Загадка человека 5 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Кто такой человек
На вводном уроке к курсу лекций по обществознанию мы рассмотрим такую важную, объемную и вместе с тем интересную тему, как «человек».
Каждый из нас когда-нибудь задавался вопросами: а кто такой человек? Почему человек так похож на некоторых живых существ, населяющих нашу планету, и в то же время так не похож на них? С давних времен человек искал ответы на эти вопросы, а также на вопросы, каково предназначение человека, почему он так отличается от остальных живых форм на планете Земля и отличается ли вообще. Мы попытаемся разобраться в них.
Отличия эмоциональной сферы животных
Может быть, впервые вы зададитесь вопросом: а кто мы? Первым, что приходит в голову, является ответ: мы – люди. Ведь мы способны общаться, обмениваться информацией, радоваться и страдать, смеяться и грустить – все это составляющие человеческой жизни. Казалось бы, все просто, но на самом деле, если вдуматься, человеческие эмоции – очень сложный механизм. Например, когда человеку плохо, он огорчается, переживает, плачет, страдает; в подобной ситуации животные могут скулить, как-то по-своему страдать, но эти проявления нельзя сравнить с той гаммой эмоций, которые присущи человеку.
Великие о сущности человека
Мудрыми людьми многое сказано о человеке. Вы, наверняка, слышали интересные изречения о людях. Вот некоторые из них:
Рис. 1. Антуан де Сент-Экзюпери (Источник)
Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.
Быть человеком – значит буквально то же самое, что и нести ответственность. Это значит – испытывать стыд при виде того, что кажется незаслуженным счастьем.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею только связаны наши радости, все наше счастье, все наши надежды.
Николай Гаврилович Чернышевский.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов
Если верить нашим философам, человек отличается от других живых существ умением смеяться.
Аддисон Джозеф
Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история.
Генрих Гейне
Влияние человеческой деятельности на природу
Каждый из приведенных афоризмов указывает на что-то самобытное в человеке, на уникальность каждой личности в сравнении со всем, что его окружает. Отличаясь от всего мира, человек в то же время старается улучшить его, изменить в хорошую сторону. Иногда мы, люди, ошибаемся и творим не только добро. Результатом человеческой деятельности является загрязнение окружающей среды, исчезновение редких видов животных и растений.
Рис. 2. Загрязнение побережья мирового океана (Источник)
Рис. 3. Рабочий собирает мертвую рыбу из озера в Ухане, Китай (Источник)
Рис. 4. Птица, пострадавшая от крушения танкера с мазутом (Источник)
И все же мы стараемся заботиться о нашей планете, ведь это наш дом.
Помимо социальной связи с природой, человек также имеет с ней и биологическую связь.
Человек как биосоциальное существо
Человек – существо биосоциальное.
Это значит, что условно мы состоим из двух структур: биологической – наша физиология, психические реакции, эмоции, данные изначально; и социальной – наши связи с обществом, положение в социуме, жизнь в коллективе.
Биологическая составляющая человека
Ведя разговор о биологической составляющей, мы предлагаем вам вспомнить, на кого вы похожи. Кто-то похож на маму, кто-то на папу, кто-то на бабушку или дедушку, а кто-то не похож ни на кого.
Рис. 5. Часто дети очень похожи на родителей (Источник)
Наследственность
Это нормально, поскольку мы наследуем определенные признаки от наших предков. При рождении мы получаем определенные признаки биологического вида человек: прямохождение, определенное строение верхних и нижних конечностей, определенное расположение органов зрения и слуха. Так же происходит и в животном мире: голубь производит на свет голубя, не бывает ситуаций, чтобы голубка снесла яйцо, из которого вылупился бы орел.
Исключением можно назвать только кукушку: она подбрасывает свои яйца в кладку к другим птицам. Птица выращивает кукушонка, который иногда бывает больше своих приемных родителей, как собственного птенца.
Рис. 6. Кормление кукушонка (Источник)
Хотя он, по сути, не является настоящим потомком этой птицы. Кукушонок не похож внешне на выкормившего его родителя, и поведение его будет совершенно другим – таким же, как у других кукушек. Точно так же и человек перенимает у родителей определенную генетическую информацию, как-то: цвет волос, форма носа, разрез глаз, рост, голос, строение черепа и пр. Эти и другие признаки являются частью наследственности.
Наследственность – свойства организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки.
С этим термином вы могли познакомиться на уроках биологии. У животных, как и у людей, происходит передача определенной генетической информации от родителей к потомству, т.е. информация касательно строения тела. У животных наследственность проявляется в передаче инстинктов.
Инстинкты у животных и у человека
Инстинкты – совокупность врожденных компонентов поведения и психики.
Инстинкты проявляются в действиях и психических реакциях, присущих организму изначально, не требующих специального обучения.
Например, хамелеон при рождении получает способность менять цвет: естественным образом при приближении опасности окрас хамелеона адаптируется к окружающей среде.
Рис. 7. Хамелеон (Источник)
Многие животные практически с момента рождения умеют прыгать, бегать, защищаться.
Например, жеребенок уже через несколько часов после рождения может самостоятельно ходить. В то время, когда ребенку требуется не менее 10-ти месяцев для того, чтобы начать ходить, как люди (человек – homo erectus – человек прямоходящий). Прямохождение – сложный механизм, для формирования опорно-двигательной системы (достаточной стойкости позвоночника, силы мышц) человеку требуется не менее 10 месяцев после рождения, в отличие от жеребенка, который очень быстро обретает способность передвигаться. Такая способность жеребенка является инстинктом.
Рис. 8. Новорожденный жеребенок (Источник)
Также животные, в отличие от человека, от рождения чувствуют, что представляет для них опасность. Вы можете понаблюдать за маленькими детьми, если таковые есть в вашей семье, или попросить рассказать родителей, как они вели себя в младенчестве, и увидеть, что взрослые стараются не оставлять ребенка без присмотра ни на минуту. А все потому, что маленькие дети очень любопытны и все пытаются попробовать на вкус. Рот человека является одним из наиболее чувствительных органов, именно поэтому ребенок, пока еще не зная других способов познания окружающего мира, инстинктивно пробует все на вкус, т. к. на данный момент этот орган чувств развит у него наиболее сильно. Данный пример иллюстрирует человеческие инстинкты.
Рис. 9. Семимесячный младенец (Источник)
Формирование человека, опыт
Итак, мы можем сделать вывод, что человеку изначально дается достаточно большой набор качеств как инстинктов, но это далеко не все, из чего состоит человеческая сущность. Биологической составляющей недостаточно для полноценного существования в современном мире. Человек не смог бы полноценно существовать без опыта предыдущих поколений. Так от своих родителей мы унаследовали возможность развить речь, возможность правильно ходить, сидеть, возможность развить мелкую моторику рук, но, чтобы превратить эти возможности в реальные умения, необходима правильная соорганизация инстинктов и процесса обучения.
Таким образом, шаг за шагом (англ. step by step) формируется человек. Несмотря на то, что мы рождаемся с приблизительно одинаковым набором качеств, каждый человек с рождения заявляет о своей индивидуальности, уникальности.
Эмоциональная сфера человека
Ребенок появляется на свет с определенным набором эмоций, так сказать со своим характером: есть дети, которые много плачут, это может быть связано не только с его физиологическими потребностями в тепле, пище, комфорте; но и с внутренними потребностями во внимании, заботе, признании его значимости. Но есть дети, которые при возникновении любой из перечисленных выше потребностей громко плачут, а есть такие, которые достаточно долго не заявляют о них, т. е. являются более спокойными. Каждый человек – индивидуальность. Древние римляне называли новорожденных tabula rasa (лат. «чистая доска»), считая, что на эту чистую доску можно вписать все, что угодно, формируя нового человека. В этом есть доля правды, но все же мы знаем, что это не совсем так, ведь на этой доске уже имеются какие-то записи: наша внешность, унаследованная от родителей и вместе с тем уникальная;
Рис. 10. Вместе с характером мы наследуем от родителей внешность (Источник)
наш характер, преобладающий тип темперамента, эмоции. Когда же мы начинаем вносить записи на доску – обучать ребенка, каждый такой ребенок, исходя из своих особенностей, способностей и задатков, получается уникальным. Из совокупности всех факторов, о которых мы говорили, и состоит человек и человечество.
Итоги урока
Подводя итог нашего разговора, мы можем сказать, что человек является частью природы.
Рис. 11. Планета Земля из космоса (Источник)
При рождении мы получаем приблизительно такой же набор качеств, как и другие живые существа, какие-то способности у нас развиты лучше, какие-то – хуже. В то же время мы обладаем уникальными качествами: разумом, прямохождением, приспосабливаемостью к окружающей среде. Это биологическая составляющая нашей жизни, но мы, помимо биологии, которая в животном мире зачастую составляет всю жизнь, обладаем еще и социальным сознанием. То есть, рождаясь живым существом, с течением времени человек перерождается в существо социальное и живет уникальной человеческой жизнью.
Список рекомендованной литературы
1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение, 2004.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А.. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 184 с. (Источник).
3. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание 6 класс / Под ред. Бордовского Г.А., 2007.
4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. – Дрофа, 2013.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Яндекс. Словари (Источник).
2. Афоризмы, цитаты, высказывания (Источник).
3. Афоризмы (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Практикум стр. 47. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
2. Подумайте, на кого из родственников вы похожи? Чем? Составьте перечень качеств, которые вам нравятся в ваших близких.
3.* Составьте генеалогическое древо вашей семьи. Оформите его соответствующим образом.
Профессор Знаев — Урок обществознания «Человек и мир животных: отличия и сходства. Человек как биосоциальное существо»
1. Вводная часть
Здравствуйте!
С древнейших времён человек задавался вопросом, кто он такой и зачем пришёл в этот мир. Как ни пытались мыслители ухватить понятие «человек», попытаться выделить его основную сущность, им это не очень удавалось.
Когда древнегреческий философ Платон, пытаясь дать определение этому понятию, заявил, что человек – это «двуногое существо без перьев», другой мыслитель – Диоген Синопский в ответ принёс Платону ощипанного петуха и объявил: «Вот он – человек Платона!». Тогда Платон вынужден был дополнить своё определение: человек – это существо не только без перьев и «с плоскими ногтями». Можно считать этот ответ исчерпывающим? Боюсь, что нет.
Тема нашего урока: «Человек и мир животных: отличия и сходства». Так что же отличает человека от животных, а что сближает с ними? И уж не животные ли мы с вами?
2. Место человека в мире живых существ
Да, именно животные. С биологической точки зрения человек относится к царству животных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду сухоносые приматы, семейству гоминид роду Homo и виду Homo Sapiens Sapiens (человек не просто разумный, а человек разумный разумный).
Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, установите, какие ещё животные относятся к классу млекопитающих?
С биологической точки зрения, нашими ближайшими родственниками являются гориллы, шимпанзе, орангутаны. Вы знаете, что тремя распространёнными точками зрения на проблему возникновения человека на Земле являются теория эволюции (человек и современные обезьяны имеют общих предков), религиозная теория (человек создан богом) и уфологическая теория (человек возник в результате деятельности инопланетных цивилизаций). Из этих точек зрения научной является только теория эволюции, поскольку она имеет неопровержимые доказательства и признанна сообществом учёных.
Основы теории эволюции заложили английский учёный Чарльз Дарвин и немецкий учёный Фридрих Энгельс в XIX в. Теория эволюции утверждает, что современный человек и современные обезьяны имеют общего предка. Например, последний общий предок человека и шимпанзе жил в интервале от 5 до 8 миллионов лет назад. Человек современного типа сформировался около 40 тыс. лет назад. Более того, современная теория эволюции утверждает, что все живые существа на планете Земля имели общего предка, который представлял собой существо размером меньше клетки. В геноме человека около 28 тысяч генов, которые передают наследственную биологическую информацию о каждой клетке нашего организма, причём общих генов с шимпанзе – 95% из них, а, например, с дождевым червём и бананом – около 50%. Но всё же мы – не животные в полном смысле слова. Точнее, человек занимает особое место в царстве животных. Далее мы остановимся на основных группах сходств и отличий человека и животных.
Рекомендация для учителя. Обучающиеся в 5 классе уже получили некоторые упрощённые представления о теории эволюции, поэтому необходимо повторить с ними основные признаки и этапы эволюции человека. Необходимо обратить особое внимание на то, по каким параметрам теории возникновения человека делятся на научные и ненаучные. Следует обратить внимание обучающихся на наличие доказательств современной эволюционной теории (например, наличие костных останков промежуточных стадий эволюции, биологическое сходство человека и животных и т. д.).
3. Сходства и отличия человека и животных
3.1. Биологические отличия и сходства
Видя опасность (например, большую хищную птицу), сова съёживается, чтобы быть менее заметной. Такое явление называется инстинктом. Основным инстинктом называют инстинкт самосохранения – спасения в случае опасности. Также выделяют, например, инстинкт размножения и материнский инстинкт (забота о потомстве). Инстинкты даны человеку и животным от природы, передаются естественным путём по наследству, поэтому им не нужно обучать. Например, самку собаки не нужно учить заботиться о щенках, умение делать это дано ей от природы.
Бывает, что животные ведут себя в соответствии с инстинктами? Да. Более того, считается, что животные в естественной среде обитания всегда ведут себя именно в соответствии с инстинктами (речь не идёт о домашних или дрессированных животных, на поведение которых оказывает влияние человек разумный). Бывает, что человек руководствуется инстинктом? Да. Например, человек спасается из здания, в котором происходит пожар.
Но бывает ли так, что человек идёт наперекор инстинктам? Например, когда человек отказывается следовать основному инстинкту – инстинкту самосохранения? Да. К примеру, когда во время пожара человек бросается в горящее здание, чтобы спасти оставшегося там ребёнка. Более того, некоторые профессии заставляют людей каждый день идти наперекор основному инстинкту.
Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, назовите пять таких профессий, представители которых ежедневно жертвуют своей жизнью, преодолевая основной инстинкт.
Самые яркие примеры преодоления основного инстинкта даёт война. Казалось бы, солдаты, повинуясь инстинкту самосохранения, должны бежать с поля боя и прятаться от опасности, но они идут в бой под огнём противника, идут на смерть ради идеи защиты Родины.
Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, в том числе электронные ресурсы, назовите героев Великой Отечественной войны, которые пожертвовали своими жизнями ради общих целей и ценностей, ради спасения Родины и соотечественников.
Назовите несколько героев войны, которые происходили из вашего родного края.Итак, если животные всегда следуют инстинктам, то человек, хотя также наделён инстинктами, но способен их сознательно, силой своей воли преодолеть.
Та же история с наследственностью. Во-первых, не следует путать наследство и наследственность. Наследство – это имущество и права, которые получает наследник после смерти завещателя в соответствии с законом (например, квартира, машина и т.д.). Наследственность – это биологические признаки, которые получает потомок от своих предков генетически, то есть в силу законов природы. Примерами наследственности могут служить черты внешности (например, черты лица ребёнка повторяют черты лица родителей), некоторые заболевания (например, проблемы со зрением) и т.д. И у животных, и у человека есть наследственность, но человек, в отличие от животных, способен с помощью своего сознания, силы воли или науки наследственность преодолеть. И речь здесь идёт не только о преодолении передающихся по наследству заболеваний.
Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, приведите три примера преодоления человеком негативной наследственности.
У человека и животных в целом сходное строение тела. Основная часть органов тела совпадает: конечности, глаза, сердце, кровеносная система, мозг, нервная система и т.д. В теле человека и животных проходят сходные биологические процессы, связанные с жизнедеятельностью: дыхание, метаболизм, теплообмен и пр.
Но есть несколько основных отличий человека от животных в строении тела. Во-первых, это прямохождение – передвижение на двух ногах, что делает руки свободными. Первым из наших предков прямохождение закрепилось у австралопитека, жившего в Южной Африке 4-2 млн лет назад.
Задание для обучающихся. На основе знаний, полученных в курсе истории первобытного общества, а также дополнительных источников информации ответьте на вопрос, как звали самую известную девушку из всех австралопитеков? Так ли звали её родители и знакомые? Кто и почему так её назвал?
Во-вторых, развитый головной мозг, большой его объём в сравнении с объёмами тела. Например, у страуса объём глаза больше, чем объём мозга. Средний объём мозга человека – около 1450 кубических сантиметров, тогда как у шимпанзе – 500 кубических сантиметров. Большой объём головного мозга в сравнении с объёмами тела, а также развитая кора головного мозга создали возможности для развития сознания и мыслительных способностей у человека.
Задание для обучающихся. На основе дополнительных источников информации ответьте на вопросы, у какого известного русского писателя был мозг с одним из самых больших объёмов за всю историю медицины, а также у какого известного французского писателя был один из самых маленьких объёмов мозга.
Задание для обучающихся. На основе дополнительных источников информации, ответьте на вопрос: что больше влияет на мыслительные способности человека – объём головного мозга или площадь его коры?
В-третьих, развитая кисть. В отличие от обезьян, у человека большой палец противопоставлен всем остальным. Так не было изначально, у того же австралопитека все пять пальцев имели одинаковое строение.
В ходе эволюции у предков человека отделился большой палец, что дало руке человека возможности совершать более сложные движения, например, при изготовлении орудий или при письме.Эти три отличия в строении нашего с вами тела в XIX в. учёные называли «гоминидной триадой» и считали главными отличиями человека от животных. Современная наука выделяет намного больше отличий человека от животных. Да и сходств тоже.
Ещё одним биологическим сходством человека с животными является наличие биологических (естественных) нужд. Человек и животные нуждаются в воде, пище, воздухе, отдыхе, теплообмене и размножении. Но в отличие от животных (опять же: диких животных в естественной среде обитания, а не выдрессированных человеком), человек осознаёт эти нужды, поэтому у нас с вами они называются потребностями. Более того, человек и животные утоляют эти нужды по-разному. Человек, к примеру, способен силой воли и стремлением к цели вовсе преодолеть некоторые из этих потребностей: например, люди, выдерживающие религиозный пост или диету, отказываются от некоторой или иногда даже вообще от любой пищи.
Мы с вами выделили четыре основных биологических сходства и отличия человека и животных. Ещё одна группа сходств и отличий связаны с деятельностью человека, с его трудом.
3.2. Хозяйственно-трудовые сходства и отличия
Мы уже сказали, что поведение животных определяется инстинктами. У человека присутствуют инстинкты, но он может их сознательно преодолеть, и деятельность его определяется не инстинктами, а осознанно поставленными перед собой целями. Только человек способен на трудовую деятельность.
Далее поговорим об орудиях труда.
Животные способны использовать встречающиеся в природе предметы в качестве орудий труда. Обезьяна с помощи палки сбивает бананы с ветки, а вороны с помощью камней разбивают орехи. Но при этом ни обезьяна, ни ворона не преобразовали взятый в природе предмет – палку или камень, они использовали их в имеющемся виде. Человек также способен использовать природные предметы в качестве орудий труда, но он вышел за эти рамки: он научился преобразовывать предметы природы и изготавливать из них новые орудия труда, которые в природе не встречаются. В отличие от обезьяны, уже первобытный человек способен был из палки сделать копьё (наточив её) или топор (привязав к палке камень). В отличие от вороны, уже первобытный человек способен был из камня выточить лезвие ножа или топорище. Итак, в отличие от животных, человек способен изготавливать орудия труда.
У человека и животных также различное отношение к таким предметам. Животные сразу после использования предметов в качестве орудий теряют к ним интерес и выбрасывают их, применяя их однократно (т.е. только один раз). Обезьяна и ворона выбросят палку и камень, когда добудут пищу с их помощью. Человек же осознанно относится к орудиям труда и использует их многократно. Человек способен понять, что орудие труда самоценно, что оно может быть использовано и после того, как в данный момент пища будет добыта.
Антропологи долго спорили между собой, кто из предков человека – ещё больше животное, а кто из них – уже больше человек. Советские учёные доказывали, что Человек умелый – ещё пока животное, а Человек прямоходящий – уже человек, поскольку Человек умелый умел изготавливать орудия труда (на то он и умелый), но не использовал их многократно, а Человек прямоходящий уже относился к орудиям труда осознано и использовал их много раз.
4) Ещё одним отличием деятельности человека от поведения животных является отношение к окружающему миру, к природе. Считается, что если животные приспосабливаются к окружающему миру (подстраивают себя под него), то человек, наоборот, стремится окружающий мир приспособить под свои нужды (мир подстраивает и переделывает под себя). Поэтому именно человек с помощью разума и труда изменил облик планеты Земля: построил асфальтовые и железные дороги, газопроводы, растянул линии электропередач, вырубил леса, прорыл каналы, соединил реки, выстроил города и т. д.
Таковы основные отличия деятельности человека от активности животных. Осталась третья группа сходств и отличий – они связаны с психикой и сознанием.
3.3. Интеллектуально-психологические отличия
Психика – это сфера нервной деятельности человека и животных, которая позволяет им воспринимать окружающий мир и которая регулирует их поведение в отношении этого окружающего мира. Психика включает в себя ощущения, восприятия, эмоции, стремления, память и т.д. Из этого определения видно, что и животные, и человек обладают психикой. Но человек кроме психики обладает также сознанием – частью психики, которая ему подконтрольна, т.е. в содержании которой человек отдаёт себе отчёт. Чтобы понять, как соотносятся психика и сознание, можно представить себе тёмную ночную улицу (это психика) и фонарь, который освещает её небольшую часть (это сознание). Во тьме на этой улице нам ничего не видно – так и наша психика для нас неясна, неподконтрольна нам. А под фонарём всё видно и понятно – также человеку ясно сознание. Человек с помощью сознания, силы воли, разума способен контролировать себя, своё поведение, своё отношение к миру. Это и называется сознанием. Поэтому деятельность человека осознанна. А поведение животных, как мы говорили, инстинктивно.
Люди способны обмениваться информацией. Имеют ли эту способность животные? Конечно, да. Пчёлы передают информацию языком танца, слоны – через вибрацию поверхности земли, которую они чувствуют благодаря специальным подушечкам на стопах. Самый сложный язык общения в животном мире, судя по современным данным, у дельфинов.
Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, ответьте на вопрос, почему способы обмена информации, которые используют дельфины, считаются самыми сложными и развитыми в мире животных? Какими «именами» называют друг друга дельфины? Сколько видов свита учёные выделяют у дельфинов? Что означает каждый из видов? Можно ли поставить знак равенства между «языком дельфинов» и человеческой речью»?
Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, ответьте на следующие вопросы. Удалось ли человеку обучить обезьян языку глухонемых? Удалось ли обезьянам самостоятельно обучить своих детенышей языку глухонемых?
Но человек способен обмениваться информацией таким путём, который недоступен животных – устная и письменная речь. Наша речь состоит как минимум из двух частей: биологическая и социальная. Биологическая сторона речи обеспечивается строением нашего речевого аппарата (гортани, языка, подбородка и т.д.), которые физически позволяют нам произносить разнообразные и членораздельные звуки. Социальная сторона речи заключается в том, что человек не просто издаёт звуки, а формирует из них слова и предложения и более того – понимает их значение.
Задания для обучающихся. Выполните задания 1-2, представленные в приложении к данному конспекту урока.
Итак, вот оно – противоречивое положение человека в мире живых существ: с одной стороны, мы относимся к царству животных (и нас многое с ними сближает), с другой – имеем множество очень существенных отличий от животных. Так в чём же сущность человека?
3. Человек как биосоциальное существо
А сущность человека противоречива. С древности люди в самих себе разделяли тело и душу как два различных начала. Современные учёные отметают, что в человеке есть как минимум две стороны: биологическая и социальная. Первая дана нам от природы и сближает нас с животными. К ней относятся, например, наши биологические потребности, строение тела, теплообмен и другие процессы в нашем организме. Социальная сторона приобретается человеком в обществе – благодаря обучению и воспитанию. К социальной стороне относят то, что отличает человека от животных, те качества, которым его обучают другие люди. Например, воспитание, самооценка, мировоззрение, разделяемые человеком идеалы и ценности и т.д.
Человек не может отказаться от одной из этих двух сторон своей сущности: без удовлетворения биологических потребностей человека ждёт физическая смерть, без социальной стороны человек фактически превратится в животное. Именно поэтому важна гармония между этими двумя сторонами человека.
Задания для обучающихся. Выполните задания 4-5, представленные в приложении к данному конспекту урока.
4. Заключение
Сегодняшний урок мы посвятили разговору о человеке, т.е. о нас самих. И в первую очередь о том, какое место мы занимаем в мире живых существ, что объединяет нас с животными и что отличает он них.
А самостоятельно я предлагаю вам найти и изучить ещё несколько отличий человека от животных, связанных с сознанием, интеллектом и психикой человека.
Приложение
Задание 1. Установите правильное соответствие между интеллектуально-психическими сходствами и различиями человека и животных
ПРИЗНАКИ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
а) наличие психики б) наличие сознания и разума в) наличие эмоций г) наличие чувств д) абстрактно-образное мышление е) конкретно-предметное мышление |
1) сходства человека и животных 2) отличия человека от животных
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Установите правильное соответствие между интеллектуально-психическими сходствами и различиями человека и животных
ПРИЗНАКИ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) способность обмениваться информацией Б) способность обмениваться информацией посредствам устной и письменной речи В) передача опыта генетическим, наследственным способом Г) передача опыта социальным путём Д) социальные нормы и мораль Е) наличие фантазии и способность к творчеству Ж) наличие чувства юмора |
1) сходства человека и животных 2) отличия человека от животных
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Разделите признаки на сходства и отличия человека и животных
ПРИЗНАКИ |
ОТЛИЧИЯ ИЛИ СХОДСТВА |
А) прямохождение Б) наличие инстинктов В) наличие биологических потребностей Г) способность использовать предметы в качестве орудий труда Д) изготовление орудий труда Е) наличие сознания Ж) способность преодолеть наследственность |
1) сходства человека и животных 2) отличия человека и животных |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. Что из перечисленного относится к биологической стороне человека, а что – к социальной?
1) Рождение и смерть человека
2) Наличие инстинктов
3) Потребность в общении
4) Потребность в творчестве
5) Способность к созданию социальной организации
6) Темперамент
7) Потребность в общественном признании
8) Генетическая наследственность
9) Чувство юмора
10) Анатомическое строение тела
11) Обмен веществ и гормональные процессы
12) Способность оценивать себя, свои поступки и других
13) Способность к воспроизводству своего рода
14) Особенности внешности (цвет глаз, тип носа и т.д.)
Задание 5. Что из перечисленного относится к биологической стороне человека, а что – к социальной?
1) Потребность в отдыхе и сне
2) Потребность в познании
3) Потребность в пище и воде
4) Способность преодолеть многие инстинкты
5) Зрение, слух, осязание
6) Умение изготавливать орудия труда
7) Поддержание постоянной температуры тела
8) Умение пользоваться речью
9) Обучение потомства приемам жизнедеятельности
10) Способность передавать опыт социальным путём
11) Осознание целей собственной деятельности
12) Способность расти и физически развиваться
13) Способность формировать свои взгляды на мир
14) Расовый тип (цвет кожи и волос, форма головы, разрез глаз и т. д.)
Задание 6. Запишите термины, пропущенные в таблице
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
ТЕРМИНЫ |
А) совокупность врождённых стремлений и реакций живого организма в ответ на внешние и внутренние раздражения, которая составляет основу поведения животных Б) все виды правил, регулирующих поведение людей в обществе В) вид социальных норм, который регулирует поведение людей с точки зрения добра и зла Г) нервная деятельность человека и животных, которая позволяет живым организмам отражать окружающий мир в образах и реагировать на неё, а также состоит из ощущений, восприятий, эмоций, стремлений, памяти и т.д. Д) часть психики, которая подконтрольна человеку |
1) мораль 2) социальные нормы 3) сознание 4) психика 5) инстинкт |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Задание 7. Ответьте на вопросы
1) Какой инстинкт называется основным?
2) Какие элементы включает в себя т.н. «гоминидная триада»?
3) К какому царству живых существ относится человек с точки зрения биологии?
4) К какому классу живых существ относится человек с точки зрения биологии?
5) К какому отряду живых существ относится человек с точки зрения биологии?
6) К какому виду живых существ относится человек с точки зрения биологии?
Задание 8. Определите, что является лишним в данном списке? В ответе выделите цифру лишней позиции в ряду, а также укажите объяснение своего выбора.
1) поддержание постоянной температуры тела 2) умение изготавливать орудия труда 3) умение пользоваться речью 4) осознание целей собственной деятельности 5) потребность в уважении и признании со стороны других.
Человеческое поведение во многом зависит от культуры и инстинктов | Жаклин Ард (Онтиверос)
Социальные психологи пытаются объяснить человеческое поведение с помощью систем культуры, эволюции и социальной нейронауки. Через культуру культурный психолог изучает, как люди взаимодействуют с другими людьми в рамках одной и той же доминирующей социальной группы. Как отметили исследователи Бисвас-Динер и Тон, исследования, используемые для понимания человеческого поведения, помимо простого акта наблюдения, включают опрос и интервью. Хотя культура включает в себя сходное поведение и идеи среди группы людей, для сравнения культур можно изучать прогрессивное совершенствование, образ жизни и совместное обучение.
Прогрессивное совершенствование включает действия, которые считаются высшими в этой культуре и могут использоваться для дифференциации различных социальных классов. Например, в западных странах люди, имеющие как минимум степень бакалавра и регулярные международные поездки, могут рассматриваться как более умные, социально связанные и финансово успешные по сравнению с теми, кто имеет высшее образование или меньше.
Образ жизни включает действия, связанные с традициями малых групп внутри более крупная культурная группа, в то время как совместное обучение включает учителей и опекунов, которые помогают человеку развивать в культуре.
Продвижение индивидуалистического или коллективистского набора убеждений будет различаться среди социальных групп и находится под влиянием традиции и экономики . Хотя определение успеха также будет отличаться от одной культуры к другой, основное внимание будет уделяться личным достижениям, а не групповым достижениям, и некоторые социальные группы будут больше склоняться к одной форме больше, чем к другой.
Каждый человек вырастает, полагая, что его культура или набор моделей поведения, заложенных в нем с рождения, является нормальным и идеальным .
Photo by Saksham Gangwar on UnsplashСуществует пять эволюционных теорий, основанных на человеческих инстинктах. Эти инстинктивные теории включают теорию полового отбора, теорию генного отбора, теорию сексуальных стратегий, эволюционную психологию и теорию управления ошибками. Например, теория полового отбора состоит в том, что некоторые физические черты помогают найти пару, имея нет другой цели выживания . Теория отбора генов объясняет, почему полезные гены передаются следующему поколению для выживания .
Профессор психологии Дэвид Басс считает, что теория управления ошибками показывает, как «психологическая адаптация» не позволяет людям совершать ту же ошибку, в то время как эволюционная психология фокусируется на том, как адаптации разума, такие как чувства , могут помочь в выживании.
Исследования Педерсена, Путча-Бхагаватулы и Миллера показывают, что краткосрочные отношения более характерны для мужчин , чем для женщин, и это подтверждается теорией сексуальных стратегий, которая «приводит доводы в пользу эволюционировавших отличных от пола механизмов спаривания (например, предпочтений) для краткосрочного и долгосрочного спаривания из-за фундаментального биологического пола. различия в минимальном уровне родительского вклада (например, физические ограничения беременности, родов и вскармливания молодняка по сравнению с простым осеменением)».
В неврологии части мозга могут приводить к физическим реакциям, на которые влияют социальная категоризация и стереотипизация — то есть сортировка людей по определенным группам со связанными убеждениями, и эти личные убеждения можно рассматривать неправильно или ниже по доминирующей культуре. Например, исследование Ито и Куботы показывает, как «миндалевидное тело… важно для изучения и обнаружения важных вещей в нашей среде и играет важную роль в обучении и выражении страха».
Человек может увидеть кого-то, похожего на образ наркомана, активировать миндалевидное тело и решить быстро избегать этого человека из-за страха ограбления, нападения или убийства. Эволюционные теории и элементы нейронауки могут объяснить, что заставляет человека принимать решения, влияющие на личное выживание.
Photo by Natalia Figueredo on UnsplashКогда дело доходит до сильных и слабых сторон, культурная психология сталкивается с проблемой предвзятости в пользу или против определенных культур. Целью этой отрасли психологии было бы признать, что некоторые практики различны , но не вредны.
Те, которые вредны , должны считаться таковыми, и можно приложить усилия для просвещения членов этого общества о рисках, связанных с их традициями.
Что касается социальной неврологии, то это новая теория; поэтому необходимо провести дополнительные исследования, но очевидно, что определенные мысли стимулируют разные участки мозга. Эта стимуляция может помочь выяснить, о чем думают люди в 9 часов.0009 любой данный момент. По словам Дэвида Басса, теория сексуальных стратегий и теория управления ошибками предпочтительнее теории полового отбора и теории отбора генов из-за количества исследований, доказывающих их полезность и точность в прошлом и в наше время.
Photo by Helloquence on UnsplashМетоды исследования, используемые в социальной психологии, направлены на изучение человеческого поведения с разных точек зрения. Например, лабораторные исследования проводятся в контролируемой среде с зная участников. Что касается полевых экспериментов, то они проходят в естественной среде с ничего не подозревающими участниками. Бессознательное исследование включает в себя манипулирование чувствами или мыслями с целью изменить действие.
Менее экспериментальной формой исследования является архивное исследование, которое включает в себя изучение данных из различных источников — особенно оригинальных документов — и подведение итогов. Другим типом эксперимента является опрос, и в одной серии исследований Корндорфера, Эглоффа и Шмукле в течение года проводилось наблюдение за задает вопросы нескольким семьям об их пожертвованиях любым некоммерческим или религиозным организациям по выбору. Эти опросы проводились ежеквартально, и личная информация, касающаяся доходов и расходов, предоставлялась добровольно.
Опросное исследование использовалось в реальном эксперименте, чтобы проверить, насколько просоциальными или альтруистичными могут быть люди в зависимости от социального класса. Добровольцы-исследователи были проинформированы, что они также будут предоставлять конфиденциальную информацию , но любое социальное давление, чтобы они выглядели благотворительными, могло повлиять на сумму денег, которая была потрачена на пожертвования, даже если их имена не были обнародованы.
Любой эксперимент рискует дать сомнительные результаты, но опросы склонны к неискренности и преувеличению со стороны тех, кто добровольно отвечает на вопросы. В научном сообществе существует исследовательская этика, поэтому риск психологической или физической травмы уравновешивается преимуществами завершения исследования.
Несмотря на то, что завершение исследования важно, д-р Раджив Джхангиани объясняет, что после переживания темных и тяжелых эмоций необходим разбор полетов, чтобы доброволец мог вернуться к нормальному настроению с помощью «счастливых» изображений или звуков. Этика необходимо учитывать при проведении исследований в области социальной психологии, поскольку это может привести к травме и нарушению прав.
Изучение поведения животных — The Science Penguin
Ваши учащиеся пытаются понять, является ли поведение животных инстинктивным или приобретенным? Не смотрите дальше с этими советами, чтобы ваши студенты были уверены в этой концепции науки о жизни!
Инстинкты – это врожденные модели поведения, которые заложены в биологию животного и не требуют обучения или опыта. Вот несколько примеров инстинктов:
Многие распространенные модели поведения животных усваиваются через опыт и воздействие окружающей среды. Вот несколько примеров усвоенного поведения.
Поиск пищи. Многие животные учатся находить и собирать пищу методом проб и ошибок, а также наблюдая и копируя поведение других животных.
Избегание хищников: Животные могут научиться распознавать хищников и избегать их, наблюдая за поведением других животных или испытывая негативные последствия при встрече с хищником.
- Социальное поведение: многие животные учатся социальному поведению, например, тому, как общаться, сотрудничать и формировать социальные связи посредством взаимодействия с другими животными.
Использование инструментов: Некоторые животные, такие как шимпанзе и некоторые виды птиц, учатся использовать инструменты для решения проблем или получения пищи.
Вот 5 наших любимых упражнений для обучения поведению животных.
🧠 Мозговой штурм
Начните с того, что попросите учащихся определить, что такое поведение, с помощью якорной диаграммы или ведения дневника.
После того, как они дадут определение, пусть учащиеся либо поделятся им всей группой, либо найдут время, чтобы они записали действия, которые они совершали за день с момента пробуждения до начала этого урока. Рядом с каждым поведением они нарисуют прямоугольник, к которому вернутся позже.
Сначала вы можете предложить несколько идей, например, почистить зубы, одеться, дойти до автобуса и поморгать, чтобы начать. Позвольте им думать о творческих идеях и делиться ими вслух.
*После того, как концепция инстинктов и приобретенного поведения со временем укрепится, попросите учеников вернуться и вставить буквы I или L в квадратные клетки.
🖼 Прогулка по галерее
Прогулка по галерее поможет учащимся лучше понять, как различать приобретенное и инстинктивное поведение, не давая определений. Вы можете найти отличные изображения для печати или показа в виде слайд-шоу с помощью Pixabay.
Задайте вопросы: Какое поведение демонстрирует изображение? Будет ли такое поведение чем-то, для чего они родились, или что-то, за чем нужно наблюдать или учить?
Учащиеся могут ходить с стикерами и отвечать, просматривая изображения. Продолжите обсуждение, чтобы увидеть, какие открытия были сделаны, и привести к объяснению определений инстинкта и усвоенного поведения. Это занятие также отлично подходит для выявления заблуждений!
Инстинктивное поведение: рождается, зная, как поступать, передается по наследству.
Приобретенное поведение: приобретенное или полученное на опыте, не унаследованное и не рожденное.
*Сейчас самое время предложить учащимся вернуться к идее №1 и заполнить квадраты буквами I или L для каждого поведения.
📓 Блокнот
Делать заметки не должно быть скучно, поэтому интерактивная научная тетрадь «Унаследованные черты и приобретенное поведение» из нашего блокнота «Все в одном» поможет вам!
Вы найдете шаблоны специально для конкретных типов поведения. Эти шаблоны отлично подходят для практического обучения и применения своих знаний.
См. на TpT: Интерактивная научная тетрадь «Унаследованные черты и приобретенное поведение»
➡ Блок-схема
Иногда нашим учащимся требуется дополнительная поддержка, чтобы освоить тему, или мы хотим подтолкнуть их к установлению связей с предыдущим содержанием.
- Что делать, если ваши учащиеся все еще путают инстинкты и приобретенное поведение?
- Вы уже рассказывали об унаследованных и приобретенных признаках ранее и хотите уточнить, чтобы установить другие связи?
Эта блок-схема может быть методом вмешательства, который поможет вашим учащимся замедлить темп и обдумать поведение в деталях.