Как развить мышление у взрослого человека: Как развить мышление у взрослого. Методы тренировки мышления.

Как развить мышление у взрослого. Методы тренировки мышления.

Как развить мышление у взрослого. Методы тренировки мышления.

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 6 декабря, 2021

Каждый человек в тот или иной момент задается вопросом собственного развития. На первый план часто выходит физическое состояние тела, но для достижения успеха в жизни, этого мало. Деловым и творческим людям, учащимся, нужно развивать показатели интеллекта, тренировать мышление [1].

Содержание статьи:

  • 1 Особенности мышления
  • 2 Абстрактное мышление
  • 3 Творческое мышление
  • 4 Наглядно-действенное (практическое) мышление
  • 5 Логическое мышление
  • 6 Список использованной литературы

Особенности мышления

Преимущество тренировки этой способности в том, что большие финансовые вложения или траты времени не обязательны. На начальных этапах хватает 15-20 минут планомерных занятий в день, чтобы расшевелить свой ум.

Современные технологии помогают повысить способности с помощью специальных препаратов и физиопроцедур. Курс для вас составят врачи в клинике, занимающейся развитием когнитивных способностей человека.

Разрабатывается комплекс нейропсихологических упражнений, физиотерапевтических процедур.

Используются методики, одновременно воздействующие на несколько типов мышления. Существуют и подборки занятий для улучшения конкретного вида мозговой деятельности.

Задаваясь вопросом, как развить другое мышление у взрослого, нужно сначала определить, какой вид мыслительной деятельности нуждается в укреплении, усилении.

Абстрактное мышление

Второе название, – словесно-логическое, отражает суть этого процесса. Это сложные мыслительные операции, в ходе которых человек оперирует не конкретными предметами и понятиями, а абстрактными формами, не имеющими физического воплощения [2].

Для этого нужно иметь богатый словарный запас, уметь правильно подбирать термины.

Людей беспокоит дефицит в способности манипулировать такими свойствами мышления:

  1. Понятие, объединение группы обсуждаемых объектов по общему признаку. Личностные особенности каждого кусочка не важны, внимание фокусируется на общих чертах.
  2. Суждение, предварительное осмысление. Мысль, которая охватывает не весь объект для осмысления в целом, а малую его часть.
  3. Умозаключение, полноценный самостоятельный вывод, делающийся на основе синтеза осмысленных понятий и предварительных суждений.

Проблема, как развивать свое мышление, мысль о том, какое упражнение будет наиболее эффективным у взрослых, часто в этом случае посещает людей, связанных с профессиями, требующими интеллектуальных нагрузок.

Порой возникает ситуация, когда мозг перестает соображать, и мириться с этим нельзя.

Расширить мыслительные рамки помогут такие упражнения:

  • Игра в слова на сложные буквы. Заранее выбираем группу букв, которые редко выступают в качестве первых в слове, и называть термины, которые приходят на ум. Игра усложняется, если необходимо вспомнить только слова одной категории: имена, существительные, глаголы.
  • Найди отличия. Выбираются два случайных, не связанных друг с другом слова. Задача выполняющего упражнение – сформулировать как можно больше отличий по разным пунктам.
  • Убрать лишнее слово. В группу слов заранее добавляется одно, не подходящее по определенным критериям. Его нужно найти и исключить, объяснив свой выбор.
  • Повторить предложение другими словами. Переписать , пересказать формулировку, не искажая изначального смысла изречения, переформулировав исходный текст. Не только меняйте слова на синонимы, но и смените структуру высказывания.

Уделяйте практике 15-20 минут каждый день в качестве расслабленного отвлечения от рутинной деятельности.

Так вы не только улучшите абстрактное мышление, но и научитесь быстро переключаться между задачами.

Творческое мышление

Способность мозга генерировать неповторимые идеи на основе уже известных примеров, полученной информации. Развитое творческое мышление помогает создавать необычные вещи и предметы искусства. Оно же отвечает за бизнес-идеи, нахождение выхода из сложной ситуации в моменты, когда классические приемы перестают работать [3].

Развитие этого типа навыков мышления у взрослых – в первую очередь, психология и способность сконцентрироваться на конкретной задаче, расширяя границы креативности.

Действенными методами для достижения этой цели являются:

  • Воспроизведение образов. Займитесь тщательным 3D моделированием в голове. Вспомните человека, с которым вы встречались с течение дня. Постарайтесь учесть все детали, его внешности, движений и мимики. Затем меняйте ему настроение, перестраивая перед внутренним зрением мимику и позу человека. Упрощенный вариант – визуализируйте в подробностях группы предметов, например, овощи. Сначала зеленые, затем желтые и так далее. Нужно, чтобы в сознании всплыл не только внешний вид, но и другие характеристики: запах, вкус, звук при нарезании.
  • Тренировка воображения. Этот прием неосознанно используют дети, но для тренировки взрослого он тоже подходит. Возьмите вещь или явление из реального мира, а затем персонифицируйте его, придайте человечности неодушевленному предмету. Представьте характер, особенности внешности, возможно, дополнительные черты и привычки.
  • Фантастические истории. Веселое развлечение, которое служит отличной тренировкой. Придумайте невероятную ситуацию в 2-3 словах. Затем развивайте мысль, создайте цепь событий, как это произошло, к чему привели подобные фантастические события. Этот тип тренировки легко превратить в игру с детьми или друзьями.
  • Вероятное будущее. Попробуйте в подробностях представить себе свое будущее или необычный вариант его развития. Подключайте другие типы мышления: напишите письмо потомкам с теми идеями и пленами, которые хотели бы воплотить. В качестве развлечения можно продумывать свои действия в случае фантастического развития событий, например, список необходимых вещей на случай восстания домашней бытовой техники.

Даже простое представление в красках своей мечты перед сном уже поможет развить творческое мышление. И выражать себя более успешно.

Наглядно-действенное (практическое) мышление

Развивается в людях одним из первых, является основой нашей осознанной жизнедеятельности, продукт работы левого полушария. Отвечает за перенос в сознание копии предмета или явления, которое в реальности предстает перед нашими глазами, анализ его функций и особенностей.

Методики для развития мышления этого типа:

  • Решайте головоломки. Предметные или специальные электронные игры – тренажер, обучающий наш мозг просчитывать ходы наперед. Мысленно составьте алгоритм решения и затем пробуйте применить его на практике. Сначала нужны будут несколько попыток. По мере укрепления навыка, мысленно составленное решение будет оказываться правильным все чаще.
  • Работайте с конструктором. Игрушка, одновременно развивающая и воображение. Полезны конструкторы, позволяющие экспериментировать с внешним видом собираемого изделия, изготавливать различные, фантастические предметы. Сборка сложных моделей различной техники или зданий – отличная тренировка практического мышления.
  • Определение характеристик объекта. Теоретические измерения вещей вокруг вас. Выберите предмет, представьте его вес, затем возьмите в руку и проверьте, насколько были правы. Затем попробуйте прикинуть площадь и объем вещи, сравнить ее с комнатой, в которой она находится. Затем подсчитайте про себя, сколько еще таких вещей в ней поместится.
  • Лепка фигур. Дает тот же эффект, что и конструктор. Воплощая в выбранном материале предварительно придуманный образ, вы учитесь работать с объемом и формой, точнее определять пропорции.

Занимаясь такими упражнениями, вы будете тренировать и улучшать свое мышление [4]. Параллельно, разовьете мелкую моторику, отдохнете, переключившись с более сложных задач.

Логическое мышление

Наиболее популярный для тренировки вид, востребованный в повседневной деятельности [5]. Отвечает за сбор, анализ и систематизацию получаемой информации.

Тренировка для неразвитого логического мышления взрослого возможна путем разнообразных упражнений:

  • Логические игры, квесты. Представлены электронными вариантами, настольными и карточными играми.
  • Чтение книг, газет. Прочитывая информацию, мы учимся обрабатывать ее, анализировать, выстраивать свое к ней отношение.
  • Логическая связь. Ищите общее между двумя, несвязанными на первый взгляд, словами или явлениями.
  • Перестройка несвязных слов в полноценное предложение. Чем больше слов используется и чем сложнее структура получившегося предложения, тем продуктивнее тренировка.
  • Ведение дневника. Помогает постфактум оценить произошедшее за день, логично оценить собственные поступки спустя время.

Рекомендации по развитию мышления носят универсальный характер. Использование большинства из предложенных упражнений в той или иной мере затрагивает все виды интеллектуальной деятельности, заставляя развиваться когнитивные функции.

Советуем регулярно отвлекаться на такого рода упражнения.

Ибо даже развитое мышление без регулярной нагрузки слабеет, теряет свои позиции [6].

Это не только положительно сказывается на повседневной жизни, но и отдаляет возрастную деградацию ума.

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

подробное руководство + обзор полезных инструментов

Всем привет!

Как насчет того, чтобы прокачать ваши умственные способности? Не бойтесь – мы не будем мучить вас скучными школьными заданиями и заставлять зубрить непонятные формулы. Мы знаем, как развить мышление без этих инквизиторских методов. В нашем арсенале только интересные и увлекательные упражнения, а также простые рекомендации на каждый день.

Что такое мышление

Человеческое мышление – главное достижение миллионов лет эволюции. Мир, каким мы его видим сейчас, – результат мыслительной деятельности самых выдающихся представителей Homo Sapiens.

В широком смысле слова мышление – процесс обработки информации сознанием на основе уже имеющихся у человека знаний и накопленного опыта.

В результате этого процесса первоначальная информация подвергается анализу, систематизируется, классифицируется и приобретает новое качество.

Для чего нужно развивать мышление? Чем лучше оно развито у человека, тем эффективнее он взаимодействует с окружающей средой, другими людьми и в целом более успешен в жизни.

Мышление начинает формироваться в раннем детстве и проходит в своем развитии несколько стадий. Ученые выяснили, что развитие мышления отдельного человека повторяет развитие мышления всего человечества.

Сначала мы обучаемся взаимодействовать с конкретными предметами, выделять их основные свойства и характеристики, а затем уже начинаем оперировать абстрактными образами и понятиями в своем сознании.

Интенсивное развитие мышления происходит примерно до 20 лет, затем оно замедляется и может совсем сойти на нет, если не заниматься им сознательно.

Виды мышления и способы их развития

В психологии существует несколько классификаций видов мышления. Самая часто используемая – классификация по характеру протекающих в мозге психических процессов. На ней мы и заострим свое внимание.

Согласно ей выделяют следующие типы мышления.

Наглядно-образное

Этот тип мышления тесно связан со зрительным восприятием предметов и протекает в правом полушарии мозга. В процессе наглядно-образного мышления человек взаимодействует с образами конкретных предметов, которые находятся в кратковременной и оперативной памяти.

Например, ребенок видит картинку с мячом, летящим в сторону окна, и может образно представить себе развитие ситуации.

Чем старше человек становится, тем реже он прибегает к наглядно-образному мышлению. Поэтому со временем оно начинает хромать. Если вам приходилось делать ремонт, вы знаете, насколько сложно бывает представить комнату с новыми обоями на стенах и по-другому стоящей мебелью.

К счастью, развить его можно в любом возрасте. Способы развития у взрослого человека и у ребенка одинаковы, так что можете делать это на пару со своим чадом.

Вот несколько простых советов:

  1. Ежедневно перед сном в ярких красках вспоминайте весь свой прожитый день. С кем вы встречались сегодня? Во что эти люди были одеты? Каким было оформление зданий, в которые вы заходили? Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше.
  2. Совершайте необычные манипуляции с образами в вашем сознании. Например, представьте, что медведь и слон поменялись ушами. Или что у кита выросли ноги. Не ограничивайте свою фантазию. Чем более нелепую картину вам удастся мысленно представить, тем сильнее это даст толчок развитию мышления.
  3. Несколько раз в день фокусируйтесь на каких-нибудь предметах и пытайтесь подобрать как можно больше слов, описывающих их.

Наглядно-действенное

Этот вид мышления начинает формироваться у детей первым в возрасте примерно 1,5 лет. Он связан с манипулированием конкретными предметами. Человек решает практические задачи непосредственно в текущей ситуации, производя определенные действия. Наглядно-действенное мышление еще называют ручным интеллектом.

Например, ребенок строит башню из кубиков, лепит из пластилина, собирает конструктор. Или взрослый переставляет мебель, укладывает паркет, пришивает пуговицу к брюкам.

За этот вид мышления отвечает левое полушарие мозга.

Развивать его можно следующими способами:

  1. играть в шахматы;
  2. собирать пазлы;
  3. делать поделки из подручных средств;
  4. лепить из глины или пластилина;
  5. складывать из бумаги фигурки оригами;
  6. строить что-то из конструктора.

Абстрактно-логическое

Его еще часто называют словесно-логическим или теоретическим. Высшая степень умственной деятельности, доступная только человеку. С помощью него мы можем “отлепить” мыслительный процесс от конкретных предметов и оперировать только абстрактными понятиями.

Этот вид мышления начинает формироваться в возрасте 5–7 лет. К 16 годам, как правило, ребенок уже может пользоваться им как взрослый. А именно анализировать информацию, поступающую извне, выделять свойства предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, классифицировать и систематизировать данные, вычленять главное и второстепенное и т. д.

Ребенок учится считать, используя имеющиеся под рукой материальные объекты: пальцы, машинки, яблоки, кубики. Если на этом этапе попытаться объяснить ему, что такое числа, он не поймет. Потом, уже в школе, он сможет производить расчеты без манипуляций, прибегая к помощи только лишь абстрактных понятий.

Абстрактно-логическое мышление оперирует тремя основными категориями:

  1. Понятие – простейшая единица мыслительной деятельности. С ее помощью мы называем предмет и переносим его в абстрактный план, причисляя к уже известной нам категории. Делается это на основе его существенных признаков. Пример: мы видим самолет, вычленяем главные признаки (два крыла, хвост) и называем его самолетом на основе сходства с уже знакомыми нам подобными объектами.
  2. Суждение – установление взаимосвязи между несколькими понятиями и формирование на основе этого новых понятий. Пример суждения: “Самолет, машина и поезд – это виды транспорта”.
  3. Умозаключение – формирование новых суждений из уже имеющихся. “Самолет – вид транспорта. Транспорт перевозит людей и грузы. Самолет перевозит людей и грузы”.

Развитию абстрактно-логического мышления стоит уделить особое внимание как детям, так и взрослым. В процессе своей жизнедеятельности человек чаще всего пользуется именно им, за редким исключением. От того, насколько хорошо оно развито, зависит успех во всех сферах жизни.

Вот несколько простых советов по его развитию:

  1. читайте слова и предложения задом наперед;
  2. придумывайте противоречивые словосочетания: горький сахар, горячий лед, твердая жидкость;
  3. сочиняйте сказки и рассказы со всевозможными сюжетами;
  4. попытайтесь создать в голове зрительные образы абстрактных понятий: вдохновения, гармонии, духовности, гипотезы и т. п.

Творческое

Этот вид мышления позволяет нам самую обычную информацию обрабатывать необычными способами, получая при этом качественно новые результаты. Оно лежит в основе всех великих изобретений и произведений искусства. Без него мы бы не могли выйти за рамки существующих алгоритмов и шаблонов.

Если у вас плохо развито творческое мышление или не развито совсем, то вы не умеете быть гибким и реагировать на возникающие изменения. Прокачав его, вы не только станете эффективнее, но и начнете жить более интересной и насыщенной жизнью. Так что советую начать прямо сейчас. Вот что поможет вам в этом:

  1. Каждый день узнавайте что-то новое.
  2. Выполняйте привычные дела необычными способами.
  3. Больше путешествуйте.
  4. Включайте импровизацию в самых обычных жизненных ситуациях.

Мыслительные операции

Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, мы перечислим некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.

Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.

Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.

Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.

Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.

Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.

Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.

Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.

Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.

Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.

Универсальные рекомендации по развитию мышления

Давайте уже перейдем от теории к практике. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы отточить ваш ум и сделать его острым как бритва.

Больше читайте

Ничто так не способствует развитию мыслительной деятельности, как чтение. Только будьте внимательны – не вся литература одинаково полезна. Бульварные романы, второсортные детективы, мемуары поп-звезд лишь засоряют мозг.

Советую вам читать классическую литературу, энциклопедии, книги по философии и психологии. Сам процесс чтения активизирует различные участки мозга, а информация, которую мы черпаем из книг, расширяет понятийный аппарат.

Пользуйтесь левой рукой

Все мы знаем, что левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Большинство из нас правши, поэтому правое полушарие у нас развито гораздо слабее. А ведь именно оно отвечает за творческое и образное мышление. Чтобы сократить разрыв между двумя половинками мозга, нужно начать как можно чаще пользоваться левой рукой (левшам – правой).

Вот вам несколько идей, что можно делать левой рукой без ущерба для результата:

  1. чистить зубы;
  2. открывать дверь ключом;
  3. есть ложкой;
  4. набирать сообщение в телефоне;
  5. краситься.

Поначалу будет непривычно и действия будут занимать больше времени. Но потом вы привыкнете и почувствуете эффект. Мышление станет гибче, живее и ярче.

Ведите дневник

Привычка фиксировать свои мысли на бумаге очень полезна для развития мышления. Вы учитесь аналитически мыслить, систематизировать информацию, выделять главное, отсекать лишнее. Особой ценностью обладают абстрактные рассуждения на отвлеченные темы: о процессах, происходящих в мире, о вашем отношении к ним, об общих философских понятиях.

По этим записям потом можно будет отследить эволюцию вашего мышления. Ваши первые записанные рассуждения будут казаться вам детскими и наивными. По мере продвижения по страницам дневника ваши мысли будут развиваться вместе с вами и становиться стройнее и глубже.

Общайтесь с теми, кто умнее

Окружение очень сильно влияет на человека. Не зря говорят: “С кем поведешься, от того и наберешься”. Часто люди избегают общения с теми, кто в чем-то лучше них, из страха уронить самооценку. Но если вы действительно хотите добиться результата, через этот стресс придется пройти.

Окружайте себя людьми увлеченными, разносторонне-развитыми, любящими мыслить и рассуждать. Разница в мыслительных способностях будет подстегивать вас к развитию.

А вот общение с бездельниками и нытиками, наоборот, придется сократить. Иначе вы и не заметите, как они затянут вас в свое болото под названием “зона комфорта”. А там нет ничего, кроме перспективы намертво прирасти к дивану.

Играйте в интеллектуальные игры

Сегодня коллективные интеллектуальные игры на пике популярности. В каждом крупном городе можно найти клуб любителей “Что? Где? Когда?”, “Брэйн-ринга” и всевозможных квизов. Примкните к ним – вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев.

Во-первых, подобные игры отлично развивают логику. Большинство вопросов там составлены так, что додуматься до ответа может каждый, независимо от уровня знаний. Вы будете тренировать свой ум в нескучной игровой форме, а яркие эмоции и азарт сделают тренировку в несколько раз эффективнее.

Во-вторых, вы познакомитесь с интересными, увлеченными, мыслящими людьми. Как раз о таких мы говорили чуть ранее. Полезное и веселое времяпрепровождение может впоследствии перерасти в крепкую дружбу.

Разгадывайте кроссворды и решайте головоломки

Купите журнал кроссвордов и старайтесь везде носить его с собой. Отгадывайте их, как только появляется такая возможность. Например, в очереди в банке или в больнице. Это гораздо полезнее, чем коротать время, ковыряясь в телефоне.

Не ищите легких путей

Иногда полезно устраивать своему мозгу встряску, создавая искусственные стрессовые ситуации. В таких условиях развитие происходит быстрее и интенсивнее. Попробуйте приехать в незнакомый район и ориентироваться там только по карте, не спрашивая дороги у случайных прохожих.

То же самое можно провернуть, если вы собираетесь в другой город или страну. Даже банальный поход в торговый центр можно использовать с пользой. Не просите у консультантов помощи в поиске интересующего вас товара, попытайтесь сориентироваться самостоятельно.

Тренируйте память

Память и мышление – взаимосвязанные процессы. Именно память определяет, насколько быстро вы будете мыслить и как часто будете совершать ошибки. Поэтому не забудьте уделить этой когнитивной функции отдельное внимание.

В качестве тренировки можно учить стихи, запоминать списки покупок и дел. Можно пойти дальше и записаться на курсы по развитию памяти. Так вы быстрее добьетесь желаемого эффекта и не забросите занятия через два дня.

Упражнения

А теперь немного поиграем. Мы подобрали вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.

Соединяем несоединимое

Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.

Это упражнение часто используют на кастингах радиоведущих. Представители данной профессии должны уметь сходу перескакивать с одной темы на другую и делать это красиво и естественно.

Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте.

Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:

  1. собака и микрофон;
  2. башня и ремень;
  3. мост и пуговица;
  4. газонокосилка и блоха;
  5. Луна и субботник.

Инструкции

Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.

Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.

  1. Зубная щетка – приспособление для чистки зубов.
  2. Применять ее нужно два раза в день – утром и вечером.
  3. Зайдите в ванную, встаньте перед зеркалом, возьмите щетку в руку и намочите водой из-под крана.
  4. Затем выдавите на нее немного зубной пасты и поднесите к зубам.
  5. Совершайте вращательные движения, вычищая грязь с зубов на протяжении трех минут.
  6. После этого помойте ее в проточной воде и положите на место.

Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.

Два события

Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ.

Возьмем следующие события:

  1. Во дворе жалобно заскулила собака.
  2. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар.

Вот что получилось у нас: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.

Мы подготовили для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!

  1. В кабинете начальника раздался телефонный звонок. Машина на полном ходу врезалась в столб.
  2. Ракета оторвалась от земли и взмыла в небо. Мальчик засунул руку в карман и обнаружил там записку.
  3. Человек вышел из метро и направился прямиком в книжный магазин. У семейства носорогов в Африке родился детеныш.

Логические цепочки

Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.

  1. Оба объекта относятся к живой природе.
  2. И то и другое содержит в себе воду.
  3. Представители и того и другого вида бывали в космосе.
  4. И то и другое может нанести человеку увечья и т. д.

Еще варианты: шприц и пирожок, юбка и олень, курица и скамейка, молоко и бульдозер, облако и крокодил.

Все наоборот

Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.

Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.

8 врагов продуктивного мышления

Теперь вы знаете, что делать, чтобы расшевелить ваши извилины. Остался последний штрих – избавиться от факторов, мешающих вам здраво и продуктивно мыслить.

Телевизор

Исключите из жизни этого прямоугольного черного монстра раз и навсегда. Он не только тормозит умственное развитие, но и засоряет ваш мозг всяким мусором. Время, сэкономленное на просмотре телепередач, потратьте на чтение книг или разгадывание кроссвордов.

Соцсети

Социальные сети – пример того, как изначально полезная и интересная идея превратилась в нечто противоположное. Миллионы людей по всему миру сливают туда свое время, энергию и нервные клетки. Соцсети перегружают мозг бесполезной пустой информацией, не оставляя места для ценных знаний. А мышлению, как известно, тоже нужна качественная и добротная пища.

Алкоголь и сигареты

Мозг – орган, ответственный за мышление. Все, что губительно действует на него, не может не сказаться на качестве умственных процессов. Каждый убитый никотином или алкоголем нейрон делает вас чуточку глупее и на шаг приближает обратно к обезьяне.

Неправильное питание

От информационного мусора избавились, пришло время сделать то же самое и с пищевым. Тщательно фильтруйте содержимое своей тарелки. Не злоупотребляйте сладкой и жирной пищей – вы же знаете, как она губительно действует на сосуды, в том числе и на сосуды мозга. Обогащайте свой рацион продуктами, стимулирующими умственную деятельность. К ним относятся рыба, горький шоколад, орехи, яйца, зелень.

Недосып

Хроническая усталость нелучшим образом сказывается на умственных способностях. Мышление замедляется, становится инертным, негибким и шаблонным. А что еще остается нашему организму, кроме как включить режим энергосбережения? Поэтому не забывайте о здоровом режиме сна и отдыха.

Малоподвижный образ жизни

И ум, и тело нужно держать в тонусе. Наш организм – одна взаимосвязанная система, и в ней не должно быть никаких слабых звеньев. Занимайтесь физкультурой, дышите свежим воздухом, больше двигайтесь. Телу нужны силы, чтобы качать кровь к мозгу и заставлять ваши извилины шевелиться.

Однообразие

Однообразная и скучная рутина способна даже самый светлый ум превратить в посредственность. Чтобы эффективно и креативно мыслить, нам нужен постоянный приток новых стимулов. Если ваша жизнь ограничена схемой “дом – работа – дом”, очень скоро ваш мозг перейдет в автономный режим. Действительно, а зачем ему напрягаться?

Так что будьте добры, потрудитесь внести в свою жизнь хоть какое-то разнообразие и разбавить свое теплое унылое болотце. Заведите новое хобби, отправьтесь в путешествие, заведите собаку, в конце концов.

Полезная литература

Помните первый пункт наших рекомендаций по развитию мышления? Тот, в котором говорилось про чтение. Самое время воплотить его в жизнь.

Делимся с вами тремя нашими любимыми книгами по развитию мышления:

  1. “Латеральное мышление. Учебник” Эдвард де Боно. Книга всемирно известного психолога посвящена развитию креативного нестандартного мышления. Автор уверен, что за этим видом мышления будущее. Учитывая, что в школах и институтах творческому мышлению не учат от слова совсем, человек, развивший его до высокого уровня, будет иметь серьезное конкурентное преимущество. В книге вы найдете множество различных упражнений, которые научат вас мыслить нешаблонно и оригинально.
  2. “Мозгоускорители” Ричард Нисбетт. Эта книга научит вас применять методы и приемы из различных наук для того, чтобы более эффективно и продуктивно мыслить. Вы узнаете, почему логические и математические законы применимы не ко всем ситуациям и как избежать распространенных ошибок в построении умозаключений. Книга серьезная и кому-то может показаться сложной, но в этом ее основная ценность.
  3. “Мышление. Системное исследование” Андрей Курпатов. Пожалуй, самая объемная, глубокая и неожиданная книга, посвященная мышлению. Прочитав ее, вы будете знать о мышлении все. В ней нет упражнений и заданий, зато есть очень много информации к осмыслению.
Онлайн-тренажеры и приложения для развития мышления

В век высоких технологий грех не воспользоваться достижениями научного прогресса. Есть масса крутых сервисов, с которыми тренировка мышления превратится в увлекательную игру.

Викиум

Викиум – сервис с онлайн-тренажерами для развития различных функций мозга: мышления, памяти, внимания, эмоционального интеллекта. Подберет вам индивидуальную программу занятий на основе тестирования. Тренажеры подходят для любого возраста и просты в использовании.

BrainApps

На платформе BrainApps вы найдете 52 тренажера для развития когнитивных функций мозга. Все тренажеры сделаны в виде игр, поэтому вам не придется скучать. Тренируясь по 20 минут в день, уже к концу первого месяца вы на 15 % улучшите свои первоначальные показатели.

Загадки да-Винчи

Всем известно, что величайший художник всех времен и народов знал толк в загадках. Поэтому в честь него и назвали это интересное приложение. В нем собраны лучшие логические задачки. Они разделены на несколько категорий: искусство, математика, история, логика, техника. Изначально открыто по одной загадке в каждой категории, но по мере их решения открываются новые.

Викторина “Что? Где? Когда?”

Приложение создано по мотивам легендарной телеигры. Вы сможете почувствовать себя настоящим знатоком и сразиться с другими участниками.

Также есть возможность играть турниры с друзьями, придумывать свои вопросы. Приложение тренирует абстрактно-логическое мышление и развивает интуицию.

В уме

Отечественное приложение, в основе которого книга известного педагога С. А. Рачинского “1 001 задача для умственного счета”.

В XIX веке ученики сельских школ запросто решали эти математические задачи в уме. А у вас получится?

Заключение

Давайте подведем итоги. Мы рассмотрели основные виды мышления, узнали, для чего они нужны и как их развивать. Мы надеемся, вы уже успели опробовать на себе наши забавные упражнения и почувствовали первые сдвиги в голове.

Если они показались вам сложными, не отчаивайтесь. Наше мышление довольно инертно, поэтому его нужно хорошенько раскачать. В следующий раз вам будет гораздо легче, поверьте! Поделитесь статьей с друзьями и занимайтесь развитием вместе. Так гораздо веселее!

До новых встреч!

Как научить взрослых навыкам критического мышления

САМУЭЛ ГАМИЛТОН
КЛАСС

Навыки критического мышления полезны как молодым, так и старшим ученикам. Они помогают как в классе, так и за его пределами. В то время как молодые студенты часто могут подходить к изучению критического мышления более теоретически, многие взрослые студенты ценят более практический и реалистичный подход к обучению навыкам критического мышления. Обучение взрослых навыкам критического мышления должно быть основано на реальности и должно демонстрировать преимущества критического мышления в повседневной жизни.

Исследуйте эту статью

  • Установите набор
  • . Введите общие и доступные проблемы
  • Сделайте
  • Спросите своих учеников
  • Задача
  • Управляйте вашим ученикам
  • . или предположения в пошаговом описании своего положения
  • Записать пошаговое описание

нужные вещи

  • Ручка
  • Бумага

1 Подготовьте набор

Подготовьте набор общего критического мышления и логических концепций. Включите такие термины, как ценностное допущение, описательное допущение, ошибочность, аргумент, посылки, вывод, достоверность, обоснованность и другие подобные понятия. Дайте определение каждому понятию и приведите четкие примеры.

2 Представьте общие и доступные проблемы

Представьте общие и доступные проблемы для обсуждения, которые требуют, чтобы ваши студенты либо выбрали сторону, либо приняли решение. Например, должны ли мужчины и женщины пользоваться равным обращением в армии? Вопрос или проблема должны вызывать разногласия и поддаваться обсуждению, которое можно стимулировать постоянным введением более тонких вариаций исходной проблемы. Например, если к мужчинам и женщинам следует относиться одинаково, означает ли это, что они также должны выполнять одни и те же физические задачи?

3 Сделайте

Оспаривайте каждое утверждение ваших учеников, спрашивая их, как они пришли к таким выводам. Делая это, проявляйте уважение к своей взрослой аудитории и скажите им, что цель вашего допроса не в том, чтобы принизить или преуменьшить их или их идеи, а скорее в том, чтобы заставить их заручиться поддержкой своих идей.

4 Попросите учащихся

Попросите учащихся записать пошаговое описание их позиции по спорному вопросу. Настаивайте на том, чтобы они включали любые внешние знания или исследования, которые не подпадают под сферу логического или критического анализа. Это можно сделать как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

5 Задача

Предложите своим ученикам проанализировать написанное. Попросите их выделить примеры общих концепций критического мышления и логики, которые вы описали в начале курса. Они должны написать на полях комментарии к своему сочинению, объясняющие, почему каждая выделенная часть представляет собой логическую концепцию, которую они идентифицируют.

6 Попросите своих учеников

Попросите своих учеников поделиться своим сочинением с одноклассником и попросите каждую пару прочитать работу своего сверстника с одинаковым вниманием к выявлению критического мышления и логических понятий.

7 Проинструктируйте своих учащихся-2

Проинструктируйте своих учащихся поделиться своими комментариями с авторами прочитанного ими текста.

8 Для исправления любых логических ошибок или предположений в пошаговом описании их положения

Попросите учащихся исправить любые логические ошибки или предположения в пошаговом описании их положения.

9 Написать пошаговое описание

Попросите учащихся написать пошаговое описание противоположности их позиции по спорному вопросу.

ссылки

  • 1 Critical Thinking Web: OpenCourseWare по критическому мышлению, логике и творчеству

Об авторе

Сэмюэл Пен пишет в 2002 году. «The Antithesis», «New Growth Arts Review» и журнал «Deek». Гамильтон имеет степень магистра гуманитарных наук по английскому языку Университета Питтсбурга и степень магистра гуманитарных наук по композиции Университета Флориды.0007

Статьи по теме

Развитие критического мышления при обучении взрослых

Блог

Рамон Мангион

Наверное, все мы слышали термин «критическое мышление» несколько раз. Нас постоянно просят мыслить критически или просят других делать то же самое. Это может быть в академическом контексте, на рабочем месте или даже в нашей повседневной жизни как часть множества ситуаций. В этой статье я, по общему признанию, не буду вдаваться в подробности. Цель состоит в том, чтобы дать пищу для размышлений нынешним и будущим педагогам для взрослых. Рекомендуется дальнейшее и более подробное независимое исследование и чтение. Я надеюсь, что этот пост вызовет необходимое любопытство.

Критическое мышление играет центральную роль в преподавании и обучении. Последние связаны не только с «отдачей» или «потреблением» знаний. Я придерживаюсь мнения, что подход «наполнения пустого сосуда» неприменим ни при каких условиях обучения. Напротив, учащиеся должны задавать вопросы, оспаривать предположения, использовать полученные знания для решения проблем, обдумывать свои действия и получать информацию из различных соответствующих источников. Это хорошо описано Мейером (1986, цит. по: Jones & Safrait 19).94), который восклицает, что «Учащиеся не могут быть просто губками, впитывающими «мудрость» лекции учителя. Скорее, они должны реалистично заниматься предметом и активно практиковать искусство критического мышления».

Согласно Jones & Safrait (1994), образование взрослых в информационном обществе должно способствовать самостоятельному обучению, способствуя независимости в мышлении, суждениях и действиях. На мой взгляд, это принципиально, поскольку нас постоянно бомбардируют информацией из разных источников, в основном через социальные сети. Часто можно увидеть, как люди делятся статьями и утверждениями, не проверяя их достоверность и не критически оценивая рассматриваемый вопрос. Результатом во многих случаях является эффект снежного кома других, которые совершают ту же ошибку, и поэтому неправильная информация продолжает свой путь к органическому росту с дальнейшим обострением проблемы. Тем не менее, ничего нельзя сделать, пока сами люди не осознают необходимость учиться, развивать такие навыки и мыслить критически.

Можно сослаться на Paul & Elder (2006), которые отмечают, что критическое мышление — это мышление, направленное на себя, самодисциплину, самоконтроль и самокоррекцию. Развитие способности критически мыслить, несомненно, окажется полезным в различных ситуациях. При рассмотрении вышеизложенного я хотел бы сослаться на Брукфилда (2012), цитируемого в Merriam & Bierrema 2013, стр. 213), который определяет критическое мышление в образовании следующим образом:

«Критическое мышление описывает процесс, посредством которого учащиеся осознают два наборы предположений. Во-первых, учащиеся исследуют предположения, которых придерживаются ученые в области исследования, относительно того, как создаются и развиваются законные знания в этой области. Во-вторых, учащиеся исследуют свои собственные предположения и то, как они формируют их собственное мышление и действия. Критическое мышление требует, чтобы мы проверяли наши предположения, оценивая точность и обоснованность доказательств этих предположений и рассматривая идеи и действия с разных точек зрения. Человек, который мыслит критически, гораздо лучше подготовлен к осознанным действиям; действия, которые хорошо обоснованы доказательствами и которые с большей вероятностью приведут к желаемым результатам».

Подробное определение, представленное Brookfield (2012), подчеркивает некоторые ключевые моменты. Меня, в частности, заинтриговало последнее предложение, в котором четко говорится о важности использования критического мышления для обоснования наших действий и, таким образом, о том, что ничто не должно сразу приниматься за чистую монету. На мой взгляд, это то, чего во многих случаях не хватает учащимся, включая взрослых.

Тем не менее, мы должны признать, что критическое мышление и развитие этого навыка не зависят исключительно от взрослого учащегося. Педагоги для взрослых должны внести свой вклад, поскольку критическое мышление зависит от интерактивного процесса, который требует участия обеих сторон; педагог и ученик (Крючки 2009).

Наша роль педагогов заключается в создании благодатной почвы для развития критического мышления. Ниже приводится характеристика критического мыслителя, сформулированная Джонсом (1994)

  • Ценит творчество;
  • Инновационный;
  • Считает, что жизнь полна возможностей;
  • Видит будущее гибким, а не фиксированным;
  • Задает вопросы и вызывает ответы;
  • В меньшей степени полагается на авторитет воспитателя и в большей степени на совместное исследование с фасилитатором;
  • Связывает факты с реальными жизненными ситуациями;
  • Использует навыки решения проблем, чтобы справиться с меняющимся миром;
  • Идет на риск и ему не грозит неудача;
  • Принимает точки зрения других;
  • Непредубежденный;
  • Генерирует и оценивает альтернативные варианты;
  • Поощряет и побуждает других мыслить критически;
  • Объективно.

 

Примеры воспитания таких качеств включают использование размышлений в действии, то есть размышлений во время выполнения деятельности, а также размышлений о действии, следовательно, до или после самого процесса обучения. Педагог для взрослых может соответствующим образом адаптироваться в зависимости от предмета или уровня мышления. Даже простой мозговой штурм можно превратить в возможность. Вместо того, чтобы просто провести мозговой штурм со списком, педагог может попросить, чтобы составленный список был приоритетным, а также попросить подходящие обоснования того, как были ранжированы определенные элементы. Критическое мышление также процветает, когда педагог успешно создает учебное сообщество, где каждый может делиться идеями, слушать идеи, а также давать отзывы о том, что предлагают другие. Последнее также может привести к оценке ряда различных альтернатив. Взрослые учащиеся могут иметь возможность применять критическое мышление на практике, если педагог поощряет размышления и обсуждение последствий определенных действий. Эффективным инструментом в любой учебной обстановке, который может помочь в решении такой задачи, является использование вопросов. «Вопрос» силен своей «силой», заставляющей учащихся думать и размышлять. Снайдер и Снайдер (2008) утверждают, что в инструкциях, поддерживающих критическое мышление, используются методы постановки вопросов, которые требуют от учащихся анализа, синтеза и оценки информации для решения проблем и принятия решений (думать), а не просто повторять информацию (запоминать).

В заключение хочу сказать, что цель этой статьи — пробудить в читателе любопытство к дальнейшему изучению потенциала критического мышления и роли педагогов для взрослых в развитии таких навыков. Надеясь, что эта цель была достигнута. Я призываю всех подумать о вашем нынешнем обучении и о том, что вы можете сделать, чтобы помочь своим взрослым учащимся развить навыки критического мышления на ваших уроках.

 

Ссылки

  1. Крючки, B 2009, Обучение критическому мышлению: практическая мудрость, Taylor & Francis Group, Florence. Доступно на: ProQuest Ebook Central. [15 сентября 2020 г.].
  2. Джонс, П. и Хейдон, Д. (редакторы) 2014 г., Применение на практике: развитие у учащихся навыков критического мышления в педагогическом образовании – модели, методы, опыт и результаты, Издательство информационного века, Инкорпорейтед, Шарлотта, Северная Каролина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *