20. Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия.
Ценности изучает и сопоставляет аксиология — философская дисциплина.
Ценность человеческой жизни определяется по огромной совокупности разнообразных критериев. Она была высока во всех философских и религиозных системах прошлого. Причина в личной заинтересованности создававших такие системы людей.
Однако в новой и особенно в новейшей истории ценность человеческой жизни существенно возросла. И сегодня в развитых странах жизнь человека ценится превыше всего. А умышленное лишение жизни последовательное искореняется, в том числе запрещается смертная казнь. Только эвтаназия («хорошая смерть») имеет серьезных защитников, уверенных в том, что для тяжелобольного человека мучения хуже быстрого и безболезненного умерщвления.
Вместе с человеческой жизнью все выше ценятся ее самые лучшие стороны, в том числе совокупность свобод, включая свободу личностного выбора.
В классической философии выбор человека считался ограниченным множеством объективных закономерностей (непреодолимых законов природы) и моральных императивов. Современные же философы любят порассуждать о том, как важно, чтобы всякая личность, делая свой выбор, была свободна не только от внешних, но и от внутренних сдержек (самозапретов). Чтобы ничто не принуждало поступать только так и не иначе. Чтобы всегда имелась альтернатива, а лучше множество возможных вариантов поведения, и выбор одного из них совершался абсолютно свободно (по спонтанному влечению). Тогда, мол, и подлинная, глубинная сущность каждого из нас раскроется во всей красе и благородстве.
В то же время «угрозы и вызовы современности» принуждают задуматься о том, как побудить или заставить людей бережнее относиться к природе и к окружающим. И тут уж опять говорят о необходимости подчиняться объективным законам, правовым и нравственные нормам.
Особо важен выбор смысла жизни. Разные философские школы по-разному определяют этот смысл. Гедонисты видят его в удовольствии. Эвдемонисты — в счастье. Религиозные персоналисты — в единении с Богом. Социологизаторы — в общественных ценностях (часто в «бесценности светлого будущего»). Ригористы — в служении долгу. Экзистенциалисты задаются вопросом: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?» — и отвечают: «Жизнь абсолютно бессмысленна, и все ее смыслы – иллюзии, созданные от безысходности». Однако практически все современные философы признают, что смысл жизни у каждого свой, уникальный. И это важнейшая форма самореализации личности.
Человек считается единственным существом, знающим о своей неизбежной кончине. Преодолевают же страх смерти в разных философских учениях по-разному: либо признавая бессмертие души, либо игнорируя по Эпикуру (смерти при жизни нет), либо надеясь продолжиться в детях, делах, идеях и т.п. В неклассических философиях смерть иногда выступает как окончательный уход, а существование всего мира ‑ лишь момент между двумя ничто, прошлым и будущим.
Бессмертие (и в первую очередь бессмертие души) проповедуют различные религиозные и мистические учения. Некоторые верования (брахманизм, буддизм, индуизм) допускают переселение душ. Христиане уповают на воскресение праведников воплоти в День Страшного Суда и их последующее бессмертие. В основе таких надежд человеческий страх перед смертью, а порою и нежелание смириться с конечностью чего бы то ни было.
Русский родоначальник космизма Федоров призывал человечество сплотиться ради изобретения естественнонаучного метода воскрешения усопших и обессмерчивания всех.
определение понятия, смысл, цель, особенности
В теории все люди признают ценность человеческой жизни, однако когда дело доходит до практических вещей, то у людей появляются сомнения. Вот Гитлер заслуживал того, чтобы ему сохранили жизнь, если бы была такая возможность? А маньяк-педофил должен жить или умереть? Эти вопросы затрагивают главные нравственные ценности человеческой жизни и представления о том, является ли она важнейшей ценностью. Расскажем о том, что такое ценности, как они связаны со смыслом жизни и как понимается ее ценность в психологии, философии и обыденном сознании.
Понятие ценности
В философии есть раздел, называемый аксиологией, он полностью посвящен изучению ценностей. Начиная с ранних этапов своей жизни человечество пытается ответить на вопрос о том, что такое ценность, что более или менее ценно. За тысячелетия сложились общие представления по этому вопросу. Обыденное сознание под ценностью понимает такую характеристику явления, как ее особую значимость для отдельного человека, для общества или для всей цивилизации в целом.
Изучение проблемы ценностей прошло долгую эволюцию, и сегодня философия считает, что есть разные их виды и характеристики. Единой точки зрения на то, какова природа ценностей и могут ли они быть объективными или всегда являются субъективными, не существует. Мыслители не могут дать однозначную дефиницию этого понятия. В самом общем виде философы считают, что ценность – совокупность духовных и материальных объектов, удовлетворяющих потребности человека. При этом понятие ценностей носит социальный характер. Общество формирует комплекс важных объектов, которые способствуют развитию общества и людей в нем. Ценностная ориентация является важнейшим компонентом в структуре личности. Через них человек выходит на определение смысла и ценности человеческой жизни в целом.
Жизнь как ценность
На пути своего становления человечество не всегда считало, что жизнь человека имеет какую-то особую значимость. И только гуманизм как социальное явление стал рассматривать человеческую жизнь как высшую ценность. Однако и после этого осталось множество противоречий. Так как нередко она может быть принесена в жертву во имя других ценностей. Да и сами люди не всегда помнят о том, что обладают таким сокровищем. На практике ценность человеческой жизни расшифровывается в нескольких базовых принципах. Во-первых, если считать, что это самая значимая и важная вещь в мире, то тогда нужно признавать право любого человека на ее сохранение. И здесь вновь возникает вопрос о злодеях и их праве продолжать жить, отняв жизнь у других людей. Второй принцип – бережливое отношение к любым ее проявлениям. Это значит, что нужно беречь и собственную, и чужую жизнь. А люди могут вредить себе: курить, принимать вредные вещества и т. д. Еще важной является необходимость оказывать содействие жизни в любых ее формах и разновидностях. Тут появляется много непреодолимых трудностей, например, с мясоедением, ведь это тоже уничтожение живого. Если считать жизнь главной ценностью, то необходимо как-то особенно достойно ее проживать, иначе она тратится впустую. Отсюда вытекает необходимость выработки осмысленной позиции и строительство своей жизни на основах осознанности и значимости. Если рассматривать существование в таком ракурсе, то оказывается, что люди, декларируя мысль о том, что это самое дорогое, что имеет человек, на самом деле не существуют в соответствии с этим постулатом.
Ценность человеческой жизни в философии
На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди задаются вопросом о том, что является важнейшей вещью в мире. Обыденное сознание, вековая мудрость быстро отвечают на него: жизнь человека. Но философы, привыкшие во всем сомневаться, говорят о том, что нет объективных характеристик, по которым существование на земле в любом случае являлось бы ценностью. Только религиозная философия считает, что ценность человеческой жизни определяется ее божественным происхождением. Люди получают ее от Бога и не вправе ею распоряжаться. А светские направления философии и этики всерьез размышляют о том, что у человека должно быть право распоряжаться своей жизнью.
Сегодня эти проблемы вновь бурно обсуждаются и осмысляются с попытками узаконить эвтаназию в некоторых странах. В свое время Н. Бердяев писал, что человек – есть высшая ценность и именно эта глобальная ценность позволяет обществу интегрироваться нечто цельное. Обычно вопрос о ценности жизни в философии сводится к вопросу о ее осмысленности. Если человек существует с пониманием того, зачем он это делает, если он ставит перед собой какие-то духовные цели, то его жизнь ценна, а если смысл отсутствует, то и существование на земле обесценивается.
Что говорят по этому поводу психологи
В отличие от философов, психологи иначе подходят к данной проблеме. Они говорят о том, что люди все разные и не может быть единого универсального измерения ценности их существования на Земле. В своей оценке люди обычно исходят не из объективных характеристик, а из субъективных. И тогда получается, что жизнь Гитлера никакой ценности не имеет, а вот таковая любимого человека – очень важна. Психологи исходят из того, что основные ценности человеческой жизни – это база для развития личности. Они влияют на направленность личности, на его деятельность, социальную позицию, на отношение к себе, другому, обществу. Исходя из своих ценностей человек ранжирует потребности, выстраивает мотивацию. Они обусловливают интересы, мировоззрение и установки личности. Признавая жизнь самой главной ценностью, личность выбирает цели и формулирует смысл своего существования. Без этого невозможно продуктивно жить, развиваться, взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, психологи признают высокую значимость аксиологии. Только осознавая, что жизнь есть главная ценность, человек может сформироваться как цельная и продуктивная личность.
Смысл
Так или иначе, и философы, и психологи, и обычные люди увязывают два понятия: смысл и ценность человеческой жизни. Еще с античных времен философы начали размышлять над вопросом о том, зачем живет человек. Многовековые размышления не внесли окончательной ясности в этот вопрос. Признается, что смысл есть суть всех вещей и явлений, соответственно, идея наличия смысла жизни в основном ни у кого не вызывает сомнений. Однако есть вероятность того, что человек не способен его постичь. Его познавательный горизонт довольно узок, и в условиях информационного дефицита (а человек далеко не все знает о жизни) постичь смысл с абсолютной точностью невозможно. В целом большинство философов и обыденное сознание сошлись на том, что смысл жизни заключается в самой жизни. Нужно жить для того, чтобы жить. Также признается вариант смысла как поиска пути. Человек должен заглянуть в себя и ответить на вопросы о том, что для него наиболее важно.
Философ и психолог с удивительной судьбой Виктор Франкл говорит, что поиски и обретение смысла делают человека психически здоровее и состоятельнее. При этом он видит три пути осмысления жизни: повседневный труд, осознание ценности отношений с другими людьми и своих переживаний, связанных с другим человеком и рефлексия по поводу ситуаций, которые приносят страдания. Таким образом, для обретения смысла человек должен заполнить свое время работой и заботами о других людях, а также необходимо осознавать опыт и извлекать из него уроки.
Цель
Осознание смысла жизни и собственных базовых ценностей помогает человеку ставить перед собой жизненные цели. Психика людей устроена таким образом, что мотивацией к деятельности могут быть только актуальные цели. Поэтому каждый человек на собственном уровне, но отвечает себе на вопрос о том, зачем он живет. И обычно этот ответ увязывается с общечеловеческими ценностями. Если спросить обывателя, что в его жизни самое главное и зачем он живет, то, скорее всего, он ответит, что главное – семья и близкие, а он живет для их благополучия и счастья. Таким образом, цели и ценность человеческой жизни тесно взаимодействуют друг с другом. Самой частой целью бывает создание семьи и продолжение своего рода. Эта цель диктуется биологией и социумом. Не для каждого человека эта цель является действительно актуальной, именно поэтому нередко люди разводятся, порой оставляют детей, которых, казалось бы, так сильно когда-то хотели. Иногда человек ставит перед собой цель, а при ее достижении испытывает разочарование и ему кажется, что жизнь утратила смысл. Такое часто бывает с пожилыми людьми, которые достигали социально-одобряемых целей: образование, карьера, семья, но не прислушивались к своим истинным желаниям. Поэтому смысл нашего пребывания в этом мире именно в том, чтобы понять, что нужно и ценно именно для тебя и как достигать реально важных целей.
Ценности
Как мы уже поняли, смысл жизни человека увязывается с его целями, а они, в свою очередь, коррелируются с ценностями. Важные объекты являются ориентирующими на жизненном пути маяками. Главные ценности человеческой жизни помогают человеку избрать вектор жизненного движения. Они являются неким стержнем сознания и мировосприятия личности. При этом общество стремится выработать у людей некие универсальные ценности, которые необходимы социуму для эффективного функционирования и самосохранения. Каждая эпоха вырабатывает свой набор социально-значимых ценностей, однако остаются некие универсальные, общечеловеческие ценности: свобода, мир, равенство. Но каждый человек, кроме этого, формирует и собственный пакет важных объектов, именно их наличие свидетельствует о зрелости личности. Они называются индивидуальными ценностями, и они в первую очередь влияют на повседневные поступки человека. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Выделяют разные виды ценностей, классифицируя их по разным основаниям:
— По степени универсальности. В этом случае говорят об универсальных, групповых и личных ценностях.
— По формам культуры. По этому основанию выделяют материальные и духовные ценности.
— По видам деятельности. В такой классификации выделяют множество видов, в том числе эстетические, религиозные, моральные, экзистенциальные, политические, правовые, научные.
Духовные и материальные ценности
Самой привычно является классификация ценностей по форме культуры. И традиционно все ценности делят на материальные и духовные. Среди последних выделяются моральные и эстетические. Какие ценности человеческой жизни являются наиболее важными? Здесь мнения обычно разделяются, одни считают, что без материальных ценностей человек не способен думать о духовном. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. А идеалисты думают ровно наоборот и считают, что главное – это духовность, а от материальных благ человек может и отказаться во имя высоких целей. Также психологи говорят о существовании духовных материалистов, которые считают, что в жизни человека все должно быть в балансе. К материальным ценностям каждый человек относит что-то свое, но в целом сюда включают благосостояние, наличие недвижимости и другой собственности. Их особенность заключается в так называемой отчуждаемости, т. е. их можно потерять, растратить. А вот духовные ценности являются неотчуждаемыми.
Базовые духовные ценности
Сформированный комплекс духовных ценностей свидетельствует о зрелости личности. Этот набор позволяет человеку вырваться из телесной ограниченности, обрести свободу и принять ответственность за свою жизнь, ее цели, и ее смысл. В школе многие писали сочинение «В чем ценность человеческой жизни?», но в этом возрасте человек может только начинать задумываться о векторе своего развития, а порой даже и не начинает. Сформированное мировоззрение, по наблюдениям психологов, обычно появляется к 20-30 годам, хотя у кого-то и значительно позже. Признание духовных ценностей определяющими в жизни является предпосылкой к обретению свободы. К данному виду ценностей обычно относят нравственные и эстетические, как самые важные. Кроме того, универсальными духовными ценностями называют свободу, любовь, мир, жизнь, справедливость,
Нравственные ценности
В человеческой жизни чрезвычайно важна мораль, именно она делает из индивидуума личность со свободным выбором и ответственным выбором. Нравственные ценности помогают человеку регулировать отношения с другими людьми и социумом. Мерой данных отношений выступают добро и зло, и человек для себя принимает решение, что он лично считает благом, а что нет. Для каждого человека комплекс моральных заповедей может отличаться, но есть базовые постулаты, которые едины для всех людей. Они сформулированы еще в религиозных кодексах и за тысячелетия претерпели немного изменений. Однако данные ценности могут изменяться в зависимости от групповой или профессиональной принадлежности человека. Например, набор ценностей человеческой жизни в биомедицинской этике будет трактоваться в первую очередь с точки зрения взаимоотношений врача и пациента. Универсальными моральными ценностями являются патриотизм, долг, трудолюбие, честь, добросовестность, человеколюбие.
Эстетические ценности
Если мораль связана с оценкой жизни и ее явлений с точки зрения Добра и Зла, то эстетические ценности – это рассмотрение мира через призму Прекрасного и Безобразного. Цели и ценность человеческой жизни нередко связаны с выявлением, переживанием и созданием красоты. Всем известна фраза Ф. Достоевского о том, что красота спасет мир. И люди действительно нередко стремятся сделать мир вокруг прекраснее, гармоничнее и видят в этом свои цели и задачи. Философы выделяют следующие ценности в данной подгруппе: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. А их антиподами являются безобразное и низменное. Эстетические ценности связаны со способностью и стремлением человека переживать глубокие и ярким эмоции, умением ощущать гармонию мира, возможностью воспринимать оттенки чувств и настроений других людей и их творений.
Здоровье как ценность
Человек, ответственно относящийся к себе, понимающий, что жизнь – это важная ценность, и он обязан ее сберегать, задумывается о своем здоровье. Но не только сами люди, но и общество заинтересовано в том, чтобы люди не болели. В аксиологии принято выделять три вида здоровья: нравственное, физическое и психическое. Сбережение каждого из них является частью осмысленного существования личности. Здоровье как главная ценность человеческой жизни изучается специальным разделом философии – биоэтикой. В его рамках здоровье осмысляется как абсолютная жизненная ценность. Целью человека является сохранение здоровья, так как он является условием достижения всех прочих ценностей. Не напрасно в русском языке есть фраза: «было бы здоровье – остальное купим».
Любовь как ценность
В философии любовь понимается как специфическое нравственно-эстетическое чувство, которое выражается в бескорыстном стремлении к избранному объекту, в готовности к самоотдаче, в ответственности по отношению к этому объекту. Это многогранное и разнообразное чувство, его можно испытывать к Родине, людям, животным, к каким-то видам деятельности, к природе. Любовь относится к главным ценностям человеческой жизни, так как она связана с нравственными и эстетическими переживаниями. Она может являться целью существования.
Проблемы ценностей в современном мире
Социологи отмечают, что сегодня наблюдается процесс девальвации общечеловеческих ценностей. Происходит размытие представлений о том, что важно, а что нет. Ощущается и проблема ценности человеческой жизни, которая связана с ростом конфликтов, в результате которых гибнут люди. Европейское общество стремится распространить свои ценности на все мировые культуры и это приводит к межкультурному конфликту. Сегодня в Европе достигает апогея процесс демократизации, индивидуальные ценности начинают преобладать над социальными и это расшатывает систему, складывающуюся веками.
Сколько стоит человеческая жизнь?
Брайан Фишер
Название «Человеческая коалиция» было выбрано, чтобы отразить нашу основную веру в то, что каждый человек создан по образу и подобию Бога. Каждый человек имеет бесценную ценность и неограниченный потенциал, независимо от обстоятельств его зачатия.
Слово человек обозначает нечто настолько уникальное и настолько ценное, что оно предназначено только для одного вида: homo sapiens. В сотворенном порядке люди стоят особняком как венчающее выражение нашего Творца.
Человечество начинается не в тот момент, когда мы рождаемся или когда делаем первый вдох. Человечество начинается в момент зачатия, когда сперматозоид и яйцеклетка объединяются, образуя зиготу, которая, согласно Британской энциклопедии, представляет собой
Согласно Развитие человека: продолжительность жизни , « В ту долю секунды, когда хромосомы образуют пары, будет определен пол нового ребенка, будут установлены наследственные признаки, полученные от каждого родителя, и новая жизнь начнется ».
Несмотря на все научные доказательства, подтверждающие то, что мы знаем о жизни в утробе матери, сторонники абортов продолжают обесценивать недоношенных — от стадии зиготы до первых месяцев внутриутробного развития и, во многих случаях, даже до рождается человек.
А в некоторых случаях пренебрежение к человеческой жизни продолжается и после рождения, поскольку некоторые люди поддерживают узаконенное детоубийство. Наше общество обесценило жизнь в утробе матери до такой степени, что каждый день в Америке посредством абортов убивают около 3000 недоношенных людей. В самом деле, ни один другой сегмент общества не был лишен своих данных Богом прав в такой степени, как это было у нерожденных. Нерожденные дети — самая дискриминируемая группа в истории Америки.Когда мы позволяем бессмысленное, безудержное убийство недоношенных, мы нападаем на единственное место, которое Бог создал для защиты жизни на ее наиболее уязвимом этапе — матку. Недавно я прочитал статью, написанную пастором Марком Джонсом, старшим служителем Пресвитерианской церкви Веры Ванкувера и автором книги «Познание Христа ». Его понимание того, насколько Бог ценит матку, невероятно:
Бог также создал матку как место, из которого Он будет приводить людей в мир для Своего Сына (Колоссянам 1:16).
Когда убивают нерожденного ребенка, это не только грех против Бога, но и грех против славы Христа. Почему? Потому что у этой вечной души никогда не будет возможности прославить Христа в этом мире. Каждый аборт потенциально лишает Христа воплощённого, живого поклонника — того, кого Бог стремится прославить как себя, так и своего Сына. Аборт настолько неправилен, потому что он лишает Бога Его высшей прерогативы в этом мире: создания, созданного по образу Христа, которое поклоняется Богу Духом.
Если и есть что-то, что должно нас огорчать в связи с абортом — а их много, — так это то, что Христос был лишен своей славы.
Мы хотим, чтобы у детей была жизнь. Но более того, мы хотим, чтобы у детей была жизнь во Христе — жизнь, которую Он пришел предложить, войдя в этот мир в утробе девы
.
Это центральный факт для христианина, выступающего за жизнь. Мы люди с момента зачатия, как и Христос был человеком с момента зачатия. Бог ясно показал, что жизнь во чреве бесценна, потому что Он Сам пришел на землю через чрево.
Это, безусловно, тревожная и навязчивая истина, что убийство недоношенных детей, по словам пастора Джонса, «равносильно проникновению в безопасную зону, созданную Богом, и разграблению того, что он любит больше всего».
По иронии судьбы, лидеры нашей страны приняли такие законы, как Закон о нерожденных жертвах насилия от 2004 года. убита в 2002 году мужем Лачи, Скоттом.) Этот спорный закон квалифицирует как преступление причинение вреда плоду во время нападения на беременную женщину. И тем не менее, каждый день от рук аборта погибает около 3000 зародышей.
Одними и теми же устами мы восхваляем неограниченный доступ женщин к аборту и приветствуем Закон о нерожденных жертвах насилия, согласно которому убийство или причинение вреда нерожденному ребенку во время нападения на мать является отдельным преступлением.
Эта культурная двойственность фатальна и бессмысленна. И это одна из многих причин, по которой Human Coalition занимается не только спасением детей и служением семьям, но и просвещением общественности о том, что значит быть человеком.
Позднее в этом месяце я поделюсь третьей частью многостраничного блога о Четырех Доказательствах Жизни, обсуждая ценность жизни с философской точки зрения. Здесь вы можете найти две мои предыдущие статьи в блоге, в которых подробно рассматриваются библейские и научные доказательства существования жизни, которые легли в основу нового названия нашей организации.
Вы также можете узнать больше здесь о Human Coalition и нашей миссии уважать достоинство каждой человеческой жизни, спасая детей и служа семьям. Как всегда, я ценю ваши мысли и отзывы о моих статьях в блоге, поэтому, пожалуйста, не стесняйтесь отвечать в комментариях.
* Лоуренс Б. Файнер и Стэнли К. Хеншоу, «Различия в показателях нежелательной беременности в Соединенных Штатах, 1994 и 2001 годы»,
Перспективы сексуального и репродуктивного здоровья, 2006, 38(2): 90–96.0 0 голосов
Рейтинг статьи
Ценность человеческой жизни
Однажды я спросил группу христиан: «Кто такие люди?» Без колебаний один человек выкрикнул: «Бесполезные грешники!» Вся группа кивнула в знак согласия.
Я ответил: «Конечно, за исключением Иисуса, все грешники без Божьей благодати. Тем не менее, мы должны спросить себя, бесполезны ли люди для Бога? Должны ли мы так относиться к людям?»
Часто наша первая реакция — презирать людей, потому что они грешники. Однако, насколько нам известно, первыми словами Бога о людях были не «сотворим человека, который станет никчемным грешником». Наоборот, Он сказал: «Сотворим человека по образу Нашему» (Бытие 1:26).
Большинство из нас слышали эту библейскую тему раньше, но редко осознаем, насколько она занимает центральное место в Библии. От корки до корки Писание говорит нам о Боге, но они также говорят нам об образе Бога. Ветхий Завет концентрируется на образе Бога в древнем Израиле. Новый Завет резюмирует цель христианской жизни, призывая нас «облечься в нового человека, созданного по подобию Божию» (Еф. 4:24). Апостол Павел даже превозносил Христа, называя Его «образом Божиим» (2 Кор. 4:4; Кол. 1:15). Эта тема настолько распространена в Писании, что должна быть центральной в жизни каждого христианина.
Что такое образ Божий?Итак, что же имеет в виду Библия, когда называет людей образом Божьим? На протяжении тысячелетий христианские богословы отвечали на этот вопрос прежде всего тем, что отмечали, чем люди отличаются от других земных существ. Они подчеркивали тот факт, что мы разумные и нравственные существа, обладающие бессмертной душой. Эти наблюдения верны в той мере, в какой они идут, но они не отражают акцент Писания.
Чтобы понять, что Библия подчеркивает в отношении образа Бога, мы должны вернуться к тому времени, когда Моисей писал о сотворении человечества. Археологические открытия показывают, что во времена Моисея многие народы называли людей «образом», «подобием» и «сыном» своих богов.
Когда Моисей готовил израильтян к жизни в земле обетованной, он противостоял ложным, демоническим религиозным учениям имперского Египта, обучая Израиль истине об образе Бога. «Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Честь быть образом Божьим досталась не нескольким царским особам. Бог предопределил, чтобы каждый человек, мужчина и женщина, представлял Его на земле. Бог наделил каждого человека привилегией и обязанностью узнать Его волю и исполнить ее на земле.
Неудивительно, что Иисус сказал, что весь Закон и пророки основаны на заповедях любить Бога и ближнего — Бога и Его образ (Мф. 22:37–40). Писание неоднократно учит, что плохое обращение с людьми совершенно несовместимо с почитанием Бога. Бог сказал Ною не терпеть убийства, «потому что Бог создал человека по образу Своему» (Бытие 9:6). Иаков подчеркивал, насколько абсурдно, чтобы одни и те же люди «благословляли нашего Господа и Отца и… . . проклинать людей, сотворенных по подобию Божию» (Иакова 3:9).
Имперский Египет научил израильтян лжи, которую склонно принимать каждое поколение, включая наше собственное. Ценны жизни некоторых людей: политических лидеров, богатых, высокообразованных, здоровых, молодых, тех, кто может заслужить наше уважение. Другие просто не имеют такого значения: бедные, простые, необразованные, больные, престарелые, нерожденные дети, которые ничего не могут заработать. Мы легко относимся к ним как к бесполезным.
Моисей в свое время научил израильтян чему-то радикальному.