Когнитивная психология предмет изучения: The page cannot be found

подход, представители и основные положения

Содержание

  • Суть и идеи науки
  • Основоположники и последователи направления
  • Становление и развитие
  • Модели внимания
  • Преимущества и недостатки
  • Методы исследования
  • Взаимодействие с другими науками
  • Полезное видео

Психология — относительно новая многогранная наука, которая активно развивается в последние годы. Она включает несколько направлений, изучающих явления психики людей. Каждое из направлений имеет свои методики проведения исследований, теоретическую основу. Когнитивная психология — это новая ветвь психологической науки, цель которой изучение мыслящего разума.

Суть и идеи науки

Когнитивизм в психологии изучает познавательные процессы, протекающие в человеческой психике. Это направление психологической науки должно отвечать на следующие вопросы:

  1. Как индивид может решать проблемы?
  2. Как мысли формулируются с помощью языка?
  3. Каким образом мозг обрабатывает поступающую информацию?
  4. Как формируется память?

Идеи направления:

  1. Учет хронометрических данных. Исследователи рассчитывают время, которое человек тратит на поиск решения проблем.
  2. Поэтапная обработка. Полученная информация анализируется поэтапно, при этом часть ее остается неосознанной.
  3. Сравнение познавательных процессов, которые протекают в человеческом мозге, с работой современного компьютера. Исследователи выделяют главное сходство — электронное устройство может получать, сохранять, обрабатывать информацию, подобно работе человеческого мозга.
  4. Расчет объема человеческой психики. Исследователи уверены, что предел есть у всего что связано с работой головного мозга.
  5. Фундамент когнитивной психики — познавательные процессы. Главный упор изучений делается на развитие, понимание искусственного интеллекта.
  6. Кодировка. Ученые выдвигают теорию, что любые данные имеют индивидуальный код, позволяющий разделять получаемую информацию на отдельные ячейки.

Изучив идеи этой науки, можно сделать вывод, что это не новый экспресс-тренинг, созданный для получения денег, а серьезное научное направление.

Основоположники и последователи направления

Это уникальное направление, поскольку образовалось благодаря нескольким людям, которые создали похожие научные труды, основывающиеся на одной цели. Представители:

  • У. Найссер;
  • Джером Брунер;
  • Джордж Миллер;
  • Герберт Саймон.

Становление и развитие

Наука возникла благодаря трудам американских ученых. В 40-е годы 20 века среди исследователей появился повышенный интерес к изучению человеческого сознания. Постепенно на эту тему начали появляться научные труды. Появилось новое понятие — познание. Оно определяет все поступки человека, его сознание. Первый ученый, с которого начались основные исследования, развивающие когнитивную психологию, как отдельное направление психологической науки — У. Нессер.

Модели внимания

Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:

  1. Канал передачи — ЦНС. Имеет ограниченную пропускную способность.
  2. Селекция происходит на ранних стадиях сенсорного анализа.

Этапы переработки:

  1. Физические стимулы воздействуют на органы чувств.
  2. С помощью сенсорной регистрации поступающие данные сохраняются в иконической памяти.
  3. Значимая информация отсеивается с помощью фильтра.
  4. Последний этап — анализ отобранных данных.

Поздняя селекция Дональда Нормана:

  1. Поступающие данные одновременно опознаются, обрабатываются, проходят начальный анализ.
  2. Важная информация отсеивается.
  3. Отобранные данные проходят глубокий анализ. После обработки ненужная информация
  4. забывается.

Модель А. М. Трейсмана:

  1. Между вербальным анализом сообщения, входными сенсорными сигналами расположен перцептивный фильтр. Его задача заключается в усилении различных сигналов, отсеивании ненужной информации.
  2. Когда данные пройдут фильтр, информация делится на отдельные потоки с разным порогом активации.

Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:

  1. Без сосредоточения, концентрации внимания, сознательных усилий. Автоматическая обработка, которая происходит параллельно, быстро. После получения данных основными рецепторами, они быстро обрабатываются. При этом выделяются наиболее простые, заметные признаки предметов.
  2. Фокусировка внимания. Обработка проходит последовательно. Для этого нужно сконцентрировать внимание, приложить сознательные усилия.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • доступность экспериментальных исследований;
  • развитие этого направление вносит огромный вклад в психотерапию, управление здоровьем;
  • активное изучение работы ЦНС, мыслеобразования, запоминания.

Недостатки:

  1. Даже несмотря на активное развитие направления, оно представляет собой набор теорий, утверждений, учений, но не отдельную школу.
  2. Пренебрежение мотивацией, аффектом как важнейшими коррелятами.
    Когнитивные подходы изучения личности дают благоприятные прогнозы на будущее.

Методы исследования

Современное направление когнитивизма представляет собой множество концепций, объединенных между собой. Исследования, которые проводятся в рамках развития когнитивной психологии, преследуют следующие цели:

  • изучение перцепции;
  • исследование памяти, сортировки, хранения данных;
  • изучение когнитивной картины мира;
  • изучение познания любых живых организмов;
  • изучение атрибутивных процессов;
  • исследование бессознательного поведения, познания, восприятия.

Главный метод проведения исследований — лабораторные эксперименты. Методологические установки:

  1. познание определяет поведение;
  2. ментальное образование — главный источник данных;
  3. поведение — целостный феномен.

При проведении исследований ученые ни используют общепринятую модель работы мозга. Работа протекает в узких специализированных областях — чтение, запоминание.

Взаимодействие с другими науками

Основные положения когнитивной психологии применяются для развития различных отраслей психологической науки:

  • социальной психологии;
  • развитие личности;
  • психологии образования.

Учения когнитивизма противоречат нейробиологии. Нейробиологические исследования (например, МРТ) показывают работу головного мозга, не передавая информации о мыслительных процессах. Эмпирический подход, которым руководствуются последователи когнитивной психологии, вызывает отрицание со стороны нейробиологии. Они утверждают, что когнитивисты заняты созданием моделей искусственного интеллекта. При этом сами когнитивисты положительно относятся к исследованиями, которые проводят нейробиологи. Полученные данные используются для создания собственных теорий.

Когнитивная психология — это не очередная псевдонаучная отрасль психологической науки, которое разрабатывалось для заработка денег. Она является серьезной наукой нового поколения, которая занимается изучением получения, распределения и сохранения информации в памяти.

Полезное видео

В видео кратко рассказано о том, что такое когнитивная психология и чем она отличается от других направлений психологии.

Рейтинг автора

Написано статей

Об авторе

Когнитивные процессы — Битрейника

Когнитивными процессами человека мы называем его познавательные процессы, в том числе восприятие, ощущение, память, мышление, воображение, речь. Эти психические процессы выполняют функцию рационального познания окружающего мира.

О когнитивных процессах человека, а также о когнитивных психологии и психотерапии заговорили в шестидесятые годы 20-го века, на которые пришлась волна увлечения кибернетикой, вследствие чего стало популярным моделирование интеллектуальных процессов и сравнение человеческого мозга с компьютером. Это было время попыток создания моделей психических процессов, проистекающих в человеке. Так произошло разделение на когнитивные процессы, то есть психические процессы, которые удалось смоделировать, и аффективные – те, которые смоделировать не удалось (эмоции, чувства, предчувствия, импульсы, желания, впечатления, переживания).

На сегодняшний день когнитивными (познавательными) процессами называют такие психические процессы, которые можно представить как логическую последовательность действий по обработке информации, поступающей через наши анализаторы извне. Полученная информация обрабатывается, фильтруется, интерпретируется, систематизируется и хранится в памяти, постепенно становясь жизненным опытом человека. Когнитивные (познавательные) процессы, происходящие в психике человека – операции, связанные с получением, хранением, обработкой и выдачей информации – предмет изучения когнитивной психологии. Её основная задача – изучение моделей когнитивных процессов и поиск максимально эффективных методик, позволяющих обрабатывать информацию, поступающую к человеку.

Когнитивная психология – современная серьёзная отрасль научной психологии. Создание модели когнитивного процесса сопряжено с постепенным совершенствованием, по мере всё более глубокого изучения. Например, исследуя память, когнитивные психологи начинали с метафорического представления о ней как о компьютерной системе со вводом и выводом информации, с процессором, с двумя запоминающими устройствами (оперативным и постоянным). В дальнейшем эта модель детализировалась, усложнялась. Так, начало новому представлению положила предложенная Дональдом Норманом и Нэнси Во в 1965 году двухкомпонентная модель этого когнитивного процесса с двумя подсистемами (кратковременной и долговременной памяти), а при дальнейшем углублении в тему эта модель была усовершенствована ещё одним дополнительным блоком, который предложили Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин – регистром, удерживающим информацию ультракороткое время. Модели когнитивных процессов совершенствуются, стремясь учесть все этапы обработки информации, с тем чтобы облегчить её усвоение.

Так, трёхкомпонентная модель памяти обогатилась процессом внимания (при переводе информации в кратковременную память из сенсорного регистра), а также процессами структурирования, укрупнения единиц информации, управляемым кодированием (таким, как использование мнемических приёмов при запоминании, поиск и извлечение информации из долговременной памяти назад в кратковременную для решения текущих задач). И процесс исследования продолжается, затрагивая не только память, но и другие когнитивные процессы человека. Модели познавательных процессов позволяют по-иному взглянуть на суть психической жизни человека.

Познавательная активность, свойственная человеку, позволяет ему получать, организовывать и применять свои знания, поэтому анализ когнитивный активности является частью психологии. Постепенно происходит взаимное проникновение и обогащение разных психологических школ и направлений.

Когнитивные психологи заняты поиском путей и способов работы с информацией, помогающей осваивать новую и преобразовывать имеющуюся. Так рождаются новые стратегии моделирования.

Когнитивные психологи считают, что:

  •  стимулы внешнего мира преобразовываются в психике человека, и при этом информация перерабатывается поэтапно и последовательно;
  • система переработки информации человеком, вероятно, имеет ограниченную ёмкость;
  • когнитивные процессы личности индивидуальны, окружающий физический мир находит своё отражение в психике в особой, индивидуальной форме, отличной от обычной стимуляции психики, то есть информация психикой «кодируется».

Когнитивный процесс – важнейшая составляющая психического развития ребёнка. От развития когнитивных процессов детей зависит качество усвоения ими знаний и умений и качество их применения на практике. Для более полного восприятия ребёнком окружающего мира используются когнитивные образовательные технологии, создающие условия для понимания информации каждым учеником. Анализ когнитивных процессов личности ребёнка играет важную роль в этом процессе, что учитывается в современной системе образования.

Модель комплексной деятельности по развитию когнитивных процессов младших школьников, например, предполагает умение психолога наладить работу по таким направлениям, как:

  •  диагностика индивидуальных особенностей развития когнитивных процессов детей;
  • консультации и просветительская работа с родителями и учителями;
  • организация развивающих занятий (как индивидуально, так и в группах).

Роль психолога в этой работе очень велика. На основании данных по изучению индивидуальных когнитивных процессов личности и психологических особенностей ребёнка можно выстроить процесс обучения с учётом возможностей ребёнка и определить критерии, помогающие оказать психологическую помощь всем участникам образовательного процесса.

Хоть хочется отметить тесную взаимосвязь между когнитивными и эмоциональными процессами, ведь эффективность обучения, как отмечают и психологи, и педагоги, зависит от эмоционального отношения к предмету изучения, от чувств, испытываемых ребёнком в той или иной ситуации, от переживания взлётов и падений, успехов и неудач. В психологии до сих пор остается спорным вопрос о том, что первично, когнитивный ли процесс инициирует эмоции, или эмоции лежат в основе когнитивного процесса.

Когнитивные и эмоциональные процессы индивидуальны для каждого ребёнка, но нельзя отрицать, что эмоции могут способствовать организации восприятия, могут активизировать мышление ребёнка, мотивировать его устремления. Эмоциональный же настрой (а значит, и восприятие учебного материала) зависит от людей, окружающих ребёнка.

Для младших школьников основным фактором умственного развития, без которого невозможно представить качественное обучение, является усвоение системы научных понятий. Поэтому первостепенной задачей для них является развитие внимания, памяти, восприятия, воображения и мышления (прежде всего – словесно-логического).

Развитию когнитивных процессов человека способствуют, в числе прочего, регулярные тренировки отдельных когнитивных функций. Тренировать мозг онлайн с помощью игр , тренажеров и специальных упражнений , Вы с успехом можете на Битрейнике. . Выделяя для этого 15 минут в день, Вы уже через две недели получите первые приятный для себя результаты.

Искренне желаем вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Как ученые изучают разум

Автор Candina Jordan

  • Чем занимается когнитивный психолог?
  • История когнитивной психологии
  • Примеры когнитивной психологии
  • Когнитивная психология Перспективы на практике
  • Карьера в когнитивной психологии

Когнитивная психология — это отрасль психологии, посвященная изучению того, как люди думают . Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на том, как взаимодействие мышления, эмоций, творчества и способности решать проблемы влияет на то, как и почему вы думаете так, как вы это делаете. Когнитивная психология пытается измерить различные типы интеллекта, определить, как вы организуете свои мысли, и сравнить различные компоненты познания.

Когнитивные психологи занимаются клиническими исследованиями, обучением, образованием и клинической практикой. Они используют информацию, полученную в результате изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию, чтобы помочь людям разработать новые способы решения проблемного поведения и жить лучше. Когнитивные психологи обладают специальными знаниями в области прикладного анализа поведения, поведенческой терапии, теорий обучения и теорий обработки эмоций.

Они знают, как применить эти знания к состоянию человека и использовать их при лечении: 

  • Тревожные расстройства
  • Успеваемость
  • Расстройства личности
  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Депрессивные расстройства
  • Проблемы в отношениях
  • Расстройства аутистического спектра
  • Травма
  • Эмоциональная регуляция

Когнитивная психология приобрела популярность в 1950–1970-х годах как исследователи стали больше интересоваться тем, как мышление влияет на поведение. Этот период называется «когнитивной революцией» и представляет собой сдвиг в мышлении и фокусах психологов. До этого времени в психологии доминировал бихевиористский подход. Бихевиористы изучали только внешнее поведение, которое можно было измерить.

Бихевиористы полагали, что бессмысленно пытаться изучать разум, потому что невозможно увидеть или объективно измерить, что происходит в чьих-то мыслях. Разум рассматривался как черный ящик, который нельзя было измерить.

Когнитивный подход породил идею о том, что внутреннее психическое поведение можно изучать с помощью экспериментов. Когнитивная психология предполагает, что существует внутренний процесс, происходящий между появлением стимула и моментом, когда вы на него реагируете.

Эти процессы называются опосредованными и могут включать память, восприятие, внимание, решение проблем или другие процессы. Когнитивные психологи считают, что если вы хотите понять поведение, вы должны понять опосредующие процессы, которые его вызывают.

Некоторые примеры исследований и работ в области когнитивной психологии включают: 

Эксперты думают иначе. Новички думают буквально, когда пытаются решить проблему. Они склонны сосредотачиваться на поверхностных деталях, когда сталкиваются с незнакомой ситуацией. Эксперты могут видеть основные связи и рассматривать проблему более абстрактно.

Кратковременная память. Ваша кратковременная память, вероятно, намного короче, чем вы думаете. Классическое исследование в области когнитивной психологии показало, что участники исследования могли вспомнить только 10% случайных строк из трех букв за 18 секунд. Через 3 секунды участники смогли вспомнить 80% буквенных цепочек, поэтому через 15 дополнительных секунд произошло значительное падение.

Картирование мозга. Некоторые когнитивные психологи работают над Инициативой BRAIN (Исследования мозга посредством продвижения инновационных нейротехнологий). Этот проект сравнивают с проектом генома человека. Это попытка узнать больше о 100 миллиардах клеток мозга, в том числе о связях между ними и о том, как они связаны с поведением и здоровьем.

Перспективы когнитивной психологии могут быть использованы для улучшения многих сфер жизни, включая то, как дети учатся. Исследователи Пуджа К. Агарвал и Генри Л. Редигер III использовали результаты своих исследований в области когнитивной психологии для разработки более эффективных методов поощрения обучения в классе. Они использовали эксперименты, чтобы определить, как студенты учатся и применяют свои знания, а также опровергали устаревшие теории.

Раньше эксперты считали, что память можно улучшить с помощью практики, но эта теория была опровергнута. Другая популярная теория, которая была развенчана, состоит в том, что ошибки мешают обучению. На самом деле все наоборот. Вы учитесь на своих ошибках, поэтому совершение ошибок улучшает вашу способность учиться. В то время как большинство педагогов вышли за рамки этих теорий, все еще существуют недоказанные теории, такие как представление о том, что у разных людей разные стили обучения.

Помимо опровержения теорий, которые не работают, когнитивная психология проливает свет на теории, которые работают. Проанализировав более 100 лет исследований, исследователи обнаружили четыре различных метода, повышающих способность учащихся к обучению: 

  • Практика припоминания, позволяющая быстро запомнить информацию, которую вы изучаете
  • Получение обратной связи, позволяющей узнать, чего вы не знаете который практикует сочетание навыков

Когнитивные психологи могут работать в университетах, занимаясь исследованиями или преподаванием. Они также могут работать в частном секторе в области организационной психологии, разработки программного обеспечения или взаимодействия человека с компьютером. Другой вариант для когнитивных психологов — работа в клинических условиях, когда пациенты лечат проблемы, связанные с психическими процессами, например: 

  • Болезнь Альцгеймера
  • Проблемы с речью
  • Проблемы с памятью
  • Проблемы с сенсорикой или докторская степень. Большинство исследований, проводимых людьми со степенью магистра, контролируются когнитивными психологами с докторскими степенями.

    Лучший выбор

    Как ученые изучают разум

    Автор Кандина Джордан

    • Чем занимается когнитивный психолог?
    • История когнитивной психологии
    • Примеры когнитивной психологии
    • Когнитивная психология Перспективы на практике
    • Карьера в когнитивной психологии

    Когнитивная психология — это отрасль психологии, посвященная изучению того, как люди думают . Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на том, как взаимодействие мышления, эмоций, творчества и способности решать проблемы влияет на то, как и почему вы думаете так, как вы это делаете. Когнитивная психология пытается измерить различные типы интеллекта, определить, как вы организуете свои мысли, и сравнить различные компоненты познания.

    Когнитивные психологи занимаются клиническими исследованиями, обучением, образованием и клинической практикой. Они используют информацию, полученную в результате изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию, чтобы помочь людям разработать новые способы решения проблемного поведения и жить лучше. Когнитивные психологи обладают специальными знаниями в области прикладного анализа поведения, поведенческой терапии, теорий обучения и теорий обработки эмоций.

    Они знают, как применить эти знания к состоянию человека и использовать их при лечении: 

    • Тревожные расстройства
    • Успеваемость
    • Расстройства личности
    • Злоупотребление психоактивными веществами
    • Депрессивные расстройства
    • Проблемы в отношениях
    • Расстройства аутистического спектра
    • Травма
    • Эмоциональная регуляция

    Когнитивная психология приобрела популярность в 1950–1970-х годах как исследователи стали больше интересоваться тем, как мышление влияет на поведение. Этот период называется «когнитивной революцией» и представляет собой сдвиг в мышлении и фокусах психологов. До этого времени в психологии доминировал бихевиористский подход. Бихевиористы изучали только внешнее поведение, которое можно было измерить.

    Бихевиористы полагали, что бессмысленно пытаться изучать разум, потому что невозможно увидеть или объективно измерить, что происходит в чьих-то мыслях. Разум рассматривался как черный ящик, который нельзя было измерить.

    Когнитивный подход породил идею о том, что внутреннее психическое поведение можно изучать с помощью экспериментов. Когнитивная психология предполагает, что существует внутренний процесс, происходящий между появлением стимула и моментом, когда вы на него реагируете.

    Эти процессы называются опосредованными и могут включать память, восприятие, внимание, решение проблем или другие процессы. Когнитивные психологи считают, что если вы хотите понять поведение, вы должны понять опосредующие процессы, которые его вызывают.

    Некоторые примеры исследований и работ в области когнитивной психологии включают: 

    Эксперты думают иначе. Новички думают буквально, когда пытаются решить проблему. Они склонны сосредотачиваться на поверхностных деталях, когда сталкиваются с незнакомой ситуацией. Эксперты могут видеть основные связи и рассматривать проблему более абстрактно.

    Кратковременная память. Ваша кратковременная память, вероятно, намного короче, чем вы думаете. Классическое исследование в области когнитивной психологии показало, что участники исследования могли вспомнить только 10% случайных строк из трех букв за 18 секунд. Через 3 секунды участники смогли вспомнить 80% буквенных цепочек, поэтому через 15 дополнительных секунд произошло значительное падение.

    Картирование мозга. Некоторые когнитивные психологи работают над Инициативой BRAIN (Исследования мозга посредством продвижения инновационных нейротехнологий). Этот проект сравнивают с проектом генома человека. Это попытка узнать больше о 100 миллиардах клеток мозга, в том числе о связях между ними и о том, как они связаны с поведением и здоровьем.

    Перспективы когнитивной психологии могут быть использованы для улучшения многих сфер жизни, включая то, как дети учатся. Исследователи Пуджа К. Агарвал и Генри Л. Редигер III использовали результаты своих исследований в области когнитивной психологии для разработки более эффективных методов поощрения обучения в классе. Они использовали эксперименты, чтобы определить, как студенты учатся и применяют свои знания, а также опровергали устаревшие теории.

    Раньше эксперты считали, что память можно улучшить с помощью практики, но эта теория была опровергнута. Другая популярная теория, которая была развенчана, состоит в том, что ошибки мешают обучению. На самом деле все наоборот. Вы учитесь на своих ошибках, поэтому совершение ошибок улучшает вашу способность учиться. В то время как большинство педагогов вышли за рамки этих теорий, все еще существуют недоказанные теории, такие как представление о том, что у разных людей разные стили обучения.

    Помимо опровержения теорий, которые не работают, когнитивная психология проливает свет на теории, которые работают. Проанализировав более 100 лет исследований, исследователи обнаружили четыре различных метода, повышающих способность учащихся к обучению: 

    • Практика припоминания, позволяющая быстро запомнить информацию, которую вы изучаете
    • Получение обратной связи, позволяющей узнать, чего вы не знаете который практикует сочетание навыков

    Когнитивные психологи могут работать в университетах, занимаясь исследованиями или преподаванием. Они также могут работать в частном секторе в области организационной психологии, разработки программного обеспечения или взаимодействия человека с компьютером. Другой вариант для когнитивных психологов — работа в клинических условиях, когда пациенты лечат проблемы, связанные с психическими процессами, например: 

    • Болезнь Альцгеймера
    • Проблемы с речью
    • Проблемы с памятью
    • Проблемы с сенсорикой или докторская степень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *