Виды общения в психологии
Всем живым существам присуще общение. А общение – это взаимодействие организма с организмом, живых существ друг с другом. Виды общения в психологии классифицируются в зависимости от целей, средств, содержания, которые присущи тому или другому взаимодействию.
Основные виды общения
- По средствам (вербальное и невербальное общение).
- Целям (биологическое и социальное).
- Содержанию (когнитивное, материальное, кондиционное, мотивационное, деятельностное).
- Опосредованности (непосредственное общение, опосредованное, косвенное, прямое).
Классификация видов общения зависит от того, какую информацию пытаются донести до слушателя, с какой целью и т.п. и при помощи чего именно.
Так, общение по опосредованности означает, что общение происходит при помощи естественных органов, данных природой: голосовые связки, голова, руки и т.п. (непосредственное общение). Общение, которое связано с применением специальных орудий и средств для организации коммуникативного взаимодействия или культурных предметов (радио, знаковые системы, телевидение), представляет собой опосредованное общение.
Прямое общение построено на фундаменте личных контактов (беседы людей друг с другом). Косвенное осуществляется через посредников (переговоры между конфликтующими лицами, сторонами).
Виды общения по средствам представляют собой вербальное (взаимодействие посредством речи) и невербальное (связь при помощи жестов, мимики, через телесные контакты).
Общение по содержанию являет собой обмен продуктами деятельности или обмен предметами (материальное). Передача какой-либо информации, совершенствующей или развивающей способности – когнитивное общение. Оказание влияния друг на друга – кондиционное. Обмен умениям, навыками – деятельностное. Передача друг другу конкретных установок к действию – мотивационное.
Общение по целям – общение, которое связано с расширением и укреплением межличностных контактов (социальное) и на удовлетворение потребностей, необходимых для развития организма (биологическое).
Общение возможно в случае применения знаковых систем. Поэтому виды общения и средства общения взаимосвязаны.
Различают невербальные и вербальные средства общения.Понятие виды и функции общения включает в себя:
- Самовыражение своего «я».
- Средство коммуникации.
- Основное средство управления людьми.
- Жизненную потребность и залог человеческого счастья.
Следует отметить, что благодаря разумному общению человек способен приумножить собственные ценности, внести весомый вклад как в свое развитие, так и в личностное развитие других людей.
Статьи по теме:
Виды социальных конфликтов Человек так устроен, что не может жить без столкновений. Конфликты могут возникать по разным причинам и даже при их отсутствии. Их разнообразие порой поражает воображение. И знание хотя бы нескольких видов разногласий прекрасно помогут выйти из ситуации с минимальными потерями. |
Внушение и убеждение Наша жизнь это то, что мы о ней думаем. Но иногда, получив от судьбы очередной удар мы недоумеваем, что же было сделано не так? Все дело в том, что практически ежедневно окружающие внушают нам свои мысли и убеждают в своей правоте. Чтобы понять как это происходит поговорим о таких понятиях как внушение и убеждение. |
Психологическое давление Мы ежедневно сталкиваемся с манипуляторами. Одни случайно, другие преднамеренно вселяют нам в голову мысли, которые мы вовсе не хотели бы иметь. Одним словом подобное явление можно назвать психологическим давлением. И только знание его видов может помочь его избежать. | Теория аргументации Вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда доказательство своей правоты заканчивалось отсутствием доводов, и противник побеждал в споре? Неприятное ощущение, правда? Но есть прекрасный способ избежать подобных ситуаций. Имя ему — теория аргументации. |
Виды общения в психологии: классификация, основные трудности
В этой статье:
- Понятие общения в психологии
- Стороны и функции общения
- Классификация видов общения в психологии
- Особенности общения в молодежной среде
Виды общения в психологии разнообразны и часто используются в комплексе. Так, вербальный тип всегда сопровождается невербальной составляющей, проявляющейся в жестах, мимике, позе тела и т. д. Интереснее всего это проявляется среди молодежи.
Существует несколько классификаций, позволяющих систематизировать виды общения в психологии. Эти типы рекомендуется знать каждому, чтобы легко находить подход в разговоре с тем или иным человеком.
Понятие общения в психологии
Психология изучает понятие и виды общения людей между собой. Под общением мы понимаем контактирование и взаимодействие человека с другими людьми для осуществления совместной деятельности. В нем, помимо речи, используются неречевые приемы.
Обществу жизненно необходимо общаться и обмениваться информацией. В процессе эволюции человек перестал тесно взаимодействовать с природной средой, восполнив образовавшиеся пустоты обучением, быстрым усвоением и переработкой новых знаний.
Общение направлено на то, чтобы менять поведенческую, мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы участников взаимодействия.
В процессе коммуникации люди делятся друг с другом действиями, результатами труда, обсуждают взгляды, мысли, планы, эмоции и пр. Они общаются, взаимодействуя друг с другом во время работы, обучения, совместных игр и другой деятельности. Психологи говорят о том, что благодаря общению легче планировать, осуществлять и контролировать деятельность людей.
Человек осваивает умение общаться с раннего детства. В психологии виды и формы общения зависят от среды, в которой развивается ребенок, а также от людей, с которыми он взаимодействует. Коммуникация происходит стихийно, основывается на жизненном опыте. Бывают ситуации, когда практики недостаточно, например, для освоения определенных профессий или даже для нормального, то есть цивилизованного взаимодействия с другими людьми. В таком случае необходимо уделить больше внимания совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования.
Общности людей пользуются различными способами взаимодействия, используют их в разных формах коллективной деятельности в зависимости от социально-психологического образа жизни. Эти различия хорошо просматриваются в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, песнях, приданиях, мифах, а также в искусстве, в кино, на радио и телевидении. Массовые формы и виды взаимодействия и общения с точки зрения психологии оказывают огромное взаимное влияние на людей. В историческом плане за счет различных форм происходил процесс воспитания детей, приобщения их к духовной жизни общества.
Любые аспекты общения посвящены в первую очередь проблеме человека. Если чрезмерно увлечься инструментальным аспектом взаимодействия, то его духовная, то есть человеческая составляющая сведется к минимуму. За счет этого оно будет восприниматься исключительно как информационно-коммуникативная деятельность. Поэтому, проводя научные и аналитические исследования, важно помнить, что человек является важнейшей составляющей взаимодействия, духовной и активной силой, преобразующей себя и других за счет общения.
Что такое социальные взаимодействия
К социальному взаимодействию относится вид социальной связи между субъектами, которых связывает повод для связи, и действуют механизмы, регулирующие эти взаимоотношения. При социальном взаимодействии осознанная деятельность одного человека вызывает ответные действия другого субъекта. Это единичные контакты или элементарная социальная связь. Другие контакты называются регулярными. Для углубления социальной связи субъекты прибегают к определённым социальным действиям. Связь считается социальной, если действия направлены на другого человека, и приводят к ожидаемому последствию или реакции.
Вступая в социальные взаимодействия, люди сопереживают, обмениваются информацией, выполняют совместные действия. Это выражается в социальном влиянии, сотрудничестве, соперничестве, манипуляциях или в конфликтах.
Стороны и функции общения
В структуре различных видов общения в психологии можно выделить следующие типы:
- межличностный;
- когнитивный;
- коммуникативно-информационный;
- эмотивный;
- конативный.
В межличностном общении в психологии отражается взаимодействие человека с другими людьми и общностями, которые его непосредственно окружают в жизни.
С помощью когнитивной стороны можно понять, что представляет собой собеседник, как он может реагировать на те или иные формы взаимодействия, ответить на множество вопросов, раскрывающих его личность.
Коммуникативно-информационный элемент взаимодействия позволяет людям обмениваться своими мыслями, планами, идеями, чувствами, эмоциями и пр.
Периоды жизни человека: психология и ее подходы к вопросу
Понятие периодов жизни человека в психологии. Классификация периодов жизни человека. Подходы в психологии к периодам жизни человека. Кризисы в жизни человека
Читать ›
В эмотивной стороне коммуникации проявляются чувства и эмоции взаимодействующих людей посредством эмоций, жестов, поступков и т. п.
Конативная (поведенческая) сторона помогает согласовывать внешние и внутренние противоречивые позиции собеседников.
В психологии разных видов общения выделяют следующие функции:
- Прагматическая. Отражает потребностно-мотивационные причины коммуникации, реализуется за счет общения во время совместных действия. Именно потребность в общении в данном случае выходит на первый план.
- Формирования и развития. Позволяет собеседникам воздействовать друг на друга, развивая и совершенствуя себя и партнера. Коммуникация нужна людям для получения опыта, знаний, ценности, исторически сложившихся способов деятельности и т. д. При этом человек формируется как личность. Таким образом, можно сказать, что именно посредством такого взаимодействия формируются психические процессы, состояния, поведение человека в течение всей его жизни.
- Подтверждения. Помогает человеку познавать, утверждать и подтверждать самого себя.
- Объединения/разъединения людей. Имеет две стороны. С одной – она формирует связи между индивидами, помогает им выстраивать коммуникацию, настраиваться на выполнение общих действий, достижение целей, объединяет их. С другой – помогает изолироваться во время коммуникации, отделиться от других.
- Организации и поддержания межличностных отношений. Помогает наладить и сохранить связи, взаимоотношения между людьми с учетом интересов их совместной деятельности.
- Внутриличностная. Находит свое выражение во внутренних диалогах человека, которые он может проговаривать вслух или про себя.
Условия для социального взаимодействия
Для социальных взаимодействий определено 2 условия: наличие психики и органов чувств у общающихся субъектов, чтобы узнавать чувства друг друга, выражающиеся мимикой, жестами, интонацией. Второе условие – выражение собственных мыслей и чувств одинаковыми символами.
В процессе социального взаимодействия контактирующие люди доносят друг до друга информацию и ждут обратной реакции, то есть действий. Беседа приятелей относится к коммуникативному процессу, который заканчивается совместными действиями: сотрудничеством или конфликтом.
Совместные трудовые взаимодействия, которые переросли в дружеские отношения семьями, относятся к комплексному и сложному явлению, что относится к социальному взаимодействию.
Классификация видов общения в психологии
Каждый человек постоянно пользуется разными видами и средствами общения в психологии. За счет коммуникации формируется его личность, а также функционирует психика.
Основные виды общения в психологии классифицируют в соответствии с различными критериями:
- в зависимости от средств выражения;
- в соответствии с целями;
- в зависимости от содержания;
- исходя из состава участников коммуникации;
- в соответствии со средствами передачи информации;
- в зависимости от времени.
Характеристика разных видов коммуникации общения в психологии приведена в таблице:
Критерий | Виды и характеристика |
В зависимости от средств выражения | В психологии выделяют вербальные и невербальные виды общения. Вербальные коммуникации – общаться посредством речи может только человек. Однако не всегда можно донести информацию до другого исключительно через речь. Невербальные коммуникации – в процессе взаимодействия используются взгляды, жесты, мимика, прикосновения. Эти элементы могут быть как самостоятельными, так и дополнять речь. За счет невербальных видов общения в психологии человек воздействует на подсознание и чувства собеседника |
В зависимости от целей | Биологическое взаимодействие помогает удовлетворить биологические потребности человека, развивать, поддерживать и сохранять жизнеспособность организма. Это присуще не только человеку, но и животным. Социальное взаимодействие предназначено для общения с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере |
В зависимости от характера | Деловое (формальное, ролевое) взаимодействие направлено на достижение определенных договоренностей, соглашений. Этот вид коммуникации используется в трудовых коллективах и строится вокруг определенного предмета обсуждения. Он возник благодаря тому, что каждый человек играет в социуме ту или иную роль. Неформальное общение протекает между людьми за рамками рабочих взаимоотношений. В качестве партнеров по коммуникации выступают люди, с которыми приятно и интересно проводить время |
В зависимости от содержания | Материальная коммуникация направлена на получение вещественных результатов, продуктов взаимодействия. Когнитивное общение нужно для передачи и получения развивающей информации, расширяющей кругозор человека, помогающей ему самосовершенствоваться. Кондиционное взаимодействие заключается в том, что субъекты физически или психологически воздействуют друг на друга, чтобы получить определенный результат. Деятельностное, в процессе которого передаются действия, навыки, опыт, умения. Мотивационное используется для того, чтобы передать другому человеку мотивацию, побудить его к совершению активных действий |
В зависимости от участников общения | Лично-групповое, в процессе которого человек общается со всеми участниками группы. В качестве примера можно привести коммуникацию между членами рабочего коллектива. Межличностное или прямое взаимодействие бывает непосредственным и опосредованным и происходит между двумя людьми, напрямую общающимися друг с другом. Межгрупповое предполагает контакт нескольких групп людей. Может быть мирным или конфликтным |
В зависимости от средств передачи информации | Опосредованное взаимодействие предполагает, что информация передается не в процессе живого общения, а через мессенджеры, почту, социальные сети, третьих лиц, т. е. без прямого контакта. Может занимать длительное время, необходимое для доставки корреспонденции и передачи информации. Непосредственное взаимодействие – во время коммуникации люди общаются друг с другом напрямую, поэтому информация доходит до собеседника сразу же и в неискаженном виде |
В зависимости от времени | Кратковременное взаимодействие происходит в течение ограниченного времени, связано одной темой беседы. Длительное растянуто во времени, направлено на узнавание друг друга. Длительное взаимодействие может быть как непрерывным, так и прерываться на время, распространяться на одну или несколько тем. При такой коммуникации человеку требуется постоянный контакт с собеседником |
В психологии выделяют и другие виды вербального и невербального общения. Разные ученые предлагают различные подходы к их классификации. При этом три разновидности идут в разрез с любыми критериями:
- Воспитательное – предполагает, что один индивид целенаправленно воздействует на другого, чтобы в итоге достичь нужного результата.
- Диагностическое – необходимо для того, чтобы сформировать или получить в процессе коммуникации мнение или информацию о другом индивиде (такое взаимодействие характерно для врачей и пациентов, специалистов по кадрам, задающим соискателям вопросы и предлагающим для заполнения анкеты и т. п.).
- Интимно-личностное – возможно только между близкими, доверяющим друг другу индивидами.
В течение жизни человек пользуется различными видами общения в психологии.
Признаки социальных взаимодействий
Для отличия социального взаимодействия от других взаимодействий, определены 4 признака:
- Наличие внешней цели и причины, для выполнения которой требуется объединение усилий.
- Ограничение конкретных условий, которые диктует ситуация.
- Видимая внешняя выраженность протекания взаимодействия, где используются жесты, знаки, символы.
- Допустимые осознанные или неосознанные проявления участия во взаимодействии.
Взаимодействуя, люди контактируют объективно – совместный труд на заводе или в офисе. На такой труд не влияют отдельные личности или группы, но с их помощью регулируются взаимодействия. Субъективность отношений выражается в сознательности и эмоциональной насыщенности отношений. В этом случае контактирующие люди ожидают соответствующее поведение друг от друга. Социальное взаимодействие – не только прямой контакт и озвучивание сообщений.
Сюда относится и наблюдение одного человека за тем, что выполняет другой, который об этом осведомлён. Здесь люди связаны обратной связью с допускаемой реакцией.
Модель эффективности команды T7
Модель Т7 была также описана в 90-х годах прошлого века. Ее авторы попытались понять и изучить, какие факторы влияют на эффективность команды. По их мнению, существует 7 таких факторов — пять внутренних и два внешних. Все они начинаются с буквы «Т»:
- Thrust
(Упор) — фокусирование на сути. Это общее стремление к тому, что должно быть совершено командой. - Trust
(Доверие) друг к другу внутри команды. - Talent
(Талант) – способности членов команды. - Team Skills
(Командные способности) – способность эффективно и продуктивно действовать как команда. - Task Skills
(Способности к решению задач) – успешное выполнение поставленных перед командой задач.
Внешние факторы:
- Team Leader Fit
(Соответствие лидера) – степень, в которой лидер удовлетворяет потребности членов команды. - Team Support
(Поддержка команды со стороны компании) – мера, в которой руководство компании позволяет команде проявлять себя.
Каждый из перечисленных выше факторов этой модели может быть детализирован.
Для высокой производительности команды, в ней должны присутствовать все пять внутренних факторов.
Модель Ленсиони
Модель, предложенную Патриком Ленсиони, еще называют «5 Дисфункций команды». Одноименная книга увидела свет в 2005 году.
Изучая эту модель, вы узнаете об эффективности рабочей группы, основанной на том, что вызывает дисфункции, непонимание и конфликты внутри группы.
По утверждению автора, все команды имеют потенциал быть дисфункциональными. Модель включает 5 главных дисфункций любой команды: отсутствие доверия, боязнь конфликта, нехватка обязательств, избегание ответственности, невнимательность к результатам.
- Отсутствие доверия
происходит, когда члены команды показывают свою уязвимость и не желают признавать свои ошибки и слабости. Они не просят о помощи. - Страх перед конфликтами
. Без доверия невозможно полноценно коммуницировать. В таких случаях внутренние конфликты могут обернуться завуалированными дискуссиями и закрытыми обсуждениями. - Нехватка обязательств
— без конструктивных обсуждений конфликтов каждому в команде сложно вносить свой вклад в решение. Появляется двусмысленность. - Избегание ответственности
. Люди не хотят привлекать других к ответственности за свою работу. - Невнимательность к результатам
. Если участники группы не берут на себя ответственность, у них появляется тенденция ставить их личные потребности выше командных целей. Если команда потеряла из виду необходимость достижения результатов — теряется общий фокус.
Модель Ленсиони визуализируется как пирамида: вы решаете каждую дисфункцию одну за другой снизу вверх.
Типология социальных взаимодействий
К главным типам относятся:
- одностороннее доминирование;
- двустороннее взаимодействие.
Одностороннее воздействие отмечается командованием, эксплуатацией, господством, нравоучением и другими подобными действиями. Двустороннее взаимодействие характеризуется равными условиями сторон, которые состоят из переговоров, конференции, конкуренции, купли-продажи, соревнования, телефонного разговора или конфликта.
Коммуникации делят на межличностные, внутригрупповые, межгрупповые и массовые взаимодействия. Сотрудничество состоит из кооперации, взаимопомощи, переговоров или консенсуса. К соперничеству относят конкуренцию, споры и конфликты, а также столкновения. Сорокин рассматривает типы как обмен: идеями, согласованиями, чтобы достичь единой цели, или эмоциональными отношениями к предмету действия.
видов связи | Организационное поведение и человеческие отношения
Результаты обучения
- Обсуждение типов коммуникации внутри организации
Межличностное общение
Итак, теперь, когда мы знаем, в каких направлениях распространяются сообщения, как они попадают от отправителя к получателю? Межличностное общение — это то, как человек решает взаимодействовать с другим человеком или группой. Существует три типа межличностного общения:
Устное общение
Основным средством общения является устное, и в большинстве случаев оно является наиболее эффективным. Примерами устного общения могут быть речь, встреча один на один или групповая дискуссия.
Основным преимуществом устного общения является скорость, так как отправитель сообщения кодирует его в слова, а получатель немедленно расшифровывает его и предлагает обратную связь. Любые ошибки можно исправить заблаговременно, до того, как они будут совершены и производительность снизится.
Основной недостаток устного общения проявляется всякий раз, когда сообщение должно быть передано через многих людей. Вы когда-нибудь играли в игру «телефон» с друзьями в детстве? Если да, то вы помните, что один игрок начинает сообщение шепотом на одном конце, и к тому времени, когда оно достигает другого, оно часто меняется, иногда забавным образом. Без смеха, это реальное явление и реальная проблема в организациях. Когда сообщения устно передаются от человека к человеку, существует вероятность того, что это сообщение будет искажено.
Письменное общение
Письменное общение включает информационные бюллетени, заметки, электронную почту, мгновенные сообщения и все, что вы печатаете или пишете. Это поддающиеся проверке формы общения, существующие после момента передачи, и получатели могут обратиться к ним за разъяснениями.
Основное преимущество письменного общения именно в том, что оно написано. Они существуют после момента передачи и могут использоваться в качестве эталона позже. Из-за того, что на них легко ссылаться, письменные сообщения особенно хороши для длинных и сложных сообщений. Кроме того, процесс создания письменного сообщения часто требует, чтобы отправитель был более тщательным в своем сообщении, потому что часто бывает достаточно времени, чтобы пересмотреть и просмотреть то, что было написано, и быть более осторожным с передаваемой информацией.
Недостатком письменного общения является отсутствие обратной связи. Устное общение позволяет получателю мгновенно ответить отправителю обратной связью. Письменное общение не имеет встроенного механизма обратной связи, и из-за этого обратная связь может поступить слишком поздно для принятия соответствующих мер. Еще одним недостатком письменного общения является то, что оно отнимает много времени. Из-за отсутствия немедленной обратной связи часто рекомендуется быть более тщательным в своих письменных сообщениях, что неизбежно требует больше времени, чтобы рассмотреть, как ваши слова могут быть неясными, и упреждающе писать в дополнительном контексте. Если сообщение нужно передать быстро, письменное сообщение не всегда является лучшим решением.
Невербальное общение
Важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это говорите! Существует миф, согласно которому общение состоит на 35% из словесных и на 65% из невербальных. Если бы это было правдой, людей, говорящих на иностранном языке, было бы гораздо легче понять. Тем не менее, это правда, что невербальное общение добавляет дополнительный смысл личным разговорам. Невербальная коммуникация включает в себя все те вещи, которые не произносятся, но определенно передают часть сообщения, в том числе следующее:
- выражение лица
- жестов
- близость к приемнику
- коснуться
- зрительный контакт
- внешний вид
Например, ваша подруга может сказать вам, что она очень взволнована вечеринкой, которую планирует посетить. Но если она кажется апатичной и вялой, общение не выглядит таким же. Отправители, которые стоят слишком близко к получателю, отправляют сообщение, отличное от тех, кто держит социально приемлемую дистанцию. Отправители, которые устанавливают зрительный контакт, кажутся более уверенными в себе, чем те, кто его избегает. И, наконец, общий внешний вид отправителя — выбор одежды, гигиена, выбор способа доставки и т. д. — также может посылать сообщение, которое либо поддерживает, либо отвлекает от вербального сообщения.
Интонация также является формой невербального общения.
То, как вы что-то говорите, используя свой тон и интонацию, также отражается в сообщении отправителя получателю. Рассмотрим фразу «Как бы вы хотели пойти на обед?»Подчеркнутое слово | Перевод |
---|---|
Как | Каким методом вы хотели бы пойти? Машина? Автобус? |
ты | Кто-то уже идет обедать. Ты тоже хочешь пойти? |
перейти | Вы бы хотели пойти куда-нибудь, а не есть? |
обед | Подходит ли обед, а не завтрак или ужин? |
Интонация также включает в себя уровень энергии и эмоций, с которыми отправитель передает свое сообщение. Если вы видели Вилли Вонка в исполнении Джина Уайлдера в фильме «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», когда один из детей, посетивших фабрику, проявляет поведение, которое ему или ей не положено, Вилли Вонка произносит тихое, апатичное: «Стоп.
Все эти формы межличностного общения могут принимать восходящее, нисходящее или боковое направление, когда человек участвует в общении на работе.
Практический вопрос
Организационное общение
Общение — это не просто мероприятие один на один, когда человек решает общаться и начинает процесс. Организационная коммуникация может включать другие элементы, элементы, в которых участвует более одного человека.
Формальные сети малых групп
Формальные организации могут быть очень сложными, включая группы, состоящие из сотен человек и нескольких иерархических уровней. Для простоты мы поговорим о трех наиболее распространенных видах малых групп и представим, что в каждой из них по пять человек. Этими тремя общими сетями являются цепь, колесо и все каналы.
На этих диаграммах показано общение в трехуровневой организации, где точкой вверху является руководитель, второй уровень — руководители среднего звена, а третий уровень — подчиненные руководителей среднего звена.
Цепная группа строго следует цепочке подчинения. Как видите, сообщение и коммуникация исходят от одного человека в цепочке и должны перемещаться вверх и вниз по цепочке. Связь в цепной сети обычно имеет умеренную скорость и высокую точность. Появление лидера в этой сетевой ситуации является умеренным, и удовлетворенность участников также умеренная. Эта сетевая функция распространена в командах с жесткой цепочкой подчинения.
Колесная группа менее жесткая. В этом типе сети лидеры общаются с обоими уровнями своих организаций и разрешают общение с обоими уровнями обратно к ним. Связь в колесной сети быстрая, потому что все слышат одно и то же сообщение, и оно отличается высокой точностью. Появление лидера в этой структуре высоко (поскольку все смотрят на одного и того же человека), но удовлетворенность участников часто низка. Эта сетевая особенность характерна для команд с сильными лидерами.
Всеканальная группа позволяет всем уровням группы активно взаимодействовать друг с другом. Связь в многоканальной сети быстрая, а точность умеренная. В многоканальных группах обычно не бывает лидера, а удовлетворенность участников высока. Это общая структура коммуникации, используемая в самоуправляемых командах, где участвуют все члены группы и никто не берет на себя руководящую роль.
Эффективность любой из этих сетей зависит от переменной, которая вас больше всего беспокоит. Структура «колесо» помогает появиться лидеру, но если удовлетворенность участников важнее, лучше выбрать сеть, объединяющую все каналы. Ни одна сеть не является лучшей на все случаи жизни.
Неформальное организационное общение
Конечно, не все общение на рабочем месте будет осуществляться через формальные каналы. Люди будут тяготеть к людям, с которыми они лучше ладят, независимо от того, формируются ли эти личные отношения в рамках организационной структуры.
Хотя в большинстве компаний ходят сплетни и слухи, эти неформальные беседы могут быть полезными, если рассматривать их в правильном свете. Разговоры о сплетнях и слухах, на самом деле, не столько о содержании разговоров, сколько о стрессе. Слухи распространяются по компании, потому что они важны для сотрудников и устраняют двусмысленность, уменьшая тревогу. Секретность в отношении назначения новых менеджеров, изменения организационной структуры и т. д. способствует такому общению.
Менеджеры могут использовать неформальное общение, чтобы лучше контролировать моральный дух своих команд и выявлять проблемы, которые сотрудники считают важными или из-за которых они испытывают стресс. Это фильтр и механизм обратной связи, который, скорее всего, продолжит существовать независимо от того, какие шаги будут предприняты, чтобы его избежать.
Это способы, которыми люди общаются в одиночку или в группах внутри организаций. Разговаривают ли они и взаимодействуют лицом к лицу или отправляют записку, они используют очень традиционные формы передачи сообщений. Но сегодня у нас есть технологии, которые помогают нам общаться, и это немного меняет эту динамику. В следующем модуле мы рассмотрим, как технологии повлияли на организационную коммуникацию.
Пожертвовать!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Руководство по общению в организации
Независимо от того, управляете ли вы крупной корпорацией или небольшой некоммерческой организацией, общение необходимо. Ваши заказчики, клиенты и заинтересованные стороны хотят видеть в ваших сообщениях профессиональное отношение и ясность. Лучшие бизнес-лидеры создают открытые и честные рабочие отношения и укрепляют доверие посредством организационного общения.
Но общение на рабочем месте касается не только ваших клиентов. Это касается и ваших сотрудников. Сотрудники лучше всего проявляют себя, когда у них прозрачные отношения друг с другом и со своими менеджерами. Возможность выражать свое мнение, делиться мыслями и доверять полученной информации — это абсолютный минимум на рабочем месте.
Для большинства из нас общение становится более сложным, чем когда-либо. Широкомасштабная удаленная работа означает, что многие команды работают вне офиса. Общение лицом к лицу похоже на прошлое, и мы больше полагаемся на электронную почту, мгновенные сообщения и каналы социальных сетей для общения. Таким образом, для всех команд важно использовать наилучшие технологии, такие как RingCentral Glip™, чтобы общение не подвело их.
Организационная коммуникация важна во всех отраслях. Но что это такое и как это может вам помочь?
Что такое организационная коммуникация?
Организационная коммуникация — это термин, используемый для определения коммуникации, происходящей в бизнес-среде. Но это еще не все.
Корни организационной коммуникации лежат в области исследований, которая годами привлекала исследователей. Работы Герберта А. Саймона и У. Чарльза Реддинга проложили путь для дальнейшего анализа и привели в движение теорию коммуникации.
Те, кто интересуется академической областью изучения коммуникаций, могут получить степень доктора наук. Хотя это может привести к карьере профессора коммуникации, это также может привести к карьере в следующих бизнес-ролях:
- Консультанты
- Директора по маркетингу
- Области управления проектами
- Человеческие ресурсы
Это потому, что коммуникация необходима в бизнесе. Организационное общение носит не только академический характер: оно распространено на любом рабочем месте. В большинстве объявлений о вакансиях в качестве требования упоминаются коммуникативные навыки, а отдел кадров должен проводить семинары и тренинги по коммуникации, чтобы обеспечить эффективное общение на каждой должности.
4 примера организационной коммуникации
Когда речь идет об организационной коммуникации, единого простого ответа не существует. Если бы это было так, в исследованиях организационной коммуникации не было бы необходимости.
В организациях с эффективной организационной коммуникацией есть ряд методов, позволяющих сделать это правильно. Вот несколько примеров эффективной организационной коммуникации:
1. Групповые встречиСобрания команды являются важной частью организационного общения. Все команды должны регулярно обмениваться идеями, запрашивать обратную связь и свободно высказывать свое мнение.
Несмотря на то, что встречи команды чаще всего происходят лично, они также могут проходить виртуально. В RingCentral мы стремимся помочь сотрудникам эффективно работать из любого места. Благодаря этому мы сделали видеовстречи проще, чем когда-либо, с помощью RingCentral Glip.
Совещания в формате HD с участием до 200 участников, система безопасности корпоративного уровня, которая шифрует все ваши разговоры, и инфраструктура операторского класса, которая позволяет вам постоянно оставаться в сети, делают встречи по созданию команды максимально естественными. Кроме того, вы можете легко поделиться экраном, чтобы все были на одной странице. Не позволяйте расстоянию помешать вам объединить вашу команду.
2. Обучение удаленной работеДеловое общение может быть затруднено, если сотрудники не используют одно и то же рабочее пространство. Таким образом, лучшие компании проводят обучение удаленной работе, чтобы все сотрудники знали, как общаться.
3. Обратная связьУспешный бизнес создает среду, в которой приоритет отдается общению сотрудников. Таким образом, они всегда стремятся улучшить методы организационной коммуникации и поощрять обратную связь. Они используют качественные и количественные данные, чтобы улучшить компанию и улучшить системы связи.
4. Общественные мероприятияЭффективное общение невозможно, если коллегам неловко или неудобно друг с другом. Социальные мероприятия, такие как командообразующие упражнения, помогают создавать открытые, честные и профессиональные отношения и показывают сотрудникам эффективные способы общения.
Успешная организация формирует отношение сотрудников, организуя общественные мероприятия и поощряя их к взаимодействию. Социальные мероприятия создают позитивную организационную культуру и поднимают настроение сотрудников.
Какие существуют виды организационной коммуникации?Организационную культуру можно разделить на следующие четыре категории:
- Официальное и неформальное общение
- Направленная связь
- Внутренняя и внешняя связь
- Устное и письменное общение
Источник
И в каждой организационной структуре есть ряд подкатегорий, которые вступают в игру. Рассмотрим основные виды общения.
Официальное и неформальное общениеЭта категория довольно проста. Все дело в языке и тоне, который организация использует при общении. Корпоративная коммуникация требует способности оценить, какой уровень формальности требуется в конкретной ситуации.
Официальное сообщениеФормальное общение часто используется при общении с покупателями и клиентами, особенно во время официального пресс-релиза. Формальное общение имеет тенденцию следовать определенной организационной структуре, такой как массовая коммуникация в тщательно продуманной кампании по электронной почте или на встрече. Его можно использовать в следующих случаях:
- Пресс-релизы
- Вакансии
- Электронная почта для всей компании
Ключом к официальному общению является профессионализм. Он требует тщательной формулировки и коммуникационной стратегии. Стратегическая коммуникация делает недопонимание маловероятным и повышает вероятность успеха организации. Однако официальное общение иногда может показаться неестественным и безличным.
Неформальное общениеНеформальное общение, также известное как общение по принципу «виноградной лозы», не менее важно, поскольку это наиболее распространенный способ внутриорганизационного общения. Сотрудники используют неформальное общение для связи друг с другом, чтобы:
- Личные встречи на командных собраниях
- Задавайте вопросы в приложениях для обмена сообщениями
- Делитесь работой по электронной почте
Многие организации отдают предпочтение неформальному общению, а не формальному, поскольку это помогает сотрудникам лучше контролировать свою рабочую нагрузку. Однако недопонимание более вероятно, поскольку неформальное общение менее стратегическое. Таким образом, для организаций, регулярно использующих неформальное общение, важно иметь руководства или справочники для сотрудников по методам общения.
Направленная связьИсточник
Организационная коммуникация направлена. Это означает, что способ нашего общения меняется в зависимости от позиции человека, с которым мы разговариваем. Существует три типа направленной связи: нисходящая, восходящая и горизонтальная/латеральная.
Направленная связь — нисходящая
Нисходящее общение относится к общению сотрудника с другим сотрудником, занимающим более низкую должность. Нисходящая коммуникация чаще всего используется в учебном смысле, например:
- Руководитель обсуждает выполнение работы с рядовым сотрудником
- Генеральный директор рассылает массовую рассылку о предстоящих изменениях
- Менеджер делегирует задачи на собрании команды
На большинстве рабочих мест нисходящие коммуникаторы осуществляются через электронную почту или сообщения. Тем не менее, они также могут проходить с помощью видеозвонка или лицом к лицу.
Направленная связь — вверх
Восходящая коммуникация — это обратная нисходящая коммуникация. Чаще всего он используется в следующих ситуациях на рабочем месте:
- Передовой сотрудник, обращающийся к менеджеру за советом или руководством по заданию
- Сотрудник, дающий отзыв руководителю или менеджеру
- Передовой сотрудник делится информацией с руководителем
Общение снизу вверх эффективно, потому что оно может помочь создать более равноправное рабочее место. Когда организация поощряет сотрудников рассказывать о своем опыте высшему руководству и вносить предложения по улучшению, она, скорее всего, увидит более вовлеченных сотрудников и повышение производительности.
Направленная связь — горизонтальная
Горизонтальное общение относится к общению сотрудников на одном иерархическом уровне. Это может произойти в следующих ситуациях:
- Встреча команды для обмена идеями
- Сотрудник обращается к коллеге за советом или поддержкой
- Менеджеры отчитываются перед другими менеджерами о результатах задач своих команд
Горизонтальное общение часто происходит лицом к лицу. Однако по мере того, как все больше компаний работают удаленно, сотрудникам необходимо находить быстрые и эффективные способы общения через экран. Каналы связи, такие как службы группового обмена сообщениями, позволяют сотрудникам общаться в горизонтальном чате в течение дня, независимо от того, где они находятся.
Внутренняя и внешняя связь
Коммуникации в организациях также можно разделить на внутреннюю и внешнюю коммуникацию. Это относится к типам людей, с которыми общаются сотрудники.
Источник
Внутренняя связь
Внутренние коммуникации сосредоточены на том, как сотрудники взаимодействуют друг с другом. Это общение на рабочем месте может включать следующее:
- Профессиональное сотрудничество через многочисленные каналы связи, такие как видео, электронная почта или чат
- Модули обучения сотрудников, такие как курсы по принятию решений или двусторонние обзоры
- Обмен сообщениями о миссии организации
- Межличностное общение между руководством и работниками
- Социальная деятельность на рабочем месте
Внутреннее общение сосредоточено на вовлечении сотрудников и общении с ними. Компании должны гарантировать, что сотрудники могут сблизиться и установить эффективные профессиональные связи. Это может быть более сложной задачей для крупных организаций или тех, которые поощряют сотрудников работать из любого места.
Внешняя связь
Внешняя коммуникация относится к тому, как организация общается с внешним миром. В том числе:
- Объявления по связям с общественностью, например, в социальных сетях, на телевидении или радио
- Маркетинговые материалы
- Брендирование товаров или услуг
- Публикации о вакансиях и найме, включая рекламу LinkedIn или кампании по набору персонала
- Общение с заинтересованными сторонами
- Служба поддержки клиентов
Внешняя коммуникация важна для создания бренда, а также для поддержания прочных отношений с клиентами. Во всех внешних коммуникациях должен быть общий тон, чтобы показать целостный образ организации. Он должен соответствовать миссии организации, этике и отрасли. Кроме того, наличие четких инструкций о том, как общаться с клиентами, обеспечивает постоянное и качественное обслуживание клиентов.
Устное и письменное общение
Последней категорией при анализе организационной коммуникации являются устная и письменная коммуникация. Оба типа используются регулярно и играют большую роль в организационном успехе.
Устное сообщениеВажна устная (разговорная) коммуникация. Это то, как человек общается лицом к лицу со своими коллегами, сотрудниками или клиентами. Межличностное общение опирается на язык тела, зрительный контакт и жесты, а также на произносимые слова. Сотрудник может использовать устное общение на сеансе один на один, на собрании небольшой группы или перед большим скоплением людей. Таким образом, устное общение помогает нам формировать более прочные отношения и укреплять доверие.
Удаленная работа может означать, что устное общение будет более сложным. Но, учитывая его важность в построении и поддержании профессиональных отношений, он все же необходим. Многие организации полагаются на видеосвязь, чтобы команды могли оставаться на связи и поддерживать межличностное общение.
Письменное сообщениеПисьменное общение также важно при ведении бизнеса. Это происходит через электронную почту, мгновенные сообщения и социальные сети и может быть как формальным, так и неформальным.
Письменное общение имеет ряд преимуществ перед устным. Например, у сотрудника есть больше времени, чтобы обдумать свой ответ и убедиться, что он соответствует руководящим принципам компании. Письменное общение менее импульсивно и поэтому может быть более стратегическим.
Однако письменное общение может иметь и свои недостатки. Может быть сложнее изобразить личность компании, и организации рискуют потерять тон голоса, если письменное сообщение используется многими сотрудниками. Вот где справочник полезен.
Почему важна организационная коммуникация?
Организационная коммуникация имеет важное значение в построении бизнеса. Падение организации часто является результатом неэффективной коммуникации.
Никогда нельзя упускать из виду организационную коммуникацию. Вот несколько причин, почему:
Вовлечение сотрудников
Сотрудники, которые чувствуют, что их голос услышан, в 4,6 раза чаще чувствуют себя способными выполнять свою работу наилучшим образом. Хорошая организационная коммуникация может помочь сотрудникам чувствовать себя более вовлеченными в свою работу и бизнес в целом. Они, скорее всего, найдут свою роль более удовлетворительной, почувствуют доверие своего работодателя и будут более мотивированы на достижение целей и удовлетворение клиентов. Сильная коммуникация также означает, что сотрудники будут лучше понимать бизнес и свою роль в нем.
Связи с общественностью
T Здесь нет секретов в бизнесе, будь то крупная корпорация или некоммерческая организация. Когда клиент слышит что-то негативное, это снижает доверие к бизнесу и может оттолкнуть его. Эффективная внутренняя и внешняя коммуникация может снизить вероятность такого негатива и, если проблема все же возникает, хорошо с ней справиться.
Уменьшение недопонимания: Организационная коммуникация гарантирует, что все члены организации находятся на одной волне. Это снижает вероятность недопонимания или недопонимания. Сотрудники знают, как общаться со своими клиентами и не будут случайно делиться неверной информацией. Таким образом, у бизнеса меньше шансов потерять клиентов, получить юридические споры или заработать плохую репутацию.
Как вы управляете организационной коммуникацией?
Все предприятия должны иметь план организационной коммуникации. Коммуникационная стратегия предполагает, что каждый в бизнесе должен играть свою роль и вносить свой вклад. В том числе:
Генеральный директор и старшие менеджеры: те, кто находится на вершине иерархии рабочих мест, несут ответственность за установление тона и культуры. Эти организационные лидеры должны показывать пример.
Отделы кадров: специалисты по кадрам должны подавать пример и создавать документы и руководства для других сотрудников. Они всегда должны быть доступны для получения обратной связи и должны серьезно относиться к любым жалобам или опасениям.
Руководители и руководители групп. Те, кто отвечает за управление командами, должны создавать пути для эффективного общения, организовывать встречи и быть готовыми слушать не меньше, чем говорить.
Все сотрудники и передовой персонал: все остальные члены организации должны общаться, слушать и при необходимости давать обратную связь. Те, кто сидит сложа руки, когда возникает проблема, не могут рассчитывать на ее решение, если не сообщат о своих опасениях. Отношение сотрудников может иметь огромное влияние на повседневную деятельность компании, поэтому убедитесь, что их слышат.
Коммуникационная стратегия каждой организации будет разной. Однако во всех стратегиях организационной коммуникации должны использоваться следующие элементы:
Обучение
Обучение важно для организационной коммуникации. Сотрудники должны быть обучены коммуникационной политике компании, а также письменному и устному общению. А когда дело доходит до удаленной работы, они должны знать, как общаться с помощью командных приложений для обмена сообщениями и видеозвонков.
Справочник сотрудника
Организационная коммуникация также зависит от правильных ресурсов. Сотрудники должны иметь доступ к справочнику, в котором есть этический кодекс, рекомендации по общению с клиентами и клиентами, а также четкая политика в отношении социальных сетей.
Ответы на вопросы
Эффективная организационная коммуникация зависит от действий. Сотрудники не будут доверять своим менеджерам, если они постоянно сообщают о проблемах и не видят изменений. Таким образом, коммуникационная стратегия организации должна включать в себя реагирование на проблемы сотрудников и клиентов и принятие мер в связи с проблемами. В противном случае обида будет расти, и сотрудники не будут чувствовать себя ценными.
Работа с внешними носителями
Организационная коммуникация касается не только вашей внутренней команды — вам также нужно подумать о внешних средствах массовой информации. Отдел кадров, отдел по связям с общественностью и команда по контенту должны быть в состоянии писать пресс-релизы и разрабатывать официальные правила взаимодействия с внешними СМИ. Если возникает проблема, важно быстро отреагировать и четко обозначить свою позицию.
Результаты измерения
Данные важны для организационной коммуникации. Все организации должны измерять качественные и количественные данные, такие как текучесть кадров и удовлетворенность сотрудников, чтобы создать более эффективное рабочее место. На эти результаты всегда нужно воздействовать. В противном случае опросы бессмысленны.
Не забывайте об организационной коммуникации
Организационная коммуникация является основой любой бизнес-стратегии.