Классификация эмоций симонова: Классификация и свойства эмоций

Книга «Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций» Симонов П В

  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии.
      Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария. Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература.
      Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Симонов П. В.

Иллюстрации

Рекомендуем посмотреть

Дризен Н. В.

Материалы к истории русского театра. Любительский театр. Театральная цензура. К биографиям писателей и артистов. Мелочи театральной старины. Народный театр

921 ₽

1 110 ₽ в магазине

Купить

Новицкая Л. П.

Элементы психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра

598 ₽

720 ₽ в магазине

Купить

Цискаридзе Н.

Мой театр. По страницам дневника. Книга 1

1 311 ₽

1 580 ₽ в магазине

Купить

Исаева Н.

Годы странствий Васильева Анатолия

880 ₽

880 ₽ в магазине

Купить

Гийом Л.

Я, Тамара Карсавина

797 ₽

960 ₽ в магазине

Купить

Альт М.

Чистый вымысел. За что мы любим Японию: от покемонов до караоке

1 029 ₽

1 240 ₽ в магазине

Купить

Крымов Д. А.

Своими словами. Режиссерские экземпляры девяти спектаклей, записанные до того, как они были поставлены

840 ₽

840 ₽ в магазине

Купить

Юрок С.

Импресарио

813 ₽

980 ₽ в магазине

Купить

Режиссеры ГИТИСа. 1938-2022. Антология. Учебное пособие

1 129 ₽

1 360 ₽ в магазине

Купить

Доннеллан Д.

Актер и мишень: как раскрыть свой талант на сцене

739 ₽

890 ₽ в магазине

Купить

Станиславский К. С.

Искусство представления

165 ₽

210 ₽ в магазине

Купить

Кнебель М. О.

О действенном анализе пьесы и роли. Учебное пособие

656 ₽

790 ₽ в магазине

Купить

Райкина М. А.

Кончайте ваш Вахтанговский юмор. Чтобы смеяться. Чтобы не плакать

3 030 ₽

3 650 ₽ в магазине

Купить

Чехов М. А.

О технике актера

266 ₽

320 ₽ в магазине

Купить

Сироткина И.

Танец: Опыт понимания. Эссе. Знаменитые хореографические постановки и перформансы. Антология текстов о танце

656 ₽

790 ₽ в магазине

Купить

Станиславский К. С.

Моя жизнь в искусстве

208 ₽

270 ₽ в магазине

Купить

Мастерство режиссера. I-V курсы. Учебное пособие. 4-е издание

971 ₽

1 170 ₽ в магазине

Купить

История зарубежного театра. От истоков до конца XX века. Учебник

1 610 ₽

1 940 ₽ в магазине

Купить

Новинка

Театральная педагогика — детям. Сборник

1 610 ₽

1 940 ₽ в магазине

Купить

В. Э. Мейерхольд. Лоскуты для костюма Арлекина. Мейерхольдовский сборник. Выпуск 5

1 751 ₽

2 110 ₽ в магазине

Купить

Загрузить еще

Классификация эмоций и типов эмоциональной направленности личности

Добавил(а) Социология   
25. 01.11 05:39

Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., Политиздат, 1978. – 272 с.

Книга кандидата психологических наук, доцента Симферопольского государственного университета В. И. Додонова рассматривает проблему эмоций в своеобразном ракурсе – с точки зрения теории ценностей. Автор выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности.
Работа адресована читателям, интересующимся философскими и психологическими проблемами.

Глава I. ЭМОЦИИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ
4. Классификация эмоций и типов эмоциональной направленности личности

Изучение различных форм запечатления и проявления эмоциональной направленно¬сти людей требует и адекватной этой задаче классификации эмоций.
Попытки классифицировать эмоциональные состояния, переживания и чувства предпринимались неоднократно (Д. Юмом, Р. Декартом, В. Вундтом, А. Бэном, Н. Гротом, Т. Рибо, К. Ушинским, М. Аствацатуровым, К. Плучиком и другими). Однако, как правильно указывает П. В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не сохранилась в качестве эффективного инструмента дальнейших поисков и уточнений. По мнению П. В. Симонова, это объясняется тем, что все эти классификации были построены на неверной теоретической основе или вовсе без нее. Взамен Симонов предлагает собственную классификацию эмоций, разработанную “с учетом их зависимости от величины потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации” 1.
1 См. Я. В. Симонов. Теория отражения а психофизиология эмоций. М., 1970.

Однако для наших специальных целей интересная сама по себе классификация Симонова тоже не подходит. Очевидно, универсальную классификацию эмоций создать вообще невозможно, так что классификация, пригодная для решения одного круга задач, неизбежно должна быть заменена другой при решении задач иного сорта, принципиально отличных от первых. Во всяком случае, не столько в противовес прежним попыткам классифицировать эмоции, сколько в дополнение к ним предлагаем свой особый подход к решению данного вопроса. При этом следует сразу же предупредить, что объектом нашего внимания будут не все эмоции, а только те из них, в которых субъект чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы, интересной учебы, интересной игры или “сладостных” мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д. Эмоции, которые не могут войти в “ткань” какой-либо склонности индивидуума, нас здесь интересовать не станут. По этой причине, например, в сфере нашего внимания окажется такое переживание, как грусть (ибо есть люди, любящие слегка погрустить), и выпадет из этой сферы та¬кая эмоция, как зависть (даже о завистниках нельзя сказать, что им нравится за¬видовать).
Иными словами, классификации будут подлежать только эмоции, которые в созна¬нии людей предстают в качестве “ценных” пережиганий.
Относительно подробно проблема класси¬фикации эмоций нами была освещена в спе¬циально посвященной этому вопросу статье1. Здесь отметим только следующий очень важный в теоретическом отношении мо¬мент.
Приступая к классификации эмоций, нельзя упускать из виду, что они уже опре¬деленным образом смоделированы и класси-
1 См. Б. И. Додонов. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности.— “Вопросы психологии”, 1975, № 6.
фицированы в самом языке, которым мы пользуемся. При этом словесные “ярлычки” эмоций часто обозначают не цельное переживание, а лишь его определенное, особенно ярко выраженное качество — например, качество высокой положительной интенсивности чувств (восторг) или даже только одну высокую его интенсивность (волнение). В других случаях, наоборот, за одним словом скрывается не отдельная эмоция, а довольно “пестрый” их конгломерат (ревность). Можно было бы доказать, что для целей речевого общения людей такое по¬ложение дел удобно. Однако для класси¬фикаторов эмоциональных явлений оно представляет большую опасность оказаться жертвой “синдрома Пигмалиона”, как американский математик Дж. Синг окрестил случаи, когда ученый принимает “модельный мир” (“М-Мир”) за “действительный мир” (“Д-Мир”) 1. Увы, немало психологов, рассматривая эмоции, анализируют не столько переживания, сколько семантику слов.
В связи со сказанным перед исследовате¬лем эмоций исключительно остро встает не только проблема нахождения правильного основания их классификации, но и вопрос о принципах выделения “эмоциональных кван¬тов”, поскольку слова отнюдь не “квантуют” эмоциональную реальность однозначным образом.
1 См. Дж. Синг. Беседы о теории относительности. М., 1973, стр. 18—21.
Разрешить обе эти задачи на строго теоретическом уровне пока, к сожалению, вообще невозможно, поскольку психологам до сих пор не удалось еще полностью разобраться в “опорной базе” эмоций — структуре человеческих потребностей. Поэтому для классификации эмоций нам пришлось избрать полуэмпирический путь, при котором мы шли не от потребностей к эмоциям, а от предварительно собранного огромного “сырого материала” о “ценных” переживаниях к “про¬свечивающим” через них корреспондентным потребностям, положенным в конце концов в основание классификации. Вспомогатель¬ными критериями при этом служили, во-первых, наличие некоторой инварианты в эмоциональных ситуациях, порождающих эмоции той или иной категории (служение другим людям, решение познавательных задач и т. д.), во-вторых, — частая сочетаемость эмоций одной категории друг с другом, их коррелятивность. Это была долгая, многоэтапная работа, в процессе которой постепенно уменьшался разрыв между эмпирическими и теоретическими доводами в пользу той или иной группировки эмоциональных переживаний.
В разработанной таким путем и предлагаемой ниже классификации “ценных” переживаний используются только те их “речевые модели”, которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окрашенность “в цвет” определенной потребности. Такой моделью является, например, слово “нежность”, но не являются слова “удовольствие”, “радость”, “восторг” без указания на их источник, ибо (повторим П. В. Cимонова) удовольствие от поедания шашлыка есть иная эмоция по сравнению с удовольствием от созерцания красивой картины, a “безумный восторг делания” (А. М.. Горький) отнюдь не тождествен “восторженной нежно¬сти” и т. д.
Приводим нашу классификацию “ценных” эмоций с примерами непосредственных высказываний людей об особо влекущих их переживаниях и специальным “эмоциональ¬ным инвентарем”, предназначенным для ре¬шения задач, о которых будет рассказано позднее.
1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические переживания хорошо отражены в таких высказываниях студентов:
“Если говорить честно, то я больше всего люблю испытывать… нежность, заботу, тревогу за кого-то. Просто необходимо мне чувство, что я кому-то нужна, что то, что я де¬лаю, тоже нужно другим, тогда у меня и работа спорится и, кажется, делать ее легко и приятно”.
“Самое желанное чувство — когда сделаешь что-то приятное, нужное людям. В школе часто, даже регулярно, помогала друзьям в учебе. Ученик чего-то недопонимал, ты помог ему и видишь, как хорошо он отвечает на уроке. .. Такое ощущение, как будто душа рвется из меня, так хорошо”.
Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем:
“Меня приводит в умиление, в трогательно-восторженное состояние, даже вызывает слезы радости, когда я читаю те книги, в которых описаны добрые дела какого-либо человека”.
Инвентарий альтруистических эмоций: “Желание приносить другим радость и счастье” (А-1). “Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота” (А-2). “Сопереживание удачи и радости другого” (А-3). “Чувство нежности или умиления” (А-4). “Чувство преданности” (А-5). “Чувство участия, жалости” (А-6).
2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.
В формулировках студентов коммуникативные переживания переданы так: “Боль¬ше всего люблю те чувства, которые у меня возникают среди людей, которых я уважаю. В это время испытываю приподнятое, возвышенное состояние”. “Когда тот или иной человек делает тебе что-то приятное, то. .. прямо реветь хочется от счастья”.
Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно ком¬муникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоцио¬нальной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.).
Инвентарий этих эмоций: “Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик” (КМ-1). “Чувство симпатии, расположения” (КМ-2), “Чувство уважения к кому-либо” (КМ-3). “Чувство признательности, благодарности” (КМ-4). “Чувство обожания кого-либо” (КМ-5). “Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей” (КМ-6).
3. Глорические эмоции (от лат. gloria — слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация — реальное или воображаемое “пожинание лавров”. Она хорошо выявлена в следующем высказывании одного из наших респондентов: “Наиболее приятные пережива¬ния я испытываю тогда, когда являюсь предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у меня возникают самые неприятные чувства”.
Инвентарий: “Стремление завоевать признание, почет” (ГЛ-1). “Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш” (ГЛ-2). “Приятное щекотание самолюбия” (ГЛ-3). “Чувство гордости” (ГЛ-4). “Чувство превосходства” (ГЛ-5). “Чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности” (ГЛ-6).
4. Праксические эмоции. Термин “праксические чувства” введен в употребление П. М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, “вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения” 1.
В примерах праксических чувств у П. М. Якобсона, однако, выступают очень сложные комплексы переживаний, в кото¬рые входят и такие эмоции, как эстетиче¬ские, интеллектуальные и другие, только окрашенные в “праксические тона”. Мы выделяем праксические эмоции в их чистом виде и специфичность таких эмоций, следуя взглядам К. Д. Ушинского и И. П. Павлова, связываем с “рефлексом цели”2, “ибо цель или задача жизни есть только другая форма для выражения того же понятия “труда жизни””3.
Приведем несколько описаний студентами своих переживаний, которые мы относим к праксическйм: “Совершение полезного и нужного с большим напряжением воли”. “Наиболее приятным для меня чувством является увлеченность работой, когда эта работа выполняется строго по тому плаву, который я
1 См. Я. М. Якобсон. Психология чувств. М., 1958, стр. 228.
2 См. Я. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский. Физиология нервной системы. Избранные труды, вып. IV. М., 1952, стр. 420.
3 К. Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания, т. 2. СПб., 1873, стр. 381.112
задумала, и приносит желаемые результаты; В этом случае появляется какое-то вдохновение и хочется сделать как можно больше и лучше. И особенно странно то, что абсолютно не чувствуется усталость, а наоборот, голова ясная и, как говорится, хорошо на душе”. “У меня всегда хорошее настроение и бодрое состояние после того, когда работа уже закончена и я чувствую, что я выполнила ее добросовестно и добилась желаемого”.
Инвентарий: “Желание добиться успеха в работе” (П-1). “Чувство напряжения” (П-2). “Увлеченность, захваченность работой” (П-3). “Любование результатами своего труда, его продуктами” (П-4). “Приятная усталость” (П-5). “Приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря” (П-6).
5. Пугнические эмоции (от лат. pugna — борьба). Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в преодоле¬нии опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
Яркое описание этих переживаний мы находим, например, в воспоминаниях генерал-полковника Глеба Бакланова, Героя Советского Союза, мастера спорта СССР: “Я обогнал тех восемь или десять человек, которые поднялись в атаку вместе со мной. Я испытывал необычайное, восторженное возбуждение. В горле пощипывало. Временами перехватывало дыхание. Разгоряченное лицо пылало огнем”. Он же признается: “Конечно, все, что приходилось делать мне на войне, делалось отнюдь не из “спортивного интереса”… Но в самом ходе боя… часто возникали переживания и ощущения, сходные с теми, которые были знакомы мне по спорту” 1.
Хорошо передает переживание названного типа перед прыжком с парашютом космо¬навт Алексеи Леонов: “Перед шестым прыж¬ком в душе все равно рождается какое-то томительно-ликующее ожидание и вместе с тем захватывающее чувство высоты, власти над природой, опасности”2.
“…Я люблю это чувство — опасность”, — сказал о себе укротитель Вальтер Запашный, объясняя, почему он предпочитает работать с хищниками3.
Любовь к подобным переживаниям отмечали и некоторые наши студенты, особенно с факультета физвоспитания: “Люблю острые ощущения, взвинчивающие нервы”. “Ощущаешь какое-то тревожное возбуждение. Ка¬жется, что переступаешь какую-то неведомую грань. Это страшновато и приятно”.
Инвентарий: “Жажда острых ощущений” (ПГ-1). “Упоение опасностью, риском” (ПГ-2). “Чувство спортивного азарта” (ПГ-3). “Решительность” (ПГ-4). “Спортивная злость” (ПГ-5). “Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, пре-
1 Г. Бакланов. Точка опоры. М., 1971, стр. 139.
2 “Из дневников современников”. М., 1969, стр. 552.
3 См. “Комсомольская правда”, 2 августа1970 г.
дельной мобилизации своих физических и умственных способностей” (ПГ-6).
6. Романтические эмоции. В академическом “Словаре русского языка” романтизм определяется как “умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью”, а романтиком словарь называет того, “кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации жизни и людей”. В качестве примера в словаре приведен образ тургеневского Калиныча.
Однако не все употребляют слово “романтик” именно в таком значении. К романтическим натурам нередко относят отважных путешественников, разного рода “первопроходцев”, то есть людей, которых менее всего можно отнести к созерцателям. Общепризнанные романтические поэты Байрон и Лермонтов отнюдь не были склонны к идеализации действительности.
В настоящей работе мы под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
Чувство таинственности как типичная “романтическая эмоция” появляется у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо “ощущаем” свою включенность в число объектов, на которые распространяется действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я “болею”). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности. Описание секрета самого хитрого технического устройства у нас такой эмоции не вызывает. Познание тайн природы, очевидно, может сопровождаться чувством таинственности в зависимости от того, насколько личностно и философски значимо человек воспринимает объект исследования. “Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала”, — писал М. Ю. Лермонтов. Наши респонденты рас¬крывали свои романтические переживания в таких. выражениях: “Испытываешь всегда приятное, стремясь к неизвестному. Больше всего люблю быть там, где еще никто не был (гроты, пещеры и т.д.)”. “Люблю чувство ожидания чего-то необыкновенного”. “У меня особое волнение, подъем проявляются в том случае, когда чего-то ждешь, веришь, что скоро должно произойти что-то совершенно особенное”.
Инвентарий: “Стремление к необы¬чайному, неизведанному” (Р-1). “Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда” (Р-2). “Манящее чувство дали” (Р-3). “Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны” (Р-4). “Чувство особой значительности происходящего” (Р-5). “Чувство зловеще-таинственного” ДР-6).
7. Гностические эмоции. Гностические (от греч, gnosis — знание) эмоции издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Часто, однако, при этом в одном ряду оказываются и конкретные переживания (удивление), и свойства личности (чувство нового). Нас интересуют только первые.
Гностические эмоции мы связываем, не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в “ког¬нитивной гармонии”. Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную, информацию к одному “общему знаменателю”. Альберт Эйнштейн очень метко назвал .это человеческое стремление “бегством от удивления”. Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, — это проблемная ситуация. В ответах наших студентов гностические переживания описывались так: “Для меня самое приятное переживание — разобраться в трудном вопросе”. “Самое приятное чувство — решить задачу, когда вначале казалось, что я её не решу”.
Инвентаряй: “Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления” (ГН-1). “Чувство удивления или недоумения” (ГН-2). “Чувство ясности или смутности мысли” (ГН-3). “Неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему” (ГН-4). “Чувство догадки, близости решения” (ГН-5). “Радость открытия истины” (ГН-6).
8. Эстетические эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний до настоящего времени остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства — радость, гнев, тоску, отвращение, страдание, горе и т. д. Однако не ясно, “что представляет собой эстетическое чувство в чистом виде, без тех чувств, которые ему сопутствуют” 1.
Несколько схематизируя разные точки зрения на эту проблему, можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстети¬ческих эмоций в чистом виде просто не существует. “Своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и не¬повторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций”2. Эстетическое впечатление — результат того, что “все чувства, переживания, мысли смешались, столкнулись друг с другом”, и “это столкновение “очищает”, преодолевает обычные чувства, зарождающиеся в процессе эстетического восприятия произведения искусства”3,
1 Б. Г. Кубланов. Эстетическое чувство и искусство. Львов, 1966, стр. 28.
2 Г. X. Шингаров. Эмоция и чувства как формы отражения действительности, стр. 172.
3 Л. Г. Юлдашев. Эстетическое чувство и произведение искусства. М., 1969, стр. 156.
Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности челове¬ка в гармонии с окружающим, которая пред¬ставляет собой “соответствие, совпадение мер человека и мер предметов” 1. Соответствие это отражается в чувстве красоты.
Первый взгляд хотя и не лишен основа¬ния, все же представляется нам узким. Про¬тив него говорит уже тот факт, что эстетиче¬ское чувство у нас может вызвать созерцание самого простого предмета, например, дерева, цветка или даже красиво окрашенной ткани. Никакого столкновения противоречивых чувств в этом случае нет. Мы также реши¬тельно отказываемся наперед считать всякое переживание эстетическим только потому, что оно вызвано у человека произведением искусства. По крайней мере литература, те¬атр, кино “задевают” самые разные потреб¬ности. Нам лично ближе вторая точка зре¬ния, хотя ее и нельзя признать достаточно отчетливой.
Думается, что в более или менее чистом виде эстетические эмоции вызываются толь¬ко такими видами искусства, в которых фор¬ма и содержание совершенно неразделимы. К ним мы относим в первую очередь музыку. Такое же чисто эстетическое впечатление часто производит на нас красота природы. Процитируем несколько высказываний сту¬дентов: “Люблю то состояние грусти или ка¬кой-то прозрачной печали, когда слышу прекрасные звуки музыки”. “Самое приятное
1 А. С. Молчанова. На вкус, на цвет… М., 1966, стр. 120.
переживание — внутренняя сосредоточенность, возвышенность, связанная обычно с музыкой, стихами или природой”. “Наиболее приятные ощущения возникают у меня, когда я иду в слегка пасмурную погоду одна, а вокруг шумят деревья, омытые дождем, пахнет цветами; тихо и очень красиво”.
Интересно отметить, что те наши респонденты, которые в качестве самых приятных для них переживаний назвали эстетические, чаще всего испытывали их вместе с чувством некоторой меланхолии, с “горчинкой грусти”. Они как бы тяготели одновременно к тем и другим эмоциям. Тем не менее связь переживания красоты с грустью не является без¬условной. Вследствие этого мы из состава эс¬тетических переживаний выделяем специальную модификацию — лирические пережива¬ния, в которых очень значителен (иногда он даже преобладает над эстетическим) компонент светлой, “опоэтизированной” печали, очевидно, возникающей в связи с подавленными коммуникативными интенциями людей.
Инвентарий эстетических эмоций:
“Жажда красоты” (Э-1). “Наслаждение красотой чего-либо или кого-либо” (Э-2). “Чувство изящного, грациозного” (Э-3). “Чувство возвышенного или величественного” (Э-4). “Наслаждение звуками” (Э-5). “Чувство волнующего драматизма” (“Сладкая боль”) (Э-6). К лирическим чувствам как разновидности эстетических относятся: “Чувство светлой грусти и задумчивости»” (Л-1). “Поэтически-созерцательное состояние” (Л-2).“Чувство душевной мягкости, растроганности” (Л-3). “Чувство родного, милого, близкого” (Л-4). “Сладость воспоминания а давнем” (Л-5). “Горьковато-приятное чувства одиночества” (Л-6).
9. Гедонистические эмоции. К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
В высказываниях наших респондентов гедонистические переживания и соответству¬ющие им эмоциональные ситуации описывались так: “Очень люблю состояние покоя, благополучия, свободы от обязанностей”. “Люблю наслаждаться покоем и хорошим физическим самочувствием”. “Самые лучшие радости, на мой взгляд, радости самые про¬стые: вкусно поесть, сладко поспать, понежиться под солнцем на пляже”.
Инвентарий: “Наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д.” (Г-1). “Чувство беззаботности, безмятежности” (Г-2). “Нега” (“Сладкая лень”) (Г-3). “Чувство веселья” (Т-4). “Приятная бездумная возбужденность” (на танцах, вечеринках и т. д.) (Г-5). “Сладострастие” (Г-6) (Эта эмоция включена в данную категорию с некоторой “натяжкой”).
10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition — приобретение). Эти эмо¬ции возникают в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию” вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно — от произведений искусства до зажигалок.
Переживание эмоций акизитивного типа может быть описано с помощью такого инвентария: “Стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать” (АК-1). “Радость по случаю увеличения своих накоплений” (АК-2). “Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций и т. д.” (АК-3).
Такова наша классификация эмоций. Мы называем ее “открытой”, подразумевая, что число выделенных нами эмоциональных ка¬тегорий при необходимости можно дополнять, не нарушая положенного в ее основу принципа. Однако до сих пор у нас такой не¬обходимости в процессе экспериментальных исследований не возникало.
Цитированные выше высказывания на¬ших респондентов и других лиц продемонстрировалн возможные различия в эмоциональной направленности людей. Нельзя, однако, забывать, что эти высказывания были отобраны нами среди десятков других, менее ясных и определенных. Нельзя также не принять во внимание и то обстоятельство, что даже четкие ответы респондентов могли быть результатом недостаточно глубокого самоанализа: из ряда одинаково приятных переживаний один мог случайно припомнить и описать одно, другой — другое. Таким образом, данные открытого анкетирования (интервьюирования) больше годились для составления достаточно полного реестра желаемых переживаний, чем для выявления существенных различий между опрашиваемыми по степени их влечения к названным приятным эмоциям. Для последней цели гораздо более адекватной является закрытая анкета, предоставляющая респондентам возможность сделать выбор из готовых вариантов ответов.
Не касаясь здесь специального вопроса о методиках создания надежного опросника для тестирования эмоциональной направленности личности, приводим самую простую анкету, ознакомление с которой по крайней мере сделает для читателя понятным излагаемый в последующих главах материал.
Коэффициент достоверности информации, доставляемой этой анкетой при работе с образованной молодежью, судя по данным специальных исследований и расчетов, равен примерно 0,5.
Тест-анкета №1
I. Назначение анкеты.
Данная анкета преследует цель устано¬вить такие различия, которые нельзя оценить в терминах “лучше — хуже”. Поэтому любой ответ будет характеризовать Вас оди¬наково хорошо, если Вы ответите серьезно и искренне. Ваш долг — постараться точно вы¬полнить инструкцию.
II. Инструкция.
Выполните, пожалуйста, в указанном по¬рядке следующие задания:
1. Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое Вы’ больше всего любите испытывать. Если со¬вершенно уверены в правильности своего от¬вета, заключите выписанный номер в кру¬жок.
2. Остальные номера расположите впра¬во по строчке в порядке предпочтения, ко¬торое Вы отдаете одной эмоции перед другой.
3. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые Вы явно предпочитаете остальным.
Образец: 9 , 8, 4, 6, 5, 7, 2, 1, 10 (Если не уверены, что на первое место поставили действительно самое желанное для Вас пе¬реживание, заключать номер в кружок не надо).
III. Перечень переживаний.
1. Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов кол¬лекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.
3. Радостное возбуждение, подъем, увле¬ченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных резуль¬татов.
4. Удовлетворение, гордость, подъем ду¬ха, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над со¬перниками, когда тобой искренне восхища¬ются.
5. Веселье, беззаботность, хорошее физи¬ческое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстанов¬кой, безопасностью и безмятежностью жи¬зни.
6. Чувство радости и удовлетворения, ко¬гда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.
7. Горячий интерес, наслаждение при по¬знании нового, при знакомстве с поразитель¬ными научными фактами. Радость и глубо¬кое удовлетворение при постижении сути яв¬лений, подтверждении Ваших догадок и предположений.
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в ми¬нуту борьбы, опасности.
9. Радость, хорошее настроение, симпа¬тия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь. Ког¬да видишь дружбу и взаимопонимание. Ког¬да сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.
10. Своеобразное сладкое и красивое чув¬ство, возникающее при восприятии приро¬ды или музыки, стихов и других произведе¬ний искусства.

Симонов П.В. Эмоции и социализация в свете информационной теории эмоций

Дополнительные параметры загрузки

Симонов П.В.

Совершенствование человека, его идейно-политических, профессиональных и нравственных качеств — важнейшее условие успеха строительства коммунизма. Социализация нового человека как творчески активной, духовно богатой и гармонично развитой личности является целью программы нашей партии. Становится все более очевидным, что процесс социализации означает гораздо большее, чем приобщение человека к мировоззренческим принципам и нормам поведения гражданина развитого социалистического общества. Давным-давно Сократа поражала нелогичность человека, который знал, что хорошо, но делал плохо.0003

Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс

Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений

Править

Эмоции в философии разума

Теория информации в философии вычислительной техники и информации

Добавить ключевые слова

10. 2753/rsp1061-1967200360

PhilArchive

    Загрузить копию этой работы Бумаги в настоящее время заархивированы: 76 391

Внешние ссылки

Настройте учетную запись с вашей принадлежностью для доступа к ресурсам через прокси-сервер вашего университета

Через вашу библиотеку

  • Войдите / зарегистрируйтесь и настройте свой преобразователь OpenURL
  • Настройте собственный преобразователь

Emotions andformal объекты.Фабрис Терони — 2007 — Диалектика 61 (3):395-415.

«Восприятие эмоций других людей». Эдоардо Замунер — 2010 — ASCS09 .

Мета-эмоции. Кристоф Ягер и Энн Барч — 2006 — Grazer Philosophische Studien 73 (1): 179-204.

Происхождение эмоций. Марк Девон — 2006 — Booksurge.

Что такое определение эмоции? И являются ли эмоции ментально-поведенческими процессами? Райнер Райзензейн — 2007 — Информация по социальным наукам 7 (3): 26-29.

Эмоции как способы познания. Джастин К. Фишер — 2004

Эмоции как способы познания. Марк Льюис и Жаннет Хэвиленд-Джонс — неизвестно

Концептуальная основа исследования эмоций. MS Hacker — 2009 — В Ильве Густафссон, Камилле Кронквист и Майкле МакИкрейн (редакторы), Эмоции и понимание: взгляды Витгенштейна . Пэлгрейв-Макмиллан.

Два аргумента против когнитивистской теории эмоций. Джон-Майкл Кучински — 2004 — Философия в современном мире 11 (2):65-72.

Основные эмоции в социальных отношениях, рассуждениях и психологических заболеваниях. Кейт Оатли и Филип Н. Джонсон-Лэрд — 2011 — Обзор эмоций 3 (4): 424-433.

Какие эмоции являются основными? Джесси Принц — 2004 — В книге Дилана Эванса и Пьера Круза (ред.), Эмоции, эволюция и рациональность . Издательство Оксфордского университета. С. 69—87.

Сознание, эмоции и наука. Джек Барбалет — 2004 — В Джонатан Х. Тернер (ред.), Успехи в групповых процессах, Том 21: Теория и исследование человеческих эмоций . Эльзевир Наука. стр. 245-272.

Природа эмоций: комментарии к « Переворотам мысли» Марты Нуссбаум. Джо Лау — 2007 г. — В Марте Крейвен Нуссбаум, Джозеф Чан, Дживэй Си и Джо Лау (ред.), Этика и политика сострадания и способностей . Гонконг: юридический факультет Гонконгского университета.

Добавлено в ПП
11.12.2010

Загрузки
15 (#700,560)

6 месяцев
1 (#451,971)

Исторический график загрузок

Как увеличить количество загрузок?

Классификация категорий эмоций на основе моделей функциональной связи человеческого мозга

Адольфс Р. Как нейробиология должна изучать эмоции? Путем различения эмоциональных состояний, концепций и переживаний. Социальная когнитивная и аффективная неврология. 2017;12:24–31. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Эндрюс-Ханна Дж. Р., Рейдлер Дж. С., Сепулькре Дж. , Пулин Р., Бакнер Р. Л. Функционально-анатомическое фракционирование сети мозга по умолчанию. Нейрон. 2010;65:550–562. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Andrews-Hanna J.R., Smallwood J., Spreng R.N. Сеть по умолчанию и самогенерируемая мысль: составные процессы, динамический контроль и клиническая значимость. Анна. Н. Я. акад. науч. 2014;1316:29–52. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Barrett L.F. Эмоции реальны. Эмоция. 2012; 12:413–429. [PubMed] [Google Scholar]

Барретт Л.Ф. Теория сконструированных эмоций: активный вывод об интероцепции и категоризации. Социальная когнитивная и аффективная неврология. 2017; 12:1–23. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Barrett L.F., Satpute A.B. Крупномасштабные сети мозга в аффективной и социальной неврологии: к интегративной функциональной архитектуре мозга. Курс. мнение Нейробиол. 2013;23:361–372. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Бассетт Д.С., Спорнс О. Сетевая неврология. Нац. Неврологи. 2017;20:353–364. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Borchardt V., Krause A.L., Li M., van Tol MJ, Demenescu L.R., Buchheim A., Metzger C.D., Sweeney-Reed C.M., Nolte T., Lord A.R. , Уолтер М. Динамическое отключение дополнительной двигательной области после обработки пренебрежительных биографических повествований. Мозговое поведение. 2015;5:e00377. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Бакнер Р.Л., Эндрюс-Ханна Дж.Р., Шактер Д.Л. Сеть мозга по умолчанию. Анна. Н. Я. акад. науч. 2008; 1124:1–38. [PubMed] [Академия Google]

Буллмор Э., Спорнс О. Сложные мозговые сети: теоретико-графовый анализ структурных и функциональных систем. Нац. Преподобный Нейроски. 2009; 10: 186–198. [PubMed] [Google Scholar]

Буллмор Э., Спорнс О. Экономика сетевой организации мозга. Нац. Преподобный Нейроски. 2012;13:336–349. [PubMed] [Google Scholar]

Chikazoe J., Lee D.H., Kriegeskorte N., Anderson A.K. Популяционное кодирование аффекта по стимулам, модальностям и индивидуумам. Нац. Неврологи. 2014;17:1114–1122. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Комбриссон Э., Джерби К. Превышение уровня вероятности случайно: предостережение относительно теоретических уровней вероятности в классификации сигналов мозга и статистической оценке точности декодирования. Журнал методов неврологии. 2015; 250:126–136. [PubMed] [Google Scholar]

Коуэн А.С., Кельтнер Д. Самоотчет охватывает 27 различных категорий эмоций, соединенных непрерывными градиентами. проц. Натл. акад. науч. 2017; 114:E7900–E7909. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Коуэн А., Сотер Д., Трейси Дж. Л., Кельтнер Д. Картирование страстей: к многомерной таксономии эмоциональных переживаний и выражений. Психол. науч. Общественный интерес. 2019;20:69–90. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Цукур Т., Нишимото С., Хут А.Г., Галлант Дж.Л. Внимание во время естественного зрения искажает семантическое представление в человеческом мозгу. Неврология природы. 2013; 16: 763–770. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Д’Аржембо А., Ставарчик Д., Майерус С., Коллетт Ф., Ван дер Линден М., Фейерс Д., Маке П., Салмон Э. нейронная основа обработки личных целей при представлении будущих событий. Дж. Когн. Неврологи. 2010; 22:1701–1713. [PubMed] [Академия Google]

Eisenbarth H., Chang L.J., Wager TD. Многомерное предсказание частоты сердечных сокращений и проводимости кожи в ответ на социальную угрозу. Дж. Нейроски. 2016;36:11987–11998. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Эрилмаз Х., Ван Де Виль Д., Шварц С., Вюйлемье П. Влияние кратковременных эмоций на функциональную связность во время последующего состояния покоя: подход корреляции вейвлетов. Нейроизображение. 2011;54:2481–2491. [PubMed] [Google Scholar]

Feinstein J.S. Исследования повреждений человеческих эмоций и чувств. Курс. мнение Нейробиол. 2013; 23:304–309. [PubMed] [Google Scholar]

Финн Э.С., Шен Х., Шейност Д., Розенберг М. Д., Хуан Дж., Чун М.М.… Констебль Р.Т. Функциональное снятие отпечатков пальцев коннектома: идентификация людей с использованием моделей связей мозга. Нац. Неврологи. 2015;18:1664–1671. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Финн Э.С., Глериан Э., Ходжанди А.Ю., Нильсон Д., Мольфезе П.Дж., Хандверкер Д.А., Бандеттини П.А. Идиосинхрония: от общих ответов к индивидуальным различиям во время натуралистической нейровизуализации. Нейроизображение. 2020;215 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Глериан Э., Пан Р.К., Салми Дж., Куяла Р., Лахнакоски Дж.М., Ройне У., Нумменмаа Л., Леппямяки С., Ниеминен-фон Вендт Т., Тани П., Сарамяки Й., Самс М. , Яаскеляйнен И.П. Реорганизация функционально связанных подсетей мозга при высокофункциональном аутизме. Гум. Карта мозга. 2016; 37: 1066–1079. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Gonzalez-Castillo J., Hoy C.W., Handwerker D.A., Robinson M.E., Buchanan L.C., Saad Z.S., Bandettini P.A. Отслеживание непрерывного познания у людей с использованием кратких моделей функциональной связи всего мозга. проц. Натл. акад. науч. 2015; 112:8762–8767. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Хаманн С. Отображение дискретных и многомерных эмоций в мозгу: противоречия и консенсус. Тенденции Познан. науч. 2012; 16: 458–466. [PubMed] [Google Scholar]

Harrison BJ, Pujol J., Ortiz H., Fornito A., Pantelis C., Yücel M. Модуляция сетей мозга в состоянии покоя путем индукции грустного настроения. ПЛОС Один. 2008;3:e1794. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Хаслер Г., Нортофф Г. Обнаружение визуализирующих эндофенотипов для большой депрессии. Мол. Психиатрия. 2011; 16:604–619. [PubMed] [Google Scholar]

Германс Э.Дж., ван Марле Х.Дж., Оссеваарде Л., Хенкенс М.Дж., Цинь С., ван Кестерен М.Т., Шутс В.К., Кусейн Х., Рижпкема М., Остенвельд Р., Фернандес Г. Стресс норадренергическая активность вызывает крупномасштабную реконфигурацию нейронной сети. Наука. 2011; 334:1151–1153. [PubMed] [Google Scholar]

Hermans EJ, Henckens MJ, Joels M., Fernánzez G. Динамическая адаптация крупномасштабных сетей мозга в ответ на острые стрессоры. Тренды Нейроси. 2014; 37:304–314. [PubMed] [Академия Google]

Хиетанен Дж. К., Глериан Э., Хари Р., Нумменмаа Л. Телесные карты эмоций в развитии ребенка. Дев. науч. 2016;19:1111–1118. [PubMed] [Google Scholar]

Horikawa T., Cowen A.S., Keltner D., Kamitani Y. Нейронная репрезентация визуально вызванных эмоций многомерна, категорична и распределена по трансмодальным областям мозга. iНаука. 2020;23 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Хуан Ю.А., Ясторф Дж., Ван ден Сток Дж., Ван де Влит Л., Дюпон П., Ванденбулке М. Изучение теорий эмоций с помощью анализа связности: данные обобщенных психофизиологических взаимодействий и теории графов. Нейроизображение. 2018; 172: 250–262. [PubMed] [Академия Google]

Хук А., Боннен К., Хе Б. Дж. Помимо парадигм, основанных на испытаниях: непрерывное поведение, постоянная нейронная активность и естественные стимулы. Журнал неврологии. 2018; 38:7551–7558. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Hutcherson C.A., Goldin P.R., Ochsner K.N., Gabrieli J.D., Barrett L.F., Gross J.J. Внимание и эмоции: влияет ли оценка эмоций на нейронные реакции на забавные и грустные фильмы? Нейроизображение. 2005; 27: 656–668. [PubMed] [Google Scholar]

Кайзер Р.Х., Эндрюс-Ханна Дж.Р., Вейгер Т.Д., Пиццагалли Д.А. Крупномасштабная сетевая дисфункция при большом депрессивном расстройстве: метаанализ функциональной связи в состоянии покоя. Джама Психиатрия. 2015;72:603–611. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Класен М., Кенворти К.А., Матиак К.А., Кирхер Т.Т., Матиак К. Супрамодальное представление эмоций. Дж. Нейроски. 2011;31:13635–13643. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Клекнер И.Р., Чжан Дж., Турутоглу А., Чейнс Л., Ся С., Симмонс В.К., Барретт Л.Ф. Доказательства крупномасштабной системы мозга, поддерживающей аллостаз и интероцепцию в людях. Нац. Гум. Поведение 2017;1:0069. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Кобер Х., Барретт Л.Ф., Джозеф Дж., Блисс-Моро Э., Линдквист К., Вейгер Т.Д. Функциональная группировка и корково-подкорковые взаимодействия в эмоциях: мета- анализ нейровизуализационных исследований. Нейроизображение. 2008;42:998–1031. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Kragel P.A., LaBar K.S. Многомерные нейронные биомаркеры эмоциональных состояний категорически различны. соц. Познан. Оказывать воздействие. Неврологи. 2015;10:1437–1448. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Kragel P.A., LaBar K.S. Расшифровка природы эмоций в мозгу. Тенденции Познан. науч. 2016;20:444–455. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Крайбиг С.Д., Вильгельм Ф.Х., Рот В.Т., Гросс Дж.Дж. Сердечно-сосудистые, электродермальные и респираторные реакции на фильмы, вызывающие страх и печаль. Психофизиология. 2007; 44: 787–806. [PubMed] [Академия Google]

Леду Дж. Э., Браун Р. Теория эмоционального сознания высшего порядка. проц. Натл акад. науч. 2017;114:E2016–E2025.. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Lieberman MD, Eisenberger N.I., Crockett M.J., Tom S.M., Pfeifer J.H., Way B.M. Облекая чувства в слова. Психол. науч. 2007; 18: 421–428. [PubMed] [Google Scholar]

Линдквист К.А., Вейгер Т.Д., Кобер Х., Блисс-Моро Э., Барретт Л.Ф. Мозговая основа эмоций: метааналитический обзор. Поведение наук о мозге. 2012;35:121–143. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Мар Р.А. Нейронные основы социального познания и понимания истории. Анну. Преподобный Психолог. 2011;62:103–134. [PubMed] [Google Scholar]

Маргулис Д.С., Гош С.С., Гулас А., Фалькевич М., Хантенбург Дж.М., Лангс Г., Безгин Г., Эйкхофф С.Б., Кастелланос Ф.Х., Петридес М., Джеффрис Э. Расположение по умолчанию -режимная сеть вдоль основного градиента макромасштабной корковой организации. проц. Натл акад. науч. 2016;113:12574–12579. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Макменамин Б. В., Лангеслаг С.Дж., Сирбу М., Падмала С., Пессоа Л. Сетевая организация разворачивается с течением времени в периоды тревожного ожидания. Дж. Нейроски. 2014;34:11261–11273. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Nguyen VT, Breakspear M., Hu X., Guo C.C. Интеграция внутренней и внешней среды в островке во время динамических эмоциональных переживаний. Нейроизображение. 2016; 124:455–463. [PubMed] [Google Scholar]

Нумменмаа Л., Сааримяки Х. Эмоции как дискретные паттерны системной активности. Неврологи. лат. 2019;693:3–8. [PubMed] [Google Scholar]

Nummenmaa L., Glerean E., Hari R., Hietanen J.K. Телесные карты эмоций. проц. Натл. акад. науч. США 2014;111:646–651. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Nummenmaa L., Saarimäki H., Glerean E., Gotsopoulos A., Hari R., Sams M. Эмоциональная речь синхронизирует мозг слушателей и задействует крупномасштабный динамический мозг сети. Нейроизображение. 2014; 102: 498–509. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Нумменмаа Л. , Хари Р., Хиетанен Дж. К., Глериан Э. Карты субъективных ощущений. проц. Натл. акад. науч. США 2018; 115:9198–9203. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Pedregosa F., Varoquaux G., Gramfort A., Vincent M., Thirion B., Grisel O., Blondel M., Prettenhofer P., Weiss R., Дюбур В., Вандерплас Дж., Пассос А., Курнапо Д., Бруше М., Перро М., Дюшене Э. Scikit-learn: машинное обучение в Python. Дж. Мах. Учиться. Рез. 2011;12:2825–2830. [Google Scholar]

Пилен М.В., Аткинсон А.П., Вийомье П. Супрамодальные представления воспринимаемых эмоций в человеческом мозгу. Дж. Нейроски. 2010;30:10127–10134. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Пессоа Л. За пределами областей мозга: сетевая перспектива когнитивно-эмоциональных взаимодействий. Поведение наук о мозге. 2012; 35: 158–159. [PubMed] [Google Scholar]

Пессоа Л. Сетевая модель эмоционального мозга. Тенденции Познан. науч. 2017;21:357–371. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Пессоа Л. Понимание эмоций с помощью сетей мозга. Курс. мнение Поведение науч. 2018;19:19–25. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Power J.D., Cohen A.L., Nelson S.M., Wig G.S., Barnes K.A., Church J.A., Vogel A.C., Laumann T.O., Miezin F.M., Schlaggar B.L., Petersen S.E. Функциональная сетевая организация человеческого мозга. Нейрон. 2011; 72: 665–678. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Power J.D., Schlaggar B.L., Petersen S.E. Изучение организации мозга с помощью спонтанного сигнала фМРТ. Нейрон. 2014; 84: 681–696. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Прайс Р.Б., Лейн С., Гейтс К., Крайнак Т.Е., Хорнер М.С., Тейс М.Д., Сигл Г.Дж. Разбор неоднородности в связях мозга депрессивных и здоровых взрослых во время позитивного настроения. биол. Психиатрия. 2017; 81: 347–357. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Путкинен В., Назари-Фарсани С., Сеппяля К., Карьялайнен Т., Сун Л., Карлссон Х.К., Хадсон М., Хейккиля Т. Т., Хирвонен Дж., Нумменмаа Л. Расшифровка эмоций, вызванных музыкой, в слуховой и моторной коре. Церебр. кора. 2021 год: 10.1093/cercor/bhaa373. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Раз Г., Турутоглу А., Уилсон-Менденхолл К., Гилам Г., Лин Т., Гонен Т., Джейкоб Ю., Ацил С., Адмон Р., Блейх-Коэн М., Марон-Кац А., Хендлер Т., Барретт Л.Ф. Динамика функциональной связи во время просмотра фильма выявляет общие сети для различных эмоциональных переживаний. Познан. Оказывать воздействие. Поведение Неврологи. 2016;16:709–723. [PubMed] [Google Scholar]

Ричиарди Дж., Эрилмаз Х., Шварц С., Вюйлемье П., Ван Де Виль Д. Расшифровка состояний мозга по графикам подключения фМРТ. Нейроизображение. 2011;56:616–626. [PubMed] [Академия Google]

Сааримяки Х. Естественные стимулы в аффективной нейровизуализации: обзор. Передний. Гум. Неврологи. 2021;15:318. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Сааримяки Х., Гоцопулос А., Яаскеляйнен И.П., Лампинен Дж., Вюйлемье П. , Хари Р., Лампинен Дж., Нумменмаа Л. Дискретные нейронные подписи основных эмоций . Церебр. кора. 2016;26:2563–2573. [PubMed] [Google Scholar]

Сааримяки Х., Эйтехадян Л.Ф., Глериан Э., Яаскеляйнен И.П., Вюйлемье П., Самс М., Нумменмаа Л. Распределенное аффективное пространство представляет несколько категорий эмоций в человеческом мозгу. соц. Познан. Оказывать воздействие. Неврологи. 2018;13(5):471–482. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Сакс М.Э., Хабиби А., Дамасио А., Каплан Дж.Т. Динамическая межсубъектная нейронная синхронизация отражает аффективные реакции на грустную музыку. Нейроизображение. 2020; 218 doi: 10.1016/j.neuroimage.2019.116512. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Сандер Д., Гранджин Д., Шерер К.Р. Компонентный подход к эмоциональному мозгу, основанный на оценке. Эмот. 2018; 10:219–231. [Google Scholar]

Сярккя С., Солин А., Нумменмаа А., Вехтари А., Ауранен Т., Ванни С., Лин Ф. Х. Динамическая ретроспективная фильтрация физиологического шума в BOLD fMRI: DRIFTER. Нейроизображение. 2012;60:1517–1527. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Сатпуте А.Б., Линдквист К.А. Роль сети режима по умолчанию в дискретных эмоциях. Тенденции Познан. науч. 2019;23:851–864. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Скарантино А. Функциональная специализация не требует однозначного сопоставления между областями мозга и эмоциями. Поведение наук о мозге. 2012; 35: 161–162. [PubMed] [Google Scholar]

Сили В.В., Менон В., Шацберг А.Ф., Келлер Дж., Гловер Г.Х., Кенна Х., Рейсс А.Л., Грейциус М.Д. Диссоциируемые внутренние сети связи для обработки значимости и исполнительного контроля. Дж. Нейроски. 2007;27:2349–2356. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Shen X., Finn E.S., Scheinost D., Rosenberg MD, Chun M.M., Papademetris X., Constable R.T. Использование прогностического моделирования на основе коннектома для прогнозирования индивидуального поведения на основе связей мозга. Нац. протокол 2017;12:506–518. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Ширер В.Р., Ряли С., Рыхлевская Е., Менон В., Грейциус М.Д. Расшифровка субъектно-управляемых когнитивных состояний с паттернами связи всего мозга. Церебр. кора. 2012;22:158–165. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Сигел Э.Х., Сэндс М.К., Ван ден Нортгейт В., Кондон П., Чанг Ю., Дай Дж., Куигли К.С., Барретт Л.Ф. Отпечатки эмоций или популяции эмоций? Метааналитическое исследование вегетативных особенностей категорий эмоций. Психол. Бык. 2018;144:343. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Siegle GJ, Thompson W., Carter CS, Steinhauer SR, Thase ME Увеличение миндалевидного тела и снижение дорсолатеральной префронтальной реакции BOLD при униполярной депрессии: связанные и независимые особенности. биол. Психиатрия. 2007;61:198–209. [PubMed] [Google Scholar]

Смирнов Д., Сааримяки Х., Глериан Э., Хари Р., Сэмс М., Нумменмаа Л. Эмоции усиливают нейронное взаимодействие говорящего и слушающего. Гум. Карта мозга. 2019;40(4777):4788. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Summerfield J.J., Hassabis D., Maguire E.A. Вовлечение средней линии коры в автобиографическую память. Нейроизображение. 2009;44:1188–1200. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Теттаманти М., Роньони Э., Кафьеро Р., Коста Т., Галати Д., Перани Д. Различные пути нейронной связи для различных основных эмоций. Нейроизображение. 2012;59: 1804–1817. [PubMed] [Google Scholar]

Touroutoglou A., Lindquist K.A., Dickerson B.C., Barrett L.F. Внутренние связи в человеческом мозгу не выявляют сетей для «базовых» эмоций. соц. Познан. Оказывать воздействие. Неврологи. 2015;10:1257–1265. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Вейгер Т.Д., Канг Дж., Джонсон Т.Д., Николс Т.Е., Сатпут А.Б., Барретт Л.Ф. Байесовская модель эмоциональных реакций мозга, специфичных для категорий. PLoS-компьютер. биол. 2015;11 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Westermann R.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *