Когнитивные процессы в психологии – Когнитивная психология — Википедия

Когнитивная психология и когнитивная психотерапия

Психология – наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.

Понятие и краткая история когнитивной психологии

Когнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, логического мышления, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.

Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается мышления, языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.

Появилось данное направление в 50-х годах XX века в США. Хотя, конечно, попытки изучить проблемы сознания предпринимались и раньше. Еще философы древности задавались вопросами, где размещаются мысли и память. Например, в Древнем Египте считали, что они располагаются в сердце. Эту идею поддерживал и Аристотель. Однако Платон полагал, что местом их хранения является мозг. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что огромный интерес к проблеме сознания люди проявляли за сотни лет до того как когнитивная психология сложилась в научное направление.

Немалая заслуга в развитии когнитивной науки принадлежит таким известным философам как Иммануил Кант, Дэвид Юм и Рене Декарт. Так, теория Декарта о психической структуре со временем стала методом изучения психики. Работы Юма поспособствовали установлению законов ассоциаций идей и классификации психических процессов. А Кант указал на то, что разум является структурой, а опыт – фактами, заполняющими эту структуру. Но, естественно, неверно полагать, что только этих людей следует благодарить за становление когнитивной психологии. Огромную роль сыграла деятельность ученых и из других областей.

Одним из людей, повлиявших на становление когнитивной психологии более серьезно, является немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт, ведь он многократно говорил о том, что сознание обладает творческим потенциалом. В дальнейшем эта тема частично развивалась в функционализме и структурализме, и только с появлением бихевиоризма, сфокусировавшегося не на сознании, а на поведении, в начале ХХ столетия интерес к ней угас почти на полстолетия.

Но уже в 1950-х годах начался новый этап в развитии когнитивной науки. Одним из пионеров движения стал американский психолог Эдвард Толмен. Он указал на то, что важно рассматривать когнитивные переменные и поспособствовал отказу от присущего бихевиоризму подхода «стимул-реакция». Однако наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже, исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития. И даже невзирая на то, что работа Пиаже посвящалась по большей части детской психологии, спектр применимости когнитивного подхода существенно расширился, а сам Пиаже получил награду «За выдающийся вклад в развитие науки».

В 1970-х годах когнитивная психология начала все больше выделяться как отдельная сфера исследований и терапевтическая практика. Множество ее положений стали основой психолингвистики, а ее выводы начали использоваться в других разделах психологической науки, таких как психология образования, психология личности и социальная психология.

В настоящее время когнитивная психология во многом базируется на аналогиях между механизмами познания у человека и преобразованием информации в вычислительных устройствах. (И это при том, что ее основы закладывались до того, как появилась кибернетика и сложная вычислительно-информационная техника.)

Более всего распространена концепция, где психика представляется устройством, у которого есть фиксированная способность преобразовывать получаемые сигналы. Основное значение в ней имеют внутренние когнитивные схемы и активности организма, участвующие в процессе познания. Человеческая познавательная система рассматривается в качестве системы с устройствами ввода, хранения и вывода данных с учетом ее пропускного потенциала. А базовая метафора когнитивной психологии – это компьютерная метафора, согласно которой работа человеческого мозга уподобляется работе процессора компьютера.

Для тех, кого интересуют представители когнитивной психологии, назовем их имена. Это Борис Величковский, Джордж Сперлинг, Роберт Солсо, Карл Прибрам, Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер, Аллен Ньюэлл, Саймон Герберт и некоторые другие. В конце статьи мы еще приведем небольшой список книг некоторых из этих авторов. Сейчас же наибольший интерес для нас представляют основные идеи когнитивной науки.

Но с учетом серьезности темы и физической невозможности рассказать обо всем в одной статье, не будет лишним, если вы уделите время просмотру полуторачасового видео. Это запись лекции «Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идет» доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ Марии Фаликман. Впрочем, посмотреть его вы можете и по окончании статьи или в любое подходящее время.

Основные идеи когнитивной психологии

Когнитивная психология в своих исследованиях опирается на несколько основополагающих идей. В тезисной форме представим каждую из них:

  • Главные объекты изучения – это познавательные процессы. К ним относятся мышление, речь, восприятие, воображение, внимание и память. Дополнительно к ним когнитивная наука занимается исследованием человеческого и искусственного интеллекта, эмоциональной сферы личности, психологии развития и процесса распознавания образов.
  • Важнейшая предпосылка когнитивной психологии состоит в изучении и анализе процессов познания в форме функций вычислительной машины. Представители направления рассматривают познавательные процессы психики человека точно так, как, например, инженер-электронщик изучает компьютер. Вычислительная машина выполняет множество операций, связанных с получением, обработкой, хранением и выдачей данных. Когнитивные функции человека отвечают за аналогичные операции.
  • Третья идея вытекает из второй. Она гласит, что психика обрабатывает данные поэтапно. Т.е. любой стимул, полученный из внешнего мира, проходит через цепь порядковых преобразований.
  • Психические системы обработки информации имеют свою предельную емкость. Это предположение объясняет направление работы и задачи когнитивных психологов – они стремятся отыскать естественные и наиболее эффективные методы работы с информацией, поступающей в психику из внешнего мира (терапевты-когнитивисты с помощью этого знания корректируют поведение пациентов).
  • Вся информация, которая поступает в психику посредством познавательных процессов, кодируется и отражается особым (индивидуальным) образом.
  • Для любых исследований необходимо использовать хронометрические средства, позволяющие оценить время ответа на предлагаемые задачи и/или скорость, с которой психика реагирует на сигналы. Когнитивная психология не использует интроспективные технологии (когда человек сам наблюдает за происходящими в психике процессами и при этом не использует инструменты и стандарты), и считает их недостаточно точными.

Эти идеи могут показаться довольно простыми на первый взгляд, однако в действительности они составляют ту базу, на которую опирается целый комплекс сложнейших научных исследований. Это в свою очередь говорит, что когнитивная психология, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, является очень серьезным научным разделом. Изучая процессы познания, происходящие в психике, она может делать определенные выводы, основываясь на полученных эмпирическим путем доказательствах.

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.

Реализуются же все исследования в сфере когнитивной психологи при помощи специальных методов. В первую очередь это методы микродинамического и микроструктурного анализа перцептивных процессов. Микроструктура и микродинамика психической деятельности относятся к предмету когнитивной науки, изучающей особенности психической жизни. Структура здесь является относительно статичным представлением системы организации элементов психических процессов. А микродинамика – это исследование происходящих в психической жизни процессов через обработку поступающей из окружающего мира информации. Благодаря обоим методам действия человека рассматриваются как части единой интрапсихической системы, а не как отдельные явления.

Следующий метод – это микрогенетический метод, основывающийся на одном из видов гештальт-теории (Лейпцигская школа), уделяющей основное внимание особенностям формирования психических явлений. Согласно этой теории, образы предметов возникают в человеческом сознании не сразу, а после прохождения нескольких стадий, которые можно выявить, создав определенные условия. Но главная задача метода – изучить не итоговый результат мыслительного процесса или его взаимосвязь с условиями, а сам процесс, приводящий к данному результату.

Три этих метода предназначены для анализа мышления и когнитивных процессов. Но есть и еще один, привлекающий наибольшее внимание. Это метод замены личностного конструкта, разработанный американским психологом Джорджем Келли в 1955 году. Несмотря на то, что когнитивный подход в психологии еще только формировался, труды Келли стали определяющими для него, и сегодня вокруг них построена такая важная область практической когнитивной психологии как когнитивно-поведенческая психотерапия. При ее рассмотрении мы чуть глубже коснемся и вышеназванного метода.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

когнитивный подход в психологии

Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.

Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.

Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.

В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:

  1. На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
  2. На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
  3. На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.

Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.

Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.

Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.

Вместо заключения

Если говорить об актуальности когнитивной науки вообще, то она востребована специалистами, изучающими особенности и механизмы не только восприятия, памяти, внимания и речи, но и формирования суждений, принятия решений, разрешения проблем, работы интеллекта и множество других вопросов.

Беря во внимание то, что когнитивная психология касается некоторых других наук, ее изучение требуется людям, работающим в совершенно разных областях. Она представляет интерес для неврологов, лингвистов, преподавателей, учителей, инженеров, художников, ученых, дизайнеров, архитекторов, разработчиков образовательных программ, специалистов в области искусственного интеллекта и т.д.

Когнитивная психология и ее представители сыграли огромную роль в понимании закономерностей всего процесса познания и отдельных его механизмов. Деятельность когнитивистов поспособствовала развитию психологии личности, психологии эмоций и возрастной психологии, внесла серьезный вклад в исследования по экологии восприятия и изучение социальных когниций.

Таковы в общих чертах основы когнитивной психотерапии и когнитивной психологии. Еще раз напомним, что эта статья носит чисто ознакомительный характер, и мы ни в коем случае не претендуем на полноценное раскрытие темы когнитивной науки, которой посвящено огромное количество книг и научных трудов. И поэтому рекомендуем вам (если есть соответствующий интерес) почитать работы, которые написали представители когнитивистского направления. Вот несколько таких книг:

  • «Когнитивная психология: история и современность», хрестоматия;
  • «Когнитивная психология», Р. Солсо;
  • «Когнитивная психология», Д. Ушаков;
  • «Когнитивная психология», А. Д. Роберт;
  • «Когнитивная эволюция и творчество», И. Меркулов;
  • «Маленькая книжка о большой памяти», А. Лурия;
  • «Миметика глупости», Крупенин А. Л., Крохина И. М.;
  • «Ваша память», А. Бэддели;
  • «Невидимая горилла», Д. Саймонс, К. Шарби;
  • «Познание и реальность», У. Найссер.

И в заключение посмотрите небольшое видео о когнитивной терапии и механизме ее работы. Развивайтесь, тренируйте свое восприятие и познавайте мир. Желаем вам удачи!

4brain.ru

Когнитивные процессы — это… Что такое Когнитивные процессы?


Когнитивные процессы
-совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

  • Когнитивная составляющая Я-образа
  • Когнитивные свойства

Смотреть что такое «Когнитивные процессы» в других словарях:

  • Когнитивные процессы — Аспекты умственного «поведения», которые относятся к абстрактным манипуляциям с материалом. Термин обычно используется применительно к таким понятиям, как мышлеиие, памятъ и восприятие. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Когнитивные процессы — Психические процессы процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… …   Википедия

  • КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ — познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • Познавательные (когнитивные) процессы — (Cognitive processes). Мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения …   Теории личности: глоссарий

  • Когнитивные терапии (cognitive therapies) — К. т. группа слабосвязанных между собой подходов, придающих особое значение когнитивным процессам как детерминантам поведения. Они базируются на утверждении, что поведение и эмоции являются гл. обр. следствием оценки индивидуумом ситуации, и… …   Психологическая энциклопедия

  • КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ — КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ. Ментальные процессы, направленные на переработку информации в целях обучения. Ориентированы на усвоение, хранение и извлечение информации из памяти. Лексические стратегии, входящие в состав коммуникативной компетенции,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или… …   Психологическая энциклопедия

  • Контроля процессы — (control processes). Высшие когнитивные процессы, усиливающие память …   Психология развития. Словарь по книге

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ — (КОГНИТИВНЫЕ) ПРОЦЕССЫ (COGNITIVE PROCESSES). Мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения …   Глоссарий по политической психологии

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ — Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… …   Психотерапевтическая энциклопедия


psihologiya_cheloveka.academic.ru

когнитивная психология — это… Что такое когнитивная психология?

— одно из ведущих направлений современной психологии. К. п. возникла в конце 50 — начале 60-х гг. ХХ в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей К. п. являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию К. п. как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком более широком подходе К. п. включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (Л. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони). Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений К. п. не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

psychology.academic.ru

Когнитивные процессы в психологии — часть 2

Общий код объекта — это композиция двух частей. Общие коды представляют собой систему кодов. Они имеют структуру и могут включать в себя новые коды.

Предполагается, что в памяти сохраняются визуальные коды (образы)»реальных» объектов и коды (когнитивные карты) сложно устроенных сцен физического мира.

Визуальный код объекта содержит информацию о его геометрических характеристиках, его качестве, детализированную информацию возможных действий над ним.

Предложено две модели возникновения кодов: это модель экземпляров и модель реализаций. В модели реализаций каждая экспозиция стимула вызывает соответствующую внутреннюю трассировку. Адекватность модели реализации подтверждается экспериментальными результатами.

Статистически достоверной является следующая закономерность: чем больше было предложено тренировочных стимулов, тем точнее и быстрее будет опознание, т.е. тем качественней будет построенный код.

Существуют принципы функционирования восприятия при решении следующих задач:

выделение объекта из фона

формирование кода объекта

установление тождества и различий объектов

классификация объектов по категориям

формирование когнитивной схемы для пространственных сцен

формирование репрезентации

Восприятие можно представить как процесс, который работает по двум противоположным стратегиям: декомпозиции и интеграции. Обе стратегии используются в процессе визуального кода объектов или сцен (системы объектов, расположенных в пространстве). Выбор стратегии определяется как волевым посылом индивидуума, так и природой стимульного материала. Знания — как вербального характера, так и моторные навыки — влияют на процесс восприятия.

Точность и быстрота восприятия всех типов стимулов совершенствуется в результате тренировок. Это объясняется тем, что при многократном повторении стимула формируется и запоминается его обобщенный код, что делает процесс распознавания более эффективным.

В процессе восприятия часто используется операция установления подобия. Объекты сравниваются путем сравнения частей объектов. Этот метод называется структурным сравниванием.

В проблеме фона и объекта, деление на значимое и незначимое объект представляется как сосредоточение внимания «здесь» и «сейчас», а фон — это контекст ситуации. Деление на фон и объект относительно и динамично, т.е. фон «здесь» и «сейчас» может стать объектом где-нибудь и когда-нибудь.

Исследования психологов доказывают существование врожденных принципов разложения чувственного восприятия на объекты, приобретаемых в течение жизни критериев а так же присутствие элементов обучения.

Важный момент, на который указывает современная психология — это тесная связь восприятия с навыками субъекта (представить целое, как совокупность частей).

Тип восприятия, направленный на разложение стимула на систему подстимулов, обладающих определенной самостоятельностью, называется декомпозиция. Декомпозиция происходит автоматически, независимо от нашего сознания. Способности к дифференциации повышаются с возрастом т.е. с накоплением опыта.

Интеграция объединяет части в целое. При помощи интеграции достигается единство многообразия.

Основные закономерности процесса интеграции:

способность к объединению вырабатывается с опытом

части объединяются в целое, если они часто появляются вместе. Возникает обобщенный код.

стимулы, представляющие собой расположенные в пространстве предметы, могут восприниматься как единый образ, т.е. как сцена. Код такой сцены называется топологическим.

Для точного распознания объекта необходимо перцептивные действия. Была разработана модель перцептивного цикла. Алгоритм его работы заключается в следующем:

инициализируется определенное множество предвосхищений (гипотез) относительно воспринимаемого объекта.

эти предвосхищения определяют план дальнейшего обследования

в результате обследования происходит уточнение: часть гипотез отбрасывается, другая — уточняется.

Репрезентация — это когнитивная структура, обеспечивающая решение задач в состоянии «брошенности», когда индивидууму необходимо действовать, а интеллектуальные механизмы (логический анализ) слишком медленные и не отвечают временным ограничениям, которые накладывает ситуация.

Репрезентация физиологически обусловлена, в процессе ее формирования преобладают такие автоматические механизмы, как сравнение, автоматическая концептуализация, формирование топологического и метрического кода физического пространства. Репрезентация зависит от воспринятой информации, формируется «здесь» и «сейчас» для решения задач, стоящих перед индивидуумом в данный момент. В репрезентации происходит синтез знания и сенсорной информации.

Идеи когнитивной психологии дают новый взгляд на вещи, который находит свое практическое воплощение в рамках искусственного интеллекта и разработки программного обеспечения. Например, в проекте по созданию автономной интеллектуальной платформы указывается исключительная важность идей когнитологии. НАТО проводит множество конференций, посвященных различным проблемам когнитологии. Работы в области когнитологии активно взаимодействуют с исследованиями познавательных процессов, проводимых в смежных областях. Так, когнитивные исследования функций понятия в познавательной деятельности человека позволили по — новому взглянуть на учения классической семантики и формальной логики как модели мыслительных процессов человека.

1. Магазов С.С. «Когнитивные процессы и модели» — М.: Издательство ЛКИ, 2007

mirznanii.com

Когнитивные процессы: их содержание и типы

Когнитивная деятельность человека начинается с самого рождения и является составной частью его сознания. В ней участвуют разнообразные системы, которые перерабатывают информацию и различаются по каналу ее получения. Это — когнитивные процессы. Рассмотрим более подробно их содержание и типы.

Когнитивные процессы представляют собой психические явления, которые необходимы для рационального изучения и осознания окружающего мира. К ним можно отнести восприятие, ощущение, воображение, мышление и память. Каждый из них  является самостоятельным, но, работая совместно, они обеспечивают познавательную деятельность человека.

Ощущения связаны с тем, что имеются различные воздействия на специализированный рецепторный аппарат. Благодаря этому организм воспринимает сигналы раздражителей из среды (внешней и внутренней). Поэтому выделяются кожные, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, мышечные и ощущение равновесия.

Когнитивные процессы включают в себя восприятие. Оно является целостным отражением ситуаций, предметов и событий, которые возникают при их непосредственном влиянии на рецепторную поверхность. Благодаря восприятию обеспечивается непосредственно-чувственная ориентировка в окружающем мире. С ним, в меньшей или большей степени, связаны такие когнитивные процессы, как память и мышление. Рассмотрим их более подробно.

Мышление является опосредствованным и обобщенным отражением действительности. У человека оно имеет несколько типов, которые «перетекают» в различные когнитивные стили.

Наглядно-действенное мышление способно функционировать, обрабатывая информацию, которую субъект получает, совершая те или иные действия. Наибольшее распространение оно получает у ребенка до трех лет.

Наглядно-образное мышление нацелено на воссоздание «слепка» действительности. Оно развивается у ребенка в возрасте от трех до десяти лет в игре.

Абстрактное мышление способно устанавливать логические связи между явлениями действительности.

Память включает в себя процесс формирования и сохранения опыта из прошлого, которые делают возможным повторное его применение в деятельности. Такие когнитивные процессы связывают для субъекта прошлое с будущим и настоящим. Поэтому именно память — важнейшая познавательная функция, которая лежит в основе обучения и развития.

Воображение является психическим процессом, который выражается в:

  • построении образа и результата деятельности человека;
  • формировании программы общения и поведения в той ситуации, когда проблема является неопределенной;
  • создании образа, которые не программирует, а заменяет деятельность;
  • построении объекта, который соответствует описанию.

Важнейшей функция воображения является то, что оно позволит представить итоговый результат своей деятельности до ее начала. Благодаря этому происходит ориентация человека в процессе ее осуществления.

Поэтому когнитивные процессы, работая в комплексе, являются необходимым компонентом познавательной деятельности.

fb.ru

Когнитивные процессы в психологии

Министерство  образования и  науки Украины

Государственный университет информатики и искусственного интеллекта 
 

Кафедра социальной работы 
 
 
 

Контрольная работа с предмета когнитивной деятельности 
 
 
 
 

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент

1 курса гр.ПО 10(з)

Завалиенко  А

Преподаватель

Бацилева  О.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк 2010г.

 

План: 

  1. Вступление. Когнитивная психология. Краткая  история развития.
  2. Моделирование когнитивных процессов в психологии.
    1. Типы познавательных процессов.
    2. Цель когнитивного моделирования.
    3. Функциональная схема познавательного процесса.
  3. Проблема восприятия в когнитологии.

    4.   Заключение. Значение исследований когнитивной  психологии.

      5.Библиография.  
1. Вступление. Когнитивная психология. Краткая история. 

В последние  годы неуклонно растет интерес к  изучению познавательных  процессов. До начала 50-х годов вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В начале 50-х исследованием механизмов познания стали интенсив-но заниматься специалисты в области психологии. Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия.

В настоящее  время изучаются более сложные  когнитивные механизмы, такие как: механизм принятия решений, обучения, память и т. д.

Термин  «познание» стал употребляться не только для обозначения процесса формирования научного знания, но и для обозначения психологического процесса формирования житейских представлений.

Естественный  подход к исследованию феномена познания, базирующийся на данных психологических  и нейрофизиологических исследований механизмов познания, получил название когнитология.

В настоящее  время когнитология становится важным объектом исследования, необходимым для решения одной из стратегических задач цивилизации, целью которой является разработка методов сознательного управления личностью и создания роботов гуманоидов. 
 

2. Моделирование когнитивных процессов в психологии. 

Современные исследования познавательных функций доказывают, что познание может быть познано, т. е. объект исследования может быть изучен средствами этого же объекта. Инструментом исследования могут выступать:

  1. способность к чувственному восприятию
  2. интроспекция психической и интеллектуальной жизни субъекта

Выделяется 2 методологических подхода к изучению когнитивных процессов: феноменологический и нейрофизиологический.

Феноменологический  подход описывает наблюдаемые проявления процесса познания (область когнитивной психологии).

Нейрофизиологический  подход объясняет процесс познания исходя из действия физиологических  механизмов. 

    1. Типы  познавательных процессов.
 

Базовой основой когнитивных исследований является то, что перед индивидуумом есть две реальности: ментальная и «настоящая» (объективная). « Настоящая» реальность дана человеку через органы чувств. Она не меняется в результате познавательного процесса.

Ментальная  модель конструируется индивидуумом в  процессе познания и дана ему от рождения как продукт эволюционного развития. Ментальная модель позволяет индивидууму ориентироваться в «настоящей» реальности и обеспечивает ему выживание. Это является одной из целей когнитивного процесса.

Традиционно в психологии признается два типа когнитивных процессов: явный и автоматический (скрытый, подсознательный). Они взаимообусловлены.

Явные механизмы познания доступны для  наблюдения с помощью интроспекции, т. е. осознаются индивидуумом. Важной особенностью явного механизма является целенаправленный характер его деятельности, регулируемый волевым усилием. При помощи явных механизмов решается осознаваемая задача.

Скрытые процессы изучаются с помощью  психологических экспериментов. В  результате экспериментов показано, что скрытые познавательные способности являются приобретенными, а часть их — врожденными. Современная господствующая точка зрения – бессознательная категоризация происходит на уровне скрытых механизмов познания, которые поддаются тренировке. 

    1. Цель  когнитивного моделирования.
 

Цель  когнитивного моделирования – построить  модель интеллектуального поведения  человека, где сознание представляется в виде информационной машины. 
 

      2.3 Функциональная  схема познавательного  процесса. 

Для спецификации познавательного процесса как информационного процесса используются функциональные схемы. Блоки – схемы строятся из функциональных блоков, связанных между собой информационными потоками. Грубая функциональная схема познавательного процесса описывает познавательную деятельность как процесс взаимодействия функциональных блоков. В схему включены как автоматические действующие когнитивные функции, так и интеллектуальные функции.

Схема состоит из функциональных блоков:

  1. область рецепторов – первичный анализ информации
  2. системы восприятия: зрительная, слуховая, кожно – кинестетическая, вкусовая, обонятельная. Они обеспечивают многоуровневую работу информации и сложные рефлекторные процессы.
  3. память рассматривается как сложно устроенное хранилище знаний  и сенсорной информации. Важнейший вопрос, который пытаются решить исследователи памяти – это исследование механизма представления знаний в памяти и функций, выполняемых памятью в различных когнитивных процессах.
  4. репрезентации, где осуществляется синтез восприятия, концептуального знания и образного кода. Репрезентация строится в процессе формирования поведения «здесь» и «сейчас». Они строятся автоматически, бессознательно.  В процессе построения используются фреймы содержащихся в памяти или систем знаний. Конструирование репрезентации, основанной на фрейме, состоит из поиска подходящей репрезентации и модернизации ее согласно воспринятой информации. Способность генерировать репрезентации является врожденной и может усовершенствоваться в процессе жизни.

Когнитивные исследования изучают реальные психические механизмы рассуждений. В когнитивных исследованиях различают два типа выводов: нормативный и эвристический.

Под нормативным  выводом понимают вывод, при котором  испытуемый может обосновать выбор  модели релевантной исходной информации и обосновать каждый шаг рассуждения.

Эвристический вывод – это рассуждения, которые  могут не иметь строгого обоснования, но следуя им индивидуум часто добивается успеха в своей деятельности.

   

  1. Проблема  восприятия в когнитилогии.
 

Исследования  по когнитологии изучают процессы восприятия. Восприятие исследуется инструментальными методами, как природный феномен, а интроспекции отводится роль эвристического приема.

В последнее  время важным приемом когнитивного исследования  становится компьютерное моделирование. Например, Голдстоун рассматривал возможность моделирования нейронными сетями способности человека к классификации. Был сделан вывод о том, что нейронные сети не в полной мере моделируют процессы классификации человека.

Общей тенденции современных исследований соответствует инженерный подход, цель которого увязать ряд известных моделей отдельных аспектов восприятия в единую систему:

-формирование  кода (образа) воспринимаемого объекта

-сопоставление  информации, полученной от органов  чувств, с кодами

-формирование репрезентации, в которой представлены как знания концептуального характера, так и информация воспринятая «здесь» и «сейчас».

Все эти  функции обладают высокой степенью автоматичности, не зависят от волевого посыла и не поддаются интроспективным наблюдениям. 
 

      3.1. Общая модель  восприятия. 

Сейчас  доказано, что восприятие человека  обладает творческой силой, действия которой  подчиняются определенным объективным  законам.

Система восприятия делится на подсистемы: зрительную, обонятельную, слуховую, кожно  – кинестетическую и вкусовую. Они представляют собой адаптивные системы, способные к обучению и  предвосхищению ситуаций. Цель этих систем – обеспечить высокую точность и  скорость восприятия.

Общая модель восприятия такова:

  1. рецепторы осуществляют первичное кодирование внешней информации и анализ ее по физическим качествам (интенсивность, длительность).
  2. далее, информация по нервным волокнам поступает в отделы мозга, расположенные в задней части большого полушария. Эти отделы ответственны за глубокую многоступенчатую переработку информации. Там же формируется план перцептивных действий и формируются образы.

Процесс управляется врожденными и приобретенными навыками, а так же при помощи внимания, которое в свою очередь зависит от решаемых индивидуумом задач и его волевых усилий. Изучая врожденные и приобретенные навыки, можно реконструировать алгоритм их работы.  
 

    3.2. Структура модели  восприятия. 

Перцептивный  опыт субъекта формируется в процессе перцептивной деятельности. Зинченко выделил следующие типы перцептивных действий:

  1. обнаружение адекватных задач информационных признаков
  2. обследование выделенных признаков

В результате перцептивного действия формируются  различные когнитивные структуры. 
 

   3.3. Проблемы визуального кода в работах психологов. 

В когнитивной  психологии сформулировано большое  количество гипотез относительно автоматически  сформированных в процессе восприятия  когнитивных структур.

Внимательного рассмотрения требует гипотеза о том, что образные схемы связаны с визуальными кодами.  В кодах информация представлена в сжатом и обобщенном виде. Механизмы формирования кода выработаны в процессе эволюции и зависят от биологического вида  воспринимающего и его генетически обусловленных способностей.

Для понимания  визуального кода психологи различают  код части объекта и общий  код объекта.

Код части  объекта возникает, если это часть  стимула:

  1. важна для решения задачи
  2. обладает некоторой независимостью от других частей стимула
  3. встречается достаточно часто при тренинге на подобных стимулах. Код части не может существовать изолированно, не будучи частью чего – либо.

stud24.ru

Когнитивная психология — это… Что такое Когнитивная психология?

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и, по экспериментальным данным В. М. Лившица, составляют 120 бит/чел.час.[1] Когнитивный процесс подчиняется принципу, который Лившиц называет «гносеологическим принципом А. Н. Колмогорова», и имеет волновую форму в нелинейных средах[2].

Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики.

Когнитивная психология во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

История

11 сентября 1956 года в Массачусеттском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

22 августа 1966 года была опубликована книга Джерома Брунера «Изучение когнитивного развития» (англ. «Studies in Cognitive Growth»). Для написания этой книги в Центре когнитивных исследований при Гарвардском Университете объединились 11 соавторов.

См. также

Примечания

Литература

  • Солсо Р. Когнитивная психология. — 6-е изд.. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-182-4
  • Когнитивная психология: история и современность / Фаликман М. и Спиридонова В.. — Ломоносов, 2011. — 384 с. — (Прикладная психология). — ISBN 978-5-91678-008-6

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *