Виды мышления — презентация онлайн
Похожие презентации:
Виды мышления
Сущность и виды мышления
Мышление. Виды мышления
Виды мышления
Мышление
Мышление. Виды мышления
Мышление. Основные функции мышления
Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Мышление. Функции мышления
Мышление. Исследование мышления
1. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
генезисразвития
функции
мышления
и т.д
В психологии
принята и
распространена
следующая
несколько условная
классификация
видов мышления по
таким различным
основаниям, как:
средства
мышления
степени
новизны и
оригиналь
ности
характер
решаемых
задач
степень
развернут
ости
3. По генезису развития различают мышление:
ПО ГЕНЕЗИСУ РАЗВИТИЯРАЗЛИЧАЮТ МЫШЛЕНИЕ:
нагляднодейственное
словесно-логическое;
нагляднообразное
абстрактнологическое
4.
Наглядно-действенное мышление НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕМЫШЛЕНИЕ
Вид мышления, опирающийся на
непосредственное восприятие предметов в
процессе действий с ними. Это мышление
есть наиболее элементарный вид мышления,
возникающий в практической деятельности и
являющийся основой для формирования более
сложных видов мышления.
5. Наглядно-образное мышление
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕМЫШЛЕНИЕ
Вид мышления,
характеризующийся опорой на
представления и образы. При
наглядно-образном мышлении
ситуация преобразуется в плане
образа или представления
6. Словесно-логическое мышление
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕМЫШЛЕНИЕ
Вид мышления, осуществляемый при помощи логических
операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении,
оперируя логическими понятиями, субъект может
познавать существенные закономерности и
ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности
7. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ(ОТВЛЕЧЕННОЕ) МЫШЛЕНИЕ
вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и
связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
теоретическое
По характеру
решаемых
задач различают
мышление:
практическое
Теоретическое мышление мышление на основе
теоретических рассуждений и
умозаключений
Практическое мышление — мышление
на основе суждений и умозаключений,
основанных на решении практических
задач.
развернутости различают
мышление
дискурсивное
мышление, опосредованное логикой
рассуждений, а не восприятия.
Аналитическое мышление развернуто
во времени, имеет четко выраженные
этапы, представлено в сознании самого
мыслящего человека
интуитивное
мышление на основе
непосредственных чувственных
восприятий и непосредственного
отражения воздействий предметов и
явлений объективного мира
English Русский Правила
Виды и операции мышления | Студент-Сервис
Мышление включено практически во все виды деятельности человека: трудовую, учебную, игровую, художественную, спортивную и др. Система факторов, опосредствующих мышление, сложна и многообразна. Соответственно существует сложная классификация видов мышления по разным основаниям с учетом его связей с чувственным отражением, речью, прошлым опытом. Мышление не дано человеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных.
По стадиям развития в онтогенезе выделяются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность заключается в тесной связи с чувственным
отражением действительности. Оно может иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия. Решение задачи происходит на основе реального преобразования ситуации или предмета. Например, ребенок хочет сложить самолет из нескольких элементов. Сделать это сразу, опираясь на восприятие, он не может. У него нет представления о последовательности необходимых для этого действий. Перед ним возникает задача. Чтобы ее решить, он рассматривает части самолета, сопоставляет их между собой, складывает в различных сочетаниях, т.е. раскрывает свойства объекта посредством своих действий с ним. Мыслительные действия анализа, синтеза, сравнения и другие осуществляются как практические действия, опирающиеся на зрительное восприятие ситуации.
Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохраняется как специфический вид мышления в течение всей жизни человека. Когда возникает задача починить какой-либо прибор или что-то сконструировать, человек прибегает к наглядно-действенному мышлению. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к его развитию, в частности многие рабочие специальности.
Мышление может опираться не только на реальную ситуацию или реальный объект, представленный в восприятии, но и на образ данного предмета. На такой основе у ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление. Генетически это вторая, более сложная ступень мышления. Ребенок уже способен представлять мир в образах, относительно независимых от действий. В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего психического образа объекта. Поиск неизвестного осуществляется через выявление скрытых свойств, связей и возможных преобразований элементов образа объекта. Теперь, чтобы сложить самолет из отдельных частей, ребенку не обязательно манипулировать с ними. Он может сделать это, рассматривая рисунок конечной фазы или опираясь на динамическую картину последовательных преобразований своих представлений о желаемой цели. Наглядно-образное мышление также развивается и функционирует в течение всей жизни человека. У взрослых людей его структура и содержание усложняются. Оно может опираться не только на первичные представления, но и на обобщенные образы. В архитектуре, дизайне, живописи, графике и других подобных видах профессиональной деятельности наглядно-образное мышление занимает существенное место.
На третьей стадии происходит еще более глубокий отрыв мышления от реального объекта. Человек начинает оперировать понтиями и логическими конструкциями, функционирующими на базе языка. У него формируется словесно-логическое мышление — высший этап развития мыслительной деятельности. Человек овладевает основными логическими операциями мышления, которые становятся его внутренними мыслительными операциями. К ним относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Анализ — процесс разделения предмета на составные части и изучение его отдельных частей, рассмотрение объекта с различных сторон. Синтез — процесс соединения различных элементов, сторон в единое целое с целью изучения их связей и получения новых знаний о предмете. Сравнение — выявление сходства и различий между предметами. Сравнение позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связи и отношения. Обобщение — объединение предметов по какому-либо признаку. Обобщение по существенным признакам лежит в основе формирования понятий. Абстрагирование — вычленение
какого-либо признака в объекте и отвлечение от остальных, несущественных. Конкретизация — применение общего признака к конкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретных вещах.
Операции мышления являются взаимозависимыми, обладают свойствами обратимости и дополнительности. Каждая из парных мыслительных операций имеет смысл только во взаимосвязи с другой: анализ с синтезом, сравнение с обобщением, абстрагирование с конкретизацией. Так, анализ неразрывно связан с синтезом. Человек сначала разделяет объект на части, а затем объединяет их, но уже в других сочетаниях, в результате чего формируется новое знание об объекте.
На этой стадии человек начинает мыслить в соответствии с логическими правилами, используя понятия, суждения и умозаключения, что дает ему возможность систематизировать знания и управлять своей мыслительной деятельностью. Обычно это происходит в подростковом возрасте.
Формирование каждой новой генетической стадии мышления не сменяет прежние, а приприсоединяется к ним. В интеллектуальной жизни взрослого человека сохраняется взаимодействие всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление взрослого существенно отличается от аналогичных видов у ребенка, так как опирается на систему знаний об объекте и на способы логического анализа ситуации. В свою очередь словесно-логическое мышление обогащается использованием образов конкретных объектов, что делает его более живым, ярким, индивидуальным. У каждого человека один из видов мышления может преобладать, что связано обычно с его профессиональной деятельностью или сферой интересов.
Посредством мышления человек решает различного рода задачи — теоретические и практические. Соответственно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление направлено на познание законов объективной реальности. Решение теоретических задач не предполагает быстрой реализации их результатов на практике. Ученый может в течение долгого времени разрабатывать определенную проблему, сравнивать различные точки зрения, ставить эксперименты, проверять гипотезы.
Практическое мышление направлено на решение задач, непосредственно вплетенных в практическую деятельность руководителя производства, менеджера, врача, учителя, представителей многих других профессий. Его особенности описал Б.М. Теплов. Они обусловлены тем, что практическое мышление почти всегда осуществляется в условиях дефицита времени. Соответственно повышаются требования к интуиции субъекта. Поскольку времени на размышления часто бывает недостаточно, важно уметь быстро разобраться в ситуации, найти верное решение и претворить его в реальность. Здесь часто происходит столкновение с интересами и действиями других людей (как, например, в ситуации боевых действий или в шахматной игре). Быстрый переход решений в действия, необходимость преодолевать препятствия повышают требования к воле и стрессоустойчивости человека. То, в какой мере человеку присущи эти качества, определяет его способности к теоретическому или практическому мышлению.
Профессия учителя требует сформированности как теоретического, так и практического мышления. Теоретическое мышление важно для интерпретации педагогических явлений, прогнозирования результатов педагогической деятельности, планирования урока, отбора и подачи изучаемого материала. Практическое мышление является необходимым условием разрешения педагогических ситуаций, в том числе конфликтов, достаточно часто возникающих в ходе учебного процесса.
По степени развернутости и осознанности процесса решения задачи выделяют рациональное (аналитическое) и интуитивное мышление. Первое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании. Интуитивное мышление основано на решении без логического анализа ситуации и без осознания пути нахождения решения. Человек с развитым интуитивным мышлением может принимать решения при неполной информации.
В процесс мышления всегда включены эмоции, но они могут выполнять в нем различные функции. По этому критерию выделяют реалистическое и аутистическое мышление. Цель реалистического мышления — получение правильного познания окружающего мира и нахождение истины. При аутистическом мышлении ход и содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям, чувству удовольствия. Следствием является нечувствительность к противоречиям и ошибкам, нарушение процесса обобщения. Аутистическое мышление свойственно детям. У взрослых оно имеет место при сверхсильной мотивации или в состоянии аффекта.
Учителю важно уметь управлять своими эмоциями, так как при аффекте не только теряется контроль над своими действиями, но и изменяется мышление, что может стать причиной принятия неадекватных педагогических решений.
Результаты, получаемые в процессе мышления, характеризуются различной степенью новизны. В зависимости от этого выделяют репродуктивное и творческое мышление. Существует подход, при
котором критерием творческого мышления считается создание человеком новых продуктов, обладающих общественной значимостью (объективная новизна). Если с этим согласиться, то подавляющая часть людей окажется в группе «нетворческих». Более правомерно рассматривать новизну результата по отношению к самому мыслящему человеку (субъективная новизна). Но и этот критерий не отражает всех аспектов творческого мышления, так как не касается особенностей процесса мышления. При репродуктивном мышлении человек использует заданные цели, шаблонные схемы и стереотипные способы решения.
O.K. Тихомиров и Э.Д. Телегина показали, что спецификой творческого мышления является самостоятельное формирование личностью по ходу мыслительной деятельности новых целей, гипотез, планов, оценок и других новообразований. Под их влиянием исходная цель, сформулированная в вопросе, многократно преобразуется в соответствии с результатами анализа условий задачи. Поиск идет в различных направлениях. Такое мышление именуется дивергентным, в противоположность конвергентному, когда человек ограничивается одним вариантом решения. Дж. Гилфорд, П. Торренс считали способность к дивергентному мышлению одной из главных
характеристик творческого мышления. Д.Б. Богоявленская особенность творческого мышления видит в проявлении интеллектуальной инициативы, выходе за пределы заданного. Процессуальные особенности творческого мышления делают его результаты индивидуальными и оригинальными.
Основная трудность, которая препятствует творческому мышлению, заключается в том, что люди слишком полагаются на имеющиеся у них знания и ориентируются на очевидные, лежащие на поверхности свойства вещей. У них формируется фиксированная направленность на предметы и их свойства, которая не позволяет представить предмет в новых, непривычных связях с другими предметами. Часто люди сами создают себе ограничения или психологические барьеры, препятствующие творческому мышлению. Успех же в творческом мышлении сопутствует тем, кто умеет устанавливать связи между наличной ситуацией и своим прошлым опытом, но связи не очевидные, а скрытые, часто не имеющие на первый взгляд ничего общего с решаемой проблемой, кто умеет преодолевать фиксированную направленность и психологические барьеры.
В экспериментах Я.А. Пономарева многие испытуемые не могли решить задачу: «обвести четыре точки (вершины несуществующего квадрата) тремя прямыми линиями, не отрывая руки». Прошлый опыт создавал у них установку (психологический барьер), что действовать можно только внутри предполагаемого квадрата. Это не позволяло им найти правильное решение, которое состояло в том,
чтобы выйти за его пределы.
Творчество проявляется в мышлении не только в процессе решения задач, но и в процессе их постановки, в умении видеть в окружающей действительности проблемы, вопросы, цели, требующие решения и достижения. Увидеть и сформулировать проблему часто бывает труднее, чем ее решить. Чтобы осознать педагогические проблемы, требуется профессиональная зоркость, наблюдательность, анализ действий и поступков учащихся и своих собственных, педагогическая рефлексия.
Новые идеи и результаты, получаемые в процессе творческого мышления, не всегда адекватно оцениваются другими людьми, нередко вызывая у них недоверие и протест. Новые направления в
литературе, живописи, музыке, новые научные подходы зачастую не признаются сразу даже специалистами. Человек и сам часто проявляет чрезмерную критичность в отношении своего мышления, отвергая результаты, которые ему кажутся слишком смелыми или необычными.
В школьном обучении тоже наблюдаются сходные процессы. Если ученик находит новое, необычное решение задачи или высказывает нетривиальные, отличающиеся от обычных представлений мысли, это не всегда находит понимание учителя, вызывает насмешки детей. В такой атмосфере учащиеся постепенно привыкают мыслить «как все», и репродуктивное мышление становится преобладающим видом их мыслительной деятельности.
Развитие творческого мышления учащихся зависит от того, какие возможности для этого создает окружающая среда: общество в целом, семья, школа. Формированию репродуктивного мышления способствует сдерживание самостоятельности учащихся, требование от них единообразия в мыслях и действиях, установка на овладение типовыми способами решения задач, поощрение шаблонных ответов. Создание благоприятных условий для формирования творческого мышления предполагает преодоление подобных тенденций.
В мышлении каждого человека заметно преобладание определенных видов мышления. Этим определяется индивидуальный стиль мышления — характерная для конкретной личности система способов решения задач в типичных для него условиях. Стихийно или сознательно человек выбирает те виды деятельности, в которых он посредством своего мышления может достигать более высоких результатов. Одна из важных задач обучения состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать собственный стиль мышления, наиболее соответствующий их индивидуальным особенностям.
В настоящее время происходит усложнение многих видов деятельности, их интеллектуализация. В полной мере это относится и к педагогической деятельности. Отношения между учителем и учащимися сегодня строятся не на основе власти и подчинения, а на основе продуктивного взаимодействия. Каждое педагогическое требование, каждая педагогическая оценка должны быть продуманными и обоснованными: это повышает требования к педагогическому мышлению учителя, к его умению разрешать сложные педагогические ситуации, которые характеризуются изменчивостью, неожиданностью и динамичностью и, следовательно, предъявляют повышенные требования к педагогическому творчеству. Мышление учителя направлено на поиск причин затруднений в его работе и способов их устранения. Эффективное разрешение педагогических проблем определяется тем, в какой степени учитель способен к анализу условий, пониманию природы педагогической ситуации и сущности возникающих в ней противоречий. Таким образом, формирование педагогического мышления — одна из главных задач педагогического образования, одно из важных условий повышения профессиональной компетентности учителя.
типов мышления | COS 133 Колледж Ориентация и стратегии успеха |
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Понимать, что существуют разные типы мышления.
- Определите, как каждый тип мышления способствует обучению.
Существуют различные типы мыслительных навыков, и каждый из них требует от нас выполнения разных действий при их применении. В 1950-х годах Бенджамин Блум разработал классификацию навыков мышления, известную как таксономия Блума, которая полезна и сегодня.
Блум перечисляет шесть типов навыков мышления, ранжированных в порядке сложности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. «Типы навыков мышления» описывает каждый навык и то, что связано с этим типом мышления.Все эти мыслительные навыки важны для колледжа, работы и повседневной жизни.
Типы навыков мышления
Навык мышления | Что это включает в себя |
---|---|
1. Запоминание и припоминание | Извлечение или повторение информации или идей из памяти. Это первый и самый базовый навык мышления, который вы развиваете (начиная с раннего возраста с изучения цифр, букв и цветов). |
2. Понимание | Интерпретация, построение значения, вывод или объяснение материала из письменных, устных или графических источников. Чтение является наиболее распространенным навыком понимания; эти навыки развиваются, начиная с раннего образования. |
3. Подача заявления | Использование изученного материала или применение материала в новых ситуациях. Этот навык обычно используется, начиная со средней школы (в некоторых случаях раньше). |
4. Анализ | Разбивка материала или концепций на ключевые элементы и определение того, как части соотносятся друг с другом или с общей структурой или целью. Умственные действия, включенные в этот навык, включают изучение, противопоставление или дифференциацию, разделение, категоризацию, экспериментирование и вывод. Скорее всего, вы начали развивать этот навык в старшей школе (особенно на курсах естественных наук) и будете продолжать практиковать его в колледже. |
5. Оценка | Оценка, вынесение суждений и выводов на основе идей, информации или данных. Критика ценности и полезности материала. Этот навык охватывает большую часть того, что обычно называют критическим мышлением; этот навык будет часто применяться во время обучения в колледже и после него. Критическое мышление является первой темой этой главы. |
6. Создание | Соединение частей или реорганизация их новым способом, формой или продуктом. Этот процесс является самой сложной психической функцией. Этот навык поможет вам выделиться в колледже и пользуется большим спросом на рынке труда. Креативное мышление — вторая тема этой главы. |
Думайте о своем мышлении. Используете ли вы все шесть мыслительных навыков? Подумайте о своей школьной работе за последние три недели и определите конкретные примеры, в которых вы использовали каждый из мыслительных навыков. Используйте колонку комментариев, чтобы писать заметки о навыках, определяя навыки , которые являются для вас второй натурой, и те, которые вы хотели бы развивать дальше.
Набор навыков | Как вы использовали его за последние три недели | Комментарии |
---|---|---|
Запоминание и припоминание |
| |
Понимание |
| |
Подача заявления |
| |
Анализ |
| |
Оценка |
| |
Создание |
|
Посмотрите на списки вещей, которые вы действительно сделали в каждом случае.
Обратите внимание, что есть определенные глаголы, которые относятся к каждому набору навыков. Когда вы увидите эти глаголы в качестве подсказки в задании или на экзамене, вы поймете, какого типа мышления ожидает от вас преподаватель. В таблице «Глаголы мышления» перечислены некоторые из наиболее распространенных глаголов, связанных с каждым навыком.Глаголы мышления
Набор навыков | Глаголы |
---|---|
Запоминание и припоминание | Закладка, подсчет, описание, рисование, перечисление, поиск, поиск в Google, идентификация, маркировка, список, сопоставление, имя, цитата, отзыв, декламация, поиск, выбор, последовательность, рассказ, запись |
Понимание | Блог, сделать вывод, описать, обсудить, объяснить, обобщить, определить, проиллюстрировать, интерпретировать, перефразировать, предсказать, сообщить, переформулировать, просмотреть, обобщить, рассказать, твитнуть |
Подача заявления | Применить, сформулировать, изменить, наметить, выбрать, собрать, вычислить, контролировать, продемонстрировать, определить, сделать, загрузить, инсценировать, имитировать, внедрить, взять интервью, установить (как в программном обеспечении), участвовать, подготовить, произвести, предоставить, сообщить, ролевая игра, запустить (программное обеспечение), выбрать, поделиться, показать, решить, передать, использовать |
Анализ | Анализировать, разбивать, характеризовать, классифицировать, сравнивать, противопоставлять, обсуждать, делать выводы, составлять схемы, различать, различать, различать, исследовать, делать выводы, связывать, обрисовывать в общих чертах, соотносить, исследовать, реконструировать, разделять, подразделять, помечать |
Оценка | Оценивать, спорить, оценивать, бета-тестировать, выбирать, сотрудничать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, критиковать, критиковать, решать, защищать, «друг/не дружить», оценивать, судить, оправдывать, объединять, публиковать, прогнозировать, расставлять приоритеты, доказать, ранжировать, оценить, просмотреть, выбрать, поддержать |
Создание | Адаптировать, анимировать, вести блог, комбинировать, составлять, строить, создавать, проектировать, разрабатывать, изобретать, снимать, формулировать, интегрировать, изобретать, создавать, моделировать, изменять, организовывать, выполнять, планировать, подкаст, производить, программировать, предлагать, перестраивать , ремикс, пересмотреть, переписать, структура |
В то время как творческое мышление поможет вам найти возможные решения проблем и новые идеи, критическое мышление поможет вам решить, какие из этих идей наиболее ценны и заслуживают реализации.
Лицензии и ссылки
Лицензионный контент CC, оригинал
- Пересмотр и адаптация. Предоставлено : Общественный колледж Монро. Расположен по адресу : https://www.monroecc.edu/. Проект : Ориентация в колледже и успех. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike . Условия лицензии : Monroe вносит свою доработку и адаптацию под той же лицензией, что и исходное произведение.
- Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Bloomu2019. Авторы : Лорин Андерсон и Дэвид Кротвол.Л. В. Андерсон и Дэвид Р. Кратвол, ред. Предоставлено : Allyn & Bacon. Лицензия : Все права защищены
Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
- Успех в колледже. Автор : аноним. Расположен по адресу : https://2012books.lardbucket.org/. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
Учебные и жизненные навыки: классификация — навык мышления
«Одним из основных различий в успеваемости одаренных детей и других учащихся является репертуар стратегий, которые одаренные дети разрабатывают и используют надлежащим образом. Многие ученики никогда не разработают спонтанно стратегию для более эффективного выполнения задачи, но они могут изучить и использовать стратегию, которой их учат». Туэль, Ф.С. и Баллард, Р.К. 1993. Развитие мышления высшего порядка в предметных областях K-12
Я призываю родителей активно обучать своих детей этим стратегиям путем непосредственного обучения навыкам рассуждения высшего порядка. В следующих нескольких колонках мы рассмотрим некоторые из основных мыслительных навыков, которые считаются предикторами успеха в школе, — важные навыки и стратегии для воспитания более вдумчивых детей.
В этой статье мы начнем с навыка классификации.И OLSAT (тест школьных способностей Отиса-Леннона), и CogAT (тест когнитивных способностей) состоят из подразделов, в которых оцениваются способности учащихся к классификации. Оба содержат подразделы, в которых оценивается классификация с использованием форм (изобразительная классификация) и слов (словесная классификация). OLSAT также включает подраздел под названием «Классификация изображений». Эти оценки широко используются для измерения когнитивных способностей, которые считаются важными строительными блоками обучения и предсказывают успехи в школе. Учащиеся, демонстрирующие высокий уровень владения этими навыками, получают доступ к программам для одаренных и талантливых, благодаря которым у них будет возможность расширить свое использование. Учащиеся, демонстрирующие низкий уровень владения этими навыками, часто будут определены как нуждающиеся во вмешательстве.
Классификация является одним из навыков, необходимых для получения и упорядочивания информации для понимания.
Большинство из нас помнит несколько систем классификации со школьных лет, например, в биологии – классификация организмов и в математике – классификации или классы действительных чисел. Дети имеют возможность работать с системами классификации с самого раннего возраста. Примеры систем классификации, общих для раннего детства и начальной школы: цвет, размер и форма.
Родители могут развивать и укреплять способности своего ребенка к классификации в любом возрасте. Вот несколько советов для вас:
При работе с классификациями потребуйте более высокого уровня мышления, попросив вашего ребенка не только определить форму и группу фигур, к которой она принадлежит, но и объяснить специфические признаки этой формы. группа, в которую классифицируется эта форма, и характеристики группы, которая делает предметы, изображения или слова похожими. Если вы внимательно прислушаетесь, вы услышите, как ваши дети делают свои собственные классификации. Некоторые из них будут правильными, а другие — ошибочными — часто потому, что ребенок не учел все атрибуты. Когда вы слышите, что такая умственная работа проделывается, прежде всего – признайте, признайте и похвалите ее. Правильно ли понимает ребенок, не так важно, как тот факт, что он «думает» и пытается организовать свое понимание своего мира. Это начало ее школьных успехов. Аплодируем!
После аплодисментов обсудите с ней, чем похожи предметы или вещи, которые она классифицирует, и чем они отличаются. Приведите примеры похожих, но не «совпадающих» предметов и помогите ей определить атрибуты этих предметов, чтобы определить «соответствие». Превратите это в игру и попросите ее проверить вас, придумав свои собственные тестовые задания, которые могут подойти или не подойти классу.
Например, работая с ребенком над классификацией фигур, спросите у ребенка, показывая прямоугольную фигуру – в чем ее сходство с набором квадратов; в чем его отличия? Или, другими словами: что делает их одинаковыми и в чем они различаются? Затем помогите ребенку определить, по какому признаку прямоугольник будет «соответствовать» квадратам, если вообще будет. Подсчитав стороны и измерив стороны, дети могут помочь понять для себя, что делает квадрат квадратом, и как квадрат может быть прямоугольником, но прямоугольник не может быть классифицирован как квадрат. Этот тип обучения гораздо интереснее, чем более распространенные методы, которые дают определение квадрата, а затем требуют, чтобы ребенок запомнил это определение, не имея возможности открыть его для себя.
Используя набор блоков атрибутов, различные измерения, на которых основывается классификация, могут расширяться в геометрической прогрессии. Блоки атрибутов позволяют создавать наборы на основе различий в размере, форме, цвете и толщине. Родители должны учить как можно больше словарного запаса характеристик и делать это постепенно – толще, толще, тоньше, тоньше, названия цветов, названия форм, расширяя синонимы и более продвинутый словарный запас по мере того, как больше времени тратится на занятие.
Родители, приложив немного усилий, могут расширить словарный запас своих детей, просто играя с синонимами. Ребенка можно научить тому, что есть несколько слов, называемых синонимами, которые можно использовать вместо слова «квадрат»: четырехгранный, прямоугольный, прямоугольный, четырехугольный, четырехугольный. Или те, что описывают толщину: широкая, толстая, широкая. И, возможно, вы захотите расширить их словарный запас некоторыми синонимами слова «красный» — румяный, румяный. Затем подумайте, как использовать антонимы, чтобы не было скучно! И, пока вы это делаете, познакомьтесь с основами измерения, взяв линейку, чтобы измерить стороны этого квадрата, прямоугольника и треугольника.
Наконец, научите ребенка мыслительному словарю вместе с навыком.