Этапы развития речи и мышления. Роль биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления
СРС
На тему: Этапы развития речи и мышления. Роль биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления
Содержание
- Введение. 3
- Мышление как познавательный процесс. 4
- Речь. Виды речевой деятельности. 8
- Влияние биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления. 10
- Заключение. 13
- Литература. 14
Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово – устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.
Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.
Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность – основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенное нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника – из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества.
Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца расчленить такой общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления здешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым, т.е. опосредствованным, путем. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы.
Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно имеет дело лишь непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном лане и не выходит за его пределы. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке. Психологически исследовать мышление как процесс – значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов. Таковыми результатами, продуктами мышления являются, например, следующие факты: решил или не решил задачу данный ученик; возник у него или нет замысел, план решения, догадка; усвоил он или нет определенные знания, способы действия; сформировалось ли у него новое понятие и т. д. а всеми этими внешне выступающими фактами психология стремится вскрыть внутренний мыслительный процесс, к ним приводящий. Тем самым она исследует внутренние, специфические причины, которые позволяют объяснить, а не только констатировать и описывать внешне выступающие психические явления и события. Психологическая наука исходит при этом из принципа детерминизма (принципа причинной обусловленности): внешние причины действуют через внутренние условия. Иначе говоря, например, любое педагогическое воздействие влияет на человека не прямо и не непосредственно, а опосредтсвованно — преломляясь через психическое состояние данного человека, в зависимости от его чувств, мыслей и т.д.
Представим себе, что несколько учеников решают – каждый самостоятельно — одну и ту же задачу: на определенном этапе мыслительного процесса решения учитель оказывает каждому из них некоторую совершенно одинаковую помощь, подсказывая одну из теорем, на которой основано решение. Такая помощь извне, со стороны, окажет не одинаковое, а различное воздействие на каждого из учеников — в зависимости от того, насколько далеко сам школьник успел продвинуться вперед в процессе обдумывания задачи, т. е. в зависимости от внутренних условий его мышления. Чем дальше и быстрее продвинулся вперед ученик, чем глубже он успел осмыслить задачу, тем больше подготовлена почва для использования подсказки, данной извне, тем в большей степени сформировались внутренние условия для принятия помощи со стороны. И наоборот, чем меньше ученик сам продумал ту же задачу, тем труднее ему воспользоваться такой внешней подсказкой и довести решение до конца. Вначале он вообще может подумать, что подсказываемая теорема не имеет никакого отношения к делу, т.е. попросту не примет помощь со стороны, не сможет ею воспользоваться. Все это и означает, что внешнее (педагогическое и др.) воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через внутренние условия. Факт неиспользования подсказки, помощи со стороны (которая, казалось бы, прямо указывает путь к решению) особенно отчетливо обнаруживает наличие таких внутренних специфических условий и закономерностей мыслительного процесса. Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части.
Анализ и синтез, вообще деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Если нет потребностей, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.
Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает и в той или иной степени специально исследует, какие именно потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность и при каких конкретных обстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. В противоположность психологии формальная логика абстрагируется не только от взаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями). Мыслит, думает не само по себе “чистое” мышление, не сам по себе мыслительный процесс как таковой, а человек, индивид, личность, обладающая определенными способностями, чувствами и потребностями. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление — это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.
Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей и т. д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает. Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.
Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать новые методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.
Мышление – это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется. Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: “Сколько будет 2 х 2?”. Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ребенка знаний.
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.
Эти индивидуальные особенности некоторых учеников необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания. Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления – независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.
Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека – в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме “внутреннего программирования”), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками. Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание – “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. Речь дактильная — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими. Речь жестовая – способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Речь письменная – вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими “кусками”, восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи. Речь устная— вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи. Речь эгоцентрическая (от лат. ego— я, centrum — центр круга) речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.
Влияние биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления.
Нередко в педагогической литературе не дифференцируются понятия «человек» и «личность», т. е. говорят о развитии и воспитании человека или о развитии и воспитании личности, хотя это и не одно и то же.
Еще К. Маркс указывал, что в понятии «личность» раскрывается общественная сущность человека. Сущность человека, писал он, «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». В силу этого, когда специально рассматривается влияние среды на развитие человека, следует говорить о формировании его личности, поскольку речь должна идти о тех качествах, которые формируются у человека прежде всего под влиянием самых разнообразных средовых контактов, т. е. взаимоотношений с людьми и различными общественными институтами. Под средой в педагогике понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие человека, формирование его личности.
Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика указывает прежде всего на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека. Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде — ближайшему окружению ребенка. В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом.
Действительно, социальное лицо человека определяется прежде всего его государственной принадлежностью: человек рождается гражданином того или иного государства. Еще в большей степени это влияние определяется той системой общественно-экономических отношений, которые установились в стране, в том обществе, в котором происходит развитие и формирование человека, что определяет классовое положение человека.
К социальным процессам, оказывающим наибольшее влияние на развитие человека, относятся в первую очередь изменения условий жизни в городе и на селе, миграционные процессы, т. е. перемещения населения в пределах территории страны, из города в деревню и обратно, демографические процессы — изменения в рождаемости, продолжительности жизни, возрасте вступления в брак и т. п. К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации. В нашем обществе вся система социальных институтов — дошкольные учреждения, средняя и высшая школа, общественные организации, государственные учреждения, система массового распространения информации — целенаправленно воздействует на сознание всех граждан на основе единых коммунистических принципов, норм и идеалов. Человек как продукт социальной среды подвергается ряду изменений в зависимости от изменения социальных условий жизни. В этом плане личность человека отражает и исторические особенности социальных условий его жизни, и его классовую принадлежность, и положение его класса в структуре общества. При коренном изменении социальных условий меняется и весь духовный облик человека. Ярким примером этому служит формирование духовного мира человека в условиях социализма. Социалистическое общество, построенное в нашей стране, представляет собой особую, новую социальную среду развития личности, оказывающую определяющее воздействие на развитие и формирование личности советского человека. Изменения, происходящие в этой области, столь значительны, что дают основание говорить о новом типе личности — личности советского человека или социалистическом типе личности. Вместе с тем это же историческое явление вызывает яростные нападки буржуазной пропаганды, которая, опираясь на теоретические построения буржуазных педагогов и психологов, старается доказать, что изменением социальных условий нельзя сформировать новых людей и новый тип личности, так как все плохое, что заложено в человеке от природы, остается неизменным, несмотря ни на какие улучшения материальных и социальных условий. При этом, как правило, используются отрицательные примеры в поведении отдельных представителей нашей молодежи, случаи преступности, нарушения норм морали, сообщения о которых даются в нашей печати. Это направление в буржуазной пропаганде имеет главной целью отвлечение внимания трудящихся от борьбы за демократизацию образования, за создание равных для всех условий обучения и воспитания, от мыслей о необходимости радикального изменения общественного строя, революционного его преобразования.
Заключение.
Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.
Воображение, мышление, речь дошкольника | Psylist.net
Психология ребенка ↓
Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. При этом ребенок научается пользоваться непроизвольно возникающими образами. Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза я не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т.
д.). У старших дошкольников уже не встречается случаев двойного склонения. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка. Фонематический слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы только одним звонким или глухим, твердым или мягким звуком. Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста.По мере развития любознательности, познавательных интересов
Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
- Организация процесса сенсорного воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
- Игра как деятельность
- Развитие навыков счета «Зажги в небе звезды»
- Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники
- Найди 10 отличий «Енот»
- Развитие навыков счета «Дорисуй картинки»
- Сдача экзаменов – это психологический стресс
- Задание на развитие внимания «Контуры животных»
- Тесты на определение ведущей руки и ведущего глаза
- Развитие мышления «Шесть фигур»
Мысль, речь и действие — Aish.
comНЕОБЫЧНОЕ НАЧАЛО
Паршат Матот начинается с того, что Моше говорит с лидерами. Знакомое введение к юридическим разделам, таким как «и Бог говорил с Моисеем, говоря …», отсутствует: речь Бога не записана в тексте, скорее говорит Моше. Он обращается к « rashei hamatot ». Слово матот , которое также используется для описания посохов, используемых вождями племен, часто относится к самим племенам:
И сказал Моше вождям колен сынов Израилевых, говоря: «Вот то, что повелел Бог». (Бамидбар 30:2)
Предметом речи Моше являются обеты: человек обязан словами, которые он произносит.
Если человек дает обет Богу или дает клятву связать свою душу узами; он не нарушит своего слова, он будет делать все, что исходит из его уст. (Бамидбар 30:3)
Обращаются именно к руководителям; Раши объясняет, что это связано с активной ролью лидеров в соблюдении законов обетов, особенно в расторжении обетов.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ
В этих нескольких коротких стихах представлены три темы: во-первых, общая концепция обета; во-вторых, отмена или расторжение обета; и в-третьих, важное понятие, которое вводится пустотой Божественной речи. Именно это отсутствие Божьего Слова, этот аномальный фон для обсуждения обетов заслуживает нашего внимания.
Речь – определяющее качество человека. Способность выражать свои мысли конкретными словами — это то, что отличает нас от животных. Таким образом, человек обязан своими словами своего рода общественным договором, необходимым институтом сплоченного общества. На самом деле тема серьезности и святости человеческой речи проходит через обе девятки.0007 parshiot
мы читаем на этой неделе, Матот и Масей.В Паршат Масей мы находим то, что в глазах Мишны является архетипом всех словесных соглашений. Поскольку израильтяне стоят на пороге Земли Израиля, некоторые выражают заинтересованность в том, чтобы остаться к востоку от Иордана, когда Земля будет окончательно разделена:
У сыновей Реувена и сыновей Гада было очень много скота; и когда они увидели землю Яазер и землю Гилад, вот, это место было местом для скота. И пришли сыны Гада и сыны Реувена, и сказали Моше и Элазару Когену и князьям общества, говоря: Атарот, и Дибон, и Яазер, и Нимра, и Есевон, и Эль’. але, и Шевам, и Нево, и Беон. Земля, которую Бог поразил перед обществом Израиля, есть земля для скота, и у рабов твоих есть скот. Итак, сказали они, если мы нашли благоволение в очах твоих, то отдай землю сию рабам твоим во владение, и не переводи нас через Иордан. (Бамидбар 32:1-5)
Моше ошеломлен их словами. Он слышит отголоски предыдущего эпизода, в котором разрушительные слова 1 оказали разрушительное воздействие, и считает эти «отступнические» племена духовными потомками шпионов, отвергших Землю Израиля. Примечательно, что Моше обращается не только к отвержению Израиля; скорее, он сосредотачивается на деморализующем воздействии слов, которые использовали шпионы:
И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувена: неужели братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь? (К) И почему вы отвращаете сердце народа Израиля от перехода в землю, которую Бог дал им? Так поступали отцы ваши, когда я посылал их из Кадес-Варни посмотреть землю. Ибо, когда они поднялись в долину Эшколь и увидели Землю, они обескуражили сердце народа Израиля, чтобы они не шли в Землю, которую Бог дал им. И воспылал гнев Божий в тот день, и Он поклялся, говоря: никто из людей, вышедших из Египта, от двадцати лет и выше, не увидит земли, которую Я клялся Аврааму, Исааку и Яакову , потому что они не полностью последовали за мной. За исключением Калева, сына Иефуннии, Кеназитянина, и Иисуса, сына Навина, потому что они полностью последовали за Богом». И воспылал гнев Божий на Израиля, и повелел Он им скитаться по пустыне сорок лет, доколе не истребился весь род, делавший зло в очах Божиих. И вот, вместо отцов ваших восстали вы, отродье грешников, чтобы еще больше усилить ярость гнева Божия на Израиля. Ибо если вы отвернетесь от Него, Он снова оставит их в пустыне; и ты истребишь весь этот народ. Бамидбар (32:6-15)
Эти члены делегации пытаются развеять страхи Моше и предлагают присоединиться к войне плечом к плечу со своими братьями. По сути, они предлагают разместиться на передовой, ведя бойцов как первую силу в бой, и вернуться к своим стадам и семьям только тогда, когда задача будет выполнена.
И подошли к нему и сказали: построим здесь загоны для скота нашего и города для детей наших. А мы сами пойдем во всеоружии перед народом Израиля, пока не приведем их на место; и наши дети будут жить в укрепленных городах из-за жителей Земли. Мы не вернемся в наши дома, пока народ Израиля не унаследует каждый свой удел. Ибо мы не будем наследовать с ними по ту сторону Иордана и за Иорданом, потому что наше наследие выпало нам на этой восточной стороне Иордана. (Бамидбар 32:16-19)
Моше отвечает на их просьбу в присутствии вождей племен (в частности, снова именуемых « матот »), и соглашение закрепляется:
Так повелел о них Моше Элазару Когену, и Йегошуа, сыну Навину, и старейшинам колен сынов Израилевых. И сказал им Моше: если сыновья Гадовы и сыновья Реувеновы перейдут с вами через Иордан, каждый вооружившись на войну, пред Богом, и земля будет побеждена пред вами, то вы отдайте им землю из Гилада во владение. Если же они не пойдут с вами с оружием, то будут иметь владения среди вас в земле Ханаанской». И отвечали сыны Гада и сыны Реувена, говоря: как сказал Бог рабам твоим, так и сделаем. (Бамидбар 32:28-31)
Относительно этого устного соглашения Мишна учит:
Р. Меир сказал: каждое условие, которое не похоже на то, что было у детей Гада и детей Реувена, не является [действительным] условием. (Талмуд Бавли Киддушин 61а)
БОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ
Сила слов является главной темой как в матот, так и в масаи, но фундаментальный вопрос прямо не рассматривается: почему слова должны обладать такой силой, силой что выходит за рамки простого социального контакта или обязательства? Речь — это не просто определяющее человеческое качество, она также рассматривается в еврейской традиции как проявление Божественного дыхания, резонирующего в человеке. Когда Бог сотворил человека, он вдохнул в него живую душу, буквально описанную как «Божественное дыхание». В результате человек становится живым существом:
И сотворил Всемогущий Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни; и человек стал живой душой. (Берешит 2:7)
Древняя традиция, записанная Унколусом, переводит слова nefesh chaya («живая душа») как «говорящий дух».
Делая еще один шаг назад в истории, в еще более далеком взгляде на все наше существование, мы отмечаем, что все творение является результатом Божественной речи: 2
И сказал Бог: «Да будет свет»; и был свет. (Берешит 1:3)
Конечно, Творение могло произойти и по-другому; Бог, обладающий всеми силами и стоящий выше наших собственных ограниченных измерений времени, пространства и материи, мог творить без речи. Несомненно, все творение могло быть результатом Божественной мысли, Божественного желания; вместо этого использовался очень человеческий инструмент — речь. 3 Возможно, легко упустить из виду эту очень основную, лежащую в основе истину: поскольку Бог находится за пределами параметров человеческого опыта, для Бога мысль, речь и действие одинаковы. «Речь» — такой же антропоморфизм, как и «протянутая рука Бога»: хотя нам едва ли нужно напоминать себе, что у Бога нет руки, гораздо тоньше указать, что у Бога нет гортани, горла или губ. Когда мы читаем, что Бог «говорит», мы должны интерпретировать это как Божий «делающий звук слышимым»; это тоже антропоморфизм. 4 Таким образом, человеческая речь никогда не должна быть случайной. Когда человек говорит, он должен осознавать, что использует инструмент, который Бог преднамеренно и специально выбрал для использования в самом акте творения. И точно так же, как Божественная речь и действие тождественны, когда человек говорит, он должен быть чрезвычайно щепетилен в соблюдении своего слова, пытаясь быть как можно более «благочестивым». Допускать разрыв между своими словами и своими делами противоречит нашему общему стремлению подражать Богу.
Различные направления в иудаизме подчеркивают разные элементы этого континуума речи и действия. Иногда решающим фактором является мысль или намерение; в других ситуациях действия говорят громче слов, а в других случаях решающим элементом является речь. 5 Некоторые законы сочетают в себе два из трех элементов: Брак требует как действия, так и слов, и свидетели под брачным балдахином подтверждают только эти два элемента. Мысли или намерения жениха не имеют отношения к договору или изменению статуса, на которое он влияет: если в любое последующее время жених сообщит суду, что на самом деле он не собирался жениться на своей невесте, его необнаруженные намерения перевешиваются его намерениями. слова и действия.
Законы Шаббата являются квинтэссенцией этого континуума: Шаббат отмечает сотворение Богом нашей вселенной посредством речи; нет разрыва между Божественной мыслью, речью и действием. Однако когда эти понятия переводятся на человеческий язык, возникает разрыв. Таким образом, осквернение любого закона Шаббата происходит, когда действие 6 и мысли сходятся: в Шаббат запрещено только целенаправленное, обдуманное, творческое действие — мелечет машшевет . 7 Любой непреднамеренный результат, который является выражением того разрыва между мыслью и реализацией, который является неотъемлемой частью человеческого существования, не имеет значения. Любая мимолетная мысль, не имеющая физического результата, еще один признак человеческой ограниченности, также не имеет значения. Речь Бога есть антропоморфное выражение совершенной мысли, совершенного действия; слова человека часто пусты, его намерения часто путаны или неосведомлены, его действия часто несовершенны.
Жертвы, приносимые в Бейт ха-Микдаш, требовали как размышлений, так и действий; когда эти жертвы были заменены молитвами, акцент сместился на соединение мыслей и слов, намерений и речи.
В этом контексте мы возвращаемся к теме клятв. Клятва по-новому связывает слова и действия: она связывает сегодняшнюю речь с завтрашним действием. Это лаконично поясняет р. Цви Элимелех Шапира (1783-1841): Сегодня человек не чувствует завтрашнего злого влечения. Часто человек знает, что он должен делать или что он хотел бы сделать, и клятва помогает ему преодолеть человеческий разрыв между мыслью и действием. Когда человек не может достичь намеченной цели сегодня, он связывает себя со своими способностями в будущем, которое еще не запятнано слабостью или искушением. Повседневный пример — человек, который знает, что ему следует сесть на диету; сегодня он сбит с толку сегодняшними йецер хара и заявляет: «Завтра я начну». Клятва помогает победить йецер хара завтрашнего дня до того, как она поднимет свою соблазнительную голову. 8
Используя слова, которые сами по себе являются Божественным инструментом, человек может привести Бога в ситуацию, сделать Бога своим союзником; надеюсь, это духовно укрепит человека и даст силы, необходимые для успеха. Возможно, именно это имел в виду раббену Бахья, когда учил, что этимологически слово « недер » (обет) связано со словом « дира » (обитель): Кто делает недер , тот строит дом для Бога». 9 Говоря более современным языком, мы могли бы сказать, что человек, дающий надлежащий обет, «впускает Бога» или «создает пространство» в своей жизни для участия Бога. Это учение особенно проницательно и подтверждается тем фактом, что первый обет, записанный в Торе, — это обет Яакова построить Дом для Бога.
И дал Яаков обет, сказав: «Если Бог будет со мною, и сохранит меня на этом пути, по которому я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я возвращусь в дом отца моего». дом в мире; тогда Всемогущий будет моим Богом. И этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божьим; и из всего, что Ты дашь мне, я обязательно дам Тебе десятую часть. (Берешит 28:20-22)
ОТМЕНА ОБЕТА
Если обет настолько силен, если в Божественном подражании он связывает слова и действия, если он вводит Бога в уравнение как часть личного Будущее человека, дающего обет, как можно отменить обет? Теперь кажется несколько неуместным, что весь этот раздел законов преподается вождям племен, которым дана власть аннулировать обеты.
На самом деле, весь юридический корпус, касающийся обетов, скроен из этой самой ткани: Мишна указывает, что существуют огромные различия в трактовке различных законов в Священных Писаниях. Определенные темы пользуются обширным обсуждением Священных Писаний, подробной передачей в Письменной Торе. С другой стороны, другие темы трактуются в тексте Торы довольно кратко, а большая часть информации сохраняется и передается через Устный Закон. В случае с клятвами вся юридическая основа сформулирована словами мудрецов — Устным Преданием. Это особенно уместно:
[Законы, касающиеся] расторжения обетов, витают в воздухе и не имеют (писания) опоры. Законы, касающиеся Шаббата, праздничных приношений и нарушений закона, подобны горам, подвешенным на волоске, поскольку у них скудная библейская основа, но много законов. [Законы, касающиеся] гражданских дел и [храмовых] служб, левитской чистоты и нечистоты и запретных отношений имеют на чем основываться, и они включены в тело Торы. Мишна Хагига 1:8 (Талмуд Бавли Хагига 10а)
Клятва аннулируется, если вожди племени (или раввинские власти) могут определить, что в момент произнесения клятвы мысли человека не полностью соответствовали сказанным словам. Иногда разрыв между мыслью и речью становится очевидным только позже, и суд вправе спросить: «Если бы вы тогда подумали то, что знаете сейчас, дали бы вы обет?» Если ответ «нет», клятва может быть отменена. Другими словами, чтобы обет имел значение, он должен связывать мысль, речь и действие, которые находятся в точном соотношении. Если элементы не совпадают — если мысли за словами не были завершены, обет может быть аннулирован.
Основной принцип отражает влияние мыслей на действия. В этом заключается еще одна связь с главе этой недели: два колена, Реувен и Гад, хотели остаться за пределами Земли Обетованной, на восточной стороне Иордана. И все же, когда соглашение окончательно укрепилось, половина колена Менаше была включена, несмотря на то, что они не были представлены в первоначальной делегации, которая подошла к Моше.
У Аризаля был уникальный способ понять, почему эти 2 1/2 колена остались за пределами Земли Израиля, и это имеет непосредственное отношение к разрыву, который мы обсуждали, диссонансу между мыслью и действием:
Реувен 10 был как бы зачат в этом промежутке: Яаков думал, что он с Рахилью, но на самом деле «вот, она была Лия». 11 Ари объясняет, что разрыв между мыслью и действием затронул Реувена 12 и его потомков. Далее он утверждает, что Гад, первый ребенок, рожденный Зилпой, был зачат при аналогичных обстоятельствах: Рахиль, отчаянно нуждающаяся в потомстве, настаивает на том, чтобы Яаков был близок с Билхой, и Яаков соглашается. Затем Лия меняет свою служанку Зилпу на себя: в тексте нет записи о молчаливом согласии Яакова забрать Зилпу; в этом отношении нет никаких записей о том, что Лия предложила Яакову эту договоренность. Это приводит Ари к выводу, что Лия разработала и осуществила свой собственный заговор, чтобы Зилпа заняла ее место. От этого союза родился Гад, омраченный неправильным намерением.
И увидела Рахиль, что она не родила Яакову детей, и позавидовала Рахиль сестре своей; и сказал Яакову: «Дай мне детей, иначе я умру». И воспылал гнев Яакова на Рахиль; и он сказал: «Разве я на месте Бога, который утаил от вас плод чрева?» И сказала она: вот, служанка моя Валла, войди к ней, и она будет рожать на коленях моих, чтобы и у меня были дети от нее. И она дала ему в жену Валлу, служанку свою; и Яаков вошел к ней. И зачала Валла и родила Яакову сына. И сказала Рахиль: судил меня Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына, поэтому и нарекла ему имя Дан. И еще зачала служанка Валлы Рахили и родила Яакову второго сына. И сказала Рахиль: в великой борьбе я боролась с сестрой моей и победила, и нарекла ему имя Неффалим. И увидела Лия, что перестала рожать, и взяла Зелфу, служанку свою, и дала ее в жену Яакову. И Зелфа, служанка Лии, родила Яакову сына. (K) И сказала Лия: «Удача пришла», и нарекла ему имя Гад. (Берешит 30:1-11)
А что насчет половины колена Менаше, которая стала участником соглашения? Ари напоминает нам, что Менаше был сыном Йосефа и Осната; согласно раввинистической традиции, Оснат была дочерью, рожденной в результате изнасилования 13 Дины Сихемом. 14 По этой традиции Дина забеременела, но родившаяся дочь была отдана на усыновление и попала в Египет.
Союз Йосефа и Оснат был чист и свят; Мысли и действия Йосефа были чисты, как и у Осната, но 1/4 детей, рожденных от них, пострадали от негативных мыслей и поступков Сихема. 15 У Йосефа и Оснат было двое детей; 1/4 их потомков, половина племени Менаше, были затронуты 16 прошлым Осната. В конечном итоге их место было в диаспоре с племенами Реувена и Гада. 17
Мысль и действие должны быть едины. Цель обета — соединить внутреннюю мысль, выраженную словами, с действиями. Когда наши мысли отделяются от наших слов или слова от действий, мы нечестны. Эта нечестность может затрагивать или не затрагивать других в конкретном случае, но она всегда влияет на нас самих, на наш внутренний мир. Когда мы создаем созвучие между нашими мыслями, словами и действиями, когда мы целенаправленно и неуклонно работаем над их сближением, мы становимся более похожими на Бога, чьи слова, мысли и действия едины.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Хотя грех шпионов имеет различные составляющие, именно дибба — клеветнические разговоры решили их судьбу.
2. Эту идею можно найти и в ежедневной литургии, где кратко сказано: «Благословен (Тот, кто) сказал, и мир стал бытием».
[божественными] высказываниями был сотворен мир». Боже, органы передвижения, такие как ноги и их подошвы; органы слуха, зрения и обоняния, такие как ухо, глаз и нос; органы и вещества речи, такие как рот, язык и звук; органы для выполнения работы. , как рука, ее пальцы, ее ладонь и рука, Короче говоря, эти органы тела образно приписываются Богу, Который выше всего несовершенства, чтобы выразить, что Он совершает определенные действия, и эти действия образно приписываются Ему. чтобы выразить, что Он обладает некоторыми совершенствами, отличными от самих этих действий, например, мы говорим, что у Него есть глаза, уши, руки, рот, язык, чтобы выразить, что Он видит, слышит, действует и говорит; приписывается Ему просто для того, чтобы показать, что Он воспринимает. Таким образом, вы находите в древнееврейских примерах, в которых восприятие одного чувства названо вместо другого; таким образом, «Смотрите слово Господне» (Иер. 2, 31) в том же значении, что и «Слушайте слово Господне», ибо смысл этой фразы таков: «Почувствуйте, что Он говорит»; точно так же фраза «посмотри на запах сына моего» (Быт. , 27, 27) имеет то же значение, что и «понюхай запах сына моего», поскольку относится к восприятию запаха. Точно так же употребляются слова: «И видел весь народ громы и молнии» (Исх., 20, 15), хотя в этом отрывке содержится и описание пророческого видения, как известно и понятно в нашем народе. . Действие и речь также образно применяются к Богу, чтобы выразить, что от Него исходит определенное влияние, как это можно объяснить (глава LXV и глава LXVI).
Глава 55: Эти два термина, примененные к Богу, могут иметь только одно из двух последних значений, а именно, он желает и желает, или он мыслит, и нет никакой разницы, стала ли божественная мысль известна человек с помощью реального голоса или одного из тех видов вдохновения, которые я объясню далее (II, гл. XXXVIII). Мы не должны предполагать, что, говоря, Бог использовал голос или звук. или что у Него есть душа, в которой пребывают мысли, и что эти мысли являются вещами, добавленными к Его сущности; но мы приписываем и приписываем Ему мысли таким же образом, как мы приписываем Ему любые другие атрибуты. Использование этих слов в смысле воли и желания основано, как я уже объяснял, на омонимичности этих терминов. Кроме того, это цифры, заимствованные из нашей обычной практики, как уже указывалось. Ибо мы не можем с первого взгляда увидеть, как что-либо может быть произведено простым желанием: мы думаем, что тот, кто хочет произвести вещь, должен совершить определенное действие или приказать другому совершить его. Поэтому повеление образно приписывается Богу, когда происходит то, что Он желает, и тогда мы говорим, что Он повелел, чтобы нечто совершилось. Все это происходит от того, что мы сравниваем действия Бога с нашими собственными действиями, а также от использования термина амар в смысле «Он желал», как мы уже объясняли. Слова «И Он сказал», встречающиеся в рассказе о творении, означают «Он пожелал» или «Он пожелал». Об этом уже говорили другие авторы, и это хорошо известно. Доказательство этого, а именно то, что фразу «Бог сказал» в первой главе Бытия следует понимать в переносном смысле «Он пожелал», а не в буквальном смысле, находится в том обстоятельстве, что повеление может быть только быть отдана существу, которое существует и способно принять команду. Комп. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их» (Пс. XXXIII, 6). «Его уста» и «дух уст Его», несомненно, образные выражения, и то же самое в случае с «Его словом» и «Его речью». Таким образом, смысл стиха в том, что они [небеса и все их воинство] существуют по Его воле и желанию.
5. Эти три области часто отождествляются в раввинистической литературе. Например, см. Рав Ицхак Каро, Толдот Ицхак, относительно жертвоприношений, на Ваикра 1:2.
6. Речь также важна в Шаббат, но на другом уровне: Пророк Йишайаху (глава 58:13,14) подчеркивает важность избегать запрещенной речи, однако этот запрет коренным образом отличается от 39 действий, которые считается осквернением Шаббата на уровне Торы. Шла Хакадош цитирует Рейшит Хохма и объясняет, что существуют мысли, слова и действия, относящиеся к запрещенным действиям, а также мысли, слова и действия, связанные с положительными или активными действиями, которые следует совершать в Шаббат (молитва, кидуш, и т. д.).
7. См. Талмуд Бавли Бейца 13б, Чагига 10б, Бава Кама 26б, Синедрион 62б, Зевхим 47а, Критут 19б.
8. См. Йисмах Моше Паршат Матот.
9. Раббену Бачая Бамидбар 30:3.
10. См. Раши Берешит 49:3.
11. См. Раши Берешит 29:25.
12. Шар Хапасуким Паршат Матот.
13. Тора описывает этот инцидент как «жестокое обращение» с Диной, которое обычно понимается как изнасилование.
14. См. Пирки Дребби Элиэзер, глава 35 (ред. Хорива). Об этой традиции также сообщается в Таргуме (псевдо) Йонатан Берейшит 41:45 (и 48:9).
15. См. Ликутей Тора, Паршат Матот, Сефер Ликутим Паршат Матот.
16. Интересно, что то, что описано Ари (рабби Ицхак Лурия, 1534 -1572) в терминах духовных черт, позже было развито в области генетики Грегором Менделем (1822 — 1824) в терминах физические черты.
17. Ту же мысль более доступным языком излагает р. Цви Элимелех Шапира (1783-1841) из Дынова в «Игра Д’кала», где он цитирует Ари.
Одинаковое мышление меняет то, как мы говорим: News Center
19 мая 2015 г.
Будучи социальными существами, мы склонны подражать позам друг друга, смеху и другому поведению, в том числе тому, как мы говорим. Теперь новое исследование показывает, что люди со схожими взглядами, как правило, более точно отражают или согласовывают речевые модели друг друга. Кроме того, люди, которые лучше умеют идти на компромисс, более тесно сближаются.
«Немногие люди знают, что они меняют произношение слов, скорость речи и даже структуру своих предложений во время разговора», — объяснил Флориан Джагер, доцент кафедры мозговых и когнитивных наук в Университете Рочестера и соавтор недавно проведенного исследования. опубликовано в Language Variation and Change . «Мы обнаружили, что 90 284 градуса 90 285, на которые ориентируются говорящие, социально опосредованы».
«Наши социальные суждения о других и наше общее отношение к конфликту влияют даже на самые автоматические и подсознательные аспекты того, как мы выражаем себя с помощью языка», — сказал ведущий автор Коди Уэзергольц, научный сотрудник лаборатории Джагера.
Карикатурное изображение, описанное участниками во время второй фазы эксперимента.
Чтобы проверить социальные эффекты того, насколько сильно мы имитируем речевые модели друг друга, исследователи разработали эксперимент, в котором участники сначала слушали идеологически заряженные сообщения с заданной структурой предложений. После того, как они выслушали обличительные речи, их попросили описать несколько простых иллюстраций, изображающих персонажей, выполняющих простые действия, например, официантка, дающая банан монаху.
Большинство участников подсознательно согласовывали свои описания со структурой предложения, представленной на этапе прослушивания эксперимента. Но то, насколько близко участники согласились со спикером, варьировалось в зависимости от того, насколько они были согласны с взглядами спикера (по оценке в постэкспериментальном интервью). Те, кто разделял взгляды с говорящим, изменили свою речь, чтобы она больше соответствовала модели предложения, используемой говорящим.
Во время эксперимента участники слышали такие фразы, как «Конгресс дает слишком много денег бездельникам». Другие слышали то же идеологически нагруженное мнение, выраженное с помощью другой структуры предложения: «Конгресс дает бездельникам слишком много денег». (Обратите внимание на порядок слов «слишком много денег» — что относится к даримой вещи — и «бездельники» — получатель.)
Те, кто слышал первую версию «Конгресс дает слишком много денег благотворительным попрошайкам» (получатель упоминается после даримой вещи), например, с большей вероятностью описывали картинку так: «Официантка дает банан монаху», а не «Официантка дает монаху банан», когда они соглашались с мнением говорящего.
Когда участники не соглашались с мнением, высказанным спикером, они соглашались меньше или не соглашались вовсе. Кроме того, участники, которые описали себя как компромиссные в конфликтных ситуациях, продемонстрировали большее языковое соответствие с говорящим.
Один из исследователей, Кэтрин Кэмпбелл-Киблер, адъюнкт-профессор лингвистики в Университете штата Огайо, указала, что проверка политического влияния на синтаксическое согласование может быть интересна сама по себе, но целью этого эксперимента было влияние на социальные сходство и установить ситуацию, в которую участники были идеологически вложены.
Одна из причин, по которой люди склонны согласовывать определенные речевые модели, заключается в том, что это облегчает общение, сказал Джагер. Когда мы согласовываем то, как мы говорим, звуки, слова и структуры предложений становятся более предсказуемыми,
В дополнение к этой хорошо известной психологической функции результаты исследования свидетельствуют о том, что выравнивание речи выполняет социальную функцию. Сходство — мощная социальная сила, объяснил Джагер. Короче говоря, нам нравятся люди, которые разделяют с нами определенные характеристики. Таким образом, разговор в манере, более или менее похожей на других, может быть тонким средством влияния на симпатию, доверие и другие межличностные эмоции.