Мотивация к учёбе — практические советы для школьников и родителей
Как мотивировать ребёнка на учёбу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания и часто отвлекается? Практические советы для школьников и их родителей.
Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. По факту – это упорство и целеустремлённость, без которых не может быть достигнута ни одна цель.
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как мотивировать на учебу. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Как мотивировать ребёнка на учёбу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания, на уроках часто отвлекается, его не беспокоит успеваемость? Когда класс и школа ассоциируется у него с психологическим дискомфортом, тревогами, скукой, никакие стимулы не помогут. Причин отсутствия учебной мотивации в обучении может быть несколько.
- Малыш просто не подготовлен к школе. Родители считают, что он развит не по годам, у него широкий кругозор. Однако первоклассник может быть психологически не готов подчиняться школьному распорядку, не может спокойно сидеть на уроке, слушать учителя. В таком случае, возможно, ему стоит ещё на год остаться в детском саду.
- Причиной плохой успеваемости могут послужить конфликты с учителем или товарищами по школе. Разберитесь в ситуации и постарайтесь изменить её. Если сделать это не получается, возможно, лучшим выходом окажется переход на домашнее обучение. Психологически оно намного комфортнее занятий в больших классах. Причиной отсутствия желания ходить в школу могут стать физические особенности. Нередко дети дразнят тех, кто выделяется из толпы. Переход в онлайн-школу поможет снять остроту проблемы хотя бы на период, пока малыш не подрастёт и не сформируется психологически.
- Бывает, что желание заниматься отбивают непомерные амбиции родителей. Одни ругают своих чад за то, что те приносят из школы четвёрки вместо пятерок. Тогда у ребёнка складывается заниженная самооценка, он считает себя неспособным учиться лучше. Пропадает эмоциональная связь с родителями. Другие записывают ребёнка в несколько кружков одновременно, не спрашивая, хочет ли он их посещать. В результате школьник не оправдывает надежд и учится гораздо хуже, чем мог бы, если бы ему не мешали завышенные требования со стороны семьи.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Учебная мотивация в обучении – индивидуальный подход
Дети воспринимают новую информацию по-разному: одни зрительно, другие на слух. В зависимости от этого одному ученику, чтобы усвоить урок, предпочтительнее прочитать учебник, а другому выслушать объяснения учителя и дома повторить задание вслух. У одних склонности к точным наукам, другие – ярко выраженные гуманитарии, третьим учиться скучно, потому что они всё схватывают на лету, а кому-то надо больше времени и усилий, чтобы понять новый материал.
Когда трудности накапливаются, учащийся просто теряет интерес, без которого даже самый гениальный педагог не сможет передать знания в должной мере. К сожалению, программа общеобразовательной школы рассчитана на среднестатистического ученика и не учитывает этих нюансов. Давайте подумаем, как можно ненавязчиво, без давления повысить мотивацию к учёбе.
Способы повышения учебной мотивации
Показываем пример
Вспомните свои школьные годы, поделитесь опытом. Что именно вас больше всего интересовало в том возрасте, в котором сейчас находится ваш сын или дочь? Расскажите, какие сложности вставали перед вами, как вы их преодолели. Школьнику необходимо почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях.
Оглянитесь на тех, кто находится рядом с вами. На примере людей, которые в жизни многого добились, объясните ребёнку в доступной форме, что успех и благополучие сами по себе не приходят. Для этого необходимо очень постараться, добиться таких же результатов можно только благодаря полученным знаниям.
Постановка цели
Вовремя и правильно поставленная цель стимулирует упорство и окрыляет, повышая самооценку. Разделите цели на перспективные (долгосрочные) и краткосрочные. Выделите в каждой категории самое привлекательное. Делайте эмоциональный акцент на промежуточных результатах, это поможет повысить желание заниматься, настроить на конечный результат.
Про эффективность пряников
Эмоциональное, как и материальное, вознаграждение – движущий механизм, самый мощный побудитель к действию. Получение награды приводит к удовлетворению, пониманию, что всё сделанное было не зря. И чем больше труда затрачено, тем слаще успех. Так в сознании закрепляется мысль о положительном факторе результата тяжёлого труда. Положительные эмоции подстегнут к дальнейшей работе, и на следующую цель не жаль будет потратить больше сил и времени.
Метод пряника действует гораздо эффективнее, чем стимул кнутом. Систематические наказания, принуждение делать уроки дадут обратный результат. Особенно это касается малышей начальных классов. Психологи рекомендуют подобрать для ребёнка то, чему он, безусловно, обрадуется. Неплохо обговорить заранее, каков будет подарок. Не стоит поощрять его в процессе достижения результата. И разумеется, в случае провала о вознаграждении речи идти не должно.
Чем сложнее цель и чем больше усилий на неё затрачено, тем значительнее должно быть поощрение. Наметившийся прогресс, более высокие оценки в четверти – повод для поощрения. Что может послужить наградой – каждый решает сам.
Но не задаривайте ребёнка подарками по любому поводу. Процесс получения знаний и хорошие оценки потеряют свою значимость.
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Увлечённость
Бесспорно, это одна из лучших мотиваций. Все школьные предметы одинаково любить невозможно. Но если некоторые из них (или даже один) заинтересуют школьника, то это существенно повысит эффективность процесса получения знаний по всем предметам. Увлечь учащихся помогают инновационные технологии, нестандартная подача учебного материала, тематические экскурсии. В младших классах практикуется игровая форма обучения.
Увлечённость предметом в значительной степени зависит от того, насколько доходчиво педагог объясняет изучаемый материал. Но и роль родителей тут далеко не последняя. Если вы вместе посещаете соответствующие возрасту ребёнка театральные спектакли, музеи, выставки, интерактивные площадки, такие мероприятия расширяют его кругозор.
Если подросшие дети считают, что определились со своей дальнейшей специализацией, то часто они начинают игнорировать непрофильные предметы. Важно объяснить, что это ошибка, которая в дальнейшем может привести к непредсказуемым результатам. Ведь каждый предмет школьной программы связан с реальной жизнью. Подберите примеры из повседневности, когда тот или иной материал, изучаемый в школе, будет иметь практическую значимость. Найдите увлекательные книги, необычный материал по изучаемому вопросу.
Ребенок-интроверт
Изучаем вопросы воспитания и образования детей с интровертным типом личности
Самомотивация
Кто с детства привык ставить перед собой цели, тому и в дальнейшем проще будет овладевать новыми знаниями, ориентироваться в быстро меняющемся мире, делать карьеру, стать уважаемым и успешным. Вопрос особенно актуален для детей переходного возраста. У подростка может ослабеть желание учиться и понимание необходимости получения полноценного образования. Правильная и достаточная самомотивация:
- повышает интерес к учебному процессу;
- улучшает дисциплину;
- облегчает понимание и усвоение нового материала;
- повышает уровень оценок по всем предметам.
Не стоит ждать следующего понедельника, чтобы начать заниматься, искать отговорки, ссылаться на отсутствие желания, усталость, какие-либо другие причины. Надо сделать это прямо сейчас. Это может на время лишить комфорта, зато не будет повода для лени. Не стоит ждать, что проблема исчезнет в одночасье – со временем мозг адаптируется, усилий для самопринуждения потребуется всё меньше и меньше. Возможно, самая первая маленькая победа над собой станет предвестником дальнейшего взлета. Тем более что учеба в школе занимает не так уж и много времени.
Есть такое слово – «надо». Подчас оно лучше всяких уговоров и ухищрений со стороны родителей даёт толчок к началу выполнения уроков. Дети это отлично знают.
Мотивация к учебе у младших школьников
Пофантазируйте на тему «космонавтов» и «балерин»
Постарайтесь как можно раньше заставить малыша задуматься о выборе профессии. Кем он хочет стать, когда вырастет? Это глобальная цель, двигаться к которой необходимо уже сейчас, получая знания, без которых он не сможет обойтись в дальнейшем. Пусть по мере взросления выбор профессии изменится, главное – понимание, что стыдно будущему космонавту не знать математики, а балерине и на сцене пригодятся знания физики.
Результат, который можно увидеть уже сейчас
В младших классах детям понятнее то, что будет через день, через неделю. Заинтересуйте ребёнка задачей на ближайшее время. Например, получить хорошую или отличную отметку по заданному материалу.
У каждой поставленной цели есть свой срок, что позволяет избежать неопределённости. Визуализация задачи облегчит выполнение, поэтому её лучше записать. Она может состоять из нескольких этапов. Соответственно, каждый этап записывается отдельным пунктом и для каждого устанавливается свой срок.
Организация рабочего места и распорядок дня
Правильная организация рабочего места играет не последнюю роль в обучении. Стол, за которым удобно сидеть, эргономичный стул, верно подобранное освещение, стеллаж или тумба для учебников, тетрадей, альбомов, яркие канцелярские принадлежности, обложки с красивыми картинками, любимое фото на стене. Внешний антураж влияет на желание учиться!
Во время занятий в онлайн-школе и в период приготовления домашнего задания постарайтесь, чтобы посторонние звуки не отвлекали от учёбы: прикройте окно, выключите телефон, максимально приглушите звук телевизора.
Не откладывайте задания на потом. Никто не знает, что случится дальше: отключат электричество, поднимется температура, зададут дополнительные уроки, появятся непредвиденные дела. Но и всё сразу делать не стоит. От переутомления понижается уровень концентрации внимания. Да и мотивация к учёбе от этого заметно страдает. Лучше всего равномерно распределить нагрузку, ставить перед школьником реально выполнимые цели, соответствующие его возможностям.
Заключение
У школьников изначально присутствует различная степень мотивации к обучению. Одни способны достаточно сильно мотивировать себя сами. Другим необходима помощь извне. Чем младше ребёнок, тем проще пробудить у него интерес к учёбе. Но и к уже подросшим детям можно найти подход.
Готовность трудиться, ставить всё новые и новые задачи всегда приводит к успеху. Ведь недаром в списке мотивации студентов Гарварда есть пункт: «Не попотеешь – не заработаешь».
Вопрос-ответ
Возможно ли перейти на экстернат и закончить два класса за один год?
В рамках одного календарного года допускается прохождение программы за два года. Для обучения экстерном в Домашней школе «ИнтернетУрок» вам необходимо написать нам на электронную почту [email protected] и сообщить о своем намерении пройти программу следующего класса. При переходе на экстернат надо учитывать важный момент: в некоторых наших школах-партнёрах возможность пройти ускоренное обучение экстерном отсутствует или возможно не во всех классах.
Какая форма аттестации предусмотрена при переходе на экстернат?
Аттестация проводится на основании оценок, полученных в Домашней школе «ИнтернетУрок», без дополнительного тестирования.
Что делать, если ребёнок не успевает пройти программу экстерном за один год?
Если ученик не успевает освоить всю программу за учебный год, он может продолжить заниматься в Домашней школе «ИнтернетУрок» летом. Также учащиеся не выпускных классов могут растянуть один учебный год на два. Для этого необходимо написать запрос на почту кураторов [email protected], обосновав причину вашего решения.
Могут ли в Домашней школе обучаться экстерном совершеннолетние?
В нашей школе совершеннолетние могут изучить программу по школьным предметам без официального зачисления и содействия в прохождении аттестаций.
Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ
Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, что мотивация, что обучение — параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежегодно — а может, даже ежедневно.
В целом с поиском нового подхода к мотивации студентов сталкиваются преподаватели разных дисциплин с различным профессиональным и жизненным опытом.
Причина тому кроется в изменении условий жизни и парадигмы взглядом, в обновлении системы образования, в ускорении темпа жизни. Если советские школьники и студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то миллениалы и зуммеры (условно названные поколения, родившиеся в 1980−2000-х гг.), вынужденные обрабатывать в одну единицу времени огромное количество информации, не имеют возможности распыляться на то, что, по их мнению, интересно, но не полезно.
Планируя задействовать различные техники и приемы мотивации в образовательном процессе, необходимо помнить, что они столь же не универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению у студентов. Иными словами, лучше всего работает индивидуальный подход.
Представьте себе очередь у киоска с мороженым в жаркий летний день. Кто-то хочет освежиться, кто-то просто любит сладкое, кто-то вознаграждает себя первым мороженым за три месяца успешной диеты, кто-то хочет произвести впечатление на девушку на первом свидании, а кто-то покупает стаканчик с шоколадной крошкой своему ребенку, чтобы он не капризничал.
Так, все в этой очереди хотят купить мороженое, но мотивы у них разные.
Тот, кто изнывает от жары, ждет самое холодное мороженое, а для матери с коляской, напротив, лучше не ледяное и побыстрее, пока ребенок снова не заплакал. Те, кто относится к мороженому символически, готовы купить дорогой рожок от известного бренда, чтобы насладиться моментом, при этом кто-то смотрит на этот товар как на продукт и не готов переплачивать. Так и с обучением в университете: все выпустятся со знаниями и навыками, но какие они будут и как будут получены — этот вопрос напрямую связан с мотивацией.
Поэтому в первую очередь стоит определить истинные мотивы студента. Какими они могут быть?
- Любопытство, интерес, желание узнать что-то новое.
- Желание получить престижное образование в статусном вузе, чтобы в дальнейшем использовать корочку диплома как аргумент при поступлении на работу.
- Потребность в общении и желание получить новые знакомства.
- Необходимость выполнить долг перед родителями, не разочаровать родных и друзей.
- Стремление погрузиться в любимое дело, получить узкоспециальные знания и навыки, необходимые для уже определенного профессионального пути.
Приемы повышения мотивации
Весь спектр возможных приемов можно условно разделить на несколько групп в соответствии со сферой их применения.
Взаимодействие педагога и студентов
- Постарайтесь выстроить доверительные и уважительные отношения со студентами. Если это возможно, обращайтесь к ним по имени.
- Используйте различные оценочные обращения: замечание, отрицание, согласие, одобрение.
- Хвалите и подбадривайте, не отказывайте в помощи и совете.
- Поддерживайте инициативность студентов, их начинания, стимулируйте задавание вопросов.
- На занятиях обращайтесь к приему апперцепции, то есть связывайте изучаемую дисциплину и рассматриваемые на паре вопросы с личным опытом студентов, их интересами и потребностями.
Акцент на стимулирующее влияние изучаемого материала
Встраивайте новый материал в уже имеющуюся систему знаний по вашему предмету и другим дисциплинам — так вы покажите их взаимосвязь и важность отдельного элемента в цельной парадигме.
- Акцентируйте внимание на актуальности и новизне учебного материала.
- Делайте акцент на раскрытии практической и научной значимости знания.
- Указывайте на профессиональную направленность учебного материала, показывайте, где и как студенты воспользуются полученными знаниями.
Техническое, дидактическое обеспечение занятия
- Используйте различные формы представления учебного материала, удивляйте и вызывайте интерес: фото-, видео-, аудиоматериалы, графики, наглядные пособия, тактильные и ролевые игры и пр.
- Позаботьтесь о том, чтобы каждый студент мог работать с вашими материалами.
- Не игнорируйте современные технологии. Например, отдельный чат студенческой группы в удобном для всех студентов мессенджере позволит оперативно задавать вопросы и присылать домашнюю работу.
Непосредственно учебная мотивация
- Помните о необходимости разъяснять цели той или иной учебной деятельности. Зачем мы изучаем эти минералы? Чем вам в дальнейшем будет полезна фонетическая система якутского языка?
- Четкая структура занятия позволяет легче систематизировать и усваивать материал, что вызывает большее удовлетворение от занятия. Хорошо начинать пару с определения плана и завершать занятие кратким резюме всей лекции/семинара.
- Моделируйте на занятии проблемные ситуации, ставьте информационные и проблемные вопросы. Знание, доставшееся с большим трудом, больше ценится, а сам процесс его получения часто становится студенческим вызовом самому себе.
Отношения в студенческом коллективе
Используйте разные форматы коллективной работы и студенческих объединений: пары, тройки, мини-группы и пр.
- Для разнообразия учебной ситуации меняйте рассадку в аудитории, если помещение и количество учащихся это позволяет. Для коллоквиумов и проблемных обсуждений садитесь по кругу, в мае проводите занятия в парке и пр.
- Включайте в программу задания по взаимоконтролю и взаимопомощи студентов.
Приемы мотивации: реализовать на практике
Вышеперечисленные приемы при всей своей эффективности кому-то могут показаться чрезмерно обтекаемыми и лишенными конкретики.
Не ограничивая ваш творческий потенциал в части применения названных рекомендаций, предложим несколько примеров их практической реализации.
Так, при знакомстве с новым курсом или новой группой, можно попросить студентов анонимно или с указанием личных данных рассказать о своих истинных мотивах и о том, чего они ждут от курса.
Такую информацию, разумеется, стоит воспринимать критически (кроме того, на самом деле не все студенты до конца ясно осознают причины тех или иных своих поступков), но какое-то первоначальное мнение вы сможете получить.
Спрашивайте у студентов, чем они интересуются вне университета и используйте эти знания для демонстрации на своих занятиях. И, конечно, будьте профессиональны и креативны. Ваши горящие глаза, любовь к предмету и запоминающийся внешний вид вызовут неподдельный интерес и уважение.
Как помочь подросткам оставаться мотивированными в школе
До подросткового возраста дети обычно любят школу. Но я думаю, будет справедливо сказать, что если бы каждая семья создала круговую диаграмму под названием «Вещи, на которые жалуется наш подросток», самый большой кусок в большинстве домов был бы помечен как «Школа». Безусловно, в школе есть много того, что нравится подросткам, например, возможность проводить время со своими друзьями, посещать определенные курсы и проводить время с преданными учителями и тренерами, которые действительно заботятся о них и не пытаются скрыть это. Но в том-то и дело, что школа по своей природе часто идет в разрез с подростками. Подростки недовольны тем, что им приходится целый день подчиняться авторитету взрослых, и именно тогда, когда они работают над развитием своей самостоятельной и четко определенной идентичности, их загоняют в классы, которые часто не соответствуют их быстро кристаллизующемуся самоощущению. Подростки жаждут независимости, но у них часто бывает много домашних заданий, которые мешают им проводить вечера и выходные так, как им хочется.
Как взрослые могут помочь подросткам справиться с несоответствием между их нормальным стремлением к автономии, идентичности и независимости и тем, что требует от них школа? Как клинический психолог, долгое время специализирующийся на уходе за подростками, я пришел к выводу, что мы приносим наибольшую пользу, когда помним, что посылать наших подростков в школу — это все равно, что отправлять их в буфет, где от них требуют пробовать все, что нужно. служил.
Став взрослыми, многие из нас выяснили, что нам нравится, а что нет, и соответственно выбирают для себя. Что касается меня, то я с удовольствием занимаюсь психологией целыми днями, а физику не пробовал с семнадцати лет. Подростки, однако, должны потреблять все в меню. Вряд ли им все это понравится, да и не стоит ожидать, что понравится.
Совершенно нормально требовать, чтобы подростки копались во всем, отчасти потому, что они могут открыть для себя аспекты школы, которые в конечном итоге, благодаря вдохновленному обучению или их зрелым интересам, понравятся им гораздо больше, чем они ожидали. Мы должны побуждать их быть открытыми для возможности того, что им может понравиться урок, который они не хотят посещать, или опыт, которого они не ждали. Тем не менее, у учеников будут свои предпочтения, и когда мы признаем их и открыто говорим о них, у нас появляется больше возможностей помочь подросткам поддерживать мотивацию в школе.
Подробнее: Как помочь подросткам обрести цель в условиях кризиса психического здоровья
Рассмотрим распространенный сценарий: Подросток, которому очень не нравится какой-либо класс, и в результате он значительно отстает в нем. Хотя наши инстинкты могут подтолкнуть нас сказать такому подростку «исправить свое отношение», обычно полезнее начать с фактического разговора о природе школы. «Я понимаю, — можете сказать вы, — что сейчас вы относитесь к урокам английского так же, как я отношусь к свекле. Я ем их только тогда, когда мне нужно, чего во взрослом возрасте почти никогда не бывает». Отсюда вы можете указать, что даже если ваш подросток не выносит этого предмета, избранные средние школы и колледжи, комитеты по стипендиям и будущие работодатели, как правило, как минимум так же заинтересованы в оценках учеников, как и в их увлечениях. Подросткам не обязательно нравиться все их занятия, но им может понадобиться найти способы сделать непривлекательные занятия достаточно привлекательными, чтобы получить достойную оценку.
Иногда подросткам нужна наша помощь, чтобы выпутаться. Некоторым достаточно просто предложить подтверждение, чтобы решить проблему. Для других, которым нужно больше, представление своей неэффективности как проблемы вкуса, а не недостатка характера, может привести к продуктивным разговорам о том, что может помочь им быть более открытыми к тому, что им подают. Хотели бы они, например, попробовать поработать с приятелем по учебе или поискать в Интернете видеоролики о том, что они изучают? Если вы подозреваете, что на работе может быть серьезный барьер, проконсультируйтесь с учителями или консультантами вашего подростка, чтобы найти решение, которое решит проблему, не вызывая при этом стыда.
Наши вкусы тоже часто меняются со временем. Я мало интересовался историей, когда учился в старшей школе, но теперь я читаю ее каждый вечер перед сном. Разговаривая с нашими подростками, мы можем поощрять их быть открытыми для возможности того, что в какой-то момент в будущем они могут заинтересоваться темой, которая сейчас не интересна.
Как насчет подростка, которому ничего не нравится в средней или старшей школе? Бывает. Школа сосредотачивается на очень узком круге тем и навыков, и нет ничего необычного в том, что учащийся проходит через обычное образование, но при этом готов преуспеть в карьере, которая не связана с традиционным школьным образованием. Если это ваш подросток, вот три вещи, которые вы должны сделать:
Во-первых, поддержите интересы вашего подростка там, где они лежат. Ваш подросток равнодушно относится к занятиям, но с большим аппетитом работает руками? Найдите школьную или внешкольную программу, которая поможет ей развить эти навыки. Берет ли он только стандартные темы, но сочиняет музыку в свободное время? Затем ищите курсы, работу или другие возможности, чтобы удовлетворить этот интерес. Ученикам намного легче чувствовать себя мотивированными, когда им дают работу, которая связана с их личными целями и в которой они уверены, что смогут добиться успеха.
Во-вторых, приложите все усилия, чтобы понять тот факт, что неинтересно проводить дни, ночи и выходные за непривлекательной пищей. Цените усилия, которые ваш подросток прилагает к школе, и признайте, что это может быть нелегко и не естественно.
В-третьих, обратитесь за помощью к школьному консультанту или другому специалисту в области психического здоровья. Здоровые подростки склонны культивировать сильные интересы, даже если эти интересы не академические. Если этого не происходит, вам нужно рассмотреть возможность более широкой проблемы психического здоровья.
Мы также должны обратить внимание на очень добросовестных подростков, которые чувствуют себя обязанными сожрать каждый кусочек того, что им подают. Конечно, нет ничего плохого в том, что ученики с энтузиазмом принимают участие во всем, что может предложить школа. Но обучение может стать излишне напряженным для подростков, которые чувствуют потребность преуспеть в каждом задании на каждом курсе. Чтобы бороться с ненужным перфекционизмом, мы можем дать подросткам понять, что мы не ожидаем, что им будут нравиться все предметы или все занятия в равной степени. Если, например, они любят математику и хотят уделять ей больше времени, мы можем их подбодрить. Но на занятиях, которые им не нравятся, мы должны поощрять подростков делать столько, сколько им нужно, будь то достаточно высокая оценка или достаточно глубокое мастерство, при этом экономя их время и энергию для других вещей, таких как сон и развлечения.
Если позволить подросткам думать о школе как об обязательном буфете, это не решит все академические проблемы, но может помочь им сохранить мотивацию при столкновении с предметами или заданиями, которые они никогда не взяли бы в одиночку. Принятие нейтральной, бесстыдной позиции, согласно которой подросткам не всегда нравится то, что им подают в школе, и предложение им нашей эмпатической и стратегической поддержки — может иметь большое значение для облегчения их понимания.
Контакты нам по адресу письма@time.com.
Как мотивировать вашего ребенка к учебе
По мере того, как дети становятся старше, на них возлагается больше ответственности за выполнение домашних заданий и выполнение заданий. В то время как у некоторых студентов есть мотивация завершить свою работу вовремя, другие учащиеся изо всех сил пытаются начать.
Хотя для родителей важно играть активную роль в обеспечении того, чтобы их ребенок выполнял домашнюю работу, также важно не заставлять ребенка делать это — есть большая разница между принуждением и мотивацией.
Поощряйте вашего ребенка находить мотивацию в позитивном ключе, это важно для формирования прочных привычек. Принуждение ребенка к работе может вызвать у него недовольство временем учебы, что значительно затруднит достижение самомотивации.
Что делать, если у ребенка нет мотивации к учебе? Ознакомьтесь с этими советами, чтобы помочь вашему ребенку найти мотивацию для выполнения домашних заданий.
Как сохранить мотивацию к учебе
1. Узнайте, что мешает вашему ребенку
У вашего ребенка может не быть мотивации к учебе по ряду причин. Обнаружение корня проблемы поможет вам и вашему ребенку разработать план преодоления барьеров, которые мешают ему или ей выполнять домашнее задание.
Некоторыми причинами отсутствия мотивации могут быть:
- Плохое понимание материала
- Работа, которая недостаточно сложна
- Работа, не соответствующая его стилю обучения
- Беспокойство по поводу школы
- Низкая уверенность в себе
2. Облегчите учебное время
Максимально облегчите ребенку учебное время, предоставив ему или ей все необходимое для выполнения работы:
- Тихое место: Найдите тихое, свободное от отвлекающих факторов место для вашему ребенку учиться.
- Еда и напитки: Если ваш ребенок голоден, ему может быть трудно сосредоточиться на работе. Дайте ребенку легкий перекус перед учебным занятием и много воды, чтобы он или она могли оставаться сосредоточенными.
- Подходящие инструменты: Убедитесь, что карандаши, ластик, калькулятор и другие важные инструменты легко доступны, чтобы не тратить время на их поиск.
Убедиться, что у вашего ребенка есть все, что ему или ей нужно, означает меньше сопротивления и меньше оправданий.
3. Вместе составьте учебный план
Дети хорошо справляются со структурой — наличие надежного учебного плана поможет вашему ребенку не сбиться с пути. Сядьте вместе с ребенком и составьте план выполнения домашнего задания каждый вечер. Вовлечение вашего ребенка в процесс поможет сохранить его или ее заинтересованность (и больше желания придерживаться плана!)
Ваш план должен включать:
- Когда нужно делать домашнюю работу каждый день
- Сколько времени нужно уделять домашнему заданию
- Как часто делать перерывы и как долго
- Какие задачи должны быть приоритетными (т. е. задания, которые должны быть выполнены в ближайшее время)
4. Создайте систему поощрений
Создайте вместе с ребенком систему поощрений, чтобы у него или у нее было что-то, чего он с нетерпением ждет после окончания учебы — ключ к сохранению мотивации во время учебы. Награды могут быть такими же простыми, как просмотр телевизора после выполнения домашнего задания или сбор «баллов» после каждого учебного занятия, которые можно использовать для чего-то особенного.
5. Ограничение стресса
Если ваш ребенок испытывает стресс, ему или ей может быть трудно учиться или даже найти мотивацию для начала. Помогите ребенку снять стресс, проводя с ним время и поощряя разговоры о мыслях и чувствах.
Убедитесь, что каждый вечер у вашего ребенка достаточно времени, чтобы снять стресс. Обсудите, чем можно заняться во время перерывов в учебе или после выполнения домашнего задания, чтобы снизить уровень стресса, например:
- На прогулку
- Прослушивание музыки
- Раскраска
6. Сосредоточьтесь на обучении, а не на успеваемости
Вместо того, чтобы сосредотачиваться в первую очередь на оценках, отмечайте вехи, связанные с обучением, — как большие, так и маленькие.
Это может произойти, когда ваш ребенок успешно решит сложную математическую задачу или закончит писать первый черновик сочинения. Когда вы переключаете внимание на обучение, ваш ребенок может получать больше удовольствия от выполнения работы, помогая повысить мотивацию.
7. Поощряйте ребенка ставить небольшие цели
Поощряйте ребенка ставить небольшие достижимые учебные цели, исходя из того, что необходимо выполнить. Постановка целей дает вашему ребенку четкие указания относительно того, что необходимо сделать, и повышает уверенность в себе, когда он достигает этих целей.
Вот некоторые примеры учебных целей:
- Прочитать одну главу из назначенного чтения
- Просмотр заметок в течение двадцати минут
- Ответьте на 5 практических вопросов из учебника
8. Пробуйте разные методики
Не существует универсального решения для обучения — у каждого учащегося свой способ обучения. Если ваш ребенок учится по методу, который не соответствует его или ее стилю обучения, он или она может разочароваться, потому что усваивать материал становится намного труднее. Попробуйте разные методы обучения, чтобы увидеть, что лучше всего подходит для вашего ребенка.
9. Делайте перерывы в учебе
Хотя может возникнуть соблазн выполнить всю домашнюю работу за один раз, мозг может потерять концентрацию без перерывов (особенно у младших школьников). Разделение учебного времени на управляемые отрезки важно для сохранения свежести и вовлеченности ума вашего ребенка. Поощряйте ребенка делать перерывы во время занятий.
Придерживайтесь следующих советов для продуктивного перерыва в учебе:
- Используйте таймер, чтобы напомнить ребенку, когда пора сделать перерыв
- Делайте перерывы примерно через 30 минут работы
- Делайте перерывы продолжительностью 5-10 минут
10. Поощрение Упражнение
Сдерживаемая энергия приводит к разочарованию и еще больше затрудняет учебу. Регулярные физические упражнения улучшают общее самочувствие и снижают стресс, облегчая выполнение домашней работы.
Убедитесь, что ваш ребенок достаточно физически активен каждый день перед учебой. Даже короткая прогулка по кварталу во время перерыва в учебе — отличный способ дать вашему ребенку прилив крови к мозгу и помочь избежать разочарования и эмоционального выгорания.
11. Окажите поддержку вашему ребенку
Поддерживайте открытое общение со своим ребенком и предлагайте поддержку, когда это необходимо. Это может включать в себя организацию разговора с учителем вашего ребенка, оказание ему дополнительной помощи или просто выслушивание, когда ваш ребенок чувствует себя подавленным. Знание того, что поддержка доступна, поможет вашему ребенку развить уверенность в себе, чтобы справиться с любыми проблемами, которые могут возникнуть.
Помогите своему ребенку найти мотивацию, в которой он или она нуждается
Избегайте ужасных битв за домашнее задание и используйте приведенные выше советы, чтобы помочь вашему ребенку развить хорошие привычки в учебе. Хотя как родитель важно убедиться, что домашнее задание выполнено вашим ребенком, важно не заставлять вашего ребенка делать это.