плюсы и минусы, что нужно развивать в первую очередь
Раннее развитие детей может быть не только полезным, но и вредным, считают специалисты. Так ли это? Попробуем разобраться с детским психологом
Ирина ЕРМОЛАЕВА
Раннее развитие – модная история. Многие родители рассуждают так: мир меняется стремительно, значит, нужно и ребенку дать все знания и навыки как можно скорее, иначе он отстанет от более «современных» детей. Методики «Читать раньше, чем говорить», «Математика с пеленок» очень эффективно эксплуатируют представление о том, что возможности человека безграничны, если начать развивать их как можно раньше. Так ли это? Попробуем разобраться. Советы дает детский психолог Ирина Млодик. Все чаще специалисты ведут разговоры, что мода на раннее развитие – это всего лишь бизнес и нужно оставить бедных детей в покое. Пусть играют до школы.
На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти — ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.
Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», — резюмирует Млодик.
Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.
«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, — напоминает психолог. — Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».
Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», — советует Млодик.
Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», — говорит специалист.
Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т.д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».
Есть ли эффект от раннего развития детей, решил выяснить психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джон Процко. Оказалось, что дети, прошедшие программу раннего развития (до 3-летнего возраста), показывали более высокие интеллектуальные результаты, чем их «необученные» сверстники. Потом занятия прекратились, и к 5 годам показатели IQ у юных интеллектуалов упали. Это явление назвали «эффектом затухания». Но такой результат не говорит о том, что занятия не имеют смысла. Как раз наоборот, считает исследователь. Спад уровня интеллекта происходит именно из-за отсутствия тренинга. Ведь умственные способности детей имеют высокую пластичность. И соответственно, как только прекращается тренировка памяти, внимания и других функций, происходит их изменение, то есть интеллект приспосабливается к меньшим требованиям.
То, что отказываться от раннего развития, не стоит, показали исследования американских ученых. В течение одного года специалисты следили за успехами малышей (от 6 недель до 19 месяцев), которые занимались в центрах раннего развития с профессиональными педагогами. В конце эксперимента они показали лучшие результаты в сравнении с детьми, которые не ходили на такие занятия. Эксперты оценивали, как малыши играют с родителями, как они умеют общаться и вести себя в группе, насколько развиты эмоционально. По мнению исследователей, именно эти качества помогут малышам в будущем хорошо учиться в школе.
Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка.
Фото: pixabay.com
Коммуникации
Авторы исследования университета Вашингтона решили выяснить, какие навыки нужно развивать у детей с ранних пор, чтобы они потом получали хорошие оценки. Результаты показали, что в первую очередь следует учить ребенка коммуникации. Большой словарный запас, умение грамотно формулировать свои мысли, вести беседу и диалог напрямую влияют на успеваемость и по математике, и чтению в будущем.
Математика
А занятия математикой можно уже начинать с 3-х лет, считают ученые из Бостонского колледжа. Их исследование показало, что дети, которые занимались счетом в этом возрасте, потом лучше других в 1 классе школы складывали и вычитали. Такие «уроки» должны быть совсем простыми. Мамы–участницы эксперимента во время игр со своими детьми просто что-то считали. Например, играя «в магазин», можно наглядно объяснить, что надо купить три яблока или две чашки. Понимание того, сколько всего предметов, сколько осталось, сколько стало — это и есть основа всей математики.
ВАЖНО!
В чем сходятся и сторонники, и противники раннего развития — малышу с самых первых дней совершенно необходимо сенсорное воспитание, то есть возможность развивать свои чувства. Он должен трогать разные по фактуре, температуре и размеру предметы, узнавать формы и цвета, играть с песком и водой и т. д. Именно это – необходимая база для более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.
Занятия должны быть в первую очередь увлекательной игрой, а не тренингом по расписанию. И не забывайте, что главная родительская методика – интуиция и любовь к ребенку.
Мифы от «гуру»
У нас до сих пор популярны карточки врача-физиолога Глена Домана. Он работал с детьми с нарушениями ЦНС. Позже эту методику он рекомендовал и для работы со здоровыми детьми. Малышам предлагается рассматривать развивающие карточки с фотографиями, словами, математическими действиями. Их показывают всего несколько секунд, и постепенно увеличивают их количество. Американская академия педиатрии уже давно опубликовала информацию, что такое пассивное разглядывание не дает никаких результатов.
А с легкой руки Ибука Масару (одного из основателей корпорации Sony) мы, наконец, узнали, что «После трех уже поздно». Надо отметить, что Ибука Масару – не педагог и не психолог, а инженер. Материал для книги он почерпнул из своего опыта, когда воспитывал своего сына, который отставал в развитии.
Это интересно
Какую музыку нужно слушать детям
Многие считают музыку несерьезным школьным предметом. А между тем, слух — важнейший канал информации для человека. Если с детства научить ребенка понимать толк в музыке, это вполне серьезно пригодится в дальнейшей жизни
Подробнее |
Комментарии для сайта Cackle
Плюсы и минусы раннего развития ребенка
Ребенок – это самое большое счастье для родителей. Ему стараются дать все самое лучшее, показать все самое прекрасное и накормить самым вкусным. Многие мамы и папы с первых дней малыша прибегают к применению методик раннего развития, желая вырастить маленького гения. А некоторые, наоборот, считают, что у ребенка должно быть беззаботное детство и его нужно оставить в покое. Кто из них прав? Давайте разбираться. Взвесим все «за» и «против» применения методик раннего развития ребенка.
Плюсы
Каждый ребенок индивидуален, поэтому к вопросу его воспитания и развития стоит подходить особо осторожно. Обусловлено это особенностями характера и темперамента. Одни малыши с интересом разглядывают картинки, выполняют логические задания, читают, складывают пазлы. А другие напротив не желают ни на минуту останавливаться, забавляясь подвижными играми и резвясь. Чтобы ребенок действительно был счастлив, стоит при выборе методик и проведении развивающих занятий отталкиваться от его настроения и личных предпочтений.
Методики раннего развития ребенка пользуются такой большой популярностью не случайно. Ведь преимущества, которые они дают, впечатляют. Перечислим основные из них:
- Дополнительное общение с ребенком. В мире высоких технологий родители все меньше уделяют времени чаду. Занятие помогает объединить семью, усилить эмоциональный контакт, благотворно повлиять на развитие психики.
- Получение новой информации. Ребенку предоставляют возможность узнать что-то новое, интересное. Развивает мышление, память, воображение и другие важные познавательные психические процессы.
- Развитие мозга ребенка. Занятие дает мгновенный результат. Ведь тренировка мозга происходит в игровой форме, что не напрягает ребенка, при этом положительно влияет на его развитие.
- Получение новых навыков. Ребенок учится применять полученные знания на практике, он готовит базу для дальнейшего серьезного обучения.
- Обучение концентрации. Внимание ребенка обычно рассеяно, его концентрация намного ниже, чем у взрослого. Специальные методики помогают развивать усидчивость «мягким» путем, заинтересовывая, а не принуждая.
- Улучшение самооценки. Ребенка хвалят за выполнения задания и старание, он сам видит свои достижения и радуется им, учится объективно оценивать возможности, мотивировать себя к действиям.
- Позволяют увидеть талант. Один ребенок отличается логическим мышлением, другой творческим подходом к делу, третий артистизмом, четвертый невероятной памятью. Благодаря методикам раннего развития можно обнаружить скрытый талант малыша, начать развивать его с первых лет жизни.
Профессиональный, своевременный подход дает грандиозные результаты. Ребенок, с которым проводились занятия с первых месяцев жизни, легче усваивает информацию, добивается больших высот в карьере.
Минусы
Методики раннего развития по душе не всем. Но объективных причин их противники, как правило, не называют. Специалисты утверждают, что недостатки таких методик могут проявиться лишь в случае неправильного их применения. К ним относятся:
- Гиперзаинтересованность. Иногда, желая увидеть результат, родители забывают о желаниях ребенка.
Тогда он становится заложником «игры», в которую играют мама с папой.
- Временные затраты. Методики подразумевают систематическое проведение занятий с ребенком. Для этого нужно немало времени, которое есть не у каждого.
- Ребенок не заинтересован в том, что с ним делают. Так бывает, когда родители распыляются на все и сразу, абсолютно не обращая внимание на интересы ребенка. Они начинают применять сразу все методики раннего развития, о которых практически ничего не знают. При этом ребенок остается незаинтересованным, ему не нравится то, что с ним делают.
- Нужна хорошая подготовка. Мало прочесть одну книгу или статью о методиках развития ребенка. Важно знать особенности детской психики, мышления, физиологического развития, общую и дошкольную педагогику и т.д.
- Подготовка к проведению занятия. Развитие ребенка осуществляется с применением дидактического материала и техник.
- Финансовые затраты. Материалы для применения методик с ребенком стоят не дешево.
Самое важное правило в воспитании и обучении ребенка, отталкиваться от его потребностей. Нельзя насильно заставлять выполнять задание, проводить его во время болезни ребенка.
Стоит ли заниматься ранним развитием ребенка?
Мы обсудили все плюсы и минусы, и можем сделать вывод, что минусов как таковых то и нет. Если методика выбрана правильно, ребенок заинтересован, учтены его особенные потребности, то он будет заниматься с большим удовольствием
Методики раннего развития ребенка – это не только обучающие занятия, это возможность для родителей проявить заботу правильно. Родители должны прислушиваться к желаниям ребенка, выбрать специалиста, который поможет реализовать методику, проявить творческий подход к работе.
Развитие детей в раннем возрасте: что происходит в первые восемь лет
Первые восемь лет жизни ребенка считаются наиболее важным периодом жизни человека. В эти годы становления дети учатся многим навыкам, которые им понадобятся, чтобы функционировать в обществе, от броска мяча до завязывания шнурков. Первые восемь лет жизни ребенка также формируют его личность. В эти годы они начинают формировать основополагающие ценности и представления о жизни; чего ожидать и как действовать.
Важность раннего детства нельзя недооценивать. В эти ранние годы дети развиваются в соответствии с набором вех. Хотя специалисты сравнивают развитие детей с общей временной шкалой, разные дети достигают этих вех в разное время.
В этой статье более подробно рассматривается развитие детей в раннем возрасте и представлены пять ключевых областей развития. В нем будут обсуждаться основы развития детей, а также кратко рассмотрены ожидаемые вехи в развитии и что делать, если они не будут достигнуты.
О развитии детей в раннем возрасте
Развитие детей в раннем возрасте относится к тому, как ребенок растет и развивается физически, эмоционально и социально в первые годы жизни. Это также относится к тому, как со временем развиваются их коммуникативные и когнитивные навыки. Все эти области развития неразрывно связаны между собой и важны в раннем возрасте ребенка.
Первые восемь лет развития — поистине замечательное время в жизни человека. В эти годы опыт и отношения ребенка помогают ему формировать миллионы мозговых связей, которые определяют его поведение на протяжении всей жизни. Ни в какой другой период человеческой жизни мозг не формирует столько связей, как в первые восемь лет.
Опыт и взаимоотношения являются ключом к развитию ребенка, и в первые восемь лет он многому учится через игру. Однако на развитие детей могут влиять и другие факторы, в том числе генетика, питание, уровень физической активности, общее состояние здоровья и общество, которое их окружает.
Пять ключевых областей развития детей младшего возраста
В течение первых пяти лет дети развиваются в пяти ключевых областях. Каждая область взаимосвязана и помогает ребенку двигаться, действовать и функционировать более независимо.
1. Когнитивное развитие
Когнитивное развитие относится к способности детей учиться, понимать окружающую их среду и начинать решать проблемы самостоятельно.
Это развитие может означать разные вещи в разном возрасте. Например, в младенчестве решение проблем может относиться к исследованию ближайшего окружения руками и ртом. Для 5-летнего ребенка решение задач может относиться к завязыванию шнурков, еде столовыми приборами или даже к решению простых математических задач.
2. Социальное и эмоциональное развитие
Социальное и эмоциональное развитие относится к способности детей взаимодействовать с другими людьми и их окружением. Это также относится к способности помогать себе выполнять задачу и проявлять при этом самоконтроль.
Этот тип развития также означает разные вещи в разном возрасте. Например, очень маленький ребенок может показать социальное развитие через улыбку, тогда как ребенок постарше может показать это через махание руками или объятия. На более поздних стадиях дети могут демонстрировать социальное и эмоциональное развитие, делясь играми или играя с другими.
3. Развитие речи и языка
По мере развития речи и языка у детей развиваются их способности к общению различными способами. Поскольку коммуникация сложна и включает в себя больше, чем просто словарный запас, этот тип развития проявляется по-разному.
В раннем возрасте развитие речи и языка может быть таким же простым, как выполнение определенных команд, таких как «сядь» или «посмотри вон там». По мере того, как дети растут, их языковые навыки улучшаются, и в возрасте около двух лет многие из них уже могут произносить определенные слова. По мере взросления дети овладевают более сложными языковыми навыками, такими как способность понимать разные времена и участвовать в разговорах с другими людьми.
4. Развитие крупной моторики
Наряду с развитием мелкой моторики, развитие крупной моторики в раннем возрасте помогает детям выполнять повседневные задачи. Навыки крупной моторики относятся к более крупным мышцам тела и способности ребенка управлять ими. Раннее развитие крупной моторики может включать в себя то, что ребенок младшего возраста учится сидеть, а ребенок старшего возраста учится ползать. Позже дети постарше учатся более сложным движениям, таким как умение подпрыгивать и прыгать.
5. Развитие мелкой моторики
По мере того, как дети развивают крупную моторику, они начинают лучше контролировать мелкую моторику. Например, они начинают использовать все свои руки, чтобы брать предметы, затем переходят к управлению пальцами для выполнения таких задач, как перелистывание страниц книги.
В течение первых восьми лет жизни дети развивают многие навыки мелкой моторики. Они часто начинаются со способности собирать игрушки, за ними обычно следует способность держать столовые приборы, а затем способность рисовать карандашами.
Дополнительные ресурсы
- Воспитание детей, развитие детей в первые пять лет — общий обзор развития детей в раннем возрасте.
- Австралийская перепись раннего развития, пять важных областей развития детей младшего возраста — государственные ресурсы для специалистов по развитию детей младшего возраста.
Основы развития детей младшего возраста
В течение первых восьми лет жизни дети учатся и развиваются с разной скоростью. Многие будут быстро продвигаться к некоторым вехам, в то время как для других потребуется больше времени. Кроме того, некоторые дети будут продвигаться к результатам разными, но одинаково значимыми способами. Не существует единого пути развития, и родители должны помнить, что обучение не всегда предсказуемо и линейно.
Кроме того, разработка — это не гонка до финиша. Важно не придавать слишком большого значения развитию детей, которые могут или не могут достичь определенных вех рано или поздно. Несмотря на это, существует международно признанный набор вех, которые большинство детей достигают в определенном возрасте. Эти вехи следует использовать только в качестве ориентиров. Если родители обеспокоены, они должны проконсультироваться со своим врачом, прежде чем делать поспешные выводы.
Отношения
Здоровые, любящие отношения очень важны для детей и положительно влияют на все этапы их развития. Они считаются основой развития ребенка. Через отношения дети учатся видеть, реагировать и взаимодействовать с миром. С самого рождения дети узнают, как они должны действовать, основываясь на реакции других. Например, когда ребенок плачет, а мать утешает его, ребенок чувствует себя уверенным, что его любят и что его потребности удовлетворены.
Дети учатся не только на собственных отношениях, но и на отношениях с окружающими. Например, они узнают, как обращаться с другими, наблюдая, как их родители и другие люди в их доме взаимодействуют друг с другом. Наблюдение за этими отношениями сформирует основу того, как дети ведут себя и общаются.
Игра
Наряду с отношениями игра является одним из важнейших способов развития детей в раннем возрасте. Игра — это гораздо больше, чем просто развлечение — это важный механизм, помогающий детям исследовать, экспериментировать, взаимодействовать и решать проблемы. Через игру дети учатся важным навыкам, в том числе тому, как думать самостоятельно, двигаться, уважительно взаимодействовать с другими и общаться.
Определение игры может охватывать все, что угодно, от разговоров с детьми об их окружении до физического взаимодействия с игрушками, игровым оборудованием и многого другого. Чтобы способствовать наилучшему развитию через игру, родители должны найти баланс между поддержкой и поощрением своих детей к игре и взаимодействием с ними в игре. Они также должны говорить, слушать и взаимодействовать со своими детьми о том, во что они играют и как играть.
Здоровое питание
Отношения и игра составляют основу развития ребенка. Но наряду с этим должен быть соблюден ряд других критериев. Одним из таких критериев оптимального развития является здоровое питание. Детям для развития необходимы надлежащие питательные вещества и уровень энергии. Они получены через здоровую пищу, а также здоровые схемы питания.
Родители должны поощрять здоровое питание. Эти привычки включают в себя всегда наличие свежих фруктов для перекуса; поощрять детей пробовать овощи разной текстуры, цвета и вкуса; вовлечение детей в планирование и приготовление пищи.
Физическая активность
Физическая активность — еще один важный элемент, способствующий оптимальному развитию. Физическая активность важна, поскольку она помогает детям развивать моторику, дает им возможность исследовать и помогает им думать и решать проблемы. Физическая активность также поддерживает их здоровье и развивает важные мышцы.
Чтобы способствовать развитию, родители должны предоставить своим детям множество возможностей для физической активности как дома, так и на улице.
Здоровье и благополучие
В первые годы жизни ребенка следует ожидать обычных заболеваний. Дети подхватывают множество микробов, и периодическое заболевание является частью развития их иммунной системы. Такие заболевания, как простуда, расстройство желудка и боли в ушах, могут быть частью развития ребенка, но обычно не имеют долгосрочных последствий. Однако некоторые заболевания у детей могут повлиять на их развитие. Хронические заболевания или длительные состояния могут быть пагубными, как и инвалидность.
Если родители обеспокоены тем, что их ребенок не соответствует основным этапам развития, им следует проконсультироваться со специалистом в области здравоохранения, чтобы проверить основные заболевания.
Район и местное сообщество
В раннем возрасте формирование позитивных отношений с друзьями и соседями помогает ребенку развить важные социальные навыки. Взаимодействие с сообществом другими способами также способствует этому развитию. Это может включать посещение игровых площадок, парков, игровых групп и библиотек, а также посещение медсестер по охране здоровья матери.
Для оптимального развития ребенка в его жизни должны присутствовать все шесть обсуждаемых здесь элементов. Однако на разных этапах некоторые элементы оказываются более важными. Например, маленькие дети, скорее всего, вступят в отношения со своими родителями задолго до того, как у них появятся отношения в обществе.
Дополнительные ресурсы
- Двигайтесь к максимуму, Основы детского развития — список из восьми основных способов поддержки развития ребенка.
- Институт политики обучения, Основы раннего детства — Основные принципы для родителей, над которыми дети должны работать до того, как они пойдут в детский сад.
- Центр развития ребенка, 8 вещей, которые следует помнить о развитии ребенка — информация, основанная на исследованиях, о развитии ребенка для родителей и опекунов.
Каковы ожидаемые этапы развития детей раннего возраста?
В течение первых пяти лет жизни дети растут, учатся и развиваются с разной скоростью. Некоторые развивают ряд навыков быстро, тогда как другим требуется больше времени. Каждый ребенок уникален и развивается по-разному. Обучение не всегда предсказуемо, но может быть достигнуто не менее значимыми способами.
Родители должны помнить, что достижение определенных вех быстро не обязательно лучше, чем их достижение позже. В качестве ориентира специалисты по развитию и родители могут обратиться к общепринятому набору вех, которых дети должны достичь в разном возрасте. Если родители обеспокоены, они должны обратиться к медицинскому работнику.
Определение вехи развития в раннем детстве
Веха развития в раннем детстве определяется как приобретение ребенком навыка в течение определенного периода времени. Например, одной из вех является способность говорить, которая обычно возникает в возрасте от 18 до 30 месяцев. Развитие в раннем детстве не всегда идет по прямой линии, но происходит последовательно. Это означает, что дети, как правило, должны пройти определенные этапы, прежде чем они смогут перейти к следующим. Например, дети должны научиться ползать, прежде чем они смогут ходить.
Вехи развития в раннем детстве: от рождения до четырех месяцев
В первые несколько месяцев жизни родители и воспитатели должны наблюдать за многими важными вехами в физической, социальной, эмоциональной, когнитивной и языковой сферах.
Физический
- Имеет рефлекс испуга, когда слышен громкий шум.
- Поворачивает голову при прикосновении к щеке.
- Дотягивается до висящих предметов.
Социальный
- Улыбается и смеется.
- Устанавливает зрительный контакт (лицо взрослого находится на расстоянии около 20 см).
Эмоциональный
- Плач (пик на 6-8 неделе, стабилизация на 12-14 неделе).
- Проявляет волнение, готовясь к кормлению.
Когнитивный
- Глаза кратковременно отслеживают движущиеся цели.
- Интересуются узорами, краями и контрастами светлого/темного и лиц.
Язык
- Успокоенный звуком голосов.
- Может начать копировать звуки.
Вехи раннего детства: от четырех до восьми месяцев
Многие важные вехи также происходят в возрасте от четырех до восьми месяцев.
Физический
- Играет ногами и пальцами ног.
- Пытается сидеть самостоятельно, но может нуждаться в поддержке.
Социальный
- Положительно реагирует на присутствие другого младенца или ребенка.
- Реагирует на свое имя.
Эмоциональный
- Начинает учиться успокаивать себя с помощью большого пальца или куклы.
- Начинает проявлять осторожность по отношению к незнакомцам.
Познавательный
- Становится скучно, если его оставить одного на длительное время.
- Исследует предметы ртом.
Язык
- Повторяет звуки, лепет.
- Издает звук в ответ другим.
Вехи раннего детства: от восьми до двенадцати месяцев
По мере того, как дети приближаются к годовалому возрасту, они достигают многих важных вех.
Физический
- Подтягивания до положения стоя (с удерживанием рук).
- Переносит предметы между руками, исследует предметы руками.
- Пытается есть самостоятельно, может ухватиться за ложку или вилку.
Социальный
- Настороженно относится к незнакомцам.
- Имитирует действия других.
Эмоциональный
- Ищет родителей или опекунов, проявляет признаки беспокойства, когда они уходят.
- Предлагает игрушку взрослым, но не отдает.
Когнитивный
- Отодвигает предметы, чтобы достать нужную игрушку или предмет.
- Общается с помощью жестов.
Язык
- Болтовня, говорит основные слова.
- Кричит, чтобы привлечь внимание.
Вехи раннего детства: от одного до двух лет
Второй год жизни так же захватывающий, как и первый, с точки зрения развития в раннем детстве. Родители и педагоги могут увидеть много вех.
Физический
- Ходит, бегает, прыгает, лазает.
- Попытки перевернуть страницы книги.
Социальный
- Начинает сотрудничать во время игры.
- Играет вместе с другими, может взаимодействовать или копировать.
Эмоциональный
- Ищет утешения, когда расстроен.
- Берет пример с других относительно отношения к незнакомцам.
- Помогает другому в беде, издавая сочувствующие звуки или предлагая утешение.
Познавательный
- Знает части тела, указывает на части тела в игре.
- Узнает себя на фотографии или в зеркале.
Язык
- Выполняет простые команды.
- Произносит имя и другие слова.
Вехи раннего детства: от двух до трех лет
К третьему году жизни дети становятся более независимыми. Вот некоторые вехи, которые могут увидеть родители и педагоги.
Физический
- Держит мелок или карандаш, чтобы рисовать.
- Одевается с посторонней помощью.
Общение
- Любит простые притворства.
- Может предпочитать однополых товарищей по играм.
Эмоциональный
- Демонстрирует сильную привязанность к основному опекуну.
- Требует внимания взрослых.
Познавательный
- Строит башни и другие сооружения.
- Любит играть с песком, водой и другими материальными объектами.
Язык
- Обращается к себе по имени и часто спрашивает «мое».
- Задает много вопросов.
Вехи раннего детства: от трех до пяти лет
В возрасте от трех до пяти лет дети становятся еще более независимыми и развивают многие когнитивные навыки и функциональные навыки более высокого порядка.
Физический
- Может одеваться и раздеваться без посторонней помощи.
- Прыгает, бежит, прыгает, галопирует, прыгает.
Социальный
- Может развить конкретного друга.
- Может работать вместе с другими детьми над решением проблем.
Эмоциональный
- Понимает, когда кому-то больно, и пытается его утешить.
- Может похвалить себя.
Когнитивный
- Использует объекты для создания вещей.
- Участвует в драматических постановках, играя характерные роли.
Язык
- Рассказывает истории.
- Постоянно говорит, может поэкспериментировать с новыми словами.
Вехи раннего детства: от пяти до восьми лет
Многие важные вехи встречаются в возрасте от пяти до восьми лет.
Физический
- Может балансировать на узких досках.
- Танцы для удовольствия.
Социальный
- Участвует в творческой игре.
- Дети старшего возраста могут нервничать.
Эмоциональный
- Проявляет дружелюбие и щедрость.
- Показывает желание преуспеть.
Когнитивный
- Может использовать символы.
- Может читать.
Язык
- Словарный запас до 3000 слов.
Дополнительные ресурсы
Kid Sense, вехи развития и рамки обучения в раннем возрасте и стандарты качества — полный список вех, а также основы для их интерпретации.
NHS, Материнские и ранние годы — Государственные ресурсы по развитию детей в раннем возрасте для родителей и опекунов.
Что делать, если вехи развития в раннем детстве не достигнуты
Путь развития каждого ребенка уникален, и существует широкий диапазон допустимых временных рамок, когда речь идет о том, как и когда ребенок будет развиваться. У детей есть разные сильные и слабые стороны, и, как и в случае с любым другим видом обучения, которым они будут заниматься в течение жизни, их можно поддерживать различными способами.
У детей, которым может потребоваться больше времени для достижения определенных вех, может быть так называемая задержка развития, и им может потребоваться помощь в обучении.
Определение задержки развития в раннем детстве
Задержка развития в раннем детстве определяется как ситуация, когда ребенок развивается физически, эмоционально, социально или в коммуникативных навыках медленнее, чем можно было бы ожидать, принимая во внимание, что каждый ребенок уникален. Поскольку развитие — это индивидуальное путешествие, трудно точно охарактеризовать, что может означать задержку. Например, большинство детей ходят в возрасте от восьми до пятнадцати месяцев. Если ребенок не ходит в пятнадцать месяцев, но показывает признаки того, что скоро будет ходить — например, подтягиваться и балансировать — он может просто развиваться медленнее, чем другие дети. Если у них нет этих признаков, возможно, у них задержка в развитии. Родители должны всегда консультироваться с профессионалом, если они обеспокоены.
Факторы риска задержки развития в раннем детстве
В целом задержки развития делятся на две категории: генетические и экологические. Каждая категория может по-разному влиять на развитие.
Генетические факторы риска
Считается, что ребенок подвергается генетическому риску задержки развития в раннем детстве, если он рождается с генетической аномалией. Одним из примеров является синдром Дауна, который вызывает задержки развития из-за аномальных хромосом.
Факторы риска для окружающей среды
Окружающая среда ребенка также может вызывать задержки в развитии. Экологические риски включают воздействие вредных химических веществ до или во время родов, включая алкоголь или наркотики. Другие факторы окружающей среды могут включать плохое питание матери или инфекции. Жизненный опыт ребенка также может влиять на его развитие. Например, дети, рожденные недоношенными, или те, кто столкнулся с бедностью или видел, как их родители переживают депрессию, также могут страдать задержкой развития.
Предупреждающие признаки задержки развития в раннем детстве
Все дети должны находиться под наблюдением на предмет признаков задержки развития в раннем детстве. Тем не менее, родители должны помнить, что может быть ряд причин задержки, а также определенные предупреждающие знаки. Родители должны всегда консультироваться со своим лечащим врачом для постановки диагноза.
Предупреждающие знаки поведения
- Сосредотачивается или смотрит на объекты в течение длительного периода времени, получает от этого больше удовольствия, чем от взаимодействия с другими людьми.
- Редко смотрит в глаза.
- Легко разочаровывается при выполнении простых задач.
- Показывает агрессивное поведение.
Предупреждающие знаки грубой моторики
- Имеет вялое или вялое положение тела по сравнению с другими.
- Использует только одну сторону своего тела.
Зрительные предупреждающие знаки
- Поворачивает, наклоняет или держит голову в напряженном положении.
Трудно брать предметы (после 12 месяцев).- Закрывает один глаз, чтобы смотреть на объекты вдалеке.
Предупреждающие знаки для слуха
- Не слышит, когда звонят с другого конца комнаты.
- Поворачивает тело так, чтобы одно ухо прислушивалось к звуку.
- К трем годам с трудом понимает сказанное или выполняет указания.
- Не пугается громких звуков.
Как определить задержку развития в раннем детстве?
Только обученный специалист может правильно оценить, есть ли у ребенка задержка развития. Чтобы правильно оценить детей, они должны пройти две разные оценки: скрининг развития и оценку развития. Экран развития — это общее измерение набора навыков ребенка. Цель состоит в том, чтобы установить, может ли ребенок нуждаться в дальнейшем обследовании или помощи. Скрининг-тест обычно проводится в виде анкеты, которую родитель заполняет совместно с врачом. Если экран развития указывает на необходимость, следующим шагом будет оценка. Оценка развития является более глубокой оценкой. Здесь профессионал оценивает навыки ребенка и тестирует его сильные и слабые стороны во всех областях развития. Оценка используется для определения того, нуждается ли ребенок в услугах раннего вмешательства или в плане лечения.
Варианты раннего вмешательства
Для родителей, дети которых классифицируются как дети с задержкой развития в раннем детстве, важно помнить, что многие задержки не навсегда повлияют на жизнь их ребенка, и что лечение доступно посредством раннего вмешательства. Услуги раннего вмешательства включают множество различных программ, средств правовой защиты и лечения. Они могут включать, помимо прочего, технологии слухопротезирования или другие аудиологические услуги, консультирование, психологические услуги, помощь в области питания, образовательные программы, трудотерапию, вмешательство в речь или язык и многое другое.
Дополнительные ресурсы
- Детская больница Сиднея, Задержка развития — информационные бюллетени на нескольких языках с описанием задержки развития.
- Raising Children Network, Задержка развития у детей — комплексные медицинские ресурсы для родителей и опекунов.
- Департамент социальных служб, Признаки задержки развития — государственные ресурсы для родителей, опекунов и специалистов по задержке развития у детей.
Раннее развитие детей: уникальное путешествие
Раннее развитие детей — это захватывающее, уникальное путешествие для каждого ребенка, а также для родителей и воспитателей, которые его наблюдают. Родители и опекуны могут сыграть решающую роль в первые годы жизни ребенка, обеспечив детям доступ к поддерживающим отношениям, творческим играм, хорошему питанию, здоровой физической активности и общественной поддержке.
Станьте лидером в области дошкольного образования с онлайн-магистром образования ECU (дошкольное образование). Позвоните в нашу группу по приему студентов по телефону 1300 707 760 сегодня.
Развитие новорожденных: 0-1 месяц — Здоровье детей Orange County
С момента рождения дети реагируют на окружающий мир. Их реакции — успокоение от объятий родителей или испуга от громкого звука — являются примерами нормального развития младенцев.
Врачи используют вехи, чтобы определить, развивается ли ребенок так, как ожидалось. Существует широкий диапазон того, что считается нормальным, поэтому некоторые дети могут осваивать навыки раньше или позже, чем другие. Младенцы, которые родились раньше срока, могут достичь вех позже. Всегда говорите со своим врачом об успехах вашего ребенка.
Насколько вырастет мой новорожденный?
В первый месяц жизни младенцы обычно догоняют и превосходят свой вес при рождении, затем продолжают неуклонно набирать вес. Потеря веса примерно до 10 процентов от веса при рождении является нормальной в первые два-три дня после рождения. Тем не менее, к двум неделям ребенок должен вернуть себе этот вес и вернуться к своему весу при рождении. Хотя все дети могут расти с разной скоростью, ниже приведены средние показатели для мальчиков и девочек в возрасте до 1 месяца:
- Вес: после первых двух недель должен прибавлять около 1 унции каждый день
- Средняя длина тела при рождении: 20 дюймов для мальчиков, 19 3/4 дюйма для девочек
- Средняя длина в месяц: 21 1/2 дюйма для мальчиков, 21 дюйм для девочек
- Размер головы: увеличивается чуть менее чем на 1 дюйм по сравнению с размером при рождении к концу первого месяца
Какие факторы определяют физическое развитие моего новорожденного?
Различные факторы могут повлиять на размер ребенка при рождении.
- Размер родителей. Крупные и высокие родители могут иметь новорожденных крупнее среднего; у невысоких и миниатюрных родителей могут быть новорожденные меньше среднего.
- Многоплодие. С близнецами, тройняшками или другими близнецами родители могут предположить, что их дети могут быть немного маленькими. Множественные дети должны делить свое растущее пространство в матке, и они часто рождаются рано, что приводит к меньшему размеру при рождении.
- Порядок рождения.
Первые дети иногда меньше, чем братья или сестры, рожденные позже.
- Пол. Девочки, как правило, меньше, а мальчики крупнее, но при рождении различия незначительны.
- Здоровье мамы во время беременности. Младенцы могут иметь более низкий вес при рождении, если у матери высокое кровяное давление или проблемы с сердцем; или употребляла сигареты, алкоголь или запрещенные наркотики во время беременности. Если у матери диабет или ожирение, у ребенка может быть более высокая масса тела при рождении.
Прибавка в весе может привести к тому, что ребенок родится крупнее среднего.
- Здоровье малыша. Медицинские проблемы, в том числе некоторые врожденные дефекты и некоторые инфекции во время беременности, могут повлиять на вес новорожденного при рождении и его последующий рост.
Что мой ребенок может делать в этом возрасте?
Несмотря на то, что новорожденный спит около 16 часов в день, время бодрствования может быть занято. Большая часть движений и активности новорожденного являются рефлекторными или непроизвольными — ребенок не совершает эти движения целенаправленно. Когда нервная система начинает созревать, эти рефлексы уступают место целенаправленному поведению.
Рефлексы у новорожденных включают следующее:
- Корневой рефлекс. Этот рефлекс возникает при поглаживании или прикосновении к уголку рта ребенка.
Ребенок поворачивает голову и открывает рот, чтобы следовать и «корениться» в направлении поглаживания. Корневой рефлекс помогает ребенку найти грудь или бутылочку.
- Сосательный рефлекс. Когда нёбо ребенка касается груди или соски бутылочки, ребенок начинает сосать. Этот рефлекс не начинается примерно до 32-й недели беременности и полностью не развивается примерно до 36-й недели. Недоношенные дети могут иметь слабую или незрелую сосательную способность, поскольку они рождаются до развития этого рефлекса. У младенцев также есть рефлекс хватания руками за рот, который сопровождает укоренение и сосание, и они могут сосать свои пальцы или руки.
- Рефлекс Моро. Рефлекс Моро часто называют рефлексом испуга, потому что он обычно возникает, когда ребенок вздрагивает от громкого звука или движения. В ответ на звук младенец запрокидывает голову, выбрасывает ручки и ножки, плачет, затем втягивает ручки и ножки обратно. Иногда собственный плач ребенка может испугать его или ее, инициируя этот рефлекс.
Рефлекс Моро сохраняется до тех пор, пока ребенку не исполнится 5–6 месяцев.
- Тонический шейный рефлекс. Когда голова ребенка поворачивается в одну сторону, рука с этой стороны вытягивается, а противоположная рука сгибается в локте. Эту позицию часто называют «фехтовальной». Тонический шейный рефлекс сохраняется до тех пор, пока ребенку не исполнится 6–7 месяцев.
- Хватательный рефлекс. При хватательном рефлексе поглаживание ладони ребенка заставляет ребенка сжимать пальцы в хватке. Хватательный рефлекс длится всего пару месяцев и сильнее проявляется у недоношенных детей.
- Рефлекс Бабинского. При рефлексе Бабинского, когда сильно поглаживают подошву стопы, большой палец отгибается назад к верхушке стопы, а остальные пальцы раздвигаются веером. Это нормальный рефлекс, пока ребенку не исполнится около 2 лет.
- Шаговый рефлекс. Этот рефлекс также называют рефлексом ходьбы или танца, потому что кажется, что ребенок делает шаги или танцует, когда его держат в вертикальном положении, а его или ее ноги касаются твердой поверхности.
Новорожденные не только обладают уникальными рефлексами, но также имеют ряд физических характеристик и поведения, включая следующие:
- Их голова провисает, когда ее поднимают, и ее нужно постоянно поддерживать
- Они поворачивают голову из стороны в сторону, когда лежат на животе
- Их глаза иногда не скоординированы и могут выглядеть косоглазыми
- Сначала они фиксируют взгляд на лице или свете, затем начинают следить за движущимся объектом
- Они начинают поднимать голову, когда лежат на животе
- Их движения резкие и беспорядочные
- Они подносят руки ко рту
Что может сказать мой ребенок?
В этом раннем возрасте плач — единственная форма общения ребенка. Сначала все детские крики звучат одинаково, но вскоре родители узнают разные типы плача, связанные с голодом, дискомфортом, разочарованием, усталостью и даже одиночеством. Иногда на плач ребенка можно легко ответить кормлением или сменой подгузника. В других случаях причина плача может быть загадкой, и плач прекращается так же быстро, как и начинается. Независимо от причины, отвечая на плач вашего ребенка успокаивающими прикосновениями и словами, вы должны помочь ему научиться доверять вам и полагаться на вас в плане любви и безопасности. Вы также можете использовать тепло и покачивающие движения, чтобы успокоить ребенка.
Что понимает мой ребенок?
Вы можете обнаружить, что ваш ребенок реагирует по-разному, включая следующие:
- Вздрагивание от громких звуков
- Просмотр лиц и изображений с контрастными черно-белыми изображениями
- Обращать внимание на голоса, в конечном итоге обращать внимание на звуки
- Намеки на улыбку, особенно во сне
Как долго должен спать мой новорожденный?
Новорожденные должны спать 14-17 часов в сутки, сообщает Национальный фонд сна. Некоторые новорожденные могут спать до 18-19 часов.часов в день. Хотя новорожденные проводят большую часть 24-часового периода во сне, лучше всего, чтобы они не спали дольше 5 часов в течение первых 5-6 недель, потому что им нужно просыпаться каждые пару часов, чтобы поесть. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, едят часто, примерно каждые 2-3 часа. Дети на искусственном вскармливании склонны к кормлению реже, примерно каждые 3-4 часа.
Будите новорожденного каждые 2-3 часа, чтобы поесть, пока он не превысит свой вес при рождении, что обычно происходит в течение первых двух недель. После этого можно позволять ребенку дольше спать по ночам, если он правильно набирает вес (около 1 фунта за 2 недели).
Первые месяцы жизни ребенка могут быть самыми тяжелыми для родителей, которые могут много раз вставать ночью, чтобы ухаживать за ребенком. У каждого ребенка свой режим сна. Кто-то начинает спать «всю ночь» (по 5-6 часов подряд) к 2-3-месячному возрасту, а кто-то нет.
Дополнительную информацию о сне новорожденных см. в разделе «Здоровый сон для младенцев».
Как я могу способствовать развитию и эмоциональной безопасности моего ребенка?
Маленькие дети нуждаются в безопасности родительских рук, и они понимают успокоение и утешение вашего голоса, тона и эмоций.