Как влияет совесть на человека: Учёные рассказали, как совесть управляет человеком

Какую роль играет совесть в жизни человека?

Интернет-журнал » Сочинения » Итоговые сочинения

Итоговые сочинения

Автор Дарина Донецкая На чтение 4 мин Просмотров 4.3к. Обновлено

Команда Литеровед.ру подготовила вариант написания итогового сочинения по теме: «Какую роль играет совесть в жизни человека?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: А.Н. Островского, А.И. Куприна.

Совесть является нашим внутренним компасом, который помогает определиться между добром и злом. Благодаря голосу совести мы совершаем выбор, определяемся со своими жизненными целями и дальнейшим путем. Совершив неправильный поступок, человек начинает испытывать муки совести, которые помогают в дальнейшем не совершать подобных ошибок. Именно благодаря совести мы находим правильный путь в жизни. Подобных примеров достаточно как в русской литературе, так и в произведениях зарубежных авторов.

Хорошим примером является пьеса А.Н. Островского «Гроза». Автор показывает читателю героиню, которая была очень честной и доброй женщиной, но в то же время испытывала муки из-за постоянной тирании. Катрену угнетала мысль о том, что её жизнь окончательно и бесповоротно загублена, из-за сложившихся обстоятельств. Женщина хотела чистой любви и свободы, к которым привыкла с детства. Но в доме свекрови она столкнулась с деспотичной тиранией, которые просто изводили женщину. Со стороны свекрови постоянно в её адрес сыпались упреки. Более того, со стороны мужа не было никакой поддержи. Он старался как можно реже бывать дома, и при первой возможности старался уйти. Он не хотел вникать в существующие проблемы, поскольку самым главным в жизни для него был собственный комфорт и спокойствие.

Даже то, что Катерина полюбила Бориса не вызывает осуждения.

Женщина просто хотела быть счастливой. Но она столкнулась с проблемой собственной совести. Женщина приняла решение честно во всем признаться своему супругу, а не крутить роман за его спиной. Она показала себя как смелого человека, чем вызвала уважение. Именно поэтому она отличается от всех тех лицемеров, которые скрывают свои чувства, и предают своих супругов за спиной. Женщина сохранила свое лицо и внутреннюю гармонию. Её совесть молчала, потому что она была честной не только перед собой, но и перед окружающими.

Благодаря собственной совести нам удается сохранить доброту, отзывчивость и понимание. А не это ли является главным в жизни? Таким примером стало произведение А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Автор знакомит нас с главным героем, который безответно любил женщину не своего круга. Сам он занимал незначительную должность. Поэтому никак не мог претендовать на роль возлюбленного дворянки. Но чувство Желткова было чистым, искренним и настоящим, поэтому он смирился со своей участью, и на протяжении всей своей жизни продолжал любить эту женщину.

Единственное, что он себе позволил – это письма, которые он постоянно писал своей любимой. В этих письмах он рассказывал о своих мыслях и делился эмоциями. Он был рад даже такой незначительной связи, которая связывала его с любимой женщиной.

Желтков осмелился прислать Вере подарок на именины, чем вызвал невероятный гнев со стороны её родственников. Её брат решил. Что данный поступок совершенно неуместен и фамильярен. Тогда родственники Веры отправились к Желткову и потребовали, чтобы тот прекратил любую связь со своей стороны. Для Желткова это стало настоящим ударом, но он не осмелился больше тревожить покой княгини. Поэтому влюбленный человек принял единственное правильное на его взгляд решение – уйти из жизни.

Вера очень огорчилась, когда узнала о случившемся. В смерти Желткова женщина начала винить себя. Тут же подключилась и её совесть, которая неоднократно напомнила женщине. Что та потеряла настоящую любовь, которая случается так редко. Благодаря своей совести женщина изменилась. Она стала более чувственной, внимательной. Поступок Желткова подарил ей невероятный опыт. Благодаря чувству вины, Вере удалось стать лучше. Из этого можно сделать вывод, что благодаря своей совести мы не только принимаем правильное решение, но и становимся лучше, совершенствуя свою душу.

В завершении можно сказать о том, что благодаря голосу совести человек становится лучше, совершенствуется и познает самого себя. Благодаря совести наша душа очищается, а чувство вины пробуждает давно уснувшие чувства.

Поделиться с друзьями

Оцените автора

( 4 оценки, среднее 3 из 5 )

А нужно ли быть совестливым? | Блоги

«Голос чистой совести приятнее ста голосов славы», — Пьер Буаст, французский поэт.

В клубе молодых философов при Центре детского творчества в этом учебном году мы работаем с темой «Как стать свободным?». И вот возник вопрос: «Является ли бессовестный человек более свободным, чем совестливый?» 
Спонтанный ответ: «Конечно, да». Весь наш обыденный опыт подсказывает: бессовестный человек, не утруждая себя моральными ограничениями, действует более свободно – может в любой момент словчить, подставить, пойти по головам… 
Но мы постараемся поискать ответ на этот вопрос с философской точки зрения.
А с философской точки зрения надо видеть свою жизнь целостно, во всем ее протяжении. Природный эгоизм заставляет нас думать только о себе здесь и сейчас, но жизнь наша зависима и от прошлого, и от будущего. И пока мы снова не скатились в дикое первобытное состояние, совесть, как достояние человеческой культуры, будет напоминать о себе каждому. В широком смысле слова совесть – это устоявшиеся в обществе представления о важнейших ценностях и запретах на поведение, идущее вразрез с этими ценностями. Она подобна воздуху, жизненную важность которого не замечаешь до поры до времени… Поэтому весьма часто совесть начинает говорить задним числом: ушла из жизни мама – вдруг, понимаешь, как был беспечен и невнимателен.
Есть много примеров, когда совесть заговаривает во весь голос у постаревшего человека и он начинает жертвовать своими богатствами, силами, оставшимся временем жизни в пользу других людей, которые будут жить за пределами его жизни. Так же и с прошлым: начинают писать, чтобы сохранить память о предках, занимаются поисковой деятельностью, чтобы найти и захоронить погибших солдат…
Но, действительно ли совесть так нужна и в настоящем? 
Совесть напрямую влияет на социальное самочувствие народа: мы болезненно переживаем ситуации, в которых проявляется бессовестное поведение отдельных публичных людей и, особенно, представителей власти. Влияние совести значительно и в личной жизни. Каков один из главных аргументов при разводе? «Он — бессовестный»…
Но, вернемся к взаимосвязи совести и свободы.
Вот мои физические кондиции, к примеру, позволяют мне подняться на вершину горы Конжак – в этом смысле я свободнее многих, кому это не по силам. А кто-то может подняться на Эверест – он гораздо свободнее меня.  
Совесть – это духовная кондиция человека.
Совесть — крылья души, она освобождает от тяготенья собственного дремучего ЭГО, и вот тогда человек открывает для себя новые вершины: выбирает полезную для людей профессию (и работает на совесть), занимается благотворительностью, волонтерством, реализует экологические и культурные проекты… То есть, он открывает для себя помимо «свободы от» — «свободу для» и «свободу во имя», пространство его свободы неизмеримо расширяется.

Важно понимать, что без присутствия совести наше общество давно бы скатилось к формуле «Человек человеку – волк». Но мы нередко встречаемся с проявлениями Добра, а оно возникает от внутреннего побуждения, основанного на совести. 
Мы уверовали в то, что прогресс общества зависит только от экономики и технологий, забывая, что у общества может быть и регресс, и главную скрипку в этих процессах играет совесть. В истории масса примеров, когда богатейшие цивилизации, государства прекращали свое существование из-за дефицита совести у богатейшего класса, коррупции, возрастающего эгоизма людей…
Совести обществу всегда не хватало – почти вся русская литература об этом. Вспомните «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, «Дети подземелья» В.Г. Короленко, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Чучело» В. Железникова
Увы, люди чаще ориентируются на модные тренды: мечтают о том, чтобы развить у себе красоту, интеллект, силу … 
Но Совесть главнее – это видение себя, видение своего лучшего «Я». «Воспитание совести — одна из утонченных сфер духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования», — писал В.А. Сухомлинский. Раньше этим занимались церковь, литература, театр, школа (посмотрите рассказы из азбуки Л.Н. Толстого)… Так ли рьяно они занимаются этим в наше время? 
Впрочем, развитие чуткости совести – это прежде всего дело каждого человека. Если человек заглушает в себе чувство стыда, угрызения совести, старается не видеть то, что ранит и вызывает слезы, то он неминуемо черствеет душой и превращается в социального робота. Это понимали люди задолго до нашего времени – вот что утверждал древнеримский писатель
Тит Плавт
за 200 лет до нашей эры: «Кто утратил стыд, того следует считать погибшим».
А Мигель Сервантес, создатель образа совестливого чудака Дон Кихота, писал: «Если хочешь оставаться Человеком, живи в ладу со своей совестью и пусть себе люди говорят все, что им вздумается».
29 января 2023 г. Александр Бушуев.

Последствия нечистой совести – Scot Scoop News

Джордан Дули и Айла Азизали|28 февраля 2021 г.

Представьте, что кто-то идет по улице, и вдруг из его кошелька выпадает 100-долларовая купюра. Что должен сделать незнакомец позади них? Должны ли они хитро спрятать его в карман или быстро вернуть блуждающему незнакомцу впереди?

Прежде чем принять решение, мозг постоянно взвешивает варианты, выбирая между тем, что сознание считает хорошим или плохим. Эти лежащие в основе вопросы о том, что воспринимается как хорошее или плохое, исходят из сознательного разума. В это время кто-то может задавать вопросы вроде: «Можно ли это делать? Правильно ли я делаю? Стоят ли того последствия?».

Во время действия сознание контролирует чувства человека. Сначала можно взвесить возможные действия или определить последствия этого действия. Однако каждое решение или событие неизбежно вызывает чувства. Когда в ситуации возникают негативные чувства, такие как чувство вины, сознательный разум стремится избавиться от этого чувства как можно быстрее. Сознательный ум не любит чувствовать вину, но он идет дальше сознательного состояния. Хотя ответственность определяется как чувство сожаления или стыда, вина лежит гораздо глубже, чем в учебнике.

Айла Азизали

Как люди, мы постоянно пытаемся стать лучше, чем были вчера. Когда закрадывается чувство вины, затрагивается не только сознание. Подсознание — это то, что содержит убеждения, основные воспоминания, мысли и мораль. В ситуации, когда вина или стыд являются основной эмоцией, мораль человека является основной силой действия. Использование морали из подсознания в качестве вторичной системы руководства заставляет человека принимать решения, которые он считает «лучшим» выбором.

«Было много ситуаций, когда я чувствовал себя виноватым из-за принятого решения. Я думаю, что склонен чувствовать себя виноватым во время стрессовых обстоятельств, потому что мой разум настолько перегружен. Моя интуиция обычно подсказывает мне, что делать в этот момент», — сказала второкурсница Келли МакГиннесс.

МакГиннесс объяснила, что «внутреннее чувство», которое она испытывает во время стрессовых ситуаций, отражает перегруженность ее ума. Это чувство также называют подсознанием. Как люди, мы осознаем только наш сознательный разум. Однако мозг имеет дело с эмоциями как в сознании, так и в подсознании. Такие чувства, как вина, исходят из подсознания, потому что лежащее в их основе «интуитивное чувство» заставляет человека чувствовать себя обязанным принимать решения. В то время как в сознательном уме человек быстро действует, и решения принимаются в основном на основе его логики.

Думайте о человеческом мозге как об айсберге. Сознательный разум представлен льдом над водой, той частью айсберга, которую мы можем видеть. Напротив, подсознание — это огромный айсберг под поверхностью, который невидим и находится под поверхностью. Подобно айсбергу, сознательный разум показывает лишь малую часть информации, известной разуму. Подсознание — это источник информации, неизвестной остальному разуму. Лишь около 5 % мозга находится в сознании, а около 95% причины — это подсознание.

Люди ненавидят плохо относиться к себе и сделают все возможное, чтобы освободить разум от этих негативных мыслей. Тем не менее, это нормально чувствовать себя виноватым. Нормально чувствовать стыд или неправоту в отношении самого себя. Сознательный и подсознательный разум работают вместе, чтобы определить это чувство и устранить его.

Будь то решение взять или вернуть 100-долларовую купюру или простая повседневная задача, мозг постоянно работает и меняется. В каком-то смысле люди — это просто избирательные и уникальные умы, которые обладают всеми различными мыслями и идеями, обернутыми вокруг тела. Мораль и этика индивидуальны для нашего восприятия жизни, но мозг всемогущ.

Многие аспекты подсознания вызывают подкрепление поведения. Принимая решение о событиях на основе поведения, сознательный разум быстро определяет действие. Тем не менее, подсознание несет ответственность за все мысли и разум, вложенные в решение.

Лимбическая система мозга выполняет все исполнительные функции, касающиеся развития мышления, эмоций, чувств и памяти. Хотя история продолжает развиваться и меняться в подростковом и взрослом возрасте. Как и лимбическая система, многие другие области мозга контролируют поведение. Способность формировать прочные связи с людьми является одной из основных целей жизни. Способность поддерживать эти связи — это то, что лежит глубже на поверхности.

Мэгги Ваунг, невролог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (UCSF), сказала: «Вот что интересно в мозге; мы можем изменить то, что и как мы думаем. Связи между различными частями мозга позволяют нам контролировать и изменять реакции нашего тела на различные эмоции. Некоторые участки мозга отвечают за такие чувства, как вина, но важно то, как они взаимодействуют».

Ученые установили причины того, почему мозг так реагирует на эмоции. Мозг состоит из четырех рабочих долей – лобной доли, теменной доли, височной доли и затылочной доли.

Лобная доля является ведущим исполнительным контроллером; он отвечает за выражение движения мозга и интерпретацию языка. Эти важные доли мозга являются административными регуляторами общей функции мозга. Это позволяет контролировать действия человека.

Другие доли мозга работают вместе, чтобы определить долговременное воздействие чувств на человека. Доли хранят всю информацию, вызванную эмоциями, и чувство вины может нанести ущерб мозгу. Терапевты говорят, что негативные эмоции, как правило, плохо резонируют в уме, потому что они могут повредить самооценке человека.

По словам Дебби Конлифф, семейного психотерапевта, «вина или стыд исходят из сознания, которое находится в лобных долях. Эти чувства могут быть причиной выражения суждений людьми. Чье-то суждение о другом может заставить кого-то продолжать чувствовать себя определенным образом, заставляя мозг учиться думать таким образом. Такие действия, как ложь, мошенничество или даже воровство, могут быть вредны для мозга. Вина заставляет человека плохо думать о себе, что приводит к неуверенности в себе».

Ум может быть загрязнен негативными мыслями и проявлениями. Когда подсознание приучено думать негативно, это приводит к неуверенному представлению о себе. Эти 5% сознательного ума состоят из мыслей и состояния ума, что существенно влияет на то, как человек может видеть себя и определять ситуации.

При совершении «виновных» действий, таких как воровство, ложь, предательство и т. д., чувство вины может повлиять на самооценку и уверенность в себе. На самооценку и уверенность негативно влияет постоянное чувство стыда и плохое представление о себе. Стандартный метод, используемый в терапии для борьбы с негативными мыслями, состоит в том, чтобы просто принять эти чувства и найти их источник. Переподготовка ума к позитивному мышлению для создания здорового и уверенного мышления.

Второкурсница Мадлен Чу сказала: «Когда я испытываю чувство вины, это может повлиять на мою уверенность в себе. Я начинаю сомневаться в себе и осуждать то, что я делаю или говорю, что обычно заставляет меня чувствовать себя плохо. Это чувство может затянуться на какое-то время, и оно иногда снижает мою уверенность в себе.

“Когда я испытываю чувство вины, это может повлиять на мою уверенность в себе. Я начинаю сомневаться в себе и осуждать то, что я делаю или говорю, что обычно заставляет меня чувствовать себя плохо. Это чувство может затянуться на некоторое время, и оно иногда снижает мою уверенность в себе».

— Мадлен Чу

Чу объяснила, как чувство вины заставляет ее плохо думать о себе. Согласно блогу Mind Path Care Centers, чувство вины может сочетаться с такими эмоциональными чувствами, как тревога, стыд, унижение и разочарование. Если люди не признают своей вины, эти эмоции могут накапливаться со временем, вызывая низкую самооценку.

В дополнение к нарастанию чувства вины, чувство вины в сознании человека также может вызывать чувство несчастья, которое налагает на человека самонаказание и жалость к себе, вызывая падение его самооценки. Психология определила, что эти чувства могут быть развиты в себе или привнесены другими.

Кроме того, человеческое поведение проистекает из совести и бессознательного. Как правило, сознательный человеческий разум может решать, основываясь на том, что этот человек считает «хорошим» и «плохим». Подсознание мозга неизвестно сознательному уму; сознательный разум находится так далеко в мозгу, что там лежат только основные воспоминания и личность. Известная информация в сознательном уме содержит все желания и недавние воспоминания. Сознательный разум находится под контролем.

Конлифф объяснил: «Сознание лучше осознает свое поведение. А когда кто-то чувствует вину, я говорю им, что чувство вины — бесполезная эмоция. Я пытаюсь помочь им избавиться от этих чувств, заставляя их принять и идентифицировать эти чувства».

Однако не каждый мозг работает одинаково. Исследования показали, что люди, у которых диагностированы психологические расстройства личности, имеют значительные различия в том, как устроен их мозг. Хотя мы знаем, что сознательный и подсознательный разум управляют эмоциями 

Некоторые неспособны чувствовать определенные эмоции или контролировать различные виды поведения. Следовательно, таким людям сложнее контролировать свои действия и решения, чем нормально функционирующему мозгу. Поэтому, глядя на мозг с психотическими наклонностями или психическим напряжением, этот человек не может правильно справляться со своими негативными чувствами.

Например, у людей с клиническим диагнозом «психопатия» более слабые связи с той частью мозга, которая отвечает за такие эмоции, как эмпатия и чувство вины. Таким образом, они объясняют импульсивное, а иногда и неадекватное поведение психопатов.

Исследователи из Висконсинского университета в Мэдисоне сравнили два разных снимка мозга. Один от психопата, другой от непсихопата. Их исследования показывают, что мозг психопатов демонстрирует различия в структуре и функциях. В этой статье объясняется, почему обе стороны структурных волокон мозга проявляют меньшую активность у психопата, чем у непсихопата. Психопаты, как правило, имеют серьезные проблемы с контролем импульсов и недальновидность в характере. Они доказывают, что некоторые психически больные люди склонны принимать импульсивные и опрометчивые решения.

Как разные мозги реагируют на чувство вины? Вопрос, который часто задают многие медицинские работники. Мозг некоторых людей не способен установить отрицательную связь с такими чувствами, как чувство вины — показано, что эта структура присутствует в мозгу людей, таких как социопаты. Не путать с психопатами, их характеристики очень разные. Однако, несмотря на их различия, они имеют общие черты.

Социопаты — это люди с расстройством личности, при котором они не могут чувствовать вину или раскаяние по отношению к другим. Они имитируют эмоции, которые не способны чувствовать. Их отсутствие сознания — вот что отличает их от психопатов. Однако психопаты также не испытывают чувства вины или стыда. Когда мозг не работает должным образом, тогда их легко обнаружить. Социопаты и психопаты имеют разные поведенческие тенденции из-за структурных искателей в их мозгу, не позволяющих им испытывать чувство вины.

«Вина — бесполезная эмоция», — любит говорить Конлифф. Она говорит, что такие чувства, как вина и стыд, очень сильны, и эти эмоции могут задерживаться в глубине сознания и подсознательно брать под контроль.

Каждый может чувствовать себя виноватым. Осознание своей вины действительно важно для виновного ума — определение того, виновен ли он, сознательный или подсознательный. Когда сознательный ум полон негативных мыслей о себе, он заставляет эти негативные чувства проявляться в самоосознающем уме; сознательный. Таким образом, создавая опасное и саморазрушающее подсознание.

Независимо от ментального состояния, сознательный разум знаком с известным смыслом. Когда чувство вины и стыда сохраняется, последствия будут продолжать проявляться в наших решениях и действиях. Если и подсознание, и сознание опьянены чувством вины, в сознании неизбежно возникнет тоска, которая затрагивает виновное сознание.

Откуда взялась совесть?

Во всем мире творения Бог оставил всевозможные знаки, указывающие прямо на него.

Часто эти подсказки говорят нам больше, чем просто существование божественного существа; они часто говорят нам, что вид божественного существа существует. Некоторые из этих подсказок лежат прямо у нас под носом в окружающем нас мире, тогда как другие лежат глубоко внутри нас на уровне непосредственного субъективного опыта. Среди этих внутренних знаков есть совесть , , которая указывает на существование не просто Бога, но личного Бога.

В своем «Эссе в помощь грамматике согласия » Сент-Джон Генри Ньюман намеревается продемонстрировать, как мы приходим к одобрению или «соглашению» с реальностью Бога. Ньюман делает это, обращаясь к человеческой совести, демонстрируя значение этой таинственной внутренней способности и показывая, как ее присутствие и воздействие на нас предполагают реальность божественного нравственного законодателя. Ньюман пишет:

Совесть – это закон разума; однако [христиане] не согласились бы с тем, что это не что иное. . . . [Совесть] есть посланник того, кто и по природе, и по благодати говорит с нами за завесой, учит и правит нами через своих представителей. Совесть — исконный наместник Христа ( Письмо герцогу Норфолкскому ).

Но откуда наша совесть?

Катехизис говорит нам, что совесть есть «суждение разума, посредством которого человеческая личность признает нравственное качество конкретного поступка» (179).6). Это рациональная человеческая способность, соглашается Ньюман, подобно памяти, разуму и чувству прекрасного, но она также имеет над нами моральную власть. Мы часто обнаруживаем, что идем туда, куда не хотим идти, делаем то, чего не хотим делать, или говорим то, чего не хотим говорить; наша совесть сообщает нам об этом.

«Приходит время, когда человек должен занять позицию, которая не является ни безопасной, ни политической, ни популярной, но он должен принять ее, потому что совесть говорит ему, что это правильно», — утверждал Мартин Лютер Кинг-младший в своей знаменитой речи, « Правильное понимание приоритетов». Воистину, совесть требует безусловного послушания, уважения и верности — часто за определенную цену. Тем не менее неповиновение нашей совести часто является более болезненным вариантом, по крайней мере, на эмоциональном уровне. Как ни странно, в культуре, столь враждебной моральным авторитетам, несмотря на потенциальные последствия выбора правильного решения над общепринятым, почти никто не сказал бы, что неповиновение собственной совести — это нормально. Возможно, невозможно даже сказать: «Нет ничего плохого в том, чтобы не подчиняться своей совести», не подчиняясь своей совести.

Но откуда такая твердая и непоколебимая власть над человечеством? Философ Питер Крифт пишет:

Совесть имеет над нами абсолютную, безоговорочную, обязывающую моральную власть, требуя безоговорочного подчинения. Но только совершенно добрая, праведная божественная воля имеет эту власть и право на абсолютное, безусловное послушание. Поэтому совесть есть голос воли Божией.

Ньюман делает тот же вывод, когда называет совесть «изначальным наместником Христа». Он тоже трепетал перед таинственной властью совести и полагал, что лучшим объяснением ее является высшая и авторитетная личная власть, которую он ярко характеризует в этом размышлении:

В душе у человека есть определенный повелевающий диктат, не просто чувство, не просто мнение или впечатление или взгляд на вещи, а закон, авторитетный голос, предписывающий ему делать одни вещи и избегать других . . . на чем я настаиваю, так это на том, что оно повелевает; что оно восхваляет, порицает, угрожает, подразумевает будущее и свидетельствует о невидимом. Это больше, чем сам человек. Сам человек над ним не властен или с большим трудом; он не создал его, он не может его разрушить.

Распространенной ошибкой является отождествление чувств с совестью , но чувства и совесть — это не одно и то же. Чувства (если только они не обузданы правильным разумом) часто мимолетны, импульсивны и иррациональны. Совесть, с другой стороны, постоянна, авторитетна и разумна. Эти различия являются ключевыми. Крефт отмечает: «Если бы наши непосредственные чувства были голосом Бога, нам пришлось бы быть политеистами, иначе Бог был бы шизофреником». Чувства могут сопровождать нашу совесть, но они не синонимичны ей.

Ньюман предполагает, что такая связь между совестью и чувствами, которые она потенциально вызывает, имеет смысл только в том случае, если за ней стоит личное объяснение. В своем «Опыте» он писал: «Если, как это бывает, мы чувствуем ответственность, стыдимся, пугаемся, нарушая голос совести, это значит, что есть Тот, перед Кем мы ответственны, перед Кем мы стыдимся, чьих притязаний на нас мы боимся».

Через нашу совесть мы различаем не только моральный закон, но и моральный законодатель . Когда мы нарушаем наш внутренний моральный компас, мы чувствуем подлинное чувство вины, как будто мы кого-то подвели. С другой стороны, когда мы повинуемся своей совести, мы чувствуем прилив сил, особенно если такое послушание требует большого мужества, как будто нас похвалил кто-то другой. Но просто безличные объекты, такие как мозг, не хвалят и не порицают. Чувства, которые мы испытываем, когда реагируем на свою совесть, отчетливо связаны с отношениями и указывают на личное существо, которое возлагает на нас ответственность за наши действия.

«Нет морального авторитета вне себя», — утверждает дух времени. Тем не менее, несмотря на это популярное отношение, существует общий человеческий опыт чего-то опасно похожего на моральное обязательство. Кажется, есть «правильный способ» действовать независимо от нашего личного мнения; Кажется, внутри нас действительно есть внутренний голос, который приказывает нам всегда делать добро и избегать зла.

Некоторые считают совесть естественным явлением, эволюционным инстинктом. Наша склонность поступать правильно, говорят они, существует для того, чтобы сохранять мир среди людей. Принуждение делать добро необходимо для общества, в котором выживание и воспроизводство оптимизированы .

Но совесть отличается от инстинкта. Мой инстинкт посреди ночи, когда моя двухлетняя дочь просыпается с плачем, состоит в том, чтобы не обращать внимания на шум и продолжать спать, но моя совесть подсказывает мне подавить свой инстинкт и позаботиться о моем ребенке. Моральный выбор может быть более нежелательным с эволюционной точки зрения, но в таких случаях совесть все еще имеет тенденцию брать верх над инстинктом. Но даже в тех случаях, когда следование нашей совести может иметь естественные преимущества, это не исключает Бога как эволюционно устаревшего. Как размышляет философ Митч Стоукс:

Я не сомневаюсь, что наш моральный кодекс(ы) обеспечивает преимущество в выживании по сравнению со многими альтернативами. Но эта биологическая польза сама по себе не означает, что наша этика развивалась натуралистически. Например, может случиться так, что божественный законодатель наделил нас знанием моральных законов, и одно из преимуществ следования им состоит в том, что дела у нас, как и у других, обычно идут лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *