Клиент центрированная терапия роджерса – — . —

Клиент центрированная терапия Роджерса | PSYERA

Карл Роджерс практиковал психодинамическую терапию в 30-х гг. Но скоро он начал сомневаться в ее ценности. Особенно не импонировало ему быть беспристрастным экспертом, который «понимает» пациента. Он убедился в том, что менее формальный подход более эффективен, и начал использовать так называемую «недирективную терапию», то есть он позволял своим пациетам решать, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со стороны терапевта. Этот подход сейчас называют, как «Клиент центрированная терапия Роджерса», чтобы подчеркнуть роль клиента.

Карл Роджерс учил, что люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознаванием. Для него было наиболее важно, что человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. Реальность, окружающий мир существуют для Рождерса только как символы; главное же, что формирует восприятие этого мира, заложено в самом человеке.

Самость, для Роджерса — это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. «Самость — это организованный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования». Идеальная самость — это представление о себе, как об идеале. Истиная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние. Идеальная самость может быть конечной целью развития личности, но не причиной душевного конфликта.

Клиент центрированная терапия Роджерса, стремится создать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены, а здоровые силы самости — прийти в равновесие и привести к выздоровлению.

Социальные отношения. Основное в учении Рождерса — это роль и значение межличностных отношений, как в механизме развития невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс полагал, что только во взаимотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я.

Семья — одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях:

  1. постоянно поддерживаемые обязательства друг перед другом -партнерство рассматривается как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера;
  2. выражение чувств — речь идет о чувствах, оказывающих позитивное воздействие на партнера;
  3. неприятие специфических ролей — Роджерс учит супружескую пару «жить по собстенному выбору, а не формироваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят нам навязать;
  4. способность понять и разделить внутреннюю жизнь партнера -основана на способности понять и принять себя и своего партнера такими, каковы вы есть на самом деле.

Основные положения нового подхода в клиент центрированной терапии Роджерса, сводятся к следующему.

  1. Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Роль терапевта заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.
  2. Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных.
  3. Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивида.
  4. Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с минимумом участия со стороны терапевта.

Фундаментом лечения Роджерса является создание отношения, характеризуемого тремя важными и взаимосвязанными позициями («триада Рождерса»): безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность.

Безусловное позитивное отношение. Терапевт должен показать, что он искренне заботится о клиенте, принимает его как человека и доверяет его способности изменяться. Это не только требует готовности слушать клиента, не прерывая его, но также и принятия того, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы «плохим» или «странным» это не казалось. Терапевту не нужно одобрять все, что говорит клиент, но он должен принять это как реальную часть оцениваемого человека. Терапевт должен также доверять клиентам в самостоятельном решении их собственных проблем, следовательно, он не дает советов. Совет, говорит Роджерс, несет скрытое сообщение о том, что клиент некомпетентен или неадекватен, — это делает его менее уверенным и более зависимым от помощи.

Эмпатия. Многие формы терапии предлагают взгляд на пациента со стороны. Эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что пациент может думать и чувствовать. Клиент-центрированный терапевт действует не как сторонний наблюдатель, каторый стремится наклеить диагностический ярлык на клинта, а как человек, который хочет понять, как выглядит мир с точки зрения клиента.

Об эмпатии нельзя сообщить: «Я понимаю» или: «Я знаю, что вы сейчас чувствуете». Терапевт передает эмпатию, показывая, что он активно слушает клиента. Подобно искусным интервьюерам, клиент-центрированные терапевты вступают в контакт с клиентом с помощью глаз, кивают головой, когда пациент говорит, оказывают другие знаки внимания. Используется также техника, называемая отражением (рефлексией). Отражение показывает, что терапевт активно слушает, а также помогает клиенту осознать те мысли и чувства, которые он переживает. Действительно, большинство клиентов реагируют на эмпатическое отражение пристальным вниманием к своим чувствам.

Конгруэнтность — это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение терапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.

Роджерс замечал, что в процессе клиент-центрированной терапии клиенты становятся не только более уверенными в себе, но они начинают лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, держаться более комфортно и естественно с другими людьми, в большей степени полагаться на собственную оценку, чем на мнения других, становятся более продуктивными и спокойными.

В своей ранней книге «Консультации и психотерапия» К. Роджерс перечисляет характерные шаги процесса помощи:

  1. клиент приходит за помощью;
  2. определяется ситуация;
  3. поощрение свободного выражения;
  4. советующий принимает и проясняет;
  5. постепенное выражение позитивных чувств;
  6. обнаружение позитивных импульсов;
  7. появление инсайта;
  8. прояснение выбора;
  9. позитивные действия;
  10. возрастание инсайта;
  11. растущая независимость;
  12. уменьшающаяся потребность в помощи.

Этот предполагаемый ряд событий показывает, что Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта.

Роль терапевта и пациента в процессе психотерапии. «Ключи к исцелению, — писал Рождерс, — находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи».

Ученый вводит еще одно понятие: терапевт, центрированный на клиенте. Чтобы обрести доверие клиента, учит Роджерс, психотерапевт должен быть тем, что он есть на самом деле, а не играть роль терапевта.

Такое отношение (терапевт-клиент) подобно отношению учителей восточных школ, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием.

Терапевт, центрированный на клиенте, должен уметь поддержать в клиенте уверенность в его внутренних силах, утвердить в нем веру в свои способности к самосовершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.

Рождерс использует слово «клиент» вместо традиционного «пациент«. Пациент — это тот, кто болен, нуждается в помощи, и обращается за ней к обученным профессионалам. Клиент — тот, кто нуждается в услуге и полагает, что он может сделать это сам. Клиент, хотя у него есть проблемы, все же рассматривается как человек, внутренне способный понимать собственную ситуацию. В представлении о клиенте содержится идея равенства, отсутствующая в отношении психотерапевта и пациента.

psyera.ru

Клиент центрированная терапия Роджерса (принципы)

Направление гуманистической психологии, изучающее целостную личность, использует различные подходы в своей практике. Одним их них, самым известным, является клиент центрированная терапия.

Эта концепция теории психотерапии и психологии, разработчиком которой является К.Р. Роджерс, очень значима для терапевтической практики. Влиятельный психолог в 30-50-х годах прошлого века смог разработать самостоятельное ответвление науки познания индивида с точки зрения его автономности и индивидуальности саморазвития. Какие в связи с этим принципы имеет такая терапия и каковы ее особенности?

Как возникло направление

Практикуя психодинамическую терапию в середине 30-х годов XX столетия, Карл Рэ́нсом Роджерс поставил под сомнение ее ценность и эффективность. Решив поместить в центр внимания пациента, а не терапию и ее методы, этот психотерапевт впервые использовал принципиально новый подход, который на тот момент многим специалистам показался неформальным.

Отказываясь быть беспристрастным к клиенту и его потребностям, американский психолог Карл Роджерс позволил пациентам во время сеансов решать самостоятельно, когда, как и о чем им говорить. Одновременно с этим сам терапевт не пытался менять направление или ход приема, чтобы подчеркнуть значимость чувств и роли пациента.

В настоящее время такой подход активно применяется в гуманистической психологии (не только в терапевтической деятельности, но и в консультировании). Подобная практика известна в научных кругах под названием клиент концентрированной терапии К.Р. Роджерса, подчеркивающим ее основное направление.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Понятие «клиент центрированная терапия» подразумевает под собой то, что ключевой фигурой в осуществляемой психотерапевтической деятельности по внесению изменений в процесс развития и роста личности является сам пациент. Действие такой терапии направлено на то, чтобы клиент смог почувствовать себя свободным во время сеанса терапии, чтобы это способствовало более интенсивному продвижению к намеченной цели.

Рекомендуем: Гештальт терапия

Пациент, почувствовавший себя наравне с профессиональным психотерапевтом, сможет полнее раскрыться, а значит, погрузиться в саму проблему, не отвлекаясь на вопросы или замечания терапевта, который предусматривает любой другой более корректный подход.

Психотерапия по принципу Роджерса ориентирована не на теоретический анализ, где психотерапевт демонстрирует свою осведомленность в качестве эксперта, и не на проблему, которую в ходе контакта с пациентом необходимо выявить и устранить.

В понимании Н.Ф. Калины, ведущего специалиста в области гуманистической психологии, термин «клиент центрированная терапия» отражает направление, суть которого направлена на актуализацию возможностей человеческого организма и его психики к саморазвитию, что происходит посредством личного контакта с терапевтом. Психотерапевтический контакт в этом случае акцентирует внимание на тенденции к изменению личностных характеристик в условиях, способствующих подобным изменениям.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Особенности групповой терапии

Такая модель не используемой в медицине психотерапии, как клиент концентрированная терапия Роджерса, специально задействует термин «клиент» вместо «пациента». Такой прием позволяет выразить уважение к индивиду, обратившемуся за профессиональной помощью к адекватному, неманипулятивному, но менее корректному методу.

В подобной ситуации ответственность за свои изменения несет сам пациент. Помимо этого, такой человек не рассматривается специалистом в качестве подходящего для диагностики и лечения пациента.

Карл Рэнсом Роджерс предполагал, что каждому индивиду свойственно осуществление самопознания. Именно эта идея стала основополагающей для клиент центрированной терапии. В своих исследованиях американский психолог акцентировал внимание на том, что способность человека воспринимать свой внутренний мир, а не оболочку снаружи, имеет большую ценность.

В понимании Карла Рэнсома, окружающий мир и происходящее в реальности — это всего лишь символы, отдельные элементы. А вот то, что способно воздействовать на восприятие человеком его окружения, заложено только в нем самом.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Для Карла Роджерса самость (прообраз личности, которой человеку предназначено стать с момента его появления на свет) – восприятие самого себя, которое может меняться по мере развития и становления личности. Понятия идеальной и истинной самости различаются:

  • Идеальная самость – это когда в представлении человека он – идеал.
  • Истинная самость – это часть человеческой сущности, отражающей природу человека.

Степень отличия этих понятий зависит от того, насколько дискомфортно личности. Различные состояния невротического характера могут возникать по мере того, насколько сильным будет становиться такой дискомфорт. Конечным итогом развития индивида может быть идеальная самость. В то же время она не будет являться причиной неврозов и душевных расстройств.

Клиент центрированная терапия Рэнсома Роджерса призвана создавать условия, оптимальные для устранения факторов и ситуаций, воздействующих на личность и изменяющих ее. На фоне этого данный подход позволяет восстановить баланс здоровых возможностей самости, что помогло бы человеку выздороветь.

Основа учения: задачи, понятия, концепция

Основное внимание в своей практике Рэнсом Роджерс уделял социальному аспекту. Межличностные отношения играют немаловажную роль в изменениях психологического характера.

Взаимоотношения с социумом могут влиять не только на механизм развития душевных конфликтов, но и на тенденции выздоровления. То есть только при условии взаимосвязи с окружающими его людьми индивид сможет раскрыться, познать себя и осознать свое эго. Одной из основных форм, обусловливающих межличностные отношения, Роджерс считал семью.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое локус контроля в психологии?

Вместе с тем своей задачей в положительных изменениях личности Роджерс считал создание оптимальной среды для «внутреннего» роста человека со стороны психотерапевта. И основные принципы клиент центрированной терапии Карла Рэнсома Роджерса сводятся к нескольким положениям:

  • Выздоровление клиента зависит от его стремления к поставленной цели. Задачей терапевта при этом является правильное использование желаний и стремлений клиента, а также направление их по необходимому для выздоровления пути.
  • Эмоциональные аспекты имеют большую значимость, чем интеллектуальные.
  • Непосредственная конкретизация ситуации ставится во главе терапии, что выделяет ее среди других методов, использующих прошлый опыт пациента.
  • Терапевтическая деятельность ориентируется на исходящую от клиента инициативу, способствуя тому, чтобы он смог найти выход из проблемной ситуации с минимальным участием в этом процессе терапевта.

Основой терапевтической практики Роджерса является необходимость создания отношения, которое характеризовалось бы тремя обязательными позициями, связанными между собой:

1. Безусловное позитивное отношение. Задача специалиста – демонстрация уважения и заботы о клиенте. От терапевта требуется показать, что он принимает нуждающегося в помощи клиента как полноценную личность, которая вполне способна измениться. Специалист должен внимать каждому слову клиента, не прерывая его и полностью принимая мнения и взгляды человека, не оценивая, не одобряя, не осуждая и не подвергая сомнениям его высказывания.

Рекомендуем: Методы игровой терапии

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

То есть терапевт должен принять пациента и выразить свое доверие избранному человеком решению относительно ситуации, являющейся для него проблемной. Клиент концентрированная терапия исключает советы. По мнению американского психолога Роджерса, любые рекомендации со стороны специалиста могут содержать замаскированное послание о том, что человек некомпетентен в принятии решений, — это снижает эффективность терапии и заставляет клиента чувствовать себя менее уверенным.

2. Эмпатия. Эта позиция требует от терапевта взгляда на ситуацию с точки зрения внутреннего восприятия клиента. Специалист должен рассмотреть внутренний мир клиента и понять, как он выглядит, не пытаясь при этом диагностировать клиента, повесив на него тот или иной ярлык. Основной прием эмпатии – активное слушание (эмоциональные проявления, кивки головой, прочие знаки внимания). Также может применяться рефлексия, то есть прием отражения, который позволяет терапевту показать, что он сопереживает клиенту и понимает его.

3. Конгруэнтность. Такая позиция определяет согласованность между действиями и чувствами терапевта. Позитивный настрой специалиста должен дать клиенту понять, что честные признания и открытость могут быть основной составляющей доверительных взаимоотношений между людьми.

Рекомендуем: Механизмы психологической защиты

Практикуя клиент центрированную терапию, Роджерс отмечал существенные положительные изменения. В ходе такой терапии пациенты:

  • Приобретали уверенность в себе.
  • Принимали свои истинные чувства, осознавали их.
  • Чувствовали себя более комфортно в процессе взаимодействия с социумом.
  • Могли вести себя естественно.
  • Учились доверяться собственной оценке ситуации.
  • Могли осуществлять полезную деятельность.
  • Обретали покой.

Преимущества подхода

Осуществляя психотерапевтическую деятельность, Роджерс разработал оптимальную последовательность действий в ходе применения клиент центрированной терапии, позволяющей индивиду определить собственный путь, заручившись поддержкой и одобрением, которые подсознательно внушил ему профессионал. Пошаговая схема действий, после того как клиент обратился к специалисту с намерением получить посильную помощь:

  • Выявление фактора, представляющего сложность для человека.
  • Поощрение и поддержка свободного изложения мыслей.
  • Принятие и прояснение ситуации (роль терапевта).
  • Постепенное проявление истинных ощущений, позитивного мировосприятия.
  • Поиск импульсов, обладающих положительным характером.
  • Выражение инсайта.
  • Действия с позитивным настроем.
  • Усиление инсайта.
  •  Увеличение, рост независимости.
  • Снижение ожидания помощи от посторонних.

Таким образом, по мнению Роджерса, терапевт оказывает посильную помощь нуждающемуся человеку, выражая свою заботу о нем. Как отмечал американский психолог, у каждого человека есть «ключи для исцеления», найти и правильно применить которые – основная задача специалиста по психологии.

На основании этого предположения Карл Роджерс ввел новый термин – «терапевт, центрированный на клиенте». Истинные эмоции и посылы специалиста помогут ему заручиться доверием клиента и найти решение его проблемы.

Клиент, который обратился к терапевту, так же, как и пациент, нуждается в помощи. Однако он не признается больным, а потому сеансы клиент центрированной терапии для него – «услуга», которая раскрывает его подсознание и позволяет ему самому найти решение проблемы. В самом понятии такой терапии заложено то, что ею двигает идея равенства, которое игнорируется в других направлениях гуманистической психологии. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Клиент-центрированный подход К. Роджерса | Psylist.net

Американский психолог К. Роджерс в книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый недирективный подход к работе с клиентом.

Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия клиент-центрированного подхода

«Поле опыта», «самость», «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Поле опыта – это «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).

«Самость» – центральное понятие в концепции К. Роджерса. «Самость» – это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к «самости» и становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что можно назвать самосознанием. Поведение становится более спонтанным, выражение отношений – менее охраняемым, так как «самость» принимает эти отношения и само поведение как часть себя. Таким образом, «самость» -это система внутренних отношений, феноменологически связанных с внешним миром и явленных человеку в его «Я».

«Я»-реальное – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

«Я»-идеальное – представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.

К «Я»-идеальному стремится приблизиться «Я»-реальное Степень различия между «Я»-реальным и «Я»-идеальным определяет степень дискомфорта личности и личностный рост Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким ты являешься в действительности -признак душевного здоровья. Высокая степень различия, когда «Я»-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, может стать причиной невротического срыва.

По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным «Я» как можно больше своих внешних переживаний, а с другой – пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его идеальное «Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное «Я» может так и не достичь соответствия идеальному «Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное «Я» от идеального «Я». Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между реальным «Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным «Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны.

Тенденция к самоактуализации – один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционированию.

Психологический рост динамичен. Ему могут препятствовать условные ценности, которые представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов «самости» ради получения награды для себя. Условные ценности часто формируются в детстве как результат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероятностью материнской любви и признания, действует против своих интересов. Таким образом, условные ценности – это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, т.е. разрыв между «самостью» и представлением о «самости», отрицание некоторых сторон себя. Создается замкнутый круг: каждый опыт неконгруэнтности между «самостью» и реальностью ведет к повышению уязвимости, усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.

Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.

Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентрироваться на субъективном, или феноменологическом, опыте клиента. К. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способствует большей зрелости клиента (с устранением препятств

psylist.net

Клиент центрированная терапия

Клиент центрированная терапия — гуманистическое направление в психотерапии.

Одним из наиболее известных подходов, принадлежащих к гуманистическому направлению в психотерапии, является клиент центрированная терапия Карла Роджерса (1902-1987), разработанная им в 40-50 годы двадцатого века. В гуманистическое направление входят также психодрама, экзистенциальная психотерапия, логотерапия, гештальт-терапия и ряд других подходов, объединенных вокруг идей роста, развития, реализации человеческого потенциала и веры в исходную доброту человеческой натуры.

Утверждая, что люди способны к самоопределению, свободным жизненным выборам и ответственности за свою жизнь, гуманистическое движение в психологии и психотерапии возникло в оппозицию психоанализу и бихевиоризму, видящим человека как существо не свободное и запрограммированное инстинктами, стимулами или внешними подкреплениями.

Основные положения теории Роджерса клиент центрированная терапия.

Ключевым понятием в теории Роджерса является тенденция к актуализации. (От лат. actualis — деятельный). Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что.

Весь жизненный опыт, с которым человек имеет дело, автоматически оценивается на предмет того, содействует ли он развитию его личности или препятствует, противоречит актуализации. Этот процесс, часто происходящий на бессознательном уровне, Роджерс называет организмическим оценочным процессом, и если бы люди больше могли доверять своим ощущениям, им было бы легче осознать, движутся ли они в правильном направлении.

Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского подхода к терапии, клиент центрированной терапии, является понятие Я-концепции. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Например, если молодой человек считает, что он не умеет общаться с девушками, этот образ самого себя будет руководить им при очередной встрече и определять застенчивое поведение. Я-концепция по Роджерсу — это сознательное представление о самом себе. Например, Я — добрый, общительный, привлекательный, насмешливый, любящий развлечения и т.д. Помимо того, как человек воспринимает самого себя в настоящий момент, обычно имеются некие идеальные представления о самом себе, каким бы он хотел быть: Я-идеальное. Для Роджерса очень сильный разрыв между Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания.

Причина неадекватного поведения.

Чтобы выжить и иметь возможность реализоваться, ребенок нуждается в других людях, в их позитивном внимании. Он стремится быть таким, каким его хотят видеть близкие ему люди и развивает свою Я-концепцию, вбирая в нее их характеристики самого себя. Но тот, каким он является на самом деле, со своими эмоциями, способностями, склонностями и интересами — не обязательно именно то, что ожидают от него его родители. В случае сильного расхождения возникает внутренний конфликт собственных побуждений с потребностью в положительном отношении со стороны других. Если значимые для ребенка люди не принимают и отвергают многие чувства и нужды ребенка, реализуется так называемое условие ценности: «Я буду любить и уважать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». В этом случае у ребенка может сформироваться Я-концепция, основанная на негативном и искаженном самовосприятии.

По Роджерсу, его клиент центрированной терапии, человек всегда действует в соответствии со своей Я-концепцией. Это своеобразные очки, через которые он видит мир и себя самого. Представим теперь, что он встречается с определенным опытом, например своими собственными чувствами, которые противоречат его Я-концепции. Например, думая о себе как о дружелюбном и вежливом человеке, он не должен испытывать ненависти к своему другу. В этом случае жизненный опыт искажается, отрицается, и человек, не принимая часть самого себя, действует, не понимая, что с ним происходит.

Роджерс считает, что люди реагируют тревогой на угрозу истинности своей Я-концепции. В случае сильного расхождения Я-концепции с опытом возникают невротические симптомы, символически представляющие в сознании отвергнутый опыт. Например, навязчивое мытье рук может отражать бессознательное чувство вины и символическое ее смывание. В случае невротической симптоматики Я-коцепция продолжает оставаться целостной, но человек испытывает довольно сильное чувство тревоги. Психотическое состояние, характеризующееся помрачением сознания, галлюцинациями и бредом, по Роджерсу — это состояние с дезориентированной Я-концепцией. Причем, бред такого больного может отражать отрицаемые переживания в гротескной форме, например в мании преследования. Его поведение для стороннего наблюдателя кажется странным, нелогичным или «безумным».

Условия эффективной помощи людям.

Целью клиент центрированной терапии является помощь человеку в приведении его Я-концепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный потенциал. Решив, что люди обладают способностью к самонаправленному изменению личности, Роджерс предположил, что при определенных условиях этот процесс пойдет значительно быстрее. Успех терапии определяется качеством взаимоотношений между сторонами терапевтического процесса. Эффективный терапевт проявляет по отношению к клиенту эмпатию, безусловное позитивное отношение и строит контакт на основе искренности.

Трудно сказать об этом лучше, чем сам Роджерс:

1) Подлинность, искренность взаимоотношений. «Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе.»

2) Безусловное позитивное отношение к клиенту. «Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую и принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании — смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловлено, продвижение вперед более вероятно».

3) Эмпатическое понимание. «Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и передает это воспринятое понимание клиенту. В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания — одна из самых мощных известных мне сил, обеспечивающих изменение.»

Упражнение: Научитесь слушать другого.

Для обучения понимания собеседника сторонники клиент центрированной терапии предлагают следующее упражнение: В следующий раз, когда вы ввяжетесь в спор со своим другом или с женой или в небольшой компании, приостановите на время дискуссию и установите правило: прежде чем выразить свое мнение, каждый должен точно пересказать мысли и чувства говорившего до него и добиться его согласия с пересказом. Вам нужно так резюмировать слова собеседника, чтобы это не резало ему слух. Начинайте свою сверку словами «Если я правильно тебя понял….» После того как согласие собеседника получено, вы можете выразить свое мнение по дискутируемому вопросу. Ваш собеседник также должен начать с максимально точного воспроизведения смысла ваших слов. И так далее. Для облегчения упражнения выражайте свое мнение короткими порциями по 5-6 предложений.

Тот, кто попробует это упражнение, может обнаружить, что это одна из труднейших вещей, за которую он когда-либо принимался. Однако, по мере усвоения навыка, ваши собственные комментарии радикально изменятся. Вы также заметите, что эмоции, сопровождающие дискуссию, улягутся, различия в ваших позициях уменьшатся, а те, которые сохранятся, будут рациональными и понятными.

Пример работы терапевта.

Терапевт, работающий в клиент центрированной манере встречается второй раз с клиентом — молодым человеком девятнадцати лет, студентом университета.

Терапевт: Как прошла неделя?

Клиент: Да… так, не особенно.

Т: Вы выглядите довольно грустным.

К: Я много думал со времени нашей последней встречи. Когда я приходил к вам в прошлый раз, мы обсуждали мою учебу и отсутствие интереса к занятиям. Родители говорят, что мне надо больше заниматься и выкинуть дурь из головы. Скоро экзамены, а у меня все валится из рук. Ни на чем не могу сосредоточиться.

Т: Вы бы хотели, но что-то мешает.

К: Да, это так. (Пауза, тяжелый вздох). Я чувствую себя очень одиноким. У меня совсем нет близких друзей. Отношение в институте с сокурсниками как-то не складываются. Не знаю почему. Со мной почти никто не разговаривает. Не то, чтобы они активно меня не любили, скорее меня просто не замечают. (Пауза). Я довольно много читаю. Интересуюсь философией и историей. У меня дома компьютер последней модели.

Т: Вам кажется удивительным, что они не отмечают столь очевидных достоинств.

К: Да уж, не отмечают. (Голос становится громче). Они просто в упор меня не видят. Никто не спросит, как у меня дела. (Гневно). Может быть я недостаточно хорош для них?

Т: Похоже вам хочется послать их куда подальше?

К: Я так и делаю. Я просто их игнорирую. Стараюсь не обращать внимания и сосредоточиться на учебе. (Внезапно остановившись и более тихим голосом). Так вы думаете все дело в этом? (Задумчиво). Одна моя одноклассница говорила мне, что я держусь довольно высокомерно… Может быть я просто боюсь выглядеть в чужих глазах не столь уж умным и замечательным.

Мы видим, что в ходе консультации клиент разрешает себе узнать правду, которая раньше воспринималась как очень угрожающая. Наверняка, помимо одноклассницы ему говорили о его высокомерии, но, вероятно, эта информация или отрицалась или воспринималась никак не связанной с его страхом быть хуже других. Как действует терапевт? Он не навешивает ярлыков и не вносит в диалог каких бы то ни было новых смыслов и информации. Он не дает советов или путей решения проблемы. Работа терапевта в этом отрывке связана с исключительно точным, эмпатическим отражением смыслов клиента. Когда молодой человек оказался в благоприятной ситуации и ему было позволено выразить свои чувства в принимающей и поддерживающей манере, он смог разрешить себе взглянуть на реальность и осознать защитный характер своего отстранено-высокомерного поведения.

Роджерс считал, что в случае, когда клиент не демонстрирует крайнюю форму неприспособленности и свободному выходу эмоций клиента не препятствует небрежная работа терапевта, то клиент способен самостоятельно разобраться со своими проблемами после 6-15-ти часовых сеансов. На шкале внешней активности позиция клиент-центрированного терапевта находится между позициями психоаналитика и поведенческого терапевта. Он не так закрыт, как психоаналитик, но и не разрабатывает конкретный план, как клиенту надо действовать в жизненых ситуациях, как это делает поведенческий терапевт. Задача клиент-центрированного терапевта — поощрить клиента к постановке и достижению своих собственных целей.

Идеям Роджерса глубоко созвучно высказывание Лао Цзы: «Это похоже на то, как если бы он слушал и такое выслушивание окутывало бы нас тишиной, в которой, наконец, мы бы начали слышать то, чем мы, как предполагается, являемся».

Без сомнения, Роджерс являлся одним из наиболее влиятельных американских психологов двадцатого века. Карл Роджерс играл ключевую роль в развитии «групп встреч», как средства помощи людям из всех слоев общества достичь улучшения своих межличностных отношений. Его идеи имели огромное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, педагогика и образование. Заслуга Роджерса, помимо разработки оригинального метода терапии, состоит в том, что он первым сделал доступными для анализа аудио- и видеозаписи терапевтических сеансов, проводил огромное количество исследований, подтверждающих эффективность психотерапии и внес большой вклад в популяризацию идей гуманистического отношения к человеку.

Источник: Энциклопедия «Аванта», том «Человек»

psynavigator.ru

Основные понятия клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса

Основные понятия клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса

В гуманистической психотерапии человек рассматривается как целостное биопсихосоциальное единство (самость), находящееся в процессе непрерывного роста и развития (самоактуализации). Патология возникает в результате нарушения роста (тенденции актуализации). Ниже перечислен ряд базовых концепций теории клиент-центрированной психотерапии, отражающей в том числе наиболее важные принципы гуманистического направления в целом.

Тенденция к актуализации – врожденная тенденция организма к развитию всех своих способностей с целью самоподдержания и самосовершенствования.

Тенденция к самоактуализации – проявление общей тенденции к актуализации в той части переживаний организма, которая символизируется в «Я».

Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира.

«Самость» – целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт.

«Я»-реальное – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения с другими людьми и изменяется в соответствии с возникающими перед человеком ситуациями и его собственными действиями в них.

«Я»-идеальное – представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.

К «Я»-идеальному стремится приблизиться «Я»-реальное. Степень различия между «Я»-реальным и «Я»-идеальным определяет степень дискомфорта личности и личностный рост. Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личного роста. Высокая степень различия, когда «Я»-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, может стать причиной невротического срыва.

Интенциональность – характеристики поведения индивида, находящегося в защитном состоянии, в частности ригидность, сверхгенерализация, отход от реальности, абсолютная и безусловная оценка опыта и т. д.

Экстенциональность – дифференцированное восприятие, определяемое скорее фактами, чем концепциями, с осознаванием пространственно-временного положения фактов и разных уровней абстрагирования.

Зрелость – индивид является зрелым, когда его восприятие реалистично и экстенционально, он не склонен к защитной позиции, ощущает ответственность за свое отличие от других, несет ответственность за собственное поведение, оценивает опыт на основании собственных ощущений, изменяет оценку опыта, лишь основываясь на новом опыте, принимает других как уникальных, отличных от себя индивидов, ценит других.

Позитивное отношение – восприятие некоего «Я – переживания» другого человека, которое создает позитивное изменение в своем эмпирическом поле, приводящее к ощущению теплоты, симпатии, уважения и принятия другого человека.

Безусловное позитивное отношение – восприятие «Я-переживания» другого человека без различения большей или меньшей ценности.

Локус оценки – источник доказательства ценности; может быть внутренний или внешний.

Внутренняя система координат – вся сфера опыта, доступная для осознания индивидом в данный момент; субъективный мир индивида.

Внешняя система координат – восприятие исключительно с позиции своей собственной субъективной системы координат без эмпатии к наблюдаемому человеку или объекту.

Организмический оценивающий процесс – постоянный процесс, при котором ценности никогда не становятся фиксированными, или ригидными, а переживания точно отображаются в символах, постоянно и заново оцениваются с точки зрения организмического удовлетворения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Основные положения клиент- центрированной психотерапии К. Роджерса. Основные техники.

Клиент центрированная терапия — гуманистическое направление в психотерапии.

Одним из наиболее известных подходов, принадлежащих к гуманистическому направлению в психотерапии, является клиент центрированная терапия Карла Роджерса (1902-1987), разработанная им в 40-50 годы двадцатого века. В гуманистическое направление входят также психодрама, экзистенциальная психотерапия, логотерапия, гештальт-терапия и ряд других подходов, объединенных вокруг идей роста, развития, реализации человеческого потенциала и веры в исходную доброту человеческой натуры.

 

Утверждая, что люди способны к самоопределению, свободным жизненным выборам и ответственности за свою жизнь, гуманистическое движение в психологии и психотерапии возникло в оппозицию психоанализу и бихевиоризму, видящим человека как существо не свободное и запрограммированное инстинктами, стимулами или внешними подкреплениями.

 

Основные положения теории Роджерса клиент центрированная терапия.

Ключевым понятием в теории Роджерса является тенденция к актуализации. (От лат. actualis — деятельный). Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что.

 

Весь жизненный опыт, с которым человек имеет дело, автоматически оценивается на предмет того, содействует ли он развитию его личности или препятствует, противоречит актуализации. Этот процесс, часто происходящий на бессознательном уровне, Роджерс называет организмическим оценочным процессом, и если бы люди больше могли доверять своим ощущениям, им было бы легче осознать, движутся ли они в правильном направлении.

 

Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского подхода к терапии, клиент центрированной терапии, является понятие Я-концепции. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Например, если молодой человек считает, что он не умеет общаться с девушками, этот образ самого себя будет руководить им при очередной встрече и определять застенчивое поведение. Я-концепция по Роджерсу — это сознательное представление о самом себе. Например, Я — добрый, общительный, привлекательный, насмешливый, любящий развлечения и т.д. Помимо того, как человек воспринимает самого себя в настоящий момент, обычно имеются некие идеальные представления о самом себе, каким бы он хотел быть: Я-идеальное. Для Роджерса очень сильный разрыв между Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания.



 

Причина неадекватного поведения.

Чтобы выжить и иметь возможность реализоваться, ребенок нуждается в других людях, в их позитивном внимании. Он стремится быть таким, каким его хотят видеть близкие ему люди и развивает свою Я-концепцию, вбирая в нее их характеристики самого себя. Но тот, каким он является на самом деле, со своими эмоциями, способностями, склонностями и интересами — не обязательно именно то, что ожидают от него его родители. В случае сильного расхождения возникает внутренний конфликт собственных побуждений с потребностью в положительном отношении со стороны других. Если значимые для ребенка люди не принимают и отвергают многие чувства и нужды ребенка, реализуется так называемое условие ценности: «Я буду любить и уважать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». В этом случае у ребенка может сформироваться Я-концепция, основанная на негативном и искаженном самовосприятии.

По Роджерсу, его клиент центрированной терапии, человек всегда действует в соответствии со своей Я-концепцией. Это своеобразные очки, через которые он видит мир и себя самого. Представим теперь, что он встречается с определенным опытом, например своими собственными чувствами, которые противоречат его Я-концепции. Например, думая о себе как о дружелюбном и вежливом человеке, он не должен испытывать ненависти к своему другу. В этом случае жизненный опыт искажается, отрицается, и человек, не принимая часть самого себя, действует, не понимая, что с ним происходит.

Роджерс считает, что люди реагируют тревогой на угрозу истинности своей Я-концепции. В случае сильного расхождения Я-концепции с опытом возникают невротические симптомы, символически представляющие в сознании отвергнутый опыт. Например, навязчивое мытье рук может отражать бессознательное чувство вины и символическое ее смывание. В случае невротической симптоматики Я-коцепция продолжает оставаться целостной, но человек испытывает довольно сильное чувство тревоги. Психотическое состояние, характеризующееся помрачением сознания, галлюцинациями и бредом, по Роджерсу — это состояние с дезориентированной Я-концепцией. Причем, бред такого больного может отражать отрицаемые переживания в гротескной форме, например в мании преследования. Его поведение для стороннего наблюдателя кажется странным, нелогичным или «безумным».

 

Условия эффективной помощи людям.

Целью клиент центрированной терапии является помощь человеку в приведении его Я-концепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный потенциал. Решив, что люди обладают способностью к самонаправленному изменению личности, Роджерс предположил, что при определенных условиях этот процесс пойдет значительно быстрее. Успех терапии определяется качеством взаимоотношений между сторонами терапевтического процесса. Эффективный терапевт проявляет по отношению к клиенту эмпатию, безусловное позитивное отношение и строит контакт на основе искренности.

Трудно сказать об этом лучше, чем сам Роджерс:

1) Подлинность, искренность взаимоотношений. «Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе.»

 

2) Безусловное позитивное отношение к клиенту. «Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую и принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании — смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловлено, продвижение вперед более вероятно».

 

3) Эмпатическое понимание. «Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и передает это воспринятое понимание клиенту. В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания — одна из самых мощных известных мне сил, обеспечивающих изменение.»

Определения конструктов

 

Теория терапии и личности использует ряд концепций, или конструктов. Ниже приводятся их краткие определения (Rogers, 1959, pp. 195-212).

 

Тенденция к актуализации. «Врожденная тенденция организма к развитию всех своих способностей с целью самоподдержания и самосовершенствования».

 

Тенденция к самоактуализации. Проявление общей тенденции к актуализации «в той части переживаний организма, которая символизируется в «Я»».

 

Опыт. Все происходящее в организме в данное время, осознаваемое или потенциально осознаваемое, имеющее психологическую природу; то же самое, что «эмпирическое поле» или «феноменальное поле» Комбса и Снигга (Combs & Snygg, 1959).

 

Переживать. Испытывать «влияние сенсорных или физиологических событий, которые происходят в данный момент».

 

Чувство, переживание чувства. «Эмоционально окрашенное переживание в сочетании с его личностным смыслом».

 

Осознание, символизация, сознание. Репрезентация некоей части переживаний.

 

Доступность для осознавания. Способность подвергаться свободному представлению в виде символов без отрицания или искажения.

 

Точная символизация. Потенциальное соответствие символизации в осознании результатам проверки представляемой в виде символов промежуточной гипотезы.

 

Воспринимать, восприятие. «Гипотеза или прогноз действия, которые осознаются при воздействии на организм стимулов». Восприятие и осознание синонимичны, в первом содержится акцент на действующем в данный момент стимуле. Восприятие есть осознавание стимулов.

 

Подпороговое восприятие. «Различение без осознавания».

 

Переживание себя. «Любое событие или сущность в феноменальном поле, определяемое человеком как «Я», «меня», «сам» или имеющее отношение к «Я»».

 

«Я», Я-концепция, Я-структура. «Организованный, устойчивый концептуальный гештальт, составленный из восприятия характеристик «Я» и восприятия взаимоотношений «Я» с другими людьми и различными аспектами жизни, наряду с ценностями, связанными с этими ощущениями».

 

Идеальное «Я». «Я-концепция, которой индивид в наибольшей степени хотел бы соответствовать».

 

Несоответствие между «Я» и опытом. Расхождение между воспринимаемым «Я» и актуальным переживанием, сопровождаемое напряжением, внутренним замешательством, а также дезорганизованное или необъяснимое (то есть невротическое) поведение, вытекающее из конфликта между тенденциями к актуализации и самоактуализации.

 

Уязвимость. «Состояние несоответствия между «Я» и опытом» с акцентом на «потенциальном значении этого состояния для создания психологической дезорганизации».

 

Тревога. «С феноменологической точки зрения это состояние беспокойства или напряжения, причиной которого служит неизвестное. Во внешней системе координат тревога есть состояние, при котором несоответствие между Я-концепцией и общим опытом индивида приближается к осознаванию».

 

Угроза. «Состояние, при котором переживание сознательно или подсознательно воспринимается как неконгруэнтное с Я-структурой; внешняя точка зрения на такое явление, как тревога.

 

Психологическая дезадаптация. Состояние, при котором организм отвергает или искажает значимое переживание в осознании, что ведет к неконгруэнтности между «Я» и переживанием; неконгруэнтность с социальной точки зрения.

 

Защита, защитная позиция. «Поведенческая реакция организма на угрозу, цель которой состоит в поддержании существующей структуры «Я»».

 

Искажение при осознавании, отрицание осознавания. Отрицание или искажение переживания, не согласующегося с Я-концепцией, благодаря чему достигается цель защиты; защитные механизмы.

 

Интенсиональность. Характеристики поведения индивида, находящегося в защитном состоянии, в частности ригидность, сверхгенерализация, отход от реальности, абсолютная и безусловная оценка опыта и т. д.

 

Конгруэнтность, конгруэнтность «Я» и переживания. Состояние, при котором Я-переживания точно представлены в Я-концепции, — интегрированное, целостное, подлинное.

 

Открытость опыту. Отсутствие угрозы; противоположность защитной позиции.

 

Психологическая адаптация. Полная конгруэнтность; полная открытость опыту.

 

Экстенсиональность. Дифференцированное восприятие, определяемое скорее фактами, чем концепциями, с осознаванием пространственно-временного положения фактов и разных уровней абстрагирования.

 

Зрелый, зрелость. Индивид является зрелым, «когда его восприятие реалистично и экстенсионально, он не склонен к защитной позиции, ощущает ответственность за свое отличие от других, несет ответственность за собственное поведение, оценивает опыт на основании собственных ощущений, изменяет оценку опыта лишь основываясь на новом опыте, принимает других как уникальных, отличных от себя индивидов, ценит других»; поведение, демонстрируемое конгруэнтным индивидом.

 

Контакт. Минимальная основа отношений, при которых каждый из двух индивидов «вносит воспринимаемое или подсознательно воспринимаемое изменение в экспириенциальном поле другого».

 

Позитивное отношение. Восприятие некоего Я-переживания другого, которое создает позитивное изменение в своем эмпирическом поле, приводящее к ощущению теплоты, симпатии, уважения и принятия другого человека.

 

Потребность в позитивном отношении. Вторичная или выученная потребность в любви, расположении и т. п.

 

Безусловное позитивное отношение. Восприятие Я-переживания другого без различения большей или меньшей ценности; одобрение, принятие.

 

Комплекс отношений. «Все Я-переживания и их взаимоотношения, которые индивид связывает с позитивным отношением конкретного социального другого».

 

Позитивное самоуважение. «Позитивная установка к «Я», которая прямо не зависит от установок других».

 

Потребность в самоуважении. Вторичная или выученная потребность в позитивном самоуважении.

 

Безусловное самоуважение. Восприятие «Я», «при котором Я-переживания не разделяются на заслуживающие более или менее позитивного отношения».

 

Условия ценности. Оценивание индивидом своего опыта как позитивного или негативного «исключительно на основании… условий ценности, заимствованных от других, а не потому, что он поддерживает или ослабляет его собственный организм».

 

Локус оценки. Источник доказательства ценности, внутренний или внешний.

 

Организмический оценивающий процесс. «Постоянный процесс, при котором ценности никогда не становятся фиксированными, или ригидными, а переживания точно отображаются в символах, постоянно и заново оцениваются с точки зрения организмического удовлетворения»; критерием служит тенденция к актуализации.

 

Внутренняя система координат. «Вся сфера опыта, доступная для осознания индивидом в данный момент»; субъективный мир индивида.

 

Эмпатия. Состояние точного восприятия «внутренней системы координат другого вместе с эмоциональными компонентами и смыслами, как если бы человек встал на место другого, не утрачивая, однако, этого условия «как если бы»».

 

Внешняя система координат. Восприятие «исключительно с позиции своей собственной субъективной системы координат без эмпатии к наблюдаемому человеку или объекту».

 

Теория личности

 

Особенности младенца. Младенец воспринимает переживание как реальность; для него переживание и есть реальность. Младенец наделен врожденной склонностью к актуализации своего организма. Его поведение направляется целью, то есть направлено на удовлетворение потребности в актуализации во взаимодействии с воспринимаемой реальностью. В этом взаимодействии младенец ведет себя как организованное целое. Переживания оцениваются позитивно или же негативно через организмический оценивающий процесс на основании их вклада в поддержание тенденции к актуализации. Младенец стремится к позитивно оцениваемым переживаниям, избегая оцениваемых негативно.

 

Развитие «Я». В результате тенденции к дифференциации (которая является аспектом тенденции к актуализации) часть переживаний индивида символизируются в сознании как самоощущение. Через взаимодействие со значимыми другими в окружении самоощущение приводит к Я-концепции, объекту восприятия в эмпирическом поле.

 

Потребность в позитивном отношении. С осознаванием «Я» развивается потребность в позитивном отношении со стороны других. Удовлетворение этой потребности зависит от взаимодействия с эмпирическими полями других. Взаимное удовлетворение проявляется при взаимодействии с людьми, которые удовлетворяют позитивное отношение индивида, когда индивид воспринимает себя как удовлетворяющего потребность другого. Позитивное отношение значимого социального другого может быть более важно, чем собственный организмический оценивающий процесс.

 

Развитие потребности в самоуважении. Потребность в самоуважении развивается из ассоциации удовлетворения или фрустрации потребности в позитивном отношении с самоощущением. Переживание утраты позитивного отношения, таким образом, зависит от трансакций с любым социальным другим.

 

Развитие условий ценности. Самоуважение становится селективным, когда значимые другие разделяют самоощущения индивида на более или менее заслуживающие позитивного отношения. Оценка самоощущения как более или менее заслуживающего самоуважения и составляет условие ценности. Переживание одного лишь безусловного позитивного отношения препятствует развитию условий ценности и ведет к безусловному самоуважению, к конгруэнтности потребностей в позитивном отношении и самоуважении с организмической оценкой, а также к поддержанию психологической адаптации.

 

Развитие неконгруэнтности между «Я» и опытом. Потребность в самоуважении ведет к селективному восприятию опыта с учетом условий ценности, так что переживания, согласующиеся с присущими индивиду условиями ценности, воспринимаются и точно символизируются в сознании, в то время как переживания, противоречащие условиям ценности, воспринимаются избирательно и искаженно или даже совсем не осознаются. Наличие самоощущений, не организованных в Я-структуру в символизированной форме, ведет к некоторой неконгруэнтности между «Я» и опытом, к ранимости и психологической дезадаптации.

 

Развитие расхождений в поведении. Неконгруэнтность между «Я» и опытом ведет к неконгруэнтности в поведении, так что некоторые виды поведения согласуются с Я-концепцией и точно представляются в сознании, в то время как другие актуализируют переживания организма, не ассимилированные в Я-структуру, следовательно, не осознаются или подвергаются искажению, чтобы стать конгруэнтными «Я».

 

Переживание угрозы и процесс защиты. Переживание, неконгруэнтное Я-структуре, подсознательно воспринимается как угрожающее. Если это переживание точно представлено в сознании, оно внесет разногласия и вызовет состояние тревоги. Процесс защиты предотвращает это, приводя общее восприятие переживания в соответствие с Я-структурой и условиями ценности. Последствиями действия защитных механизмов являются ригидность в восприятии, неточное восприятие реальности, а также интенсионность.

 

Процесс распада и дезорганизации. В ситуации, когда значимое переживание говорит о наличии выраженной или существенной неконгруэнтности между «Я» и опытом, процесс защиты не может протекать успешно. Таким образом, тревога переживается с интенсивностью, зависящей от степени угрозы Я-структуре. Переживание точно осознается, в результате развивается состояние дезорганизации. Организм иногда поступает в соответствии с переживаниями, подвергшимися отрицанию или искажению, а иногда в соответствии с Я-концепцией, со всеми ее искаженными или отвергнутыми переживаниями.

 

Процесс реинтеграции. Для увеличения конгруэнтности необходимо ослабление условий ценности и усиление безусловного самоуважения. Восприятие безусловного позитивного отношения значимого другого является одним из способов выполнения этих условий. Чтобы быть переданным, безусловное позитивное отношение должно существовать в контексте эмпатического понимания. Когда это отношение воспринимается индивидом, это ведет к ослаблению, или растворению, существующих условий ценности. За счет этого усиливается собственное безусловное позитивное отношение индивида к себе, угроза снижается и развивается конгруэнтность. Человек становится менее восприимчивым к восприятию угрозы, менее склонным с защитной позиции, более конгруэнтным, усиливается его самоуважение и позитивное отношение к другим, возрастает психологическая адаптированность. Процесс организмического оценивания постепенно становится основой регуляции поведения, индивид приближается к полному функционированию. Психотерапия, собственно, заключается в создании таких условий и получении соответствующих результатов.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Клиент-центрированная терапия К. Роджерса

Роджерс Карл Рэнсом родился в 1902 г. в Оук-парке, штат Иллинойс. Учился в университете Висконсина, затем в Теологической семинарии в Нью-Йорке и далее изучал психологию в Колумбийском университете; степень доктора ему была присвоена в 1931г. Свою практическую деятельность Роджерс начал в Институте детского воспитания в Нью-Йорке в 1927 г. Через год поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк, где у него сформировалась собственная система психотерапии. С 1940 г. — профессор психологии в университете штата Огайо, где приобрел большую популярность среди студентов. С 1945 г. был исполнительным секретарем в консультационном центре Чикагского университета. Затем возвратился в свою alma mater — университет Висконсина. В 50-х годах он стал известен и популярен и за пределами психотерапии. Занимал пост президента Национального исследовательского совета Американской психиатрической ассоциации и президента Американской психотерапевтической академии. С 1966 г. работал в Центре по исследованию человека, в создании которого принимал участие.

Основные труды: «Клинический уход за проблемным ребенком» (1939), «Консультирование и психотерапия» (1942), «Клиент-центрированная психотерапия» (1951), «Становление человека» (1961). Последние 10 лет жизни Роджерс распространил свои идеи на политические ситуации, проводил симпозиумы по урегулированию конфликтов и по гражданской дипломатии.

Умер Роджерс в 1987 г. в возрасте 85 лет. В день его смерти пришло письмо о том, что он выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию.

Клиент-центрированная психотерапия как вариант гуманистической психотерапии разработана Роджерсом. Использование автором понятия «клиент», наряду с «пациент», подчеркивает признание потенциала самостоятельности, активности больного на всех этапах психотерапии, начиная с постановки задачи. Суть метода заключается в том, что психотерапевт входит в такой контакт с пациентом, который воспринимается им не как лечение и изучение его с целью диагностики, а как глубоко личный контакт.

Основные положения клиент-центрированной психотерапии, предложенной Роджерсом, сводятся к следующему.

• Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Роль терапевта, считает Роджерс, заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.

• Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных.

• Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивидуума.

Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с минимумом участия со стороны терапевта.

Терапия называется центрированной на клиенте потому, что клиент сам определяет и осуществляет те изменения в своем поведении и состоянии, которые ему представляются необходимыми, и настолько, насколько ему самому это кажется необходимым. Новый подход к терапии, по мнению Роджерса, заключается как раз в том, что клиент сам в состоянии осознать свои проблемы и решить их.

Роджерс неоднократно подчеркивал, что нередко «вмешательство компетентного профессионала любого рода враждебно личностному росту». Конечно, это утверждение дискуссионно. Есть заболевания, где прямое вмешательство врача просто необходимо (неотложная помощь), но что касается пограничных нервно-психических расстройств, то здесь использование резервных возможностей пациента, да еще и при активном его участии — наиболее короткий и верный путь к выздоровлению.

Личность терапевта. «Ключи к исцелению, — писал Роджерс, — находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личностными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи».

Ученый вводит еще одно понятие: терапевт, центрированный на клиенте. Чтобы обрести доверие клиента, учит Роджерс, врач должен быть тем, что он есть на самом деле, а не играть роль терапевта. Это обещание принимать клиента таким, каким он кажется. Такое отношение (терапевт — клиент) подобно отношению учителей восточных школ, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием.

Терапевт, центрированный на клиенте, должен уметь поддержать в клиенте уверенность в его внутренних силах, утвердить в нем веру в свои способности к самосовершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.

Энкаунтер-группы. В некоторых источниках это понятие переводится как группы столкновения, хотя более приемлемый перевод — группы встреч.

Переход Роджерса от теоретических концепций терапии, центрированной на клиенте, к энкаунтер-группам был естественным и неизбежным. Одно его утверждение о том, что выздоровление клиентов зависит от них самих, а не от терапевта, вело к созданию групп, способствующих самоизлечению.

Создание энкаунтер-групп смело можно считать началом нового направления в практической психотерапии. Заслуга Роджерса заключается в том, что он один из первых раскрыл механизм воздействия группы наличность и личности на группу. Он ввел понятие процесс встреч и изложил свое понимание механизма этого процесса в монографии «Карл Роджерс об энкаунтер-группах» (1970).

Контакт в группе начинается с общего знакомства, с «хождения вокруг да около». Когда выясняется, что члены группы сами должны определить, чем они будут заниматься, наступает период разочарования. Этот период межличностных отношений проявляется сопротивлением самовыражению и самораскрытию. «Члены группы, — пишет Роджерс, — стремятся показать друг другу свое «публичное Я», и лишь постепенно, боязливо и амбивалентно они предпринимают шаги, чтобы обнаружить нечто из своего «приватного Я». Сначала члены группы более склонны обсуждать события и переживания из прошлого, и только позже переходят на настоящее. Роджерс считает, что прошлый опыт безопаснее и менее подвержен критике или сочувствию, чем настоящий.

Когда группа начинает работать по принципу здесь и теперь, вначале почти всегда проявляются негативные чувства. Роджерс полагает, что глубокие позитивные чувства выразить гораздо труднее и опаснее, так как они менее защищены, чем негативные. Сказать «я вас люблю» всегда труднее, чем «я вас ненавижу».

Когда этап негативизма прошел и группа при этом не распалась, начинает формироваться климат доверия. Члены группы начинают идти на осознанный риск, появляется лично значимый материал. Члены группы начинают доверять друг другу свои истинные чувства, как негативные, так и позитивные.

Реакция группы на искреннее раскрытие одного из пациентов чаще всего бывает неоднозначной, но всегда несет в себе, по принципу обратной связи, исцеляющий потенциал. То, что опытный терапевт делает за долгие месяцы, группа может сделать в течение одной встречи. «Этот род способности, — писал Роджерс, — проявляется столь определенно в группах, что они привели меня к чувству, что способность к исцелению или терапии гораздо более распространена в человеческой жизни, чем мы предполагаем».

По принципу групповой обратной связи человек в ответ на реакцию группы в состоянии лучше осознать свои чувства, свои поступки, свое отношение к окружающим.

Постепенно в группе возникает нетерпение к защитам. Иногда деликатно, а то и прямо группа начинает требовать, чтобы каждый ее член был самим собой, не скрывал своих истинных чувств и намерений. Общение на таком уровне ведет к вскрытию бессознательного, к формированию и отреагированию гештальтов. Другими словами, общение на таком уровне ведет к исцелению. Группа чаще всего не понимает механизмов исцеления, а идет к этому интуитивно.

Крайнюю (полюсную) форму групповой обратной связи Роджерс называл конфронтацией. Конфронтация может быть как негативной, так и позитивной. За конфронтацией обычно следует катарсис. Роджерс считал, что «каждая волна негативных чувств, каждая вспышка страха вызывает вслед за собой выражение позитивных чувств и поддержки».

Если группа поддерживает своего члена даже в том случае, когда он высказывает негативные чувства, то это говорит о ее зрелости. Такая группа в состоянии оказать на своего члена воздействие, изменить его взгляды о себе, лучше осознать себя. В свою очередь если группа успешно демонстрирует возможности принимать и осознавать негативные чувства, не отстраняя человека, который их выражает, то члены группы становятся более открытыми, у них повышается способность к самоосознанию, к саморегуляции, а это уже путь к исцелению.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *