Какой социальный статус принадлежит большинству людей в период молодости – Молодость — психология

§ 14. Социальные статусы и роли. Обществознание 8 класс Боголюбов

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Психологические особенности молодости (19-28).

Молодость, ранняя взрослость — это момент перехода человека от юношеского состояния к состоянию полноправного взрослого. Фактически все материальные психические структуры, необходимые для полноправного «включения» в активную социальную действительность, сформировались. Теперь основная задача человека — обрести те социальные навыки, которые необходимы ему для поддержания гомеостаза следующего порядка, социального (профессия, социальный статус, семейная жизнь, дети).

Раннюю взрослость принято называть “молодостью” (18-25 лет). Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития — замедлением роста. По данным Б.Г. Ананьева, пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций приходится на период 19-20 лет, когда наблюдается повышение уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, наблюдается пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. Вместе с тем, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития и пиком всех видов чувствительности.

К 21 году происходит завершение формирования основных направлений развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных. Именно в этом возрасте человек покидает родительский дом, создает собственную семью и осваивает новую профессию.

В молодости существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят количественные изменения в познавательных возможностях: речь идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, но и о том, каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.д.).

Ранняя взрослость — это период становления человека как профессионала. Очень важна самостоятельность выбора и сознательное составление личного профессионального плана. Молодость для многих молодых людей — студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки — физические, нравственные, умственные и волевые.

В молодости могут возникнуть серьезные проблемы с развитием самосознания. Затянувшийся период обучения зачастую приводит к инфантилизму, аномии (низкой степени воздействия на человека социальных норм). К концу периода молодости нередко возникает кризисное состояние, связанное с тем, что при уже сложившейся жизни личность еще несовершенна, много времени потрачено впустую. Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную степень зрелости. Кризисное состояние дает импульс к дальнейшему совершенствованию личности, ее развитию.

Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, а также снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр. Вместе с тем сохраняется необходимость соблюдения интеллектуальной дисциплины, организованности и систематичности в работе.

Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный гетерохронный характер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.

Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности.

В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости.

Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им.

В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.

Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено такими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения.

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои спо собности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний.

Многие представления о себе, которые формируют Я-Концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.

Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

agespsyh.ru

Книга — Психология молодежной общности

Содержание

Введение

1. Психологические особенности молодости, социальная зрелость

2. Развитие самосознания и самоопределения молодежи

3. Особенности общения

Заключение

Введение

Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, отличающуюся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Понятие «молодежь» трактуется в различных науках – социологии, философии, педагогике и т. д. – почти однозначно. Так, например, Большая Советская Энциклопедия определяет молодежь как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Понятие молодежи основано также на учете особенностей психологического развития человека. По данным ученых, примерно в 14 лет человек начинает осознавать свои социальные связи и свое место в обществе. К восемнадцатилетнему возрасту заканчивается формирование основных психофизических особенностей человека, а к 24 годам завершаются процессы роста в человеческом организме и формируется социальный статус личности, что сопряжено с окончанием к этому времени высшего учебного заведения, демобилизацией из армии и получением профессионального образования. Все это в совокупности, с одной стороны, отличает молодежь от других возрастных и социальных групп общества, а с другой, позволяет ей объективно занимать весьма своеобразное место во всех сферах жизнедеятельности общества.

Определение возрастных границ молодости, как и решение многих проблем, относящихся к «молодежным», до сих пор оста­ется предметом научных дискуссий. Известный отечественный со­циолог И.В. Бестужев-Лада пишет: «Дело в том, что «молодежь» — не только и не столько возрастное понятие, сколько социальное и историческое». К этой категории в разные времена и в различных слоях общества относили людей весьма разного возраста. Но, в основном большинством ученых, нижней границей молодежного периода принято считать 16 – 17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называют 24 – 25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. В России же в соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Сегодня молодёжь РФ – это 39,6 миллионов молодых граждан – 27 % от общей численности населения страны. При написании работы автор использует периодизацию молодого (юношеского) возраста с 17 до 30 лет.

1. Психологические особенности молодости, социальная зрелость

Психо­физиологические функции достигают в этот период оптимума своего развития: оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, сенсомоторные реакции и многое другое наблюдаются около 20-­25 лет; активно развиваются интеллектуальные и вербальные функции; в период молодости происходит общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. И если в начале молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристиками взрослости.

Что касается развития познавательной сферы, то динамика и направление развития ее может быть как положительной, так и отрицательной, при достижении молодости (ранней взрослости) в значительной степени имеет индивидуально-­ситуативную обусловленность. С. Пако считает, что в этом процессе участвуют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относится одаренность индивида. У более одаренных индивидуумов интеллек­туальный прогресс длительный, инволюция наступает позже и происходит медленнее, чем у менее одаренных. Внешние факторы –­ это социально-­экономические и культурные условия. В целом, после школы образование носит не столько обязательную, сколько личностную обусловленность.[1]

Основным новообразованием молодости становится достижение социальной зрелости. Поскольку в период молодости человек впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, то главной задачей его становится решение социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи. В отличие от подростка молодой человек не только в своем сознании включает себя во взрослую жизнь, но и начинает принимать в ней реальное участие. Поэтому под достижением социальной зрелости нужно понимать, с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой – принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя. Иными словами, это овладение полным комплексом социальных функций взрослого человека, формирование новой взрослой идентичности. Субъективно достижение социальной зрелости переживается появлением у молодого человека чувства взрослости. Для некоторых молодых людей достаточно сложным становится столкновение с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют их собственным представлениям. Если у молодого человека есть иллюзии, не соответствующие действительности, то сразу наступают и проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир – это не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры и оптимизма.[2]

Большинство психологов считают, что для зрелой личности характерны чувство ответственности и наличие ряда индивидуальных особенностей. Атрибутами зрелости выступает наличие таких сформировавшихся качеств, как: 1) Способность самостоятельно мыслить. Зрелая личность способна иметь по любому вопросу собственное мнение, основанное на ее системе ценностей. Конечно, может советоваться с другими людь­ми, но окончательные решения всегда принимает сам. 2) Готовность принять на себя ответственность за свои поступки. Если совершена ошибка, то есть и готовность признания своих недостатков и принятия вины на себя. 3) Умение преодолевать страх и сдерживать гнев. Несмотря на то, что все по-прежнему иногда испытывают тревогу или раздражение, то здесь уже имеет место искусство вла­дения собой. 4) Желание работать. Вместо того чтобы уклоняться от ответственности, молодой человек уже желает приносить пользу обществу и добиться полной финансовой незави­симости. Появляется также желание, чтобы материальное положение не зави­село от родителей и родственников. 5) Способность к любви и построению прочных отношений с партнером. Зрелая личность уже способна проявлять свои чувства и понимать чувства другого человека и спо­собна поддерживать глубокие и близкие отношения.[3]

По В. Окум развитие молодого человека можно рассматривать в контакте 3-х самостоятельных систем, связанных с различными аспектами его Я. В виде рисунка это представляется так:

В молодости также может сохраняться гетерохронность (разновременность) развития, согласно которой различные стороны личности развиваются независимо. Если Л.С. Выготский отмечал, что в отрочестве происходит несовпадение во времени трех сторон его развития: интеллектуального, полового и социального, то Б.Г. Ананьев указывает на несовпадение во времени наступления зрелости человека как индивида (физическая зрелость), как лично­сти (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но, тем не менее, в зависимости от жизненной позиции, стиля жиз­ни, развитие будет преобладать в каком-то направлении.[4]

2. Развитие самосознания и самоопределения молодежи

Для достижения социальной зрелости, в свою очередь, молодому человеку нужно разрешить проблему личностного самоопределения — основную задачу развития в юности. Именно потребность в самоопределении, возникшая к началу молодости, является отправной точкой решения вопроса о реальном самоопределении в течение этого возрастного периода. В современной литературе проблема самоопределения существует в различных аспектах. Изучается самоопределение социальное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное.

Особенность самосознания и самоопределения в юношеском возрасте – его проекция в будущее, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение человека и связано с выбором профессии. Формируется и осознается потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. В юности, когда человек впервые сталкивается с проблемой сознательного выбора жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретней цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности. И наоборот, какое место в общественной системе ценностей займет он в результате того или иного выбора жизненного пути. Характерная черта юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой человек, как следствие построения «пирамиды» мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. В период юности, как правило, закладываются и основы для формирования идентичности индивида как члена устойчивой пары.[5]

Обращенность в будущее, как было сказано выше, становится основной направленностью индивида, а одной из главных проблем – выбор профессии, обретение своей идентичности, что превращается в «аффективный центр» жизненной ситуации, на котором концентрируется основная деятельность и интересы человека. Важную роль в этом играет оценка своих возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.п. Важнейшими психологическими предпосылками успешного социального самоопределения личности является сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка. В ранней юности зарождаются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, социально-политическая активность и способность строить жизненные планы. [6] В целом же, решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет. И одной из особенностей профессионального самоопределения является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это понимается ими самими. Молодежь часто бывает захвачена идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства.

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

Нравственные убеждения, в свою очередь, возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении, по мнению Л.И. Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт юноши, проанализированный, и обобщенный с точки зрения нравственных норм, его убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности. Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация мотивационной сферы, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию. Можно также отметить, что выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения. [7]

3. Особенности общения

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферax жизнедеятельности.

Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психо­логических, физиологических, социальных и других фак­торов, благоприятствующих выбору спутника жизни и со­зданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наи­большей половой активности, время, когда организм жен­щины лучше всего приспособлен к рождению первого ре­бенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мне­нию многих психологов, дружба в этот период, как и лю­бовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предпола­гает ту или иную духовную близость. Чаще всего у друзей близкий возраст, со­циальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возни­кает между лицами одного пола. Наряду с этим довольно обычны дружеские отношения молодых людей с людьми старшего возраста, чаще всего с представителями поколения отцов или дедов. Они склады­ваются, как правило, также в совместной деятельности, прежде всего производственной. И здесь, как и в других ви­дах дружбы, решающее значение принадлежит созвучию в тех или иных сторонах жизни.[8]

В отношениях со сверстниками наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуально-личностных контактов и привязанностей. В молодежной среде наиболее распространены ориентации на поиск смысла жизни, на борьбу за социальные идеалы (часто ложные), на установление интимно-личностных отношений, на престижно-материальное потребление. В этой возрастной группе особенно часто встречаются ориентации на социально неодобряемые ценности и нормы (нонконформизм – панки, хиппи и т.п., наркоманию, противоправное поведение). В этом возрасте легко протекают процессы макрогрупповой идентификации, объединения в разнообразные общественные движения, формирование специфических субкультур.

Особо значимой молодежной группой является студенчество, обладающее специфическим положением, социальным статусом и имеющее определенные социально-психологические особенности. Общая деятельность в сочетании с однородностью возраста порождает у студентов общность потребностей, мотивов, интересов, ценностей и жизненных целей, способствует формированию специфического группового самосознания, студенческой субкультуры поведения. Осознание своих собственных интересов побуждает студенчество к общественно-политической активности.

Маргинальный социальный статус молодежи в сочетании с противоречивыми индивидуальными физиологическими процессами создает основу для развития внутриличностных конфликтов, которые разрешаются обычно путем объединения молодых людей в группы по интересам со специфическими субкультурами, очень часто имеющими девиантный характер. Так возникают группы фанатов-болельщиков, молодых наркоманов, правонарушителей-хулиганов и даже самостоятельные преступные молодежные группировки.[9]

Особую значимость сохраняет в юношестве общение с родителями. Это период завершения процесса отделения молодого человека от семьи. Теперь происходит не только эмоциональное подростковое, но и реальное отделение, которое необходимо для осуществления своей индивидуальной взрослой жизни. В отличие от подросткового негативизма, критики, оппозиции родителям для юности характерны процесс обособления и даже временное отстранение от семьи, после которого эмоциональный контакт восстанавливается на более высоком уровне. А отношения становятся партнерскими, в которых и взрослый ребенок, зачастую уже с собственной семьей, и родители помогают друг другу в процессе собственного развития.[10]

Сегодня, в нашем информационном обществе, появляются новые сферы общения. Так, всё большее количество молодых людей в последнее время заменяет общение с реальными людьми общением с виртуальным собеседниками. И это приводит к отчуждению от внешнего мира. Проблема состоит в том, что злоупотребление Интернетом и другими средствами виртуального общения ведёт к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, неудачам в учёбе и работе. Отсутствие зрительного контакта облегчает общение и раскрепощает собеседников, потому что снимает с них какие-либо обязательства по отношению друг к другу. Виртуальное общение позволяет человеку создать такое собственное «я», которое наиболее соответствует созданному им самим идеалу. А невозможность достичь этого идеала в реальной жизни становится почвой для развития комплекса неполноценности. Время, проведённое с реальными людьми, зачастую становится меньше времени, проведённого в обществе виртуальных собеседников, а иногда просто пропадает потребность в реальном общении.[11]

Заключение

В заключении можно сказать, что социальная ситуация молодости такова, что в этот период происходит переход к самостоятель­ной взрослости. В 18 лет предоставляется избирательное право и возмож­ность вступления в брак; а за уголовные преступления люди, достигшие этого возраста, отвечают по всей строгости закона. Молодость устремлена в будущее. Через призму этого желаемого будущего осуществляется настоящая рефлексия. Все важнейшие задачи юности обуслов­лены будущим: окончание общеобразовательной школы, выбор профессионального образования и профессии, трудоустройство, подготовка к вступлению в брак.

Становится актуальным поиск своего места в мире. Происходит личностное, социальное и профессиональ­ное самоопределение. Ведущей деятельностью становится учебно-­профессиональная ­основа выбора будущего.

Молодость – ­ возраст специфической эмоциональной сензитивности. Ярко развиваются все потенции, которые заложены в натуре человека. Эмоциональная жизнь может быть выражена как «юношеская горячность». В это время не только переживаются чувства, направленные на определенные события, явления, людей, но и на обобщенные чувства: прекрасного, комического, трагического и т. д. В юношеском возрасте окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.

В отношениях со сверстниками, наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей, активизируются любовные чувства. Молодость – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ори­ентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.

Список литературы:

1. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие – М.: Академический проект: Трикста, 2006

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений – М.: ТЦ «Сфера», 2001

3. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / под ред. Проф. А.М. Столяренко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

4. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений – М..: Издательский центр «Академия», 2002

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2005

6. Васецкая Е.Н. Становление самосознания и самоопределение в юности: основные задачи и проблемы // www.utopiya.spb.ru – Утопия: Открытая библиотека научных сборников (социо-гуманитарный корпус)

7. Лапаник Т. Молодёжь, как социальная группа и особенности влияния на неё внешнего мира // www.lib.socio.msu.ru – Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

[1] Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие – М.: Академический проект: Трикста, 2006. С. 159

[2] Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений – М..: Издательский центр «Академия», 2002. С. 22-24

[3] Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2005. С. 261-264

[4] Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие – М.: Академический проект: Трикста, 2006. С. 160

[5] Васецкая Е.Н. Становление самосознания и самоопределение в юности: основные задачи и проблемы // www.utopiya.spb.ru – Утопия: Открытая библиотека научных сборников (социо-гуманитарный корпус)

[6] Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / под ред. Проф. А.М. Столяренко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 283

[7] Васецкая Е.Н. Становление самосознания и самоопределение в юности: основные задачи и проблемы // www.utopiya.spb.ru – Утопия: Открытая библиотека научных сборников (социо-гуманитарный корпус)

[8] Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений – М.: ТЦ «Сфера», 2001. С. 194

[9] Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / под ред. Проф. А.М. Столяренко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 283-284

[10] Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений – М..: Издательский центр «Академия», 2002. С. 39

[11] Лапаник Т. Молодёжь, как социальная группа и особенности влияния на неё внешнего мира // www.lib.socio.msu.ru – Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

ronl.org

Социальный статус в молодости

Социальный статус молодежи

Замечание 1

Как правило, социальный статус определяют в качестве положения человека, которое он занимает в обществе или в социальной группе, а также во взаимодействиях и взаимоотношениях с окружающими его людьми. Исследователи подчеркивают, что в обществе человек может занимать не одну, а несколько позиций, и в одно и то же время может состоять сразу в нескольких социальных группах. Поэтому, в данном случае, целесообразно говорить о том, что индивид обладает статусным набором.

Сегодня социология ориентирована на изучение различных социальных групп, что влечет за собой формирование различных социологических отраслей. Одна из них – социология молодежи, ключевой задачей которой является системное изучение места представителей молодежи в рамках общественной структуры. Также ею исследуется роль и значение представителей молодежи как социально-демографической категории в системе расширяющихся общественных, экономических, политических и культурных отношений, которые во многом зависят именно от социального статуса молодого человека в обществе.

Замечание 2

Социальный статус молодежи – это социальная позиция, положение представителя молодого поколения (молодого человека или девушки) в обществе, которое определяется, в первую очередь, его собственными интересами, потребностями и возможностями.

Наличие у молодежи особого социального статуса может быть обусловлено сразу несколькими факторами. Мы перечислим некоторыми из них:

  • Во-первых, молодежь – это очень большая часть общества, его социальной структуры, которая, к тому же, является продуктом развития социальных классов и слоев, а также их средством воспроизводства;
  • Во-вторых, молодежь представляет собой явление конкретно-историческое. Она выступает в качестве продукта, сформировавшегося в соответствии с веяниями времени и культуры. Представители молодежи обладают всеми чертами, которые формируются в общую движущую силу и являются необходимым звеном для реализации перемен в жизни, для осуществления общественного прогресса;
  • В-третьих, молодежь – это особая социально-демографическая группа, которая находится в положении зависимости. Представители могут не иметь полной самостоятельности в принимаемых решениях, поэтому на их статус нередко осуществляются различного рода воздействия. Когда представители молодежи входят в более совершеннолетний возраст, перед ними открывается больше возможностей для независимого принятия решений, а также для того, чтобы в дальнейшем самим оказывать влияние на решения других людей.

Особенности социального статуса молодежи

Для того, чтобы отразить особые характеристики социального статуса молодежи, необходимо перечислить несколько характерных черт. Именно благодаря им мы можем увидеть все отличия социального статуса молодежи от социальных статусов представителей других социально-демографических и возрастных групп, которые сегодня существуют в современном обществе. Подчеркнем, что черты соответствуют всем молодежным группам, независимо от того, на какой территории они проживают, и какую деятельность осуществляют в разные моменты своей жизни.

Во-первых, в качестве черты социального статуса молодежи мы актуализируем неопределенность. Она связана с промежуточным положением молодости между двумя другими этапами – детством и взрослостью. В такой переходный период молодой человек вынужден делать выбор своей будущей специальности и профессиональной деятельности, он опирается не только на свои интересы и потребности, но и, в силу возраста, также ориентируется на особенности мнения своих родителей, родственников, преподавателей, которые уже имели подобный опыт.

Вторая черта – предписанность, поскольку при выстраивании социальной картины мира доминирующей является предписанная позиция индивида, а не достигаемый статус. К предписанной позиции относятся пол, расовая и национальная принадлежность, язык, которым владеет индивид. От этих особенностей в большей степени зависят будущие сценарии жизни, а также особенности развития человеческой личности.

Динамичность и перспективность – третья черта социального статуса молодежи. Для данной социально-демографической группы характерен достаточно высокий уровень мобильности, преимущественно вертикальной. Это значит, что, благодаря полученным знаниям, образованию человек в дальнейшем может выстраивать профессиональную карьеру, расти еще и как личность, которая постепенно адаптируется к постоянно изменяющемуся обществу и может предлагать собственные идеи для последующего развития. Также необходимо подчеркнуть, что у молодых людей сегодня больше шансов построить успешную карьеру, поскольку они располагают всевозможными техническими и технологическими принадлежностями, которые в значительной степени экономят их время на некоторые виды деятельности.

Тем не менее молодые люди довольно часто сталкиваются с проявлениями социального неравенства. Оно обусловлено ограничением прав молодых людей до наступления возраста полного совершеннолетия. Это значит, что до 18 лет (а в некоторых странах до 21 года) молодые люди не могут самостоятельно принимать особо значимые для них решения, а ответственность за их действия и поступки, материальное благосостояние и моральную устойчивость несут, прежде всего, родители или опекуны. Таким образом, ограничения в возрасте предоставляют ограничения и в иных сферах жизни молодого человека, что сказывается на его состоянии и внутренних личностных установках. Тем не менее, при наступлении совершеннолетия человек открывает для себя больше возможностей, имеет право самостоятельно принимать решения касаемо его обучения, заработков, трудоустройства и межличностных отношений.

spravochnick.ru

Параграф 18. Молодёжь в современном обществе

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

resheba.me

§14 Гдз Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. к учебнику по обществознанию 8 класс

2. К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Учащиеся имеют право:

• На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

• На свободу получения информации.

• Быть выслушанным.

• На свободу мысли, совести и религии.

• На уважение человеческого достоинства.

• На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

• На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

• На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

• На получение дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с Уставом и Лицензией школы.

• На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

• На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

• Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

• На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

• Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузке по предмету.

• На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

• На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

• На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы ( Ученический Совет школы).

• На открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.

• На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

gdzznaniya.ru

Примеры социального статуса человека

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и социальная роль. Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека — школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая характеристика человека по его профессиональным качествам, материальному и семейному положениям, возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть — приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй – это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный вид. Это отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый социальный статус личности. Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины – мама, жена, а ее вторая роль – успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник — прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех старших классов перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *