Как стать воспитанным человеком: Как быть воспитанным • Статьи на сайте издательства БОМБОРА

Как быть воспитанным • Статьи на сайте издательства БОМБОРА

  • Статьи
  • 26 декабря 2019

Зачем нам хорошие манеры и как научить им наших детей. Рассуждаем с профессором психологии Стивом Питерсом.

Внизу еще много интересного

Наше определение хороших манер на самом деле индивидуально — при некотором весомом влиянии со стороны культуры. Можете попробовать одно упражнение: подумайте, что для вас хорошие манеры и почему лично вы хотели бы демонстрировать их окружающим. Какой эффект воспитанность оказывает на вас и на людей вокруг?

Это упражнение поможет прояснить, почему именно вы считаете себя человеком с хорошими манерами и что вы хотите привить своему ребенку. А еще оно помогает убедиться, что вы неплохая ролевая модель!

Дети очень часто копируют то, что видят. Помните, что стоит поделиться своими рассуждениями, чтобы они отложились в голове ребенка. Если мы понимаем мотивацию, которая лежит в основе действия, то оно с большей вероятностью будет совершено и будет для нас приемлемым.

Если ребенок не знает, что такое хорошие манеры или в чем их смысл, то вряд ли сам будет их демонстрировать.

Стив Питерс, профессор психологии

Что такое хорошие манеры?

Предлагаю следующее упражнение: составьте список того, что вам видится хорошими манерами, на лист бумаги — вместе с ребенком. Детям в целом нравится все структурированное, так что такой список может помочь добиться желаемого поведения. Помогая с его составлением, ребенок будет чувствовать свое авторство и будет охотнее с ним взаимодействовать.

Содержимое списка будет зависеть от того, что вы считаете хорошими манерами. Вот несколько общих примеров:

  • Выражать признательность словом «спасибо» 
  • Использовать слово «пожалуйста» и быть вежливым 
  • Уважать других, а также чужое имущество 
  • Не быть эгоистичным и жадным 
  • Быть доброжелательным 
  • Ставить интересы других превыше собственных 
  • Предлагать помощь тому, кто в ней нуждается 
  • Не оскорблять других 
  • Делать комплименты, а не едкие замечания 
  • Не сплетничать 
  • Уважать культурные нормы

Можно вовлечь ребенка в игру: например, сколько раз он сможет продемонстрировать определенный пункт в течение дня. Или сколько раз он сможет сказать другому человеку «спасибо».


Преимущества воспитанности

Подобно тому как подарок от чистого сердца вызывает приятные чувства у обеих сторон, хорошие манеры тоже имеют ряд преимуществ. Рассмотрим их подробнее.

Благодарность и улучшение общего состояния

Благодарность можно определить как проявление признательности по отношению к тому, что важно для вас. Очень часто мы не обращаем внимания на какие-то вещи или людей в нашей жизни, принимая их как должное. Если сделать паузу и прочувствовать признательность за то, что или кого мы имеем в своей жизни, можно испытать чувство благодарности. Выражая ее, например говоря кому-то «спасибо», мы воспринимаемся как вежливые, воспитанные люди.

Если задуматься, есть столько вещей, за которые я благодарна! Простые акты благодарности могут иметь значительные последствия в плане нашего общего самочувствия. Есть свидетельства, что если ребенок фокусируется на хороших вещах в жизни, то это дает определенные эмоциональные и межличностные преимущества — при условии возникновения в нем чувства благодарности. Взрослые в среднем воспринимают своих партнеров более позитивно, когда выражают им благодарность за что-то. То же верно в отношении дружбы.

Вывод таков: в отношениях, где благодарность не скрывается, партнеры и друзья более открыты и откровенны, когда возникают проблемные ситуации. Когда мы выражаем кому-то признательность, люди чувствуют, что их уважают и ценят, и тогда есть большая вероятность, что они нам помогут в ответ.

Повышение уверенности в себе

Хорошие манеры дарят уверенность. Во многих социальных сценариях дети не знают, как себя вести. Когда мы предоставляем ребенку набор освоенных поведенческих схем, например прививаем определенные манеры для конкретных случаев, он сможет опираться на них. Определенный шаблон поведения даст ребенку чувство безопасности, особенно получив впоследствии одобрение — оно воспринимается как явно позитивный исход ситуации.

Избегание стресса

Будучи доброжелательными, мы выказываем уважение к другим людям, в то время как грубость показывает неуважение и может навредить отношениям. Было замечено, что оскорбительное поведение в дальнейшем провоцирует в нагрубившем тревожность, печаль и боль. Дети, проявляющие грубость, зачастую таким образом защищаются и маскируют неуверенность в себе. Но этот опыт можно изменить с помощью позитивного опыта.


Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!

Бесшумные путеводители. Как понимать и развивать свой ум на протяжении всей жизниСтив Питерс

108 ₽

Купить

Читайте по теме


Отрывки из книг • 9 октября 2019

Почему детей нельзя сильно опекать?

Эстер Войджицки, звездная мама, консультант Департамента образования США и автор книги «The Woj Way. Как вырастить успешного человека» делится секретами воспитания.

Статьи • 7 февраля 2019

Как воспитать дочь полноценной личностью: 5 основных правил

Разбираемся, что значит быть женщиной в наши дни, и как научить своих детей уважительно относиться к себе и другим.

Как стать воспитанным человеком? | Авторская платформа Pandia.ru

Занимательные советы | Эта статья также находится в списках: воздух, глаза, диван, люди, мужчина | Постоянная ссылка

Воспитанный человек должен уметь не только следить за собой, контролировать себя, но и правильно относиться к окружающим людям. Именно в хорошем отношении к окружающим, особенно к женщинам и пожилым людям, проявляются такие замечательные душевные качества воспитанного человека, как уважение к товарищам, вежливость, скромность, предупредительность, тактичность, деликатность и внимательность.

Где бы ни находился мужчина — в помещении, в трамвае, в автобусе или троллейбусе — он должен уступать место женщине или пожилому человеку; это его обязанность. Кресло или диван мужчина уступает женщине или пожилому человеку, а сам довольствуется стулом. Если женщина, сидящая на диване, предлагает вам садиться, не садитесь рядом с ней, а берите отдельный стул.

Идя с женщиной к двери или встретив ее в дверях, мужчина должен пропустить ее впереди себя. То же самое следует делать и по отношению к пожилым людям.

Прогуливаясь с женщиной, мужчина не должен отходить от нее при встрече со знакомым, даже если последний выражает желание говорить: договоритесь о встрече и следуйте своим путем. Только в крайнем случае можно отойти от спутницы с ее разрешения, но и то ненадолго. Иначе вы проявите невнимание к женщине, и она может уйти, не дожидаясь вашего возвращения. Поэтому встретив на улице знакомого с женщиной, если он вас с нею не познакомил, не вступайте в разговор, а только поздоровайтесь и, при надобности, договоритесь о встрече.

Подать женщине пальто — долг вежливости мужчины, но не его обязанность; поэтому за эту услугу женщина должна поблагодарить, но никогда не отказываться от нее.

Воспитанный человек всегда тактичен: он не допускает развязности и грубости по отношению к старшим и женщине, не поставит другого в неловкое положение и, в свою очередь, не заметит его неловкости. В разговоре со старшими не стоит делать им замечаний относительно их поведения (если это поведение не выходит, конечно, за рамки приличий), особенно в виде нотаций. Беседуя со старшими, не следует перебивать их или начинать говорить прежде, нежели они закончили. Разговаривая со старшим, дай ему возможность высказаться первому, не давай советов старшему, если он к тебе не обратился. Предлагая или советуя что-либо старшему, спроси у него разрешения.

За всякую оказанную услугу, за всякое внимание, проявленные к вам, необходимо благодарить и по возможности отвечать взаимной услугой и вниманием. Причинив другому человеку неудобство или неприятность, следует сразу же извиниться, и если это возможно, смягчить свою вину (поднять, если что-либо уронили, поставить на место, если что-нибудь опрокинули).

Не надо оскорблять человека, если вы видите, что он обидел вас без злого умысла; не следует читать нравоучения тому, кто нечаянно побеспокоил вас или причинил вам неудобство. Вообще надо помнить, что необходимо быть деликатным, вежливым и тактичным только по отношению к тем людям, которые допускают какую-либо неловкость нечаянно, без всякого умысла. Если же человек сознательно нарушает нормы общественного порядка, умышленно мешает окружающим, обижает и оскорбляет их, то по отношению к нему надо поступать как можно решительнее и круче.

Неприятное впечатление производят манеры людей, которые бесцельно манипулируют различными предметами, барабанят пальцами, щелкают ими или вытягивают до хруста в суставах, беспрестанно трогают лицо, волосы, поправляют одежду, охорашиваются, изучают себя в зеркале, пристально рассматривая волосок или прыщик на лице; ногтем одного пальца вычищают грязь из-под другого. Все перечисленные запреты вполне оправданы. Бурное жестикулирование и непрерывная суета небезопасны для окружающих людей и предметов. И сходство с ветряной мельницей не украшает человека. («И не слишком пилите воздух руками»,— советовал Гамлет бродячим актерам.)

Воспитанные люди говорят негромко (на улице, на работе, дома), смеются искренне, но умеренно, едят бесшумно, зевание при определенной тренировке становится беззвучным. Чем тише «звучит» человек в повседневной жизни, тем выше мы оцениваем его манеры.

Представьте, что вам завязали глаза и предложили поздороваться за руку с несколькими людьми. По тому, как они пожимают вашу руку, можно получить информацию об их воспитанности и манерах. Одни стискивают руку до боли, так что пальцы словно склеиваются; другие трясут ее и качают, будто проверяя прочность суставов; рука третьих вяла и безжизненна, как вареная камбала; четвертые вкладывают свою руку в вашу, да не всю, а только кончики пальцев, и милостиво позволяют пожать ее. Зато как радует вас энергичное, крепкое и вежливое дружеское рукопожатие!

А как мы здороваемся? Ребята в школе допытывались: почему нельзя говорить «привет», «приветик»? Кто сказал, что нельзя? Можно. Все зависит от того, кому и где это говорится. Слово «привет» (от глагола «привечать») вполне может служить приветствием между сверстниками. Дело ведь не в самом слове, но и в тоне, каким оно произносится. Если ваш «привет» звучит радостно, сопровождается улыбкой, ничего плохого в этом нет. Когда же, здороваясь с товарищами, молодые люди сооружают на своем лице брезгливую гримасу и сквозь зубы цедят «при-и-ве-ет»,— это весьма неуважительно. Но вот встречаются люди более старшего поколения, коллеги… «Здравствуйте!» А если так: «Здравствуйте, Мария Николаевна!»? Мелочь, нюанс. Но манеры из этого и складываются. И расстояние для приветствия надо угадать: издалека получается как-то подобострастно. Подошли вплотную — невежливо. Существует некая незримая черта, как бы ограничивающая пространство, необходимое человеку, чтобы не испытать дискомфорт. В это пространство вторгаться не следует.

Теперь о знакомстве. Первые минуты общения иногда определяют характер будущих взаимоотношений. Поэтому немаловажно, каким образом люди будут представлены друг другу. (Надо ли напоминать, что имя, отчество и фамилию при знакомстве следует произносить четко и не скороговоркой.)

 

Определение образованного человека | Гарвардская высшая школа образования

Ответить на вопрос о том, что определяет образованного человека, не всегда просто, но важно попытаться. Тем не менее, участники форума Askwith Forum на прошлой неделе согласились с тем, что педагоги часто не задумываются над этим вопросом, а когда и задумываются, то получают не те ответы, которые можно было бы ожидать.

«Я нахожу этот вопрос одновременно обнадеживающим и обескураживающим», — сказала Дебора Делайл, кандидат на пост помощника министра начального и среднего образования Министерства образования США и бывший суперинтендант штата Огайо. «Удручает тем, что это редкий разговор на местном уровне, уровне штата или федеральном уровне. Мы не строим наши школы вокруг [этого вопроса]».

Делиль был одним из пяти участников дискуссии, в том числе почетного президента Университета Тафтса и резидента HGSE Лоуренса С. Бэкоу, профессора Гарвардской школы Кеннеди и директора Центра общественного лидерства Дэвида Гергена, почетного профессора Гарвардского университета Генри Розовского и Вермонта. Комиссар Департамента образования Армандо Виласека, который обсудил цели и средства обучения студентов в наше время на форуме «Определение образованного человека». Форум был спонсирован Инициативой передового лидерства в Гарварде (ALI), которая предназначена для повышения и использования навыков высококвалифицированных, опытных лидеров, посвятивших себя решению важных социальных проблем.

Чтобы считаться образованными, заявили участники дискуссии, учащиеся должны окончить школу с глубоким пониманием себя и своего места в мире, а также изучить то, что некоторые называют «мягкими навыками» — решение сложных проблем, творчество, предпринимательство, способность управлять собой и способность учиться всю жизнь. Как резюмировал профессор Фернандо Реймерс, модератор дискуссии, существует несоответствие между тем, как осуществляется обучение в классе, и общим желанием учащихся стать хорошими, всесторонне развитыми людьми.

Делиль отметил, что преподаватели часто упускают из виду воспитание всесторонне развитых учеников, потому что они заняты борьбой за ответственность и за то, кто виноват в классе. По ее словам, преподаватели, как правило, больше сосредотачиваются на «серебряных пулях» и «лучших практиках» как средствах решения образовательных проблем.

За прошедшие годы Бэкоу заметил, что часть проблемы может заключаться в том, что цель образования каким-то образом стала более инструментальной. Прошли те времена, когда поступление в колледж было больше связано с расширением кругозора, а не с поиском работы.

Хотя многое в образовании можно изменить, Розовский сказал, что любит спрашивать людей, что не нужно менять. Хотя Розовский сказал, что многие люди не могут ответить на этот вопрос, однажды он получил незабываемый ответ: значимый человеческий контакт.

Розовский также задавался вопросом, усугубило ли создание технологий разрыв между тем, что делает человека образованным, и тем, как это образование предоставляется. Мнения участников дискуссии по этому поводу неоднозначны. Виласека, например, рассматривает технологии как инструмент, который не заменит людей. «Я не думаю, что отношения уходят, отношения — это самое главное», — сказал он.

Однако некоторые утверждают, что технологии мешают нашей созерцательной природе. По словам Бэкоу, технологии значительно сократили количество времени, которое люди действительно думают о вещах. «Нам нужно найти больше времени для размышлений и размышлений», — сказал он.

Несмотря на немедленное удовлетворение технологии, Герген добавил, что студенты действительно понимают необходимость уединения и размышлений.

«Каким мы хотим видеть образованного человека?» — сказал Бакоу. «Мы хотим, чтобы они были мудрыми, творческими, чуткими, заинтересованными. Есть много процессов, с помощью которых мы можем привести учеников к такому состоянию бытия, и есть роль для семьи, роль для учителей и роль для созерцания и размышления. попасть туда.»

E. Что значит быть образованным человеком в 21 веке?

Чтобы быть образованным человеком в 21 веке, необходимо, как минимум, быть информированным, то есть иметь широкую базу знаний в нескольких традиционных предметных областях, включая математику, биологию, химию, историю, географию, литературу и искусство. . Во все более «плоском» мире это также предполагает знание других культур и обществ, того, как решения и образ жизни членов одной культуры или общества могут влиять на решения и образ жизни представителей другой культуры и того, как действия всех человечество влияет на благополучие планеты, на которой мы живем.

Но простого обладания широкой базой знаний недостаточно. Образование в лучшем случае гуманизирует. Чтобы добиться этого эффекта, образованный человек должен разобраться с великими вопросами, идеями и текстами. Лучшие умы в истории исследовали ряд увлекательных вопросов, в том числе: Как устроена природа? Как устроен физический мир? Откуда мы пришли? Как мы должны жить? Как должны действовать правительства? Как должно быть устроено общество? Какова природа любви? Справедливости? Одной из уникальных особенностей человеческого вида является его способность активно размышлять над этими вопросами и над тем, как на эти вопросы отвечали поколения ученых, поэтов, историков, философов и других мыслителей в разные времена, традиции и культуры. Такая деятельность имеет возвеличивающий и облагораживающий эффект. Хотя это и не уникально для образования 21-го века, это неотъемлемый компонент.

Еще одна вневременная, но неотъемлемая черта образования 21 века — искренняя любовь к учебе. Образованный человек считает, что знание и обучение — это хорошо, и к ним стоит стремиться. Она также желает культивировать, информировать и расширять свой разум. Она регулярно испытывает то, что философ-педагог Исраэль Шеффлер называет «рациональными страстями» или «познавательными эмоциями», такими как «любовь к истине», ощутимая «забота о точности» и «радость проверки и удивления» (1991: Ch. 1). ). Эта любовь к учебе является огнем, который зажигает и поддерживает всю ее другую интеллектуальную деятельность.

Образованный человек в 21 веке также является активным, целеустремленным учеником. Этот человек не только желает знаний, но и активно их ищет. Она берет на себя ответственность за свое образование. Она много и регулярно читает. Когда она сталкивается с препятствием на пути к пониманию, она не игнорирует его и не сдается. Скорее, она принимает разумные меры, чтобы преодолеть препятствие и продолжить углублять свои знания. Она интеллектуально устойчива.

Наконец-то образованный человек в 21 веке умеет думать. Это особенно важная способность в современном мире:

Во-первых, с распространением информационных технологий нас круглосуточно бомбардируют информацией, часть из которой является хорошей и точной, а часть нет. Поэтому, чтобы быть по-настоящему образованным человеком сегодня, нужно быть интеллектуально разборчивым. Нужно уметь отличать надежный источник от ненадежного, задавать актуальные и острые вопросы, требовать и оценивать причины и доказательства.

Во-вторых, сегодняшняя экономика основана на технологиях и быстро меняется. Как отмечали другие (Каланцис и Коуп, 2005: 33; Смит, 2012), многие профессионально ориентированные навыки и знания, полученные сегодня младшими и старшими школьниками, устареют к тому времени, когда эти учащиеся начнут работать. Соответственно, очень важно, чтобы сегодняшние школы давали учащимся ряд «коммуникативных навыков», которые включают «способность использовать знания, факты и данные для эффективного решения проблем на рабочем месте» (Министерство труда США, www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *