Какие нормы регулируют отношения в семье: СК РФ Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством \ КонсультантПлюс

Ст. 2 СК РФ. Отношения, регулируемые семейным законодательством


Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

См. все связанные документы >>>

< Статья 1. Основные начала семейного законодательства

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права >

Последняя редакция комментируемой статьи содержит целый ряд изменений.

Прежде всего, в нее введено новое положение о том, что семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот. Следует отметить, что соответствующие нормы существовали в Семейном кодексе РФ и ранее (см. комментарий к ст. ст. 7, 6, 122, 155.1, 155.2, 155.3). Таким образом, новая формулировка статьи является юридически более четкой, хотя и не вносит кардинальных изменений в СК.

В комментируемой статье говорится о предмете правового регулирования семейного законодательства, или, другими словами, об отношениях, регулируемых семейным правом. Следует отметить, что легального (зафиксированного в норме закона) определения семьи в Семейном кодексе РФ нет. В то же время в законодательстве некоторых стран подобное определение есть в аналогичных правовых актах. Так, ст. 59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье предусматривает, что семья — это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Различают понятие семьи в социологическом и юридическом смысле. В социологическом смысле семья — это объединение лиц, основанное на браке или родстве, связанное личными неимущественными и имущественными отношениями, взаимной поддержкой и воспитанием детей.

В юридическом смысле семья — это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Семья в социологическом смысле может распасться в случае прекращения фактических брачных отношений, однако в юридическом смысле может сохраниться (например, супруги фактически не живут вместе, однако юридические права и обязанности существуют).

В РФ единственным правовым актом, в котором дано определение семьи, является Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2012). В ст. 1 указанного Закона она определяется как лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Как следует из комментируемой статьи, предметом семейного права, так же как и гражданского, являются имущественные и неимущественные отношения. Однако в семейном праве имущественные отношения обладают определенной спецификой, поскольку не обязательно носят стоимостный характер. Так, при определении размера алиментов отсутствует взаимное соизмерение имущественных затрат, произведенных одним членом семьи в пользу другого. Точно так же при разделе общего имущества супругов при отсутствии брачного договора доли супругов признаются равными независимо от того, каков был фактический вклад каждого из супругов в приобретение этого имущества.

Что касается личных неимущественных отношений, то они также обладают определенными особенностями. Так, в отличие от гражданско-правовых отношений они формируются только между конкретными, строго определенными субъектами. Регулируемые семейным правом отношения неразрывно связаны с состоянием в браке или с родственными отношениями.

Хотя личные неимущественные отношения являются преобладающими в семейных отношениях, правом регулируется лишь их небольшая часть. Это объясняется тем, что основная часть этих отношений лежит вне пределов права и может регулироваться только нормами морали. Так, право по определению не может вмешиваться в лично-доверительные отношения любви, дружбы, взаимного уважения и т.д. К тому же невозможно с помощью нормы права заставить одного супруга любить другого супруга.

Вопрос о соотношении личных неимущественных и имущественных отношений является дискуссионным. Следует отметить, что не все юристы разделяют точку зрения, согласно которой именно личные неимущественные отношения являются преобладающими в семейных отношениях. Так, по мнению М.А. Антокольской, такая точка зрения справедлива по отношению к семье как социальному институту. Но, если говорить о том же соотношении в семейном праве, картина получается обратная . Однако такая точка зрения не является преобладающей.

———————————

Антокольская М.В. Цит. соч. С. 14.

Субъектный состав семейных правоотношений определен законом. В него входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие родственники (дедушка, бабушка, внуки, братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица) и в отдельных случаях — иные лица, прямо предусмотренные в нормах семейного законодательства. Среди таких лиц можно назвать органы опеки и попечительства. Права и обязанности, возникающие из данных отношений, неотчуждаемы и непередаваемы.

В предмет семейного права также включены отношения, связанные с определением формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к разделу VI).

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Как закон регулирует отношения в семье?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: брак, опекун, семейное право, усыновление (удочерение).

Рассмотрим случай из жизни. У Романа не было отца. Вообще-то он где-то существовал. «Лёгкой жизни ищет», – часто повторяла мама. Семью отец бросил давно. Роман смутно помнил, как когда-то они втроём гуляли по парку и папа купил ему воздушный шарик… А мама… Что же мама? Профессии у неё не было, переходила с работы на работу, хотела побольше зарабатывать, чтобы сына «поднять».

Но «побольше» не получалось. Она постоянно жаловалась на свою тоскливую и тяжёлую жизнь. Постепенно стала употреблять спиртные напитки. Потом совсем забросила работу. Находиться с ней в одной квартире становилось всё тяжелее и тяжелее…

Однажды классная руководительница сказала Роману: «Тебе лучше пожить какое-то время без мамы». «С кем же?» – спросил он. «Наверное, тебе назначат опекуна», – не совсем понятно ответила учительница. «Опекуна? А мама?» – поинтересовался Роман. «А маму пока полечат от серьёзной болезни. Алкоголизм называется». Так мальчик остался без семьи. А вскоре его познакомили с Петром Васильевичем, опекуном…

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что семья – самое уютное и нужное для человека место на земле. В семье накормят, напоят, обогреют, пожалеют, если огорчён, защитят, если обижен. В семье человек приобретает первые знания об окружающем мире и людях.



С чего же начинается семья? В большинстве случаев с заключения брака. Встречаются юноша и девушка. Сначала они очень нравятся друг другу. Потом начинают понимать, что не могут друг без друга жить. Юноша предлагает девушке «руку и сердце». Она даёт согласие. Затем, как правило, дают согласие их родители. И вот происходит событие, которое в художественной литературе именуют «слиянием душ», «началом совместного пути в море жизненных испытаний», а на строгом юридическом языке – заключением брака. Это слово образовалось от древнерусского «брачити» (отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое). А слово «брак», которое означает что-то негодное, плохо сделанное, произошло от немецкого Brack – «бракованный товар».

Семейные отношения людей регулируются семейным правом.



Семейное законодательство устанавливает, как должен заключаться брак, какие права и обязанности по отношению друг к другу имеют члены семьи: супруги, родители, дети и другие родственники. Основной документ этого законодательства – Семейный кодекс Российской Федерации.

Итак, брак – это добровольный союз мужчины и женщины, целями которого являются создание семьи, рождение и воспитание детей. Хорошо, если брак основан на взаимных чувствах любви, уважения и дружбы супругов. Однако одной взаимной любви при заключении брака недостаточно. Закон требует, чтобы были соблюдены обязательные условия и порядок заключения брака.

Каковы же условия вступления в брак?

1. Взаимное добровольное согласие невесты и жениха вступить в брак.

2. Достижение брачного возраста. В России он составляет и для мужчин, и для женщин 18 лет. В некоторых частях страны (субъектах РФ), а также в отдельных, определённых законом ситуациях может быть установлен и меньший возраст.

3. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон состоит в другом браке.

4. Не допускаются браки между близкими родственниками.

5. Отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни или слабоумия, в результате чего эти лица признаются судом недееспособными, то есть не способными самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.



Любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях запрещены. Это касается религиозных, расовых, национальных, языковых, социальных, имущественных (например, богатый – бедный) различий.

После регистрации брака у супругов появляются по отношению друг к другу определённые права и обязанности. Они разделяются на личные и имущественные. Имущественные отношения супругов коротко можно свести к следующему правилу: всё приобретённое до брака (добрачное имущество) остаётся личной раздельной собственностью мужа и жены, а нажитое в браке становится общей совместной собственностью супругов. Имущество, полученное одним из супругов в дар или по наследству, считается его личной собственностью. Личными считаются и вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т. д.).

В Семейном кодексе РФ предусмотрено, что имущественные права и обязанности супругов могут быть оговорены и закреплены в брачном договоре, который заключается либо до брака, либо в процессе брачных отношений.



Родители имеют обязательства перед своими детьми. Они обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, интеллектуальном и нравственном развитии; обеспечить получение детьми общего образования.

Увы, далеко не все родители ведут себя в соответствии со своей важной ролью в обществе. Некоторые не проявляют никакой заботы о своих детях, бросают их на произвол судьбы и т. д. В этих случаях законом предусмотрена суровая мера, которая называется лишение родителей родительских прав. Это очень жестокая и болезненная мера. Её нельзя применять часто. Она назначается лишь в особых, крайних случаях и применяется к тем родителям, которым нельзя больше доверять воспитание детей. Решение по таким делам может быть принято только судом.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от их обязанностей по содержанию своих детей.


В Семейном кодексе РФ чётко обозначены права ребёнка.

Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, он имеет право на всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Ему предоставляется право общения с обоими родителями и другими родственниками. Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Он может обращаться самостоятельно в органы опеки и попечительства, а с 14 лет – в суд. Окружающие должны считаться с его мнением при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы.

По семейному праву дети-сироты могут обрести новую семью с помощью усыновления (удочерения) и опеки (попечительства).

Семейное право наделяет детей не только правами. Они должны нести и обязанности. Например, став взрослыми, дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

* * *

• Вопросы и задания к параграфу

1. Какая отрасль российского права регулирует семейные отношения?

2. Что такое брак? Дайте определение этого понятия.

3. Каковы условия вступления в брак? Охарактеризуйте их. Зачем они нужны?

4*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, скажите, каковы права и обязанности супругов.

5. Каковы права и обязанности родителей?

6. В каких случаях родителей лишают родительских прав?

7. Каковы права и обязанности ребёнка? Приведите примеры из жизни.

• Обсудите на уроке

Семья – это кристалл общества (В. Гюго).

Любовь без уважения недолговечна и непостоянна (Б. Джонсон, английский драматург).

• Исследуем прочитанное*

Фактический брак, то есть не зарегистрированный должным образом, в нашей стране защитой не пользуется. Брак, заключённый с соблюдением церковных обрядов, также не порождает правовых последствий и приравнивается к фактическому, что можно отнести скорее к недостаткам законодательства.

(А. В. Кашанин, правовед)

1. Что такое фактический брак? Приведите примеры из жизни.

2. Что такое церковный брак? Как он заключается?

3. Чем отличается брак, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, от фактического и церковного? Где регистрируется брак?

4. Можно ли сказать, что в юридическом смысле семья – это союз лиц, соединённых юридическими правами и обязанностями? Почему?

• Размышляем над пройденным

1.  Почему закон устанавливает определённый возраст вступления в брак (в России – с 18 лет)?

2. Для чего заключают брачный договор?

3. Какие права и обязанности родителей и детей закреплены в Семейном кодексе РФ?

4*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, сформулируйте, что такое опека.

• Дайте собственные определения

Недееспособный, лишение родительских прав.

• Словарь урока

Брачный договор (контракт) – соглашение лиц, вступающих в брак, или супругов, определяющее их имущественные права и обязанности в браке.

Опекун – человек, призванный защищать и представлять личные и имущественные права и интересы (в данном случае) ребёнка.

Семейное право – отрасль российского права, нормы которого регулируют личные и имущественные отношения между гражданами, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Усыновление (удочерение) – правовой акт, который устанавливает личные и имущественные отношения между усыновлённым ребёнком и усыновителем, аналогичные отношениям между родителями и детьми в семье.

 

Семейные и семейные правила | Encyclopedia.com

Задумайтесь на мгновение о своей семье. Ожидается ли, что вы будете ужинать вместе всей семьей? Есть ли определенные обязанности, которые вы должны сделать? Есть ли темы, о которых вы не можете говорить? Эти вопросы касаются конкретных правил, которые могут быть в вашей семье. Согласно Вирджинии Сатир (1996), каждые значимые отношения развивают правила. Большинство правил взаимоотношений можно определить, изучив избыточность или повторяющееся поведение партнеров по отношениям (Йерби, Бюркель-Ротфус и Бохнер 19).90).

Правила определяются как «предписание, которому следует следовать, которое указывает, какое поведение является обязательным, предпочтительным и запрещенным в определенных контекстах» (Shimanoff 1980, стр. 57). Поскольку правила позволяют членам отношений предсказывать поведение других (Сатир, 1996), они важны для выживания и поддержания отношений. Эта предсказуемость приводит к комфорту и помогает членам семьи понять, какие темы приемлемы для обсуждения, как решаются сложные темы и кого включать. Правила касаются концепции того, что человек должен и/или не должен делать, и определяют, какие типы действий определяют человека как члена группы (Сатир 19).96). Правила способствуют реляционному самоопределению, развитию и удовлетворению (Сатир, 1996).


Передача правил

Большинство романтических и семейных отношений имеют множество различных правил. Существуют правила о том, как обращаться с деньгами, проявлять привязанность, делить обязанности и как вести себя с тем, кто нарушает правила. «Существуют правила для всех других способствующих факторов, которые позволяют людям жить вместе в одном доме и расти или не расти» (Сатир 1996, стр. 168). Поскольку правила, как правило, уникальны для семейных и романтических отношений, типы правил обсуждаются в зависимости от того, как они передаются.

Большинство ученых обсуждают типы правил и передачу правил, используя континуум сознания . Этот континуум варьируется от прямых, явных, соглашений об отношениях, которые могли быть согласованы, до неявных, негласных правил. Эти конечные точки (т. е. явные и неявные) относятся к передаче правил.

Хотя трудно предсказать, когда реляционные члены могут использовать явные или неявные средства установления правил, существует множество литературы по запретным темам, которая дает некоторое представление об этом решении. Майкл Ролофф и Данетт Иферт (19 лет)98) обнаружил, что в новых романтических отношениях люди сообщали, что они и их партнер четко договорились о том, какие темы являются табу, когда (1) пара решила, что эта тема не важна для их отношений, (2) один из участников отношений определил, что тема была слишком личной для обсуждения, или (3) члены отношений имели разные мнения по теме и чувствовали, что их разногласия не могут быть разрешены. В частности, продолжительное обсуждение темы до объявления ее табу приводит к более явному заявлению о том, что эта тема запрещена (Roloff and Ifert 19).98).

На другом конце континуума сознания находятся неявные или невысказанные правила. Эти правила часто вытекают из повторяющихся взаимодействий или переживаний (например, никогда не упоминать мать Майка, когда ему грустно) (Сатир, 1996). Неявные правила обычно передаются невербально (Turner and West 1998), но также могут передаваться через истории. Родственный участник может рассказать историю, в которой кто-то следовал правилу и был вознагражден или не следовал правилу и был наказан. Неявные правила также могут быть установлены путем перенаправления нежелательного поведения. Эми Джордан (1990) в своем исследовании просмотра телевидения и использования видеомагнитофона рассказывает историю матери, которая пришла домой и обнаружила, что ее дочь и няня смотрят по телевизору перестрелку. Это нарушило ее правило не применять насилие на телевидении. Вместо того, чтобы сказать им это, мать перенаправила просмотр, предложив дочери посмотреть « Дамбо».

Неявные правила могут иметь большее значение, чем явные правила (Turner and West 1998). Ролофф и Иферт (1998) обнаружили, что тема неявно объявляется табуированной, когда участники отношений чувствуют, что обсуждение этой темы может навредить отношениям. «Возможно, партнеры чувствуют опасность в отношениях, связанную с обсуждением определенной темы, и поэтому избегают частых столкновений по этому поводу» (Ролофф и Иферт 19). 98, с. 202).

Независимо от того, как передается правило, может быть важна возможность определения семейных правил. Вирджиния Сатир рассказывает о методах семейного консультирования, в которых семьи или отдельные лица пытаются определить все семейные правила. Хотя явные правила легко идентифицировать, неявные правила часто не таковы. На своих консультациях она старается, чтобы семья или отдельный человек определил неявные правила, чтобы они могли лучше понять свое собственное поведение. Более того, назвав неявные правила, члены семьи могут решить, хотят они оспаривать эти правила или нет. Важно отметить, что многие важные правила общения усваиваются в детстве и переносятся во взрослые отношения без особых размышлений, если только это правило не оспаривается партнером по отношениям (Сатир 19).88). Оспаривание правил важно. Сатир утверждает, что для углубления определенных отношений кто-то должен бросить вызов правилу; этот вызов позволяет отношениям выйти на новый уровень.

Что влияет на правила

Существует мало исследований о том, как люди решают, какой тип правила установить, в то время как существует множество исследований о том, что влияет на количество правил, предмет правила, соблюдение правил и гибкость правил. Индивидуальные и семейные демографические данные могут влиять на частоту, направленность, соблюдение и гибкость правил.

Культурные нормы могут влиять на правила, которых придерживаются семьи. Марио Микулинсер и его коллеги (1993) собрали данные о 350 израильско-еврейских и 504 израильско-арабских старшеклассниках. Они обнаружили, что арабские молодые люди рассказывали о большем количестве правил, ограничивающих их поведение, по сравнению с их еврейскими сверстниками. Изучая запретные темы среди друзей, Робин Гудвин и Айона Ли (1994) обнаружили, что у китайских респондентов более высокий уровень запретных тем (таким образом, больше правил относительно того, что нельзя обсуждать), чем у британских респондентов.

Пол получателя правила также может влиять на количество правил. Как в израильско-арабской, так и в израильско-еврейской культурах девочки-подростки сообщали о большем количестве ограничений на свидания и уход из дома, чем мальчики (Mikulincer, Weller, and Florian, 1993). Пол человека, устанавливающего правило, также может влиять на количество правил. Китайские и британские мужчины в исследовании Гудвина и Ли (1994) сообщили о большем количестве тем, которые они не могли обсуждать, чем женщины в исследовании.

Большинство правил со временем меняются. В своем двухлетнем исследовании афроамериканских подростков Джудит Сметана (2001) обнаружила, что афроамериканские семьи среднего класса были менее строгими в период 1 (когда средний возраст составлял 13,14 года), чем во время 2 (когда средний возраст составлял 13,14 года). 15.05 лет).

Помимо влияния демографических данных на количество и направленность правил, проводятся исследования того, что влияет на гибкость правил и восприятие родительской власти. Сметана (2001) обнаружил, что доход влияет на восприятие законной власти родителей. Афроамериканские подростки из семей с высоким доходом отвергали законные полномочия родителей по урегулированию личных вопросов в большей степени, чем подростки из семей со средним доходом. Эллиотт А. Медрич и его коллеги (1982) и Эми Джордан (1990) обнаружили, что семьи с двумя работающими родителями обычно налагают меньше правил на просмотр телепередач.


Как правила влияют на поведение и отношения

Задача определения результатов семейных и родственных правил так же важна, как и определение предикторов правил. Правила обеспечивают руководство для поведения и набор ожиданий. Эти рекомендации часто затрагивают детей в семьях. Например, родительские правила в отношении курения были связаны с более низким уровнем курения среди подростков (Proescholdbell, Chassin, MacKinnon, 2000), в то время как отсутствие правил в отношении употребления бездымного табака привело к тому, что мальчики средней школы в США стали чаще его употреблять (Brubaker, Fowler, и Киндер 1989). Элейн Родни и ее коллеги (1999) изучали домашнюю обстановку и правонарушения среди афроамериканских подростков. Они обнаружили, что семейные правила, а также время, проведенное с ребенком, и домашняя дисциплина в значительной степени связаны со случаями нарушения поведения (например, вступление в драку, уничтожение имущества).

Семейные и семейные правила также обеспечивают чувство предсказуемости и могут влиять на сохранение и удовлетворение отношений. Количество правил было связано с уровнем близости между детьми и их родителями. Микулинцер и его коллеги (1993) сообщили, что подростки израильско-арабского происхождения, у которых было больше правил, чувствовали себя ближе к своим родителям. Однако это верно не для каждой культуры или каждой семьи. Микулинцер и его коллеги также сообщили, что среди израильско-еврейской молодежи не наблюдается такой закономерности.

Семейные тайны. Возможно, самое глубокое влияние правил семьи и отношений сосредоточено на правилах общения. Большинство исследований правил отношений и семьи сосредоточено на правилах общения. Это связано с тем, что большинство исследований семейных правил сосредоточено на семейном консультировании. Сатир, семейный консультант, уделяет особое внимание свободе комментирования. Свобода комментировать правила касаются того, что вы можете сказать, кому вы можете это сказать, как вы поступаете при разногласиях или неодобрении кого-то или чего-то и как вы задаете вопрос, если вы не понимаете.

Сатир утверждает, что страх членов семьи во многом связан с правилами, касающимися табу и секретов. Исследование семейных тайн Аниты Вангелисти (1994) поддержало эту идею. Вангелисти выделил три типа семейных секретов: табу , нарушение правил, и 9.0005 обычные секреты. Табуированные темы — это действия, которые часто осуждаются и стигматизируются как членами семьи, так и обществом в целом (например, сексуальные предпочтения, внебрачные связи), и часто являются секретами, хранимыми всей семьей. Нарушениями правил были действия, которые нарушали правила, которые обычно стараются соблюдать семьи (например, добрачная беременность, пьянство, вечеринки), и часто были секретами, которые хранил отдельный член семьи. Обычные секреты включали в себя информацию, которая обычно не является ошибочной, но считается неуместной для разговора с неблизкими людьми (например, проблемы со здоровьем, традиции). Каждый из этих типов связан со страхом со стороны члена семьи.

Сатир также утверждает, что семейные тайны могут нанести ущерб здоровью семьи. Она конкретно утверждает, что семейные правила, касающиеся табуированных тем, могут впоследствии навредить ребенку. В семьях, которые избегают обсуждения «провинности» члена семьи (например, родственник находится в тюрьме), дети часто «вырастают взрослыми, которые видят себя версиями святых или дьяволов, а не живыми людьми [существами], которые чувствуют себя » (Сатир 1996, стр. 170). Сатир считает, что здоровье человека и семьи зависит от свободы комментировать правила. Это убеждение подтверждается исследованиями в области коммуникации, которые обнаружили, что секреты влияют на удовлетворенность семьей и отношениями. Вангелисти обнаружил, что семьи с большим количеством секретов были менее удовлетворены, чем семьи с меньшим количеством секретов. Это было особенно верно, когда у членов семьи были секреты от других членов семьи. Ролофф и Иферт (1998) также обнаружил, что партнеры по отношениям, у которых было больше запретных тем, были менее удовлетворены.

См. также: Общение: семейные отношения; Конфликт: семейные отношения; Дисциплина; Семейные ритуалы; Семейные истории и мифы; фаворитизм/дифференциальное отношение; Здоровье и семья; Корпус; Сила: Семейные отношения; Метафоры отношений; Самораскрытие


Библиография

Гудвин Р. и Ли И. (1994). «Табуированные темы среди китайских и английских друзей: межкультурное сравнение». журнал кросс-культурной психологии 25:325-338.

иордания, а. б. (1990). «Семейный системный подход к vcr». в социальных и культурных аспектах использования видеомагнитофонов, под ред. Дж. р. добров. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

медрич, эл. а.; Ройзен, Дж.; рубин, в.; и букелил, с. (1982). серьезное дело взросления. Беркли: Калифорнийский университет Press.

микулинкер, м.; Веллер, А.; и Флориан, против (1993). «чувство близости к родителям и семейным правилам: исследование арабской и еврейской молодежи в Израиле». международный журнал психологии 28:323–335.

proescholdbell, р. ж.; чассин, л.; и Маккиннон, Д. с.(2000). «ограничения курения в домашних условиях и курение подростков». исследования никотина и табака 2:159–167.

Родной, д. э.; тахия, х. р.; и родни л. ж. (1999). «Домашняя среда и преступность: исследование афроамериканских подростков». семьи в обществе 80: 551–559.

ролофф, м.р. э., и иферт, д. (1998). «предыстории и последствия явных соглашений объявить табу на тему в отношениях на свиданиях». личные отношения 5:191–205.

сатир, т. (1988). новое создание людей. Пало-Альто, Калифорния: книги по науке и поведению.

сатир, т. (1996). «правила, по которым ты живешь». в установлении связей: чтения по реляционной коммуникации, изд. к. гальвин и с. бондарь Лос-Анджелес: издательство Роксбери.

Шиманофф, с. (1980). правила общения: теория и исследования. Беверли-Хиллз, Калифорния: Сейдж.

сметана, ж. грамм. (2001). «Представления афроамериканских подростков и родителей из среднего класса о родительской власти и методах воспитания: продольное исследование». развитие ребенка 71: 1672–1686.

токарь, л. ч., и запад, р. (1998). точки зрения на общение в семье. Маунтин-Вью, Калифорния: Mayfield Publishing.

вангелисти, а. (1994). «Семейные тайны: формы, функции и корреляты». журнал социальных и личных отношений 11: 113–135.

Йерби, Дж.; бюркель-ротфус, сущ.; и Бохнер, А. п. (1990). Понимание семейных коммуникаций, 2-е издание. Скоттсдейл, Аризона: горсуч скарисбак.

Ивонн Келлар-Гюнтер

Аффективное семейное право |

25 мая, 2017 ИНОСТРАННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 0

2

Аффективное семейное право

КЛЭР ХАНТИНГТОН *

I. Введение

Случайный наблюдатель за правовой системой США (или любой другой правовой системой в этом отношении) может подумать, что если какая-либо область права настроена к эмоциям это было бы семейным законом. Не нужно иметь степень психолога, чтобы понять, что разводящиеся супруги могут чувствовать гнев и негодование; что дети, находящиеся в приемных семьях, могут испытывать страх и одиночество; и что родители, потерявшие опеку над ребенком в пользу государства, могут понести глубокую потерю. Несмотря на это интуитивное понимание, семейное право по большей части не проходит тест на эмоциональный интеллект. То есть система семейного права США плохо приспособлена к эмоциональным потребностям сторон в процессе. Вместо того, чтобы признавать диапазон эмоций и вместо того, чтобы пытаться продуктивно работать с этими эмоциями, слишком часто семейное право охватывает тонкое понимание эмоциональной жизни семьи и не в состоянии культивировать положительные эмоции в семьях. В этой главе рассматриваются эти темы, демонстрируя, что эмоциональная составляющая семейных отношений создает как проблемы, так и возможности для семейного права. В рамках семейного права есть вопросы, но в этой главе для иллюстрации ценности закона и эмоций в этой главе выбрано создание и расторжение юридических уз — будь то в результате брака, развода, разлучения, усыновления или изъятия ребенка из дома. анализ.

При рассмотрении роли эмоций в этих областях семейного права в этой главе не утверждается, что семейное право имеет исключительное право на эмоции. Как показывают другие главы этой книги, эмоции сопровождают почти все юридические споры. Но в семейном праве есть определенные соображения — как показано в этой главе, а также в главе Конвея о братьях и сестрах и наследовании

1 — которые требуют внимания к роли эмоций и делают семейное право плодотворным местом для изучения тем в этом сборнике. . В частности, в этой главе исследуется реакция семейного права на существующие эмоции и надлежащее место для эмоций в семейном праве. В главе основное внимание уделяется законодательству США, но общие уроки применимы и к другим системам семейного права, особенно к странам, которые, как и США, полагаются на судебную систему разрешения споров по семейным вопросам.

Как подробно описано ниже, центральный аргумент главы заключается в том, что семейное право должно быть особенно осторожным, чтобы не создавать и не усугублять существующую неприязнь, но также иметь возможность культивировать более положительные эмоции у членов семьи.

Уделение пристального внимания эмоциональным аспектам семейных споров может создать более эффективную правовую систему, которая принесет пользу как сторонам в процессе, так и обществу в целом. После установления этих принципов в этой главе рассматривается один из наиболее важных вопросов, стоящих перед семейным законодательством США: обращение с внебрачными семьями. Эти семьи представляют особые проблемы для системы семейного права, поскольку родители часто не обращаются в суд после прекращения отношений; таким образом, родители остаются одни, чтобы договариваться об изменениях в своих семьях. В главе утверждается, что анализ закона и эмоций указывает на альтернативные стратегии, помогающие внебрачным семьям реструктурировать свои семьи после прекращения отношений.

II. Реакция семейного права на эмоции

Отправной точкой для изучения роли эмоций в семейном праве является то, что Терри Марони назвал «теоретико-эмоциональным подходом». 2 В нем рассматривается дисциплина, такая как психоанализ или когнитивная неврология, а затем основное внимание уделяется теории в рамках этой дисциплины.

Исследование одной из теорий эмоций — в данном случае циклической природы эмоций в отношениях, в частности, сформулированной психоаналитическим теоретиком Мелани Кляйн 3 — демонстрирует серьезные недостатки семейного права.

Нынешняя система семейного права отражает поверхностное и бинарное понимание аффективной семьи. Семьи либо солидарны и альтруистичны, наполнены любовью и заботой, либо семьи наполнены гневом и ревностью и склонны к насилию. Эта бинарная модель семейного права пронизывает сущность, процесс и практику семейного права в таких широких контекстах, как брак, защита детей и усыновление. Тем не менее, это резко контрастирует с реальностью динамичных, изменчивых семейных отношений с целым рядом эмоций, которые ощущаются и колеблются во времени. Понимание теории Кляйн о циклической природе человеческих эмоций и репаративном побуждении дает мощное понимание всей широты семейного права.

Эта глава предлагает взгляды Кляйн на человеческую близость не как научную теорию, которую можно доказать эмпирически, а как отправную точку для размышлений о циклической природе эмоций в семейных отношениях.

A. Динамический цикл близости

Кляйн, один из первых последователей Зигмунда Фрейда и пионер в области детского психоанализа, сформулировал понимание цикла близости. 4 В самом широком смысле теория состоит в том, что близкие человеческие отношения проходят через цикл эмоций. Человек чувствует любовь к другому. За этим почти всегда следуют негативные чувства (которые Кляйн обычно называет «ненавистью», но которые для современного читателя лучше передать другим ее термином для этих негативных чувств — «агрессией»)9.0120 5 , что привело к разрыву отношений. Затем человек чувствует себя виноватым из-за разрыва и поэтому стремится восстановить отношения.

Кляйн разработал эту теорию в контексте отношений между матерями и младенцами, предположив, что младенцы сначала испытывают любовь и ненависть по отношению к своим матерям. Младенцы любят своих матерей, когда те удовлетворяют их потребности, скажем, во время грудного вскармливания. Но когда их потребности не удовлетворяются, младенцы испытывают ненависть и агрессию по отношению к своим матерям. 6 Это приводит к тому, что младенец испытывает вину за негативные чувства; чувство вины, в свою очередь, создает у младенца мощное стремление восстановить отношения и чувство любви. 7

Этот цикл — с чувством любви, затем ненавистью и агрессией, порождающими вину и репаративное влечение — повторяется на протяжении всей жизни, каждый раз расширяя рамки способности человека любить и возмещать ущерб. Кляйн утверждал, что везде, где есть чувство любви, возникает конфликт между ненавистью и любовью, который приводит к чувству вины, а затем к желанию сделать добро. Таким образом, по словам Кляйн, возмещение ущерба является «фундаментальным элементом любви и всех человеческих отношений». 8 Кляйн пришел к выводу, что «эти основные конфликты глубоко влияют на течение и силу эмоциональной жизни взрослых людей». 9

Ключевым элементом возмещения ущерба является признание ненависти и агрессии. Как писала одна из коллег Кляйн, Джоан Ривьер, «мы тратим свою жизнь на то, чтобы попытаться сохранить своего рода баланс между жизнетворными и разрушительными элементами в нас самих», — другими словами, уравновешивая любовь и ненависть. 10 Уравновешивание этих сил требует признания универсальной силы ненависти. Без такого признания ненависть и агрессия с большей вероятностью примут крайние формы, и цикл человеческой близости с большей вероятностью будет предотвращен. Распознавание негативных эмоций позволяет людям перейти к фазам вины и возмещения ущерба в интимной жизни. 11

Точно так же, по мнению Кляйн, вина — это продуктивная эмоция, подпитывающая репаративное стремление. Другие ученые соглашаются, отмечая, что в отличие от эмпатии, которая представляет собой «эмоцию наблюдателя», испытываемую кем-то, кто не несет ответственности за причинение вреда другому, вина — это признание того, что человек, чувствующий это, сыграл роль в причинении вреда другому. 12 Таким образом, это становится сигналом для этого человека о том, что отношения находятся под угрозой и что необходимо предпринять какие-то действия. 13 Последующая репарация может происходить в пределах собственного внутреннего эмоционального ландшафта человека, но она находит свое основное выражение в отношениях человека с другими и становится мощной силой для конструктивных действий по восстановлению этих отношений. 14 Кляйн признала, что не каждый способен реализовать стремление к возмещению ущерба, но утверждала, что оно существует у всех. 15

Хотя Кляйн заявляет о врожденности, 16 репаративное стремление не обязательно должно быть универсальным, чтобы иметь значение. 17 Вместо этого репаративная теория Кляйн символизирует более широкий дискурс о важности восстановления. 18 Более того, репаративное стремление является частью более крупной группы инстинктов и мотиваций отношений, таких как стремление 19 и альтруизм, 20 , и соответствует исследованиям моральных психологов. 21

Короче говоря, Кляйн сформулировала цикл близости и утверждала, что облегчение перехода от одной фазы к другой имеет большой потенциал как для индивидуального развития и благополучия, так и для отношений между людьми. Имея в виду теорию Кляйн, в следующем разделе рассматриваются последствия этой теории для семейного права.

B. Застой и оппозиция в семейном праве

Несмотря на свою фундаментальную важность для отношений, которые регулирует семейное право, содержание, процесс и практика семейного права слишком часто не учитывают циклический характер эмоций в целом и репаративное стремление особенно. Семейная жизнь состоит не только из положительного (любовь, прощение, забота, альтруизм), но и из отрицательного (гнев, ревность, зависть). Скорее, семейная жизнь представляет собой смесь этих эмоций и многих других. Возможно, важнее всего то, что семейные отношения динамичны, они циклически перемежаются эмоциями любви, гнева, вины и стремлением к исправлению. И все же семейное право отражает бинарную модель эмоций — все положительные или все отрицательные — и не отражает и не поощряет репаративное стремление.

Начиная с содержания, семейное право устанавливает бинарные правила, регулирующие вступление и выход из близких отношений. В США пара либо состоит в браке, со всеми сопутствующими льготами и обязательствами, либо не состоит в браке, с очень небольшим количеством этих обязательств. 22 В американской системе защиты детей родители должны восстановить опеку над своими детьми, иначе им грозит лишение родительских прав. 23 В контексте усыновления после родов биологический родитель либо отдает ребенка на усыновление, тем самым теряя все родительские права, либо сохраняет за собой опеку над ребенком с полностью нетронутыми родительскими правами. 24 Суррогатные матери и близкие родственники либо получают родительские права, либо нет. 25 Эти бинарные правила оправдываются важностью определенности и стабильности для ребенка и необходимостью побудить родителей взять на себя трудную родительскую работу, 26 , но допускают только две возможности — глубокую связь или полный разрыв.

Эта бинарная субстанция пронизывает процесс семейного права. Суды стремятся установить «истину» о семейном конфликте, останавливаясь на единственной версии спорного инцидента или обстоятельства. Суды решают, подвергал ли родитель жестокому обращению с ребенком или пренебрегал им, установил ли предполагаемый отец отношения с ребенком таким образом, что он должен иметь полные родительские права, и намеревался ли суррогатная мать отказаться от ребенка при рождении. Хотя суд заслушает доказательства по оспариваемым фактам, представляющим несколько точек зрения, в конечном итоге суд выберет один набор фактов, исключив другие. Как только эти манихейские нарративы достигают своего завершения, система семейного права отговаривает участников спора от пересмотра таких суждений, устанавливая более высокий стандарт для обжалования результатов.

Более того, процесс семейного права противопоставляет одного члена семьи другому. Как подробно описано ниже, в США развиваются некоторые процессуальные альтернативы, и медиация широко используется в контексте развода, 27 , но состязательная система остается в центре семейного права. Большинство исков о расторжении брака урегулируются, 28 , но суд остается важной силой, и стороны осознают, что они уступают контроль, если суд решает вопросы за них. 29 И альтернативное разрешение споров едва ли вошло в мир дел о защите детей, которые в основном решаются в зале суда.

Наконец, практика семейного права воплощает в себе и может усиливать оппозиционность, которую порождает это вещество и процесс. Хотя важно не преувеличивать значение дела, специалистов по семейному праву часто критикуют за то, что они подпитывают менталитет своих клиентов в семейных спорах по принципу «победитель получает все». 30 Это неудивительно в свете юридической подготовки специалистов по семейному праву. Курсы семейного права, как правило, не структурированы как междисциплинарное исследование семейных систем, при этом большое внимание уделяется эмоциональной динамике семейных отношений. Например, при обучении разводу в большинстве курсов по семейному праву изучаются правовые нормы, регулирующие опеку над детьми и распределение имущества. Курс может признавать эмоциональные ставки в этих вопросах, особенно в отношении опеки над детьми, но класс обычно не учит будущих юристов, как продуктивно работать с клиентами, которые чувствуют озлобленность и обиду на другую сторону. Точно так же при обучении студентов системе защиты детей курс будет сосредоточен на юридических правилах, регулирующих изъятие ребенка из дома, и стандарте лишения родительских прав. Но очень немногие курсы будут посвящены углубленному изучению теории семейных систем, изучению того, как следует понимать и оценивать поведение родителей в более широком контексте семьи в целом, часто из поколения в поколение.

Короче говоря, суть семейного права предусматривает только два варианта для членов семьи — соединение или разрыв. Процесс семейного права подпитывает негативные эмоции, настраивая одного члена семьи против другого в битве за победу или поражение. И практика, вытекающая из этого вещества и процесса, усиливает бинарный, состязательный подход. Как показано в следующем разделе, такой подход к семейному праву требует огромных человеческих жертв.

C. Недостатки бинарной модели

Закон не должен претендовать на вмешательство в частные решения о семейных отношениях — например, разводиться или отдавать ребенка на усыновление — но закон определяет, как эти решения выполняются, и обладает большим потенциалом либо усугубить, либо смягчить эмоциональный вред. Придавая юридическую силу разрыву, но не оставляя места для ремонта, бинарная модель замыкает цикл близости, препятствуя репаративному влечению и замораживая отношения в момент конфликта.

i.Признаки семейных споров

Чтобы понять вред бинарной модели, полезно понять, чем семейное право отличается от других областей права. Есть три признака, которые типичны для споров по семейному праву: сильные эмоции; текущие отношения; и необходимость ремонта.

Сильные эмоции. Стороны в семейных спорах обычно знают друг друга на самом глубоком личном уровне и, вероятно, имеют сложные эмоциональные отношения с конкретными историями. Стороны включают супругов и других романтических партнеров, биологических и приемных родителей, детей, членов расширенной семьи, биологических родителей, доноров яйцеклеток и спермы, суррогатных матерей и потенциальных родителей. Их споры обычно связаны с сильными, как правило, негативными эмоциями. Развод, например, считается одним из величайших эмоциональных потрясений в жизни. Эмоциональный процесс, как правило, не линейный, а скорее циклический, с эмоциями, колеблющимися между любовью, гневом и грустью. 31

В контексте защиты детей эмоции, сопровождающие жестокое обращение и пренебрежение к детям-жертвам, сложны и могут включать страх, гнев, тревогу, вину, печаль и замешательство. Эмоциональная реакция ребенка на жестокое обращение обязательно сложна, и хотя ребенок почти наверняка испытает облегчение вдали от жестокого обращения или пренебрежения, удаление из дома, даже временное, может быть глубоко травмирующим. 32 Эмоции родителей, жестоко обращающихся с детьми или пренебрегающих ими, также сложны. Родители часто испытывают вину за жестокое обращение, а также гнев, отрицание и страх навсегда потерять ребенка. 33

Точно так же усыновление может вызывать сложные и противоречивые эмоции — радость, вину, утрату, страх, тревогу и отрицание — у биологических родителей, усыновителей и усыновленных детей как во время усыновления, так и позже. 34 Биологический родитель, родительские права которого лишены судом, может испытывать огромную утрату, горе и сожаление; и родители, которые добровольно отказываются от ребенка, могут испытывать двойственное отношение к этому решению. В процессе усыновления приемный родитель часто находится на эмоциональных американских горках, беспокоясь об окончательности решения и не зная, будет ли ребенок возвращен биологическому родителю. А усыновленные дети могут испытывать самые разные эмоции по отношению к своим родным и приемным родителям.

Эти лежащие в основе эмоции могут привести к тому, что члены семьи будут участвовать в ряде действий, разрушающих себя и отношения, которые, в свою очередь, часто влияют на судебные разбирательства. Например, разводящейся паре может быть чрезвычайно трудно избавиться от собственного гнева, обиды и разочарования по поводу распадающегося брака. Такие стороны будут более склонны придираться друг к другу, а не признавать необходимость совместной работы в качестве сородителей (если у пары были дети).

Текущие отношения. Чаще всего отношения в семейно-правовом споре продолжаются даже после значительных изменений в правовом статусе. Когда законные отношения между сторонами заканчиваются, эмоциональные отношения или связь, вероятно, продолжатся. Разводящаяся пара с несовершеннолетними детьми будет относиться друг к другу долгие годы, пусть даже только по поводу детей. Родитель, находящийся в системе защиты детей, чьи родительские права лишились, вполне может продолжать видеться с этим ребенком, особенно если ребенок помещен к родственнику, как это бывает со многими старшими детьми. А в контексте усыновления только от 20 до 30 процентов домашних усыновлений младенцев совершаются неродственными людьми. 35 Во всех остальных случаях гораздо более вероятно, что усыновленный ребенок сохранит отношения с биологическим родителем. Даже при младенческом, неродственном усыновлении усыновленные дети могут либо оставаться в контакте со своими биологическими родителями, если их усыновление было «открытым» (то есть усыновление сохраняет некоторые отношения между биологическим родителем и ребенком, начиная от простого обмена информацией постоянным посещениям), или они могут воссоединиться со своими биологическими родителями в какой-то более поздний момент своей жизни. 36

Изменение правового статуса может быть правильным решением для семьи. Некоторые браки должны быть расторгнуты. Завершение процесса усыновления дает душевное спокойствие и приемным родителям, и ребенку. И лишение родительских прав в некоторых случаях уместно. Но эти правовые изменения не означают, что основные отношения закончились.

Необходимость восстановить отношения. Этот постоянный контакт означает, что восстановить отношения очень важно. Хотя романтические отношения между разводящимися парами могут закончиться, детям все еще нужны отношения с каждым из родителей. Чтобы это произошло, родители должны достаточно хорошо ладить друг с другом, чтобы облегчить эти отношения и действовать как со-родители. В контексте защиты детей для детей, которые в конечном итоге возвращаются домой, важно наладить отношения с родителями. Даже когда дети не возвращаются домой, их родители часто (хотя и не всегда) продолжают оказывать важное влияние на их жизнь, и поэтому необходим ремонт. И в контексте усыновления, хотя вопросы сложны и различаются в каждом случае, важно обращать внимание на отношения ребенка как с биологическими, так и с приемными родителями.

ii.A Фундаментальное несоответствие

Бинарная модель работает против этих фундаментальных реальностей. Главный вред модели заключается в том, что она усиливает разрыв без признания необходимости восстановления отношений. В некоторых делах по семейному праву, особенно связанных с насилием в семье или сексуальным насилием, полный разрыв необходим для безопасности и благополучия сторон. Однако слишком часто семейное право использует подход полного разрыва и навязывает его во всех случаях, вместо того чтобы признать, что во многих случаях отношения будут и должны продолжаться даже после изменения правового статуса.

Приводя правовые отношения к тому, что правовая система воспринимает как закрытие, суды определяют «победителей» и «проигравших», и это может быть интернализовано сторонами. Родители часто делят опеку над ребенком, но ощущение, что выиграл тот, кто больше времени проводит с ребенком, сохраняется. 37 Семейное законодательство обычно требует, чтобы имущество супругов было разделено «по справедливости», но в этом контексте стороны также часто испытывают чувство победы или поражения. 38 В правовой системе мало признается, что «выигрыш» может создать или еще больше ослабить хрупкие отношения с бывшим супругом, который теперь является одним из родителей и с которым тяжущаяся сторона должна решить множество вопросов. Вместо этого бинарная модель берет любой инстинкт примирения и компромисса и направляет его на жесткую линию и конфликт. Некоторые специалисты-практики пытаются помочь участникам спора прийти к мирному решению, но в принципиально враждебной системе на практике существуют существенные ограничения.

Короче говоря, бинарная модель препятствует циклу эмоций в целом и репаративному влечению в частности. Признавая только любовь и проступок, семейное право замораживает семейные отношения в момент разрыва. Но поскольку бывшие члены семьи так часто продолжают поддерживать отношения друг с другом, остановка в момент разрыва препятствует способности людей залечить разногласия, которые первоначально привели к судебным разбирательствам, и заняться восстановительной работой, необходимой для будущего.

D. Частичные реформы

Семейное право США, иногда опирающееся на модели других стран, таких как Новая Зеландия и Австралия, постепенно разрабатывает новые правила и процедуры, которые начинают выводить систему за пределы бинарной модели. Интуитивно кажется, что эти реформы воплощают репаративное стремление, но этот центральный организующий инстинкт не получил должного признания и остается недостаточно развитым.

Большая часть нововведений произошла в области расторжения брака. 39 Штаты приняли законодательные акты, поощряющие совместную родительскую ответственность между родителями после развода, а не предоставление полной опеки одному родителю и только права посещения другому. 40 Это совместное использование признает постоянную связь между ребенком и обоими родителями, а также возможность того, что бывшие супруги могут стать родителями после развода. Точно так же развод без вины, широко доступный с 1970-х годов в США, является попыткой признать, что отношения не всегда сохраняются и что пары могут мирно решить расторгнуть свой брак.

Посредничество занимает прочное место в процедурах расторжения брака, 41 , и исследования продемонстрировали его успех, особенно в укреплении отношений совместного воспитания между родителями и постоянных отношениях между отцами-нерезидентами и их детьми. 42 Штаты также экспериментируют с инновациями, ориентированными на совместное воспитание детей после развода. Например, во многих штатах существуют официальные программы координаторов по воспитанию детей. 43 Координатор по работе с родителями, обычно специалист в области психического здоровья, оплачиваемый родителями на почасовой основе (часто по скользящей шкале), помогает родителям решать проблемы, связанные с детьми. Несмотря на то, что координатор несет ответственность за принятие решений, он чаще помогает родителям договориться об их собственном компромиссе. Еще одним нововведением являются программы для родителей — образовательные программы, иногда санкционированные судом, предназначенные для обучения родителей тому, как работать вместе после развода или раздельного проживания. В одном исследовании программа, разработанная для отцов, не находящихся под опекой, показала, что у участников значительно увеличилось количество совместных родителей с соответствующим снижением родительских конфликтов после того, как отцы участвовали в программе. 44

В качестве другого примера инноваций в расторжении брака специалисты-практики предприняли усилия по разрешению споров вне состязательной системы. 45 В растущей области совместного права, 46 , обе стороны и их адвокаты соглашаются договориться об урегулировании развода без судебного разбирательства. С этой целью адвокаты и стороны решают, что адвокаты будут представлять клиентов только во время переговоров об урегулировании, и, если урегулирование не удастся, адвокаты будут отстранены от передачи дела в суд. Стороны договариваются об этом представительстве через соглашение об ограниченном удержании между каждым адвокатом и клиентом. Адвокаты и клиенты также часто подписывают «четырехстороннее» соглашение, в котором излагаются намерения представительства и понимание процесса. 47 Коучи по совместной работе, обученные в области психического здоровья, помогают парам решать эмоциональные проблемы, лежащие в основе развода, проблемы, которые могут подорвать процесс сотрудничества. 48 Практики, которые используют совместное право, утверждают, что этот процесс подходит для широкого круга лиц, приводит к гораздо более творческим и отзывчивым соглашениям между сторонами, как правило, дешевле, чем традиционные состязательные судебные процессы, проводимые адвокатами, и может быть более удовлетворительным для клиентов и адвокатов. 49 Хотя коллаборативное право наиболее известно тем, что оно используется в процедурах расторжения брака, оно начинает использоваться и в других ситуациях, таких как планирование имущества и завещание, в которых сохранение или восстановление семейных отношений имеет большое значение, а традиционные судебные разбирательства могут угрожать те отношения.

В области защиты детей США использовали инновационный процесс, используемый в Новой Зеландии: групповые семейные конференции. Являясь частью движения за восстановительное правосудие, групповые семейные конференции представляют собой юридический процесс, призванный помочь семьям решить проблемы и избежать судебного разбирательства. 50 После подтверждения сообщения о жестоком обращении с ребенком или отсутствии заботы о нем государство созывает конференцию с ближайшими и дальними членами семьи и другими важными людьми в жизни ребенка, такими как учителя или религиозные лидеры, чтобы решить, как защитить ребенка и поддержать родители. Участники, в число которых входят родители и ребенок, если он достаточно взрослый, выявляют основные проблемы и разрабатывают план работы над проблемами, с которыми сталкивается семья. Затем члены семейной конференции и государство работают вместе, чтобы обеспечить необходимую поддержку семье.

В области усыновления биологические родители и приемные родители могут заключать соглашения (часто называемые открытым усыновлением), чтобы обеспечить постоянный контакт между ребенком и биологическим родителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *