Карл роджерс психология: Карл Роджерс

Философская мудрость Карла Роджерса в эпоху интернет-психотерапии //Психологическая газета

Годы моей работы в Московской службе психологической помощи, благодаря использованию интернета в целом и особенно программы Скайп, приблизившей интернет-взаимодействие к очному консультированию и психотерапии, постепенно погрузили меня в очень насыщенный психотерапевтический опыт. Я много работал на телефонах доверия, однако там ситуация была все же гораздо более консультативной, нежели терапевтической. Это определялось, как правило, разовым контактом с абонентом, когда психотерапия просто не успевала развернуться во всю ширь и глубину. Очных же консультаций у меня было слишком мало, чтобы увидеть эту богатую динамику терапии, со всем спектром клиентов и их проблем.

Встретился я и с таким запросом, который иногда звучал в телефонных беседах, но в интернет-терапии зазвучал по-новому, громко и ясно: «Я утратила смысл… В чем смысл моей жизни теперь, когда я…?» После этого мог последовать перечень потерь, понесенных человеком.

Либо все звучало еще безысходнее: «Я никогда не видел смысла в этой жизни, и что в ней мне делать, разве что умереть?»

Это вопросы экзистенциального плана, традиционно звучащие в экзистенциальной психотерапии, и, пожалуй, даже вопросы философского плана, который не ограничивается только определенной терапевтической сферой, а может далеко выходить за нее… На них не найти ответ в рамках консультирования или краткосрочной психотерапии, ориентированной на решение, и т.п. Можно, конечно, попытаться найти ответ в религии. Однако, мне, как преимущественно клиентоцентрированному психотерапевту, захотелось найти возможность ответа именно в ведущей для меня на сегодняшний день парадигме — в клиентоцентрированном и человекоцентрированном подходе… И если уж в философии, то в философии этого подхода и его автора — Карла Роджерса. Мои поиски и привели меня вновь к его текстам, и дали возможность, еще раз и более основательно, прикоснуться к его философской, жизненной и терапевтической мудрости.

.. Мне также было крайне интересно попытаться понять, насколько изменился или не изменился клиент в эпоху интернета? Быть может, то, о чем писал и думал Роджерс более половины века назад, уже безнадежно устарело?

Итак, вернемся в недалекое прошлое и попытаемся провести его параллели с настоящим и, возможно, будущим психотерапии. В одном из своих фундаментальных трудов Карл Роджерс пишет: «В настоящее время большинство психологов считают себя оскорбленными, если их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю этих позиций. Я не могу помогать иначе, чем размышляя над смыслом того, что я наблюдаю. Кажется, этот смысл обладает удивительными последствиями для современного мира» [2, с. 168].

Размышляя над смыслом того, что я наблюдаю?.. Значит, не только клиент задается этими мучительными философскими вопросами, но и терапевт! Не только клиент, но и терапевт постоянно находится в поисках смысла того, что он делает, как он живет…

И там же, в том же своем труде Карл Роджерс продолжает: «У меня сформировались некоторые философские представления о жизни и целях, к которым стремится человек, когда он свободен выбирать. ..» Какова цель моей жизни? За что я борюсь? Каково мое назначение? Это те вопросы, которые, так или иначе, задает себе индивид, иногда спокойно и созерцательно, иногда мучимый сомнениями или отчаянием. Это старые как мир вопросы, которые задают и на которые отвечают люди в каждом веке. Это вопросы, которые каждый человек должен задать себе сам и сам же на них ответить [2, с. 168].

В каждом веке! Как тут не согласиться с нашим учителем! Посмотрим, что пишут или говорят мои интернет-клиенты в веке 21-м…

Пример первый: «

Не могу сказать, что у меня какая-то конкретная небольшая проблема, скорее это глобальная ситуация. Состояние после потери семьи второй раз, и почти потеря смысла жизни в третий, и на этом фоне отсутствие самореализации и непонимание, в чем подобная реализация может выражаться в социальном контексте, потому что у меня такое чувство, что мне вообще ничего не интересно».

Пример второй: «Проблема, собственно, вот в чем: мне не нужна моя жизнь. Не то чтобы собираюсь покончить с собой… Не знаю, что с этим делать, а делать что-то надо. Пробовал себя в разных сферах деятельности, искал “смыслы жизни” и даже “как бы” находил их, но все оказывалось для меня пустым, все это были попытки чем-то заполнить свою жизнь. На деле же просто плыл по течению… Цель: избавиться от пофигизма, найти стимул жить и развиваться».

Как видите, клиенты в интернет-психотерапии говорят о том же, предметом их размышлений и переживаний являются «смыслы жизни».

Роджерс продолжает: «Это может показаться дерзким — высказывать мнение другого человека о проблеме целей и предназначения. Но так как я много лет работал с проблемными и дезадаптивными людьми, я уверен, что могу распознать образ, направление, общность, закономерность в пробных ответах на эти задаваемые людьми самим себе вопросы… мне бы хотелось поделиться с вами моим видением того, к чему стремятся люди, когда они свободны выбирать» [2, с. 168].

Далее: «В соответствии с моими наблюдениями в процессе психотерапии, когда люди борются за поиск своего собственного образа жизни, у них скорее всего возникают общие черты» [2, с. 170].

Продолжая разговор о целях человека и направлениях, выбираемых клиентами, Карл предлагает читателю: «Позвольте мне рассмотреть то, что я смогу выделить и пояснить из тех направлений и тенденций, с которыми я встретился, работая с клиентами…» [2, с. 171].

Он не нумерует и, по-видимому, не считает направления и тенденции. Однако я, со свойственным мне желанием ясной структуры, позволил себе присвоить этим тенденциям номера, сохранив при этом авторские наименования Роджерса.

Первая тенденция. Прочь от фасада

Роджерс замечает: «Первое, что я наблюдаю, — клиент, волнуясь и опасаясь, демонстрирует тенденцию ухода от того Я, которым он не является» [2, с. 171].

Например: «Я знаю, что я на самом деле не такой крутой, как они думают, и я боюсь, что они это узнают. Вот почему я делаю эти вещи… Если бы вы знали меня таким, как я знаю себя (пауза.) Я не собираюсь рассказывать вам, какой я и как на самом деле думаю о себе.

.. Это не поможет вашему мнению обо мне».

Ясно, что вышесказанное является четким выражением его страха, который является частью его становления тем, кто он есть. Вместо того чтобы просто быть фасадом, как это делал он, юноша приближается к тому, чтобы быть собой, а именно испуганным человеком, прячущимся за фасадом, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие» [2, с. 172].

Мои интернет-клиенты поначалу готовы спрятаться еще больше, не позволяя себе даже связаться по Скайпу с психологом, который будет их видеть и слышать. Они предпочитают спрятаться просто за письменной речью в переписке по электронной почте или в чате… или хотя бы аудио, без видео… и далеко не каждый из них делает следующий шаг.

Однако, славу богу, часть клиентов на этот шаг решаются сразу или спустя некоторое время. Они преодолевают свой страх и начинают отказываться от защитного фасада, который так легко может укрепить интернет-дистанция и анонимность контакта на дистанции.

..

Пример.

1 сессия

Терапевт: «Правильно я помню, мы с вами договаривались говорить аудио? А там посмотрим, в следующий раз переключимся на видео?»

Клиент: «А посмотрим… Мы сказали, что посмотрим… Насколько вот моя готовность… Еще пока я думала об этом… Еще пока я не готова».

11-я сессия

Клиент: «Если б вы узнали меня поближе, вы бы сказали: “Боже-ж ты мой”. Хотите познакомиться со мной?.. Я же фотографию поставила свою… Я поставила на аватарке свою фотографию».

Вторая тенденция. Прочь от «должен»

Роджерс продолжает: «Другой похожей тенденцией является очевидное отдаление клиента от непреодолимого образа того, кем он “должен быть”. Некоторые люди настолько глубоко впитали от своих родителей понятие “я должен быть хорошим” или “мне надо быть хорошим”, что только огромнейшими внутренними усилиями они могут отходить от этих целей» [2, с.

172].

Например, Роджерс описывает случай женщины, которая всегда чувствовала, что должна соответствовать всем требованиям и ожиданиям отца. А их было слишком много. И как только удовлетворялось одно, появлялось другое. Она чувствовала себя похожей на мать, покорную и уступчивую.

Как я понимаю, инсайтом, достигнутым в ходе психотерапии, для нее было: «А на самом деле я не хочу быть такой. Я обнаружила, что это не лучший способ жизни. Но еще я думаю, что всегда верила в то, что только если я буду себя вести так, как хочет отец, меня будут уважать и любить…» [2, с. 172]. Усталость и презрение в ее голосе и словах ясно показывают, что она движется прочь от Я, которое должно быть хорошим и покорным.

Мои интернет-клиенты также вторят клиентам Роджерса.

Пример: «Я все детство подстраивалась под свою мать… Теперь я подстраиваюсь под всех людей для того, чтобы меня любили и принимали…»

Пример: «Я бы сказала, что у меня две глобальные проблемы. Первая связана с профессиональной сферой. Я получила высшее образование, сейчас устраиваюсь на работу, но меня сейчас сильно гложет то, что я начинаю заниматься не тем, чем бы мне хотелось. Я давно это чувствовала, но когда встала перед реальной трудовой деятельностью, поняла, что это трындец какой-то. Все это не мое. Я хочу заниматься другими вещами».

Роджерс также пишет о том, что многие люди обнаруживают, что они вынуждены считать себя плохими, и что они уходят именно от такой Я-концепции.

Тенденция 3. Прочь от соответствия ожиданиям

Современное общество давит на человека. Он должен соответствовать потребностям группы. Как пишет Роджерс (видимо, цитируя Уайта), стать «кругленьким человеком, который может поддержать других кругленьких человечков». Колледжи отшлифовывают индивидов, «приспосабливая» их ценности под других, и т.п.

Не думаю, что к 21 веку что-то кардинально переменилось. .. разве что стало еще жестче, еще более загоняющим в рамки чужих потребностей…

Постиндустриальному обществу и, соответственно, философии постмодернизма присущ Прагматизм (критерий интеллекта — успех, поэтому выражение успеха в современном капиталистическом мире — это богатство). Многие вступили в серьезную бесконечную гонку за этим успехом. Соответствовать — это значит иметь деньги и стремиться к тому, чтобы их становилось все больше. В посмодернистском обществе типичной фигурой становится яппи — молодой горожанин-профессионал, преуспевающий представитель среднего слоя, лишенный комплексов, принимающий удобства современной цивилизации [1, с. 9].

Для постмодернизма характерна потеря субъекта. Человек трактуется не как «субъект», его сущность сводится к коллективному «Я», «социальному и политическому бессознательному». Этому способствует постоянная атака на сознание людей средств массовой информации. Можно сказать, что частично мы живем в мире не реальном, а сконструированном масс-медиа.

Еще более распространенной (чем яппи) фигурой является зомби — запрограммированное существо, лишенное личностных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению. Это массовый человек, подключенный к телевизору [1, с. 9]. А в последние десятилетия не только к телевизору, но и к сети Интернет. Человека постмодерна характеризует, с одной стороны, нестабильность, отсутствие опоры, стержня, размытость идеалов, с другой стороны — их лихорадочный поиск и принятие на веру чего угодно, диктуемого средствами массовой информации или, возможно, некой группой лиц (сектой, партией и т.п.). С одной стороны — анархия, бесконечная погоня за личным успехом, с другой — конформизм и зависимость.

Пример: «Моллюском я себя чувствую, считаю, что много ориентируюсь на других, и это привело к тому, что я утратила веру в себя. Я хочу внутренней уверенности, хочу ясные цели в жизни, хочу наполнить свой внутренний мир, а то он мне кажется скудным и включающим чужую точку зрения. Мне хочется уметь отстаивать свое мнение, не бояться признавать ошибок, хочется уметь анализировать и делать свои выводы, хочется научиться ценить себя, радоваться окружающему миру».

Роджерс же пишет: «Выступая против такого давления конформности, я считаю, что клиенты вольны быть теми, кем им хочется быть, они обычно подвергают сомнению и осуждают те тенденции… .которые направлены на то, чтобы лепить из них любую форму» [2, с. 174].

Тенденция 4. Прочь от угождения другим

Роджерс приводит слова одного из людей, заканчивающих психотерапию: «В результате я почувствовал, что я просто должен был начать делать то, что я хотел, а не то, что я думал, мне следует делать, и не зависеть от того, чего хотят от меня другие. Это перевернуло всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, что должен делать это, потому что от меня этого ждут или, даже еще важнее, чтобы понравиться людям. Черт с ним! С этого момента я думаю… я собираюсь быть только собой — богатым или бедным, хорошим или плохим, разумным или неразумным, последовательным или непоследовательным, известным или неизвестным. Спасибо вам за новое открытие шекспировской строки “Будь верен самому себе”» [2, с. 174].

А вот что пишут мои интернет-клиенты.

Пример: «Родители всю жизнь считают, что все мои желания и цели — это глупости, фарс, дурацкие мечты. Я им пошла наперекор...»

Таким образом, клиенты не хотят быть теми, кем «должны» быть, даже если этот императив насаждается родителями, обществом. И неважно, негативный он или позитивный. И, завершая этот раздел, Карл отмечает: «Клиенты осознают, что для них эти цели и намерения больше не имеют никакой ценности, хотя до этого времени они пользовались ими всю жизнь» [2, с. 175].

Тенденция 5. Вперед к самоуправлению

Описывая общее направление движения клиентов, Карл Роджерс пишет: «Во-первых, клиент движется к независимости… он постепенно выбирает цели, к которым сам хочет стремиться. Он становится ответственным за себя. Он решает, какие деятельность и поведение имеют для него смысл, а какие нет» [2, с. 175].

При этом не все идет так гладко, счастливо и уверенно… Роджерс отмечает: «Свобода быть собой очень страшит, и человек движется по направлению к ней осторожно, с опаской и сначала совсем неуверенно» [2, с. 175].

К тому же, получается, что человек не всегда, не все время делает разумный выбор. Он может ошибаться и ошибается! А потом учится на последствиях своей ошибки… Чувства клиента амбивалентны. Как сказал один из клиентов Роджерса: «Я ощущаю страх и уязвимость, освобождение от опоры, но еще я чувствую приподнимающую меня волну или силу» [2, с. 175].

Пример. Моя клиентка пишет: «Я веду себя спокойно и уверенно. Я принимаю мудрые и правильные решения. У меня есть возможность и время делать все, что я хочу».

Тенденция 6. Вперед к процессу

Клиент движется вперед к тому, чтобы более открыто быть процессом, текучестью, изменением. Получается, что его больше не беспокоит то, что он меняется, меняется ежедневно.

Роджерс пишет: «Он находится в постоянном движении и все большее удовольствие получает от пребывания в этом текущем потоке. Прекращается борьба за результат и конечные состояния» [2, с. 176].

Один из клиентов Роджерса называл происходящее с ним приключением и путем в неизведанное. По сути, клиент начинает ценить себя как текущий процесс. Понятно, что учится он этому на сеансах психотерапии. Затем это научение переносится дальше, в его жизнь. Он постоянно в процессе становления! Карл завершает этот раздел словами: «…направление, по которому движутся клиенты, — скорее быть процессом, где рождаются потенциальные возможности, а не какой-то фиксированной целью» [2, с. 176].

Тенденция 7. К сложности бытия

Роджерс описывает эту тенденцию на примере одного из консультантов, ранее прошедших терапию. Рассказывая Роджерсу о взаимоотношениях уже с его клиентом, этот консультант не хотел обсуждать самого клиента. Роджерс пишет: «Больше всего он хотел быть уверен, что он ясно осознает сложность своих собственных чувств в этих взаимоотношениях — теплоту, иногда разочарование и раздражительность, сочувствие… некоторый страх; беспокойство о том, что подумают другие, если он не справится с этим случаем…» То есть его основное отношение таково: &laquo…если бы я мог быть открытым и искренним, то все его (клиента) сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства протекали бы правильно. Но он (консультант) уверен в том, что если он будет только частью своих чувств или частично защитной маской, то взаимоотношения будут плохими».

Далее Карл продолжает: «Я обнаружил, что его стремление быть всем в каждый момент, всей сложностью и богатством, ничего ни от кого не пряча и ничего ни в ком не боясь, — это обычное стремление для тех, кто сильно продвинулся в психотерапии». Другими словами: «…одной из наиболее очевидных тенденций клиента является движение к тому, чтобы становиться всей сложностью меняющегося Я в каждый значимый момент» [2, с. 177].

Пример: «Я все разобрала! Помните, тоска? Потом то, что я жизнерадостная и веселая, но с тоской. Я нашла причину!!! Это чувство все от нелюбви к себе. А тоску эту я не чувствую, когда ко мне внимание. А внимание я заслуживаю подвигами, а это гиблое дело, потому как недолговременное. Я за всю жизнь их столько совершила, именно для этого признания и внимания, что устала. Как собака. Как только кончается внимание, у меня чувство, что меня не любят и я не нужна. Я хочу полюбить себя. Просто так, ни за что-то, а просто. Удивительное дело я очень люблю людей вокруг, рада им, а себе рада, только когда они мне рады».

Тенденция 8. К открытости опыту

Человек движется к открытому, дружественному, близкому отношению к своему собственному опыту. И этого не так просто достичь! Роджерс пишет: «Зачастую, когда клиент ощущает новую грань себя, он сначала ее отрицает. Но если до настоящего времени он отрицал аспект своего Я, то в атмосфере принятия он может попробовать принять его как часть Я».

Отрицаемое ранее теперь включается в часть образа Я. Роджерс продолжает: «Постепенно клиенты научаются тому, что переживания являются дружественным источником, а не страшным врагом… (Клиент) начинает желать быть ближе к своему внутреннему источнику информации, вместо того чтобы затыкать его» [2, с. 178].

Пример: «Я все хожу и думаю про этот здравый смысл и начала примерять его к себе. Смотрите, раньше, в детстве, была всегда “права” мама и обжалованию это не подлежало — истина в последней инстанции. Соответственно, я своё мнение не могла никак отстоять. Я, конечно же, пыталась, но она переставала общаться со мной и это длилось по несколько дней, а потом я приходила и просила прощения, чтобы все наладить. И в итоге были разговоры, где мой здравый смысл дох просто, нельзя ему было там быть, иначе миру не бывать! И в итоге-то я ей верила. Верила в то, что я не права. Сейчас многие вещи от других людей я принимаю как данность. Не сопротивляюсь их решениям, которые касаются меня. И после нашего с вами разговора я поняла, что ищу эту опору в людях. В окружении. В муже. Этот здравый смысл, которого нет. Ведь они лучше знают, а выходит, что не знают».

Тенденция 9. К принятию других

С открытостью внутреннему и внешнему опыту в целом связано принятие других людей.

Роджерс пишет: «По мере того как клиент становится способным принимать свой собственный опыт, он также научается принимать опыт других. Он ценит одновременно свой и чужой опыт таким, какой он есть» [2, с. 179].

Пример. Мой скайп-клиент говорит: «Я стал лучше понимать его (отца). И у меня к нему теперь меньше претензий…»

Тенденция 10. К доверию своему Я

В глазах клиента повышаются ценность и доверие к процессу, которым является он сам. Роджерс приводит в качестве примера нескольких великих людей. В частности, по поводу Эйнштейна он пишет: «Эйнштейн обычно не придавал значения тому, что хорошие физики не думают, так как он. Вместо того чтобы все бросить из-за плохой академической подготовки по физике, он просто стремился быть Эйнштейном, размышлять над своими идеями, быть самим собой как можно более искренне и глубоко» [2, с. 180].

И, конечно, это касается не только великих! Карл продолжает: «Неоднократно на примере своих клиентов я видел, как обычные люди становились все более значительными и креативными в сферах своей деятельности по мере того, как все больше и больше доверяли процессу, протекающему в них, смелее ощущали свои собственные чувства, жили, опираясь на раскрытые внутри себя ценности, и выражали себя уникальным образом» [2, с. 180].

Пример: «Я не знаю, какая я на самом деле, уже боюсь открыться себе собой, из-за этого и цели размыты, и нет уверенности внутренней и настроения. А общаться с запутавшейся личностью — сложно. Я хочу обрести себя, свое внутреннее Я и быть в нем уверенной. Хочу ясные цели в жизни, хочу наполнить свой внутренний мир, а то он мне кажется скудным, и научиться ценить себя, радоваться окружающему миру. Хочется почаще вытаскивать себя куда-то. Хочется сбросить эти оковы от нелюбимого дела. Но при этом я не хочу быть эгоисткой. Я очень люблю узнавать людей, хочу научиться общаться с людьми, но так, чтобы ощущать свою целостность».

Обобщая тот паттерн движения, который он наблюдал у клиентов, Роджерс далее пишет: «Быть истинным Я — это становится самой ценной частью жизни человека, когда он может свободно двигаться в любом направлении. Это не просто интеллектуальный ценностный выбор, но скорее всего лучшее определение поискового, пробующего, нечеткого поведения, с помощью которого он, исследуя, движется к тому, кем он действительно хочет быть» [2, с. 181].

Пример. Моя интернет-клиентка пишет: «Я с благодарностью принимаю уроки жизни. Я прощаю себе все свои ошибки. Я отпускаю чувство вины. Жизненный опыт делает меня мудрее…»

Времена меняются и не меняются одновременно… Изменился способ связи и разговора с клиентом, но не изменились его тенденции поиска смысла и предназначения его жизни. Не изменились и пути, которыми человек идет к этому смыслу… И в наше время вновь становится особенно актуальным то, что такое направление движения может быть свойственно не только отдельным людям, но и различным сообществам, организациям, странам и народам. И там это направление движения может принести свой полезный эффект.

  1. Владимиров А.А., Балакшин А.С. Философия постмодернизма. Н. Новгород, 2007
  2. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001

Роджерс Карл Рэнсом | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОМ

«Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями» 

Роджерс Карл Рэнсом (Carl Ransom Rogers, 1902-1987) — амер. психолог, один из создателей гуманистической психологии. Автор т.н. недирективной психотерапии, или терапии, центрированной на клиенте. Основные ее правила: не давая прямых советов клиенту и избегая одновременно всяких оценок его поведения, путем глубокого эмпатического контакта с ним актуализировать все творческие потенции клиента и довести его до самостоятельного решения своих проблем. При этом цель психотерапевта — согласование между собой «реального Я» клиента (какой я есть в моих представлениях и оценках, зависящих от индивидуального опыта и оценок окружающих) и его «идеального Я» (каким я хочу быть).

Карл Роджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровом взаимодействии с проблемными детьми. В работе по данной области, согласно позиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а в некоторых случаях, мы наблюдаем даже полное её отсутствие. Самым же важным моментом здесь является групповая терапия (кстати она даёт хороший эффект не только при работе с проблемными детьми, но и со взрослыми). Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за наглядным близким примером.

В настоящее время различные приемы недирективной терапии разрабатываются и используются в практике психотерапевтов разных стран мира, в т.ч. — на основе определенного критического отношения к ним — в рос. гуманистической психологии. См. Я-концепция. (Е.Е. Соколова)

Литература

  • Клиническая работа с трудным ребенком. 1939
  • Консультирование и психотерапия. Counseling and Psychotherapy. 1942
  • Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория. 1951
  • Психотерапия и личностное изменение. Psychotherapy and Personality Change совместно с Р. Даймондом. 1954
  • Взгляд на психотерапию. Становление человека. 1961 рус. перевод 1994
  • От человека к человеку: проблема человеческого бытия. совместно с Б. Стивенсом 1967
  • Терапевтические отношения с больными шизофренией. Therapeutic Relationship with Schizophrenics. 1967
  • Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование. 1969
  • O группах встреч. 1970
  • Стать партнерами: брак и его альтернативы. 1972
  • О человеческих возможностях. 1977
  • Способ бытия. 1980
  • Свобода учиться: 80-е годы. 1983

Русские переводы

  • Взгляд на психотерапию, становление человека / Карл Р. Роджерс; Пер. с англ. М.М. Исениной; Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. — 2. изд. — М. : Прогресс, 1998. — 479, [1] с. : ил.; 20
  • Свобода учиться / Карл Роджерс, Джером Фрейберг; Науч. ред. А.Б. Орлов; (Пер. с англ. Орлова С.С. и др.). — М. : смысл, 2002. — 527, [1] c. : табл.; 21 см.
  • Становление личности. Взгляд на психотерапию / Карл Р. Роджерс; (Пер. с англ. М. Злотник). — М. : Эксмо-Пресс, 2001. — 414, [1] с.; 21 см. — (Психологическая коллекция).
  • Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение / Карл Роджерс; (Пер. с англ. Т. Рожковой и др.). — М. : Апрель пресс : ЭКСМО-пресс, 2002. — 506, [1] c.; 22 см. — (Психологическая коллекция)
  • Психология супружеских отношений : Возмож. альтернативы / Карл Р. Роджерс. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 286, [1] с.; 18 см. — (Психология для всех)
  • Консультирование и психотерапия : новейшие подходы в области практической работы / Карл. Роджерс ; [пер. с англ. Р. Кучкаровой]. — Москва : Психотерапия, 2006. — 507, [1] с. : табл.; 22 см. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
  • Клиент — центрированная психотерапия : теория, современная практика и применение / Карл Роджерс ; [пер. с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной]. — Москва : Психотерапия, 2007 (Смоленск : Смоленская обл. тип. им. В.И. Смирнова). — 558, [1] с.; 22 см. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
  • Брак и его альтернативы : позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс ; [пер. с англ. Е. Г. Розановой]. — Москва : Этерна, 2012. — 318 с.; 21 см. — (Современная психология).

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

  • США

Библиография: 

  • Карл Роджерс

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Роджерс Карл Рэнсом

«Техники» Карла Роджерса для повседневной жизни

Источник: Wikimedia Commons

«Именно клиент знает, что болит, в каком направлении двигаться, какие проблемы имеют решающее значение, какой опыт был глубоко погребен. Мне стало приходить в голову, что, если у меня нет необходимости демонстрировать свою сообразительность и знания, мне лучше полагаться на клиента в выборе направления движения в процессе». – Карл Роджерс

Мне всегда нравился Карл Роджерс. Я учился в обоих институтах, в которых он учился и в которых позже преподавал (Университет Висконсин-Мэдисон и Чикагский университет). Ему приписывают терапевтическую методологию, называемую клиент-центрированной терапией (также известной как личностно-центрированная терапия или гуманистическая терапия). Этот подход отошёл от более фиксированных терапевтических рамок, вместо этого позволив клиенту вести за собой. Роджерс утверждал, что лучшая терапевтическая связь (и отношения) создается, когда у клиента появляется «позитивное самоуважение». Исследования в значительной степени продемонстрировали, что успешные терапевтические результаты в значительной степени зависят от этих терапевтических отношений.0003

Роджерс видел цель терапии в следующем:

  • Способствовать личному пониманию и развитию
  • Уменьшить чувство тревоги или стресса
  • Повышение готовности проводить эксперименты и получать новый опыт

Сущность клиент-центрированной терапии

«В первые годы моей профессиональной деятельности я задавался вопросом: как я могу лечить, вылечить или изменить этого человека? Теперь я бы сформулировал вопрос так: как я могу обеспечить отношения, которые этот человек может использовать для своего личного роста?» — Карл Роджерс

Из работы Роджерса видно, что он придавал большое значение личному опыту клиента и гораздо меньше «сообразительности и обучению» или техническим знаниям терапевтов, включая себя самого.

Роджерс описал «методы» создания позитивных изменений. Хотя эти техники специфичны для практиков, я обобщил и адаптировал их для использования в нашей повседневной жизни как в рамках терапии, так и вне ее.

«Когда ты в психологическом дистрессе, и кто-то действительно слышит тебя, не осуждая, не пытаясь взять на себя ответственность, не пытаясь изменить тебя, это чертовски приятно!»

Роджерс изложил методы поддержки конструктивных изменений в терапии для терапевтов. Эти адаптации включают:

1) Иметь четкие границы

Напряжение, расстройство и тревога часто возникают из-за нездоровых границ в повседневной жизни. Умение говорить «нет», когда вы можете соблазниться сказать «да», имеет решающее значение для установления четких границ.

2) Познай себя

Возвращаясь к философам Древней Греции, именно изучение жизни делает ее достойной жизни. Жизнь заключается в том, чтобы научиться познавать себя и получать понимание, а также быть способным сформулировать это знание другим.

3) Слушать

Активное слушание доступно каждому. Мы так часто стремимся представить свое повествование, что полностью упускаем из виду другие. Слушатели пользуются большим спросом, поэтому не забудьте создать здоровую границу вокруг постоянных болтунов. Помогите другим услышать то, что они говорят, перефразировав то, что вы услышали, и передав им это. Будьте образцом слушания, которого вы хотели бы для себя.

4) Воздерживаться от суждений (насколько это возможно)

В современном мире существует недомогание, связанное с борьбой с плохим самочувствием или недостаточно хорошим поведением (конечно, другой крайностью является нарциссизм). Многие, кроме вас, испытывают эти чувства. Старайтесь не поддерживать это убеждение в себе. Принятие себя и других делает жизнь проще.

5) Позвольте другим быть понятыми (и поймите себя в этом процессе)

Часто люди хотят быть услышанными, когда сталкиваются с трудной жизненной ситуацией. Они хотят рассказать свою историю и получить руководство, поддержку или вдохновение, но, похоже, никому не нравится, когда им говорят, что делать. Давать советы может помочь, но часто лучше позволить кому-то самому прийти к своим ответам и идеям.

6) Говорите так, чтобы вас услышали

Говорите во время разговора. Используйте английский язык как можно лучше. Избегайте слов-костылей, таких как «гм, вы знаете, вроде и ах». Не заполняйте «эфирное время» просто потому, что вам нравится звучание вашего голоса.

7) Будьте настоящими

Большинство из нас совершенствует свой измеритель подлинности в подростковом возрасте. В этом возрасте мы часто остро замечаем людей, которые лицемерят или «притворяются». Чтобы иметь глубокие и здоровые взаимодействия и отношения, важно быть самим собой и быть подлинным.

8) В жизни бывают взлеты и падения

Хотя это может быть рефлекторным ответом, что вы в порядке на вопрос «как дела», реальность такова, что жизнь имеет хорошие и плохие аспекты для каждого.

Мы часто думаем, что быть счастливыми и здоровыми — это образ жизни по умолчанию, и когда мы этого не чувствуем, мы чувствуем стыд, как будто делаем что-то не совсем правильно. Часть того, чтобы быть человеком, пытается договориться о тех временах простоя, которые каждый испытывает в той или иной степени. Это фактор устойчивости. Периоды простоя не обязательно означают, что с вами что-то не так.

9) Вам не обязательно знать все ответы

У каждого есть свои таланты, навыки и ограничения. Если вы чего-то не знаете, скажите об этом и работайте над получением дополнительных ресурсов, которые могут заполнить пробелы. Каждый мудрый человек чувствует себя комфортно, говоря: «Я не знаю».

Карл Роджерс — IResearchNet

Карл Рэнсом Роджерс разработал надежную гуманистическую психологическую теорию и терапию, которые сделали его выдающимся представителем и красноречивым представителем третьей силы психологии (гуманизма). При этом он изменил способы осмысления и проведения процесса консультирования. Он начал амбициозную экспериментальную кампанию, чтобы подвергнуть свои теоретические и терапевтические идеи эмпирическому анализу и проверке. Он также стремился применить свою гуманистическую философию к другим существенным областям исследования (например, к образованию и международным отношениям). Большинство современных психологов-консультантов признают центральную важность основных условий в терапевтических изменениях. Многие из идей Роджерса о процессе консультирования, которые когда-то считались революционными, теперь влияют или были интегрированы в сегодняшнюю практику консультирования во всем мире. Его основополагающие идеи значительно обогатили и расширили наше представление о функционировании и изменении личности и будут продолжать плодотворно влиять на консультантов и клиентов для бесчисленных поколений.

Образование и карьера

Роджерс получил степень бакалавра. в 1924 г. из Университета Висконсина, а также степень магистра в 1928 г. и докторскую степень. в 1931 году из Колумбийского университета. Он работал психологом в Рочестерском руководящем центре (1928–1939), профессором психологии в Университете штата Огайо (1940–1945), профессором психологии и исполнительным секретарем Консультационного центра Чикагского университета (1945–1957). и профессор психологии и психиатрии Висконсинского университета (19 лет).57-1963). Он завершил свою карьеру, работая в Западном институте поведенческих наук с 1964 по 1968 год и в Центре изучения личности с 1968 по 1987 год. Он получил награду за выдающиеся научные достижения в 1956 году и награду за выдающийся профессиональный вклад в 1972 году от Американской психологической ассоциации. .

Вклад

Самым устойчивым вкладом Роджерса в консультирование был его подход, ориентированный на клиента (также называемый личностно-ориентированным). Чтобы лучше понять его систему, необходимо обратить внимание на три области: (1) клиентоцентрированный взгляд на расстройство, (2) терапевтические условия изменения личности и (3) процесс терапевтического изменения.

Клиентоцентрированный взгляд на расстройство

Клиенты, приходящие на консультацию, испытывают некоторое нарушение равновесия. Это результат конфликта, напряжения и страданий, возникающих в результате нечестности по отношению к себе. На самом фундаментальном уровне Роджерс рассматривал беспокойство как причину потери человеком доверия к своему «я». Когда это происходит, люди начинают искажать, отрицать или лишать подлинности свое собственное восприятие мира и со временем все больше отделяться от этого полностью, свежепрочувствованного переживания себя и мира. Роджерс использовал термин «неконгруэнтность», чтобы уловить эту идею несоответствия между собой и своим опытом. По мере того, как несоответствия возникают, увеличиваются в размерах и включаются в повседневное функционирование, индивид больше действует на основе того, «каким я должен быть» или «кем я должен быть», чем на основе того, «кто я есть».

Вера Роджерса в человечество была в высшей степени позитивной, оптимистичной и активной. Он считал, что каждый человек обладает врожденной тенденцией к полному развитию своих способностей, процесс, который Роджерс назвал самоактуализацией. Хотя жизненный опыт может разрушить эту тенденцию, это «великое стремление вверх» все еще зовет нас. Клиенты могут выражать это по-разному: «Что-то кажется неправильным», «Я не верю, что я верен себе», «Я действительно думаю, что недооцениваю себя», «Я не верю». нравится, когда я это делаю». Клиенты чувствуют, что что-то не так (например, конфликт, напряжение или дистресс), они чувствуют, что это связано с компромиссом с самим собой (например, несоответствием, несоответствием или нечестностью), и они желают лучшего приспособления (актуализации). Противоядие от этих нарушений заключается в воссоединении клиентов с их подлинными «я»; восстановление процесса их слушания, оценки и доверия своему сокровенному «я»; и поставить их на путь становления полностью функционирующими личностями.

Терапевтические условия изменения личности

Для Роджерса ключевым вопросом в терапевтических отношениях был: как консультант может создать отношения, которые клиент может использовать для личностного роста? Этот вопрос выражал глубокую убежденность Роджерса в том, что консультант обеспечивает помогающие, облегчающие отношения, которые потенциально могут освободить клиентов от их нелепого, неактуализирующего образа жизни. Когда эти помогающие, содействующие отношения обеспечены, клиенты будут использовать их, чтобы помочь себе расти. Клиенты способны к личностному росту в консультативных отношениях, характеризующихся тремя основными условиями: эмпатическим пониманием, безоговорочным позитивным отношением и искренностью.

Эмпатическое понимание часто определяется фразой «пройди милю в моей обуви». Роджерс выступал за то, чтобы консультанты (метафорически) влезали в кожу своих клиентов, чтобы видеть, как они видят, думать, как они думают, и чувствовать, как они чувствуют. Глубоко понимая своих клиентов, сообщая об этом понимании и способствуя дальнейшему и более глубокому исследованию, консультанты открывают клиентам путь к тому, чтобы начать слушать и понимать себя. Для Роджерса эмпатия была основным способствующим условием, которое освобождало клиентов от использования отношений консультирования для роста.

Безусловное положительное отношение (также называемое несобственной теплотой, уважением, симпатией, принятием и поощрением) — это оценка клиентов такими, какие они есть. Это также включает в себя положительное уважение и принятие непосредственного опыта клиента. Говоря словами популярной книги Томаса Харриса 1969 года «Я в порядке — ты в порядке», позитивное отношение предполагает искреннее чувство и сообщение клиентам, что они «в порядке».

Искренность (также называемая реальностью, конгруэнтностью и прозрачностью) предполагает честное отношение к себе в консультационных отношениях. Консультант не выставляет фасада или фасада. Искренность предполагает честность, выражающуюся в чувствительности, сострадании и уместности. Хотя подлинность трудно определить конкретно, когда она присутствует в консультационном интервью, ее значимость неоспорима, ее присутствие ощутимо, а ее сила чудесна.

Процесс терапевтического изменения

Концепция процесса терапевтического изменения Роджерса сравнима с очисткой луковицы — снятием одного слоя за раз. Процесс терапевтических изменений нельзя торопить. Терапевтические изменения требуют времени. Необходимо учитывать и уважать потребности каждого клиента, и в соответствии с этим должна быть составлена ​​программа изменений. Клиентам должно быть разрешено работать в том темпе, который способствует оптимальному росту и обучению. Как правило, личностный рост включает в себя развитие личности от более общего и недифференцированного к более конкретному и дифференцированному; от заблокированного к разблокированному; от менее открытого к более открытому; от более отдаленного к более близкому; от менее ответственного к более ответственному; и от скомпрометированной функции к полной функции.

Роджерс рассматривал терапевтический процесс как состоящий из семи стадий. Клиенты на первом этапе отказываются признавать наличие проблемы и не желают говорить ни о чем, кроме внешних обобщений. Это типично для невольных клиентов. На втором этапе клиенты воспринимают проблемы как внешние и не признают свой личный вклад. На третьем этапе происходит ограниченное принятие своих чувств и более свободное самовыражение. На следующем этапе клиенты становятся более сосредоточенными на настоящем, в дальнейшем принимают и владеют своими чувствами и начинают проявлять некоторую ответственность перед собой; самопринятие и ответственность за себя еще больше усиливаются на пятом этапе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *