Как тренировать фотографическую память – Как развить фотографическую память: 7 эффективных упражнений

Содержание

Как развить фотографическую (эйдетическую) память

Каждый день человек сталкивается с множеством образов, информацией, эмоциями и впечатлениями. О том, чтобы это оставалось без напряжения в памяти мечтают многие. Память – это кладезь и богатство, и ее значение в нашей жизни невозможно переоценить.

 

Многие считают, что способность запоминать без лишних усилий – врожденный дар, ген, который мы имеем как данность. Однако, это не совсем так.

Описание феномена

В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.

Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.

В чем разница между обычной и фотографической памятью?

  • Обычная память действует по принципу «наполнения» свободных ресурсов, поэтому события нашей жизни мы помним с каждым годом хуже, т.к со временем сознание наполняется новыми впечатлениями и старые вытесняются. Также, специфика обычной памяти в том, что она фиксирует значимые события, или эмоционально окрашенные.
  • Эйдетическая память – фиксирует образ и, соответственно, он не смешивается с новыми событиями. Образ не зависит от настроения или ассоциаций-когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы видите перед собой образ целиком и можете воспроизвести в памяти даже мелочи.

Исследование феномена

Первым в психологии о понятии «эйдетизм» рассказал ученый из Сербии В. Урбанчич, а в 20-х г. прошлого столетия Э.Йеншем проведены первые экспериментальные исследования. Им была разработана классификация по степени выраженности феномена. Затем, эйдетика изучалась российскими и зарубежными психологами — М. П. Кононовой, м, С. Л. Рубинштейном, В. А. Артёмовым, А.Р. Лурией. В частности, А. Р. Лурия и совместно работающие с ним ученые, доказал, что образы из памяти могут быть сильнее реальных образов восприятия, а иногда даже влиять на физиологию человека и менять его состояние.

Упражнения

В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.

Как развить фотографическую память? Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит.

Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.

  1. Упражнение «непрерывное наблюдение». Этот метод заключается в непрерывном сосредоточении внимания на предмете в течение 5 минут. Вы можете моргать, но нельзя отводить взгляд. Рассмотрите детали в мельчайших подробностях, стремитесь удерживать внимание на нужном объекте. Такое упражнение доступно онлайн.
  2. Упражнение «ритмичное наблюдение». Посмотрите внимательно на предмет или текст в течение нескольких секунд, сохраняя ровное дыхание. Закройте глаза, сделайте глубокий выдох и отдалите образ предмета из сознания. Затем сделайте вдох и снова внимательно изучайте предмет. Повторить это упражнение 50 раз. В сети есть похожие упражнения онлайн.
  3. Упражнение «мысленное видение». Посмотрите внимательно на предмет (текст) в течение нескольких минут, стремясь запомнить каждую мелкую деталь. Закройте глаза и пробуйте воспроизвести картинку перед собой с мельчайшими подробностями. Поначалу образ будет мутный, и части предмета утеряны, но со временем восприятие станет четче и более приближенным к реальности. Когда вы научитесь запоминать предметы – пробуйте проделывать тоже с картинами и текстами, каждый раз усложняя задачу. Этот метод еще называют-метод Айвазовского. Данная эйдотехника в том числе и тренировка внимания.
  4. Упражнение «видеоскоп». Сосредоточенно посмотрите на предмет или текст в течение минуты. Затем переведите взгляд на другой предмет и так же изучите его. Закройте глаза и в воображении соедините эти два предмета. Эффективность упражнения повышается при повторении 5-7 раз с разными предметами, формируется так называемая видеопамять.

  1. Упражнение «Таблица Шульте». Суть этого упражнения – быстро и последовательно находить числа в таблице, где они изначально расположены хаотичным образом. Этот метод-тренировка внимания, наблюдательности, задействована зрительная память, так как происходит запоминание не только места нужной ячейки, но и других ячеек. Такое упражнение еще и интересное-можно играть наперегонки и помимо сосредоточения внимания формируется скорость реакции.
  2. Упражнение «Игра в спички». Бросьте хаотично на стол несколько спичек, затем посмотрите внимательно на них и запомните в мельчайших подробностях как они расположены. Затем отвернитесь и с помощью других спичек и в другом месте воспроизведите их положение.
  3. Упражнение «мгновение, остановись». Этот метод можно делать в любое время – на учебе, работе или прогулке. Выберете предмет, посмотрите на него внимательно и, закрыв глаза, нарисуйте его в своем воображении.
  4. Упражнение «пустое сознание». Нарисуйте точку, расположите перед собой. Смотрите на нее до тех пор, пока не начнут возникать мысли. Когда вы почувствовали их приближение–закройте глаза и сконцентрируйтесь на предмете, стараясь его представить наиболее полно, не допуская себе возникновения мыслей. Идея этого упражнения в том, что наличие мыслей (или «шумов», как их называют психологи), приводит к ухудшению качества запоминания и яркость изображения стирается.

Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.

Возможности эйдетизма

Фотографическая память дает множество возможностей для человека – стоит вспомнить людей, обладавших этим талантом:

  • Максим Горький – обладал навыком скорочтения и запоминал прочитанные книги на долгие годы;
  • Алексей Толстой – прежде чем написал свои книги, «видел» их содержание и текст образно;
  • Лев Вершинин – со студенческих лет знал наизусть текст Советской Исторической Энциклопедии;
  • Рональд Рейган – с одного взгляда мог запомнить целиком какой-либо текст.

Развитая эйдетическая память открывает перед человеком новые возможности – успехи в учебе, профессии, хобби напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно вы запоминаете новую информацию.

Однако, в своем стремлении развить фотографическую память и стать эффективнее, умнее и лучше не забывайте, что важно не навредить себе. Чрезмерное увлечение эйдетизмом в конечном итоге может грозить «затмеванием» внутренними образами реальности. 

Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

Всего голосов: 145

4 145

Читайте также

mozgius.ru

Как развить фотографическую память? 8 мощных упражнений

Что такое фотографическая память? Как развить фотографическую память?

Фотографической памятью обладают небольшое количество людей. Некоторые люди рождаются с такой памятью и пользуются ей на протяжении всей жизни.

Фотографическая память это запоминание в мельчайших деталях образа, рассказа, рисунка, картины и потом воспроизведение его при помощи рассказа или рисунка.

Известные люди, которые обладали фотографической памятью:

  1. Рональд Рейган американский президент он мог за несколько секунд запомнить целую страницу текста, просто посмотрев на нее.

  2. Шерешевский Соломон писатель артист журналист обладал хорошей фотографической памятью.

  3. Библиотекарь в Италии, который жил в 17 веке прочитал свыше 40000 книг и знал их наизусть.

Фотографическую память можно развивать, как и любую другую память. Вы выбираете объект, который хотите запечатлеть фотографируете его и затем воcпроизводите его в своей памяти. Фотографическая память, как фотоаппарат навели камеру, щелкнули и все.

Тренировать фотографическую память можно везде дома, на работе, на улице, в магазине, в театре и так далее.

Например, вы идете по улице и навстречу, вам идет человек, сфотографируйте этого человека и перестаньте смотреть на него, создайте его образ у себя перед глазами опишите мысленно этого человека. Какой он? Во что одет? Какие черты лица? Что у него у руках? И так далее.

Возможно, у вас не получится качественно сфотографировать и описать образ человека, полностью для этого нужны постоянные тренировки. Со временем вы сами заметите улучшения.

Тренировки должны проходить в хорошем положительном настроении положительный настрой всегда помогает добиться нужного результата.

Тренироваться можно ежедневно при помощи упражнений

Упражнение 1. Сфотографируйте предмет

Возьмите какой-нибудь предмет, например, статуэтку посмотрите на нее десять секунд, сфотографируйте ее, затем закройте статуэтку и расскажите или нарисуйте по памяти.

Проверьте свой рассказ с оригиналом статуэтки и сравните, все вы сфотографировали или нет.

Упражнение 2. Сфотографируйте картину

Возьмите картину, если нет картины, можно взять картинку в книге, посмотрите на нее десять секунд, сфотографируйте ее, затем закройте картину и расскажите по памяти что изображено на этой картине.

Проверьте свой рассказ с оригиналом картины и сравните, все вы сфотографировали или нет.

Упражнение 3. Сфотографируйте ковер

Посмотрите на ковер, если нет ковра, можно взять картинку ковра, посмотрите на нее десять секунд, сфотографируйте ее, затем отвернитесь от ковра и расскажите по памяти что изображено на этом ковре.

Проверьте свой рассказ с оригиналом ковра и сравните, все вы сфотографировали или нет, сравните правильность описания узоров и цветов.

Упражнение 4. Сфотографируйте формулу

Возьмите любую сложную математическую или химическую формулу.

Сфотографируйте ее, затем закройте эту формулу и попробуйте написать ее по памяти. Откройте формулу и проверьте правильно, вы написали или нет.

Упражнение 5. Сфотографируйте абзац в книге

Возьмите любой абзац в книге от пяти до десяти строчек, посмотрите на него внимательно в течение тридцати секунд, сфотографируйте его, затем закройте книгу и расскажите по памяти, что написано в этом абзаце.

Проверьте свой рассказ с абзацем в книге и сравните, все вы сфотографировали или нет. Повторите упражнение снова.

Упражнение 6. Сфотографируйте ряд чисел

Возьмите любой ряд чисел, посмотрите на него внимательно в течение тридцати секунд, сфотографируйте его, затем закройте его и напишите по памяти. Запомните сначала первую строчку и напишите ее, затем запомните вторую строчку и запишите ее и так далее.

92374859

4758603647

95736247596745

9837564424237587977

34868708846241315756879

Проверьте то, что вы написали, и написанный ряд чисел и сравните, все вы сфотографировали правильно или нет. Повторите упражнение снова, чтобы не было ошибок.

Упражнение 7. Сфотографируйте слова

Возьмите любые слова, посмотрите на них внимательно в течение тридцати секунд, сфотографируйте их, затем закройте слова и напишите по памяти. Запомните сначала первые две строчки и напишите их, затем запомните вторые две строчки и запишите ее и так далее.

Машина, заяц, малина, медуница, плутон, горностай, черемуха, черепаха, датчик, вселенная, медведь, океан, формула, кинотеатр, флора.

Дача, полисадник, динозавр, артикул, двадцатигранник, кружка, рога, деньги, картина, кровать, ребус, двигатель, жаворонок, карусель, дельфин.

Проверьте то, что вы написали, и написанные слова и сравните, все вы сфотографировали правильно или нет. Повторите упражнение снова, чтобы не было ошибок.

Упражнение 8. Сфотографируйте спички

Возьмите спички двадцать штук и бросьте их на стол, чтобы получился какой-нибудь рисунок, посмотрите внимательно на рисунок из спичек, который у вас получился.

Сфотографируйте его отвернитесь от него и попробуйте выложить точно такой же, как вы сфотографировали.

Проверьте эти два рисунка посмотрите, отличаются они или нет. Если они одинаковые, то возьмите тридцать спичек и сделайте тоже, самое.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации


Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)


Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.


Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.


Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу


Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.


Заключение

Развивать фотографическую память можно в разное время суток и днем, и ночью, и на работе, и дома. Этим можно заниматься, не отрываясь от работы и от важных дел. Занимайтесь развитием фотографической памяти. Желаем вам удачи.

cepia.ru

Как развить фотографическую память: эффективные тренировки

Развитие фотографической памяти позволит значительно повысить продуктивность в учебе и на работе. Данный вид памяти поддается тренировке, но для этого нужно систематически заниматься и продолжать развивать свои навыки. Возможность быстро воспринимать и в точности запоминать увиденную информацию очень пригодится в дальнейшем. Для начала выясним, что такое фотографическая память.

Что такое фотографическая память?

Фотографическая память или эйдетизм — это способность запоминать зрительный образ, который затем воспроизводится при помощи слов или рисунка.


Люди, обладающие фотографической памятью, способны запоминать в тончайших деталях рисунки или картины, затем в подробностях описывать их. Интересным является то, что люди, обладающие подобными способностями, могут быстро запоминать целые страницы текста, затем дословно пересказывать его. В их памяти страница текста откладывается в виде отсканированного документа или фотографии.

Как развить в себе фотографическую память?

Развить в себе подобный дар станет крайне полезным делом. Это поможет добиться успеха в различных аспектах жизни. А тем, кто обладает кратковременной фотографической памятью, рекомендуется дальше развивать ее. При этом не нужно уделять тренировкам много времени и сил. Заниматься саморазвитием можно по пути домой, ожидая свой транспорт на остановке.

Тренировать фотографическую память можно во время поездки в метро, внимательно рассмотрев пассажира напротив, после отвести взгляд и попытаться максимально восстановить его образ. Также можно проделывать подобное на рекламных объявлениях или плакатах.

Для улучшения долговременного запоминания нужно пробовать воспроизводить в мельчайших деталях предметы, увиденные ранее.

Существует множество тренингов, которые помогут узнать, как развить фотографическую память.

Упражнения с таблицами Шульте

Наиболее популярными являются таблицы Шульте размером 5×5 клеток, внутри которых нарисованы цифры. Цель упражнения заключается в быстром поиске цифр в нужной последовательности. Для лучшего результата можно дважды проходить одну таблицу, первый раз по возрастанию цифр, а второй — по убыванию. Если обычные таблицы выполняются легко, можно поискать более сложный вариант, где цифры записаны в различных фигурах, отличающихся размерами.

При помощи таких тренировок улучшается зрительная память, периферическое зрение, внимание, запоминание мелких деталей.

[table “2” not found /]

Игра в спички

Для выполнения данного задания нужен коробок спичек и ровный гладкий пол. В первую очередь нужно взять от трех до пяти спичек и бросить их на пол, на протяжении короткого периода времени рассмотреть их и запомнить расположение. Затем отвернуться в другую сторону и разложить другие пять спичек в том же положении. На первый взгляд задача кажется простой, но если пытаться выложить спички учитывая все детали — первые попытки могут быть неудачными. Если данное упражнение выполняется слишком легко, стоит постепенно увеличивать количество спичек.

Упражнение «Римская комната»

Использовалось древними римлянами для лучшего запоминания списка дел. Они запоминали наиболее яркие и выдающиеся вещи в своем доме или комнате, и присваивали им определенный образ, связанный с каким-либо делом. Например, если нужно было пойти с другом в баню, римлян представлял его в луже возле своего фонтана или пруда во дворе, если нужно было что-нибудь купить, он мог представить данный предмет в руках у своей любимой статуи.

Для развития фотографической памяти данный метод будет очень полезным. С его помощью образы грядущих дел можно привязать к различным деталям какого-либо предмета (его форме, цвета, узору), а не к вещи в целом. Таким образом, с каждым разом при необходимости вспомнить нужное дело, можно возвращаться в свою воображаемую комнату, вспоминая не только сами предметы, но и их детали.

Методика Айвазовского

Данная методика названа в честь знаменитого художника, который также развивал в себе дар эйдетизма.


По рассказам, Айвазовский приходил на берег моря, где тщательно всматривался в волны, пытался максимально детализировано запечатлеть их у себя в памяти.Он множество раз воспроизводил картинку волн у себя в уме, а потом переносил на полотно.

Используя метод Айвазовского можно развить фотографическую память, ведя обычный образ жизни. Так, при выпавшей возможности следует рассмотреть какой-либо предмет, статую, человека, плакат. Потом, отведя взгляд, воспроизвести запоминающийся образ в малейших деталях. Сначала это может показаться неэффективным и скучным, но систематические ежедневные тренировки в итоге покажут свой впечатляющий результат.

Игры для развития фотографической памяти

Подобные упражнения хорошо подойдут для детей. Ведь в их возрасте любая информация лучше воспринимается и запоминается в игровой форме.

Наиболее популярными играми являются:

  • «Что пропало». Для ее проведения необходимо набрать несколько предметов. Расположить их на полу, попросить ребенка запомнить все игрушки. Затем, когда малыш отвернется спрятать одну игрушку и попросить его назвать что пропало. Для усложнения задания, можно менять последовательности предметов, увеличивать их количество.
  • «Что в ящике». Для данной игры нужно несколько мелких игрушек и непрозрачная емкость. В емкость положить все предметы и накрыть тканью или крышкой. Затем на мгновенье показать ребенку, что внутри, и попросить назвать все запомнившиеся предметы. С улучшением памяти количество предметов увеличивают.
  • «Одинаковые карты». Для этой игры нужна колода обычных или детских карт. Разложить от 3-5 карт, и по мере запоминания ребенок должен перевернуть их лицевой стороной вниз. Затем дать ему такие же карты с другой колоды, и попросить положить их на соответствующие. Таким образом тренируется длительная фотографическая память.

Фотографическая память улучшится только при постоянных ежедневных тренировках. Не нужно надеяться на быстрый результат, лучше всего запастись терпением и продолжать улучшать работоспособность своего мозга.

Источники

  1. Haber R. N., Hershenson М. «The psychology of visual perception», N. Y., 1973.;
  2. Матюгин И. Ю. (Школа эйдетики). Развитие памяти, образного мышления, воображения»;
  3. Olson IR, Jiang Y, Moore KS (2005). Associative Learning Improves Visual Working Memory Performance;
  4. Книга Е. Антощука «Знакомьтесь, Ваша память».

brain-hack.ru

Фотографическая память: 10 эффективных упражнений

Реальная история о друге фотографе Александре, который быстро запоминал изображение в мельчайших подробностях. Александр приобрел навороченный фотоаппарат на волне их популярности. Тогда все ходили с толстенными объективами и называли себя свободными фотографами. Но у Александра обнаружился настоящий талант.

В его студии «Вспышка» через год он выставлялся сам и приглашал известных фотографов со всего мира.

На одном таком вечере он влюбился. Как утонченный художник, он выловил свою музу из толпы и целый вечер вглядывался в ее черты. Помню, к нему подходил очень солидный заказчик, пытался договориться о съемке, но Саша всем взглядом был в другой вселенной.

Заказчик мечтательно улыбнулся, написал на салфетке что-то, сунул салфетку ему в ладонь и ушел. Разгоряченный Александр бегло взглянул на запись, без интереса смял салфетку и бросил в бокал с недопитым шампанским.

Познакомиться с девушкой своей мечты фотограф не решился. Сколько выслушал я нытья об упущенном счастье!

— А ты знаешь, кто к тебе подходил вчера? – разговаривали мы наутро.

— Кто?

— Ее отец. Я слышал их разговор. Она попросила фотосессию у тебя заказать…

— Вот я дурак! – сокрушался Александр. – Номер… он же давал мне номер…

Он перерыл свои бумаги, вспомнил, что сделал с той салфеткой. Лицо его потемнело, но тут же озарилось улыбкой. Саша потребовал найти ручку, потом развернул меня спиной и на футболке что-то нацарапал.

Оказалось, что другу достаточно было беглого взгляда, чтобы запомнить все цифры номера с той салфетки. Он набрал его, позвонил и договорился о самой главной фотосессии в его жизни.

Способность гениев

Пример Александра – доказательство того, что человеческая память обладает способностью фиксировать зрительный образ, восстанавливать его мельчайшие детали. Такую память называют фотографической.

Фотографическая память – это то, что помогло Николе Тесле восстановить после большого пожара 13 марта 1895 года изобретенный им механический осциллятор, экспериментальное оборудование, архив научных материалов за несколько лет, чертежи и документацию.

Вспомните свой завтрак, чтобы понять, что такое фотографическая память. Это воспоминание как фотографию можно масштабировать, разглядывать под разными углами и повторить все детали.

Человек с такой особенностью запоминает, как выглядел собеседник, оттенок его глаз, положение рук, детали одежды, например, рисунок на галстуке. При описании предмета он точно попадает в цвет, размеры и другие параметры.

Условия отличной фотографической памяти:

  • генетическая предрасположенность;
  • развитие мозга;
  • опыт (работа с изображениями, искусством).

Для создания максимально точной картины к процессу запоминания присоединяется слуховая, тактильная память и обоняние. В таком случае мы говорим о более широком понятии – эйдетизме.

Ученые Университета Малаги связывают явление фотографической памяти с увеличением производства особого белка RGS-14. Он влияет на область мозга, отвечающую за обработку визуальной информации, увеличивает оперативность долговременной памяти.

Обладатели фотографической памяти часто по роду своей профессиональной деятельности связаны с информацией, которую необходимо обрабатывать визуально. Среди них много деятелей искусств: художников, реставраторов, фотографов, учителей.

Иван Константинович Айвазовский, чтобы изобразить водную стихию, мысленно останавливал движение воды. Волна в замершем состоянии подробно переносилась из его воображения на холст,  но никогда картины великого мариниста не казались мертвыми копиями моря. Эффект движения достигался путем многочасовых наблюдений и подобных тренировок.

В случае если вы от природы не обладаете совершенной памятью, обратитесь к упражнениям, которые помогают развить эту способность.

10 эффективных упражнений

  1. Наблюдение

Выберите объект для запоминания на улице или в помещении. Это может быть рекламный билборд, полка товаров в магазине или аптеке, обложка книги и другие предметы с разнообразными деталями.

Рассмотрите его в течение 2-3 минут, обратите внимание на цвет, форму, текстуру, размеры, положение в пространстве. Закройте глаза и представьте его до мельчайших подробностей. Когда образ будет закончен, откройте глаза и сравните с реальным изображением.

  1. Перестановка

Попросите члена семьи или друга помочь вам. Рассмотрите обстановку комнаты, запомните какие вещи и где они находятся в течение 5 минут. Покиньте комнату.

В это время ваш помощник изменит положение 3 деталей, например, поменяет местами цветочные горшки, спрячет журнал, который лежал на видном месте. После того, как перестановка будет выполнена, вы входите и ищете изменения. Позже можно практиковаться с 5 и даже 10 деталями в интерьере.

  1. Игра в ассоциации

Связывайте картинки с эмоциональными и подсознательными ассоциациями. Так вы развиваете способность визуализировать информацию. Такая способность помогает запомнить, например, список дел на неделю и легко ориентироваться в сроках поставленных задач, если к слову «неделя» подобрать ассоциацию – разворот ученического дневника.

  1. Лишние слова

Обращаемся к помощнику. Он распечатывает на одном листе текст, который вы внимательно читаете и запоминаете. На втором листе вы должны найти слова, которые добавил ваш помощник в исходный текст. Суть тренировки — нахождение лишних слов. Увеличивайте количество таких слов с каждой последующей тренировкой, а время для поиска сокращайте.

  1. Детская игра «Мемори»

Отличная тренировка для глаз и внимания. Разложите карты с парными рисунками вверх рубашкой. Открывайте одновременно только две карты. Если изображения не составляют пару, кладите обратно и открывайте следующую двойку. Задача – запомнить положение карт, чтобы найти пары всех изображений.

  1. Спички

Возьмите 10 спичек и хаотично бросьте на стол. Рассмотрите их положение, закройте плотным листом бумаги. Нарисуйте по памяти фигуры, которые вы только что видели. Увеличивайте количество спичек в последующем.

  1. Обратное чтение

Читайте слова задом наперед. Начните с двух слогов. Ваша цель – мысленно видеть слово и читать его. Следующий шаг – отдельные фразы и законченные предложения. Позже вы сможете воспроизводить в обратном порядке стихотворения и тексты песен.

Альтернативный вариант упражнения: воспроизведение прямого и обратного порядка цифр от 1 до 100 или букв алфавита.

  1. Формулы

Выберите алгебраическую, физическую или химическую формулу, элементы которой вам непонятны. Важно запомнить не смысл формулы и закон, который она иллюстрирует, а последовательность букв и символов. На запоминание отводится 20 секунд. Идеальный результат – запись формулы на бумаге без ошибок.

  1. Онлайн-тест с цифрами

На секунду в разных углах экрана появляются три цифры: 3, 9, 2. Потом они исчезают и превращаются в пустые круги, на них нужно нажать в той последовательности, которая соответствует возрастающему порядку этих цифр. Сначала нужно нажать на кружок, за которым спряталась «2», потом «3» и «9». С каждым раундом количество цифр увеличивается.

  1. Тренажер «Пятна»

Еще один эффективный тренажер из сети. На черном фоне появляется белое пятно, вы должны нажать на него. На каждом следующем уровне появляется новое – количество пятне растет. Задача выбрать то, что появилось последним. Задание нелегко выполнить, так как перед новым уровнем картинка с пятнами перекрывается белым экраном. Монохромность заставляет вас сконцентрироваться и поморгать, чтобы сфокусировать взгляд.

Если ваш результат 25-30 пятен — вы счастливый обладатель тренированной памяти. Больше 50 – вы гений!

Итого

Обладатели фотографической памяти успешнее тех, кто пользуется привычным алгоритмом запоминания и воспроизведения данных.

Выделите упражнениям для развития памяти 10 минут в день и уже через месяц вы заметите, как быстро запоминаются тексты презентаций, находятся нужные вещи, слова и люди.

Ваша внимательность и острый ум – ключ к успеху и путь к новым высотам.

 

[Всего голосов: 2    Средний: 3.5/5]

trenermozga.ru

5 ключевых упражнений, развивающие фотографическую память

Олег — мой студенческий друг, отличный фотограф, один из самых известных в нашем городе. Фотографией Олег увлекался ещё со школьной скамьи и отточил своё умение до поражающих масштабов. На всё окружающее он смотрит профессионально, с одного взгляда запоминая даже незначительные мелочи.

Такая память Олега поражала меня ещё общего студенчества, когда его способности к запоминаю любого вида информации вызывали зависть у всех однокурсников. Долгое время никто не верил, что Олег так легко запоминает информацию, все считали, что он так же долго, как и все просиживает за учебниками, просто по каким-либо причинам скрывает это.

Общее мнение подверглось сомнению, когда стало известно об увлечении Олегом фотографией, которое занимало всё его свободное время. На все расспросы, когда талантливый студент всё успевает, Олег пожимал плечами и говорил, что достаточно просто быть наблюдательным и приложить немного терпения.

После окончания института Олег признался:

«Знаешь, я с детства был очень наблюдательным и обладал неплохой памятью. Уже в старших классах одновременно с фотографией я увлёкся психологией, где прочитал про уникальный вид человеческой памяти — фотографическую, которая является врождённым даром и доступна лишь единицам.

Но через время я наткнулся на интереснейшую работу, автор которой утверждал, что развить фотографическую память доступно абсолютно любому человеку, достаточно просто приложить усилия и заниматься этим всерьёз. Этот же автор привёл несколько упражнений, помогающих развивать память. Я заинтересовался этой теорией и решил попробовать, полагая, что хуже точно не сделаю.

Знаешь, сначала было тяжеловато, не было видно никакого результата, я даже подумывал забросить, но через время я поймал себя на мысли, что могу в мельчайших подробностях вспомнить любимую фоторамку и ещё немало личных вещей, которые так старательно разглядывал.

Со временем упражнения стали привычными, а память поражала избирательностью и глубиной. Я научился запоминать быстро, бегло, но при этом в мельчайших подробностях. Как видишь, это умение очень помогает мне по жизни.»

В моей жизни история Олега — это наглядный пример того, что человеческие возможности не знают границ и всё зависит лишь от нас.

«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»

С.Л. Рубинштейн

 

Что такое фотографическая память, её особенности и преимущества

Эйдетизм, или фотографическая память, — это способность человеческой памяти зрительно запоминать любой образ, картинку в мельчайших подробностях и восстанавливать его в памяти через некоторое время.

Память человека представляет собой архив, в который складываются все наши воспоминания. Но данный архив имеет свои размеры и не способен уместить всё, что мы видим, слышим чувствуем ежедневно. Поэтому, прежде чем запомнить новое, наша память избирательно удаляет что-то старое.

Особенность фотографической памяти в том, что она представляет собой фотоснимок любой сцены нашей жизни. При этом такие «фотоснимки» не исчезают из человеческого сознания с поступлением новой информации, а мельчайшие детали не изменяются и не тускнеют со временем.

То есть, фотографическая память способна запечатлеть и хранить сотни тысяч изображений, которые не забываются и не меняются со временем. Согласно теории, человек, обладающий такой памятью, может хранить в памяти огромное количество прочитанного текста, любых увиденных явлений и воспользоваться ими в любой момент своей жизни.

В истории известны люди, обладающие данным видом памяти:

  1. Ким Пик — гражданин США, который был известен феноменальным запоминанием прочитанного текста. Быстро запоминал любую прочитанную информацию и мог воспроизвести её в любой отрезок своей жизни. Стал прототипом главного героя фильма Барри Левинсона «Человек дождя»
  2. Джон фон Нейман — учёный в области математики и физики запоминал всю увиденную текстовую информацию и мог вспомнить любой отрывок.
  3. Никола Тесла — величайший физик, инженер и изобретатель. Редко записывал свои наблюдения. После того, как сгорела его лаборатория, смог по памяти восстановить всю документацию.
  4. Сергей Рахманинов — великий русский композитор, запоминал графическое изображение произведений с невероятной скоростью.
  5. Иван Айвазовский — великий русский художник, живописец. Человек, который самостоятельно развивал фотографическую память, наблюдая за морской волной. После наблюдения мог «остановить » изображение на картине.

Как видно из исторической справки, эйдетизм может действительно развиваться человеком самостоятельно, без опоры на одарённость. Всё зависит только от наблюдательности, терпения, желания и силы воли самого человека.

Упражнения для тренировки и развития фотографической памяти

Невозможно переоценить значение фотографической памяти, когда необходимо запомнить какую-либо визуальную информацию без её осмысления. Развить такую помощь возможно лишь при постоянных тренировках.

Наблюдение без перерыва

На первых этапах тренировки фотографической памяти стоит брать несложные предметы — однотонные простые предметы мебели и посуды. Упражнение заключается в непрерывном разглядывании задуманного предмета около пяти минут.

Запомнив все особенности предмета, закрываем глаза и представляем в своём воображении данный предмет в мельчайших подробностях. На первых этапах это будет пять-шесть деталей, но по мере тренировок количество запоминающихся деталей будет расти. Затем открываем глаза и сравниваем оригинал с представленным образом.

Со временем вы сможете производить большее количество деталей уже с первого раза. Тогда настанет пора переходить на более сложные упражнения — картинки или небольшой текст. Главное в таком упражнении — научиться воспроизводить «картинку» со всеми деталями.

Ассоциативность

Упражнение заключается в создании списка ярких ассоциаций, за каждой из которых будет крепиться небольшой список ассоциативных образов. Замечая любой пункт из списка ассоциативных образов, в вашей голове будет формироваться образ главного слова и наоборот.

По тому же принципу данное упражнение работает и с цифрами. Комбинации цифр можно разбивать на отдельные числа, которые будут ассоциироваться у вас с каким-либо событием в вашей жизни или с историческим моментом.

Тренировка с текстами

Для начала берём два идентичных текста, которые различаются одним «лишним» словом. Прочитав текст на первом источнике, вам необходимо перевести взгляд на второй текст и в скором времени найти лишнее слово. Со временем упражнение усложняется увеличением количества «лишних» слов и уменьшением времени поиска.

Красочным аналогом такого упражнения являются интернет-игры «Найди…». С помощью таких упражнений вы быстро научитесь находить мелочи, которые выпадают из общей картинки.

Непринуждённое наблюдение, итог

Такое упражнение доступно каждому. По дороге на работу разглядывайте окружающий вас пейзаж. Считайте этажи встречающихся строений или количество окон в них, количество деревьев, растущих вдоль аллейки, и ступеньки от входа в ваш подъезд и до вашего этажа.

А в свободное время просто припомните всю дорогу в деталях. Это упражнение не занимает лишнего времени, но при регулярных тренировках даст хороший результат.

Развитие и использование фотографической памяти открывает перед человеком совершенно новые горизонты, ведь память будет способна запоминать и хранить огромное количество текстов, чисел, лиц людей вокруг и расположение окружающих нас вещей.

Такая память не выдумка и не привилегия ограниченного числа людей. Развивать в себе способность к быстрому и качественному запоминаю под силу каждому из нас, стоит только захотеть и проявить немного терпения.

 

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

trenermozga.ru

Как развить фотографическую память | BBF.RU

Фотографическая память незаменима, когда нужно быстро запомнить информацию без ее осмысления. Развить этот вид памяти можно с помощью постоянных тренировок. Навыки будут полезны для запоминания рядов цифр, географических объектов и просто для развития памяти.

Как развить зрительную память при чтении

Знаешь, что мексиканцы говорят про Тихий океан? Говорят, что у него нет памяти.

Как часто в жизни людям приходится запоминать много информации, причём различного характера. Те, кто по роду своей деятельности, вынужден часто прибегать к услугам своей памяти, вольно или невольно развивает её.

Так, например, охранники или вахтёры должны помнить всех приходящих в какое-то учреждение, чтобы быстро «опознать» чужого. Школьные учителя или преподаватели тоже вынуждены помнить в лицо своих многочисленных учеников. Так же быстро проводят визуальный анализ лиц кондукторы в общественном транспорте.

Что же делать, если Бог обделил вас хорошей памятью? Память, как и любой орган, нуждается в тренировке. Если пианист не будет играть свои гаммы каждый день, его техника исполнения будет страдать. У футболиста, не тренирующегося ежедневно, ослабнут мышцы, а у тех, кто обездвижен, мышцы атрофируются абсолютно. Именно такую параллель можно провести и с памятью: если не тренировать её систематически, мозг перестанет воспринимать информацию в полном объёме.

Если же говорить о фотографической памяти, то учёные понимают под этим термином способность человека с помощью зрительных образов запоминать нужную информацию, даже не переосмысливая её. Сам процесс запоминания при этом занимает немного времени — иногда несколько секунд.

Использование такой памяти открывает перед человеком новые горизонты, ведь всего за несколько секунд он может запоминать тексты, числа из большого количества цифр, лица, расположение вещей. Наверное, это нужно не каждому, но для кого-то это вопрос чести. Например, Наполеон считал для себя важным знать своих солдат в лицо и по имени.

Чтобы развить фотографическую память, нужно долго и упорно тренироваться. Какие же приёмы для этого существуют?

Наблюдение

Может ли кто-то со стопроцентной уверенностью сказать о себе, что он наблюдательный? Может, и найдётся несколько человек, кто подтвердит, что это так. Однако чаще всего в нашем суетном ритме жизни нам порой некогда оглядеться вокруг и запомнить хотя бы окружающие нас предметы.

Поэтому если просто запоминать незначительные детали по дороге на работу, это уже будет прогрессом. Посчитайте, сколько этажей в соседнем доме, сколько деревьев растёт вдоль тротуара, сколько лесенок при входе в подъезд. Интереснее всего будет потом, придя на работу, в деталях вспоминать всю дорогу от начала до конца, причём и в ту и в другу сторону.

Непрерывное наблюдение за предметом

Начиная тренировать память, лучше брать простые предметы вроде вазы или кружки. Необходимо в течение пяти минут непрерывно рассматривать этот предмет, в буквальном смысле не отрывая взгляд. Осмотрев предмет, нужно закрыть глаза и вспоминать все его детали. Сначала это будет 5-6 деталей, однако после каждого занятия их количество будет увеличиваться. После нужно открыть глаза и ещё раз посмотреть на предмет, сравнив с той картинкой, которая появилась в вашем воображении. Кто-то с пятого, а кто-то с десятого раза всё-таки воспроизведёт все детали. В дальнейшем это вполне может получаться уже с первого раза.

После нужно переходить на тренировку с картинками или текстами. Естественно, на картине намного больше деталей, поэтому и запоминать сложней. Первоначально можно ограничиваться несколькими деталями, но не больше десятка. В перспективе запомнить все детали с одной, в крайнем случае, с двух попыток, — вполне реально. Нужно научиться запоминать картинку целиком, со всеми деталями сразу.

Тексты могут представлять из себя стихи или формулы, а ещё лучше если это будет последовательность цифр, лишённая всякой логики (не арифметическая и не геометрическая прогрессия).

Тренировка на улице

Когда вы идёте на работу или возвращаетесь домой, тоже можно тренироваться. Для начала можно выбрать один предмет: интересный дом, дерево, красивый фонарь. Отводите взгляд в сторону или закрывайте глаза, а потом вспоминайте картинку в деталях. Такое упражнение не займёт много времени и постепенно войдёт в привычку. Занимаясь регулярно, вы не сразу поймёте, как из игры это занятие превратится в стойкий результат.

Ассоциации

Ассоциативное мышление — ещё один ключ к развитию фотографической памяти. Нужно создать свой собственный список ассоциативных картинок, которые психологи называют «список-якорь». Слова из этого списка должны, по замыслу психологов, связываться с любым произвольным словом, вызывая стойкую ассоциацию в вашем представлении.

Таким образом, к каждому слову из вашего списка можно «присобачить» по два-три слова. После двух недель подобных упражнений можно запоминать целые тексты. То же самое с цифрами. Любую комбинацию цифр можно разбить на такие числа, которые будут вызывать у вас определённую ассоциацию с каким-то событием в вашей жизни или жизни других людей (даже в масштабах целой страны).

Эксперименты с текстами

Попробуйте выполнить следующие упражнения. На одном листе печатается текст в обычном формате с буквами средней величины (14 кегль). На другом листе с таким же текстом ваш помощник должен впечатать какое-нибудь лишнее слово. Прочитав первый лист, нужно сразу перевести взгляд на второй и быстро найти лишнее слово.

Дальше таких слов может становиться всё больше и больше, а время их поиска — меньше и меньше. Кстати, помочь такой работе может, как ни странно, игра из серии «Найди кота» или «Найди собаку» в Интернете. Играя в неё, вы развиваете у себя способность быстро находить «лишнее» на картинке. Согласитесь, кот среди школьных принадлежностей выглядит неуместно. Ваш глаз научиться «цепляться» за такие мелочи, и тренировка по поиску лишних слов тексте будет продвигаться успешнее.

Задом наперёд, или «перевёртыши»

Ещё одно интересное упражнение, развивающее фотографическую память, — переворачивание знакомых фраз задом наперёд. Начинать можно с одного слова, потом со словосочетания, доходя в итоге до целых высказываний или даже стихотворений. Когда мастерство достигнет высокого уровня, можно подключать и слух: напевать песню задом наперёд, как это делали в своё время участники шоу «Хорошие шутки. Только там это делал компьютер, а теперь это станет подвластным и вам.

Парные изображения

Такая игра считается детской, поэтому разыскать её можно в рубрике детских он-лайн игр. Чаще всего называется она «Парные картинки». Изначально подобные игры считались настольными. Суть игры в том, чтобы как можно быстрее собрать пары одинаковых картинок.

Для этого игроки открывают по две любых карточки, которые раскладываются «рубашкой» вверх в четыре или восемь рядов. Нужно перевернуть две любых картинки: если они совпали, то убираются в сторону. Если нет — нужно запоминать, где какая картинка остаётся, чтобы потом при открывшейся паре быстро вспомнить, где был первоначальный вариант, и открыть обе одинаковые картинки.

В электронном варианте можно играть очень быстро, тогда игра в одиночку действительно превращается в тренировку. Попробуй-ка сразу запомни 64 картинки, пусть даже и в парах!

Тёмная комната

Сразу вспоминается детская забава: «В одной тёмной-тёмной комнате…». Но на самом деле нужна именно тёмная комната, настольная лампа, лист непрозрачной бумаги и любимая книга. Оказавшись в комнате, нужно максимально сосредоточиться, чтобы при этом вас не отвлекали никакие звуки. Закрыв страницу книги листом, нужно оставить один абзац, прочитать его и выключить лампу. Когда глаза уже привыкнут к темноте, нужно ещё раз на доли секунды включить лампу и прочитать абзац. Так нужно проделать несколько раз. Текст должен находиться в непосредственной близости от глаз, чтобы прочтение занимало доли секунды.

Таким образом на внутренней стороне сетчатки остаётся как будто фотография этого текста, которую можно воспроизвести в любой момент. Подобную методику использовали при подготовке военных, особенно разведчиков. От них требовалось воспроизведение информации с любого места. Они должны были воспроизвести в памяти строчку или слово с нужной страницы в любом абзаце.

Конечно, то, кто начнёт развивать фотографическую память у себя, вряд ли будет метить в военные. Но возможность запоминать зрительно много информации, не перегружая при этом мозг ненужными сведениями, привлекает многих.

Известен случай, когда студентка пошла сдавать экзамен по химии за подругу, ничего не смысля в этом предмете, так как сама училась на социологическом факультете. Но за два часа до экзамена прочитав учебник по химии, на блестяще рассказала материал по билету, просто воспроизведя в своём мозгу нужные страницы параграфа.

Важно помнить и другое: результат будет только в том случае, если вы будете упорно заниматься. Но, как известно, не всякий может проявить упорство в достижении цели. В этом случае тренировки могут со временем надоесть и превратиться в обузу. Психологи рекомендуют в этом случае составить список причин, которые помогут определить свою мотивацию.

Например, вы напишете: » Я развиваю фотографическую память, чтобы…» или «развитие фотографической памяти поможет мне…» Это будут фразы-мотиваторы. Без них вы сможете потренироваться от силы два-три дня, а потом это надоест.

Зато если вы сможете преодолеть лень, усталость, ваши возможности станут безграничными: за считанные секунды сможете прочитывать огромные тексты, даже целые книги, запоминать сложные тексты. А уж применение таким способностям можно найти в любой области.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, хорошая у вас память или нет.

© Самосадкина Екатерина, BBF.RU

bbf.ru

Как развить фотографическую память — Как запоминать глазами?

________

________

План:

— Фотографическая память. Первые исследования
— Зрительная память: 3 мощных упражнения
— Мнемоника или «искусство запоминания». Пример
— Простые упражнения на развитие фотографической памяти
— Заключение

Фотографическая память – способность человека запоминать зрительный образ в мельчайших деталях и воспроизводить его через некоторое время при помощи рисунка или рассказа.

Ее научное название – эйдетизм (от греческого слова, что переводится на русский язык, как «образ»).

Люди, обладающие уникальной фотографической памятью, встречаются нечасто.

Среди наиболее известных фотографистов:

1) американский президент Рональд Рейган, которому достаточно было посмотреть в течение нескольких секунд на страницу, чтобы запомнить ее;

2) писатель, журналист и артист Шерешевский Соломон – один из первых объектов исследования академиков, занимавшихся проблемами фотографической памяти;

3) итальянский библиотекарь, живший в XVII веке, что знал наизусть свыше 40 000 прочитанных им книг.

Серьезные исследования фотографической памяти начались лишь в начале ХХ века. Первым ученым, описавшим эйдетизм, как явление, был серб В. Урбанчич. Его труды появились в далеком 1907 году.

Немецкому психологу Э. Йеншему удалось продвинуться еще дальше и провести ряд исследований, которые доказали ее существование и сумели продемонстрировать ее отличие от зрительной и других видов памяти.

Но дальше всех в исследовании эйдетизма продвинулся советский академик А.Р. Лурия. Его труд «Маленькая книжка о большой памяти» посвящен исследованию уникальных способностей запоминать все, что угодно, С.В. Шерешовского.

Неудавшийся музыкант вынужден был искать работы в газете. Именно там впервые заметили его феноменальную память и посоветовали обратиться к психотерапевту. Шерешовский попал в руки академика Лурии, который открыл его способности всему миру.

Из репортера Соломон Вениаминович переквалифицировался в циркача, поражая зрителей своей способностью молниеносно запоминать фразы, цифры, образы и т.д.

Также вас может заинтересовать статья о развитии памяти и мышления.

________

— Зрительная память: 3 мощных упражнения

_________

Если вы решили всерьез улучшить свои показатели, то наверняка вам пригодится несколько простых упражнений:

1) Найдите несколько изображений формул (математических, химических, физических – любых).

Внимательно смотрите на формулу 10−20 секунд и мысленно воображайте, как формула прописывается на вашем внутреннем «экране». Затем закройте глаза и воспроизведите то, что запомнили. Начните с простых формул, постепенно усложняя себе задание.

2) Смотрите на какой-то абзац текста, но, не читая его, как обычно, а будто бы фотографируя, пытаясь охватить весь абзац сразу. Закройте текст и напишите на бумаге то, что запомнили. Выполняйте упражнение столько раз, сколько потребуется для воспроизведения абзаца текста в полном объеме.

3) Старайтесь «сфотографировать» как можно больше цифр, записанных в столбик или в ряд. Постепенно увеличивайте количество цифр.

______

— Мнемоника или «искусство запоминания». Пример

______

Тем не менее, существуют специальные техники, которые позволяют значительно улучшить память за очень короткое время и практически навсегда запомнить большой объем информации: несвязанных данных, цифр, текстов, иностранных слов. Это возможно благодаря методам мнемоники (слово «mneumonica» происходит из греческого языка и означает «искусство запоминания»).

Практически все мнемонические методы основаны на создании для запоминаемой информации ассоциаций с очень яркими, гротескными образами, которые сложно стереть из памяти.

4 шага для запоминания ассоциативным методом:

1) Кодировать информацию в яркие образы.

2) Создавать гротескные ассоциативные связи между образами.
3) Запоминать последовательность связей через гротескный сюжет или сцену.
4) Мысленно визуализировать сюжет или сцену для закрепления последовательности связей.

Этот метод используется для запоминания такой информации как не связанные между собой данные, длинные номера, исторические даты. Освоив эту технику, вы можете запомнить все эти данные в считанные секунды и практически навсегда сохраните их в памяти. Чудо? Нет, это просто еще одна врожденная способность нашего мозга – возможность создавать ассоциативные связи между воспоминаниями.

Память запоминает простые образы, которые используются в качестве точек опоры, чтобы воссоздать более сложные изображения или сцены. Говоря на языке информатики, такие образы являются корневым каталогом для нашей памяти.

Чем более простыми и гротескными являются образы, в которые кодируется информация, тем лучше они будут удерживаться в памяти и никогда не смешаются с похожими изображениями. Можно проиллюстрировать применение этого метода на практике с помощью наглядного примера. Вам необходимо запомнить, каким клиентам вашей фирмы и в каком порядке нужно позвонить в течение дня. Даже если вы запомните имена клиентов, все еще будет трудно вспомнить, в какой последовательности вы должны пообщаться с ними. Тут вам могут помочь упражнения по улучшению памяти и работе мозга.

Предположим, вы потратите немалое время для того, чтобы выучить последовательность телефонных звонков, но уже на следующий день не сможете точно вспомнить всю информацию, а через неделю забудете даже последовательность из четырех клиентов. Если же вы проявите креативность и создадите яркие образы, которые ассоциируются с каждым из клиентов, а затем придумаете ассоциативную связь, то без труда вспомните все спустя месяц и даже год.

Предположим, в списке телефонных звонков клиенты находятся в такой последовательности: Мария (домохозяйка), Петр (адвокат в юридической фирме), Люсия (продавец цветов), Андрес (пилот самолета), Моника (секретарь консалтингового холдинга), Николас (инженер), Изабель (водитель автобуса), Кармен (профессор психологии).

Шаг первый: кодируем информацию в образы.

Мария (домохозяйка): можно представить себе девушку в купальнике с огромной МАРкой на спине (начальные буквы слова помогают запомнить имя), летящую на метле вдоль берега (метла ассоциируется с ведением домашнего хозяйства). Редко можно увидеть на море девушку с метлой, не так ли? Это и есть гротескный образ, который воспринимается нашим сознанием очень легко. Его не спутать с реальным изображением из жизни.

Теперь нужно построить гротескный образ для следующего клиента, Петра. Можно представить одетого в старинную мантию мужчину с ПЕТухом в руке (ассоциация по начальным буквам имени). Одежда, в которой мы представляем Петра, сразу ассоциирует его с профессией адвоката. Чтобы еще лучше запомнить образ, можно добавить больше деталей (например, необычная прическа или выражение лица).

Шаг второй: создаем ассоциативную связь между созданными образами.

Например, Петр хочет поймать и защитить Марию, так как ее разыскивает инквизиция по подозрению в колдовстве. Это гротескная связь, которая вряд ли бы была возможна в реальном мире, поэтому наша память не сможет спутать ее с реальным событием.

Шаг третий: запоминаем последовательность связей путем построения сюжета.

Теперь нужно придумать конкретное действие, которое свяжет персонажей в определенной последовательности. Это должно быть именно действие, а не статичное изображение, если мы хотим надолго запомнить всю цепочку клиентов в определенной последовательности. Например, мы можем представить, что Петр бежит вдоль береговой линии, выпустив впереди себя петуха, чтобы догнать Марию, которая летит впереди на метле.

Шаг четвертый: мысленно визуализируем сцену.

Представляем придуманный сюжет как кино на экране. Получившаяся сцена должна быть яркой, со всеми деталями, которые мы придумали для персонажей. Это позволит запомнить всю цепочку на очень долгое время, если не навсегда.

Метод может показаться сложным, но если каждый раз, когда необходимо запомнить не связанную информацию с разными параметрами (как в описанном примере), вместо зубрежки использовать образы и связи, вы сможете развить свою креативность настолько, что на продумывание сюжета будет уходить несколько минут. Кроме улучшения памяти, это еще и развивает творческие способности, что высоко ценится сегодня в любой профессии.

Также вас может заинтересовать тема о развитии зрительной памяти.

_______

— Простые упражнения на развитие фотографической памяти

________

В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.

Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит.

Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.

1) Упражнение «непрерывное наблюдение».
Этот метод заключается в непрерывном сосредоточении внимания на предмете в течение 5 минут. Вы можете моргать, но нельзя отводить взгляд. Рассмотрите детали в мельчайших подробностях, стремитесь удерживать внимание на нужном объекте.

2) Упражнение «ритмичное наблюдение».
Посмотрите внимательно на предмет или текст в течение нескольких секунд, сохраняя ровное дыхание. Закройте глаза, сделайте глубокий выдох и отдалите образ предмета из сознания. Затем сделайте вдох и снова внимательно изучайте предмет. Повторить это упражнение 50 раз.

3) Упражнение «мысленное видение».
Посмотрите внимательно на предмет (текст) в течение нескольких минут, стремясь запомнить каждую мелкую деталь. Закройте глаза и пробуйте воспроизвести картинку перед собой с мельчайшими подробностями. Поначалу образ будет мутный, и части предмета утеряны, но со временем восприятие станет четче и более приближенным к реальности. Когда вы научитесь запоминать предметы – пробуйте проделывать тоже с картинами и текстами, каждый раз усложняя задачу. Этот метод еще называют-метод Айвазовского. Данная эйдотехника в том числе и тренировка внимания.

4) Упражнение «видеоскоп».
Сосредоточенно посмотрите на предмет или текст в течение минуты. Затем переведите взгляд на другой предмет и так же изучите его. Закройте глаза и в воображении соедините эти два предмета. Эффективность упражнения повышается при повторении 5-7 раз с разными предметами, формируется так называемая видеопамять.

5) Упражнение «Таблица Шульте».
Суть этого упражнения – быстро и последовательно находить числа в таблице, где они изначально расположены хаотичным образом. Этот метод-тренировка внимания, наблюдательности, задействована зрительная память, так как происходит запоминание не только места нужной ячейки, но и других ячеек. Такое упражнение еще и интересное-можно играть наперегонки и помимо сосредоточения внимания формируется скорость реакции.

6) Упражнение «Игра в спички».
Бросьте хаотично на стол несколько спичек, затем посмотрите внимательно на них и запомните в мельчайших подробностях как они расположены. Затем отвернитесь и с помощью других спичек и в другом месте воспроизведите их положение.

7) Упражнение «мгновение, остановись».
Этот метод можно делать в любое время – на учебе, работе или прогулке. Выберете предмет, посмотрите на него внимательно и, закрыв глаза, нарисуйте его в своем воображении.

8) Упражнение «пустое сознание».
Нарисуйте точку, расположите перед собой. Смотрите на нее до тех пор, пока не начнут возникать мысли. Когда вы почувствовали их приближение–закройте глаза и сконцентрируйтесь на предмете, стараясь его представить наиболее полно, не допуская себе возникновения мыслей. Идея этого упражнения в том, что наличие мыслей (или «шумов», как их называют психологи), приводит к ухудшению качества запоминания и яркость изображения стирается.

Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.

________

— Заключение

________

Думаю, никто не будет спорить с тем, что чем быстрее мы воспринимаем поступающую информацию, тем легче нам живется. К счастью, мы можем тренировать нашу память и научится запоминать данные мгновенно.

Сегодня мы говорили о том, как развить у себя фотографическую память. Зачем это нужно? Поверьте, подобное умение не раз пригодится в вашей жизни. К тому же, развитие подобного вида памяти дает вам огромное преимущество перед теми, кто такими способностями не обладает.

Фотографическая память открывает перед нами новые возможности. Успехи практически в любой сфере нашей жизни напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно мы способны запоминать новую информацию.

Если интересно, можете почитать о том как улучшить память детям и взрослым.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

agydar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *