Когнитивные карты: Что такое когнитивная карта, и как ее построить?

Что такое когнитивная карта, и как ее построить?

Когнитивная карта является некой схемой, с помощью которой можно изучить проблему и ее составляющие. Эту карту можно использовать в любой сфере. В этой статье вы узнаете, откуда произошел термин «когнитивная карта», и как ее правильно построить.


Понятие когнитивной карты

В области психологии под когнитивной картой подразумевается определенная схема, которая описывает восприятие объекта отдельным человеком или группой лиц. Когнитивная карта может видоизменяться. Изменения зависят от того, каким образом человек взаимодействует с окружающим его миром. Таким образом можно выделить карты «обозрение» и «путь». Первая карта подразумевает изучение пространственного расположения всех объектов. Второй вид подразумевает построение взаимосвязи между объектами.

Если вы хотите организовать полученные знания, тогда в этом может помочь картирование. Используя данный метод, берут во внимание процессы, которые напрямую связаны с ситуацией. Также важную роль играют ключевые процессы и явления. Используя когнитивную карту, на протяжении всего процесса можно добавлять или убирать определенные факторы.

Происхождение термина

Когнитивная карта означает обстановку, которая сложилась в жизни человека, исходя из его опыта, и характеризует его дальнейшие действия. Данный термин предложил ввести Э. Ч. Толмен. По его мнению, с помощью подобной модели животные и человек дают ответную реакцию на определенные стимулы.

Построение когнитивной карты

Когнитивная карта состоит из концептов — отдельных элементов изучаемой ситуации, а также дуг — связей между концептами. Концепты на когнитивной карте изображаются на самой вершине. Чтобы создать когнитивной карту, необходимо:

  1. Определить для себя факторы, которые вы бы хотели изменить в лучшую сторону.
  2. Найти рычаги, с помощью которых можно воздействовать здесь и сейчас. Если по каким-то причинам они отсутствуют, тогда ситуацию придется рассматривать без этих факторов.
  3. Найти замкнутые пути, которые способны стабилизировать ситуацию или же усилить отклонения.
  4. Проанализировать, какая связь между основными факторами и рычагам связи, после чего можно понять, как лучше управлять данной ситуацией.

Для наглядности посмотреть использование когнитивной карты можно на примере романа «Короли и капуста». Консул получил письмо, в котором его спрашивали о перспективе развития торговли обувью. На данное сообщение консул шутливо ответил, что все будет прекрасно, ведь практически все жители полностью босые. В итоге данное послание воспринимается буквально, открывается магазин, который не пользуется спросом. Из-за любви консула к дочери владельца обувного магазина, ему приходится искать выход из положения. Для этого ему необходимо придумать условия, с помощью которых появится спрос на обувь. В данном случае герои просто усыпали все улицы в городе колючками, и у людей просто не осталось выхода. В этот день жители города приобрели 300 пар обуви.

Исходя из этого, можно отметить, что когнитивная карта выглядит следующим образом:

  • реклама;
  • привычка носить обувь;
  • потребность носить обувь;
  • объем рынка;
  • насыщенность рынка;
  • спрос.

С помощью строительства когнитивной карты можно взглянуть на ситуацию под другим углом. Когда вы сможете увидеть связь между явлениями и объектами, вы поймете, что необходимо поменять.

Составление когнитивной карты — процесс не самый простой. Однако если мозг активен и работает на полную катушку, найти концепты и дуги будет проще. Развивайте мозг с помощью тренажеров Викиум, повышайте его продуктивность и улучшайте способности.

NIT for You — Когнитивные карты или карты познания

Когнитивная карта (карта познания, cognitive mapping) − это вид математической модели, представленной в виде графа и позволяющей описывать субъективное восприятие человеком или группой людей какого-либо сложного объекта, проблемы или функционирования системы.

Когнитивная карта – термин, предложенный амер. необихевиористом Э.Ч. Толменом (1886-1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Толмен ввел это понятие в статье «К. к. у крыс и человека» (1948) след. образом: «поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать К. к, окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции… будет в конечном счете осуществлять животное».

Элементы изучаемой системы или объекта называются концептами. Концепты в графе представляются вершинами, причинно-следственные связи − направленными дугами, связывающими концепты.

Пример Тимура Василенко (подробнее)

Итак, будем считать, что в моей жизни есть три существенных ценности – семья, работа и хобби. Также будем считать, что все свое продуктивное время я посвящаю либо работе, либо хобби (это не значит, что у меня нет времени на семью). Хобби – это в частности написание вот таких статей, что напрямую с работой не связано, хотя некоторые области пересечения есть. Что на этой карте делают деньги, думаю, объяснять не надо. Основные связи тривиальны, но несколько связей требуют пояснений. Отрицательное влияние удовлетворенности жизнью на работу в психологии называется пароксизмом довольства (не зря же у меня деньги не входят в список ценностей) – когда мне хорошо, работаю более продуктивно (+0,2 к успехам в работе), но стараюсь работать поменьше (-0,5 к времени работы).

Все веса дуг относятся к процентам изменения. К примеру, если я буду работать на 10% больше, то хобби я буду посвящать на 8% меньше времени и на 8% возрастут успехи в работе. Эти изменения повысят мои заработки на 4% (=8%*0,5) и повысят удовлетворенность жизнью на 11,2% (=8%*0,7+8%*0,7).

Популярность когнитивных карт объясняется относительной легкостью представления причинных связей (отношений) между концептами и общей структурой изучаемого объекта.

Формирование когнитивной карты может стать также исходными данными для последующих этапов генерации решения.

При анализе когнитивной карты рассматривают отношения причинности, которые могут иметь различные значения: положительное, отрицательное и ноль. При положительном значении тех двух переменных, которые она связывает, изменения происходят в одном направлении (необязательно со знаком плюс).

Когнитивные карты – это достаточно простые в своей основе модели нашего мышления, представляющие картинки со стрелками. А теперь напряжем память – а есть ли еще какие-нибудь картинки с вершинами и стрелками? Оказывается, есть – во-первых, это дерево целей, а во-вторых, «рыбья кость» Ишикавы. Каждая из них отражает какую-то грань когнитивных карт – дерево целей имеет только положительные связи, но схожий характер взаимодействий элементов. А вот рыбья кость Ишикавы, хотя и имеет связи разных знаков, в чем-то существенно отличается. Присмотревшись внимательнее, видим – там отражено взаимодействие непрерывных процессов, а мы в своих рассуждениях использовали дискретные интервалы времени. Это различие оказывается принципиальным – различаются два подхода к построению когнитивных карт – процедурный и процессный.

Источники:
  • О.Генри и когнитивные карты
  • Когнитивные, концептуальные и ассоциативные карты

Просмотров: 3637

Когнитивные карты, интеллект-карты и концептуальные карты: определения

Резюме:  Когнитивные карты, концептуальные карты и интеллект-карты — это методы построения диаграмм, которые можно использовать в процессе UX для визуализации знаний и поверхностных отношений между концепциями.

Автор: Сара Гиббонс

  • Сара Гиббонс

на 2019-07-14 14 июля 2019 г.

Темы:

методы картографирования, методы исследования, процесс проектирования, ментальные модели, содействие исследованиям

  • Методы исследования Методы исследования,
  • Процесс проектирования

Поделиться этой статьей:

Когнитивное картирование, интеллект-карта и концептуальная картография — это три мощные стратегии визуальной картографии для организации, передачи и сохранения знаний. Они помогают нам излагать сложные идеи, процессы и распознавать закономерности и отношения.

Когнитивные карты, интеллект-карты и концептуальные карты выглядят и ощущаются одинаково; это сходство вызывает путаницу. Это три разных способа визуализации ментальной модели — независимо от того, принадлежит ли она дизайнеру, исследователю или пользователю. У каждого есть свои сильные стороны и преимущества. Эта статья представляет собой сравнение этих трех популярных типов построения диаграмм и их использования в UX.

Когнитивные карты

Когнитивные карты — это общий термин для всех визуальных представлений ментальных моделей. Все картографические методы, описанные в этой статье, являются примерами когнитивных карт.

Определение : Когнитивная карта — это любое визуальное представление ментальной модели человека (или группы) для данного процесса или концепции.

Когнитивные карты не имеют визуальных правил, которым они должны подчиняться: нет ограничений на то, как визуально представляются понятия и отношения между ними.

История

Идея когнитивной карты возникла в результате работы психолога Эдварда Толмена, известного своими исследованиями того, как крысы научились ориентироваться в лабиринтах. В психологии оно имеет сильную пространственную коннотацию — когнитивные карты обычно относятся к представлению пространства (например, лабиринта) в мозгу. С тех пор когнитивные карты использовались в ряде областей; Колин Иден, исследователь операций, использовал этот термин в более широком смысле для обозначения ментальной модели представления любого типа процесса или концепции (будь то пространственной или нет).

Когнитивное картирование имеет произвольную форму и может включать множество методов визуализации, в том числе маркированные списки, блок-схемы, концептуальные диаграммы или картирование сходства. Хотя приведенный выше пример является цифровым (и, следовательно, с высокой точностью), когнитивные карты часто имеют низкую точность и создаются с помощью бумаги, ручки и стикеров.

Характеристики

  • Разные по характеру и назначению. Когнитивное картирование используется в широком диапазоне дисциплин для различных целей. Когнитивные карты являются наиболее общим типом визуализации ментальной модели.
  • Нет ограничений по структуре или форме. Когнитивные карты не обязательно должны соответствовать определенному формату.
    Таким образом, они часто абстрактны и не имеют последовательной иерархии. Они гибки и могут вместить широкий набор концепций или ситуаций, которые необходимо представить.

Использование в UX

  • Экстернализация знаний. Визуализация (любого рода) помогает в когнитивной обработке; они могут помочь нам усовершенствовать наше мышление, разбить идеи и зафиксировать мысли. Например, визуализация становится полезным инструментом для описания того, где доступна новая функция или когда новый член команды подключается к новой сложной системе.
  • Определите темы в разных концепциях. Представление понятий в визуальном формате может выявить новые закономерности и связи. В нашем исследовании DesignOps мы попросили участников создать когнитивную карту организационных структур в своих компаниях. После картирования они смогли выявить сходства (например, состав команды, болевые точки или узкие места) между разрозненными командами.
  • Выявление ментальной модели. Когнитивное картирование может помочь исследователям UX понять ментальные модели пользователей системы или процесса. Это понимание может иметь решающее значение при исследовании сложных систем или даже при разработке нового продукта. Выявление ментальной модели обычно осуществляется посредством индивидуальных интервью, в которых участник строит визуальное представление своей ментальной модели темы исследования. Полученная когнитивная карта представляет собой осязаемое представление мыслей участника и может служить подсказкой для беседы для ведущего. Несколько таких карт можно сгруппировать по их характеристикам; эти классификации могут направлять процесс проектирования.

Следующие два раздела описывают два типа когнитивных карт с более ограниченными ограничениями: интеллект-карты и концептуальные карты.

Интеллект-карты 

Интеллект-карты — это наиболее упрощенный и, следовательно, прямолинейный тип когнитивных карт. У них четкая иерархия и формат, и их относительно быстро создавать и использовать.

Определение : Карта разума представляет собой дерево, представляющее центральную тему и ее подтемы.

История

Основные характеристики ментальных карт уходят корнями в развитие семантических сетей — техники 1950-х годов для представления знаний. В 1974 году британский писатель Тони Бьюзен популяризировал термин «картирование разума».

Интеллект-карты имеют центральную родительскую тему с узлами, которые разветвляются наружу к периферии.

Характеристики

  • Четкая организация и структура. Интеллект-карты ограничены древовидной структурой. Они имеют четкие направленные потоки наружу от корня дерева к его листьям.
  • Одна центральная тема. В картах разума все узлы (кроме корня дерева) имеют только один родительский узел. У каждого узла могут быть дочерние элементы, соответствующие подтемам этого понятия. Каждое понятие в интеллект-карте можно проследить непосредственно до основной темы.
  • Нет определения отношений. Нет различий между разными типами отношений между узлами — все ребра в дереве представлены одинаково и не имеют меток.

Использование в UX

Интеллект-карты

помогают организовать сбор информации, связанной с одной темой, и структурировать ее систематическим и осмысленным образом. В UX они полезны при работе с категориальными идеями, например: 

.
  • Разбивка компонентов на конкретной веб-странице — например, для определения мини-ИА страницы
  • Планирование тематических тем на веб-сайте (например, темы наших статей на nngroup.com)
  • Информация о сопоставлении, указанная в FAQ (Часто задаваемые вопросы) или политике конфиденциальности

Концептуальные карты

Концептуальные карты — это более сложная версия интеллект-карт. Они делают акцент на выявлении отношений между темами. Кроме того, узел на концептуальной карте может иметь несколько родителей (тогда как узел на карте разума будет иметь только одного).

Определение : Карта концепций представляет собой граф, в котором узлы представляют концепции и связаны посредством помеченных направленных ребер, которые иллюстрируют отношения между ними.

История  

Концептуальное картирование было разработано в 1970-х годах американским профессором Джозефом Новаком, чтобы помочь учителям объяснять сложные темы, чтобы облегчить изучение, сохранение и связывание этих новых тем с существующими знаниями.

Карты понятий читаются сверху вниз; в отличие от интеллект-карт, узел может иметь несколько родителей, а ребра помечены, чтобы указать отношения между узлами.

Характеристики: 

  • Каждый узел может иметь более одного родителя (т. е. один узел, указывающий на него). В то время как каждый узел интеллект-карты имеет только одного родителя, узел на концептуальной карте может иметь несколько родителей. Таким образом, узлы в карте понятий часто более взаимосвязаны, чем узлы в картах разума, что делает карты понятий хорошо подходящими для описания сложных взаимосвязей между понятиями.
  • Ребра графа ориентированы и помечены именами отношений между узлами, которые они соединяют.  Каждое ребро иллюстрирует определенную связь (и обычно помечается глаголом или предлогом, который ее фиксирует).

Использование в UX

Карты понятий

помогают визуализировать сложные понятия, которые взаимосвязаны различными способами. Они могут поддерживать несколько точек зрения и способов рассмотрения одной и той же проблемы и могут быть использованы для:

  • Разработать целостную картину набора понятий и их взаимосвязей между понятиями, например:
    • Данные  
    • Организационные операции
  • Соедините понятия с действием. Картирование понятий подчеркивает отношения, связывая одну идею с другой с помощью глаголов. Эта характеристика полезна при анализе проблемы (карты часто выявляют неизвестные причины и следствия). Визуализируя контент в виде сети, становится легко проследить «след» отношений и, таким образом, найти системные решения.

Карты можно создавать индивидуально или в группе (например, если целью является создание общего понимания внутреннего процесса).

Методы сравнения

Когда дело доходит до представления физического пространства, существует множество типов карт: топографические карты, геологические карты, карты пешеходов, карты улиц и т. д. Все они представляют собой плоские изображения поверхности земли, но подчеркивают различные свойства этой поверхности. Картографы применяют разные рекомендации для создания туристической карты парка, карты автомагистралей штата или политической карты континента.

Подобно различным картам Земли, все типы когнитивных карт в некотором роде одинаковы.

UX-практики должны быть картографами UX-карт — адаптируя формат и структуру, чтобы наилучшим образом соответствовать потребностям и контексту карты, которую они создают. Используйте эту таблицу в качестве краткого руководства для сравнения интеллект-карт, концептуальных карт и когнитивных карт.

  Интеллект-карта Концептуальная карта Когнитивная карта
Назначение Расширение одной темы Изучение взаимосвязей между несколькими понятиями  Захват процесса или динамической экосистемы в свободной форме
Определяющая характеристика Один первичный, одноцентровый; один родитель на узел

Помеченные отношения между узлами; несколько родителей на узел

Отсутствие какой-либо последовательной структуры; смешанные формы (список, диаграмма, график, блок-схема)
Адаптивность   Низкий От низкого до среднего Высокий

 

Чтобы упростить, когда что использовать, представьте, что на веб-сайте появилось новое представление Моя учетная запись .

Интеллект-карта может использоваться для сопоставления различных разделов и соответствующих подразделов контента, которые будут находиться на странице «Моя учетная запись».

Концептуальная карта может отображать более крупный веб-сайт в целом и различные точки входа, которые пользователь может использовать для доступа к моей учетной записи, в сочетании с тем, какие данные могут быть экспортированы или где они могут быть переданы.

Когнитивная карта может быть построена в ходе опроса пользователя (участником), чтобы раскрыть текущие процессы участника, ментальные модели и соображения для доступа и обмена информацией о личной учетной записи.

Заключение

Три приведенные выше карты не совпадают с блок-схемами, поэтому перечисление шагов не должно подходить для карты. Однако визуализация концепции, идеи или процесса, будь то когнитивная карта, интеллект-карта или концептуальная карта, как индивидуально, так и в команде, дает различные преимущества: 

  • Обеспечивает осязаемые визуальные абстрактные мысли
  • Сообщает об отношениях или шаблонах между понятиями  
  • Углубляет наши знания и понимание конкретной темы или концепции 
  • Помогает нам интегрировать новые идеи в существующие системы
  • Синтезирует сложную экосистему в единую визуализацию, которой можно поделиться

Использование нечетких, абстрактных концепций и превращение их в материальные улучшают взаимодействие в команде и создают точки соприкосновения. Кроме того, член команды может легко заметить что-то на карте и сказать: «Это неправильно». Возможно, ваш коллега прав, и что-то не так заснято. Или, может быть, ваш коллега ошибается, и карта раскрывает неверное представление, которое в противном случае привело бы к трениям в дальнейшем в проекте. В любом случае, упражнение по картированию выявило то, что требовало дальнейшего обсуждения, что в долгосрочной перспективе гораздо эффективнее, чем продолжение работы над проектом с неверным пониманием.

Когнитивные карты, интеллект-карты и концептуальные карты в конечном счете улучшают наше когнитивное понимание. Использование одной техники вместо другой не приведет ни к успеху, ни к провалу проекта. В идеале комбинация всех трех будет использоваться по мере необходимости на разных этапах вашего процесса, в зависимости от ваших потребностей.

 

Ссылки 

Бьюзен, Т. (1993) Книга карт разума. Лондон: Книги BBC

Иден, К. (1988) «Когнитивное картирование», Европейский журнал операционных исследований, 36:1-13

Эпплер, Мартин Дж. (2006) «Сравнение между концептуальными картами, интеллект-картами, концептуальными диаграммами и визуальными метафорами как дополнительными инструментами для создания знаний и обмена ими». Визуализация информации. Журналы Пэлгрейва.

Келли, Г.А., (1995) Психология личных конструктов. Нью-Йорк: Нортон.

Новак, Дж. Д., Говин, Д. Б. (1984). Как учиться. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Толман, Эдвард С. (июль 1948 г.). «Когнитивные карты у крыс и людей». Психологический обзор.

 

  • Поделиться: 

Когнитивная психология Примечания к занятиям: Когнитивные карты


Определение

  • представления и процессы, которые позволяют нам выполнять задачи, связанные с пространственными отношениями
  • наши когнитивные карты могут различаться по размеру: включают классы, планировку квартир, кварталы, города, страны и т. д.

ДЕМО-ЛАБОРАТОРИЯ: Нарисуйте карту Эпкот.

Систематические искажения в когнитивных картах

Определение:

  • склонность судить о нашем окружении как о более регулярном и упорядоченном, чем оно есть на самом деле
  • склонность «очищать» наш ментальный образ

Четыре области систематических искажений в когнитивных картах:

  • Оценка расстояния
  • Форма
  • Ориентация/относительное положение

Оценки расстояний как систематические искажения:

3 фактора, влияющих на оценку расстояния в когнитивных картах:

1. Количество промежуточных городов (Thorndyke, 1981)

  • S изучали карты, пока не смогли сказать, где находятся все города
  • различное расстояние между 4 базовыми городами (100-400 миль)
  • IV = количество промежуточных городов (0, 1, 2 или 3)
  • DV = расчетное расстояние между двумя заданными городами
  • большее количество промежуточных городов приводит к большему расстоянию

Фактическое расстояние

# Промежуточные города

Расчетное расстояние

300 миль

0

280 миль

300 миль

3

350 миль

2. Расстояние от дороги до маршрута (McNamara et al., 1984)

  • Ss изучали карты, пока не узнали местонахождение
  • показывал названия городов и должен был быстро решить, есть ли этот город на карте (всегда другой город перед целевым городом)
  • предварительная подготовка — ближайший город должен подготовить ваш ответ

если Солона и Линвилл хранятся на одинаковом расстоянии от Калфорда, то они должны давать время принятия решения, эквивалентное Калфорду

  • Результаты: Солона дала более быстрое время принятия решения, чем Линвилл

 

Фактическое расстояние до Калфорда

Время принятия решения

Солона —> Калфорд

то же

быстрее РТ

Линвилл —> Калфорд

то же

медленнее RT

3. Семантические категории (Hirtle & Mascolo, 1986)

  • ошибка семантической кластеризации:
    • когда два места кажутся семантически близкими, мы считаем, что они географически близки
    • тенденция смещать ориентиры одного и того же кластера ближе друг к другу географически

Оценки формы как систематические искажения

3 фактора, влияющих на оценку формы в когнитивных картах:

1. Оценки углов (Moar & Bower, 1983)

  • когнитивные карты Кембриджа, Англия
  • экспериментаторов выбрали перекрестки, где улицы сходятся под неправильным углом
  • задание: оцените угол, под которым сходятся улицы
  • результатов: Ss оценивается ближе к 90 градусам, чем на самом деле были пересечения

2. Кривые и эвристика симметрии

3. Пространственное расположение

Оценки ориентации/относительного положения как систематические искажения:

2 фактора, влияющих на оценку расстояния в когнитивных картах:

1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *