Речевые клише и языковые штампы
13С
Старый и живучий монстр, мимикрирует под «хорошо сказано!», делает текст вторичным, расплывчатым.
Штамп (также известен как «клише») — устойчивое словосочетание, закрепившееся в языке после многократного повторения. Языковые области, из которых происходят крупнейшие группы штампов: пословицы и поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы, советские газеты и журналы, бизнес-язык.
С каждым штампом связана определённая двойственность. Почти всегда это изначально «удачное» выражение, точное или выразительное, яркое, — иначе оно бы никого не впечатлило и не закрепилось в языке. Но что происходит, когда выражение используют многократно (десятки и сотни тысяч раз)? Оно теряет свои «преимущества».
Выразительность, «пробивная сила» есть у нового и неожиданного. Поэты античности могли сравнивать любимых женщин с цветами. Через 1000+ лет это могли делать исламские поэты. Почему бы и нет? До эпохи всеобщей грамотности далеко, девушка — особенно никогда не читавшая стихов — будет тронута.
Насколько оригинально сравнивать женщину с цветком сейчас? Хм.
Так же «выразительно» и большинство образных штампов.
А как теряется точность? Люди встречают выражение в контексте, где оно «уместно» и «работает» и, впечатлившись, начинают его использовать в соседних или близких, или даже далёких контекстах. Например, «инновационное решение» могло появиться в научной статье о прорывном открытии в ракетостроении. Проходят годы, и вот уже всюду «инновационные решения» — везде, от автотракторных запчастей до гомеопатии. И если спросить автора, в чём тут инновационность, он зачастую и сам не скажет, штампы распространяются без излишнего обдумывания. И в новых употреблениях это будет уже и неоригинальное, и неточное выражение.
Штамп многие воспринимают как «безопасное и проверенное»: раз окружающие его часто используют, то и мне следует / можно / не зазорно. Если вы не хотите никак выделяться в текстовом потоке и предпочитаете писать скучно и расплывчато — используйте клише, пожалуйста.
Что нужно знать и уметь методологу, чтобы добиться успеха? |
Что должен знать и уметь успешный методолог? |
Тысячи коучей и прочих экспертов, в том числе шарлатаны и мошенники, рассказывают, как «добиться успеха». Читателю это выражение в лучшем случае приелось, в худшем — он проассоциирует его с жульническими семинарами. Даже отдельный «успех» (кстати, что это? что именно тут имеется в виду?) и производные слова уже звучат как надоевшая реклама. В этой фразе «успешность» — это результативная работа, к которой любой хороший специалист и так стремится.
Купленные книжечка и варежки принесут кому-то в новогоднюю ночь неописуемый восторг. |
Эти варежки и книжечка осчастливят кого-то в новогоднюю ночь. |
Многие штампы опознаются по тому, что ими пытаются выразить крайнюю степень «положительного, хорошего» (радость, приятное удивление, высокое качество) или, напротив, крайнюю степень «плохого» (огорчение, разочарование, деградация). Представляете себе эти крики экстаза после получения варежек? Я тоже не представляю. Надо сбавить градус.
Темы можно раскрывать так, что они будут цеплять, удивлять и трогать до слёз. |
Темы можно раскрывать так, что читатели поразятся и расплачутся. |
Вновь та же группа штампов — «сильная эмоция». Но уже без явного преувеличения, поэтому заменяем примелькавшееся сочетание «трогать до слёз» одиночным глаголом.
Из глаз градом катятся слёзы, внутри звенящая пустота. |
Из глаз катятся слёзы, внутри — пусто. |
Опять слёзы (да ещё размером с градину!), но они не так напыщенны, как звенящая пустота. Возможно, вы её раньше не встречали, но Google подтверждает: есть такой популярный штамп. Меняем на буквальное значение. Если вам кажется, что стало менее выразительно — придумайте не настолько затасканный образ. Пустота может быть радиоактивной, тоскливой может быть вакуумом. Ледяная пустота — уже другой штамп. Сложно? Это и есть сложность «художественного письма»: не скатываться к чужим шаблонам, выражать своё по-своему, придумывать новые образы самостоятельно.
Мы предлагаем удобный график. |
Свободное расписание: можно приходить в офис к 9 или к 12 утра и пару дней в неделю работать из дома. |
Комфортный офис у метро «Смоленская». |
Офис, который вам понравится: много места, большие окна, отличная вентиляция, куча настольных игр и своя кухня, спортзал на соседнем этаже. Две минуты от метро «Смоленская». |
В деловых текстах не требуется никакой уникальной художественности, зато точность важна: лишнее время, потраченное на уточнение, — это убытки. Недопонимание из-за расплывчатости тоже делу не помогает. Комфорт, удобный график (кому удобный?) — это расплывчатые ярлыки, за которыми может прятаться что угодно. «Краткость» здесь не достоинство.
Во многих сегодняшних студентах скрыт по-настоящему огромный потенциал. |
У многих сегодняшних студентов невероятные задатки. |
Но во всём есть положительный момент — вы становитесь увереннее, приобретаете опыт. |
Но нет худа без добра: вы становитесь увереннее, приобретаете опыт. |
График, комфортный, потенциал, момент
Стрессовая ситуация показывает истинные черты человека. |
Оказавшись в тяжёлом положении, человек показывает истинное лицо. |
Stressful situation — калька с уже двумя заимствованиями. Первая замена строится на «русскоязычном» клише «показать истинное лицо», во второй уже нет штампов.
Вдохновляющие истории о людях, которые следовали за мечтой и воплощали её в реальность. |
Вдохновляют истории об упорных людях, чьи мечты сбылись. |
Этому способствует множество факторов: ритм жизни стал более динамичным, среда всё более конкурентной. |
Развитие экономики ускоряется, препятствий и соперников всё больше. |
Наихудший сценарий — когда во фразе сразу несколько штампов. От этого зашкаливает пафос (если штампы — образно-эмоциональные) или фраза становится настолько расплывчатой, что её можно понимать по-разному. Если «факторов множество» — то почему приведено только два? Здесь сложно написать «улучшенную версию без штампов», если не знаешь точно, что именно хотел сказать автор, где он ставит ударение.
Итак, единственное очевидное качество штампа — это распространённость: до того, как выйти из оборота, он повторяется в массовой коммуникации годами и десятилетиями. Это приводит к потере выразительности и точности («проверенный общий ярлык» ставят вместо конкретных ценных подробностей). Более заметны хвалебные штампы (эффект надоевшей рекламы), но есть и безэмоциональные. Дополнительно «ухудшить» штамп можно иноязычными заимствованиями.
Обходиться совсем без штампов и устойчивых выражений, пожалуй, слишком сложно. Сколько их допустить в свои тексты? Зависит от того, какого уровня выразительности и языкового своеобразия вы хотите достичь.
Как побороть ошибку?
1. Если распространённость — признак №1, то люди, читающие мало, уязвимы: штампы встречаются им реже, не успевают надоесть, могут казаться «яркими свежими выражениями». Читайте больше! И оценивайте прочитанное.
2. Ищите в написанном «готовые полуфабрикаты», то, что вы просто брали из памяти, не обдумывая формулировок. Поначалу их может оказаться неожиданно много, не отчаивайтесь, так происходит довольно часто, и это лечится!
3. Выделяйте время и тренируйтесь заменять их чем-то пооригинальнее. Экспериментируйте, фантазируйте, уточняйте подробностями. Это трудно и требует времени, но окупается.
Что ещё прочесть?
1. Статья о речевых штампах — из антиканцеляритного курса «Тимуроков».
2. Третья глава книги Лидии Чуковской «В лаборатории редактора».
3. И. Ильф, Е. Петров. Торжественный комплект Остапа Бендера.
Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)
Замена штампа в отдельной фразе — в отрыве от содержания текста — не всегда понятна и «убедительна». И, конечно, вариантов замены — всегда больше одного. Для начала попробуйте просто различить в приведённых примерах сочетания-клише.
Обязанности по уходу за ребёнком ложатся на хрупкие женские плечи. | Нашли ошибку? Проверьте Весь уход за ребёнком ложится на женщину. |
Когда горят глаза, есть силы сохранять позитив и желание жить. | Когда вы чем-то увлечены, проще жить и радоваться жизни. |
Волшебство и трепет реальны для людей любого возраста, если творить добро и сохранять веру. | Нашли ошибку? Проверьте Взволновать и обрадовать человека можно всегда, и неважно, сколько ему лет. |
Другие сотрудники называют нацеленность на результат, любовь к своему делу и желание помочь клиенту главными движущими факторами успеха в их нелёгком деле. | Нашли ошибку? Проверьте Другие сотрудники считают, что главное в их деле — увлеченность, результативность и забота о клиенте. |
Когда же придёт долгожданная весточка от Эльфа? | Нашли ошибку? Проверьте Когда же придёт сигнал от Эльфа? |
Родственные ошибки:
37С
Слабое начало
Сразу отбивает желание читать, наводит зевоту, демотивирует.
25С
Лишний оборот
Удлиняет и захламляет предложение, отвлекая на смыслы-пустышки.
Канцеляризмы, речевые штампы и клише
Литература:
1. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 588-589 (Штамп).
2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985. С. 390.
Такое коммуникативное качество хорошей речи, как чистота очень часто нарушается с появлением канцеляризмов и штампов. Канцеляризмы – это слова, словосочетания, грамматические формы и конструкции официально-делового стиля, используемые за пределами данного стиля и без стилистического замысла. Как правило, это ведет к грубому нарушению стилистических норм. В чем же минусы канцеляризмов?
Они лишают речь необходимой простоты, живости, эмоциональности, придают ей «казенный» характер, резко снижают действенность устного и печатного слова. Нередко с их помощью создаются особые канцелярские обороты: в деле повышения урожая, в силу слабости культмассовой работы, в целях осуществления полученных указаний, работать по линии профорганизации, за счет улучшения породистости скота и т.п. Если к этому добавить лексическую несочетаемость типа «на фронте недопонимания сатиры», нагромождение одних и тех же падежных форм, «цепляющихся» друг за другом, то возникает особый «департаментский, стандартный жаргон», а с ним появляется, по выражению К.И. Чуковского, болезнь языка – канцелярит. Еще Н.В. Гоголь высмеивал выражения типа перед начатием чтения; табак, адресуемый в нос; для воспрепятствования намерению; событие, имеющее быть завтра.
Канцелярские слова и выражения снижают качество литературной речи, влекут за собой такие нежелательные явления, как «слова-паразиты», «слова-сорняки»: нацелить внимание на решение задач, охватить всех учащихся кружками и семинарами, рассмотреть под углом зрения, поставить во главу угла, тесто увязывать беседы с задачами текущего момента, начать борьбу за осуществление намеченных мероприятий и т. д.
Часто в устных выступлениях и в печати мы встречаем канцеляризмы, отмечая, что они не всегда необходимы. Вспомним, какую «нагрузку» получает слово вопрос в речи некоторых ораторов: осветить вопрос, увязать, обосновать, поставить, продвинуть, продумать, поднять, пробить вопрос и т.д. Канцеляризмами можно считать и такие словосочетания, как данное мнение (вместо это мнение), должное внимание, должным образом, остановлюсь на успеваемости, остановлюсь на недостатках, остановлюсь на прогулах и т.п. В устной и письменной речи без всякой меры и надобности употребляются словосочетания с предлогами: со стороны, путем, по линии, в разрезе, в целях, в силу, в деле и т.п.
Необходимо сказать, что сами по себе канцелярские выражения, деловая лексика нужны в определенных типах речи, однако надо постоянно следить за тем, чтобы их использование было уместным и не влияло на чистоту речи.
Канцеляризмы нередко используются как стилистический прием создания юмора и сатиры: Только в этом году моя бывшая супруга произвела два расхода без согласования со мной…Я понимаю, у молодой женщины может появиться потребность в сладком. Так пусть она поставит об этом в известность мужа, и муж удовлетворит ее потребность организованным порядком (Нар.).
Избыточными в речи, а потому близкими к канцеляризмам являются такие единицы, как штампы.
Л. Успенский в книге «Культура речи» пишет: «… штамп – это оборот речи или словечко, бывшее когда-то новеньким и блестящим, как только что выпущенная монета, а затем повторенное сто тысяч и ставшее захватанным, как стертый пятак: мороз крепчал, широко распахнутые глаза, цветастый (вместо цветистый), с огромным энтузиазмом, целиком и полностью и т.д.». Это дало возможность авторам словаря-справочника лингвистических терминов заключить, что штамп – это избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. К штампам относятся также парные слова, или слова-спутники; использование одного из них обязательно подсказывает и употребление другого: размах – широкий, критика – резкая, поддержка – горячая. Определения в этих парах, по мнению лингвистов, лексически неполноценны, они порождают речевую избыточность.
Штамп (от ит. stampa «печать») речевой – стилистически окрашенное средство речи, отложившееся в коллективном сознании носителей данного языка как устойчивый, «готовый к употреблению» и потому наиболее «удобный» знак для выражения определенного языкового содержания, имеющего экспрессивную и образную нагрузку. В основу понятия «штамп» положен, таким образом, функциональный признак: при условии частого и регулярного потребления штампом может стать любая структурная и содержательно-смысловая единица языка (речи) – слово и словосочетание, предложение и высказывание, лозунг и поговорка и т.п. Например, форум (в значении «собрание», «совещание»), почин, нехитрые пожитки, труженики села, оправдать доверие народа; городок, что раскинулся на берегу …, спустить на тормозах и пр. Термины «штамп», «шаблон», («трафарет») имеют негативно-оценочное (иногда субъективное) значение и относятся главным образом к бездумному и безвкусному использованию выразительных возможностей языка.
В этом состоит отличие штампа от нейтральных понятий «клише» «стандарт», «стереотип». Клише (фр. cliche) – речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях. В отличие от штампа клише – конструктивная единица, сохраняющая свою семантику, а во многих случаях и выразительность. Клише, как правило, имеют информативно-необходимый характер и относятся к целесообразному применению готовых формул в соответствии с коммуникативными требованиями той или иной речевой сферы, например, канцелярский стереотип «предъявленному верить» и бытовой стереотип «два до конца» (о билетах на транспорте) – наиболее привычная и экономная форма отражения тематико-ситуативной специфики деловой и разговорной речи.
При условии же безудержного массового воспроизводства удачные клишированные формы с присущей им образной экспрессией неизбежно переходят в разряд штампов, например, люди в белых халатах, большая литература, «белое, черное и пр. золото» («хлопок», «нефть») и т.д. Такое явление более всего свойственно агитационно-побуждающим видам массовой коммуникации, поэтому своеобразным источником штампа оказывается публицистическая речь. Но и в ней рост популярности обрекает штамп на потерю качества, ведущую к ироническому восприятию. Ср. газетный штамп 20-30-х годов «Больше внимания (черной металлургии, сельскому хозяйству и пр.)», высмеянный И. Ильфом и Е. Петровым («Больше внимания разным вопросам!»).
Негативные свойства штампа вступают в острое противоречие с принципами языково-стилистического отбора в художественной речи: чем очевиднее заявка на уникальную эстетическую ценность способа выражения, тем болезненнее проходит процесс его преобразования в штамп, например, «лукавинка», «скупая мужская слеза» и пр.
Самые страшные штампы и штампы в копирайтинге, которые убивают любой текст
Ничто так не портит текст, как штампы и штампы. В этом материале рассказывается, что они из себя представляют и как их избежать.
- Клише и штампы в тексте
- Насколько опасно использование штампов в контенте
- 20 штампов и клише, наиболее распространенных в коммерческом копирайтинге
Штампы и клише в копирайтинге могут испортить качество любого текста — как обычного, так и продающего. Статьи, наполненные пустыми фразами, раздражают людей, не внушают доверия и отбивают желание дочитать текст до конца. Однако некоторые штампованные фразы так глубоко засели в подсознании людей, что стали незаметны ни авторам, ни читателям. Устранение штампов и клише из текста — один из важных навыков копирайтера.
Клише и штампы в текстеЧасто клише и штампы в тексте используются копирайтером по привычке. Читая готовый текст, может показаться, что смысл фраз ясен. А вот что именно автор пытается донести до читателя — не совсем понятно. Между определениями того, что такое клише и штамп, нет четкой границы. Разница лишь в том, что клише не хватает выразительности.
Клише
Клише – это устойчивые выражения, затрудняющие чтение текста. Они часто встречаются в публицистических и научных работах, в оформлении документов, иногда в бытовых ситуациях.
Клише в тексте плохо читаются и раздражают читателей, поскольку отвлекают внимание и мешают понять смысл написанного.
Примеры клише: требуется доказывать, индивидуальный подход, можно сделать вывод, встреча на высшем уровне, динамично развивающаяся компания.
Клише встречаются и в политике. Они могут иметь противоположное значение в зависимости от содержания: реалистический патриотизм, ложные западные ценности.
Штампы
Штампы — избитые выражения, утратившие первоначальную образность. В основном их используют журналисты в СМИ, копирайтеры и бизнесмены в деловых сделках.
Штампы делают смысл текста неясным. Обычно состоят из 3-4 слов, которые легко заменяются одним. Примеров речевых штампов:
получил общий выигрыш, вы выиграли;
имеет фактическое основание — действительный;
на голосование поднялся лес рук — проголосовали единогласно.
Бывают случаи, когда штамп, состоящий из нескольких слов, нельзя заменить одним словом. В таком случае необходимо привести факт, доказывающий превосходство компании над конкурентами.
Основные причины, по которым стоит отказаться от клише и штампов при написании текстов:
- Смысловое содержание текста уменьшено . Готовые фразы не дают человеку полезной информации о компании и ее услугах, необходимая информация полностью или частично теряется в тексте.
- Внимание потенциальных клиентов отвлечено . В бешеном ритме современной жизни человеку приходится иметь быстрый доступ к необходимым знаниям, чтобы купить товар по выгодной цене и условиям. Поэтому важно предоставить пользователю быстрый и удобный доступ к информации, иначе можно упустить клиента.
- снижается эффективность продвижения в поисковых системах . Алгоритм поисковых систем постоянно обновляется и совершенствуется. Уже недостаточно заполнить страницу максимальным количеством ключевых слов, важно создать качественный и действительно полезный для клиентов текст.
- Штампы в рекламе являются признаком бедности владения языком . В первую очередь на этот момент нужно обратить внимание копирайтерам и редакторам, которые ищут работодателей. Наполненный штампами и штампами текст портфолио, скорее всего, приведет к ответу «Мы обязательно вам перезвоним».
- Широкий ассортимент.
- В мгновение ока.
- Гибкая ценовая политика.
- Качественные услуги.
- Индивидуальный подход.
- Уникальная возможность.
- Лучшие специалисты.
- Отличный опыт.
- Это общеизвестно.
- Лучшее соотношение цены и качества.
- Взаимовыгодное сотрудничество.
- Современный дизайн.
- Опытный персонал проконсультирует вас.
- В свете последних событий.
- Динамично развивающаяся компания.
- Европейское качество обслуживания.
- Стал визитной карточкой.
- Лидер рынка.
- Вы погрузитесь в атмосферу.
- Он безумно популярен.
Эти штампы и клише следует полностью исключить и не использовать даже в разговоре. Они не раскрывают полного смысла текста и могут навредить не только статье, но и автору, и самой организации, ведь речь идет о коммерческих услугах.
Заменяйте шаблонные словосочетания своими нестандартными предложениями, боритесь за чистоту смысла в своих текстах. Гораздо проще, чем вы думаете, красиво и привлекательно составить фразу, не используя заезженные выражения.
А если вам сложно самостоятельно идентифицировать клише или штампы, вы можете воспользоваться сервисом ReText.AI. Все, что вам нужно сделать, это загрузить готовый текст, и программа исключит из него штампы без потери смысла.
Как клише и жаргон портят ваше письмо
$0,00 0 Корзина
$0,00 0 Корзина
Writers Write — это исчерпывающий ресурс для письма. В этом посте мы обсудим, как клише и жаргон портят ваш текст.
Сегодня мы начнем с урока филателии.
В традиционном изготовлении штампов клише представляло собой отдельную единицу, состоящую из дизайна одного штампа, объединенного с другими, чтобы составить печатную форму. Клише в том виде, в каком мы их знаем, — это поцелуй смерти для хорошего письма.
Жаргон , еще одно слово французского происхождения, происходит от фразы, означающей болтовню птиц. Бессмысленный жаргон — еще одна причина смерти вашего письма. Это то, что используют политики или то, что мы видим в брошюрах.
Почему мы используем клише и жаргон?
Мы попадаем в эти две пустые литературные ловушки по трем причинам:
- Отсутствие страсти или лень. Если мы не чувствуем связи с написанным или торопимся уложиться в срок публикации, мы обычно хватаемся за первую фразу, которая приходит нам в голову. Итак, мы говорим: Я завидовал Ильзе. Она жила в роскошном пентхаусе в Гайд-парке. Вместо : белая плитка Ильзы ослепила меня, как и ее вкус в поддельных Пикассо и коврах флокати.
- Нет информации из первых рук. Иногда, когда мы не понимаем наш материал — либо потому, что у нас нет глубоких знаний о нем, либо мы недостаточно глубоко изучили его, — мы придерживаемся безопасного и приемлемого описания. Итак, мы говорим: Средняя температура в субтропической Фалаборве составляет 35 градусов по Цельсию, как сообщалось прибывающим войскам в их брошюре. Вместо: Не ждите тени в аду. Это сержант кричал на них. Бенджамин был просто троепи — он не знал, то ли его вырвет, то ли он потеряет сознание.
- Осторожность или робость. Когда мы не хотим расстраивать группу людей, иногда известную как вежливое общество, или слишком напуганы, чтобы быть смелыми и бесстрашными, мы используем безобидный и политкорректный язык, который ничего не говорит. Итак, мы говорим: Дебора не заботилась об образе жизни своего сына, но делала ему скидку, как могла. Она беспокоилась о декабрьских каникулах. Вместо: Сын Деб покупал своих чихуахуа вместе с кем-то по имени Кайл. Это испортило бы ее рождественский план рассадки.
Когда мы используем жаргон или клише, мы создаем размытость вокруг образа или эмоции, которую пытаемся передать. Будьте настолько конкретными, насколько вы можете быть, и искренними, насколько вы можете быть.