Понятие коллектива в психологии
Понятие коллектива и требования к нему
Определение 1
Коллектив – это определенная группа лиц, объединенных с целью совместной деятельности, которая является необходимой и важной для значительного количества людей, не обязательно, являющимися членами этого коллектива.
В коллективе формируются особые межличностные отношения, характеризующиеся высоким уровнем сплоченности, самоопределением личности, коллективистской идентификацией, высокой референтностью по отношению друг к другу участников коллектива, объективностью в принятии ответственности за результаты совместной деятельности.
К коллективу предъявляются требования следующего характера:
- успешное решение возложенных на него задач, то есть эффективность в отношении основной деятельности определенного коллектива;
- высокая мораль;
- хорошие человеческие отношения внутри коллектива;
- создание для каждого члена возможности развития как личности;
- способность к творчеству;
- сложившаяся дифференцированная система личных и деловых взаимоотношений, построенных на высокой нравственной основе.
Основные критерии коллектива
Наличие коллективистских отношений в определенной группе характеризуется следующими критериями:
- нравственность, при которой взаимоотношения базируются на ценностях и нормах общечеловеческой морали;
- ответственность, когда каждый из членов коллектива отвечает за судьбу каждого из людей вне зависимости от индивидуальной принадлежности к коллективу и одновременно требовательно относится к себе, своим обязанностям, дисциплинирован, дает адекватную оценку собственным достижениям;
- открытость, проявляемая в умении строить позитивные отношения с членами своего коллектива и других групп;
- коллективизм, проявляется в заботе о членах группы, противодействие явлениям, которые могут разрушить коллектив;
- контактность, подразумевает доверительные отношения между членами сформировавшегося коллектива;
- организованность, то есть бесконфликтное распределение обязанностей, взаимозаменяемость, оперативное устранение недостатков в реализуемой деятельности;
- информированность представленная четким пониманием целей, задач, конечных и промежуточных итогов совместной деятельности;
- эффективность, выражаемая в качественном и своевременном решении задач, стоящих перед коллективом.
Групп, которые бы полностью отвечали всем перечисленным критериям коллектива, в реальности практически нет. Большинство реальных малых групп находится в промежутке между группой слаборазвитой и высокоразвитым коллективом. При этом по отдельным социально-психологическим критериям данные группы могут называться коллективами, но по другим не дотягивают до этого статуса. Модель, соответствующую всем параметрам, следует рассматривать как идеал, к которому следует стремиться коллективу в процессе развития.
Жизненный цикл коллектива
Замечание 1
Процесс становления группы двигается по синусоидальной линии, а не по восходящей прямой, испытывая падения и взлеты.
Имеется определенная зависимость: любая группа на пути своего развития в качестве коллектива обязательно имеет период временного спада. На начальном этапе развития коллектива наблюдается подъем, затем сменяющийся заметным спадом. При сохранении себя как группы снова следует подъем, но на уровень ниже первоначального. Временный психологический спад является следствием трансформации межличностных отношений между участниками группы. Первоначально они строятся на основе эмоций, а затем обретают значение, деловые качества участников группы. Данные качества могут быть различны. Это приводит к определенным трениям во взаимоотношениях. Успешное преодоление этих трений выводит коллектив на более высокий уровень развития.
spravochnick.ru
основные понятия, особенности климата, советы психологов
Жизнь человека и его трудовую деятельность невозможно представить без общения с другими людьми. Те связи, которые имеют место практически ежедневно, представлены разнообразными общностями или группами. Самые небольшие из них являются начальными ячейками общества и составляют первооснову всех прочих составляющих его элементов. В малой группе можно увидеть проявление реалий жизни, взаимоотношений и деятельности большинства людей. В ней имеют место и различные социально-психологические процессы. Они и являются для каждого из ее членов частью духовной атмосферы, в которой им приходится жить и работать.
Психология группы или коллектива формирует у людей некоторые общие потребности, идеалы, интересы и т. д. Они-то, прежде всего, и являются теми регуляторами поведения деятельности, которые обуславливают активность человека общественного характера. Малые группы (коллективы) постоянно находятся в непрерывной динамике. Происходящие в них изменения выражены такими социально-психологическими процессами, как развитие и образование, принятие решений и руководство, конфликты, сплочение и т. д.
Определение понятия
Что такое психология коллектива? Под этим понятием понимают сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих внутри группы. На атмосферу, складывающуюся в коллективе, и на его психологию оказывают непосредственное влияние:
- стоящие перед группой людей задачи;
- те реальные условия, в которых происходит деятельность членов коллектива;
- уровень общения и взаимоотношений между людьми, решающими общие задачи.
Коллектив – это в психологии такая группа, создание которой возможно только при обозначении общих целей и потребностей. То есть тех интересов, которые будут постоянно крепнуть и усиливаться по мере ее становления и развития. Без этого вести речь о коллективе неуместно. Тогда можно говорить лишь об определенном количестве отдельных личностей.
Коллектив в психологии – это социальная среда, в которую входят абсолютно разные, непохожие друг на друга люди. У каждого из членов такой группы имеется свой характер и воспитание, способности, мировоззрение и т.д. Все это – составные части коллектива.
Особенности коллектива в психологии заключаются в том, что все эти люди связаны друг с другом. Причем они находятся в данном окружении только благодаря тому, что имеют общую цель. Для осуществления тех или иных действий, призванных запустить рабочий процесс, им приходится общаться друг с другом. Изучением особенностей такого общения и занимается психология коллектива.
С самого детства нас адаптируют к социальной среде. Она представлена детсадовской группой, школьным кругом общения, студенческим сообществом. Все эти формы являются будущими моделями трудового коллектива.
Теория Макаренко
Как определиться с понятием коллектива в психологии? Для этого необходимо ознакомиться с теорией Макаренко. Она довольно точно описывает суть и развитие группы людей. Особенно актуальна эта теория при рассмотрении психологии детского коллектива. Но применима она и для учебного, а также для трудового сообщества людей.
Не всякую группу можно назвать коллективом. Для его становления понадобится успешное прохождение ряда этапов.
- Первоначальное сплочение или становление. Подобную работу проводит организатор группы. Однако на первых порах эта деятельность носит формальный характер. Примером могут служить только что набранные трудовые кадры. В задачи организатора (директора, руководителя) в этом случае входит формирование единства и сплоченности людей в мотивах, целях и ценностях их общей деятельности.
- Выдвижение актива группы и усиление его роли. Для создания коллектива необходимо оформление его структуры. Ее роль отводится активу, который выполняет все указания руководителя, выдвигая при этом собственные требования участникам группы. На данном этапе происходит формирование саморегулирующейся и самоорганизующейся системы.
- Расцвет. На данной стадии каждый из участников коллектива предъявляет корректные требования ко всем остальным, а также к самому себе. Этот этап становления организованной группы людей позволяет говорить о ней как о средстве развития и самореализации, а также нравственного становления личности каждого из ее участников. О расцвете коллектива можно говорить тогда, когда все его члены будут высказывать единство мнений, обладая общим опытом, устойчивостью суждений и взглядов. Такая организованная группа людей будет оказывать непосредственное влияние на каждую личность.
- Переход к самовоспитанию. Каждый из участников коллектива на данном этапе его становления начинает сам предъявлять требования к себе, а их выполнение становится для людей их внутренней потребностью, которая обязательно должна быть удовлетворена.
Традиции
Рассматривая психологию коллектива, невозможно обойти стороной и этот ее неотъемлемый и важный элемент. В любой группе людей происходит формирование собственных традиций, которые с течением времени неизменно крепнут. Под этим понятием подразумеваются определенные формы жизнедеятельности любого коллектива, которые отражают интересы, нормы и желания каждого его участника.
Традиции являются источником возникновения новых общих правил, а также сопереживания и взаимопонимания людей. При этом они бывают большие и малые. Первые из этих двух видов традиций представляют собой массовые мероприятия и события. При их подготовке и проведении у людей возникает чувство уважения и общей гордости. Малые традиции являются, как правило, ежедневными. Они позволяют выработать дисциплину, соблюдать нормы, поведенческие привычки, а также учат всех участников группы поддерживать порядок.
Цели
Это также один из компонентов психологии коллектива. Он представляет собой постановку общих задач. Согласно теории Макаренко, у людей всегда должна быть определенная цель. При этом автор разграничивает близкую и среднюю, а также дальнюю перспективу. Первая из этих видов целей может быть поставлена перед коллективом на каждом из описанных выше этапов развития. Главное, чтобы каждый из участников организованной группы был заинтересован в ее достижении и предвкушал результат воплощения задуманного.
Средняя перспектива предполагает собой создание общего проекта того или иного дела. Дальнюю цель, как правило, ставят на одном из последних этапов развития коллектива. Подобная перспектива обладает социально значимым характером и требует больших затрат на воплощение и организацию, сочетая в себе общественные и личные потребности. Примером такой цели является успешное окончание обучения в школе, а также определение детьми профессионального пути.
В целом подобная система должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый из членов коллектива постоянно стремился к той или иной цели с чувством предвкушения, ожидания, с желанием выполнить поставленную задачу. Подобный процесс позволит ускорить личностное развитие всех участников группы.
Признаки развитого коллектива
Когда можно говорить об окончательном формировании группы? Согласно теории психологии коллектива, созданной Макаренко, на это укажут следующие признаки:
- Наличие мажорного тона. Все участники коллектива должны проявлять позитив и оптимистичность, а также готовность к активным действиям.
- Присутствие гордости за коллектив. У каждого из его членов должно быть ощущение ценности той группы, составляющим звеном которой он является. При этом неизменно возникает чувство собственного достоинства.
- Ощущение защищенности. Им должен обладать каждый из участников коллектива.
- Дружеское единение.
- Сдержанность в словах и эмоциях.
Психологический климат
Впервые данный термин был использован Н. С. Мансуровым, проводившим изучение психологии на работе в коллективе производственного предприятия. Это понятие включило в себя тот характер эмоций, который возникал при взаимоотношениях сотрудников, и был основан на совпадении характеров, склонностей, интересов и на симпатиях.
В психологии психологический климат в коллективе рассматривается как система, состоящая из трех сфер:
- Социального климата. В этом случае имеется в виду осознание участниками группы задач и целей при соблюдении ими обязанностей и прав.
- Морального климата. Данная сфера представляет собой те ценности, которые приняты в группе, а также их согласованность, принятие и единство.
- Собственно психологического климата. Он представляет собой неофициальные отношения между людьми в коллективе.
Психология климата в коллективе как феномен обладает своими особенностями. Он создается самими людьми, которые способны влиять на него, изменяя и улучшая данную категорию.
Личность и коллектив
Между каждым индивидом и группой могут складываться определенные отношения, развитие которых чаще всего осуществляется по одному из трех сценариев:
- Личность подчиняется коллективу. Подобное происходит либо формально, либо имеет место на практике.
- Коллектив подчиняется личности. В этом случае возможно изменение структуры группы, а также ее социального опыта. Под сомнением оказываются формальные лидеры и авторитеты.
- Возникает гармония между коллективом и личностью. Этот вариант является оптимальным. Личность и коллектив в психологии считаются пришедшими к гармонии, если каждый из участников группы в действительности, а не формально разделяет общие ценности и убеждения, соблюдая их постоянно. Порой гармонию путают с сосуществованием. Однако при последнем варианте коллектив считается таковым лишь формально.
Нередко в трудовых или иных сообществах наблюдается возникновение неформальных групп. Основаны они на симпатии людей, их интересах и дружбе. Такие группы, в свою очередь, оказывают влияние на ценности коллектива. Порой они меняют и его воспитательные направления. В этом случае коллектив может превратиться как в конструктивную систему, так и в деструктивную.
Налаживание отношений
Создание коллектива в социальной психологии рассматривается через прохождение пяти этапов. Каждый из них служит для налаживания отношений между его участниками:
- Притирка. На данном этапе люди маскируют свои истинные желания и чувства. Они пытаются оценить заинтересованность каждого человека в общем деле.
- Ближний бой. На этой ступени каждый из членов коллектива начинает проявлять свою индивидуальность и особенности, претендуя на ту или иную роль. В этом случае очевидными становятся существующие противоречия, которые участники пытаются тем или иным способом уравновесить.
- Эксперименты и совершенствование. На данном этапе все участники коллектива начинают более преследовать общие цели, нежели личные. Ими производится оценка потенциала коллектива, а также возможностей улучшения его работы.
- Эффективность. Перейдя на эту ступень, каждый человек начинает испытывать гордость за то, что он является участником коллектива. Все возникающие трудности каждый работник преодолевает, используя свой творческий потенциал.
- Зрелость. На данном этапе все конфликты между работниками разрешаются в спокойной обстановке. Цели каждого из участников коллектива совпадают с задачами организации.
Развитие личности
Психология людей в коллективе неизменно приводит к развитию индивида, которое имеет место при прохождении им трех этапов:
- Адаптация. Новый работник осваивает нормы коллектива, особенности поведения и ценности его участников.
- Индивидуализация. На этом этапе неизбежно возникновение личного и общего. Человеком начинается поиск путей для самовыражения.
- Интеграция. Происходит обострение социального и индивидуального. Личность начинает демонстрировать себя. Коллектив же принимает или нет все недостатки и достоинства нового работника.
Противоречия, возникающие в процессе интеграции, успешно разрешаются не всегда. Если подобное происходит, то человек становится дезадаптированным, изолированным и изгнанным из коллектива. В некоторых случаях он сам добровольно покидает его. При этом стадия интеграции заменяется дезинтеграцией.
Функции коллектива
В отношении личности организованное сообщество:
- дает защиту и поддержку;
- удовлетворяет потребности во взаимодействии и общении, а также в чувстве групповой принадлежности;
- позволяет человеку самореализоваться.
Помимо этого, каждый из членов коллектива может иначе взглянуть на себя и свои ценности, а также на социальную значимость и роль. Это стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию, раскрывая его творческий потенциал.
Каждый коллектив обладает собственной системой социального контроля. Она представляет собой совокупность способов воздействия на всех его членов в виде запретов, наказаний, предписаний, убеждений и т. д. Именно поэтому становление и развитие коллектива во многом зависит от деятельности его руководителя.
Управление персоналом
Доказательством хорошей работы руководителя является внутренняя готовность каждого из членов коллектива трудиться на благо организации и беспрекословно выполнять все требования начальства. В этом и состоит психология управления коллективом. Однако что позволит добиться подобной отдачи от персонала? Как сделать так, чтобы люди работали в полную силу и приносили максимальную пользу? Психология управления коллективом рассматривает достижение подобной цели путем использования таких методов, как мотивация сотрудников, а также их стимулирование. Успех мероприятия будет зависеть от:
- комфорта пребывания на рабочем месте;
- удобного оборудования;
- хороших (неконфликтных) отношений в коллективе;
- подходящей заработной платы;
- возможности личностного и карьерного роста.
Для определения необходимости в каждом из перечисленных выше факторов и используются психологические методики мотивации кадров. Потребность в том или ином факторе устанавливается благодаря заполнению всеми сотрудниками специальных анкет, опросных листов и тестов.
Особенности педагогического коллектива
По мнению Макаренко, невозможно создать организованную группу детей при отсутствии нормального сообщества учителей. Коллектив образовательных учреждений обладает определенной организационной структурой. Она и определяет психологию педагогического коллектива, состоящую из отношений зависимости и взаимного контроля каждого из его членов. В границах этой структуры работают методические объединения классных руководителей и учителей-предметников. Определенную деятельность ведут и педагогические советы, а также администрация школы.
В коллективе учителей имеет место определенное разделение труда. А процесс их работы невозможен без кооперации. Два этих фактора, которые являются составными элементами психологии педагогического коллектива, требуют от учителей умения сотрудничать друг с другом. Это касается получения необходимой информации, обсуждения проблем. В психологии трудового коллектива, в том числе и педагогического, необходимо понимание точки зрения коллеги, ее принятие, дополнение или аргументированное отклонение. Эти, а также многие другие навыки и умения весьма важны для учителей. Приобретаются они при становлении педагогического коллектива или вхождении в него новичков. Эффективность работы учителей зависит в первую очередь от сложившегося в учреждении образования психологического климата. Подобный фактор определяет самочувствие педагога в школе, стремление его как профессионала к полной отдаче и т.д.
Советы психолога
К новому сотруднику, пришедшему в уже сложившийся коллектив, на первых порах будет неизменно приковано внимание. Для того чтобы успешно интегрироваться в этой группе, необходимо следить за своим внешним видом, а также быть осторожным в действиях и словах.
Психологи подчеркивают, что люди бывают разными. Именно поэтому одним из них будет неприятно смотреть на безликую серую сотрудницу, а у других вызовет раздражение яркая личность, громко заявляющая о себе. Именно поэтому следует придерживаться уместного в данном коллективе дресс-кода. Это позволит не раздражать ни тех, ни других.
Понадобится также придерживаться правил хорошего тона. Сотрудник, если он хорошо воспитан, всегда будет выглядеть приветливым и никогда не покажет своего внутреннего состояния. К такому человеку каждый будет невольно испытывать симпатию. Однако при этом психологи не рекомендуют быть и чересчур открытым, соглашаясь по всякому поводу на неформальное общение с людьми. Подобное может вызвать негативную реакцию. Женщины в таком случае оценят свою новую коллегу как соперницу. Мужчины же тут же потеряют к ней уважение и интерес.
Человеку, не желающему уже в первые дни после поступления на работу оказаться в эпицентре интриг и сплетен, необходимо избегать ссор с сотрудницами. Умение слушать и хитрость здесь окажут неоценимую помощь. Не стоит и выкладывать все о своей жизни, вплоть до каждодневных семейных мелочей. Подобное бездумное доверие непременно обернется завистью и нелепыми домыслами. А это породит еще большие проблемы.
Еще один совет психологов касается работы. Не стоит спешить. И даже если все задания сотрудник выполняет легко и с удовольствием, «бежать впереди паровоза» не нужно. Ведь не все работники одинаковы. Кто-то не может выполнить все с первого раза и допускает те или иные нарушения. Нетерпимое отношения к работе других членов коллектива они воспримут как вызов.
Также не стоит пренебрегать укоренившимися традициями. Для успешной интеграции в коллектив важно посещать общие праздники и корпоративные мероприятия.
Не рекомендуют психологи и яростно бороться против несправедливых наказаний. Подобное рвение также будет не в пользу нового сотрудника.
fb.ru
коллектив — это… Что такое коллектив?
(от лат. collectifious — собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития (см. уровень группового развития). В последние годы слово «К.» часто заменяется словом «команда». В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством (см. сплоченность групповая), самоопределением личности (в противовес конформности — нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности (см. деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция). В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в других группах. Так, с увеличением К. не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации (см. идентификация внутригрупповая), не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным социально-психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в К. указанный эффект отсутствует и т. д. Групповые процессы в К. иерархизированы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная личностно и социально значимыми целями. Первый уровень (страта) структуры К. образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Второй уровень — межличностные отношения, опосредствованные совместной деятельностью. Третий уровень — межличностные отношения, опосредствованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры К., не проявляют себя на втором, и наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на характеристику второго уровня и К. в целом. Это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику развитости К., на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) признаки (см. группообразование).Коллектив — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2018; проверки требуют 3 правки. Коллектив певцов — Хор Пермского музыкального колледжа.Коллекти́в (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, служащие в одном воинском формировании, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, занятых решением конкретной задачи[1].
По виду деятельности различают партийные[2], трудовые[3], учебные, воинские, бытовые, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. Например, коллектив певцов называется Хор[4]. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.
Также, в современной теории систем, термин коллектив используется для обозначения некоторых видов распределенных децентрализованных систем[5].
Организационная структура коллектива зависит от его размера и задачи, может быть одно-, двух- или многоступенчатой. Коллектив обладает официальной (формальной) и социально-психологической (неофициальной) структурой, которая складывается на основе личных отношений[1].
В военном деле[править |
ru.wikipedia.org
Понятие коллектива в психологии
Введение
Коллектив – это группа единомышленников, которые посредством совместного труда решают общественно значимые задачи.
Трудовые коллективы отличаются уровнем развития, в том числе отношение к собственности, к личным, коллективным и общественным целям и т. Д. Уровень развития накладывает существенный отпечаток на трудовую активность его членов, их ценности ориентации. На усвоение человеком нравственных норм и традиций влияет состояние в коллективе трудовой коллективе трудовой дисциплины, инициативы и сплоченности.
В настоящее время остро ощущается потребность в людях, владеющих искусством создавать здоровый психологический климат в коллективе. Во многом умения и навыки такого коллективного взаимодействия формируются школой.
Сегодня в подавляющем числе научных работ изучаются, прежде всего, психологический климат в коллективах. Значительно меньше исследователи касаются проблем психологического климата в детских и педагогических коллективах.
Анализ психологического климата важен сам по себе. Целью воспитания является гармоничное развитие личности, которое определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психическим климатом.
Понятие о психологическом климате в коллективе.
1.1 Сущность психологического климата в коллективе.
Психологический климат – это объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально психологическая атмосфера общества в целом, которая непосредственно отражается на психологическом климате отдельных коллективов.
Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды, его возрастной и половой состав и т. д.
Оба эти фактора определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под психологическим климатом понимают эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностями ориентациями, моральными нормами и интересами.
Существуют и употребляются различные термины, описывающие это явление: социально-психологический климат, морально-психологический климат, психологический настрой, психологическая атмосфера, социально-психологическая обстановка и другие.
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фронте которого реализуется групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные групповые конфликты. В процессе приобретения отчетный характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность, грубое давление или сознательная дисциплина.
Все ситуации взаимодействия людей осуществляются через 4 основных способа взаимовлияния: убеждение, заражение, подражание, внушение.
Убеждение- процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
Подражание – воспроизведение индивидуумом определенных внешних черт поведения манер, действий проступков.
Внушение – это психологическое воздействие одного человека на другого или группу людей, рассчитанное на некритическое восприятия слов, выраженных в них мыслей и воли.
1.2 Основные характеристики психологического климата в коллективе
В качестве некоторых основных характеристик психологического климата коллектива выделяют следующие показатели:
– удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;
– преобладающее настроение;
– взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных;
– степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива;
– сплоченность;
– сознательная дисциплина и т. д.
От того, как сложится опыт общения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение в коллективе.
2 Качества труда
2.1 Человеческий климат
Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал. Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Такие инвестиции будут экономически целесообразными, только если они принесу отдачу, окупятся, т. е. если полученное образование или профессиональная подготовка обеспечат более высокий уровень доходов.
Эмпирические профили возраст – доходов свидетельствует о том, что заработки увеличиваются вместе с уровнем образования и опытом работы. Основные тенденции, характеризующие профиль возраст – доход, следующие:
– средние заработки работающих в режиме полного рабочего времени растут с ростом уровня образования;
– наиболее быстрый рост заработков происходит в начале трудовой жизни;
– различия в заработках, связанные с образованием, возрастают с ростом трудового стажа.
2.2 Качества трудовой жизни
Есть определенная связь между качеством продукции, производительностью труда и качеством трудовой жизни. Питерс и Уотермен установили, что общей чертой всех американских компаний с хорошей постановкой дело управления – это абсолютно ясная ориентация на людей. Уильям Оучи, Ричард Паскаль и Энтони Атос пришли к тому же заключению. По Оучи, такие процветающие американские компании, как Ай Би Эм, истман Кодак, Проктер энд Гембл, Хьюлет Паккард, в основу своего подхода к вопросам управления положили теорию Z. Она включает в себя такие принципы, как:
1) Отказ от политики увольнений;
2) Участие и руководства, и работники в принятии решений, касающихся их работы;
3) Программы служебной карьеры, предусматривающие ротацию кадров по различным функциональным областям компании, а не продвижение только в одной, специализированной функциональной области;
4) Явная озабоченность и нацеленность на обеспечение благосостояния всех работников.
Роберт Петчин, директор программы по выполнению производительности труда в компании Нортроп, утверждает, что работник горазда более высоко образован, чем в прошлом, и он действительно стремится к участию в делах организации. По мнению Петчина, авторитарный управленческий подход к сегодняшнему работнику, любознательному и не желающему принимать того, что ему не объясняют, является неэффективным. Эти взгляды компания Нортроп реализовала на своем в Калифорнии, который выпускает истребители Тайгершарк. Здесь инженеры временно трудятся на сборочном конвейере. Устранение таким способом барьеров между инженерами и производственными рабочими позволяет решать возникающие проблемы гораздо быстрее. В результате, например, на второй истребитель было затрачено на 30% меньше рабочего времени, чем на первый, а третий истребитель был выпущен без единого дефекта сборке фюзеляжа.
Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал, но непременно должна присутствовать культура.
3 Культура
3.1 Формирование психологической культуры членов коллектива.
Есть такая сторона в формировании климата коллектива – это формирование психологической культуры членов коллектива.
Обучением психологической культуры следует начинать с подросткового возраста, так как именно в нем возникает настоящая потребность в информации о своей личности.
Также необходима информация о человеческой личности и межличностном общении в ранней юности – возрасте повышении рефлексии, когда общение очень значимо и предельно избирательно.
Смена позиции сопровождается не только изменениями собственного поведения, но и новыми социальными ожиданиями.
Информация о себе и об окружающих людях определяет способы общения и стремления организовать содержательное общение. Для этого нужно иметь определенные сведения психического характера. В сфере общения особенно ярко появляются такие психические характеристики человека как экстраверсия и интроверсия.
Люди, которые преобладают экстроверсные свойства, связанные с сильным типом нервной деятельности, более общительны, склонны к широкому кругу контактов, знакомств.
Интроверты – это люди со слабым типом нервной деятельности, они склонны в погружение в свой внутренний мир, переживаниям, рефлексии, озабочены тем, правильно ли их понимают окружающие.
Те, кто находится как бы на середине оси экстраверсия – интроверсия, получили название центровертов. Они в меру общительны, в меру склонны уединению.
В формировании психологической культуры нуждаются и те, кого не волнует проблема общения, более того, в любое общение они входят легко, без затруднений, а психологического одиночества просто не осознав. Но именно они нередко являются причиной эмоционального не благополучия других.
Отсутствие способов общения потенциально заключает опасность вынужденного одиночества человека.
Психологический Клима коллектива проявляется в настроение его членов и определяет их работоспособность, их самочувствие. Исследования свидетельствуют, что лица, занимающие благоприятное положение, работают производительнее других, относительно раже становятся жертвами несчастных случаев, совершают меньше нарушений по дисциплине.
Сплоченность коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, то есть сплоченный коллектив – коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.
mirznanii.com
Статья — Понятие коллектива в психологии
Введение
Коллектив – это группа единомышленников, которые посредством совместного труда решают общественно значимые задачи.
Трудовые коллективы отличаются уровнем развития, в том числе отношение к собственности, к личным, коллективным и общественным целям и т. Д. Уровень развития накладывает существенный отпечаток на трудовую активность его членов, их ценности ориентации. На усвоение человеком нравственных норм и традиций влияет состояние в коллективе трудовой коллективе трудовой дисциплины, инициативы и сплоченности.
В настоящее время остро ощущается потребность в людях, владеющих искусством создавать здоровый психологический климат в коллективе. Во многом умения и навыки такого коллективного взаимодействия формируются школой.
Сегодня в подавляющем числе научных работ изучаются, прежде всего, психологический климат в коллективах. Значительно меньше исследователи касаются проблем психологического климата в детских и педагогических коллективах.
Анализ психологического климата важен сам по себе. Целью воспитания является гармоничное развитие личности, которое определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психическим климатом.
Понятие о психологическом климате в коллективе.
1.1 Сущность психологического климата в коллективе.
Психологический климат– это объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально психологическая атмосфера общества в целом, которая непосредственно отражается на психологическом климате отдельных коллективов.
Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды, его возрастной и половой состав и т. д.
Оба эти фактора определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под психологическим климатом понимают эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностями ориентациями, моральными нормами и интересами.
Существуют и употребляются различные термины, описывающие это явление: социально-психологический климат, морально-психологический климат, психологический настрой, психологическая атмосфера, социально-психологическая обстановка и другие.
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фронте которого реализуется групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные групповые конфликты. В процессе приобретения отчетный характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность, грубое давление или сознательная дисциплина.
Все ситуации взаимодействия людей осуществляются через 4 основных способа взаимовлияния: убеждение, заражение, подражание, внушение.
Убеждение- процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
Подражание – воспроизведение индивидуумом определенных внешних черт поведения манер, действий проступков.
Внушение – это психологическое воздействие одного человека на другого или группу людей, рассчитанное на некритическое восприятия слов, выраженных в них мыслей и воли.
1.2 Основные характеристики психологического климата в коллективе
В качестве некоторых основных характеристик психологического климата коллектива выделяют следующие показатели:
– удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;
– преобладающее настроение;
– взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных;
– степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива;
– сплоченность;
– сознательная дисциплина и т. д.
От того, как сложится опыт общения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение в коллективе.
2 Качества труда
2.1 Человеческий климат
Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал. Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Такие инвестиции будут экономически целесообразными, только если они принесу отдачу, окупятся, т. е. если полученное образование или профессиональная подготовка обеспечат более высокий уровень доходов.
Эмпирические профили возраст – доходов свидетельствует о том, что заработки увеличиваются вместе с уровнем образования и опытом работы. Основные тенденции, характеризующие профиль возраст – доход, следующие:
– средние заработки работающих в режиме полного рабочего времени растут с ростом уровня образования;
– наиболее быстрый рост заработков происходит в начале трудовой жизни;
– различия в заработках, связанные с образованием, возрастают с ростом трудового стажа.
2.2 Качества трудовой жизни
Есть определенная связь между качеством продукции, производительностью труда и качеством трудовой жизни. Питерс и Уотермен установили, что общей чертой всех американских компаний с хорошей постановкой дело управления – это абсолютно ясная ориентация на людей. Уильям Оучи, Ричард Паскаль и Энтони Атос пришли к тому же заключению. По Оучи, такие процветающие американские компании, как Ай Би Эм, истман Кодак, Проктер энд Гембл, Хьюлет Паккард, в основу своего подхода к вопросам управления положили теорию Z. Она включает в себя такие принципы, как:
1) Отказ от политики увольнений;
2) Участие и руководства, и работники в принятии решений, касающихся их работы;
3) Программы служебной карьеры, предусматривающие ротацию кадров по различным функциональным областям компании, а не продвижение только в одной, специализированной функциональной области;
4) Явная озабоченность и нацеленность на обеспечение благосостояния всех работников.
Роберт Петчин, директор программы по выполнению производительности труда в компании Нортроп, утверждает, что работник горазда более высоко образован, чем в прошлом, и он действительно стремится к участию в делах организации. По мнению Петчина, авторитарный управленческий подход к сегодняшнему работнику, любознательному и не желающему принимать того, что ему не объясняют, является неэффективным. Эти взгляды компания Нортроп реализовала на своем в Калифорнии, который выпускает истребители Тайгершарк. Здесь инженеры временно трудятся на сборочном конвейере. Устранение таким способом барьеров между инженерами и производственными рабочими позволяет решать возникающие проблемы гораздо быстрее. В результате, например, на второй истребитель было затрачено на 30% меньше рабочего времени, чем на первый, а третий истребитель был выпущен без единого дефекта сборке фюзеляжа.
Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал, но непременно должна присутствовать культура.
3 Культура
3.1 Формирование психологической культуры членов коллектива.
Есть такая сторона в формировании климата коллектива – это формирование психологической культуры членов коллектива.
Обучением психологической культуры следует начинать с подросткового возраста, так как именно в нем возникает настоящая потребность в информации о своей личности.
Также необходима информация о человеческой личности и межличностном общении в ранней юности – возрасте повышении рефлексии, когда общение очень значимо и предельно избирательно.
Смена позиции сопровождается не только изменениями собственного поведения, но и новыми социальными ожиданиями.
Информация о себе и об окружающих людях определяет способы общения и стремления организовать содержательное общение. Для этого нужно иметь определенные сведения психического характера. В сфере общения особенно ярко появляются такие психические характеристики человека как экстраверсия и интроверсия.
Люди, которые преобладают экстроверсные свойства, связанные с сильным типом нервной деятельности, более общительны, склонны к широкому кругу контактов, знакомств.
Интроверты – это люди со слабым типом нервной деятельности, они склонны в погружение в свой внутренний мир, переживаниям, рефлексии, озабочены тем, правильно ли их понимают окружающие.
Те, кто находится как бы на середине оси экстраверсия – интроверсия, получили название центровертов. Они в меру общительны, в меру склонны уединению.
В формировании психологической культуры нуждаются и те, кого не волнует проблема общения, более того, в любое общение они входят легко, без затруднений, а психологического одиночества просто не осознав. Но именно они нередко являются причиной эмоционального не благополучия других.
Отсутствие способов общения потенциально заключает опасность вынужденного одиночества человека.
Психологический Клима коллектива проявляется в настроение его членов и определяет их работоспособность, их самочувствие. Исследования свидетельствуют, что лица, занимающие благоприятное положение, работают производительнее других, относительно раже становятся жертвами несчастных случаев, совершают меньше нарушений по дисциплине.
Сплоченность коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, то есть сплоченный коллектив – коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.
Умение воздействовать на личность через – коллектив это сердцевина стиля работы директора, и составляют ее качество: терпимость к критике снизу, умение советоваться с людьми и прочее. Если руководитель страдает отсутствием или недостатком коммуникативности, в этом случае он стремится добиться активности подчиненных административными мерами. Главное оружие такого руководителя – требовательность, угрозы, наказания, опора на чувство страха.
Эмоциональное благополучия руководителя в коллективе во многом определяется стилем руководством данным коллективе со стороны администрации.
Психологический климат зависит от наличия или отсутствия в нем творческой атмосферы, которая определяет стилем руководства.
А.С. Макаренко считал, что положительные качества опытного работника будут всегда полезны, но целый коллектив обязательно должен иметь в своем составе и молодые, пусть даже и совершенно не опытные силы.
Исследования показывают, что климат коллектива во многом определяется взаимодействием опытных и молодых специалистах. Коллективы, отличающиеся самостоятельностью, характеризуются доброжелательной атмосферой, традициями взаимопомощи.
Формирование коллектива имеет свои трудности. Прежде всего члены коллективов – взрослые люди с уже сложившейся системой ценностей и норм, оценок и самооценок, не всегда адекватных их возможностям.
Участвовать в создании здорового психологического климата наиболее результативно может тот, кто сам его пережил. А это возможно лишь в
условиях группового взаимодействия, ответственности, когда сами обучающиеся составляют коллектив.
Активная социально — психологическая подготовка – крайне нужный шаг для улучшения психологического климата и педагогических и других коллективов.
3.2 Формирование организационной культуры.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что естественно складывается на формировании ее культуры. Однако, две организации, функционирующие в одной и той же среде, могут иметь разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по – разному решают 2 разные проблемы. Первая – внешняя адаптация. Вторая — внутренняя интеграция. В процессе общения формирования культуры члены организации вырабатывают общие подходы к решению этих проблем. В случае успеха этих подходов они становятся подсознательными принципами и верованиями, передаваемыми новым членам организации в качестве элементов ее культуры.
Таблица 1
Проблемы внешней и внутренней интеграции (по Э. Шейну)
Проблемы внешней адаптации и выживанию |
• МИСИЯ И СТРАТЕГИЯ. Определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии во исполнение этой миссии. • ЦЕЛИ. Установление специфических целей; достижение согласия по целям. • СРЕДСТВА. Методы, используемые для достижения целей; согласия по используемым методам. • КОНТРОЛЬ. Установление критериев измерения достигнутых индивидом и группами результатов; создание информационной системы • КОРРЕКЦИЯ. Типы, действий в отношении индивидов и групп, не выполнивших задания |
Проблемы внутренней интеграции |
• ОБЩИЙ ЯЗЫК. Выбор методов коммуникации; выработка общего языка и понятий. • ГРАНИЦИ ГРУПП ПИ УСЛОВИ ВХОЖДЕНИЯ И ВЫХОДА ИЗ ГРУППП. • ВЛАСТЬ И СТАТУС. Установленное порядка, поддержание власти. • ЛИЧНЫЕОТНОШЕНИЯ. Определение допустимого уровня на работе. • НАГРЕДЖЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ. Определение желательного поведения. • ИДЕОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Определение значений вещей, вера как снятие стресса. |
Процесс внешней адаптации и выживания с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением постоянно меняющемуся внешнему окружению. Этот процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В ходе данного процесса решаются вопросы, связанные с выполнениями задач, методами их решения, реакцией на успехи и неудачи и т. п.
Лидии на организации должны знать ее реальную миссию. Это поможет им сформировать понимание их вклада в выполнение организацией своей миссии.
Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств для их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и таким образом принимают на себя ответственность за их достижение, в других – участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в–третьих – может и не бить и ни того, и не другого либо присутствуют и то и другое (рис. 1)
Отношение автократии Корпоративный тип культуры | Отношение «доктор — пациент» Консультативный тип культуры |
Отношение автономии «Партизанский» тип культуры | Отношение демократии Предпринимательский тип культуры |
Рисунок 1
Типы культур как отношения власти в группе/организации (по Р. Акоффу)
ТИПОВЫЕ ПРИМЕРЫ РИСУНКА 1.
— Традиционно управляемая корпорация с централизованной культурой.
— Институты социальных и других услуг.
— Кооперативы, творческие союзы, клубы.
— Группы и организации управляемые по целям или по результатом, компании со структурой Перевернутой пирамиды.
Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации.
Коммуницируя и взаимодействия, члены группы стремятся описать для себя окружающий их организационный мир. Они могут придти к выводу, что они является меняющимся или застойным, полным возможностей или опасностей. Так, люди пойдут на нововведения, если они верят, что могут провести важные изменения в окружающем мире и то, что раньше составляло опасность, теперь может стать возможностью для изменений.
На всех стадиях развития организации управленческая культура ее лидера во многом может определять культуру организации (табл.2). В большей степени влияние лидера на формировании культуры проявляется, если он является сильной личностью, а организация только создается. Формирование организационной культуры может быть связанно со спецификой отрасли, в которой действует организация, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т. п. Однако эта черта по — разному может проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой функционирует та или иная компания. Анализ факторов формирования организационной культуры показывает, что последняя является предметом развития изменений в течение всей жизни организации. При этом в силу глубинности базовых предположений и их устойчивость указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. (Смотрите таблицу 2 в приложении 1)
3.3 Поддержание организационной культуры
Организация растет за счет новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации заносят в нее новый вирус другой культуры. Какая из культур выживет, во многом зависит от ее силы, влияющей на интенсивность определенных образов поведения.
Сила культуры организации характеризуется тремя моментами:
– толщиной культуры;
– степенью разделяемости культуры членами организации;
– ясностью приоритетов культуры.
В некоторых культурах разделяемые верования и ценности расположены в четко порядке. Их относительная важность и связь между ними не вызывают сомнений у членов организации. В других культурах относительные приоритеты и связи между разделяемыми ценностями не так ясны.
В первом случае культура сильнее влияет на поведение людей, так как у них существует уверенность в том, что конкурентная ценность должна преобладать в случае конфликта интересов.
Таким образом сильная культура имеет глубокое влияние на поведение в организации.
Существуют методы поддержания организационной культуры. Основными группами методов являются следующие:
– Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что от них ожидается.
– Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. Менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в какой они себе ее и не представляли.
– Моделирование ролей, обучение и тренировка. Элементы организационной культуры усваиваются работниками через то, как они должны исполнять свои роли.
– Определение критериев определений и статусов.
Смотрите в приложение рисунок 2 Методы поддержания организационной культуры.
Если у работников будут недопонимание, нервность, то может возникнуть конфликт или стресс, или то и другое.
4 Стресс и конфликты
4.1 Симптомы стресса.
В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психологического напряжения, отрицательного воздействуя на людей вызывая у них стресс. Формула стресса такова: деятельность — перенапряжение – отрицательных эмоции.
Стресс может оказывать разрушительное воздействие на работника, а следовательно, на организацию, создает проблемы, Поэтому менеджер должен помнить механизмы и этого социально психологического явления для обеспечения эффективности управления.
Типичные симптомы стресса:
• Нервность и напряжение;
• Хроническое переживание;
• Не способность к отдыху;
• Чрезмерное употребление алкоголя или курения;
• Проблемы со сном;
• Чувство не способности справиться, с чем-либо; проблемы со здоровьем.
Причины стресса могут быть разные. Стресс может быть вызван как организационными факторами, так и событиями личной жизни.
Причинами стресса руководителя часто является:
• Хроническая нехватка квалификации рабочих;
• Затраты времени на личную обработку информации;
• Работа в слепую с большим риском;
• Замыкание всей информации на себе и др.
Человек на стресс реагирует по-разному. Имеются возможные реакции человека на стресс например:
1. Реакция стресса.
Неблагоприятные факторы ( стрессоры ) вызывают реакцию стресса, т.е.стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая МАЛ-АДАПТАЦИЯ (плохая адаптация ). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.
Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.
2. Пассивность.
Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.
Две другие реакции активные и подчинены воле человека.
3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)
4. Активная релаксация ( расслабление ), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.
Оценка личности руководителя и психологических критериев эффективности у правления.
Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографии, характеристики, способности, черты личности.
Во-первых — это биографические характеристики, они включают в себя возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителя.
Очень важными характеристиками, как для занятия менеджерской деятельностью, так и для успешного регулирования в ней являются социальный статус и образование.
Следующий блок личных качеств – это способности. Они делятся на общие и различных сферах жизни организации, в том числе при принятии ответственных решений, является самостоятельность. Как бы хороши ни были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. И чем самостоятельнее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем более проявляется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег, если в нём содержится рациональное зерно.
4.2 Конфликты в организациях, типы конфликтов, стили
Конфликт- это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт- явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
Выделяют различные типы конфликтов.
Внутриличностный конфликт.
Его возможные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
Межличностный конфликт.
Это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.
Конфликт между личностью и группой.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.
Межгрупповой конфликт.
Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта — конфликт между профсоюзом и администрацией.
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.
Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы.
Определённые типы организационных структур увеличивают возможность конфликта.
Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов.
Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику.
Уклонение — этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта.
Сглаживание — каждый человек думает, что он прав.
Принуждение – в рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой.
Компромисс — этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.
Сотрудничество — этот стиль подразумевает, поиск взаимовыгодных решений.
4.3 Исследование стрессоустойчивости группы.
Прежде чем исследовать стрессоустойчивость группы проведем тест.
1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.
2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.
3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.
4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.
5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.
6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.
7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.
8. Ваш вес соответствует Вашему росту.
9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.
10. Вас поддерживает Ваша вера.
11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.
12. У Вас много друзей и знакомых.
13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.
14. Вы здоровы.
15. Вы можете, открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.
16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.
17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.
18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.
19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.
20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.
Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:
— почти всегда — 1;
— часто — 2;
— иногда — 3;
— почти никогда- 4;
— никогда — 5.
Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.
Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно,- у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.
Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни — не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.
Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт — 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.
Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.
В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее — готовность противостоять.
Большинство членов группы набрали 30 очков, то стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на жизнь и стрессам не очень сильно сопротивляетесь. Смотрите приложение 3.
В нашей группе большинство не сапротевляются стрессам и это проводит к конфликтам в группе, нервных срывов на окружающих, что приводит к значительным и длительным конфликтам, раздражительность из-за пустяка и другое.
Но есть люди которые более устойчивы к стрессам и люди, которые уязвимы для стресса.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, пожалуй, все наиболее важные стороны и элементы морально психологического климата и проблем стрессоустойчевости. Стоит лишь добавить, что морально психологический климат коллектива- это постоянный процесс разработки новых совершенствований и изучения коллектива в целом.
Установление благоприятного психологического климата в коллективе,
благоприятный статус каждого индивида в нем – необходимое условие существования каждого коллектива.
Психологический климат коллектива зависит от личности руководителя, компетентностей исполнителей и их совместности при выполнение коллективной работы. Нельзя создать климат, не управляя коллективом. В это управление входят и поддержка определенных ценностных ориентаций через регуляцию взаимоотношений, и формирование доброжелательной атмосферы, и коррекция позиций каждой личности в коллективе.
Культуру в коллектива нельзя оторвать от психологического климата в коллективе. Нельзя создать организацию с благоприятным психологическим климатом, а значит высокой производительности труда без культуры в организации. Культура сильно влияет на климат в коллективе и поэтому организовывать культуру следует сопоставляя психологический климат, традиции, обычая. Нельзя допускать ухудшение культуры с появлением нового сотрудника.
Стресс оказывает разрушительное воздействие на работника, а следовательно, на организацию, создает проблемы. Стрессы и конфликты нужно регулировать и добиваться, чтобы их вообще не было или не значительными были и не какого негативного влияния на психологический климат и культуру в коллективе и на организацию не оказывает.
Литература
1. Авдулова Т. П. «Психология менеджмента», 2000
2. Аникеева Н. П. «Психологический климат в коллективе», 1989
3. Веснин Р. В. «Менеджмент», 2004
4. Виханский О. С., Наумов А. И. «Менеджмент», 2002
5. Донцов А.И. «Психология коллектива», 1984
6. Кабушкин Н. И. «Основы менеджмента», 1999
7. Казначевская Г. Б. «Менеджмент», 2003
8. Мескон М., Альберг М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», 2001
9. Сухов А. Н. «Социальная психология», 2001
10. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н., «Основы управленческой деятельности», 2002
Приложение 1
Таблица 2.
Два подхода к формированию организационной культуры лидерами.
Административная культура | Организационные перемены | Предпринимательская культура |
Извне | Система контроля | Изнутри |
Собственник процесса | Отношения собственности | Собственник имущества |
Ждет момента | Отношение к возможностям | Ведет поиск |
Рационально-логическое | Преимущественное Решение проблем | Интуитивное |
Централизация | Делегирование полномочий | Децентрализация |
Иерархическая | Организационная структура | Сетевая |
«Взрослый» — «ребенок» | Отношение субординации | «Взрослый» — «Взрослый» |
На организацию | Организационный фокус | На человека |
Снижение стоимости | Производственная стратегия | Дифференциация производства |
Производительность | Главные цели | Эффективность |
Системный | Подход к управлению | Ситуационный автономии |
Интеграции | Работа проектируется с Позиций | Творческое |
По правилам | Выполнение работы | Радикальные |
Модификация | Проводимые изменения | Делать правильное дело |
Делать дело правильно | Основополагающий курс Действий | Делать правильное дело |
Приложение 2
Рисунок 2
Методы поддержания организационной культуры
ronl.org
Психология коллектива
Тема 1.6. ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ТОРГОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Тема: Психология коллектива
1. Понятие «группа» и «коллектив».
2. Стили руководства
2.1. Позитивные и негативные черты различных стилей руководства
2.2. Нормы поведения руководителя
3. Формальные и неформальные структуры коллектива (самостоятельно)
1. Понятие «группа» и «коллектив»
Человек живет, развивается и действует в определенной общности людей, то есть группе.
В коллективе и под его влиянием осуществляется становление личности – формируется ее направленность, общественная активность, воля, создаются условия для саморегуляции и развития способностей. Впрочем, не каждую общность людей, к которой принадлежит личность, можно назвать коллективом. Необходимо различать понятия «группа» и «коллектив».
Группой можно назвать какое-либо объединение людей, независимо от того, какой характер связей существует между ее членами.
Группы бывают большие и малые, реальные и условные, официальные и неофициальные и референтные.
Реальные группы – это объединения людей на почве реальных отношений – деловых или личных. Так, реальной группой является учебный класс, семья, товарищество друзей и т.д.
Условная группа объединяет людей по какому-либо условному признаку – возрасту, полу, национальности. Члены условной группы не имеют между собой реальных отношений и связей и даже могут не знать один другого.
Официальная (формальная) группа возникает как структурная единица на основании штатного регламента, инструкции и других документов. Формальные являются студенческие группы, семья, войсковое подразделение, производственная бригада. Деловые отношения между ее членами определяются должностными обязанностями каждого и регулируются определенным распорядителем.
Неофициальная группа – это общность людей, которая возникла стихийно на основании общности интересов ее членов, симпатий, единства взглядов и убеждений или по другим мотивам. Так, неофициальными группами являются группы людей, которые дружат, любители рыбной ловли, туризма и т.д.
Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или условная группа, взгляды, нормы и ценности которой есть образец для личности, под ее влиянием она формирует свои жизненные идеалы, направляет собственные действия и поступки.
Объединение людей в реальные группы может основываться на общей деятельности, обусловленной единством потребностей, интересов, желанием достичь значительных результатов.
Высшей формой организации группы является коллектив.
Коллектив – это организованное объединение людей, совместно решающих общие и притом общественно значимые задачи.
Каждый член коллектива заинтересован в достижении общей цели. Кроме общих задач, каждый член коллектива решает в процессе совместной деятельности и личные задачи, которые могут быть близки к общим, быть от них независимыми или находиться с ними в противоречии.
2. Стили руководства
Во главе каждой группы стоит лидер – организатор групповой деятельности, носитель и блюститель групповых норм. Лидер может выдвигаться из числа членов уже сложившейся группы либо с самого начала. Лидер – это личность, которая пользуется признанным авторитетом группы и за которым группа признает право принимать решения про действия в важных ситуациях, быть организатором деятельности группы и регулировать отношения в ней.
Каждый коллектив всегда имеет своего лидера, организатора.
Существуют разные типы лидеров в зависимости от того, каким образом выполняют они свои задачи в группе.
Авторитарный – преобладает личная активность, энергия, подавление инициативы участников группы, т.е. групповое единство устанавливается на основе подчинения всех одному.
Демократический – в группе он не столь заметен. Он своими действиями способствует росту активности и инициативы каждого члена группы.
Остальные участники группы играют в ней более или менее определенные роли. Позиция, которая отводится каждому участнику, определяет его положение в группе, т.е. так называемый статус. В зависимости от того, как распределяются роли и каковы статусы отдельных членов группы, зависит общий психологический климат и самочувствие отдельных членов группы и, в конечном счете, успех совместной деятельности.
Другим фактором, влияющим на характер и результаты деятельности группы (коллектива) является ее направленность — насколько едина общая групповая цель для всех участников группы.
Любые нормы, ставшие коллективными, прививаются в дальнейшем каждому вновь пришедшему. И чем меньше собственный жизненный опыт новичка, чем уже его кругозор, тем более абсолютный, обязательный характер будут иметь для него внутренние устои его первого коллектива. Чем лучше предварительная подготовка, чем выше собственная культура человека, тем больше у него возможностей для правильной оценки той среды, в которой он оказался, и тем более ответственно он будет строить свои взаимоотношения с ней. Официальное руководство и лидерство представляют собой разные формы управления коллективом.
Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и регулируется.
С проблемой лидерства и руководства связаны различные стили осуществления данной деятельности.
Стиль руководства — это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным; это формы и методы управления коллективом и отдельной личностью.
Каждый человек уникален, поэтому, сколько руководителей, столько и стилей руководства. Однако в поведении руководителей можно наблюдать определенные типичные черты, имеющие ту или иную степень выраженности. Это служит основанием для выделения различных типов руководителей. Их можно свести к двум противоположным: демократическому и автократическому (авторитарному).
Авторитарный взгляд на управление предприятием и соответственно руководство коллективом ведет к прямому регулированию и жесткому контролю, демократический — поддерживает делегирование полномочий и ответственности.
В «чистом» виде вряд ли можно наблюдать проявление какого- либо стиля. Правильнее говорить о тяготении конкретного руководителя либо к демократическому, либо к автократическому руководству, в зависимости от того, насколько в поведении данной личности выражены те или иные характеристики.
Самая простая и самая популярная типология индивидуальных стилей руководства разработана К. Левиным еще в 30- годы. Он сводит все стили руководства к трем основным видам: авторитарному, демократическому и попустительскому (либеральному).
Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя. Автократ «все знает сам» и не терпит возражений. Подчиненным предоставляет лишь минимум информации. Никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях; отдает деловые, краткие распоряжения; запреты часто сопровождаются угрозами. Похвала и порицание работников крайне субъективны. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы.
Руководитель, придерживающийся этого стиля непременно жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям. Критику не выносит и не признает своих ошибок, однако сам любит покритиковать. Придерживается того мнения, что административные взыскания – лучший способ воздействия на подчиненных. Работает много, заставляет работать и других, в том числе и во внеурочное время. Может идти на риск, но расчетливо. Требует от подчиненных все, что считает нужным, не считаясь с тем, что его требования нередко выходят за рамки служебных обязанностей и приводят к нарушению трудового законодательства. Склонен подминать под себя общественные организации, превращать их в простых исполнителей своей воли.
В общении с людьми подчас не выдержан, а то и груб, но не обязательно. Он может быть и благожелательным, корректным, внимательно выслушивать и напоказ взвешивать идеи подчиненных, но пренебрегать их мнением при принятии окончательного решения, так что и в этом случае стиль по сути остается директивным. В целом для руководителя-автократа х
mirznanii.com