Как самосознание связано с самосовершенствованием человека: Как самосознание связано с самосовершенствованием человека?

Самосознание личности и предпосылки его развития


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РАЗВИТИЯ

С.В. Левшин

Ставропольский государственный университет, Россия

Способность к самосознанию и самопознанию – исключительное достояние человека. Если сознание есть знание о другом, то самосознание – знание человека о самом себе. В том, как личность представляет свое «Я», отражается мера ее осознания себя и уровень зрелости личности в целом.

Вопросам самосознания личности особое внимание уделяется в психологии (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, А.А. Бодалев, И.С. Кон, В.Г. Куценко, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Л.С. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, Ю.И. Турчанинова, И.И. Чеснокова и др.). Психологи рассматривают самосознание как результат и предпосылку развития личности. Практически во всех исследованиях подчеркивается, что психологический механизм самосознания имеет интегративную природу. В каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различных их комбинациях, но и вся личность в целом – система ее свойств, мотивы, приобретенный опыт, эмоциональное состояние в данный момент.

Самосознание – необходимое условие целостности и преемственности формирования внутреннего мира личности.

Самосознание направлено на решение задач, относящихся к внутреннему миру самой личности: понимание себя как целостности, определение собственной идентичности, формирование значимых для личности представлений о себе, своих качествах, переживаниях, действиях и т.п.

Самосознание теснейшим образом связано с самоактуализацией личности, степень которой определяется особенностями знания о себе, своих целях и стремлениях. По словам А. Маслоу [3], наиболее результативными в своей жизнедеятельности являются те ее субъекты, которые отличаются устойчивой тенденцией к самоактуализации. Весьма интересной представляется мысль автора о том, что только труд может быть условием и способом развития и полной самоактуализации личности. Однако, по его словам избранное занятие должно личностно приниматься как способ приобщения к определенным ценностям и переживаться как часть своего «Я». Лишь сливаясь со своим трудом и в то же время забывая себя в нем, индивид развивает все свои потенциальные возможности, обретает умение противостоять неудачам и начинает функционировать на высшем уровне человеческого существования.

Исследуя проблему самосознания, И.И. Чеснокова отмечает [4], что уровень его развития, при котором человек достигает наиболее зрелого и истинного понимания себя, своей общественной сущности, осознания подлинного собственного достоинства, характеризует высшую ступень формирования его как личности. На личностном уровне развития самосознания происходит осознание и самооценка субъектом своей социальной ценности, нравственных качеств, смысла жизни, занимаемого общественного статуса, личностных достижений. При этом самооценка зависит от уровня притязаний личности и имеет такие характеристики, как уровень, адекватность, устойчивость.

Самосознание как вершина человеческой психики включает в себя самопознание (самоанализ, самонаблюдение, самооценка) и самоконтроль (самоуправление и самосовершенствование).

Самопознание есть отражение в сознании субъекта его собственных свойств и качеств, «познание собственного духа и духовных исканий» (Н.А. Бердяев).

Самооценка – констатация личностью качеств, содержательных особенностей своего «Я», своих физических сил и умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и самому себе. Сущность самооценки как сложного личностного образования состоит в том, что благодаря ей осуществляется взаимодействие человека с социальной средой, она выступает фактором становления и развития межличностных отношений.

Самооценка и самоконтроль – это не только сложные формы поведения, связанные со способностью личности взглянуть на себя «со стороны», но и главное условие ее самосовершенствования.

Несформированность отношения к себе тормозит профессиональное становление личности, поскольку именно благодаря самосознанию человек понимает несоответствие своих качеств требованиям профессии и стремится их преодолеть. В качестве предпосылок самосовершенствования некоторые авторы указывают [1]:

— постижение смысла жизни;

— идеальные устремления личности;

— высокий уровень самосознания;

— развитость волевой сферы;

— овладение методикой саморазвития.

Что касается методики саморазвития личности в профессиональном контексте, то она, по нашему мнению, прежде всего должна включать комплекс приемов повышения уровня профессионального самосознания. К таким приемам можно отнести следующие:

1) формирование умений самооценки, самоанализа, самоконтроля в деятельности и общении;

2) формирование умений и навыков саморегуляции и самоуправления поведением в сложных ситуациях общения;

3) моделирование различных фрустрирующих ситуаций, встречающихся в практике;

4) формирование осознанной потребности в систематическом самовоспитании и самообразовании.

С помощью названных приемов в условиях вузовской подготовки будущего специалиста особый акцент необходимо делать на развитие в сознании студента как субъекта деятельности понимания роли инициативности, оригинальности мышления, самобытности в труде. Очень важно осознание им смысла своей деятельности, степени эмоционально-личностной вовлеченности в нее, возможности самовыражения и самоутверждения в ней.

Существенно важным для развития самосознания студентов является также воспитание уверенности в своей профессиональной пригодности, стремления к раскрытию своих способностей.

В этой связи необходимо в процессе профессиональной подготовки учить студента задавать себе и откровенно отвечать на такие вопросы:

1. Считаю ли я себя сформировавшейся личностью, и какие резервы мною еще не использованы?

2. Достаточно ли я уверен в себе? Способен ли я воспринимать различные точки зрения?

3. Достаточно ли у меня интеллектуальной гибкости, чтобы решать даже самые сложные профессиональные задачи?

4. Считаю ли я себя способным принимать в свой адрес критику, необходимую для моего же личностного и профессионального развития?

Благодаря проведенным к настоящему времени исследованиям выявлена своеобразная закономерность взаимовлияния профессиональной направленности личности и установки на профессиональное самосовершенствование. Причем установлено, что при высоком уровне такой направленности самосознание становится детерминирующим, стимулирующим фактором в этом процессе и наоборот – при отсутствии профессиональной направленности формирующееся самосознание тормозит проявления реальной самостоятельности в сфере профессионального труда.

Осознание профессиональной деятельности как личностно чуждой делает вопрос о соответствии ей несущественным.

В связи со сказанным очень важно, чтобы уже на студенческой скамье будущий специалист осознал значимость самообразовательной деятельности, ибо повышение профессионального уровня ведет к самосовершенствованию. Последнее возможно лишь тогда, когда у студента сформировано положительное отношение к знанию и учению, что в большой степени зависит от преподавателей. Отечественные исследователи (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, О.А. Конопкин, Н.В. Кузьмина) неоднократно отмечали прямую зависимость результатов развития обучающихся от педагогической установки и направленности личности преподавателя.

Необходимо отметить, что весьма значимой предпосылкой для повышения уровня самосознания является анализ результатов своей деятельности, который выполняет ряд функций – диагностическую, познавательную, преобразующую и самообразовательную. В результате проведенного нами исследования среди студентов юридического факультета Ставропольского государственного университета установлено, что лишь 24% из них готовы к самоанализу. Наиболее сложными видами действий по самоанализу студенты считают умение теоретически осмыслить свою практическую деятельность и умение осуществлять системный подход к анализу (самоанализу)

В нашем понимании сущность самоанализа состоит в том, что он входит в объективно протекающий процесс как один из видов профессиональной деятельности, и одновременно является фактором совершенствования этой деятельности и самого субъекта. Самоанализом можно считать только такой анализ, когда явления действительности соотносятся личностью со своими действиями.

Самоанализ помогает человеку осознать возникающие у него трудности в работе, найти правильные пути их преодоления. Трудность – субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов, образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и отношения к ней. А.Н. Леонтьев определял трудности как состояние, когда появляется «разрыв в деятельности» [2]. Трудности могут быть преодолимыми и объективно или субъективно непреодолимыми. Первые, как показывает практика и специальные исследования, выполняют стимулирующую роль, побуждают человека к тщательному анализу, выявлению причин затруднений, определению путей их устранения. Вторые выступают в качестве тормоза, препятствующего процессу самосовершенствования. Однако трудность возникает лишь в том случае, когда специалист осознает стоящую перед ним задачу, когда его не удовлетворяют результаты работы. В процессе обучения важно, чтобы студенты осознали значение анализа своей деятельности и постоянного самообразования, которые могут помочь своевременно осознать трудности в работе и найти целесообразный выход из сложившейся ситуации.

В ходе анализа необходимо уметь определять, какие ошибки допущены из-за недостатка профессиональных знаний и умений, а какие обусловлены личностными качествами.

Некоторые исследователи (В.Н. Козиев) при рассмотрении вопроса самосознания рекомендуют выделять четыре вида самооценки:

— актуальная – как себя видит и оценивает специалист в настоящее время;

— ретроспективная – каким себя видит и оценивает специалист по отношению к начальным этапам работы;

— идеальная – каким бы хотел видеть себя специалист, его эталонное представление;

— рефлексивная – как, с его точки зрения, он воспринимается и оценивается профессиональным окружением.

Как нам представляется, все виды самооценки важны для личности, но особенно значима, на наш взгляд, рефлексивная самооценка, т.к. она включает в себя все вышеназванные.

На рефлексивном уровне проявляются три уровня чувствительности:

— чувство объекта (какой отклик объекты реальной действительности находят отклик у субъекта;

— чувство меры или такта к изменениям, происходящим в личности и деятельности под влиянием различных причин, вызвавших эти изменения;

— чувство причастности к достоинствам и недостаткам собственной личности и своей деятельности.

В процессе профессиональной подготовки студентов внимание необходимо акцентировать на том, что самоанализ деятельности, связанный с рефлексией, нередко подменяется поиском причин успешности или неуспешности своей работы, простой констатацией сделанного, а неудачи в подавляющем большинстве объясняются внешними причинами.

Рефлексия – это не только способность дать себе и своим поступкам отстраненную оценку, но и понять, как тебя воспринимают другие люди. Психические формы проявления рефлексивных процессов: критичность мышления; стремление к доказательности, к обоснованности своей позиции; стремление ставить вопросы; стремление вести дискуссию.

В заключение отметим, что рефлексия начинается тогда, когда возникает отклонение от образца или осознается неудовлетворенность прежним образцом. Рефлексивное отношение молодого специалиста к себе и своей профессии является необходимым условием самообразования. Между тем рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. Если человек не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания, рефлексия может и не появиться. Следовательно, рефлексия воспитуема и развиваема. Безусловно, рефлексирование не следует доводить до самокопания, которое может привести к обратному эффекту и станет тормозом на пути к самосовершенствованию.


Литература

1. Куценко В. Г. Пути самосовершенствования личности.- Л., 1979.

2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1959.

3. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. А.А. Пузырея. М., 1982.

4. Чеснокова И.И. Проблема самообразования в психологии.  М., 1977.

Каталог: archive -> doc2008
doc2008 -> Технология организации продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов на основе диалога
doc2008 -> Этапы реализации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе занятий физической культурой
doc2008 -> Развитие профессионально важных качеств студентов-психологов в процессе профессионального обучения
doc2008 -> Гендерное воспитание молодежи
doc2008 -> Интроспекция и непосредственный личный опыт учащихся в учебном процессе
doc2008 -> Влияющих на адаптацию студентов в многоуровневой системе образования
doc2008 -> Воспитательная работа в вузе как целенаправленный процесс социализации личности студента
doc2008 -> Этапы развития толерантности учащихся общеобразовательной школы
doc2008 -> Представления учащихся с нормальным и дефицитарным вариантами развития о характере межличностных отношений с педагогами
doc2008 -> Развитие смысловой эмпатии студентов технического вуза актуальная тема психологического исследования


Скачать 82. 11 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

73 Самопознание как важнейшее условие успешного самосовершенствования

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я», или самосознание. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловленно.

Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, т.е. в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела — самоощущения.

По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исходную предпосылку способности человека осознавать себя, т.е. выделять из внешнего мира.

В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний и самом себе.

В онтогенезе самосознания выделяются два основных этапа.

На первом этапе образуется схема собственного тела и формируется чувство «Я» как целостная система чувственной самоидентификации. В основе чувства «Я» лежат социальные предпосылки, поскольку формирование происходит на основе реакций окружающих людей.

На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления,самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек оказывается способным не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с самопереживанием на уровне самоощущения.

На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой.

Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, становится все более очевидным, что важнейшей жизненной задачей каждого сознательного человека становится постоянное самосовершенствование, развитие своих личных и профессиональных качеств.

Динамика современного общества преподносит нам перспективу «пожизненного обучения». Современная социально-экономическая ситуация требует от каждого постоянных усилий в борьбе за самосовершенствование, непрерывность своегопрофессионального роста. В условиях нарастающей социальной напряженности резко возросло значение для каждого человека умения управлять собой, использовать свои творческие способности, которые превратились сегодня в самый ценный капитал.

Весьма актуально звучат сегодня слова Платона: «Самая великая победа, которую мы можем одержать, — это победа над самим собой».

В связи с этим резко возрастает значимость правильного самопознания своих способностей, объективной самооценки, умении пользоваться разнообразными техниками саморегулирования.

Современная психология исходит из положения, что в картину мира, которую формирует человеческая психика, включен и сам человек, носитель сознания. Специфика человеческого сознания состоит в том, что оно двунаправлено: прежде всего — вовне, на внешний мир, на объект, но вместе с тем оно обращено и вовнутрь, на самого носителя сознания, на субъект.

Правда, степень выраженности этих векторов сознания у разных людей неодинакова. Людей, психика которых направлена преимущественно вовне, называют экстравертами, а тех, у кого она направлена главным образом вовнутрь, —интровертами.

Сознание и самосознание в психической жизни индивида неразрывны, хотя качественно своеобразны. Сознание в целом может осуществляться только на основе осознания своей пространственной принадлежности к внешнему миру. Если сознание ориентировано на объективный мир в целом, то объектом самосознания является субъективный мир личности. В процессе самосознания личность выступает и как субъект, и как объект познания.

Самосознание создает в нас чувство собственной уникальности, неповторимости, единственности. Это чувство постоянно поддерживается памятью о нашем прошлом, переживаниями настоящего, надеждами на будущее.

Исторически самосознание, так же как и сознание в целом, могло зародиться только в процессе общественных взаимоотношений между людьми, в процессе производственной деятельности. Познавая себя в процессе труда и общения, человек мог регулировать свое поведение и одновременно изменять общественные отношения. Самосознание, таким образом, развивалось в процессе родового и индивидуальною развития самого человека.

По мере своего развития самосознание стало выступать стержневым звеном, участвовать в регуляции всех форм активности человека, его развития и саморазвития. Оно является необходимым условием сохранения психических качеств личности, преемственности основных стадий ее развития.

По своей структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов:

  • процесс самопознания;

  • эмоциональная самооценка;

  • процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки.

Эти компоненты самосознания так или иначе присутствуют в каждом его акте. Причем первый из них — самопознание —выступает в качестве исходного момента, основы самосознания, продуктом которого является то или иное знание индивида о себе.

Именно на этой основе формируется и эмоционально-ценностное отношение личности к себе, т.е. возникает второй компонент самосознания — самооценка. Она, в свою очередь, запускает механизм саморегулирования, действен но-волевой сферы, например механизм профессионального самосовершенствования, повышения профессиональной квалификации.

Самопознание — процесс оценки человеком самого себя, начальным моментом которого является самонаблюдение, самоанализ.

Однако самоанализ с точки зрения современной психологии может дать только начальный материал для самопознания, который в целях повышения его объективности должен быть дополнен другими методами исследования. Инструментами корреляции и уточнения результатов самопознания является совокупность всех форм общения данной личности, опыт его профессиональной и социальной деятельности.

Самосовершенствование — целесообразная деятельность человека по систематическому формированию у себя положительных качеств и ограничению или устранению отрицательных.

Основой этой деятельности является образование и самообразование, т.е. совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков. Исходный момент самосовершенствования — самопознание.

Логически родовым понятием для самосовершенствования является категория самоорганизации — центральная категория теории самоорганизации, или синергетики — одной из новейших комплексных общенаучных дисциплин.

Синергетика — новое междисциплинарное направление современной науки, исследующее процессы самоорганизации различных систем (физических, биологических, социальных). Эффективность самопознания и самосовершенствования во многом зависит от степени его включенности в процесс человеческого общения.

Поскольку исходной собственной, специфической категорией самосознания является самопознание и на ней основываются все другие главные понятия рассматриваемого процесса, на этой категории следует остановиться несколько подробнее.

Самопознание, оценка и регулирование самого себя проходят ряд этапов в процессе индивидуального развития. На доречевой стадии самопознание ограничивается лишь осознанием своего физического бытия. Затем наступает этап осознания себя как субъекта действий, происходит осмысление своих психических свойств. Позднее формируется социально-личностная самоооценка. оценка своих нравственных качеств.

Весьма длительным, многоэтапным стал исторический процесс изучения самосознания.

В общем виде эта проблема была впервые поставлена уже в Древнем мире. Известно, что на фронтоне древнегреческого храма Апполона в городе Дельфы было начертано: «Познай самого себя». Этот афоризм принадлежит одному из семи греческих мудрецов — Хило- ну (VI в. до н. э.). Афоризм Хилона положил в основу своей системы великий Сократ, признанный отцом философии за совершение крутого поворота философской мысли от проблем природы к загадкам человеческой души.

С тех пор эта проблема стала центральной для всей философской науки. Так, И. Кант, характеризуя содержание своей философской системы, писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та. к которой я иду, а именно подобающим образом занять человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком».

Следует отметить, что человеческая мудрость, в том числе и та, которая учит нас управлять собой, не знает границ науки, религии, искусства и обыденной жизни.

В Средние века, например «творчестве выдающего христианского философа Аврелии Августина (Блаженного), одного из отцов церкви, самопознание оказывается важной стороной постижения Бога. Известно, что одной из главных идейных установок христианства стало убеждение, что «Царство Божие находится внутри нас», т.е. в нашей душе.

В рационализме Нового времени определяющим в изучении самосознания оказался принцип непосредственной данности психического. который предполагает, что внутренняя жизнь человека открывается его пониманию такой, какой она является на самом деле (Р. Декарт).

Эта гуманистическая установка европейского Просвещения на признание ценности и позитивных возможностей самопознания и самосовершенствования была активно поддержана многими деятелями культуры России. Это мироощущение, выражавшее самую суть русского национального самосознания, присутствует во множестве работ русских философов, историков, писателей и поэтов XIX- XX вв. Русские мыслители (И. Киреевский, А. Хомяков, Н. Бердяев) настойчиво обосновывали идею о том, что смысл любой работы человека по самопознанию состоит в отыскании наилучшего соответствия между способностями, которыми обладает в той или иной степени каждый человек, и теми реальными условиями их применения. которые даны ему судьбой. Работа по поиску путей такого согласования, подчеркивали они, многотрудная, порой даже трагическая. По в поиске и реализации гармонии между личными способностями и реальными условиями их применения состоит высший смысл человеческой жизни.

Однако господствующее в эпоху Просвещения оптимистическое представление о безграничности возможностей человеческого разума в процессе самопознания впервые поставил под сомнение родоначальник немецкой классической философии И. Кант, обнаруживший разорванность человеческой познающей способности, сложность согласования познающей, нравственной и эстетической составляющих духовной жизни.

В западной философии XX в. самопознание все чаще стало трактоваться как «переживание себя» (Э. Гуссерль). Подчеркивалось, что самопознавательная деятельность наталкивается на обломки индивидуальных бессознательных представлений (3. Фрейд).

Тенденция современной философской мысли, представляемая такими течениями, как герменевтика, феноменология, структурализм. связана с отказом от понимания самопознания как непосредственного пути к себе. В свете этих установокпроблема самопознания может быть решена только с помощью тех или иных «посредников», в роли которых могут выступать сознание «другого», предметный мир, те или иные социально значимые образцы, эталоны.

Исследуя ту же самую проблему самопознания, современная психология концентрирует внимание на следующих задачах, без решения которых невозможна эффективная деятельность человека.

1. При решении проблемы самопознания важно учитывать, что в данном случае речь идет не о познании того, что находится вне нас, а о постижении того, что находится внутри нас; иначе говоря, при самопознании субъект не отделен от объекта, сливается с ним. поскольку мысли человека о самом себе являются неотъемлемой частью его самого. Поэтому в этом деле нельзя искать легких путей.

2. Но даже не вполне исчерпывающие и не совсем точные результаты самоанализа, самооценки, которые нами могут быть получены в самом начале этой нелегкой работы, тем не менее будут представлять собой немалую для нас ценность, дадут позитивный результат, поскольку в той или иной степени будут упорядочивать нашу деятельность, придавая ей большую целенаправленность и повышая таким образом ее общую эффективность.

3. Далеко несовершенные в самом начале итоги анализа своих возможностей, конечно, будут нуждаться в существенной корректировке. И самым надежным инструментом такой корректировки, уточнения результатов самоанализа, самооценки является активное общение со своими коллегами, партнерами, близкими людьми, постоянное взаимодействие, кооперация с ними. Именно общение выступает в качестве наиболее надежного критерия правильности или ошибочности проведенного анализа своих способностей. Причем чем выше, оптимальнее уровень разнообразных форм общения у данного субъекта, тем полнее реализуются его информационные, интерактивные и оценочные функции.

4. Однако вся эта работа самосовершенствования станет более эффективной, если она будет упорядочена, подчинена определенным целям. Для этого человеку важно уяснить, какие именно из множества способностей и задатков, которыми располагает каждый из нас, нужно укреплять и развивать, чтобы сделать свою производственную и повседневную деятельность более эффективной. Для решения этой проблемы психологии при разработке психограмм различных профессий разрабатывают различные варианты перечней тех профессиональных качеств, которые наиболее востребованы современным рынком труда.

Так, среди качеств, необходимых современному специалисту, руководителю любого уровня и направления наиболее часто упоминаются. например, такие как:

  • умение общаться с людьми;

  • творческие способности;

  • хорошие организационно-технические навыки в своей отрасли;

  • педагогические способности, т.е. умение не только накапливать информацию, но и передавать ее другим в доступной форме, выступая в роли инструктора, преподавателя;

  • хорошие знания в области математики, информатики, компьютерной техники, их применения в своей области:

  • навыки финансовой, инвестиционной деятельности;

  • знание иностранных языков, в первую очередь таких «горячих», как английский, немецкий, японский, что особенно увеличивает шансы найти хорошую работу;

  • очень важны хорошие навыки эффективного самопознания и самосовершенствования, ил и самоменеджмента.

Но не менее важно иметь представление и о тех качествах, которые негативно сказываются на деятельности любого специалиста, руководителя, снижают ее эффективность. Среди качеств, препятствующих успешной карьере любого работника, часто указываются такие как:

  • отсутствие четких жизненных и профессиональных целей;

  • недостаточная способность творческого подхода к делу;

  • боязнь дел, связанных с риском;

  • смутное представление о своих способностях;

  • слабое развитие профессионально значимых навыков;

  • нехватка энергии, активности, слабые волевые качества;

  • неумение влиять на людей, обучать их;

  • неспособность к самоменеджменту, саморазвитию.

5. Растущая сложность, многообразие производственной деятельности порождает еще одну первостепенную задачу самопознания и самосовершенствования — четкое планирование личной деятельности, включая личную жизнь.

Правда, есть мнение, что планирование, особенно излишне детализированное, лишает нашу жизнь значительной доли ее привлекательности в виде присущей ей спонтанности, непредсказуемости, порождает однообразие и скуку, поскольку пытается втиснуть живую жизнь в жесткие рамки плановых показателей. Конечно, в подобной позиции есть своя доля истины.

Но не следует забывать, что альтернативой планированию, вносящему в нашу жизнь организованность и порядок, может быть только состояние неорганизованности и беспорядка, порождающее в нас чувства тревоги, беспокойства и неуверенности в своих возможностях справиться славиной неожиданно наваливающихся на нас разнообразных дел и забот, спланировать которые мы не захотели. Именно подобные ситуации часто служат причиной тяжелых стрессов, которые в связи с их широким распространением среди руководящих работников получили наименование «синдрома менеджера».

6. Отсюда еще одной задачей самопознания является анализ способов и приемов постоянного поддержания на должном уровне своего психического и физического здоровья. Далее будут рассмотрены приемы поддержания руководителем высокого уровня своей деловой активности, здоровья, способам психологической защиты от опасности деструктивного стресса.

Указанная проблематика оказывается все более востребованной среди значительной части специалистов и управленцев, которые все яснее начинают сознавать ту простую истину, что самая большая победа, которую мы можем одержать, есть победа над собой.

Конечно, никого нельзя принудить к самосовершенствованию, ни уговорами, ни угрозами, ни гипнозом, если у человека нет к тому собственного внутреннего побуждения. Но наше собственное несовершенство обычно застигает нас врасплох. Недостаточность самообладания человек начинает замечать в трудных ситуациях: повышение объема и сложности работы; острый конфликт, болезнь, возраст и т.п. Тут-то и обнаруживается, что многим простым вещам нужно учиться или доучиваться: сосредоточению и мобилизации, переключению внимания, эмоциональной перестройке, расслаблению, отдыху, сну.

Причем управлять собой оказывается трудно, когда это особенно необходимо. Огромное большинство людей этому никогда специально не учится. Поэтому и не удивительно, что и к экзаменам приходят неподготовленными?

Человеческая мудрость издавна учит нас управлять собой. Между современным аутотренингом и древней йогой и другими старыми и новыми способами духовно-телесного самосовершенствования оказалось множество совпадений, гораздо больше, чем различий.

Но по-прежнему какой-то панацеи здесь нет. Но есть живой поток мысли, в который может войти каждый, пройдя по перекресткам знания, где на разных языках говорят об одном и том же. Суть этих идей можно свести к следующему:

  • нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно:

  • нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить;

  • нельзя изучать себя, не изучая с равной заинтересованность других людей, хотя бы одного человека, но чем больше, тем лучше;

  • нельзя изучить человека холодно, равнодушно, по-настоящему познать человека можно, только помогая ему;

  • ни себя, ни других нельзя изучить иначе, как в деятельности и общении;

  • изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, потому что человек с точки зрения современной теории систем есть «открытая система», меняющаяся во многом не-

  • предсказуемо; больше, чем какое-либо другое существо, человек

  • «становится», но не «есть».

В этом и состоят некоторые трудности самопознания, самосовершенствования, самоупpaвления.

Личное развитие начинается с самосознания

Отправной точкой личного развития является самосознание. В этом блоге будут указаны его преимущества и некоторые практические способы, которые вы могли бы использовать для развития своего.

Если вы хотите внести изменения и улучшения в свою жизнь, лучше всего начать с самосознания.

Вам нужно знать, где вы сейчас находитесь, чтобы знать, какую работу нужно выполнить.

Но что такое самосознание, почему оно так важно и что вы можете сделать для его развития?

Что такое самосознание?

В двух словах, самосознание — это знание того, кто вы на самом деле как личность.

Но подождите, очевидно, вы знаете, кто вы, никто не знает вас лучше, чем вы сами! Верно?

Реальность такова, что мы часто не можем ясно увидеть и понять мотивы наших действий или настоящие причины определенных эмоций.

Большинство людей проводят большую часть своей жизни, реагируя, позволяя своим эмоциям и инстинктам руководить ими без особых критических размышлений.

Но психологическая теория самосознания предполагает, что мы не являемся суммой наших эмоций, реакций и гормонов, хотя эти элементы имеют на нас большое влияние. Скорее, мы являемся уровнем сознания, которое наблюдает за этими вещами.

Теория также предполагает, что, когда у нас есть уровень самосознания, который позволяет нам ясно наблюдать и определять наши эмоциональные и инстинктивные реакции, у нас есть способность контролировать их. И таким образом мы переходим от постоянного реагирования на жизнь к активному планированию и формированию своей жизни.

Самосознание — это способность по-настоящему понять себя посредством самоанализа и самоанализа \ Источник изображения

По мере того, как мы становимся более самосознательными, мы лучше понимаем: 

  • Наши сильные и слабые стороны — то, что дается нам легко, и то, что другим может показаться простым, но нам кажется трудным;
  • Наши ценности — что мы считаем правильным и неправильным;
  • Наши водители — то, что нас мотивирует;
  • Наши привычки — то, что мы делаем инстинктивно, не задумываясь;
  • O наши эмоциональные триггеры — то, что вызывает у нас сильные эмоции.

Подробнее : 3 привычки, необходимые для достижения успеха на работе

Почему самосознание имеет значение для личностного развития ?

Представьте, что ваша работа заключается в улучшении существующего продукта. Может быть, вы создаете Netflix 2.0 или идеальный гамбургер.

Первое, что вы хотели бы сделать, это понять существующий продукт. Что в нем, что заставляет его тикать, что делает его тем, чем оно является? Что хорошего в продукте и что можно улучшить? Что людям нравится в нем, а что не так популярно?

Только помня об этом, вы начнете разрабатывать новую улучшенную версию продукта.

То же самое касается и вас. Если вы хотите внести изменения и развить себя лично, вам нужно начать с четкого видения того, кто вы есть.

  • Какие слабости вас сдерживают?
  • Каковы сильные стороны , которые вы могли бы использовать больше?
  • Какие привычки загоняют вас в циклы неверных решений?
  • Что на самом деле мотивирует и движет вами?

Только когда у вас есть четкое представление о себе, вы можете определить истинные причины проблем и начать их решать.

Самосознание помогает вам иметь ясное представление о себе \ Иллюстрация Марк Конлан  

Подробнее : 7 важных жизненных целей

Другие преимущества самосознания жизнь у тебя есть Способность расти и развиваться, самосознание дает много общих преимуществ для вашего мышления, вашей самооценки и вашего взгляда на жизнь.


  • Поощряет позитивный взгляд на мир;
  • Способствует развитию мышления, которое помогает вам поверить в свою способность расти и меняться;
  • Это повышает нашу уверенность в себе и нашу веру в нашу самооценку;
  • Помогает нам смотреть на вещи с точки зрения других людей и, следовательно, лучше понимать мир;
  • Это помогает нам лучше справляться со стрессом и эмоциями, что также позволяет нам принимать более обоснованные решения.

Как повысить уровень самосознания

Лучший способ повысить уровень самосознания — проводить время с самим собой. Опять же, вы можете сказать: «Но разве я не делаю этого 24 часа в сутки», но обычно ответ — нет. Мы так отвлекаемся на то, что делаем, и на наши поверхностные мысли, что часто не добираемся до настоящего вас. Развитие самосознания требует самоанализа и самоанализа.

Итак, что вы можете сделать?

Создайте свободное от отвлекающих факторов время

Самоанализ требует времени и пространства. У вас действительно не будет времени подумать о себе, если вас будут отвлекать члены семьи, которые нуждаются в вещах, рабочие сроки, которые все еще не соблюдены, или сколько лайков получил ваш последний пост в Instagram.

Вам нужно найти время и место, где вас не будут отвлекать люди и ваш мобильный телефон, и во время которого вы позволите себе забыть о важных электронных письмах или семейных кризисах. Они все еще будут там позже, но вы можете быть лучше подготовлены, чтобы справиться с ними.

Выделите время и пространство для размышлений \  Источник изображения

Если вам трудно подавить рабочий стресс в конце дня, прочитайте: Три способа постановки целей помогут вам достичь баланса между работой и личной жизнью .

Практика медитации

Может быть достаточно находиться в зоне, свободной от отвлекающих факторов, чтобы начать заниматься самосознанием, но вы можете усилить этот опыт, медитируя.

Хотя есть много разных способов медитировать, по своей сути медитация — это поиск состояния самосознания.

Новички в медитации часто думают, что их цель — очистить голову от всех мыслей. Но это не так, потому что это невозможно. Что вы на самом деле хотите сделать во время медитации, так это позволить этим мыслям бурлить, но признать их относительно незначительными, реакционными биологическими функциями, которыми они являются, и отложить их в сторону.

Таким образом, во время медитации вы перестаете быть своим реакционным я и обитаете в своем самоосознающем я. Чем больше вы делаете это во время медитации, тем легче вам будет делать это в другое время.

Практика медитации осознанности \ Источник изображения

Если вам сложно медитировать сидя и вы постоянно отвлекаетесь, попробуйте заняться йогой. Идея йоги также состоит в том, чтобы достичь этого самосознания, но посредством движения.

Если вам нужна помощь в начале, прочтите: Как медитировать для получения благодарности.

Ведение дневника

Альтернативой медитации может быть ведение дневника, который в основном представляет собой способ поговорить с самим собой. Это позволяет вам записывать, что с вами произошло и как вы отреагировали, а затем проанализировать, почему это произошло, более спокойно «постфактум».

Процесс записи также помогает нам быть более критичными в своем мышлении, поскольку нас учат думать, прежде чем писать, гораздо больше, чем нас учат думать, прежде чем говорить. Таким образом, сам акт письма может помочь нам перейти к более осознанному мышлению.

Записывайте свои мысли и чувства \ Источник изображения

Чтобы узнать, с чего начать, читайте: Как начать вести дневник в 2020 году .

Запросить отзыв

Если вы действительно изо всех сил пытаетесь определить свои мотивы, движущие силы и болевые точки или чувствуете, что ваше представление о себе сильно отличается от того, как вас видят другие люди, вы можете попросить других дать обратную связь. Спросите людей, которых вы знаете и которым доверяете, каковы, по их мнению, ваши сильные и слабые стороны, и почему они думают, что вы ведете себя так, а не иначе.

Хотя вам всегда следует спрашивать кого-то, кто находится рядом с вами и хорошо вас знает, конечно, у них никогда не будет столько информации о вас, сколько у вас, чтобы составить полное суждение. Но они находятся на большем расстоянии от ваших проблем и мотивов, поэтому иногда могут видеть их более ясно.

Вы не должны всегда считать мнение других людей правильным. Но они могут предоставить вам альтернативную точку зрения, которая позволит вам увидеть себя по-другому. Это позволит вам заниматься более точным самоанализом.

Спросите отзывы у других, это поможет вам взглянуть на себя по-новому 

Начать работу

Найдется немного людей, которые не хотят вносить какие-либо изменения или улучшения в свою жизнь. Но многие люди не в состоянии сделать эти изменения. Одна из основных причин этого заключается в том, что они на самом деле не понимают, почему они ведут себя так, как делают, или почему они хотят того, что делают. Без этих знаний может быть очень сложно разработать цель, стратегию и мотивацию, которые работают.

Лучший способ преодолеть это препятствие — познать себя через самосознание. Если вы знаете, кто вы, понимаете, почему и видите, что заставляет вас работать, вы можете принимать более эффективные решения о том, как меняться и расти.

Самосовершенствование невозможно без самосознания

Самосознание — чрезвычайно сложная область и одна из тех тем, которая вызывает либо глубокое увлечение и желание исследовать больше, цинизм и подозрительность, либо полный страх и ужас.

Как бы вы ни отреагировали, это область, которая всегда присутствует в нашей рабочей жизни. Будь то ссылка на огромное количество исследований, проведенных Зигмундом Фрейдом, Карлом Юнгом и др., или растущее число психометрических оценок и инструментов обратной связи, которые теперь доступны на рабочем месте.

Общеизвестно, что самосознание играет ключевую роль в терапии и философии, но, возможно, менее очевидным является возрастающее внимание к самосознанию внутри организаций. Большинство из нас обычно обнаруживают, что самосознание — иногда называемое эмоциональным интеллектом — исследуется в одной из следующих ситуаций: программы развития менеджмента и лидерства, оценки и обзоры управления эффективностью, как часть центров оценки и процессов собеседования или во время одного- индивидуальные коуч-сессии.

Чем выше наше положение и ответственность, тем выше уровень нашего влияния и влияния на других. Потребность в повышении уровня самосознания и способности адаптироваться, меняться и больше исследовать себя становится абсолютной необходимостью.

 

Так что же это?

Самосознание — это понимание своих потребностей, желаний, сильных и слабых сторон, привычек и всего остального, что заставляет вас двигаться. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше вы приспосабливаетесь к жизни, изменениям и потребностям других.

Речь идет об углублении вашего понимания того, как другие воспринимают вас, открытости для оценок и ваших последующих действий, основанных на убеждениях других. Это также включает в себя любопытство, желание по-другому общаться с другими и заботиться о том, как другие оценивают и видят вас.

 

Преимущества

При правильном управлении такие беседы и оценки могут быть невероятно полезными, предлагая реальное понимание того, как ваши предпочтения и восприятие себя и окружающего мира влияют на других. Повышение самосознания открывает дополнительные пути к личному развитию. Это может улучшить работу и личные отношения, уменьшить стресс и улучшить здоровье и благополучие.

 

Итак, как мы можем начать совершенствоваться?

Модель окна Джохари — это простой и полезный инструмент для иллюстрации и улучшения самосознания. Модель была разработана американскими психологами Джозефом Люфтом и Гарри Ингамом в 1955 году.

Модель имеет четыре окна –

  1. то, что известно вам и известно другим – открытая площадка.
  2. то, что неизвестно тебе самому, но известно другим – «слепая зона»
  3. что человек знает о себе, чего не знают другие – избегание себя или «фасад»
  4. то, что неизвестно тебе самому и неизвестно другим – неизвестная область

 

Баланс между четырьмя областями меняется и изгибается за счет обратной связи и работы с разными людьми в меняющихся условиях.

Это элегантный способ измерить движение, которое вы совершаете до и после вмешательства в развитие. Из приведенной ниже модели ясно, что цель состоит в том, чтобы сузить неизвестную область посредством самораскрытия/разоблачения, обратной связи и наблюдения со стороны других.

 

 

Прекрасным дополнением к модели окна Джохари и отличной отправной точкой для изучения себя является использование диагностики самосознания. За прошедшие годы было разработано множество различных инструментов, большинство из которых основано на исследованиях Зигмунда Фрейда и Карла Юнга и их выводах о психологических типах.

Insights Discovery является одним из таких инструментов и предлагает простую и запоминающуюся четырехцветную модель энергии, основанную на характеристиках личности Юнга. Завершается краткая онлайн-оценка, в результате чего создается высоко персонализированный и уникальный профиль, который определяет предпочтения в поведении, сильные стороны, области развития, ценность вы привносите в команду и потенциальные слепые зоны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *