Принципы коммунарской работы по методике И.П. Иванова: VIKENT.RU
«Напомню читателю: пока что мы рассматриваем только коммунарский сбор как модель, по которой ребята учатся лучшей жизни. Теперь, очевидно, стало яснее, как эта лучшая жизнь создаётся, как это вообще можно: быстро создать почти идеальную жизнь в далеко не идеальном коллективе.
Окинем это красивое здание общим взглядом, выпишем в ряд:
— юношески-романтичная идея помощи людям постоянно воплощается в работе для дальних друзей, для коллектива и для себя, возвышает дух ребят, делает их нужными, взрослыми, ответственными людьми;
— реальный идеал — в действительности созданные однажды, пусть и на короткий срок, коллективистские отношения — служит образцом-целью, который объединяет всех и во много раз ускоряет развитие детского коллектива;
— принцип «Всё — творчески, иначе зачем?» обеспечивает равенство, быстрое развитие детей и высокое качество работы, объединяет идею, идеал и будничный труд;
— коллективный самоанализ побуждает к самовоспитанию, образует множественные обратные связи в коллективе и дисциплинирует ребят;
— свободно работающие старшие друзья развивают и поддерживают творческую активность ребят.
Идея, идеал, творчество, анализ, старшие друзья… И параллельный организационный ряд: сбор, творческие дела, советы дела, «огоньки».
Никаких понуждений, деклараций, каждая из побудительных сил поддерживается всеми остальными.
Стоит вынуть один камень, как вся постройка рухнет: ничего не получится без возвышенной цели, или без реального идеала, или без творчества, или без анализа, или без старших друзей. И ничего не получится без сбора, без творческих дел, без советов дела и без «огоньков» или чего-нибудь, что их заменяет.
Интересно заметить, что при таком воспитании, если оно продолжается достаточно долго, многие традиционные проблемы педагогики снимаются сами собой.
Снимается проблема хулиганства, пьянства, воровства, агрессивности, грубости, порчи имущества, аморального поведения — ничего этого просто нет. Нет таких проблем.
Снимается проблема юношеского пустого скептицизма и критиканства, неуважительного отношения к взрослым — снимается без специальных разговоров и мероприятий. Снимается проблема «вещизма», «потребительства», исчезает психология исполнительства — «что велят, то сделаю».
Скажут: но ведь в коммуне не было трудных. Не было, хотя, как уже говорилось, коммунарская методика с успехом применяется в Красноборской колонии — там тоже сняты многие и многие сложные проблемы. Но вообще-то говоря, если мы научимся хорошо работать с обычными детьми, в обычных условиях, то и трудных будет куда меньше…
Что же, беспроблемная жизнь в коммуне? Отнюдь нет!
Здесь резко обостряются проблемы смысла жизни, понимания себя и людей, самовоспитания, учения, поиска полезной деятельности, поиска своего места в жизни, культуры поведения и общения, проблемы способности и неспособности, уверенности в себе и неуверенности. Нормальные, истинно человеческие проблемы, которых никто не может избежать и, главное, не должен избегать.
Если внимательнее присмотреться к отдельным результатам работы коммуны, встретиться с нынешними 30-35-летними воспитанниками Фрунзенской коммуны, то можно отметить любопытное явление: далеко не все воспитанники коммуны «борцы», воспитание не отменяет психологических различий; однако общественные черты, стремление помочь людям, делать всякую работу творчески и на высоком уровне, доброжелательность и готовность к добровольному участию в тяжелой работе, бескорыстие — все эти черты личности, которые, как обычно считают, воспитать очень трудно, все сохраняются безусловно и надолго (не имею пока оснований говорить, что навсегда). Но если взять умение справляться со своей личной жизнью, добиваться личного успеха, то здесь мы стопроцентных достижений не увидим. Что же? Коммуна не растит этаких преуспевающих молодцов, которым жизненное море по колено. Нет, она растит людей обычной человеческой судьбы, сложной духовной жизни. Коммуна не конвейер, выпускающий продукцию с гарантией.
Воспитанникам коммуны свойственны, как и всем людям, сомнения, разочарования, духовный поиск, жизненные неудачи. И не потому, что они «идеалисты», а потому, что они духовно богатые люди и многого хотят от жизни — коммуна в каждом развивает желание жить красиво. Впрочем, им и легче жить красиво: у каждого из 30-летних по-прежнему 100-150 друзей. Прибегут, помогут, спросят, на день рождения соберутся. С этими людьми может случиться всё, что может случиться с людьми, но они с детства не знали, сейчас не знают и, я думаю, никогда не узнают одиночества. У каждого свои семьи и свои заботы (многие воспитанники и воспитанницы коммуны переженились между собой, сейчас у коммуны около сотни своих детишек), но живо коммунарское братство.
Среди них нет идеальных людей, но более важно, что среди них нет и не может быть обывателей.
С главным своим делом — воспитанием советского гражданина, творчески активного, развитого, духовно богатого, идейного человека, верящего в людей, в жизнь, в свою способность улучшить её,- коммунарская методика справляется отлично. Коммуна растит не добродетельных, а добродеятельных. Если бы попросили кратко сформулировать, что хочет видеть в человеке коммуна, я бы ответил: «Как можно больше уверенности в себе, как можно больше любви к людям».
Коммуна опирается на самое высокое в человеке — и всегда выигрывает. Высокое воспитание, каким бы оно ни казалось непрактичным, на самом деле самое практичное, мощное, эффективное воспитание».
Соловейчик С.Л., Воспитание творчеством / Воспитание по Иванову, М., «Педагогика», 1989 г., с.154-157.
Коммунарское движение — Психологос
Коммунарским движением здесь называется возникшая в 60-х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы — неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями (продолжателями, преемниками, наследниками, разветвлениями, последствиями и т. п.) определенной педагогической методики, которая известна в педагогической литературе под названиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, методика И.П.Иванова, орлятская методика и пр.
Фильм «Из архивов Р.В.Соколова Мы очень плотно и крепко поработали»
Для того, чтобы в полной мере прочувствовать туманность этого определения нужно пройти 30-летний путь от клубного ребенка до клубного лидера, постоянно общаясь с сотнями лидеров и детей из других клубов, и на этом пути лично постоять на таких пунктах:
1. Этот клуб, называющий себя коммунарским, на самом деле не коммунарский, а дерьмовый, и вообще не клуб, а руководитель его — не человек, а жизнь в нем — это не жизнь.
2. Этот клуб, считающий все наши штучки своей самобытностью, заимствовал их у академика Иванова, а на самом деле он-таки да, коммунарский, потому пора донести на него куда следует на предмет авторских прав.
3. Пользуясь определением Д.Гильберта: «математика есть то, что под этим понимают компетентные люди», надо выбрать себе тех, кого считаешь компетентными, затем выбрать из компетентных тех, чье мнение совпадает со своим и в дальнейшем им пользоваться, не забывая, что вопрос является спорным.
Следующий очень простой вопрос состоит в том, что данные тексты посвящены сектору еще более узкому, чем коммунарские клубы вообще — они касаются только детских или подростковых клубов.
В указанном секторе предлагается пользоваться следующими определениями.
Члены клуба
— дети, признанные членами клуба, если в нем есть такое звание, или просто его активисты.В некоторых клубах есть еще звание кандидата в члены клуба, а в некоторых — целая иерархия званий.
Новички — дети, не настолько себя проявившие, чтобы их можно было считать полноправными членами клубного коллектива. Обычно они имеют меньше прав в клубном самоуправлении.
Выпускники — выросшие из клубных детей взрослые, чаще всего удалившиеся от клуба ввиду бытовых (старшие классы, абитура, студенчество, семья, работа) или психологических (бунт, ссора, любовь) обстоятельств своего взросления, Иногда выпускники активно участвуют в работе клуба: либо инфантильные, либо, наоборот, рано повзрослевшие и/или сознательно нацеленные на перспективу педагогической деятельности.
Комиссары — взрослые лидеры клубного коллектива. Если комиссар в клубе один, то его же можно назвать
Друзья клуба — взрослые из выпускников, или не из них, помогающие клубу (например, материально), но не являющиеся полноправными членами коллектива ввиду недостаточно регулярных личных контактов с ним.
Теперь можно попытаться основательно запутать вопрос о том, как отличить ребенка от взрослого и, соответственно, выпускника от члена клуба и детские клубы от прочих.
Куда направлена основная энергия клуба: потоки информации семантической и эмоциональной, социальная активность, полезная деятельность и т.п.? Получив ответ на такой прямой или косвенный (по известным в социальной психологии методам) вопрос, можно заметить, что:
1. Члены клуба чаще всего ответят: энергия направлена из клубного коллектива на общество, окружающий мир.
2. Выпускники чаще всего ответят: в клубе происходит передача энергии от комиссаров — членам клуба, или от членов клуба — членам клуба.
3. Комиссары чаще всего ответят: энергия клуба передается от его выпускников — обществу.
Все эти ответы здесь предлагается считать правильными и характерными для разных мировоззрений или разных этапов развития одного мировоззрения.
Третья позиция олицетворяет основную, собственно педагогическую цель авторов и сознательных последователей коммунарской методики: энергия клуба, как и любого педагогического действа (предметного урока, кружкового занятия и т.п.) в конечном счете предназначена для реализации в обществе деятельностью обученных и воспитанных выпускников.
Первая позиция цепляется к одному из самых тонких моментов коммунарской методики. Хотя мнения комиссаров по третьей позиции ничуть не скрываются, более того, регулярно провозглашаются, члены многих клубов почему-то (?) уверены, что наибольшую и весомую пользу человечеству приносит именно их сиюминутная деятельность: создание материальных (сельхозпродукция, чистота, помощь) или духовных (спектакли, концерты, оргмероприятия, спортивные достижения) ценностей.
Завершение этого перехода, который, как правило, легко наблюдается, и надо бы в данном узком смысле считать взрослением. При исследовании состава конкретного клуба можно (например, проведя референтометрию) точно обозначить членов клуба, нацеленных на деятельность, выпускников — на духовное потребительство, комиссаров — на воспитание. Но в разговоре о клубах вообще предлагается, опираясь на общие закономерности психофизического развития личности и социальные стандарты, с приемлемой степенью неточности считать детьми всех, моложе 16 лет, а детскими — клубы, где на самых представительных сборах присутствует не более 20% людей старше 16 лет.
Далее.
Не будь педагогика областью гуманитарной, можно бы назвать некоторые составляющие коммунарской методики «патентоспособными» или «решенными на уровне изобретений». Но, пожалуй, не открытий, на которые никто и не претендует, ссылаясь на знаменитых предшественников, и прежде всего на А.С.Макаренко.
Именно он откровенно строил в своей колонии «учебный» коммунизм в качестве педагогического средства, инструмента идейного, нравственного и трудового воспитания и обучения. Хотя представления Макаренко о коммунизме несли на себе отпечаток тридцатых годов, созданная им действующая модель общества в некоторых аспектах совершеннее, чем самое общество через полвека после разрушения модели.
В «Орленке», этом своеобразном Риме коммунарского движения, есть музей авиации и космонавтики. Там в зале площадью метров за сто помещается некогда современный компьютер первого поколения и кусок фюзеляжа реактивного истребителя тех же времен, соединенные древом проводов. Хотя кабину откровенно трясут и качают совершенно бескрылые рычаги, в ней настоящие приборы показывают настоящую высоту, реагируя на движения настоящего штурвала, и, если захлопнуть колпак, то иллюзия ночного полета охватывает и взрослого.
Игрушка? Можно сказать и так, особенно если она всю жизнь простоит в вестибюле финской бани. В техдокументации же, на которой еще не стерся гриф «Секретно», она именуется тренажером, да и дороговата — стоила в молодости поболее настоящего истребителя.
(Американцы, со свойственной им прагматичностью, сочли, что летчик — самая дорогая деталь самолета. Это вовсе не в смысле бесценности человеческой жизни, а именно потому, что на подготовку пилота уходит больше всего долларов.)
Коммунарский клуб и можно сравнить с тренажером (или, если кому удобнее так называть — игрушкой). Создателям методики удалось придумать способ построения таких игрушек и поставить их в школьных пионерских, отрядных комнатах лагеря или детских подвалах — ЖЭУ и всяких РЭПов, чтобы каждый мог занять свое место в экипаже на три недели, два дня, а то и на часик после школы.
Выражаясь наукообразно, системообразующим признаком коммунарской методики здесь предлагается считать наличие неформального коллектива, в котором обучение и воспитание производится путем глубокого включения всех членов коллектива (включая лидеров и руководителей) в игру, реализующую часть общества, живущую по тем идеям, которым надо обучить и воспитать.
От групповой психотерапии и суггестологии коммунарская методика отличается не больше, чем кофемолка от камнедробилки или бетономешалки.
Все прочие черты, приведенные ниже в планах идеологическом, социально-психологическом, педагогическом, социальном и т.д. системообразующими здесь не считаются и наличие их предполагается только статистическое.
В идеологии, которую коммунарские клубы пытаются реализовать клубной жизнью и привить своим воспитанникам, можно заметить преобладание таких идеалов:
Ответственность (или чувство ответственности) как антитеза безответственности.
Безответственность в коммунарском представлении тесно связана с равнодушием, конформизмом, беспринципностью, беспечностью, а ее противоположность предполагает обязательность, социальную активность, гражданскую позицию, принципиальность, идейность. Практика коммунарства направлена на проявление этих черт в основном в неформальной сфере. Неразделение понятий созидательной и разрушительной активности нередко приводит к активной нетерпимости, кроме того, чрезмерная обязательность и принципиальность противоречат обыденным понятиям о доброте.
Искренность, как антитеза лицемерию, лжи.
Коммунарская трактовка этого понятия предполагает, что глубокая неприязнь ко всякой лжи затрудняет (а в рамках клуба делает невозможным) существование нечестности, непорядочности, подлости и прочей бессовестности. Коммунарская искренность включает в себя также откровенность, непосредственность (и, как следствие, внутреннюю раскованность), общительность, свободу выражения своих мыслей и чувств в общении и творчестве. В некоторых коммунарских клубах существуют специальные мероприятия типа «откровенный разговор» или «огонек», реализующие в упрощенном виде идею групповой психотерапии. Экстремистские проявления искренности приводят к нетактичности и граничат с цинизмом.
Бескорыстие, как антитеза стяжательству. Этим идеалом определяется не только неприятие вещизма, корыстолюбия, но и некий Аркадиегайдаровский вариант альтруизма (иногда коммунары не совсем точно называют это «добротой»). В крайности типа аскетизма, самопожертвовании или отсутствие честолюбия это упирается редко, но все-таки идейного коммунара трудно представить себе в качестве директора банка.
В декларациях некоторых клубов на высший уровень иерархии ценостей возводятся некоторые эстетические идеалы, например «чувство прекрасного», «любовь к природе». Обычно это связано с родом занятий клуба: театральным, литературным, изобразительным, экологическим, туристско-краеведческим. Поскольку по этим вопросам бытует несравненно большее многообразие мнений, чем по вопросам нравственным, есть смысл считать это идеализацией комиссарских вкусов и научных воззрений.
Разветвление и размывание движения, «гибридизация» коммунарских клубов с другими неформальными сообществами уже в 80-е годы привели к появлению у многих потомков коммунарства еще одной характерной идеологической черты, заимствованной, похоже, от хиппи. Это можно назвать терпимостью, которая проявляется как психологическая толерантность внутри клуба и религиозная, эстетическая, политическая терпимость (плюрализм) вне его. Впрочем, параллельно существуют и генетически более «чистые» потомки коммунарства, обладающие ровно противоположными свойствами.
В аспектах социально-психологическом и педагогическом для коммунарских клубов характерны, во-первых, передача значительной части информации, особенно эмоциональной, по схеме «учитель-коллектив-ученик», а не только «учитель-ученик». Этому служат демократические законы клуба, детское самоуправление. Во-вторых, оригинальный цикл развития авторитета комиссара, включающий его развенчание, чему способствуют откровенно дилетантский характер многих направлений разнообразной клубной деятельности, близкие, дружеские отношения между комиссарами и членами клуба.
С точки зрения социальной типичным для коммунарских клубов можно считать стремление к активной общественной деятельности, с помощью которой клубы пытаются не только реализовать свою идеологию в клубном коллективе, но и распространить ее влияние на окружающий мир, и бывает, что сильные клубы заметно искажают близлежащее социальное пространство.
Похожесть коммунарских клубов на более простых уровнях хотя порой бросается в глаза, но уже не так очевидна, как в шестидесятые годы. Тогда множество клубов насквозь пронизывалось множеством личных связей, вовсю работали методкабинеты «Орленка», «Комсомольская правда» печатала авторитетные рекомендации и вообще можно было себе представить поползновение ассоциации к организации. Теперь, на исходе века достаточно литературы, описывающей классические коммунарские клубы (как бывшие, так и ныне здравствующие «академические»), но в этих расписаниях структур и зачинов редко проскальзывают наблюдения тех последствий коммунарского расцвета, которых примеси коммунарской крови не делают очевидно похожими на своих дедов. И все-таки статистически можно заметить некоторые смысловые (иногда под другими названиями) черты преемственности и в организационной структуре (дежурные командиры, советы клуба, советы дела, трудовые десанты), и в ритуалах (разборы дня, галстуки (теперь — «фенечки»), салюты, песни в кругу, начало и конец дня), и во вкусах (песни бардов, театральные традиции студенческих театров СТМ и КВН, туризм, социальная фантастика в литературе).
Автор данных текстов глубоко убежден, что ни педагогическая деятельность по коммунарской методике, ни письменное высказывание мнений о ней не являются ни безнравственными, ни преступными, потому не видит никаких причин, чтобы этим не заниматься.
Цель программы • Формула Единства
Разработанная в 50-х — 60-х годах прошлого века педагогическая методика коллективного творческого воспитания (КСО) известна под многими названиями: методика коллективного творчества, методика Коммунара, методика Игоря Петровича Иванова. , педагогика общественного творчества, педагогика социального творчества. Его основные принципы: улучшение жизни вокруг, товарищество и творческая командная работа. Создатель этой методики академик Игорь Павлович Иванов реализовал ее в Общине юных Фрунзенца (1959–1968), а затем в студенческой коммуне имени Макаренко (1963–1991).
Самое главное в этой педагогике то, что она представляет собой наиболее последовательную и действенную (из всех известных нам) попытку ввести подростков и взрослых в мир подлинно человеческих отношений — человеческих отношений, какими они должны быть в идеале. Такие отношения основаны на искренности, ответственности, доверии, учете и уважении ко всем, заботе друг о друге и окружающем мире. Отношения, в которых нет отчуждения, где люди никогда не пользуются друг другом. Таким образом, как говорил М. Чекмарев (член Коммуны им. Макаренко), в мире потребительства развиваются элементы гуманизма.
Факторы, из-за которых этот мир возникает и существует, просты и хорошо известны по отдельности. Однако их комбинация уникальна для методики Иванова, и они гораздо более продуктивны при совместном использовании. Этими факторами являются:
- задач, которые требуют полной вовлеченности каждого члена группы, координации между участниками, полной самоотдачи и «настройки друг на друга» при крайне ограниченном времени выполнения задачи. Все это порождает неотчужденные человеческие отношения и развивает необходимые человеческие качества;
- планирование в коллективе, коллективное выполнение и анализ работы, коллективное отражение накопленного опыта;
- неформальность — крайне важно, что группы коммунаров не формируются ни по приказу какой-либо власти, ни по требованию рынка; они возникают из внутренних потребностей их организаторов и, в конечном счете, потому, что этого хотят все участники;
- преемственность — для такой группы очень важно иметь ряд людей с опытом таких отношений, людей, которые могут передавать традиции и «атмосферу».
Личный фактор также очень важен. Такие группы часто формируются вокруг лидера и распадаются, когда он или она покидает группу. Однако, как отмечает В.И. Ланцберг пишет в своей статье «Педагогическая мифология», методология ПКО работает не только при харизматичных лидерах, она работает с помощью любых хороших, честных людей. Личностный фактор действительно важен, но мы не имеем в виду, что у человека должен быть какой-то особый талант, нужно просто быть собой и быть преданным отношениям (метод не работает «механически»).
Подростки и взрослые, принимавшие участие в отрядах коммунаров, хотели реализовать свой опыт в новых условиях; В результате возникло социально-педагогическое явление, получившее название коммунарского движения (объединения). Существуют разные точки зрения на это движение и его возможное влияние на общественное развитие, и одна из них (высказанная, например, в предисловии к сборнику коммунарских песен Романа Синельникова) состоит в том, что если бы коммунарского движения не было « подавлены» в середине 60-х годов и получили полное развитие, в Советском Союзе выросло бы поколение людей, для которых коммунаровский девиз «Наша цель — народное счастье» был не формальным девизом, а их жизненным выбором. В этом случае вся история была бы другой…
Однако, даже в не столь благоприятной духовной, социальной и политической обстановке коммунарское движение продолжало существовать. Он существует и сегодня, хотя и в ином, латентном виде, распавшись на отдельные «острова». Вот названия лишь нескольких наиболее известных групп, стабильно работающих на основе этой методики на протяжении десятилетий: Архангельский городской ученический штаб, организация «Единство» в Рязани, Московский военно-поисковый отряд «Дозор». , школа под руководством В.А.Караковского (Москва).
Педагогика общей заботы, на наш взгляд, является наиболее последовательной практической реализацией философского принципа радикального гуманизма: «В каждом человеке есть Солнце — пусть светит!» И как писала Ольга Мариничева в своей статье «Идеалисты», «эта техника работает в любых социальных и политических условиях, она для того, чтобы Дух выжил в любых условиях».
В то же время группы, работающие по методологии КВЭ, независимо от социально-политического контекста, сталкиваются с некоторыми внутренними проблемами, ограничивающими их развитие; как известно, системных решений этих проблем пока не найдено.