1 2 3 4 5 6 7 8 9 Связанные:
База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом Дипломная работа |
Медиация в ДОУ | Консультация на тему:
Тесты для подготовки к зачету по программе
«Служба медиации. Модели и технологии разрешения конфликтов»
- Медиатор – это …
а) Независимое юридическое лицо, привлекаемое сторонами спора в качестве посредника для содействия в выработке ими решения по существу спора.
б) Заинтересованное физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
в) Независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
2. Конфликт в переводе с латинского означает:
а) соглашение;
б) столкновение;
в) существование.
3. Какой науке отводится основополагающая роль в становлении конфликтологии?
а) психологии;
б) медицине;
в) политологии;
г) все варианты верны.
4. Медиация как метод урегулирования спора – это …
а) Четко структурированный метод посредничества в разрешении спора, где третья сторона — посредник-медиатор — сохраняет нейтральность.
б) Метод третейского урегулирования спора при участии третейского судьи.
в) Метод, позволяющий разрешить конфликт по существу в арбитражном суде.
5. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составляет главное противоречие:
а) «кризиса новорожденности»;
в) «кризиса 3 лет»;
б) «кризиса 1 года»;
г) «кризиса 7 лет».
6. На какой фазе конфликта возможности разрешения конфликта самые высокие:
а) начальной фазе;
б) фазе подъема;
в) пике конфликта;
г) фазе спада.
7. Ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц называется:
а) конфликтными отношениями;
б) конфликтной ситуацией;
в) инцидентом.
8. При проведении процедуры медиации, медиатор должен:
а) Проконсультировать стороны по вопросу урегулирования спора.
б) Выслушать позиции сторон и работать с их интересами.
в) Высказать мнение о разрешении спора между сторонами.
9. По степени вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее):
а) межличностные;
б) межгрупповые;
в) классовые;
г) межгосударственные;
д) межнациональные;
е) внутриличностные.
10. Стремление быть, казаться и считаться взрослым у подростков — это:
а) личностная нестабильность;
б) формирование физического «Я»;
в) сложно сказать что-то определенное;
г) тенденция к взрослости.
11. Профессиональный посредник называется:
а) суггестором;
б) медиатором;
в) коллегой.
12. Одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов является:
а) переговорный процесс;
б) сотрудничество;
в) компромисс.
13. Конфликтогены – это:
а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;
б) проявления конфликта;
в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;
г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;
д) поведенческие реакции личности в конфликте.
14. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:
а) конфликтом;
б) конкуренцией;
в) соревнованием.
15. Создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами –
а) предупреждение конфликта;
б) разрешение конфликта;
в) деструктивные последствия.
16. Способ разрешения конфликта, заключающийся в использовании ненасильственных средств и приемов для разрешения проблемы – это:
а) переговоры;
б) рефлексия;
в) эмпатия.
17. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимодействий, называются:
а) конструктивными;
б) деструктивными;
в) реалистическими.
18. Принцип конфиденциальности означает правило, согласно которому …
а) Все, о чем говорится или обсуждается в процессе проведения процедуры медиации, остается «внутри» этого процесса и не подлежит разглашению, если от сторон процесса не будет получено специальное разрешение на это.
б) Все, о чем говорится или обсуждается в процессе проведения процедуры медиации, медиатор-посредник может сообщить арбитражному суду, если он участвует в процессе в качестве свидетеля.
в) Все, о чем говорится или обсуждается в процессе проведения процедуры медиации, может быть направлено в качестве информации в государственные организации, по их запросу.
19. Конфликтная ситуация — это:
а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;
б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;
в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;
г) причина конфликта;
д) этап развития конфликта.
20. Возвращение к детским стереотипам поведения – это:
а) регрессия;
б) катарсис;
в) рационализация.
21. К какому типу кофликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»:
а) снисходительное отношение;
б) негативное отношение;
в) менторские отношения;
г) нарушение этики;
д) нечестность и неискренность.
22. Медиативное соглашение — это …
а) Соглашение сторон, с заключения которого начинается рассмотрение дела по существу спора, возникшего между сторонами.
б) Соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору и заключенное в письменной форме.
в) Соглашение сторон, заключенное в письменной форме об урегулировании спора, в третейском суде.
23. Управление конфликтами — это:
а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
24. В каком случае конфликт рассматривается на психологическом уровне:
а) когда в его основе лежат личные противоречия;
б) таких случаев нет;
в) когда в его основе лежат групповые противоречия
25. Объект конфликтологии – это:
а) конфликты в целом;
б) люди;
в) войны.
26. Не относится к задачам медиативных процедур –
а) Содействие развитию партнерских деловых отношений.
б) Формирование уважительного отношения к закону и суду.
в) Формирование этики делового оборота и гармонизация социальных отношений.
27. Предпосылками разрешения конфликта являются:
а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;
г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе.
28. Приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера – это:
а) проекция;
б) фантазия;
в) сублимация.
29. Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы – это …
а) разрешение конфликта;
б) затухание конфликта;
в) манипуляторство.
30. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
а) конструктивная, рациональная, деструктивная;
б) компромисс, борьба, сотрудничество;
в) рациональная, иррациональная, конформистская;
г) конструктивная, деструктивная, конформистская;
д) борьба, уступка, компромисс.
31. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
а) обмену информацией;
б) налаживанию добрых взаимоотношений;
в) достижению взаимопонимания;
г) расширению темы общения;
д) усилению информационного воздействия на партнера.
32. Переадресация реакции, перенос реакции с недоступного объекта на доступный – это …
а) идентификация;
б) замещение;
в) реактивное образование.
33. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – выигрыш за счет проигрыша оппонента:
а) «выигрыш – выигрыш»;
б) «выигрыш – проигрыш»;
в) «проигрыш – проигрыш»;
г) «проигрыш – выигрыш»;
д) «выигрыш – проигрыш» и «проигрыш – выигрыш».
34. Конфликты между сотрудниками одного уровня в структуре организации:
а) конфликты по горизонтали;
б) трудовые споры;
в) конфликты по вертикали.
35. Медиатор, проводящий процедуру медиации обязан быть:
а) Беспристрастным и независимым.
б) Заинтересованным в споре.
в) Родственником одной из сторон.
36. Семейный конфликт – это:
а) конфликт между супругами;
б) конфликт между родителями и детьми;
в) конфликт родственников;
г) конфликт между различными семьями;
д) конфликт между любыми членами семьи.
37. Технологии рационального поведения в конфликте — это:
а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтов на основе самоконтроля своих эмоций;
б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;
д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.
38. Наиболее эффективная стратегия поведения, включающая конструктивное обсуждение проблемы и полное разрешение противоречия – это:
а) уход;
б) компромисс;
в) партнерство.
39. Основными принципами проведения процедуры медиации являются:
а) Добровольность, гласность, равенство сторон, беспристрастность и независимость.
б) Добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость.
в) Конфиденциальность, состязательность, беспристрастность и независимость, законность, заинтересованность.
40. Вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения – …
а) трудовой конфликт;
б) семейный конфликт;
в) межгрупповой конфликт.
41. При проведении процедуры медиации не действует принцип:
а) Беспристрастность.
б) Независимость.
в) Гласность.
42. Для каких профессий синдром выгорания наиболее характерен?
а) для коммуникативных профессий, относящихся к группе «человек — человек»;
б) для профессий «человек — техника»;
в) для профессий «человек — природа».
43. Способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения – это …
а) Третейское разбирательство.
б) Арбитражное судопроизводство.
в) Процедура медиация.
44. Какие из перечисленных конфликтов относятся к социальным?
а) конфликт между преподавателем и группой студентов;
б) все перечисленные;
в) конфликт между болельщиками разных команд;
г) конфликт между руководителем и подчиненным
45. После выяснения позиций и интересов сторон спора, медиатор…
а) Выносит решение по существу спора.
б) Анализирует сложившуюся ситуацию, обобщает и резюмирует позиции сторон.
в) Проводит консультацию по правовым вопросам конфликта.
46. Процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой — это …
а) Представительство.
б) Поручительство.
в) Медиация.
Конфликт как социальное явление
Аннотация
В данной статье рассматривается одна из самых острых проблем в обществе — социальный конфликт. Этот тип конфликта развивается как на уровне взаимодействия двух субъектов, так и больших или малых групп. Социальные конфликты могут существовать в силу культурных и индивидуальных различий социальных групп, социальных, природных, экономических, политических, исторических, этнических и конфессиональных факторов. Задачами научного исследования являются выявление ключевых причин социальных конфликтов; рассмотреть факторы их возникновения. Методологическим приемом исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих конфликт как социальное явление, охватывающее и влияющее на все сферы современного общества. Социальный конфликт — это конфликт, вызванный расхождением интересов; в результате возникают столкновения и борьба. Социальные конфликты провоцируются следующими причинами: различный образ жизни людей, принадлежащих к другим социальным группам; социально-экономические причины; несправедливый доступ к ресурсам и определенным видам деятельности; разное понимание у индивидов правил поведения; противоречия между обществом и государственными структурами.
Используются общенаучные методы — анализ, синтез, сравнение, обобщение в ходе исследовательского процесса.Ключевые слова: Социальные группы, виды конфликтов, функции, причины
Введение
Конфликты всегда будут сопровождать человечество, так как люди и социальные группы постоянно взаимодействуют друг с другом, и многие споры не решаются мирным путем. Поэтому для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций необходимо изучение конфликтогенных факторов, причин и методов управления конфликтами.
Несмотря на многочисленные исследования социальных конфликтов, многие локальные и межэтнические конфликты продолжаются, хотя предпринимались многочисленные попытки положить конец конфликту. Изучение социального конфликта должно, прежде всего, начинаться с выяснения содержания этой категории. Для этого можно рассмотреть несколько определений социального конфликта.
Конфликт – это социальный разрыв между социальными объектами; основным признаком конфликта является возмущение, возникающее с одной или обеих сторон в результате нарушения императивных норм (Прошанов, 2007).
Социальный конфликт — это борьба социальных общностей с противоположными интересами за господствующие социальные статусы в социальной системе, построенной по иерархическому принципу (Здравомыслов, 1995).
Социальный конфликт – это процесс сильного противостояния социальных субъектов, направленный на разрешение конфликта в их интересах и целях. Главным соображением при анализе социальных конфликтов является их неизбежность в социальных отношениях в обществе. Основными составляющими социального конфликта являются: наличие двух и более сторон, антагонизм сторон, оценка противостояния внешним наблюдателем (Нагайцев, 2010).
Социальный конфликт — это социальное противоречие на стадии его реального разрешения вовлеченными в него акторами (Осипов, 2014).
Основные черты социального конфликта заключаются в том, что он характерен для всех социальных групп. Социальный конфликт обусловлен статусно-ролевым положением индивидов и групп в системе политических, экономических и социокультурных отношений в обществе.
Проанализировав эти определения, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время предложены различные определения социального конфликта, что свидетельствует об отсутствии единого мнения по этому вопросу в академическом сообществе. За основу исследования можно взять следующую трактовку — социальный конфликт — это борьба за свои идеи и интересы, результатом которой является разрешение конфликта мирными или насильственными средствами.
Постановка проблемы
Теорию конфликта изучали зарубежные исследователи Coser (2000), Dahrendorf (1994), Huntigton (2007), Ritzer (2002), Zimmel (1994). Большое внимание они уделяли развитию социологии конфликта.
Прошанов (2007) разделил историю социологии конфликта в России на четыре этапа. Первый (ранний) этап связан с именами Юделевского, Сорокина и Звоницкой.
Они создали теоретические основы социальных конфликтов. Впервые обоснована социальная природа конфликтного взаимодействия, разработаны основные принципы социологии конфликта, рассмотрены черты, признаки и характеристики социальных конфликтов в отечественной социологии.
Второй этап отечественной социологии конфликта характеризовался тем, что конститутивной теорией конфликта стала теория классовой борьбы К. Маркса. В эти годы отрицательное отношение к научному дореволюционному наследию, нетерпимость к инакомыслию, изгнание интеллигенции из страны в эмиграцию привели к забвению многих достижений в области социальных конфликтов, а исследования социальных конфликтов были запрещены.
В 1961, а в начале 90-х годов ХХ века были разработаны основы науки о конфликтном взаимодействии социальных агентов. Исследователи научно обосновали и предложили свои рекомендации по предупреждению и разрешению различных конфликтов: производственных (трудовых) и межличностных.
Четвертый этап конфликта начался в становлении отечественной социологии в начале 90-х годов ХХ века. В то время в стране проводились глубокие реформы, поэтому возникла острая необходимость изучения конфликта и возможностей управления им.
В настоящее время активно развиваются социология политического и экономического конфликта, социология педагогического конфликта, социология межэтнических конфликтов и другие. Основной задачей отраслевой социологии конфликта является разработка рекомендаций, которые помогут разрешить конфликты и управлять ими (Прошанов, 2007).
Нагайцев (2010), Осипов (2014), Шейнов (2014), Зайцев (2001), Зеркин (1998), Зинчин (2008) и др. внес большой вклад в изучение социальных конфликтов. Они исследовали типы и функции конфликтов, причины конфликтов и предложили методы диагностики и управления конфликтами.
Изучив работы зарубежных исследователей по данной теме, можно выделить следующие современные научные направления: межэтнические и этноконфессиональные конфликты, диагностика и управление социальными конфликтами в различных отраслях, межгрупповые конфликты и стратегии разрешения конфликтов. В творчестве Гадирова предложен нарративный подход к решению межэтнических конфликтов (Гарагозов, Гадирова, 2019). Он включал в себя набор действий, которые могли уменьшить негативные эмоции и гармонизировать враждебные стороны.
Цель исследования Смагулова и соавт. (цит. по: Отпенов и др., 2019) заключалась в анализе особенностей этноконфессиональных конфликтов в Республике Казахстан. По результатам исследования авторы пришли к выводу, что религия и этничность являются социальными явлениями и находятся в непростых отношениях друг с другом. Характер их взаимоотношений зависел от конкретных исторических условий. Эти отношения могли быть как фактором интеграции, так и дезинтеграции этноса, а религия объединяла этнический процесс. Так как религии могли проявляться только в этнических формах, соответствующих этнической идентичности.
Методы деэскалации конфликтов разрабатываются учеными всего мира. Например, Саенс (2019) предложил свои методики и методы диагностики социальных конфликтов в горнодобывающей промышленности Перу. Saenz (2019) отметил, что, к сожалению, не существует стандартного метода, объединяющего все виды социальных конфликтов и лучшие практики их преодоления.
Исследование межгрупповых конфликтов было проведено Halevy and Cohen (2019). Они отметили распространенность межгрупповых конфликтов. Ученые были уверены, что конфликт такого типа можно разрешить, ответив на следующие вопросы. Каковы были причины враждебности людей во время публичных выступлений? Что сформировало нравственные мотивы и индивидуальное поведение в межгрупповом конфликте? Деструктивное и антиобщественное поведение израильской и палестинской молодежи было проанализировано Gusmann et al. (цитируется по Dubow et al., 2019 г.). Исследователи установили, что физическая агрессия, участие в молодежных демонстрациях были тесно связаны с постоянным воздействием этнического и политического насилия в прошлом.
Проведя обзор по проблеме социальных конфликтов отечественных и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы. Социальный конфликт – это противоречие, возникающее между двумя или более взаимодействующими субъектами, которое поддается разрешению. К сожалению, приходится признать, что единого способа разрешения социальных конфликтов не существует, и даже те, которые предлагаются и используются, не всегда эффективны. Возможно, универсального метода решения конфликтов не существует, так как разные типы социальных конфликтов требуют особых подходов. Все это предопределяет актуальность изучения теоретических аспектов социального конфликта.
С учетом изложенного автор поставил следующие задачи: выявить ключевые причины социальных конфликтов; учитывать факторы их возникновения
Исследовательские вопросы
- Каким образом анализируются социальные конфликты?
- Каковы основные причины социальных конфликтов?
- Существуют ли методы решения социальных конфликтов?
Цель исследования
- Анализировать и синтезировать определение и интерпретацию социального конфликта.
- Выявление основных причин социальных конфликтов.
- Рассмотреть некоторые методы решения социальных конфликтов.
Методы исследования
Авторы использовали универсальные методы научного исследования — анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Выводы
Одним из крупнейших представителей отечественной социологии конфликта раннего периода была Звоницкая (1897–1942). Она внесла значительный вклад в разработку основных понятий и категорий социального конфликта. Звоницкая утверждала, что социальные конфликты всегда сопровождали человечество, и все сферы общественной жизни могли быть предметом социальных потрясений. Она выделила различные виды социальных конфликтов: внутриличностные, между двумя личностями, между личностью и обществом, между двумя группами, внутригрупповые. Она настаивала на том, что основной причиной межличностных конфликтов являются индивидуальные различия между двумя социальными личностями. Эти различия могли усиливаться конкретными условиями, в которых развивалась личность. Они влияли на поведение индивида, ведя себя ниже общепринятых норм, принятых в его среде. Такое поведение могло вызвать возмущение, которое могло привести к конфликту (Прошанов, 2007).
Согласно Зеркину (1998), для анализа социальных конфликтов необходимо учитывать интересы больших социальных групп в доступе к материальным и культурным благам и принятии связанных с ними решений. Субъектами социального конфликта могут быть большие социальные общности — классы, нации и народности, общины. Они имели разные социально-демографические и профессиональные характеристики. Зеркин (1998) считал, что конфликт будет социальным, если в борьбе за социальные и значимые цели участвуют большие социальные группы. Масштабы проблемы зависели от типа социальной общности. Поэтому конфликты между государствами можно рассматривать как глобальные, между крупными социальными группами внутри страны — как макроконфликты. Они делились на межклассовые, региональные и национальные. Конфликты между отдельными группами местных обществ назывались локальными. К локальным конфликтам отнесены конфликты между органами местного самоуправления и, например, пенсионерами, многодетными семьями.
Диагностированы социальные конфликты. Процесс диагностики конфликта, по Нагайцеву (2010), включает в себя следующие исследовательские операции: определение состава сторон конфликта и их ролей; определение зоны конфликта; выявление предмета конфликта; поиск конфликтных ресурсов и баланса их сил; определение типа конфликта; указание причины конфликта; изучение интересов и целей сторон конфликта; анализ конфликтных действий и поведения сторон конфликта; описание психологической подоплеки конфликта; выяснение отношения сторон к результату конфликта; оценить стадию развития, динамику и продолжительность конфликта; выбор наиболее приемлемого пути завершения конфликта. Поэтому диагностика социального конфликта предполагает анализ конкретного конфликта по ряду параметров. Ответы на эти вопросы при проведении диагностической процедуры помогут определить проблему и найти пути ее решения.
Одним из самых известных исследователей конфликта был Здравомыслов (1995). Он рассмотрел четыре точки зрения на причины социальных конфликтов, предложенные К. Марксом, А. Гидденсом, П. Сорокиным, Р. Дарендорфом в своей монографии «Социология конфликта».
Здравомыслов указывал, что понятие конфликта чаще всего подпадает под более широкую категорию противоречия. Однако, по его мнению, между конфликтом и противоречием существовала связь. Он писал, что Гидденс считал конфликт борьбой между существующими людьми или группами, независимо от происхождения борьбы, методов и средств, которые использовались сторонами.
Социальные противоречия возникли из-за разного образа жизни, потому что люди принадлежали к разным социальным группам, имели разные возможности для своего развития и достижения целей. Но не все противоречия могли привести к конфликтам. Конфликт мог начаться тогда, когда конфликтующие стороны должны были осознавать противоположные интересы и иметь высокую мотивацию к устранению этих противоречий. Второй причиной было целевое торможение со стороны значительной части населения и невозможность их удовлетворения. Этот подход был представлен Сорокиным (2006).
К основным инстинктам он относил пищеварительный рефлекс, инстинкт самосохранения, собственнический инстинкт массы, потребность в жилище и одежде, интерес к творчеству, потребность в свободе. Таким образом, неудовлетворенность основных инстинктов предлагала средство для анализа причин социальных конфликтов. Сорокин утверждал, что неудовлетворение потребностей и интересов является главным источником революции в обществе. Чтобы предотвратить это, необходимо было провести реформы. Важно было контролировать степень удовлетворения потребностей различных социальных групп и искать средства для удовлетворения этих потребностей.
Обсуждая поведение людей, Сорокин полагал, что большое влияние на них оказывают такие факторы, как наказания и поощрения. Человек совершал любые действия в соответствии со своими представлениями о выгоде или невыгоде, понимая все последующие последствия совершаемых поступков. Если какой-то поступок давал преимущество, то это воздействовало на психику человека и заставляло его совершать этот поступок. Наоборот, нежелательные последствия поступка заставляли людей отказываться от выполнения тех или иных действий. Наказания и награды были магической силой, влиявшей на психику человека, изменяя нравы, поведение, привычки и жизнь.
Теория Сорокина об основных формах социального поведения и нравственности позволяет понять межличностные и межгрупповые взаимодействия и доказывает, что люди могут влиять на этот процесс. Сорокин считал, что чем культурнее человек, тем большую роль в его поведении играет целенаправленная мотивация. У него была возможность заглянуть в будущее и подумать о последствиях тех или иных действий. Причиной социальных конфликтов являются социальные претензии людей, которые определяются путем сравнения себя с другими. Наиболее важными являются потребности сами по себе, средства их удовлетворения и доступ к определенным видам деятельности.
Опыт советского общества показал, что стремление к всеобщему равенству приводило к паритету и не вызывало стимулов к дальнейшему развитию как в творческом, так и в профессиональном плане. Здравомыслов (1995) считал возможным, что неравенство может иметь и положительные стороны, поскольку оно является источником конкурентоспособности и вырабатывает жизненную энергию человека. Но, если рассматривать неравенство как социальный конфликт, то оно приводит к мобилизации сил для социальных изменений в обществе, следовательно, в природу социальных конфликтов входят ресурсы, являющиеся средствами для достижения целей.
Ресурсы сосредоточены в руках властей, которые их контролируют. Таким образом, возникает конфликт между теми социальными группами, которые имеют их, и теми, кто не имеет к ним доступа. Четвертый подход, рассматривающий причину социальных конфликтов, является нормативно-ценностным подходом. Его сторонники Дюркгейм и Парсонс определяли конфликт как несовпадение целей и интересов людей и социальных групп. Крисберг писал, что социальный конфликт существует, если две или более стороны убеждены, что их цели противоположны (Зинчин, 2008).
Изучив основные причины социальных конфликтов, Здравомыслов (1995) пришел к выводу, что в основе всех теорий лежит интерес и способ реализации субъектов. Поэтому при анализе конфликта важно было учитывать интересы как движущие силы социальных действий. Иная точка зрения на причины конфликтов представлена в теории академика Осипова (2014).
Осипов (2014) считал, что конфликты присущи человеческому обществу и способствуют его развитию. Но общество не могло развиваться только на основе конфликтов. Исследователь твердо полагал, что все конфликты являются результатом действий людей, поэтому для предотвращения конфликтов необходимо изучение мотивов, целей и ценностных ориентаций, а также социальных установок тех групп, которые создавали конфликтные ситуации.
Необходимо учитывать тот факт, что ситуации должны развиваться в интересах человека и общества. Осипов (2014) придерживался мнения, что все конфликты и конфликтные ситуации существуют не как нечто данное обществу свыше, а как результат деятельности человека, властных структур, принимавших общественно значимые решения.
Заключение
Изучив проблему конфликта, автор данной статьи пришел к выводу.
Социальный конфликт – это конфликт, вызванный расхождением интересов; в результате возникают столкновения и борьба. Социальные конфликты провоцируются следующими причинами: различный образ жизни людей, принадлежащих к другим социальным группам; социально-экономические причины; несправедливый доступ к ресурсам и определенным видам деятельности; разное понимание людьми правил поведения; противоречия между обществом и государственными структурами.
Конфликты являются результатом действий людей, создающих ту или иную ситуацию не только в стране, но и в мире. Изменить сложившуюся ситуацию возможно в результате деятельности людей, опирающихся на научные знания. Для этого необходимо изучить причины и тенденции конфликтов к изменению социальной реальности.
Острые социальные, национальные и межэтнические конфликты характеризуют современную социальную реальность, сложившуюся в нашей стране и в мире. В результате этих конфликтов важно изменить управление обществом и социальными процессами для устранения конфликтов. В противном случае они могут уничтожить не только национальное общество, но и всю современную цивилизацию.
Ссылки
Козер, Л. (2000). Функции социального конфликта. Идея-Пресс.
Дарендорф, Р. (1994). Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования, 5, 145-147.
Дубоу Э., Гусманн Л., Боксер П., Смит К. и Шикаки К. (2019). Серьезное насильственное поведение и антиобщественные последствия как последствия воздействия этнополитического конфликта и насилия среди израильской и палестинской молодежи. Агрессивное поведение, 45(3), 287–29.9.
Гарагозов Р. и Гадирова Р. (2019). Нарративное вмешательство в межэтнический конфликт. Политическая психология, 40(3), 449-465.
Халеви, Н., и Коэн, Т. (2019). Межгрупповой конфликт. Исследование переговоров и управления конфликтами, 12(2), 161-173.
Хантигтон, С. (2007). Столкновение цивилизаций. Издательство АСТ.
Нагайцев В.В. (2010). Методология диагностического исследования социальных конфликтов. Известия Алтайского государственного университета, 1(2), 195-198.
Осипов Г.В. (2014). Конфликтолог — профессия XXI века. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.
Отпенов Н. , Смагулов К.Н., Альмухаметов Али Р. и Анарбаев Н. (2019). Этноконфессиональный конфликт как деструктивный способ разрешения противоречий в социальных и религиозных отношениях. Европейский журнал науки и теологии, 15(12), 179–189.
Прошанов С. (2007). Социальный конфликт в работах российских социологов начала ХХ века. Социологические исследования, 12, 115-120.
Ритцер, Дж. (2002). Современные социологические теории. Питер.
Саенс, К. (2019). Инструмент диагностики социальных конфликтов для применения в горнодобывающей промышленности: тематическое исследование в Перу. Корпоративная социальная ответственность и экологический менеджмент, 26. DOI:
.Академия Google
Перекрёстная ссылка
Шейнов В. П. (2014). Управление конфликтами. Питер.
Соломатина Е. Н. (2011). Становление и развитие социологии конфликта в России. Вестник МГУ, 18(2), 207-221.
Сорокин П. А. (2006). Преступление и наказание, подвиг и награда: социологическое исследование основных форм общественного поведения и нравственности. Астрел.
Зайцев А.К. (2001). Социальный конфликт. Академия.
Здравомыслов, А. Г. (1995). Социология конфликта: Россия на пути выхода из кризиса: Учебное пособие для аспирантов. Аспект Пресс.
Зеркин Д. П. (1998). Основы конфликтологии. Феникс.
Зиммель, Г. (1994). Человек как враг. Социологические исследования 2, 114-119.
Зинчин А.Б. (2008). Хрестоматия по конфликтологии. Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова, Харьков.
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
Конфликтология — Санкт-Петербургский государственный университет
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы помочь нам обеспечить вам максимальное удобство при посещении нашего веб-сайта. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы соглашаетесь на использование нами этих файлов cookie.
Этот веб-сайт использует куки-файлы, чтобы помочь нам предоставить вам наилучшие впечатления при посещении нашего веб-сайта. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы соглашаетесь на использование нами этих файлов cookie.
Уровень образования Бакалавр
Вид обучения Очная
Продолжительность 4 года
Описание программы
- Дипломная программа «Конфликтология» обеспечивает подготовку специалистов по анализу конфликтов, диагностике, экспертизе, технологиям переговоров и посредничества для разрешения конфликтов и поддержания мира. Способны решать теоретические и практические вопросы в сферах профессиональной деятельности с соблюдением профессиональных стандартов
- Навыки, полученные в результате обучения по академической программе, востребованы в различных областях: управленческой и административной деятельности; безопасность; услуги; консультирование; психоконфликтологическое обеспечение информационно-коммуникационного пространства; и альтернативное (через переговоры и посредничество) разрешение конфликтов и поддержание мира в социальной коммуникации и бизнес-процессах
Основные курсы
- Введение в изучение разрешения конфликтов
- Общие исследования разрешения конфликтов
- История исследований разрешения конфликтов от античности до эпохи Возрождения
- История исследований разрешения конфликтов в эпоху Просвещения 20-го века
- Разрешение социальных конфликтов
- Исследования по разрешению политических конфликтов
- Исследования этнических конфликтов
- Психология конфликта
- Методы разрешения конфликтов и поддержания мира: переговоры
- Педагогические исследования по разрешению конфликтов
- Исследования по разрешению региональных конфликтов
- Исследования по разрешению экономических конфликтов
- Методы и приемы прикладных исследований в области разрешения конфликтов
- Трудовые конфликты и способы их разрешения
- Конфликт интересов в политике
- PR и GR методы разрешения конфликтов
- Конфликтоведение в международных отношениях
- Консультирование по разрешению социальных конфликтов
- Арбитражный суд
- Религиозные конфликты
- Математическое моделирование конфликтов
- Юридический арбитраж и конфликты
- Принятие решений в конфликтных ситуациях: методы и модели
- Теория и практика разрешения конфликтов: тематические исследования, модели и методы, ролевые игры
- Философия конфликта и мира
- Методы разрешения конфликтов и поддержания мира: переговоры
- Конфликтология управления организацией
Наши преимущества
- Академическая программа уникальна тем, что дает знания и навыки для анализа и работы с конфликтами в различных сферах жизни общества. Студенты осваивают технологии для: предотвращения, управления, разрешения конфликтов и трудовых споров; и поддержание и укрепление социального мира и партнерства.
- Программа уникальна еще и тем, что обеспечивает междисциплинарный подход к образованию, помогающий раскрыть предмет конфликтологии как: сложное, многокомпонентное социальное и индивидуальное явление; объективное и субъективное явление; и социальный закон, который затрагивает все аспекты общественной и индивидуальной жизни. Это тем самым предполагает включение многих наук об обществе и человеке в анализ конфликтов и способов их предотвращения и разрешения.
- В программе реализован принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Наряду с теоретическим пониманием конфликта студенты овладевают практическими навыками вмешательства в конфликт и управления им.
- Фундаментальной компетенцией образовательной программы, которую осваивают выпускники, являются знания о: законах возникновения конфликтов; его динамика и технологии его урегулирования; и законы обеспечения мирного сосуществования в различных социальных и политических средах.