Классификация видов общения в психологии: 📖 32. Виды общения. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 32. Читать онлайн

Содержание

Вопросы к экзамену по дисциплине «психология общения» Функции общения Классификация видов общения

Вопросы к экзамену по дисциплине «психология общения» Функции общения Классификация видов общения

Скачать 30,68 Kb.

Дата27.05.2016
Размер30,68 Kb.
#52182
ТипВопросы к экзамену
ЧОУ СПО «Современный бизнес колледж»
Специальности: 120714 «Земельно-имущественные отношения»

Дисциплина: Психология общения

Форма контроля: экзамен 2 курс 3 семестр

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»


  1. Функции общения

  2. Классификация видов общения

  3. Коммуникативная сторона общения

  4. Средства общения

  5. Перцептивная сторона общения

  6. Интерактивная сторона общения

  7. Транзактный анализ Э. Берна. Виды транзакций

  8. Невербальные средства общения

  9. Межличностное общение: основные характеристики

  10. Межличностное влияние: содержание и формы

  11. Межличностные отношения

  12. Эмпатия, идентификация, рефлексия как механизмы межличностного общения

  13. Уровни межличностного общения

  14. Приемы эффективного слушания

  15. Психологическое манипулирование

  16. Вербальные и невербальные компоненты коммуникации.

  17. Обратная связь в общении.

  18. Основные характеристики взаимодействия людей. Виды и типы взаимодействия.

  19. Классификации коммуникативных барьеров и их характеристика.

  20. Представленность личности в общении (самораскрытие, самопредъявление).

  21. Механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия).

  22. Классификации уровней и видов общения.

  23. Механизмы воздействия в процессе общения.

  24. Техники активного слушания.

  25. Психологическая характеристика воздействия и влияния в процессе общения. Сходство и различия содержания понятий.

  26. Феномен личного влияния. Типы влияния.

  27. Стратегии и тактики влияния.

  28. Эффективное разрешение конфликтов в разных сферах жизнедеятельности.

  29. Факторы успешного общения. Стили общения.

  30. Убеждающее воздействие в общении.

  31. Использование транзактного анализа в оптимизации общения.

  32. Психологические особенности речевого общения.

  33. Основные стороны общения и их взаимосвязь

  34. Невербальные средства общения

  35. Основные элементы вербального общения и их характеристика

  36. Сущность рефлексивного и нерефлексивного слушания

  37. Барьеры общения

  38. Механизмы психологической защиты

  39. Значение «эмпатии» для эффективного общения

  40. Функции и стороны общения

  41. Механизм обратной связи и его роль в процессе общения

  42. Соотношение позитивных и негативных функций конфликтов.

  43. Конструктивные функции конфликтов.

  44. Деструктивные функции конфликтов.

  45. Классификация конфликтов

  46. Влияние конфликтов на личность субъекта.

  47. Общая характеристика структуры конфликтной ситуации.

  48. Основные участники конфликта.

  49. Стратегии и тактики оппонентов конфликтной ситуации.

  50. Динамика конфликта, её этапы.

  51. Модели поведения личности в конфликте.

  52. Особенности устранения конфликта. Необходимые условия для успешного устранения конфликта.

  53. Общая характеристика управления конфликтам.

  54. Виды управления конфликтом.

  55. Прогнозирование конфликтов.

  56. Принципы управления конфликтом.

Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи.

Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Скачать 30,68 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Массовое общение — это.

.. Виды, формы и примеры массового общения

Массовое общение — это… Виды, формы и примеры массового общения

Психологические проблемы всегда занимали значительное место в жизни каждого человека, хотя иногда и вовсе незаметно. Каждое наше действие оправдано определенным психологическим поведением. Применимо ли это также к общению? Чем отличается межличностное общение от массового? Это тема данной статьи.

Содержание

  • 1 Классификация
  • 2 Конкретные виды
  • 3 Другие типы массового общения
  • 4 Сложности
  • 5 Типы и виды
  • 6 Техника
  • 7 Телефонные разговоры
  • 8 Манипуляции
  • 9 Фатическое общение
  • 10 Средства массовой информации
  • 11 Психология общения

Классификация

Массовые коммуникации в принципе не отдельный вид. Психология подразумевает ряд таких типов, каждый из которых имеет свое название и характеристики. Общение — довольно сложный процесс. Именно поэтому он делится на следующие виды:

  1. Во-первых, требуется общение. Именно эти межличностные контакты, те люди, без которых совместная деятельность практически сведена к нулю.
  2. Желательные контакты. Такие контакты позволяют решить проблему и в исключительно выгодном для вас свете. Решение любых образовательных, производственных и иных отношений невозможно без желаемого общения.
  3. Нейтрально. Нельзя сказать, что эти контакты положительные, но и отрицательного в них тоже нет. Это всего лишь общение между людьми, которое ежедневно не приводит ни к какому результату, решительному или простому. Такое общение не мешает, но и не приводит к необходимому удару.
  4. Нежелательное общение. Успешный исход поставленных задач крайне затруднен, взаимодействие весьма неблагоприятно сказывается на решении проблем. Такое общение может привести к дальнейшим проблемам.

Кстати, именно общение ведет к продуктивности. Почти все люди хотели бы повысить продуктивность дня, недели, месяца и даже года и добиваться этого различными способами, не зная, что простое общение действительно может повысить продуктивность. Иногда наша продуктивность увеличивается после общения с кем-то, кто нас вдохновляет и помогает нам двигаться вперед. А иногда, только посетив урок и выслушав мнение других людей, вы делаете какие-то выводы, которые также приводят к повышению вашей успеваемости в целом.

Конкретные виды

Взгляд читателя не мог упустить момент, что среди вышеупомянутых видов общения нет абсолютно никакого упоминания о межличностном и массовом общении. Однако эти два типа стали наиболее заметными в этой категории психологии, поэтому стоит их выделить.

С межличностным общением все довольно просто. Он довольно легко проявляется в моменты разговоров (взаимодействий) с вашими прямыми контактами. Они также легко регулируются любыми общими правилами общения, учитывая при этом интересы каждой стороны.

В межличностном общении используются различные методы: от лингвистических и неязыковых способов общения до целых механизмов воздействия и психологического воздействия на человека. Такое воздействие тоже довольно часто встречается в общении, но о нем мы поговорим в другом абзаце.

Самое важное, что следует подчеркнуть в межличностном общении, — это то, что люди, которые вступают в контакт через этот тип персонала, всегда имеют свои собственные четкие внутренние цели, осознают свои потребности и только серьезно относятся к своим ценностям.

И хотя после того, как партнеры по общению могут привыкнуть друг к другу и даже успеют изменить свои четкие позиции, стоит понимать, что когда приходит время принимать важное решение, они могут никогда не прийти к единому мнению.

Перейдем к массовым коммуникациям — теме нашей статьи.

Массовая коммуникация — это тип, при котором контакт происходит на определенном пространственно-временном расстоянии. Простой пример: человек может воспринимать любую информацию из прошлого века, из прошлой эпохи, абсолютно любую. Однако в то время он не может отправить какую-либо информацию.

Литература может быть еще одним примером массовой коммуникации. Это передача информации из прошлых времен через произведения: стихи, романы, стихи и так далее. Многие музыкальные произведения также содержат некоторую информацию. Такое общение еще называют опосредованным.

Психология утверждает, что с помощью такого общения человек может научиться чувствовать себя единым целым с окружающим его обществом, понимать ситуацию, чувствовать все события, происходящие в мире. Это также полезно для того, чтобы стать частью человеческой культуры и неотъемлемой частью общества в целом. Именно поэтому такое общение называется массовым: оно направлено на объединение целой массы людей.

Другие типы массового общения

Помимо того, что человек постоянно получает информацию от своих, так сказать, предков, существует множество других факторов, которые можно назвать массовыми коммуникациями.

Например, возьмите любой семинар, тренинг, лекцию, вебинар и многие другие способы общения с большой аудиторией. Сам процесс происходит через обращение лидера к нескольким людям. При этом они могут задавать вопросы, выражать свое мнение, будь то дискуссия или дискуссия.

Этот формат явно отличается от личного общения — когда вы контактируете с человеком. Мы знаем собеседника в этом случае, можем долго с ним общаться, знаем его положительные и отрицательные качества и так далее. Что мы, очевидно, не можем сделать со всей аудиторией.

Еще одно отличие, которое не позволяет нам называть личную и массовую коммуникацию одинаково, заключается в том, что, когда мы разговариваем с человеком, мы можем выбрать его пол, возраст, расу, внешние факторы, национальность, предпочтения, мнения, привычки и качества. Поверьте, если вам когда-нибудь придется проводить тренинг, вам будет крайне сложно выбрать аудиторию одинаково по всем параметрам. Люди просто придут к вам, и вы не сможете от них избавиться. У всех этих людей совершенно разные взгляды, предпочтения и опыт.

Сложности

Психология массового общения настолько интересна, что представляет определенные трудности. Это часто замечают те, кто занимается данной областью психологии и активно практикует данный вид общения.

Как уже было сказано, уроки и учебные курсы предусматривают взаимодействие учителя и публики. А аудитория — это люди, у каждого из которых свой личный взгляд на ситуацию, свои выводы и мировоззрение.

Так что сложность вовсе не в том, чтобы собрать всех этих людей вместе. Век технологий позволяет делать это быстро и эффективно. Проблема в том, чтобы угодить каждому из них, порадовать всех, кто пришел, своим отношением и своей информацией. Это самая основная трудность массовой коммуникации. Это то, чему они учатся много лет, изучая не только необходимую информацию, но и многие психологические аспекты поведения и общения с людьми, искусство привлечения внимания и привлечения взглядов на себя. Мы должны заставить людей слушать, а это значит работать над дикцией и, что немаловажно, над харизмой.

Типы и виды

Однако, если различать межличностное общение и массовое общение, эти два типа также можно разделить на несколько типов.

Все мы знаем, что любое общение состоит не только из потоков информации, но и из потоков чувств. Эти чувства также могут быть положительными и отрицательными. И этот фактор касается не только массового, но и личного общения.

Три примера массовой коммуникации:

  • Конфликт. Когда человек находится в личных или массовых конфликтных отношениях. Это означает, что он не получит решения проблем или других проблем из-за сложившейся ситуации или негативных эмоций.
  • Надежный. Отношение на очень позитивном уровне, легко найдешь компромисс в случае неприятной ситуации.
  • Бизнес. Такое отношение может быть конфиденциальным и конфронтационным только на личном уровне. В случае массового общения на деловую тематику конфликтная ситуация (или, наоборот, поощрение в чьем-то конкретном направлении) возникает очень редко и неуместна.

С помощью трех примеров массовой коммуникации вы легко сможете определить, на каком уровне контакта с людьми вы или окружающие оказываетесь в различных ситуациях.

Техника

Массовая коммуникация — это способ обращения к людям, где практически невозможно или очень сложно не использовать современные технологии.

Представьте себе ситуацию: вы пришли на конференцию, которую хотели посетить 100 человек. Есть места, все расселись и готовы слушать. Но никто, кроме первых рядов, не услышит голоса учителя из-за общего шума и отсутствия микрофона. На таких мероприятиях следует планировать не только общие организационные проблемы, но и проблемы с техническим оснащением. Микрофон (а еще лучше, если это камера, способная увеличивать изображение говорящего) значительно облегчит прослушивание информации. По сути, все это можно назвать средством массовой коммуникации.

Телефонные разговоры

У некоторых может возникнуть вполне понятный вопрос: если массовая коммуникация предполагает общение на расстоянии, а иногда и на некотором расстоянии во времени, то, например, телефонные разговоры являются таким видом общения?

Да, это правда. И телефонные разговоры, и все виды переписки — это массовые коммуникации. Почему массовое, а не личное? Если это ваша личная переписка, то, очевидно, это личное общение. В противном случае, скажем, групповой телефонный разговор или общий чат можно было бы охарактеризовать как массовое общение.

Манипуляции

Наверное, каждый слышал о таком психологическом эффекте, как манипуляция. Чаще всего, конечно, через личный контакт. Однако есть много случаев, когда вся общественность «подвергалась» влиянию опытного манипулятора.

Поэтому простые манипуляции с сознанием людей могут стать формой массовой коммуникации. Обычно это происходит под влиянием той же репродукции или текста, который читает говорящий. Считается, что легче манипулировать группой людей, чем одним человеком. Произойти это может по той простой причине, что происходит банальная цепная реакция. Подобно тому, как вся аудитория начинает болеть за одного человека, воздействие на сознание человека повлияет на сознание каждого. Это действительно так, знают только опытные манипуляторы и психологи.

Фатическое общение

Другой вид массовой коммуникации — фатический. Хотя он и не является прямым элементом массового контакта, он также является обычным явлением.

Усталость от массовых коммуникаций — это глупые, почти полностью бессмысленные разговоры и обсуждения, темой которых являются короткие предложения, иногда бросаемые без разбора.

Этот тип обычно встречается в определенных местах, где людям просто нечем заняться от скуки. Также важно отметить, что коммуникация пытается подчиняться некоторым нормам морали и этики, так что дальше ничего не идет.

При этом информационный и интеллектуальный уровень такого разговора не слишком высок.

Средства массовой информации

Массовую коммуникацию неспроста называют опосредованной. Из названия следует, что такой контакт происходит «через» использование любой сферы: социальной, технологической и так далее.

На самом деле мало кто знает, что массовые коммуникации — это тоже средства массовой информации. Все вполне логично. Подобно тому, как лектор общается с аудиторией с помощью микрофона, репортер общается с очень широким кругом людей, используя не только микрофон, но и профессиональную камеру, а также услуги операторов и режиссеров.

Кстати, журналист, пишущий статью в газету, использует фактор массовой коммуникации наравне со всеми. Он также «обращается» к большой аудитории, пытаясь передать любую информацию.

В этом случае мы можем легко сказать, что как массовые коммуникации, так и любые другие коммуникации могут иметь последствия и нести ответственность. Это уже отдельная тема для обсуждения, но важно знать, что любой контакт не должен заканчиваться ужасными последствиями, чтобы избежать этой ответственности.

СМИ неоднократно обвинялись в ненадлежащем обращении с информацией, в том, что они могли быть искажены, изменены, раскрыты личная информация или загружены фотографии и видео без разрешения правообладателя. А сколько жалоб было после того, как пользователи нашли оскорбление в их сторону в статьях и трансляциях!

Проще говоря, любой пример массовой коммуникации может иметь разные последствия.

Психология общения

В мире существует множество различных психологических аспектов, которые построены друг на друге, зависят друг от друга и противоречат друг другу.

Но, конечно, главным в психологии всегда было общение. Просто потому, что без этого не было бы психологии. Тем не менее, общение — это всего лишь маленькая причуда в огромном списке всевозможных контактов в обществе.

Но также нельзя сказать, что без него будет лучше или легче. В психологии все зависит друг от друга, и даже массовая коммуникация связывает целые группы людей, заставляет их взаимодействовать друг с другом, совершает какие-то общие действия и действия, а затем также освещает их в СМИ. Все это помогает делать виды общения напрямую.

Опосредованная массовая коммуникация не только объединяет всех в одном месте, но и является фактором обсуждения данной темы. Он служит отличным источником информации, как ни странно. Однако любая трансляция в СМИ, тренинг, вебинар, лекция, встреча и собрание — все это было создано для того, чтобы человечество могло владеть и передавать информацию.

Возможные психологические факторы — неотъемлемая часть жизни каждого человека, даже если на первый взгляд может показаться обратным.

Встреча порождает общение, а общение порождает взаимодействия, действия, отношения между людьми и многое другое.

Итак, мы проанализировали основные виды общения: массовое, межличностное и любое другое. Дано краткое описание этих видов человеческой деятельности. В статье также приведены примеры массовой коммуникации. Характеристики и возможности того или иного типа были описаны выше.

Поделиться:

  • Предыдущая записьОсновные виды политической идеологии, типы, формы и признаки
  • Следующая записьЛеонтьев А. Н., «Теория деятельности»: кратко о главном

×

Рекомендуем посмотреть

Adblock
detector

Полное руководство по ненасильственному общению

Является ли наше общение насильственным?

Если мы определим насилие как причинение вреда себе и другим, то многое из того, как мы общаемся друг с другом, может соответствовать этой характеристике.

Все люди обладают врожденной способностью к состраданию, но легко потерять эту способность в стремлении добиться своего. Но когда мы добиваемся своего через страх, вину, стыд или принуждение, мы с такой же вероятностью пострадаем, как и те, кто уступает нашей воле.

Жестокое общение не обязательно должно быть злонамеренным; часто это происходит автоматически и привычно. В этой статье мы рассмотрим ненасильственное общение (ННО) — процесс, с помощью которого мы можем научиться ясно и честно выражать себя, прислушиваясь к своим потребностям и нуждам других.

Читайте об основах ННО и способах применения этих навыков в различных сферах повседневной жизни.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивному общению (PDF). Эти научно обоснованные инструменты помогут вам и тем, с кем вы работаете, улучшить социальные навыки и установить более тесные связи с другими людьми.

Эта статья содержит:

  • Что такое ненасильственное общение? 3 примера из реальной жизни
  • Как это практиковать: 4 шага
  • Обучение ННО: 5 рабочих листов
  • 3 полезных упражнения и игры
  • Взгляд на ННО в отношениях и парах
  • Использование ННО в бизнесе
  • Заметка о медитации ННО
  • 3 книги по теме
  • 3 содержательных подкаста
  • Соответствующие ресурсы PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое ненасильственное общение? 3 Примеры из реальной жизни

Ненасильственное общение (ННО) — это процесс общения, созданный психологом Маршаллом Розенбергом. Это сборник идей о сострадательном человеческом поведении, упакованный для удовлетворения потребностей современности.

Розенберг называет ННО « языком сострадания », но подчеркивает, что ННО — это больше, чем процесс или язык (Rosenberg & Chopra, 2015). NVC, заявляет он, это « постоянное напоминание о том, чтобы сосредоточить наше внимание на том месте, где мы с большей вероятностью получим то, что ищем » (Rosenberg & Chopra, 2015).

В следующем разделе мы расскажем, как начать практиковать ННО. А пока давайте начнем с репрезентативных примеров. Общение, как вербальное, так и невербальное, представляет собой форму обмена и переговоров между партнерами. Мы можем совершать эти обмены с состраданием или без него.

ННО основано на предположении, что сострадательное общение дает другие результаты, чем бессострадательное общение, и что эти различия оказывают значительное влияние как на индивидуальном, так и на общественном уровне (Rosenberg & Chopra, 2015).

ННО можно использовать в интимных отношениях, семьях, школах, организациях, учреждениях, терапии и консультировании отношений, дипломатических и деловых переговорах, спорах и конфликтах любого характера (Rosenberg & Chopra, 2015, стр. 4). Далее следует несколько примеров ННО из работ Розенберга.

1. ННО в школе

Учительница специального образования использует ННО в своем классе. Она научила этому искусству и своих учеников. Ребенок в ее классе с поведенческими проблемами все больше раздражает учителя. Этот ребенок становится агрессивным, когда другие ученики подходят слишком близко к его парте (плюют, ругаются, колют карандашом).

Когда учитель предлагает ему использовать ННО, он останавливается, меняет позу и поведение и говорит: « Не могли бы вы отойти от моего стола? Я злюсь, когда ты стоишь так близко ко мне ». Другой ребенок отвечает тем же. Сама используя ННО, учитель осознает неудовлетворенные потребности, лежащие в основе ее разочарования в ребенке.

Тратя так много времени на управление поведением, она задушила чувство свободы и творчества в классе. Понимая это, она учится более эффективно и сострадательно реагировать на ученика (Rosenberg & Chopra, 2015, стр. 7).

2. ННО в медицине

Врач использует ННО со своими пациентами, чтобы понять их потребности. Ее пациенты имеют сложные пожизненные заболевания, такие как гемофилия и СПИД.

Этот врач использует ННО, чтобы показать неподдельный интерес к своим пациентам, помогая им получать удовольствие от повседневной жизни. Этот интерес чувствуется в ее пациентах, которые выражают ей благодарность. В свою очередь, врач чувствует прилив энергии и мотивации, в то же время испытывая повышенную способность видеть своих пациентов целостно, как людей, определяемых факторами, не зависящими от их диагнозов (Rosenberg & Chopra, 2015).

3. ННО в международных отношениях

Сам Розенберг использовал ННО во время презентации в лагере беженцев в Вифлееме, когда один из слушателей перебил его, назвав его «убийцей» (Розенберг, американец, рассматривался как представитель своей страны , который поставляет оружие в Израиль).

Розенберг использовал ННО, чтобы сопротивляться импульсу защитить себя и выслушать этого человека. Слушая, он понял, что этот человек хотел того же, что и все остальные: чистого и безопасного места для жизни, качественного образования для своих детей, политической свободы и автономии.

Это прослушивание привело к разрядке гнева мужчины. Он начал видеть в Розенберге человека, а не «американца». Результатом этого обмена стало приглашение Розенберга на ужин в доме этого человека (Rosenberg & Chopra, 2015, стр. 15).

Как практиковать: 4 шага

Ненасильственное общение состоит из четырех шагов и двух частей (Rosenberg & Chopra, 2015):

1. Наблюдения

ННО делает упор на наблюдение без суждения. Это означает представление простых фактов, которые мы наблюдали. Например, вместо того, чтобы говорить « Ты часто не слушаешь, когда я говорю », можно сказать: « Сегодня на нашей встрече я заметил, что ты разговариваешь по телефону ».

Обучение практике ННО предполагает умение отделять то, что вы наблюдаете, от личных оценочных суждений об этом наблюдении. Сохранение этих суждений помогает предотвратить срабатывание защит, открывая возможность обмена, который ведет к пониманию. Делиться этими наблюдениями с другими — это начало ННО.

2. Чувства

ННО предполагает принятие на себя ответственности за свои чувства. Это требует изменения точки зрения на то, как слова и действия других людей влияют на наши чувства. В ННО то, что другие говорят и делают, считается стимулом , но никогда причиной чувств.

Вместо этого именно то, как мы решаем реагировать на эти стимулы, а также наши потребности и ожидания в то время, вызывает возникновение чувств (Rosenberg & Chopra, 2015).

Столкнувшись с негативным сообщением от другого человека, NVC предлагает четыре варианта. Чтобы проиллюстрировать эти варианты, воспользуемся примером критики: « Ты такой эгоист ”:

  1. Прими это на свой счет:
    Я действительно эгоист…
  2. Дайте отпор:
    » Я не эгоист; ты эгоист!
  3. Подумайте о своих собственных чувствах и потребностях:
    Скажите что-то вроде: « Когда я слышу, что вы говорите, что я эгоистичен, мне больно, потому что я нуждаюсь в некотором признании усилий, которые я прилагаю, чтобы учесть ваши предпочтения ». Связывая свои чувства со своими потребностями, говорящий помогает своему партнеру ответить сочувственно.
  4. Учитывайте чувства и потребности другого человека:
    Спросите что-нибудь вроде: « Вы чувствуете боль, потому что вам нужно больше учитывать ваши предпочтения? » (Rosenberg & Chopra, 2015). Этот ответ открывает пространство в разговоре для другого человека, чтобы выразить свои основные потребности.

Чтобы обойти первые две вероятные автоматические реакции, человек, практикующий ННО, должен вместо этого настроиться на третий или четвертый варианты.

Таким образом, человек получает возможность брать на себя ответственность, делая различные выборы при взаимодействии с другими. Делая такой выбор, они с большей вероятностью поймут своего собеседника и удовлетворят свои собственные потребности. Розенберг пишет, что цель обучения сообщать о своих потребностях состоит в том, чтобы достичь стадии, называемой « эмоциональное освобождение » (Rosenberg & Chopra, 2015).

3. Потребности

Делая следующий шаг, ННО устанавливает связь между чувствами и неудовлетворенными потребностями человека. Эти потребности являются общими и фундаментальными для всех людей (Rosenberg & Chopra, 2015). Внешнее выражение чувств, таких как гнев и разочарование, рассматриваются как индикаторы неудовлетворенных потребностей, таких как любовь и принятие.

На третьем этапе ННО человек учится искать эти потребности внутри себя. Обучение ННО способствует этому благодаря практике и расширению словарного запаса чувственных слов, тем самым увеличивая нюансы, с помощью которых люди могут точно определять и описывать свои потребности. Затем спикеры используют эту информацию, чтобы делать эффективные запросы от других.

4. Запросы

Последний шаг NVC — сделать конкретные, выполнимые запросы о вещах, которые обогащают жизнь запрашивающего. Они сделаны таким образом, чтобы человек мог с сочувствием откликнуться на просьбу. Просьбы никогда не востребованы. НКВ всегда считает требования жестокими, запугивающими и настойчивыми, что является источником многих неэффективных и бесполезных коммуникативных обменов.

Запросы в NVC положительные. Это означает просить то, что вы хотите, а не то, чего вы не хотите. Примером этого может быть высказывание: « Я бы хотел, чтобы вы проводили со мной больше времени дома », а не « Я не хочу, чтобы вы проводили так много времени на работе ».

Самый эффективный способ отделить просьбу от требования — включить в заявление свои чувства и потребности. Для этого необходимо осознавать, о чем вы просите и почему вы просите об этом (Rosenberg & Chopra, 2015). Чем яснее ваш запрос, тем больше вероятность, что вы получите то, что просите.

Поскольку ННО представляет собой взаимный обмен, его можно разбить на две части: 1.) Честное выражение посредством четырех компонентов и 2.) Эмпатическое получение посредством четырех компонентов (Rosenberg & Chopra, 2015). Вторая часть зависит от способностей слушать, которые NVC считает столь же важными, если не более важными, чем способности говорить.

Важно помнить, что ННО — это не установленная формула, а нечто адаптированное к каждому отдельному контексту. Суть процесса заключается в сознании четырех компонентов, а не в обмене словами (Rosenberg & Chopra, 2015).

Поскольку ННО — это не просто язык или набор техник, но также эмпатическая позиция, осознание более глубоких потребностей и сострадательное намерение, Розенберг утверждает, что ННО можно проводить молча, без обмена словами между партнерами (Розенберг и Чопра, 2015).

Обучение ННО: 5 рабочих листов

Попробуйте эти пять рабочих листов для обучения ненасильственному общению.

1. Точное слушание Рабочий лист

Слушание — это половина процесса ННО. Используйте рабочий лист «Точное слушание», чтобы улучшить свои навыки слушания, чтобы вы могли лучше определять чувства и потребности, стоящие за словами ваших партнеров.

2. Контрольный список разрешения конфликтов

При использовании NVC в ситуации разрешения конфликтов этот полезный контрольный список разрешения конфликтов поможет вам отслеживать, какие аспекты конфликта были разрешены. Используйте это, чтобы избавиться от незавершенных дел и предотвратить возникновение неразрешенных конфликтов.

3. Рабочий лист: процедуры выхода и повторного входа в гневе

Гнев — это эмоция, которая с наибольшей вероятностью блокирует проявление сострадания. Если гнев сдерживает вас в стремлении использовать ННО, используйте этот рабочий лист «Процедуры выхода из гнева и повторного входа», чтобы изучить стратегию разрядки гнева.

4. ЛОВУШКИ, которых следует избегать, и СОВЕТЫ для достижения успеха

В этом листе перечислены некоторые распространенные ловушки в эмоционально нагруженном разговоре. Рассмотрите этот лист вместе с клиентом, готовящимся к сложному разговору с важным для него человеком.

5. Рабочий лист «Использование я-утверждений»

Использование «я-утверждений» является жизненно важным компонентом ННО, поскольку оно позволяет говорящему владеть своими утверждениями и брать на себя ответственность за свои потребности и чувства. Используйте этот рабочий лист, чтобы помочь себе или своему клиенту в этом важном навыке.

3 Полезные упражнения и игры

Попробуйте эти полезные упражнения, чтобы улучшить свое понимание эффективного общения.

1. Каково было мое намерение?

Иногда конфликты возникают из-за наших намерений совершить действие. Например, когда мы делаем чужую работу по дому, мы можем делать это с намерением помочь облегчить ношу другого человека, или мы можем делать это, чтобы заставить этого человека чувствовать себя виноватым.

Если мы не потратим время на то, чтобы зарегистрироваться и изучить свои намерения, мы можем вызвать конфликт, не осознавая этого. Используйте это упражнение, чтобы лучше понять свои намерения:

  1. Запишите, что вы сделали или сказали.
  2. Опишите действие на бумаге и запишите стоящее за ним намерение.
  3. Копните глубже — были ли другие слои намерения под вашим заявленным намерением?
  4. Оглядываясь назад, вы бы изменили свое намерение? Вы бы изменили то, что вы сделали или сказали? Запишите и исследуйте мысли и чувства, возникшие в результате этого упражнения.

2. Ролевая игра

Ролевая игра подходит для практики ННО. Вы можете вести любую из этих ролевых игр в группе диад или один на один.

  1. Эмпатия/Нет-эмпатия
    Проведите первые пять минут ролевой игры в разговоре с одним ролевым игроком, действующим способом, который воплощает противоположность эмпатии. Поменяться ролями. Затем проведите следующие 10 минут или около того, практикуя ННО. После этого подведите итоги. Что вы чувствовали на каждом этапе? С обеих сторон?
  2. Практика самосочувствия
    Это упражнение особенно полезно перед группой или аудиторией. Попросите смелого ролевого игрока воплотить обе стороны разговора в ННО. Таким образом, они получают практику не только с обеими сторонами, но и с определением своих потребностей и растущим знакомством с тем, как это звучит, когда их потребности удовлетворяются.

3. Карточные игры ННО

Компоненты ННО были преобразованы в несколько различных карточных игр, которые отлично подходят для детей, пар и групп, развивающих эти навыки.

Если вы заинтересованы в дополнительных коммуникативных упражнениях и играх для работы с вашими клиентами, см. наш раздел ресурсов PositivePsychology.com ниже.

Взгляд на ННО в отношениях и парах

Отношения могут быть большим источником радости и удовлетворения или стресса и страданий.

Эффективное общение в отношениях помогает парам улучшить и укрепить свои любовные отношения, в то время как неэффективное общение может вызвать конфликты и разногласия между партнерами.

NVC составляет основу Программы общения пар, ориентированных на эмоции (EFCCP), разработанной, чтобы помочь парам общаться с помощью ненасильственного и сострадательного языка, а не разъединения и требований.

EFCCP переупаковывает четыре шага ННО, подчеркивая признательность и благодарность — две эмоции, которые помогают сблизиться (Vazhappilly & Reyes, 2017).

Пары проходят программу вместе, при этом вмешательства проводятся как в групповых, так и в парных условиях. Пары также могут выполнять внесессионные мероприятия, такие как ведение журнала и попытка поблагодарить партнера за конкретные акты доброй воли.

В ходе трехнедельного вмешательства с использованием EFCCP пары испытали заметные изменения в поведении, в том числе более высокий уровень эффективного общения и удовлетворенности браком (Vazhappilly & Reyes, 2017). Это исследование подтверждает гипотезу о том, что эффективное и сострадательное общение приводит к более высокому уровню благополучия и удовлетворенности браком.

Если вы терапевт по вопросам брака и семьи или терапевт, работающий над отношениями, рассмотрите возможность включения ННО в свою практику для пар, которым трудно общаться. Для получения дополнительной информации о EFCCP прочитайте статью, указанную выше.

Использование ННО в бизнесе

Некоторые из наиболее значительных факторов стресса на работе возникают в результате сложного взаимодействия с коллегами и клиентами. Многие сотрудники вовлечены в межличностные конфликты со своими коллегами, вызывая сильный стресс и трудности с восстановлением в выходные дни (Wacker & Dziobek, 2018).

В основе ННО лежит предположение, что этого стресса можно избежать, приняв сострадательный и ненасильственный стиль общения. Есть надежда, что ННО может предотвратить как выгорание, так и стресс, связанный с коллегами на рабочем месте.

Было проведено исследование с работниками здравоохранения, чтобы проверить гипотезу о том, может ли ННО предотвращать эмпатический дистресс и социальный стресс на работе (Wacker & Dziobek, 2018). Предоставленный трехдневный тренинг был классической версией обучения ННО, в котором особое внимание уделялось сложным эмоциям, таким как разочарование и гнев.

Участникам было предложено разыграть ситуации из реальной жизни, с которыми они столкнулись на работе.

После наблюдения за участниками в течение трех месяцев после вмешательства исследователи обнаружили доказательства того, что обучение ННО эффективно способствовало развитию эмоциональных и межличностных навыков и предотвращало эмпатический дистресс и межличностные конфликты (Wacker & Dziobek, 2018).

Участники продемонстрировали более активное использование навыков ННО в повседневном общении и повышенную вербализацию негативных эмоций в конфликтных беседах (Wacker & Dziobek, 2018).

Исследование многообещающее и показывает, что ННО может быть полезно для создания рабочих мест, где коллеги могут позаботиться о себе и эффективно и с сочувствием преодолевать конфликты вместе. Если вы заинтересованы в том, чтобы внедрить ННО на свое рабочее место, подумайте о том, чтобы пройти обучение самостоятельно и применить как вмешательства, так и свои новые навыки на работе.

Заметка о медитации ННО

Медитация и ННО хорошо сочетаются. Процесс ННО требует замедления и осознания своих чувств и потребностей. Этому процессу может помочь медитативная практика, поскольку навыки, развитые в медитации, пересекаются с процессом ННО.

Инструкторы и преподаватели ННО разрабатывают материалы по медитации ННО. Кроме того, ниже приведена управляемая медитация, предназначенная специально для практики ННО.

Медитация ННО под руководством

Мы также рекомендуем эту статью, в которой представлена ​​отличная подборка подкастов по медитации.

3 книги по теме

Хотите узнать больше? Затем мы предлагаем эти книги для дальнейшего чтения.

1.

Ненасильственное общение: язык жизни: изменяющие жизнь инструменты для здоровых отношений: Vol. 3-е издание – Маршалл Б. Розенберг, доктор философии и Дипак Чопра

Это окончательный текст по ННО, который составляет основу данной статьи.

Эта хорошо написанная книга с примерами из реальной жизни и упражнениями для каждой главы обязательна к прочтению всем, кто интересуется ННО.

Найдите книгу на Amazon.

 


2.

Живое ненасильственное общение: практические инструменты для умелого общения и общения в любой ситуации – Маршалл Б. Розенберг, доктор философии

Это еще одна книга Розенберга по ННО.

В то время как первая книга представляет собой основу теории ННО, эта книга предлагает практическое обучение использованию ННО в различных условиях.

Основное внимание уделяется упражнениям и тому, что можно попробовать в реальной жизни. Этот текст может быть особенно полезен при поиске действий, которые можно попробовать в вашей клинической практике.

Найдите книгу на Amazon.


3.

Быть собой, любить тебя: Практическое руководство по экстраординарным отношениям – Маршалл Б. Розенберг, доктор философии (2005 г.)

Этот более короткий буклет состоит из адаптированного сеанса вопросов и ответов по ННО в отношениях.

В этой книге приведены примеры из реальной жизни того, как вы можете улучшить качество своих интимных отношений с помощью ННО.

Найдите книгу на Amazon.

 

 


3 Проницательные подкасты

Прослушивание информативных подкастов — отличный способ подробно изучить эту тему. Предлагаем эти подкасты для начала.

1. Подкаст «Искусство ННО»

В этом подкасте, который ведет Мика Салаберриос, рассказывается об основах ННО с примерами и интересными историями.

Salaberrios стремится помочь слушателям открыть для себя творчество Розенберга.

Этот подкаст — простой способ получить больше информации о ННО и полон советов по применению процесса в повседневной жизни.

2. Ненасильственная коммуникация, тренинг Маршалла Розенберга по ННО – Джо Паблик

Этот подкаст, по сути, является аудиоархивом выступлений Розенберга и фрагментов тренингов по ННО.

Для тех, кто хочет перейти прямо к первоисточнику, этот подкаст ближе всего к посещению тренинга с основателем.

3. Подкаст горячей линии конфликтов – BayNVC

Этот подкаст состоит из различных ролевых игр (примеры из реальной жизни, представленные слушателями), в которых конфликты разрешаются с помощью ННО.

Для тех, кто ищет примеры ННО в действии, не ищите дальше этого подкаста.

Соответствующие ресурсы PositivePsychology.com

Набор инструментов Positive Psychology Toolkit© содержит множество различных инструментов, очень важных для ННО; и более 400 инструментов по целому ряду тем позитивной психологии.

Некоторые из наших сообщений в блоге, которые относятся к ненасильственному общению и рекомендуются для дальнейшего чтения, включают:

  • Активное слушание: искусство эмпатической беседы
  • 12 командных упражнений для улучшения рабочего общения
  • Как помочь клиентам выразить свои чувства и эмоции: 6 рабочих листов

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим людям лучше общаться, эта коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.

Сообщение на память

Ненасильственное общение — это увлекательный подход к общению, которому может научиться каждый.

Это полезно как стратегия самопомощи, клиническая техника и консультационное решение. Он универсален и актуален как в локальном, так и в глобальном контексте.

Приведенная выше информация является вводной для начала изучения ННО. Используйте ресурсы, чтобы начать свое путешествие, и наблюдайте, как ваши отношения улучшаются и растут с течением времени.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для позитивного общения (PDF).

  • Розенберг, МБ (2005). Быть собой, любить тебя: практическое руководство по экстраординарным отношениям: презентация по ненасильственному общению и расшифровка семинара . Энсинитас, Калифорния: PuddleDancer Press.
  • Розенберг, МБ (2012). Живое ненасильственное общение: практические инструменты для умелого общения и общения в любой ситуации . Луисвилл, Колорадо: Sounds True Publishing.
  • Розенберг, М.Б., и Чопра, Д. (2015). Ненасильственное общение: язык жизни: изменяющие жизнь инструменты для здоровых отношений: Vol. 3-е издание . Энсинитас, Калифорния: PuddleDancer Press.
  • Важаппилли, Дж., и Рейес, М. (2017). Ненасильственное общение и супружеские отношения: эффективность программы общения пар, ориентированных на эмоции, среди филиппинских пар. Психологические исследования , 62(3) , 275.
  • Вакер Р. и Дзиобек И. (2018). Предотвращение эмпатического стресса и социальных стрессоров на работе с помощью обучения ненасильственному общению: полевое исследование с участием медицинских работников. Журнал психологии гигиены труда , 23(1) , 141–150.

7 типов шумов | Analytics Steps

Процесс, посредством которого люди передают идеи или информацию друг другу, известен как общение. Независимо от того, передается ли сообщение напрямую от одного человека к другому, среди группы людей в рамках большой презентации или через средства массовой информации в новостях или Интернете, очень важно четко излагать свои мысли.

 

Непонятые сообщения могут вызвать замешательство, панику, ошибки и обиду. Циклы обратной связи могут помочь улучшить общение. Получение обратной связи является хорошим индикатором того, что ваше сообщение было получено и понято, что оно прорезало «шум».

 

Любое препятствие для эффективной связи называется коммуникационным шумом. Шум мешает эффективному общению отправителей и получателей. Различные типы шума в общении: физический, физиологический, психологический, семантический и культурный шум.

 

Поскольку шум снижает эффективность общения, его также называют коммуникативным барьером. Коммуникационные шумы возникают во всех коммуникативных контекстах, включая общение лицом к лицу, групповое общение, организационное общение и опосредованное общение.

 

По данным исследователей, бизнес-организации в Соединенных Штатах Америки теряют миллиарды долларов из-за коммуникационного шума.

 

Читайте также | Семантический анализ

 

 

Что такое шум в общении ?

 

В исследованиях коммуникации и теории информации шум определяется как все, что мешает процессу коммуникации между говорящим и аудиторией. Это также называется вмешательством. Шум может быть внешним (физический звук) или внутренним (психическое расстройство), и он может мешать общению в любой точке.

 

Шум в общении определяется в широком смысле как все, что мешает получателю полностью понять сообщение. Шум может принимать различные формы. Отвлекающие факторы могут помешать человеку уделить вам все свое внимание и помешать ему полностью понять то, что вы пытаетесь сказать. Эти прерывания гарантируют, что получатель либо неправильно истолкует ваше сообщение, либо не поймет его вообще.

 

Читайте также | Типы коммуникационных технологий

 

 

Типы шума в общении

 

понять ваше сообщение так, как вы намеревались. Помехи в общении обычно называют «шумом».

 

Физические источники шума, такие как громкий разговор в коридоре, могут вызывать шум, но он также может быть вызван рядом других факторов. Следующие типы шума могут нарушить общение и отвлечь внимание аудитории от вашего сообщения:

 

  1. Физический шум

 

Внешний и ненужный звук, препятствующий эффективному общению, называется физическим шумом. Это также прерывание связи, вызванное окружающей средой. Ежедневный окружающий шум может стать серьезным препятствием для четкого общения.

 

Прохожие, которые громко разговаривают, музыка (представьте, что вы говорите под музыку на концерте), движение или играющие дети — все это примеры этого. В результате физический шум также называют шумом окружающей среды в процессе коммуникации.

 

Пример: 
 

Простой телефонный звонок может отвлечь слушателя, лишив его возможности сосредоточиться на разговоре. Во время лекции надоедливый шепот и разговоры на боковой панели в классе могут помешать преподавателю и другим студентам сосредоточиться на материале.

 

Физическое заболевание, нарушения слуха, состояние наркотического или алкогольного опьянения или усталость — все это примеры физических состояний, которые могут препятствовать общению.

 

 

  1. Семантический шум

 

Семантический шум — это коммуникативный барьер, вызванный непониманием значения слов. Это происходит из-за сложных, технических, автохтонных или грамматических коммуникативных ошибок.

 

Семантический шум возник из-за того, что сообщения отправителя и получателя имели разное значение. Это также относится к грамматической ошибке, из-за которой получатель не может понять смысл. Ученые называют это синтаксическим барьером или шумом.

 

Синтаксический шум — это грамматически неправильное предложение в приемнике, которое не может передать предполагаемое значение. Синтаксический шум можно увидеть в использовании сложного языка во время компьютерного программирования. Это также контрастирует с синтаксическим сахаром.

 

Пример:

 

Пациент, незнакомый с медицинской терминологией, может не понять, что говорит врач. Другими словами, они подходят к проблеме с разных точек зрения, например, используя разные словари, основные языки или диалекты.

 

Когда педантичная лексика или местные разговорные выражения препятствуют общению, может возникнуть шум. Неправильная интерпретация тона голоса, зрительного контакта и языка тела может способствовать межкультурному коммуникативному шуму.

 

 

  1. Физиологический шум

 

Физиологический шум связан с вашей способностью видеть и слышать, вашим здоровьем, усталостью или голодом во время общения, а также рядом других физиологических проблем, которые могут помешать вам уделить внимание сообщению.

 

Хотя вы как коммуникатор мало что можете сделать для уменьшения физиологического шума других людей, вы можете улавливать визуальные подсказки во время личного общения в реальном времени и соответствующим образом корректировать свое сообщение. Помните о физиологическом шуме и будьте готовы приспособиться к ситуации общения и потребностям вашей аудитории.

 

Пример:
 

Эла страдает от головных болей, из-за чего не может сосредоточиться на уроке. В этом контексте головная боль — это соматическое заболевание, которое мешает процессу слушания при общении.

 

Кроме того, глухота и слепота — это физические ограничения или физиологический шум, мешающий человеку слушать. Слишком быстрая или слишком медленная речь, а также высокая или низкая температура в помещении создают физиологический шум.

 

Читайте также | Загрязнение окружающей среды

 

 

  1. Психологический шум

 

Личное отношение, предположения и предубеждения способствуют возникновению психологического шума. У людей разные мировоззрения и точки зрения; коммуникативный шум возникает, когда содержание, язык и воспринимаемое отношение коммуникатора не соответствуют таковым у аудитории.

 

Как коммуникатор, имеющий дело с психологическим шумом, вы обязаны признать, что люди будут интерпретировать ваше сообщение по-разному в зависимости от их собственной точки зрения, точно так же, как они делают это с культурным шумом.

 

Уменьшите психологический шум, общаясь четко и прямо, используя инклюзивный и объективный язык, а также спокойно и вдумчиво отвечая на поднятые вопросы и проблемы.

 

Пример:
 

Мечты или мысли в другом месте, пока кто-то с вами разговаривает, являются примерами психологического шума. Голод, усталость, головные боли, прием лекарств и другие факторы, влияющие на наше самочувствие и мышление, вызывают физиологический шум.

 

 

  1. Культурный шум

 

Культурный шум — это коммуникативный барьер, вызванный неправильной интерпретацией поведения другого человека. Культурный шум создается, в частности, невербальным общением людей из разных культур. Невербальные сигналы не имеют одинакового значения в каждой культуре и обществе.

 

Одним из культурных шумов является противоречивое сообщение в общении. Этноцентризм, предрассудки, стереотипы и дискриминация также являются примерами культурных шумов. Эти факторы препятствуют эффективной групповой или командной коммуникации. Этноцентризм, предрассудки, стереотипы и дискриминация — четыре шума в групповом общении.

 

Пример: 
 

Джон — русский студент университета Путра Малайзия. Он протягивает руку своей подруге из Малайзии, но она отказывается. В результате Джон унижен.

 

Позже он понял, что женщины в Малайзии не любят рукопожатия с мужчинами, что является культурной нормой. Помимо основных пяти типов шумов, существуют также шумы в процессе общения, электрические шумы, организационные шумы и шумы в групповых разговорах.

 

 

  1. Технический шум

 

Технические проблемы с вашим оборудованием могут помешать вашей аудитории получить и понять ваше сообщение. Возможно, что не все пользователи будут иметь доступ к онлайн-оборудованию или оборудованию для видеоконференций, подключение будет медленным или серверы выйдут из строя.

 

Чтобы уменьшить технический шум, попрактикуйтесь с оборудованием, которое вы будете использовать, и подготовьте запасной план для передачи длинных или важных сообщений в менее техническом формате.

 

Примеры:
 

Хлопок двери, удар рукой по столу или хлопок в ладоши — все это примеры одноимпульсных звуков. Примерами могут служить такие звуки, как телефонный звонок, щебетание птиц, сирены или гудение компьютера.

 

 

  1. Организационный шум

 

Организационный шум может возникнуть, если вы не знаете или игнорируете ожидаемые каналы связи в вашей организации. Некоторые организации структурируют свои каналы связи таким образом, что сотрудники разных уровней общаются только с другими людьми своего уровня, в то время как другие менее структурированы.

 

Как коммуникатор, вы должны узнать все, что возможно, о культуре вашей организации. Не бойтесь консультироваться с коллегами или руководителями о подходящих каналах связи, чтобы другие могли сосредоточиться на вашем сообщении, а не на маршруте или людях, которым оно было отправлено.
 

Примеры:
 

Излишняя сложность во всех областях организации (структура, процесс, политика и т. д.), отсутствие ясности ролей, несогласованность ключевых инструментов или процессов, неопределенность и отсутствие межличностного доверия между сотрудниками — все это примеры шума, который часто существует в крупных организациях.

 

Читайте также | ИИ на рабочем месте


 

Шумоподавление

 

Любой вид связи содержит шум. Вы не можете устранить шум для всех, кто вас слушает. Однако вы можете работать над уменьшением шума. Вот три варианта.

 

  1. Улучшите точность своего языка: Выберите слова, которые, как вы знаете, поймет ваша аудитория.

 

  1. Занятия спортом : Практикуйтесь в публичных выступлениях. Экспериментируйте с артикуляцией. Поэкспериментируйте с программным обеспечением для записи и редактирования.

 

  1. Запрашивать отзыв: Слушатели могут колебаться, прежде чем ответить. Так что запрашивайте обратную связь. Часто. Как только вы начнете получать обратную связь от своих слушателей, вы можете приступить к уточнению своего сообщения, чтобы оно стало более ясным и понятным.

 

Читайте также | ИИ в изучении языков

 

Если нет отвлекающих факторов, процесс общения будет более эффективным, продуктивным и интерактивным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *