Виды мышления и критерии их классификации.
Важно понимать, что мышление — качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
1) генезису развития;
2) характеру решаемых задач;
3) степени развернутости;
4) степени новизны и оригинальности;
5) средствам мышления;
6) функциям мышления и т.д.
1. По генезису развития различают мышление:
наглядно-действенное;
наглядно-образное;
словесно-логическое;
абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
2. По характеру решаемых задач различают мышление:
теоретическое;
практическое.
Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Теоретическое мышление — это познание законов и правил. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
3. По степени развернутости различают мышление:
дискурсивное;
интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
4. По степени новизны и оригинальности
различают мышление:Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.
5. По средствам мышления различают мышление:
вербальное;
наглядное.
Наглядное мышление — мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
6. По функциям различают мышление:
критическое;
творческое.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Типологические классификации мышления
(по содержанию используемых средств)
наглядное вербальное
(по степени соответствия реальности)
реалистическое аутистическое
(также “эмоциональное”, по Майеру)
(по характеру протекания)
интуитивное аналитическое
(по характеру задач)
практическое теоретическое
(по степени новизны продукта мышления)
продуктивное репродуктивное
(по степени сознательного контроля и управления)
произвольное непроизвольное
Функциональные классификации мышления.
а) творческое — критическое
б) абстрактное и конкретное (Гольдштейн)
Генетические классификации мышления.
Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:
1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)
2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)
3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)
В психологии принято выделять три вида мышления:
1. Практическое мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности людей. Это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Характерными особенностями практического мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
2. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, вид мышления.
Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.
Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.
Мыслительные опреации очень разнообразны:
анализ,
синтез,
сравнение,
абстрагирование,
конкретизация,
обобщение,
классификация.
Что из этого списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекает в форме суждений и умозаключений:
1. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
2. Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит, раскрыть его сущность.
3. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.
Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.
Виды мышления в психологии
Почему-то люди часто жалуются на свою память или сетуют на недостаток внимания, но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Что такое мышление
- 1.1 Рождение мысли
- 1.2 Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление
- 2 Наглядно-действенное мышление
- 2.1 Ручное мышление детей
- 2.2 Наглядно-действенное мышление у взрослых
- 3 Наглядно-образное мышление
- 3.1 Роль образов в мыслительной деятельности
- 3.2 Специфика образного мышления
- 4 Абстрактно-логическое мышление
- 4.1 Инструменты логического мышления
- 4.2 Особенности абстрактно-логического мышления
- 4.3 Развитие абстрактно-логического мышления
- 5 Творческое мышление
Что такое мышление
Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного восприятия. Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.
Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.
Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.
- Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
- Вторая посылка: Иванов – студент.
- Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.
Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.
Рождение мысли
То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.
Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки — нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.
Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.
Интересно, что проходя по нейронным цепям головного мозга, импульс должен преодолевать определенные «препятствия» в местах соединения нервных волокон. Но каждый последующий сигнал по этому пути уже пройдет намного легче. То есть чем больше мы думаем, чем чаще заставляем мозг работать, тем легче становится процесс мышления.
Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.
Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление
В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.
- Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
- Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.
Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.
Известный физиолог И. П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:
- правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
- левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.
Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.
Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:
- наглядно-действенное;
- образное;
- абстрактно-логическое.
Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.
Наглядно-действенное мышление
Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.
Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.
Ручное мышление детей
Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:
- Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
- Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
- Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.
Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.
Наглядно-действенное мышление у взрослых
Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».
Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.
Наглядно-образное мышление
Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.
Роль образов в мыслительной деятельности
Наше мышление оперирует тремя видами образов.
- Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
- Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
- Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.
Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.
Специфика образного мышления
Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.
У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.
Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.
Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.
Абстрактно-логическое мышление
Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.
Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.
Инструменты логического мышления
Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» — слово, понятие, мысль.
Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.
Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.
Особенности абстрактно-логического мышления
Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.
А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.
Развитие абстрактно-логического мышления
Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.
Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.
И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.
Творческое мышление
Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это творческое мышление. Но о нем стоит поговорить отдельно.
виды, формы, описание и развитие Мышление его виды и свойства
Понятие и научное познание . Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.
Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.
Виды мышления.
Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.
Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)
Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)
Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.
Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным .
Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.
Пралогическое мышление — понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.
При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)
Вербально – логическое мышление – один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.
Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.
Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.
Также существует непроизвольное и произвольное мышление.
Возможности классификации.
(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, — по характеру выполняемых действий и операций, их языку.
Могут выделять таким образом:
по форме : наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;
по характеру решаемых задач : теоретическое – практическое;
по степени развернутости : дискурсивное – интуитивное
по степени новизны : репродуктивное – продуктивное.
Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить – значит производить операции с использованием формальной логики.
Взгляды на проблему. Определение понятия мышления
С точки зрения психологии
В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание,восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.
Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом мышлении — наглядно-образное и наглядно-действенное (1).
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.
Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное.
Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. При этом они только наблюдают за предметами своей деятельности, непосредственно их не касаясь.
Наглядно-действенное мышление — это вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» (2).
Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.
1. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. С. 275.
2. Теплов Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Издательство МГУ, 1981. С. 147.
Важно понимать, что мышление — качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
1) генезису развития;
2) характеру решаемых задач;
3) степени развернутости;
4) степени новизны и оригинальности;
5) средствам мышления;
6) функциям мышления и т. д.
1. По генезису развития различают мышление:
наглядно-действенное;
наглядно-образное;
словесно-логическое;
абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
2. По характеру решаемых задач различают мышление:
теоретическое;
практическое.
Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Теоретическое мышление — это познание законов и правил. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
3. По степени развернутости различают мышление:
дискурсивное;
интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:
Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.
5. По средствам мышления различают мышление:
вербальное;
наглядное.
Наглядное мышление — мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
6. По функциям различают мышление:
критическое;
творческое.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Типологические классификации мышления
наглядное вербальное
(по степени соответствия реальности)
реалистическое аутистическое
(также “эмоциональное”, по Майеру)
(по характеру протекания)
интуитивное аналитическое
(по характеру задач)
практическое теоретическое
(по степени новизны продукта мышления)
продуктивное репродуктивное
(по степени сознательного контроля и управления )
произвольное непроизвольное
Функциональные классификации мышления.
а) творческое — критическое
б) абстрактное и конкретное (Гольдштейн)
Генетические классификации мышления.
Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:
1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)
2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)
3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)
В психологии принято выделять три вида мышления :
Практическое,
Конкретно-образное (художественное)
Абстрактное (словесно-логическое)
1. Практическое мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности людей. Это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Характерными особенностями практического мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
2. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, вид мышления.
Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.
Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.
Мыслительные опреации очень разнообразны:
сравнение,
абстрагирование,
конкретизация,
обобщение,
классификация.
Что из этого списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекаетв форме суждений и умозаключений:
1. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
2. Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит, раскрыть его сущность.
3. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.
Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.
Большую часть времени мозг человека проводит над процессом переработки информации. Она поступает в него путем различных ощущений, мыслей, образов и переживаний. Эти условия характеризуют и формируют образ человеческого мышления.
Характерные черты, которыми личность наделяет те или иные явления напрямую зависят от особенностей восприятия. В свой черед, личностной апперцепции всех осязаемых процессов способствуют виды мышления, также имеющие свои определенные качества.
В психологии установились такие центральные виды мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
Подобное разделение основных видов обосновано генетическим принципом. Оно выражает последовательность формирования мыслительного процесса путем практики и взаимодействия индивида с окружающим миром.
Критериями каждого вида являются особые формы познания объекта через обстоятельства, а также конкретные способы восприятия и установления отношения ситуации к действительности.
Главные виды мышления в психологии, основные различия:
- наглядно-действенный – для конкретного мыслительного процесса характерно восприятие видимого, ощущаемого объекта. Начинает формироваться в соответствии с развитием практической деятельности человека, при непосредственном контакте с предметом.
- наглядно-образный – опирается на существующие представления и мысли. Развивается в дошкольном возрасте. В этот период снижается необходимость тактильного контакта с объектом. Однако в силу вступает потребность четкой оценки и иллюстративного осязания предмета. Так, этот тип мышления определяется наглядными образами, однако понятия о них еще не доступны.
- словесно-логический – выполняется в соотношении качества логических структур и их взаимодействия с понятиями. Оно предполагает поиск обоснованности ситуаций и явлений, их закономерных связей. Этот вид мышления является поздней фазой человеческого развития и формируется уже в школьном возрасте. Базируется на основе чувственного и практического опыта. Конкретный процесс дополняет другие виды мышления, оперирует чистыми понятиями лишая их образности.
Однако, все типы тождественны в одном – они охватывают процесс, исключительно необходимый при разрешении существующих задач.
Дополнительными типами мышления служат также:
- теоретический – разрабатывает концепции, отвечает за установление основных законов познания;
- практический – занимается выработкой плана действий, проверяет теоретическую базу;
- реалистический – нацеленность на внешний мир.
В психологии эти типы используются для разрешения задач, ориентируясь на характер самой проблемы.
Доказано. Материалами экспериментальных исследований в психологии установлено, что три типа вышеописанных видов мышления существуют у зрелого человека неотделимо друг от друга и действуют совместно при решении задач различного рода.
Индивидуальное сознание: характер личности
Интересно, что люди делятся на типы по характеру их мыслительных процессов. Так, существует интуитивный тип, в основе которого выражено господство эмоций над логическим сознанием. Здесь, правое полушарие мозга превалирует над левым. Рационализм же свойственен людям мыслительного типа. Тут условием оценки становится логичность выводов. Эти два типа не поддаются изменениям на протяжении жизни, иными словами – интуит не сможет стать логиком в полной мере, даже при развитии необходимых навыков.
В психологии отличия между интуитивным и аналитическим процессом мышления выделяют по трем признакам: временному, структурному и уровневому.
Аналитический тип:
Интуитивный тип:
- характерна скорость действия;
- наблюдается минимальная осознанность его участия.
В целом, нельзя найти более личностной вещи, чем мышление. Хотя в психологии принято выделять лишь основные виды, легко предположить, что их количество распространяется на каждый индивидуальный тип характера. Потому, например, путем новых исследований выдвигаются теории о личностных подтипах.
Вот примеры некоторых подтипов мышления:
- женский и мужской типы. Чаще всего для описания мышления в целом в психологии используется понятие именно мужского вида. Так происходит благодаря тому, что мужской разум имеет большую склонность к объективной оценке происходящего. В этом контексте, мужчин можно назвать логиками, в то время как женщинам отводится статус интуитивных личностей;
- негативизм и позитивизм. Негативная мыслительная деятельность насыщена отрицаниями и оперирует ими при любом удобном случае. Позитивизм же мало склонен к возражениям и критике;
- нестандартное мышление. Постоянный поиск. Ввиду чего, личность подверженная такому типу может казаться не определившейся по жизни. Однако подобному образу понимания действительности можно научиться методом решения специальных задач-загадок.
Виды мышления действуют сообща. Стоит отметить, что само мышление, как таковое, независимо от его типа имеет общие причины. Для того чтобы запустить мыслительный процесс важны мотивы и потребности личности. Также виды мышления могут определяться ее целями и интересами. То есть человеческое стремление к постоянному развитию интеллекта основным образом активизирует любые виды мышления, в большей или меньшей степени. Этим можно заключить, что прибегнув к определенным моделям развивающих техник личность способна заполнить пробелы в проблемных зонах, направлено регулируя и совершенствуя мышление нужного типа.
Классификация (познавательный процесс) | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Эта статья посвящена когнитивному процессу, для более общего обсуждения и философии см. Категоризацию.
Классификация или когнитивный процесс, в котором идеи и объекты распознаются, дифференцируются и понимаются. Классификация подразумевает, что объекты группируются в категории, обычно для какой-то конкретной цели. В идеале категория освещает отношения между субъектами и объектами познания. Категоризация является фундаментальной в принятии решений и во всех видах взаимодействия с окружающей средой. Однако существуют разные подходы к категоризации.
Содержание
- 1 Представление когнитивной науки
- 2 Теория прототипа
- 3 Теория определяющих атрибутов
- 4 Теория на основе образцов
- 5 См. также
- 6 Ссылки и библиография
- 7 Ключевые тексты
- 7.1 Книги
- 7.2 Документы
- 8 Дополнительный материал
- 8.1 Книги
- 8.2 Бумаги
- 9 Внешние ссылки
Cognitive science view
В последние годы категоризация переместилась из области философских рассуждений в область когнитивных научных исследований. Был создан ряд проверяемых теорий и достигнут экспериментальный прогресс.
Теория прототипов
- Основная статья: Теория прототипов
После исследования Элеоноры Рош и Джорджа Лакофф в 1970-х годах категоризация также может рассматриваться как процесс группировки вещей на основе прототипов — идеи необходимого и достаточные условия почти никогда не выполняются в категориях естественных вещей. Также было высказано предположение, что категоризация, основанная на прототипах, является основой человеческого развития и что это обучение основано на изучении мира через воплощение.
Теория определяющих атрибутов
Теория, основанная на образцах
Когнитивный подход допускает, что естественные категории градуированы (они имеют тенденцию быть нечеткими в своих границах) и непостоянны в статусе составляющих их членов.
Системы категорий объективно не находятся «вовне» в мире, но уходят своими корнями в человеческий опыт. Концептуальные категории не идентичны для разных культур или даже для каждого человека в одной и той же культуре.
Категории образуют часть иерархической структуры применительно к таким предметам, как таксономия в биологической классификации: более высокий уровень: уровень форм жизни, средний уровень: родовой уровень или уровень рода и нижний уровень: уровень видов. Их можно отличить по определенным признакам, которые помещают предмет в его отличительную категорию. Но даже они могут быть произвольными и подлежать пересмотру.
Категории на среднем уровне перцептивно и концептуально более заметны. Общий уровень категории имеет тенденцию вызывать наибольшее количество откликов и самых богатых образов и, по-видимому, является психологически базовым уровнем. Типичные таксономии в зоологии, например, демонстрируют категоризацию на уровне воплощения, при этом сходства приводят к формулированию «высших» категорий, а различия приводят к дифференциации внутри категорий.
См.
также- Категориальное восприятие
- Выбор поведения
- Концептуализация
- Список психологических тестов, требующих сортировки
- Нейронная обработка отдельных категорий объектов
- Семантика
- Заземление символов
Ссылки и библиография
Ключевые тексты
Книги
Rosch, E., & Lloyd, B.B. (Eds.) (1978), Познание и категоризация. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Статьи
Категории и индукция ]
- Мервис, С.Б., и Рош, Э. (1981). Классификация природных объектов. В MR Rosenzweig & LW Porter (Eds.), Annual Review of Psychology (Vol. 32).
- Рош, Э. (1978). Принципы категоризации. В E. Rosch & BB Lloyd (Eds.), Познание и категоризация. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум. Перепечатано в: Марголис, Э. и Лоуренс, С. (редакторы) (1999). Концепции: Основные чтения. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Рош, Э. (1977). Категоризация человека. В Н. Уоррен (ред.), Достижения в кросс-культурной психологии (Том 1). Лондон: Академическая пресса.
Мервис, К. и Рош Э. (1981). Категоризация природных объектов. Ежегодный обзор психологии, 32: 89-113. Ежегодные обзоры, Inc.
- Рош, Э., Мервис, С.Б., Грей, В., Джонсон, Д., и Бойс-Брэм, П. (1976). Основные объекты в естественных категориях. Когнитивная психология, 8, 382-439
- Рош, Э., и Мервис, К.Б. (1975). Семейное сходство: Исследования внутренней структуры категорий. Когнитивная психология, 7, 573-605.
- Рош, Э. (1975). Когнитивные представления семантических категорий. Журнал экспериментальной психологии: Общие, 104, 192-233.
Дополнительные материалы
Книги
Статьи
- Google Scholar
Внешние ссылки
- Познание есть категоризация
- Документ о дискурсивном создании категоризации
- [http://www.javedabsar.com/public/pmwiki. php?n=Main.CognitivePsychology
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Ежегодный обзор исследований: переосмысление классификации расстройств аутистического спектра
Обзор
. 2012 май; 53(5):490-509.
дои: 10.1111/j.1469-7610.2012.02547.х.
Кэтрин Лорд 1 , Ребекка М Джонс
принадлежность
- 1 Центр аутизма и развития мозга, Медицинский колледж Вейл-Корнелл и Нью-Йоркская пресвитерианская больница/Вестчестерское отделение, Уайт-Плейнс, Нью-Йорк, США.
- PMID: 22486486
- PMCID: PMC3446247
- DOI: 10. 1111/j.1469-7610.2012.02547.x
Бесплатная статья ЧВК
Обзор
Кэтрин Лорд и др. J Детская психологическая психиатрия. 2012 май.
Бесплатная статья ЧВК
. 2012 май; 53(5):490-509.
doi: 10.1111/j.1469-7610.2012.02547.x.
Авторы
Кэтрин Лорд 1 , Ребекка М Джонс
принадлежность
- 1 Центр аутизма и развития мозга, Медицинский колледж Вейл-Корнелл и Нью-Йоркская пресвитерианская больница/Вестчестерское отделение, Уайт-Плейнс, Нью-Йорк, США.
- PMID: 22486486
- PMCID: PMC3446247
- DOI: 10.1111/j.1469-7610.2012.02547.x
Абстрактный
Фон: Нозология расстройств аутистического спектра (РАС) находится в критической точке истории, поскольку эта область стремится лучше определить размеры дефицита социального общения и ограниченного/повторяющегося поведения на индивидуальном уровне как для клинических, так и для нейробиологических целей. Эти различные измерения также предполагают растущую потребность в количественных показателях, которые точно отображают их различия, независимо от факторов развития, таких как возраст, уровень владения языком и IQ.
Метод: Рассмотрены психометрические показатели, клинические наблюдения, а также генетические, нейробиологические и физиологические исследования малышей, детей и взрослых с РАС.
Полученные результаты: Вопрос о том, как концептуализировать РАС по измерениям в сравнении с категориями, обсуждается в рамках нозологии аутизма и предлагаемых изменений в DSM-5 и МКБ-11. Различия между разработками включены в новые рамки классификации.
Выводы: Крайне важно сбалансировать потребности клинической практики в системах диагностики РАС с нейробиологическими теориями, которые обращаются к ассоциациям между социальной коммуникацией и ограниченными/повторяющимися измерениями у людей. Уточнение терминологии, улучшение описания основных характеристик РАС и других параметров, которые с ними взаимодействуют, и предоставление более достоверных и надежных способов их количественной оценки как для исследовательских, так и для клинических целей будут способствовать развитию как практики, так и науки.
© 2012 Авторы. Журнал детской психологии и психиатрии © 2012 Ассоциация психического здоровья детей и подростков.
Заявление о конфликте интересов
Заявление о конфликте интересов: Конфликты не заявлены.
Цифры
Рисунок 1
Иллюстрация различных концептуальных…
Рисунок 1
Иллюстрация различных концептуальных траекторий нозологии расстройств аутистического спектра.…
фигура 1Иллюстрация различных концептуальных траекторий нозологии расстройств аутистического спектра. Переменные «параметры поведения», «изменчивость метода» и «проблемы развития» имеют значительный вклад и должны быть включены и/или рассмотрены в любой классификации аутизма.
Рисунок 2
(а). Существующая диагностическая классификация по…
Рисунок 2
(а). Существующая диагностическая классификация первазивных нарушений развития согласно DSM-IV. (б).…
фигура 2(а). Существующая диагностическая классификация первазивных нарушений развития согласно DSM-IV. (б). Предлагаемые параметры классификации DSM-5 для расстройств аутистического спектра.
Рисунок 3
Иллюстрация схождения диапазонов…
Рисунок 3
Иллюстрация конвергенции диапазонов беспокойства у детей ясельного возраста Интервью по диагностике аутизма – исправленное…
Рисунок 3Иллюстрация конвергенции диапазонов проблем для инструментов пересмотренного опроса по диагностике аутизма (ADOS) и пересмотренного опроса по диагностике аутизма (ADI-R) у детей ясельного возраста. Воспроизведено из Kim & Lord (2012a)), с разрешения.)
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Синдром Аспергера.
Хоссейни С.А., Молла М. Хоссейни С.А. и др. 2022 г., 2 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 2 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 32491480 Бесплатные книги и документы.
Моделирование клинического исхода у детей с расстройствами аутистического спектра.
Коплан Дж., Джавад А.Ф. Коплан Дж. и соавт. Педиатрия. 2005 г., июль; 116 (1): 117–22. doi: 10.1542/пед.2004-1118. Педиатрия. 2005. PMID: 15995041
[DSM-5: нарушения развития нервной системы].
Zinkstok J, Buitelaar J. Зинксток Дж. и др. Tijdschr Psychiatr. 2014;56(3):162-6. Tijdschr Psychiatr. 2014. PMID: 24643824 Обзор. Голландский.
Валидация предложенных критериев DSM-5 для расстройства аутистического спектра.
Фрейзер Т.В., Янгстрем Э.А., Спир Л., Эмбахер Р., Лоу П., Константино Дж., Финдлинг Р.Л., Хардан А.Ю., Энг С. Фрейзер Т.В. и соавт. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2012 янв;51(1):28-40.e3. doi: 10.1016/j.jaac.2011.09.021. Epub 2011 21 ноября. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2012. PMID: 22176937 Бесплатная статья ЧВК.
Распространенность расстройств аутистического спектра — Сеть мониторинга аутизма и нарушений развития, 14 сайтов, США, 2008 г.
Сеть наблюдения за аутизмом и отклонениями в развитии 2008 год Основные исследователи; Центры по контролю и профилактике заболеваний. Сеть наблюдения за аутизмом и отклонениями в развитии, 2008 год, главные исследователи и др. Сумма наблюдения MMWR. 2012 30 марта; 61(3):1-19. Сумма наблюдения MMWR. 2012. PMID: 22456193
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
Грантовая поддержка
- R01 MH081757/MH/NIMH NIH HHS/США
- MH 081873/MH/NIMH NIH HHS/США
- MH078165/MH/NIMH NIH HHS/США
- MH 081757/MH/NIMH NIH HHS/США
- RC1 MH089721/MH/NIMH NIH HHS/США
- R01 MH078165/MH/NIMH NIH HHS/США
- MH 089721/MH/NIMH NIH HHS/США
- UA3-MC-1055/PHS HHS/США
- R01 MH081873/MH/NIMH NIH HHS/США
Сохранение, классификация и серия — Моник М.
Чураешкенази, доктор философии, психолог.Теория когнитивного развития Пиаже представляет собой теоретическую основу, созданную в 1930-х годах швейцарским психологом Жаном Пиаже. Основанная на естественном развитии человеческого интеллекта, теория Пиаже фокусируется на конкретных действиях людей и на том, как они взаимодействуют в своей внутренней и внешней среде (Нанс, 2017). Парадигма также сравнивает умы детей и взрослых, потому что социальное и когнитивное развитие понимаются в разных аспектах, поскольку оно связано со стадиями когнитивного развития. Социальный работник Анджела Освальт утверждает, что «младенцы и маленькие дети понимают мир совсем иначе, чем взрослые, и, играя и исследуя, их разум учится мыслить таким образом, который лучше соответствует реальности» (без даты, пункт 1). Кроме того, теория Пиаже основана на четырех стадиях развития: сенсомоторной, предоперационной, конкретно-операционной и формально-операциональной (McLeod, 2015). И такие этапы основаны на развитии детских мыслей и идей через умственную прогрессию. Тема этой недели будет посвящена этапу конкретной операции, который концентрируется на основных понятиях, связанных с когнитивным развитием.
Конкретно-операциональная стадия
Конкретно-операциональная стадия является третьей фазой теории Пиаже и представляет собой значительный переходный процесс прогрессии интеллектуального развития ребенка, поскольку на ней начинается «логическое или операциональное мышление» (McLeod, 2015). Другими словами, дети начали решать проблемы и находить решения без использования физических объектов или других вещей, помогающих их мыслительному процессу, и полагаться на рациональное мышление при принятии решений. На этом этапе дети довольно молоды (от семи до 11 лет), поэтому крайне важно наблюдать за прогрессом во внутренней и внешней среде. По словам Сола Маклеода (2010), на этапе конкретной операции дети взрослеют, формируют мнения, понимают методологии разумного мышления и сохраняют.
Три фазы
Конкретно-операционная фаза сосредоточена на трех элементах: сохранении, классификации и упорядочении. Сохранение — это концепция того, что вещи остаются неизменными, даже если другие элементы изменяются, что основано на рациональном мышлении. Согласно теории Пиаже, консервация или логическое мышление должны проявляться на этапе конкретной операции, а возраст созревания приходится на возраст от семи до одиннадцати лет (McLeod, 2010). Примером понимания сохранения может быть способность ребенка идентифицировать два одинаковых объекта как одинаковые, независимо от порядка, размещения или местоположения. Я посмотрел два видео двух детей, которых тестировали на стадии консервации. Мальчику было приблизительно четыре года, а девочке около восьми или девяти лет. Оба они были испытаны на равном количестве жидкости в стакане (одинакового размера и формы). Оба согласились, что стакана с голубым веществом было равное количество в обоих стаканах. Когда инструкторы налили один из стаканов жидкости в более высокие стаканы, было два разных ответа. Мальчик сказал инструктору, что в более высоком стакане было больше жидкости. Он верил в это, потому что стакан был больше (то есть выше), поэтому количество жидкости увеличилось. Девушка заявила, что количество жидкости осталось прежним, потому что не имело значения, в какой предмет наливали жидкость, так как изначально было установлено, что оба стакана содержат одинаковое количество. Этот пример показывает восприятие двух детей разного возраста и то, как они понимают сохранение. Важно, когда дети старше, чтобы понять эту концепцию, потому что это больше, чем просто логические рассуждения; вместо этого он также основан на опыте обучения и образовании, таких как математика и естественные науки (т.е. числа, длина, жидкость, масса, площадь, вес и объем) (Эпштейн, 2014).
Классификация — это просто группировка свойств по отношению к другим типам. Это важная концепция для понимания детьми, особенно для решения проблем. Примером классификации может служить способность ребенка группировать определенные объекты по цвету, форме, размеру, количеству и/или сходству. Очень важно, чтобы дети понимали классификацию, потому что это концепция знания того, что отличается, а что одинаково. Авторы Джеппсон и Майерс-Уоллс заявляют, что дети первоначально классифицируют объекты по тому, что они видят, слышат и чувствуют, и требуется время, чтобы понять другие элементы помимо этого (nd, para. 2.). По мере развития познавательных способностей детей они узнают, как некоторые объекты связаны друг с другом, а также назначение каждого из них. Наконец, есть сортировка, которая позволяет группировать объекты по высоте, весу и/или важности. Примером упражнения на упорядочение может быть: дети упорядочивают предметы от низких к высоким, от тонких к большим, от маленьких к большим или по важности и так далее. Поскольку сериация имеет дело с размером, весом или величиной, это очень важная концепция, которую дети должны освоить в школе, особенно в математике и естественных науках.
Заключение
Теория Пиаже включает три важные фазы, которые указывают на стадию конкретной операции в когнитивном развитии. Сохранение, классификация и сериация являются важными этапами, отвечающими за когнитивное развитие ребенка. Основываясь на логическом мышлении, различении и организации, три фразы считаются зрелыми элементами, которые дети должны понимать в возрасте от семи до одиннадцати лет и которые отвечают за расширение их умственных способностей. Важно, чтобы каждому этапу обучали детей, чтобы они могли понять окружающий мир. Внутренняя и внешняя среда имеет решающее значение для когнитивного развития детей, и, если ее не преподавать, она может ухудшить их интеллектуальную способность рационализировать, понимать и принимать решения.
Ссылки
Эпштейн, В. (2014). Задачи консервации. Чему Пиаже научил меня о детях. Воспитание детей и Наставничество. Получено с https://www.kars4kids.org/blog/conservation-tasks-what-piaget-taught-me-about-children/ (по состоянию на 1 марта 2018 г.).
Джеппсон, Дж. и Майерс-Уоллс, доктор философии, CFLE, Дж. А. (без даты).