Уровни перцептивных действий
Глаз — подвижный орган, способный совершать движения относительно воспринимаемого объекта. Известны многочисленные записи движений глаз при рассматривании различных объектов. Такова, например, запись движений глаза наблюдателя, рассматривающего длительное время фотографию скульптурного портрета Нефертити (см. рис.). Но человек может легко узнать эту скульптуру и при предъявлении ее на несколько сотых долей секунды, т. е. на период, за который не успеют совершиться макродвижения глаз. Для чего движется глаз в первом случае, если восприятие может произойти и без этих движений? Трудно предположить, что природа создала сложнейший механизм только для того, чтобы наблюдатель очерчивал взором контуры видимых предметов и не пользовался этим механизмом в условиях дефицита времени. Какую же роль играют движения глаз в восприятии, и что собой представляет способность мгновенного видения, как бы фотографирования предметов? Эта проблема по существу является проблемой
Наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Восприятие — это система перцептивных действий, и овладение ими требует обучения и практики.
Наблюдения над человеком, ослепшим в десятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено через 51 год, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ничего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел весь мир предметов, каким видим его мы, открывая глаза. Постепенно зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, потому что в школе для слепых его учили читать именно заглавные буквы. Его рисунки свидетельствовали о неспособности воспроизвести что-либо, о чем он раньше не знал через осязание.
Ему даже через год после возвращения зрения не удавалось нарисовать сложный предмет, если он не мог исследовать его руками.Можно выделить четыре операции или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям
Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул. Следующая стадия восприятия — различение или собственно восприятие. Конечный результат ее — формирование перцептивного эталона.
Для изучения перцептивных и опознавательных действий наиболее пригодным оказался
В зависимости от возраста испытуемых перечисленные перцептивные действия характеризуются разной степенью развернутости. Например у дошкольников трех лет еще не сформировано перцептивное действие выделения информативного содержания. Они еще не выделяют контур в качестве основного информативного признака фигуры, что приводит к некачественному ознакомлению и к ошибкам узнавания. Дети шести лет подробно обследуют контур фигуры. Взрослые испытуемые ограничиваются беглым осмотром фигуры, пересекая ее двумя-тремя движениями. Вся конфигурация для взрослого настолько проста, что он мгновенно относит фигуру к определенному классу, т. е. здесь восприятие фактически сливается с опознанием.
Однако задача формирования перцептивного образа не ограничивается рамками дошкольного возраста. Такая задача возникает всякий раз, когда человек сталкивается с новыми для него объектами, будь то геометрическая форма, картина и т. п. При этом в процессе ознакомления с объектом наблюдатель начинает выделять одно свойство или небольшое число свойств в качестве наиболее информативных. Иными словами, он превращает некоторые свойства предметов (или комплексы свойств) в
Оперативные единицы восприятия динамичны. Их смену можно проследить, например, на процессе обучения чтению. Вначале обучающийся действует с отдельной буквой, выделяя в ней элементы, очертания, затем, после усвоения алфавита, единицей и предметом его действия становится целая буква, затем—слоги, слова, отрывки фраз, целые фразы; и. наконец, опытные чтецы могут мгновенно схватывать смысл целых абзацев.
Итак, характерной чертой перцептивного действия является его развернутость, сукцессивность (последовательность). Развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Конечный результат при этом — формирование образа предъявляемого объекта.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Операция идентификации может быть выделена как промежуточное звено между актом различения и опознанием. Идентификация есть отождествление воспринимаемого стимула с образом, хранящимся в памяти.
Опознание обязательно предполагает идентификацию, но не сводится к ней. Опознание включает также категоризацию (отнесение предъявляемого стимула к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из долговременной памяти.
Опознавательный процесс на первых стадиях в значительной степени напоминает процесс ознакомления. В нем также присутствуют действия обнаружения, выделения адекватного задаче информативного содержания. Когда это содержание выделено, начинает осуществляться сличение и идентификация предъявляемого предмета с «записанным» в памяти эталоном.
Движения глаза (или руки) начинают выполнять функцию не построения образа, а сличения перцептивного эталона с предъявляемым объектом. При этом появляется возможность так называемого симультанного опознания, т. е. мгновенного узнавания уже известного.
Опознанию предшествуют операции обнаружения и построения образа, выделения адекватного информативного содержания и сличения. Однако все эти операции не осуществляются последовательно: сначала обнаружил, затем различил, далее сопоставил и, наконец, опознал. В развитых формах восприятия все эти операции, осуществляющиеся в составе опознавательного действия, практически сливаются с опознанием.
Весь этот процесс может занимать микроинтервалы времени.1
«Психология» («Общая психология»)
Параграф первый. Понятие об ощущениях.
Ощущение как психическое явление имеет огромное значение в жизни человека. Посредством ощущений человек получает информацию об окружающем мире. Способность к ощущениям имеют все живые существа, которые обладают нервной системой. В психологии принято считать, что возникновение ощущений связано с раздражимостью, как способностью живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды с помощью изменения внутреннего состояния и внешнего поведения.
В словаре «Психология» под редакцией А.В. Петровского ощущение трактуется как отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира.
Физиологический механизм ощущений, согласно учению И.М. Сеченова и И.П. Павлова, есть рефлекс, объединяющий прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. Анализатор выполняет функцию анализа и синтеза раздражителей из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы состоят из трех частей. Во-первых, это периферический отдел, или, иными словами, рецепторы, которые преобразуют определенный вид энергии в нервный процесс. Во-вторых, проводящие пути, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается в головной мозг и затем возвращается обратно к рецепторам, регулируя их активность. В-третьих, это корковые проекционные зоны, которые осуществляют специализацию рецепторов. Так, например, в зависимости от вида чувствительности выделяют несколько видов анализаторов, в том числе зрительные, слуховые, двигательные и многие другие.
Ощущения возникают вследствие воздействия электромагнитных волн, их диапазон значителен и многообразен.
Параграф второй. Виды ощущений.
Существует немало классификаций ощущений. Самой распространенной является классификация по модальности, в связи, с чем выделяют осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, двигательные ощущения и так далее. Внутри отдельных модальностей наблюдается еще дробление. Так, например, вкусовые ощущения подразделяются на четыре модальности, а именно: сладкое, соленое, кислое и горькое.
Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю — протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность. А английский физиолог Ч. Шерингтон создал классификацию на основе места локализации рецепторов.
Попытаемся охарактеризовать виды ощущений по самой распространенной классификации, основанием которой служит модальность.
Итак, вкусовыми называются ощущения, вызванные действиями на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или в воде. Эти ощущения возникают благодаря вкусовым почкам, расположенным на поверхности языка, глотки и неба.
Слуховыми называются ощущения, вызванные колебаниями барабанной перепонки. Они характеризуются высотой, громкостью и тембром.
Ощущения, вызванные частицами пахучих веществ, которые попадают в носовую полость вместе с воздухом, называют обонятельными.
Тактильными называются ощущения прикосновения, а температурными — ощущения тепла или холода.
Зрительными называются ощущения света и цвета.
Органическими являются ощущения голода, жажды, сытости, тошноты, удушья и так далее.
Ощущения, представляющие собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании их рукой, называются осязательными.
Помимо качественных характеристик все виды ощущений обладают рядом количественных характеристик. К ним относятся абсолютный и относительный пороги ощущений. Они не являются постоянными и изменяются в зависимости от условий восприятия. Органы чувств обладают свойством приспособления к изменившимся условиям. Это явление называют адаптацией.
Вопросы для самоконтроля.
Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.
Первый вопрос. Что такое ощущение?
Второй вопрос. Что является физиологической основой ощущения?
Третий вопрос. Какие виды ощущений Вы знаете?
Четвертый вопрос. Что такое адаптация?
ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.
Первый вопрос. Отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих на мозг человека?
Ответ А: восприятие
Ответ Б: воображение
Ответ В: ощущение
Ответ Г: память
Второй вопрос. Ощущения, вызванные действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или в воде — это … Ответ А: слуховые ощущения Ответ Б: вкусовые ощущения Ответ В: зрительные ощущения
Третий вопрос. Ощущения, вызванные колебаниями барабанной перепонки — это ..
Ответ А: слуховые ;
Ответ Б: обонятельные
Ответ В: зрительные
Четвертый вопрос. Ощущения, вызванные частицами пахучих веществ, которые попадают в носовую полость вместе с воздухом — это . ..
Ответ А: вкусовые ощущения
Ответ Б: обонятельные ощущения
Пятый вопрос. Какое ощущение возникает, благодаря вкусовым почкам, расположенным на поверхности языка, глотки и неба?
Ответ А: вкусовое ощущение
Ответ Б: кожное ощущение
Ответ В: обонятельное ощущение
Шестой вопрос. Ощущение тепла и холода — это …
Ответ А: тактильные ощущения
Ответ Б: температурные ощущения
Седьмой вопрос. Ощущения прикосновения — это …
Ответ А: тактильные ощущения
Ответ Б: температурные ощущения
Восьмой вопрос. Ощущение света и цвета — это …
Ответ А: зрительные ощущения
Ответ Б: осязательные ощущения
Девятый вопрос. Ощущения голода, жажды, сытости, удушья — это …
Ответ А: органические ощущения
Ответ Б: болевые ощущения
Десятый вопрос. Адаптация — это …
Ответ А: изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям
Ответ Б: хаотичное накатывание волны друг на друга
Ответ В: максимальная величина раздражителя, при котором возникает едва заметное ощущение
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!
Правильными являются следующие ответы: вопрос первый — В; вопрос второй — Б; вопрос третий — А; вопрос четвертый — Б; вопрос пятый — А; вопрос шестой — Б; вопрос седьмой — А; вопрос восьмой — А; вопрос девятый — А; вопрос десятый — А.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ, ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
Науке еще предстоит объяснить немало необычных явлений. Например, с давних времен у многих народов известны случаи хождения людей по огню. Турецкие дервиши в период транса вгоняют в голову большие гвозди. А индусские «святые» пронзают себе язык и щеки, не ощущая боли и не проливая ни капли крови.
Параграф третий. Понятие о восприятии.
Восприятие — сложный познавательный психический процесс, который заключается в целостном отражении предметов и явлений окружающего мира. Оно возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Если ощущение есть отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, то посредством восприятия создается образ — результат работы сразу нескольких анализаторов. В этом — существенное отличие ощущения от восприятия. Таким образом, восприятие можно рассматривать как комплекс взаимосвязанных ощущений, при помощи которых человеческим сознанием создается образ предметов и явлений окружающей действительности.
Интерес к изучению восприятия возник давно, еще в античности. Многие ученые — философы, деятели искусств, физиологи пытались с различных позиций изучать данный феномен. Научные исследования И.М. Сеченова и представителей гештальтпсихологии внесли определенный вклад в понимание природы восприятия.
Структурными единицами процесса восприятия у человека являются перцептивные действия. Perceptio (перцепцио) в переводе с латинского, означает «восприятие». Перцептивные действия обеспечивают выделение определенных свойств явлений, преобразуют полученную информацию и ведут к построению целостного образа, который является адекватным предметному миру и задачам человеческой деятельности. Динамика процесса восприятия взаимосвязана с синтетической деятельностью мозга. То есть восприятие — не слепое копирование окружающего мира, а творческий познавательный процесс. В настоящее время идет интенсивное изучение процесса восприятия в различных научных дисциплинах. Знания, полученные в ходе исследований, используются при создании систем отображения информации, в художественном и техническом конструировании, в кибернетике и типа подобного.
Параграф четвертый. Свойства восприятия.
В психологии принято выделять следующие свойства восприятия: предметность, целостность, константность и категориальность.
Под предметностью понимают способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих определенными свойствами, которые и вызывают ощущения.
Целостность восприятия рассматривают, как способность в образе воспринимаемых предметов достраивать недостающие детали, что в результате ведет к целостному восприятию образа.
Константность восприятия выражается в способности воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и другим параметрам независимо от меняющихся условий восприятия.
Категориальность восприятия проявляется в том, что каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом, категорией.
Все вышеназванные свойства восприятия человек развивает в себе в процессе жизнедеятельности.
Также следует различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Иллюзия в переводе с латинского означает «ошибка», «заблуждение». Это неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Например, серая полоска на белом фоне кажется темнее, чем на черном фоне.
Параграф пятый. Восприятие человеком человека.
С возникновением социальной психологии, значительно увеличилось количество исследований межгруппового и межличностного восприятия. Объектом и субъектом восприятия стали выступать индивид, группа или общность людей. Немаловажную роль в межличностном и межгрупповом восприятии играла мотивация воспринимающего человека, а также взаимоотношения внутри группы или общности людей. Особенностью межличностного восприятия в отличие от восприятия неодушевленных предметов является ярко выраженная оценочная и ценностная окраска, направленность.
В психологии выделяются следующие механизмы межличностного восприятия:
Первое. Идентификация — понимание другого человека путем отождествления себя с ним.
Второе. Рефлексия — понимание другого человека путем размышления за него.
Третье. Эмпатия — понимание другого человека посредством эмоционального проникновения в его переживания.
Четвертое. Стереотипизация — понимание другого человека с позиции характеристик какой-либо социальной группы.
В целом межличностное восприятие отличается пристрастностью, а межгрупповое восприятие не всегда адекватно, истинно и точно.
Вопросы для самоконтроля.
Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.
Первый вопрос. Дайте определение понятию «восприятие»
Второй вопрос. Какими свойствами обладает восприятие? Охарактеризуйте их
Третий вопрос. Что такое иллюзия? Попытайтесь привести примеры иллюзий человека?
ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.
Первый вопрос. Отражение в коре головного мозга предметов и явлений окружающей действительности, воздействующих на анализаторы — это . ..
Ответ А: ощущение
Ответ Б: восприятие
Ответ В: воображение
Ответ Г: память
Второй вопрос. Неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств — это
Ответ А: реминисценция
Ответ Б: апперцепция
Ответ В: иллюзия
Третий вопрос. Свойство восприятия, которое характеризуется способностью человека в образе воспринимаемых предметов достраивать недостающие детали — это …
Ответ А: категориальность
Ответ Б: предметность
Ответ В: константность
Ответ Г: целостность
Четвертый вопрос. Свойство восприятия, которое проявляется в том, что каждый предмет обозначается словом, понятием, категорией
Ответ А: категориальность
Ответ Б: предметность
Ответ В: константность
Ответ Г: целостность
Пятый вопрос. Свойство восприятия, проявляющееся в способности человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих определенными свойствами, которые и вызывают ощущения
Ответ А: категориальность
Ответ Б: предметность
Ответ В: константность
Ответ Г: целостность
Шестой вопрос: Свойство восприятия, которое выражается в способности воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и другим параметрам независимо от меняющихся условий восприятия
Ответ А: категориальность
Ответ Б: константность
Ответ В: целостность
Ответ Г: предметность
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!
Правильными являются следующие ответы: вопрос первый — Б: вопрос второй — В: вопрос третий — Г; вопрос четвертый — А; вопрос пятый — Б; вопрос шестой — Б.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ, ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
В мире существует немало интересных явлений. Их часто называют воздушными иллюзиями. Так, например, у берегов Сицилии на восходе солнца над морем появляются сказочные дворцы, замки, различные животные, люди-великаны и так далее. Одна картина сменяется другой. Иногда человеку кажется, что даже солнце меняет свою форму. Оно вдруг кажется треугольным, а то и вовсе в виде гриба или яйца. Это — миражи. Их возникновение часто связывают с особенностями восприятия человека.
Бессознательное влияние действия на восприятие
1. Буччино Г., Бинкофски Ф., Финк Г.Р., Фадига Л., Фогасси Л., Галлезе В., Зейтц Р.Дж., Зиллес К., Риццолатти Г., Фройнд Х.Дж. Наблюдение за действием активирует премоторные и теменные области соматотопически: исследование фМРТ. Евро. Дж. Нейроски. 2001; 13: 400–404. [PubMed] [Google Scholar]
2. Gazzola V., Keysers C. Наблюдение и выполнение действий с общими двигательными и соматосенсорными вокселами у всех испытуемых: анализ несглаженных данных фМРТ для одного субъекта. Церебр. кора. 2009 г.;19:1239–1255. doi: 10.1093/cercor/bhn181. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Fadiga L., Craighero L., Olivier E. Возбудимость моторной коры человека при восприятии действий других. Курс. мнение Нейробиол. 2005; 15: 213–218. doi: 10.1016/j.conb.2005.03.013. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Rizzolatti G., Craighero L. Система зеркальных нейронов. Анну. Преподобный Нейроски. 2004; 27: 169–192. doi: 10.1146/annurev.neuro.27.070203.144230. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
5. Галлезе В., Фадига Л., Фогасси Л., Риццолатти Г. Распознавание действий в премоторной коре. Мозг. 1996; 119: 593–609. [PubMed] [Google Scholar]
6. Шин Ю.К., Проктор Р.В., Капальди Э.Дж. Обзор современной идеомоторной теории. Психол. Бык. 2011; 136:943–974. [PubMed] [Google Scholar]
7. Джеймс А.В. Принципы психологии. Макмиллан; London, UK: 1890. [Google Scholar]
8. Принц В. Восприятие и планирование действий. Евро. Дж. Когн. Психол. 1997;9:129–154. дои: 10.1080/713752551. [CrossRef] [Google Scholar]
9. Hommel B., Müsseler J., Aschersleben G., Prinz W. Теория кодирования событий (TEC): основа для восприятия и планирования действий. Поведение наук о мозге. 2001; 24:849–878. doi: 10.1017/S0140525X01000103. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Риццолатти Г., Фогасси Л., Галлезе В. Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе понимания и имитации действия. Нац. Преподобный Нейроски. 2001; 2: 661–670. дои: 10.1038/350
. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Rizzolatti G., Sinigaglia C. Функциональная роль цепи теменно-лобного зеркала: интерпретации и неверные интерпретации. Нац. Преподобный Нейроски. 2010; 11: 264–274. doi: 10.1038/nrn2805. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
12. Csibra G. Отражение действий и понимание действий: альтернативный аккаунт. В: Хаггард П., Россетти Р., Кавато М., редакторы. Сенсомоторные основы высшего познания: внимание и производительность XXII. Издательство Оксфордского университета; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2007. стр. 435–459.. [Google Scholar]
13. Уилсон М., Кноблих Г. Случай участия моторики в восприятии сородичей. Психол. Бык. 2005; 131:460–473. doi: 10.1037/0033-2909.131.3.460. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Fogassi L., Ferrari P.F., Gesierich B., Rozzi S., Chersi F., Rizzolatti G. Теменная доля: от организации действий к пониманию намерений. Наука. 2005; 308: 662–667. [PubMed] [Google Scholar]
15. Bonini L., Serventi F.U., Simone L., Rozzi S., Ferrari P.F., Fogassi L. Захватывающие нейроны теменной и премоторной коры обезьян кодируют цели действия на разных уровнях абстракции во время сложных последовательности действий. Дж. Нейроски. 2011; 31: 5876–5887. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Килнер Дж., Фристон К., Фрит С. Прогнозирующее кодирование: отчет о системе зеркальных нейронов. Познан. Процесс. 2007; 8: 159–166. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Miall R.C., Wolpert D.M. Форвардные модели физиологического моторного контроля. Нейронная сеть. 1996; 9: 1265–1279. doi: 10.1016/S0893-6080(96)00035-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Stepp N., Turvey M.T. В сильном ожидании. Познан. Сист. Рез. 2010; 11: 148–164. doi: 10.1016/j.cogsys.2009.03.003. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Дюбуа Д. Математические основы дискретных и функциональных систем с сильными и слабыми антиципациями. Лект. Примечания Вычисл. науч. 2003; 2684:110–132. doi: 10.1007/978-3-540-45002-3_7. [CrossRef] [Google Scholar]
20. Serino A., de Filippo L., Casavecchia C., Coccia M., Shiffrar M., Làdavas E. Поражения двигательной системы влияют на восприятие действия. Дж. Когн. Неврологи. 2010;22:413–426. doi: 10.1162/jocn.2009.21206. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Arrighi R., Cartocci G., Burr D. Снижение перцептивной чувствительности к биологическому движению у пациентов с параплегией. Курс. биол. 2011;21:R910–R911. doi: 10.1016/j.cub.2011.09.048. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Pazzaglia M., Pizzamiglio L., Pes E., Aglioti S.M. Звук действий при апраксии. Курс. биол. 2008; 18: 1766–1772. doi: 10.1016/j.cub.2008.09.061. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Негри Г.А.Л., Румиати Р., Задини А., Укмар М., Махон Б., Карамазза А. Какова роль моделирования движений в действии и распознавании объектов? Признаки апраксии. Познан. невропатия. 2007; 24: 795–816. дои: 10.1080/02643290701707412. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Leggio M.G., Tedesco A.M., Chiricozzi F.R., Clausi S., Orsini A., Molinari M. Нарушение последовательности когнитивных функций у пациентов с очаговым или атрофическим поражением мозжечка. Мозг. 2008; 131:1332–1343. [PubMed] [Google Scholar]
25. Каттанео Л., Фазанелли М., Андреатта О., Бонифати Д.М., Баркьези Г., Каруана Ф. Ваши действия в моем мозжечке: субклинический дефицит наблюдения за действием у пациентов с односторонним хроническим мозжечковым Инсульт. Мозжечок. 2011: 1–8. [PubMed] [Академия Google]
26. Leggio M.G., Chiricozzi F.R., Clausi S., Tedesco A.M., Molinari M. Нейропсихологический профиль повреждения мозжечка: гипотеза секвенирования. кора. 2011;47:137–144. [PubMed] [Google Scholar]
27. Аткинсон Дж., Брэддик О. От генов к развитию мозга к фенотипическому поведению: «уязвимость дорсального потока» в отношении пространственного познания, внимания и планирования действий при синдроме Вильямса (WS ) и другие нарушения развития. прог. Мозг Res. 2011; 189: 261–283. дои: 10.1016/B978-0-444-53884-0.00029-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Бхат А., Ланда Р., Галлоуэй Дж. Современные взгляды на двигательные функции у младенцев, детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра. физ. тер. 2011;91:1116–1129. doi: 10.2522/ptj.20100294. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Kaiser MD, Pelphrey K.A. Нарушенное восприятие действия при аутизме: поведенческие данные, нейроэндофенотипы и диагностическая ценность. Дев. Познан. Неврологи. 2012;2:25–35. doi: 10.1016/j.dcn.2011.05.005. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Виржи-Бабул Н., Моисеев А., Чеунг Т., Уикс Д.Дж., Чейне Д., Рибари У. Нейронные механизмы, лежащие в основе наблюдения за действием у взрослых с синдромом Дауна. Являюсь. Дж. Интеллект. Дев. Инвалид. 2010; 115:113–127. doi: 10.1352/1944-7588-115.2.113. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Calvo-Merino B., Grèzes J., Glaser D.E., Passingham R.E., Haggard P. Видеть или делать? Влияние визуального и моторного знакомства на наблюдение за действием. Курс. биол. 2006; 16:1905–1910. [PubMed] [Академия Google]
32. Кросс Э.С., де Гамильтон А.Ф.С., Графтон С.Т. Создание двигательной симуляции de novo: наблюдение за танцем танцорами. НейроИзображение. 2006; 31: 1257–1267. doi: 10.1016/j.neuroimage.2006.01.033. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Engel A., Burke M., Fiehler K., Bien S., Rösler F. Что активирует систему зеркальных нейронов человека при наблюдении за искусственными движениями : восходящие визуальные особенности или нисходящие намерения? Нейропсихология. 2008;46:2033–2042. [PubMed] [Академия Google]
34. Аглиоти С.М., Чезари П., Романи М., Ургези К. Ожидание действия и моторный резонанс у элитных баскетболистов. Нац. Неврологи. 2008; 11:1109–1116. [PubMed] [Google Scholar]
35. Casile A., Giese M.A. Невизуальная двигательная тренировка влияет на биологическое восприятие движения. Курс. биол. 2006; 16: 69–74. [PubMed] [Google Scholar]
36. Хехт Х., Фогт С., Принц В. Моторное обучение улучшает перцептивное суждение: пример передачи действия-восприятия. Психол. Рез. 2001; 65: 3–14. doi: 10.1007/s004260000043. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
37. Битс И.А.М., Рёслер Ф., Филер К. Невизуальное моторное обучение улучшает зрительное восприятие движения: свидетельство нарушения закона двух третей. Дж. Нейрофизиол. 2010;104:1612–1624. [PubMed] [Google Scholar]
38. Кноблих Г., Флач Р. Прогнозирование последствий действий: взаимодействие восприятия и действия. Психол. науч. 2001; 12: 467–472. doi: 10. 1111/1467-9280.00387. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Лоула Ф., Прасад С., Харбер К., Шиффрар М. Распознавание людей по их движению. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2005; 31: 210–220. [PubMed] [Академия Google]
40. Репп Б.Х., Кноблих Г. Выполняемые или наблюдаемые действия на клавиатуре влияют на суждения пианистов об относительной высоте звука. QJ Exp. Психол. 2009;62:2156–2170. [PubMed] [Google Scholar]
41. Craighero L., Bello A., Fadiga L., Rizzolatti G. Подготовка рук влияет на реакцию на изображения рук. Нейропсихология. 2002; 40: 492–502. [PubMed] [Google Scholar]
42. Линдеманн О., Беккеринг Х. Манипуляции с объектами и восприятие движения: свидетельство влияния планирования действий на визуальную обработку. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2009 г.;35:1062–1071. [PubMed] [Google Scholar]
43. Wykowska A., Schubö A., Hommel B. Как вы двигаетесь, так это то, что вы видите: планирование действий искажает выбор в визуальном поиске. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2009; 35: 1755–1769. [PubMed] [Google Scholar]
44. Вольшлегер А. Запуск визуального движения невидимыми действиями. Вис. Рез. 2000;40:925–930. doi: 10.1016/S0042-6989(99)00239-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Beets IAM, Hart BMT, Rösler F., Henriques DYP, Einhöuser W., Fiehler K. Онлайн-передача действия в восприятие: только действие, зависящее от восприятия, влияет на восприятие. Вис. Рез. 2010;50:2633–2641. [PubMed] [Академия Google]
46. Виштон П.М., Стивенс Н.Дж., Нельсон Л.А., Морра С.Е., Бруник К.Л., Стивенс Дж.А. Планирование достижения объекта меняет то, как его воспринимает дотянувшийся. Психол. науч. 2007; 18: 713–719. [PubMed] [Google Scholar]
47. Müsseler J., Hommel B. Слепота на стимулы, совместимые с реакцией. Дж. Эксп. Psychol.Hum. Восприятие. Выполнять. 1997; 23:861–872. [PubMed] [Google Scholar]
48. Müsseler J., Wühr P., Prinz W. Изменение кода реакции при слепоте на стимулы, совместимые с реакцией. Вис. Познан. 2000; 7: 743–767. [Академия Google]
49. Нисимура А., Йокосава К. Эффекторная идентичность и ортогональная совместимость стимул-реакция при слепоте на стимулы, совместимые с реакцией. Психол. Рез. 2010;74:172–181. doi: 10.1007/s00426-009-0228-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Стевановский Б., Ориет К., Жоликер П. Ослеплены фарами. Может. Дж. Эксп. Психол. 2002; 56: 65–74. [PubMed] [Google Scholar]
51. Stevanovski B., Oriet C., Jolicœur P. Может ли наблюдаться слепота к совместимым с реакцией стимулам при отсутствии реакции? Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2003;29: 431–440. doi: 10.1037/0096-1523.29.2.431. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
52. Стевановски Б., Ориет К., Жоликер П. Вклад, связанный с символами и реакцией, в слепоту на совместимые стимулы. Вис. Познан. 2006; 14: 326–350. [Google Scholar]
53. Каттанео Л., Баркиези Г., Табарелли Д., Арфеллер К., Сато М., Гленберг А.М. Моторные характеристики человека предсказуемо модулируют понимание действий других посредством адаптации премоторных зрительно-моторных нейронов. соц. Познан. Афф. Неврологи. 2011;6:301–310. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
54. Цвикель Дж., Грожан М., Принц В. Видение во время движения: Измерение онлайн-влияния действия на восприятие. QJ Exp. Психол. 2007; 60: 1063–1071. [PubMed] [Google Scholar]
55. Miall R.C., Stanley J., Todhunter S., Levick C., Lindo S., Miall J.D. Выполнение движений руками помогает визуально различать похожие позы рук. Нейропсихология. 2006; 44: 966–976. [PubMed] [Google Scholar]
56. Hamilton A.F., Wolpert D., Frith U. Ваши собственные действия влияют на то, как вы воспринимаете действия другого человека. Курс. биол. 2004;14:493–498. doi: 10.1016/j.cub.2004.03.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
57. Джейкобс А., Шиффрар М. Восприятие ходьбы ходячими наблюдателями. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2005; 31: 157–169. doi: 10.1037/0096-1523.31.1.157. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Бортолетто М., Маттингли Дж. Б., Каннингтон Р. Намерения действия модулируют визуальную обработку во время восприятия действия. Нейропсихология. 2011;49:2097–2104. [PubMed] [Google Scholar]
59. Блейкмор С.Дж., Вулперт Д., Фрит С. Почему вы не можете пощекотать себя? НейроОтчет. 2000; 11: Р11–Р16. дои: 10.1097/00001756-200008030-00002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. Бхалла М., Проффит Д.Р. Зрительно-моторная перекалибровка в географическом восприятии. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1999; 25:1076–1096. doi: 10.1037/0096-1523.25.4.1076. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Witt J.K., Proffitt D.R. Влияние конкретных действий на восприятие расстояния: роль двигательной симуляции. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2008; 34:1479–1492. doi: 10.1037/a0010781. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Жаннерод М., Арбиб М.А., Риццолатти Г., Саката Х. Захват объектов: корковые механизмы зрительно-моторной трансформации. Тренды Нейроси. 1995; 18: 314–320. [PubMed] [Google Scholar]
63. Буб Д.Н., Массон М.Э.Дж. Знание жестов, вызванное объектами как часть концептуальных представлений. Афазиология. 2006; 20:1112–1124. doi: 10.1080/02687030600741667. [CrossRef] [Google Scholar]
64. Жаннерод М. Репрезентирующий мозг: нейронные корреляты двигательных намерений и образов. Поведение наук о мозге. 1994;17:187–245. [Google Scholar]
65. Графтон С.Т., Гамильтон А.Ф. Доказательства распределенной иерархии представления действий в мозге. Гум. Мов. науч. 2007; 26: 590–616. doi: 10.1016/j.humov.2007.05.009. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
66. Гамильтон А.Ф., Графтон С.Т. Моторная иерархия: от кинематики к целям и намерениям. В: Хаггард П., Россетти Р., Кавато М., редакторы. Сенсомоторные основы высшего познания: внимание и производительность XXII. Издательство Оксфордского университета; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2007. стр. 381–407. [Академия Google]
67. Павлова М., Штаудт М., Соколов А. , Бирбаумер Н., Крагелох-Манн И. Восприятие и продукция биологического движения у пациентов с ранними перивентрикулярными поражениями головного мозга. Мозг. 2003; 126: 692–701. [PubMed] [Google Scholar]
Действие в восприятии
- Почетное упоминание, Книжная премия 2007 года, присужденная Американской философской ассоциацией.
- $30.00 Мягкая обложка
- $40.00 Твердая обложка
296 стр., 6 x 9 дюймов, 10 илл.
- Мягкая обложка
- 9780262640633
- Опубликовано: 20 января 2006 г.
30,00 $
- Твердый переплет
- 9780262140881
- Опубликовано: 10 декабря 2004 г.
40,00 $
Для профессоров: Запрос разрешений
- Случайный дом пингвинов
- Амазонка
- Барнс и Ноубл
- Книжный магазин.org
- Индивидуальный
- Индиго
- Книг на миллион
Другие розничные продавцы:
- Penguin Random House
- Амазонка
- Барнс и Ноубл
- Книжный магазин.