Как стать военным психологом – особенности профессии и обучение вузах России для девушек

Содержание

Военный психолог — Психологос

Военный психолог — армейская должность, введенная в 2001 г. указом Президента РФ, обязательная для каждого полка.

Задачи военных психологов

  • Отбор курсантов и новобранцев для разных родов войск с учётом специфики военного дела. Разработка методов отбора.
  • Повышение психологической боеготовности личного состава и подразделений.
  • Улучшение межличностного взаимодействия в армии.
  • Организация эффективной деятельности военнослужащих.
  • Помощь в преодолении тяжёлых психологических состояний, характерных для участников боевых действий.
  • Помощь в адаптации к гражданской жизни военнослужащим, вышедшим в отставку.

Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны. В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспе-чивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т.д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).

Из перечня обязанностей военного психолога видно, что от гражданских психологов он отличается многопрофильностью своей профессиональной деятельности. Если в гражданских сферах психолог рассматривается как специалист довольно узкого профиля, действующий в рамках конкретной специализации, то условия деятельности военного психолога заставили авторов выстраивать модель специалиста, включающую в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военно-служащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа. По существу военный психолог вынужден сочетать в себе основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога. Одновременно он выступает в двух разнокачественных ипостасях – психолога-исследователя и психолога-практика.

Прохождение курса психотерапии для военного психолога не обязательно, так как на него не возлагаются психотерапевтические функции. В связи с этим у военных психологов в меньшей мере выражен «синдром профессионального сгорания».

Организационные основы деятельности психолога полка.

Режим работы определен в руководящих документах в период с 8.30 до 17.30 часов, но реально приходится работать гораздо больше. Деятельность психолога происходит на территории расположения всего полка. Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет. Психолог несет ответственность за выполнение обязанностей, указанных в документах (см. выше). Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания, хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании. Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу, принимает решения, но согласует все это с вышестоящими должностными лицами. Это необходимо, ибо военная организация (полк, дивизия) живет в своем режиме, который не должен нарушаться психологом.

Какими способами военный психолог решает свои профессиональные задачи? Что он должен знать, уметь, какие индивидуально-личностные качества могут способствовать успеху в его труде?

Психолог изучает виды труда военнослужащих, ситуации их служебной и бытовой жизни, наблюдает за поведением военнослужащих, проводит тестирование, анкетирование личного состава, беседует с ними. Собранная информация подвергается анализу. Психолог сам вычленяет проблемы, намечает способы их решения, вырабатывает предложения по оказанию психологической помощи. Психолог планирует и проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору личного состава (при этом он опирается на приказ министра обороны РФ «Руководство по профессиональному отбору в ВС РФ» № 50, 2000 г.). В случае необходимости ему приходится устраивать «Центры психологической разгрузки», проводить консультации. Особая форма деятельности – выступления перед офицерами, прапорщиками и сержантами с лекциями, мини-тренингами, оперативной информацией. Психолог должен владеть и письменной речью, ибо ему приходится подавать рапорты вышестоящим должностным лицам, писать отчеты о проделанной работе. Как профессионал военный психолог должен ориентироваться в научно-психологической литературе, в методиках и процедурах обследования. Как военнослужащий, он должен владеть специальными военными знаниями, предусмотренными подготовкой по специальности ВУС-390200 (нормативные документы, устав ВС РФ и пр.). Кроме этого, психолог полка должен владеть современными информационными технологиями (интернет, текстовые и вычислительные компьютерные программы). Для проведения индивидуальных консультаций, публичных выступлений, работы с малыми группами военному психологу важно обладать ораторскими способностями, организаторскими и педагогическими умениями, приемами психологического воздействия.

Работа военного психолога предполагает частую смену видов и объектов деятельности. Темп работы – высокий, приходится заполнять много документов в условиях дефицита времени, при этом требуется высокая концентрация внимания, чтобы не допустить ошибок. Работа требует долговременного хранения информации в больших объемах. Оперативное воспроизведение информации касается узкого круга вопросов. Деятельность психолога часто предполагает волевую регуляцию эмоционального состояния. Поскольку в настоящее время уровень психологических знаний населения в целом не достаточно высок, у психолога могут возникать противоречия, факты недопонимания его со стороны руководства, он должен уметь «сделать себя понятным», принятым, должен уметь противостоять непониманию и противодействию других людей. Труд психолога в формальном отношении четко регламентирован и обязательно согласован с руководством, но выполняемые им задачи могут быть уникальными, не стандартизованными. Ошибки психолога при выполнении им своих обязанностей проявляются не сразу, но последствия могут быть губительными для всего личного состава.

Как становятся психологом полка?

Претендент на эту должность должен быть здоровым (в соответствии с нормами для военнообязанных), он должен иметь высшее образование по специальности ВУС-390200, которое обеспечивают военные высшие учебные заведения, пройти 2-3-х месячную стажировку. Эту специальность могут освоить также студенты гражданских вузов, обучаясь параллельно основному факультету на военных кафедрах. Формы повышения квалификации: дополнительные курсы, второе образование по смежным областям (личностное консультирование, психология труда, социальная психология).

www.psychologos.ru

Военный психолог. Хочу быть им…

История ведения войн показывает, что великие полководцы, правильно учитывающие психологические возможности войск, одерживали победу над врагом более многочисленным, вооруженным более современным оружием. Александр Македонский, Наполеон, Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, потому и велики, потому история и хранит их заслуженную славу, что они сумели воспользоваться невидимой, но могучей силой – психикой бойцов.

В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.

По существу война становится явлением социально-психологическим, так как психологическое содержание приобретают ее цели (слом воли противника к сопротивлению и принуждение его к определенным действиям), средства (информационно-психологическое, психотропное, соматопсихологическое, технопсихологическое, психотронное оружие) и способы (введение в заблуждение, маскировка, внезапность и др.).

Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты.

Сказанное выше подчеркивает значение и роль военной психологии в подготовке военнослужащих к защите Отечества, в обеспечении их самоотверженных и умелых действий на поле боя современной войны, в руководстве сражением.

Однако, как отмечал еще в начале прошлого века выдающийся военный психолог Г.Е. Шумков, «военная психология только тогда явится наукой, необходимой для полководца, когда она откроет ему секрет боевой силы или работоспособности бойца во всех фазах боевой обстановки, когда она выработает свои научные положения о моментах понижающих и повышающих работоспособность бойца, укажет совместное действие разных моментов на боевую силу; укажет средство борьбы с наступающим понижением силы в своих войсках и наметит моменты, способствующие угнетению и ослаблению своего противника».

В настоящее время военно-психологическая наука находится в расцвете своих возможностей. Она активно осваивает новые области знания о войне и бое, психологической готовности и устойчивости войск к боевым стресс-факторам, закономерностях боевой и психологической подготовки воинов, технологиях оказания психологической помощи и реабилитации участников боевых действий, о вере и суевериях, героическом и девиантном поведении воинов в военное время, о методах информационно-психологического противоборства с противником и т.д.

Сегодня в ВС РФ сложился целостный комплекс психологических мероприятий, нацеленный на решение учебных, служебных и боевых задач, который квалифицируется как «психологическое обеспечение воинской деятельности». В его реализации принимают участие многие должностные лица воинских частей (командиры, начальники штабов, заместители командиров частей по воспитательной работе, военные медики и др.), однако центральная роль в этом принадлежит военному психологу.

Военные психологи по призванию, по образу мышления, по профилю деятельности в нашей армии существуют уже второе столетие. Однако лишь в 1992 году появилась профессия «

военный психолог». Тогда в российской армии были введены должности психологов полков, а чуть позже – психологов батальонов и Пунктов (Центров) психологической помощи и реабилитации и, таким образом, обозначились контуры целостной психологической структуры. По масштабам задач, ставящихся перед ней, по количеству мест, предназначенных в штатных расписаниях воинских частей для военных психологов, по своему иерархическому строению психологическая структура в нашей армии не знает аналогов в мире, и призвана стать самой мощной ар-мейской психологической службой в истории. Сегодня здесь открыто около 2000 должностей для военных психологов.

За время своего существования система психологической работы в ВС РФ оформилась не только в конкретные структурные элементы, подразделения, но и в целостную «вертикаль», пополнилась профессиональными психологами, обогатилась в методическом и материально-техническом отношении.

С 1994 года начата подготовка военных психологов на военно-психологическом факультете Военного университета. Она осуществляется в соответствии с общегосударственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «психология». За 11 лет деятельности факультета в войска выпущено около 1000 высоко-классных военных специалистов-психологов. В настоящее время подготовка психологов для войск осуществляется в ряде военных вузов.

Особых требований к лицам, поступающим в военные вузы по специальности «психология» нет. Они должны успешно пройти профессиональный психологический отбор (систему тестов), сдать вступительные экзамены по биологии, истории Отечества, русскому языку и литературе (письменно), фи-зической культуре и быть физически и психически здоровыми людьми. Кри-терии профессиональной непригодности заложены в структуру вступитель-ных испытаний.

Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны. В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспе-чивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т.д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).

Из перечня обязанностей военного психолога видно, что от гражданских психологов он отличается многопрофильностью своей профессиональной деятельности. Если в гражданских сферах психолог рассматривается как специалист довольно узкого профиля, действующий в рамках конкретной специализации, то условия деятельности военного психолога заставили авторов выстраивать модель специалиста, включающую в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военно-служащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа. По существу военный психолог вынужден сочетать в себе основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога. Одновременно он выступает в двух разнокачественных ипостасях – психолога-исследователя и психолога-практика.

Прохождение курса психотерапии для военного психолога не обязательно, так как на него не возлагаются психотерапевтические функции. В связи с этим у военных психологов в меньшей мере выражен «синдром профессионального сгорания».

Так как в ВС РФ выстроена вертикальная система психологических структур, то в качестве супервизоров здесь выступают военные психологи вышестоящих инстанций, которые регулярно анализируют деятельность подчиненных психологов.

Выпускники психологического факультета Военного университета (военные психологи) пользуются высоким спросом во всех отраслях жизнедеятельности российского общества. Уволившись из рядов ВС РФ, они быстро находят себе места для работы в рамках полученной профессии, занимают руководящие должности в коллективах, в которых есть выпускники ведущих психологических вузов России.

Вместе с тем ощущающаяся в ВС РФ нехватка квалифицированных военных психологов (выпускников военных вузов) обусловила восполнение штатного дефицита, во-первых, военнослужащими из числа командного и технического состава без соответствующего образования, после прохождения курсов повышения квалификации в Военном университете и, во-вторых, женщинами с психологическим образованием, призываемыми на военную службу. Последний способ насыщения психологической службы специалистами становится все более доминирующей тенденцией. Сегодня в частях насчитывается порядка 300 военнослужащих-женщин, а в некоторых военных округах они составляют 20-25% от общего числа военных психологов.

Одновременно в ряде гражданских вузов (например, в Московском го-сударственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском психолого-педагогическом университете и еще в 13 вузах) идет подготовка психологов для Вооруженных сил и психологов запаса по специальным программам.

Понимание особой значимости военного психолога как центральной фигуры в системе психологической работы в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров ВС РФ.

Как и на «гражданке» в ВС РФ пока еще не сформировалась культура пользования психологической помощью, помощью военного психолога. Наряду с мифом о всемогуществе психолога, о его способности «видеть людей насквозь», существуют мифы о надуманности и бесполезности этой фигуры в войсках. По-видимому, это связано с тем, что подавляющее большинство лиц, исполняющих обязанности психолога не имеют психологического образования и соответствующей мотивации профессионального роста. Не меньшее значение здесь имеет и специфика возраста основных потенциальных потребителей психологических услуг. В 18-20-летнем возрасте психолог воспринимается скорее как психиатр, а его клиент, как «псих». Поэтому большинство клиентов военного психолога составляют лица из числа тех, кто вызывает беспокойство у командования относительно их способности эффективно выполнять свои функциональные обязанности и взаимодействовать с сослуживцами.

Важнейшим отличием профессиональной карьеры военного психолога является то, что он всегда обеспечен интересной, живой, творческой работой. Начиная с выпуска из вуза и до увольнения в запас, он гарантированно будет иметь место службы по специальности, приемлемый для большинства регионов страны заработок на уровне официальной зарплаты профессора столичного вуза.

psynavigator.ru

Роль и функции военного психолога Текст научной статьи по специальности «Психология»

Психологическая поддержка личности в профессии и профессиональном образовании

Е.Е. Кравцова РОЛЬ И ФУНКЦИИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА

Роль и функции военного психолога рассматриваются с точки зрения задач сопровождения психического и личностного развития военнослужащих. Показывается, что личностное развитие лежит в основе формирования психологической готовности к службе в армии.

Ключевые слова: военный психолог, функции военного психолога, психологическая готовность к службе в армии, психическое развитие, личностное развитие.

Военная психология как отрасль современной психологической науки имеет длительную историю. Более двадцати лет факультеты и институты психологии готовят военных психологов, ряд которых успешно работает в армии. Однако на сегодняшний день существуют весьма серьезные проблемы как в самой армии, так и в подготовке военных психологов. Есть весомые основания для решения этих проблем, и первый шаг в этом направлении связан с переосмыслением роли и функций военного психолога.

Нередко высокие армейские чины, объясняя тот или иной отрицательный феномен современной армии, справедливо ссылаются на то, что служащие армии приходят из общества с его проблемами и трудностями. Поэтому армейские проблемы и трудности во многом вытекают из этого. Представляется, что армейский психолог обеспечивает, вернее должен обеспечить, непосредственную связь армии и общества.

Работа с солдатами, приходящими на срочную службу из гражданского общества, обеспечение психического и личностного развития тем, кто связывает свою профессиональную деятельность с армией, создание условий для гармоничных полноценных семей военнослужащих, отбор и образование тех, кто приходит служить

© Кравцова Е.Е., 2009

по контракту — вот далеко не полный перечень тех проблем, решение которых связано с некоторым «мостиком» между армией и гражданским обществом, что должен обеспечивать военный психолог.

Итак, военная психология — это некоторый «мостик» между гражданским обществом и армией. С одной стороны, в этом тезисе нет ничего принципиально нового. Вместе с тем, с другой стороны, такое понимание роли военного психолога предъявляет особые требования и к его личности, и к его подготовке.

Военный психолог одинаково хорошо должен разбираться в разных проблемах современной психологии. Если придерживаться современной классификации психологической науки, то военный психолог одновременно должен быть и социальным, и педагогическим психологом, быть специалистом по психологии личности, разбираться в психологии развития, иметь навыки инженерной психологии и т. п. При этом он должен знать и понимать как проблемы гражданского общества, так и особенности службы в армии.

Представляется, что в этом контексте подготовка военных психологов должна осуществляться в гражданском вузе и при подготовке специалистов должен быть обязательно учтен универсальный характер военной психологии. Это обеспечит, с одной стороны, владение методами современной психологической науки, а с другой — психологическое осмысление гражданской жизни общества и себя в нем.

Одновременно будущие военные психологи нуждаются в организации разносторонней практики в армии. Так, это может быть и ознакомительная практика, когда студенты знакомятся с разными сторонами жизни армии, и производственная практика, когда они будут проводить диагностику, коррекцию, развивающие тренинги, индивидуальную психологическую помощь военнослужащим и членам их семей и т. п., педагогическая практика, в рамках которой они смогут научить армейский контингент разным умениям и навыкам как общекультурного характера, так и имеющим непосредственное психологическое значение.

В течение учебного года будущие военные психологи смогут проходить все эти практики в традиционных для психологов местах — образовательных и медицинских учреждениях, психологических консультациях и т. п. В течение же летних каникул они могли бы в разных формах реализовать полученные знания и умения в армии.

Итак, основная роль психолога связана с обеспечением непосредственной связи между армией и обществом. Такое понимание роли военного психолога диктует его основные функции.

Е.Е. Кравцова

Первая функция военного психолога касается целенаправленного формирования у будущих солдат и их семей адекватного отношения к армии. Конечно, невозможно сформировать положительное отношение без качественных изменений условий срочной службы. Нынешние сроки службы, с одной стороны, радуют и будущих солдат и членов их семей, но с другой стороны, только уменьшением сроков службы невозможно вызвать доверие к армии и сформировать желание служить в ней.

Таким образом, формирование положительного отношения к армии и желания служить в ее рядах сопряжено с качественными изменениями в армейской жизни. Эти изменения должны быть специально изучены в разных психологических исследованиях. Есть некоторые основания считать, что военные психологи, которые будут целенаправленно осуществлять связь между гражданской и армейской жизнью, будут способствовать качественным изменениям в жизни военнослужащих.

Вторая функция военного психолога непосредственно связана с первой и может быть сформулирована как целенаправленное формирование психологической готовности к службе в армии. Многие проблемы не только военнослужащих срочной службы, но даже и тех, кто связывает свою профессиональную судьбу со службой в армии, имеют причиной отсутствие психологической зрелости, низкий уровень психологической готовности к службе в армии. Это может вызвать и побеги из армии, и неуставные отношения, и различные психологические расстройства, которые могут привести к серьезным заболеваниям.

Третья функция военного психолога также связана с предвоенной жизнью. Сегодня основными критериями, по которым тот или иной призывник отправляется в соответствующий вид войск, является состояние здоровья. Ни в коей мере не отрицая значение этого фактора, необходимо отметить, что, во-первых, нередко особенности соматического здоровья связаны с психологическими факторами, и, во-вторых, есть важные психологические предпосылки, по которым того или иного призывника противопоказано отправлять служить в определенный род войск.

Наряду с собственно психологической работой военный психолог должен повышать уровень психологической грамотности разных категорий военных. Поэтому четвертой функцией военного психолога является постоянная работа с военнослужащими. Это могут быть практические занятия, лекции, практикумы для тех, кто руководит разными категориями военнослужащих, это могут быть психологические консультации, направленные на решение личных и профессиональных проблем военнослужащих и их семей.

Важной функцией военного психолога является проектирование разного рода образовательных и коррекционных программ, развивающей среды, комфортных условий как для тех, кто в армии на короткий срок, так и для тех, кто связал свою жизнь с армией. Нередко проектирование досуга или отдыха солдат, офицеров и других служащих приводит к положительному влиянию на их психическое и личностное развитие, способствует более эффективному овладению новыми технологиями, повышает их профессиональный уровень.

В психологии почти аксиоматическим стало положение о том, что обучение ведет за собой развитие. К сожалению, этот тезис реализуется только в педагогической психологии. Значительно реже он используется в психологии развития. При этом само обучение понимается как процесс учения в образовательных учреждениях. Однако человек обучается всю жизнь, и в этом контексте любое место его длительного пребывания может и должно рассматриваться как процесс обучения, которое он в это время получает.

Армия, к сожалению, довольно мало рассматривается в этом контексте, хотя солдат срочной службы приобретает довольно большое количество самых разнообразных теоретических и практических знаний и умений. Эти знания и умения необходимы ему не только для реализации его службных обязанностей, но они оказывают довольно значительное влияние и на развитие человека. Одним это влияние позволяет стать более взрослым, ответственным, мужественным, у других повышается уровень агрессивности, противоправного поведения.

Без преувеличения можно сказать, что на сегодня это влияние знаний и умений на психическое и личностное развитие человека во многом стихийно. Это связано с разным психологическим возрастом военнослужащих. В армии служат и молодые ребята, пришедшие на срочную службу, и сверхсрочники, которые на несколько лет их старше, и офицеры. В то же время реальный, физический возраст человека далеко не всегда соответствует психическому. Во всех категориях военнослужащих есть люди, которые не вышли из детского онтогенеза. Они, как правило, не только имеют проблемы с окружающими людьми, но и серьезные личные проблемы, что нередко может привести к разного рода соматическим и психологическим заболеваниям или акцентуациям.

Другой фактор, определяющий влияние обучения на развитие, связан со спецификой личностного развития человека. К примеру, оружие в руках человека с высоким уровнем агрессивности, вызывает некоторую тревогу. Следовательно, и в этом случае перспективы подготовки специалиста напрямую связаны с решением проблем его личностного развития.

cyberleninka.ru

Как девушке стать военным психологом

Военные ВУЗы для девушек в России

К ним относятся такие профессии, как механик, оператор, мастер.Военное образование для девушек также включает в себя следующие направления: метеорология и картография.Эта профессия очень востребована во все времена. Многие военные ВУЗы России для девушек готовят врачей.

Их обязанности состоят в том, чтобы следить за самочувствием солдат, устранять все факторы, которые могут повлиять на уровень их здоровья.При вооруженных конфликтах женщины-врачи должны помогать раненым.

Основная задача – организовать работу медицинской службы и вовремя оказывать квалифицированную помощь.Девушки, которые получили эту профессию, являются специалистами в области информационных технологий.

Какие военные специальности может выбрать девушка?

Их главная задача — организация медицинской службы и оказание медицинской помощи.

Они могут осуществлять монтаж шин заземления, а также устанавливать кабельные барабаны и разматывать провода.

Монтажник связи – специалист в области информационных технологий. Профессия подразумевает осуществление монтажа шин заземления, установку кабельных барабанов, разматывание проводов и многое другое. Это сложная работа, так как, работать приходится в шахтах, колодцах в любую погоду. Выбирая подобный вид деятельности, девушки должны быть готовы к подобным испытаниям.

Военный инженер – специалист, который конструирует и обслуживает военную технику.

В его обязанности входит устранение неисправностей, ремонт боеприпасов. Также работает с системами управления. Требуются хорошие знания компьютера и постоянное повышение квалификации.

Девушки-инженеры нередко выбирают эту сферу деятельности.

Военные профессии для девушек

Для этой профессии нужно пройти обучение специальности «Радиосвязь специального назначения»; военный картограф.

Оптик-механик – занимается военной оптикой.

Выбрав эту профессию, ты должна понимать, что основной деятельностью здесь будет построение чертежей и схем, не только местности, но и движения климатических циклонов, почвы, месторождений.

Сегодня, как и во многих сферах, подготовка карт и схем осуществляется с помощью программного обеспечения. Но нужно иметь в виду, выбирая профессию военного картографа, что возможны и экспедиции с целью изучения труднодоступной местности и готовность к ним; монтажник связи. Работа в этой сфере предполагает установку и монтаж сложного оборудования, необходимого для поддержания связи; оптик-механик.

Специалист этого направления осуществляет сборку и изготовление оптических средств, необходимых для деятельности военной службы; телеграфист – работа предполагает передачу данных по определенным каналам связи.

Военный психолог. Хочу быть им.

Пo cyщecтвy вoйнa cтaнoвитcя явлeниeм coциaльнo-пcихoлoгичecким, тaк кaк пcихoлoгичecкoe coдepжaниe пpиoбpeтaют ee цeли (cлoм вoли пpoтивникa к coпpoтивлeнию и пpинyждeниe eгo к oпpeдeлeнным дeйcтвиям), cpeдcтвa (инфopмaциoннo-пcихoлoгичecкoe, пcихoтpoпнoe, coмaтoпcихoлoгичecкoe, тeхнoпcихoлoгичecкoe, пcихoтpoннoe opyжиe) и cпocoбы (ввeдeниe в зaблyждeниe, мacкиpoвкa, внeзaпнocть и дp.).Пcихoлoгичecкoe opyжиe пpeвpaщaeтcя в caмocтoятeльнoe, эффeктивнoe и cpaвнитeльнo дeшeвoe cpeдcтвo coвpeмeннoй и бyдyщeй вoйны.

И oт тoгo, нacкoлькo гoтoвыми oкaжyтcя вoйcкa пpoтивoбopcтвyющих cтopoн дeйcтвoвaть в ycлoвиях пpимeнeния coвpeмeнных бoeвых пcихoтeхнoлoгий, в знaчитeльнoй cтeпeни бyдeт зaвиceть хoд и иcхoд cpaжeний, cyдьбы нapoдoв и гocyдapcтв, бyдyщee плaнeты.

Скaзaннoe вышe пoдчepкивaeт знaчeниe и poль вoeннoй пcихoлoгии в пoдгoтoвкe вoeннocлyжaщих к зaщитe Oтeчecтвa, в oбecпeчeнии их caмooтвepжeнных и yмeлых дeйcтвий нa пoлe бoя coвpeмeннoй вoйны, в pyкoвoдcтвe cpaжeниeм.Oднaкo, кaк oтмeчaл eщe в нaчaлe пpoшлoгo вeкa выдaющийcя вoeнный пcихoлoг Г.Е.

Как стать военным

В отличие от общеобразовательной школы в кадетском корпусе большое внимание уделяется распорядку дня, дисциплине, физической подготовке и морально-волевым качествам учащихся. Считается, что и уровень знаний у кадетов выше благодаря военной дисциплине и мотивации.

Часть военных училищ (Московское, Санкт-Петербургское, Казанское и др. СВУ) принимают обучающихся после 9 класса. Курсанты получают среднее профессиональное образование военного профиля, в которое включена не только общая программа, физподготовка, но и обучение военном делу.

Обучение в кадетских корпусах и военных училищах обеспечивается государством: проживание, учеба и даже проезд учащихся оплачивает Министерство обороны. Выпускники кадетских школ и училищ имеют приоритетное право при поступлении в военные вузы. Российские военные вузы готовят специалистов военных профессий по направлениям: Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга 11.

«Психология как профессия»

Деятельность психолога происходит на территории расположения всего полка.

Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет. Психолог несет ответственность за выполнение обязанностей, указанных в документах (см. выше). Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания, хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании.

Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу, принимает решения, но согласует все это с вышестоящими должностными лицами. Это необходимо, ибо военная организация (полк, дивизия) живет в , который не должен нарушаться психологом.

Какими способами военный психолог решает свои профессиональные задачи?

Что он должен знать, уметь, какие индивидуально-личностные качества могут способствовать успеху в его труде? Психолог изучает виды труда военнослужащих, ситуации их служебной и бытовой жизни, наблюдает за поведением военнослужащих, проводит тестирование, анкетирование личного состава, беседует с ними.

Какой ВУЗ выбрать девушке, если она хочет стать офицером ВС?

Что это за ВУЗы и какую специальность могут в них получить девушки?

Об этом вы можете узнать из данной статьи, в которой мы также затронем тему преимуществ и недостатков службы в армии для женщин.

Как и любое другое гражданское высшее учебное заведение, военные ВУЗы для девушек являются, в первую очередь, источником профессиональных знаний и навыков. Поэтому требования к усвоению информации и ее применению на практике ничем не отличаются от тех, которые выдвигаются в гражданском ВУЗе (зачастую они даже выше). Преподаватели не делают снисхождений девушкам-курсантам только лишь потому, что они «слабого» пола либо по другим причинам, не касающимся «военных» причин.

В итоге, в военные ВУЗы поступают только те девушки и женщины, которые по-настоящему мечтают о военной карьере.

Строгая дисциплина, высокие требования к усвоению информации, а также полная самоотдача курсантов приводит к тому, что уровень подготовки и трудоспособности женщин-офицеров по окончанию военного ВУЗа намного выше, чем у тех, кто рассматривает любой ВУЗ только как возможность получения высшего образования.

Как стать военным

Для подачи документов военнослужащим нужно подать рапорт до 1.04 командиру воинской части. Возможность стать военным доступна любому гражданину нашей Державы, при условии отличного здоровья, непоколебимых моральных устоев и четких жизненных принципов.

Молодым парням, после срочной службы командир обязательно предложит пополнить ряды смельчаков и отважных служивых. До недавнего времени служащие женского пола зачастую занимали военные должности в качестве работников кухни, медсестер, связисток.

В нашей стране девушки могут служить в только по контракту, который она заключает по собственному желанию. В случае, если девушка имеет образование, связанное с военной кафедрой, например: хирург или фельдшер, а может быть связист или другие, то ее могут мобилизовать в случае военного положения в стране.

Женщины-военнослужащие: образование, специальности, права и обязанности

Они служат только по собственному желанию, на контрактной основе.Одна из стратегических целей Министерства обороны РФ после 2010 г.

– возбудить в представительницах прекрасного пола интерес к военной службе.

Из-за того что многие мужчины не хотят идти в армию и стараются разными способами избежать исполнения гражданского долга, России образовывается множество вакансий. Женщины, готовые служить, помогают решить проблему укомплектования армии.

Благодаря растущему числу дам в рядах защитников Отечества, вооруженные силы РФ становятся более прогрессивными и разносторонне развитыми.Государственная дума готовит законопроект, согласно которому девушкам, достигшим 18-летнего возраста, будут направляться повестки из военкоматов.

domprava76.ru

как работает и чем полезна психология военных

7. Про то, зачем военным ирония

Копать от забора до обеда. Или: копайте пока здесь, а потом я пойму. И в жизни мы иногда придумываем детям какой-то иррациональный алгоритм, процедуру, чтобы занять их, приучить их повторением к нестандартной ситуации. Ноу-хау армии — научить повторением, каким бы абсурдным оно ни казалось. Элементарная бесконечная муштра — заправлять постели, стирать подворотничок — даже в этом есть более глубокий смысл. Человек должен осознавать, что он не просто так это делает, и тогда это не будет его напрягать — он понимает конечную цель. Хорошие офицеры умеют и относиться к этому абсурду с иронией. Да-да, ирония предполагается в армии. Почему ОМОН целыми днями со щитами тренируется: вперед-назад, вперед-назад. Когда на тебя бежит триста человек, нужно, чтобы на клеточном уровне у тебя был выработан шаблон поведения. Иначе как танкист, застрявший под водой, полезешь в люк даже вопреки здравому смыслу.

8. Про «инстинкт форварда»

Какие качества нужны, чтобы стать генералом? Устойчивая мотивация: человек не разбрасывается, идет в одном направлении. Но если человек в разговоре все время отвлекается: ой, извините, ой, а можно чаю, ой, а что это такое у вас, ой, подождите… Расхлябанность — плохое качество для генерала. Это обязательно экстраверт: управлять, стимулировать, взаимодействовать; это коммуникативные способности; умение заводить нужные знакомства, налаживать отношения с людьми, которые могут чему-то научить. Меланхолик, который никогда не выходит из норы, вряд ли генералом станет. Но нестандартное мышление важнее, чем темперамент. Я знаю двух генералов. Один — заводной, с миллионом идей: а давайте играть в хоккей, а еще в бадминтон, а давайте на коньках и в бадминтон сразу! Другой, наоборот, — последовательный, тяжело на другое переключается. Но оба с нестандартным мышлением: что у одного, что у второго — уникальная способность оказаться в нужное время в нужном месте. Фарт, инстинкт форварда. Профессиональная интуиция. Обучаемость — способность либо схватывать материал, либо брать усидчивостью, грызть гранит науки.

9. Про то, как проверяют, годишься или нет

В силовых структурах постоянно учат чему-то. Ну-ка, назови, что находится за тобой? Какой фирмы телевизор? А шкаф — какого цвета? Натаскивают неоднократным повторением, но на разное, конечно: одним нужно развивать широту кругозора, а танкистам, наоборот, — туннельное мышление.

Есть тесты на профпригодность и на интеллект, чтобы выявить профиль человека, — головоломки.

1. «Худшее наказание для меня — тяжелая работа». Да, нет, не знаю.

2. «Если бы я сказал, что небо находится внизу и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника: а) бандитом, б) святым, в) тучей».

3. «Многие несчастья происходят из-за людей, которые: а) стараются везде внести изменения, хотя уже имеются удовлетворительные способы решения задач; б) не знаю; в) отвергают новые многогобещающие предложения».

Может ли человек с низким айкью стать генералом? Вряд ли. У него ума не хватит.

10. Про две подушки и одного генерала

Можно ли тренировать это? Можно! Где угодно. Вместо того чтобы лезть в телефон, когда ждем кого-то, находим вокруг два предмета и начинаем для себя отмечать — чем больше, тем лучше, но не меньше семи — качества, которые их объединяют. Люстру и подушку! Или сложнее: берем два заведомо одинаковых, как близнецы, предмета — две подушки к примеру. Что в них разного? Нет, количество ворсинок не пойдет: что-то, что конкретно можно доказать. Как это мне поможет, если я хочу стать генералом? А так: учись мыслить нестандартно. Способность находить у предметов различия напрямую не связана с желанием стать генералом, но это способствует.

mhealth.ru

Военный психолог – все тонкости профессии

В каждой области человеческой деятельности, где речь идет об отдельных людях или коллективах, которым может пригодиться совет психолога, специалист подобного рода всегда занимает важное и ответственное место. Не являются исключением и вооруженные силы, на службе у которых военный психолог выполняет ряд общих и специфических задач.

Если говорить об общих вопросах, то психолог в вооруженных силах, как и в любой другой области, занимается решением традиционных проблем, которые возникают в любом организованном коллективе со строгой иерархией и большим числом участников. Кроме этого, на психолога нередко возлагается обязанность по отбору и классификации персонала, определению путем тестирования интеллектуальных и эмоциональных характеристик служащих, организации обучения и других видов деятельности, имеющих непосредственное отношение к психологии. При формировании групп особого назначения, изучении поведения противника и особенностей партизанской, разведывательной и иных родов деятельности значение знания психологии невозможно переоценить. Равно как и важную роль рекомендация психолога играет в вопросах разработки и воплощения на практике новых методов командования.

Профессиональные психологи на службе в вооруженных силах занимаются также разработкой обучающих пособий и моделей наиболее эффективного приобретения военнослужащими специальных навыков и необходимых знаний. Особенно большое внимание этому аспекту уделяется вооруженными силами США, где уже на протяжении десятков лет львиная доля общего финансирования направляется на поддержание работы и развитие отделов, где военные психологи создают новые тесты, программы и методики.

Нередко разработанные военными специалистами пособия получают широкое распространение и в гражданской сфере, особенно это касается новых алгоритмов программ обучения и тестов.

Ни для кого не является секретом, что экспериментальные исследования с участием человеческого фактора являются в первую очередь прерогативой вооруженных сил. Разумеется, проведение подобного рода экспериментов не представляется возможным без участия и надзора профессиональных психологов, которые одновременно являются и гарантом безопасности исследований, ведь кодекс психолога в первую очередь гласит: «Не навреди!».

И, разумеется, военные психологи, помимо участия в масштабных исследованиях и разработки обучающих программ, занимаются индивидуальными вопросами, помогая разрешать сложные ситуации, составляя психологические портреты и выявляя сильные и слабые стороны отдельных военнослужащих, их групп и представителей командования.

fpsy.ru

Военные психологи — только девушки

Когда мы несколько месяцев назад впервые написали о том, что 25 девушек — студенток МГППУ решили стать военными психологами, читатели «УГ-Москва» сильно удивились: а им-то это зачем? И вообще — для чего в сугубо гражданском вузе проводится этот эксперимент? Тогда на вопрос читателей ректор МГГПУ Виталий Рубцов ответил так: для того, чтобы выполнить постановление Правительства РФ «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», целью которой станет выявление потенциала гражданских учреждений высшего профессионального образования для подготовки граждан для последующего прохождения ими военной службы в Вооруженных силах России по контракту на офицерских должностях.

И все же, почему для подготовки военных психологов был выбран именно МГППУ?

— Мы выиграли тендер на право реализации данного проекта. Во-первых, потому, что смогли предложить лучшую программу подготовки специалистов для работы в оборонной сфере, во-вторых, потому, что мы даем студентам не только классические психологические знания, но и готовим их прежде всего как практических психологов. А это именно то, в чем сегодня особенно нуждаются силовые, в том числе армейские и флотские структуры, — говорит проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организационная и экономическая психология» Юрий Забродин.

Информация к сведению

До прихода в МГППУ Юрий Михайлович занимался научной и преподавательской работой, в том числе и за рубежом. Читал лекции в Гарвардском, Колумбийском, Калифорнийском и Стенфордском университетах США, Парижском и Берлинском университетах, университетах Осло, Хельсинки и Пекина. Награжден орденом «Знак Почета», многими медалями и почетными знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник высшей школы СССР».

Если говорить о сфере профессиональной деятельности будущего военного психолога, то она предполагается обширной. Это обучение и воспитание личного состава, проведение воспитательной работы в войсковых частях, морально-психологическое обеспечение деятельности сухопутных войск, военно-морских и военно-воздушных, специализированная психологическая работа в подразделениях. Кроме военнослужащих, объектами профессиональной деятельности военного психолога будут члены военных семей и гражданский персонал Вооруженных сил РФ.

Подготовка новых специалистов осуществляется в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ и учебным планом МГППУ. Для обеспечения более эффективной подготовки военных психологов в рамках эксперимента университет привлекает профессорско-преподавательский состав военных вузов и военных-практиков, организует необходимое взаимодействие с частями, учреждениями и учебно-методическими центрами Министерства обороны РФ и Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ. Для студентов — участников эксперимента дополнительно вводится общая и специальная военная подготовка, в том числе во время учебного сбора и трех стажировок в частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.

Подготовка военных психологов на базе вуза — это действительно эксперимент. В структуре МГППУ никогда не было военной кафедры или военного факультета, ведь преобладающий контингент студентов — девушки. В то же время университет выпускает специалистов-психологов для системы образования столицы и их специализации, уровень подготовки в наибольшей степени соответствует кадровым потребностям российских Вооруженных сил, а это предполагает минимальное расширение государственного образовательного стандарта для подготовки уже военных психологов. В экспериментальную группу включены преподаватели факультетов психологии образования, психологического консультирования, специальной психологии и социальной психологии. Такое представительство разных факультетов и разных научных школ позволяет сравнивать программы обучения и учебные планы, вырабатывать механизмы наиболее эффективной подготовки военных психологов.

— Полагаю, что будущее «женское представительство» в социально-психологической службе Вооруженных сил обеспечит возможность решения многих текущих проблем, станет действенным гендерным фактором, препятствующим распространению дедовщины в войсковых коллективах, — говорит Виталий Рубцов.

А Юрий Забродин добавляет:

— Действительно, в нашем университете 90 процентов студентов — это девушки. Примерно такое же соотношение и на специализации «военная психология». Конечно, был и остается определенный скепсис по отношению к тому, смогут ли девушки стать настоящими кадровыми офицерами. Да и вообще отношение к женщине в армии до сих пор не вполне однозначно, но у нас есть хорошие аргументы «за». Например, в армиях Израиля и США до 90 процентов военных психологов — тоже представительницы «слабого пола». Имеются и другие доводы в пользу того, что женщины-психологи способны работать как с военными кадрами, так и с гражданским персоналом армии и флота.

Пока же в вузе идет эксперимент, и выводы будут сделаны после его завершения. Но уже сегодня в университете изучается то, какие явления на самом деле происходят в российской армии, насколько эффективно может повлиять на них психолог, подготовленный даже не на военной кафедре гражданского вуза. На все эти вопросы хотели бы получить ответы преподаватели университета в результате эксперимента, который предполагается завершить к концу 2008 года.

Ходом эксперимента довольны в Главном управлении воспитательной работы Министерства обороны РФ и в Департаменте образования Москвы. Ведь сейчас в нашей стране идет модернизация Вооруженных сил, а потому нужны высококвалифицированные кадры, которых будут готовить и гражданские вузы. МГППУ — один из них. Результаты эксперимента научно-исследовательской работы университета по подготовке военных психологов будут заложены в основу сети учебно-военных центров, создание которой начнется в нашей стране в 2008 году.

www.ug.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *