Классификация видов мышления – ( ()) —

Вопрос 20. Классификация видов мышления.

Три вида мышления : практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Практически — действенное мышление. Мысл. задача решается непосредственно в процессе деятельности. П-д. м. является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления. С этого вида начинается развитие мышления в онтогенезе. Этот вид мышления применяется и оказывается наиболее целесообразным и при решении более сложных задач.

Наглядно – образное мышление. Характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обощить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение н-о м. в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. В целом ряде других случаев схематическое и символическое отражение действительности оказывается весьма продуктивным и позволяет достаточно точно и обобщенно отразить действительность.

Словесно – логическое мышление. Задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые вообще не имеют прямого образного выражения (например, экономическими понятиями: цена, количество, стоимость, прибыль; социально-историческими: государство, класс; нравственными: честность, принципиальность).

С помощью слова человек не только обозначает, но и обобщает различный образный материал, практические действия.

Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

Вопрос 21. Формы и операции мышления.

Формы мышления.

Понятие. Знания, полученные в результате логического познания. Понятийные знания являются результатом опосредованного отражения действительности и включают в себя общее и существенное об определенном явлении, классе явлений.

Отличительными особенностями понятия от представления (форма чувственного познания) является то, что представление всегда есть образ, а понятие – это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существенные признаки. Понятие является обобщенным отражением и потому, что оно обычно результат познавательной деятельности не отдельного человека, а практической и теоретической деятельности многих людей, поэтому и носит характер всеобщности. Действительно, даже общие представления у разных людей различны, понятия же всех людей одинаковы. Например, представления о машине у всех разные (марка, цвет), а именно функциональное ее значение одинаково (ездит, четыре колеса, мотор).

Суждение. Является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Мыслить – это прежде всего судить. Оно является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определенного отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете, установившимся в окружении индивида. Суждение имеет в своей основе действенный характер и необходимо заключает в себе социальный характер.

Суждение первично формируется в действии.

Суждение выражается в отношении субъекта к объекту и другим людям и в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью.

Всякое суждение притязает на истинность. Но ни одно суждение не является само в себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в критике и проверке, в работе мышления над суждением. Рассуждение – это и есть работа мысли над суждением, направленная не установление и проверку его истинности. Суждение – и исходный, и конечный пункт рассуждения.

Умозаключение. Переход из рассуждения в форму, когда из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует. В умозаключении в ходе ряда операции, на основе имеющихся знаний, приходят к новому знанию. В этом – основная ценность умозаключения.

Операции мышления.

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями.

Анализ. Функцией которого является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез.Служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

Сравнение.В ходе которого, устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагирование.Обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение.Средство объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация.Направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким либо основаниям.

Систематизация.Обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. В формераспознавания, преобразования и контролемнад преобразованием.

В случае распознаванияанализ, синтез, сравнение, как и другие мыслительные операции, будут служить тому, чтобы успешно совершить действия по выделению определенного объекта или класса объектов, установить те признаки, по которым можно различать явления.

При преобразованиимыслительные операции оказываются непосредственно включенными в конкретное содержание деятельности, и обеспечивают целенаправленное изменение объекта.

Умственные действия контроля предполагают направленность мыслительных операций на сличение наличного состояния объекта с образцом и

контроль за самим осуществлением операций.

studfiles.net

8. классификация видов мышления

8. Классификация видов мышления.

Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

Мышление (одна из психических функций) — процесс обработки информации головным мозгом.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.

Три вида мышления : практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Практически — действенное мышление. Мысл. задача решается непосредственно в процессе деятельности. П-д. м. является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления. С этого вида начинается развитие мышления в онтогенезе. Этот вид мышления применяется и оказывается наиболее целесообразным и при решении более сложных задач.

Наглядно – образное мышление. Характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обощить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение н-о м. в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. В целом ряде других случаев схематическое и символическое отражение действительности оказывается весьма продуктивным и позволяет достаточно точно и обобщенно отразить действительность.

Словесно – логическое мышление. Задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые вообще не имеют прямого образного выражения (например, экономическими понятиями: цена, количество, стоимость, прибыль; социально-историческими: государство, класс; нравственными: честность, принципиальность).

С помощью слова человек не только обозначает, но и обобщает различный образный материал, практические действия.

Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

А. Типологические классификаций мышления 1. по содержанию используемых средств: наглядное и вербальное; 2. по степени соответствия реальности: реалистическое и аутистическое; 3. по характеру протекания: интуитивное и аналитическое; 4. по характеру задач; практическое и теоретическое; 5. по степени новизны продукта мышления: продуктивное и репродуктивное; 6. по степени сознательного контроля и управления: произвольное и непроизвольное.

Б. Функциональные классификации мышления: а) творческое — критическое, б) абстрактное и конкретное (Гольдштейн). В. Генетические классификации мышления. Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира: 1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом), 2) наглядно-образный (с помощью образных представлений), 3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

studfiles.net

16. Классификация видов мышления, формы логического мышления.

Обычно принято выделять следующие виды мышления: Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся. Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: «Я мыслю, значит, я существую». Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.
Понятие, суждение, умозаключение — основные формы мышления.
По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Признаком будет являться любое свойство предмета внешнее или внутренне, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый). Главное для данной формы мысли – отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете. Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. Между понятиями, как вышеперечисленно, устанавливаются отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые могут выражаться логической связкой «есть». Отношения противоречия, противоположности и соподчинения могут выражаться логической связкой «не есть». Эти отношения, выраженные в форме грамматических предложений, будут суждениями разного вида. Умозаключение— это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание.

17. Развитие мышления в онтогенезе. Индивидуальные различия в мышлении.

Среди множества концепций описывающих развитие мышления в онтогенезе одной из самых популярных и продуктивных является генетическая классификация утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе. (см 16 вопрос) Индивидуальные различия: Мотивация – 1) специфически познавательная, т.е. имеет отношение к задачам. 2) неспецифическая, т.е. внешняя. Индивидуальные качества мышления – 1) широта – способоность охватывать весь мир целиком, не упуская всех деталей. 2) глубина/поверхностность – существенный свойства или связи/незначительные детали. 3) самостоятельность – умение выдвигать новые задачи, искать решения. 4) критичность мышления – умение объективно оценивать свои и чужие мысли. Преобладающий тип мышления 1) аналитический – детальный анализ 2) синкретический – схватывает сутьделает. Индивидуальные особенности субъекта – темперамент, характер и т.д.

studfiles.net

Классификация видов мышления.

В психологии распространено следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления.

 Теоретическое понятийное мышлениеэто такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышлениеотличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последний из обозначенных на схеме видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

students-library.com

Классификация видов мышления.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Логические формы мышления.

Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия.

Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.

Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осознание. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысл. Поэтому осознание понятия может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание. В современной науке понимание трактуется, как способность постичь смысл и значение чего-либо. Значительно помогает углубить понимание переход от общего, недифференцированного восприятия чего-либо к осмыслению каждой его части и пониманию взаимодействия этих частей. Следующая характеристика понимания — полнота осмысления того, что надо понять. Чем сложнее предмет или явление, которое надо понять, тем выше значение этой характеристики понимания. Нельзя достигнуть высокой ступени понимания предмета или явления, если мы не осмыслим каждую его часть, каждое его свойство.

Другой существенной особенностью понимания является обоснованность, т. е. осознание оснований, в силу которых наше понимание предмета или явления надо считать правильным.

58.Индивидуальные различия мышления. Проявление интеллектуальных способностей в профессиональной деятельности врача.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного,наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Связь мышления и речи.

Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тщательного продумывания ее. Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики. Мышление человека органично связано с речью и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.




infopedia.su

Виды мышления и их классификация


Изучение и описание мышления в широком смысле необходимо для наиболее полного определения его разнообразных видов. Вместе с тем, для анализа конкретных психологических фактов следует соотносить такие фундаментальные понятия (сходные в своих философских определениях), как мышление, познание, сознание. С одной стороны, мышление есть высший познавательный процесс, любые виды которого можно рассматривать как поиск новых знаний, способов действия, законов объективной реальности. С другой стороны, условия осуществления этого процесса не ограничены собственно познавательными задачами, но связаны с определенным сознательным представлением общественной и индивидуальной практики людей. Напомним знаменитый «парадокс Сократа»: «для того, чтобы узнать что-то, я должен уже знать то, что я хочу узнать». В этой » загадки», неразрешимой при формально-логическом подходе, следует выделять позитивное содержание: всякое познание имеет свои основания и законы, определяющие то, что познается. Эти основания, сохраняемые в форме традиционных социальных установлений или научных аксиом, коренятся в практике людей, в материальных условиях их сознательного существования. Тем самым, в каждом отдельном мыслительном действии познание и сознание даны исследователю в неразрывном единстве, и за вопросом о том, как именно человек мыслит, познает, возникает еще один: как он представляет окружающий мир ж себя в нем.

Таким образом, в широкий круг явлений, называемых в психологии видами мышления, входят не только высшие познавательные процессы, но ж их основа — сознательные представления бытия как «реального процесса жизни людей» (К. Маркс). Включенные в человеческую деятельность эти представления не являются лишь познавательными, но определяются единством интеллектуальных, аффективных и поведенческих компонентов (Д. Леви-Брюль). Действительно, в различных областях исследования мышления — исторической (межкультурной), возрастной, клинической психологии — были обнаружены факты, которые нельзя было объяснить лишь путем сведения к формально-логическим законам. Сравнение конкретных способов архаичного и современного мышления, мышления взрослого ж ребенка и даже нарушений мышления с психической нормой показывало, что те и другие виды мышления различаются качественно, поскольку связаны с нетождественными сознательными представлениями окружающего мира. Качественно разные вида мышления, отличные друг от друга по структуре, содержанию, средствам и способам осуществления, выделяются в психологии как его самостоятельные типы.



Типологии мышления. При построении типологий вида мышления обычно различаются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.

Одно из традиционных различений мышления по типам основано на содержании используемых средств — наглядных или вербальных, Известно, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть (представлять) предметы в их наглядной конкретности, а другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми понятиями. По-видимому, наглядный и вербальный типы мышления являются «антагонистами»: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме, а носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

Оригинальные типы мышления были открыты в психологии как бы в противовес логическим «нормам» благодаря расширению изучаемых условий познавательной деятельности. Так, в отличие от обычного реалистического мышления было выявлено (на материале больных шизофренией) «аутистическое мышление» (Э. Блейлер), полностью подчиненное внутренним желаниям, мотивам человека, допускающее логические противоречия, отождествление себя с предметами, событиями, искажение реальности. Понятно, что в данном случае причудливая мысль больного связана с особенностями его аффективной сферы. Тот факт, что мышление конкретного человека не ограничено беспристрастным логическим рассуждением, подчеркивался также при выделении «эмоционального мышления» (Г. Майер).

По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление интуитивного и аналитического типа; первое совершается непосредственно, как «ясное видение» открытого принципа или закона, второе — путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему.

Основой для построения типологий мышления может служить и характер задач, выполняемых человеком. Таково различение практического и теоретического интеллекта (Б.М. Теплов). Интересно, что в данном случае мышление человека представляется как единое, однако стоящие перед ним задачи, условия их решения определяют качественно разные способы мыслительной работы. Так, практические задачи, в отличие от теоретических, обычно решаются в дефиците времени, полученный результат применяется сразу, что требует больших волевых усилий и т.д.

Таким образом, качественно разные типы мышления не исключают друг друга, но могут сосуществовать. Тем самым, во-первых, мышление в целом представляет собой качественно неоднородное (полиморфное)психическое образование, имеющее сложную структуру и отвечающее различным целям и задачам. Во-вторых, если каждый из выделяемой пары типов адекватен для особых «своих» задач, условий, ситуаций, то, взятые вместе, они могут дополнять друг друга в многообразной человеческой деятельности. Это дает возможность классифицировать виды мышления по функциональному принципу.

Функциональные классификации мышления. Действительно, различия практического и теоретического интеллекта, интуитивного и аналитического мышления связаны с их функциональным назначением. Нетождественные познавательные задачи требуют разных способов, подходов к их решению, иногда — разных «режимов» мыслительной (сознательной) работы. Интересно, что подобное сотрудничество функционально различных видов мышления может происходить не только в жизни человека вообще, но и в процессе решения одной и той же задачи.

Так, например, различают творческое и критическое мышление. Условия их успешного осуществления почти противоположны: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требуют строгости к себе и другим, не допускают переоценки собственных идей и т.п. Характерно, однако, что в практической психологии существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффективности («мозговой штурм») творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

Функциональными могут быть и разделения общих способов ориентации человека в мире. Таково различение абстрактной и конкретной «мыслительных установок» (К. Гольдштейн), необходимое для анализа нарушений мышления у больных с мозговыми поражениями. Здоровый человек свободно владеет обеими установками: если окружающие условия знакомы и привычны, он действует в них «конкретно», т.е. но задумываясь о причинах, если же объективная ситуация существенно изменяется и нужно понять, как следует в ней поступить, человек переходит к «абстрактному» способу поведения. Последняя способность утрачивается больными, и теперь окружающий их мир требует специальной организации, чтобы конкретное поведение в нем было адекватным. Таким образом, абстрактная мыслительная установка является необходимым условием функционального обеспечения конкретной.

Качественно разными и отвечающими собственным задачам могут быть способы мыслительной работы на разных этапах психического развития. Мышление человека на протяжении жизни не остается неизменным, оно имеет возрастную динамику, что позволяет рассматривать виды мышления как уровни его развития (генеза),

Генетические классификации мышления. В психологии выделяют три основных уровня развития мышления: наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический. Каждый из них определяется двумя критериями.

Первым из них (левые части названий) служит та конкретная форма, в которой нужно предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать: а) объект как таковой в своей материальности и конкретности; б) изображенный на рисунке, схеме, чертеже; в) описанный в той или иной знаковой системе. Умение решать практические, наглядные, вербальные задачи служит наиболее простым показателем соответствующих уровней развития мышления. Оперирование объектами, представленными во все более отвлеченных от конкретности обобщенных формах, требует как освоения новых мыслительных средств, так и продуктивного развития познавательной сферы в целом.

Второй критерий выделения уровней мышления (правые части названий) соответствует тем основным формам, или способам, какими сам человек представляет и познает окружающий мир: а) через практическое действие с объектом; б) с помощью образных представлений; в) логических понятий и других знаковых образований. Например, после освоения простого двигательного навыка, скажем, завязывания узла на галстуке, этот процесс легко представить через соответствующую схему практического действия. Сложнее представить его в образном плане, отразив все необходимые операции без их выполнения. Для логического описания этой процедуры (и, тем самым, самого узла) без помощи наглядных образов потребуется создание специального языка — набора терминов — и правил пользования ими.

Таким образом, наглядно-действенное мышление определяется (и ограничивается) возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними на практике. Практические познавательные предметные действия (их иногда называют «ручным интеллектом») являются основой любых более поздних форм отражения реальности[1]. Так, на наглядно-образном уровне развития мышления человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления: образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операции в целостную картину, овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия ручного интеллекта. На следующем уровне реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Практическая, образная и понятийная формы представления реальности являются универсальными для построения любых генетических классификаций мышления. Однако уровни развития мышления не всегда полностью совпадают (как в приведенной классификации) с этими формами по своему содержанию. Так, внутри каждого уровня можно выделить два различных плана: а) тех мыслительных средств, которыми субъект свободно владеет, представляя их как целостную, взаимосвязанную систему; б) тех мыслительных средств, с помощью которых данное целостное представление становится возможным, но которые сами еще не вполне освоены. Совмещение так понимаемого уровня (Ж. Пиаже) с названными формами представления дает уже не три, а четыре стадии развития мышления, на каждой из которых средства более ранних форм (например, практической или образной) объединяются в систему и осваиваются субъектом с помощью более поздних (образной или понятийной). Показательно, что высшие уровни развития совпадают здесь с овладением наиболее абстрактными, формально-логическими средствами, системы которых называются «чистыми» формами мышления. Следует заметить, однако, что в последние годы этот «идеал» перестает быть конечной точкой интеллектуального развития, и дальнейшее совершенствование мышления связывается с расширением и конкретизацией сфер приложения усвоенных логических норм.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Классификация видов мышления



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 9. МЫШЛЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ

Мышление как психический процесс.

Интеллект человека.

Основные понятия темы

Интеллект – совокупность познавательных способностей человека, используемых на практике и приводящих к адаптивному поведению в проблемных ситуациях.

Мышление – наиболее общая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая существенные связи и отношения между познаваемыми объектами.

Понятие – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Мышление как психический процесс

Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. В настоящее время мышление стало предметом изучения не только философии, но и психологии, логики, физиологии, кибернетики, лингвистики.

Мышление – это наиболее общая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая наиболее существенные связи и отношения между познаваемыми объектами.


Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, мысль воплощается в слове. Словесное опосредование делает возможным для человека познавать то, что не дано ему непосредственно в восприятии, даже то, что не дано ему в личном опыте. Этим мышление человека отличается от мышления животных.

Мышление – сложнейший процесс. Прежде всего, для него нужно получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Но этого недостаточно. Для того, чтобы осуществлять в окружающей среде разумную деятельность и регулировать свое поведение, необходимо, чтобы на уровне психики были отражены связи и отношения между предметами и явлениями, что и осуществляется в процессе мышления.

Решение мыслительных задач проходит ряд этапов (рис. 9.1). Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, то есть конфликт между тем, что дано субъекту и тем, чего он должен достигнуть. Нет проблемы там, где нет дефицита информации и неудовлетворенных потребностей. Поэтому то, что для одного человека является проблемой, для другого может ею и не быть.

проблемная ситуация
Если проблема все-таки существует, решение проблемной задачи – это поиск недостающего звена в цепочке необходимой информации. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача. Задача – это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее человеку удалось выделить известное и неизвестное (искомое). Следовательно, анализ условий наличной ситуации – это первый шаг к нахождению решения.

 

 

 

    
  
 
 
проверка предположения (подтвердилось)
 
  
 
 
решение задачи

 

Рис. 9.1 Схема этапов решения мыслительных задач

 

Важным условием принятия правильного решения является наличие точных знаний. Отсутствие знаний о предмете приводит к невозможности выдвижения предположений. При этом большую роль играет правильная словесная формулировка. Точно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. Многие задачи решаются путем применения правил. Поэтому в образовательном процессе наибольшее значение имеет не изучение отвлеченных знаний, а усвоение определенных правил и закономерностей окружающего мира, позволяющих принимать правильные решения.

Мыслительные операции

Процесс мышления совершается посредством ряда мыслительных операций.

 

 

Рис. 9.2 Принципиальная схема решения мыслительных задач

Сравнениемыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении общности или различия между ними.Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого начинаются все остальные мыслительные операции.

Обобщениемыслительная операция объединения многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Анализ мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе переходить от частей к целому.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Абстрагированиемыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов и явлений и выделении в них основного, главного.

Конкретизациядвижение мысли от общего к частному.

Формы мышления

С помощью мыслительных операций возникают определенные продукты мышления в форме понятия, суждения, умозаключения.

Понятиеэто отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.Понятия бывают общими (рабочие инструменты) и единичными (совковая лопата), конкретными (учебник) и абстрактными (развитие). Понятия формируются в процессе жизни и деятельности на основе практического опыта взаимодействия с явлениями и предметами окружающей действительности.

Суждениеосновная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения могут быть истинными (университет – учреждение высшего профессионального образования) и ложными (университет – учреждение досуговой деятельности молодежи).

Умозаключениевыделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Например: Рабочий инструмент помогает человеку выполнять тяжелый физический труд. Совковая лопата помогает человеку выполнять тяжелый физический труд. Следовательно, совковая лопата – рабочий инструмент.

Классификация видов мышления

I. По степени новизны и оригинальности.

1. Репродуктивное мышление. Направлено на воспроизведение типичных, заранее усвоенных способов решения проблемной ситуации.

2. Творческое (созидательное)мышление. Порождение новых идей, поиск оригинального решения.

II. По характеру протекания познавательных процессов.

1. Интуитивное мышление. Свернуто во времени, минимально осознанно, не имеет четко выраженных этапов. Результат представлен как готовое знание. Человек часто не может дать объяснения, почему он пришел к данному выводу, но точно знает, что вывод верен.

2. Аналитическое мышление. Протекает осознанно, этапы решения проблемной ситуации последовательно развернуты во времени. Человек может точно дать отчет, каким образом и почему сделаны такие выводы.

III. По уровню развития (генетическая классификация)

1. Наглядно-действенное мышление. В конкретной наглядно данной ситуации проблема решается путем практического действия (манипулирования) с предметом. Наглядно-действенное мышление преобладает у детей в возрасте до 3 лет. У взрослых проявляется в ситуации неопределенности при взаимодействии с предметами.

Тогда путем подбора правильных действий с предметом решаются конструктивные задачи.

2. Наглядно-образное мышление. В своем сознании человек оперирует представлениями об объектах в виде образов, схем, мысленных моделей и т.д. Наглядно-образное мышление преобладает у детей от 3 до 10 — 13 лет. Остается ведущим у основной массы женщин и у лиц, занимающимися различными видами искусства.

3. Абстрактно-логическое мышление. Опирается на систему знаков, символов, отвлеченных понятий. Развивается после 10 — 13 лет, типично для лиц мужского пола, но не чуждо и женщинам.

 

 

Интеллект человека

В современной психологии понятие интеллекта рассматривается с разных позиций. Для исследователя развития интеллекта в детском возрасте Жана Пиаже[1] интеллект – это общий регулятор поведения человека, его способности адаптироваться к наличным обстоятельствам жизни. Для Л. Векслера – показатель обучаемости человека всему новому. Б.Г. Ананьев[2] писал об интеллекте как о многоуровневой организации познавательных сил, охватывающей процессы, состояния и свойства личности.

Все эти подходы позволяют говорить об интеллекте не просто как о сумме знаний, но о способности познавать мир и реализовывать познание адекватно сложившейся ситуации.

Интеллект – это совокупность познавательных способностей человека, используемых на практике и приводящих к адаптивному поведению в проблемных ситуациях.

Интеллект имеет определенные уровни, которые позволяют решать определенные проблемные задачи.

Практический – помогает решать повседневные задачи с высокой степенью адаптации к конкретным условиям.

Теоретический – позволяет оперировать словами и понятиями, усваивать большой объем сложной информации и реализовывать его в своей деятельности, описывая в теории наиболее общие закономерности развития и функционирования явлений реальной действительности.

Несмотря на кажущуюся сложность теоретических знаний, невозможно сказать, что теоретический интеллект выше практического. Часто придумать какую-либо теоретическую схему (даже очень сложную) бывает проще, чем добиться эффективной работы изобретенного аппарата. Такой же эффект наблюдается и в управленческой деятельности при работе с людьми. Умение на практике применять теоретические знания имеет большое значение в развитии как теоретического, так и практического интеллекта.

В структуре интеллекта различают вербальный и невербальный интеллект. Вербальный интеллект основан на знаниях, закрепленных в словесной форме. В тестах на исследование интеллекта вербальный интеллект определяется по способности обобщать информацию, строить умозаключения, по самостоятельности и зрелости мышления.

Невербальный интеллект проявляется не столько в знаниях, сколько в умениях. В заданиях на определение невербального интеллекта оценивается развитие внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного мышления, скорости формирования навыков и др.

 

[1] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М.: Педгиз. – С. 210 — 222.

[2] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.


megapredmet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *