Философия социальных наук | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Table of Contents
- Introduction
Meanings and causes of human behaviour
The nature of theory in social science
The role of critique in social science
Fast Facts
- Связанный контент
Самость существует и поддается научному исследованию
«Познай себя» — один из древнейших афоризмов философии. Но существует ли такая вещь, как самость, и если существует, то можно ли ее эмпирически исследовать с помощью научных методов? Антиреалисты отрицают существование Я — для них это иллюзия, вымысел разума. Если бы не было никого, кто бы это воспринимал, не было бы и «я». По их словам, понятие «я» выдумано культурными, социальными и языковыми условностями. Это не что иное, как полезный концептуальный инструмент для организации человеческого опыта.
Дэвид Юм, шотландский философ и экономист 18-го века, остается выдающимся антиреалистом. Он предполагает, что у нас нет опыта простого, индивидуального впечатления, которое мы можем назвать «я» — , где «я» — это совокупность сознательной жизни человека. В « Трактате о Человеческой природе » (1740) Юм писал:
Когда я наиболее глубоко погружаюсь в то, что я сам называю , я всегда натыкаюсь на то или иное восприятие тепла или холода, света или тени. , любовь или ненависть, боль или удовольствие. никогда не поймаю себя в любое время без восприятия, и никогда не могу наблюдать ничего, кроме восприятия.
Сегодня Дэниел Деннетт, философ сознания и когнитивист из Университета Тафтса в Массачусетсе, также защищает антиреалистическую точку зрения. По Деннетту, каждый «нормальный» индивидуум вида Homo sapiens создает «я», придумывая истории о себе в процессе презентации себя другим через язык. Тенденция создавать себя путем создания историй для людей сродни тому, как пауки плетут паутину, чтобы защитить себя: она является одновременно внутренней и бессознательной, утверждал Деннет в 9.0151 Объяснение сознания (1991). Поскольку «я» сконструировано и абстрагировано из нарративов, оно проницаемо и гибко, а из-за своей проницаемости и гибкости «я» ускользает от научного исследования.
Антиреалисты также утверждают, что феноменальный опыт самости требует «привилегированного доступа», при котором субъект является свидетелем своих собственных ментальных состояний, а эти ментальные состояния не подтверждаются интерсубъективно. Например, то, как подросток относится к своему телу (скажем, как к лишнему весу), дано непосредственно только ей, а не другим. Возможно, она ошибочно считает себя полноватой из-за культурных влияний на ее представления об идеальном весе. Таким образом, по мнению философа Дэвида Джоплинга из Йоркского университета в Онтарио, «я» переживается способами, которые тесно переплетаются с тканью культуры и языка, поэтому различия в культуре и языке приведут к разному восприятию «я», что делает Я неустойчивая, движущаяся мишень, ускользающая от научного исследования.
Или возьмите людей с шизофренией, некоторые из которых сообщают о глубоком чувстве дезинтеграции между собой и своими действиями. Они чувствуют себя автоматами, а не агентами, которые видят, чувствуют, едят, страдают — их тела могут ощущаться ими как чужеродные объекты. Между тем феноменологически типичные индивиды сразу осознают, что они являются субъектом своих чувств или действий, так как одновременно осознают эти чувства.
По словам философа Джона Перри из Стэнфордского университета в Калифорнии, для них «я» — это «неартикулированная составляющая» опыта. Если наука стремится дать обобщающие объяснения и предсказания человеческого поведения, как она может эмпирически отследить «я», которое кажется внутренне гибким, частным, субъективным и доступным только субъекту, чье «я» рассматривается?Ответ заключается в том, что наука делает все это, отвергая антиреализм. На самом деле самость существует. Феноменальный опыт обладания собой, чувства боли и удовольствия, контроля, преднамеренности и действия, самоуправления, действия в соответствии со своими убеждениями и желаниями, чувство взаимодействия с физическим миром и социальным миром — все это свидетельствует о существовании личности. Кроме того, эмпирические исследования в области наук о разуме дают веские основания отрицать антиреализм. Самость поддается научным объяснениям и обобщениям, и такая научная информация может быть использована для понимания расстройств личности, таких как депрессия и шизофрения, и развитие этого самопонимания облегчает способность жить богатой нравственной жизнью.
Я называю предложенную мной модель «множественной самостью». «Разве я противоречу самому себе?» — спрашивает поэт Уолт Уитмен в «Песне о себе» (1891–1892 гг.), — «Хорошо, тогда я противоречу самому себе, / (Я велик, я заключаю в себе множество)». и реагировать на опыт «реальных людей», которые имеют или не имеют психических расстройств. Согласно этой модели, самость представляет собой динамичный, сложный, реляционный и многоаспектный механизм способностей, процессов, состояний и черт, поддерживающих определенную степень действия. Многочисленное «я» имеет пять различных, но функционально дополняющих друг друга измерений: экологическое, интерсубъективное, концептуальное, личное и временно расширенное. Эти измерения работают вместе, чтобы связать человека с его телом, его социальным миром, его психологическим миром и его окружением.
Многочисленное «я» основано на описании себя психологом Ульриком Нейссером, изложенным в его статье «Пять видов самопознания» (1988). Нейссер призывает нас переоценить 90 151 источников 90 152 информации, которые помогают нам идентифицировать себя. Есть пять источников, которые настолько отличаются друг от друга, что вполне правдоподобно представить каждый из них как источник разного «я». Во-первых, это экологическое я , или воплощенное я в физическом мире, которое воспринимает физическую среду и взаимодействует с ней; межличностная самость , или самость, встроенная в социальный мир, которая конституируется и конституируется интерсубъективными отношениями с другими;
Многочисленное «я» представляет собой разновидность нейссерианского «я» в том смысле, что оно индивидуализирует «я» как сложный механизм со многими измерениями, которые взаимодействуют и работают вместе, чтобы поддерживать более или менее стабильное действие во времени. Иногда эти различные измерения самости противоречат друг другу (ну тогда очень хорошо). В межличностных отношениях я могу показаться общительным и представлять собой человека, которому нравится общение, но мое личное ощущение себя может заключаться в том, что я застенчивый и замкнутый. Однако, поскольку все эти пять измерений более или менее интегрированы, они помогают в саморегуляции и функционируют как средоточие опыта и свободы действий. Многочисленное «я» дает частичное, но полезное представление о «я», с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Это также поддается научному исследованию.
Чтобы понять, как это происходит, рассмотрим следующий пример. Мы можем получить информацию о личности 12-летних детей, отслеживая информацию о них во всех пяти измерениях, полагаясь как на точки зрения от первого, так и от третьего лица. Во-первых, мы могли бы расспросить их о том, как физические изменения в их телах проявляются в их экологическом измерении: как изменения в их росте или весе влияют на их физическую активность или как такие физические изменения влияют на их межличностное измерение через их воздействие на природу и природу. качество их межличностных отношений.
Вес девушки может быть типичным для ее роста, пола и возраста, но не казаться таковым ей самой
Точно так же мы можем получить информацию о том, как физиологические изменения проявляются во временном, частном и концептуальном аспектах самих себя. Например, с помощью отчетов от первого лица мы можем оценить, может ли и какого рода потеря кратковременной памяти испытывать подросток, и влияет ли это на его представление о будущем. Это дало бы информацию о временном измерении личности подростка. Или мы можем узнать о личном аспекте личности, расспросив их о том, «каково это» быть 12-летним.
Наконец, чтобы развить четкое понимание того, как их представления о себе развиваются в ответ на изменения, которые они претерпевают, мы можем спросить их, как они представляют себя самим себе. Некоторые из них могут изменить свое физическое представление о себе — они могут считать себя высокими после радикального всплеска роста или могут считать себя толстыми. Обратите внимание, что эти изменения в представлениях о себе не обязательно точны или соответствуют истине: вес девочки (или мальчика) может считаться типичным для ее роста, пола и возраста, но не таковым для нее самой.
Самость подростка также поддается эмпирическому исследованию с точки зрения третьего лица с помощью наук о разуме, включая когнитивную психологию, социальную психологию, клиническую психологию, психиатрию, неврологию и генетику. С помощью физиологии и биологии мы можем определить статистически типичный диапазон изменений в организме подростков для их половозрастных групп. Мы можем оценить изменения в их межличностных измерениях, такие как усиление конфликта с родителями, обратившись к исследованиям в области психологии развития, нейропсихологии и социальной психологии. Точно так же мы можем получить информацию о кратковременной потере памяти и о том, как она формирует темпоральность. Изменения в личном измерении личности можно хотя бы частично отследить, анализируя, как меняется поведение. А изменения в концептуальном измерении подростков можно отследить с помощью психологии и антропологии. Например, дети в Соединенных Штатах, как правило, испытывают снижение своей позитивной самооценки в подростковом возрасте; это снижение часто начинается у девочек примерно в 12 лет. Основываясь на этих взглядах от первого и третьего лица, мы действительно можем сделать надежные выводы о личности подростка.
Напомним, что антиреалисты утверждают, что самость гибка, приватна, субъективна и доступна только субъекту, что исключает возможность самости быть предметом наук. Модель множественного Я также отвечает этому вызову. Гибкость, субъективность и преходящесть Я, которые имеют в виду антиреалисты, являются чертами частного и концептуального измерений Я, но это не весь сложный механизм Я; есть другие измерения. Экологическое измерение самости (тела) более или менее стабильно и интерсубъективно удостоверяемо, легко поддается научной проверке. Межличностное измерение личности также может быть изучено наукой; мы можем отслеживать семью, отношения и социально-экономический статус человека с помощью научных исследований. Таким образом, временное измерение личности также поддается научному исследованию; может быть изучено, пережил ли человек значительную потерю в детстве или его травма повлияла на его действия и чувства, связанные с самим собой. Субъективные и преходящие аспекты самости, которые очерчивают антиреалисты, на самом деле являются частными и концептуальными измерениями самости. Вспомните приведенный выше пример с людьми, страдающими шизофренией: их личные переживания самих себя обнаруживают распад самоощущения; они чувствуют себя объектами, а не субъектами своих действий. Напротив, человек со стандартной феноменологией может иметь более сильное и целостное чувство свободы воли.
Хотя антиреалисты правы, отмечая изменчивость в представлениях о себе и личном опыте самости, это не означает, что внутри изменчивости нет закономерностей. Мы могли бы, например, найти сходства в личном аспекте личности у больных шизофренией и использовать их для дальнейшего понимания болезни с целью помочь тем, кто страдает от этого состояния. Точно так же изменчивость я-концепций (например, подростковый возраст и проблемы с образом тела) указывает на то, что я-концепции возникают в результате взаимодействия между различными измерениями личности и социальным и культурным миром, в котором находится человек. Ученые могут обнаружить, что те, скажем, поддерживающие и позитивные межличностные отношения, менее склонны к развитию негативных представлений о своем теле.
Реализм в основном популярен среди психологов и эмпирически информированных философов разума, таких как Уильям Джеймс в конце 19 века и, совсем недавно, вышеупомянутый Джоплинг, а также Оуэн Фланаган из Университета Дьюка в Северной Каролине и Джордж Грэм в штате Джорджия. Университет. Причина реалистической приверженности представляется прагматичной. Реальность самого себя имеет значение. Эту концепцию можно использовать и манипулировать ею, чтобы понять сложную человеческую психику и достаточно успешно назидать, чтобы личность была открыта для обогащения моральных возможностей. Например, в The Principles of Psychology (1890), Джеймс утверждал, что личность человека представляет собой сумму всего того, что он МОЖЕТ назвать своим , не только его тела и его психических способностей, но и его одежды, его дома, его жены. и дети, его предки и друзья, его репутация и дела, его земли и лошади, яхта и счет в банке. Все эти вещи вызывают у него одинаковые эмоции. Если они растут и процветают, он чувствует себя победителем; если они истощаются и отмирают, он чувствует себя подавленным.
Постулат Джеймса о самости не только отслеживает, на что похожи обычные люди, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни, но также полезен, например, для клинициста, помогающего скорбящему пациенту, помогая этому человеку найти способы справиться с потерей. .
Модель «множественного Я» продвигает этот прагматизм на шаг вперед: она разработана как полезный концептуальный и эмпирический инструмент для расширения научных знаний о психических расстройствах. Психические расстройства не влияют и не изменяют исключительно одно измерение человека — скажем, его межличностные отношения, — но несколько аспектов их жизни одновременно. Изучение только одного раздробленного аспекта своего «я» (например, автобиографической памяти) не даст тех богатых результатов, которые можно получить, исследуя «я» во всей его сложности.
Комплексное понимание различных частей личности необходимо для понимания сложности психических расстройств
Возьмем зависимость. У наркомана есть физическая зависимость, которая мешает ему жить полноценной жизнью, но на этом история зависимости не заканчивается. Качество социальных отношений человека снижается; он теряет самоуважение, потому что его работа ухудшается; его представления о себе резко меняются, поскольку теперь он считает себя ненадежным, а не заслуживающим доверия, и так далее.
Поскольку модель множественной самости отслеживает все различные измерения самости, она предлагает богатые научные ресурсы для исследования и вмешательства в различные аспекты психических расстройств. Он поощряет развитие исследовательских программ не только в нейробиологии и генетике, но и в дисциплинах, изучающих роль межличностных отношений, окружающей среды, культуры и эпидемиологических факторов в развитии болезней. Хотя раздробленное взаимодействие с различными частями самости важно, есть смысл поддерживать самость как исследовательскую конструкцию во всей ее сложности, потому что то, что происходит в одном компоненте самости, влияет на самость в целом. Комплексное понимание различных частей личности необходимо для понимания сложности психических расстройств.
Субъективные и личные измерения, которые антиреалисты считают препятствием для научного исследования себя, не представляют проблемы для сложного многослойного механизма, который я называю множественным я. А изменчивость личных и концептуальных аспектов самости может проследить некоторые закономерности и дать важную информацию, скажем, о психопатологии или о том, как различные социальные и культурные среды могут создавать определенные виды самовосприятия и самоконцепции.