«Кто я на самом деле?»: как познать себя и обрести целостность — советы психологов
16 081Познать себяАнтистрессПрактики how to
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
«Любимая моя» — это звучит голос мамы. Она обнимала меня перед школой, целовала в щеку и неизменно повторяла эти слова», — вспоминает 38-летняя Валентина. «Ты сильная, ты не плакса», — сказал однажды папа, когда, упав с велосипеда, я до крови разодрала коленку. «Ты такая красавица!» — с восхищением глядя на меня, говорил одноклассник Сережка. Он нравился мне, а я ему.
Потом я стала «гражданкой своей страны», как сказала учительница Зоя Михайловна, «немного музыкантом» по окончании музыкальной школы, юристом, когда получила диплом в университете, женой, после того как вышла замуж, и мамой двух очаровательных детей.
Все эти социальные роли, профессии, черты характера — их много, и это все про меня. Но что из них я, а что не я? Отражают ли они мою сущность?»
Голоса других«Я — сложное образование, ведь кроме „Я, как мы его представляем“, есть еще „Я, каким мы кажемся окружающим“, „Я, каким хотим быть“ и „Я, кем являемся на самом деле“», — подчеркивает человекоцентрированный психотерапевт Вениамин Колпачников.
А психоаналитик Жак Лакан сравнивал «Я» с луковицей, которую слой за слоем образуют наши разные представления о себе. Сначала были родители, ожиданиям которых мы стремились соответствовать. Их реакции на наши чувства, поступки становились зеркалом, смотрясь в которое мы учились понимать, чего хотим, а чего не хотим, что можно и нельзя, и в конечном итоге у нас возникло некое представление о себе. Потом наше «Я», как губка, впитывало мнение и поступки значимых для нас взрослых — воспитателей, тренеров, учителей.
Друзья, коллеги, партнеры — их слова и модели поведения тоже повлияли и продолжают влиять на то, кто мы есть и кем будем
«Парадоксальным образом «Я» оказывается суммой «иного, нежели «Я», — резюмирует психоаналитик Елена Ратнер. — Иметь собственное «Я» — значит впитать в себя все многоголосие окружающих людей. Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказывается отец, при этом хмурим брови и пожимаем плечами, как мать, и поступаем так, как поступило бы множество повлиявших на нас людей.
Мы включаем в образ своего «Я» те качества, которые готовы или хотят видеть в нас друзья, партнеры, близкие люди. И наше описание себя (например, «я интроверт, спокойный, застенчивый, способный, искренний…») — это наше «Я», воспринятое через призму их реакций».
Моя вселеннаяВсе части «Я-целого» иногда живут в мире и согласии. А иногда спорят и даже конфликтуют между собой — например, когда нам нужно сделать важный выбор, определиться со спутником жизни, или с работой, или с планами на будущее, или в конфликтной ситуации принять чью-то сторону. Одна часть нас выбирает материальные блага, другая — нравственные ценности, третья пытается примирить их.
«Именно в этот кризисный момент и возникает вопрос „Кто я?“, — считает Вениамин Колпачников. — Им не задаются, когда жизнь течет ровно. Но этот вопрос актуален, когда случаются затруднения. И тогда человек спрашивает себя: а кто я, собственно, такой, что для меня важно, ценно, какие у меня особенности, убеждения…»
Бывает, что выбор сделан, но он по каким-то причинам нас не устраивает. И тогда мы говорим: «Это совершенно на меня не похоже!» Мы как будто отыгрываем назад, ссылаясь на своеобразное право временно выпустить из виду свое настоящее «Я»…
Иногда можно услышать: «Я не помню даже, как меня зовут», «Я потерял себя». Эти слова звучат в периоды сильного стресса, огромной усталости, глубинных сомнений
Они могут также быть сигналом бедствия, признаком начинающейся депрессии, когда «Я» по каким-то причинам перестает быть ясным и вдохновляющим и становится тяжким бременем.
«Ведь в хорошие моменты, несмотря на всю свою сложность и многогранность, „Я“ помогает человеку организовать его жизнь, — замечает Вениамин Колпачников. — Когда мы хорошо себя чувствуем и воспринимаем, то видим в этом образовании ядро, самую сущность. И без труда вычленяем качество или свойство, которое наиболее уместно в конкретной ситуации, правильно выстраиваем иерархию ценностей».
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
Мы лучше понимаем, кто мы такие, когда, произведя ревизию жизни, приходим к согласию с собой, принимаем прошлое семьи и занимаем в ней свою нишу. Жизненные ситуации, которые мы принимаем или отвергаем, становятся кирпичиками, составляющими нас. Чтобы стать собой, нужно выбрать то, что мы чувствуем в себе как хорошее, и избавиться от того, что нас мучит.
Но почему так важно узнать и найти себя? Потому что, не пытаясь познать себя, трудно занять достойное место в мире, обрести силу и легкость, стать активным участником, а не бесправным зрителем собственной жизни.
«То, что я есть (или думаю, что я есть), для каждого служит жизненной системой координат, — убеждена Елена Ратнер. — Чем лучше мы знаем, кто мы есть, тем более законны наши желания. Сила „я хочу“ берется от крепости „Я“. Те, кому мы это говорим, хорошо это чувствуют и реагируют соответственно».
Встреча с собой настоящим может ожидать нас в самых разных ситуациях: в радости и печали, в общении с друзьями или когда нужно принять решение
Понять, что она произошла, легко: в этот момент мы ясно ощущаем гармонию собственных мыслей и чувств, отчетливо понимаем: все, что мы делаем сейчас, — правильно и верно. Чтобы ощутить эту внутреннюю целостность, иногда достаточно просто решиться и сделать выбор: вот это мне подходит, а это нет. Вне зависимости от того, что о решении скажут (или подумают) другие.
В движенииНо значит ли это, что можно найти «Я» раз и навсегда? Совсем нет. Мы можем воспринимать себя в основном как профессионала или, скажем, как мать семейства, словно законсервировавшись в одном-единственном образе.
Но даже в течение одного дня человек может быть работником и другом, родителем и супругом, грустить и сердиться, любить и оставаться равнодушным. «Эти состояния надо постоянно согласовывать друг с другом, — говорит психодраматерапевт Глеб Лозинский. — Ошибаются те, кто думает: „Я стал собой и теперь навсегда останусь таким“. Путь к себе — это постоянное развитие и изменение».
Этот путь требует усилий, размышлений и внимания. Иногда, кажется, проще поверить, что характер сложился окончательно, и избавиться от попыток что-то в себе изменить
«Да, я таков и ничего с собой поделать не могу» — кто из нас не слышал чего-то подобного? Но тот, кто встает на такую позицию, ограничивает себя. Он не позволяет себе двигаться вперед, а потому отгораживается от самого себя.
«Если вы думаете, что ваша сущность постоянна и неизменна, что она не меняется на протяжении жизни, вы оказываетесь захлопнутыми в ловушке, — говорит британский философ Джулиан Баггини. — Но если вы убеждены, что вы никакая не сущность, а скорее некий процесс, что-то постоянно меняющееся, эта мысль дает свободу, подталкивает к развитию. Пересмотрите видео пятилетней давности, вы себя не узнаете! Вы меняетесь постоянно. И истинная сущность — это то, что вы не столько открываете в себе, сколько создаете сами. Причем создаете постоянно, каждую минуту».
Человекоцентрированный психотерапевт
Психоаналитик
Текст:Елена ЛуговцоваИсточник фотографий:ShutterstockДата публикации:11 июня 2023
Новое на сайте
«Я беременна в 17, и парень бросил меня. Как быть?»
«Годами не замечал жену, и она нашла другого. Как ее вернуть?»
Что нужно есть, чтобы сохранить молодость ума: 3 лайфхака против старения
Выражайте благодарность и проявляйте сочувствие: 5 шагов к улучшению отношений — попробуйте на практике
Что заставляет женщин выбирать женатых мужчин: 3 мотива
Беларусь вводит химическую кастрацию для педофилов: насколько эффективно такое наказание
«Свекровь бесит даже тем, что просто присутствует в нашей с мужем жизни»
Тревога во время беременности: какой она бывает
Помни, Кто Я Есть На Самом Деле.
— Дневник — Православные знакомства «Азбука верности» Маленькая Душа и Солнце Жила-была вне времени одна Маленькая Душа, которая сказала Богу:— Я знаю, кто я есть!
— Замечательно, — ответила Бог, — и кто же ты?
И Маленькая Душа прокричала:
— Я есть Свет!
Бог улыбнулся своей большой улыбкой и сказал:
— Верно! Ты есть Свет!
Маленькая Душа была очень счастлива, так как поняла то, что рано или поздно понимают все души в Царстве Бога.
— Ух ты, — сказала Маленькая душа, — а ведь это на самом деле круто!
Но вскоре, одного знания того, кто она есть ей стало недостаточно. Маленькая Душа почувствовала волнение внутри и захотела узнать, что это такое. Для этого Маленькая Душа вернулась к Богу (что само по себе, совсем не плохая идея для всех душ, которые хотят быть тем, Кто Они Есть на Самом Деле) и сказала:
— Привет, Бог! Теперь, когда я знаю, Кто Я Есть, можно ли мне быть этим?
И Бог ответил:
— Ты хочешь сказать, что ты желаешь быть тем, Кем Ты Уже Являешься?
— Видишь ли, — ответила Маленькая Душа, — одно дело знать, Кто Я Есть, и совсем другое на самом деле быть этим.
— Но ведь ты уже есть Свет, — повторил Бог, снова улыбаясь.
— Да, но я хочу узнать это, почувствовав! — крикнула Маленькая Душа.
— Ну что ж, — сказал Бог посмеиваясь, — Я должен был предвидеть это. Ты всегда была авантюристкой. Но потом он сказал с другой интонацией — Только, есть тут одна вещь…
— Какая? — спросила Маленькая Душа.
— Нет ничего кроме Света. Видишь ли, я создал только то, чем ты и являешься; и потому простого пути узнать себя как то, Кто Ты Есть у тебя нет, так как нет ничего, чем бы ты не была.
— Эээ… , — сказала Маленькая Душа, которая была теперь несколько озадачена.
— Подумай об этом вот как, — сказал Бог, — Ты подобна свече, составляющей Солнце. И тебе там настолько хорошо, вместе с миллионами, триллионами и триллиардами других свечей, которые и создают Солнце. И солнце не было бы Солнцем без тебя. Более того, Солнца бы не было, если бы не было хотя бы одной свечи… , потому что оно бы уже не сияло так ярко. И вот, как узнать себя как свет, когда ты находишься в самом Свете? Вот в чем вопрос.
— Хорошо, — оживилась Маленькая Душа. — Ну ты же Бог, — придумай же что-нибудь!
И тогда Бог улыбнулся еще раз и сказал:
— Я уже придумал. Поскольку ты не можешь увидеть себя как Свет, если ты находишься в Свете, мы окружим тебя темнотой.
— А что такое темнота? — спросила маленькая душа.
— Это то, чем ты не являешься, — ответил Бог.
— Я ведь буду бояться темноты? — заплакала Маленькая Душа.
— Только в том случае, если ты выберешь это, — ответил Бог, — На самом деле, нет ничего, чего стоило бы бояться, за исключением того чем ты не являешься. Видишь ли, мы сами придумываем всё это. Мы разыгрываем себя.
После этого Бог объяснил, что для того, чтобы вообще что-либо почувствовать, должно появиться нечто прямо противоположное. И это великий дар, — сказал Бог, — ведь без этого ты бы не смогла узнать, на что это похоже. Ты не можешь узнать Тепла без Холода, Верха без Низа, Быстро без Медленно. Ты не можешь узнать Лева без Права, Здесь без Там, Теперь без Тогда.
Таким образом, — продолжил Бог, — когда ты будешь окружена темнотой, не грози кулаком, не повышай голос и не проклинай темноту. Но вместо этого будь Светом в этой темноте и не сходи с ума по этому поводу. Тогда Ты узнаешь, Кто Ты Есть на Самом Деле, и все остальные это тоже узнают. Позволь своему Свету сиять настолько ярко, что все узнали, какая ты особенная!
— Ты имеешь ввиду, что это хорошо — позволить другим увидеть, насколько я особенная? — спросила Маленькая Душа.
— Ну разумеется! — засмеялся Бог, — это очень даже хорошо! Но помни, что «особенный» не означает «лучше». Каждый является особенным, но по своему! Однако, многие забыли это. Но они поймут, что это хорошо — быть особенным, только когда ты поймешь, что для тебя хорошо быть особенной. — Ух ты, — сказала Маленькая Душа, танцуя, смеясь и прыгая от радости, — Я могу быть такой особенной, какой захочу!
— Да, и ты можешь начать прямо сейчас, — сказал Бог, который принялся танцевать и смеяться и прыгать вместе с Маленькой Душой, — Какой частью особенного ты хочешь быть?
— Как это, какой частью особенного? — повторила Маленькая Душа, — я не понимаю.
— Понимаешь, — начал Бог, — быть Светом — значит быть особенным, а быть особенным, включает в себя много разных частей. Быть добрым — значит быть особенным. Быть нежным — значит быть особенным. Быть творческим, изобретательным — также значит быть особенным. Быть терпеливым — это тоже значит быть особенным. Можешь ли ты придумать какие-то иные способы быть особенным?
— Я могу придумать множество способов быть особенной! — воскликнула она наконец, — Быть поддерживающим — значит быть особенным. Быть отдающим — это быть особенным. Быть особенным — это и быть дружелюбным. И быть заботливым — это тоже значит быть особенным.
— Да! — согласился Бог, — и ты можешь быть всем этим или любой другой частью особенного, какой пожелаешь в любой момент. Это и означает быть Светом.
— Я знаю, чем я хочу быть, я знаю, чем я хочу быть! — радостно объявила Маленькая Душа, — Я хочу быть той частью особенного, которая называется «прощающий». Ведь быть прощающей — значит быть особенной?
— О, да, — с уверенностью сказал Бог, — это очень особенно.
— Хорошо, — сказала Маленькая Душа, — именно этим я и хочу быть. Я хочу быть прощающей. Я хочу узнать себя как прощающая.
— Хорошо, — сказал Бог, — но есть одна вещь, о которой тебе следует знать.
Маленькая Душа стало немного не по себе. Теперь ей казалось, что на каждом шагу её ожидают новые осложнения.
— Что же это такое? — спросила она со вздохом.
— Нет никого, кого можно было бы простить.
— Никого? — она едва могла поверить тому, что только что услышала.
— Никого! — ответила Бог. — всё, что я создал — совершенно. Нет ни одной другой души во всём, что Я создала, которая была бы менее совершенна, чем ты. Посмотри вокруг.
И именно тогда Маленькая Душа поняла, что вокруг собралась большая толпа других душ. Эти души пришли издалека и отовсюду из самых разных уголков Мира, ибо все узнали, что Маленькая Душа ведёт необычайный разговор с Богом, и все хотели услышать, о чём идёт речь.
Глядя на бесчисленное множество душ, собравшихся здесь, Маленькая Душа была вынуждена согласиться. Ни одна из душ не выглядела менее замечательно, менее великолепно или менее совершенно чем она сама. Это было так удивительно, и столь ярок был их свет, что Маленькая Душа едва могла на них смотреть.
— Так кого же прощать? — спросил Бог.
— Ммм-да, — сказала Маленькая Душа, — повеселиться, похоже, не удастся. А я-то хотела узнать себя как То, Что Прощает. Я хотела узнать, как эта часть особенного себя чувствует при этом.
И Маленькая Душа узнала, каково это — быть грустной. И именно в этот момент к ней подошла другая Дружелюбная Душа
— Не волнуйся, Маленькая Душа, — сказала ей Дружелюбная Душа, — я помогу тебе.
— Правда? — засветилась Маленькая Душа, — но что же мне нужно сделать для этого?
— Да ничего — я могу дать тебе того, кого ты сможешь простить!
— Ты можешь?
— Конечно! — улыбнулась Дружественная Душа, — я могу прийти в твою следующую жизнь я сделать то, за что ты сможешь меня простить.
— Но зачем? Зачем тебе делать это? — спросила Маленькая Душа, — Тебе, самому совершенному Творению! Тебе, которая вибрирует с такой скоростью, что рождается Свет, настолько яркий, что я не могу смотреть на тебя! Что может заставить тебя захотеть уменьшить свои вибрации, что твой яркий свет станет тёмным и тяжелым? Что может послужить причиной того, что ты, которая есть Свет; ты, которая танцует со звёздами и движется через Мир со скоростью мысли, захотела бы придти в мою жизнь и сделать себя настолько тяжёлой, что ты смогла бы сделать что-то плохое?
— Просто, — сказала Дружелюбная Душа, — я сделаю это, потому что люблю тебя.
Маленькая Душа была удивлена, услышав такой ответ.
— Не стоит так удивляться, — сказала Дружественная Душа, — ты уже делала то же самое и для меня. Неужели ты не помнишь? О, мы же столько раз уже танцевали вместе, ты и я. Сквозь целые эпохи на протяжении стольких лет мы танцевали с тобой этот танец. Все это время, во многих местах мы играли с тобой вместе Неужели ты не помнишь?
Так мы и поступали прежде множество раз друг для друга, ты и я; и каждая создавала для другой совершенную возможность для того, чтобы Проявить и Познать, то Кем Мы Являемся На Самом Деле.
— Таким образом, — стала объяснять Дружелюбная Душа дальше, — в этот раз в нашей следующей жизни я предстану перед тобой как «плохая». И я сделаю что-то действительно ужасное и тогда ты сможешь познать себя как Та, Которая Прощает.
— Но что же ты сделаешь? — спросила Маленькая Душа, немного нервничая, — что будет этим действительно ужасным, что ты сделаешь?
— О, — сказала Дружелюбная Душа улыбаясь, — мы непременно придумаем что-нибудь.
Но после этого Дружелюбная Душа стала серьёзнее и сказала тихим голосом:
— Знаешь, в одном ты определённо права.
— В чём? — захотела узнать Маленькая Душа.
— Мне действительно понадобится замедлить мои вибрации и стать очень тяжёлой для того, чтобы сделать эту не очень приятную вещь для тебя. Мне придётся притворяться быть чем-то совершенно на меня не похожим. И теперь я хочу попросить тебя об одной ответной услуге.
— Да всё что хочешь! Всё, что ты пожелаешь! — воскликнула Маленькая Душа, начав петь и плясать, — Я буду прощающей! Я буду прощающей! — и тут Маленькая Душа заметила, что Дружелюбная Душа продолжала оставаться молчаливой.
— Ну, разумеется, эта Дружелюбная Душа и есть ангел! — прервал их беседу Бог, — Каждый и есть ангел. Помни всегда: Я посылаю вам только ангелов и никого кроме них.
И Маленькая Душа сгорала от нетерпения сделать что-нибудь для того, чтобы исполнить просьбу Дружественной Души:
— Так что же я могу сделать для тебя? — спросила она снова.
— Когда я стану бить тебя и причинять тебе боль, — начала Дружелюбная Душа, — в тот момент, когда я сделаю тебе худшее изо всего того, что ты только можешь себе представить… В этот самый момент…
— Да? — прервала её Маленькая Душа, — так что же…?
Дружелюбная Душа молча взглянула на Маленькую Душу и затем молвила:
— Помни, Кто Я Есть На Самом Деле.
— О, ну конечно! — воскликнула Маленькая Душа, — Я обещаю! Я всегда буду помнить тебя такой, какой вижу тебя здесь и сейчас.
— Хорошо, — сказала Дружелюбная Душа, — потому что, видишь ли в чём тут дело: Я буду очень сильно стараться притворяться, и я скорее всего, забуду то, Кто Я Есть На Самом Деле. И если ты не будешь помнить то, Кто Я Есть На Самом Деле, я могу забыть об этом на очень долгое время. И если я забуду, Кто Я Есть, — ты можешь даже забыть Кто Ты Есть и мы обе потеряемся. И тогда нам потребуется еще одна душа, которая придёт и напомнит нам о том, Кто Мы Есть.
— Нет! Нам этого не потребуется! — снова пообещала маленькая Душа, — Я буду помнить, кто ты есть! И я буду благодарна тебе за тот дар, который ты принесёшь мне — шанс познать и почувствовать то, Кто Я Есть.
И соглашение было заключено, и Маленькая Душа отправилась в свою новую жизнь, взволнованная тем, что будет Светом, что само по себе было очень особенным; и вдвойне радостная оттого, что сможет быть той частью этого особенного, которая называется Прощение.
И Маленькая Душа с нетерпением ждала, когда у нее появится возможность проявить себя как Прощение и поблагодарить ту другую душу, которая сделает это возможным.
И в каждый момент этой новой жизни, когда новая душа появлялась на сцене, и что бы эта новая душа не приносила в жизнь Маленькой Души — радость или печаль, и в особенности, если это была печаль, Маленькая Душа думала о том, что сказал ей Бог:
-Всегда помни, — улыбался Бог, — Я всегда посылаю вам только ангелов, и никого кроме них…
Нил Дональд Уолш
италки что вы должны сказать: «Это
Альфредо
Я действительно против Я действительно Здравствуйте, у меня есть дискуссия с кем-то, она говорит, что вы должны сказать «Это то, что я есть на самом деле», потому что ее учили, что вы должны писать «Подлежащее + быть + наречие + дополнения». Я знаю, что вы действительно можете и должны написать «Вот кто я на самом деле», я могу вспомнить пример «Мне очень жаль» против «Мне очень жаль», хотя эти два немного отличаются, и на самом деле, «Я обнаружил, что это тот, кто я есть на самом деле» звучит очень странно для меня. .. Проблема в том, что я не нашел правила или пункта в грамматике, чтобы формально объяснить, почему вы должны писать «Вот кто я на самом деле». Может ли кто-нибудь помочь мне с этим? Я имел в виду «извините» и «мне очень жаль»
16 сентября 2014 г. 21:42
Ответы · 8
Я не уверен, что существует правило как таковое, но расположение меняет акцент. Возьмем пример предложения вроде «Я голоден». Если вы хотите подчеркнуть, что голодны, вы должны сказать: «Я действительно голоден». Если, однако, вы хотите подчеркнуть, что вы действительно голодны и не лжете/не лгали, то вы должны сказать: «Я действительно голоден». Менее распространенным способом сделать то же самое было бы поставить «на самом деле» в самом конце предложения, но с небольшой паузой перед ним; «Я действительно голоден». Это более разговорное, хотя и выглядит странно записанным. Ваш конкретный пример странный, в котором оба подразумевают по существу одно и то же, но вы правы. Ваш более распространен.
17 сентября 2014 г.
Вы можете поставить его практически где угодно и при этом быть правильным. На самом деле я такой. Это действительно то, что я есть. Это действительно то, что я есть. Вот кто я на самом деле. Вот кто я на самом деле. Все верно!
16 сентября 2014 г.
Иногда это звучит лучше, это ответ, это не правило, это просто здравый смысл. Кстати, почему вы говорите, что мне очень жаль, и мне очень жаль, это разные вещи? Точно такой же
17 сентября 2014 г.
Se podria decir que real se usa para agregar valor o enfatisar el sig de la oracion
17 сентября 2014 г.
Альфредо: Ваш знакомый как будто изобретает правило. Одна сложность заключается в том, что использование таких выражений также зависит от того, что именно вы сообщаете. То, с чем вы имеете дело, — это заявления об идентичности. Самые простые из них такие: Я. Ты. Они есть. Мы. Заявления об идентичности могут быть более сложными. «Я счастлив». «Я трудоустроен». «Я учусь». «Я зол.» Такие модификаторы, как ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, не являются необходимостью. Их можно использовать для придания некоторого акцента, но акцент не является необходимостью. Я могу сказать: «Я отвечаю на ваш вопрос». или «Я действительно отвечаю на ваш вопрос». ДЕЙСТВИТЕЛЬНО мало что добавляет к информации, которую вы видите? .
16 сентября 2014 г.
Все еще не нашли ответы?
Запишите свои вопросы, и пусть носители языка помогут вам!
Альфредо
Языковые навыки
Английский, немецкий, испанский
Изучаемый язык
Английский, немецкий
Статьи, которые могут вам понравиться
Слова, заимствованные из других языков 9000 3
by
69 лайков · 18 комментариев
Как использование записывающего устройства/приложения может помочь вам говорить как носитель английского языка
by
137 лайков · 36 комментариев
Изучение сленга и фразовых глаголов для общения с носителями английского языка
by
136 лайков · 34 комментария
Еще статьи
Загрузите приложение italki
Общайтесь с носителями языка поблизости мир.
Что, если я действительно делаю все только для себя?
Источник: Александр Кривицкий/Unsplash
Были ли у вас когда-нибудь случаи, когда родитель-нарцисс обвинял вас в том, что вы делаете все вокруг вас? Что ты такой драматичный, чрезмерно чувствительный и придаешь всему большое значение? Если бы у меня был доллар за каждого, кто сказал мне, что их нарциссический родитель обвиняет их в одном из вышеперечисленных (или в какой-то итерации), я был бы очень богат.
Защитный механизм: проекция
Давайте поговорим о защитном механизме, который нарциссы используют каждый день: проекции. По словам автора Джозефа Бурго, проекция — это «примитивный тип общения — фактически самая ранняя форма общения между родителем и ребенком. Вместо проекции подумайте об эвакуации — избавлении от чего-то плохого».0082 и переложить его на кого-то другого. Это стратегия, позволяющая избежать ответственности за то, что вы чувствуете внутри себя, и поддерживать цикл избегания и отрицания в полном разгаре.
Для нарцисса столкновение с этими внутренними переживаниями может ослабить его и открыть двери к тем частям себя, от которых он отгораживался годами. Поддержание их самооценки — это работа на полный рабочий день, и проецирование — это один из способов «облегчить» эту работу. По-другому Бурго выразился так: «Мы перекладываем бремя наших чувств на другого человека». Как удобно.
Я становлюсь нарциссом?
Серьезной проблемой для взрослых детей нарциссов (ACON) становится то, что они сами становятся нарциссами. Они склонны приравнивать заботу о своих потребностях, установление здоровых границ и повышение самооценки к шагу на нарциссическую территорию.
И в некотором смысле это действительно так.
Там есть такая вещь, как здоровый нарциссизм, и многие ACON не соприкасаются с этой частью себя. Может показаться, что это хорошо, но на самом деле это не позволяет получить 9 баллов.0081 полностью себя проявить. Без себя мы становимся призраками и никогда не сможем испытать жизнь как полноценные человеческие существа. Отказ от себя, занимая все меньше и меньше места, возможно, был хорошим способом выжить для нарциссического родителя.
Когда вы начинаете процесс исцеления этой травмы с помощью терапии, одной из ваших первых задач является скорбеть о том, что вы потеряли. Как только вы позволили горю пройти через ваше тело, обычно возникает гнев. А гнев — одна из лучших эмоций, которая помогает нам определить, кто мы есть.
На «злой фазе» лечения вы обычно начинаете устанавливать для себя твердые границы. Вы знакомитесь со своими неудовлетворенными потребностями и узнаете все части себя, которые должны были отключиться, чтобы вы выжили. Эти части начинают возвращаться, как и должны, чтобы вы могли шагнуть в свою подлинность.
У многих людей на этом этапе начинает укрепляться самооценка. Они начинают дорожить выявлением своих чувств и удовлетворением своих потребностей. Это почти похоже на сверхдержаву. Другие, однако, могут чувствовать себя не в своей тарелке, потому что они все еще взаимодействуют со своими нарциссическими родителями. Вот где комментарии родителей-нарциссов вроде: «Я не это имел в виду. Почему ты такой чувствительный?» или «Думаю, я никогда не смогу сделать с тобой что-нибудь правильно» начинают вызывать сомнения в сознании взрослого ребенка. Они до сих пор слышат, что эти комментарии содержат крупицу правды, и опасаются, что они неразумны.
Это похоже на то, как научиться ходить в детстве, но только короткими рывками перед тем, как упасть. Если ответ родителя: «Почему ты так плохо ходишь?» ребенок может начать верить, что попытки ходить бесполезны. Здесь вы можете почувствовать, что ходить слишком опасно, образно говоря.
Видите ли вы, откуда такие сомнения, как «Может быть, я делаю все из-за себя» или «Я неблагоразумен?» начинает приживаться? (Кстати, для нарцисса все, что ему не служит, неразумно, так что это не очень хорошая метрика для использования.) 9. Вот где я бы дал вам пять. Чтобы выздороветь, вам нужно что-то изменить в себе, потому что вы перестраиваете свою самость. Возвращаясь к примеру с малышом, малыш — это очень сосредоточенное на себе, самовлюбленное маленькое существо, и это хорошо . В конце концов, они учатся сохранять ощущение себя, обнаруживая при этом, что они являются собой по отношению к другим. Именно здесь эмпатия имеет тенденцию расти и создает баланс между заботой о себе, а не за счет кого-то другого.
Ваше развитие, возможно, больше походило на открытие того, что вы были собой для других, и вы узнали, что ставя потребности каждого выше своих собственных, вы защищаете себя. Мы должны отменить это сейчас. Разница между нарциссизмом и заботой о себе (заботясь о своих потребностях, разрабатывая прочные границы и повышая самооценку) огромна. Можете ли вы назвать разницу между цветком и фруктом? Вы можете даже подумать: «Какое странное сравнение», и это сделано специально, потому что это совершенно разные виды.
Как определить, является ли это проекцией
Когда нарцисс обвиняет вас в излишней чувствительности, драматизме или эгоизме, спросите себя:
- Может ли это быть проекцией? (Ирония в том, что для того, чтобы обвинить кого-то в чувствительности, требуется определенный уровень чувствительности. )
- Кто-нибудь еще в моей жизни использовал бы эти слова, чтобы описать мои действия?
- Будет ли I использовать эти слова для описания действий кого-то другого?
- Являются ли действия, которые я предпринимаю, смелыми для меня, потому что они бросают мне вызов соблюдать то, что мне нужно? (Если да, то здесь не помешает немного сострадания к себе.)
Другая стратегия, которую вы используете, основана на практике ненасильственного общения. Если вас обвиняют в эгоизме или неблагоразумии (или в чем-либо, что воспринимается как критика), задумайтесь на мгновение, в чем заключается обвинение, а затем назовите (про себя), что вы на самом деле делаете. В ненасильственном общении Маршалл Розенберг предлагает отойти от оценок себя/других и вместо этого начать определять, что мы наблюдаем (Rosenberg, 2015). Вот несколько примеров:
«Вы слишком чувствительны». (Оценка)
Принимая это обвинение и рассматривая его через призму наблюдения (что я на самом деле делаю?): «Я попросил свою мать говорить потише, потому что мне нужна тишина».