Какими качествами личности и свойствами характера обладает человек – —

Содержание

3.4. Характер как свойство личности

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

3.4.1. Характер в структуре личности. Группы черт характера

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент. является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм – чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие как черта характера.

Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами. Черт характера очень много (св. 1,5 тыс. слов в «Словаре Ожегова»), их можно условно разделить на несколько блоков или групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Основные группы черт характера: коммуникативные,

трудовые, самооценка и волевые

Первая группа. Прежде всего, это качества, в которых выражаются убеждения, идеалы, направленность, это общественный смысл всех других черт характера. В них проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Эти черты можно назватькоммуникативными, к ним относятся патриотизм, коллективизм, доброта, общительность, чуткость, вежливость, тактичность, преданность, честность, правдивость, искренность и др., отрицательные — эгоизм, черствость, лживость, лицемерие…

Следующая группа – это качества, в которых отражается отношения человека к самому себе, (самоуважение, самопринятие, самообвинение, самокритичность, скромность, гордость, эгоизм…), что выражается всамооценке: завышенной, заниженной, адекватной.

Т

ретья группа – отношение человека к труду, результатам своего труда (трудолюбие, инициативность, настойчивость, аккуратность, ответственность, безразличие, лень, безответственность и т.п.). Эти качества называются деловыми.

Иногда психологи выделяют группу черт характера, которые показывают отношение человека к вещам, тогда говорят об аккуратности, бережливости, щедрости, скупости, неряшливости, небрежности, педантичности и др.

Особое место занимаютволевые черты. Волю называют основой характера, ее становым хребтом (стремление добиваться успехов, настойчивость, упорство и др.) Воля – это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.

Любое волевое действие имеет сложную внутреннюю структуру.

Воля обнаруживается не только в активных действиях и поступках. Воля проявляется и в умении сдерживать себя, затормозить нежелательные действия. Здесь говорят о

выдержке, терпении, самообладании.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует и другие подходы к определению структуры характера, так в рамках одного из них черты личности человека подразделяют на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

studfiles.net

Основные качества (свойства) личности

Несмотря на существенные расхождения в подходе к личности и ее определении, имеются и общие позиции, которые могут быть отражены при выделении и описании ее основных качеств (свойств):

  • социальность, т.е. несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием;

  • уникальность – своеобразие и неповторимость внутреннего мира конкретной личности, ее суверенность и несводимость к тому или иному социальному или психологическому типу;

  • трансцендентность – стремление выйти за «пределы себя», постоянное развитие и творчество как способ бытия личности, вера в возможность самосовершенствования и преодоления внешних и внутренних барьеров на пути к цели и, как следствие сказанного, назавершенность, противоречивость и проблемность;

  • целостность и субъективность – сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых ею на протяжении жизни ситуациях, надситуативность;

  • активность и субъективность – способность изменять себя и условия своего существования, относительная независимость от внешних условий, способность быть источником собственной активности, причиной поступков и принятие на себя ответственности за эти поступки;

  • нравственностькак гуманистическая основа взаимодействия с социальным миром, стремление относиться к другому как к высшей ценности, равновеликой ценности собственного «Я», а не как к средству достижения иных, более «высоких» целей.

Перечисленные свойства личности не существуют сами по себе, отдельно друг от друга, но образуют диалектические противоречивые связи, разумно ограничивающие и гармонизирующие их проявление в процессе жизнедеятельности. Так, нравственность ограничивает активность и субъективность, не позволяя им выродиться в социально неприемлемые формы. Уникальность помогает «снять» проблему превращения личности в процессе социализации в «коллективного человека» (К.-Г.Юнг), конформиста. Социальность препятствует перерождению уникальности и суверенности личности в эгоцентрическую замкнутость. Целостность определяет ту грань изменчивости личности, которая помогает сохранить ее идентичность. Стремление к трансцендированию ведет к раскрепощению скрытых резервов личности, повышая ее творческие и адаптивные возможности, не позволяя личности застыть в косной самоудовлетворенности.

Все эти качества не даны личности изначально, а представляют собой результат длительного и сложного процесса формирования или становления личности.

Контрольные вопросы к теме №6

  1. Как определяется личность с позиций научной психологии?

  2. Перечислите свойства личности.

  3. Охарактеризуйте установку как детерминирующая тенденция.

  4. Назовите зарубежные и отечественные подходы к личности.

  5. Охарактеризуйте личность как самоорганизующуюся система.

Тема 7. Модели структуры личности Лекция 7. Модели структуры личности

Основные понятия:

личность; концепция черт личности; тип личности; интроверт; экстраверт; интуиция; ощущение; либидо; интроекция; принцип удовольствия; принцип реальности; моральный принцип; психологическая защита; вытеснение; отрицание; проекция; рационализация; замещение; структура личности; содержание личности; направленность; опыт.

studfiles.net

Свойства и качества личности

Студенты зачастую путают свойства и качества личности. В литературе детально эти понятия не разведены и поэтому смутно воспринимаются. В обучении психологов, как и в любом другом профессиональном обучении, предметы и явления жизни раскладываются на более простые элементы и, чем проще элемент, тем понятнее о чем идет разговор.

При обучении психологии, мы сначала начинаем различать психику и психические явления, которые включают в себя психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Психические процессы раскладываем на познавательные психические процессы и эмоционально-волевые. Первые состоят из ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, представлений, воображений. Особняком стоит такой психический познавательный процесс, как внимание. С одной стороны, внимание может быть самостоятельным процессом, а с другой внимание является катализатором других познавательных процессов. Эмоционально-волевые психические процессы представлены аффектами, эмоциями, настроением, чувствами и волей. Психические состояния включают в себя состояние сознания человека в определенный момент времени, которое проявляется в триаде: 1. мышление, 2. эмоция, 3. поведение (тело). Подробнее здесь

И. наконец, психические свойства личности, с чего мы и начали разговор.

Свойство личности — это индивидуальная особенность личности, выражающаяся в отношении к какой-либо сфере жизни.

Качество личности — это уровень развития свойства. Подробнее здесь

Например, свойство личности «общительность» можно разбить на такие качества, начиная с низкого уровня развития этого качества у человека до высокого.

1. Замкнутый

2. Молчаливый

3. Общительный

4. Разговорчивый

5. Болтливый

После такого примера становится более понятно, как охарактеризовать человека. В этом случае мы можем показать его отношения к основным сферам человеческой жизни:

К труду:

1. Ленивый

2. Медлительный

3. Рациональный

4. Трудолюбивый

5. Трудоголик

К семье:

1. Равнодушный

2. Эгоистичный

3. Хороший семьянин

4. Заботливый

5. Альтруистичный

К себе:

1. Неряха

2. Простой

3. Уверенный

4. Самолюбивый

5. Нарциссический

Из приведенных примеров видно, что в каждом свойстве личности есть своя качественная «золотая середина», которая является «нормальной», «адекватной», но в то же время это отношение претерпевает субъективные влияния. Например, для самолюбивого человека простой человек покажется неряхой, а для неряхи уверенный будет восприниматься, как самолюбивый, для равнодушного семьянина хороший семьянин будет восприниматься, как альтруистичный, а для трудолюбивого работника медлительный будет казаться ленивым. Так что индивидуальные личностные качества дают уникальный неповторимый узор личности, который прекрасен в своем несовершенстве и красив в своем совершенном проявлении одновременно.

Постепенно, по мере изучения психологии, мы проникаем все глубже во все психические явления и нам становится все более понятным поведение человека, как результат сложных био-социо-психических взаимодействий.

Иван Котва, психолог

kotva.ru

Какие качества характеризуют личность? Список качеств, характеризующих личность

Каждому человеку присущ определенный набор черт характера, конкретизированных именно под данного индивидуума. Если эти черты дополнить такими понятиями, как индивидуальные навыки, знания и определенные умения, то в конечном счете мы получим обширную категорию, называемую качествами личности. Часть особенностей была заложена индивидууму с рождения, а другая — приобретена на протяжении жизни. Разобрав эти понятия, можно определить, какие качества характеризуют личность.

Что собой представляет набор, характеризующий индивидуальность?

Не лишне будет сформировать список качеств, характеризующих личность. Принято разграничивать индивидуальные особенности на два взаимозависимых компонента – это внутренний мир человека и его внешнее позиционирование.

К внешней демонстрации личностных качеств, как правило, относятся:

  1. Врожденная или приобретенная артистичность или, иначе говоря, умение выступать на публике.
  2. Привлекательная внешность и умение красиво сочетать предметы одежды.
  3. Ораторские навыки и отчетливость произношения в речи.
  4. Грамотное и утонченное владение невербальным способом общения.

Влияет ли внутренний мир человека на индивидуальные характеристики?

Какие качества характеризуют личность, а именно ее внутреннее содержание, представлено в следующей классификации:

  1. Разносторонний анализ ситуации и неконфликтное восприятие поступающей информации.
  2. Присущая филантропия.
  3. Непредвзятость мышления.
  4. Преобладающее позитивное восприятие.
  5. Мудрость в рассуждениях.

Структурный аспект индивидуальности

Для более полного понимания того, какие качества характеризуют личность, стоит выделить структуру индивидуальности. Условно можно представить четыре уровня:

  • I. Уровень темперамента, включающий особенности генетической предрасположенности, в частности индивидуальной нервной системы человека.
  • II. Уровень индивидуальных психических процессов, раскрывающий черты, обуславливающиеся особенностью восприятия и воображения, памяти и воли, ощущений и внимания, мышления.
  • III. Уровень, затрагивающий опытную часть личности, а именно качества в области знаний, умений, навыков и привычек.
  • IV. Уровень социальной направленности включает особенности, отображающие отношения индивидуума к внешнему миру. Они направляют и регулируют психологический фундамент поведения человека – это интересы и взгляды, убеждения и социальные установки, моральные устои.

Связующим звеном между всеми четырьмя уровнями выступают такие индивидуальные качества, характеризующие человека, как потребности и характер, способности и эгоцентризм, которые в совокупности с вышеуказанными уровнями образуют личностную оболочку индивидуума.

Какие индивидуальные особенности сопряжены с успехом?

По мнению Н. Лейфрида, значительной предпосылкой успешности выступает ответственность. Эта особенность рассматривается с позиции самодисциплины, то есть готовности индивидуума к самостоятельности, обучению и действенности на пути к достижению успеха.

Как правило, данный вопрос рассматривается с точки зрения успешности знаменитых людей, а именно определяется, какие качества характеризуют успешную личность. Если подытожить сведения в работах на эту тематику, можно говорить о таких особенностях успешных людей, как креативность, оптимизм, неугасаемая вера в успех и постоянная мотивация.

Базируясь на статистических данных психологии, стоит отметить, что исключительно высокая мотивация достижения значительных результатов играет главенствующую роль в успешности знаменитых людей.

Можно ли классифицировать индивидуальные черты, приводящие к успеху?

Какие качества характеризуют личность, способную достичь успеха, можно узнать из классификации:

  1. Внутренний стержень самоутверждения. Самый ранний проблеск зарождения
    успешных характеристик, выражающихся в неподатливости мнению окружающих.
  2. Умение разбираться в людях. Способность оперативно анализировать субъектов и адекватно выстраивать стратегии поведения с ними.
  3. Стрессоустойчивость. Психологическая стабильность – залог физического здоровья.
  4. Адекватная гибкость. Способность найти подход к разным людям и вовремя пойти на компромисс или отступить.
  5. Дар убеждения. Умение грамотно оперировать имеющимися данными.
  6. Творческая инициативность. Важнейший аспект успешности.

Методология, характеризующая индивидуума

Существует методика, объясняющая, как характеризовать человека. По ней необходим анализ поведения индивидуума и обобщение полученных данных.

Она включает в себя следующие стадии анализа:

  • I. Определение собственного мнения человека относительно себя самого. Проявляющиеся при этом черты характера по отношению к себе, а именно скромность, или уверенность, или неуверенность, умение рассчитывать собственные силы, самокритичность, или решительность и смелость, или самообладание и настойчивость, или безволие и вялость.
  • II. Определение отношения анализируемого субъекта к окружающим его людям. Если присутствуют, такие качества, как честность и справедливость, общительность и вежливость, тактичность или грубость, презрение и т. д., то нужно выяснить, в какой степени.
  • III. Определение занимаемого положения индивидуума в социуме и мнения других сотрудников о нем.
  • IV. Определение психологических особенностей, в частности особенностей памяти, мышления и внимания.
  • V. Определение интересующих субъекта областей, а именно трудовая, или учебная, или спортивная, или творческая сфера.
  • VI. Определение эмоциональной восприимчивости к той или иной ситуации. Это может быть быстрое реагирование в ходе решения проблем или, наоборот, отсутствие какой-либо реакции.
  • VII. Определение степени ответственности. К примеру, серьезно относится к выполнению работы и делает ее хорошо, проявляя при этом инициативу или нет.

Таким образом, необходимо анализировать субъект, исходя из требуемых целей характеристики.

Как распознать индивидуальность человека?

Понимание того, какие признаки человека характеризуют его как личность, может помочь в разных областях, особенно в профессиональной среде.

Понятие «личность» трактуется как человек, обладающий сугубо индивидуальными качествами, зависящими от социального окружения. Это могут быть и эмоциональные особенности, и волевые, и интеллектуальные.

Перечень признаков, соотносимых с индивидуумом

Существует группировка определенных признаков, позволяющих распознать личность, а именно:

  • субъект, осознающий всю совокупность присущих ему социальных черт;
  • личность, участвующая в социально-культурной жизни социума;
  • человек, имеющий индивидуальные особенности, проявляющиеся в социальных взаимосвязях посредством общения и трудовой деятельности;
  • индивидуум четко осознает свою особенность и значимость в социальном мире.

Понятие личности подразумевает, что субъект имеет четко выраженное собственное мнение по отношению к происходящему вокруг него, то есть присутствует мировоззрение. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, о ее собственной значимости в этом мире. Иначе говоря, присутствуют идеи, взгляды и жизненные ценности, формирующие данного человека.

fb.ru

Какие качества характеризуют личность

Каждому человеку присущ определенный набор черт характера, конкретизированных именно под данного индивидуума. Если эти черты дополнить такими понятиями, как индивидуальные навыки, знания и определенные умения, то в конечном счете мы получим обширную категорию, называемую качествами личности. Часть особенностей была заложена индивидууму с рождения, а другая — приобретена на протяжении жизни. Разобрав эти понятия, можно определить, какие качества характеризуют личность.

Что собой представляет набор, характеризующий индивидуальность?

Не лишне будет сформировать список качеств, характеризующих личность. Принято разграничивать индивидуальные особенности на два взаимозависимых компонента – это внутренний мир человека и его внешнее позиционирование.

К внешней демонстрации личностных качеств, как правило, относятся:

  1. Врожденная или приобретенная артистичность или, иначе говоря, умение выступать на публике.
  2. Привлекательная внешность и умение красиво сочетать предметы одежды.
  3. Ораторские навыки и отчетливость произношения в речи.
  4. Грамотное и утонченное владение невербальным способом общения.

Влияет ли внутренний мир человека на индивидуальные характеристики?

Какие качества характеризуют личность, а именно ее внутреннее содержание, представлено в следующей классификации:

  1. Разносторонний анализ ситуации и неконфликтное восприятие поступающей информации.
  2. Присущая филантропия.
  3. Непредвзятость мышления.
  4. Преобладающее позитивное восприятие.
  5. Мудрость в рассуждениях.

Структурный аспект индивидуальности

Для более полного понимания того, какие качества характеризуют личность, стоит выделить структуру индивидуальности. Условно можно представить четыре уровня:

  • I. Уровень темперамента, включающий особенности генетической предрасположенности, в частности индивидуальной нервной системы человека.
  • II. Уровень индивидуальных психических процессов, раскрывающий черты, обуславливающиеся особенностью восприятия и воображения, памяти и воли, ощущений и внимания, мышления.
  • III. Уровень, затрагивающий опытную часть личности, а именно качества в области знаний, умений, навыков и привычек.
  • IV. Уровень социальной направленности включает особенности, отображающие отношения индивидуума к внешнему миру. Они направляют и регулируют психологический фундамент поведения человека – это интересы и взгляды, убеждения и социальные установки, моральные устои.

Связующим звеном между всеми четырьмя уровнями выступают такие индивидуальные качества, характеризующие человека, как потребности и характер, способности и эгоцентризм, которые в совокупности с вышеуказанными уровнями образуют личностную оболочку индивидуума.

Какие индивидуальные особенности сопряжены с успехом?

По мнению Н. Лейфрида, значительной предпосылкой успешности выступает ответственность. Эта особенность рассматривается с позиции самодисциплины, то есть готовности индивидуума к самостоятельности, обучению и действенности на пути к достижению успеха.

Как правило, данный вопрос рассматривается с точки зрения успешности знаменитых людей, а именно определяется, какие качества характеризуют успешную личность. Если подытожить сведения в работах на эту тематику, можно говорить о таких особенностях успешных людей, как креативность, оптимизм, неугасаемая вера в успех и постоянная мотивация.

Базируясь на статистических данных психологии, стоит отметить, что исключительно высокая мотивация достижения значительных результатов играет главенствующую роль в успешности знаменитых людей.

Можно ли классифицировать индивидуальные черты, приводящие к успеху?

Какие качества характеризуют личность, способную достичь успеха, можно узнать из классификации:

  1. Внутренний стержень самоутверждения. Самый ранний проблеск зарождения
    успешных характеристик, выражающихся в неподатливости мнению окружающих.
  2. Умение разбираться в людях. Способность оперативно анализировать субъектов и адекватно выстраивать стратегии поведения с ними.
  3. Стрессоустойчивость. Психологическая стабильность – залог физического здоровья.
  4. Адекватная гибкость. Способность найти подход к разным людям и вовремя пойти на компромисс или отступить.
  5. Дар убеждения. Умение грамотно оперировать имеющимися данными.
  6. Творческая инициативность. Важнейший аспект успешности.

Методология, характеризующая индивидуума

Существует методика, объясняющая, как характеризовать человека. По ней необходим анализ поведения индивидуума и обобщение полученных данных.

Она включает в себя следующие стадии анализа:

  • I. Определение собственного мнения человека относительно себя самого. Проявляющиеся при этом черты характера по отношению к себе, а именно скромность, или уверенность, или неуверенность, умение рассчитывать собственные силы, самокритичность, или решительность и смелость, или самообладание и настойчивость, или безволие и вялость.
  • II. Определение отношения анализируемого субъекта к окружающим его людям. Если присутствуют, такие качества, как честность и справедливость, общительность и вежливость, тактичность или грубость, презрение и т. д., то нужно выяснить, в какой степени.
  • III. Определение занимаемого положения индивидуума в социуме и мнения других сотрудников о нем.
  • IV. Определение психологических особенностей, в частности особенностей памяти, мышления и внимания.
  • V. Определение интересующих субъекта областей, а именно трудовая, или учебная, или спортивная, или творческая сфера.
  • VI. Определение эмоциональной восприимчивости к той или иной ситуации. Это может быть быстрое реагирование в ходе решения проблем или, наоборот, отсутствие какой-либо реакции.
  • VII. Определение степени ответственности. К примеру, серьезно относится к выполнению работы и делает ее хорошо, проявляя при этом инициативу или нет.

Таким образом, необходимо анализировать субъект, исходя из требуемых целей характеристики.

Как распознать индивидуальность человека?

Понимание того, какие признаки человека характеризуют его как личность, может помочь в разных областях, особенно в профессиональной среде.

Понятие «личность» трактуется как человек, обладающий сугубо индивидуальными качествами, зависящими от социального окружения. Это могут быть и эмоциональные особенности, и волевые, и интеллектуальные.

Перечень признаков, соотносимых с индивидуумом

Существует группировка определенных признаков, позволяющих распознать личность, а именно:

  • субъект, осознающий всю совокупность присущих ему социальных черт;
  • личность, участвующая в социально-культурной жизни социума;
  • человек, имеющий индивидуальные особенности, проявляющиеся в социальных взаимосвязях посредством общения и трудовой деятельности;
  • индивидуум четко осознает свою особенность и значимость в социальном мире.

Понятие личности подразумевает, что субъект имеет четко выраженное собственное мнение по отношению к происходящему вокруг него, то есть присутствует мировоззрение. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, о ее собственной значимости в этом мире. Иначе говоря, присутствуют идеи, взгляды и жизненные ценности, формирующие данного человека.

autogear.ru

Личность и характер — Психологос

Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется», он плывет по течению. Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается», он осуществляет выбор. Смотри Хочу и надо

В личности есть вертикаль, в характере есть только горизонталь.

Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».

Черты характера отражают то, как действует человек (естественные для него способы поведения), а черты личности — то, ради чего он действует (мотивы и направленность поведения)↑. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами. Например,

При характеристике шизоидов Э. Кречмер перечисляет такие формальные, т. е. не зависящие от направленности поведения, свойства (свойства характера), как необщительность, сдержанность, серьезность, боязливость, сентиментальность, и, с другой стороны, гораздо более содержательные, мотивационно-личностные черты: «стремление осчастливить людей», «стремление к доктринерским принципам», «непоколебимая стойкость убеждений», «чистота воззрений», «настойчивость в борьбе за свои идеалы» и т.п. Первое — характер, второе — личность.

Характер — база (а когда-то обоз или баласт) для слабой личности и инструмент в руках сильной. Смотри Ядро и периферия личности

Личность можно развивать, характер можно только укреплять. Характера может не быть, характер может появиться, характер можно укреплять — но об уровнях развития характера не говорят. Об уровнях развития личности говорить естественно.

Оценки личности и характера

Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Бывают великие люди (личности) с ужасным характером. Бывают мелкие личности с золотым характером.

Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Характер и личность — далеко не одно и то же.

Интересно в связи с этим одно высказывание П. Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с пcихопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, — пишет он, — интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер» [25, с. 267].

Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

Влияние характера на личность

Эпилептики часто – угодливые ханжи. Почему?

С. Я. Рубинштейн объясняет это тем, что по характеру эпилептики гневливые и злобные. Получая в ответ на частые аффективные вспышки законные «возмездия» от сверстников и взрослых, ребенок с таким характером ищет способы самозащиты. Он находит их на пути маскировки своей злобности и вспыльчивости угодливым поведением.

Гипертимы – активные и сильные, взрослые с ними часто не справляются. Результат? Среди них много не вполне социальных людей. Напротив, тревожный сензитивный подросток, как правило, сохраняет детскую привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям. В результате у него рано формируются чувство долга, чувство ответственности, повышенные и даже завышенные моральные требования к себе и к другим.

Влияние личности на характер

Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Иными словами, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это может быть выражено общей формулой, согласно которой личность в своем развитии «снимает» характер.

Каким характером обладает герой романа князь Мышкин? Трудно сказать. Князь, конечно, не «бесхарактерный», но в то же время его нельзя оценить как человека упрямого или уступчивого, вспыльчивого или спокойного, решительного или боязливо-тревожного. С точки зрения этих характеристик его поведение противоречиво. Однако это противоречие разрешается, если увидеть за поступками князя не черты характера, а его «идеологию». Глубокая идейность составляет суть этого образа. Иными словами, князь Мышкин у Достоевского — это образ личности в чистом виде. Вот почему трудно определить его характер: он полностью превзойден и «отменен» личностью.

Развитая личность использует свой характер, когда ей это нужно, и отменяет свой характер, когда он ей мешает. Смотри Управляемый характер

Выраженность характера и уровень развития личности

Быть трудным для других — благо, когда эта способность в руках развитой личности, и проблема, если это касается массовой личности.

www.psychologos.ru

Что характеризует человека как личность?

В понимании обывателя личность — это человек, обладающий сильным характером, имеющий собственное мнение, способный нестандартно мыслить и действовать, не боясь осуждения толпы. Иначе говоря, по мнению большинства, далеко не все люди заслуживают этого высокого звания. Ведь многие предпочитают позицию серой мышки, мирно живущей в собственном мирке и беспокоящейся о том, что же о ней скажут соседи и сослуживцы.

  • Что такое личность?
  • Составляющие личности

Однако научный подход к этому понятию дает совсем другие результаты. В психологии личностью принято считать каждого человека, независимо от набора качеств и черт, которыми он обладает. Для создания базового «портрета» того или иного члена сообщества ученые используют определенный набор критериев. Попробуем разобраться в том, что характеризует человека как личность с точки зрения науки.

Что такое личность?

Под этим термином принято понимать совокупность психических и физических особенностей человека, его привычек, опыта и знаний, приобретенных им в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с окружением — людьми и предметами. Все эти компоненты проявляются в поведении, выражаясь в смене «масок», подходящих для различных социокультурных групп и ситуаций. Проще говоря, личность — это сложное понятие, включающее социальные навыки, психические характеристики и установки, базирующиеся на опыте межличностных отношений.

Какое же место занимает термин личность в системе современной психологии? Он находится между индивидом и индивидуальностью. При этом индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода, а под индивидуальностью подразумевается отражение специфических наследственных или приобретенных черт конкретного человека.

к содержанию ↑

Составляющие личности

Чтобы полностью осветить многогранность каждого из нас, используются признаки, характеризующие человека как личность. К ним, по мнению современных ученых, относятся:

  • характер,
  • темперамент,
  • мотивация,
  • способности.

Каждое из этих понятий раскрывает человеческую натуру с определенной стороны. Поэтому только после тщательного анализа всех пунктов и соединения полученной информации в единое целое можно говорить о создании исчерпывающего портрета члена общества.

к содержанию ↑

Характер

Как правило, под характером понимается совокупность стабильных черт человека, влияющих на его поведение. При этом принято разделять все свойства на 4 группы, каждая из которых отражает отношение личности к одному из аспектов жизни:

  • к другим людям,
  • к труду,
  • к вещам,
  • к себе.

Основываясь на этих данных, можно приписать каждому из нас один из наиболее распространенных типов характеров:

  • психастенический — нерешительный, склонный к самоанализу и размышлениям;
  • шизоидный — замкнутый, отстраненный от окружающего мира;
  • гипертимный — подвижный и общительный;
  • эпилептоидный — с низкой реакцией, угрюмый, скрупулезный и консервативный;
  • сенситивный — робкий, впечатлительный;
  • астеноневротический — устающий от общения, раздражительный и тревожный;
  • истероидный — эгоцентричный, жаждущий всеобщего внимания и одобрения;
  • эмоционально-лабильный — склонный к частым сменам настроения;
  • инфантильный — отказывающийся от ответственности за себя и свои поступки;
  • неустойчивый — слабый, безвольный, тяготеющий к развлечениям и безделью.

Разумеется, поведение человека не всегда определяется только его характером. Однако в большинстве случаев именно он оказывает решающее влияние на поступки и слова.

к содержанию ↑

Темперамент

Темперамент служит основой характера и обуславливается типом высшей нервной деятельности. Иначе говоря, базой для него становятся психофизиологические особенности человека, а значит, его можно отнести к врожденным свойствам личности. Темперамент в основном влияет на активность и интенсивность действий, а не на их содержание.

Выделяют 4 типа темперамента:

  • холерик — взрывной, нередко агрессивный, подвижный и подверженный частым и резким сменам настроения;
  • меланхолик — впечатлительный и ранимый, утомляемый и склонный к самобичеванию;
  • флегматик — спокойный и уравновешенный, с большим трудом адаптирующийся к новым условиям и задачам;
  • сангвиник — энергичный и общительный, активный и жизнерадостный.

«Чистых» представителей того или иного темперамента практически не существует. Поэтому чаще всего человека относят к одному из типов, ориентируясь на преобладающие черты.

к содержанию ↑

Мотивация

Чтобы человек начал действовать, демонстрируя свои личностные характеристики, ему нужна мотивация. Она представляет собой психофизиологический процесс, стимулирующий на совершение того или иного поступка. От силы мотивации зависит активность и направленность деятельности, а также ее результативность. При этом оптимальными являются средние показатели. При слишком слабой или чрезмерно сильной мотивации производительность резко снижается.

Мотивацию делят на внутреннюю и внешнюю. Первая связана с самим действием, приносящим человеку удовольствие и пользу. А в основе второй лежат «побочные эффекты», появляющиеся в результате осуществления какой-либо деятельности.

Также существует положительная и отрицательная мотивация. Базой для такого деления служит полярность стимулов. В первом случае идет речь о получении в результате действия награды, пользы или удовольствия. А во втором случае выполнение задач направлено на то, чтобы избежать наказания, штрафа, порицания.

На устойчивость мотивации влияет источник стимула. Нужды самого человека создают постоянные предпосылки для выполнения действий. А вот если поведение обуславливают внешние факторы, то для сохранения импульса требуется постоянное подкрепление.

к содержанию ↑

Способности

Чтобы вся активность приносила ожидаемый эффект, нужны способности. Под этим словом понимаются не только умения и навыки, позволяющие заниматься определенной деятельностью, но и скорость и глубина их освоения. Такие параметры зависят от внутренних психических процессов.

Способности принято делить на общие и специальные. Первые — поисковая активность, творческий подход и интеллект — необходимы для совершения практически всех действий. Поэтому степень их развития нередко коррелирует с успешностью человека в целом. Специальные способности более конкретны: например, склонность к музыке, литературе, математике, конструированию, спорту и т. д. Без них невозможно достичь достойных результатов в специфических областях деятельности.

Для оценки тех или иных способностей создана следующая «лестница»:

  • задатки,
  • способности,
  • талант,
  • гениальность.

Как правило, переход с одной «ступеньки» на другую требует огромных усилий, а зачастую и вовсе не возможен. Однако в стрессовых ситуациях нередко происходит всплеск, обострение уже известных способностей или неожиданное проявление новых.

Итак, критериями, определяющими личность, служат не только качества ее характера, но и особенности ее деятельности — источники мотивации и качество исполнения принятых на себя ролей. При этом основное значение имеет активность, направленная на установление межличностных отношений. Ведь именно под личностью, а не индивидом или индивидуальностью нередко подразумевается то самое «социальное существо», которое формируется и проявляет свои черты исключительно во время взаимодействия с себе подобными и окружающей средой.

thedifference.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *