Какими качествами должен обладать педагог психолог – психолог — где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

Содержание

Какими качествами должен обладать психолог? Черты характера

Самосовершенствование 15 апреля 2018

Какими качествами должен обладать психолог? Даже люди, далекие от этой профессии, понимают, что специалист по проблемам человеческой души чем-то от них отличается. Прежде всего психолог обладает умением качественно проживать свои дни, не тратит их впустую. Он стремится систематически восстанавливать душевное равновесие, постоянно работает над собой. Ведь если этого не делать, можно очень быстро подорвать нервную систему только из-за недостатка положительных эмоций.

Как правило, к психологу большинство людей обращается лишь в критических ситуациях, когда не чувствует в себе сил справиться с проблемой самостоятельно. Рассмотрим подробнее основные личностные характеристики такого специалиста.

Эмпатия

Задумавшись над тем, какими качествами должен обладать психолог, нужно обязательно отметить это свойство личности. Уметь слушать клиента очень важно. Необходимо создать доверительную обстановку в помещении, где происходит процесс консультирования. В противном случае человеку, который переступает порог кабинета, будет нелегко расслабиться и привести мысли в порядок. Эмпатийное слушание позволяет добиться высоких результатов вне зависимости от того, в какой сфере работает специалист: в детском образовательном учреждении, государственной организации или занимается частной практикой.

Ответственность

Какими качествами должен обладать психолог-педагог? Прежде всего, это терпение. Ведь приходится иметь дело со стрессами у детей, связанными с адаптацией в коллективе и различными возрастными изменениями. Необходимо уметь принимать на себя ответственность за результат. Ошибки психолога могут обходиться пациентам очень дорого: принятие неверного решения, усугубление проблемы, повышение уровня тревожности. Вот почему необходимо стараться по возможности их избегать. Начиная профессиональную деятельность, психолог должен обязательно помнить о возлагаемой на него ответственности.

Отзывчивость

Хороший специалист обязательно старается понять своего собеседника. Обращаясь к психологу, каждый человек рассчитывает найти поддержку и понимание. Как правило, прежде чем обратиться за помощью, люди пробуют множество возможностей для того, чтобы избавиться от своих страхов, сомнений и неуверенности. Иногда проходит немало времени, прежде чем личность действительно начинает осознавать необходимость перемен.

Думая над тем, какими личностными качествами должен обладать психолог-консультант, следует отметить такую характеристику, как отзывчивость. Умение чувствовать, что происходит с пациентом, понимать его ощущения очень важно. Выбрав для себя профессию, направленную на оказание помощи другим, нельзя становиться бездушным роботом, которого ничего не волнует кроме собственного благополучия.

Конгруэнтность

Это понятие означает безоценочное принятие. Психолог не должен пытаться критиковать человека, который находится у него на приеме. Нельзя пробовать навязать ему свою точку зрения, подводить к принятию определенного решения. Многие спрашивают: какими качествами должен обладать психолог-консультант?

Конечно, быть эмоционально гибким, избавиться от внутреннего критика. Конгруэнтность подразумевает, что специалист пытается не осудить, а действительно понять своего собеседника.

Наблюдательность

Какими качествами должен обладать психолог? Чтобы суметь вовремя выявить проблему, специалист должен быть предельно внимательным. Здесь нельзя торопиться и принимать скоропалительных решений. Каждое произнесенное слово необходимо взвешивать на предмет уместности его в данном контексте. Наблюдательность – неотъемлемая характеристика работы. Чем профессиональнее работает психолог, тем более внимательно он будет относиться ко всем деталям и делать соответствующие выводы.

Эмоциональная отстраненность

Она необходима для того, чтобы самому иметь возможность абстрагироваться от той истории, которую рассказывает клиент. Это качество обладает видимыми преимуществами – позволяет специалисту не погружаться во внутренний мир пациента. В противном случае психолог не сможет уберечь свое душевное равновесие. Постепенно защитные силы организма начнут истощаться.

Когда постоянно сталкиваешься с проблемами и эмоциональными расстройствами у окружающих, велика вероятность самому перенять какие-то деструктивные модели поведения. По этой причине психолог должен обладать крепкими нервами и беречь свое душевное здоровье. Эмоциональная отстраненность позволяет научиться абстрагироваться от происходящего в особенно тяжелые моменты.

Общительность

Самообладание – это еще не гарантия успеха в профессиональной деятельности. Нужно быть коммуникативным человеком, с удовольствием взаимодействовать с окружающими. Если в психологию приходит замкнутый человек, который сам имеет проблемы в общении, ему будет очень трудно работать с людьми. Возможно, он сможет выйти на причины проблем клиента, но ему наверняка окажется не под силу оказать ему реальную поддержку.

Таким образом, изучая вопрос, какими качествами должен обладать психолог, необходимо обратиться к вопросу самосовершенствования. Постоянный личностный рост позволяет избежать длительных тревожных состояний, депрессии и страхов. Так как психолог постоянно взаимодействует с людьми, то он должен уметь не только оказать реальную помощь, но и оградить себя от возможных неприятных последствий. Сделать это не так легко, как кажется.


Источник: fb.ru

monateka.com

Профессиональные и личностные качества современного педагога

Профессиональные и личностные качества современного педагога

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Основными критериями в современной педагогике, которыми должен руководствоваться любой преподаватель, выполняя свою деятельность, являются профессиональные, личностные качества и способности. Совокупность этих аспектов и их детальное изучение позволяет сформировать исчерпывающее представление о профессиональном направлении. Это впоследствии позволяет специалисту в полной мере выполнять свои обязанности посредством детального построения учебных планов и программ, соответственно предъявляемых требований.

Анализ характеристики профессиональных и личностных качеств педагога подводит к выводу, о том, что не каждый гражданин может быть обучен профессии учителя. Для полномерного изучения профессии и ее глубокого освоения, необходимо обладать психологической предрасположенностью к обучению. Помимо этого, человек должен иметь определенный набор личностных качеств и способностей для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Оценка педагогических способностей

Более века назад был сформирован перечень ключевых персонализированных качеств педагога, которые способствуют успешному ведению профессиональной деятельности. Для формирования модели учителя, личность должна обладать такими качествами как:

  • Наблюдательность.
  • Целеустремленность.
  • Трудолюбие.
  • Настойчивость.
  • Скромность.
  • Ораторские способности.
  • Артистичность.

Помимо личностных качеств, коих выделено более пятидесяти, педагог должен обладать и определенными профессиональными качествами.

Определение 1

В понятие профессиональных качеств педагога, вкладываются такие компоненты, как приобретенные за период профессионального обучения специальные знания, навыки, умения, модели п

zaochnik.com

Основные ошибки в профессиональной деятельности педагога – психолога (2)

Продолжение ...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК  В РАБОТЕ НАЧИНАЮЩИХ  ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Существуют определенные требования к личностным качествам психолога. В различных литературных источниках авторами отмечаются необходимые индивидуальные качества педагога-психолога.

Это - целеустремленность, ответственность, компетентность, коммуникабельность, способность к рефлексии, внимательность, забота, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, гибкость и нестандартность мышления, вера в успех, мотивация профессионального самосовершенствования и продуктивного задействования творческого потенциала, критичность мышления и оценки труда, устойчивая направленность на самореализацию в профессиональной деятельности. Необходимыми в работе являются психологическая устойчивость, решительность, воля в исполнении профессиональных обязанностей, способность аналитически мыслить, проницательность, объективность, высокая эрудиция, требовательность к себе, работоспособность, эмпатия, любовь к людям.

Педагог-психолог должен обладать определенным набором профессиональных качеств, среди которых можно отметить компетентность, заинтересованность профессией, способность моделировать, координировать и мотивировать усилия субъектов труда и жизни, наличие четкой позиции при формировании решения, постоянная включенность в принятие решений, мобильная и профессиональная творческая активность. Психолог в учреждениях образования должен одновременно быть заботливым руководителем, покровителем и авторитетом, а также доверительным товарищем. Успешность труда педагога-психолога зависит от сформированности у него психологической позиции, важнейшей особенностью которой выступает рефлексивность, направленность сознания на свое собственное содержание.
Педагог-психолог должен знать законодательные акты Республики Беларусь в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования и правам ребенка. Необходимо иметь знания по естественнонаучным основам психологии; общей, возрастной, педагогической, социальной, сравнительной, дифференциальной, клинической психологии, психофизиологии и психологии труда; методологии и методам психологии, математической обработке данных, экспериментальной психологии; общей психодиагностике, диагностике и коррекции личности, индивидуальной и групповой психотерапии; правилах и нормах труда [7]. Необходимо постоянно пополнять арсенал средств и методов работы. Профессионализм практического психолога – основа успешности его труда.
Необходимо постоянно пополнять арсенал средств и методов работы. Профессионализм практического психолога – основа успешности его труда.
Практика показывает, что наиболее продуктивно реализуют свои функции те психологи, которые ревностно относятся не только к совершенствованию стиля своей деятельности, но и создают необходимые для этого условия, уделяют должное внимание организации своего рабочего места. Важно выработать общую позицию по принципиальным вопросам с администрацией с момента устройства на работу. 
В таком виде деятельности педагога-психолога как психологическое просвещение профессионализм заключается в том, что он должен уметь пересказать психологические идеи простым, облегченным  языком, понятным для школьных учителей, родителей и учащихся различного возраста; стараться приводить иллюстративные примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или из личного опыта. При подготовке текста выступления, необходимо помнить, что современная аудитория в школе ждет не просто психологическую теорию, она ждет конкретных, технологизированных программ психологического воздействия на ученика и взрослого для оптимизации и повышения эффективности их учебных и человеческих взаимодействий.
Переоценка роли психодиагностических процедур, стремление спрятать свою неуверенность за ними, может нанести непоправимый вред клиенту. Методики являются лишь инструментом, вспомогательным средством, их объективность весьма условна и связана с интерпретацией исследователя. Именно поэтому, начинающему психологу не следует умалять роль доверительного общения, интуиции. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществить экспресс-диагностику, т.е. такими, чтобы психологическая служба школы могла действительно быть полезной большинству педагогов и заметной во всех классах и во всех параллелях. Вместе с тем созданная система методик должна быть и достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащегося: 1) психические процессы; 2) эмоциональная сфера; 3) личностные свойства; 4) мотивация.
В ситуации психологического консультирования психолог опирается на свои личностные ресурсы и  личностные ресурсы своего клиента. Поэтому, подводя итоги работы с клиентом, особенно ребенком, лучше переоценить возможности и способности человека, чем недооценить их. Особо это касается тех случаев, когда информация предназначается для учителей и родителей.
Психологический диагноз ставится педагогом-психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция. Формулировка диагноза обязательно должна содержать прогноз, т.е. на основе всех пройденных этапов исследования нужно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и если такая работа с ним осуществлена не будет, отмечает А.А. Деркач [14].
Работа с подростком вне и независимо от его собственного запроса (как это возможно с младшими школьниками) может проводиться лишь в исключительных случаях. Достаточно часто администрация школы, учителя и родители обращаются к психологу с просьбой срочно заняться каким-то подростком, у которого трудные отношения с взрослыми и который, что естественно в этой ситуации, не имеет ни малейшего желания общаться с еще одним представителем взрослых – психологом. Формирование событий в таком случае не приводит ни к чему хорошему. Психолог должен сначала подготовить почву для общения с подростком, что бывает часто очень сложно.
В работе с трудными детьми психолог должен знать пределы своей профессиональной компетентности, так как проблема перевоспитания  таких школьников может быть решена только в широком социальном аспекте. Профессиональная работа психолога с трудно воспитуемыми детьми не должна подменять собой педагогическую работу с ними.
При работе педагога-психолога с семьей при недостаточном знакомстве с семейной психологией и психотерапией, лучше всего ограничиться консультацией и не стремиться к психокоррекционной работе. Психокоррекция не является основным методом работы педагога-психолога. Однако А.А. Аладьин [1] отмечает, что интенсивное использование консультационного времени позволяет проводить "микрокоррекцию"   - некоторые психотерапевтические мероприятия, повышающие эффективность консультирования.
Работу с родителями следует начинать с изменения психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль "домашней академии", а родителям – функцию главных воспитателей.
Необходимо гораздо шире использовать педагогические возможности самих родителей. Современные родители в состоянии понять задачи школы, поэтому должны знать ее планы в работе с детьми, конечные и близкие цели. Также они должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях.
А.А. Деркач [14] подчеркивает важность в работе педагога-психолога принципа "не навреди" и отмечает необходимость целевой ориентации работы, исключение поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формировании выводов и рекомендаций. Тот же автор отмечает, что вся деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности клиента. Необходимо максимум корректности, недопустима грубость, неуважительное отношение к человеку. Психолог должен добиваться доверительных и доброжелательных отношений с любым учащимся или педагогом. Корректность нужна и при задействовании психологического инструментария.
Полученная информация не должна быть использована в корыстных или иных целях в ущерб человеку, коллективу, интересам дела. Следует помнить, что информация, которой владеет психолог – это "оружие особого характера". Педагогу-психологу необходимо тесно взаимодействовать с администрацией школы, оперативно доводить полученную информацию до сведения тех, кто способен сыграть позитивную роль в решении проблемы. Важно предлагать конкретные меры, которые необходимо предпринять в сложившейся ситуации. Своевременность в работе психолога – важное условие ее результативности.
Педагогический коллектив всегда с удовлетворением воспринимает психолого-педагогическую информацию, если она отвечает на его запросы, излагается в системе, методически грамотно и основательно. Желательно, чтобы диагностировал педколлектив один и тот же человек, строго соблюдая корректность в проведении исследования и трактовке экспериментальных данных. Никто не должен иметь доступа к материалам исследования, а их представление возможно лишь самим психологом.
Исследование должно проводиться на добровольной основе. Данные по коллективу представляются в общей анонимной форме, для членов коллектива проводятся индивидуальные консультации.
Не следует затягивать эксперимент, поскольку коллектив в этот период находится в большом эмоциональном напряжении. Не следует без глубокого предварительного анализа данных и соответствующей подготовки фрагментарно сообщать о каких-либо полученных результатах. Нужно довести до коллектива установку на то, что изучение не является самоцелью, проводится в интересах людей, с целью гармонизации педколлектива и оказания индивидуальной психолого-педагогической помощи его членам.
Работа психолога имеет смысл, если она основана на доверии. Учитель может обратиться за помощью и принять ее только от человека, которого уважает и которому верит. Не обмануть доверия учителя может только тот психолог, который постоянно помнит о профессиональной этике и ответственности: хранит как профессиональную тайну все сведения о клиенте, никогда не употребляет их во вред человеку, нанося ущерб личности (это касается в равной мере всех, кто обращается за помощью к педагогу-психологу). Разрешение возникающих между психологом и педагогами противоречий и вытекающих из этого трудностей и ошибок возможно лишь в результате совместной рефлексивной работы.
М.Р. Битянова [3] отмечает особенности позиции педагога-психолога в отношении со школьниками. Позиция психолога должна обеспечивать ему авторитет взрослого специалиста, но он не должен восприниматься детьми как еще один учитель. Поэтому недопустимо ведение психологом каких-либо предметов.
Позиция психолога должна обеспечивать его доступность для общения со школьником, формировать у школьника уверенность в конфиденциальности всего, что происходит в стенах психологического кабинета.
Важно, чтобы школьники понимали важность, серьезность и ответственность работы педагога-психолога. Не всегда то, что приходится делать с психологом – смешно и интересно, но это еще важно и полезно.
Педагогическая работа должна стать не только частью учебно-воспитательной системы для педагогов и администрации, а также она должна стать для самих детей необходимой, не теряя по возможности своей эмоциональной привлекательности.
В межличностных отношениях с педагогическим коллективом психологу необходимо сохранить некоторую личную дистанцию, существовать как бы отдельно от повседневных межличностных связей. Педколлектив – это  своеобразная система по своему составу (преобладание женщин) и по содержанию отношений (в основном эмоциональные контакты). Находясь внутри сложной паутины межличностных симпатий и антипатий, тонких эмоциональных игр и манипуляций, педагогу-психологу необходимо остаться на профессиональной позиции, сохранить свой авторитет, право на независимую экспертную оценку. Не просто поддерживать дружеские и деловые отношения и не переходить некоторой эмоциональной границы.
Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями и администрацией всегда способствует оптимизации контактов с учащимися, их родителями. Трудно предположить, что психолог, которому отказано в кредите доверия педагогами либо какой-то другой категорией, будет нормально работать с остальными. Ведь школа – социальный организм, отмечает, Р.В. Овчарова [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Должность педагога-психолога является значимой для жизнедеятельности всей школы и каждого отдельного человека. Этим обстоятельством объясняются высокие требования к его личностным качествам, профессиональной компетентности и позиции в коллективе. Сохранить объективную и принципиальную позицию, не допускающую манипулирования людьми и факторами, можно только при строгом соблюдении научного подхода к делу.
Основные виды деятельности педагога-психолога, ошибки  которых рассматриваются в работе -  это психопрофилактика, диагностическая и коррекционная работа, работа с девиантными детьми, работа с семьями учащихся, психологическое просвещение.
Одними из основных причин ошибок в деятельности педагога-психолога является несоответствие личностных качеств молодого специалиста требованиям, предъявляемым к данной профессии, низкий уровень образования, профессиональной компетентности. Исключается возможность эффективной и продуктивной работы при отсутствии у педагога-психолога психологической готовности к деятельности. Часто психологи  полностью утрачивают связь со своим учреждением образования и  оказываются  предоставленные самим себе (особенно на периферии) и безоружными перед возможными сложностями и проблемами.
Работая в школе, педагог-психолог без сотрудничества с администрацией, без четкого выполнения своих функциональных обязанностей и доброжелательного отношения с педагогическим коллективом, никогда не сможет успешно и эффективно осуществлять свою деятельность.
Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу, являются родители. При работе психолога с семьей возникает масса сложностей, прежде всего по той причине, что подготовка школьных психологов не ориентирована на оказание помощи родителям (семье), а также отсутствует методическая и теоретическая литература по работе со здоровыми детьми, родителями в условиях школьной психологической службы.
Разнообразные ошибки обусловлены неправильными взаимоотношениями педагога-психолога с администрацией и педагогическим коллективом школы.
Можно выделить ошибки, возникающие из-за несоответствия личностных качеств педагога-психолога требованиям профессии и профессиональной некомпетентности:
-привязанность к одному подходу, оценочное отношение к любым возможным точкам зрения;
-отсутствие понимания межличностного влияния, склонность видеть во всем лишь отражение своих прямых действий;
-неумение практически включаться и влиять на окружающих средствами психологического воздействия;
-частые конфликты в отношениях с окружающими;
- навязывание педагогическому коллективу своей программы, своих знаний в невостребованном виде, либо работа лишь по заявкам. И в том и в другом случае задерживается профессиональное самоутверждение психолога, теряется эффективность его работы.
В зависимости от вида деятельности, которым приходится заниматься педагогу-психологу в школе, можно выделить разнообразные  типы ошибок.
Ошибки в диагностической деятельности педагога-психолога заключаются в: чрезмерном  преобладании диагностического направления, постановке диагноза лишь на основании результатов диагностики, постановке диагноза в случаях, выходящих за пределы профессиональной компетентности педагога-психолога, применение неадаптированных методик.
Во время психологического консультирования педагоги-психологи совершают такие ошибки как: самоутверждение психолога на консультации; проявление излишней естественности или искусственности в собственном поведении; стремление обязательно дать полезный совет; проецирование собственных трудностей на проблемы клиента; оценивание клиента; консультирование лишь отдельных учащихся.
Также можно выделить такие ошибки начинающего педагога-психолога при ведении консультационной беседы, как:
-отсутствие необходимого психологического настроения, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;
-переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется;
-жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;
-не выслушивание мнения собеседника;
-создание препятствий для разъяснения собеседником своей точки зрения;
-постановка собеседнику прямых вопросов ("в лоб") при неясных мотивах беседы.
Одно из направлений деятельности педагога-психолога – просветительская работа. Это направление слабо  развито, очень редки выступления психологов в средствах массовой информации.
Педагоги-психологи плохо владеют методикой психологического просвещения детей, подростков, педагогов и родителей. Многие ошибки связаны с тем, что педагоги-психологи переносят манеру чтения лекции из научной или студенческой сфер – в практическую, не учитывая личностных, профессиональных и возрастных особенностей. Выделяют следующие ошибки в этом виде деятельности:
-  частое употребление сложной психологической терминологии;
- демонстрация на лекции по практической психологии манеры ученого-психолога;
-   демонстрация психологического высокомерия;
-  демонстрация менторской позиции;
-  чтение лекции в описательной манере.
6. Неэффективная организация лекционного материала.
Типичные ошибки при проведении коррекционной работы педагогом-психологом на примере тренинговых занятий, это:
1. Перенасыщенность  психокоррекционного тренинга упражнениями.
2. Манипулятивный стиль педагога-психолога.
3.  Излишняя авторитарность психолога в группе.
4. Излишняя театрализованность занятия.
Для успешной работы педагогу-психологу необходимо обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств, ревностно относится не только к совершенствованию стиля своей деятельности, но и создавать необходимые для этого условия, уделять должное внимание организации своего рабочего места. Необходимо владеть определенным набором знаний, умений и навыков, постоянно пополнять арсенал средств и методов работы, поддерживать хорошее взаимопонимание и сотрудничество с администрацией школы, педагогическим коллективом, учащимися и их родителями.
Таким образом, анализ ошибок в деятельности педагога-психолога  позволяет предвидеть различные трудности в его профессиональной деятельности. Многие из этих трудностей имеют психологический характер и они могут стать предметом специального изучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аладьин А.А. Работа школьного психолога с семьей. Проблемы и перспективы // Псіхалогія. Вып. 2. – 1996. – с. 28-34.
  2. Библиотечка школьного психолога. Вып. 2. Психологическая служба школы. – Мозырь: Риф "Белый ветер", 1998. – 132 с.
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во "Совершенство", 1998. – 352 с.
  5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики/Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. Академия педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с.
  6. Ермакова Л.Д. Системная организация деятельности психологической службы органов образования // Псіхалогія. Вып. 3. – 1996. – 80-85.
  7. Нормативные документы для педагогов-психологов и психологической службы учреждений образования. Сборник/А.Н. Сизанов. – Мн.: 2001. – 56 с.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996. – 352 с.
  9. Олифирович Н.И. Профессиональная компетентность практического психолога // Псіхалогія. Вып.2. – 1998. – с. 61-72.
  10. Пилясова Л.В. Место психолога в учебно-воспитательном процессе// Псіхалогія. Вып. 9. – 1997. – с.58-62.
  11. Психологическая наука и общественная практика. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть 2. Работа практического психолога в учреждениях образования и промышленности. – Мн.:1993.
  12. Психологическая наука и общественная практика. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть 5. Подготовка и культура профессиональной деятельности психолога. – Мн.: 1993.
  13. Психологическая служба школы/ М.К.Акимова, Е.М.Борисова, Н.И.Гуткина и др.- М.:Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с.
  14. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности/ под ред. А.А.Деркача. – М.: Изд. дом "Красная площадь", 1996. – 400 с., ил.
  15. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. – М.:ИНТРО, 1997. – 192 с.
  16. Сизанов А.Н. Психологическая служба образования // Псіхалогія. Вып. 1. – 1995. – с. 7-17.
  17. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. 2-е изд., исправленное – М.: Генезис, 2000. – 272 с.

Начало

www.vashpsixolog.ru

Каким должен быть школьный психолог? / Статьи / Библиотека / Первая онлайн система анализа вашего душевного здоровья

Каким должен быть школьный психолог?

В статье описаны основные требования, которые выдвигаются к школьному психологу.

Качествам, которыми должен обладать любой психолог, посвящена одноименная статья тут. 

Дети и подростки – это самые сложные личности на земле, ведь их характер и темперамент только формируется, а настроение и вовсе меняется каждые пять минут.

Эта группа молодежи весьма осторожно реагирует на внешний мир, подозрительно относясь к каждому встречному и к своим собственным родителям. Именно поэтому практика введения должности школьного психолога широко распространилась по всему миру.

Но какими личными и профессиональными качествами своей специальности должен обладать этот человек для того, чтобы подростки могли без страха открыться перед ним и приходить в его кабинет со своими проблемами?

Во-первых, стоит напомнить, что школьный психолог – это не экстренная служба помощи, которая начинает свою деятельность только в случаях каких-либо проступков или целых катастроф.

Хороший психолог должен работать с целью профилактики и предотвращения проблем поведения детей и подростков. Он должен сразу вычислять потенциальных «сложных» детей и целеустремленно работать с ними, составляя их анамнез (историю становления личности).

Во-вторых, психолог должен быть толерантным и тактичным. Область его основной деятельности – это уязвимые подростки и скрытые дети, поэтому стоит быть чрезвычайно обходительным, чтобы не только не спугнуть своих пациентов, но и стать их лучшим другом и доверительным лицом.

Третье качество хорошего школьного психолога – это большой опыт работы с полноценными консультациями. Наличие разнообразных сертификатов – это прямое свидетельство хороших менеджерских качеств, но это еще не значит, что специалист сможет без проблем решить проблему подростка. А вот если он имеет опыт работы длиной в 2 года, но с каждодневными консультациями, то такой специалист будет оцениваться просто на вес золота.

Следующий критерий оценки достойного специалиста душевных проблем – это творческий подход к любому виду лечения. Ведь не каждому ребенку подойдет хорошо проведенная консультация. Иногда лучше использовать в работе арт или музыкальную терапию, чем просто анализировать проблему и пытаться искоренить ее традиционным методом психодиагностики.

И последнее, но крайне важное качество хорошего школьного специалиста состоит в том, что психолог должен уметь находить общий язык не только со своими подопечными, но и с их родителями. Дело в том, что даже самая искусная работа психолога не принесет никаких результатов, если в домашней обстановке подросток снова будет вспоминать о прямых истоках своей проблемы.

Школьный психолог – это самая настоящая панацея всех психических отклонений и проявлений агрессии в подростковом возрасте. Именно поэтому его образованность, степень квалификации и личные качества играют такую важную роль в работе с детьми.


 

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию
Оставить комментарий, могут только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться или войти

psihoanalitik.net

Качества, которыми должен обладать настоящий психолог

08.02.2011

Чтобы быть хорошим психологом, мало пройти качественную школу по теоретической и практической психологии. Человек, решивший посвятить себя этой науке, должен обладать определенными личностными свойствами. Часть из них можно приобрести в ходе учебы, а часть - нужно иметь с момента определения будущей профессии.
Если обратиться к практикующим психологам, результаты опроса покажут, что самых необходимых качеств всего несколько. А все остальные можно приобрести в процессе изучения выбранной специализации и получения практического опыта.

Итак, важнейшим качеством будущего психолога должны стать уважение к человеку и неподдельный интерес. Изучающим стоит проявлять искреннее желание разобраться во внутреннем мире человека, особенностях его психики, мотивации его поступков и образе мыслей. Этот интерес нельзя привить: он либо есть, либо его нет совсем.

В числе остальных важных качеств хорошего психолога и толерантность – проявление терпимости к другим людям, желание воспринимать чужие проявления без раздражения и агрессии. Такое качество можно и развить, но это достаточно трудно и долго, а также чревато появлением скрытой агрессии у психолога. Поэтому важно, чтобы толерантность уже была развита априори.
Следующим важным качеством стоит назвать гибкость и приспосабливаемость. Это означает, что вы должны уметь быстро признавать свои ошибки, менять поведение по ситуации, легко привыкать к новым условиям – жизни и труда. Если такое качество у вас есть, значит есть все шансы стать отличным психологом.

Как любое гуманитарное требует от студента сензитивности, или чувствительности. Человека, проблемы которого вам нужно будет рассматривать, в идеале надо уметь почувствовать, догадываться о его тревогах. Это качество можно развить, но хоть в каком-то виде оно должно у вас присутствовать.

Вот главные особенности личности, которые отличают профессионального психолога от новичка. Среди важных стоит отметить также и умение психолога ясно выражать свои мысли; умение понимать другого человека, а также управлять своими чувствами и их проявлениями. Это все можно при желании развить.

Важно, что психолог не должен уставать от обильного общения с другими людьми. Если вам будет тяжело от интенсивных бесед с людьми, у которых есть проблемы, вы рискуете быстро «сгореть» на работе. Вам не нужно обращаться к другим людям, чтобы понять, насколько вы подходите для работы психологом и есть ли у вас все перечисленные качества? Это большой плюс, ведь психолог должен в первую очередь знать себя и свои возможности.

Перейти к списку статей

Статьи по теме "Институты"

www.ytchebnik.ru

Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель :: SYL.ru

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:

  1. Любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей.
  2. Понимание минусов профессии учителя.
  3. Стремление к самосовершенствованию.
  4. Умение в каждом найти положительные качества.
  5. Правильная оценка своих возможностей как учителя.

Ведущие способности в педагогической деятельности

Кроме вышеперечисленных черт характера, некоторые выделяют и качества, которые являются главными в педагоге:

  • коммуникативность - человек, решивший стать учителем, должен любить людей и уметь общаться с ними;
  • эмпатия (умение сопереживать окружающим) и педагогическая интуиция;
  • учитель должен уметь убеждать с помощью логических доводов и принимать волевые решения;
  • должен быть эмоционально устойчив;
  • оптимизм;
  • творческий подход к работе.

Перечисленные личностные особенности в совокупности с теоретической базой и постоянным применением в профессиональной деятельности и являются педагогической компетентностью.

Взаимодействие педагогов и учащихся

Немаловажным в образовательном процессе является общение между учителем и учеником. Ведь именно через такое взаимодействие происходит передача накопленных знаний и формирование необходимых умений. Поэтому педагогу важно построить правильные отношения со своими подопечными.

Взаимодействие учителя и ученика не должно ограничиваться только общением в школе и на уроках. Педагог (а в особенности это касается классных руководителей) должен активно вовлекать учащихся в школьную и общественную жизнь. Это может быть организация праздников, походы, поездки на культурные мероприятия.

На уроках учитель должен использовать различные методы работы:

  • лекции;
  • выступления с докладами;
  • семинары;
  • дебаты.

Сами занятия должны проводится так, чтобы заинтересовать учащихся и мотивировать на дальнейшую работу. Но уважительное отношение учеников будет зависеть от того, есть ли у педагога авторитет среди учащихся. Что это такое?

Авторитет учителя

Это характеристика отношения к педагогу, которая определяет его профессионально-личностное положение в обществе, принятие и признание его ведущей роли в образовательном процессе. Для того чтобы учитель пользовался уважением у учащихся, они должны видеть в нем не только того, кто передает им знания, но и наставника.

Педагог должен не только видеть возможный потенциал в каждом ученике, но и уметь критиковать, чтобы стимулировать своих подопечных и скорректировать их развитие и обучаемость. Также учитель не должен выделять никого из своих учащихся, в каждом ему надо видеть и уважать личность. Педагог должен поддерживать дисциплину в классе и воспитывать в своих учениках ответственность. Учитель является для детей справедливым наставником.

Отличия профессии педагога от других

Образовательная деятельность обладает рядом отличительных характеристик. Какие же есть особенности профессии учителя?

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.
Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

www.syl.ru

Каким должен быть психолог

Копнина Татьяна Ивановна

Дата публикации: 23.06.2016

Рубрика: Психологу

Тип материала: Статья

Библиографическая ссылка:
Копнина Т.И. Каким должен быть психолог // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog-portal.ru/2016/06/2171 (дата обращения: 20.10.2019)

Опубликовано пользователем: Копнина Татьяна Ивановна

Копнина Татьяна Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №7″

Проработала в школе в должности педагога- психолога около 20 лет

В процессе модернизации образования роль психолога возросла. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет обратить внимание учителя на возрастные и психологические особенности обучающихся. На первый план в обучении выступают не только учебные умения ученика, но и его личностные достижения (такие, как способность взаимодействовать с окружающими, устанавливать контакты, выражать свою точку зрения и обосновывать ее и т.д.), а также метапредметные результаты (умение понимать учебную задачу, планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать свои результаты и результаты других и т.д.) Поэтому, чтобы обучение было эффективным педагог должен идти в ногу со временем и осуществлять образовательный процесс в непосредственном взаимодействии с психологом.

Проработав в школе около 20-ти лет в должности педагога- психолога, я часто задавала себе вопрос: «каким психологом я должна быть?». И, как говориться, опыт приходит со временем. Поэтому по прошествии лет, я поняла, что психолог должен быть для учителя – наставником, для родителя – помощником, для ученика – другом. Да, да, я не оговорилась, именно другом. Ведь дети очень четко чувствуют ложь и неискренность. Не каждый ребенок может прийти к психологу и рассказать о своих проблемах, открыться ему. Порой требуется много усилий и времени, чтобы выяснить у ребенка, что его волнует на данный момент, определить формы помощи и точки взаимодействия с педагогами и родителями. Миссию психолога на данном этапе я бы сформулировала так: «Не навреди!» Ведь, порой, наши лучшие побуждения могут обернуться для ребенка серьезной проблемой. Проводя консультации с родителями, важно следовать «золотому» правилу: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Порой для человека очень важно, чтобы ему дали возможность выговориться, а в суете дней это практически невозможно. Миссия психолога в данном случае звучит так: «Выслушай, прими, пойми и помоги!» Для одних достаточно, чтобы их выслушали, для других – направили в нужное русло, а для третьих – предложили варианты решения проблемы. В данном случае помощь психолога – опосредованная.  И это важно! Он должен не мешать, не навязывать свое видение проблемы, а сопровождать, предлагать пути разрешения ситуации. Поэтому выбор как действовать в той или иной ситуации остается за консультируемым. В процессе взаимодействия психолога с педагогами, не навязывать свои убеждения, а уважать мнения каждого, даже если вы  с ним не согласны. Педагоги настороженно относятся к психологам, так как считают, что могут справиться и без него. А если обращаются  за помощью, то требуют максимального решения проблемы. Поэтому миссию психолога можно охарактеризовать так: «Уважай мнение каждого!» Чтобы добиться откровения учителя, важно строить взаимодействие на доверии и открытости. Важно не отстаивать свою точку зрения перед учителем, а помочь ему посмотреть на проблему со сторону ( например, поставить себя на место ученика или родителя).

Все эти тонкости приходят с опытом. И вот, по прошествии лет, я с уверенностью могу сказать: «Психолог – это не волшебник, не чародей. Это в первую очередь помощник, связующее звено между учителем и учеником, учителем и родителем, родителем и ребенком».


Количество просмотров публикации: -

pedagog-portal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *