Каузальной атрибуции – Каузальная атрибуция — Википедия

Ошибки каузальной атрибуции | Диплом по психологии

Теоретические и эмпирические исследования каузальной атрибуции выявили несколько разнообразных тенденций в области данного процесса, свойственных большинству людей, осуществляющих каузальную атрибуцию. Эти тенденции были названы типичными ошибками каузальной атрибуции.

Кроме принципов усиления и обесценивания, выделенных Г. Келли (см. п. 3.2.), различают следующие типичные ошибки каузальной атрибуции:

  1. Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции – зависимость каузальной атрибуции от позиции наблюдателя: при объяснении чужого поведения причины поведения чаще приписываются обстоятельствам (ситуативная каузальность), при объяснении собственного поведения причины чаще приписываются личностным особенностям (личностная каузальность).
    К причинам фундаментально ошибки каузальной атрибуции относят следующие факторы:
    • Использование личностной каузальности делает поведение других более понятным и прогнозируемым, что соответствует мотивам каузальной атрибуции;
    • Причина поведения приписывается объекту восприятия и внимания: «Для наблюдателя внешняя среда постоянна и устойчива, а действия автора изменчивы, непонятны, поэтому на них он и обращает внимание прежде всего. Для автора его действия спланированы и простроены, а среда непостоянна, поэтому концентрирует на себе его внимание» [4].

    Т.е. фундаментальная ошибка каузальной атрибуции связана с особенностями психических процессов (восприятия и внимания), а именно с психологическими особенностями восприятия «фигуры» и «фона»;

    • «Иллюзия контроля» – преувеличение человеком собственной роли в той ситуации, в которую он оказался вовлечен, обусловлено тем, что сам факт участия в каком-то событии заставляет нас почувствовать (часто безосновательно) свою способность влиять на его ход и результаты [6].
  2. Эгоцентрическая, или проективная ошибка атрибуции, или ошибка ложного согласия – при объяснении поведения окружающих человек часто исходит из собственных потребностей и мотивов: проецируя поведение другого на себя, ориентируется на то, как бы сам поступил в такой ситуации. «Ошибка ложного согласия проявляется и в тех случаях, когда в поступки другого человека вкладываются собственные смыслы: если бы я так поступал, то только по причине…» [4].
    Эгоцентрическая ошибка атрибуции связана с феноменом проекции, если использовать термины психоаналитической школы, или генерализации, если следовать терминологии бихевиоризма.В п. 4.3. будет описан механизм идентификации, являющийся следствием проекции (генерализации) и служащий основой для эгоцентрической ошибки каузальной атрибуции.
  3. Защитная ошибка каузальной атрибуции. Эта типичная ошибка проявляется в ситуациях объяснения причин получения результатов какой-либо деятельности. Человек интерпретирует неудачные результаты своей деятельности внешними и нестабильными факторами, а успешные – стабильными и внутренними [6]. При объяснении чужих достижении, наоборот, причины положительных результатов деятельности приписываются обстоятельствам, а причины чужих неудач – особенностям личности. «Если речь лично обо мне, то успех — результат моих личных титанических усилий и способностей, а неудача (со всеми случается!) — следствие неудачно сложившихся обстоятельств. Если речь о другом, то незначительный успех можно приписать лично ему — заслужил, а большой успех — стечение обстоятельств, везение… Лишь в том случае, если известно, как много усилий потратил человек для достижения результата, тенденция может слегка измениться» [4].
  4. Контрзащитная ошибка каузальной атрибуции – феномен, по сути обратный феномену защитной ошибки атрибуции. Контрзащитная атрибуция проявляется в условиях гласности: причины собственных достижений и чужих неудач приписываются обстоятельствам, а собственные неудачи и чужие достижения объясняются влиянием личностных факторов.

Защитная и контрзащитная ошибки каузальной атрибуции связаны с психологической защитой личности и с потребностью в самоуважении. Защитная атрибуция позволяет сохранить позитивную самооценку как таковую, а контрзащитная атрибуция предупреждает критику со стороны, и тем самым так же служит для сохранения положительного отношения к себе.

Далее: Свойства субъекта каузальной атрибуции. Каузальная схема

psy-diplom.ru

Теория каузальной атрибуции Г.Келли.

Вопрос о различных типах причин, которые могут быть приписываемы объекту восприятия, — это вопрос о том, «откуда» вообще берутся приписываемые причины. На этот вопрос и отвечает развернутая теория атрибутивного процесса, предложенная Г. Келли . В этой теории разбираются два случая:

1. Когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них.

2. Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и тем не менее должен как-то объяснить причину события, которых может быть несколько.

Для каждого из этих двух случаев предназначен специальный раздел теории Г. Келли: первый случай рассматривается в «модели анализа вариаций» (ANOVA), второй — в теории каузальных схем.

Принцип ковариации.

Модель анализа вариаций содержит перечень структурных элементов атрибутивного процесса: Личность, Стимул (объект), Обстоятельства. Соответственно называются три вида причин (а не два, как у Хайдера): личностные, стимульные (или объектные) и обстоятельственные . Три вида элементов и три вида причин составляют «каузальное пространство», которое изображается при помощи куба, где стороны обозначают виды атрибуции (рис. 7).

Соответственно — три класса причин: 1) личностные; 2) объектные;

3) обстоятельственные.

Теперь, чтобы правильно подобрать причину, нужно ввести три «критерия валидности»:

— подобия (консенсус): подобно ли поведение субъекта (Петрова) поведению других людей?

— различия: отлично ли поведение субъекта (Петрова) к данному объекту от поведения его к другим объектам (лекциям)?

— соответствия: является ли поведение субъекта (Петрова) одинаковым в разных ситуациях?

В целом же вывод, который следует из описания принципа ковариации (сочетания вариантов), звучит так: «Эффект приписывается одной из возможных причин, с которой он ковариантен по времени». Иными словами, принцип ковариации заключается в следующем: эффект приписывается условию, которое представлено, когда эффект представлен, и отсутствует, когда эффект отсутствует; в нем исследуются изменения в зависимой переменной при варьировании независимой переменной.

Принцип конфигурации.

Его суть в том, что если в реальных ситуациях человек не располагает никакой информацией о реакциях субъекта на аналогичные стимулы или о реакциях других людей на тот же самый стимул (т.е. не может использовать критерии подобия, различия и соответствия), то он должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну из них.

Для того чтобы облегчить задачу отбора единственной, адекватной в данном случае причины, предлагается учитывать следующие возможные характеристики причин: а) обесценивания, б) усиления, в) систематического искажения информации. В совокупности эти три разновидности причин образуют «принципы конфигурации».

Систематическое искажение информации – ошибки атрибуции. В результате многочисленных экспериментов были выведены два класса ошибок атрибуции: фундаментальные и мотивационныe.

1. Фундаментальные ошибки атрибуции.

В самом общем виде фундаментальную ошибку можно определить как «склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и их результатов в пользу диспозиционных»

1. «Ложное согласие» выражается в том, что воспринимающий принимает свою точку зрения как «нормальную» и потому полагает, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения. Если она иная, значит, дело в «личности» воспринимаемого.

2 «Неравные возможности» отмечаются в ролевом поведении:

в определенных ролях легче проявляются собственные позитивные качества, и апелляция совершается именно к ним (т.е. опять-таки к личности человека, в данном случае обладающего такой ролью, которая позволяет ему в большей мере выразить себя).

3. «Большее доверие вообще к фактам, чем к суждениям», проявляется в том, что первый взгляд всегда обращен к личности. В наблюдаемом сюжете личность непосредственно дана: она — безусловный «факт», а обстоятельство еще надо «вывести».

4. «Легкость построения ложных корреляций». Сам феномен ложных корреляций хорошо известен и описан. Он состоит в том, что наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты как обязательно сопутствующие друг другу. Особенно это относится к неразрывному объединению внешней черты человека и какого-либо его психологического свойства (например: «все полные люди — добрые», «все мужчины невысокого роста — властолюбивы» и пр.).

5. «Игнорирование информационной ценности неслучившегося».

Основанием для оценки поступков людей может явиться не только то, что «случилось», но и то, что «не случилось», т.е. и то, что человек «не сделал». Однако при наивном наблюдении такая информация о «неслучившемся» нередко опускается. Поверхностно воспринимается именно «случившееся», а субъект «случившегося» — личность. К ней прежде всего и апеллирует наивный наблюдатель .

2. Мотивационные ошибки атрибуции.

В общем плане необходимость включения мотивации в атрибутивный процесс обусловлена признанием факта субъективной интерпретации человеком социальной реальности .

Вайнеру. В центре его внимания — способы приписывания причин в ситуациях успеха и неудачи. Он предложил рассматривать три измерения в каждой причине :

внутреннее — внешнее;

стабильное — нестабильное;

контролируемое — неконтролируемое.

Различные сочетания этих измерений дают восемь моделей (возможных наборов причин):

1) внутренняя — стабильная — неконтролируемая;

2) внутренняя — стабильная — контролируемая;

3) внутренняя — нестабильная — неконтролируемая;

4) внутренняя — нестабильная — контролируемая;

5) внешняя — стабильная — неконтролируемая;

6) внешняя — стабильная — контролируемая;

7) внешняя — нестабильная — неконтролируемая;

8) внешняя — нестабильная — контролируемая.

Как видно, процесс объяснения причин здесь включает в себя представление о достигаемой цели, иными словами, связан с мотивацией достижения. Более конкретная связь установлена Вайнером между выбором причины и успешностью или неуспешностью действия. Идея эта поясняется при помощи эксперимента: испытуемым обрисован гипотетический человек, который был либо успешен, либо неуспешен в каком-либо задании. Трудность задания при этом обозначалась как «внешняя» причина, а способности человека — как «внутренняя» причина. Выявлено, что если человек более способный, то его успех приписывается внутренней причине, а неуспех — причине внешней. Напротив, для человека менее способного успех приписывается внешней причине (задание не слишком сложное), а неуспех — внутренней причине (такой уж он).

Этот же эффект был установлен и относительно статуса человека: один тип объяснения давался для высокостатусного и другой тип — для низкостатусного.

students-library.com

Каузальная атрибуция. Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции.


ТОП 10:

Каузальная атрибуция – это эффект межличностного восприятия, заключающийся в приписывании людьми друг другу причин поведения и его образцов.
Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова рассматриваются как изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является.
Иными словами, акцент делается на так называемую «наивную психологию», на ее интерпретацию «своего» и «чужого» поведения. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в данной области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс,

К. Дэвис, Г. Келли.
По мере развития идей каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание концепции. Если ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик – интенций, качеств личности. Однако основной тезис остается неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и вообще причинных зависимостей окружающего их мира. При этом они, естественно, опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако, поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остается, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывать их интересующему его социальному объекту.
Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т.е. каузальная атрибуция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия.
Можно согласиться с тем, что процессы каузальной атрибуции действительно составляют существенную сторону межличностного восприятия, причем ту, которая значительно слабее проанализирована в предшествующий период, а именно – характеристику самого процесса восприятия другого человека, его специфику.
Общая схема, раскрывающая структуру процесса каузальной атрибуции, предложена Э. Джонсом и К. Дэвисом (рис. 1).
События совершаются так, что вся предложенная здесь последовательность единиц анализа «проигрывается» слева направо: поступок каждого человека направляем определенной диспозицией, эта последняя реализуется при помощи знаний и способностей; результатом является действие, которое приводит к ряду следствий.
Однако перед наблюдателем предложенных единиц все они при анализе выстраиваются справа налево: «наивный наблюдатель» (т.е. обыденный человек) идет от следствий к диспозициям и именно таким образом делает вывод. В разных звеньях этой цепочки коренятся различные возможности приписывания как причин, так и других характеристик. Мера соответствия наблюдаемых следствий другим элементам схемы оказывается весьма различной. В ряде экспериментов было установлено, что эта мера зависит от двух показателей – степени уникальности (или типичности) поступка и степени его «социальной желательности» (соответствия нормам). На этом основании был сделан вывод о том, что поведение, демонстрирующее явные ролевые образцы, не нуждается в особом объяснении, но отходящее от ролевых требований, представляется в значительной степени «интригующим» и потому вызывает особый интерес с точки зрения поисков его причин.

Фундаментальная ошибка атрибуции (эффект каузальной атрибуции) – тенденция объяснять поведение других людей их внутренними особенностями, а собственное поведение – внешними причинами.

Однако, характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различнавслучаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои, «излюбленные» схемы привычного объяснения чужого поведения:

1.люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2.в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всегда винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3.при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т. е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).




infopedia.su

ТЕОРИЯ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ — это… Что такое ТЕОРИЯ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ?


ТЕОРИЯ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ
— совокупность теоретических обобщений о каузальной атрибуции — интерпретации причинности в процессе соц. восприятия. Основания Т к.а сформулировал Ф. Хайдер, разработавший основные категории и принципы изучения каузальной атрибуции. В настоящее время каузальная атрибуция служит теоретич. основой одного из центральных в структуре зап. соц. психологии исследовательских направлений — исследований каузальной атрибуции, представляющей собой по данным количеств, подсчетов, наряду с эттитьюдами и группами одну из трех областей соц.-психологич. проблематики, подвергающихся наиболее интенсивному изучению. По своей категориальной структуре и ме-тодологич. направленности Т.к.а. является теорией когнитивистской ориентации, ассимилировавшей, однако, и ряд принципов бихевиоризма. Наиболее существенными элементами в Т.к.а. вошли: теория Э. Джонса и К. Дэвиса, объясняющая процесс межличностной атрибуции; теория Д. Бема, относящаяся к уровню самовосприятия, и теория Г. Келли, описывающая поиск причин поведения. Т.к.а. строится на следующих консолидирующих тезисах: 1) человек стремится к причинному объяснению значимых для него фрагментов его собственного поведения и поведения др. людей; 2) такие объяснения подчинены устойчивым закономерностям; 3) причинные объяснения оказывают существенное влияние на эмоции и поведение. Т.к.а. на современном этапе превращается в основу для объяснения широкого спектра соц.-психологич. феноменов, установок и поведения как опосредствованных каузальной атрибуцией. Лит.: Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии//Вопр. психологии. 1979, № 6; Трусов В.П. Теория атрибуции в зарубежной социальной психологии//Психология межличностного познания М., 1981; Юревич А.В. К анализу исследований каузальной атрибуции в зарубежной социальной психологии//Вопр. психологии. 1986, № 5; Attribution: Receiving the courses of behaviour. Morristown, 1972; The social psychology of knowledge. Cambridge, 1988. A.B. Юревич.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ

Смотреть что такое «ТЕОРИЯ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ» в других словарях:

  • Теория атрибуции — (греч. theoria – наблюдение, исследование; лат. atributio – приписывание) – общее направление в социальной психологии, идущее от гештальтпсихологии и изучающее проблемы социального восприятия (восприятия одним человеком другого). Акт атрибуции –… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Двух-факторная теория эмоций — Двухфакторная теория эмоций это теория в социальной психологии, которая рассматривает эмоцию как сочетание двух компонентов (факторов): физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Двухфакторную теорию эмоций… …   Википедия

  • Двухфакторная теория эмоций — Двухфакторная теория эмоций  социально психологическая теория, рассматривающая эмоции как сочетания двух компонентов (факторов): физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Двухфакторную теорию эмоций… …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука о взаимовлиянии индивидуального поведения и социального контекста. В подобном духе основной вопрос С.П. был сформулирован О. Контом : каким образом индивид может быть одновременно и причиной, и следствием социальных явлений? Индивидуальное… …   Социология: Энциклопедия

  • ЛОКУС КОНТРОЛЯ — понятие, отражающее склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам. В первоначальном варианте теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера (1954) выделялись лишь два типа Л.К.: интернальный и экстернальный …   Социология: Энциклопедия

  • Исследование общения в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова: школа Андреевой Г. М. — Каф. социальной психологии ф та психологии МГУ была создана Г. М. Андреевой в 1972 г. по инициативе декана ф та психологии А. Н. Леонтьева. В первое 10 летие разрабатывалась проблематика социальной перцепции наряду с анализом методологических.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ЛИДЕРСТВО — понятие, имеющее множество значений и использующееся для описания широкого круга явлений, связанных с процессами власти и влияния в различных социальных коллективах, таких, как группы, организации, сообщества или нации. Заимствование термина Л.… …   Социология: Энциклопедия

  • Самоэффективность (self-efficacy) — Источники эффективности Вера людей в свою эффективность происходит из четырех осн. источников. Наиболее эффективный способ уверовать в собственную эффективность достичь высоких рез тов в чем либо. Успехи закладывают основу устойчивого убеждения… …   Психологическая энциклопедия

  • атрибуция — (от англ. attribute приписывать, наделять) приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку… …   Большая психологическая энциклопедия

  • общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… …   Большая психологическая энциклопедия


sociologicheskaya.academic.ru

Социальная каузальная атрибуция — Этнопсихология Библиотека русских учебниковів

К началу 70-х гг XX в одно из ведущих мест в мировой социальной психологии занимала проблематика каузальной атрибуции. Однако результаты многочисленных исследований, проводившихся на интериндивидуальному в уровне, в перспективе межличностных отношений не могли переноситься на уровень отношений между социальными общностями, в том числе и этническими. На отсутствие социального характера в американских концепц иях атрибуции обратили внимание европейские ученые. В связи с этим. Ж-К. Дешам отметил, что»бесполезным было бы изучение процессов атрибуции без учета отношений между группами и взаимодействия между индивидами, как и принадлежат к разным социальным категориямьних категорій».

Теорию социальной атрибуции было обосновано европейскими психологами. М. Хьюстоном и. И. Ясперсом. Социальная (или групповая) каузальная атрибуция — это интерпретация поведения и результатов деятельности людей по признаку их групповой принадлежностисті.

Такая атрибуция является социальной по происхождению, поскольку появляется и развивается в результате социального взаимодействия между индивидами или под влиянием социальной информации время эта атрибуция является групповой: 1) как объект направленности (на представителя конкретной социальной группе) и 2) ввиду сходство членов социальной группы и межгрупповые различияі.

Основная функция социальной каузальной атрибуции состоит в формировании, поддержании или усилении позитивной групповой идентичности. Так, основной функцией етиюцентричнои атрибуции является предоставление человеком перева аги представителям своей группыи.

Стратегия сохранения позитивной групповой идентичности. М. Хьюстона и. И. Ясперса заключается в использовании таких этноцентрических атрибуций, согласно которым положительное поведение (успех) своей группы и негативное п поведение (неудача) чужой группы объясняются с помощью факторов, а негативное поведение (неудача) своей группы и положительная поведение (успех) чужой группы — с помощью внешних факторовів.

известное эмпирическое исследование, на результаты которого ссылаются практически все исследователи проблем социальной атрибуции, было проведено в начале 70-х гг в. Южной. Индии. Испытуемым-индуистам пр ропонувалы описания четырех ситуаций, в которых индуист или мусульманин совершает социально желательные и социально нежелательные поступки (лавочник проявляет щедрость или обманывает покупателя, учитель хвалит или наказывает ученика, дом овласник приглашает в дом или не обращает внимания на прохожего, который попал под ливень и т др.). Испытуемым необходимо было интерпретировать поведение представителей двух конфессий с помощью одного и из предложенных факторов, которые принадлежали к двум группам: I) стечение обстоятельств, правила поведения, установленные в обществе и т др. (внешние) 2) щедрость или жадность торговца, плохой или хороший характер тер учителя и т др. (внутренниенутрішні).

Полученные результаты убедительно подтвердили стратегию сохранения позитивной групповой идентичности. Исследуемые придерживались этноцентрических атрибуций — внутренние факторы приписывались социально-желательные й поведении представителей своей группы и негативному поведению мусульман и наобороти.

Подобные атрибуции были выявлены и в результате проведения ряда исследований, в которых приняли участие представители этнических общностей. В связи с этим ученые стали рассматривать использование этноцентрических атрибуций как элементарную ошибку атрибуцийї.

Однако впоследствии социальные психологи выяснили, что этноцентрические атрибуции, в которых отдается предпочтение своей группе, не являются универсальными. Во-первых, члены групп подчиненного меньшинства, которые не видят альтернатив что одо существующей системы, довольно часто используют этноцентрические атрибуции, отражающие тенденцию к обесцениванию своей группы и предпочтения доминантной группе. Например, китайцы, как представители дискриминуемого меньшинства в. Малайзии, с помощью факторов объясняли позитивное поведение малайцев (группы большинства), а не членов своей группыпи.

Во-вторых, атрибуции, которые были продемонстрированы индуистами в. Южной. Индии и китайцами в. Малайзии, можно представить как полюса определенного континуума, отвечают достаточно высокому уровню фаворитизм м и являются эмпирическими индикаторами межгрупповой дифференциации в форме противопоставления.

При благоприятных условиях межэтнического взаимодействия (отсутствие открытых конфликтов, относительное равенство статусов и т др.) для поддержания положительной этнической идентичности не нужно создавать этноцентрические ат трибуции. При предпочтение одной из групп в атрибуции может проявляться неодинаковое отношение к отдельным сферам жизнедеятельности двух общностей. Дифференциация собственной и чужой групп будет находиться в пределах от противопоставления в пользу своей группы к противопоставлению в пользу чужой группрупи.

Эти выводы были подтверждены и результатами исследований, проведенных. ТГ. Стефаненко в конце 80-х гг XX в. В исследовании приняли участие московские студенты. Исследуемые чаще объясняли положительную пове единку советского прохожего, который помогает иностранному туристу, что заблудился, за счет внутренних факторов (качеств чуткости и бескорыстия у советского прохожего). В противоположность, такую ??пове динка американского прохожего, по их мнению, было обусловлено внешними факторами (обстоятельствами). Выявлены этноцентрические атрибуции (с противопоставлением в пользу своей группы) основывались на позитивных для этой сферы автостереотипы, которые являются основным источником для интерпретации поведения и достижений группы с помощью внутреннего фактораинників.

При объяснении успехов и неудач советского и американского научных коллективов исследуемые продемонстрировали внешне групповой фаворитизм — противопоставление в пользу чужой группы. Так, среди внутри ишних факторов достижений студенты назвали такие стереотипные качества американцев: трудолюбие, деловитость, предприимчивость. Неудачу советских ученых, по мнению испытуемых, было обусловлено недостаточно ю трудолюбием, предприимчивостью и т др.. Тогда как наиболее возможным фактором неудачи американских ученых выступило невезениеіння.

Таким образом, этноцентрическое определения факторов поведения и результатов деятельности в значительной мере влияет фактор локуса, то есть, какие именно факторы используются в приписывании: внешние или внутренние н.

В современном мире этноцентрические тенденции, которые используются для поддержания положительной этнической идентичности, могут способствовать формированию и сохранению враждебных стереотипов и препятствовать способам уре егулювання межгрупповых конфликте.

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *