Как выявить олигофрению у взрослого: Олигофрения | Симптомы | Диагностика | Лечение

Олигофрении

Общие сведения

Умственная отсталость – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего недоразвития психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Умственная отсталость может быть обусловлена различными этиологическими и патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития, родов или в первые годы жизни. В большинстве случаев умственная отсталость является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом когда-то подействовавшей вредности, и не имеет тенденции к прогредиентности (прогрессированию).

Долгое время общепринятым термином для обозначения состояний умственной отсталости был термин «олигофрения» (греч.: oligos – малый, phren – разум, т.е. малоумие), который предложил Э. Крепелин (1915) для разграничения обозначаемого им врожденного слабоумия от слабоумия приобретенного (деменции).

Распространенность умственной отсталости

По различным оценкам распространенность умственной отсталости колеблется от 0,5% до 3% населения, при этом легкие формы интеллектуальной недостаточности встречаются чаще тяжелых. Мужчины страдают умственной отсталостью чаще женщин.

Классификация умственной отсталости

Существуют разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее распространенной клинической классификацией является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделялось три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Другая клиническая классификация предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую и атоническую формы (Д.Н. Исаев). Кроме того, выделяют «ядерные» формы умственной отсталости (Н.И. Озерецкий), для которых свойственна тотальность психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками парциального психического недоразвития.

По этиопатогенезу состояния умственной отсталости разделяют на три основные группы (Г.Е. Сухарева):

1. состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями. К этой группе относят: синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тернера, Мартина-Белл, истинную микроцефалию, энзимопатические формы, связанные с наследственными обменными нарушениями (фенилкетонурия, галактозурия и пр.), наследственные неврологические и нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

2. состояния, вызванные действием различных вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии). Сюда относят состояния, вызванные внутриутробными инфекциями (вирусы краснухи, гриппа, паратита, цитомегаловирус, возбудители сифилиса, токсоплазмоза и пр.), интоксикациями (например, алкогольной), гемолитической болезнью плода и пр.

3. состояния, вызванные действием различных вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни. Выделяют умственную отсталость, связанную с родовой травмой и асфиксией в родах, с черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве.

Во многих случаях достоверно выявить этиологические причины умственной отсталости не представляется возможным, поэтому такие состояния обозначают как недифференцированные формы. В свою очередь дифференцированные формы умственной отсталости представляют собой нозологически самостоятельные заболевания с установленной этиопатогенезом и характерной клиникой. Часто при дифференцированных формах умственная отсталость является лишь одним из симптомов в ряду других тяжелых проявлений этих заболеваний.

Клинические проявления и динамика умственной отсталости

Психические расстройства при умственной отсталости, как уже отмечалось выше, полиморфны по характеру и степени выраженности.

Выраженность интеллектуального дефекта.

По степени выраженности недостаточности интеллектуальных способностей в МКБ-10 выделяется:

1. Глубокая умственная отсталость (идиотия).

При идиотии значительно ограничены познавательные способности: больные практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличают съедобного от несъедобного (могут поедать несъедобные предметы), не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: могут падать с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и пр. (могут получать повреждения, ожоги). Большинство больных не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.). Речь или совсем не сформирована (такие больные издают лишь нечленораздельные звуки) или состоит из нескольких простейших слов. Значительно недоразвиты моторные функции больных, в связи с чем многие из них не могут самостоятельно стоять и ходить, передвигаются ползком. Поведение в одних случаях отличается вялостью, малоподвижностью, в других – склонностью к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачивание туловищем, взмахи руками, хлопанье в ладоши), а у некоторых больных с периодическими проявлениями агрессии и аутоагрессии (могут внезапно ударить, укусить окружающих, царапать себя, наносят себе удары и т.п.). В большинстве случаев имеют место грубые неврологические нарушения и тяжелые соматические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей. Коэффициента умственного развития (стандартизированная методика Д. Векслера для измерения интеллекта) у лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.

2. Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)

Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление, обобщения больным недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки. Больные нуждаются в постоянном контроле и обслуживании. Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 20-34.

3. Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени)

Эти больные способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Относительная адаптация больных с умеренной умственной отсталостью возможна лишь в хорошо знакомых им условиях, любое изменение ситуации может поставить их в затруднительное положение из-за невозможности перехода от конкретных, полученных при непосредственном опыте, представлений к обобщениям, позволяющим переносить имеющийся опыт в новые ситуации. Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 35-49.

4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность).

Познавательные расстройства у этих больных заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь. Больные легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками. Благодаря относительно более высокому, чем при других степенях умственной отсталости, темпу психического развития у больных с дебильностью во многих случаях возможна удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Часто эти больные обнаруживают хорошую практическую осведомленность («их умения больше их знания» — Э. Крепелин). Многие больные с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство. По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью. Однако эти больные с трудом формируют собственные суждения, но легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих (например, могут вовлекаться в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированного бреда, или становиться орудием в руках злоумышленников, манипулирующих ими для получения собственной выгоды). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 50-69.

Эмоционально-волевые нарушения

Интеллектуальная несостоятельность – самое яркое проявление умственной отсталости, но она является лишь частью общего психического недоразвития личности. При олигофрениях значительно страдают эмоциональные и волевые процессы. Д.Н. Исаев, по особенностям нарушений эмоционально-волевой сферы, вне зависимости от степени выраженности психического недоразвития, выделяет следующие формы умственной отсталости:

1. Стеническая. Волевые процессы у этих больных обладают достаточной силой и устойчивостью. Больные работоспособны, деятельны. При легких степенях интеллектуальной недостаточности они имеют хорошую способность к адаптации, способны в полной мере использовать усвоенные навыки и знания. У некоторых больных отмечается аффективная неустойчивость, поэтому выделяют два варианта стенической формы: уравновешенный и неуравновешенный.

2. Дисфорическая. Характеризуется постоянным злобно-тоскливым аффектом, склонностью к дисфориям, импульсивным поступкам, негативизму, конфликтности, расторможенности влечений. Даже при незначительной интеллектуальной недостаточности такие больные неспособны к обучению и труду. Во время дисфорий они часто проявляют агрессию (обычно по отношению к близким, осуществляющим за ними уход, при этом агрессия может быть очень жестокой и изощренной) и аутоагрессию (наносят себе глубокие порезы, прижигают кожу сигаретой, вырывают волосы и пр.).

3. Астеническая. Характеризуется нестойкостью волевых процессов, быстрой истощаемостью, утомляемостью, медлительностью, нарушениями внимания, затруднениями в усвоении и использовании практических навыков.

4. Атоническая. Характеризуется практически полным отсутствием способности к психическому напряжению и целенаправленной деятельности. Больные или полностью бездеятельны или находятся в состоянии хаотической двигательной расторможенности.

Динамика умственной отсталости

В большинстве случаев состояния умственной отсталости относительно стабильны («непрогредиентны»). Однако, иногда, под влиянием внутренних и внешних факторов, отмечается их положительная или отрицательная динамика. При своевременном и активном проведении лечебно-коррекционных и воспитательных мероприятий большинство больных, страдающих легкой и умеренной умственной недостаточностью, оказываются способны к труду. В процессе возрастной эволюции и под влиянием лечебных мероприятий отмечается редукция двигательной расторможенности, импульсивности, негативизма, астенических состояний и пр. Отрицательная динамика умственной отсталости возможна при присоединении дополнительных патогенетических механизмов поражения головного мозга (например, отложение амилоида при болезни Дауна), при действии дополнительных внешних вредностей (черепно-мозговые травмы, алкоголизм и пр. ), психогениях, неблагоприятном социальном окружении, в периоды возрастных кризов и пр. Декомпенсации при умственной отсталости могут проявляться цереброастеническими и психопатоподобными расстройствами, психозами с помрачением сознания, галлюцинаторно-бредовыми, аффективными психозами и пр.

Дифференцированные формы умственной отсталости

Состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями

Синдром Дауна

Обусловлен трисомией по 21 хромосоме. Впервые был описан английским врачом Дж. Дауном в 1866, но связь между нарушением числа хромосом и клиническими проявлениями болезни была установлена лишь в 1959 году (Ж. Лежен). Частота рождения детей с синдром Дауна приблизительно 1:700, однако в настоящее время, в связи с возможностями пренатальной диагностики, есть тенденция к ее снижению. Наиболее важным фактором риска данной хромосомной аберрации признается возраст матери (больше 35 лет).

Клинические проявления: Умственная отсталость при синдроме Дауна может быть выражена по-разному, чаще это умеренная и тяжелые степени, реже легкая. У больных отмечается позднее появление и выраженное недоразвитие речи (недостаточное понимание речи, бедный словарный запас, дизартрия). Дети с болезнью Дауна обычно не способны к обучению даже по программе вспомогательной школы и нуждаются в индивидуальном обучении. Эмоциональная сфера остается достаточно сохранной: большей частью больные ласковы, послушны, привязаны к родителям, приветливы, добродушны («солнечные дети»), хотя бывают упрямы. Многие из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует развитию навыков самообслуживания и несложных трудовых процессов. Редко встречаются безразличные и злобные больные. Как правило, дети с болезнью Дауна лучше развиваются в родительских семьях, чувствуя заботу близких, но, даже в этом случае, они не достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации и нуждаются в постоянной опеке.

Особенностью возрастной динамики болезни Дауна является позднее половое созревание и раннее появление признаков инволюции (в 30-40 лет). При синдроме Дауна отмечается высокая частота раннего развития (после 35 лет) атрофических изменений коры головного мозга и накопления амилоида в виде сенильных бляшек, т.е. морфологические изменения сходные с болезнью Альцгеймера. При этом больные быстро утрачивают обыденные навыки, словарный запас, становятся бездеятельными, безразличными, появляются неврологические расстройства.

Больным с синдромом Дауна свойственен специфический физический фенотип, определяемый множеством стигм дизонтогенеза, что делает возможным диагностику этого состояния уже при рождении. Дети обычно небольшого роста; при рождении часто имеют низкую массу тела (до 2500 г). Окружность головы уменьшена. Лицо плоское, монголоидный разрез глаз (первое название синдрома «монголизм»), широкая переносица, нос короткий, изредка наблюдается пятнистая окраска центральной части радужки; нередки катаракты. Язык большой, исчерченный, рот полуоткрыт. Уши небольшие, прилегающие. Кисти широкие, пальцы короткие, на ладонной поверхности кисти поперечная борозда. Часто встречаются патология строения сердечно-сосудистой системы, эндокринные нарушения (гипофункция щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, половых желез), мышечная гипотония. Характерна повышенная восприимчивость к инфекциям. Продолжительность жизни больных значительно снижена, не более 10% живут более 40 лет.

Синдром Тернера (Шерешевского-Тернера)

Моносомия Х-хромосомы (45, Х0). Распространенность 1:3300 новорожденных.

Клинические проявления: Умственное недоразвитие обнаруживается только у части больных; обычно легкой степени. Больные трудолюбивы и благодушны. У многих больных есть критика к своему состоянию и переживание дефекта, отмечается склонность к невротическим реакциям

Врожденные аномалии строения придают больным своеобразный вид: низкий рост (как правило, не превышает 150 см), диспропорциональное телосложение (преобладание верхней части туловища, широкие плечи, узкий таз, укорочение нижних конечностей, конституция приближается к мужской). Шея короткая с избыточной кожей на заднебоковой поверхности, которая у многих больных выступает в виде шейной складки. Выявляются признаки полового инфантилизма (наружные половые органы недоразвиты, молочные железы не развиты, соски втянуты, оволосение лобка и подмышечных впадин отсутствует или скудное). Характерными признаками являются первичная аменорея, аномалии строения внутренних половых органов.

Синдром Клайнфелтера

Дисомия по Х хромосоме у мужчин (47, ХХY). Распространенность 1:1400 новорожденных (мальчики).

Клинические проявления: Умственная отсталость встречается примерно у четверти больных, преимущественно в легкой степени. Отмечается выраженная незрелостью эмоционально-волевой сферы. У многих больных часто присутствует сознание своей неполноценности, которое становится источником внутреннего конфликта, характерны невротические и патохарактерологические реакции. Описаны случаи с депрессивными, ипохондрическими, навязчивыми, шизофреноподобными расстройствами

Внешние вид больных: характерен высокий рост, астеническое сложение, узкие плечи, удлиненные конечности, слабо развитая мускулатура. Постоянными признаками синдрома Клайнфелтера являются недоразвитие половых органов и бесплодие. Примерно у половины больных отмечается гинекомастия и евнухоидные признаки. В неврологическом статусе в ряде случаев имеются мышечная гипотония и диэнцефально-вегетативные расстройства по типу панических атак.

Умственная отсталость, вызванная наследственными дефектами метаболизма

Фенилпировиноградная умственная отсталость (фенилкетонурия, ФКУ, болезнь Феллинга)

— наследственное нарушение обмена веществ (характеризуется аутосомно-рецессивным типом наследования), обусловленное дефицитом одного из ферментов обмена аминокислоты фенилаланина, что приводит к нарушениям окисления фенилаланина в тирозин, недостаточным синтезом катехоламинов (адреналина и норадреналина), гормонов щитовидной железы, меланина, серотонина. В результате в организме происходит постепенное накопление фенилаланина и его метаболитов, оказывающих токсическое действие на ЦНС, формируется дефицит гормонов и медиаторов нервной системы с дальнейшей задержкой психического развития. Фенилаланин и его метаболиты (фенилкетоновые вещества) выделяются с мочой. Выявляются значительные этнические различия в распространенности фенилкетонурии. В России частота среди новорожденных составляет 1:6-10 тыс.

Клиническая картина: Дети, больные фенилкетонурией, рождаются с нормально сформированным и функционально полноценным головным мозгом (так как биохимические процессы плода обеспечиваются обменом веществ матери). Биохимические нарушения начинают развиваться сразу после рождения. Уже в 4-6 мес. выявляется отставание в психомоторном развитии, которое заметно прогрессирует. Развернутая клиническая картина заболевания включает умственную отсталость тяжелой или глубокой степени, нарушения поведения и кататонические расстройства (состояния психомоторного возбуждения, импульсивные действия, стереотипные движения, эхопраксия, эхолалия, субступорозные состояния), астенические состояния. Часто обнаруживается повышение мышечного тонуса, судороги (у 30% больных), гиперкинезы, тремор пальцев рук, атаксия, нарушения координации, энурез. Характерны дефекты пигментации (большинство больных — блондины, со светлой, лишенной пигмента кожей и голубыми глазами). Моча имеет своеобразный запах («запах волка», «мышиный», «затхлый»). Биохимическая диагностика фенилкетонурии основывается на положительной реакции мочи с FeCl3 на фенилпировиноградную кислоту (проба Феллинга) и обнаружении повышенной концентрации фенилаланина в плазме крови.

Фенилкетонурия пример наследственного заболевания с возможностью хорошего эффекта при своевременной профилактической терапии: для предотвращения развития психических и неврологических расстройств с первых месяцев жизни и до 10-12 летнего возраста используются диеты с резким ограничением фенилаланина (полностью исключают животный белок, значительно растительный, дефицит белков компенсируют специальными смесями аминокислот без фенилаланина). Чувствительность нервной ткани к токсическому влиянию продуктов обмена фенилаланина, а также к другим нарушениям обмена наиболее высока в раннем возрасте (в период созревания мозга). После окончания процесса миелинизации повышение фенилаланина в крови уже не оказывает патогенного воздействия на мозг.

Умственная отсталость, вызванная действием вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии)

Умственная отсталость, вызванная вирусом краснухи (рубеолярная эмбриопатия). При заболевании беременной краснухой в первом триместре беременности формируется эмбриопатия с грубыми нарушениями строения нервной системы (микроцефелия, порэнцефалия), органов слуха и зрения, врожденными пороками внутренних органов. Умственная отсталость у таких больных обычно глубокой степени, часты судорожные припадки.

Умственная отсталость, обусловленная гемолитической болезнью плода и новорожденного. Гемолитическая болезнь плода (эритробластоз плода) обусловлена резус-конфликтом между матерью и ребенком, который приводит к гемолизу эритроцитов плода, анемии, высокому уровню билирубина, нарушениям кровообращения, отекам, повышению внутричерепного давления. Одним из последствий этого состояния может быть формирование умственной отсталости, выраженность которой бывает различной.

Умственная отсталость, обусловленная алкоголизмом матери (алкогольная фетопатия). Развивается при употреблении алкоголя матерями во время беременности. По данным ряда авторов занимает первое место среди причин легкой умственной отсталости. Клиническая картина складывается из умственной отсталости (преимущественно легкой степени), задержки физического развития (особенно выраженная при рождении и в первые годы жизни), нарушения строения черепа (микроцефалия, укорочение глазных щелей, недоразвитие костей срединной части — выпуклый лоб, короткий нос с широким и плоским переносьем, гипоплазия верхней челюсти).

Состояния, вызванные действием вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни

Умственная отсталость, обусловленная родовой травмой или асфиксией в родах. Механическое повреждение черепа ребенка во время родов может приводить к внутричерепным кровоизлияниям или даже к непосредственным повреждениям мозга и его оболочек. Кислородное голодание вызывает нарушения метаболизма в нервной ткани. Эти факторы могут приводить к формированию органической патологии головного мозга и, в последующем, умственной отсталости (выраженность которой может быть различна). Для родовых травм характерны очаговые неврологические расстройства, судорожные припадки, иногда – гидроцефалия.

Умственная отсталость, обусловленная нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве. После перенесенных менингитов и менингоэнцефалитов может формироваться умственная отсталость различной степени выраженности, очаговые неврологические расстройства, судорожные припадки, гидроцефалия.

Дифференциальный диагноз

Диагноз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, центральное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных способностей, на обнаружении признаков отставания в психическом развитии в детском и подростковом возрасте, а также отсутствии прогредиентности, т. е. признаков углубления психического дефекта. С целью определения степени интеллектуального дефекта используют специальные психологические методы оценки интеллекта (см. главу 7). Для уточнения этиологии некоторых форм умственной отсталости требуются дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Дифференцировать умственную отсталость необходимо с состояниями, обусловленными педагогической запущенностью (случаи, когда здоровый ребенок лишен условий для правильного умственного развития) и прогредиентными психическими заболеваниями (в первую очередь с шизофренией и эпилепсией, манифестирующими в раннем детском возрасте).

Прогноз

Прогноз умственной отсталости зависит от степени недоразвития психики, выраженности интеллектуального дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы больных, этиологии. При неосложненной умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, которая исключает необходимость в наблюдении психиатра. В то же время социальный прогноз глубокой и тяжелой степеней умственной отсталости неблагоприятен.

Лечение олигофрении у детей и взрослых в клинике в Москве

Один из врожденных психических дефектов называется олигофренией. Заболеванию характерны умственная отсталость, вызванная патологией головного мозга. Появляются нарушения эмоций, моторики, речи, воли и мыслительных процессов. У полностью сформировавшихся взрослых пациентов отмечается неполноценное умственное развитие.

Как правило, в интеллектуальном развитии пациентов появляются большие пробелы. Лечение олигофрении направлено на то, чтобы восполнить эти пробелы и приблизить человека к более полноценной жизни.

Распознать заболевание можно по нескольким ключевым признакам. К ним относятся:

  • Почти полное отсутствие эффективности в многократном повторении какой-либо информации.

  • Трудности с обучением пациента.

  • Интеллектуальный дизонтогенез.

  • Разрушение функций головного мозга.

  • Практически полная невозможность стать полноценным членом общества.

Диагностика олигофрении

Современная медицина позволяет диагностировать олигофрению на стадии развития плода в утробе матери. Это важный диагностический критерий, поскольку не каждый родитель готов воспитывать такого необычного ребенка и может быть принято решение о прерывании беременности. Плюс это позволяет родителям, которые все же решат рожать, заранее подготовиться к появлению малыша на свет.

После рождения берется анализ крови, ведется проверка на наличие фенилкетонурии и гипотиреоза. Два этих недуга также способны стать причиной проблем с умственным развитием.

Причины олигофрении

Причины появления заболевания делят на приобретенные и врожденные. К приобретенным принято относить:

Предпосылками к возникновению врожденной олигофрении являются:

  • Асфиксия.

  • Родовая травма.

  • Ионизирующее излучение на плод.

  • Инфекционное или химическое поражение плода.

  • Генетические отклонения.

  • Недоношенность.

Вдобавок к этому, олигофрения может сопровождать другие заболевания, среди которых:

  • Гидроцефалия (чрезмерное скопление жидкости в области головного мозга).

  • Микроцефалия (череп слишком мал в сравнении с размером мозга).

  • Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаланина с последствующим скоплением токсинов из-за его распада).

  • Токсоплазмоз (пороки развития, связанные с воздействием на плод паразитов, имеющихся у домашних животных).

Симптомы олигофрении

Олигофрению нельзя назвать отдельной болезнью, поскольку она является больше патологическим состоянием и следствием других заболеваний. Несмотря на это, в медицине принято называть ее самостоятельным недугом. Выделяются следующие симптомы:

  • Расстройство абстрактного мышления.

  • Задержка развития психики.

  • Ограниченный запас слов и неграмотная речь.

  • Рассеянность внимания.

  • Слабая память.

  • Замедленное личностное и физическое развитие.

Как правило, в возрасте до 1 года олигофрению достаточно тяжело распознать, а яркие проявления заболевания случаются уже с походом в школу. В дошкольном возрасте также можно заметить ряд симптомов, наводящих на мысль о заболевании. В их числе задержка в психическом и речевом развитии, а также характерное для детей безразличие к окружению.

Лечение олигофрении в стационаре

Вариации лечения олигофрении в стационаре могут быть разными. В нашей клинике изначально изучается стадия заболевания, из которой формируется базовый курс лечения. Например, если олигофрения находится в стадии имбецильности и дебильности, интеллектуальные дефекты подлежат устранению путем использования коррекционных школ, работы логопедов и специалистов по улучшению речи, мышления, концентрации внимания, социальных навыков и др.

Одной из главных задач психологов, дефектологов и неврологов нашей клиники заключается в том, чтобы максимально адаптировать пациентов с олигофренией к жизни в социуме, а также приучить к самообслуживанию. К сожалению, до попадания в клинику многих из пациентов держат в изоляции и даже близкие люди не в состоянии понять их.

После понимания общей картины, дополнительно разрабатывается план индивидуального лечения олигофрении в стационаре и амбулаторно. План терапевтических мероприятий варьируется в зависимости от степени развития заболевания, особенностей физического развития, отсутствия либо наличия неврологических и соматических расстройств и других факторов.

Фотографии клиники

Эмоциональные расстройства и их диагностика у детей дошкольного возраста

Реферат

В статье описана характеристика клинико-психологических особенностей детей с недоразвитием (олигофренией) и с искаженным типом дизонтогенеза (РДА). Рассмотрен уровень организации структуры и нарушений системы эмоциональной регуляции: уровень оценки интенсивности средовых воздействий; уровень аффективных стереотипов; уровень аффективной экспансии; уровень аффективной коммуникации и уровень символической регуляции. Акцентировано внимание на особенностях изучения нарушений эмоциональной сферы дошкольников на примере олигофрении (в стадии имбецильности) и раннего детского аутизма (РДА).

Проанализирован обширный диагностический материал, собранный в ходе наблюдения за детьми 4-6 лет в условиях лечебного учреждения в течение двух лет, исследована специфика этих нарушений. Сформулирована гипотеза о наличии неспецифических нарушений эмоциональной сферы у детей, присущих не только раннему детскому аутизму, но и другим видам дизонтогенеза, в частности олигофрении в стадии имбецильности. Результаты длительного исследования свидетельствуют о наличии специфических и неспецифических эмоциональных расстройств, связанных с первичной патологией, или возникающих вторично, как следствие других психических расстройств. Имеются неспецифические нарушения эмоциональной сферы, характерные не только для детей с ранним детским аутизмом, а также детей с олигофренией в стадии имбецильности, что предполагает их системную диагностику и оценку с целью правильного подбора адаптированных программ.

Ключевые слова: Специфические и неспецифические расстройствааутизм (РДА)олигофрения

Введение

Изучение ранних этапов эмоционального развития закономерно вызывает интерес у широкого круга специалистов в области психологии и коррекционной педагогики. С проблемой нарушений эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с тяжелым поражением головного мозга сталкиваются не только родители, но и психологи, педагоги и работники детских учреждений, куда попадают такие дети. Нарушения эмоциональной сферы осложняют взаимодействие ребенка раннего возраста с миром и с близкими людьми, поэтому достаточно остро стоит вопрос о дифференциации этих нарушений, с целью определения индивидуального образовательного маршрута.

На данный момент у большого количества детей диагностирован аутизм. Однако ранний детский аутизм (РДА) стал очень широким понятием, и врачи часто сталкиваются с диагнозом ядерного аутизма и других видов нарушений развития с индивидуальными аутистическими чертами. Среди диагнозов в результате часто встречается так называемый атипичный аутизм, где имеет место сочетание недоразвития с элементами искаженного развития. Но не у специалистов, не у родителей недостаточно информации, в связи со слабой освещенностью данного вопроса в психолого-педагогической литературе, так как эта область еще слабо изучена.

Постановка проблемы

Проблема аутизма и умственной отсталости широко освещается в литературе, но при анализе основное внимание уделяется проблемам интеллекта, а не эмоциональной сферы. Больше всего при исследовании олигофрении изучались дети с легкой степенью умственной отсталости (в стадии дебильности), у которых более сохранена эмоциональная сфера и не нарушены основные характеристики эмоций. Однако сегодня все больше стало появляться детей, которых нельзя считать ни классическими олигофренами, ни классическими аутистами – эта группа детей недостаточно изучена. В нашем исследовании предпринята попытка проанализировать особенности развития эмоциональной сферы у последних и сравнить их с группой детей с классическим ранним аутизмом. Мы предположили наличие неспецифических нарушений эмоциональной сферы, присущих не только раннему детскому аутизму, но и другим видам дизонтогенеза, олигофрении, стадии имбецильности.

Исследовательские вопросы

Впервые термин «дизонтогенез» употребил Schwalbe в 1927 г. , обозначив им внутриутробное отклонение формирования структур организма от их нормального развития. Позже этот термин стали использовать в более широком смысле, им стали обозначать различные формы онтогенеза, в том числе и постнатальные (цит. по: Лебединский, 1985).

Известно, что практически любое длительное воздействие на незрелый мозг может привести к нарушениям развития. Проявления этого могут быть различными в зависимости от локализации, обширности и тяжести поражения, времени возникновения и длительности воздействия, а также от условий, в которых находился ребенок. Эти условия являются определяющими в степени психического дизонтогенеза (Лебединский, 1990).

Классификация дизонтогенеза основана на выделении области психики, в которой изначально возникло аномальное явление, исходя из основного качества развития. Как показывают клинико-психологические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать разные варианты дизонтогенеза. Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные, самостоятельные, а как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом с преобладанием какого-либо ведущего (Баенская, Никольская, Либлинг, 2015).

Большой вклад в изучение аномалий развития внес Выготский (1994), на основе модели умственной отсталости автор сформулировал ряд общетеоретических положений, повлиявших на дальнейшее изучение аномалий развития. К ним, прежде всего, относится положение о влиянии на развитие аномального ребенка тех же закономерностей, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Также Выготский выдвинул положение о первичном дефекте, суть которого состоит в том, что первичный дефект наиболее тесно связан с поражением нервной системы, а ряд вторичных дефектов отражают нарушения психического развития.

Между эмоциональными процессами и всеми структурами организма, центральной нервной системой и ее периферическими отделами, соматическими, эндокринными, биохимическими, генетическими и другими процессами существуют достаточно прочные и взаимные связи. Эмоции способны мгновенно интегрировать все функции, в чем проявляется их особое назначение, приспосабливающее организм к изменениям внешней среды (Сухарева, 1974).

Реализация потребности человека может происходить во взаимодействии с миром на разном уровне активности и глубины эмоционального контакта с окружающей средой. Эти уровни в зависимости от сложности поведенческой проблемы, стоящей перед человеком, требуют разной степени эмоциональной направленности и развития механизмов регуляции поведения.

Цель исследования

Для выявления и дифференциации эмоциональных нарушений, характерных для первичной патологии эмоциональной сферы при РДА, и неспецифических нарушений эмоциональной сферы, вновь возникающих на фоне тяжелой умственной отсталости, уточнить содержание соответствующих программ.

Методы исследования

В нашем исследовании мы опирались на концепцию уровней эмоциональной регуляции Бардышевской и Лебединского (2003). Авторы выделяют пять основных уровней, составляющих единую структуру базовой аффективной организации. При активизации взаимодействия индивида с окружающей средой эти уровни решают различные адаптационные задачи, в связи с чем они не могут быть взаимозаменяемы, а повреждение или ослабление одного из уровней приводит к общей эмоциональной дезадаптации. Прикладное значение данного подхода заключается в разработке стратегии коррекции с учетом нарушений в системе эмоциональной регуляции.

В базовой системе эмоциональной регуляции выделяют следующие уровни:

— уровень оценки интенсивности воздействия на окружающую среду осуществляет наиболее

примитивные функции адаптации;

— уровень аффективных стереотипов берет на себя управление всей гаммой внешних и внутренних ощущений;

— уровень аффективной экспансии обеспечивает адаптацию в нестабильной и критической ситуации;

— уровень аффективного общения устанавливает взаимодействие с другими людьми;

— уровень символической регуляции, основная функция — овладение собственным опытом (Бардышевская, Лебединский, 2003).

Исследование детей дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями проводилось по авторской методике Лебединского и Бардышевской «Диагностика эмоциональных расстройств у детей». При оценке использовалась балльная система. Диагностика каждого ребенка проводилась не менее месяца методом включенного наблюдения в разных ситуациях (т.е. с родителями, с чужими взрослыми, с детьми, в помещении, на улице, во время одиночной игры). Исследование дало следующие результаты.

Находки

В общей характеристике эмоциональной регуляции у олигофреников с предаутентичными чертами и аутистами преобладают охранительные формы поведения над активной и нарушенной эмоциональной саморегуляцией. Но у детей с РДА преобладают защитно-пассивные формы поведения в виде затвердевания, инкапсуляции и самоизоляции. А у детей с олигофренией выражен защитно-активный характер в виде негативизма, протестных и агрессивных реакций.

На первом уровне – уровне оценки интенсивности средовых воздействий (этот уровень обеспечивает наиболее примитивные функции адаптации) нарушения наблюдаются при обоих типах дизонтогенеза, но у детей с аутизмом они более специфичны и связаны с первичными патология. Отмечается выраженная повышенная чувствительность, как к физическим раздражителям, так и к человеку. А у детей с олигофренией, незначительными нарушениями повышенной чувствительности, особенно в тактильной сфере к человеку, лучше устанавливают зрительный контакт.

Второй уровень — уровень аффективных стереотипов (аффективная система берет на себя управление всей гаммой внешних и внутренних ощущений) у детей с РДА в целом нарушен больше, чем у олигофреников с преаутентификационными признаками. На этом уровне аутичные люди более избирательны. Есть специфика аутостимуляции (игры ручками, пальчиками, веревочками), связанная в большей степени с мелкой моторикой. А у олигофреников второй уровень нарушен не очень сильно, и преобладает аутостимуляция (бег, прыжки), связанная с крупной моторикой.

На третьем уровне – уровне аффективной экспансии (данный уровень обеспечивает адаптацию в нестабильной и критической ситуации) более четко выделяются специфические и неспецифические нарушения. Неспецифические расстройства в обеих группах связаны с экспансией в сложных новых условиях, а также с формированием более зрелых моделей поведения. Специфическими для аутизма будут нарушения основных компонентов этого уровня (инстинкт самосохранения, половая идентификация, исследовательская деятельность). А у детей с олигофренией нарушения в основном носят неспецифический характер и связаны с трудностями преодоления сложных препятствий (социальный запрет, исследовательская деятельность).

На четвертом уровне базового аффективного общения (на этом уровне происходит улучшение эмоционального взаимодействия с другими людьми) у аутистов отмечаются нарушения в большей степени, чем у олигофреников с предаутентичными чертами. Общими для них будут проблемы речевого общения, недостаточная глубина и продолжительность контакта. У детей с аутизмом наблюдается ненормальное общение со взрослыми и грубое нарушение общения с детьми. Специфическими для РДА являются нарушения основных компонентов этого уровня (зрительный контакт, тактильный контакт, речевой контакт). Для умственной отсталости с предаутентичными чертами нарушения этого уровня в основном проявляются в изменчивости общения и быстрой прессуемости в контакте.

На пятом уровне – уровень символической регуляции (основная функция овладения собственным опытом) у детей с аутизмом и ЗПР с доаутентификационными особенностями и значительными нарушениями, так как процесс символизации предполагает формирование как базового уровня эмоциональной регуляции , речь и мышление. Определенную специфику можно увидеть у детей с РДА в выборе игрушек (аутичные твердые предметы, логотипы, цифры). А для умственно отсталых на этом уровне более характерна неразвитость символической игры. Это проявляется в наличии элементарной манипулятивной игры и выборе игрушек, рассчитанных на более ранний возраст.

Заключение

В результате исследования нами установлено, что нарушения эмоциональной сферы могут возникать как при РДА, так и в результате нарушений других психических функций, в частности интеллекта. Анализируя специфические и неспецифические расстройства у детей с аутизмом и умственной отсталостью с преаутентичными чертами, было отмечено, что у первых преобладают нарушения базальных уровней эмоциональной регуляции и инстинктивной сферы и врожденные предпосылки к формированию эмоциональной сферы. У детей с умственной отсталостью с преаутентификационными признаками чаще встречались более сложные эмоциональные нарушения, связанные с недостаточностью функциональных взаимоотношений с интеллектом.

Следовательно, возникают неспецифические нарушения эмоциональной сферы, которые свойственны детям не только с искаженным типом развития (РДА), но и детям по типу недоразвития (олигофрения в стадии имбецильности).

Полученные данные позволяют дифференцировать детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями с целью определения индивидуального образовательного маршрута в зависимости от глубины органического поражения и его специфики. Предоставить возможность с учетом специфических и неспецифических нарушений у детей с аутизмом и умственной отсталостью с предаутентичными особенностями разработать адаптированные программы обучения детей для оптимизации их деятельности и помощи в социализации.

Ссылки

  1. Баенская Э.Р., Никольская О. С. и Либлинг М.М. (2015). Аутичный ребенок. Способы помочь. Москва: Теревинф.
  2. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. (2003). Диагностика эмоциональных расстройств у детей. Москва: УМК Психология.
  3. Лебединский В.В. (1985). Нарушения психического развития у детей. Москва: Московский университет.
  4. Лебединский В.В. (1990). Эмоциональные расстройства в детском возрасте и их коррекция. Москва: Московский университет.
  5. Сухарева Г.Е. (1974). Лекции по детской психиатрии. Москва: Медицина.
  6. Выготский Л.С. (1994). Проблемы дефектологии. Москва: Просвещение.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Психическое здоровье пожилых людей | NCDHHS

Взрослые старше 60 лет с психическими расстройствами и/или расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, сталкиваются с трудностями, пытаясь успешно жить в обществе. У них есть сложные проблемы, нарушающие их способность взаимодействовать с другими людьми, что приводит к нежелательному поведению. Пожилые люди получают поддержку от агентств, учреждений и организаций в сообществе; однако многие не могут поддерживать эту поддержку из-за отсутствия у персонала понимания психических расстройств и / или расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ.

Поэтому очень важно, чтобы персонал имел представление о проблемах психического здоровья и употребления психоактивных веществ, обладал навыками предотвращения и преодоления кризисных ситуаций, а также обладал способностью и уверенностью для надлежащей поддержки пожилых людей. Врачи первичной медико-санитарной помощи, сотрудники отделения неотложной помощи и бригады скорой помощи часто оказывают услуги пожилым людям в связи с физическими жалобами или травмами.

Однако основной причиной физической жалобы или травмы может быть невыявленная проблема психического здоровья и/или употребление психоактивных веществ, что может привести к дорогостоящему медицинскому обслуживанию и более длительному пребыванию в больнице.

Пожилые люди, особенно с психическими расстройствами или расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, часто становятся жертвами жестокого обращения с пожилыми людьми. Окружные прокуроры, проводящие беседы с пожилыми людьми, не понимают, как задавать вопросы таким образом, чтобы вызвать чувство безопасности и желание обсудить свой опыт. Интервью становится более сложным, когда у пожилого человека проблемы с психическим здоровьем или употреблением психоактивных веществ.

Согласно отчету Управления государственного бюджета и управления за 2013 год «Факты и цифры», 20% взрослых были старше 60 лет. Предполагается, что это число возрастет до 25% в 2025 году и 31% в 2032 году из-за старения «бэби-бумеров». ». Предполагается, что эти пожилые люди будут жить в обществе, многие из которых имеют проблемы с психическим здоровьем и употреблением психоактивных веществ. Отделение по предотвращению травм и насилия штата Северная Каролина отслеживает самоубийства через Систему регистрации насильственных смертей, которая сообщает о самом высоком количестве самоубийств в Северной Каролине в расчете на все население возрастной группы, состоящей из мужчин в возрасте 85 лет и старше. Крайне важно, чтобы люди, работающие в общественных учреждениях, агентствах и организациях, предоставляющих услуги пожилым людям, понимали потребности пожилых людей в области поведенческого здоровья.

Депрессия

Депрессия является настоящим и излечимым заболеванием, а не нормальной частью старения. Однако пожилые люди подвержены повышенному риску депрессии. Изменения, которые часто происходят в более позднем возрасте — выход на пенсию, смерть близких, повышенная изоляция, проблемы со здоровьем — могут привести к депрессии. Депрессия — это не просто «хандра» или эмоции, которые мы испытываем, когда скорбим о потере любимого человека. Это настоящее заболевание, которое поддается лечению, как диабет или гипертония.
Подробнее о пожилых людях и депрессии

Употребление психоактивных веществ

Употребление психоактивных веществ, особенно алкоголя и отпускаемых по рецепту лекарств, среди взрослых 60 лет и старше является одной из наиболее быстро растущих проблем со здоровьем, с которыми сталкивается страна. Тем не менее, даже несмотря на то, что число пожилых людей, страдающих от этих расстройств, растет, ситуация остается недооцененной, недостаточно выявленной, недостаточно диагностированной и недостаточно леченной.
Дополнительная информация о пожилых людях и расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ

Предотвращение самоубийств

Пожилые люди, особенно белые мужчины, имеют более высокий риск завершенных самоубийств, чем любая другая группа населения во всем мире. С 2009 по 2013 год 1204 жителя Северной Каролины в возрасте 65 лет и старше погибли в результате насилия. Из этих насильственных смертей 993 были самоубийствами (82,5%). Наиболее распространенным методом является огнестрельное оружие.

Ветераны

По данным Управления по делам ветеранов за 2013–2016 гг. наибольшее число ветеранов приходится на возраст 65–69 лет.. Прогнозируется, что наибольшее число ветеранов в период с 2017 по 2021 год будет в возрасте от 70 до 74 лет, а в период с 2022 по 2028 год — в возрасте от 75 до 79 лет. свой военный опыт. Некоторые симптомы посттравматического стрессового расстройства включают ночные кошмары или ощущение, что вы заново переживаете событие, избегаете ситуаций, которые напоминают вам об этом событии, легко вздрагиваете и теряете интерес к деятельности.

Специализированные бригады по охране психического здоровья гериатрических взрослых

Программа специализированной группы по охране психического здоровья взрослых гериатрических больных (GAST) началась в 2003 году в результате закрытия гериатрических отделений в государственных психиатрических больницах. Многие пожилые люди живут в сообществе в учреждениях длительного ухода и частных домах. Команды проводят обучение по вопросам психического здоровья и употребления психоактивных веществ и оказывают поддержку людям, работающим с пожилыми людьми, живущими в сообществе. Цель GAST — расширить знания и понимание сообщества в вопросах психического здоровья и употребления психоактивных веществ у пожилых людей. Обучение проводилось в таких местах, как учреждения долгосрочного ухода, центры для престарелых, агентства по уходу на дому, религиозные организации и отделы социальных служб.

Контактное лицо:

С вопросами, проблемами или дополнительной информацией обращайтесь по электронной почте: Patricia McNear

Ссылки
  1. Отдел по проблемам старения и службам для взрослых 9082 NC Aging Profile 1
  2. Депрессия Национального института психического здоровья
  3. Социальная работа сегодня Меняющееся лицо пожилых людей, злоупотребляющих психоактивными веществами – выпуск за январь/февраль 2012 г.
  4. Национальный институт злоупотребления алкоголем и алкоголизма пожилых людей

Web Resources

National Institute Mental Health Depression
American Psychological Association Depression and Suicide in Older Adults Resource Guide
Psychiatric Times Substance Abuse in Aging and Elderly Adults
National Institute Health Senior Health
Социальная работа сегодня Меняющееся лицо пожилых людей, злоупотребляющих психоактивными веществами – январь/февраль 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *