Клиент-центрированная терапия к. Роджерса
Одной из наиболее значимых теоретических концепций в психологии и психотерапии гуманистического направления является клиент-центрированная терапия К. Роджерса. Основной принцип клиент-центрированной терапии заключается в уважении к человеку и всемерном поощрении присущего ему стремления к личностному росту. Основополагающий принцип терапии К. Роджерса – принцип уважения и поощрения внутренне присущего человеку стремления к личностному совершенствованию – основан на двух предпосылках. Первая предпосылка состоит в том, что возможно существование множественных личностных реальностей. И никому не дано судить, что чья-то реальность менее верна или более искажена или менее адекватна, чем реальность другого человека. Вторая предпосылка состоит в том, что если другие уважают личность индивида и проявляют к ней базовое доверие, то процесс его саморазвития пойдет в позитивном, жизнеутверждающем направлении.
К. Роджерс настаивал на том, что имеются множественные реальности.
К. Роджерс считал, что полноценно функционирующие личности ориентируются на движение. Ориентироваться на движение – значит, рассматривать жизнь как процесс становления и сосредоточиваться на действиях. Природа человека характеризуется способностью к изменениям, то есть полноценно функционирующий человек постоянно открыт для переоценки ценностей, целей и взглядов на жизнь.
В соответствии с представлениями К. Роджерса, человек не должен принимать на веру то, что исходит от авторитетов, потому лишь, что они – авторитеты. Люди должны всегда ответственно подходить к тому, что они слышат, и оценивать любую идею, независимо от ее происхождения, чтобы понять, имеет ли она смысл для них. Принятие идеи только потому, что она высказана преподавателем, родителем или врачом, может привести к конфликту между перенятой у кого-то системой ценностей и чувствами человека по отношению к ней. Полноценно функционирующие индивиды автономны, способны к самоуправлению и конгруэнтны, то есть их поведение определяется выбранной системой ценностей, которая находится в согласии (конгруэнтна) с их ощущениями и опытом.
Цель клиент-центрированной терапии состоит в том, чтобы помочь клиентам суметь осознать чувства и прислушаться к своему опыту переживания. Для психолога, применяющего клиент-центрированный подход, «вхождение в контакт с чувствами» означает попытку уловить, какой смысл вкладывает клиент в переживание своего опыта. Для каждого человека верным является то, что он знает из опыта. К. Роджерс полагал, что опыт чувств оказывает на людей большее влияние, чем интеллектуальные убеждения. Самое главное, считает автор, – это слушать свои переживания. Хотя они могут быть неточными с точки зрения объективности, они соответствуют моему внутреннему восприятию ситуации. Более того, это может быть правильно, потому что, возможно, мне удалось «почуять нутром» ключевые моменты ситуации, еще не осознанные умом.
Именно опытом переживаний человек проверяет свои личностные конструкты, чтобы увидеть, имеют ли они смысл. Хотя К. Роджерс и не настаивал на том, что опыт переживаний человека всегда верен, он полагал, что диалог между концептуальным уровнем и эмпирическим уровнем необходим. Интеграция этих двух различных уровней дает возможность человеку принять наилучшее для него решение. Для разрешения конфликта нужно прислушиваться к опыту и стараться уловить скрытый в нем смысл.С точки зрения клиент-центрированного подхода психопатология проявляется, когда человек не проверяет свои личностные конструкты, не вслушивается в свои переживания и в результате оказывается неспособным к творческому росту и внутреннему изменению. Когда индивиды функционируют оптимально и сталкиваются с проблемой, неудачей или личным препятствием, они способны прислушаться к своим переживаниям, ищут, что в данной ситуации является для них новым или иным по сравнению с их старыми конструктами и используют эту информацию для творческого обучения и развития. Действуя дисфункционально, человек не способен прислушиваться к своему опыту и, следовательно, не в состоянии определить, что изменилось или ново для него в сложившейся ситуации, то есть не может творчески подойти к поиску новых путей разрешения жизненных проблем. В конечном счете, все формы психопатологии – тревога, депрессия, алкоголизм, ригидное поведение – являются результатом несоответствия между умственным представлением о том, что должно быть, и тем, что дано в непосредственных переживаниях. Если детям слишком часто говорят, что опыт их переживаний неверный или плохой, то дети начинают не доверять ему и даже отрицать его. Они будут направляться другими людьми, и зависеть от авторитетов. Они воспримут правила и взгляды на будущее в ригидной манере и утратят способность к спонтанному творческому подходу и эффективному самоуправлению и развитию. В этом случае, если жизнь поставит перед ними сложные проблемы, они будут неспособны положиться на свои собственные внутренние ресурсы для внутреннего изменения и роста, и, вместо этого, будут испытывать разнообразные эмоциональные расстройства.
Процесс психотерапии по К. Роджерсу – это восстановление способности индивида использовать все свои возможности, чтобы творчески и разумно справляться с жизненными проблемами. Это осуществляется, прежде всего, через процесс самопринятия. Если клиенты могут выработать безоценочное принятие себя, то они могут научиться настраиваться на восприятие смысла своих переживаний. По мере того, как это происходит, они более внимательно проверяют свои конструкты опытным путем и становятся менее структурно-связанными и более гибкими и автономными. Для К. Роджерса жизнь есть непрерывный процесс роста, в котором мир периодически бросает вызов людям, чтобы они развивали и совершенствовали свои навыки, оказываясь в новых ситуациях. «Самоактуализирующиеся» люди не совершенны, не всегда счастливы, они даже не всегда находятся в согласии с собой. Скорее, это люди, принимающие тот факт, что жизнь будет периодически бросать им вызов, и готовые, если такое случится, пересмотреть свои личностные конструкты.
Они знают, что не во всем достигнут совершенства, и у них будут несчастливые времена. Но поскольку они рассматривают жизнь как процесс, а не как некое фиксированное состояние блаженства, то и стараются извлечь урок из своих ошибок и учатся проживать нелегкие времена, чтобы продолжать движение вперед.Цель процесса клиент-центрированной терапии по К. Роджерсу состоит в том, чтобы высвободить и укрепить творческий потенциал клиента. Клиенты при этом находят такие новые творческие решения жизненных проблем, какие ни врач, ни они сами не могли бы предсказать заранее. Психологи, работающие в области клиент-центрированной терапии, полагают, что люди, преодолевающие жизненные трудности, при надлежащих терапевтических условиях могут выработать новый, более цельный, творческий синтетический подход, который поможет им найти новые пути решения проблемы. Поэтому представители клиент-центрированного направления не претендуют на знание того, какие решения для их клиентов являются правильными. Скорее, они верят в создание оптимальных условий, при которых начинают работать творческие способности самих клиентов.
Так, в соответствии с представлениями К. Роджерса, приобретение нового опыта, сопровождающееся конструктивным изменением и повышением эффективности в функционировании личности, происходит, если: 1) клиент испытывает психические страдания и неудовлетворенность; 2) клиент вступает в контакт с терапевтом; 3) терапевт сохраняет конгруэнтность во взаимоотношениях с клиентом; 4) терапевт сохраняет безусловное позитивное отношение к клиенту; 5) терапевт эмпатически понимает опыт клиента и передает клиенту свое понимание; 6) клиент хотя бы в малой степени воспринимает безусловное позитивное отношение и эмпатическое понимание. При наличии всех этих условий происходят позитивные терапевтические изменения.
К. Роджерс высказал предположение, что взаимоотношения между клиентом и психотерапевтом сами по себе являются терапевтическими. Определенные личностные качества, по его мнению, важнее профессиональных знаний, полученных в процессе обучения теориям и методикам. Психотерапевты, обладающие этими качествами, могут работать эффективно, в отличие от тех, кто подобных качеств лишен. Эти профессионально значимые психологические качества психотерапевта или психолога, оказывающего клиентам профессиональную помощь, обычно сводятся к трем основным качествам: недирективная доброжелательность, эмпатическое понимание и подлинность (конгруэнтность). Недирективную доброжелательность называют также «неподавляющая теплота» или «безусловное позитивное отношение», принятие, уважение, забота или даже несобственническая любовь. Терапевт, по мнению К. Роджерса, должен проявлять позитивное заботливое отношение, признавать ценность клиента. Эта забота не должна быть директивной. Терапевт должен не просто проявлять недирективное внимание, но относиться к клиентам с уважением, как к автономным личностям, равноценным личности психотерапевта. Заботливое отношение является терапевтическим, так как оно способствует установлению доверия и стимулирует общение. Клиенты становятся более расположенными к раскрытию и активному сотрудничеству, проявляют больше настойчивости и упорства, когда они чувствуют проявление внимания.
Недирективное отношение соотносится с идеей принятия. Директивная забота есть попытка управлять другим человеком. Недирективность терапии означает признание автономии клиентов, принятие их выбора без навязывания им своей воли. Принятие при этом не означает одобрение. Принятие – это полное безоценочное признание, когда клиента слушают и принимают все сказанное им без одобрения или порицания. Недирективность вносит свой вклад в эффективность терапевтического процесса, поскольку большинство людей не склонны к тому, чтобы ими управляли или судили их поступки. Ощущение давления и осуждения могут вызвать у клиента чувство протеста или нарушить его ощущение безопасности. Уважение к индивидуальности и автономии клиентов идет рука об руку с недирективным принятием. Уважительное отношение психотерапевта укрепляет веру клиентов в себя и в то, что они способны принимать самостоятельные решения. Уважение предполагает также доверие к клиенту. Такое отношение должно повысить доверие клиентов к себе и к врачу и ослабить сопротивление. При этом повышается степень открытости клиента в общении с психотерапевтом.
Эмпатическое понимание предполагает способность войти в мир клиентов и видеть вещи в их системе координат. Чтобы проявить подлинную эмпатию, нужно обладать способностью к децентрации – преодолению эгоцентрической позиции сосредоточенности на себе и собственных интересах. Децентрация – это способность выйти за пределы собственного мира и с помощью воображения понять взгляды и чувства другого человека, посмотреть на все с его точки зрения. Подлинная эмпатия заключается не в том, чтобы вы представили себя на месте клиента, а в том, чтобы вы попытались представить себе, что он чувствует, то есть что чувствовали бы вы, если бы были им и на его месте. Для достижения эмпатии в терапевтическом процессе обычно требуется некоторое время. Эмпатия достигается быстрее, если психотерапевт готов воздержаться от суждений и от собственной интерпретации слов и поступков. Эмпатия наряду с доброжелательностью способствует установлению доверия. Ощущение того, что тебя понимают, часто само по себе является терапевтическим. Просто знание того, что кто-то еще может понять твои чувства, помогает ощутить себя менее одиноким и более «нормальным». Эмпатия сосредотачивает внимание клиентов на их внутреннем опыте. По сути, с помощью эмпатии клиенты учатся слушать свой собственный опыт с тем, чтобы постараться уловить значение этого опыта.
Подлинность – третье важное качество, которым должен обладать психотерапевт. К другим терминам, ассоциирующимся с этим качеством, относятся: конгруэнтность, честность, аутентичность, искренность, способность к самораскрытию. Подлинные люди конгруэнтны. Их внешние действия согласуются с некоторыми гранями их внутренних мыслей и чувств. То, что они говорят и делают, есть точное отражение некоторой грани того, что они в настоящее время думают и чувствуют. В этом смысле их можно также назвать честными и аутентичными. Притом, что психотерапевт всегда должен быть подлинным, ему не нужно злоупотреблять самораскрытием – его необходимо применять избирательно и разумно. Фактически, самораскрытие может быть применено, лишь, когда оно имеет отношение к конкретному терапевтическому процессу и способствует его эффективному развитию. Самораскрытие психотерапевта должно способствовать внутреннему росту клиента и не походить на откровения случайных попутчиков. Психотерапевт должен давать обратную связь таким образом, чтобы стимулировать рост клиента. Подлинность является терапевтической в сочетании с теплотой и эмпатией, потому что это помогает установить истинно позитивные, ориентированные на внутренний рост клиента взаимоотношения, в которых клиенты могут учиться доверять себе и слушать себя. Психотерапевт может выступать в качестве своеобразной модели поведения для клиента. С помощью самораскрытия психотерапевт может передать клиенту идею о том, что человек вовсе не должен быть совершенным. Благодаря подлинности и избирательному самораскрытию психотерапевт демонстрирует доверие к клиенту. Самораскрытие может предоставить клиенту немедленную обратную связь – он увидит, какое влияние оказывает его поведение. Избирательное самораскрытие помогает проявить эмпатию. Если психотерапевт применяет самораскрытие в экспериментальных целях, то это дает психотерапевту и клиенту возможность вместе исследовать, что происходит в их отношениях, и прояснить, как они воспринимают друг друга.
Таким образом, теория Роджерса, центрированная на личности, придерживается следующих общих положений: во-первых, это убеждение, что в каждом человеке заложен потенциал для творческого жизнеутверждающего роста и, во-вторых, это уверенность в том, что наличие трех терапевтических качеств – теплоты, эмпатии и подлинности — является важнейшим условием, соблюдение которого обеспечивает атмосферу для внутреннего роста клиентов. В рамках этих положений развился целый ряд разнообразных подходов к терапии и психологическому консультированию.
Таков путь, в соответствии с представлениями гуманистического направления в психотерапии и психологической коррекции, излечения от психических нарушений, в частности, от невроза. Экзистенциально-гуманистические подходы являются уникальными, поскольку уделяют внимание человеку в целом, оперируя терминами, которые люди используют для описания и переживания собственной жизни. Люди понимаются экзистенциально-гуманистическими терапевтами как существа, которые строят планы и имеют цели, желания, потребности, мысли, переживания, взаимоотношения и будущее. По существу, экзистенциально-гуманистические подходы основное внимание уделяют креативности человека. В рамках этого подхода впервые возникло представление о том, что человек в определенной степени является конструктором своего собственного мира. В этой связи в рамках данного направления были сформулированы понятия о личном выборе и индивидуальной ответственности человека за собственную жизнь. Экзистенциально-гуманистические терапевты одними из первых стали акцентировать роль и значение индивидуального смысла, создания и модификации смысла как основного элемента психотерапии. Наконец, данное направление одним из первых приняло системный взгляд на личность.
Клиент-центрированная терапия: описание техники, основные положения и приемы
- 12 Сентября, 2018
- Психотерапия
- Валентина Буравлева
Изначально данный подход в терапии назывался недирективным. Через время он получил название клиент-центрированного. Лучшим образом данный вид терапии был описан в работах Карла Роджерса.
Становление подхода
Роджерс — автор многочисленных книг, профессор психологии, а также основоположник клиент-центрированной терапии — в определенный момент времени ощутил неудовлетворенность теми принципами, что использовались в терапии в его время. Он решил заняться разработкой собственного подхода. Традиционные методы, которые были ориентированы на диагностику, практически перестали себя оправдывать. Формирующиеся идеи клиент-центрированной терапии Карла Роджерса, на удивление для него самого, не стали повторением предыдущих концепций в психологии. Они положили начало новой теории. Опыт преподавательской, научной и психотерапевтической работы позволил заложить прочный фундамент роджерианской концепции.
Философия клиент-центрированной терапии Роджерса кратко
В психологии того времени было принято считать, что по внутренней природе человек отличается иррациональностью, низким уровнем социализации, а также стремлением к разрушению. С позиции теории Роджерса, люди, напротив, являются социализированными и оптимистичными.
Если же в каких-либо случаях и проявляются антисоциальные переживания, проявляющиеся в процессе терапии (злость, раздражение, враждебность), то в действительности они являются естественной реакцией на фрустрацию в удовлетворении потребностей в любви, защите, счастье и пр. Поэтому нет смысла пытаться контролировать негативные реакции; необходимо уделить внимание тому, чтобы человек имел возможность получить достаточно любви, внимания, позитивных переживаний, которые будут уравновешивать друг друга. Например, потребность в дружеском общении может уравновесить агрессивность.
Начало сессии
Сеанс клиент-центрированной терапии начинается с того, что психолог и обратившийся за помощью человек садятся друг напротив друга. Контакт должен быть установлен с клиентом в течение первых пяти минут сессии. Если же этого не происходит, то в большинстве случаев клиент внутренне блокируется.
Фокус внимания – на проблеме
Внимание терапевта должно быть сосредоточено не на проблеме, а на тех переживаниях, что охватывают обратившегося человека. Именно поэтому данный вид психологического воздействия и называется клиент-центрированной терапией. Обратившийся может самостоятельно выбирать тему для разговора. Психотерапевт может подталкивать клиента к тому, чтобы обсудить все самое наболевшее.
Участие в проблеме с помощью вербальных и невербальных сигналов
Делается это при помощи специальных вопросов (вербальные методы), а также посредством тонального понижения голоса (невербальные методы). Например, терапевт произносит фразу: «Я чувствую, что вам несладко пришлось в данной ситуации (понижение тона голоса)». Тональные изменения словно приглашают клиента «упасть» вниз, начать рассказывать подробнее о проблеме. Одновременно реакция психотерапевта может быть и не так выражена. Психолог должен ощущать, есть ли у клиента желание поговорить о данной проблеме, и насколько долго он будет способным это делать.
Почему не нужно формулировать вопросы вместо клиента
Психотерапевт сопровождает человека не в его погружении в саму проблему, а в глубины его эмоциональных переживаний, которые являются на данный момент актуальными. Немало клиентов не могут сформулировать правильно собственную проблему, поэтому часто оказывается бессмысленным требовать от них этого. Формулирование вопроса может быть опасно еще и тем, что направляет ход разговора, а также снова вводит клиента в проблему. Если вместо обратившегося за помощью начать выстраивать предположения о его чувствах или же пытаться сформулировать проблему, то терапевт будет направлять его, что может негативно сказаться на открытости клиента. Последний может заблокироваться и перестать рассуждать о своих переживаниях.
Например, девочка-подросток жалуется на то, что у нее нет друзей в школе. Терапевт может сказать: «Вы ощущаете себя очень одинокой», «Как думаете, в чем заключается причина этого?», «Как часто это происходит?» Подобные вопросы заставляют задуматься над обстоятельствами в интеллектуальном ключе, и клиент прекращает разговор о своих чувствах.
Главный принцип клиент-центрированной терапии – находиться в ее процессе рядом с клиентом. И поэтому вопросы терапевт должен задавать не для себя, а для самого обратившегося. Они должны помогать ему отправляться все дальше вглубь своих чувств.
Техника правильного «отзеркаливания»
Данный метод клиент-центрированной терапии позволяет в течение всей сессии оставаться «рядом» с обратившимся. Например, клиент, который пришел на прием, может сказать приблизительно следующее: «Сегодня ночью я увидел во сне мою мать. Пока я ехал к вам, постоянно думал только о ней. Как я устал от этого всего. У меня проблемы и дома, и на работе, и с детьми…»
Неопытный специалист, работающий в рамках клиент-центрированной психотерапии, может дать следующие ответы, однако они будут неверными:
- «Я вижу, что у вас немало серьезных проблем». Такая реакция терапевта, по сути, является директивной, поскольку заставляет обратившегося вести разговор только о проблемах. Но клиент имеет право сам выбирать, о чем ему говорить.
- «Вы многое рассказали, расскажите еще что-нибудь». Такой ответ имеет характер давления.
- «Есть ли вещи, помимо этих, которые приносят вам радость?» В подобном ответе проявляется эмоциональная «глухота» по отношению к клиенту. Обратившийся как бы слышит: «Что вы все о плохом да о плохом. Давайте лучше о хорошем».
- «У меня тоже был подобный опыт, я понимаю вас». Данный ответ не является сопровождением клиента в проблему.
Удачным будет следующий ответ терапевта, который проводит сеанс в русле клиент-центрированной психотерапии: «Да, с вами многое сейчас происходит…» После этого терапевт некоторое время ожидает в тишине. Сам обратившийся решает, о чем ему стоит говорить и требуется ли ему дальнейшая помощь.
Метод повторов
Еще одна техника, использующаяся в клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, – это повторы. В данном случае психолог просто повторяет сказанное клиентом: «Вам сегодня приснилась мать, и вы размышляли о ней все то время, пока добирались на прием…» Затем должна последовать пауза.
Но если в процессе сессии клиент говорит слишком много, то методика повторов может и не сработать. Она в таком случае попросту выведет самого клиента из процесса погружения в собственные чувства и переживания. В таком случае более уместной будет методика обобщения. Приведенный выше первый вариант и представляет собой классический пример обобщения.
Метод метафоры
Еще один эффективный прием, используемый в клиент-центрированной терапии. Метафору можно использовать и разово, и в качестве устойчивого образа, который сопровождает весь терапевтический процесс. В том случае, если она соответствует опыту клиента, этот прием помогает ему войти в тот пласт бессознательного, который наполнен символами, что позволяет уйти от предметного мира. Ведь в последнем случае могут иметься существенные ограничения по способу выражения чувств.
К примеру, мужчина, обратившийся за помощью к специалисту, стал ненавидеть свою жену. Причина заключается в том, что она набрала лишний вес, стала некрасивой. Внутренне он желает ей смерти, однако не может выразить этого желания вслух, поскольку оно вызывает сильное чувство вины. Техника клиент-центрированной терапии Роджерса под названием «Метафора» может использоваться психологом в этом случае. Терапевт выстраивает образ: «Как-то раз принц одного небольшого королевства посадил под своим окном нежное, красивое дерево с прекрасными цветами. Каждое утро и вечер он наслаждался его благоуханием и поливал его. Однако в какой-то момент времени дерево стало очень быстро расти и начало закрывать свет, который уже почти не проникал в окно. В спальне принца стало холодно и неуютно. Сложно поверить, но это было то самое деревце, которое он когда-то полюбил. Теперь оно стало ему ненавистно. И принц уже начал выстраивать планы, как уничтожить это дерево, спилить его…».
Такая метафора позволяет обсудить свои агрессивные чувства без ощущения вины. Это делает клиента более открытым.
Этапы
В результате исследований многих интервью были сделаны заключения о том, как происходит весь процесс терапии. Выявлено, что при этом возникает движение от застоя к процессу. Ученые выделили семь этапов терапии:
- На первом этапе клиент ощущает нежелание выражать себя. Общение происходит лишь на общие темы. На данном этапе обычно люди не обращаются за помощью к психологу – их чаще всего приводят родственники.
- На втором этапе проявляются чувства, однако клиент не берет на себя ответственности за происходящее в его жизни. Не признаются жизненные противоречия. Практически отсутствует дифференциация личностных смыслов.
- Затем начинается ослабление, постепенное самовыражение. Человек выражает прошлые переживания – как правило, отрицательные.
- Принятие того, что было выражено на предыдущем этапе, позволяет перейти на следующую стадию. Человек начинает чувствовать ответственность за те проблемы, что имеются в его жизни.
- На пятой стадии чувства выражаются уже полностью свободно, однако нередко присутствует удивление, страх. Человек более точно определяет свои чувства.
- Шестая стадия наиболее драматична. Клиент переживает свои чувства во всей полноте. Проблема прекращает для него быть объектом.
- На этом этапе обратившийся за помощью продолжает самостоятельное движение вперед, уже без помощи психотерапевта. Однако этап может обсуждаться на приеме у психолога.
Отношения с терапевтом
Основные положения клиент-центрированной терапии Роджерса, на которых строится общение с клиентом, таковы:
- Принятие. Терапевт принимает обратившегося таким, какой он есть, вместе с его хорошими и плохими сторонами. Его установка по отношению к клиенту позитивна.
- Конгруэнтность. Линия поведения терапевта последовательна. Сам он является целостной и интегрированной личностью. Он хорошо понимает и осознает собственный опыт.
- Понимание. Означает, что терапевт испытывает точное видение мира клиента, переживает эмпатию.
- Сообщение принятия и понимания. Нет смысла в принятии и понимании, если этого не воспринимает обратившийся за помощью. Поэтому все это должно быть сообщено клиенту.
- Отношения, приносящие позитивный результат. Взаимоотношения с терапевтом не являются «подпоркой» для клиента. Но они обязательно должны быть безопасными, лишенными каких-либо угроз.
Клиент-центрированная терапия – хорошо зарекомендовавший себя метод, использующийся как среди людей с относительно простыми проблемами, так и среди пациентов психиатрических клиник. Эмпатия и теплота, сопровождающие терапевтические сессии, дают хороший эффект – и этот вывод за многие годы практики был сделан не одним психотерапевтом.
Похожие статьи
Психотерапия
Основные методы и виды психотерапии. Цели психотерапии
Психотерапия
Как успокаивать людей в трудной жизненной ситуации, в экстремальной ситуации? Психологическая помощь
Психотерапия
Как психологически настроиться на похудение: действенные приемы
Психотерапия
Эриксоновский гипноз: что это такое?
Психотерапия
Как медитировать: советы для начинающих
Психотерапия
У меня рак.
Психологическая поддержка онкобольных. Рак не приговорЧеловекоцентрированная теория Карла Роджерса — Careershodh
Posted on АвторBalaji NiwlikarLeave a comment
Карл Роджерс создал популярный подход к психотерапии, известный первоначально как недирективная или клиент-центрированная теория/терапия , а затем как 9001 1 человек- центрированная теория/терапия.
- Теория личности Роджерса, как и Маслоу, стоит на гуманистическая психология, , которые Роджерс сделал основой для отношений пациента и терапевта.
- Роджерс разработал свою теорию не на основе экспериментальных лабораторных исследований, а на основе своего опыта работы с клиентами.
- Таким образом, его формулировки структуры и динамики личности вытекают из его терапевтического подхода.
- Фраза личностно-центрированная теория . Это предполагает, что способность изменять и улучшать личность сосредоточена внутри человека. Другими словами, такими изменениями руководит человек, а не терапевт.
Содержание
- 1 Я и тенденция к актуализации
- 2 Развитие Я в детстве – личностно-центрированная теория
- 3 Личностно-центрированная теория/терапия
- 3.1 Группы встреч 9002 0
- Роджерс осознал важность автономного «я» как фактора своего собственного развития.
- Он разработал метод определения того, было ли поведение ребенка здоровым и конструктивным или нездоровым и деструктивным.
- Он исследовал биографию ребенка и оценил его по факторам, которые, по его мнению, могли повлиять на поведение.
- Эти факторы включали семейное окружение, здоровье, интеллектуальное развитие, экономические обстоятельства, культурные влияния, социальные взаимодействия и уровень образования. Все эти факторы являются внешними, то есть частью окружения ребенка.
- Роджерс также исследовал потенциальное внутреннее влияние, самопонимание или самоанализ ребенка. Он описал самопознание как принятие себя и реальности, а также чувство ответственности за себя.
- Роджерс также предсказал, что факторы семейного окружения и социальных взаимодействий будут наиболее сильно коррелировать с делинквентным поведением. Но он ошибался. Фактором, наиболее точно предсказавшим последующее поведение, был самоанализ.
- Роджерс считал, что врожденная склонность актуализировать, поддерживать и улучшать себя мотивирует людей. Это стремление к самоактуализации является частью более широкой тенденции актуализации , которая охватывает все физиологические и психологические потребности.
- Соблюдая основные требования. Например, потребность в еде, воде и безопасности, тенденция актуализации , то есть основная человеческая мотивация актуализировать, поддерживать и улучшать себя. служит для поддержания организма, обеспечивая пропитание и выживание.
- Основным процессом на протяжении всей жизни, как его представлял Роджерс, является процесс оценки организма. Это процесс, посредством которого мы оцениваем переживания с точки зрения их ценности для содействия или препятствия нашей реализации и роста.
- По мере того как младенцы постепенно развивают более сложное поле переживаний в результате расширения социальных контактов, одна часть их опыта становится дифференцированной от остальных.
- Эта отдельная часть, определяемая словами я, я и я, является я или я-концепцией.
- Однако формирование Я-концепции включает различение то, что непосредственно и непосредственно является частью самости из людей, объектов и событий, которые являются внешними по отношению к самости.
- Я-концепция также является нашим представлением о том, что мы есть, какими мы должны быть и какими мы хотели бы быть.
- Например, люди, которые обеспокоены агрессивными чувствами и предпочитают их отрицать, не осмеливаются проявлять явное агрессивное поведение. Поступить так означало бы взять на себя ответственность за действия, несовместимые с их самооценкой, потому что они считают, что не должны быть агрессивными.
- Личностно-центрированная терапия — это подход Роджерса к терапии, в котором предполагается, что клиент (не «пациент») несет ответственность за изменение своей личности.
- В технике личностно-центрированной терапии Роджерс исследовал чувства и отношение клиента к себе и другим людям.
- Он слушал без предубеждений, пытаясь понять эмпирический мир клиента.
- Хотя Роджерс считал личностно-центрированную терапию единственным достойным подходом к оценке личности, он отметил, что она не безошибочна.
- То, что терапевт узнает о клиенте, зависит от способности клиента общаться. Поскольку все формы общения несовершенны, терапевт обязательно несовершенно увидит мир переживаний клиента.
- В этих пределах Роджерс утверждал, что личностно-центрированная терапия дает более четкое представление о переживаемом человеком мире, чем другие формы оценки и терапии.
- Единственным предопределенным убеждением личностно-центрированного терапевта является неотъемлемая ценность и ценность клиента. Клиенты принимаются такими, какие они есть.
- Терапевт дает им безусловное положительное отношение и не предлагает суждений об их поведении или советов о том, как себя вести.
- Роджерс выступал против методов оценки , таких как свободные ассоциации, анализ сновидений и истории болезни . Он считал, что они делают клиентов зависимыми от терапевта, который затем обретает ауру опыта и авторитета.
- Эти методы сняли личную ответственность с клиентов, создав у них впечатление, что терапевт знает о них все. Клиенты могли сделать вывод, что терапевт решит их проблемы, и все, что им нужно было сделать, это сидеть сложа руки и следовать инструкциям эксперта.
- Роджерс продемонстрировал, что личностно-центрированная терапия может помочь людям, которые потеряли связь со своими чувствами и закрыты для жизненного опыта.
- Однако в ходе терапевтического процесса люди могли развить или восстановить гибкость, спонтанность и открытость.
- Роджерс хотел донести это состояние улучшенного психологического здоровья и функционирования до большего числа людей, поэтому он разработал групповую технику, с помощью которой люди могли больше узнать о себе и о том, как они связаны друг с другом или встречаются друг с другом.
- Он назвал свой подход групп встреч. Техника групповой терапии, с помощью которой люди узнают о своих чувствах и о том, как они относятся друг к другу (или встречаются).
Ссылка,
Дуэйн П. Шульц, Сидней Эллен Шульц. Теории личности с вкладышем. (10-е изд.).
Джесс Файст, Грегори Файст, Томи-Энн Робертс. Теории личности (9-е изд.).
Личностно-ориентированный подход — Нью-Йоркский личностно-ориентированный ресурсный центр
Личностно-ориентированный подход можно рассматривать как эволюцию клиент-центрированной терапии, разработанной известным американским психологом Карлом Роджерсом. Клиент-центрированную терапию можно рассматривать как ответвление гуманистической школы психологии и философии.
Гуманистическая психология, которую часто называют Третьей силой, охватывает психологические, философские, социологические и биологические идеи, возникшие в ответ на психоанализ и бихевиоризм. В отличие от психоанализа, который пытается понять бессознательные мотивы и работать с ними, и бихевиоризма, который пытается вызвать изменения посредством усвоенного поведения, гуманистическая психология пытается помочь людям увеличить свои врожденные целительные способности и тем самым позволить произойти самонаправленному росту.
Известная как клиент-центрированная терапия, а теперь часто называемая личностно-центрированным подходом, форма психотерапии Карла Роджерса характеризуется тремя основными условиями: (1) конгруэнтность между терапевтом и клиентом, (2) безусловное положительное отношение к клиенту и (3) сопереживание клиенту.
Конгруэнтность, безусловное положительное отношение и сопереживание
Автор: Карл Р. Роджерс. Способ Бытия. 1980. Бостон: Хоутон Миффлин, стр. 115-116.
Со слов Роджера:
Индивидуумы обладают огромными ресурсами для самопонимания и изменения своих представлений о себе, основных установок и самонаправленного поведения; эти ресурсы могут быть задействованы, если может быть обеспечен определенный климат благоприятствующих психологических установок. Есть три условия, которые должны присутствовать, чтобы климат способствовал росту. Эти условия применимы независимо от того, говорим ли мы об отношениях между терапевтом и клиентом, родителем и ребенком, лидером и группой, учителем и учеником или администратором и персоналом. Условия применяются, по сути, в любой ситуации, в которой развитие человека является целью.
Конгруэнтность
Первый элемент можно назвать подлинностью, реальностью или конгруэнтностью. Чем больше терапевт находится в отношениях с самим собой, не выставляя ни профессионального, ни личного фасада, тем выше вероятность того, что клиент изменится и вырастет конструктивным образом. Это означает, что терапевт открыто проявляет чувства и отношения, которые текут внутри в данный момент. Термин «прозрачный» улавливает оттенок этого состояния: терапевт делает себя прозрачным для клиента; клиент может видеть насквозь, что представляет из себя терапевт в отношениях; клиент не испытывает никаких ограничений со стороны терапевта. Что касается терапевта, то, что он или она переживает, доступно осознанию, может быть прожито в отношениях и может быть сообщено, если это уместно. Таким образом, существует близкое соответствие, или конгруэнтность, между тем, что переживается на внутреннем уровне, тем, что присутствует в осознании, и тем, что выражается клиенту.
Безусловное положительное отношение
Второе важное отношение в создании климата для перемен — это принятие, или забота, или поощрение — то, что я назвал «безусловным положительным отношением». Когда терапевт испытывает положительное, принимающее отношение к тому, кем является клиент в данный момент, более вероятно, что произойдет терапевтическое движение или изменение. Терапевт готов к тому, чтобы клиент проявлял любые непосредственные чувства — замешательство, обиду, страх, гнев, мужество, любовь или гордость. Такая забота со стороны терапевта не является собственнической. Терапевт ценит клиента тотально, а не условно.
Эмпатия
Третьим способствующим аспектом отношений является эмпатическое понимание. Это означает, что терапевт точно ощущает чувства и личные смыслы, которые испытывает клиент, и передает это понимание клиенту. При лучшем функционировании терапевт настолько погружен в личный мир другого, что может прояснить не только значения, которые осознает клиент, но даже те, которые находятся чуть ниже уровня осознания. Такого рода чуткое, активное слушание встречается в нашей жизни крайне редко. Нам кажется, что мы слушаем, но очень редко мы слушаем с настоящим пониманием, с настоящим сочувствием. Тем не менее, слушание, такого особенного рода, является одной из самых мощных движущих сил перемен, которые я знаю».
«Как этот климат, который я только что описал, вызывает изменения? Короче говоря, по мере того, как людей принимают и ценят, они склонны развивать более заботливое отношение к себе. Когда людей слышат сопереживающе, у них появляется возможность более точно прислушиваться к потоку внутренних переживаний. Но по мере того, как человек понимает и ценит себя, он становится более соответствующим переживаниям. Таким образом, человек становится более реальным, более подлинным. Эти тенденции, обратные установкам терапевта, позволяют человеку быть более эффективным стимулятором роста для самого себя. Появляется большая свобода быть настоящим, цельным человеком.
Тенденция к актуализации
Автор: Джерольд Д. Бозарт. «Основа личностно-ориентированной терапии». Веб-сайт Person-Centered International
Выражение этих основных условий можно понимать как фундаментальную способствующую силу, которая может помочь усилить «тенденцию актуализации» клиентов, ориентированных на клиента.
Согласно Джерольду Бозарту, известному современному теоретику личностно-центрированной терапии, фундаментом личностно-центрированной терапии является актуализирующая тенденция.
Роджерс заявил: практика, теория и исследования ясно показывают, что личностно-ориентированный подход основан на базовом доверии к человеку. . . (Это) зависит от актуализирующей тенденции, присутствующей в стремлении каждого живого организма расти, развиваться, полностью реализовать свой потенциал. Этот способ существования доверяет конструктивному направленному течению человеческого существа к более сложному и полному развитию. Именно этот направленный поток мы стремимся высвободить (Rogers, 1986b, стр. 198).
Конструкция Роджерса актуализирующей тенденции представляет собой организменную теорию, в которой фундаментальные качества человеческой природы рассматриваются как качества роста, процесса и изменения. В теории Роджерса «Человек — это актуализирующий процесс» (Van Belle, 1980, стр. 70). Актуализация является мотивационной конструкцией в теории организмов и, таким образом, встроена в процесс роста организма и является мотивом для изменений. Организм/человек является основной единицей исследования в концепциях Роджерса. Хотя Роджерс сосредоточился на концепции Я в более ранних работах и вводит концепцию формирующей тенденции Вселенной в более поздних работах, конструкция актуализирующей тенденции человеческого существа является четким фундаментом индивидуальной терапии.
Личностно-центрированный терапевт опирается на ряд допущений, связанных с тенденцией актуализации. Эти предположения включают в себя ориентацию, которая подчеркивает мир целостного человека, в котором терапевт избегает знания «о» клиенте, относится к клиенту как к равному, а также доверяет и уважает восприятие клиента как авторитета о себе.
Личностно-ориентированный подход
Основная ценность, ориентированная на клиента/человека, заключается в том, что авторитет человека основывается на самом человеке, а не на внешнем эксперте. Эта ценность подчеркивает внутреннюю (т. е. точку зрения клиента), а не внешнюю (т. е. точку зрения терапевта). Клиенты рассматриваются как идущие своим собственным путем, которым разрешено идти в своем собственном темпе и добиваться своего роста своими уникальными путями. Внешний взгляд не имеет смысла в терапевтическом процессе, поскольку единственная функция терапевта — способствовать процессу актуализации клиента. Этот процесс является направленным, направленным на рост процессом, который включает в себя движение к реализации, реализации и совершенствованию врожденных способностей и потенциальных возможностей человека (Rogers, 19).63). Это избирательный процесс, поскольку он является направленным и конструктивным. Он имеет тенденцию укреплять и поддерживать весь организм/человека.
Резюме
Резюме теории можно сформулировать следующим образом: (1) В клиенте есть одна мотивирующая сила; т. е. актуализирующая тенденция. (2) Существует одна директива для терапевта; т.