Классификация психических процессов – 5. / .

Психические процессы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 января 2017;
проверки требуют 13 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 января 2017;
проверки требуют 13 правок.

Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики.

Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.

Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические свойства.

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических явлений имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познав

ru.wikipedia.org

Классификация психических явлений

Основные виды психических явлений

Все существующие психические явления очень тесно взаимосвязаны, но их можно разделить на основные группы:

  • процессы психические;
  • психические свойства личности;
  • состояния психические.

Это традиционная классификация психических явлений. При этом психические процессы рассматриваются в качестве базовых явлений, а свойства человеческой личности и состояния психические в качестве временных, типологических модификаций психических процессов. В совокупности все имеющиеся психические явления образуют целостную отражательно-регуляционную деятельность.

Психические процессы

Психические процессы являются отдельными целостными актами отражательно-регуляционной деятельности. Определенный психический процесс имеет собственный объект отражения, свои регуляционные особенности и протекает в соответствии со своими закономерностями. На базе психических процессов формируются психические образы.

Определение 1

Психический процесс — это активное взаимодействие объекта отражения и субъекта, система особых действий, которые направлены на познание объекта и реализацию взаимодействия с ним

Психические процессы делятся на виды:

  • познавательные,
  • волевые,
  • эмоциональные.

Совокупность волевых, познавательных, эмоциональных процессов составляют психическую деятельность индивида.

Психические состояния

Определение 2

Психическим состоянием называется своеобразие психической деятельности временное, которое определяется ее содержанием, а также отношением самого человека к данному содержанию. Психическое состояние является текущей модификацией человеческой психической деятельности и представляет собой стойкую интеграцию психических проявлений индивида при конкретном взаимодействии с действительностью.

Проявляется психическое состояние в общем функциональном уровне психической активности, который зависит от деятельности человека в определенный момент и особенностей его личности.

Психические состояния можно разделить на следующие виды:

  • мотивационные, базирующиеся на потребностях установки, то есть на желаниях, интересах, страсти, влечении;
  • состояния организованности сознания, проявляющиеся в разных уровнях работоспособности и внимательности;
  • эмоциональные, подразумевающие эмоциональную тональность ощущений, эмоциональный отклик на окружающую реальность, настроение, эмоциональные состояния конфликтного характера;
  • волевые, включающие состояния инициативности, решительности, целеустремленности, настойчивости.

Отдельно выделяются пограничные психические состояния человека:

  • реактивные, включая шоковые и ступорные состояния;
  • неврозы;
  • акцентуации характера;
  • психопатии;
  • состояния задержки психического развития.

Психические свойства личности

Психическими свойствами личности называются типичные для определенного человека специфические особенности его психики и осуществления психических процессов.
К психическим свойствам относятся:

  • темперамент;
  • направленность личности, то есть ее интересы, потребности, мировоззрение и идеалы;
  • способности;
  • характер.

Недостатки традиционной классификации

Необходимо отметить, что традиционная классификация психических явлений, идущая от Канта, хотя и является основой построения традиционной психологии, имеет свои недостатки. Данной классификации присуще искусственное обособление психических процессов от типологических свойств личности и психических состояний. В действительности же познавательные, эмоциональные и волевые процессы являются определенными психическими возможностями личности, а психические состояния текущим своеобразием этих возможностей.

spravochnick.ru

Неосознаваемые психические процессы: их классификация и характеристика.

Все неосознаваемые
процессы можно разбить на три больших
класса: (1)
неосознаваемые
механизмы сознательных действий
;
(2)
неосознаваемые
побудители сознательных действий
;
(3)
«надсознательные
процессы»
.

В первый класс (1)
входят три
подкласса:

а)
неосознаваемые автоматизмы; (ниже)

б)
явления неосознаваемой установки;
(ниже)

в)
неосознаваемые сопровождения сознательных
действий.

Неосознаваемые
компоненты действий имеют разную
функциональную нагрузку. Некоторые из
них реализуют
сознательные действия (первый подкласс),
другие подготавливают
действия (второй подкласс), и третьи
сопровождают
действия (третий подкласс) – включают
непроизвольные движения, тонические
напряжения, мимика и пантомимика, а
также большой класс вегетативных
реакций, сопровождающих действия и
состояния человека.

Второй класс (2).
(бессознательное)

В психике есть
область, скрытая от сознания, в которой
находятся неосознанные побудители
сознаваемых действий.

Третий класс (3).

Надсознательный
процесс – процесс образования некоего
интегрального продукта большой
сознательной работы, который затем
вторгается в сознательную жизнь человека
и, как правило, меняет ее значение.

Эти процессы
отличаются от сознательных тем, что:
во-первых, субъект не знает того конечного
итога,
к которому приведет «надсознательный»
процесс; во-вторых, неизвестен момент,
когда «надсознательный» момент
закончится.

(Творческое
мышление, процессы переживания большого
горя или больших жизненных событий,
кризисы чувств, личностные кризисы и
личностные кризисы и т. п.)

Неосознанные
механизмы сознательных действий включают
три подкласса:

а)
неосознаваемые автоматизмы;

б)
явления неосознаваемой установки;

в)
неосознаваемые сопровождения сознательных
действий.

Рассмотрим каждый
из названных подклассов.

а)
Под неосознаваемыми автоматизмами
подразумевают обычно действия или акты,
которые совершаются «сами собой», без
участия сознания («свободная голова»).

Анализ автоматических
процессов обнаруживает их двоякое
происхождение. Некоторые из этих
процессов никогда не осознавались
(первичные
автоматизмы
или
автоматические действия
),
другие же прошли через сознание и
перестали осознаваться (вторичные
автоматизмы
или
автоматизированные действия
или
навыки
).

В группу автоматических
действий входят либо врожденные акты,
либо те, которые формируются очень рано
(сосательные движения, мигание, схватывание
предметов, ходьба и т. д.).

Группа
автоматизированных действий, или
навыков, особенно обширна. Благодаря
формированию навыка достигается двоякий
эффект: во-первых, действие начинает
осуществляться быстро и точно; во-вторых,
происходит высвобождение сознания,
которое может быть направлено на освоение
более сложного действия. Этот процесс
имеет фундаментальное значение для
каждого индивида (пример: обучение игры
на фортепиано). Неоднородная картина
сознания (фокус, периферия, граница)
как бы накладывается на иерархическую
систему сложного действия. При этом
самые высокие этажи системы – наиболее
поздние и наиболее сложные компоненты
действия – оказываются в фокусе сознания;
следующие этажи попадают на периферию
сознания; наконец, самые низкие и самые
отработанные компоненты выходят за
границу сознания.

Надо сказать, что
отношение различных компонентов действий
к сознанию нестабильно. В поле сознания
происходит постоянное изменение
содержаний: представленным в нем
оказывается то один, то другой «слой»
иерархической системы актов, составляющих
данное действие.

Свойство любого
компонента навыка вновь стать осознанным
обеспечивает гибкость навыка. Оно
является отличием навыка от автоматического
действия.

Выработка навыка
– это процесс, идущий как бы с двух
противоположных сторон: со стороны
субъекта и со стороны организма. Мы
произвольно и сознательно вычленяем
из сложных движений отдельные элементы
и отрабатываем их правильное выполнение.
Одновременно, уже без участия нашей
воли и сознания, идет процесс автоматизации
действия. Этим мы уже обязаны физиологическим
свойствам и механизмам нашего организма.

studfiles.net

Классификация психических явлений. — КиберПедия

ОТВЕТ: Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

 

ВОПРОС- 5: Психология как наука о поведении.

ОТВЕТ: Бихевиори́зм (англ. behaviour — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале XX века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.


По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления.

Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Нам нужно теперь более пристально присмотреться к тому, что называют поведением человека.

Это нужно сделать по нескольким основаниям:

Во-первых, чтобы проверить наше интуитивное убеждение, что поведение должно стать объектом изучения психологии.

Во-вторых, чтобы охватить возможно более широкий круг явлений, относимых к поведению, и дать их предварительную классификацию.

В-третьих, для того, чтобы дать психологическую характеристику фактов поведения.

Давайте поступим так же, как и при первоначальном знакомстве с явлениями сознания, — обратимся к анализу конкретных примеров.

Ответим на один из поставленных ранее вопросов:

Что такое факты поведения?

Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, — поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.;

во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.;

в-третьих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл


Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения:

· Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

· Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.

· Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

· Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

· Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

· Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

· Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

· Моделирующее поведение – варианты поведения людей
в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

· Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

· Освобождающее поведение – человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.

· Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.

· Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

· Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).

· Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

· Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.

· Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

Поступки— еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д. Итак, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки — вот перечень явлений, относимых к поведению. Все они объекты психологического интереса, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния содержания сознания, свойства личности.

Какой-либо поступок человека может быть:

1. результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо

2. проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).

Целью поступка человека может быть:

1. сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо

2. приобретение нового качества, новых результатов (развитие).

Закончиться поступок может при достижении:

1. желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо

2. желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).

Поступок человека включает три компонента:

1. само действие,

2. мысль,

3. чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными.

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, поскольку сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.

Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях.

Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий – удобный – канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много сил, организуя внешнее воздействие на людей.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный процесс, при котором собственная личность оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. Подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам. (отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию)

 

cyberpedia.su

Классификация психических явлений | Психологическая энциклопедия 1vc0

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы (рис.):

  • психические процессы;
  • психические состояния;
  • психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов.

В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности. Они подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлении человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

  1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
  2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).
  3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
  4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Различаются также аномальные психические состояния: психопатии, неврозы, личностные акцентуации и задержки психического развития.

Психические свойства личности — индивидуально-типологическое своеобразие психической деятельности индивида, особенности его познавательных и эмоционально-волевых процессов. Эти особенности подразделяются на четыре группы: темперамент, направленность, способности и характер (см. отдельные статьи).

Система психических явлений.

wiki.1vc0.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о