Как не отвлекаться и сосредоточиться – 12 , . .

Содержание

Как перестать отвлекаться и сосредоточиться на деле

Учёные бьют тревогу: мы разучились концентрироваться. В течение последнего десятилетия мы подвергаемся непрерывной всесторонней атаке, цель которой — урвать частицу нашего внимания. Сесть и спокойно поработать, ни на что не отвлекаясь, стало почти невыполнимой задачей.

Американский учёный и писатель Кэл Ньюпорт ввёл в обиход термин «глубокая работа». По его мнению , глубокая работа — это деятельность, требующая абсолютного внимания, которая заставляет нас делать всё, на что мы способны, и, в свою очередь, развивает наши навыки. Чем лучше мы сосредотачиваемся на деле, тем выше качество нашей работы.

Почему мы постоянно отвлекаемся

Полное погружение в работу подразумевает сосредоточенность на сложных задачах в течение продолжительного периода времени.

Но у нас есть интернет. И как только мы сталкиваемся с действительно сложной задачей, которой нужно вплотную заняться, тут же возникает соблазн переключиться на другую вкладку и посмотреть, не пропустили ли мы что-нибудь интересное.

Несмотря на то, что интернет у нас есть довольно давно, мы так и не выработали иммунитет к его отвлекающему воздействию.

Социальные сети и приложения используют тот же приём, что и игровые автоматы, — вариативное подкрепление. Когда мы обновляем ленту Twitter или Facebook или в сотый раз проверяем почту, мы не знаем, что получим: интересную новость, кучу ерунды или вообще ничего. Но непредсказуемость результата заставляет нас обновлять страницу снова и снова. Постепенно вырабатывается привычка и возникает зависимость.

Как меньше отвлекаться

Как не отвлекаться дома и на улице

  • Удалите из телефона приложения социальных сетей. При необходимости в них можно зайти через мобильный браузер, но это неудобно, а значит, вы будете делать это реже.
  • Не берите телефон в туалет. Смешно, зато экономит много времени.
  • Кладите телефон подальше от кровати. Если уж легли спать, то спите, а не проверяйте почту.
  • Носите телефон не в кармане, а в сумке или рюкзаке. Так вам будет сложнее его достать.

Как не отвлекаться на работе

  • Если вы пользуетесь браузером Chrome, установите Timewarp. В нём можно настроить счётчик времени для выбранных сайтов и посмотреть, сколько времени вы на них проводите.
  • Переключите телефон в режим «Не беспокоить» и уберите его со стола.
  • Открывайте окна в полноэкранном режиме.
  • Скройте панель закладок браузера.
  • Закройте почтовый клиент и открывайте его только в специально отведённое на это время.
  • Слушайте классическую или современную инструментальную музыку.

Помимо этого, есть много полезных расширений для Chrome, которые могут вам пригодиться. Например, Inbox When Ready прячет папку входящих, и вы можете писать письмо, не отвлекаясь на новую почту. News Feed Eradicator скрывает ленту новостей Facebook и подсовывает вместо неё мотивирующую цитату. Или Forest, который выращивает виртуальное деревце, когда вы работаете, и безжалостно убивает его, если вы заходите на сайты из чёрного списка.

Как настроиться на вдумчивую работу

  • Заранее составьте план работы. Когда придёт время сесть и вплотную заняться задачей, вам будет гораздо проще не отвлекаться, следуя пунктам плана.
  • Проявите интерес к задаче. Уйти с головой в интересный и важный проект легче и приятнее, чем в тот, который вам безразличен.

За время работы над этим материалом не была открыта ни одна социальная сеть. В результате работа над статьёй заняла на треть меньше времени, чем обычно.

lifehacker.ru

Как сосредоточиться на работе: 6 эффективных способов

Умение сконцентрироваться на одной цели позволяет добиться максимального результата. Если в нужный момент навыки сосредоточения отсутствуют, отвлекают звуки, люди, посторонние мысли. Научитесь быстро концентрировать внимание, и вы удивитесь собственной эффективности.

Найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придётся трудиться ни одного дня в жизниКонфуций

«Всякий раз, когда вы хотите чего-то добиться, держите глаза отрытыми, сконцентрируйтесь и убедитесь, что вы точно знаете, чего хотите. Никто не может попасть в цель с закрытыми глазами», — Пауло Коэльо.

Когда работы невпроворот, а кроме нее еще целая куча других обязанностей, умение правильно сосредоточиться на самом важном в данный момент – достаточно ценное качество, владение которым поможет вам добиться колоссальных результатов в любой сфере многообразной жизни.

Порой бывает действительно сложно на чем-либо сосредоточиться, даже если прилагать к этому максимум усилий. Вот почему умение концентрировать внимание на конкретном задании не только полезно, но в некоторых случаях и просто необходимо (см. «Как бороться с нежеланием работать»).

Как научиться быстро и полностью сосредотачиваться на работе

1. Осознайте вашу цель

Это действительно крайне необходимо для того, чтобы не происходило рассеивания вашего внимания на массу всевозможной, но поистине бесполезной информации, которая непрерывно и ото всюду поступает в мозг. Цель должна быть абсолютно конкретной, ощутимой и видимой (см. «Как выглядит эффективно сформулированная цель»). Кроме того, она должна находиться в вашем мозге постоянно, резко обозначиваясь в случае, если вы вдруг о ней на время забываете. Это постоянное чувство цели является мощнейшим мотиватором, который способен побудить вас приложить максимум собственных усилий, чтобы достичь ее в реальности.

А чтобы все действия, направленные на ее достижение, были действительно эффективными, и никакие посторонние факторы не могли вас отвлечь от самого главного, нужно периодически представлять себе все, что произойдет после ее достижения.

2. Цель должна быть максимально реалистичной

Это очень существенно, потому что невозможность сосредоточиться обусловлена именно нереальностью и расплывчивостью задачи. Кроме того, на труднодостижимой и неконкретной цели практически невозможно сконцентрироваться, а это значит, что достичь ее будет практически невозможно. Реальная цель способна постоянно держать вас тонусе, потому что вы в любой момент при желании можете определить, на каком именно этапе по пути к ней вы теперь находитесь. А это ощущение является сильнейшим мотивом для направления всех усилий на то, чтобы максимально приблизить ее достижение.

3. Установите определенные обязательства

Для начала это могут быть конкретные временные рамки, но если вы вдруг реально осознаете, что по каким-то достаточно объективным причинам не можете уложиться в срок, то нужно обязательно «договориться с собой», что поставленная задача все равно должна быть решена. Достаточно сложно добиться положительного результата, если у вас появится нехорошая привычка бросать работу на половине пути.

4. Научитесь задавать нужный темп рабочему дню

Стремительное начало с самого утра разворачивает работу в нужное деловое русло. Для этого необходимо приступать к выполнению рабочих задач сразу же, как только вы приходите в офис. Не отвлекайтесь на ненужные мелочи. Запомните одно важное правило: быстрое эффективное начало повлечет за собой действительно продуктивный день.

5. Умейте делать перерывы

Давно доказано, что реальная продуктивность труда проявляется определенными циклами:

  • вливание в рабочий процесс – 10-15 минут;
  • 30 минут самого эффективного труда;
  • стадия постепенного истощения – через 45 минут с момента начала работы.

Вот почему целесообразно делать небольшие десятиминутные перерывы между циклами трудового процесса. Такая смена труда и отдыха позволяет в течение дня поддерживать собственную работоспособность на действительно высоком уровне (см. «Как поддерживать работоспособность на рабочем месте»).

Бездумное погружение в работу без отдыха истощает силы и также непродуктивно, как и постоянное расслабленное состояние. Перестройтесь на эффективный режим работы, в котором часовая интенсивная занятость сменяется десятиминутным перерывом, и вы увидите, насколько продуктивнее вы стали работать.

6. Тренируйте собственную остроту чувств

Этого можно добиться стабильными упражнениями на совершенствование определенных чувств, а в результате вы поймете, что это очень полезный навык, который помогает в нужный момент сосредоточиться. Займитесь тренировками слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса самыми разными средствами и способами, и вскоре вы заметите, что можете безошибочно определять различные ароматы или ощущения.

Упражнения, которые вы для этих целей можете выполнять абсолютно всюду, где бы вы в данный момент ни находились, помогут вам научиться концентрироваться на элементарных деталях, а затем перейдут в устойчивый навык.

Что способно помешать вовремя сосредоточиться

1. Различные посторонние звуки

Окружающий шум – действительно раздражающий внешний фактор, который способен свести на нет все усилия по сосредоточению. Это может быть звук работающего телевизора и громкая музыка, и звуки с улицы. Чтобы значительно снизить воздействие этого раздражителя, нужно закрыть окно или всего лишь перейти в другую, более тихую комнату.

Если причиной невозможности сконцентрироваться являются другие люди, которые находятся вместе с вами в одном помещении, то не стесняйтесь попросить их говорить тише или же вовсе соблюдать тишину. Просто объясните, что вы заняты серьезным делом, выполнение которого требует от вас особого внимания. А если вы научитесь сосредотачиваться в аналогичном месте с повышенным шумовым фоном, то вы станете обладателем чрезвычайно редкой, но очень важной способности, о которой мечтают многие.

2. Собственный поток сознания

Постоянный внутренний диалог во время работы, которая требует полной сосредоточенности, – достаточно раздражающая и отвлекающая вещь. Ненужные в данный момент тревожные мысли мешают концентрироваться на выполняемой работе, а чтобы избавиться от этого процесса, нужно просто «прокрутить» в голове, а затем какое-то время думать исключительно о поставленной цели. Это поможет вам настроиться на нужный результат и выполнить свою задачу быстро и правильно. Старайтесь постоянно держать перед глазами цель – это поможет сосредоточиться и не отвлекаться на другие посторонние проблемы.

3. Интернет-раздражитель

Как часто перед самым началом работы или непосредственно во время ее выполнения, так и хочется отвлечься на новости всемирной паутины и тем самым значительно оттянуть тот момент, когда вам все-таки придется вернуться в обычную рутину. Порой вроде бы минутная проверка личной почты или новостей в соцсетях затягивается до получаса, а то и более потерянного времени.

Отличным выходом в подобной ситуации для вас станет четкое планирование своего рабочего времени. Постарайтесь расставить приоритеты, которые полностью отражают ваши цели, а также последовательно распишите все этапы выполнения конкретной работы.

Договоритесь с собой об ограничении времени посещения интернет-сайтов, которые не относятся к вашей работе, лучше всего это делать до начала работы или непосредственно в перерыв. Поймите одно: периодически отвлекаясь на соцсети, вы отдаляете достижение необходимого результата, потому что каждое последующее вливание в нужный деловой темп потребует до пятнадцати минут рабочего времени. Не хватайтесь за массу дел одновременно, умейте правильно определять и выставлять приоритеты – это поможет вам лучше всего сосредоточиться на вашей работе.

4. Негативное настроение

Как часто для оправдания собственного бездействия, люди начинают рассказывать о неважном самочувствии или об отсутствии рабочего настроя. Чаще всего это обычные отговорки, которые оправдывают вашу лень в собственных глазах. Гоните прочь подобные мысли, постоянно думайте о результате и об установленных сроках вашей работы. Эти мысли помогут вам действительно активно трудиться и быть в позитивном настроении.

5. Освещение на рабочем месте

Оно должно быть достаточно ярким, чтобы стимулировать вашу рабочую деятельность. Если освещение чрезмерно тусклое, то ваши глаза в процессе работы будут быстро уставать, а это в итоге приведет к рассеиванию внимания на общее недомогание. Старайтесь выбирать лампу с достаточно мягким неагрессивным светом, такую, которая подойдет именно вам. Имейте в виду, что хорошее освещение – это залог качественного выполнения дел.

6. Разумная и продуманная организация рабочего места

Не стоит выбирать чрезмерно большое и мягкое кресло или же диван, поскольку подобная мебель способствует расслаблению на рабочем месте. Гораздо лучше подойдет офисный стул – он обеспечит комфортную посадку и позитивное рабочее настроение. Постарайтесь так организовать место своей работы, чтобы условия были достаточно удобными, а необходимые предметы располагались на доступном расстоянии.

На самом деле, в реальности сосредоточиться на самом важном – это не просто волевое усилие. В этом могут помочь многие внутренние и внешние факторы, а некоторые из них, напротив, способны надолго и прочно отвлечь от процесса. Но концентрироваться и сосредотачиваться можно научиться, эти важные навыки помогут вам добиваться поставленных целей действительно эффективно и в достаточно короткие сроки. А желание научиться чему-либо зависит исключительно от вас.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить оптимальный режим работы.

© Силенко Елена, BBF.RU

bbf.ru

Как сосредоточиться на учебе и не отвлекаться

 

 

Если на носу экзамен или сессия, а пятеркой даже близко не пахнет — хорошо, что вы залезли в интернет. В этой статье мы рассмотрим пошаговый способ максимально сконцентрироваться на учебе, чтобы подготовиться быстрей и качественней. Все шаги простые, только требуют немного ответственности.

 

Шаг #1 Подготовить место

Комната → Домашний офис

До того, как сесть учиться, будет неплохо создать себе атмосферу работы. Пусть она будет такой, какой вы ее представляете: расклеенные по стенам шпаргалки, чашка кофе, мотивирующая заставка на компьютере. Главное – чтобы работать было удобно. Ниже приведен список, как создать это удобство на своем рабочем месте.
 

  • Найти укромное место без лишних шумов
  • Навести порядок, обязательно протереть пыль (дышится и думается легче – проверено на себе)
  • Проветрить комнату, чтобы не «тупить» от недостатка кислорода
  • Подготовить все необходимое: ручку, линейку, карандаш, калькулятор, черновик, напиток
  • Взять нормальный стул со спинкой и без колесиков

После того, как вы сделаете эти действия, у вас появится 2 преимущества. Во-первых, вы оберете «начальную скорость» и уже начнете что-то делать, а во-вторых, вы не будете отвлекаться на беспорядок и сможете дольше сохранять концентрацию.

 

Техника

Отдельно стоит поговорить о технике. Постоянная проверка сообщений и обновлений друзей сегодня превратилась в повседневную привычку: ты уже машинально заходишь полистать инстаграм, когда берешь в руки телефон. Особенно это напрягает, если нужен калькулятор или поисковик.

Чтобы не допускать такого во время учебы, нужно либо убрать гаджеты совсем, либо ограничить их воздействие. Для этого можно попробовать:

  • Включить режим «не беспокоить»
  • Включить режим полета
  • Удалить страничку в соц. сети на время
  • Удалить все закладки браузера
  • Поместить все ярлыки на рабочем столе в одну папку и отдельно создать папку «Учеба»


 
Этими нехитрыми действиями порой можно сэкономить себе несколько часов. Ведь бывает, что заходишь отдохнуть  на 5 минут, но тратишь на это в 10 раз больше времени.

 

Шаг #2 Подготовить себя

 

 

Перекус


После того, как вы подготовили рабочее место, нужно позаботиться о себе любимом. Для начала просто перекусить, чтобы мозг сосредоточился на уроках, а не на еде. Лучше съесть чего-нибудь легкого, чтобы не свалиться потом на диван с навязчивым желанием заснуть.

Можно убить двух зайцев одновременно: и поесть, и концентрацию повысить. Для этого рекомендуют употреблять следующие продукты:

  • Зеленый чай
  • Зелень
  • Орехи
  • Жирную рыбу (сельдь, скумбрию)
  • Горький шоколад
  • Воду (сама по себе ничего не делает, но недостаток вызывает усталость)

Во время еды посмотрите какое-нибудь видео по теме вашего предмета или почитайте небольшую статью. Так вы сразу начнете вливаться в процесс и избавитесь от посторонних мыслей.

 

Мысли

Если уж заговорили про мысли, то раскроем этот вопрос шире. Проблемы, нерешенные вопросы, мечты и воспоминания тоже могут помешать сосредоточиться, поэтому нужно максимально избавиться от них до начала занятий. Вот как это можно сделать.

  • Набросать план выхода из волнующей проблемы
  • Специально выделить время на размышления
  • Написать свои мысли на бумаге
  • Взбодрить организм – отжаться, поприседать, принять холодный душ

А можно не тянуть время и сразу сесть за учебу. Если проблема несерьезная, то навязчивые мысли постепенно успокоятся и в процессе погружения уйдут сами.


Еще, важным аспектом, помогающим настроить себя, является визуализация. В мыслях вы заранее готовите себя к работе, постоянно повторяете: «сейчас и только сегодня», «вечером буду трудиться», «не встану, пока не сделаю» и т.п. Вы прокручиваете процесс работы в голове и даете организму понять, что придется приложить усилия. Этими действиями вы вызываете сосредоточенность еще до начала работы, и впоследствии вам будет легче включиться в процесс.

 

 

Музыка


Ученые выяснили, что Моцарт полезен для здоровья, Вивальди – для мышления и скорости реакции, Бетховен – для избавления от стресса. В организме происходят какие-то сложные нейробиологические процессы, которые и определяют все эти положительные эффекты.

Но нам это не важно. Нам важно, что музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее воздействие. Она помогает снять раздражимость и повысить концентрацию внимания. Вот несколько примеров успокаивающей классической музыки:

  • «Лунная соната» — Л. Бетховен
  • Концерт для фортепиано № 23 – В.А. Моцарт
  • «К Элизе» — Л.В. Бетховен
  • Ноктюрн №20 — Ф. Шопен
  • «Вальс цветов» — П.И.Чайковский

Можно использовать не только классику. Прекрасно подойдут современные композиции и звуки природы.

 

План

Как писал Брайан Трейси: «каждая минута, потраченная на планирование, экономит 10 минут на выполнение».

Действительно, если вы заранее распланируете весь процесс, то заметите, что закончите быстрее, чем предполагали. Ваши мысли не будут метаться из стороны в сторону, и это позволит сконцентрироваться на одном предмете.

Например, если вы делаете реферат – распишите структуру и подзаголовки, если вы изучаете несколько предметов — подумайте в какой последовательности их читать, если вы делаете домашнее задание — решите что списать, а что сделать самому. Вы потратите всего пару минут, зато избавитесь от чувства неопределенности. У вас появится структура работы – скелет, на который можно будет опереться.

 

Шаг #3 Концентрация во время учебы

 

Вот мы и подошли к самому главному – процессу обучения. На самом деле все определяющие шаги были сделаны в прошлом, и сейчас нам осталось узнать только пару эффективных лайфхаков.

 

#1 Перерывы

Делайте перерывы после 1 часа работы. Ученые выяснили, что именно такое распределение времени помогает сохранить лучшую работоспособность.

 

#2 Срок

Поставьте себе жесткий срок. Когда вы ставите себе рамки, то мозг автоматически повышает производительность труда. То, что в спокойном графике вы делаете за 3 часа, можно сделать в 2 а то и в 3 раза быстрее.

Только ставить нужно реальные ограничения, чтобы не было возможности улизнуть. Например, договориться о встрече с другом, пообещать помощь родителям или купить билет в кино.

 

#3 Полная самоотдача

Делайте только 1 дело в 1 время и полностью отдавайтесь ему. Водите пальцами по столу, рисуйте фигуры в воздухе, говорите вслух, в общем – старайтесь подключить как можно больше органов чувств. Так вы комплесно подойдете к вопросу, и тем самым лучше сосредоточитесь.

 

#4 Задержка дыхания

Если вы находитесь в полусонном состоянии и уже устали учиться, попробуйте задержать дыхание. Это хорошее упражнение шокирует мозг и позволяет взбодриться.

 

#5 Цель

Держите цель в голове, представляйте свободу и удовольствие после выполнения заданий. В противном случае можно скатиться и быстро впасть в уныние.

 

Немного мотивации


Многим людям все прошлые рассуждения вообще не нужны. Для них основная сложность – отсутствие интереса к обучению и скука.

Но что здесь сказать? Все описывает цитата художника Чака Клоуза: «Вдохновение для дилетантов, остальные просто приходят и работают». Никогда человек не занимается только любимым делом, всегда существуют проблемы и рутина.

Надо просто сесть и начать, без всяких отговорок. Поднять попу и привыкать ломать свое «не хочу» каждый день. Именно в этом заключается жизнь, именно такое поведение заставляет уважать самого себя. Не ленитесь, прямо сейчас начните вырабатывать свой характер.

Читайте так же — как заставить себя что-то делать.

 

Заключение + резюме

Признаюсь, я не думаю, что нормальный человек будет выполнять все вышеприведенные приемы. Нужно взять только самое основное, чтобы не застрять в вечной подготовке и не бросить эту затею. Поэтому давайте оставим все второстепенное и выделим главное.

  1. Навести порядок на столе
  2. Выключить телефон
  3. Попить чай с печеньками
  4. Мысленно составить план действий
  5. Быстро сесть и начать

На этом все, надеюсь, приведенные советы помогут вам сконцентрироваться быстрее. Успехов вам в учебе!

Статья была полезной? Поделись ею с друзьями!

uspeshnick.ru

Как сосредоточиться на работе: 10 советов психолога

Наверняка вам знакомо состояние, когда сидя за работой, вы не можете сосредоточиться на задаче. Вас постоянно что-то отвлекает. Пришло уведомление в Facebook, новое сообщение ВКонтакте, письмо на электронную почту. Пищит icq, трезвонит Skype, манит несчетными ссылками любое окно браузера. Телевизор меняет яркие кадры. На мобильный телефон приходят sms. Всюду цифровые раздражители. Время у нас такое. И чтобы быть успешным, нужно научиться брать свое внимание под контроль.

— В будущем успех будет зависеть не столько от тайм- менеджмента, сколько от техник управления вниманием, — считают бизнес-эксперты Томас Давенпорт и Джон Бек.

Именно таким техникам учит книга «Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления» (в России выпущена издательством «Манн, Иванов и Фербер»). Автор актуальнейшего пособия — психолог с 30-летним стажем Люси Джо Палладино. Эта книга будет интересна всем, кто хочет научиться концентрироваться, справляться с отвлекающими факторами, бороться со стрессом, работать и жить максимально эффективно.

С разрешения издательства публикуем несколько полезных советов из этой книги.

1) Как найти свою зону концентрации

На шкале от 0 до 10, где 0 — ваше самое расслабленное состояние, а 10 — самое напряженное, какая цифра соответствует вашему текущему состоянию? Ваш уровень адреналина дает ключ к пониманию того, каким (медленным или гиперактивным) вы себя ощущаете и как вернуться в расслабленно-сосредоточенное состояние. В отличие от первоначального принципа, задуманного Вольпе, вы не всегда будете пытаться уменьшить цифру, чтобы стать максимально расслабленным и безмятежным. Перед вами стоит задача отрегулировать степень возбужденности, чтобы войти в свою зону концентрации.

Чтобы начать пользоваться шкалой, закрепите за числами 0, 5 и 10 определенные значения. Для этого лучше всего взять реальные ситуации из жизни. Вот несколько примеров.

0 — проводите отпуск в гамаке под деревом;

5 — вы на рабочем месте успешно справляетесь с работой;

10 — ждете новостей от дорогого человека, попавшего в аварию.

Прямо сейчас вспомните, в какой момент жизни вы были в максимально расслабленном состоянии, и закрепите за ним показатель 0. Затем к цифре 5 привяжите моменты, когда вы находились в расслабленно-сосредоточенном состоянии, а очень напряженный момент оцените в 10 баллов.

Теперь, когда у вас есть контрольные точки, вы можете пользоваться шкалой от 0 до 10. В разное время дня задавайте себе вопрос: «Какой уровень адреналина у меня в данный момент?» Если вы приучите себя обращать на это внимание, то со временем процесс будет проходить естественным образом и вы продвинетесь по пути самосознания.

2) Как определить идеальный уровень адреналина

Все зависит от типа выполняемой работы. У разных видов деятельности разные зоны концентрации. Для физической активности, например для бокса или футбола, вам потребуется много адреналина. Для выполнения большинства привычных для цифровой эпохи обязанностей (например, программирование, написание отчетов, проведение детального исследования) вам необходимо терпение. Вам нужен стабильный средний уровень адреналина, чтобы добраться до своей зоны концентрации.

Большую часть времени на работе вам, скорее всего, нужен показатель между 3 и 7. Очень низкий показатель — 0–2 — был бы кстати, если бы вы отдыхали у бассейна, но за рабочим столом вы просто уснете. А показатель 8–10 слишком высок для зоны концентрации до тех пор, пока вы не начнете профессионально играть в хоккей.

Когда вы взвинчены, у вас не получится сконцентрироваться на цифрах. Поскольку адреналин направляет поток крови от мозга к мышцам, вы не сможете дать адекватную оценку эмоциям: шкала вам может показаться глупой и ненужной.

Поэтому, когда ваши показатели зашкаливают, хорошо помогают мысленные образы. Лучший вариант — это метафоры. Например, кастрюля на плите, из которой валит пар.

Знаю учителей, которые молча кладут картинку с красным сигналом светофора на стол расшалившегося ученика, и тот понимает, что пора успокоиться и сосредоточиться. Одна моя знакомая художница представляла себе Везувий и тем удерживалась от «извержения».

3) Как повысить уровень адреналина

Когда вы скучаете за рабочим столом, нужна дополнительная стимуляция, чтобы оставаться в зоне концентрации. Выберите свой вариант.

— Послушайте бодрую инструментальную музыку. Если рядом никого нет, добавьте громкости. Важно, чтобы вам было приятно работать под музыку и при этом она вас не отвлекала. Если рядом коллеги — надевайте наушники.

— Пейте напитки с низким содержанием кофеина или вообще без него. Смешайте фруктовый сок с водой, пейте холодный травяной, белый или зеленый чай, кофе без кофеина (хотя в малых дозах он в нем все равно содержится).

— Перекусывайте здоровой пищей. Ешьте фрукты, правильно приготовленный попкорн, орехи.

— Двигайте руками и ногами. Крутите в руках массажные шарики или сдавливайте резиновый, сгибайте и разгибайте пальцы ног или вращайте стопами. Купите массажный ролик для ног, который вы сможете катать вперед и назад. Если рядом никого нет, можно снять обувь и подложить под ступню теннисный мячик.

4) Как понизить уровень адреналина

— Послушайте расслабляющую инструментальную музыку. Музыка поможет успокоить нервы, но важно, чтобы она не вогнала в сон. Эта должна быть не та музыка, которую вы поставили бы себе, блаженствуя у камина. Для эффективной работы уровень адреналина должен равняться 5–6 баллам по описанной ранее шкале Вольпе.

Поищите у себя в записях расслабляющую музыку, которая, однако, не навевает сон. Этюды Шопена могут поддерживать ваш уровень адреналина в 5–6 баллов, а от его ноктюрнов захочется спать; однако другого человека те же этюды эмоционально взбодрят, а ноктюрны помогут сосредоточиться.

— Снизить уровень напряжения за работой помогут ритмичные дыхательные техники. Попробуйте дыхание по квадрату (методика описана ниже — ред.) либо приучите себя делать глубокий вдох каждый раз, когда сохраняете документ.

— Небольшие изменения (например, зажженная ароматическая свеча) могут показаться незначительными, и тем не менее они тоже помогают. Отдел мозга, отвечающий за осязание, тесно связан с эмоциями. Попробуйте и такие варианты.

— Пейте теплый травяной чай. Например ромашковый, который пользуется народной любовью во многих культурах.

— Перекусите чем-нибудь полезным. Углеводы стимулируют биосинтез успокаивающих химических веществ в мозге; углеводы, содержащиеся в цельнозерновых продуктах, самые полезные.

— Напрягайте и расслабляйте мышцы. Сожмите кулаки примерно на десять секунд, затем расслабьте. Вы почувствуете тепло, тяжесть и покалывание в кистях. Мышцы кистей расслабятся. Этот метод называется прогрессивной мышечной релаксацией, он был разработан доктором Эдмундом Якобсеном более полувека назад. Попробуйте по порядку расслабить лоб, челюсть, руки, ноги, стопы. Это упражнение можно выполнять с любыми мышцами, кроме шейных. Нельзя резко напрягать и расслаблять мышцы шеи, потому что можно легко получить травму. Сидя целый день на стуле, мы накапливаем напряжение в плечах. Чтобы избавиться от него, напрягите плечевые мышцы и затем расслабьте, поднимите плечи вверх и опустите, поведите вперед, затем расслабьте, отведите назад и снова расслабьте.

5) Как абстрагироваться

Чтобы помочь себе абстрагироваться от происходящего, попробуйте представить, как вас видит другой человек в этот момент. У вас есть друг, который всегда честен и откровенен с вами? Когда вы слишком погружены в себя и вам нужно сделать шаг назад, спросите себя: «Что об этом сказал бы такой-то?»

6) Как бороться с прокрастинацией

Прокрастинация — другой способ сказать: «На самом деле я не хочу это делать». Если вы боитесь или не можете отказать, вы опаздываете, заставляя других вас ждать, или затягиваете с результатами — это ваш способ сказать нет.

Способ борьбы с прокрастинацией включает в себя три приема: развить уверенность, разжечь огонь и переписать прошлое.

Одни из приемов:

— Первый шаг — относиться к делу как к чему-то личному. Ваш начальник, учитель или партнер заинтересованы в том, чтобы работа была выполнена, но главное — понять: почему ВЫ занимаетесь ею?

— Вы можете стратегически использовать страх для выброса норадреналина, чтобы взяться за дело. Задайте себе вопрос: «Во что мне обходится моя прокрастинация?». Заставьте себя назвать цену постоянного откладывания на потом.

7) Как использовать восстановительную передышку

Я учу детей навыкам контроля внимания, и поворотный момент наступает, когда они понимают разницу между избеганием и передышкой. И то и другое дает вам мгновенное облегчение. Разница в том, что, выбирая восстановительную передышку, вы обещаете себе вернуться к работе.

Сегодня очень легко установить себе напоминание на мобильный телефон, часы или компьютер. Если у вас нет такой возможности, запишите время своего возвращения хотя бы на бумажке. Развивайте чувство времени.

Вернуться к работе после перерыва бывает трудно. Вот несколько советов, как сделать этот процесс приятнее.

— Выберите дело, которое вам нравится больше остальных, и выполните его в первую очередь.

— Прихватите на рабочее место что-нибудь вкусненькое, например чашку чая или леденцы.

— Сразу же запланируйте следующий перерыв, чтобы вам было чего ждать.

8) Почему стоит ограничить просмотр телевизора

Телевизор — такой же стимулятор, как кофе, и точно так же у нас вырабатывается привыкание к этому напитку. Если вы на неделю от него откажетесь, первая же чашка ударит вам в голову. Пока вы пьете кофе каждый день, вы даже не понимаете, что привыкли к нему. Тот же принцип и с телевизором. Мы не обращаем внимания на то, что он крадет наши силы, потому что привыкли считать это нормальным.

9) Как не застрять в Интернете

Устоять перед бесцельным блужданием по ссылкам бывает так же сложно, как прекратить поедать чипсы. Вы можете потратить кучу времени на выполнение задачи, не имеющей ощутимой пользы, и затем мучиться от неудовлетворенности и морального метеоризма. Поэтому первые пользователи Интернета называли бесцельное блуждание по сети чипсовым синдромом. Вспомните свои ощущения, когда вы наконец понимаетесь из-за стола после часов, проведенных за просмотром бесполезных ссылок. Досада за прошедшие минуты похожа на досаду из-за съеденных пустых калорий; вместо удовлетворения от вкусной еды вы чувствуете бессилие и сожаление.

Как эффективно работать в Интернете:

— Отведите лимит времени.

— Следите за часами.

— Спрашивайте себя: «Чего я сейчас НЕ делаю?»

10) Зачем уделять внимание вопросам концентрации

Попробуйте воспринимать внимание как валюту. В таком случае чем больше мы его ценим, тем богаче станем. Вы можете представить, как люди работают с золотом: важен каждый грамм. Когда вы расплачиваетесь наличными, то пересчитываете мелочь. Внимание работает по такому же принципу. Чем более ответственно вы им распоряжаетесь, тем сильнее становитесь. Важно помнить, что ваше внимание имеет ценность.

Когда вы практикуете навыки, которые помогают концентрировать внимание, то оказываетесь в прибыли. Перед вами лежат несметные богатства новой информационной эпохи, о которых предыдущее поколение и не мечтало. Все они могут стать вашими, и вы будете учиться, расти, открывать новое, наслаждаться жизнью и достигать поставленных целей.

Перевернутая парабола используется в психологической литературе вот уже почти век. Она демонстрирует закон Йеркса—Додсона, который был выведен американскими психологами Робертом Йерксом и Джоном Додсоном в 1908 году для объяснения результатов проведенной ими серии экспериментов. Закон гласит, что результат (в нашем случае внимание) улучшается при повышении мотивации (или возбужденности) до известного предела. Когда уровень мотивации становится слишком высоким, результат ухудшается.

Вершина параболы — это пиковое состояние, в котором соотношение возбужденности и внимания близко к оптимуму.

Между вниманием и стимуляцией есть связь, понимание которой позволяет себя контролировать. Внимание ослаблено, когда вы либо недостаточно возбуждены, либо возбуждены слишком сильно. Лучше всего человек концентрируется, когда уровень стимуляции ровно такой, какой нужен.

Когда стимуляция правильная, вы находитесь в расслабленно-сосредоточенном состоянии — ваши мышцы расслаблены, а сознание находится в боевой готовности. Психологи, занимающиеся вопросами внимания, называют это состояние оптимальным возбуждением.

Существует два основных способа стать уверенней: 1) обеспечить себе успех, делая то, что повысит ваши шансы добиться желаемого; 2) убедить себя, что успех зависит от усилий, и хвалить себя вне зависимости от того, добились вы цели или нет.

Результаты исследования показали, что частое употребление кофеина в малых дозах бодрило лучше, чем одна большая доза, сравнимая с большой чашкой кофе утром.

Формируйте мудрый подход к стимуляторам, думайте, сколько можно выпить кофе, на какое время вы хотите получить эффект и когда пойдете спать.

Проверенный прием, который позволяет быстро успокоиться независимо от места и времени. С его помощью вы можете вернуться в свой ритм, если что-то пошло не так.

Оглянитесь и найдите глазами прямоугольный предмет: картину, окно, дверь, страницу в этой книге, и выполните следующее.

1. Посмотрите в верхний левый угол и вдохните, считая при этом до четырех.

2. Переведите взгляд на верхний правый угол и задержите дыхание, считая до четырех.

3. Переведите дыхание в нижний правый угол и выдохните, считая до четырех.

4. Переведите взгляд в нижний левый угол и спокойно произнесите: «Расслабился, улыбнулся». Вот и все.

Дышите таким образом, пока не добьетесь результата. Если вы оценили свой уровень адреналина выше или ниже нужного, повторяйте упражнение до тех пор, пока не сдвинетесь хотя бы на одну единицу в сторону улучшения.

www.kp.ru

Как управлять вниманием и сконцентрироваться

Джеймс Клир

Блогер, предприниматель.

Концентрация внимания: что это и как работает

Начнём с самого основного: что представляет собой концентрация внимания? Согласно определению психологов, это акт направления интереса или действий на одну цель. Да, звучит скучновато, однако тут скрывается очень важная идея.

Что такое концентрация внимания

Чтобы сконцентрироваться на чём-то одном, придётся игнорировать всё остальное.

Концентрация появляется только тогда, когда мы говорим «да» одному варианту и «нет» — всем остальным. Другими словами, исключение — это необходимое условие для концентрации внимания.

От того, что вы не делаете, зависит то, что вы можете сделать.

Тим Феррис, писатель, оратор

Конечно, чтобы оставаться сосредоточенным, не требуется неизменное «нет», важно сказать «нет» сейчас, в данный момент. Позже вы можете заняться чем-то другим, но сейчас вы должны направить своё внимание только на одну вещь.

Концентрация внимания — это ключ к продуктивности. Говоря «нет» любым другим вариантам, вы открываете свою способность довести до конца одно оставшееся дело.

А теперь важный вопрос: что нужно сделать, чтобы сосредоточиться на вещах, которые имеют значение, и игнорировать бесполезные?

Почему не получается сосредоточиться

У большинства людей нет проблем с концентрацией внимания. У них трудности с принятием решения.

Мы можем убедить себя сосредоточиться на деле, если убрать с пути всё, что отвлекает. У вас когда-нибудь была задача, которую нужно было закончить во что бы то ни стало? Вы выполняли её, потому что дедлайн принимал решение вместо вас. Может, вы и прокрастинируете, но, как только дело вынуждает вас принять решение, вы действуете.

Часто вместо того, чтобы принять трудное решение и выбрать одно дело, мы убеждаем себя, что лучше работать в многозадачном режиме. Но это неэффективный подход, и вот почему.

Почему многозадачность не работает

Технически мы можем делать два дела одновременно. К примеру, смотреть телевизор и готовить ужин или отвечать на входящие во время телефонного разговора.

Но сосредоточиться на двух делах одновременно невозможно. Вы либо смотрите телевизор, помешивая макароны в кастрюле в фоновом режиме, либо готовите макароны, а телевизор становится фоновым шумом. В каждый отдельный момент времени вы концентрируетесь или на одном, или на другом.

Многозадачность заставляет ваш мозг быстро переключать внимание с одного дела на другое. И если бы человеческий мозг умел переходить от одной работы к другой без дополнительных усилий, никакой проблемы бы не было. Но наша голова так не работает.

Вспомните ситуацию, когда вас кто-то прерывал, когда вы писали письмо. Когда разговор заканчивается, обычно вам требуется несколько минут, чтобы сориентироваться, вспомнить, о чём вы писали, и продолжить. Нечто подобное происходит, когда вы делаете несколько дел одновременно.

Каждый раз, когда вы переключаетесь с одной задачи на другую и обратно, вам приходится прилагать умственные усилия.

В психологии это называется эффектом затрат на переключение.

Затраты на переключение — это перебои в продуктивности, которые мы испытываем, когда переключаем наше внимание от одного дела к другому. Исследование 2003 года, опубликованное в International Journal of Information Management, показало, что, отвлекаясь на обычную проверку электронной почты раз в пять минут, человек тратит в среднем 64 секунды, чтобы возобновить выполнение текущей задачи.

Другими словами, из-за одной только электронной почты мы тратим впустую одну минуту из каждых шести.

Миф о многозадачности гласит, что она делает вас эффективнее. В действительности значение имеет только концентрация внимания.

Как сосредоточиться и увеличить продолжительность концентрации внимания

Давайте поговорим о том, как преодолеть нашу склонность к многозадачности и концентрироваться на одном деле за раз. Как понять, на какой из многих возможных вариантов нужно обратить внимание?

Стратегия Уоррена Баффетта — «Два списка»

Один из моих любимых методов, позволяющих сосредоточить внимание на важном и исключить всё остальное, придумал известный инвестор Уоррен Баффетт.

Баффетт использовал трёхступенчатую стратегию для повышения личной продуктивности, чтобы помочь своим сотрудникам определить приоритеты и спланировать действия.

Однажды Баффетт предложил своему личному пилоту выполнить простое упражнение, состоящее из трёх шагов.

  • Шаг 1. Для начала Баффетт попросил пилота Майка Флинта записать 25 главных карьерных целей. На то, чтобы разобраться и написать, Флинту потребовалось какое-то время. Совет: можно выполнить это упражнение с целями на небольшой промежуток времени. Например, составить список из 25 дел, которые вы хотите закончить на этой неделе.
  • Шаг 2. Затем Баффетт попросил Флинта пересмотреть свой список и выбрать 5 самых важных целей. На это Флинту снова потребовалось время, но в итоге он выбрал 5 наиболее приоритетных целей.
  • Шаг 3. К этому моменту у Флинта появилось два списка. Пять наиболее важных пунктов были объединены в список A, а остальные двадцать — в список Б. Флинт решил, что сразу же начнёт работать над пятью наиболее важными целями.

И в этот момент Баффетт поинтересовался, что тот собирается делать со вторым списком.

Флинт ответил: «Пять важнейших целей занимают моё основное внимание, но и двадцать других тоже важны, поэтому я буду работать над ними время от времени, когда представится возможность. Они, конечно, не настолько срочные, но я по-прежнему планирую уделять им внимание».

На что Баффетт сказал: «Нет, Майк, ты понял всё неправильно. Всё, кроме пяти главных целей, — это список дел, которых нужно избегать любой ценой. Что бы ни случилось, ты не должен уделять внимание списку Б, пока не достигнешь пяти важных целей».

Я люблю метод Баффетта, потому что он подталкивает принять сложное решение и исключить дела, которые можно считать хорошей тратой времени, но не самой лучшей. Таким образом, из задач, которые отвлекают на себя внимание, вы выбираете те, на которые действительно стоит тратить время.

Это только один из способов направить своё внимание и абстрагироваться от всего отвлекающего. Существуют и другие, например матрица Эйзенхауэра или метод Айви Ли.

Но какой бы метод вы ни использовали и как бы серьёзно ни были настроены, в какой-то момент концентрация пропадает. Как дольше оставаться сосредоточенным? Для этого нужно выполнить два простых действия.

Измеряйте свои результаты

Внимательность часто пропадает из-за отсутствия обратной связи. Естественно, ваш мозг хочет знать, получается ли у вас достигать поставленных целей.

У всех нас есть сферы жизни, которые, как мы утверждаем, очень для нас важны, но которые мы не отслеживаем. Это в корне неверный подход. Только с помощью цифр и полного отслеживания мы можем что-то предпринять, когда становимся лучше или хуже.

  • Когда я начал считать, сколько сделал отжиманий, я стал сильнее.
  • Когда я начал следить за выполнением привычки читать по 20 страниц в день, я прочитал больше книг.
  • Когда я записал свои ценности, я стал более принципиальным.

Задачи, которые я отслеживал, оставались в центре моего внимания.

К сожалению, часто мы избегаем измерения результатов, потому что боимся, что цифры будут невпечатляющими. Поймите, измерение нужно не для того, чтобы осуждать себя. Это просто обратная связь, которая необходима для понимания, на каком этапе вы сейчас находитесь.

Измеряйте, чтобы открывать, узнавать, понимать. Измеряйте, чтобы лучше узнать себя. Измеряйте, потому что это поможет вам сосредоточиться на вещах, которые для вас важны.

Цените прогресс, а не показатели результата

Вторая вещь, которую вы можете сделать, чтобы дольше сохранять внимание, — сосредоточиться на процессе, а не событиях. Слишком часто мы представляем себе успех как некое событие, которое может быть достигнуто и завершено.

Вот несколько примеров.

  • Многие люди представляют здоровье как событие («Если я смогу сбросить 10 килограммов, то буду в отличной форме»).
  • Многие люди представляют предпринимательство как событие («Если бы о нашем бизнесе написали в New York Times, мы бы пришли к успеху»).
  • Многие люди представляют искусство как событие («Если бы мои картины выставили в большой галерее, я бы стал известным»).

Это лишь несколько примеров из многих, когда мы определяем успех как единичное событие. Но если вы посмотрите на людей, которые сосредоточены на своих целях, то поймёте, что значение имеют не события или результаты, а концентрация на самом процессе. Эти люди любят то, чем занимаются.

И что самое забавное, концентрация на процессе в любом случае позволит вам наслаждаться результатами.

  • Если вы хотите быть хорошим писателем и выпустить бестселлер, это прекрасно. Но единственный способ достичь этого результата — любить писать.
  • Если вы хотите, чтобы весь мир узнал о вашем бизнесе, было бы неплохо, чтобы о вас написали в журнале Forbes. Но единственный способ этого достичь — любить процесс продвижения.
  • Если вы хотите быть в хорошей форме, возможно вам действительно необходимо потерять 10 лишних килограммов. Но единственный способ достичь этого результата — любить здоровое питание и делать упражнения.
  • Если вы хотите стать намного лучше в любом деле, вы должны полюбить сам процесс. Вы должны влюбиться в построение образа человека, который занимается делом, а не просто мечтать о желаемых результатах.

Концентрация внимания на целях и результатах — это наша естественная склонность, но концентрация на прогрессе приводит к большим результатам в долгосрочной перспективе.

Лайфхаки для улучшения концентрации

Даже когда вы искренне влюблены в процесс и знаете, как оставаться сосредоточенным на своих целях, ежедневная практика может привнести хаос и навредить вашей внимательности. Вот несколько дополнительных способов повышения концентрации.

1. Выберите якорную задачу

Выбирайте один (и только один) приоритет на каждый рабочий день. Хотя я и планирую завершить другие задачи в течение дня, моей приоритетной задачей является одно не подлежащее обсуждению дело, которое я должен закончить. Я называю его «якорной задачей».

Благодаря единственному приоритету мы, не задумываясь, начинаем выстраивать жизнь вокруг этого обязательства.

2. Управляйте своей энергией, а не временем

Если задача требует от вас полной концентрации внимания, запланируйте её на определённое время дня, когда у вас есть для неё силы. Например, я заметил, что моя творческая энергия выше всего по утрам. Утром я бодрый, лучше пишу и лучше принимаю стратегические решения для своего бизнеса. Поэтому я планирую все творческие задачи на утро. А все остальные рабочие дела отодвигаю на вторую половину дня: встречи, ответы на входящие, телефонные звонки и чаты в Skype, анализ и обработку числовой информации.

Практически каждая стратегия продуктивности включает совет лучше управлять своим временем. Но само по себе время бесполезно, если у вас нет сил, чтобы выполнить задачу.

3. Никогда не проверяйте электронную почту в первой половине дня

Концентрация — это устранение всего отвлекающего. А электронная почта может оказаться самым большим отвлекающим фактором.

Если я не проверяю почту в начале дня, я могу самостоятельно составить свой распорядок дня, а не подстраиваться под распорядок дня кого-то ещё.

Я понимаю, что многим людям нет смысла ждать второй половины дня, но я хочу бросить вам такой вызов. Можете ли вы потерпеть до 10 утра? Или до 9? До 8:30? Точное время ограничения не так уж важно. Суть в том, чтобы вы могли выкроить себе время утром, когда можно сосредоточиться на том, что для вас важнее всего.

4. Оставляйте телефон в другой комнате

Обычно я откладываю телефон подальше в первой половине дня. Гораздо легче настроиться на работу, если СМС, телефонные звонки или уведомления не отвлекают на себя внимание.

5. Работайте в полноэкранном режиме

Каждый раз, когда я запускаю программу на компьютере, я использую её в полноэкранном режиме. Если я читаю статью в интернете, браузер занимает весь экран. Если я пишу заметки в Evernote, я использую полноэкранный режим. Если я редактирую изображения в Photoshop, окно программы — единственное, что я могу видеть. Я настроил рабочий стол так, чтобы строка меню автоматически пропадала. Когда я работаю, я не вижу время, иконки приложений и все остальные отвлекающие вещи.

Кажется, мелочь, но в плане концентрации внимания это очень важное действие. Если вы видите иконку приложения, то у вас время от времени появляется соблазн щёлкнуть по ней. Однако если убрать визуальный сигнал из поля зрения, то и желание отвлечься пропадает через несколько минут.

6. Удалите все задачи, которые мешают вашей концентрации с утра

Я люблю делать самые важные дела с самого утра, потому что в это время ещё не появляется спешка. Поэтому я перенёс первый завтрак на полдень, чтобы высвободить немного дополнительного времени с утра на работу, а не готовку.


Независимо от того, какой стратегии вы придерживаетесь, помните, что когда мир отвлекает вас, всё, что нужно сделать — придерживаться одного дела. Вначале у вас может не получаться. Но нужно просто начать.

lifehacker.ru

Как перестать отвлекаться: пять спасительных идей

ФОТО Getty Images 

Мышление современного человека уже давно называют «клиповым». Американский психиатр Эдвард Хэлловэлл в 1994 году ввел понятие «ситуационно обусловленный дефицит внимания» (СОДВ). Вот некоторые из его симптомов:

  • неспособность сосредоточиться на чем-то одном,
  • частое переключение с одного дела на другое,
  • страх упустить что-то важное, иногда доходящий до паники,
  • растущая тенденция избегать всякого мышления и импульсивное принятие решений,
  • ощущение попусту потраченного времени в конце рабочего дня.

От известного всем синдрома дефицита внимания (СДВ) СОДВ отличается тем, что не обусловлен генетически, а приобретается нами при неправильных условиях труда и вполне устраним в отпуске или в выходные дни. Что же необходимо поменять в своей жизни, чтобы стать более сосредоточенным и больше успевать на работе? В своей новой книге «Не отвлекайте меня» Эдвард Хэлловэлл дает несколько практических советов.

читайте такжеУпражнения: как сосредоточиться

Разгрузите мозг

Для того чтобы научиться концентрироваться на текущих проблемах, нужно для начала разгрузить мозг от множества других задач, которые мы держим в голове все одновременно. Среди них могут быть как глобальные задачи типа «составить годовой отчет», так и мелкие, например, «купить зерна кофе для кофемашины», «записаться к врачу», «найти хорошего репетитора для ребенка». Итак, первым делом выпишите все ваши задачи на листок и четко распишите, что и когда вы будете выполнять. Вы должны полностью освободить «оперативную память» вашего мозга, для того чтобы сконцентрироваться на ближайшей цели.

Создайте структуру

Представьте, что было бы с нашим телом, если бы у нас не было скелета? Оно бы превратилось в бесформенной кусок плоти. Точно так же и с нашими мыслями и целями: если они не имеют точной структуры, для нас это становится невыносимо. Именно поэтому нужно обязательно завести ежедневник и все планировать. Когда мы расписываем свои задачи и расставляем приоритеты, у нас возникает ощущение, что мы можем контролировать свою жизнь. А знаете, какой самый простой способ создать структуру? Сделать уборку. Вам гарантированно будет легче сосредоточиться на своих задачах, если вокруг вас будет чистота и порядок.

Учитесь говорить «нет»

Тем, кто не умеет или боится отказывать людям, важно понять: своим решительным «нет» вы в действительности делаете доброе дело просителю. Ведь если мы помогаем человеку только из-за неумения отказать, то вряд ли эта помощь будет на 100% качественной. Если коллега хочет повесить на вас очередную внеурочную работу, просто скажите ему: «Я подумаю» или: «Я с радостью исполнил бы вашу просьбу, если б у меня было время, но, к сожалению, ситуация складывается так, что я не смогу сделать работу достаточно качественно и быстро».

Избавьтесь от электронного рабства

Выделите время в своем ежедневном распорядке, которое вы будете проводить вне электронных устройств, и сообщите коллегам о том, в какие часы вы будете недоступны. Чаще звоните, а не пишите людям, с которыми обещали связаться: живое общение дарит больше эмоций. Составьте список не очень больших дел, до которых никак не дойдут руки. Например, позвонить старому другу, открыть книжку, которую вы купили еще 7 месяцев назад, или добраться-таки до верхней полки шкафа и разобрать ее. Заглядывайте в этот список (а не в телефон) всякий раз, как только у вас появится свободная минута.

читайте такжеТренируйте свое внимание

Сосредоточьтесь здесь и сейчас

  • Выключите все приборы и гаджеты на время, нужное вам для того, чтобы сосредоточиться и подумать.
  • Доверьтесь себе. Мы лучше всего справляемся с чем-либо, когда делаем это так, как сами считаем нужным. Если вы не знаете, чего хотите, просто прислушайтесь к интуиции, и ваше подсознание, скорее всего, поведет вас в правильном направлении.
  • Сделайте перерыв. Если вы чувствуете, что ваши мысли начинают путаться, остановитесь и дайте себе передохнуть. Встаньте, пройдитесь, выпейте стакан воды, потянитесь. Для отдыха иногда может хватить и 60 секунд.
  • Возьмитесь за что-нибудь трудное. Люди максимально сосредоточиваются, принимая вызов, когда дело хорошо знакомо, но заставляет напрягать все силы. Достаточно часто невозможное вдруг оказывается вполне реальным.
  • Обратитесь за помощью. Не считайте это признаком слабости. Наоборот, такое решение говорит, что у вас пока еще достаточно сил, чтобы не растеряться и попробовать найти правильный путь.
  • Берегите свое время. Одно из самых верных правил современной жизни гласит: если вы не сможете правильно распорядиться временем, у вас его отнимут. Ревниво оберегайте свое время. Не отдавайте его никому, и никому не позволяйте им распоряжаться, если в том нет большой необходимости.
пройдите тесты

Насколько вы внимательны к другим?

  • Закройте глаза. Если вы чувствуете, что утратили сосредоточенность, откиньтесь на спинку стула и закройте глаза. Это нехитрое действие, как ни удивительно, позволяет восстановить ясность видения.
  • Нарисуйте картинку. Зрительные образы освобождают мышление. Начертите диаграмму, составьте таблицу, покройте страницу прихотливыми зигзагами, запишите на ней какие-нибудь короткие фразы или нарисуйте стрелки. Лучше всего пользоваться для этого цветными карандашами или фломастерами. Возможно, что вскоре вы представите себе именно то, что искали в состоянии повышенной сосредоточенности.
  • Разговаривайте с собой. Если вы вдруг упустили нить мысли и растерялись, попробуйте вслух порассуждать о предмете, которым вы занимаетесь. Громкая речь вовлекает в мышление новые области мозга, которые не участвуют при рассуждениях «про себя». Ваш голос рассеет туман.
  • Делайте то, что помогает вам. Не думайте о стратегиях, которые принято применять. Некоторым людям хорошо работается под музыку или в шумном помещении. Кто-то лучше сосредоточивается, когда ходит и даже бегает. Одним лучше думается рано утром, а другим — поздно ночью. Некоторые предпочитают размышлять на морозе, а другие — в финской сауне. Кому-то хорошо думается на голодный желудок, кому-то — во время еды. Не существует правильных способов — есть способы, лучшие для вас.

Еще больше советов о том, как сохранять внимательность, быть сосредоточенным и добиваться большего, читайте в книге «Не отвлекайте меня!».

Эдвард Хэлловэлл (Edward M. Hallowell) — психиатр, всемирно известный эксперт по СДВГ (синдрому дефицита внимания и гиперактивности), автор нескольких бестселлеров по версии The New York Times. Выпускник Гарвардского колледжа и медицинской школы Тулейнского университета в Новом Орлеане. Основатель центра умственного и эмоционального здоровья The Hallowell Center. Работал в Гарвардской медицинской школе с 1983 по 2004 год, выступает по всему миру с лекциями о синдроме дефицита внимания и современном ритме жизни. С момента выхода его книги «Не отвлекайте меня!» («Driven to Distraction») в 1994 году было продано более миллиона экземпляров.

Читайте также

www.psychologies.ru

Как перестать отвлекаться: 10 способов победить отвлекающие факторы

Даже если вы очень круты в самоконтроле, вам может быть очень сложно сосредоточиться на работе. Особенно если вам этого очень не хочется. К сожалению, даже самое маленькое отвлечение может полностью сорвать производительность. Вот десять советов, которые помогут приступить к делу, особенно когда это жизненно необходимо.

1. Распланируйте свой день

У каждого из нас есть определённые часы, когда нам всё даётся немного легче. Распланируйте выполнение самых важных задач так, чтобы они приходились как раз на это время. Я также обнаружил, что составление расписания на день помогает всё успеть и ничего не забыть. Будь то напоминание о встрече, дедлайне или обед.

2. Перейдите в полноэкранный режим

Мы не так многофункциональны, как нам того хотелось бы. И раз уж так случилось, что работать придётся не покладая рук, уберите все возможные отвлекающие факторы. Уберите все лишние иконки с рабочего стола и откройте на весь экран, например, текстовый документ, в котором вы работаете. Ведь чем меньше лишнего у вас перед глазами, тем меньше шансов, что вы отвлечётесь на что-то ненужное.

3. Заблокируйте или скройте все отвлекающие веб-сайты и приложения

Родительский контроль полезен не только для непослушных детей. Он также пригодится и нам, вечно отвлекающимся взрослым. Сложно быть оффлайн в Facebook во время работы? Уберите ссылки из браузера. Или даже удалите приложение из телефона. Вы можете также создать отдельный профиль браузера для работы. Или, если вам требуются более радикальные меры, можете воспользоваться такими расширениями, как LeechBlock (Firefox) или StayFocus (Chrome), чтобы блокировать отвлекающие вас сайты.

4. Отключите уведомления на смартфоне

Существуют приложения, которые нельзя удалять. Например, Gmail или корпоративный чат. Для таких приложений стоит в настройках выбрать режим, когда полностью отключаются все уведомления. Попробуйте отключить уведомления для электронной почты. Вы не должны проверять свою почту, когда приходит новое письмо. По крайней мере, установите беззвучный рингтон для этих приложений.

5. Проследите, как вы проводите своё время

Отвлечение может проявляться в разных формах. Это не всегда трата времени на Facebook, игры в телефоне или картинки котят, но суть всегда та же. Некоторые задачи менее важны, чем другие. И если вы тратите на них больше времени, чем следовало бы, их тоже стоит рассматривать как отвлекающие факторы. Если вы не можете понять, куда же тратится всё ваше время, воспользуйтесь счётчиками времени. Такими как RescueTime. Он покажет, какие сайты вы посетили, какие приложения использовали и как много времени вы потеряли на каждом из них.

6. Держите отвлекающих вас коллег на расстоянии

Конечно же, много раздражителей возникает в реальном мире. Если вы работаете в офисе, то, наверное, в курсе того, как могут отвлекать коллеги. Просто поболтать, множество вопросов, которые на самом деле могут подождать, и другое. Хорошие наушники могут показать, что вы усердно работаете прямо сейчас. И если это не поможет, можно напрямую сказать, что вы заняты. Или нагрузите их, чтобы в следующий раз у них не возникало идеи вас отвлекать.

7. Отложите отвлекающие факторы на потом

Если вы не можете перестать думать о вещах, которые вас отвлекают, то просто отложите их на потом. Ведите “ленивую” заметку на компьютере или телефоне. И записывайте в эту заметку вещи, которые вас отвлекают. Тогда вы сможете не забыть о них и вернуться к ним позже.

8. Разбейте ваши задачи

Очень легко отвлечься или даже избежать начала работы, когда задача кажется невероятно огромной. Если вам нужно мотивировать себя на работу с большим проектом, то разбейте задачу на несколько подзадач поменьше. Гораздо легче заставить себя сделать небольшую конкретную задачу. Это проще, чем прыгать с головой в одну огромную задачу. «Метод помидора» отлично подходит для этой цели, если у вас есть удобный таймер.

9. Учите ваш мозг фокусироваться

Вы можете прикладывать огромное количество усилий, чтобы избавиться от отвлекающих факторов. Но ваш мозг всё ещё может быть вашим злейшим врагом. Так что если ваш мозг перескакивает от мысли к мысли во время работы, вам необходимо научиться контролировать его. Следующий совет может показаться глупым. Но попробуйте, вдруг поможет. Наденьте резинку на запястье. Каждый раз, когда только будут возникать отвлекающие мысли, бейте себя этой резинкой. Пусть у мозга выработается привычка, что отвлекаться нельзя.

10. Не переусердствуйте: отвлечение является необходимой частью продуктивности

Отвлечение в неправильное время может пагубно сказаться на выполнении той или иной задачи. Но это не значит, что мы должны быть сосредоточены 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Отвлечения являются жизненно необходимыми для здорового образа жизни. А также стимулируют творческое мышление. Исследования показали, что просмотр веб-страниц на работе поможет сделать вашу работу более продуктивной. Но только в том случае, если вы сделали это в правильное время.

Так что вместо того, чтобы позволить вашему мозгу отвлекаться во время выполнения важной задачи, определите в вашем плане на день время для отдыха вашего мозга. Это даст вам не только возможность расслабиться, но и повысит производительность. Ведь ваш мозг будет спешить с выполнением задачи, чтобы поскорее получить отдых.

lifehacker.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *