Какое влияние оказал на развитие психологии позитивизм: Позитивизм | Тренинг-Центр Синтон

Позитивизм — Психологос

Позитивизм (положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины XIX в.). Современная форма позитивизма — Неопозитивизм.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт в 30-х гг. XIX века (предложил термин). В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

Стадии человечества

  • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога. Они капризно пытаются достичь абсолютного знания, а первопричины явлений облекают в человеческие образы. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
  1. Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам – вещам, наделённым человеческим статусом.
  2. Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
  3. Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина – Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
  • Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм – строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов – постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Идея эволюции

Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе – поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция – это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам – к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма – многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда – многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так идеалисты и мистики.

Влияние и критика позитивизма в русской философии XIX века

ID: 2016-05-27-A-6946

Оригинальная статья (свободная структура)

Кураксина В.А.

Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Резюме

Позитивизм оказал большое влияние на развитие мировой философской мысли. Русские мыслители критически воспринимали позитивистские идеи. В статье рассматривается аспекты критики позитивизма русскими мыслителями. Характеризуется специфическое направление «полупозитивизма», как адаптация позиций позитивизма к проблемам русской философской мысли.

Ключевые слова

позитивизм, русская философия, К.Д. Кавелин, критика позитивизма

Статья

Зародившись в 30-40-х годах XIX в. позитивизм оказал большое влияние на развитие мировой философской мысли. Пик интереса к позитивизму в России приходится на 60-70-е гг. XIX в., когда появились переводы трудов его главных представителей. Позитивистские идеи пользовались популярностью в научных кругах.

Интерес к философии позитивизма проявляли, в частности, такие крупные ученые, как И.М. Сеченов и Н.И. Пирогов.

Русские мыслители критически воспринимали позитивистские идеи, указывая, как правило, на их частичную правоту. Популяризаторы данного направления одновременно выступали и в роли критиков его положений, выделяя «светлые идеи», и «ошибочные суждения». Например, Н.Г. Чернышевский одобрял учение О. Конта за «верность научному духу», но не разделял концепцию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, оценивая ее как идеалистическую.

Развитие позитивизма в России отличалась рядом особенностей. Несмотря на популярность его идей, ошибочно утверждать о школе позитивизма в России. Под влияние позитивизма сложилось специфичное для русской философской культуры направление. В частности, К.Д. Кавелина, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева относят к полупозитивизму.

Полупозитивисты, опираясь на учение Конта и его последователей, ориентируются на науку (особенно в вопросах метода), принципиально антиметафизичны. Но присутствие научного духа, отличающегося научным релятивизмом, и отрицание метафизического идеализма в их построениях сосуществуют с признанием морального сознания, претендующего на безусловную роль в осуществлении бытия человека. Такой «панморализм» полупозитивизма несет в себе импульс религиозного откровения, характерного русской философской мысли. Таким образом, мировоззрение полупозитивизма не лишено противоречий. С одной стороны, в нем утверждается установка на научное постижение мира на основе принципов необходимости и детерминизма, с другой, признается свобода личности, обладающей абсолютной ценностью.

Впервые черты полупозитивизма проявились в творчестве К.Д. Кавелина [2]. В духе своего времени Кавелин выступает против «отвлеченного» идеализма немецкой философии – он решительно за «точное» знание и исследование фактов. Но при этом, Кавелин не ограничивает «точное» знание естествознанием. Вообще, и это также характерно для полупозитивизма, Кавелин проявляет осторожность в формулировании категорических суждений о мире и человеке, опасаясь «метафизических миражей». Он заявляет о себе как о принципиальном релятивисте, придерживаясь мнения, что «в мире нет безусловных начал или принци­пов — все в нем условно и относительно» [3, стлб. 881]. Таким образом, «как нет ни безусловной необходимости в жизни, так нет и безусловной самопроизвольности» [3, стлб. 920]. И это общее в необходимости (закон) и возможности (свободе).

Показательно в смысле выражения сущности полупозитивизма отношение Кавелина к психологии как самой прогрессивной науке в деле изучения феномена человека: с одной стороны, строгий научный метод, с другой, душа, личность, творчество, свобода как предметы изучения. Тем более, что для Кавелина бытие в его подлинной реальности эмпирически двойственно:  «психическое» и «материальное». Их общей «почвой» становится внутренний мир человека. Таким образом, деление на объективный и субъективный миры становится бессмысленным, поскольку достоверность объективного бытия сводится к субъективным ощущениям и переживаниям, и «мир внешних реальностей есть продолжение личного, индивидуального, субъективного мира» [3, стлб. 935.]. Именно это, по мнению Кавелина, определяет необходимость изучения в предметном поле психологии явлений психической жизни, принимая их за положительный факт, согласно позитивисткой терминологии.

Полупозитивизм, приникнутый духом позитивизма и секуляризма, отражает атмосферу своей эпохи. Сам позитивизм принимается его русскими сторонниками, прежде всего, а в большинстве случаев и только лишь, как искание истины лишь в пределах опыта. Кроме того, к пафосу познания и научного исследования в рассуждениях русских мыслителей прибавляется этический пафос. Независимость и самодостаточность морального чувства преодолевает границы позитивистской установки. В результате в истории и культуре, кроме необходимости, открывается простор для «возможности» как фактора исторического процесса. История трактуется как единый, внутренне связанный процесс, совершающийся путем диалектического синтеза противоположностей в человеке. Таким образом, концепциям изначально задается антропно-духовный контекст.

В русской философии активно развивалось направление критики позитивизма. Л.М. Лопатин выдвигал позитивизму обвинение в логической несостоятельности и нигилизме, в его неспособности к действительному знанию. Логическая несостоятельность позитивизма, согласно Лопатину, состоит в том, что он может существовать как теория, только благодаря своему обращению к метафизическим началам, которые позитивисты отвергают. Метафизичными, по его мнению, являются позитивистские отрицания умозрения и признания ощущений как источника знания, истинность которых не проверяется на практике.

В.С. Соловьев критиковал позитивистов за неверное представление о принципиальной независимости сущностной и феноменологической сторон мироздания. Философ считал, что человек может познать мир, но используя свой внутренний опыт.

С.Н. Трубецкой обратился к методу познания, раскрываемому в позитивизме. Он считал, что индукция не дает суждений с объективно-логическим значением. Также Трубецкой не принимал сведение позитивистов познания к убеждению конкретного индивида, приводящее к сомнению в существовании объективного внешнего мира и универсальности истины.

Влияние позитивизма в России ослабевает в 80-90-х гг. XIX в., являясь последствием, и одновременно, усиливая его критику.  Но не ослабел интерес к поднятым в позитивизме проблемам. Происходила оживленная полемика между материалистом И.М. Сеченовым и полупозитивистом К.Д. Кавелиным, между К.Д. Кавелиным и идеалистом-славянофилом Ю.Ф. Самариным.

Новая волна влияния позитивизма в России в его новой модификации эмпириокритицизма приходится на рубеж XIX-XX вв. Влияние позитивизма вновь возросло. Особенно сильным оказалось влияние идей Э. Маха и Р. Авенариуса в среде российских социал-демократов. И в этот период продолжают выходить сочинения представителей первого позитивизма, имеющих поддержку в среде русского естествознания (К.А. Тимирязев и др.).

Позитивизм в России воспринимался и критиковался с акцентом на разные аспекты в зависимости от теоретико-познавательных и ценностных ориентации мыслителей. Отрицание метафизики и спекулятивности, сциентизм и обращение к эмпирическому опыту, претензия на склонность к поиску компромисса между материализмом и идеализмом, феноменализм и агностицизм, признание идеи прогресса в сфере социальной и ориентация на эволюционизм [4] — эти и другие черты позитивизма в разных комбинациях воспринимались одними, отвергались и критиковались другими русскими мыслителями.

Литература

  1. Емельянов Б.В. Русский позитивизм XIX в. // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. – 2010. – Т. 77. – № 2. – С. 163-177.
  2. Живайкина А.А. Система философских взглядов К.Д. Кавелина: историко-философский аспект: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2010.
  3. Кавелин К.Д. Собр. соч.: В 4-х т. СПб., 1897-1900. Т. III.
  4. Новая философская энциклопедия (электронный ресурс http://litread.me/pages/228855/285000-286000?page=155)
  5. Шкуринов П. С.: Позитивизм в России XIX века. – М., 1980.

Файл

2016-05-27-A-6946.pdf

Что такое позитивизм в криминологии?

Последнее обновление:

Криминология — это широкая область обучения, которая готовит студентов к работе в системе уголовного правосудия, исправительных учреждениях, социальной работе, правоохранительных органах и т. д. Криминология не только занимается раскрытием преступлений, но и стремится понять, где, как и почему происходит преступление. Фактически, ключевым элементом криминологии является понимание того, что побуждает преступников совершать преступления.

В этой статье обсуждается, как позитивистская теория повлияла на изучение преступности и преступников.

Криминология как область исследования

Криминология — это социальная наука, занимающаяся изучением преступлений и преступного поведения. Используя психологические и социологические принципы, студенты-криминалисты развивают навыки борьбы с преступностью и ее предотвращения.

Получив диплом криминолога, вы можете продолжить карьеру в качестве адвоката по уголовным делам, судебного психолога, сотрудника службы пробации, социального работника или сотрудника исправительного учреждения, а также занять должность в государственном или частном секторе, занимающемся раскрытием преступлений.

Работа криминалиста заключается в том, чтобы выяснить, что мотивирует преступления и преступников, с целью предотвращения их повторения. Чтобы направить эту миссию, были разработаны различные школы мысли, которые помогают сформулировать и проанализировать причины преступности и наилучшие способы ее предотвращения. Одной из таких школ мысли является позитивизм.

Запросить информацию

Позитивизм в криминологии

Позитивистская школа криминологии возникла в 19 веке как противопоставление классической теории преступления. Классическая школа криминологии постулировала, что люди совершают преступления из-за своих эгоистичных желаний и что преступление является продуктом свободной воли.

Позитивизм в криминологии, с другой стороны, связывает преступность с внешними или внутренними воздействиями на людей и приписывает этим факторам причины, по которым люди совершают преступления.

Эта школа мысли устанавливает связь между преступным поведением и психологическими или социологическими чертами правонарушителя. Например, позитивистская теория связывает преступление с отсутствием родительской заботы, а не с расчетливым решением преступника.

Исторически к позитивистской теории преступления подходили двумя способами:

  • Индивидуальный позитивизм

    Индивидуальный позитивизм связывает преступное поведение с психологическими факторами преступника. В этой школе мысли криминалисты считают, что психические или личностные состояния, присутствующие в человеке, лежат в основе преступления. Таким образом, психологические могут помочь смягчить преступное поведение.

  • Социологический позитивизм

    Социологический позитивизм в основном фокусируется на том, как определенные социальные факторы жизни человека могут привести к повышенной склонности к преступлению. Эти факторы могут включать экономические, политические, семейные и другие факторы. Криминологи, которые следуют этой школе мысли, могут с большей вероятностью уменьшить преступность посредством социальных реформ.

Продолжайте учиться: дипломы по криминологии

Узнайте больше о различных школах криминологии, развивая свое образование в этой области. Если вы интересуетесь криминологией и хотите внести свой вклад в минимизацию преступности, первым шагом будет получение степени.

Чикагская школа профессиональной психологии предлагает степень бакалавра. Кандидат криминологии, специализация судебная психология. Эта программа представляет собой четырехлетнюю программу полного рабочего дня, предназначенную для подготовки вас к карьере в области уголовного правосудия и криминологии в самых разных областях.

Запросите дополнительную информацию об этой программе, заполнив форму ниже или подав заявку сегодня.

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Позитивизм | Определение, история, теории и критика

Дэвид Хьюм

Просмотреть все СМИ

Похожие темы:
логический позитивизм принцип проверяемости научный протокольное предложение единая наука

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

позитивизм , в западной философии вообще любая система, ограничивающаяся данными опыта и исключающая априорные или метафизические спекуляции. В более узком смысле этот термин обозначает мысль французского философа Огюста Конта (1798–1857).

Как философская идеология и направление позитивизм впервые приобрел свои отличительные черты в творчестве Конта, который также дал название и систематизировал науку социологию. Затем она развивалась через несколько этапов, известных под разными названиями, такими как эмпириокритицизм, логический позитивизм и логический эмпиризм, окончательно слившись в середине 20 века с уже существующей традицией, известной как аналитическая философия.

Основными утверждениями позитивизма являются (1) то, что все знания, касающиеся фактов, основаны на «позитивных» данных опыта и (2) что за пределами фактов находится сфера чистой логики и чистой математики. Эти две дисциплины уже были признаны шотландским эмпириком и скептиком 18-го века Дэвидом Юмом как занимающиеся исключительно «отношениями идей», а на более позднем этапе позитивизма они были классифицированы как чисто формальные науки. С отрицательной и критической стороны позитивисты прославились своим отрицанием метафизики, то есть спекуляций о природе реальности, которые радикально выходят за рамки любых возможных свидетельств, которые могли бы либо поддержать, либо опровергнуть такие заявления о «трансцендентном» знании. Таким образом, в своей основной идеологической позиции позитивизм мирской, секулярный, антитеологический и антиметафизический. Строгое следование показаниям наблюдения и опыта — важнейший императив позитивизма. Этот императив отразился также во вкладе позитивистов в этику и моральную философию, которые в целом были утилитарными в той мере, в какой что-то вроде «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» было их этической максимой. Примечательно в этой связи, что Конт был основателем недолговечной религии, в которой объектом поклонения было не божество монотеистических вер, а человечество.

Античная философия отчетливо предвосхищает позитивизм. Хотя отношение, например, Протагора — софиста V века до н. ce, и в Пьере Бейле, его возродителе 17-го века. Более того, средневековый номиналист Уильям Оккам имел явное сходство с современным позитивизмом. Предшественником XVIII века, имевшим много общего с позитивистской антиметафизикой следующего века, был немецкий мыслитель Георг Лихтенберг.

Однако непосредственные корни позитивизма явно лежат во французском Просвещении, которое подчеркивало ясный свет разума, и в британском эмпиризме 18-го века, особенно в эмпиризме Юма и епископа Джорджа Беркли, который подчеркивал роль чувственного опыта. . Конт находился под влиянием именно энциклопедистов эпохи Просвещения (таких как Дени Дидро, Жан д’Аламбер и др.) и, особенно в своем социальном мышлении, испытал решающее влияние основоположника французского социализма Клода-Анри, графа де Сен-Симона, чьим учеником он был в ранние годы и от кого само название позитивизма стебля.

Позитивизм Конта ставился на утверждении так называемого закона трех фаз (или стадий) умственного развития. Существует параллель, как видел ее Конт, между эволюцией образов мышления во всей истории человечества, с одной стороны, и в истории развития индивидуума от младенчества до зрелости, с другой. На первом, так называемом теологическом, этапе явления природы объясняются как результат действия сверхъестественных или божественных сил. Не имеет значения, является религия политеистической или монотеистической; в любом случае считается, что наблюдаемые события вызваны чудесными силами или волей. Эту стадию Конт критиковал как антропоморфную, т. е. опирающуюся на слишком человеческие аналогии. Как правило, анимистические объяснения, сделанные в терминах волеизъявления душоподобных существ, действующих за видимостью, отвергаются как примитивные проекции неподдающихся проверке сущностей.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Вторая фаза, называемая метафизической, в некоторых случаях представляет собой просто обезличенную теологию: предполагается, что наблюдаемые процессы природы возникают из безличных сил, оккультных качеств, жизненных сил или энтелехий (внутренних совершенствующих принципов). В других случаях царство наблюдаемых фактов рассматривается как несовершенная копия или подражание вечным идеям, как в платоновской метафизике чистых форм. Опять же, Конт заявил, что никаких подлинных объяснений не приводит; Таким образом, вопросы, касающиеся конечной реальности, первопричин или абсолютных начал, объявляются абсолютно неразрешимыми. Метафизические поиски могут привести лишь к выводу, высказанному немецким биологом и физиологом Эмилем дю Буа-Реймоном: «Ignoramus et ignorabimus» (лат. «Мы есть и будем невежественными»). Это обман с помощью словесных приемов и бесплодного выставления понятий за реальные вещи.

Та плодотворность, которой ему не хватает, может быть достигнута только в третьей фазе, научной, или «позитивной», фазе — отсюда и название великого произведения Конта: Cours de philosophie Positive (1830–1842) — потому что она утверждает, что интересуется только положительными фактами. Задача наук и знания вообще состоит в том, чтобы изучать факты и закономерности природы и общества и формулировать эти закономерности в виде (описательных) законов; объяснение явлений может состоять не более чем в подведении частных случаев под общие законы. Человечество достигло полной зрелости мысли только после того, как отказалось от псевдообъяснений теологической и метафизической фаз и заменило их неограниченным следованием научному методу.

В своих трех стадиях Конт сочетал то, что он считал описанием исторического порядка развития, с логическим анализом уровневой структуры наук. Расположив шесть основных и чистых наук одну над другой в виде пирамиды, Конт подготовил почву для логического позитивизма, чтобы «редуцировать» каждый уровень к нижестоящему. На фундаментальный уровень он поместил науку, не предполагающую каких-либо других наук, а именно математику, а затем упорядочил уровни над ней таким образом, что каждая наука зависит от наук, стоящих ниже нее по шкале, и пользуется ими. : так, арифметика и теория чисел объявляются предпосылками геометрии и механики, астрономии, физики, химии, биологии (включая физиологию) и социологии. Каждая наука более высокого уровня, в свою очередь, дополняет содержание знаний науки или наук более низких уровней, обогащая, таким образом, это содержание последовательной специализацией. Психология, которая не была основана как формальная дисциплина до конца 19 века.X в., не вошла в систему наук Конта. Предвосхищая некоторые идеи бихевиоризма и физикализма ХХ века, Конт полагал, что психология, какой она была в его время, должна стать разделом биологии (особенно нейрофизиологии мозга), с одной стороны, и социологии, с другой. Как «отец» социологии Конт утверждал, что социальные науки должны идти от наблюдений к общим законам, подобно тому, как (по его мнению) это делают физика и химия. Он скептически относился к интроспекции в психологии, будучи убежден, что при внимании к собственным психическим состояниям эти состояния будут безвозвратно изменены и искажены. Настаивая таким образом на необходимости объективного наблюдения, он был близок к основному принципу методологии бихевиоризма 20 века.

Среди учеников или сторонников Конта были Чезаре Ломброзо, итальянский психиатр и криминалист, и Поль-Эмиль Литтре, Ж.-Э. Ренана и Луи Вебера.

Несмотря на некоторые принципиальные разногласия с Контом, английского философа XIX века Джона Стюарта Милля, также логика и экономиста, следует считать одним из выдающихся позитивистов своего века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *