XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ / Психолингвистика / Особенности реализации правополушарного когнитивного стиля в детском дискурсе
Ольга Владимировна Пискунова
Докладчик
студент 3 курса
Южный федеральный университет
184
2017-04-20
17:20 — 17:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются вопросы взаимосвязи онтогенеза речи и развития когнитивных способностей в детском возрасте. Анализируются когнитивные стили мышления, их особенности и обусловленность функциональной межполушарной асимметрией головного мозга. В связи с этим определяется специфика речемыслительной деятельности ребенка, связанная с активным влиянием правополушарного мышления на характер его речи. Особое внимание уделено проблеме периодизации детства, которое ограничивается 6–7 годами. Представлен языковой материал, демонстрирующий характерные особенности детского дискурса.
Тезисы
Данное исследование рассматривает проблему соотношения языка и мышления с точки зрения психолингвистики. Когнитивный стиль — это совокупность личных установок в процессе познания, выражающихся в исследовательских стратегиях. Основным фактором, влияющим на его характер, является асимметрия полушарий головного мозга. Гемисферы выполняют качественно разные функции, в зависимости от которых выделяют левополушарный когнитивный стиль (формально-логический и абстрактно-аналитический тип мышления) и правополушарный когнитивный стиль (способность к чувственному и наглядно-образному восприятию, интуитивному подходу). В настоящее время накоплен большой эмпирический материал, который демонстрирует разность в использовании когнитивных стилей не только в мышлении, но и в речевой деятельности. Они проявляются в онтогенезе не одновременно (правополушарный предшествует левополушарному), хотя противоположные типы мышления не исключают, а дополняют друг друга.
Методика Готтшальдта: узнайте свой когнитивный стиль по фигурам
Немецкий психолог Готтшальдт Курт Бруно был представителем гештальтпсихологии, изучал проблемы общей и генетической психологии. Он широко известен своими необычными экспериментами по определению идеального образа себя, когда испытуемым предлагалось изменить свой образ на фото. Также Готтшальдт разработал оригинальную методику включенных фигур, созданную для исследования визуальных и когнитивных способностей.
С помощью этой методики можно определить познавательный стиль восприятия информации: полезависимость или поленезависимость. Полезависимость понимается, как зависимость от контекста, а поленезависимость наоборот — это способность человека не подчиняться влиянию контекста. Суть метода заключается в том, что если восприятие любой формы зависит от опыта (встречал ли человек эту фигуру ранее или видит ее впервые), то сложная фигура, в составе которой изображена простая, неоднократно воспринимавшаяся до этого момента, будет определена как отдельно простая и плюс дополнительные части. Разработка Готтшальдта направлена на изучение восприятия части и целого, а именно определение геометрических сложных и простых фигур.
Как проводится тестирование?
Участникам предлагается 30 фигур, из которых необходимо выбрать 5 эталонных. На бланке размещена сложная и простая фигура, в большой фигуре находится простая (треугольник, прямоугольник) в качестве ее части. В первую очередь человеку показывают простую фигуру на протяжении 10 секунд (большую фигуру предварительно закрывают плотным листком). Потом демонстрируется сложная фигура, при этом простую фигуру также прячут под листом бумаги. Человеку необходимо отыскать простую фигуру в большой, засекается время пока испытуемый ищет фигуру. Когда эталонная фигура найдена, фиксируется время, затраченное на выполнение задания.
Как рассчитываются результаты?
Для определения результата необходимы следующие показатели: за какое время были выполнены все тесты, сколько правильных ответов было дано, рассчитывается отношение количества верно выполненных заданий к времени окончания выполнения теста. Чем больше получено правильных ответов и меньше потрачено времени, тем увеличена вероятность поленезависимости. Обычно поленезависимые люди тратят на тест меньше времени, чем полезависимые, и дают больше верных ответов.
Поленезависимые люди склонны к образному мышлению, лучше обучаемы, быстрее решают задачи на сообразительность, легче относятся к изменениям, но они хуже ладят с людьми, не умеют быстро решать конфликты. Полезависимые люди наоборот умеют быстро наладить контакт с собеседником, избегать конфликтных ситуаций, но они пассивны в обучение, предпочитают обучаться по четко структурированному материалу.
Узнайте больше о типах личности из онлайн-курса «Типология личности». Научитесь отличать одних людей от других, определять характер, темперамент и способности собеседника. После обучения вы сможете самостоятельно распознавать типы личности и легко выстраивать отношения с людьми. Все онлайн-курсы на платформе «Россия — страна возможностей» абсолютно бесплатные. Используйте свободное время с пользой!
Как когнитивные стили влияют на производительность труда
Недавно я имел честь выступать в Foxx Galerie в Цюрихе, Швейцария, на тему того, как когнитивные стили могут влиять на рабочее место.
Знаете ли вы, что ваш способ обработки информации (также известный как ваш когнитивный стиль) может повлиять на вашу работу?
Ваш когнитивный стиль напрямую влияет на:
- Лидерские качества
- Навыки межличностного общения
- Как вы учитесь, решаете проблемы и принимаете решения
- Способность работать в команде и с разными группами людей
- Возможность перехода от одной задачи к другой
- Способность адаптироваться к изменениям, особенно в быстро меняющейся рабочей среде
- Уровень реализации на работе
Когнитивный стиль не бывает ни правильным, ни неправильным; однако некоторые аспекты вашего когнитивного стиля могут помогать или мешать вам в работе.
The Bottom Line
Понимание собственного когнитивного стиля может помочь вам улучшить свои лидерские качества и навыки межличностного общения, помочь вам адаптироваться к трудностям, с которыми вы сталкиваетесь на работе, и сделать вас более довольным своей работой.
Для работодателей знание различных когнитивных стилей может помочь вам лучше понять своих сотрудников, а также определить, является ли сотрудник (или потенциальный сотрудник) подходящим человеком для работы, или они подходят для вашей работы. корпоративная культура.
Как люди обрабатывают информацию?
Ваш когнитивный стиль — это предпочитаемый вами способ сбора, обработки и оценки информации. Он влияет на то, как ваш мозг сканирует различные среды в поисках информации, как вы организуете и интерпретируете эту информацию, и в конечном итоге определяет ваше поведение.
Существует несколько различных когнитивных стилей; однако в этой статье мы сосредоточимся на двух основных категориях: аналитических и интуитивных.
Аналитики
Аналитики предпочитают логику и упорядоченный, линейный подход к деталям. Ключевое слово здесь — анализ. Аналитиков можно разделить на два стиля:
1) Знающий стиль – Этот человек предпочитает логическую, безличную обработку информации. Они ценят точность и принятие взвешенных решений, основанных на тщательном анализе фактов и рациональных аргументах.
2) Стиль планирования — Этот человек привлекает структуру, ищет определенности, ищет обратную связь от других, занимающих более влиятельные должности, и предпочитает хорошо организованную среду. Им нравится принимать структурированные решения, и их больше всего заботит эффективность процесса (способность измерять степень успеха процесса).
Интуитивное мышление
Интуитивное мышление использует целостный подход, рассматривая окружающую среду или ситуацию как единое целое. Их слово — синтез. Интуитивы или Креативщики склонны принимать решения, основанные в первую очередь на интуиции, полагаясь на объективные данные как на вторичный подход. Они часто ищут обратную связь из широкого круга источников.
Какой стиль предпочитаете вы?
Люди — сложные существа, и большинство из нас способны как к аналитическому, так и к интуитивному мышлению. Таким образом, хотя большинство людей не на 100% относятся к тому или иному типу, они, вероятно, предрасположены к определенному когнитивному стилю или предпочитают его. И даже тогда степень может варьироваться от человека к человеку, как в континууме.
Тех, кто находится посередине, называют адаптивными мыслителями.
Вот пример рабочего места: Человек с аналитическим складом ума может захотеть, чтобы все детали проекта были изложены в электронном письме или телефонном звонке, в то время как интуитивному типу может быть удобно меньше деталей и больше двусмысленности. Слишком много информации может подавить интуицию, а слишком мало — расстроить аналитику.
Понимание когнитивных стилей ваших коллег (а также вашего собственного) может помочь командам более эффективно передавать информацию.
Исследования показали, и это само собой разумеющееся, что чем более тесно связан когнитивный стиль человека с требованиями задачи на работе, тем лучше будет его работа.
Это может быть очень полезно для людей, занимающих руководящие должности. Понимание того, как правильно расставлять сотрудников, чтобы их когнитивный стиль соответствовал требованиям их должности, поможет им быть более продуктивными и счастливыми, что, конечно же, принесет пользу организации в целом.
Развитие навыка когнитивной гибкости
Важно развивать навык когнитивной гибкости (также называемый исполнительным функционированием ). Люди, которым не хватает когнитивной гибкости, более ригидны в своем подходе и, следовательно, неспособны адаптироваться к определенным условиям. Это может повлиять на вашу работу и вашу личную жизнь.
Когнитивная гибкость позволяет:
- Легче адаптироваться к изменениям
- Выйдите за рамки своих предпочтений, чтобы увидеть точку зрения другого
- Переход от одной задачи к другой
- Эффективное и гибкое решение проблем
- Подумай, прежде чем действовать
- Адаптация к быстро меняющейся среде
Кто-то с когнитивной гибкостью может рассуждать и обрабатывать информацию, используя как интуитивный, так и аналитический типы, и сможет использовать навыки, необходимые для данной задачи.
Отличные новости: благодаря нейропластичности наш мозг способен учиться и меняться в любом возрасте!
Определение вашего когнитивного стиля
Существует несколько методов измерения когнитивного стиля, в том числе:
- CSI – Индекс когнитивного стиля
- Индекс COSI
- Индикатор типа Майерс-Бриггс
- Перечень стилей обучения Kolbe
Методы, которые я использую, чтобы помочь людям улучшить их когнитивную гибкость, включают:
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
- Коучинг
- Нейротерапия/нейрообратная связь
- Образ жизни
Если вы хотите открыть для себя свой когнитивный стиль или улучшить свои результаты на работе или в отношениях, свяжитесь со мной! У меня есть офисы в Нью-Йорке, а также в Цюрихе, Швейцария.
8 когнитивных стилей: как обычно думает каждый человек?
8 когнитивных стилей: как обычно думает каждый человек? — да, терапия помогает!познание и интеллект
21 мая 2023 г.
Мы видим, слышим, обоняем, осязаем… короче говоря, мы воспринимаем раздражители, которые нас окружают. Мы обрабатываем эту информацию и на основе этих восприятий формируем представление о том, что происходит вокруг нас, а затем действуем соответственно. Возможно, для большинства людей то, что мы воспринимаем, и есть то, что происходит на самом деле
У каждого свой когнитивный стиль , который заставляет нас видеть реальность особым образом и смотреть более или менее в определенных аспектах.
- Статья по теме: «8 высших психологических процессов»
Когнитивные стили: концепция
Понятие когнитивных стилей относится к набору из различных способов восприятия, обработки, хранения и использования информации доступных в середине . Это набор в основном когнитивных навыков, на которые влияют различные аспекты и которые управляют тем, как мы фиксируем то, что нас окружает, что, в свою очередь, влияет на наш образ действий.
Строго говоря, когнитивный стиль — это способ, которым наш разум действует независимо от содержания
этого. Рассматриваемый стиль будет зависеть от личности человека, способностей, на которых он сосредоточился, и обучения, которое он получил на протяжении всей своей жизни.Когнитивные стили, как указывает сам термин, определяются набором преимущественно когнитивных параметров. Однако также подвержены влиянию эмоциональной сферы и интеграции ценностей и мотиваций . На самом деле они концептуализируются как отражение отношения между познанием и аффектом и составляют один из основных элементов, обеспечивающих формирование личности и существование индивидуальных различий. Отчасти они приобретаются на протяжении всей жизни, но есть и биологические влияния, предрасполагающие к тому или иному стилю.
- Статья по теме: «14 учебных привычек, которые помогут вам пройти»
Основные типологии когнитивного стиля
В целом основные типы когнитивного стиля были классифицированы на непрерывные биполярные, которые составляют конкретный способ наблюдения за реальностью .
Это не обязательно одно или другое, но наш стиль может находиться где-то посередине. Ниже приведены некоторые из основных стилей, рассматриваемых разными авторами, причем наиболее актуальными и проанализированными являются первые три.
1. Зависимость или независимость от поля
Этот фактор относится к способности абстрагировать то, что анализируется или фиксируется, от контекста, в котором оно появляется.
Зависимые от поля обычно имеют глобальный взгляд на ситуацию и могут быть под его влиянием, в то время как независимые от поля обычно проводят более независимый анализ, сосредоточенный на объекте , на который они обращают внимание, но без оценки таким же образом контекста в котором он появляется. В то время как первая имеет внешнюю систему отсчета, ориентированную на ситуацию, вторая часть системы отсчета сосредоточена на себе.
С другой стороны, полезависимая, как правило, имеет больше интерференций в памяти, хотя она обычно обнаруживает больше выдающихся элементов во время формирования понятий, будучи более внушаемый и визуальный, более общительный и эмоционально менее контролируемый. Напротив, независимые обычно более вербальны, лучше понимают границы между вещами и людьми, более организованы и менее подвержены влиянию.
Обычно наблюдается тенденция к увеличению независимости поля до 25 лет , после чего она стабилизируется. Независимость снижает вероятность влияния контекстуальных переменных, но это может быть контрпродуктивным, поскольку не принимается во внимание совокупность переменных, влияющих на реальность. Таким образом, как зависимые, так и независимые имеют преимущества и недостатки в различных аспектах.
- Возможно вас заинтересует: «Эмоциональный короткометражный фильм о детях с разными способностями»
2. Рефлексивность vs Импульсивность
По этому поводу упоминается скорость реакции на раздражители . Импульсивные будут реагировать быстро и активно, хотя и с большей вероятностью совершить ошибку. С другой стороны, рефлексивные не торопятся анализировать и оценивать ситуацию, что, хотя и позволяет им быть более точными и эффективными, делает их более медленными и неактивными.
Дело не только в скорости, но и в том, как смотреть в лицо реальности. Рефлективный обычно оценивает больше вариантов и выполняет больше проверок ранее, в то время как импульсивный носит более глобальный характер. Рефлексивные обычно более спокойны и самоконтролируемы, но более нерешительны, в то время как импульсивные обычно более тревожны, чувствительны и недоверчивы.
3. Сенсорный и интуитивный
В этом случае используемый когнитивный стиль может варьироваться между использованием доступных данных через органы чувств и использованием воображения и интуиции для фиксации отношений за пределами восприятия. Сенсорное мышление основано на имеющейся информации , в то время как интуитивное мышление имеет тенденцию немного больше фокусироваться на спонтанной разработке и выходить за рамки того, что есть в данных.
4. Вербальное, визуальное или тактильное
В данном случае расхождение заключается в том, как человек лучше усваивает информацию, будь то иконический или аудиальный способ. Существует также тактильный, который лучше передает реальность через прикосновение. Последние обычно связаны с младенцами и пожилыми людьми , тогда как первые два более характерны для молодежи и взрослых.
5. Глобальное или аналитическое/целостное или последовательное
Аналогично зависимости и независимости от поля, но на этот раз фокусируется на объекте или ситуации, а не на контексте. Глобальный стиль фокусируется на идентификации объекта в целом как единой единицы и осуществляет его анализ как таковой. Все обрабатывается блоком. Однако аналитический стиль подразделяет целое на различные детали, из которых начинает обрабатывать информацию без необходимости знать все данных.
- Статья по теме: «Мы рациональные или эмоциональные существа?»
6. Конвергентный и дивергентный
Частично связанный с творчеством, в то время как конвергентный стиль фокусируется на поиске конкретного решения на основе конвергенции доступной информации, дивергентный пытается предложить различные альтернативы среди которых может быть сложно выбирать.
7. Выравниватель против остроты
Когнитивные стили этого измерения относятся к способности или степени, в которой субъекты способны видеть сходства и различия между стимулами. В то время как выравниватель имеет тенденцию игнорировать или недооценивать различия между элементами для упрощения, и это позволяет им легче обобщать, агрессоры склонны сохранять различия и выделять их, различая различные элементы более четко.
8. Толерантный против нетерпимого
Это измерение относится к способности каждого человека проявлять гибкость и открытость к возможности существования расходящихся элементов с тем, что ожидается и устанавливается нормой или самим наблюдением. Толерантный допускает возможность существования других альтернатив и может изменить свои когнитивные структуры , чтобы скрыть их, в то время как нетерпимый не делает этого.
Важность когнитивных стилей
Когнитивные стили являются важным элементом нашей личности, который может помочь лучше понять, как каждый человек обрабатывает информацию из окружающей среды или изнутри. Помимо описательного характера, это может иметь значение в различных областях, таких как образование или клиническая практика .
Например, ребенку с преимущественно зрительной обработкой будет сложнее усваивать вербальную информацию, и он будет лучше запоминать знания, если применяются графики или стимулы, ориентированные на зрение. Это то, что происходит со многими детьми с различными расстройствами, такими как во многих случаях расстройства аутистического спектра или при многих нарушениях речи, при которых использование пиктограмм и дополнительной визуальной информации облегчает понимание и приобретение навыков и знаний.
На клиническом уровне это также имеет большое значение, если принять во внимание, что когнитивный стиль облегчает интерпретацию реальности определенным образом. Например, установлено, что полезависимые пациенты более склонны к таким патологиям, как депрессия, тогда как поленезависимые пациенты склонны к делают это по отношению к психотическим расстройствам . Точно так же импульсивные склонны к стрессу, а рефлексивные могут приближаться к навязчивым расстройствам.
Принятие во внимание когнитивных стилей может оказать большую помощь в разработке индивидуальных планов в различных областях, позволяющих существенно улучшить способности и благополучие каждого человека на основе корректировки ожиданий и помощи, предлагаемой им для передвижения вперед.
Библиографические ссылки:
- Эрнангомес, Л. и Фернандес, К. (2012). Психология личности и дифференциал. Руководство по подготовке к CEDE PIR, 07. CEDE: Мадрид.
- Кирога, Мª. А. (1999). Индивидуальные различия во взаимоотношениях познания и эмоций: когнитивные стили. В Санчес, Дж. И Санчес, член парламента (ред.). Дифференциальная психология: человеческое разнообразие и индивидуальность. 2-е издание. Мадрид. Фонд Рамона Аресеса.
- Падилья В.М.; Родригес, М.К. и Лопес, Э.О. (2007). Когнитивные стили и обучение. В: Голос исследователей в области психологии образования.