Классификация потребностей в отечественной психологии
13.06.2020
В отечественной психологии чаще всего потребности делятся на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстеГйческих наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, труде, общественной деятельности, признании другими людьми и т. д.).
Материальные потребности называют первичными. Они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была прежде всего борьбой за удовлетворение материальных потребностей.
Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека.
П.В. Симонов (1987) считал, что потребности человека можно разделить на три группы:
- витальные;
- социальные;
- идеальные.
В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных — еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П.В. Симоновым с волей.
А.В. Петровский (1986) делит потребности по происхождению — на естественные и культурные, по предмету (объекту) — на материальные и духовные. Естественные потребности могут быть материальными, а культурные — материальными и духовными.
П.А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Другое дело, каким целям (общественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность.
У В.А Крутецкого (1980) потребности разделены на естественные, духовные, социальные потребности. С.Б. Каверин (1987) в зависимости от сферы реализации человеческих нужд предлагает разделять потребности на биогенные, психофизиологические, социальные и высшие (рис. 88).
И.А. Фурманов (1998), опираясь на идею взаимодействия индивида и среды как основу эффективной адаптации, предлагает следующую классификацию потребностей:
- потребность в физическом совершенствовании. Доминирование данной потребности свидетельствует о направленности на приобретение жизненно необходимых физических качеств, развитие силы, ловкости, выносливости и т. д.;
- потребность в духовном совершенствовании. Эта потребность может указывать на стремление человека к овладению культурными и общечеловеческими ценностями, на ориентацию на эстетические, этические и моральные стандарты;
- потребность в трудовой деятельности. Доминирование этой потребности свидетельствует об активном стремлении участвовать в трудовой деятельности при условии справедливой оплаты ее результатов. Данная потребность может выступать мерилом профессиональной адаптированности человека, ибо материальная заинтересованность в своем труде и ощущение социальной справедливости при вознаграждении его результатов — основа сознательного отношения к трудовой деятельности;
- потребность в дружбе. Указывает на стремление найти настоящих, отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в трудную минуту;
- потребность в эмоциональной близости. Свидетельствует о желании встретить человека, с которым можно поделиться сокровенными мыслями;
- потребность в уважении и поддержке со стороны окружающих. Доминирование этой потребности свидетельствует о необходимости признания и получения уважения и поддержки от ближайшего окружения;
- потребность в развлечениях. Является естественным стремлением человека снять психическое напряжение, расслабиться и получить положительные эмоции. Понятно, что желание весело проводить свободное время, найти развлечение по душе можно удовлетворить различными путями;
- потребность в комфорте. Эта потребность указывает на стремление к благоприятному жизнеобеспечению, материалы ному благополучию и душевному спокойствию;
- потребность в познании. По силе этой потребности можно судить об устремлениях к получению прочных знаний и образования. Основной характеристикой потребности в познании является любознательность. Обычно она выражается в интересе к определенному кругу предметов, склонности к глубокому изучению той или иной области знаний, любви к чтению книг и специальной литературы;
- потребность в лидерстве. Свидетельствует о стремлении к первенству и доминированию. Может выражаться в попытках контролировать, оказывать влияние и направлять действия окружающих, а также подавлять и ограничивать активность других;
- потребность в противоположном поле. Интерес к вопросам секса у большей части людей естествен и понятен. Однако доминирование данной потребности не следует оценивать однозначно и объяснять только биологически обусловленными устремлениями к установлению половых отношений. Стремление пользоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц противоположного пола часто имеет и более широкий, социальный смысл;
- потребность в оказании помощи окружающим. Она лежит в основе стремлений к сопереживанию окружающим и проявлению милосердия. Доминирование этой потребности характеризует человека как всеобщего утешителя, друга страждущих, скорбящих и нуждающихся, а также свидетельствует о желании заботиться о других, оказывать моральную и материальную поддержку;
- потребность в достижениях. Свидетельствует о желании преодолеть, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше их, достичь высокого уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным. Необходимо отметить, что поведение, ориентированное на достижение, может побуждаться мотивами двух видов: достижение успеха и избегание неудачи.
В принципе, нет таких людей, которых не волновали бы собственные успехи и не тревожили неудачи в зависимости от того, какие мотивы у них преобладают и как осуществляется ими выбор тактики действий; - потребность в автономии. Характеризуется как стремление к получению самостоятельности и независимости;
- потребность в престиже. Доминирование этой потребности характеризуется стремлением подростка к получению признания окружающих, желанием покорить других, привлечь к себе внимание, удивить своими достижениями и личностными качествами. Отличительной особенностью также является жажда популярности, достижение высокого социального статуса. Кроме того, это может свидетельствовать и о высоком уровне притязаний.
Потребность в престиже следует рассматривать вместе с другими побуждениями, например, с потребностями в трудовой деятельности, духовном совершенствовании, познании, поскольку, как показывает практика, притязания учащихся в сфере образования, социального продвижения, трудовой деятельности и материального благополучия часто сильно завышены.
Они хотят слишком многого и слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем знаний и умений. У многих подростков понятие «больше иметь и получать» не сочетается с психологической готовностью прилагать к достижению поставленной цели соответствующие адекватные усилия. Такое иждивенчество грозит большими жизненными разочарованиями, сильной степенью дезадаптации со всеми вытекающими последствиями: чувством неполноценности, потерянности, ненужности.Очевидно, что рассмотренные классификации и деления потребностей на группы не отражают их разнообразие.
Ключевые слова: Потребности
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме |
---|
Характеристика потребностей человека Сербиновский Б. Ю., Управление персоналом |
Иерархия потребностей Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
Потребность, мотив, ценность и фрустрация Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы… |
Классификации потребностей Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя |
Мотивы и потребности личности Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера… |
Фрустрация потребности в эмоциях и ее последствия Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы… |
Трансформация потребностей Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя |
Что такое социогенные потребности и как они формируются? Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999 |
Классификация потребностей по Симонову П. В.
- размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
Павел Васильевич Симонов (психофизиолог, биофизик и психолог, 1926-2002) предложил разделить биологические потребности исходя из наличия физиологического субстрата в мозге, а именно конкретного отдела или части подсистемы, отвечающих за нижеупомянутые функции. Врожденно заданные поведенческие программы, для каждой из которых выделены свои мозговые центры, подразделяются на три группы:
- Витальные («жизненно необходимые»).
- Зоосоциальные («внутривидовое взаимодействие»).
- Саморазвития («направлены в будущее»).
- Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжении рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.
Перечень витальных потребностей:
- Пищевые и питьевые.
- Пассивно-оборонительные (страх, тревожность).
- Активно-оборонительные (агрессия).
- Гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование).
- Экономия сил («рефлексы лени»).
- Груминг («уход за телом»).
Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс врожденных программ: простых и сложных, запускаемых биологически полезными и биологически вредными стимулами.
Пример: простое и сложное пищевое поведение: глотание и плетение сети пауком; биологически полезные и вредные стимулы (положительное и отрицательное подкрепление): сладкий вкус («хорошо») и горький вкус («плохо»).
- Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятым в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.
Зоосоциальные потребности – это:
- Половое поведение.
- Материнское (родительское) поведение.
- «Детское» поведение (стремление к контакту с родителем).
- Территориальное поведение («защита от перенаселения»).
- Иерархическое поведение (стремление к лидерству и стремление подчиняться вожаку).
- Реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другой особью).
- Идеальные потребности (саморазвитие), наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность, в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.
Потребности саморазвития:
- Исследовательская: сбор новой информации, «любопытство».
- Подражательная: «делай, как…».
- «Рефлекс свободы» (преодоление ограничений).
- Игровая (тренировка двигательных навыков).
Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга – как правило, в его глубоких («древних») структурах. Важнейшая из таких структур – гипоталамус, по праву называемый «центром бессознательного».
Очень большую значимость имеет также деятельность миндалины (относится к базальным ганглиям; в глубине височной доли больших полушарий).
Активность центров потребностей зависит от:
- Сигналов из внутренней среды организма.
- Сигналов из внешней среды.
- Гормонального фона.
- Генов.
- Индивидуальной истории.
Гипоталамус содержит центры голода и жажды, страха и агрессии, половой и родительской мотивации; эндокринологический и вегетативный центры.
Центры пищевой и питьевой потребностей (голода и жажды) находятся в средней части гипоталамуса и мало связаны с миндалиной.
Центры полового и родительского поведения (передняя часть гипоталамуса) работают вместе с миндалиной, «откликаясь» на изменения концентрации ряда гормонов.
Центры страха и агрессии (задняя часть гипоталамуса) работают под управлением миндалины. С миндалиной также связана потребность доминирования в стае и ряд других зоосоциальных потребностей.
Источник: Лекция «Мозг и потребности человека», Профессор Дубынин В.А., 16 сентября 2015 года
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Исследование: интенсивность физической активности и смертность
- Исследование: скрытая связь между расстройством циркадных ритмов и расстройствами психического здоровья
- Исследование: проблемное использование социальных сетей и здоровое поведение детей школьного возраста в 43 странах
- Осознанные сновидения: от первого упоминания в научной литературе до актуальных работ
- Исследование : мотивация и преодоление физиологической боли у шмелей
Медиа
youtube.com/embed/ejmiYbbRnSc?rel=0&fs=1&wmode=transparent» allow=»autoplay; fullscreen; encrypted-media» allowfullscreen=»true» frameborder=»0″ scrolling=»no» title=»JoomlaWorks AllVideos Player»>Другие материалы в этой категории: « Ассоцианистская школа когнитивной психологии Закон Хика или закон Хика-Хаймана »
Наверх
Предложено Авраамом Маслоу (с диаграммой)
Статьей поделились:
РЕКЛАМА:
Согласно Абрахаму Маслоу, человеческие потребности бывают пяти видов: 1. физиологические потребности 2. потребности в безопасности 3. социальные потребности 4. потребности в уважении и 5. потребности в самоактуализации!
Абрахам Маслоу, известный социолог и психолог, разработал теорию мотивации, основанную на иерархии потребностей.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Основное допущение, лежащее в основе этой теории, заключается в том, что поведение человека в значительной степени обусловлено неотложностью потребности, т. е. человек сначала попытается удовлетворить свою самую сильную потребность, и как только она будет достигнута, она больше не будет его мотивировать, поэтому он будет двигаться. выше, чтобы удовлетворить другие его потребности.
По его словам, существует пять видов потребностей, а именно физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и самореализации, как показано ниже на диаграмме.
1. Физиологические потребности:Физиологические потребности (например, в еде, крове, одежде, воде, воздухе, сне и т. д.) относятся к тем потребностям, которые столь существенны. Выживание людей окажется под угрозой, если эти потребности не будут удовлетворены. Эти потребности носят биологический характер и поддерживают тело в форме. Есть известная поговорка, что человек может жить одним хлебом, если нет масла.
2. Требования безопасности:После того, как физиологические потребности удовлетворены в разумной степени, на смену им приходят потребности в безопасности, например, в сохранении работы, пенсии по старости, плане страхования, компенсации за увольнение или сокращение штата. При выборе работы важную роль играют потребности в безопасности.
3. Социальные нужды:ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Социальные потребности включают потребность в любви, привязанности, дружбе, принятии группой и т. д. Человек — существо социальное, и у него есть потребность «любить» и «быть любимым». Рабочие образуют неформальные группы, чтобы иметь значимые отношения с другими. Руководство не должно возражать против таких групп, за исключением случаев, когда они наносят ущерб организации.
4. Потребность в уважении:Эти потребности связаны с самоуважением, такими как самоуважение, уверенность в себе, статус, признание, одобрение, признательность и т. д. Удовлетворение этих потребностей вызывает у сотрудников чувство уверенности в себе. Работников следует хвалить за хорошую работу, поскольку это равносильно признанию их работы.
5. Потребности в самореализации:Эти потребности включают в себя потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании, желание брать на себя повышенную ответственность и т. д. Не многие сотрудники пытаются удовлетворить эти потребности, но работник, который хочет развиваться, будет чувствовать беспокойство, пока не удовлетворит эту потребность .
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Согласно Маслоу, эту потребность можно было бы сформулировать как желание становиться все более и более тем, что человек есть, стать всем, чем он способен стать.
Теория иерархии потребностей Маслоу выделяет три основных ингредиента:
(i) Человек — животное общественное, и ему всегда хочется все большего и большего. Его потребности многообразны.
(ii) Существует иерархия этих потребностей, т. е. эти потребности расположены в порядке предпочтения. После удовлетворения потребностей низшего уровня их место занимают потребности более высокого уровня. Человек, чей желудок полон, начинает осознавать другие потребности.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
(iii) Удовлетворенная потребность никогда не может служить мотиватором. Только те потребности, которые не удовлетворены, выступают в качестве мотиватора влияния на поведение человека.
Человеческие потребности
Финансовые и нефинансовые мотиваторы | Управление бизнесом
Теория мотивации Герцберга – объяснение!
Потребность человека: классификация и приоритет
Статьей поделились:
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете: 1. Понятие потребности 2. Классификация потребностей 3. Приоритет.
Концепция потребности:Когда машина выходит из строя, мы понимаем, что ей нужно что-то вроде масла, или ремонта, или замены определенных частей и т. д. Таким же образом поведение человека должно иметь какую-то причину, и если его поведение нехорошее, мы предполагаем, что какая-то из его желания не удовлетворены.
Необходимо создать напряжение в рабочем. Потребности создаются культурой человека и для ее удовлетворения потребности заставляют его работать. Например, основным мотивом голодного человека является утоление голода.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Из-за потребности в еде он чувствует напряжение, но то, что он будет есть, зависит от его культуры, т. е. бенгалец любит есть мясо и рыбу, а раджастханец предпочитает вегетарианскую пищу. Чтобы заработать себе на еду, он будет выполнять какую-то работу, которая принесет ему заработную плату, и на эти деньги он удовлетворит свой голод. Серия потребностей продолжается. После удовлетворения одной потребности возникает другая.
Классификация потребностей :Их можно разделить на две группы:
(i) Основные потребности и
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
(ii) Второстепенные нужды.
(i) Основные потребности:
Это основные потребности человека, присущие всему человечеству, но их интенсивность различается от человека к человеку. Это необходимо для всех, иначе он не сможет остаться в живых, например, еда, воздух, вода, сон, отдых, половое влечение и т. д.
(ii) Вторичные нужды:
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Психологическими исследованиями доказано, что человек работает не только на свои первичные потребности, но и на другие потребности, которые связаны с его умом или душой. Эти потребности усваиваются опытом и атмосферой.
Вторичные потребности бывают двух видов:
(а) Социальные потребности.
(б) Эгоистические потребности.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
(а) Социальные нужды:
Люди хотят жить с уважением в обществе. Он хочет, чтобы у него были отношения с разными группами людей и чтобы они помогали в трудные времена. Они производятся социальными желаниями, существующими в людях и побуждаемыми вести общественную жизнь.
(б) Эгоистические потребности:
Они связаны с человеческим самосознанием, которое в основном зависит от человеческой природы. Они смоделированы из личных ценностей и идеалов людей. Они побуждают человека к самовыражению и самореализации.
Приоритет потребностей :ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Психологи считают, что приоритет потребностей имеет определенный порядок. Известный ученый А. Х. Маслоу упорядочил потребности, разрабатывая свою теорию мотивации. Он сказал, что человек сначала удовлетворяет основные потребности.
Определенный порядок потребностей:
(a) Основные физические потребности,
(b) Охрана и безопасность,
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
(c) Принадлежность и любовь,
(d) Уважение и статус, и
(e) Самореализация и самосовершенствование.
Он сказал, что человек удовлетворяет свои потребности в таком порядке. Эта концепция Маслоу известна как модель приоритета потребностей Маслоу.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Первые две потребности называются потребностями «низких слоев», а остальные называются потребностями «высоких слоев».
Потребности нижних слоев :
Человек удовлетворяет сначала все потребности первого рода, т. е. телесные потребности. Голодный человек прилагает все усилия для того, чтобы заработать на хлеб. Удовлетворив телесные потребности, он пытается удовлетворить свою вторую потребность в безопасности и защищенности.