Как пересказать сказку: Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста

Содержание

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста

Авторы: Галич Татьяна Николаевна, Миляева Гузель Ильсуровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020 2020-05-09

Статья просмотрена: 319 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 6 (pdf)

Библиографическое описание:

Галич, Т.

Н. Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста / Т. Н. Галич, Г. И. Миляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 447-448. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69791/ (дата обращения: 15.02.2023).



В данной статье приведены результаты констатирующего этапа исследовательской работы по теме «Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста» при помощи метода анкетирования родителей. Также для решения задач развития у дошкольников навыков осмысленного пересказа приведен прием мнемотехники, которая была нами использована.

Ключевые слова: связная речь, сказка, пересказ, исследование, мнемотехника, мнемодорожка, мнемотаблица.

Сказки — один из самых древних образцов красивой, интересной связной речи. При пересказе сказок дети учатся строить грамматически и синтаксически правильные предложения, используют яркие эпитеты и сравнения, пополняют активный и пассивный словарь [2].

Также с помощью сказки выявляются и решаются многие психологические проблемы [3].

В рамках нашего исследования мы проводили обучение пересказу сказок детей старшей группы МБДОУ «Детский сад комбинированного типа № 6» Березка» села Актаныш Республики Татарстан. Так как НОД по развитию речи немного времени уделяет закреплению навыков пересказа, мы организовали в группе кружковую деятельность «Я рассказываю сказки».

На констатирующем этапе исследования мы провели анкетирование 50 родителей с целью выявления их отношения к умениям их детей пересказывать сказки. Анкета включала 5 вопросов:

Рис. 1. Результаты анкетирования родителей

Анкета включала закрытые вопросы, на которые родители могли ответить: «да», «нет», «трудно сказать». Открытые вопросы: «Какие сказки любит ваш ребенок? Какие специальные приемы и техники вы применяете для развития речи вашего ребенка?» мы вынесли на обсуждение в формате «круглого стола», которое организовали на родительском собрании после анкетирования.

Как видно из результатов анкетирования, у большинства родителей достаточно противоречивое отношение к исследуемой нами проблеме. 90 % считают, что пересказ сказок помогает развивать речь ребенка, 65 % положительно оценивают умение ребенка пересказывать сказки. То есть родители теоретически высоко оценивают потенциал сказок и умение их пересказывать. И сами родители любят сказки (60 %). Однако их реальные действия говорят об обратном: только 30 % детей рассказывают сказки своим детям и 25 % слушают своих детей, когда они пересказывают.

Таким образом, родители готовы, чтобы кто-то прививал их детям навыки пересказа, но сами не проявляют реальных действий, чтобы обучить их.

Это подтвердилось в дискуссии с родителями в формате «круглого стола». В ответ на вопрос: «Какие сказки любит ваш ребенок?» больше 20 % родителей затруднились с ответом. 60 % родителей путали мультфильмы и книги, перечисляя все вместе: сказки, стихи, загадки и мультсериалы.

20 % родителей ответили, что считают сказки бесполезным времяпровождением. Они считают, что сказки — это просто вымысел, а детям нужно с ранних лет прививать «реальные навыки, которые помогут подготовиться к школе». Эти родители в ответах на вопросы анкеты отмечали, что сами сказок не любят и считают обучение их пересказу бессмысленным. На вопрос: «Какие специальные приемы и техники вы применяете для развития речи вашего ребенка?» эти родители ответили, что водят детей в «Школу раннего развития», и там с детьми занимаются специалисты всем необходимым для их развития, в том числе и речевого.

Таким образом, в рамках нашего исследования мы выявили, что:

1) дошкольникам очень нужны навыки пересказа для овладения связной речью и словесно-логическим мышлением;

2) их родители уделяют мало внимания формированию навыков связной речи, надеясь на детский сад и разнообразные кружки раннего развития,

3) сказки являются оптимальным материалом для обучения дошкольников навыкам пересказа при условии использования специальных приемов для трансформации текстов, чтобы предупредить пересказ, основанный на механической памяти.

Далее, для решения задач развития у дошкольников навыков осмысленного пересказа была применена методика использования блок — квадратов В. П. Глухова [4]; технология коллажа Т. В. Большевой [1].

Мнемотехники с использованием мнемодорожек и мнемотаблиц позволяют обучить детей важнейшим умениям работы с текстом: кодированние и раскодирование текста [1; 4; 5]. Для того, чтобы сделать кодирование словесной информации в зрительный образ — схему, детям нужно придумать знак определенного события или героя сказки. При этом знак — это не иллюстрация, в нем должна отразиться только суть события, без лишних деталей и красот.

В процессе пересказа сказок дети, вместе с воспитателями, рисовали сначала мнемодорожки, а когда сказки стали объемными начали составлять мнемотаблицы. Детям, действительно, было легче рассказывать по графическим рисункам. Соответственно, мы можем сделать вывод, что использование данного приема для развития связной речи у дошкольников эффективна.

Литература:

  1. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощь мнемотехники [Текст] /Т. В. Большева. — СПб.: Детство — Пресс, 2001. — 128 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Н. Мастерская сказок для детей. Уникальная методика развития [Текст] /Т. Н. Зинкевич — Евстигнеева — М.: Малыш, 2019. — 320 с.
  3. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку /И. В. Вачков. — М.: Изд-во «Ось -89», 2007. — 63 с.
  4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]/ В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 166 с.
  5. Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов [Текст] /Т. А. Ткаченко. — М.: ГНОМ и Д, 2004. -130 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, сказка, ваш ребенок, родитель, навык пересказа, пересказ сказок, развитие речи, детский сад, раннее развитие.

Ключевые слова

исследование, пересказ, сказка, связная речь, мнемотехника, мнемодорожка, мнемотаблица

связная речь, сказка, пересказ, исследование, мнемотехника, мнемодорожка, мнемотаблица

Похожие статьи

Пересказ сказок как средство овладения связной речью
детьми. ..

В данной статье рассмотрены проблемы, проявляющиеся непосредственно в процессе развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Для решения этих проблем предпринята попытка использования пересказа сказок.

Консультация для педагогов «

Развитие связной монологической…»

Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию.

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет и

Для пересказа выбирают хорошо знакомые сказки (в соответствии с образовательной программой).

Роль

сказки в речевом развитии младших дошкольников

В детском саду дети обсуждали, пересказывали сказки, которые читали им дома, что непосредственно, сказалось на развитии их речи.

Дети слушали и по вопросам воспитателя пересказывали много сказок. От последовательного и содержательного пересказа они уже…

Развитие связной речи в детском саду | Статья в журнале…

Развитие речи в игре и обучении — это единый процеϲϲ, протекающий в многообразии познавательной деятельности дошкольника ϲпецифичеϲкая структура занятий по

развитию связной монологической речи, предполагает осмысление ϲредϲтв, которые могут быть…

Формирование

связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале…

Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная

Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в

ребенок, детский сад, рассказ, пересказ, занятие, коррекционная работа, связная речь. ..

Этапы обучения дошкольников

пересказу (из опыта работы)

Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет

Пересказывание способствует интенсивному развитию навыков выразительной речи у детей.

Значение

пересказа в развитии мышления и речи детей

Во время пересказа у ребенка воспитывается умение свободно, последовательно передавать содержание

Развитию детей связной речи способствуют игры — драматизации, показ

Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/ Е. И. Тихеева.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Вопрос развития связной речи детей был и находится в центре внимания педагогов и

Г.А Урунтаева выделяет особенности развития речи в раннем возрасте: развитие речи связано

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить — это не только кладезь…

Использование сказочных сюжетов в

развитии речи детей

Развитие связанной речи детей — одна из главных задач детского сада.

Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР. Развитие речевого творчества в старшем

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений…

Похожие статьи

Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми

В данной статье рассмотрены проблемы, проявляющиеся непосредственно в процессе развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Для решения этих проблем предпринята попытка использования пересказа сказок.

Консультация для педагогов «

Развитие связной монологической. ..»

Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию.

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет и

Для пересказа выбирают хорошо знакомые сказки (в соответствии с образовательной программой).

Роль

сказки в речевом развитии младших дошкольников

В детском саду дети обсуждали, пересказывали сказки, которые читали им дома, что непосредственно, сказалось на развитии их речи.

Дети слушали и по вопросам воспитателя пересказывали много сказок. От последовательного и содержательного пересказа они уже.. .

Развитие связной речи в детском саду | Статья в журнале…

Развитие речи в игре и обучении — это единый процеϲϲ, протекающий в многообразии познавательной деятельности дошкольника ϲпецифичеϲкая структура занятий по развитию связной монологической речи, предполагает осмысление ϲредϲтв, которые могут быть…

Формирование

связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале…

Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная

Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в

ребенок, детский сад, рассказ, пересказ, занятие, коррекционная работа, связная речь. ..

Этапы обучения дошкольников

пересказу (из опыта работы)

Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет

Пересказывание способствует интенсивному развитию навыков выразительной речи у детей.

Значение

пересказа в развитии мышления и речи детей

Во время пересказа у ребенка воспитывается умение свободно, последовательно передавать содержание

Развитию детей связной речи способствуют игры — драматизации, показ

Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/ Е. И. Тихеева.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Вопрос развития связной речи детей был и находится в центре внимания педагогов и

Г.А Урунтаева выделяет особенности развития речи в раннем возрасте: развитие речи связано

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить — это не только кладезь…

Использование сказочных сюжетов в

развитии речи детей

Развитие связанной речи детей — одна из главных задач детского сада.

Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР. Развитие речевого творчества в старшем

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений…

пересказ сказки в средней группе | План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему:

Образовательные задачи:

Учить детей коллективному пересказу сказки,  расширять словарный запас детей, передавать диалоги персонажей,

Развивающие задачи:

Развивать связную речь, внимание и активизировать словарь детей, вводить  в активный словарь детей антонимы.

Развивать слуховую и зрительную память детей, способность вслушиваться в речь другого человека.

Воспитательные задачи:

Воспитывать коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы, слушать ответы других, не перебивать говорящего.

Оборудование: сундук, ложка деревянная, яйцо, избушка из спичек, красная шапочка, лапоть, скалочка. 
Предварительная работа: Чтение сказок, дидактическая игра «Узнай сказку по картинке»
Ход занятия:
Вос-ль: Посмотрите, что за сундучок, как вы думаете, что в нем? Как узнать? Это не постой сундук, а сказочный. В нем находятся предметы принадлежащие героям сказок. Нужно достать предмет, и сказать, кому из героев сказок они принадлежат. 
Игра «Сундучок сказок»
(Дети достают из сундука предметы принадлежащие героям сказок (Ложка – Жихарке, яйцо – Курочке — рябе, шапочка красного цвета – Красной шапочке, избушка зайчику и т. д) в конце достают лапоть. 
Вос-ль: Ребята, вы знаете, как называется этот предмет? Дети: лапоть 
В-ль: Ребята это герой сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Сегодня я вам расскажу эту сказку. После рассказывания задаю вопросы по содержанию сказки. 
Кто пошел в лес дрова рубить? 
Что им помешало идти дальше? 
Что сказал Лапоть Пузырю? 
Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег? 
Как ты думаешь, почему Пузырь не захотел этого сделать? 
Что предложил Пузырь? 
Согласилась Соломинка? Как вы думаешь, почему она согласилась? 
Что случилось с Соломинкой? Почему она переломилась? 
Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду? 
Что случилось с Пузырем, когда он хохотал? 
Если бы твои друзья попали в беду, ты бы стал смеяться над ними? А что бы вы сделали? 
Как бы вы посоветовали путешественникам перебраться через реку? (Переплыть на Лапте или срубить дерево и сделать мост.

Физминутка- пантомима 
Вос-ль: Я предлагаю вам превратиться в героев сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 
Пузырь – дети надувают щеки, или показывают круг руками
Соломинка — дети поднимают руки вверх; встают на носочки. 
Лапоть — руки вниз и переплести пальцы обеих рук. 
Повторное рассказывание сказки

Воспитатель еще раз рассказывает сказку и предлагает детям ее пересказать, причем начинает один ребенок, продолжает второй, а заканчивает третий — таким образом, дети внимательно следят за рассказами других детей, не отвлекаются и все могут поучаствовать в пересказе. Оценивая пересказ сказки каждым ребенком, необходимо обратить внимание на последовательное изложение событий, на выразительность передачи диалогов действующих лиц. 

Вос-ль:

Ребята, какой конец у этой сказки? (Грустный)

— Давайте придумаем другой конец.

— Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т. п.)

— Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

А вам понравилась сказка, а как она закончилась. А можно придумать другое окончание сказки. Давайте попробуем вместе. 
Дети вместе с воспитателем придумывают окончание сказки. 
ИГРА «Скажи наоборот»
Пузырь толстый., а Соломинка какая? (Тонкая.) 
Соломинка высокая, а Лапоть какой? (Низкий.) 
Пузырь легкий, а Лапоть. (тяжелый) .
Лапоть овальный, а Пузырь. (круглый) .
Соломинка смелая, а Пузырь. (трусливый, пугливый) .
В-ль: Молодцы, ребята вы все старались, не забудьте дома рассказать сказку своим родителям. 

8 советов, как заинтересовать вашу аудиторию : Life Kit : NPR

Кристен Урода для NPR

Кристен Урода для NPR

Наша жизнь наполнена историями, от историй, которые мы рассказываем нашим друзьям за ужином, до тех, которые мы рассказываем на панегириках, во время тостов, на собеседованиях при приеме на работу и на свиданиях.

«[Истории] заставляют нас смеяться и вселяют в нас надежду, и они заставляют нас чувствовать, что все будет хорошо, [как] мы менее одиноки», — говорит Сара Остин Дженнесс, исполнительный продюсер The Moth. , организация и подкаст, посвященные обучению и продвижению искусства рассказывания историй. Дженнесс является одним из соавторов книги «Как рассказывать истории: основное руководство по запоминающимся рассказам» от The Moth .

Истории помогают нам общаться друг с другом и создавать сообщество, говорят Дженнесс и ее соавтор и коллега-тренер по рассказыванию историй Мег Боулз. Повышение уровня нашей игры в рассказывание историй может привести к более значимым связям.

Вот их пошаговое руководство о том, как рассказать историю, от идеи до подачи:

1. Поймите, что история — это больше, чем сцена или анекдот.

Есть ли у истории, которую вы хотите рассказать, начало, середина и конец? Есть ли в нем напряжение? Он показывает какую-то трансформацию? Это основные элементы, которые превращают анекдот в полноценную историю.

Когда вы рассказываете историю, вы не просто описываете, что произошло, когда вы зашли в кафе и увидели своего бывшего на свидании. Вы рассказываете нам, как этот момент ощущался эмоционально, как вы были затронуты, как вы отреагировали и как вы стали другим человеком после того, как пережили этот момент.

2. Выберите интересную историю.

Каждый из нас может рассказать сотни историй. Откуда мы знаем, какой из них преследовать? «Я всегда советую вспомнить моменты своей жизни, которые действительно изменили вас в некотором роде», — говорит Боулз. «Копать в этом».

Когда вы думаете о моменте, спросите себя: «Почему этот момент запомнился мне? Что в этом моменте было важно для меня?»

«Вы начинаете замечать, как возникают закономерности в вашей истории, — говорит Боулз.

Большие решения — хорошее место для поиска историй; так же неловкие моменты и ошибки. Вспомните случай, когда вы что-то сделали, но все пошло не так, как планировалось. С помощью таких подсказок вы можете начать исследовать моменты уязвимости.

Если вы не знаете, как и с чего начать поиск собственных историй, вот несколько полезных советов:

  • Если бы ваша жизнь была фильмом, какую сцену вы никогда не забудете?
  • Что кто-то сказал вам, что вы никогда не забудете?
  • Расскажите о переломном моменте.
  • Расскажите нам о случае, когда вам пришлось следовать своему сердцу.
  • Расскажите нам о моменте, когда вы воссоединились с чем-то, чем дорожите.

3. Разработайте свою историю.

Как только вы найдете историю, которую хотите рассказать, поместите ее под увеличительное стекло, чтобы увеличить ее. Где вы были (физически, умственно, эмоционально) в тот момент? Как это повлияло на вашу жизнь? Каковы результаты?

Сведите свою историю к одному предложению, которое поможет понять, о чем она на самом деле. Например: «Мне потребовалась катастрофа, чтобы понять, какую важную роль мой отец играл в нашем сообществе». Это поможет вам решить, какие детали подтверждают вашу основную мысль.

Помните, что в любой отличной истории вы не просто рассказываете о произошедших событиях, вы также рассказываете о мыслях и чувствах, протекающих через вас во время этих событий.

4. Разберитесь со структурой.

Хорошее эмпирическое правило — начинать с действия истории — это привлечет людей. С этого момента спросите себя, будете ли вы рассказывать свою историю в хронологическом порядке, или вы начнете с конца и найдете ваш путь назад к началу, или если вы хотите рассказать об этом в серии воспоминаний вместо линейной структуры.

Не беспокойтесь о том, чтобы слишком усложнить структуру — зачастую лучше всего рассказывать историю в хронологическом порядке. «Вы хотите провести людей через это путешествие, чтобы они могли испытать то же, что и вы», — говорит Боулз.

5. Поймите, как вы изменились к концу.

К этому моменту вы уже знаете момент, на котором сосредоточена ваша история, каковы ставки или напряженность и как вы хотите рассказать историю. Написание концовки может быть самой сложной частью.

«Истории в реальной жизни обычно не завязаны бантом», — говорит Дженнесс. «Вам просто нужно закончить историю в другом месте, чем [где] вы начали».

Ключ к хорошей концовке — показать зрителям вашу трансформацию по ходу истории, даже если это небольшая трансформация. «Есть «ты», с которым мы познакомились в начале, и «ты» в конце, — объясняет она.

6. Спросите себя, готовы ли вы поделиться историей.

Если вы планируете рассказать историю, основанную на уязвимости или травме, важно подумать, готовы ли вы эмоционально поделиться этой историей.

Вот несколько признаков того, что вы не готовы рассказать историю публично:

  • Если вы застряли на одной сцене и не можете выбраться из нее, потому что переживаете ее заново, это может произойти с травматическими событиями и может быть признаком посттравматического стрессового расстройства.
  • Если трудно найти конец истории, это может означать, что вы все еще живете ею. Возможно, вам придется «нажать на паузу» и вернуться к истории, когда у вас будет больше времени для обработки.

7. Прежде чем рассказывать историю, практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь, но не запоминайте ее.

Естественно нервничать перед тем, как рассказать историю вслух. Будьте очень хорошо знакомы с вашей историей. Практикуйтесь достаточно, чтобы вам было удобно рассказывать это по памяти, но команда Moth рекомендует вам не запоминать это слово в слово. Если вы запомните его дословно, ваша речь может показаться жесткой, и вы можете потерять сознание.

«Истории живые, и они должны звучать живыми», — говорит Боулз.

Хорошая стратегия состоит в том, чтобы действительно выучить слова, которые вы хотите использовать в начале и в конце своей истории, но сохранять свои заметки между ними в качестве пунктов списка. Таким образом, вы сможете естественным образом заполнить пробелы, но у вас будут хорошо отрепетированы самые важные элементы.

«Если вы опустошены на сцене, просто подумайте: «Что было дальше?», — говорит Дженнесс. «Если вы понимаете, что настроили его неправильно, вы всегда можете сказать: «Я забыл рассказать вам о своей маме…» или «То, что вам действительно нужно знать…»»

8 ● Помните, что рассказывание историй – это не рассказчик, а связь.

Держите его коротким и плотным. Если вы рассказываете историю в более интерактивной среде, например за ужином, помните, что цель рассказывания историй — вовлечь других. Дело не в том, чтобы быть в центре внимания все время, пока вы с кем-то. Вы хотите предложить отправную точку для кого-то еще, чтобы поделиться своей собственной историей.

Хотите научиться слушать и найти вдохновение? Ознакомьтесь с историями, услышанными на The Moth .

Элиза Ху также является ведущей подкаста TED Talks Daily.

Подкаст этой истории был подготовлен Одри Нгуен и Меган Кин.

Мы будем рады услышать от вас. Если у вас есть хороший лайфхак, оставьте нам голосовое сообщение по номеру 202-216-9823 или напишите нам по телефону [email protected] . Ваш совет может появиться в следующем эпизоде.

Если вам нравится Life Kit и вы хотите большего, подпишитесь на нашу рассылку новостей .

Как рассказать историю. Руководство по разумной жизни

Дэниел МакДермон

Иллюстрации Элеоноры Дэвис

Прежде чем появилась история, существовало повествование. Это важно для нашей человеческой идентичности. Истории, которые мы рассказываем, — это то, как мы узнаем, кто мы есть. А поделиться историей с аудиторией может быть очень полезно. Но для новичков это также может быть ужасающим. Страх публичных выступлений очень распространен. Очень многие из величайших исполнителей мира боролись с сильным страхом перед сценой. Поэтому вы должны знать, что вы не одиноки. Мы здесь, чтобы помочь вам обрести уверенность и обрести собственный голос.

Три W: кто, что, когда

То, что вы не говорите, так же важно, как и то, что вы делаете.

Итог

Нет лучшего способа рассказывать людям истории, чем рассказывать им истории. Нет замены опыту . «Вы просто должны встать и сделать это», — сказал Аарон Беверли, занявший второе место на чемпионате мира по публичным выступлениям Toastmasters в 2016 году. (Вы можете посмотреть его восхитительную речь здесь .) Он сравнивает рассказывание историй с тренировкой в ​​спортзале. Чтобы нарастить мышечную массу, тяжелоатлетам нужно набирать повторений. И если вы хотите развить свои навыки оратора или рассказчика, сделайте это и вы.

Цель, сказал мистер Беверли, состоит в том, чтобы чувствовать себя настолько комфортно в этой роли, чтобы действовать на автопилоте. Вы создаете своего рода мышечную память для своего тела, стоя перед толпой или на сцене и говоря. Но не обязательно все это делать на большой сцене. Вы можете практиковаться на вечеринках с открытым микрофоном, на таких собраниях, как The Moth, или даже на работе, ведя собрание. Если нервы сдерживают вас, начните как можно меньше. Попросите друга выслушать и дать вам обратную связь.

Поделиться отличной историей — все равно, что подарить зрителям подарок, потому что он останется с ними. Они могут даже делиться ею дальше, точно так же, как истории передавались с самого начала человеческой жизни.

Кто слушает?

Убедитесь, что вы знаете, кто ваша аудитория. Ты разговариваешь с друзьями? Незнакомцы? Коллеги? Большая смешанная группа? Ищите то, что вас связывает. Потому что ты одна постоянная, какой бы ни была ситуация. это твой история . Итак, чтобы выяснить, что подходит для какой группы, вам нужно определить свое отношение к аудитории. Это может быть что-то такое же простое, как поделиться историей своего детства перед детской аудиторией. Или для совершенно незнакомой аудитории это может означать поиск истории с универсальной нитью, которая может коснуться каждого.

Какую историю мне рассказать?

Самые эффектные и трогательные истории рождаются от кого-то рядом с вами. «Лучший способ достучаться до всех людей — это перейдите к личной истории », — сказала Бренда Вонг Аоки , известный драматург, рассказчик и исполнитель. «Каждый человек — человек, и каждый может общаться на этом уровне».

Когда вы слышите такую ​​историю, когда вы можете рассказать о своем собственном опыте и понимании говорящему, это вызывает реакцию, своего рода узнавание, которое ведет к сочувствию . Это ключевой фактор в выяснении того, какие истории вы должны рассказывать.

Но помните, что отношения между аудиторией и рассказчиком идут двумя путями. Вы должны учитывать, кто вас слушает, и свои собственные мотивы , чтобы найти правильный подход. «Исследовать свою аудиторию почти так же важно, как и находить свои истории», — сказала г-жа Аоки.

За свою карьеру г-жа Аоки работала с рассказчиками самых разных традиций и подчеркивает важность сосредоточения внимания на потребностях аудитории. «Каждая история меняется в зависимости от того, кому вы ее рассказываете», — сказала она. «Поэтому вы должны достичь их, зная, откуда они берутся».

Крис Андерсон, куратор конференции TED с 2002 года, согласился. «Посмотрите на это с точки зрения аудитории», — сказал он. «Что ценного они заберут?» И помните метафору подарка. «Если вы думаете об этом как о своем шансе продвинуть повестку дня, это рецепт скучного разговора», — сказал г-н Андерсон.

Убедитесь, что вы соответствуете случаю

Подумайте о контексте, в котором вы рассказываете свою историю. Вы стоите на сцене перед незнакомыми людьми? Или ты на свадьбе своего кузена? Последнее, чего вы хотите, — это доставить вашей аудитории дискомфорт, поэтому вам нужно прочитать комнату. Если вы не уверены, подходит ли ваша история для аудитории, спросите кого-нибудь, кто может быть там — подойдет организатор или другой спикер. 9. Какой опыт у вас есть общего? Это достаточно просто для группы коллег или семейного собрания — у вас есть общая история, а также общие люди и прямые связи.

Но даже если перед вами незнакомая аудитория, повод вашего выступления, вероятно, даст вам некоторые подсказки. Есть причина, по которой выпускники почти всегда упоминают свои школьные годы. На свадьбе или похоронах акцент ясен, но бывает сложно подобрать правильный тон, поэтому вот вам хитрость: для праздничного мероприятия добавьте чуточку серьезности или искренности; в более мрачном случае предложите немного легкомыслия.

Г-н Андерсон описывает два варианта подхода к установлению контакта с незнакомой аудиторией:

  • Покорите их как можно раньше, сделав себя симпатичным или уязвимым с юмором или поделившись чем-то личным.
  • Разожгите их любопытство, задав вопрос, на который вы в конечном итоге ответите в своем выступлении.

Но не думайте, что зрители знают все, что вы делаете. Избегайте жаргона и не ждите, что все узнают абстрактные понятия или даже имена людей, которых вы планируете упомянуть.

— Всего не расскажешь, — предупредил мистер Андерсон. Имейте в виду, что в рассказе вашей истории есть смысл: вы пытаетесь создать впечатление в сознании ваших слушателей. Предоставление этой информации для вашей аудитории — ваша цель. «Сконцентрируйтесь на этом, — посоветовал мистер Андерсон, — и безжалостно удаляйте все, что не способствует этому повествованию».

Собираем вместе

Сначала не зацикливайтесь на том, чтобы сделать все идеально. Просто иди.

Как структурировать свою историю

Есть много предложенных формул, которые помогут структурировать историю. Быстрый поиск в Интернете приведет вас к списку из трех «С» повествования — или это четырех «С» ? Пять ? Шесть ? Девять ? Не стесняйтесь полагаться на любое из этих руководств, которые кажутся вам полезными, но все, что вам действительно нужно, это две вещи: персонажи и конфликт.

Начните с персонажей, посоветовал мистер Беверли. Будь то вы, ваша семья или кто-то еще, вы хотите представить их быстро. Сделайте их яркими, а не простыми, в своем первоначальном описании, и старайтесь, чтобы их количество было небольшим.

Затем поставьте их в конфликт друг с другом, с какой-то внешней силой или с существующим положением вещей. «Должно быть что-то, что бросает вызов этому персонажу», — сказал мистер Беверли.

Напряжение этого испытания заставляет историю двигаться к поворотному моменту или кульминации. Вы хотите, чтобы конфликт и напряжение возрастали, повышая ожидания аудитории относительно того, что будет дальше. Подумайте о том, как хорошо рассказанная шутка неуклонно нарастает, пока кульминация не снимает все напряжение. (Шутка, кстати, — это история в миниатюре. Если вы можете рассказать анекдот, вы можете рассказать историю.)

Но после кульминации вашей истории вы можете добавить еще немного. Кода или последняя мысль, которую нужно оставить аудитории, — хороший способ свернуть события, не будучи резким. Есть ли вывод, который вы можете сформулировать для своих слушателей? Отзыв на то, что вы сказали в начале? Думайте об этом как о прощальном рукопожатии, которое предлагает аудитории некоторое завершение после того, как они провели время вместе.

С чего начать

Итак, теперь у вас есть на примете история. Большой! Вот как начать работать над этим.

  1. Найдите какое-нибудь тихое и уединенное место, включите диктофон — возможно, он есть в вашем телефоне — и просто расскажите об этом своими словами. Не беспокойтесь о том, чтобы сделать его идеальным. Просто сделай это.
  2. Сядь и послушай себя. Не беспокойтесь о каких-либо вокальных запинках на этом этапе. Там вся история? Есть ли вещи, которые вы сразу же хотели бы улучшить? Запишите еще раз, если хотите. Или перейдите к следующему шагу.
  3. Запишите так, как вы это сказали. Поздравляем! У вас есть первый набросок.
  4. Просмотрите и отредактируйте текст. Где можно подтянуть? Какие строки или слова нужно выделить?
  5. Теперь повторяйте шаги с 1 по 4, пока не почувствуете, что это настолько хорошо, насколько вы можете это сделать.

Полировка

Если вы действительно хотите, чтобы ваша история пела, вам нужно взять шоу с собой в дорогу. Найдите себе аудиторию. Начнем с того, что это может быть всего один или два человека, семья или друзья, которым вы доверяете. Заранее убедитесь, что вы говорите им, что вам нужна полезная обратная связь, а не просто похвала.

Если вы продолжите в том же духе, вы, вероятно, найдете небольшую группу людей, которые действительно способны дать честное и полезное руководство. Цените этих людей! И, возможно, купить им пончик время от времени.

Послушав, что говорит ваша тестовая аудитория, вернитесь и перепишите. И просто продолжайте. Чем больше вы будете это делать, тем лучше будет ваша история и тем удобнее вам будет ее рассказывать.

Подробнее о выступлениях на публике

Время выступления

Совет: перед началом выступления рекомендуется делать медленные глубокие вдохи.

Обретение голоса

Во время практики старайтесь разговаривать так же, как вы разговариваете с друзьями и семьей. Эти люди — ваша первая аудитория, с которой вам, вероятно, будет наиболее комфортно. Над чем они смеются, когда вы рассказываете им историю? То, как вы говорите в их присутствии, — это ваш естественный голос. Если вам все еще трудно понять это, вы можете (с их разрешения) записать разговор с некоторыми из них, а затем прослушать позже, сосредоточившись на том, как вы говорите в эти незащищенные моменты.

Советы по повышению эффективности

Независимо от того, разговариваете ли вы с 10 или 100 людьми, следует помнить о некоторых вещах.

  • Прежде чем продолжить, если вы все еще беспокоитесь, уделите минутку себе. Замедлите дыхание и немного подвигайте телом. Не будь жестким. Это должно помочь успокоить ваш разум.
  • Используйте весь диапазон речи. Монолог никогда не должен быть монотонным. Очень важно варьировать свой голос по тону, громкости и темпу. Выяснение того, какова причина всех этих действий, требует практики.
  • Когда вы рассказываете правильно структурированную историю, которую вы достаточно отрепетировали, вам не нужно полагаться на заметки. Хорошая история течет, как бурлящий поток. Но можно использовать свой сценарий во время практики.
  • Если вы проводите более длинную презентацию или произносите речь, состоящую из нескольких историй, вы можете использовать маркированные примечания. — Это будет просто подсказка, — сказал мистер Беверли. «Точка отсчета: расскажи эту историю».
  • Если вы используете заметки, убедитесь, что вы достаточно попрактиковались, чтобы это не звучало так, как будто вы просто читаете вслух. И не забывайте регулярно смотреть вверх и смотреть в глаза зрителям.
  • Если вы потеряете свое место, постарайтесь не паниковать. Помните: то, что вам кажется вечной тишиной, для вашей аудитории на самом деле всего лишь пауза в несколько секунд. Сделайте вдох и соберитесь. Выпейте глоток воды, если вам нужно. (Еще один совет: прежде чем начать, попросите воды или возьмите ее с собой.)  
  • Если вы совсем замерли, можете попробовать задать вопрос аудитории. «Есть ли в этом смысл? Вы киваете. Ты выглядишь озадаченным. Что мне не хватает?»

Распространенные ошибки

Как говорится, «Практика делает совершенным». Но вот на что следует обратить внимание во время практики: 

  • Не похоже, что вы читаете из книги. Говорите неформально, как если бы вы разговаривали с другом. «Ваша история не предназначена для чтения, — сказал мистер Беверли.
  • Слегка поддавайтесь влиянию и говорите своим голосом. Не подражайте чужому стилю или словесным моделям.
  • Помните о своей цели: этот опыт предназначен для зрителей, а не для вас.
  • Если вы заблудитесь или напортачите, не обращайте внимания на ошибку . «Пауза, соберитесь и продолжайте», — рекомендовал мистер Беверли. — Даже если тебе придется повторяться.
  • Не преувеличивать . Есть разница между интересной личной историей, которая помогает связать вас с аудиторией, и TMI.

Идем дальше

Как только вы доведете до совершенства одну историю, не останавливайтесь на достигнутом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *