Тема — 5. Работа над техникой речи
Одной из причин коммуникативной неудачи является недостаточно хорошая техника речи: мы говорим либо очень тихо, либо, напротив, очень громко, или у нас есть какие-то дефекты речи, которые мешают слушателю нас понимать.
Если выступающий имеет плохую дикцию, нечетко произносит слова, особенно окончания, его речь может быть неверно понята, из нее могут быть сделаны ненужные, неверные выводы, что может повлечь за собой самые непредвиденные последствия.
Тренировать произношение можно читая вслух. Еще лучше найти время и записать свой голос на магнитофонную пленку. При прослушивании сразу станут очевидны недостатки дикции. Если возможно, дома запишите любой свой доклад, который вы собираетесь сделать, например, вышестоящему руководителю, на видеомагнитофон и просмотрите запись на предмет произношения, дикции, жестикуляции. Или просто тренируйте свою речь перед зеркалом.
И, конечно, неоценимую услугу окажут Вам артикуляционные упражнения и регулярное произнесение скороговорок.
Совершенствование дикции — плод систематической самостоятельной работы, для достижения эффективности которой важны следующие факторы.
- Постепенность. Скороговорку нужно осваивать не спеша. Главное — повторять и не закреплять допущенные ошибки. Каждую скороговорку проговаривают сначала беззвучно, медленно, тщательно работая губами и языком. Потом постепенно усиливают громкость голоса. После того как вы сможете 4- 5 раз произнести среднюю по объему скороговорку без ошибок, можно наращивать темп ее проговаривания.
- Систематичность. Отработать скороговорку, а потом долгое время о ней не вспоминать — верный способ потерять достигнутое. Скороговорки помогают артикуляционному аппарату «запомнить» определенную последовательность и интенсивность движений всех его мышц. Чем чаще вы их включаете в привычную работу — тем лучше они будут это делать даже без вашего специального контроля, автоматически. Итак, скороговорки проговариваются не реже 1 раза в неделю, в идеале — после артикуляционной разминки.
- Разнообразие. Тренировать произнесение 1—2 сочетаний звуков — все равно, что учиться рисовать только 1—2 красками. Каждый раз нужно проговаривать скороговорки на разные сочетания согласных.
- Удовольствие. Когда мы делаем что-то по принуждению, основная часть наших усилий направлена на внутреннюю борьбу с собой, со своими эмоциями и желаниями, а не на дело, которым мы занимаемся. Значит, просто необходимо радоваться забавным текстам, вызванным ими ассоциациям и своим успехам.
- Творчество. Скороговорки — игровой фольклорный текст, поэтому они располагают к вольному обращению с этим текстом: это может выражаться в разнообразных продолжениях скороговорок, перестановке слов, причудливых сочетаниях скороговорок, придумывании своих текстов этого жанра.
Артикуляционная разминка
Поболтайте языком. Поболтайте языком во рту сначала сверху вниз, а затем слева направо и справа налево. Повторите упражнение.
Полоскание рта. Прополощите рот: надуйте щеки и поработайте ими и нижней челюстью так, чтобы воздух во рту перемещался либо от одной щеки к другой, либо от щек внутрь рта и обратно.
Лом — лопата. Попробуйте поочередно высовывать язык то плоский, как лопата, то острый, как лом.
Цифры. Напишите языком в воздухе цифры от 1 до 5. Получилось?
Пример. Точно так же напишите языком любой пример. Пусть даже 2+2 Примеры могут быть и сложнее!
Буквы. Таким же образом напишите в воздухе (или на воображаемом ст ле) 5 — 7 букв в любом порядке.
Загадка. Вы освоили новый вид письма? Отправьте друг другу воздушные общения и ждите адекватного ответа. Если вы друг друга поняли правильно, значит, артикуляционные упражнения для языка вы освоили.
Очень важен также тон речи. Именно он оказывает позитивное или негативное влияние на слушающего. Как писал Бернард Шоу: “Есть 50 способов сказать слово “да” и 500 оттенков слова “нет”. Тон речи может быть резким и безразличным, насмешливым и тревожным, интонации — командными, гневными и просительными.
Тональная окраска речи может помочь наладить эмоциональный комфорт диалога с посетителем, сотрудником. По интонации говорящего судят о его настроении и отношении к обсуждаемому вопросу.
Одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или подчеркнуто сухо, дерзко, высокомерно в зависимости от их общей звуковой окраски.
Общая звуковая окраска речи может подкреплять смысл, переданный составом слов высказывания, но иногда противоречит ему, заставляет нас понимать это высказывание совершенно по-другому. Например, фраза: “Я в восторге!” без интонации восторга сразу приобретает иронический смысл, противоречащий ее буквальному значению.
Следует особое внимание обращать на громкость и скорость своей речи. Очень громкий голос неприятен для слуха, особенно если он еще и высокий. Деловому разговору вредит речь торопливая. Не годится, если говорящий глотает отдельные слоги и целые слова. Но даже если при быстром темпе вам удается четко выговаривать каждое слово, собеседнику все равно будет трудно поспевать за ходом ваших мыслей. А у некоторых людей возникнет подозрение, что вы намеренно говорите скороговоркой, чтобы не дать им опомниться, навязать свою точку зрения.
Неприятна для слушателя и манера говорить медленно, растягивая слова, а также тихая, чуть слышная речь. Если вы говорите слишком тихо или невнятно, это также мешает ходу общения: партнер вынужден задавать встречные вопросы, чтобы убедиться, что понял вас правильно.
А задумывались ли Вы когда-нибудь, насколько звучание Вашего голоса связано с дыханием? Если области дыхания обширны и подвижны, голос чист и выразителен. Неправильное дыхание искажает голос: мы говорим слишком быстро или слишком высоко, учащенно дышим, прерываем речь, не закончив предложение.
Говорить плавно и красиво помогает диафрагма. Именно благодаря ей мы можем моделировать голос — повышать или понижать, заставлять его звучать сильно, мощно или слабо. Поэтому для того, чтобы Вас голос был благозвучен, необходимо укреплять диафрагму.
Этому поспособствуют, например, такие упражнения:
- Поставьте перед собой свечку так, чтобы дыхание было направлен на ее огонек.
- Убыстряйте и замедляйте воздушный поток. Почувствуйте, как диафрагма управляет Вашим дыханием.
- Теперь постарайтесь управлять не скоростью, а объемом дыхания. Откройте рот. как будто хотите зевнуть и выдохните. Наблюдайте за движением пламени.
Хотите отработать технику своей речи?
Хотите, чтобы Ваш голос звучал красиво и свободно?
Тогда записывайтесь на курс «Азбука риторики»!
20 секретов развития красивой грамотной речи
Нам всем со школьной скамьи твердят, как важно и нужно развитие грамотной речи для учебы, работы, общения, взаимопонимания. И мы все примерно понимаем, что имеется в виду. Почему же тогда эта проблема все еще актуальна для значительной части взрослого населения? А дело как раз вот в этом «примерно», когда вроде все понятно, а что именно – так сразу и не скажешь.
Давайте предметно разберемся, что такое грамотная речь, и тогда нам всем станет ясно, как над ней работать. На нашей программе «Современная риторика» мы разбираем все аспекты грамотной речи самым подобным образом и учимся говорить красиво и правильно. Однако некоторые секреты нашего платного курса мы готовы раскрыть прямо сейчас. Итак, что же такое «грамотная речь»?
Что такое «грамотная речь»?
Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.
Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.
В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.
Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.
Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».
Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.
Литературный язык как составляющая грамотной речи
Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.
Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.
Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.
И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.
Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности [Д. Розенталь, И. Голуб, 1997].
К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка [Д. Розенталь, 1997]. Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи [Д. Розенталь, М. Теленкова, 2003].
Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.
Словарный запас для красивой грамотной речи
Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т.д.
Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»
Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.
Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.
Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) [Л. Успенский, 1971]. Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку [К. Чуковский, 1962].
Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [М. Кронгауз, 2007].
Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» [М. Лисицына, 2017]. В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.
Техника речи
Техника речи – это набор практических навыков изложения информации в устном формате или, если проще, то, как мы говорим. Если грамотная письменная речь достигается путем работы над словарным запасом и литературными нормами языка, для речи устной важно еще и донести красиво сформулированную мысль так, чтобы она не утратила своей красоты и силы.Именно этому посвящен наш специальный курс «Развитие голоса и речи». Пройти этот курс можно буквально за пару месяцев, а грамотно поставленная речь будет вашим верным спутником на всю жизнь. Красивая грамотная устная речь невозможна без хорошо поставленного голоса, поэтому над голосом нужно работать, даже если вам кажется, что у вас и так все хорошо.
Уточним, что голос – это звук, который формируется с помощью выдыхаемого воздуха, колебаний голосовых связок и резонирования воздушного потока внутри полостей организма: глотки, трахеи, ротовой и носовой полостей, черепной коробки.
Условно различают 4 резонатора: грудной, головной, ротовой и носовой. Условно потому, что названия резонаторов придуманы, исходя из того, где субъективно ощущается звук, и тут не имеется в виду, что, допустим, грудной резонатор – это некая единая полость или нечто конкретное, как какой-либо орган в организме. Названия резонаторов – это скорее для удобства работы логопедов, преподавателей сценической речи, вокала, ораторского мастерства и прочих дисциплин, где, так или иначе, задействуются голос и речь.
Подробно о характеристиках и свойствах голоса мы рассказываем в уроке №2 курса «Развитие голоса и речи». Там же можно найти упражнения, как работать над каждым из резонаторов и как соединить резонаторы для красивого звучания голоса.
Для того чтобы получилось соединить резонаторы и зазвучать красиво, важно работать над опорой голоса. Для мощного красивого звука важно научиться задействовать нижнюю часть легких и делать настолько глубокий вдох, чтобы нижние ребра слегка «разошлись», а бока и живот немножко надулись.
Такой глубокий вдох является залогом того, что вам хватит дыхания на длинную фразу, а голос не потеряет силу и полетность к концу предложения. В то же самое время, не стоит делать избыточно глубокий вдох, чтобы не создавать избыточного давления на голосовые связки.
Необходимость и достаточность любых действий нарабатывается с практикой, а для лучшего контроля над голосом и речью важно следить за состоянием своего тела: плечи должны быть на месте и не должны подниматься при вдохе, мышцы должны быть свободны и не должны быть «зажаты», в горле не должно возникать ощущения «сдавленности».
В целом, хороший оратор может говорить часами, не уставая и не напрягая голосовые связки, «переложив» основную работу на мышцы и направляя поток выдыхаемого воздуха в нужные резонаторы. Для более высокого и звонкого голоса следует задействовать головной резонатор, для более глубокого и томного звучания нужен грудной резонатор.
Кроме того, улучшить звучание голоса можно при помощи развития дикции и правильной артикуляции, которая должна быть достаточной, но не должна быть избыточной. Слишком старательное артикулирование звуков ведет к мышечным зажимам и придает неприятный оттенок голосу, а недостаточная артикуляция делает речь нечеткой и неразборчивой. Как найти «золотую середину», работая над дикцией и артикуляцией, вы узнаете из урока №3 курса «Развитие голоса и речи».
Следующий нюанс, напрямую влияющий на красоту речи и ее восприятие как грамотной или не очень грамотной, – это интонация. Так, если вы задаете вопрос, но не придаете голосу вопросительную интонацию, ваши собеседники могут попросту не понять, что вы хотите у них что-то спросить.
Еще хуже, если вы не можете взять голос под контроль настолько, чтобы выделить ударные слоги. Если в устной речи не ставить ударения там, где нужно, такая речь бедует казаться безграмотной. Для тренировки интонирования рекомендуется чаще читать вслух стихи и прозу. А также пытаться имитировать разные эмоции при чтении (радость, грусть, задумчивость и прочие). Больше информации о работе над интонацией вы найдете в уроке №4 курса «Развитие голоса и речи».
Немаловажны тембральная окраска и высота голоса. Вам точно приходилось слышать нечто наподобие «какой бархатистый тембр», «какой молодой звонкий голос» в отношении кого-либо из говорящих. Это как раз про тембр и звуковысотность.
Тембр и высота голоса в изрядной степени предопределены от рождения нашими анатомическими особенностями строения голосового аппарата. Однако можно поработать над тембром и высотой голоса и научиться управлять ими. Как именно, читайте в уроке №5 курса «Развитие голоса и речи». Или прямо сейчас выполните 5 упражнений для голоса, направленных на улучшение ключевых характеристик звучания:
youtube.com/embed/cFgHX4PsrCs» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>В принципе, человек способен научиться регулировать практически все характеристики своего голоса:
- Силу и громкость голоса, чтобы звучать одинаково внятно и когда речь громкая, и когда тихая.
- Тембр и высоту голоса, расширив разговорный диапазон и сделав речь более выразительной.
- Подвижность голоса, научившись быстро переходить с высокого голоса на низкий, с громкого на тихий и обратно.
- Полетность голоса, чтобы речь была отчетливо слышна даже в дальнем углу большой аудитории без необходимости напрягать голосовые связки.
- Темп и ритм речи, позволяющий говорить не слишком быстро и не слишком медленно и обеспечить комфортный режим восприятия информации.
- Чистоту и благозвучность речи, позволяющую произносить слова без лишних призвуков, сиплости, гнусавости, ощущения зажатости и напряжения в голосе.
Заметим, что на характеристики голоса и речи влияют не только анатомия и работа над собой, но и наличие либо отсутствие заболеваний органов дыхания и нарушений в речевом аппарате. Так, при заикании или картавости красивая, правильная и грамотная речь попросту невозможна, потому что из текста «выпадают» буквы и слоги, нарушаются темп и ритм звучания, затрудняется процесс интонирования и выделения смысловых частей сообщения.
Если речь идет о развитии грамотной речи у ребенка, его следует, в первую очередь, показать психотерапевту и неврологу, чтобы исключить задержки умственного и, как следствие, речевого развития. Речь и интеллект тесно взаимосвязаны, а разновидностей нарушений в этой сфере очень много, поэтому не стоит полагаться на самодиагностику или на то, что все «пройдет само».
Кроме того, ребенка следует обследовать у отоларинголога и фониатра на предмет наличия заболеваний органов, ответственных за звукоизвлечение. Таких заболеваний и нарушений, влекущих за собой проблемы с голосом и речью, настолько много, что мы им посвятили специальный урок №8 в курсе «Развитие голоса и речи».
Физические дефекты речевого аппарата, такие как неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (так называемая «уздечка») успешно устраняются, если вовремя спохватиться и принять меры. Далее следует поработать с логопедом, который поставит правильное звукоизвлечение и поработает над речью.
Чем раньше показать ребенка логопеду, тем больше шансов на успех. Во взрослом возрасте, когда формирование речевого аппарата и речевых привычек уже завершилось, изменить что-либо радикально уже практически невозможно. Однако всегда можно научиться говорить лучше, чем вы говорили раньше, и такой возможностью нужно обязательно воспользоваться.
Для этого мы вас приглашаем на нашу программу «Современная риторика», где вы узнаете, как научиться грамотной речи и что для этого нужно, во всех нюансах и подробностях. Кроме того, рекомендуем книги, которые помогут натренировать красивую и грамотную устную речь. Это, в частности, книга «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013].
Для желающих научиться говорить «на публику» полезна книга «Основы ораторской речи» [Н. Кохтев, 2013]. Имеющим далеко идущие амбиции и развивающим голос и речь с прицелом на дальнейшую актерскую карьеру советуем издание «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е. Царегородцева, 2016]. Много полезных упражнений можно найти в книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» [В. Емельянов, 2015].
И, конечно, нельзя обойти вниманием книгу известного консультанта по вопросам лидерства Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора. 10 глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично» [Р. Гандапас, 2016]. Кстати, там содержится немало практических советов, как научиться красивой грамотной речи, о которых мы сейчас расскажем подробнее.
Как научиться красивой грамотной речи
Мы уже достаточно плотно затронули вопрос, как развить грамотную речь и как научиться говорить красиво. Теперь подытожим все вышеизложенное, откроем еще несколько секретов и дадим еще несколько практических советов, которые, в свою очередь, дадут достаточно быстрый результат.
Топ-20 секретов красивой грамотной речи:
- Много читать: классику, художественную литературу, специальную и профессиональную литературу, научно-популярные издания.
- Много читать вслух: стихи, рассказы, анекдоты, театральные репризы, да хоть учебник квантовой механики. Главное, читать вслух с выражением и настроением.
- Пополнять словарный запас: этому способствуют чтение, просмотр научно-популярных передач, общение с профессионалами из разных сфер деятельности.
- Ликвидировать пробелы в знаниях языка: грамматики, орфографии, синтаксиса.
- Избавиться от слов-паразитов: бесконечные «ну», «это», «вот» мешают воспринимать суть, а то и попросту раздражают слушающих.
- Целенаправленно работать над техникой речи: дыханием, дикцией, артикуляцией, темпом, тембром, громкостью, звуковысотностью, благозвучием и полетностью голоса.
- Следить за здоровьем: организма в целом и дыхательных путей в частности. Здоровье – это ваша жизненная энергия, который вы сможете поделиться со слушателями, и ваша техническая возможность произнести все звуки четко, внятно, красиво.
- Научиться справляться с беспокойством, если предстоит ответственное выступление или важная встреча: выпрямить осанку, сделать серию глубоких вдохов и выдохов, попробовать говорить чуть медленнее, чем обычно.
- Отрабатывать мимику и жесты: невербальные сигналы способны многократно поднять доверие к вашей речи, если вы научитесь использовать их правильно.
- Освоить актерское мастерство: артистичного спикера всегда слушают более охотно, а его речь с большей вероятностью будет воспринята как красивая и грамотная.
- Заранее представлять результат, который хотите получить: это позволяет структурировать мысли, изъясняться по существу и подбирать нужные интонации, хотите ли вы устроиться на работу топ-менеджером, убедить аудиторию бросить курить или клиента подписать договор, уговорить мужа купить вам шубу или «поднять» публику на танцпол в качестве ведущего вечеринки.
- Репетировать и отрабатывать выступление: составить план или полный текст выступления, проговорить его вслух, подкорректировать сложные для произношения моменты, заменить длинные предложения более короткими, еще раз проговорить и записать текст на диктофон, еще раз подкорректировать текст и записать выступление на видео.
- Продумать, с чего начать выступление перед конкретной аудиторией или диалог с конкретным слушателем: в каком-то случае будет уместно поинтересоваться «Как дела?» или «Как настроение?», в каком-то сделать комплимент или поблагодарить аудиторию за интерес к вашему докладу.
- Продумать резюме и концовку выступления: например, тезисно подытожить основные мысли и сказать нечто вдохновляющее, почему все должны проникнуться вашими идеями, взять вас на работу, подписать с вами договор, бросить курить, купить вам шубу или прямо сейчас идти танцевать.
- Запрашивать обратную связь и стимулировать взаимодействие: по некоторым подсчетам, люди забывают до 90% того, что слышат, 60% того, что видят, и только 10% того, что делают [Р. Гандапас, 2016]. Поэтому стоит задавать вопросы по ходу своего выступления, позволять высказаться собеседнику, давать задания аудитории и т.д.
- Делить на смысловые части любое выступление длительностью более 20 минут: для каждой такой части применимы все рекомендации, как для самодостаточного выступления. Между частями можно делать паузы для вопросов и ответов или отдыха, а следующую часть начинать с вопросов «Отдохнули немного? Тогда давайте продолжим?»
- Иногда ошибаться: не обязательно явно и грубо, сказав, что дважды два будет пять. Вполне достаточно для какого-нибудь второстепенного факта уточнить, что вы не помните в точности всех деталей, поэтому изложите только суть. Так вы расположите к себе аудиторию и, возможно, дадите кому-то ощутить собственную значимость и «помочь» вам вспомнить детали упомянутого факта или события.
- Анализировать свои ошибки и исправлять: если это возможно по ходу выступления, делать это по ходу выступления, если можно сделать после перерыва, делать после перерыва, если нет, учесть на будущее. Много лет тому назад одну измотанную гастролями, запутавшуюся в названиях городов и плохо говорящую по-русски певицу разыграли, сообщив ей, что сейчас у них концерт в Мухосранске. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволил ей почувствовать настроение слушателей, понять, что тут что-то не так и вскрыть розыгрыш, а второе отделение пришлось начать с извинений за первое отделение, которое певица начала словами «Привет, Мухосранск!»
- Искать и находить вдохновляющие примеры: слушать живые и онлайн-лекции, выступления политиков и парламентариев, интервью певцов и артистов. Так вы скорее найдете полезные лайфхаки, которые помогут сделать вашу речь более красивой и яркой.
- Всегда помнить, что с людьми нужно общаться, а не просто выступать перед ними или доносить до них свои мысли. И тогда ваша речь будет восприниматься положительно независимо от того, является ли она безупречно грамотной или вы пока только работаете над этим.
Практически все вышеперечисленное касается не только устной, но и письменной речи. В том и другом случае мы пользуемся все теми же словами, фразами, речевыми оборотами, с чего-то начинаем и чем-то завершаем свое обращение, имеем какую-то цель и хотим, что нас правильно поняли и содействовали в достижении нашей цели. Разница лишь в формате донесения информации: устном или письменном. И, конечно, в любом случае наша речь должна быть грамотной, потому что это облегчает восприятие и понимание информации.
И вот тут хотелось бы затонуть еще один аспект. А зачем нам всем развивать грамотную речь? Так ли уж важно, чтобы нас всегда и все понимали правильно? Быть может, если кто-то что-то не понял, так это его проблемы, а не ваши?
Конечно, такое тоже может быть. Иногда встречаются индивиды, которым тяжело что-либо объяснить даже самым правильным литературным языком и хорошо продуманными формулировками ввиду их, то ли не слишком большой сообразительности, то ли слабой способности к концентрации внимания.
И действительно, это их проблема, потому что такие люди обычно не преуспевают ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни, потому что не могут внятно объяснить, чего они хотят. Если вы заинтересованы преуспеть во всех вышеперечисленных сферах, грамотная речь вам необходима.
Для чего нужна грамотная речь:
- Для общения и взаимопонимания.
- Для передачи информации.
- Для обмена сведениями.
- Для адекватного и наиболее полного выражения собственных мыслей, эмоций, чувств.
- Для успешной учебы: написания сочинений, выступления на семинарах, ответов «у доски», устных и письменных экзаменов.
- Для успешной карьеры: написания резюме, прохождения собеседования, ведения переговоров, подготовки отчетов, презентаций, формулировки технических заданий, маркетинговых стратегий, рационализаторских предложений и прочего.
- Для плодотворного творчества: написания художественной прозы, статей, обзоров, ведения личного блога, подготовки и проведения интервью, составления каталога своих картин, аннотаций к своим книгам, описаний к музыкальным альбомам.
- Для преподавательской работы, в том числе в режиме онлайн.
Модная нынче тема онлайн-образования зиждется не только на том, чему учить и что рассказывать слушателям, но и как это делать. Крутой спикер всегда имеет больше шансов собрать подписчиков и поставить онлайн-обучение «на поток», нежели тот, кто так и не смог научиться красивой грамотной речи. Так что грамотная речь – это не только помощь в карьере наемного работника, но и вполне монетизируемый навык, на основе которого можно построить собственный бизнес.
Мы желаем, чтобы ваша речь была красивой и грамотной, чтобы вас всегда понимали правильно, а вы получали от жизни все, чего хотите. И, как обычно, у нас к вам один вопрос по теме статьи:
Ключевые слова:1Риторика, 1Русский
18 методик логопеда, которые можно использовать дома
Выберите тему Самый популярный 78 нравится27 января 2022 г. Во время терапевтических занятий логопеды могут использовать различные стратегии, чтобы улучшить коммуникативные навыки ребенка.
В этом чтении вы познакомитесь с некоторыми из распространенных приемов, используемых логопедами, и, надеюсь, вы сможете использовать некоторые из них при занятиях со своими малышами.
В этой статье
- Предоставление выбора
- Разговор с самим собой
- Параллельный разговор
- Моделирование
- И, конечно же, Говорите медленно
- Расширение
- Упрощение предложений
- Задавайте открытые вопросы
- Саботаж
- Визуальные эффекты
- Удержание
- Время ожидания
- Использование глупых слов и предложений
- Следование за ребенком Ведение
- Позитивное подкрепление
- Повторение
- Язык жестов
- Пение
Ускорьте развитие речи вашего ребенка!
Улучшите языковые и коммуникативные навыки с помощью увлекательного обучения!
Начать бесплатную пробную версию
Методы логопедической терапии, которые можно использовать дома
Посмотрите видео ниже, чтобы узнать больше о том, как практиковать логопедию дома.
Дайте выбор
Хотите поиграть с кубиками или пластилином?
Предоставление вашему ребенку возможности выбора не только поддержит его мотивацию, но и поспособствует развитию его речи и принятию решений.
Разговор с самим собой
Разговор с самим собой — это метод, при котором логопеды рассказывают о том, что они делают, что видят, чувствуют или слышат. Например, во время сеанса логопед расскажет, как она собирается доставать карточки из ящика стола. . . или как она собирается строить башню из лего и т. д.
Параллельный разговор
Параллельный разговор – это в основном логопед, описывающий, что ребенок делает, чувствует или слышит. ( О, ты играешь со своими игрушками. .. Ты ешь свой горох. )
Моделирование
Если ваш ребенок работает над определенным звуком или словом, не говорите ему просто сказать это; смоделируйте слово, над которым вы хотите, чтобы они поработали, а затем попросите их повторить за вами.
И, конечно же, говорите медленно
Работая над коммуникативными навыками ребенка, говорите в медленном темпе, чтобы он понял и повторил.
Расширение
Речь идет о добавлении одного или нескольких слов всякий раз, когда ваш ребенок говорит с моделью, чтобы исправить структуру предложения. Если они укажут на куклу и скажут: «Эта высокая кукла», скажите: «О да, эта кукла имеет рост ».
Упрощение предложений
Вы можете расширить структуру предложений ребенка, сохранив их короткими, четкими и лаконичными. Помните, простота — это ключ. Вместо того, чтобы говорить « Сара любит делать самые сливочные и самые вкусные кексы», вы можете сказать « Сара любит делать кексы».
Задавайте открытые вопросы
Вместо того, чтобы задавать закрытые вопросы, задавайте открытые вопросы, чтобы способствовать большему общению. Вместо того, чтобы сказать « это синий?» Спросите: « какого цвета чаша?»
Саботаж
Используйте этот метод, играя с малышом, или включите его в свой распорядок дня. Например, если пришло время завтракать, дайте малышу хлопья и молоко с помощью вилки. Затем подождите, пока они попросят ложку.
Наглядные изображения
Если ваш ребенок повторяет слова, это здорово, но показ картинок рядом со словами, вероятно, будет больше мотивировать их, а также улучшит развитие их мозга.
Удержание
Иногда логопеды отказывают ребенку в любимой игрушке или предмете, чтобы заставить его использовать свои слова и делать запросы. Если они указывают на предмет, который хотят, смоделируйте слово, чтобы они могли его повторить. (« Вы хотите мяч? Можете ли вы сказать больше о мяче, пожалуйста ? » )
Время ожидания
Независимо от того, задаете ли вы ребенку вопрос или просите его повторить слово, дайте ему несколько секунд, чтобы ответить.
Используйте глупые слова и предложения
Возможно, вам интересно, продуктивны ли глупые предложения. Но правда в том, что логопеды иногда используют глупые фразы, чтобы еще больше стимулировать артикуляционные навыки ребенка. (« Мой маленький паучок поехал в Лондон покупать кожу . » ).
Следование примеру ребенка
Следование примеру вашего малыша больше связано с наблюдением и замечанием того, с чем ему нравится играть, а затем с использованием его интереса, чтобы заставить его общаться и работать над своей речью.
Всегда приятно хвалить ребенка за то, что он правильно произносит слово или предложение, но также полезно хвалить его попытку, чтобы укрепить его уверенность и побудить его больше практиковаться.
Повторение
Повторяю миллион раз, повторение — отличный способ для детей практиковать свои речевые и языковые навыки. Если они повторяют слова или предложения с ошибкой (« Я люблю ваббитов »), смоделируйте фразу правильно, чтобы они могли повторить снова (« Ты любишь кроликов. . . скажем, кролик и т. д. ” )
Поскольку это может помочь развитию вербальной речи ребенка, логопеды иногда используют язык жестов во время своих занятий, чтобы помочь ребенку лучше общаться.
Пение
Я могу быть предвзятым, потому что люблю это делать, но пение с вашим ребенком не только весело, но и учит его рифмам, а также расширяет его словарный запас. Так что не бойтесь пробовать.
Если сомневаетесь, найдите SLP!
Если вы задаетесь вопросом, следует ли вам обратиться к логопеду, то вам, вероятно, следует. Их логопедические методики обязательно помогут. Выжидательный подход может просто поставить вашего ребенка позади его сверстников.
Если вы все еще не уверены, загрузите Speech Blubs и заполните нашу оценочную анкету. Он был составлен с помощью логопедов и дает довольно хорошее представление о речевом статусе вашего ребенка. Хотя это не заменит педиатрическую логопедическую терапию, наше приложение может помочь вам начать работу и дает много целенаправленной речевой практики. Так начните прямо сейчас!
Ознакомьтесь с ресурсами для этой статьи.
Бесплатная оценка!Пройдите этот тест и получите отчет об успехах вашего ребенка и индивидуальный план обучения.
Начать оценку
Есть вопрос к нашим логопедам?
Взгляды автора полностью принадлежат ему или ей и могут не отражать взгляды Blub Blub Inc. Весь контент, представленный на этом веб-сайте, предназначен только для информационных целей и не предназначен для замены независимого профессионального медицинского заключения, совета, диагноза, или лечение. Всегда обращайтесь за советом к своему врачу или другому квалифицированному поставщику медицинских услуг по любым вопросам, которые могут у вас возникнуть относительно состояния здоровья. Никогда не пренебрегайте профессиональным медицинским советом и не откладывайте его поиск из-за чего-то, что вы прочитали на этом сайте.
Начните работу с Speech Blubs
Отменить в любое время, без проблем!
Начать говорить
Как работать над звуками речи с детьми до 4 лет
В этом посте мы обсуждаем, как помочь вашему малышу или дошкольнику выучить звуки речи, чтобы говорить более четко.
В нашем предыдущая статья мы говорили о том, как в разном возрасте развиваются разные звуки: легкие, такие как /b/, /p/ и /m/, развиваются рано, а более сложные звуки, такие как /th/, /r/ и /j / развивается позже.
Вы можете заметить, что ваш маленький ребенок борется с определенными звуками, ожидаемыми для его возраста. По данным Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха (ASHA), эта таблица показывает, какие звуки должны произносить большинство англоговорящих детей в зависимости от их возраста:
В 3 месяца:
Издает воркующие звуки
В 5 месяцев:
- 9000 8 Смеется и издает игривые звуки
К 6 месяцев :
Издает бормотание, похожее на пух, ба, ми, да
К 1 год :
9001 4Лепечет более длинные цепочки звуков, похожие на мими, упуп, бабаба
По 3 года :
Говорит м, н , ч, ш, р, б, т, г, к, г, и f словами
Люди, знакомые с ребенком, могут понять его слова
К 4 года :
- 9 0015
Май до сих пор ошибаюсь на с, ш, ч, дж, нг, ч, з, л, и р звуки
Большинство людей понимают речь ребенка
Говорит y и v словами
Подбор слов для работы на
Если ваш ребенок борется со звуком речи, ожидаемым для его возраста, мы можем начать поддерживать его на раннем этапе. Для детей, у которых есть проблемы с четкостью речи, вы можете попробовать сосредоточиться на словах, которые несут функциональную нагрузку. Поэтому, если у него проблемы со звуком /f/, сосредоточьтесь на том, чтобы произносить с ребенком такие слова, как «падение» и «нога».
Младенцы и дети младшего возраста
Это нормально, что люди не могут понять речь моего малыша?
Эбби Барнс, MS, CCC-SLP
Аудиальная бомбардировка
Одна из стратегий, которую обычно используют речевые патологи, называется слуховой бомбардировкой. По сути, это означает, что когда у нас есть звук, на который мы хотим нацелиться, мы часто используем этот звук в течение короткого периода времени.
Опять же, если бы мы собирались практиковать звук /f/, мы могли бы сказать: «Кубиков будет ф все. Они f все вниз. Не f все, блоки!» или «Маленькая f рыбка плавает! Что хочет есть маленький f ? F rench f ries?»
Использование визуальных подсказок
Когда звуки речи оказываются сложными, может быть полезно добавить еще одну подсказку к головоломке. Визуальные подсказки — это то, что вам нужно! Их глаза фокусируются на вашем лице. Увидев, как ваш рот правильно формирует звук, они смогут более точно имитировать звук. Еще одна идея — поднести к лицу какой-нибудь предмет, например игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка. Итак, если вы работаете над звуком /b/, попробуйте поднести мяч к лицу.
Младенцы и малыши
Как имитация помогает вашему ребенку освоить языковые навыки
Эбби Барнс, магистр медицины, CCC-SLP8 МИНУТ ЧТЕНИЕ
Что делать, если вашему ребенку нужна дополнительная помощь с речью?
В некоторых случаях детям с нарушениями звуковой речи требуется вмешательство квалифицированного логопеда.