Карен прайор – Прайор, Карен — Википедия

Содержание

Карен Прайор «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя!»

Методы дрессировки животных и воздействия на людей с помощью положительного подкрепления известны уже больше полувека и имеют огромную армию последователей. Для широкого круга читателей на эту тему была написана книга «Не рычите на собаку!». Это произведение в традиционном американском стиле книг по саморазвитию: автор обещает, что поможет улучшить отношения с людьми и добиться ощутимых успехов в разных сферах жизни. В статье критически анализируется, оправданы ли данные способы управления субъектами, насколько они эффективны и этичны.

Карен Прайор «Не рычите на собаку»: можно ли успешно дрессировать людей, оставаясь при этом гуманным человеком?

Положительное подкрепление — это нечто приятное для субъекта. Происходя одновременно с каким-то действием субъекта, положительное подкрепление увеличивает вероятность повторения данного действия в будущем. Зная этот закон, можно формировать деятельность субъекта.

Карен Прайор (род. в 1932 г.) — биолог-бихевиорист, которая начала тренировать животных с помощью положительного подкрепления еще в 60-х годах пошлого века. Первое издание «Не рычите на собаку!: книга о дрессировке людей, животных и самого себя» увидело свет в 1984 году. Впоследствии книга множество раз переиздавалась, была переведена на другие языки и стала всемирным бестселлером.

«Эта книга о том, как научить любого — человека или животное, молодого или старого, себя или других — делать то, что можно и нужно. Как отучить кошку прыгать на кухонный стол и как заставить бабушку перестать пилить всех вокруг. Как повлиять на поведение детей, начальников, друзей и домашних животных. Как научиться хорошо играть в теннис или гольф и как улучшить математические способности и память. Всего этого можно добиться с помощью принципов подкрепления.» [4, 11]

Теоретические предпосылки книги

Обучение с помощью положительного подкрепления — не изобретение Карен Прайор. Эта техника использовалась дрессировщиками до нее и выросла из бихевиоризма. Основные понятия науки о поведении впервые появились в работах русского ученого И. П. Павлова. Он установил, что организм отвечает реакциями на раздражения, которые посылает внешняя среда, другими словами, стимулы вызывают рефлексы [3]. Американский психолог Б. Ф. Скиннер углубился в изучение условных рефлексов, оперантного поведения и положительного подкрепления. В отличие от Павлова, который был больше озадачен физиологической работой мозга во время реакции «стимул — рефлекс», Скиннер сосредоточился на изучении оперантного поведения и положительного подкрепления[1, 101]. Эти исследования становятся теоретической базой книги «Не рычите на собаку!».

Заслуга Карен Прайор в том, что она превратила сухую теорию в легко читаемое практическое руководство. Приемы, которые раньше были известны только узкому кругу дрессировщиков животных, узнали во всем мире. Книга будет полезна даже тем, кто категорически не приемлет ущемления чужой воли и не стремится прививать людям вокруг новые модели поведения. Каждому полезно знать, какие причины лежат в основе того или иного поступка другого человека.

Личный опыт применения советов из книги

Принципы, которые Карен Прайор описывает в своей книге, покоряют простотой, очевидностью и логичностью. Недаром автор сравнивает их с физическими законами. Словно Ньютон, описывающий ускорение яблока, падающего с Пизанской башни, Прайор приводит сценарии взаимоотношений субъектов к красивым и понятным формулам. Разобраться в теории совсем не сложно.

Трудности открываются на практике. Когда дело доходит до поведения реальных животных и тем более людей, это больше напоминает попытки определить место падения яблока, сброшенного с высоты во время шквального ветра: результаты могут быть совершенно непредсказуемыми.

Попытка номер один: мама

Моя мама часто обижалась и замыкалась в себе, когда ей не нравилось мое поведение. Она могла днями молчать и пребывать в плохом настроении, не объясняя причин. Жить в такой гнетущей атмосфере очень тяжело, поэтому я обычно быстро сдавалась и пыталась извиниться за свое поведение, даже если не чувствовала себя виноватой. После этого мама наконец изливала все свои обиды. Чаще всего такие переговоры заканчивались моими слезами, но после наступало примирение. Подобное поведение повторялось на протяжении почти десяти лет.

Я решила, что эта проблема идеально подходит, чтобы применить один из важных советов книги: не подкреплять нежеланные действия. В данном случае мне стоило перестать приходить к маме с извинениями. Во время следующих ссор я прекращала общаться с мамой до тех пор, пока она сама не сделает шаги к применению. Тем не менее, мама по инерции продолжала действовать также как и раньше. Вместо того чтобы перестать ругаться, мы конфликтовали всё больше, мамины периоды молчания начали повторяться чаще. В тот момент у меня появились серьезные сомнения в правильности советов книги. Одна из ссор привела к тому, что мы не общались 2 месяца. Тем не менее, первый шаг к примирению в тот раз сделала мама. И после этого она больше не возвращалась к своей прежней тактике манипулирования. Таким образом, эксперимент можно считать успешным.

Попытка номер два: кошка

У нас с мужем в квартире живет замечательная кошка. Она умная, игривая и беззлобная, но с одним большим недостатком в поведении: она любит ходить по столам и сбрасывать все вещи на пол. Кошка реагирует на окрик по имени и сразу спрыгивает со стола, но когда дома никого нет, она нарушает запрет. Посуду или вещи, которые мы оставляем на столе, после работы находим на полу. Наказания никогда не давали результата, потому что происходили не в момент преступления, а намного позже: кошка просто не понимала, за что мы ее ругаем. Обратившись к книге Карен Прайор, я узнала, что нужно организовать неприятное событие, которое последует за прыжком на стол, даже если нас в этот момент не будет дома. Перед уходом на работу я разложила на всех столах кусочки скотча клейкой стороной вверх в надежде, что они прилипнут к ее шерсти и вызовут нужные неприятные ассоциации. Вечером я обнаружила разрушения еще больше обычных: все вещи были сброшены со столов, туалетная бумага разорвана в клочья и даже дверцы шкафов были открыты. Скомканные куски скотча лежали повсюду и еще долго прицеплялись к моей одежде. Как действовать в таком случае, книга не сообщала. Кошка по-прежнему продолжает залезать на столы.

Из моих экспериментов можно сделать следующий вывод: хотя в книге «Не рычите на собаку!» очень много жизненных примеров, в ней нельзя найти ответы на все вопросы, с которыми предстоит столкнуться, применяя законы на практике. Зачастую появляются неожиданные сложности, а субъекты действуют совсем не так, как должны в теории. Но это не значит, что принцип положительного подкрепления не работает. Нужно иметь смекалку и гибкость, проявлять эмпатию и видеть суть процессов, происходящих между вами и другими субъектами, чтобы достигнуть успехов. С опытом действия станут более эффективными. «Не считайте описанные методы догмой, раз и навсегда определенными инструкциями. Относитесь к ним творчески.» — пишет Карен [4, 23].

Этический аспект «дрессировки» людей

Очевидно, что метод положительного подкрепления отлично подходит для дрессировки животных, потому что не требует физического наказания и превращает занятия в увлекательную и радостную игру. Но всё же основная цель книги «Не рычите на собаку!» в том, чтобы научиться влиять на поступки окружающих. А это, по мнению многих, нарушает права людей.

Сама Карен Прайор высказалась на эту тему очень метко: «Для тех, кто воспитан в гуманистических традициях, манипуляция человеческим поведением с помощью определенных сознательных приемов кажется абсолютным злом, несмотря на тот очевидный факт, что все вокруг постоянно пытаются манипулировать поведением друг друга, прибегая при этом к любым средствам» [4, 17].

Мы часто видим, как люди вокруг стараются в завуалированной форме заставить других делать то, что они хотят. Для этого в ход идут грязные приемы от намеков и лести до нытья, угроз и шантажа. Не получая желаемого, женщины плачут и обижаются, мужчины начинают скандалить. Мать может театрально вдыхать, хватаясь за сердце, если ее взрослый ребенок не делает то, что она от него хочет. Муж может кричать на жену, если ему не нравится, как она ведет себя. Это стало частью нашей жизни и воспринимается спокойно.

Знаменитый Дейл Карнеги в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», проданной тиражом более 15 миллионов экземпляров, учит людей избегать прямых конфронтаций, льстить и имитировать живой интерес к окружающим [2]. Противник его методов, психолог Эверетт Шостром в книге «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор», учит проявлять свои истинные эмоции, открыто идти на конфликты, и попутно дает советы, как это сделать с наибольшей выгодой для себя [5]. По сути и Карнеги и Эверетт оба учат манипулировать людьми. Представляют ли собой советы книги «Не рычите на собаку!» что-то иное?

Методы, предложенные Карен Прайор, действительно являются более честными и гуманными, чем то, чем обычно занимаются люди, чтобы добиться желаемого. Сравним поведение двух женщин, у которых мужья периодически задерживаются после работы в баре. Одна с улыбкой и радостью встречает мужа, вовремя пришедшего домой с работы (т.е. использует положительное подкрепление). Вторая перестает разговаривать с мужем, задержавшимся после работы, ожидая, что он испытает укоры совести. Обе хотят, чтобы после рабочего дня муж спешил домой и обе манипулируют, но какая из них вероятнее добьется желаемого, не испортив атмосферу в семье и не унизив достоинство супруга?

Пользуясь советами Прайор, человек активно и честно выражает свое удовольствие конкретным поведением другого человека, но не проявляет негативных эмоций, когда что-то идет не так. Если судить объективно, это один из самых мягких и ненасильственных способов выразить свое отношение к действиям субъекта. Такие манипуляции не наносят вреда людям, наоборот, они предоставляют им возможность снова получить удовольствие от положительного подкрепления.

Правила книги подходят и тем, кто устал от неприятных попыток окружающих повлиять на себя. Прекращая подкреплять поведение людей, которое ему не нравится, человек разрывает порочный круг и заставляет отношения перейти на другой уровень. Перестав просить прощения у родителей после затеянных ими ссор, перестав потакать капризным детям, перестав отвечать руганью коллеге, если тот провоцирует конфликт, человек вынуждает окружающих изменить свое поведение.

Знать, как своими действиями мы влияем на поведение других очень полезно, чтобы сделать этот процесс более осознанным. Это дает хотя бы примерные ориентиры в таком туманном и запутанном деле, как отношения людей. А правильный настрой и фантазия способны превратить решение проблем в увлекательную игру.

Литература:
  1. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003. с. 240
  2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. 9-е изд. Минск, 2016. с. 352
  3. Павлов И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 2. М., 1951. с. 324
  4. Прайор К. Не рычите на собаку! : книга о дрессировке людей, животных и самого себя. М., 2014. с. 288
  5. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992. с. 127

Автор: Ч. Евгения, Публицист

Текст публикуется в авторской редакции

Короткая ссылка на статью https://psychosearch.ru/karen


Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Карен Прайор «Не рычите на собаку!» — Психология эффективной жизни

Автор

Карен Прайор (родилась в 1932 году в США) — биолог, писатель, в прошлом дрессировщица и исследователь языка дельфинов в океанариуме «Жизнь моря» на Гавайях. Автор более 50 научных работ и статей, а также бестселлеров «Кормите ребенка грудью», «Не рычите на собаку!».

Сложность изложения

2 из 5. Рекомендуется в том числе родителям, языковым преподавателям, фитнес-тренерам, владельцам животных.

Целевая аудитория

Те, кто хочет изменить себя и окружение, научиться легко коммуницировать с людьми и добиваться результатов в любом деле.

Зачем читать

Книга поможет устранить многолетние доставляющие беспокойство неприятности, а также достигнуть результатов там, где была «пробуксовка». Автор рассказывает о том, как улучшить отношения с людьми, животными и самим собой, а также предлагает потрясающую методику, с помощью которой можно научиться вести себя так, как хочется нам. Это называется положительным подкреплением, представляющим самый действенный способ влияния на поведение других. Кошка перестанет лазить на стол, малыш научится вести себя без капризов, начальник регулярно станет повышать зарплату, а вы избавитесь от вредных привычек.

Читаем вместе

Автор рассматривает три аспекта коррекции чьего-либо поведения:

1. Положительное подкрепление

Мы уделяем пристальное внимание и плохим, и хорошим вещам, но особенно если что-то идет не так. Так называемое сознание мухи вынуждает нас наказывать ребенка, собаку, подчиненного. А сознание пчелы ведет к противоположному поведению: замечать только хорошее и приятное. Так положительное подкрепление представляет собой совпадающее с каким-то действием событие, которое приводит к повторному его совершению. Отрицательное подкрепление — нежелательное, им могут выступать неприятный звук, нахмуренное лицо, противная ситуация.

Если подкрепление происходит вовремя, оно эффективно. Например, данная собаке команда «сидеть!» должна подкрепляться, пока она сидит, а не встала. Раннее подкрепление попыток точно так же не дает результата: можно похвалить подчиненного за попытку что-то сделать, и он привыкнет пытаться, но не добиваться результата.

Подкрепление не должно быть огромным и значительным. В несколько раз лучше обычного подкрепления бывает куш в виде чего-то незапланированного и неожиданного, он тоже эффективно работает, но за счет элемента внезапности и величины.

Условное подкрепление выступает в роли отложенного, то есть сначала мы наблюдаем его признак, а потом действие. Это хорошо иллюстрировано примером денег, которые мы заработали: получили — купили что-то дорогое.

Подкрепления нельзя давать постоянно, лучше производить их в непредсказуемом порядке. Спонтанные подкрепления стимулируют нужное поведение.

2. Выработка

Она состоит в использовании тенденции к необходимому поведению, которая пошагово приводит к цели. Нужно выявить первоначальное поведение и подкрепить его.

Автор детально рассматривает 10 правил выработки.

1. Критерий нужно повышать постепенно, чтобы можно было выполнять требуемое действие и получать подкрепление.

2. Отработка чего-либо должна происходить в определенный промежуток времени. Делать это одновременно с несколькими критериями не рекомендуется.

3. Только подкрепив текущий уровень, можно переходить на следующий.

4. Старые критерии следует на время ослабить, когда вводятся новые.

5. В обучении иногда случается резкий скачок, поэтому планирование должно быть подготовленным к нему.

6. Тренеры должны оставаться одними и теми же в процессе выработки того или иного навыка.

7. Если один из путей выработки неэффективен, следует найти другой.

8. Любое обучение должно заканчиваться положительным подкреплением, иначе это будет выглядеть как наказание.

9. При ухудшении навыка рекомендуется пробежаться по предыдущему обучающему процессу и подкрепить его.

10. Тренировка должна заканчиваться радостно и легко.

3. Отучение

Существует некое нежелательное поведение, от которого лучше избавиться насовсем.

Четыре негативных и четыре позитивных способа отучения для достижения результата:

1. Необходимо ограничить или устранить негативный источник, чтобы он не был способен физически производить нежелательное действие.

2. Применение наказания.

3. Использование отрицательного подкрепления.

4. Игнорирование нежелательного поведения, отсутствие любого подкрепления.

5. Выработка нового поведения, которое будет несовместимо с нежелательным.

6. Выбор сигнала для совершения данного поведения, а затем его постепенное устранение.

7. Должно быть сформировано отсутствие, то есть подкрепление чего угодно, за исключением нежелательного поведения.

8. Замена мотивации через определение, по каким причинам происходит нежелательное поведение и какая цель будет наиболее правильной.

Лучшая цитата

«Какой бы ни была задача — заставить четырехлетнего малыша вести себя тихо и прилично при посторонних, отучить щенка грызть все подряд, тренировать спортивную команду, выучить стихотворение, — она решается быстрее, легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться положительным подкреплением».

Чему учит книга

— Любое живое существо поддается дрессировке, поэтому положительные действия должны подкрепляться вниманием, негативные стоит игнорировать.

— Истины можно постичь умом, если замечать у себя и окружающих необычные реакции.

— Эффективнее любого наказания работают вовремя протянутый пряник и моделирование поведения окружающих под себя. Мы бываем чересчур грубы с окружающими и неправильно используем принципы обучения с подкреплением.

— Нам следует знать то, что мы делаем. В повседневной жизни подкрепление можно применять в спорте, бизнесе, семье, работе с животными.

Детали

Писательница живет в Бостоне с двумя собаками и кошкой, обученными по ее собственной системе с помощью кликера (коробочки со щелчком).

 

От редакции

Если вы руководитель или собственник бизнеса, то необходимость воздействовать на окружающих возникает у вас постоянно. Сотрудники, фрилансеры и прочие подрядчики периодически срывают сроки? К сожалению, 80% людей остаются на уровне психологических подростков и не всегда способны четко соблюдать договоренности. Психолог Ярослав Вознюк предлагает попробовать несложную технику, основанную на силе авторитета и ритуальных формальностях: http://psy.systems/post/kak-zastavit-sotrudnikov-vypolnyat-svoi-obeshhaniya.

psy.systems

Книга «Не рычите на собаку!»

Добавить
  • Читаю
  • Хочу прочитать
  • Прочитал

Оцените книгу

Скачать книгу (полная версия)

10091 скачивание

Читать онлайн

9 планируют, 1 прочитал и 2 читают

О книге «Не рычите на собаку!»

Уникальная книга, которая способна сделать ваши взаимоотношения с любым человеком, животным и даже с самим собой гораздо лучше. Карен Прайор предлагает гениально простую и потрясающе эффективную методику, которая поможет вам научить кого угодно поступать так, как вам хочется. Речь не идет о коварных манипуляциях, гипнозе и полном подчинении воли. Речь идет о положительном подкреплении — самом надежном и действенном способе влиять на поведение других.

Вы узнаете, как заставить супруга раз и навсегда перестать ворчать; как научить трехлетнего ребенка вести себя прилично; как объяснить кошке, что не надо залезать на кухонный стол; как сподвигнуть начальника регулярно повышать вам зарплату; как улучшить свои собственные результаты в любой деятельности — от занятий спортом до сочинения стихов — или избавиться от вредных привычек с помощью положительного подкрепления.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Не рычите на собаку!» Карен и Гейл Прайор бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Мнение читателей

Признаться, я ожидала от этой книги чего-то большего, но ругать не буду, поскольку я вообще не знаток психологической литературы и читаю подобное редко и, наверное, не очень внимательно

3/5orange9

А мне книга совсем не понравилась, даже не смогла дочитать до конца, хоть и очень старалась

1/5Максакова ольга

Отличное качество, запах приятный, для малышей очень даже хороший пластилин.

4/5EЖЖjka

Добавление: тем, кто привык ругаться и в ответ на свои нападения получать сдачи, а не решения проблем, эта книга жизненно необходима!

4/5Бэлла Коледуб

Хорошая и годная книга о том, как влиять на поведение животных и людей

5/5sharlei

И действительно — метод дрессировки универсален как для животных/птиц/рыб, так и для людей, будь то ребенок или взрослый.

4/5Yashka

В этой книге очень доступно и понятно написано, почему наказания и давление неэффективны при дрессировке животных или общении с людьми

5/5Чадеева Ирина

Хорошая книга, простой язык, понятные и доступные советы, причем работающие как с собаками и кошками, так и с детьми и взрослыми.

5/5sans_logique

Книга нужная всем РОДИТЕЛЯМ, и просто обычным людям, которые хотят прожить свою жизнь вдумчиво, а не плыть по течению

4/5Гринь Людмила

Автор, прошедшая много тренингов и курсов по психологии, очень подробно рассказывает о таком приеме в дрессировке, как положительное подкрепление

4/5LenaMah

Советы, данные автором применимы и к мужу, и к детям, к соседям и коллегам

4/5Москаева Ирина

Эта книга — настоящая Волшебная палочка для тех, кто хочет хороших отношений с близкими

5/5Малякина Ксения

Отзывы читателей

  • А

    Книга очень классная, советую всем прочитать. Подойдет тем, кто поступил учиться на кинолога и психолога

Подборки книг

Похожие книги

Другие книги автора

Информация обновлена:

avidreaders.ru

Карен Прайор — биография и семья

Дрессировка собак с помощью кликера

Американский биолог и писатель с мировым именем в области биологии и дрессировки морских млекопитающих и поведенческой психологии; автор более 50 научных трудов и статей в популярных и профессиональных журналах.

Благодаря ее работе с дельфинами в 60-х годах прошлого столетия Прайор стала первопроходцем в области современных методов обучения и дрессировки животных, без применения силы и принуждения, а также общепризнанным специалистом международного уровня по вопросу выработки оперантного условного рефлекса – науки и искусства изменять поведение животного с помощью положительного подкрепления.

Прайор – основатель и лидер всемирного движения сторонников дрессировок домашних питомцев и других животных с помощью кликера, устройства, которое издает звук щелчка при применении. Сторонники дрессировок с кликером ратуют за поиск новых способов общения с животными. Карен — автор нескольких широко известных книг, переведенных на многие языки мира, в том числе, и на русский язык. Бестселлер Карен Прайор ‘Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей’ (Don’t Shoot The Dog: The New Art of Teaching and Training), впервые опубликованный в 1984 году, выдержал с тех пор множество переизданий. Среди других наиболее известных ее книг – ‘Кормите ребенка грудью’ (Nursing Your Baby), уже ставшая классикой популярная книга о грудном вскармливании, написанная для молодых матерей, которая была продана тиражом более 2 миллионов экземпляров.

Карен Прайор родилась 14 мая 1932 года в Нью-Йорке (New York City). Она училась в Корнелльском Университете (Cornell University), получив диплом бакалавра в 1954 году, и затем продолжила обучение в области зоологии и поведенческой биологии в Гавайском Университете (University of Hawaii), Нью-Йоркском Университете (New York University) и Рутгерском Университете (Rutgers University) в штате Нью-Джерси (New Jersey). Она была основателем Гавайского парка морских обитателей (Hawaii’s Sea Life Park) и Океанического института (Oceanic Institute), где Прайор работала в качестве куратора и тренера-новатора для дельфинов. Кроме того, Прайор работала на правительство Соединенных Штатов (United States) как член комиссии по вопросу морских млекопитающих и консультировала в частном порядке по вопросам поведения и обучения животных. Карен Прайор входи

т в совет попечителей Кембриджского центра по изучению поведения (Cambridge Center for Behavioral Studies) и является членом правления Фонда Берреса Фредерика Скиннера (Burrhus Frederic Skinner), известного американского психолога и писателя.

В настоящее время многие инструкторы по дрессировке собак используют кликеры, маленькие пластиковые устройства со звуком щелчка, как маркер, сигнал, т.е. способ сказать собаке, что ее поведение заслуживает вознаграждения.

В 1987 году Прайор начала проводить семинары и общаться с сотнями и тысячами ‘собачьих’ инструкторов, которые стремились воплотить в жизнь ненасильственную систему обучения, основанную не на наказаниях и принуждении. Сам метод дрессировки с кликером был разработан еще в 30-х годах прошлого века в лаборатории Скиннера, но распространился по всему миру только благодаря усилиям Карен Прайор и других тренеров, ставших его сторонниками. Методы позитивного подкрепления в настоящее время широко используются в зоопарках, при приручении и оказании медицинской помощи диким и домашним животным, среди которых кошки, собаки, кролики, крысы и мыши; а также в животноводстве, с коровами, козами, ламами и лошадьми, и даже при общении с экзотическими рептилиями и попугаями.

Карен Прайор стала основателем, издателем и генеральным директором ‘Karen Pryor’s Clickertraining (KPCT)’, компании, название которой говорит само за себя, и издательского дома ‘Sunshine Books, Inc.’, которая специализируется на книгах и видеофильмах поведенческого направления, особенное внимание уделяя, конечно же, методу дрессировок с кликером, науке выработки оперантного условного рефлекса и положительного подкрепления; и его онлайновых подразделений. Она также является основателем ‘TAGteach International’, организации, которая учит тренеров использовать принципы основанного на маркерах обучения в различных видах спорта и танцевальных дисциплинах.

Карен воспитала трех детей, у нее уже семь внуков. В настоящее время она живет в Бостоне (Boston), с двумя собаками и кошкой, обученными по ее сосбственной системе с помощью кликера


facecollection.ru

Автор: Прайор Карен — 7 книг.Главная страница.

Биография

Американский биолог и писатель с мировым именем в области биологии и дрессировки морских млекопитающих и поведенческой психологии; автор более 50 научных трудов и статей в популярных и профессиональных журналах.
Карен Прайор родилась в семье известного американского писателя-натуралиста Филипа Уайли.
С раннего детства в ее окружении были животные — собаки, птицы и, как писал Конрад Лоренц, «она с детства принадлежала к тем, кто ощущает неизъяснимую радость, просто наблюдая животных, и благодаря этому научилась интуитивно понимать их поведение в целом, как систему». Наверное, в этом истоки феномена Карен Прайор.
В начале 60-х годов, сразу практически после окончания Корнельского университета, она становится главной дрессировщицей дельфинов в только что созданном океанариуме «Жизнь моря» на Гавайях. Жизнь не дает ей времени на раскачку, и путь от начинающего тренера до мастера великолепно владеющего всем арсеналом методик, разработанным бихевиористской школой для изучения процесса обучения, и реализовавшего его в уникальном представлении дельфиньего цирка, она проходит почти мгновенно.

Однако Карен Прайор не только обучает дельфинов, она ищет и находит пути их понимания, общения с ними — так она становится исследователем с мировым именем.
Наконец, Карен Прайор — писательница. Первой была книга «Кормите ребенка грудью» — она весьма популярна в США и ее тираж уже превысил два миллиона экземпляров. «Несущие ветер», включенная в данный сборник — записки дрессировщицы, как написала она в подзаголовке «Рассказ о дрессировке дельфинов». Это не только увлекательная по сюжету книга, но и практическое руководство для грамотной дрессировки. Наконец, книга «Не рычите на собаку!» — о том, как обучать практически всему и кого угодно, используя принципы обучения с подкреплением.
Карен воспитала трех детей, у нее уже семь внуков. В настоящее время она живет в Бостоне (Boston), с двумя собаками и кошкой, обученными по ее сосбственной системе с помощью кликера.
Библиография

Не рычите на собаку
Несущие ветер
Дрессировка собак с помощью кликера
Интересные факты

• Прайор – основатель и лидер всемирного движения сторонников дрессировок домашних питомцев и других животных с помощью кликера, устройства, которое издает звук щелчка при применении.

• Она была основателем Гавайского парка морских обитателей (Hawaii’s Sea Life Park) и Океанического института (Oceanic Institute), где Прайор работала в качестве куратора и тренера-новатора для дельфинов.

Дрессировка с кликером — это новый революционный метод дрессировки, мягкий, эффективный, быстрый, простой и очень интересный! «Дрессировка собак с помощью кликера» Карен Прайор, впервые начавшей использовать кликер, является идеальным руководством,… Полная аннотация

litvek.com

Рецензии на книги Карен Прайор

Вообще я должна была прочитать эту книгу года четыре назад, но свершилось только сейчас.
Наталья Юрьевна, простите! 🙂

Вот не был близок или может не особо понятен бихевиоризм. Как-то не сложилось. Необходимость позитивного подкрепления понимаю, знаю о его важности, но не могу я проникнуться до сих пор. Я долгое время в школе ощущала несправедливость, что подкрепляются позитивно лишь троечные оценки своим вытягиванием на четвёрку, а мои же четвёрки никогда не становились пятёрками. И этот метод кнута-пряника порядком надоел.

Я не могла полностью поверить в то, что только лишь через пряник мы добьёмся от человека какого-то «нужного нам поведения». В детстве — да, безусловно, а во взрослом возрасте далеко не всегда. Каждому из нас приятно, когда нас хвалят и хвалят, и снова хвалят, но человек — уникален, и каждому похвала нужна в разной степени. Например, меня невозможно перехвалить, так как похвала только лишь мотивирует что-то делать и быть ещё лучше, а кого-то похвала расслабляет. Все мы знаем, что кричать нельзя, что бить нельзя, и это истина, это аксиома.

Психологи говорят, что привычки формируются к 60-70 дню. Однако я знаю, что где-нибудь и когда-нибудь всплывёт именно «глубинное», а заученное уйдёт в конкретной ситуации на второй план. Люди — не механические куклы с заранее заданной программой, всегда найдется непредсказуемая ситуация с непредсказуемым поведением. Считать, что человека можно изучить как под микроскопом — самонадеянность. Люди гораздо более сложные и интересные системы, чем это рассматривается в любой из теорий личности. Говоря о животных, могу сказать тоже самое, только я пока не изучила должным образом зоопсихологию и этологию, и поэтому на более плотном уровне едва ли смогу объясниться.

А вообще, я считаю, что нужно быть аккуратными с формированием любого подкрепления. Реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться. Так дети учатся хныкать при необходимости уговорить родителей сделать то или иное действие — подойти ли к кроватке, купить ли мороженое и т.п. Бихевиоризм хорош для работы с детьми-аутистами, тут бесспорно. И это отличный опыт, о пользе которого пишут и говорят сами матери детей.
Но я считаю, что здоровому человеку нужно вскрывать что-то глубинное, чтоб постичь его настоящее. Ни одно поведение не возьмётся просто так. Но если же рассматривать бихевиоризм как благодарность за проявленное действие, то это, безусловно, отлично. И я знаю, что лично мне проще кого-то похвалить, чем ругать без устали. А желания дрессировать свою собачку у меня не появилось, хотя корректировать что-то точно нужно и можно.

Не скажу, что я очень увлеклась этой книгой, но всё-таки занятно было иногда окунуться в загадочный мир поведения, которое можно сформировать под себя. Книга о вполне обычных вещах, но как часто мы о них забываем или вообще не используем в жизни! Порой от подобных книг начинаешь лучше понимать окружающих, но чаще всего ещё больше запутываешься. В случае с бихевиоризмом я точно путаюсь. Чужой внутренний мир — такие дремучие дебри!.. Поэтому углубляться в них лучше лишь время от времени. А в моём случае на первую позицию в изучении поведения человека выйдут фрейдисты и неофрейдисты, а уж только потом бивевиористы, так как изучать поведение без изучения мотивов и целей – странное дело. Кстати, бихевиоризм критиковался А.Н. Леонтьевым.

И вообще какие-то сложные отношения у меня с бихевиоризмом и с юнгианской психологией… Ничего не могу поделать, к сожалению. Наверное, нужно изучать ещё.

www.livelib.ru

Прайор Карен. Не рычите на собаку!

Нe рычите на собаку!

(О дрессировке животных и людей)

   Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других – и чему угодно.
   Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память? Все это можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением.
   Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, как законы физики. Они лежат в основе всех ситуаций обучения, точно так же, как падение яблока основано на законах гравитации. При попытке изменить чье-либо поведение, будь то собственное или чужое, мы используем эти законы, независимо от того, знаем мы их или нет. Чаще всего мы их применяем неправильно.
   Мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. Мы грубы и нетерпеливы с детьми, друг с другом, даже сами с собой, и потом сожалеем об этой грубости. Зная лучшие способы управления поведением, мы достигли бы своей цели быстрее, к тому же без нервотрепки, но мы не представляем, как это сделать. Мы попросту не можем привести в соответствие те приемы, которыми современные дрессировщики достигают успеха, с законами положительного подкрепления. Какой бы ни была наша задача – заставить ли четырехлетнего малыша вести себя тихо при посторонних, отучить ли щенка грызть дома все что попало, тренировать ли спортивную команду, выучить ли стихотворение – она решается быстрее, легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться положительным подкреплением. Законы подкрепления просты: их можно за десять минут записать на школьной доске и за час выучить. Применение их в основном зависит от ситуации, обучение с подкреплением подобно игре, в которой надо быстро соображать. Каждый может быть тренером, но некоторые от природы способны к этому больше, чем другие. Вам вовсе не обязательно отличаться каким-то особым терпением, быть сильной личностью, не требуется и особого подхода к детям и животным, можно не обладать и тем, что цирковой дрессировщик Франк Бук называет силой человеческого взгляда. Вам надо только знать, что вы делаете. Всегда были люди с интуитивным пониманием того, как применять законы дрессировки. Мы называем их талантливыми учителями, блестящими военачальниками, выдающимися тренерами, гениальными дрессировщиками. Мне приходилось наблюдать за некоторыми театральными режиссерами и многими дирижерами симфонических оркестров, которые очень умело использовали в своей работе подкрепление. Эти одаренные воспитатели не нуждаются в книге о том, как использовать законы, управляющие обучением. Однако для всех нас остальных – простых смертных, – кто вслепую пытается совладать с плохо управляемым питомцем, вступает в конфликт с ребенком или сослуживцем, знание законов подкрепления может сослужить хорошую службу. Обучение с подкреплением – это вовсе не система наград и наказаний; современные тренеры даже не используют этих терминов. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время, как, например, в уголовном суде. Они могут повлиять, а могут и не повлиять на будущее поведение, но они, безусловно, не могут воздействовать на уже совершенное действие. Подкрепление – будь то «положительное», то, к чему надо стремиться, например, улыбка или ласка, или «отрицательное» – то, чего надо избегать, подобно рывку поводка или нахмуренным бровям – происходит именно во время поведения, на которое надо воздействовать. Подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент.
   Впервые я услышала об обучении с положительным подкреплением на Гавайях, куда в 1963 году я была приглашена старшим тренером дельфинария «Жизнь моря». Раньше я дрессировала собак и лошадей, пользуясь традиционными методами, но дельфины – другое дело; на животное, которое просто уплывает от тебя, не воздействуешь поводком, уздечкой или даже кулаком. Положительное подкрепление – в основном ведро с рыбой – единственное, чем мы располагаем. Психологи в общих чертах познакомили меня с принципами обучения с подкреплением. Искусство применения этих принципов я постигла при работе с дельфинами. Имея биологическое образование и всю жизнь интересуясь поведением животных, я оказалась очарованной не столько дельфинами, сколько моим с ними взаимным общением во время дрессировки. То, чему я обучилась, работая с дельфинами, я стала применять и в дрессировке других животных. И я начала замечать, как эта система входит в мою повседневную жизнь. Например, я перестала кричать на своих детей, потому что заметила, что крик не помогает. Подмечать поведение, которое мне нужно, и сразу подкреплять его – это гораздо более действенно, да к тому же еще и сохраняет мирные отношения в семье.
   Тот опыт, который я извлекла из дрессировки дельфинов, имеет солидное теоретическое обоснование. В этой книге я постаралась держаться подальше от теоретизирования, так как, насколько мне известно, правила по применению этих теорий обычно не описываются наукой и, с моей точки зрения, ученые часто неправильно ими пользуются. Но основные законы уже твердо установлены и должны приниматься во внимание при обучении.
   Основа этой теории по разным источникам известна как модификация поведения, теория подкрепления, оперантное обусловливание, бихевиоризм, психология поведения и т. д.; это тот раздел психологии, который принес мировую известность Б. Ф. Скиннеру, профессору Гарвардского университета.
   Я не знаю другой современной области науки, которую бы в такой степени поносили, не понимали, переиначивали, неправильно истолковывали и неверно использовали. Одно только имя Скиннера приводит в ярость тех, кто является поборником «свободной воли» в качестве характеристики, отделяющей человека от животного. Для тех, кто воспитан в гуманистических традициях, воздействие на поведение человека при помощи своего рода осознанной техники кажется непоправимо безнравственным, несмотря на тот очевидный факт, что все мы пытаемся влиять на поведение друг друга любыми попавшимися под руку средствами.
   Пока гуманисты нападали на бихевиоризм и самого Скиннера с таким же жаром, с каким когда-то правоверные обрушивались на еретиков, бихевиоризм превратился в громадный раздал психологии, которым занимаются целые факультеты в университетах, он широко применяется в клинике, бихевиористы издают специальные журналы и созывают международные конгрессы бихевиоризму обучают на специальных курсах, в нем возникает ряд доктрин и разных течений, ему посвящаются целые горы литературы. Это принесло определенную пользу обществу. Некоторые болезни – например, аутизм – оказались более чувствительны к формированию и подкреплению, чем к любым другим воздействиям. Многие врачи успешно разрешали эмоциональные проблемы своих пациентов, используя приемы бихевиоризма. Большая эффективность простого изменения поведения по сравнению со скорпулезным копанием в источниках его происхождения – по крайней мере в некоторых обстоятельствах – способствовала возникновению семейной терапии, в которой рассматривается поведение каждого «иена семьи, а не только того, чье страдание наиболее очевидно. Обучающие машины и программированные учебники, разработанные на основе Скиниероаской теории, были первыми попытками разбить обучение на этапы и поощрять обучающегося за правильные ответы. Эти ранние механизмы были неуклюжими, но именно они были предвестниками компьютерного обучения, которое оказалось не только высокоэффективным, благодаря совершенству выбора времени подкрепления компьютером, но и висело в процесс обучения веселые нотки в связи с забавным характером подкрепления (фейерверки, танцующие роботы). Программы подкрепления, использующие жетоны и талоны, которые можно накопить и обменять на конфеты, сигареты или какие-то льготы, были установлены в психиатрических лечебницах и некоторых других учреждениях. Нет недостатка в программах аутотренинга, позволяющих следить за весом и изменением других привычек в нужную сторону, и все они основаны на положительном подкреплении. Интересным применением подкрепления для тренировки физиологических реакций является биологическая обратная связь. Академические ученые изучили мельчайшие аспекты обуславливания. Например, одно исследование показывает, что если вы составляете таблицу, чтобы следить за своими успехами в выполнении какой-либо саморазвивающей программы, то вы скорее выработаете новые привычки, если будете ежедневно не ставить в клеточке соответствующей графы крестик, а сплошь ее зачеркивать. Обрастание деталями преследует конкретные психологические цели, но я не смогла извлечь из них большой пользы для обучения. Тренинг представляет собой петлю, двустороннюю связь, в которой события на одном конце изменяют события на другом, точно так же, как это происходит в кибернетической системе с обратной связью, хотя многие психологи рассматривают свою работу, как нечто, что они дела ют по отношению к субъекту, а не совместно с ним. Для настоящего тренера наиболее интересными и потенциально наиболее плодотворными событиями в процессе обучения являются идеосинкразические и неожиданные ответы, которые может дать каждый испытуемый, хотя почти во всех научных работах стремятся игнорировать и свести к минимуму индивидуальные реакции. Изобретение методов, которые Скиннер назвал «формирование» для последовательного изменения поведения и реализация этих методов – процесс творческий. Несмотря на это, психологическая литература изобилует программами формирования, которые Настолько невообразимы, чтобы не сказать неуклюжи, что, с моей точки зрения, представляют собой жестокое и необычное наказание. Возьмем, например, приводимый в одном из последних научных журналов метод борьбы с ночным самопроизвольным мочеиспусканием, который включает не только установку специальных датчиков влажности в детской постели, но и присутствие врача, проводящего ночь рядом с ребенком! При этом авторы указывают, что этот способ дорого обходится семье. А какова же его цена для психики ребенка? Такой способ «поведенческого» решения вопроса подобен попытке бить мух лопатой. Прежде чем двигаться дальше, я должна извиниться перед всеми профессиональными бихевиористами, которые обеспокоены моим лихим использованием терминологии теории подкрепления. Словарь Скиннера имеет несколько элегантных определений, таких, как оперантное обучение, которое подчеркивает, что субъект является оператором, а не только пассивным участником, или последовательное приближение, предполагающее постепенный характер процедуры формирования навыков. Однако, обучая тренингу, я обнаружила, что люди спотыкаются об эту непривычную терминологию. Чтобы четко изложить предмет, вы должны обучить двум вещам; самой сущности работы и подходящему способу ее обсуждения. По мере распространения из университета в университет Скиннеровская терминология подверглась некоторой модификации; то, что одни называют условными стимулами, другие предпочитают именовать различительными стимулами, а третьи употребляют жаргонное выражение «S-дельта». Этот специфический словарь все время разрастается. Поэтому я пожертвовала научной точностью ради такой терминологии, которая, как мне кажется будет понятной. Шопенгауэр сказал однажды, что каждая оригинальная идея сначала осмеивается, потом на нее яростно нападают, и, наконец, она принимается как нечто само собой разумеющееся. Насколько мне известно, теория подкрепления не является исключением. Несколько лет назад Скиннера повсюду высмеивали за то, что он продемонстрировал формирование навыка, обучив пару голубей играть в пинг-понг. Теплая, комфортабельная, самоочищающаяся, полная забав комната, которую он оборудовал для своих маленьких дочерей, была высмеяна, как антигуманный, аморальный и еретический «ящик для ребенка», чуть ли не тюремная камера. До сих пор ходят слухи, что его дочери сошли с ума, хотя на самом деле они выросли прекрасными работниками и очень славными людьми. И, наконец, сейчас многие образованные люди относятся к теории подкрепления как к некому пустяку, который они понимают и знают вдоль и поперек. Фактически же большинство людей ее не понимает, иначе бы они не вели себя так скверно с окружающими. В течение многих лет, с тех пор, как я начала заниматься экспериментами по тренировке дельфинов, я читала лекции и писала о правилах подкрепления для научных и профессиональных кругов, а также для широкой публики. Я обучала этому виду тренинга в высшей школе и в колледжах, я работала с выпускниками университетов, домохозяйками и служителями зоопарков, с членами моей семьи и друзьями. Я наблюдала и изучала работу дрессировщиков всех возможных типов: от ковбоев до спортивных тренеров, – и заметила, что принципы подкрепляемого обучения постепенно проникают повсюду. Голливудские дрессировщики животных называют использование метода позитивного подкрепления «аффективной тренировкой» и используют эту технику, чтобы вырабатывать такие типы поведения, которых нельзя добиться силой – например, как в рекламном телеролике, где бык спокойно прогуливается по китайской лавке. Сегодня многие спортивные тренеры используют позитивное подкрепление и формирование, а не полагаются на старинный метод кнута, и при этом результаты их воспитанников значительно улучшаются. Однако нигде я не обнаружила правил теории подкрепления, описанных таким образом, чтобы ими можно было непосредственно пользоваться на практике. В этой книге я объясняю эти правила так, как я их понимаю, а также поясняю, где я считаю нужным их применять, а где, по-моему мнению, это невозможно и нецелесообразно. Тренировка с подкреплением не разрешает всех проблем – она не увеличит ваш счет в банке, не спасет от неудачной женитьбы, не поможет в случаях тяжелых заболеваний психики. Некоторые ситуации, например, плач ребенка, не имеет отношения к проблеме тренировки и требуют других методов разрешения. Некоторые типы поведения человека и животных имеют генетические компоненты, которые трудно или невозможно изменить тренировкой. Ряд проблем просто не стоит того, чтобы тратить время на тренировку. Но во многих случаях, когда жизнь бросает человеку вызов, ставит задачи и посылает неприятности, правильное использование подкрепления может оказаться полезным. Практическое использование позитивного подкрепления в одной ситуации может побудить вас использовать его и в других. Как раздраженно сказал один исследователь дельфинов, с которым я работала: «Человеку нельзя разрешать заводить детей, прежде чем он не сумеет обучить цыпленка», подразумевая, что опыт достижения результатов в обучении существа, к которому невозможно применить силу, должен показать вам, что для воспитания ребенка вы так же не нуждаетесь в применении силы. Я заметила, что у большинства дельфиньих тренеров, использующих навыки позитивного подкрепления в своей ежедневной работе, чрезвычайно милые и приятные дети. Эта книга не обеспечит вам милых детей. И она не обещает дать вам какие-либо специфические результаты или навыки. Что она даст вам, так это фундаментальные принципы, лежащие в основе любого обучения, и некоторые основные установки творческого применения этих принципов в различных ситуациях. Другими словами она даст вам искусство тренировки. Она может помочь вам преодолеть те неприятности, которые беспокоили вас в течение многих лет, или достичь успехов в трудных для вас делах. Она, конечно, поможет вам, если вы того пожелаете, и обучить цыпленка.
   В теории подкрепления, по-видимому, существует естественный порядок, и в книге главы идут в той последовательности, в которой происходят процессы тренировки, от простого к сложному, как при реальном обучении, и это та самая последовательность, при которой наиболее легко овладеть профессией тренера. Книга построена таким образом, чтобы постепенно складывалось разумное понимание процесса тренировки при помощи позитивного подкрепления. Однако, так как эта теория широко применяется на практике, то в пяти главах книги в качестве примеров приводятся различные жизненные ситуации, в которых позитивное подкрепление играет положительную роль.



Что такое положительное подкрепление
   Положительное подкрепление – это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.
   Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.
   Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление – это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление – это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, – это отрицательное подкрепление).
   Поведение, которое уже встречается вне зависимости от того, насколько оно спорадично, всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления. Если вы зовете щенка, и он подходит к вам, а вы его ласкаете, то в дальнейшем подход щенка на зов становится все более и более надежным даже безо всякого другого обучения. Предположим, что вы хотите, чтобы кто-то позвонил вам – ваш отпрыск, родитель или любимый. Если он или она не звонит, то тогда уж ничего не поделаешь. Самое главное в обучении с подкреплением то, что вы не можете подкрепить поведение, которое не встречается. С другой стороны, если вы всегда проявляете радость, когда любимые вам звонят, то это значит что их поведение положительно подкрепляется, вероятность частоты их звонков, очевидно, увеличится. Конечно, если вы примените отрицательное подкрепление – «Почему ты не позвонил, почему я должна тебе звонить, ты мне никогда не звонишь» и т. д., замечания, которые вызывают раздражение, – вы создаете ситуацию, при которой звонящий избегает неприятностей тем, что не звонит; фактически вы обучаете их не звонить. Простое введение положительного подкрепления за поведение является наиболее элементарной частью этого вида обучения. В научной психологической литературе встречаются такие выражения: «Были использованы поведенческие методики» или «Проблема была решена с помощью поведенческого подхода». Обыкновенно это означает, что они отдают предпочтение положительному подкреплению перед другими использованными ими методами. Это совсем не означает, что они использовали весь арсенал приемов, описанных в этой книге; они могут и не знать о них. Однако введение положительного подкрепления часто является единственно необходимым мероприятием. Кстати, например, наиболее действенный способ приучить ребенка не мочиться в постель – лично похвалить его и выразить свое удовольствие, если утром простынки оказались сухими. Положительное подкрепление можно применить и к себе. В Шекспировской студии, которую я в свое время посещала, я встретила юриста с Уолл-стрит, которому было под пятьдесят и который был страстным любителем игры в сквош (игра, в которую играют ракетками и мягким мячом в закрытых кортах). Однажды он услышал, как я рассказываю об обучении, и уходя заметил, что можно испробовать положительное подкрепление на его игре в сквош. Вместо того что бы как обычно сокрушаться об ошибках, он попробует воз награждать себя за хорошие удары. Через две недели я снова встретила его. «Как сквош?» – спросила я. На его лице потаилось выражение заинтересованности и радости, что нечасто бывает с юристами с Уолл-стрит. «Сначала я чувствовал себя жутким дураком, – ответил он, – говоря: «Хорошо, Пит, молодец!» при каждом удачном ударе. Черт возьми, когда я тренировался один, я даже поглаживал себя по спине. Но затем моя игра начала улучшаться. И сейчас я на четыре ранга выше в клубной лестнице, чем был когда-либо раньше. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И получаю гораздо больше удовольствия. С тех пор как я не ору на себя все время, я не кончаю игру злым и разочарованным. Если удар не получился, ничего страшного, следующие будут хорошими. И я обнаруживаю, что мне просто смешно, когда кто-нибудь другой делает ошибку, бесится, бросает ракетку – я знаю, что это не улучшит его игру, я только улыбаюсь. Какой жестокий противник. И это сразу же как только перешел на положительное подкрепление. Подкрепление относительно, не абсолютно. Дождь является положительным подкреплением для уток, отрицательным для кошек, довольно безразличен, по крайней мере во влажную погоду, для коров. Пища не является положительным подкреплением, если вы сыты. Улыбки и похвалы могут быть непригодными в качестве подкрепления, если субъект хочет вывести вас из себя. В качестве подкрепления надо выбирать нечто желаемое субъектом. Для любой тренировочной ситуации полезно иметь набор подкреплений. В океанариумах «Жизнь моря» косаток подкрепляют множеством способов: рыбой (их пища), поглаживанием или почесыванием различных частей тела, вниманием окружающих, игрушками и т. д. Все представления – это действия, при которых животное никогда не знает, какое поведение будет подкреплено в следующий раз и каким будет подкрепление; эти «сюрпризы» так интересны для животных, что представления могут идти почти без стандартных подкреплений рыбой; животные получают пищу в конце дня. Необходимость постоянного перехода от одного подкрепления к другому увлекательна и интересна и для тренеров. Положительное подкрепление приносит пользу и при взаимоотношениях между людьми. Оно лежит в основе искусства делать подарки: точно угадать, что будет иметь подкрепляющее действие (правильный выбор является подкреплением и для делающего подарок). У нас чаще всего принято доверять выбор подарков женщинам. Я даже знаю одну семью, в которой мать покупает рождественские подарки всем и ото всех. И очень забавно, когда рождественским утром братья и сестры говорят: «Смотрите, это Биллу от Энни», хотя все знают, что Энни тут ни при чем. Но это не совершенствует у детей навыка выбирать способы поощрения других. В нашем мире человек, выработавший в себе наблюдательность в отношении положительного подкрепления, имеет большие преимущества перед другими. Как мать, я сделала все, чтоб мои сыновья научились делать подарки. Например, однажды, когда они были еще маленькими – семь и пять лет, я повела их в довольно фешенебельный магазин и предложила каждому выбрать по платью для их младшей сестренки. Им понравилось, развалясь в плюшевых креслах, одобрять или не одобрять платья, которые она примеряла, как нравится какому-нибудь миллионеру помогать своей подружке выбирать норковую шубку. Их маленькая сестренка тоже получила удовольствие. Так, благодаря этому и подобным упражнениям, урок был усвоен: как по-настоящему проникнуться интересом к тому, что хочет другой человек, как находить радость в поисках положительного подкрепления для тех, кого любишь.

 

Отрицательное подкрепление
   Психологи спорят по поводу определения отрицательного подкрепления. Для наших целей отрицательное подкрепление можно определить как то, что субъект будет стараться избегать. Отрицательные подкрепления имеют градации от слегка неприятных стимулов – едва заметный сквозняк от кондиционера в ресторане, который все-таки заставляет вас перейти за другой столик, – до всевозможных крайностей, например удара электрическим током. Наказание происходит после поведения, на которое оно должно воздействовать. Таким образом, вы не можете избежать наказания, изменив взгляды или поступки, так как неправильное поведение уже осуществилось. Малыш, которого отшлепали за плохой табель успеваемости, может в дальнейшем учиться лучше или хуже, но уже не сможет изменить того табеля, который он уже принес. Напротив, отрицательное подкрепление можно остановить или избегнуть сиюминутным изменением поведения. Допустим, сидя в гостиной у тетушки, я случайно положила ноги на кофейный столик. Тетушка неодобрительно поднимает брови. Я ставлю ноги на пол. Ее лицо мягчеет. Я чувствую облегчение. И поскольку я смогла остановить сигнал нерасположенности, совершившееся поведение было подкреплено. Я усвоила: в тетушкином доме держи ноги по дальше от мебели. Поведение может быть полностью сформировано на основе отрицательного подкрепления, как в большинстве случаев традиционной дрессировки животных: лошадь учится поворачивать налево, когда тянут за левый повод, потому что поворот прекращает неприятное давление; лев вспрыгивает на тумбу, чтобы избежать назойливого хлыста или острой палки, которые держат около его морды.
   В общем, термин «подкрепление» в этой книге относится к положительному подкреплению; если я захочу обсудить отрицательное подкреняение, я оговорю это особо. Вообще же оба вида подкрепления подчиняются одинаковым правилам применения. Например, ошибка во времени подачи подкрепления не даст результатов (или результаты будут плохими) при использовании как одного, так и другого метода подкрепления.

 

Время подачи подкрепления
   Как уже говорилось, подкрепление должно совершаться в связи с действием, которое предполагается видоизменить. Подкрепление – это информация. Оно говорит субъекту, что именно вам нравится. Когда субъект пытается обучиться, информационное содержание подкрепления становится важнее самого подкрепления. В тренировке спортсменов или при обучении танцоров именно восклицания инструктора «Да!» или «Хорошо!», отмечающие нужное движение, а не разбор тренировки или репетиции в раздевалке дают требующуюся информацию. Запоздалое подкрепление является наибольшим недочетом начинающего дрессировщика. Собака садится, но к тому времени, когда хозяин говорит: «Хорошая собака», собака уже снова стоит. За что, думает животное, его хвалят? За то, что оно встает. Если у вас возникают трудности в дрессировке, первый вопрос, который надо себе задать, не запаздывает ли ваше подкрепление. Если вы при работе с животным вдруг застряли в самый разгар дела, то иногда полезно, чтоб кто-нибудь со стороны понаблюдал за запаздыванием подкреплений.

thelib.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *