Психотипы личности: классификация, определение, виды
Психотип (психологический тип) – это набор устойчивых черт характера, который определяет поведение человека. Если мы знаем психотип человека, то можем предугадывать его реакции, поступки. А можно ли, наоборот, по поведению или каким-то внешним характеристикам определить психотип? Да, но давайте поговорим обо всем по порядку.
Содержание
- Что такое психотипы личности
- Виды и характеристики психотипов
- Как определить психотип по внешним признакам и поведению
- Секреты взаимодействия с каждым психотипом
- Заключение
Что такое психотипы личности
Дадим определение. Говоря простыми словами, психотип человека – это комплекс психических характеристик, определяющих поведения человека и его реакции на внешние раздражители.
Принято считать, что впервые о психотипах личности в психологии заговорил К.Г. Юнг. Он первым выделил общие закономерности, которые позволили назвать четыре психотипа личности:
- Экстраверты и интроверты. Первые открыты миру, активно с ним взаимодействуют, охотно и легко заводят новые знакомства. Вторые отличаются сдержанностью, склонностью к уединению. Интроверты не любят поверхностное общение, в социальных контактах предпочитают «работать» на качество, а не на количество.
- Рациональный и эмоциональный тип. Первые много рассуждают, тщательно взвешивают все за и против, принимают исключительно взвешенные решения. Вторые поддаются эмоциям и чужому влиянию, совершают импульсивные поступки, легко меняют свое решение.
- Сенсорно-ощущающий и интуитивный. Первый тип ориентируется только на свои чувства, ощущения (ему нужно все потрогать, попробовать, увидеть). Второй тип доверяет своей интуиции.
- Мыслительно-логический и эмоционально-чувственный тип. Первый тип уверенно идет к своим целям, при необходимости меняет обстоятельства. Второй тип плывет по течению жизни, адаптируется к меняющимся обстоятельствам и не пытается изменить среду.
Как видите, эта классификация основана на разных принципах определения психотипов личности. Это далеко не единственная типология психотипов, на которую ориентируются психологи. Разберем и другие, но отдельным блоком.
Интересно! Все классификации психотипов похожи между собой. Меняются названия, но суть, то есть ведущие черты личности остаются практически неизменными. Поэтому на практике можно ориентироваться на ту типологию, которая больше нравится именно вам.
Виды и характеристики психотипов
Какие бывают виды психотипов личности? Начнем с теории Юнга, которую мы уже рассмотрели. Позже автор расширил ее и определил, что существуют 16 общих подтипов экстраверсии и интроверсии, их описание:
- Интуитивно-логическая интроверсия (критик, Бальзак). Фантастически развитое воображение гармонично сочетается с логическим мышлением. Этот психотип не живет фантазиями, а умело предугадывает поведение людей и развитие событий, то есть прогнозирует, а не фантазирует. Не любит в других страстность и эмоциональность, сам не отличается этими качествами. Противится переменам, заинтересован в личностном росте. Из-за недостаточной эмоциональности в глазах окружающих выглядит холодным, закрытым, грустным.
- Логико-интуитивная экстраверсия (предприниматель, Джек Лондон). Активный и позитивный психотип с деловой жилкой. Любит делать то, что никто не умеет или не может сделать. Дипломатичный и дисциплинированный. Внимательно относится к своему здоровью. Во всем ценит красоту и комфорт. Не терпит медлительности и нерешительности, все время занят делом, развивается. Имеет некоторые проблемы с эмпатией.
- Интуитивно-логическая экстраверсия (искатель, Дон Кихот). Такого человека отличает системность мышления и креативность. Ему нравится делать то, что никому не удается. Он любит все новое и необычное. Рационализм преобладает над чувственностью, поэтому иногда у людей этого психотипа возникают проблемы в межличностных отношениях. А также проблемы возникают из-за того, что Дон Кихот падок на лесть, ждет восхищения своей персоной.
- Логико-сенсорная экстраверсия (администратор, Штирлиц). Самый рациональный тип. Отличается высокой работоспособностью и деловой жилкой. Для него важен социальный статус. Всегда добивается своего, может всех вывести на чистую воду. Любит правила и порядок, ненавидит ложь и обман.
- Сенсорно-логическая экстраверсия (маршал, Жуков). Это стратег, один из самых целеустремленных и жестких типов. Для него важен социальный статус и престиж. В отношениях холоден. Тяга к руководству проявляется везде: на работе, в личной жизни. Живет по принципу «Цель оправдывает средства». Не привык сдаваться.
- Логико-сенсорная интроверсия (инспектор, Максим Горький). Всегда сохраняет объективность, обращает внимание на мелочи. В то же время это эмоциональный и душевный психотип.
- Сенсорно-логическая интроверсия (мастер, Габен). Самый осторожный и скрытный тип. Для него важно финансовое благополучие.
- Этико-сенсорная экстраверсия (энтузиаст, Гюго). Самый страстный и эмоциональный психотип. Если чем-то увлекается, то отдается этому без остатка. Активный и позитивный тип. Иногда в глазах других выглядит слишком самоуверенным. Для него важен социальный статус и карьерный рост. Отличается решительностью, вниманием к мелочам.
- Сенсорно-этическая экстраверсия (политик, Наполеон). Не воспринимает чужое мнение, любит быть лидером. Умеет расположить к себе, для него важен социальный статус. Не терпит критики и требований, но сам критикует других и бывает требовательным с другими.
- Этико-интуитивная экстраверсия (наставник, Гамлет). Склонен к драматизации, зациклен на проблемах мирового масштаба. Всегда борется за добро, но в его личных представлениях. Одновременно эмоционален и скрытен, не любит выносить личное на всеобщее обозрение. Умеет завлечь других и повести за собой. Ему нравится делать то, что не может сделать никто другой.
- Интуитивно-этическая экстраверсия (советчик, Гексли). Отличается гибким мышлением и высокими адаптивными способностями, может найти подход к любому человеку. Мастерски умеет переключаться с чувств на рациональность и обратно.
- Этико-сенсорная интроверсия (хранитель, Драйзер). Тактичный, пунктуальный и чуткий тип, способный найти общий язык с любым человеком. Злопамятный, но в то же время благодарный, то есть отвечает людям тем же, что дают они. Не любит ждать, живет одним днем. Не бросает слов на ветер, не терпит измен.
- Сенсорно-этическая интроверсия (посредник, Дюма). Самый человечный и позитивный тип. Всегда придет на помощь, но просить о помощи не умеет. В глазах других людей иногда выглядит слабохарактерным. Внимательно относится к деталям, любит эстетику и комфорт.
- Этико-интуитивная интроверсия (гуманист, Достоевский). Человек с богатым внутренним миром. Внешне выглядит сдержанным, но внутри у него всегда кипят страсти. Отличается высоким уровнем эмпатии. Не терпит измен и предательства.
- Интуитивно-этическая интроверсия (лирик, Есенин). Романтичный и мечтательный психотип. Постоянно витает в своих мыслях или фантазиях. Живет будущим (нередко вымышленным), а не настоящим. Отличается высоким уровнем эмпатии и творческим началом.
- Логико-интуитивная интроверсия (аналитик, Робеспьер). Ненавидит поверхностное общение или обучение, любит вникать в суть событий. Из-за развитой воли и чрезмерной требовательности окружающие иногда воспринимают его как жестокого и сурового типа. Психотип отличается креативностью и развитым логическим мышлением.
Еще одна популярная в психологии типология психотипов принадлежит К. Леонгарду. Он выделил 12 основных психотипов личности и их характеристики:
- Гипертим. Активный и общительный тип. Не терпит одиночества, рутины, скуки, монотонной работы. Любит внимание, новые впечатления и эмоции. В общении часто отвлекается от главной темы, иногда болтает лишнее, раскрывает свои и чужие секреты.
- Дистим. Замкнутый, неэмоциональный и необщительный тип. Предпочитает находиться в уединении, не любит развлечения и мимолетные удовольствия. У дистима практически нет друзей. Это пассивный, но ответственный тип. Порученную ему работу выполняет хорошо, умеет хранить секреты. Обладает обостренным чувством справедливости и повышенной критичностью к себе и другим.
- Циклоид. Это человек настроения. Причем настроение может меняться как несколько раз в месяц, так и несколько раз за день. Фазы цикла прямо противоположны друг другу: то все плохо, то все хорошо, радость сменяется печалью, активность – пассивностью, уверенность в себе – неуверенностью, открытость – замкнутостью и т.д.
- Возбудимый. Это раздражительный и скрытный человек, склонный к аффектам. Он отличается ответственностью и дисциплинированностью, но его жажда власти отталкивает других людей. Личные интересы для возбудимого типа стоят на первом месте. Он любит порядок, правила, дисциплину.
- Застревающий. Недоверчивый, мстительный и ревнивый тип. При первом знакомстве складывается впечатление, что это скромный молчун. На самом деле это требовательный к себе и другим, склонный к нравоучениям человек. Люди этого типа часто становятся участниками конфликтов. Еще одна особенность психотипа – застревание в негативных ситуациях. Такие люди долго переживают какое-то событие, изматывая этим себя и других.
- Педант. Человек, зацикленный на мелочах и формальностях, всегда добивающийся своих целей. Часто такие люди достигают руководящей должности. И если на работе их страсть к формальностям еще не так мешает построению здоровых отношений, то в личной жизни, быту это причиняет заметный дискомфорт.
- Тревожный. Робкий, нерешительный, замкнутый человек. До последнего оттягивает принятие решений, надеясь, что ситуация изменится сама собой или что кто-то другой подскажет правильный ответ. Это зависимые люди, которые не умеют говорить «нет» и просить о помощи. Страх отвержения и негативное мышление (во всем видит препятствия, фантазирует о негативном развитии событий) заставляют его быть исполнительным, верным, аккуратным.
- Эмотив. У этого психотипа самый высокий уровень эмпатии. Он старается во всем и во всех видеть хорошее, борется за мир во всем мире. Открытый, позитивный, добрый человек. Иногда его доброта и умение сопереживать трансформируются в безотказность. Эмотив склонен брать на себя слишком много обязанностей (в основном чужих), не справляется с большей частью набранного и из-за этого получает в глазах других людей статус безответственного человека.
- Истероид. У этого типа вся жизнь проходит на показ. Он любыми способами привлекает внимание. Истероид нуждается в эмоциях, восхищении. Он питается энергией других людей. Умеет расположить к себе, завлечь, но со временем окружающим надоедает навязчивость и чрезмерная артистичность, показушность истероида. Истероиды, как и те, кто их окружают, становятся участниками скандалов, конфликтов. В современных реалиях истероидность проявляется погоней за лайками, известностью.
- Экзальтированный. Открытый, романтичный тип. Конфликтов избегает, но спорит часто и много. Такие люди отличаются повышенной эмоциональностью, чувствительностью.
- Экстраверт. Активные, общительные и открытые люди. Нуждаются в социальном контакте, любят проводить время в шумных компаниях. Имеют проблемы с концентрацией внимания. Их интересы быстро меняются. Они осваивают многое, но поверхностно. Отношения в большинстве случаев тоже носят поверхностный характер.
- Интроверт. Замкнутые люди с устойчивой системой принципов, от которой никогда не отступают. Предпочитают уединение. Если чем-то интересуются, то углубляются в саму суть.
Существуют и другие классификации типов личности. Например, сенсорная типология. Она основана на специфике восприятия информации, ведущему каналу восприятия. Согласно этой классификации, существуют такие психотипы людей:
- Визуальный психотип. Таким людям лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для них важны образы, краски, наглядность, жесты. Люди визуального психотипа не терпят беспорядка, небрежности. Причем это касается как внешнего вида, так и, например, порядка в доме. Фразы-подсказки из лексикона визуала для определения его психотипа: «Давайте посмотрим», «Я вижу, что вы хотели сказать не это».
- Аудиальный психотип. Такие люди привыкли слушать. Они обращают внимание на речь собеседника, тембр голоса, тон. Фразы-подсказки из лексикона аудиала для определения его психотипа: «Я вас услышал», «Послушайте меня».
- Кинестетический психотип. Люди этого психотипа привыкли чувствовать. Им важно все ощутить, примерить на себя. Фразы-подсказки из лексикона кинестетика для определения его психотипа: «Я чувствую, что ты что-то хочешь мне сказать», «Я почувствовал, что в этом деле что-то не так».
Кроме этого, в рамках типологий психотипов принято говорить о темпераментах. Думаю, вы слышали что-то про холериков, флегматиков, меланхоликов, сангвиников. Это названия 4 психотипов человека. Разберем их характеристики кратко в форме таблицы:
Темперамент | Свойства психики | Ведущие черты личности |
---|---|---|
Холерик | Сильный, подвижный, неуравновешенный тип | Эмоциональность, несдержанность, непоследовательность |
Сангвиник | Подвижный, уравновешенный, сильный тип | Лидерские качества, сдержанность, целеустремленность |
Флегматик | Сильный, уравновешенный, неподвижный тип | Безэмоциональность, рассудительность |
Меланхолик | Слабый, неуравновешенный, подвижный тип | Пессимизм, пассивность, апатичность, неуверенность |
Темперамент – это врожденная характеристика. Когда мы говорим о психотипе личности, то имеем в виду сплав врожденных и приобретенных свойств, ставших ведущими. Поэтому относить темпераменты к психотипам не совсем корректно, но все же в психологии это имеет место быть.
Как определить психотип по внешним признакам и поведению
Предлагаю еще раз пробежаться по всем рассмотренным психотипам личности и обозначить только внешние признаки и особенности поведения, заметные невооруженным глазом.
Возьмем для рассмотрения психологическую классификацию Леонгарда:
Психотип | Внешние проявления |
---|---|
Гипертим | Активная жестикуляция и выразительная мимика, детская непосредственность в эмоциях, небрежный внешний вид |
Дистим | Сдержанная мимика и минимум жестов, апатичный и жалкий внешний вид |
Циклоид | Одежда, прическа, жесты – все отражает настроение. В моменты подъема это человек с активной жестикуляцией и быстрой речью, в чистой и идеально отглаженной одежде. В фазу упадка сил циклоид становится равнодушным к своему внешнему виду, а на его лице застывает маска печали. Циклы повторяются в одном и том же ритме, но уникальном для конкретного человека |
Возбудимый | Всегда одет с иголочки, опрятный, стильный. На окружающих смотрит снисходительно, иногда пренебрежительно |
Застревающий | Речь вялая, но жесты очень четкие, резкие. Медлителен, задумчив |
Педант | Во всем заметна чистоплотность и аккуратность, внешний вид опрятный |
Тревожный | Выбирает неброскую, практичную, универсальную одежду. Старается не выделяться из толпы и не привлекать внимание. В эмоциях сдержан, речь тихая, большинство представителей тревожного типа сутулятся |
Эмотив | Одет со вкусом, но скромно и спокойно. Вообще, мягкость, доброта, спокойствие отражается во всем: походке, жестах, мимике, прическе, одежде, манере речи |
Истероид | Внешний вид (одежда, прическа, походка) вызывающий, экстравагантный, необычный. Это может быть что-то очень яркое или вульгарное, не соответствующее времени (например, цилиндр и фрак как повседневная одежда) и т.д. В общем, истероиду главное – выделиться. А помогает в этом громкий смех и громкая или, наоборот, слишком тихая речь (зависит от обстоятельств), странная одежда и обувь, манерность и прочее – не важно |
Экзальтированный | Частое изменение выражения лица и осанки, походки (зависит от настроения), бурные эмоциональные реакции на некоторые события, покачивание ногой или постукивание пальцами (так проявляется возбуждение), громкая речь и заразительный смех |
Экстраверт | Быстрая и громкая речь, активная мимика и жестикуляция, яркая одежда |
Интроверт | Одежда спокойных тонов, сдержанная мимика и жестикуляция, спокойная речь. Если общаются наедине с лучшим другом или рассказывают о чем-то интересном для них, то становятся эмоциональными |
Обратите внимание! Из-за того, что темпераментов в чистом виде не бывает, а черты характера переплетаются с особенностями психики, бывает сложно внешне определить психотип человека. Поэтому наиболее верным способом диагностики является прохождение специальных тестов Юнга, Леонгарда, Айзенка и других психологов, а не наблюдение за человеком.
Секреты взаимодействия с каждым психотипом
Разберем специфику взаимодействия с каждым из психотипов по классификации Леонгарда:
- Гипертим. Помогите гипертиму направить энергию в полезное русло, давайте прямые указания, завлекайте как ребенка в какое-то дело. Не критикуйте его и не ставьте жестких рамок, уважайте свободу гипертима и его интересы. То есть в выборе увлечения нужно найти то, что его привлекает.
- Дистим. Избегайте критики, жестких формулировок, споров. Уважайте ригидность дистима, не оставляйте его наедине с чем-то новым. Говорите комплименты и поддерживайте его уверенность в себе. Давайте время на отдых. Помните о том, что дистим быстро устает. Помогайте ему развивать способности и преодолеть мнительность, неуверенность.
- Циклоид. С такими людьми интересно жить, общаться. Они непредсказуемые, творческие. Однако это же становится причиной конфликтов в деловых или личных отношениях. Взаимодействовать с таким типом – это все равно что кататься на американских горках. Что же делать? Определить цикл конкретно у вашего знакомого. Научиться самостоятельно определять фазы и подстраиваться под них. Например, если вы давно хотели о чем-то попросить циклоида, то дождитесь, когда у него будет хорошее настроение. Если вы понимаете, что сейчас у него упадок сил, то лучше лишний раз ничем не грузить и не раздражать. Важно принять тот факт, что мозг циклоида не может работать по-другому. Поэтому нет смысла обижаться, скандалить или пытаться переделать человека.
- Возбудимый. Всегда строго охраняйте личные границы и соблюдайте дистанцию в общении. Не идите на уступки, доказывайте свою значимость и авторитетность. Делайте это сдержанно, чтобы не спровоцировать человека на необдуманные поступки.
- Застревающий. Постарайтесь уберечь человека с застревающим психотипом от неопределенности. Будьте максимально последовательны, открыты и понятны. Давайте инструкции, все говорите прямо. Однако не позволяйте застревающему типу нарушать ваши личные границы. Четко обозначьте, что помыкать вами не получится. Если вам не хватает поддержки, понимания и тепла от застревающего типа, то найдите это в другом месте, например, обратитесь к друзьям.
- Педант. Один из самых сложных типов. Варианта два: или вы принимаете его дотошность, или уходите из этих отношений. Педанту нужна правильность, стабильность, добросовестность. Главное, чтобы другой участник отношений в погоне за этим не попал в клинику неврозов.
- Тревожный. Подбадривайте и хвалите его, оказывайте знаки внимания, выражайте свое доверие. Без лишней надобности не критикуйте. А если и приходится сделать это, то сначала похвалите, а потом заверните критику в обертку пожелания («Вот все у тебя хорошо получается, если бы еще…, то вообще цены бы тебе не было»). Давайте больше четких инструкций, не оставляйте одного в незнакомых, пугающих ситуациях.
- Эмотив. Никогда не врите эмотиву. Это – единственное, чего он не приемлет. Во всех остальных случаях он сам найдет для вас оправдание, объяснение, особый подход. Не играйте с чувствами эмотива, не пытайтесь что-то скрыть. Например, если человек вам не интересен, то прямо скажите об этом. Он не обидится и не обозлится, а дружелюбно и тактично отойдет в сторону. А вот ложь способна его обидеть.
- Истероид. Помогите истероиду почувствовать себя первым, лучшим. Это не означает, что вам нужно поклоняться и подчиняться ему – проявите хитрость. Однако не стоит чрезмерно восхищаться и подпитывать иллюзию превосходства. То есть вы можете подчеркивать реальные достоинства и достижения истероида. Приготовьтесь к тому, что ваши успехи будут злить и раздражать его. Не поддавайтесь на провокации.
- Экзальтированный. Избегайте неожиданностей, не устраивайте сюрпризов для экзальтированного типа. Создавайте максимально стабильную почву в отношениях. Следите за своими эмоциональными реакциями. Будьте сдержанны. Не принимайте на свой счет его скачки настроения, аффективные вспышки. Не вступайте в конфликты с экзальтированным типом.
- Экстраверт. Уважайте его потребность в социальных контактах. Не покушайтесь на личное пространство и не ограничивайте свободу экстраверта. Например, если ваша девушка экстраверт, то нельзя просить ее меньше общаться с подругами и друзьями, чаще оставаться дома. В конце концов, вы сами же устанете от ее активности. Правда, если вы оба экстраверты, то можете найти источник силы друг в друге.
- Интроверт. Уважайте личное пространство и потребность в уединении. Не лезьте в душу к интроверту, предоставляйте ему время на личные увлечения. Не мучайте его формальными разговорами.
Зная эти азы, вы сможете составить более полный, детальный и точный план по взаимодействию конкретно в вашем случае. А чтобы это было еще проще сделать, рекомендую и вам определить свой психотип, выявить свои сильные и слабые стороны.
Заключение
Психотип личности определяет поведение и реакции человека. Понимание психотипов важно для всех людей. Это азы бытовой психологии, ведь зная психотип человека, можно предотвратить или быстрее разрешить конфликт на работе и в личной жизни, повысить общую продуктивность при выполнении какого-то дела. А зная свой психотип, можно начать работать над собой и улучшением качества своей жизни. И теперь вы знаете, как определить психотип человека.
Главное – принимать те или иные особенности человека. Взаимодействовать или нет с конкретным психотипом – решайте по ситуации. Но ни в коем случае не пытайтесь кого-то переделать или заставить быть «нормальным». Каждый психотип уже находится в своей уникальной норме.
Классификация психотипов — Психологос
01 января 2006 г. , 11:12
Классификации, которыми пользуются деловые люди для решения практических задач, насчитывают, по наблюдениям, не более четырёх-пяти типажей. Спроси даже любителей знаков Зодиака, какие конкретные знаки (типы людей) есть в данном коллективе – четыре-пять типажей назовут бойко, а затем начинают запинаться. Забывают… Классификации в более чем 4-5 персонажей обычно используются лишь их фанатами и больше не для практики, а для теорий и рассуждений.
Учтите: большинство типологий и классификаций, которыми вы пользуетесь — не про вас и не про ваше окружение. Почему? Дело в том, что самые популярные современные типологии были созданы на основе обобщения наблюдений за поведением людей не самыми нормальными, а то и с психическими отклонениями. Холерики и флегматики, шизоиды и параноики… И, как правило, уровень личностного развития этих людей был не самым высоким, т.е. в их поведении доминировали шаблонные, они же типологические, особенности. А чем выше уровень личностного развития, тем более сложным становится рисунок личности, тем труднее он вписывается в прокрустово ложе типологий. Тем не менее польза от типологий есть, хотя бы в том, что они помогают составить первое впечатление о человеке, прогнозировать, какое поведение для него будет наиболее комфортным, а какое может быть потенциально конфликтным.
В связи с тем, что психологических школ достаточно много, существуют разные классификации психологических типов (психотипов). В Университете практической психологии мы разбираем эту тему достаточно глубоко, а если говорить кратко, то факты таковы.
Классификации, разработанные до 20 века
- Типы темпераментов по Гиппократу: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Смотри Типы темпераментов
- Преступный тип по Чезаре Ломброзо
Классификации, разработанные в первой половине 20 века
- Типы характера по Э. Кречмеру: астеник, атлетик, пикник. Смотри Теория характера Кречмера
- Типы темперамента по У.Г. Шелдону: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип. Смотри Типы темперамента по Шелдону
- Личностные типы по Карлу Юнгу: экстраверт — интроверт. Смотри Личностные типы по Юнгу. Развитием этой классификации стала типология Майерс-Бриггс (MBTI).
- Тип акцентуированной личности по К.Леонгарду: лабильный, демонстративный и др. Смотри Типы акцентуаций по К. Леонгарду
- Психотип по П.Б. Ганнушкину. В книге «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика» Ганнушкиным была предложена следующая классификация: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституционально-глупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны. Элементы его типологии в дальнейшем были использованы в работах А.Е. Личко
Классификации, разработанные во второй половине 20 века
- Интернальный — экстернальный тип. Автор: Джулиан Роттер.
- Психотипы по А.Е. Личко: Параноик, Эпилептоид, Шизоид, Истероид, Гипертим, Психастеник, Сенситив и другие. Смотри Типы акцентуаций
- Соционические типы. В 70-80-х годах XX века в СССР Аушра Аугустинавичюте на базе типологии Юнга предложила ряд гипотез о психологических типах, назвав свою типологию «соционика». Смотри Соционический тип
Классификации, созданные в 21 веке
Для самых конкретных практических задач психологи разрабатывают самые разные классификации психотипов.
- Психологический тест Н.И.Козлова «Что вы за птица?» делит людей на типы Ястреб, Голубь, Страус. Этим трем типам соответствуют три основных стиля влияния: Силовик, Душка, Тактик. В Университете практической психологии каждый студент учится использовать любой из этих стилей в нужный момент. Аналог этого теста в деловой сфере — тест «Красный — синий — зеленый» (автор Вальтер Штайн).
- Типология по Аристотелевским категориям: Персоналист, Вещист, Временщик, Наместник, Процессор, Философ. См.→
- Есть люди, по своему характеру склонные переживать, а есть — по своему характеру склонные действовать.
- Классификация Четыре стихии
- Эннеаграмма личности (Энтузиаст, Конфронтатор, Достигатель, Миротворец, Индивидуалист, Наблюдатель, Помощник, Скептик, Реформатор).
- Типы руководителей по И. Адизесу.
- Тип личности
- Психологические типологии
- Личность
- Личность, общество
Комментарии (18):
Гость, 14 ноября 2013 г., 17:48
Все люди могут изменить судьбу. Независимо от возраста и пола. И главное здесь, не надо обращать внимание на возраст. Для Бога не имеет значение Вы замужем или нет, женаты или нет. Самое главное, Ваши действия. Они не должны вредить жизни хороших людей. Хорошие это те люди, которые искренне верят в Бога. Не хотят вреда для людей. Кроме Бога и Вас никто не сможет изменить судьбу Вашу. Это не молитва. Точно не религиозные молитвы. С уважением, Чингиз.
1
ответ
Гость, 26 декабря 2018 г., 11:43
Изменить судьбу — это абсурд, как можно изменить, то что тебе предначертанно? Изменить судьбу — это и есть судьба, и по факту ты ничего не меняешь.
1
ответ
Гость, 28 декабря 2018 г. , 05:22
Вот только ни судьбы, ни бога, — нет, так что — все в ваших руках)
1
ответ
Гость, 27 января 2020 г., 16:23
Судьба и здоровье — математические категории, подчиняются нормальному распределению Гаусса в зависимости от условий окружающей среды. Таким образом природа заботится о выживании вида в любых допустимых для него усливиях, а не о счастье индивида. Подробнее в литературе.
Гость, 27 марта 2014 г., 12:47
Хорошая статья! Спасибо!
Вадим Бережной, 14 мая 2015 г., 10:19
«Хорошие это те люди, которые искренне веря в Бога» — абсолютно не верно. История даёт нам пример «святой инквизиции» — истово верящие в Бога и уверенные, что делают богоугодное дело, сожгли на кострах инквилиции сотни тысяч, миллионы ведьм, уничтожили целые индейские цивилизации на обеих американских континентах. Можно привести великое множество преступных деяний религиозных фанатиков (например, убийство священника Александра Меня). Так что задумайтесь над моими словами, уважаемый Комментатор Чингиз.
2
ответа
Гость, 08 сентября 2017 г., 11:26
Про миллионы ведьм — это где-то из СССР. Всего тысяч пять. Сжигали только богатые. Про уничтожили целые индейские цивилизации на обоих американских континентах — ржу не могу. Поинтересуйтесь Парагваем, например.
Гость, 06 ноября 2017 г., 07:07
Зачем делить людей на хороших и плохих?
1
ответ
Гость, 09 июля 2019 г., 11:40
Надо уметь адекватно делить людей на хороших и плохих. Этих специалистов и профессионалов не было и нет доныне. То есть мы, даже в 21 веке, не знаем, кто плохой, кто хороший. А делить придётся, как это делает Иисус. Он делит людей на овец и козлов, баранов, коз. Овцы — хорошие люди, остальные — плохие в разной степени. Делить необходимо и обязаны, чтобы жить правильно и нормально! Жить без скандалов, борьбы, войн и революций!
1
ответ
Гость, 27 ноября 2019 г. , 02:22
В ближайшие тысячу лет это невозможно. Сначала надо придти к общему знаменателю взаимопонимания. А это возможно только тогда, когда у всех людей на всей планете Земля подправят гены в правильную сторону, чтобы не было злобы, зависти и гордыни.
Гость, 24 апреля 2016 г., 14:14
Комментатор внизу, бога не существует.
2
ответа
Гость, 14 августа 2017 г., 23:27
Для религиозных людей надо вводить еще один психотип 🙂
Гость, 09 октября 2017 г., 18:52
Твоё мнение. Доказать этого ты не можешь, поэтому утверждать не имеешь права. Лично я верующий. Никому своих взглядов не навязываю, и вам желаю того же. В конце концов это слишком личная тема.
2
ответа
Гость, 20 января 2018 г., 15:47
Для религиозных людей нужно вводить не новый психотип, а пересмотреть МКБ всерьез, и ввести еще один подтип психопатологии с индексом «F-» близкий к 20. Например, ПГМ и тому подобное вывести в F-20.1, как разновидность F-20..
Гость, 29 октября 2018 г., 23:58
Бремя доказательства лежит на доказательства лежит на утверждающем, иначе можно гнать любую пургу и на любую критику говорить «докажи».
Гость, 05 октября 2018 г., 17:43
А кто же я?! Прочла. Обнаружила в себе черты всех и вся…
Гость, 23 мая 2019 г., 13:10
У меня вопрос. Скажите, пожалуйста, может ли Параноик быть смесью с сенсетивным типом?
Гость, 20 января 2020 г., 06:55
Почему-то нет Системно-векторной типологии личности по Виктору Толкачеву. Я думаю, самая передовая на сегодняшний день.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Личностные типы по Юнгу
Личностные типы по Карлу Юнгу: «Общий результат моей предыдущей работы в этой области состоит в выделении двух основных типов установки: экстраверсии и интроверсии, а также четырех типов функций: мыслительного, ощущающего, чувствующего и интуитивного, которые варьируют в зависимости от общей установки и тем самым дают в итоге восемь вариантов».
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психографические типологии покупателей
Чтобы товар хорошо продавать, надо знать, кому ты его продаешь. Соответственно, покупателей сегментируют по разным основаниям: географическому, демографическому, психографическому и т. д.
0Подробнее
01 апр. 2013 г.
Психологическое тестирование
Хороший психолог (не обязательно с дипломом психолога: это может быть опытный руководитель, квалифицированный кадровик, внимательный психиатр) расскажет вам о человеке все или почти все без всякого тестирования. Иногда для этого достаточно беседы, иногда и беседа не нужна, достаточно одного взгляда: на лицо человека, на его походку, достаточно услышать интонации его разговора. Однако хороших психологов мало, а разбираться в людях нужно, и вот тут пригождаются как раз психологические тесты.
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Типы акцентуаций
Разные исследователи выделяют разные акцентуации. Наибольшее распространение получили классификации К. Леонгарда и А.Е. Личко, другие классификации можно встретить у А.П.Егидеса, Е. А. Некрасовой и В. В. Пономаренко, Н.И Козлова и других авторов. В работе «Акцентуированные личности» Карл Леонгард выделил десять чистых типов и ряд промежуточных.
0Подробнее
01 февр. 2016 г.
Типы темперамента по Гиппократу
Слово «темперамент» и разговор о типах темперамента идет от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ описал четыре типа: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться каждому типу темперамента с хорошей стороны. Меланхолик может проявить себя как человек впечатлительный, с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматик покажет себя как выдержанный и ответственный человек, не склонный к скоропалительным решениям. Сангвиник проявится как человек энергичный и гибкий, умеющий быстро справиться с любой работой, а холерик — как страстный энтузиаст.
10Подробнее
11 типов клиентов и как их привлечь
Путь клиента начинается задолго до того, как он станет вашим клиентом. Если вы хотите увеличить базу лояльных клиентов, вам нужно понять, как работать с разными типами клиентов.
Вы можете классифицировать различные типы клиентов, определяя конкретные потребности каждого потенциального клиента или сегмента клиентов. Найдите свой бренд на обзорных сайтах или в социальных сетях. Вы получите множество различных отзывов и отзывов о ваших продуктах и услугах от клиентов. Теперь сопоставьте эти данные в режиме реального времени с данными о клиентах, собранными за последние 6 месяцев, и вы сможете обнаружить некоторые закономерности.
Эти шаблоны помогут вам найти ответы на вопросы:
- Как часто клиенты покупают у вас?
- Что ваши клиенты говорят о вашем продукте на общедоступных форумах?
- Довольны ли ваши клиенты качеством обслуживания?
Эти ответы помогут вам понять потребности среднего клиента и определить узкие места, которые могут негативно повлиять на решение о покупке.
Почему следует различать типы клиентов?
Существует две основные причины, по которым вам необходимо определить сегменты ваших клиентов:
1. Приоритет e ценных клиентов:Вы несете ответственность за обеспечение бесперебойного обслуживания клиентов и качественное обслуживание каждого клиента. Но у вас всегда будет пул лояльных клиентов, которые сделали дорогостоящие покупки и продолжают привлекать больше клиентов благодаря рекомендациям. Выявление различных типов клиентов помогает вам обслуживать их в зависимости от их потребностей и отношений с вашим бизнесом. Когда вы отдаете приоритет повторным клиентам, вы предоставляете им повышенный опыт, чтобы расширить вашу базу постоянных клиентов и повысить пожизненную ценность клиента (CLV).
2. Персонализация Обслуживание клиентов:Одно решение не решит все проблемы ваших клиентов. У каждого клиента разные потребности на разных этапах пути к покупке. Так что тактика, которую вы используете, чтобы обслуживать и завоевывать их, должна быть другой. Понимание того, с каким клиентом вы имеете дело, поможет вам персонализировать свою маркетинговую стратегию и привлечь внимание потенциального клиента, обратив внимание на конкретные потребности. Вы даже можете персонализировать пути клиентов и использовать их как возможность продать конкретный продукт клиенту, который готов потратить больше.
Теперь, когда мы осознали важность создания клиентских сегментов, важно настраивать диалоги в зависимости от типа клиентов, с которыми вы взаимодействуете. Затем мы поможем вам определить различные типы клиентов, с которыми вы можете столкнуться, и предложим вам способы привлечь их внимание.
Определение 11 различных типов клиентов
Три команды, которые обычно прямо или косвенно работают с клиентами, — это служба поддержки клиентов, отдел продаж и маркетинг. Специалисты по продажам и маркетингу взаимодействуют с клиентами на разных этапах их пути к покупке. После того, как клиенты совершат покупку, группы поддержки клиентов становятся основным контактным лицом. Эти 3 команды сталкиваются с разными типами клиентов, поскольку ожидания клиентов различаются на разных этапах пути клиента.
A. Продажи и маркетингНачнем с различных типов клиентов, с которыми обычно сталкиваются ваши отделы продаж и маркетинга.
Бесплатные клиенты №1Клиенты этого типа верят в необходимость испытать ваш продукт или услугу, прежде чем решить, стоит ли она своих денег. Некоторыми примерами являются пользователи, которые подписываются на бесплатные версии продукта/услуги или используют только программное обеспечение с открытым исходным кодом.
Черты характера- Желание протестировать новые продукты
- Экономичный
Бесплатные пользователи включают потенциальных клиентов и людей, которые просто смотрят вокруг и не заинтересованы в совершении фактической покупки. Способность различать эти типы клиентов является первой задачей для ваших отделов маркетинга и продаж, чтобы расставить приоритеты и предложить персонализированные решения для завершения покупки.
Следующим шагом является использование правильных цен, чтобы побудить бесплатных пользователей перейти на платные планы. Вы даже можете предложить предложение с самой низкой ценой на ограниченный период времени, переместив одну или две функции из бесплатной программы в платный план, превратив больше пользователей в платных клиентов.
Вот отличный пример кампании по электронной почте, ориентированной на бесплатных пользователей, использующих предложение с ограниченным сроком действия до повышения цены.
Источник
#2 Новые клиенты
Эти клиенты покупают у вас впервые. Они пришли к вам либо из-за ваших маркетинговых усилий, либо из-за рекомендаций коллег. Важно произвести хорошее первое впечатление, потому что оно подтверждает, почему они выбрали вашу компанию.
Черты характера- Ожидание качественных продуктов/услуг
- Неуверенность в покупке вашего бренда
Ключом к созданию отличного первого впечатления является объяснение ценности выбора вашего продукта или услуги, а затем предоставление этой ценности. Вам нужно определить потребности ваших клиентов и убедить их, что ваш продукт может решить их самые насущные проблемы.
Вы также должны убедиться, что эти клиенты проходят беспрепятственный процесс адаптации и получают дополнительные ресурсы, такие как истории компании, политики, руководства по продуктам и т. д., чтобы максимально использовать свои покупки. Поскольку у новых клиентов могут возникнуть дополнительные вопросы, вы можете развернуть чат-бота, чтобы общаться с ними и помогать им любыми ресурсами, которые могут им понадобиться.
Вот как Amazon обеспечивает беспроблемное путешествие для своих новых клиентов, отвечая на все их вопросы на странице часто задаваемых вопросов.
#3 Сделка Охотники
С охотниками за скидками или покупателями со скидками труднее всего вести переговоры. Они всегда ищут сделку по сниженной цене. На большинство их решений о покупке влияют выгодные предложения.
Черты характера- Торговцы ценами
- Жесткие переговорщики
Есть несколько способов зацепить даже самого упорного торговца. Хотя это может показаться проблематичным типом клиентов, охотники за скидками предоставляют прекрасную возможность проявить креативность вашей команды по маркетингу и продажам в преобразовании этих клиентов.
Побудите их купить план, который привязывает их к более длительному периоду, если вы предлагаете модель подписки. Сделайте так, чтобы они увидели большую ценность в более дешевом годовом плане подписки, чем в ежемесячном. Это гарантирует вам более высокий LTV и поток доходов.
#4 Информированные покупатели
Информированные покупатели — всесторонние исследователи. Они изучат ваши продукты/услуги в приложениях и прочитают онлайн-обзоры, в которых упоминаются вы и ваши конкуренты. Они приходят подготовленными и вооруженными обширными знаниями, прежде чем войти в магазин или поговорить с торговым представителем. Если ваш продукт не находится в их поле зрения, поставьте перед собой геркулесову задачу, чтобы они хотя бы взглянули в вашу сторону.
Черты характера- Ориентированность на детали
- Тщательный и методичный
Ведя переговоры или пытаясь предложить продажу такому типу клиентов, вы должны быть столь же тщательны, как и они. Лучший способ привлечь на свою сторону хорошо информированного клиента — это попросить экспертов в данной области поручиться за ваш продукт или услуги. Хотя эти покупатели могут быть знакомы с основными деталями вашего предложения, более глубокое понимание вашего домена убеждает их в том, что вы знаете, о чем говорите.
Например, если кто-то хочет купить телефон Android, возможно, он посещал веб-сайты компании и читал отзывы в Интернете. Тем не менее, информированный торговый персонал на кассе или наличие подробной страницы с указанием технических характеристик на вашем портале электронной коммерции сократит их путь к кассе и закроет сделку.
#5 Импульсивные клиенты
Импульсивные покупки в цифровом и физическом мире — интригующая психологическая концепция. Компании пытались воспользоваться этим с помощью различных схем и методов. Вот как это работает: импульсивный покупатель всегда совершает незапланированные покупки, вызванные внезапными, непредсказуемыми побуждениями или потребностями. Но иногда им может понадобиться небольшой толчок, чтобы вызвать этот импульс.
Черты характера- Высокая готовность платить
- Потребительское мышление
- Легко поддается влиянию
Маркетинговые команды играют важную роль в том, чтобы заставить импульсивных покупателей покупать товары по прихоти. Срочные распродажи и предложения с ограниченным сроком действия — два распространенных и эффективных импульсных триггера. Брендовые кампании, гарантирующие самую низкую цену в определенные дни и предлагающие сезонные скидки, являются одними из основных триггеров.
Вы можете использовать популярную стратегию скидок, которая стимулирует покупку, обещая скидку на определенные товары при следующем посещении покупателя. Другой вариант — покупка 2 по цене 1 предложения, когда бренды могут получить полную цену продукта, цена которого выше. Вы встретите их как в магазинах, так и в интернет-магазинах.
B. Служба поддержки клиентов
Теперь давайте разберемся с типами клиентов на основе взаимодействия с агентами службы поддержки после покупки. Мы также предложили способы работы с этими клиентами.
#6 Постоянные клиентыТорговые представители и представители службы поддержки играют не менее важную роль в создании базы постоянных клиентов. Лояльные клиенты — это те люди, которых вы знаете и любите как типичных постоянных клиентов. Ваш бренд является их первым выбором при покупке продукта или услуги в вашей отрасли. Вы завоевали лояльность клиентов, обеспечив хорошее обслуживание клиентов и предоставив им большую ценность благодаря своим предложениям.
Черты характера- Предпочтение качеству
- Постоянные покупатели
- Повторяющийся и привычный
Помните, что ваш бренд настолько хорош, насколько хорош последний опыт, который он предоставляет своим клиентам. Количество вариантов выбора, которые есть у потребителей сегодня, является самым большим, чем когда-либо. Это еще больше усложняет их удержание. Для ваших постоянных клиентов важно то, как вы обращаетесь с ними после того, как они стали вашими клиентами. Клиентский опыт важен на каждом этапе пути. Вам нужно развивать эти отношения, информируя их о новых запусках или предстоящих функциях.
Если у клиента более высокая доля кошелька, вы можете назначить специальных менеджеров по связям с клиентами/представителей по работе с клиентами, чтобы убедиться, что они получают то внимание, за которое они платят. Цените своих клиентов за их драгоценное время и веру в ваш бренд. Вы даже можете попросить их рассказать об их характеристиках в тематических исследованиях, историях успеха клиентов или отзывах. Это поможет вам улучшить имидж вашего бренда и завоевать доверие.
Вот как JetBlue поддерживает свою программу лояльности, чтобы расширить базу постоянных клиентов.
#7 Адвокаты бренда
Это ваши лучшие клиенты, потому что они в восторге от ваших услуг. Они редко дают отрицательные отзывы, потому что ваша компания превзошла все их ожидания в отношении обслуживания.
Черты характера- Дружелюбный и вежливый
- Понимание
Делайте то, что вы делаете, чтобы они были счастливы. Расставьте приоритеты и продолжайте обеспечивать превосходное обслуживание клиентов. Они являются защитниками вашего бренда, поэтому вы должны сделать все, что в ваших силах, чтобы удовлетворить их запросы. Вы даже можете сделать все возможное и отправить им дополнительные баллы или подарки каждый раз, когда они ссылаются на ваш продукт или услугу, чтобы поблагодарить их за их усилия.
Вы можете сообщить им о предстоящих сезонных скидках и пригласить их на эксклюзивные предварительные просмотры и демонстрационные показы за лояльность к вашему бренду. Вы даже можете подключить их к своей партнерской программе, чтобы они могли зарабатывать кредиты, рекомендуя другим покупателям совершать покупки у вашего бренда. Это хорошая стратегия для поощрения постоянных клиентов к тому, чтобы они стали сторонниками бренда.
#8 Любознательные клиенты
Это клиенты, у которых всегда много вопросов к вашей службе поддержки. Либо потому, что они плохо знакомы с продуктом, либо потому, что им просто требуется большая помощь в целом. Вы увидите, что большинство их вопросов являются базовыми или информационными и могут повторяться.
Черты характера- Нужна постоянная помощь
- Задавайте фундаментальные вопросы
При работе с любопытными клиентами ключевое значение имеет терпение. Научите своих агентов прислушиваться к запросам клиентов и давать развернутые ответы, которые дадут им всю необходимую информацию. Вы также можете воспользоваться возможностью, чтобы записать некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов и создать базу знаний.
Вы можете создавать статьи о решениях, создавать портал часто задаваемых вопросов и развертывать чат-бота для клиентов, чтобы они могли находить ответы на основные вопросы прямо на вашем веб-сайте без необходимости каждый раз связываться с вашей командой. Это снижает нагрузку на вашу группу поддержки клиентов и дает им возможность расставить приоритеты и заняться решением сложных проблем клиентов.
#9 Требовательные клиенты
Этот тип клиентов не следует путать с недовольными клиентами. Требовательные клиенты ожидают лучшего обслуживания каждый раз, когда взаимодействуют с вашим брендом. Ваша служба поддержки всегда должна быть начеку, когда имеет дело с таким типом клиентов. Предположим, ваш уровень обслуживания ниже их ожиданий. В этом случае они могут не дать вам второго шанса и поделиться своим неудачным опытом с другими в социальных сетях, что повлияет на ваш бизнес.
Черты характера:- Нетерпеливость
- Большие надежды
Лучший способ работать с требовательными клиентами:
- Работать по запросу
- Предоставлять услуги, которые они ищут, без задержек
Невозможно всегда быть совершенным, но поместите их как можно выше в свой список приоритетов. Однако обратите внимание, что вы можете быть не в состоянии выполнить некоторые требования, и вы должны сообщить об этом вежливо. Убедитесь, что вы обеспечиваете безупречное взаимодействие с клиентами, чтобы завоевать их доверие и установить с вами взаимопонимание.
#10 Разгневанные клиенты
С ними сложнее всего разговаривать. Возможно, у них был плохой клиентский опыт или они были недовольны качеством продуктов или услуг. Они могут быть недовольны длительным ожиданием или необходимостью звонить в службу поддержки только для того, чтобы их отложили.
Черты характера- Несчастный
- Разочарованный
При общении с недовольными клиентами вам придется действовать осторожно. Один неверный шаг, и они могут уйти или рассказать о своем негативном опыте в социальных сетях. И это последнее, чего вы хотите. Вот где эмпатия к клиентам становится важным навыком для ваших агентов. Вы должны поставить себя на их место и понять, откуда они исходят.
Как только вы осознаете причину их неудовлетворенности вашим брендом, приготовьте личное и содержательное извинение. После этого заверите, что их проблема будет решена в ближайшее время. Быстро примите меры, чтобы решить проблему, и сообщите им, как только о ней позаботятся. Вы можете поблагодарить их за отзывы и выразить признательность, предоставив им дополнительные баллы за их следующую покупку или обновив их модель подписки на следующий месяц без дополнительной оплаты.
Вот пример Zappos о том, как выглядит сообщение электронной почты разгневанному покупателю:
#11 Непредсказуемый клиент
Этот тип клиентов несложно отнести ни к одной категории интерпретировать их поведение. Они не выдают того, что думают о ваших услугах или продуктах. Это может быть связано с тем, что у них нет времени, и они рассматривают это как чисто деловую беседу. Неспособность понять, что это за клиенты, может стать проблемой, особенно когда речь идет об обратной связи. Вы не сможете определить, что их интересует или делает их счастливыми. Представьте, что каждый раз получаете нейтральные ответы. Они могут даже быть недовольны, но их ответы не отражают то же самое в опросах клиентов.
Черты характера- Неизвестно
Помимо измерения степени удовлетворенности клиентов, вы можете попробовать различные методы опроса. Одна из таких метрик, Customer Effort Score или CES, измеряет, насколько легко или сложно взаимодействие с сервисом для клиента. В отличие от опроса CSAT, это дает целостную картину опыта и может помочь вам лучше понять этот тип клиентов.
Индивидуальный подход к клиентам — ключ к их удержанию
Мы надеемся, что наши предложения по работе с различными типами клиентов пригодятся вашим командам по продажам, маркетингу и поддержке клиентов. Помните, что анализ данных о ваших клиентах для выявления новых тенденций должен быть ежедневным упражнением. Такие компании, как Amazon, Zappos и JetBlue, построены на концепции одержимости клиентами. Хотя этот подход может показаться непростым, построение стратегии на основе клиентских сегментов является ключом к удержанию клиентов.
Обновлено 2 сентября 2022 г. Например, человека можно отнести к типу Экстравертное Чувство или к типу Интровертное Интуитивное Мышление .
Когда описываются две функции, полезно указать, какая из них является доминирующей, а какая вспомогательной. Например Экстравертное сенсорное чувство может быть выражено либо (1) доминантой ощущения и вспомогательным ощущением, либо (2) доминантой чувства и вспомогательным ощущением.
В следующих описаниях рассматриваются только восемь основных типов, в которых есть одна доминирующая функция. Смешанные типы (при наличии как доминирующей, так и вспомогательной функции) можно понимать как сочетание двух соответствующих основных типов. Таким образом, тип Интровертное Интуитивное Мышление можно рассматривать как комбинацию Интровертная интуиция и Интровертное мышление . Если интуиция является доминирующей функцией, то интровертная интуиция будет преобладать над интровертным мышлением.
Экстравертный тип ощущения
Экстравертное ощущение стремится к интенсивности переживаний, получаемых от конкретных объектов и физических действий. Таким образом, сознание направлено вовне на те объекты и действия, которые, как можно ожидать, вызовут самые сильные ощущения.
Экстравертный чувственный тип — это реалист, стремящийся испытать как можно больше конкретных ощущений — желательно, но не обязательно приятных. Этот опыт рассматривается как самоцель и редко используется для каких-либо других целей. В норме такие личности — сластолюбцы или эстеты, которых привлекают физические характеристики предметов и людей. Они хорошо одеваются, едят и развлекаются и могут составить очень хорошую компанию. Совсем не рефлективные и не интроспективные, у них нет никаких идеалов, кроме чувственного наслаждения. Обычно они не доверяют внутренним психологическим процессам и предпочитают объяснять такие вещи внешними событиями (например, они могут винить в своем настроении погоду). Если они экстремальны, они часто грубо чувственны и могут использовать ситуации или других, чтобы увеличить свое личное удовольствие. У невротиков подавленная интуиция может проецироваться на других людей, так что они могут стать иррационально подозрительными или ревнивыми. С другой стороны, у них может развиться ряд компульсивных суеверий.
Интровертный тип ощущения
Интровертное ощущение субъективно фильтруется. Восприятие не основывается непосредственно на объекте, а лишь им намекается. Вместо этого на образ накладываются слои субъективных впечатлений, так что становится невозможным определить, что будет воспринято, исходя из знания только об объекте. Таким образом, восприятие в решающей степени зависит от внутренних психологических процессов, которые будут отличаться от одного человека к другому. Самое положительное интровертное ощущение встречается у творческого художника. В крайних случаях он вызывает психотические галлюцинации и полное отчуждение от реальности.
Интровертный чувствующий тип субъективно реагирует на события способом, не связанным с объективными критериями. Часто это рассматривается как неуместная и неуместная чрезмерная реакция. Поскольку объекты, как правило, не могут напрямую проникнуть сквозь завесу субъективных впечатлений, этот тип может казаться нейтральным или безразличным к объективной реальности. С другой стороны, человек может воспринимать мир как иллюзорный или забавный. В крайних (психотических) случаях это может привести к неспособности отличить иллюзию от реальности. Субъективный мир архаических образов может тогда полностью овладеть сознанием, так что человек живет в частной, мифологической области фантазии. Подавленная интуиция также может выражаться в смутно воображаемых угрозах или предчувствии зловещих возможностей.
Экстравертная интуиция
Экстравертная интуиция пытается предусмотреть все возможности, присущие объективной ситуации. Обычные события рассматриваются как обеспечивающие шифр или набор подсказок, по которым можно определить лежащие в их основе процессы и скрытые возможности. Однако как только эти возможности осознаны, объекты и события теряют свое значение и значимость. Поэтому существует постоянная потребность в новых ситуациях и опыте, чтобы обеспечить новый стимул для интуитивного процесса.
Экстравертный интуитивный тип — превосходный диагност и эксплуататор ситуаций. Такие люди видят захватывающие возможности в каждом новом начинании и прекрасно видят скрытые способности в других людях. Они увлекаются энтузиазмом своего видения и часто вдохновляют других смелостью своих убеждений. Таким образом, они преуспевают в профессиях, где эти качества ценятся, например, в инициировании новых проектов, в бизнесе, политике или на фондовом рынке. Однако они быстро утомляются и задыхаются от неизменных условий. В результате они часто растрачивают свою жизнь и таланты, перескакивая с одного занятия на другое в поисках новых возможностей, не в состоянии удержаться на каком-то одном проекте достаточно долго, чтобы воплотить его в жизнь. Кроме того, в своей приверженности собственному видению они часто проявляют мало внимания к нуждам, взглядам или убеждениям других. При невротике подавленные ощущения могут привести к тому, что этот тип навязчиво привязывается к людям, объектам или действиям, вызывающим в них примитивные ощущения, такие как удовольствие, боль или страх. Следствием этого могут быть фобии, ипохондрические убеждения и ряд других компульсий.
Интровертная интуиция
Интровертная интуиция направлена внутрь, к содержанию бессознательного. Он пытается понять внутренние события, связывая их с универсальными психологическими процессами или с другими архетипическими образами. Следовательно, оно обычно имеет мифическое, символическое или пророческое качество.
Согласно Юнгу, интровертный тип интуиции может быть художником, провидцем или чудаком. У такого человека визионерский идеал, открывающий странные, загадочные вещи. Это загадочные, «неземные» люди, стоящие в стороне от обычного общества. Они мало заинтересованы в объяснении или рационализации своего личного видения, а довольствуются тем, что просто провозглашают его. Отчасти из-за этого их часто неправильно понимают. Хотя видение художника среди этого типа обычно остается на чисто перцептивном уровне, мистические мечтатели или чудаки могут увлечься своим. Тогда жизнь человека становится символической, приобретая характер Великого Делания, миссии или духовно-нравственного поиска. У невротиков подавленные ощущения могут выражаться примитивными, инстинктивными способами, и, как и их экстравертные коллеги, интровертные интуитивы часто страдают ипохондрией и навязчивыми состояниями.
Экстравертный мыслительный тип
Экстравертное мышление управляется объективными свидетельствами чувств или объективными (коллективными) идеями, происходящими из традиции или обучения. Его цель состоит в том, чтобы абстрагировать концептуальные отношения от объективного опыта, связывая идеи вместе рациональным и логическим способом. Кроме того, любые выводы, которые делаются, всегда направлены вовне, к какому-то объективному продукту или практическому результату. Мышление никогда не осуществляется само по себе, а просто как некое частное, субъективное предприятие.
Экстравертный мыслительный тип основывает все действия на интеллектуальном анализе объективных данных. Такие люди живут по общей интеллектуальной формуле или универсальному моральному кодексу, основанному на абстрактных представлениях об истине или справедливости. Они также ожидают, что другие люди признают и будут подчиняться этой формуле. Этот тип подавляет функцию чувств (например, сентиментальные привязанности, дружбу, религиозную преданность), а также может пренебрегать личными интересами, такими как собственное здоровье или финансовое благополучие. Если они крайние или невротические, они могут стать мелочными, фанатичными, тираническими или враждебными по отношению к тем, кто угрожает их формуле. С другой стороны, вытесненные тенденции могут вылиться в различные виды личной «аморальности» (например, корыстолюбие, сексуальные проступки, мошенничество или обман).
Интровертный мыслительный тип
Интровертный тип мышления созерцателен и включает внутреннюю игру идей. Это мышление само по себе, и оно всегда направлено внутрь, к субъективным идеям и личным убеждениям, а не вовне, к практическим результатам. Основная задача такого мышления состоит в том, чтобы как можно полнее разработать все разветвления и следствия основополагающей идеи. Как следствие, интровертное мышление может быть сложным, напыщенным и чрезмерно щепетильным. В той мере, в какой он удаляется от объективной реальности, он может также стать полностью абстрактным, символическим или мистическим.
Интровертный мыслительный тип склонен к непрактичности и безразличию к объективным интересам. Эти люди обычно избегают внимания и могут казаться холодными, высокомерными и молчаливыми. С другой стороны, функция вытесненных чувств может проявляться в проявлениях детской наивности. Обычно люди этого типа кажутся захваченными своими собственными идеями, которые они стремятся обдумать как можно полнее и глубже. Если они экстремальны или невротичны, они могут стать ригидными, замкнутыми, угрюмыми или резкими. Они также могут путать свою субъективно воспринимаемую истину с собственной личностью, так что любая критика их идей рассматривается как личная атака. Это может привести к ожесточению или к злобным контратакам против их критиков.
Экстравертный чувствующий тип
Экстравертное чувство основано на принятых или традиционных социальных ценностях и мнениях. Он предполагает конформную, приспосабливающую реакцию на объективные обстоятельства, стремящуюся к гармоничным отношениям с миром. Поскольку оно в большей степени зависит от внешних раздражителей, чем от истинных субъективных предпочтений, такое чувство может иногда казаться холодным, «бесчувственным», искусственным или натянутым для эффекта.
Экстравертный чувствующий тип следует моде и стремится гармонизировать личные чувства с общими социальными ценностями. Мышление всегда подчинено чувству и игнорируется или подавляется, если интеллектуальные выводы не подтверждают убеждения сердца. Когда этот тип экстремальный или невротический, чувства могут стать бурными или экстравагантными и зависеть от сиюминутного энтузиазма, который может быстро измениться при изменении обстоятельств. Поэтому такой человек может казаться истеричным, непостоянным, капризным или даже страдающим множественной личностью. Подавленное мышление также может прорываться инфантильными, негативными, навязчивыми способами. Это может привести к приписыванию пугающих характеристик тем самым объектам или людям, которых больше всего любят и ценят.
Интровертный чувствующий тип
Интровертное чувство стремится к внутренней интенсивности, не связанной ни с каким внешним объектом. Он обесценивает объективную реальность и редко проявляется открыто. Когда же оно появляется на поверхности, оно обычно кажется отрицательным или безразличным. В центре внимания такого чувства находятся внутренние процессы и скрытые, первичные образы. В крайнем случае это может перерасти в мистический экстаз.
Интровертный чувствующий тип задумчив и недосягаем, хотя может и скрываться за детской маской. Такой человек стремится быть незаметным, мало пытается произвести впечатление и, как правило, не реагирует на чувства других.