Классификация мышления теоретическое практическое – классификация, особенности, нарушения — Блог

классификация, особенности, нарушения — Блог

Мышление как высшая форма познавательной деятельности позволяет человеку логически связывать происходящие события и явления, а также обобщать результаты личного чувственного опыта и отражать общие свойства предметов. На основе обобщений мы затем решаем конкретные познавательные задачи. Мышление помогает нам давать ответы на вопросы, которые нельзя разрешить путём одного только чувственного отражения. Оно помогает нам ориентироваться в окружающем мире и применять в постоянно изменяющейся обстановке обобщения и опыт, полученные нами прежде.

Классификация видов мышления

Развиваясь в процессе социализации, способ мышления человека постепенно изменялся, продвигаясь от конкретного к абстрактному, вот внешнего (предметного) к внутреннему. Чаще всего мышление делят на практическое и теоретическое. Практическое мышление, в свою очередь, бывает наглядно-действенным и наглядно-образным, а теоретическое —образным и абстрактно-логическим (понятийным). Основные виды мышления можно изобразить, согласно этой классификации, таким образом:

От наглядно-действенного,– основного вида мышления ребёнка до 3 лет (пробуем все на ощупь, «на зуб»), взрослея (к 4-7 годам), через наглядные образы и представления (слуховые, тактильные, зрительные и т.д.) мы осваиваем наглядно-образное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различны по типу задач, которые они решают, и по проистекающим из этого особенностям (структурным и динамическим). Теоретическое мышление считается стоящим на более высокой ступени развития, чем практическое, а понятийное (словесно-логическое) – на уровень выше образного. Интересно, что даже в процессе осуществления какой-либо конкретной деятельности могут мирно сосуществовать все эти виды мышления, но один из них всегда доминирует, исходя из конечных целей и характера этой деятельности. В этой связи можно говорить о преобладающем виде мышления в данный момент. Все виды мышления человека равноценны по уровню сложности, а также по требованиям, предъявляемым к способностям человека, и в первую очередь – к интеллектуальным способностям.

Несколько подробнее остановимся на каждом из видов процесса мышления:

Практическое мышление

Цель этого вида процесса мышления – подготовка конкретного физического преобразования действительности: например, создание плана, проекта, схемы. Другими словами, оно направлено на решение конкретных практических задач. Обычно практическое мышление ограничено рамками дефицита времени.

Наглядно-действенное мышление проявляется в практической деятельности, в процессе которой мы преобразовываем реальные предметы. При данном преобладающем виде мышления человек непосредственно воспринимает предмет или в процессе какого-либо действия с ним изменяет, преобразовывает ситуацию. Кто чаще всего используют наглядно-действенное мышление? Это, как мы уже говорили, малыши до трёх лет и взрослые, занятые созданием какого-либо материального продукта (например, на производстве).

Наглядно-образное мышление отличается тем, что мыслительный процесс в этом случае происходит непосредственно в процессе восприятия окружающего мира, и только так. При этом виде мышления человек представляет ситуацию и те изменения, которых он хочет добиться в конечном результате. Для наглядно-образного мышления характерно использование необычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. При этом виде процесса мышления человек использует образы, представленные в его оперативной и кратковременной памяти (а не извлекает их из долговременной памяти с последующим преобразованием, как это происходит при использовании теоретического образного мышления).

Кто чаще всего использует наглядно-образное мышление? Прежде всего это дети: дошкольники и младшие школьники, а среди взрослых – те, кто занимается практическими видами деятельности, если они наблюдают за предметом своей деятельности, не касаясь его. Выполняя ремонт квартиры и представляя конечный результат, опираясь на подобранные варианты обоев, цвет потолка и пола, мы также используем этот вид мышления.

Теоретическое мышление

Цель теоретического мышления – познание и обобщение правил и законов, как научных, так их житейских. В большинстве случаев теоретическое мышление направлено на поиски и нахождение неких общих закономерностей.

Словесно-логическое (понятийное) мышление отличается тем, что в процессе решения проблемы человек использует понятия, выполняет мыслительные операции (действия в уме), не используя опыт, полученный от органов чувств. В качестве инструмента в данном случае выступают понятия, суждения и умозаключения. Этот вид мышления даёт абстрактное, но точное и обобщённое отражение реальной действительности. Кто чаще всего использует словесно-логическое мышление? Это люди науки, выполняющие теоретические исследования.

Теоретическое образное мышление

даёт возможность не менее реального отражения действительности, тем словесно-логическое. При этом виде мышления человека инструментами для решения задачи выступают образы, которые либо извлекаются из памяти, либо порождаются воображением, то есть воссоздаются творчески. Кто чаще всего используют теоретическая образное мышление? Творческие люди, работающие с образами, занимающиеся искусством и литературой.

Оба вида теоретического мышления дополняют друг друга, сосуществуют, раскрывая хоть и разные, но взаимосвязанные грани бытия.

Существует и более развёрнутая классификация видов мышления:

По форме различают уже рассмотренные выше виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное и абстрактно-логическое мышление.

По характеру решаемых задач — также рассмотренные выше практическое и теоретическое мышление.

По степени развёрнутостидискурсивное и интуитивное мышление.

Дискурсивное (развёрнутое) мышление отличается тем, что человек слышит, видит и ощущает свои внутренние действия, свою внутреннюю речь. Оно опирается на логику рассуждений, а не на восприятие, имеет четко выраженные этапы и развёрнуто во времени.

При свёрнутом (интуитивном) мышлении в основе лежат чувственное восприятие и отражение предметов и явлений окружающего мира. Оно кратко, практически не имеет этапов, почти неосознанно.

По степени оригинальности, новизны результата мыслительных операций различают продуктивное и репродуктивное мышление.

Продуктивное мышление основывается на творческом воображении. Оно направлено на осмысление происходящего, постановку цели, нахождение путей решения и получение полезных выводов, опыта.

Репродуктивное мышление базируется на основе использования уже существующих представлений и образов.

Встречается также классификация видов мышления в зависимости от степени стандартности решаемых задач. В этой связи разделяют:

  • Алгоритмическое мышление. Оно основано на готовых алгоритмах и правилах, на выполнении определённой последовательности, и применяется для решения типовых задач.
  • Дискурсивное мышление опирается на рассуждения на основе взаимосвязанных умозаключений.
  • Эвристическое мышление заключается в поиске решения нестандартных задач.
  • Творческое мышление — это поиск открытий, путь к получению совершенно новых результатов.

Некоторые психологи, классифицируя виды мышления, делят его на три вида: словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное, и внутри словесно-логического мышления, выполняющего логические операции с понятиями, различают целый ряд видов мышления:

  • Теоретическое, при котором постигаются законы и правила, строятся гипотезы и концепции.
  • Практическое, позволяющее за ограниченное время проверять гипотезы, составлять практические планы и готовиться к изменению существующей действительности. Для него характерны тонкая наблюдательность, умение находить и использовать важные детали и быстро применять решение на практике.
  • Аналитическое (логическое) – осознанное мышление, имеющее чёткую структуру.
  • Реалистическое мышление, опирающееся на законы логики и направленное на окружающий мир.
  • Аутистическое мышление – неразрывно связанное с внутренним миром человека, реализацией его желаний.
  • Продуктивное – создающее нечто новое.
  • Репродуктивное – воспроизводящее на основе уже созданного, по образцу.
  • Непроизвольное – это мышление в данной классификации рассматривается как трансформация образов сновидений.
  • Произвольное – представляющее собой целенаправленное решение мыслительных задач.

Мышление является результатом реакции коры головного мозга на внешние раздражители, а нарушения мышления являются проявлением расстройства процессов обработки информации. У вполне здоровых людей могут иметь место незначительные или кратковременные нарушения мышления. Вместе с тем, психопатология выявляет расстройства мышления, носящие болезненный и выраженный характер. Некоторые заболевания могут стать причиной того или иного вида нарушения мышления. Среди них деменция, шизофрения, тяжелые формы эпилепсии, последствия серьезных черепно-мозговых травм и другие заболевания.

Виды нарушений мышления

В психопатологии различают следующие виды нарушений мышления:

  • Нарушение динамики мышления.
  • Нарушение операциональной стороны мышления.
  • Нарушение мотивационного компонента мышления.
  • Нарушение критичности мышления.

Нарушения динамики мышления

К ним относят инертность мышления и его лабильность.

Инертность выражается в затруднении при переключении с одного способа выполнения работы на другой. Обобщение материала при изменении условий бывает затруднено, может проявляться вязкость мышления, излишняя обстоятельность, черезмерная детализация, замедленность мыслительных процессов.

Лабильность – это неустойчивость, подвижность способа выполнения поставленной задачи. В этом случае адекватные и неадекватные решения чередуются. При неплохом уровне обобщений в целом, время от времени происходит «сбой» на случайные, неправильные сочетания. Новые впечатления меняют ход мыслей, логика рассуждений нарушается, ассоциации хаотичны, идеи «скачут», человек беспрестанно говорит – таковы проявления этого вида нарушения мышления. Разделяют следующие варианты:

  • обобщенные ситуации чередуются с конкретно-ситуационными;
  • логические связи ошибочно подменяются случайными сочетаниями;
  • образовываются одноимённые группы.

Нарушения операциональной стороны мышления

К ним относят понижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

Понижение уровня обобщения характеризуется преобладанием в суждениях непосредственных, конкретных связей между предметами и явлениями. Так, например, при классификации предметов в одну группу объединяются разнородные понятия (например, ручка и стол, потому что писать ручкой удобно за столом), то есть предметы объединяются на основе частных или второстепенных признаков.

Искажение процесса обобщения – противоположный процесс, при котором наблюдается отход от конкретных связей, причём в утрированной форме. При этом обобщение осуществляется на основании или несущественных, внешних признаков, или на основании настолько общих признаков, что они выходят за рамки содержательной стороны явлений. Например, ложка, стол и лопата при этом оказываются в одной группе, «потому что все они твёрдые», то есть связи не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними.

Нарушение мотивационного компонента мышления

Это нарушение выражается в искажении обобщений, разноплановости мышления и резонёрстве. Потеря целенаправленности мышления ведёт к поверхностности и незавершенности суждений и к потере мышлением функции регулирования действий человека.

Искажение обобщения – это нарушение, которое выражено выделением нереальных обобщающих признаков и свойств. Например, обобщение ложки и машины, потому что «обе двигаются».

Разноплановость мышления. В этом случае суждения одновременно протекают в нескольких руслах, и при обобщении за основу берутся то свойства предметов, то личные, иногда парадоксальные установки и взгляды. Смещение смысла в результате такого нарушения мышления может приводить к изменению структуры любой деятельности.

Резонерство – нарушение, при котором рассуждения непродуктивны, поскольку являются многоречивыми бесплодными мудрствованиями.

Нарушение критичности мышления

При данном нарушении наблюдается отсутствие контроля своих действий и коррекции ошибок. Критичность – это умение оценивать, контролировать работу мысли, анализировать, взвешивать доводы «за» и «против». Наиболее типичные проявления при выполнении экспериментальных заданий при нарушении критичности мышления – это безразличие к собственным ошибкам и бездумное манипулирование предметами.

Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать мышление, а также другие познавательные функции: внимание, память, восприятие. Развивающие игры на тренажерах для мозга онлайн  — удобный, практичный и увлекательный путь, приносящий результаты.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

 

Фото: Hawaii Savvy

b-trainika.com

Виды мышления и критерии их классификации.

Важно понимать, что мышление — качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление:

  • наглядно-действенное;

  • наглядно-образное;

  • словесно-логическое;

  • абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Теоретическое мышление — это познание законов и правил. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление:

Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.

  

5. По средствам мышления различают мышление:

  • вербальное;

  • наглядное.

Наглядное мышление — мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.    Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

  • критическое;

  • творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Типологические классификации мышления

(по содержанию используемых средств)

наглядное вербальное

(по степени соответствия реальности)

реалистическое аутистическое

(также “эмоциональное”, по Майеру)

(по характеру протекания)

интуитивное аналитическое

(по характеру задач)

практическое теоретическое

(по степени новизны продукта мышления)

продуктивное репродуктивное

(по степени сознательного контроля и управления)

произвольное непроизвольное

Функциональные классификации мышления.

а) творческое — критическое

б) абстрактное и конкретное (Гольдштейн)

Генетические классификации мышления.

Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:

1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)

2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)

3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

В психологии принято выделять три вида мышления:

  • Практическое,

  • Конкретно-образное (художественное)

  • Абстрактное (словесно-логическое)

1. Практическое мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности людей. Это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Характерными особенностями практического мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

2. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, вид мышления.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.

Мыслительные опреации очень разнообразны:

  • анализ,

  • синтез,

  • сравнение,

  • абстрагирование,

  • конкретизация,

  • обобщение,

  • классификация.

Что из этого списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекает в форме суждений и умозаключений:

1. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

2. Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит, раскрыть его сущность.

3. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

studfiles.net

Классификации видов мышления.

Виды мышления

В становлении мышления выделяются две стадии:

1) допонятийное мышление;

2) понятийное мышление.

Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация. См.:

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей».

 Существует несколько классификаций видов мышления. Самая распространенная классификация характеризует мышление с точки зрения использования заместителей реальности , строительного материала для того или иного вида мышления. Поэтому в данной классификации представлены три вида мышления. Первое — предметно-действенное (наглядно-действенное) , инструментом которого является предмет, второе — наглядно-образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира, и последнее — словесно-логическое (понятийное) , в котором мы пользуемся словом (понятием).

Эти виды мышления в истории человечества (филогенезе) могут быть проанализированы как развивающиеся на основе друг друга формы познания. Для онтогенетического развития каждой личности такой подход применим лишь в общих чертах. Например, образное мышление у конкретного человека не вытесняется словесно-логическим видом мышления, а интенсивно развивается, что позднее позволяет успешно реализовать такие виды профессионально деятельности, как техническую, изобразительную, графическую, предметно-художественную и т.п.

Предметно-действенное мышление (наглядно-действенное). В филогенетическом развитии это мышление считается исходным пунктом всех других видов человеческого мышления. Однако, в нем есть все признаки мышления: оно обобщенно отражает скрытые связи и отношения реальной действительности, осуществляется посредством предметов-заменителей. Причины его возникновения на заре развития человеческого мышления, на первых ступенях развития в онтогенезе и возникновение у взрослого человека в его трудовой и учебной деятельности, в принципе, одни и те же. Это: а) слабое развитие (или отсутствие) образного и понятийного мышления; б) отсутствие у субъекта на момент изучения знаний о существенных свойствах и связях познаваемого объекта.

Особенность данного вида мышления заключается в том, что с его помощью нельзя решить поставленную задачу без участия практических действий. Поэтому у него такая тесная связь с практикой. К функциям наглядно-действенного мышления относятся:

  • выявление наиболее близко лежащих к «поверхности», но все же скрытых свойств предметов и явлений. Практические преобразования, которые мы совершаем в процессе этого вида мышления, позволяют набрать факты, касающиеся познаваемых объектов;
  • возможность в обобщенной форме овладевать практическими преобразованиями, лежащими в основе выделения самых разнообразных и скрытых свойств предметов;
  • овладение обобщенным умением получать факты.

В процессе предметно-действенного мышления, следовательно, формируется широкая, в какой-то мере универсальная база для последующего использования полученной информации, как для разного вида деятельности, так и для формирования различных представлений и понятий.

Образное мышление (наглядно-образное) . Наглядно-образное мышление было в истории развития вторым видом после предметно-действенного. Оно позволяло (и позволяет) познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. Образное мышление «схватывает» наглядную ситуацию симультанно (одновременно), нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждения. При этом обладает способностью отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.

Если не требуется словесного ответа, то выводы словесно и не формулируются. Вообще слово в образном мышлении является лишь средством выражения, интерпретации выполненных в образах преобразований. Процесс образного мышления, осуществляемый в форме образов, протекает быстро, достаточно свернуто. Решение наступает как бы внезапно, в виде озарения, своеобразной мысленной пространственной картины. Поэтому к отличительным признакам образного мышления, кроме симультанности (одновременности), нужно добавить импульсивность и синтетичность . Спецификой образного мышления является наполнение его результатов личностным содержанием и смыслом .

Образы гораздо теснее, чем слово, связаны с чувственным отношением человека к окружающему миру, к его переживаниям. В образе представлены не только перцептивные признаки и свойства объекта, но и эмоционально-личностное отношение к ним, чего часто нельзя обнаружить при оперировании понятиями.

В понятиях, особенно научных, фиксируется общественно-родовой опыт человека. И в этом смысле, они обезличены. Это отличие между понятием и образом служит одним из факторов, определяющих большие трудности первичного усвоения понятий и предпочтительности использования примеров при изучении нового учебного материала. Одновременно образы, которые мы предлагаем другим людям, не всегда способствуют уяснению истины, а временами даже усложняют этот процесс.

Причин тому несколько. Во-первых, это бедность результативного образа. Действительно, существует множество ситуаций, когда образ в результативном выражении (рисунке, предметной конструкции, схематическом изображении, словесном описании и т.п.) оказывается намного беднее, чем был в момент его создания, оперирования им. Это явление связано с тем, что человек не владеет достаточно точными средствами для выражения содержания имеющегося у него образа. Поэтому должен быть запас созданных образов. Чем их больше и они богаче, тем больше возможностей у человека для их видоизменения, преобразования, то есть успешного оперирования ими.

Во-вторых, на понимание представленного образа оказывает существенное влияние близость личностных смыслов, которыми наполнены соответствующие образы у передающего и воспринимающего информацию.

В-третьих, люди различаются по способности создавать и оперировать образами. Для одних достаточно представлений, чтобы легко и свободно создавать образы и оперировать ими. Эта способность связана с развитием у взрослого человека произвольности всех психических процессов. Но бывают люди, которым, по их индивидуальным особенностям, требуется для легкости и свободы создания образа обязательно наличие еще и наглядной основы.

Наглядно-образное мышление является основой для понятийного (словесно-логического) мышления. В нее уже заложены основы логического анализа, но только начальные.

Словесно-логическое мышление (или понятийное). Довольно часто этот вид мышления называют вершиной развития мышления человека. Что же специфично для понятийного мышления? Используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.

Понятийное мышление движется по вертикали: от частного к общему и наоборот, т.е. человек использует индуктивно-дедуктивный способ мышления. Для понятийной мысли характерна иерархизированность, что требует выделения главного и подчинение ему второстепенного. В речи преобладают сложноподчиненные предложения. Для понятийного мышления характерно использование всех мыслительных операций. Человек проявляет чувствительность к логическим противоречиям и адекватно понимает переносный смысл.

Все остальные классификации мышления обычно касаются разновидностей именно этого вида мышления: аутическое и рациональное мышление МакКеллар (1972) проводит различие между аутическим и рациональным мышлением. Аутическое мышление не имеет осознанной цели. Для него доступно мозговое управление информацией, от ощущений или от хранимого в мозгу материала без какой-либо конкретной, осознанной цели. Фантазии и галлюцинации представляют собой пример аутического мышления. Рациональное мышление, с другой стороны, логическое и рациональное, целесообразное и ориентировано на цель. Когда человек находит ответ (ключ) при решении кроссворда, он привлекает рациональное мышление.

Шаблонное и нешаблонное мышление . Такая классификация видов мышления была предложена французским исследователем Эдвардом де Боно . Однако, он изначально подчеркивал, что данные разновидности мышления не противопоставляются друг другу, а находятся в комплиментарных отношениях. У каждого есть своя область действия. Именно в совокупности они определяют успешность познавательной деятельности человека.

С помощью шаблонного мышления скорее происходит проверка истинности имеющихся знаний, возможности использования последних для получения новых знаний. Нешаблонное мышление можно определить как новый взгляд на вещи, получение новых идей. Его вершиной является творческое мышление, именно в результате этого мышления возникают гениальные творения (хотя для их создания требуется еще и талант).

Очень часто, размышляя шаблонно , человек считает, что новые идеи всегда возникают у других, так как другие лучше подготовлены и имеют больше благоприятных условий для развития своего мышления. Человек, получающий новую информацию, ломающую его старые взгляды, не может полностью ее уяснить, и, тем самым, лишает себя возможности иметь новые идеи.

В этом случае человек считает, что возникновение новой идеи — это дело случая, и что человек не должен вырабатывать ее, а должен терпеливо ждать ее возникновения.

Для нешаблонного мышления характерно:

  • осознание господствующей идеи;
  • поиск различных подходов к изучаемым явлениям;
  • высвобождение из-под жесткого контроля шаблона;
  • использование случая (не препятствовать случайным процессам, но и не отдаваться на волю случая).

Следовательно, нешаблонное мышление не просто отвергает старое (в чем людей с таким типом мышления часто обвиняют), а ищет новое. Это мышление не создатель беспорядка, а, наоборот, ищущий более простую упорядоченность.

Теоретическое и практическое мышление . Теоретическое и практическое мышление не являются генетически последовательными. Оба вида занимают свое место в познавательной сфере взрослого человека, хотя в житейской психологии довольно часто теоретическому мышлению отдается предпочтение, как более полезному для научной деятельности.

Способы теоретического мышления представляют собой единство двух родов познавательных актов: а) актов непосредственно связанных с исследованием условий задач — это анализ ;

б) актов, связанных с рассмотрением особенностей этого исследования — это рефлексия. Рефлéксия представляет собой осознание человеком своих действий, контроль и оценка этих действий, анализ собственного психического состояния; размышление, полное сомнений, противоречий . Она имеет много видов. Бывает рефлексия интеллектуальная и личностная; экстенсивная и интенсивная, конструктивная.

Исследование природы и содержания практического мышления в отечественной психологии связано с именем Бориса Михайловича Теплова , который еще в 1945 году, выпустив книгу «Ум полководца», обратил внимание ученых на особенности мышления взрослых людей в их реальной деятельности. Он предложил изучать мышление не с позиции решения тех задач, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности, а с позиции других специалистов, которые, не будучи «теоретиками», также решают мыслительные задачи.

Различие теоретического и практического мышления заключается в том, как каждое из них связано с практикой .

Работа теоретического мышления в основном направлена на нахождение общих закономерностей. Даже если она касается, например, производства, то теоретическое мышление интересуется принципами организации производства, тактическими и стратегическими закономерностями. Практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного учреждения, разработать и осуществить план реконструкции микрорайона и т.п.

Теоретическое мышление тактически временно как бы отступает от практики, чтобы выявить скрытые повседневной рутиной общие закономерности. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность, подвергается постоянному испытанию практикой. Теоретический ум отвечает перед практикой только за конечный результат своей деятельности, в то время как каждый этап практического мышления проходит сиюминутную проверку практикой. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, проверять их иногда в течение длительного периода времени, заменять одни гипотезы другими.

Одна из самых характерных особенностей работы практического ума — жесткие условия времени. Практический работник далеко не всегда имеет время для проверок разного рода гипотез. Умственная деятельность у людей занимающихся высшими формами практической деятельности протекает в более жестких условиях, чем у ученого. К ней предъявляются более сложные требования, имеет место большее многообразие и большая внутренняя противоречивость решаемых практиком интеллектуальных задач. Умственная работа ученого проще, яснее, спокойнее (хотя совсем не «легче»), чем умственная работа политического деятеля или генерального менеджера.

Индивидуальные особенности мышления связаны с его самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, широтой, последовательностью, быстротой.

Самостоятельность мышления характеризуется умением ставить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других. Критичность мышления — способность субъекта познавательной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления.

Гибкость мышления — умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро переключаться с одного способа решения задач на другой.

Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять проблему, предвидеть возможные последствия действий.

Широта мышления — способность охватывать большое количество вопросов.

Последовательность мышления — умение придерживаться логической последовательности при вынесении суждений, их обоснованность.

Быстрота мышления — способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать и принимать правильное решение.

В зависимости от степени новизны продукта мыслительной деятельности выделяют продуктивное(творческое) и репродуктивное мышление.

Индивидуальные особенности мышления обусловлены прежде всего особенностями жизни человека, характером его деятельности, спецификой обучения и воспитания. Определенное влияние на особенности мышления оказывают такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной системы, возраст человека.

Рассматривая отдельные этапы процесса мышления, можно заключить, что в начале мыслительного акта на этапе постановки задач индивидуальные особенности мышления проявляются прежде всего в его самостоятельности и инициативности.

students-library.com

Классификация видов мышления

Лекция 7. Мышление

1. Понятие о мышлении

2. Мыслительные операции

3. Формы мышления

4. Функции мышления

5. Классификация видов мышлении

 

Понятие о мышлении

Мышление –психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. В отличие от непосредственного отражения в ощущениях и восприятии мышление опосредовано системой различных знаков, выработанных человечеством. Средством опосредования и обобщения является язык.

Язык –это система условных символов, относительно независимых от человека, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Язык – это система знаков речевого языка и научных языков (математический, химический, компьютерный, и т.д.), языка дорожных знаков и пр. Различные системы языков фиксируют информацию и хранят ее в сокращенной компактной форме для дальнейшего использования.

Единицей языка является слово, предметное содержание которого называют значением слова. В значении слова выражается исторический опыт всего человечества.

Речь – это процесс пользования естественным языком.

Мышление – процесс познания, который связан с открытием субъективно нового знания, решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление включено во все виды деятельности человека ( труд, познание, общение, игру). И связано со всеми личностными особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями и пр.).

Мышление как психический процесссовершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.

Умственные действия – это разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, это действия с образами, представлениями и понятиями.

 

Мыслительные операции

Анализмыслительная операция разделения предметов и явлений на части.

Синтез – мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое. Например, когда мы говорим «яблоко», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха и вкуса и пр.

Сравнение — мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различий между ними.

Обобщение мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам.

Например, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь, воображение можно объединить в группу «познавательные процессы» по их существенному признаку: все они служат для познания окружающего мира.

 

Формы мышления.

Мышление функционирует и фиксируется в различных формах:

Мышление предметно-действенное – форма мышления опирающаяся на непосредственное восприятие предметов и явления с ними. Эта форма является основой формирования более сложных форм мышления. Используется в деятельности.

Мышление наглядно-образное – форма мышления, которая осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. В этом процессе человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной памяти.

Мышление словесно–логическое – это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. Понятие выражается в значении слова и не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Суждения – результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида.

Умозаключение – форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся.

Рассуждение – ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений.

 

Функции мышления.

Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает:

— понимание — раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними;

— решение проблем, задач;

— целеобразование – порождение новых целей, программ поведения и деятельности;

— рефлексию – осознание субъектом своих внутренних действий.

Рефлексия (лат. Reflexio – отражение) – обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.

Классификация видов мышления

М Ы Ш Л Е Н И Е

        
   
  

 

Теоретическое Дискурсивное Репродуктивное Индивидуальное

Практическое Интуитивное Продуктивное Коллективное

(творческое)

Теоретическое – направленный в основном на нахождение общих закономерностей. Это мышление ученых, оно меньше связано с практикой.

Практическое – направлено на решение практических задач.

Дискурсивное – аналитическое, развернутое во времени, поэтапное и значительно осознанное.

Интуитивное – характеризующийся свернутостью, одномоментностью, протеканием без этапов.

Интуиция – способность находить быстро верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Продуктивное (творческое) – связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать не стандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления.

Репродуктивное – выражается в способности воспроизводить способы решения задач после обучения или по образцу.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

63. Классификация видов мышления: по форме, по характеру

протекания, по степени развернутости, по степени новизны

В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как:

1) генезис развития;

2) характер решаемых задач;

3) степень развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средства мышления;

6) функции мышления и т.д.

Виды мышления по форме

Наглядно-действенное — решение задачи включает внешние двигательные пробы

Наглядно-образное — тоже включает пробы, направленные на поиск решения задачи, но они выполняются в уме, при помощи образов

Логическое — осуществляется при помощи рассуждений, т.е. связывает между собой различные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на вопрос.

По степени развернутости различают мышление:

дискурсивное;

интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

По характеру решаемых задач различают мышление:теоретическое; практическое.

Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление — это познание законов и правил.

Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

64. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими.

Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.

Единичное понятие — это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком — либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Конкретное понятие — понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать. Абстрактное понятие — понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать. Теоретическое понятие — это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Дедуктивное умозаключение — это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.

Индуктивное умозаключение — умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Умозаключение по аналогии — это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

studfiles.net

33. Виды мышления и различные основания для классификации.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Чистых видов мышления не встречается в природе. Они как бы взаимосвязаны между собой.

Мышление классифицируют по многим основаниям:

1. Генетическое основание.

2. Чем оперирует мышление

3. Степень критичности

4. Направленность мышления

5. Связь с практикой

6. Новизна продукта и т.д.

Представители ассоциативной психологии утверждали, что мышление есть только у высокообразованных людей (нр., мышления нет у детей, у дворников).

1. генетическое основание – самая старая классификация. На этом фоне появляются работы Келера. Эксперименты с человекоподобными обезьянами и детьми показали, что мышление есть мышление у человекоподобных обезьян и детей. Возникает разрыв между логическим, высоким явлением и разумным, практическим интеллектом. Генетическое основание выделяет по степени развития мышления, по форме:

Развитие мышления

Поздний уровень Логическое мышление Словесно-абстрактное

Наглядно-образное

Ранний уровень Практическое мышление Наглядно-действенное

Кубик Линка (Рубинштейн) – из 27 кубиков собрать большой куб. Покрасить его со всех сторон. Позвать ребенка и попросить собрать его. Ребенок смотрит и делает (наглядно-образное), ребенок смотрит и воображает (наглядно-образное мышление). Действие относится не к мышлению, а к реализации. Мышление зарождается в действию Наглядно-действенное мышление старается освободится из плена наглядности и действенности. Предыдущие методы никуда не уходят, они остаются на том же уровне, но меня.тся свойства.

Бюллер. Сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему еще и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления — действенный, образный и символический — отражает события своим особым образом. 3 стадии развития мышления: оперирование предметами, образами, отношениями.

Критика генетического принципа: наглядно-действенное мышление ест и у взрослых, но в другой форме; плавные переходы между фазами; в разных культурах разные проявления.

2. Вербальное мышление и визуальное мышление.

3. Леви-Брюль в своей работе «Первобытное мышление» выделяет «пралогическое», «алогическое» мышление — первобытное мышление является нелогическим, т.е. неспособным осознавать, судить и рассуждать подсобно тому, как это делаем мы.

Отличие первобытного мышления от нашего: оно совершенно иначе ориентировано — там, где мы ищем вторичные причины, устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду; оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах; оно обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум.

4. Блейлер. Выделение аутистичного и реалистичного мышления. Аутистическое мышление тенденциозно. Цель достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих стремлению, прокладывается путь, ассоциации же, противоречащие стремлению, тормозятся, т.е. благодаря механизму, зависящему от влияния аффектов. Между аутистическим и обычным мышлением не существует резкой границы, так как в последнее мышление очень легко проникают аутистические, т. е. аффективные элементы.

Аутистическое мышление управляется двумя принципами, которые при отрицательных аффектах противоречат друг другу, при положительных же аффектах совпадают в своем действии.

1. Каждый аффект стремится удержаться; 2. Мы устроены таким образом, что мы стремимся получить и сохранить приятное, а следовательно, и окрашенные удовольствием представления, неприятного же мы избегаем.

Аутистическое мышление во многих отношениях противоположно реалистическому.

Реалистическое мышление представительствует действительность; аутистическое мышление представляет себе то, что соответствует аффекту. Целью реалистических функций является создание правильного познания окружающего мира нахождение истины. Аутистиеские функции стремятся вызвать представления, окрашенные аффектом и вытеснить представления, окрашенные противоположным аффектом. Реалистические механизмы регулируют наше отношение к внешнему миру; они служат для сохранения жизни, для добывания пищи, для нападения и защиты; аутистические механизмы создают непосредственно удовольствие, вызывая окрашенные удовольствием представления, и не допускают неудовольствия, преграждая доступ представлениям, связанным с неудовольствием.

5. По степени рефлексивности (осознанности):

— интуитивное

— аналитическое

6. Теплов: По характеру мышления: практическое и теоретическое мышление. Ум полководца является одним из характернейших примеров практического ума, в котором с чрезвычайной яркостью выступают своеобразные черты. От полководца требуется наличие двух качеств — выдающегося ума и сильной воли (причем под словом «воля» разумеется очень сложный комплекс свойств: сила характера, мужество, решительность, энергия, упорство и т. п.).

7. Направленность мира: объяснение мира и преобразование мира.

8. По новизне продукта:

— продуктивное

— репродуктивное

Любое мышление содержит продуктивный и репродуктивный компоненты.

9. По этапам деятельности:

— диагностическое

— прогностическое

10. По занятости человека в практике:

-Техническое

— спортивное

— академическое.

11. Эдвард де Боно выделил шесть типов мышления и связал их и 6 цветами: синий – позиция размышления, белый – нейтральная позиция, черный – позиция «против», желтый – позиция «за», зеленый – позиция творческого преобразования, красный – позиция эмоционального восприятия.

studfiles.net

Практическое и теоретическое мышление. — КиберПедия

Исследование «практического мыш­ления», казалось бы, должно представлять для психологии не меньшую важ­ность и не меньший интерес, чем исследование «мышления теоретического».

Отличие между этими двумя типами мышления нельзя искать в различиях са­мих механизмов мышления, в том, что тут действуют «два разных интеллекта». Интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления, но раз­личны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоя­щие в том и другом случае перед умом человека. Именно в этом смысле можно и должно говорить в психологии о практическом и теоретическом уме.

Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое — нет, а в том, что характер этой связи различен.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение ча­стных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осу­ществить план сражения и т.п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов орга­низации производства, тактических и стратегических закономерностей.

Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания: на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе — отступлении от практики. Работа практи­ческого ума сосредоточена главным образом на второй части этого пути позна­ния: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом «верном попадании», прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во вто­ром случае связь эта имеет более непосредственный характер. Работа практиче­ского ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергает­ся непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результа­тах. Отсюда та своеобразная «ответственность», которая присуща практическо­му мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в са­мом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длитель­ного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т.д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ог­раничены, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспери­ментах, а в самой жизни, и — что особенно важно — практический работник дале­ко не всегда имеет время для такого рода проверок. Жесткие условия времени — одна из самых характерных особенностей работы практического ума.



Сказанного уже достаточно, чтобы поставить под сомнение одно очень распро­страненное убеждение, а именно убеждение в том, что наиболее высокие требова­ния к уму предъявляют теоретические деятельности: наука, философия, искусст­во. Кант в свое время утверждал, что гений возможен только в искусстве. Гегель видел в занятии философией высшую ступень деятельности разума. Психологи начала XX в. наиболее высоким проявлением умственной деятельности считали, как правило, работу ученого. Во всех этих случаях теоретический ум рассматри­вался как высшая возможная форма проявления интеллекта. Практический же ум, даже на самых высоких его ступенях, — ум политика, государственного деятеля, полководца — расценивался с этой точки зрения как более элементарная, более легкая, как бы менее квалифицированная форма интеллектуальной деятельности.

Это убеждение глубоко ошибочно. Если различие между практическим и те­оретическим умами понимать так, как это сделано выше, то нет ни малейшего основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического. Да и фактически высшие проявления человеческого ума мы наблюдаем в одинаковой мере и у великих «практиков», и у великих «те­оретиков». Ум Петра Первого ничем не ниже, не проще и не элементарнее, чем ум Ломоносова.

Мало того. Если уж устанавливать градации деятельностей по трудности и сложности требований, предъявляемых ими к уму, то придется признать, что с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллек­туальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической деятельности. Умственная работа ученого, строго говоря, проще, яснее, спокойнее (это не зна­чит обязательно «легче»), чем умственная работа политического деятеля или полководца. Но, конечно, установление такого рода градаций — дело в значи­тельной мере искусственное. Главное не в них, а в том, чтобы полностью осо­знать психологическое своеобразие и огромную сложность и важность пробле­мы практического мышления.



Вопрос о практическом уме только еще ставится в психологии, и путь к его разрешению лежит через деятельное изучение особенностей умственной работы человека в различных конкретных областях практической деятельности.

 

26. Наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление.

 

Наглядно-действенное мышление. В ходе исторического раз­вития люди решали наглядно встающие перед ними задачи сна­чала в плане практической деятельности; лишь затем из нее вы­делилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т. д.) изме­рять земельные участки, и только потом на основе знаний, скла­дывающихся в ходе этой практической деятельности, посте­пенно возникала и развивалась геометрия как особая теорети­ческая наука. Практическая и теоретическая деятельность не­разрывно взаимосвязаны. Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в матери­альную деятельность. Это и означает, что первичной является не чисто теоретическая, а именно практическая деятельность. Лишь по мере развития последней из нее выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в про­цессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошколъном возрасте (до трех лет включительно) мышле­ние в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и син­тезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соот­носит, связывает друг с другом те или иные предметы, восприни­маемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме нагляд­но-образное мышление возникает преимущественно у дошколь­ников, т. е. в возрасте четырех—семи лет.

Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосред­ственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен по­трогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих слу­чаях не требуется систематического практического манипули­рования (действования) с объектом, но во всех случаях необхо­димо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отсутствие у дошкольников понятий наиболее отчетливо обнаруживается в следующих экспериментах швейцарского психолога Ж. Пиаже. Детям в возрасте около семи лет показы­вают два совершенно одинаковых и равных по объему шарика, сделанных из теста. Ребенок внимательно разглядывает оба предъявленных предмета и говорит, что они равны. Затем на глазах у испытуемых один из шариков превращают в лепешку. Дети сами видят, что к этому расплющенному шарику не при­бавили ни одного кусочка теста, а просто изменили его форму. Тем не менее испытуемые считают, что количество теста в ле­пешке увеличилось. Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их воспри­ятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. Думая об этой ле­пешке, дети смотрят на нее и видят, что на столе она занимает больше места (большее пространство), чем шарик. Их мышле­ние, протекающее в форме наглядных образов (следуя за вос­приятием), приводит к выводу, что в лепешке теперь больше теста, чем в шарике.

 

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *