Классификация мышления: Классификация типов мышления

Виды мышления — презентация онлайн

Похожие презентации:

Виды мышления

Сущность и виды мышления

Мышление. Виды мышления

Виды мышления

Мышление

Мышление. Виды мышления

Мышление. Основные функции мышления

Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Мышление. Функции мышления

Мышление. Исследование мышления

1. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

генезис
развития
функции
мышления
и т.д
В психологии
принята и
распространена
следующая
несколько условная
классификация
видов мышления по
таким различным
основаниям, как:
средства
мышления
степени
новизны и
оригиналь
ности
характер
решаемых
задач
степень
развернут
ости

3. По генезису развития различают мышление:

ПО ГЕНЕЗИСУ РАЗВИТИЯ
РАЗЛИЧАЮТ МЫШЛЕНИЕ:
нагляднодейственное
словесно-логическое;
нагляднообразное
абстрактнологическое

4.

Наглядно-действенное мышление НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Вид мышления, опирающийся на
непосредственное восприятие предметов в
процессе действий с ними. Это мышление
есть наиболее элементарный вид мышления,
возникающий в практической деятельности и
являющийся основой для формирования более
сложных видов мышления.

5. Наглядно-образное мышление 

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Вид мышления,
характеризующийся опорой на
представления и образы. При
наглядно-образном мышлении
ситуация преобразуется в плане
образа или представления

6. Словесно-логическое мышление 

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Вид мышления, осуществляемый при помощи логических
операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении,
оперируя логическими понятиями, субъект может
познавать существенные закономерности и
ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности

7.      Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление 

АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ
(ОТВЛЕЧЕННОЕ) МЫШЛЕНИЕ
вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и
связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
теоретическое
По характеру
решаемых
задач различают
мышление:
практическое
Теоретическое мышление мышление на основе
теоретических рассуждений и
умозаключений
Практическое мышление — мышление
на основе суждений и умозаключений,
основанных на решении практических
задач.
По степени
развернутости различают
мышление
дискурсивное
мышление, опосредованное логикой
рассуждений, а не восприятия.
Аналитическое мышление развернуто
во времени, имеет четко выраженные
этапы, представлено в сознании самого
мыслящего человека
интуитивное
мышление на основе
непосредственных чувственных
восприятий и непосредственного
отражения воздействий предметов и
явлений объективного мира

English     Русский Правила

Виды и операции мышления | Студент-Сервис

Мышление включено практически во все виды деятельности человека: трудовую, учебную, игровую, художественную, спортивную и др. Система факторов, опосредствующих мышление, сложна и многообразна. Соответственно существует сложная классификация видов мышления по разным основаниям с учетом его связей с чувственным отражением, речью, прошлым опытом. Мышление не дано человеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных.

По стадиям развития в онтогенезе выделяются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность заключается в тесной связи с чувственным
отражением действительности. Оно может иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия. Решение задачи происходит на основе реального преобразования ситуации или предмета. Например, ребенок хочет сложить самолет из нескольких элементов. Сделать это сразу, опираясь на восприятие, он не может. У него нет представления о последовательности необходимых для этого действий. Перед ним возникает задача. Чтобы ее решить, он рассматривает части самолета, сопоставляет их между собой, складывает в различных сочетаниях, т.е. раскрывает свойства  объекта посредством своих действий с ним. Мыслительные действия анализа, синтеза, сравнения и другие осуществляются как практические действия, опирающиеся на зрительное восприятие ситуации.

Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохраняется как специфический вид мышления в течение всей жизни человека. Когда возникает задача починить какой-либо прибор или что-то сконструировать, человек прибегает к наглядно-действенному мышлению. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к его развитию, в частности многие рабочие специальности.

Мышление может опираться не только на реальную ситуацию или реальный объект, представленный в восприятии, но и на образ данного предмета. На такой основе у ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление. Генетически это вторая, более сложная ступень мышления. Ребенок уже способен представлять мир в образах, относительно независимых от действий. В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего психического образа объекта. Поиск неизвестного осуществляется через выявление скрытых свойств, связей и возможных преобразований элементов образа объекта. Теперь, чтобы сложить самолет из отдельных частей, ребенку не обязательно манипулировать с ними. Он может сделать это, рассматривая рисунок конечной фазы или опираясь на динамическую картину последовательных преобразований своих представлений о желаемой цели. Наглядно-образное мышление также развивается и функционирует в течение всей жизни человека. У взрослых людей его структура и содержание усложняются. Оно может опираться не только на первичные представления, но и на обобщенные образы. В архитектуре, дизайне, живописи, графике и других подобных видах профессиональной деятельности наглядно-образное мышление занимает существенное место.

На третьей стадии происходит еще более глубокий отрыв мышления от реального объекта. Человек начинает оперировать понтиями и логическими конструкциями, функционирующими на базе языка. У него формируется словесно-логическое мышление — высший этап развития мыслительной деятельности. Человек овладевает основными логическими операциями мышления, которые становятся его внутренними мыслительными операциями. К ним относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Анализ — процесс разделения предмета на составные части и изучение его отдельных частей, рассмотрение  объекта с различных сторон. Синтез — процесс соединения различных элементов, сторон в единое целое с целью изучения их связей и получения новых знаний о предмете. Сравнение — выявление сходства и различий между предметами. Сравнение позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связи и отношения. Обобщение — объединение предметов по какому-либо признаку. Обобщение по существенным признакам лежит в основе формирования понятий. Абстрагирование — вычленение
какого-либо признака в объекте и отвлечение от остальных, несущественных. Конкретизация — применение общего признака к конкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретных вещах.

Операции мышления являются взаимозависимыми, обладают свойствами обратимости и дополнительности. Каждая из парных мыслительных операций имеет смысл только во взаимосвязи с другой: анализ с синтезом, сравнение с обобщением, абстрагирование с конкретизацией. Так, анализ неразрывно связан с синтезом. Человек сначала разделяет объект на части, а затем объединяет их, но уже в других сочетаниях, в результате чего формируется новое знание об объекте.

На этой стадии человек начинает мыслить в соответствии с логическими правилами, используя понятия, суждения и умозаключения, что дает ему возможность систематизировать знания и управлять своей мыслительной деятельностью. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

Формирование каждой новой генетической стадии мышления не сменяет прежние, а приприсоединяется к ним. В интеллектуальной жизни взрослого человека сохраняется взаимодействие всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление взрослого существенно отличается от аналогичных видов у ребенка, так как опирается на систему знаний об объекте и на способы логического анализа ситуации. В свою очередь словесно-логическое мышление обогащается использованием образов конкретных объектов, что делает его более живым, ярким, индивидуальным. У каждого человека один из видов мышления может преобладать, что связано обычно с его профессиональной деятельностью или сферой интересов.

Посредством мышления человек решает различного рода задачи — теоретические и практические. Соответственно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление направлено на познание законов объективной реальности. Решение теоретических задач не предполагает быстрой реализации их результатов на практике. Ученый может в течение долгого времени разрабатывать определенную проблему, сравнивать различные точки зрения, ставить эксперименты, проверять гипотезы.

Практическое мышление направлено на решение задач, непосредственно вплетенных в практическую деятельность руководителя производства, менеджера, врача, учителя, представителей многих других профессий. Его особенности описал Б.М. Теплов. Они обусловлены тем, что практическое мышление почти всегда осуществляется в условиях дефицита времени. Соответственно повышаются требования к интуиции субъекта. Поскольку времени на размышления часто бывает недостаточно, важно уметь быстро разобраться в ситуации, найти верное решение и претворить его в реальность. Здесь часто происходит столкновение с интересами и действиями других людей (как, например, в ситуации боевых действий или в шахматной игре). Быстрый переход решений в действия, необходимость преодолевать препятствия повышают требования к воле и стрессоустойчивости человека. То, в какой мере человеку присущи эти качества, определяет его способности к теоретическому или практическому мышлению.

Профессия учителя требует сформированности как теоретического, так и практического мышления. Теоретическое мышление важно для интерпретации педагогических явлений, прогнозирования результатов педагогической деятельности, планирования урока, отбора и подачи изучаемого материала. Практическое мышление является необходимым условием разрешения педагогических ситуаций, в том числе конфликтов, достаточно часто возникающих в ходе учебного процесса.

По степени развернутости и осознанности процесса решения задачи выделяют рациональное (аналитическое) и интуитивное мышление. Первое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании. Интуитивное мышление основано на решении без логического ана­лиза ситуации и без осознания пути нахождения решения. Человек с развитым интуитивным мышлением может принимать решения при неполной информации.

В процесс мышления всегда включены эмоции, но они могут выполнять в нем различные функции. По этому критерию выделяют реалистическое и аутистическое мышление. Цель реалистического мышления — получение правильного познания окружающего мира и нахождение истины. При аутистическом мышлении ход и содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям, чувству удовольствия. Следствием является нечувствительность к противоречиям и ошибкам, нарушение процесса обобщения. Аутистическое мышление свойственно детям. У взрослых оно имеет место при сверхсильной мотивации или в состоянии аффекта.

Учителю важно уметь управлять своими эмоциями, так как при аффекте не только теряется контроль над своими действиями, но и изменяется мышление, что может стать причиной принятия неадекватных педагогических решений.

Результаты, получаемые в процессе мышления, характеризуются различной степенью новизны. В зависимости от этого выделяют репродуктивное и творческое мышление. Существует подход, при
котором критерием творческого мышления считается создание человеком новых продуктов, обладающих общественной значимостью (объективная новизна). Если с этим согласиться, то подавляющая часть людей окажется в группе «нетворческих». Более правомерно рассматривать новизну результата по отношению к самому мыслящему человеку (субъективная новизна). Но и этот критерий не отражает всех аспектов творческого мышления, так как не касает­ся особенностей процесса мышления. При репродуктивном мышлении человек использует заданные цели, шаблонные схемы и стереотипные способы решения.

O.K. Тихомиров и Э.Д. Телегина показали, что спецификой творческого мышления является самостоятельное формирование личностью по ходу мыслительной деятельности новых целей, гипотез, планов, оценок и других новообразований. Под их влиянием исходная цель, сформулированная в вопросе, многократно преобразуется в соответствии с результатами анализа условий задачи. Поиск идет в различных направлениях. Такое мышление именуется дивергентным, в противоположность конвергентному, когда человек ограничивается одним вариантом решения. Дж. Гилфорд, П. Торренс считали способность к дивергентному мышлению одной из главных
характеристик творческого мышления. Д.Б. Богоявленская особенность творческого мышления видит в проявлении интеллектуальной инициативы, выходе за пределы заданного. Процессуальные особенности творческого мышления делают его результаты индивидуальными и оригинальными.

Основная трудность, которая препятствует творческому мышлению, заключается в том, что люди слишком полагаются на имеющиеся у них знания и ориентируются на очевидные, лежащие на поверхности свойства вещей. У них формируется фиксированная направленность на предметы и их свойства, которая не позволяет представить предмет в новых, непривычных связях с другими предметами. Часто люди сами создают себе ограничения или психологические барьеры, препятствующие творческому мышлению. Успех же в творческом мышлении сопутствует тем, кто умеет устанавливать связи между наличной ситуацией и своим прошлым опытом, но связи не очевидные, а скрытые, часто не имеющие на первый взгляд ничего общего с решаемой проблемой, кто умеет преодолевать фиксированную направленность и психологические барьеры.

В экспериментах Я.А. Пономарева многие испытуемые не могли решить задачу: «обвести четыре точки (вершины несуществующего квадрата) тремя прямыми линиями, не отрывая руки». Прошлый опыт создавал у них установку (психологический барьер), что действовать можно только внутри предполагаемого квадрата. Это не позволяло им найти правильное решение, которое состояло в том,
чтобы выйти за его пределы.

Творчество проявляется в мышлении не только в процессе решения задач, но и в процессе их постановки, в умении видеть в окружающей действительности проблемы, вопросы, цели, требующие решения и достижения. Увидеть и сформулировать проблему часто бывает труднее, чем ее решить. Чтобы осознать педагогические проблемы, требуется профессиональная зоркость, наблюдательность, анализ действий и поступков учащихся и своих собственных, педагогическая рефлексия.

Новые идеи и результаты, получаемые в процессе творческого мышления, не всегда адекватно оцениваются другими людьми, нередко вызывая у них недоверие и протест. Новые направления в
литературе, живописи, музыке, новые научные подходы зачастую не признаются сразу даже специалистами. Человек и сам часто проявляет чрезмерную критичность в отношении своего мышления, отвергая результаты, которые ему кажутся слишком смелыми или необычными.

В школьном обучении тоже наблюдаются сходные процессы. Если ученик находит новое, необычное решение задачи или высказывает нетривиальные, отличающиеся от обычных представлений мысли, это не всегда находит понимание учителя, вызывает насмешки детей. В такой атмосфере учащиеся постепенно привыкают мыслить «как все», и репродуктивное мышление становится преобладающим видом их мыслительной деятельности.

Развитие творческого мышления учащихся зависит от того, какие возможности для этого создает окружающая среда: общество в целом, семья, школа. Формированию репродуктивного мышления способствует сдерживание самостоятельности учащихся, требование от них единообразия в мыслях и действиях, установка на овладение типовыми способами решения задач, поощрение шаблонных ответов. Создание благоприятных условий для формирования творческого мышления предполагает преодоление подобных тенденций.

В мышлении каждого человека заметно преобладание определенных видов мышления. Этим определяется индивидуальный стиль мышления — характерная для конкретной личности система способов решения задач в типичных для него условиях. Стихийно или сознательно человек выбирает те виды деятельности, в которых он посредством своего мышления может достигать более высоких результатов. Одна из важных задач обучения состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать собственный стиль мышления, наиболее соответствующий их индивидуальным особенностям.

В настоящее время происходит усложнение многих видов деятельности, их интеллектуализация. В полной мере это относится и к педагогической деятельности. Отношения между учителем и учащимися сегодня строятся не на основе власти и подчинения, а на основе продуктивного взаимодействия. Каждое педагогическое требование, каждая педагогическая оценка должны быть продуманными и обоснованными: это повышает требования к педагогическому мышлению учителя, к его умению разрешать сложные педагогические ситуации, которые характеризуются изменчивостью, неожиданностью и динамичностью и, следовательно, предъявляют повышенные требования к педагогическому творчеству. Мышление учителя направлено на поиск причин затруднений в его работе и способов их устранения. Эффективное разрешение педагогических проблем определяется тем, в какой степени учитель способен к анализу условий, пониманию природы педагогической ситуации и сущности возникающих в ней противоречий. Таким образом, формирование педагогического мышления — одна из главных задач педагогического образования, одно из важных условий повышения профессиональной компетентности учителя.

типов мышления | COS 133 Колледж Ориентация и стратегии успеха |

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Понимать, что существуют разные типы мышления.
  • Определите, как каждый тип мышления способствует обучению.

Существуют различные типы мыслительных навыков, и каждый из них требует от нас выполнения разных действий при их применении. В 1950-х годах Бенджамин Блум разработал классификацию навыков мышления, известную как таксономия Блума, которая полезна и сегодня.

Блум перечисляет шесть типов навыков мышления, ранжированных в порядке сложности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. «Типы навыков мышления» описывает каждый навык и то, что связано с этим типом мышления.

Все эти мыслительные навыки важны для колледжа, работы и повседневной жизни.

Типы навыков мышления

Навык мышления Что это включает в себя
1. Запоминание и припоминание Извлечение или повторение информации или идей из памяти. Это первый и самый базовый навык мышления, который вы развиваете (начиная с раннего возраста с изучения цифр, букв и цветов).
2. Понимание Интерпретация, построение значения, вывод или объяснение материала из письменных, устных или графических источников. Чтение является наиболее распространенным навыком понимания; эти навыки развиваются, начиная с раннего образования.
3. Подача заявления Использование изученного материала или применение материала в новых ситуациях. Этот навык обычно используется, начиная со средней школы (в некоторых случаях раньше).
4. Анализ Разбивка материала или концепций на ключевые элементы и определение того, как части соотносятся друг с другом или с общей структурой или целью. Умственные действия, включенные в этот навык, включают изучение, противопоставление или дифференциацию, разделение, категоризацию, экспериментирование и вывод. Скорее всего, вы начали развивать этот навык в старшей школе (особенно на курсах естественных наук) и будете продолжать практиковать его в колледже.
5. Оценка Оценка, вынесение суждений и выводов на основе идей, информации или данных. Критика ценности и полезности материала. Этот навык охватывает большую часть того, что обычно называют критическим мышлением; этот навык будет часто применяться во время обучения в колледже и после него. Критическое мышление является первой темой этой главы.
6. Создание Соединение частей или реорганизация их новым способом, формой или продуктом. Этот процесс является самой сложной психической функцией. Этот навык поможет вам выделиться в колледже и пользуется большим спросом на рынке труда. Креативное мышление — вторая тема этой главы.

Думайте о своем мышлении. Используете ли вы все шесть мыслительных навыков? Подумайте о своей школьной работе за последние три недели и определите конкретные примеры, в которых вы использовали каждый из мыслительных навыков. Используйте колонку комментариев, чтобы писать заметки о навыках, определяя навыки , которые являются для вас второй натурой, и те, которые вы хотели бы развивать дальше.

Набор навыков Как вы использовали его за последние три недели Комментарии
Запоминание и припоминание

 

Понимание

 

Подача заявления

 

Анализ

 

Оценка

 

Создание

 

Посмотрите на списки вещей, которые вы действительно сделали в каждом случае.

Обратите внимание, что есть определенные глаголы, которые относятся к каждому набору навыков. Когда вы увидите эти глаголы в качестве подсказки в задании или на экзамене, вы поймете, какого типа мышления ожидает от вас преподаватель. В таблице «Глаголы мышления» перечислены некоторые из наиболее распространенных глаголов, связанных с каждым навыком.

Глаголы мышления

Набор навыков Глаголы
Запоминание и припоминание Закладка, подсчет, описание, рисование, перечисление, поиск, поиск в Google, идентификация, маркировка, список, сопоставление, имя, цитата, отзыв, декламация, поиск, выбор, последовательность, рассказ, запись
Понимание Блог, сделать вывод, описать, обсудить, объяснить, обобщить, определить, проиллюстрировать, интерпретировать, перефразировать, предсказать, сообщить, переформулировать, просмотреть, обобщить, рассказать, твитнуть
Подача заявления Применить, сформулировать, изменить, наметить, выбрать, собрать, вычислить, контролировать, продемонстрировать, определить, сделать, загрузить, инсценировать, имитировать, внедрить, взять интервью, установить (как в программном обеспечении), участвовать, подготовить, произвести, предоставить, сообщить, ролевая игра, запустить (программное обеспечение), выбрать, поделиться, показать, решить, передать, использовать
Анализ Анализировать, разбивать, характеризовать, классифицировать, сравнивать, противопоставлять, обсуждать, делать выводы, составлять схемы, различать, различать, различать, исследовать, делать выводы, связывать, обрисовывать в общих чертах, соотносить, исследовать, реконструировать, разделять, подразделять, помечать
Оценка Оценивать, спорить, оценивать, бета-тестировать, выбирать, сотрудничать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, критиковать, критиковать, решать, защищать, «друг/не дружить», оценивать, судить, оправдывать, объединять, публиковать, прогнозировать, расставлять приоритеты, доказать, ранжировать, оценить, просмотреть, выбрать, поддержать
Создание Адаптировать, анимировать, вести блог, комбинировать, составлять, строить, создавать, проектировать, разрабатывать, изобретать, снимать, формулировать, интегрировать, изобретать, создавать, моделировать, изменять, организовывать, выполнять, планировать, подкаст, производить, программировать, предлагать, перестраивать , ремикс, пересмотреть, переписать, структура

В то время как творческое мышление поможет вам найти возможные решения проблем и новые идеи, критическое мышление поможет вам решить, какие из этих идей наиболее ценны и заслуживают реализации.

Критическое мышление будет обсуждаться более подробно в следующем разделе.

Лицензии и ссылки

Лицензионный контент CC, оригинал
  • Пересмотр и адаптация. Предоставлено : Общественный колледж Монро. Расположен по адресу : https://www.monroecc.edu/. Проект : Ориентация в колледже и успех. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike . Условия лицензии : Monroe вносит свою доработку и адаптацию под той же лицензией, что и исходное произведение.
  • Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Bloomu2019. Авторы : Лорин Андерсон и Дэвид Кротвол.Л. В. Андерсон и Дэвид Р. Кратвол, ред. Предоставлено : Allyn & Bacon. Лицензия : Все права защищены
Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Успех в колледже. Автор : аноним. Расположен по адресу : https://2012books.lardbucket.org/. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike

Учебные и жизненные навыки: классификация — навык мышления

«Одним из основных различий в успеваемости одаренных детей и других учащихся является репертуар стратегий, которые одаренные дети разрабатывают и используют надлежащим образом. Многие ученики никогда не разработают спонтанно стратегию для более эффективного выполнения задачи, но они могут изучить и использовать стратегию, которой их учат». Туэль, Ф.С. и Баллард, Р.К. 1993. Развитие мышления высшего порядка в предметных областях K-12

Я призываю родителей активно обучать своих детей этим стратегиям путем непосредственного обучения навыкам рассуждения высшего порядка. В следующих нескольких колонках мы рассмотрим некоторые из основных мыслительных навыков, которые считаются предикторами успеха в школе, — важные навыки и стратегии для воспитания более вдумчивых детей.

В этой статье мы начнем с навыка классификации.

И OLSAT (тест школьных способностей Отиса-Леннона), и CogAT (тест когнитивных способностей) состоят из подразделов, в которых оцениваются способности учащихся к классификации. Оба содержат подразделы, в которых оценивается классификация с использованием форм (изобразительная классификация) и слов (словесная классификация). OLSAT также включает подраздел под названием «Классификация изображений». Эти оценки широко используются для измерения когнитивных способностей, которые считаются важными строительными блоками обучения и предсказывают успехи в школе. Учащиеся, демонстрирующие высокий уровень владения этими навыками, получают доступ к программам для одаренных и талантливых, благодаря которым у них будет возможность расширить свое использование. Учащиеся, демонстрирующие низкий уровень владения этими навыками, часто будут определены как нуждающиеся во вмешательстве.

Классификация является одним из навыков, необходимых для получения и упорядочивания информации для понимания.

Классификация определяется как систематическая группировка предметов по виду. Развитие способности классифицировать вещи, которые мы видим, испытываем и о которых узнаем, помогает нам понять и осмыслить наш мир. Эти навыки классификации также помогают нам организовать то, что мы знаем, способами, которые имеют для нас более глубокое личное значение или дают нам новое понимание.

Большинство из нас помнит несколько систем классификации со школьных лет, например, в биологии – классификация организмов и в математике – классификации или классы действительных чисел. Дети имеют возможность работать с системами классификации с самого раннего возраста. Примеры систем классификации, общих для раннего детства и начальной школы: цвет, размер и форма.

Родители могут развивать и укреплять способности своего ребенка к классификации в любом возрасте. Вот несколько советов для вас:

При работе с классификациями потребуйте более высокого уровня мышления, попросив вашего ребенка не только определить форму и группу фигур, к которой она принадлежит, но и объяснить специфические признаки этой формы. группа, в которую классифицируется эта форма, и характеристики группы, которая делает предметы, изображения или слова похожими. Если вы внимательно прислушаетесь, вы услышите, как ваши дети делают свои собственные классификации. Некоторые из них будут правильными, а другие — ошибочными — часто потому, что ребенок не учел все атрибуты. Когда вы слышите, что такая умственная работа проделывается, прежде всего – признайте, признайте и похвалите ее. Правильно ли понимает ребенок, не так важно, как тот факт, что он «думает» и пытается организовать свое понимание своего мира. Это начало ее школьных успехов. Аплодируем!

После аплодисментов обсудите с ней, чем похожи предметы или вещи, которые она классифицирует, и чем они отличаются. Приведите примеры похожих, но не «совпадающих» предметов и помогите ей определить атрибуты этих предметов, чтобы определить «соответствие». Превратите это в игру и попросите ее проверить вас, придумав свои собственные тестовые задания, которые могут подойти или не подойти классу.

Например, работая с ребенком над классификацией фигур, спросите у ребенка, показывая прямоугольную фигуру – в чем ее сходство с набором квадратов; в чем его отличия? Или, другими словами: что делает их одинаковыми и в чем они различаются? Затем помогите ребенку определить, по какому признаку прямоугольник будет «соответствовать» квадратам, если вообще будет. Подсчитав стороны и измерив стороны, дети могут помочь понять для себя, что делает квадрат квадратом, и как квадрат может быть прямоугольником, но прямоугольник не может быть классифицирован как квадрат. Этот тип обучения гораздо интереснее, чем более распространенные методы, которые дают определение квадрата, а затем требуют, чтобы ребенок запомнил это определение, не имея возможности открыть его для себя.

Используя набор блоков атрибутов, различные измерения, на которых основывается классификация, могут расширяться в геометрической прогрессии. Блоки атрибутов позволяют создавать наборы на основе различий в размере, форме, цвете и толщине. Родители должны учить как можно больше словарного запаса характеристик и делать это постепенно – толще, толще, тоньше, тоньше, названия цветов, названия форм, расширяя синонимы и более продвинутый словарный запас по мере того, как больше времени тратится на занятие.

Родители, приложив немного усилий, могут расширить словарный запас своих детей, просто играя с синонимами. Ребенка можно научить тому, что есть несколько слов, называемых синонимами, которые можно использовать вместо слова «квадрат»: четырехгранный, прямоугольный, прямоугольный, четырехугольный, четырехугольный. Или те, что описывают толщину: широкая, толстая, широкая. И, возможно, вы захотите расширить их словарный запас некоторыми синонимами слова «красный» — румяный, румяный. Затем подумайте, как использовать антонимы, чтобы не было скучно! И, пока вы это делаете, познакомьтесь с основами измерения, взяв линейку, чтобы измерить стороны этого квадрата, прямоугольника и треугольника.

Наконец, научите ребенка мыслительному словарю вместе с навыком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *