если все мы воспринимаем мир с помощью органов чувств, откуда нам знать что этот мир реален, а не иллюзия?
Ознакомьтесь с солипсизмом.Мы все пленники так называемого «эгоцентрического затруднения». Все, что мы знаем о мире, основано на информации, получаемой через наши чувства. Мир нашего опыта — всеобщность всего, что мы видим, слышим, касаемся, чувствуем, иногда называется «феноменальным миром». Ясно, что нет способа получать ощущения за пределами ощущений, испытать больше того, что может быть испытано. Чарльз Пирс изобрел полезное слово для этого феноменального мира. Он назвал его «фанероном».
Какие у нас основания для веры в то, что вне нашего личного фанерона существуют какие-то вещи? Давайте с самого начала допустим, что солипсисту невозможно доказать, что вне его фанерона существует что-либо, если под словом «доказать» мы имеем в виду теоремы логики или математики. Ситуация даже хуже. Как часто указывают философы, у солипсиста нет никакого способа доказать самому себе, что он существовал вчера. Ведь может быть и так, что весь его феноменальный мир, включая всю его память, «впрыгнул» в реальность в прошлый вторник. Он не может доказать и то, что он и весь его фанерон будут существовать после четверга. Таким образом, солипсизм съеживается до того, что называется «солипсизмом момента». Одно может быть определенным, а именно «Я существую сейчас» — отправная точка философии Декарта.
Поскольку все наше познание мира и других людей дается информацией, проходящей в наше сознание через фильтр чувств, нет «железного» способа опровержения солипсизма. Под «железным» способом я имею в виду строго логическую манеру. Нет никакого способа опровергнуть что-либо, находящееся за пределами чистой логики и математики, и даже в этих последних случаях всегда происходит в рамках формальных систем с аксиомами и правилами, которые являются общепринятыми.
Как мы можем знать о твердости камня, пока мы не трогаем его? В самом деле, мы знаем о материальных объектах только то, что проходит через наши органы чувств. Зачем же предполагать таинственную, непознаваемую субстанцию, лежащую за фанероном?
Одна из причин того, почему Аристотель и схоласты, как и обычные люди и ученые, делали такое предположение, заключается в том, что это простейшая гипотеза, которая может объяснить закономерности фанерона. Отвернитесь от дерева, и затем снова посмотрите на него. Оно все еще здесь. Вы ложитесь спать, просыпаетесь, а в комнате все та же мебель. Больше того, различные наши чувства согласуются друг с другом. Куб не только смотрится как куб, но и ощущается как таковой. Мы можем видеть, чувствовать, обонять яблоко. Положите яблоко в холодильник, выньте его через час, и попробуйте его. Оно будет таким же, как и прежде.
Ну не удивительное ли совпадение — а оно должно быть удивительным для всех, кто сомневается в существовании внешнего мира — что все люди видят в существенных чертах один и тот же фанерон? Мы прогуливаемся по одним и тем же улицам одних и тех же городов. Мы обнаруживаем дома на одних и тех же местах. Два человека видят в телескоп одну и ту же спиральную галактику. Больше того, они узревают в ней одну и ту же спиральную структуру.
otvet.mail.ru
названия органов чувств и какую информацию можно получить с его помощью
Для человека информация – это его знания, ощущения и накопленный опыт.У человека пять органов чувств:
1)зрение;
с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;
2) слух;
уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;
3)обоняние;
с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего. мира;
4) вкус;
вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус — горький, кислый, сладкий, соленый;
5)осязание;
кончиками пальцев (или просто кожей) , наощупь можно получить информацию о температуре предмета — горячий он или холодный; качество его поверхности — гладкий или щершавый.
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный) , примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания) . Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг.
А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация — звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.
Считается, что человек различает то ли четыре, то ли пять элементарных вкусов : соленый, кислый, сладкий, горький и еще один, для которого нет русского названия. Его называют «umami» и приписывают вкусу глутамата натрия. Впрочем, иногда его называют «сладковатым», а изготовите ли продуктов считают, что глутамат натрия просто усиливает ощущение других вкусов . Если же верить книгам о еде, то вкусов оказывается не пять, а многие тысячи, — но кулинары имеют в виду не элементарные вкусы, а комбинированные. Недавно и ученые заподозрили, что их не пять.
http://revolution.allbest.ru/biology/00204558_0.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Основные_вкусы
otvet.mail.ru
Способность знака восприниматься органами чувств что это
Семиотика – это наука, изучающая свойства знаков и всевозможные знаковые системы. Предметом ее изучения являются знак и знаковые системы – от простых (телеграфный код) до сложных (письменность, шифры).Знак – это предмет или явление, замещающий какой-либо предмет или явление. Основные функции знаков – обобщение, называние и коммуникация.
Знаками называют материальные предметы, наделенные свойствами обозначать, заменять другие предметы и явления.
Простые примеры помогут понять два важных свойства знака
— материальность знака и
— способность обозначать явления, не связанные непосредственно с природой самого знака.
Будучи материальными явлениями, знаки воспринимаются органами наших чувств. Мы их видим, слышим, воспринимаем и т. д.
При этом не просто воспринимаем, а связываем с некоторыми другими явлениями.
Например,
увидев дым, понимаем, что где-то есть огонь;
услышав шум падающих капель, понимаем, что пошел дождь;
увидев на кресле или стуле в театральном зале какую-либо вещь, понимаем, что место занято;
увидев красный свет светофора, останавливаемся;
услышав войдите, входим в комнату, а при нельзя — не входим и т. д.
Во всех этих случаях имеем дело со знаками, но знаками разного рода.
Материальная, или внешняя сторона – то, чем передается значение, смысл и т. д. По-другому это называется формой, или планом выражения.
Слова человеческого языка являются примерами типичных знаков.
Слова, как и другие единицы языка, имеют материальную и идеальную стороны, или форму и содержание, или означающее и означаемое.
У языкового знака основная материя – звук.
План выражения языковых знаков доступен для восприятия при помощи разных органов чувств: зрение, слух, осязание.
В сознании человека план выражения знака представлен в виде акустического, графического и других образов, что позволяет говорить, о том, что языковой знак связывает не предмет и название, а понятие и образ.
Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ. Этот последний является не материальным звучанием, вещью чисто физической, а психическим отпечатком звучания, представлением, получаемым нами о нем посредством наших органов чувств; акустический образ имеет чувственную природу, и если нам случается называть его «материальным», то только по этой причине, а также для того, чтобы противопоставить его второму члену ассоциативной пары — понятию, в общем более абстрактному.
Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией.
otvet.mail.ru
Чувственное восприятие и мозг | Рецепты здоровья
Чувственное восприятие и мозг.
Чувства — окна, через которые информация об окружающем мире поступает в мозг. Каждый орган чувств занят сбором данных в форме физической энергии, после чего эта энергия преобразуется в электрические импульсы, отправляемые в мозг, где они обрабатываются и интерпретируются, превращаясь в постигаемое переживание мира.
Мозг эволюционировал, чтобы распознавать изменения в окружающей среде и реагировать на них, а информацию о внешнем мире он получает от органов чувств. Каждый орган чувств засекает чувственные (сенсорные) возбудители и переводит их на электрохимический язык мозга. Пять чувств — зрение, слух, осязание, вкус и обоняние — описал как таковые еще 2000 лет назад древнегреческий философ Аристотель. Научное же исследование восприятия началось лишь в XIX веке, а современная нейробиология позволяет нам глубже понимать механизмы восприятия.
Все сенсорные системы мозга имеют общую схему. Первая стадия восприятия называется сенсорным преобразованием — это процесс, в котором рецепторы засекают физические стимулы в окружающей среде и преобразуют их в электрические импульсы. Далее информация направляется в таламус (или «внутреннюю камеру»), а оттуда — в соответствующую область коры головного мозга.
Прозрение о зрении. Зрение изучено и понято лучше остальных чувств. Сетчатка содержит фоторецепторы нескольких разновидностей, восприимчивые к частицам света — фотонам. Свет, достигая сетчатки, вызывает в фоторецепторах биохимическую реакцию. Фоторецепторы передают сигналы о поступившем свете другим клеткам сетчатки, и те производят первичную обработку зрительной информации. Далее полученные данные передаются по зрительному нерву к области таламуса, именуемой латеральным (боковым) коленчатым телом, а оттуда они попадают в зрительную кору.
Зрительная кора расположена в задней части мозга — в затылочной доле, она содержит десятки областей, каждая из которых имеет свою функцию, и зрительная информация обрабатывается в строгом иерархическом порядке. В зрительной коре размещено множество трактов, и каждый обрабатывает свою разновидность входящих данных. В зрительных трактах данные обрабатываются параллельно, после чего сливаются воедино — происходит финальная стадия обработки.
Обработка начинается в первичных (или подкорковых) зрительных центрах, где расположены клетки, реагирующие на общие черты воспринятого изображения, в том числе контрастность и границы предметов. Информация переходит от одной области зрительной зоны к другой и становится с каждым этапом все сложнее: общие черты изображения — форма, цвет, движение — по мере перемещения по зрительному тракту сплетаются воедино, и световой узор, легший на сетчатку, реконструируется в подвижный образ мира, который мы «видим».
К слову, если у вас возникли проблемы со зрением, и вы хотите успешно их решить – крайне важно найти и обратиться к квалифицированному специалисту с приличным багажом опыта. Доктор Оспанова как раз является таким специалистом: перейдя по ссылке вы сможете получить подробную информацию о ее образовании, профессиональных достижениях, а также ознакомиться с отзывами пациентов.
Услышьте же. Ухо проводит звуковые волны к барабанной перепонке, а та передает их на улитку — спиралевидное устройство с тремя заполненными жидкостью полостями. Звуковые волны передают колебания жидкости, которые регистрируются особыми рецепторами — волосковыми клетками: каждая чувствительна к звуковым волнам определенной частоты. Информация затем переносится слуховым нервом, через таламус к височным долям мозга, где расположены области, отвечающие за обработку звука. Там же, в височной доле, находятся центры распознания речи; при поражении этих зон могут возникнуть трудности с производством или пониманием речи. Слуховой нерв отправляет информацию и к нижнему холмику — участку мозгового ствола, где происходит определение источника звука путем сравнения сигналов от левого и правого уха.
Чувствуем мир. Соматосенсорная система обрабатывает осязательные, болевые и температурные данные, улавливаемые рецепторами нервных окончаний вблизи поверхности кожи. Эта информация передается по периферическим нервам к спинному мозгу и далее — в головной, где и обрабатывается первичной соматосенсорной областью коры мозга. У каждой задействованной клетки имеется одиночное волокно, тянущееся от поверхности кожи к спинному мозгу, — это самые длинные клетки нервной системы. Нервные окончания этих чувствительных нейронов содержат многочисленные рецепторы, специализирующиеся на регистрации разной соматосенсорной информации. Одни рецепторы различают холод и жар, другие — прикосновение, зуд или боль. Каждый вид информации поступает к спинному мозгу по выделенным нервным волокнам.
Информация о боли передается специальными чувствительными нейронами ноцицепторами — комплексом рецепторов, регистрирующих один или несколько неприятных стимулов: слишком низкие или слишком высокие температуры, чрезмерное механическое давление или опасные вещества. Есть среди них и рецепторы, чувствительные к различным субстанциям, испускаемым пораженными клетками.
Наука запаха и вкуса.
Внутренняя поверхность носа выстлана тонкой тканью, состоящей примерно из тысячи разных обонятельных рецепторов, регистрирующих летучие пахнущие вещества. Клетки, снабженные этими рецепторами, имеют аксоны, простирающиеся к разным участкам мозга, которые вместе дают нам возможность воспринимать запахи и делать из этого поведенческие выводы. Вещества, именуемые феромонами, играют важную роль в поведении животных и, возможно, людей.
Вкусовые сосочки языка имеют рецепторы, определяющие соленый, кислый, горький и сладкий вкусы, а также пряное ощущение — умами. Новейшие исследования показывают, что вкусовые предпочтения обусловлены генетически — по крайней мере, отчасти. Например, вариации в гене, кодирующем обонятельный рецептор OR7D4, определяют чувствительность к андростенону — феромону, обнаруженному в приготовленной свинине, и носителям двух копий определенного варианта этого гена свинина нравится меньше, чем другим людям. Вкус и запах — самые малопонятные человеческие ощущения, однако нам известно, что они друг с другом тесно связаны. Насколько тесно? Убедитесь сами: зажмите нос во время еды — обнаружите, что не чувствуете вкуса.
«Шестое» чувство.
Проприоцепция, иногда называемая шестым чувством, — это наше ощущение движения и взаимного расположения частей тела. Мышцы содержат рецепторы растяжения — нервно-мышечные веретена, они засекают изменения в длине мышц и сообщают о них по периферическим нервам спинному мозгу. Сигналы оттуда направляются в головной мозг, где вырабатывается модель положения тела в пространстве.
Единение чувств.
«Синестезия» означает «единство чувств» и описывает явление, при котором стимуляция одного органа чувств приводит к ощущениям в другом. Физик Ричард Фейнман был так называемым «графемно-цветовым синестетом», т.е. переживал ощущение определенных цветов, рассматривая буквы и цифры, а художник-экспрессионист Василий Кандинский — синестетом звуко-цветовым, т.е. ассоциировал те или иные музыкальные ноты с красками. Другие формы синестезии: зеркальная (наблюдаемое прикосновение к другому человеку рождает осязательные ощущения), пространственно-временная (отрезки времени — дни или месяцы — воспринимаются как занимающие определенное место в пространстве относительно тела). Синестезия когда-то считалась исключительно редкой, но, по современным оценкам, встречается примерно у одного процента населения. Согласно одной теории она возникает, когда связи между разными сенсорными трактами, исчезающие в процессе развития мозга, сохраняются. В другой теории предполагается, что синестезия возникает в результате слишком активных «перекрестных помех» между сенсорными трактами.
Вас могут заинтересовать похожие медицинские статьи:
medikom.kiev.ua