Коммунарская методика и п иванова – И.П.Иванов и коммунарская методика

Коммунарская методика

Коммунарская методика — …

Идея
коллективной творческой деятельности

Смысл методики Игоря Петровича Иванова состоит в том, что ребят – с первого класса по выпускной – учат коллективному общественному творчеству. Основное правило – всё творчески, иначе зачем.

“Педагогика сотрудничества”

Идея совместной жизни – творчества детей и взрослых – возникла в Ленинграде в конце 50-х годов, её авторы – профессор Игорь Петрович Иванов и его коллеги из “Союза энтузиастов” – ленинградские учителя и вожатые.

В принципе, идея радостной жизни, творчества как способа воспитания существовала к тому времени довольно давно. Тут и огромные крестьянские семьи, где каждый чувствует себя нужным, потому что забот хватает на всех, и школы–коммуны 20-х годов. Но заслуга Иванова в том, что он превратил разрозненные идеи, порождённые повседневной жизнью рядом с детьми, в стройную педагогическую систему, технологию, дающую уже столько лет блестящие результаты. Иванов основал свой метод на очень простых вещах. Дети – люди действия, это видно невооруженным глазом из собственного окна, даже без высшего педагогического образования. Ребятня во дворе целый день возится: что-то выдумывает, обсуждает какие-топравила. Самому маленькому – едва шесть, у самого большого уже голос ломается. Что у них может быть общего, почему им так хорошо вместе? Потому что у них есть дело, задуманное и осуществленное.

Собственное дело, общее дело… За него-то и ухватился ленинградский профессор. Как человек, работавший в школе, он знал, что ребёнок отличается от взрослого обязательным присутствием неизбежного воспитателя рядом. Ребёнок и взрослый слишком часто вместе. И если присутствие взрослого лишь бесконечный надзор и опека, жизнь становится каторгой для обоих. А что если быть не просто рядом, а действительно вместе: придумывать, поддерживать, осуществлять? Так Иванов предложил взрослому другие роли – не контролёра, а генератора идей, вдохновителя, помощника. И главное – взрослый может помочь там, где эта помощь действительно требуется. И ребята не воспримут её как посягательство на независимость. Ведь он может то, чему они пока ещё только учатся, – анализировать качество этой общей жизни. Но ведь надо ещё и сделать что-то, чтобы этот анализ не превращался в пустые разговоры!

Иванов и тут придумал хитрый ход – жизнь детей должна быть ежедневно наполнена массой сменяющихся событий, авторами которых были бы они сами. Это его знаменитая система коллективных творческих дел. Творчески – значит с импровизацией, потому что дети очень не любят готовить что-нибудь слишком долго и ненавидят запоминать наизусть специально. Зато обожают переодеваться и выдумывать. Значит, если концерт-”ромашка” – пять минут подготовки, и вот вам отличный туземный танец или номер канатоходца для цирка. И совершенно не важно, что канат тот вообще лежит на полу, а туземец просто обмотался полотенцем. Всем весело – значит, цель достигнута. Творчески – это значит ещё и с напряжением мыслей, чувств, мышц, так, чтобы к вечеру падать от усталости и воспоминаний было бы на всю оставшуюся жизнь. Но неужели кто-нибудь будет так стараться для себя? Значит, нужна высокая цель.

Жажда помощи другому всегда горит в ребёнке. Недаром же С.Соловейчик говорил: предложите детям построить спортплощадку в своём лагере – все окажутся лентяями, скажите: в соседней деревне пожар – и все будут героями. Ребёнок хочет высокой жизни, но почти никогда не может создать её себе сам. Ему нужны испытания, экстремальные обстоятельства, потому что только в преодолении он растёт. Отсюда все эти прыжки с крыш, чердаки, подвалы. А тут приходит взрослый, для которого подъём среди ночи и спасение погибающего урожая – педагогическая норма. И он говорит: “Работа очень трудная, пойдут только добровольцы”. Редкий мальчишка не согласится жить так. И постепенно в этой общей заботе вырастает взгляд на себя: вот, оказывается, сколько всего я могу – выдумщик, храбрец и шутник. А ребёнок и не подозревал в себе этого. Постепенно помощь другому и радость за него превращаются в обыкновенную привычку, не требующую экстремальных обстоятельств. Такие предупредительные, заботливые, чуткие ребята. Всегда кажется, что дети, приобретшие этот опыт, какие-то специально отобранные. Да нет, ничего особенного. Просто жизнь, которую они сами построили, идеалы, на которых они вырастали, совпали с их детскими устремлениями.

Иванов очень точно заметил: дети обожают быть вместе – значит, надо дать им эту возможность. Они больше всего любят играть и выдумывать – значит, должно быть творчество всегда и во всём. Чуть ли не двадцать четыре часа в сутки. Не как декларация, а как образ жизни. И вся разновозрастная команда эту жизнь проектирует. Для этого и существуют советы дела. Совет дела – очень воспитывающая вещь. Во-первых, все друг друга слушают, потому что говорят по очереди. А во-вторых, даже самый нетворческий ребёнок в конце концов раскрывается. Потому что если собраться вместе тем, кто умеет придумывать, и тем, кто ещё только пробует, обязательно родится что-нибудь интересное. И главное – и тот, кто реально придумывал, и тот, кто только поддакивал, будут считать себя авторами идеи. Детская уверенность в своих силах начинает расти на глазах. И если в самых первых советах дела почти все должны были придумывать взрослые, то через несколько лет даже самые робкие фонтанируют идеями, а взрослый сидит в уголке и еле успевает записывать.

Для ребят очень важно, если все их задумки осуществятся. И тут совет дела выступает уже в роли не только создателя интересной жизни, но и её организатора. Автоматически, без специальных педагогических разговоров возникает сотрудничество старших и младших. По-другому и не получится – когда дел много, работа найдется всем. И тут самое парадоксальное – главные все. Каждый думает: если не я, то кто? И чувствует свою значимость. Ведь от него много чего зависит. Но мало того что он дело делает и другим помогает, так ещё должен всё время видеть, что и как кругом происходит. “Огонёк” – ключ к общей жизни. Этот странный огонёк, костерок из трёх полешек – мера крепости общего духа и педагогического мастерства взрослых. В конце каждого дня дети садятся в круг и выдают его оценку. Что сегодня получилось? Что – нет? Кому от нашего дня было сегодня хорошо? Что делать, чтобы не повторялись сегодняшние ошибки? В кругу говорят все: кто-то распространяется долго, кто-то бросит пару слов. Взрослый никогда не говорит после всех, чтобы не было похоже на подведение итогов. Это просто голос из хора, своя точка зрения.

Вот, собственно, и вся суть. Только-то – коллективное создание радости для кого-то с последующим общим же обсуждением? Да, но за неделю или месяц сбора в каком-нибудь лагере или даже собственной школе, опустевшей на каникулах и потому не давящей привычными стереотипами, таких радостных событий происходит столько, с такой скоростью и плотностью, что хватило бы на несколько лет неспешной жизни. Оттого взрослые и дети успевают увидеть себя с разных сторон и удивиться. И обрадоваться. И не захотеть жить по-другому. Всегда помощь, всегда радость, всегда творчество. Иначе зачем?

Когда бы грек увидел наши игры…

Брейгелевский Икар будоражил воображение третьеклассников. Почему он нарисован где-то сбоку? Почему люди на картине одеты как-то странно? Миша важно говорит:

– Про Икара – это же греческий миф, почему они все не в белых тряпках?
– В каких ещё тряпках? – недоумевает Настя.
– Ну, белые такие, вроде как твой сарафан, только для мальчиков. Елена Викторовна, объясните ей!.
– А греки что вообще делали? Воевали с кем-нибудь? Как это узнать?

Очень просто: собраться вместе и придумать новый проект – греческий, в очередной раз перемешав удовольствие творчества и образования. Вместе с учительницей быстро находят в большом атласе карту Греции, и через несколько минут маршрут будущего проекта в общих чертах готов. Как хорошо – лечь животом на карту, а там Греция – сплошные горы и море, деревья и острова. Что можно делать посреди такого великолепия? Конечно, сочинять и плавать на кораблях. Взрослые вместе с ребятами набрасывают идеи, которых набирается целая страница. Так выглядит совет проекта, на котором он придумывается, выясняются возможности и распределяются обязанности.

Ребята решили сначала просто читать мифы как яркие сказки. Но вдруг оказалось, что это не сказки вовсе, а прямо про них написано. Откуда всё взялось? Как превратить беспорядок в порядок? – насущные вопросы для восьмилеток. Ведь мифы – те же игры с правилами, которые они так любят. Там из ничего возникают новый мир, весёлая гармония. “Гармония” – греческое слово, как и “космос” – порядок мироздания.

Мифы вызывают желание сочинять самим. И вот уже мальчики пытаются объяснить, почему это Тесей вдруг забыл переменить парус, отчего это Пан такой козлоногий. Но долго жить внутри сказки – это уже не для них. Поэтому так радостно хватаются за Эзопа, жадно слушая байки о его жизни. “Эзоп был мудрец, баснописец и раб”, – объясняет Юля младшим. Раз мудрец, значит, всё время думал о чём-нибудь важном. Например, что всего лучше, что всего старше, что всего полезнее. А что, если и нам попробовать? Так в проекте добавляется идея пира мудрецов, самого настоящего, с возлежанием за длинными столами и философскими вопросами.

– А что, можно будет есть руками? – с весёлым ужасом спрашивают третьеклассники. Почему бы и нет, но ты попробуй сначала ответить на вопросы мудрецов. Через некоторое время появляются первые “философские” тексты. Десятилетний Сережка: “Всего прекраснее добрая и надежная душа, благородная и свободная. Которая может управлять человеком по-доброму и по-хорошему”. Женя, философ девяти лет: “Прекраснее всего – жизнь, потому что в жизни есть много приятного. Разумнее всего – говорить правду, тогда меньше хлопот. А легче всего – ничего не делать!”

А ещё через несколько дней они узнают, что жизнь греков, как чёрно-белый слоёный пирог: война – мир. А это означает: надо делать бумажных солдатиков в невиданных шлемах и кораблики. А ещё лучше – один большой, говорят мальчишки, с парусом, как у настоящей триеры. Он тогда не только для войны с персами пригодится. Потому что на совете проекта задумали ещё сыграть спектакль про аргонавтов. И пусть это будет корабль Тесея, когда начнётся игра в Лабиринт. Рулоны обоев, валяющиеся везде в мастерской, постепенно превращаются в дорические колонны, “Арго” и страшную маску Минотавра. Малыши-первоклашки окружили огромный стол в мастерской, уставленный клеем и красками. – А можно я тоже буду клеить? – спрашивает маленькая Даша. Конечно, можно: столько работы, каждый пригодится. Старшие девочки помогают маленьким надевать рабочие халаты.

И целый час они с упоением трудятся рядом с четвероклассниками. А те не важничают, не ворчат, если что-то у них не получается. А просто подойдут и помогут убрать лужу краски на полу. И завтра – это уже и не школа вовсе, а мрачный Лабиринт с влажными стенками. Семь мальчиков и семь девочек идут на съедение к Минотавру. Дорога усыпана карточками с вопросами, составленными накануне. Ответил – живи дальше, побеждай чудовище. Не знаешь – скорее советуйся с другими. Перебираясь через завалы парт, кресел и кубиков, устроенные в классах и коридорах, ребята крепко держатся друг за друга и отчаянно сопротивляются. Но всё-таки многие команды съедены почти целиком. А всё почему? Не смогли договориться. Так они понимают, что древний грек не мог жить в одиночестве, так появляется в их словаре “Аристотель”, который первым подумал об этом. Греческие слова повисают в воздухе, остаются на бумажках, разбросанные по всей школе, красивые и понятные: ойнохойя, кратер, гимнасий. Приятно теперь быть не просто Санькой, а “защитником людей”. Его спина выпрямляется, и чувствует он себя совсем по-другому. Тем более что хитон, который они с мамой мастерили вчера вечером, как раз впору. Столько всего уже было: почти настоящие древние Олимпийские игры с оливковыми венками, где “наши ребята были как настоящие спартанцы – боролись до последнего”, персов они всё-таки в Грецию не пустили, даже с мудрецами беседовали.

Но всё равно чего-то не хватает. И как же это можно было забыть про идею греческой щколы, ещё в самом начале предложенную ребятами! Но столько всего нужно. Кто будет делать восковые таблички, чтобы писать греческие буквы? И ещё надо принести флейты, потому что греки учили своих детей музыке. А самое интересное – приготовить речь перед свободными гражданами. Например, о пользе образования или защите отечества.

Что надо не забыть, если хочется устроить радостную и добрую жизнь
(Десять советов Симона Соловейчика)
1. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают всё время.
2. Если не получается – пусть соберутся вдвоём, втроём. Вместе – получится.
3. Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы десять минут. Нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все.
4. Для проведения творческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям.
5. Все командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.
6. Любое дело не только сообща выполняется, но и организуется.
7. В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.
8. Каждое дело надо обсуждать в общем кругу. С этого начинается всё.
9. Поменьше замечаний на бегу, побольше серьёзных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще надо больше разговаривать – меньше придётся кричать на них.
10. В общем деле все в ответе за всё.

И каждый – самый главный. Глаза мальчишек блестят.
– Граждане! Наш город в опасности! Враг стоит под стенами! Вооружайтесь!
– А почему? Пусть нас завоюют, зато мы живы останемся, – хитро бросают из толпы, проверяя способности оратора убеждать. – Но вы же не хотите быть рабами? Раб не может делать, что он решил. Он только выполняет приказы.
– Ну ладно, я согласен воевать! Я хочу быть свободным.

Оказывается, защищать отечество надо не только ради свободы выбора, а, например, чтобы искусства не исчезли, “потому что птицы в клетке не поют”, как глубокомысленно изрек Филя. И даже чтобы твой род с земли не исчез. И все это выясняется за семь минут подготовки. Просто залез на стул и сказал речь. Такой вот урок красноречия для маленьких древних греков. А ещё можно высчитать площадь для строительства храма или вместимость амфоры, и тогда получится греческая математика. А заодно все удивятся, что это знаменитый Пифагор придумал видеть числа как квадраты и прямоугольники. Ребята рисуют точки, и таблица умножения вспоминается сама собой.

Но всё хорошее заканчивается слишком быстро. Царь Эет – девятилетний Женька – встаёт с трона и величественно удаляется. Оркестр, “может быть, даже лучше, чем в настоящих театрах”, доигрывает последние такты саги об аргонавтах. Маленькие музыканты убирают в ящики литавры и ксилофоны. Две недели греческой жизни были такие яркие и увлекательные, каждый день что-нибудь происходило. Забыть это невозможно. Зато можно долго обсуждать после проекта, глядя в счастливые глаза друг друга, что понравилось больше всего, что не очень, почему это произошло. Все говорят по очереди, и взрослые тоже. Неприятности, вынесенные на круг, никого не расстраивают и быстро забываются, потому что не вышёптываются в коридоре, а сразу становятся всем известны. И меры общими усилиями принимаются сразу. А радостное остаётся надолго. “Хорошо, что мы сделали всё как раз как у греков!” – восхищается Аня в день обсуждения проекта. Конечно, хорошо, когда можно впустить греков в школьную жизнь, не дожидаясь каникул или выходных. Люди из прошлого просто стали частью образования этих ребят. Потому что они сами захотели узнать о них.

Одним из наиболее ярких проявлений системы, выстроенной на основе «педагогики общей заботы» является соуправление и самоуправление. Здесь главное не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Есть органы постоянные, есть и временные, есть и такие, что создаются для подготовки и проведения только одного дела. Хорошо если состав обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны. Самоуправленческая деятельность может осуществляться в различных видах:

— участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива;
— участие в работе пед. совета;
— работа в постоянных и временных органах самоуправления;
— выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
— дежурство по школе, классу;
— деятельность советов классов;
— деятельность дежурных командиров;
— участие в работе лагерных сборов;
— работа пед. классов.

Самоуправление – специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей. Основные звенья самоуправления: коллективное целеполагание, коллективное планирование, подготовка, осуществление задуманных дел, коллективный анализ и оценка, постановка новых перспектив. При организации самоуправления необходимо учитывать следующие основные требования:

1. Самоуправление реализуется лишь при увлекательной, разнообразной коллективной деятельности детей.
2. Структура органов самоуправления определяется содержанием и видами деятельности.
3. Высшим органом самоуправления является общее собрание детей и взрослых.
4. Совет дежурных командиров сменный.
5. Гласность и общественный контроль – законы жизни коллектива.

В Поросинской средней школе используется методика коммунарского воспитания в течение десяти лет.

Что особенного в этой коммунарской методике?

1. Должна быть практичная и ясная цель, сегодняшняя.
2. Обязательным признаком является хорошее настроение.
3. Какой бы ни была окружающая жизнь, воспитатель должен учить детей лучшей жизни.
4. Коммунарская методика создаёт огромные возможности для творческого развития детей.
5. Нацеливает коллектив на творчество, она учит ребят творческому отношению к своей общественной жизни.

Что даёт коммунарская методика воспитателю?

1. Снимает чувство страха.
2. Даёт взрослому человеку чувство равенства с детьми.
3. Каждый отдаёт коллективу то, чем он обладает: один – выдумщик, другой  –  организатор, третий – просто хороший собеседник или слушатель. И все вместе побеждают и становятся лучше.
4. Взрослые отвыкают командовать.
5. Пропадает чувство возраста.
6. Не взваливает на одного непосильную ношу организаторской деятельности, не раздаёт должностей, а пропускает всех членов коллектива через бурлящие Советы дела, каждому даёт частичную ответственность на короткое время и с немедленным результатом.
7. При использовании коммунарской методики «трудные» дети не остаются в стороне, они становятся более управляемыми.

Главный орган самоуправления – ученическое собрание. На него выносятся все самые важные вопросы жизни детской организации, принятие законов, награждение и наказание, планлирование важнейших дел, подведение итогов. Собрание проводится еженедельно по понедельникам. Основные текущие вопросы жизни решает совет дежурных командиров, который проводится ежедневно. Жизнь детской организации регламентирована общими законами, разработанными и принятыми на первом собрании. Стремление к воплощению таких качеств как доброта, умение сочувствовать, оказывать помощь, честность, храбрость –  черезвычайно важно. Работа с учащимися ведётся по направлениям экологическое, спортивное, культурное, познавательное. Ученическое собрание начинается с общей песни под гитару. Отдежуривший класс показывает творческий отчёт. Форма проведения отчёта различная (телепередачи, брейн-ринги).

На ученическом собрании отдежуривший класс старается дать заряд хорошего настроения на следующую неделю. Классные коллективы ведут дневники класса. Отвечает за дневник дежурный командир, который выбирается на один месяц. В течение года каждый ученик бывает в роли дежурного командира. Это позволяет каждому осознать все трудности, которые возникают во время работы. В конце учебных занятий дежурный командир сдаёт дневник дежурному классу. Главный распорядитель дежурного класса выставляет средний балл за учебный день.

На первой большой перемене проходит совет дежурных командиров. В конце четверти подводятся итоги, класс-победитель награждается. Система дежурства по школе позволяет каждому коллективу проявить себя. На время дежурства в отряде выбирается главный распорядитель, который возглавляет дежурство. Воспитательная работа в школе строится на системе К.Т.Д.

К.Т.Д. позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. В школе проводятся традиционные К.Т.Д. такие как: «День мальчиков», «День девочек». 

 

www.rbs-kuzbass.ru

Коммунарская методика — это… Что такое Коммунарская методика?


Коммунарская методика

   — система приёмов и организационных форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых. В педагогической литературе используются и другие обозначения К.м.: методика коллективного творческого воспитания, методика коллективной творческой деятельности и др. Разработана в России в 60-х гг. 20 в. И.П. Ивановым и другими педагогами для учебных заведений и внешкольных учреждений на основе педагогических идей А.С. Макаренко. Апробирована как методика коллективной организаторской деятельности Ивановым, Л.Г. Борисовой и Ф.Я. Шапиро в созданной ими Коммуне юных фрунзенцев — сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном доме пионеров. Методика включала 3 осн. направления: коллективное планирование, повседневную организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку её результатов. Разработку методики продолжил коллектив студентов и преподавателей ЛГПИ им. А.И. Герцена (Коммуна им. А.С. Макаренко, 1963-73). Идеи К.м. были также положены в основу деятельности Всесоюзного пионерского лагеря «Орлёнок», где в 1963-66 О.С. Газман, А.Ф. Дебольская и другие педагоги создавали модель образа жизни коммунарского коллектива.

   К.м. возникла как новаторская система воспитания, которая противопоставлялась официальной педагогике. С 80-х гг. К.м. развивалась в русле педагогики сотрудничества. Центральное звено К.м. — общая творческая забота об улучшение окружающей жизни. Осн. положения К.м.: создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов; организация социально значимой и интересной для всех деятельности; построение самоуправления ученического на принципах сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в активную работу; особые отношения в коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом.

   В К.м. деятельность организовывалась по тематическому признаку (общественная, познавательная, художественно-эстетическая). Особую роль играл коммунарский сбор, который выступал как средство эмоционального сплочения коллектива.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 124)

   Ч421.352.11

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Коммуна имени Ф.Э. Дзержинского
  • Коммуникативная грамотность

Смотреть что такое «Коммунарская методика» в других словарях:

  • КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА — КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА, система приемов и форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Разработана в России в 60 х… …   Энциклопедический словарь

  • КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА — система условий, методов, приёмов и организац. форм воспитания, обеспечивающих формирование и творч. развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Разработана в Рос. Федерации И. П. Ивановым и его единомышленниками в кон. 50 х гг.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Коммунарская методика — (методика коллективной организаторской или творческой деятельности, методика И. П. Иванова, «орляторская педагогика») – система условий, методов, приёмов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Коммунарское движение — Коммунарское движение  возникшая в 60 х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы  неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определенной педагогической методики, которая… …   Википедия

  • Пионерская организация —     в России самодеятельная организация детей и подростков 10 15 лет. Датой рождения П.о. считается 19 мая 1922. Н.К. Крупская и другие руководители Советского государства видели в П.о. форму воспитания нового человека. Пионеры участвовали в… …   Педагогический терминологический словарь

  • КОММУНАРСК — название г. Алчевск на Украине в 1961 92 КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА система приемов и форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иванов, Игорь Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иванов, Игорь. Игорь Петрович Иванов (1923(1923)  1992)  доктор педагогических наук, академик Российской академии… …   Википедия

  • КЛУБЫ — детские и подростковые, обществ, орг ции, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с разл. интересами, а также для отдыха и развлечения детей и подростков. К клубам относятся: дет. внешкольные учреждения [напр., К. юных… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • КОЛЛЕКТИВ — (от лат. collectivus собирательный), социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совм. деятельности и общения. В социологии изучают преим. трудовой К., в психологии контактные группы… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • КЛУБЫ детские и подростковые — обществ. орг ции, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с разл. интересами, а также для отдыха и развлечения детей и подростков. К клубам относятся: дет. внешкольные учреждения [напр., К. юных моряков, детские… …   Российская педагогическая энциклопедия

pedagogical_dictionary.academic.ru

Принципы коммунарской работы по методике И.П. Иванова: VIKENT.RU

Принципы коммунарской работы по методике И.П. Иванова

«Напомню читателю: пока что мы рассматриваем только коммунарский сбор  как модель, по которой ребята учатся лучшей жизни. Теперь, очевидно, стало яснее, как эта лучшая жизнь создаётся, как это вообще можно: быстро создать почти идеальную жизнь в далеко не идеальном коллективе.

Окинем это красивое здание общим взглядом, выпишем в ряд:

— юношески-романтичная идея помощи людям постоянно воплощается в работе для дальних друзей, для коллектива и для себя, возвышает дух ребят, делает их нужными, взрослыми, ответственными людьми;

— реальный идеал — в действительности созданные однажды, пусть и на короткий срок, коллективистские отношения — служит образцом-целью, который объединяет всех и во много раз ускоряет развитие детского коллектива;

— принцип «Всё — творчески, иначе зачем?» обеспечивает равенство, быстрое развитие детей и высокое качество работы, объединяет идею, идеал и будничный труд;

— коллективный самоанализ побуждает к самовоспитанию, образует множественные обратные связи в коллективе и дисциплинирует ребят;

— свободно работающие старшие друзья развивают и поддерживают творческую активность ребят.

Идея, идеал, творчество, анализ, старшие друзья… И параллельный организационный ряд: сбор, творческие дела, советы дела, «огоньки».

Никаких понуждений, деклараций, каждая из побудительных сил поддерживается всеми остальными.

Стоит вынуть один камень, как вся постройка рухнет: ничего не получится без возвышенной цели, или без реального идеала, или без творчества, или без анализа, или без старших друзей. И ничего не получится без сбора, без творческих дел, без советов дела и без «огоньков» или чего-нибудь, что их заменяет.

Интересно заметить, что при таком воспитании, если оно продолжается достаточно долго, многие традиционные проблемы педагогики снимаются сами собой.

Снимается проблема хулиганства, пьянства, воровства, агрессивности, грубости, порчи имущества, аморального поведения — ничего этого просто нет. Нет таких проблем.

Снимается проблема юношеского пустого скептицизма и критиканства, неуважительного отношения к взрослым — снимается без специальных разговоров и мероприятий. Снимается проблема «вещизма», «потребительства», исчезает психология исполнительства — «что велят, то сделаю».

Скажут: но ведь в коммуне не было трудных. Не было, хотя, как уже говорилось, коммунарская методика с успехом применяется в Красноборской колонии — там тоже сняты многие и многие сложные проблемы. Но вообще-то говоря, если мы научимся хорошо работать с обычными детьми, в обычных условиях, то и трудных будет куда меньше…

Что же, беспроблемная жизнь в коммуне? Отнюдь нет!

Здесь резко обостряются проблемы смысла жизни, понимания себя и людей, самовоспитания, учения, поиска полезной деятельности, поиска своего места в жизни, культуры поведения и общения, проблемы способности и неспособности, уверенности в себе и неуверенности. Нормальные, истинно человеческие проблемы, которых никто не может избежать и, главное, не должен избегать.

Если внимательнее присмотреться к отдельным результатам работы коммуны, встретиться с нынешними 30-35-летними воспитанниками Фрунзенской коммуны, то можно отметить любопытное явление: далеко не все воспитанники коммуны «борцы», воспитание не отменяет психологических различий; однако общественные черты, стремление помочь людям, делать всякую работу творчески и на высоком уровне, доброжелательность и готовность к добровольному участию в тяжелой работе, бескорыстие — все эти черты личности, которые, как обычно считают, воспитать очень трудно, все сохраняются безусловно и надолго (не имею пока оснований говорить, что навсегда). Но если взять умение справляться со своей личной жизнью, добиваться личного успеха, то здесь мы стопроцентных достижений не увидим. Что же? Коммуна не растит этаких преуспевающих молодцов, которым жизненное море по колено. Нет, она растит людей обычной человеческой судьбы, сложной духовной жизни. Коммуна не конвейер, выпускающий продукцию с гарантией.

Воспитанникам коммуны свойственны, как и всем людям, сомнения, разочарования, духовный поиск, жизненные неудачи. И не потому, что они «идеалисты», а потому, что они духовно богатые люди и многого хотят от жизни — коммуна в каждом развивает желание жить красиво. Впрочем, им и легче жить красиво: у каждого из 30-летних по-прежнему 100-150 друзей. Прибегут, помогут, спросят, на день рождения соберутся. С этими людьми может случиться всё, что может случиться с людьми, но они с детства не знали, сейчас не знают и, я думаю, никогда не узнают одиночества. У каждого свои семьи и свои заботы (многие воспитанники и воспитанницы коммуны переженились между собой, сейчас у коммуны около сотни своих детишек), но живо коммунарское братство.

Среди них нет идеальных людей, но более важно, что среди них нет и не может быть обывателей.

С главным своим делом — воспитанием советского гражданина, творчески активного, развитого, духовно богатого, идейного человека, верящего в людей, в жизнь, в свою способность улучшить её,- коммунарская методика справляется отлично. Коммуна растит не добродетельных, а добродеятельных. Если бы попросили кратко сформулировать, что хочет видеть в человеке коммуна, я бы ответил: «Как можно больше уверенности в себе, как можно больше любви к людям».

Коммуна опирается на самое высокое в человеке — и всегда выигрывает. Высокое воспитание, каким бы оно ни казалось непрактичным, на самом деле самое практичное, мощное, эффективное воспитание».

Соловейчик С.Л., Воспитание творчеством /  Воспитание по Иванову, М., «Педагогика», 1989 г., с.154-157.

vikent.ru

Алфавитный каталог

Алфавитный каталог

Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  • Иванов И. П.  В дни зимних каникул // Вожатый. — 1951. — № 12.
  • Иванов И. П.  Воспитание общим делом. Из опыта Коммуны им. Макаренко // Ленинградская правда. — 1978. — 23 нояб.
  • Иванов И. П.  Воспитательная работа пионерской организации (лекция прочитана в лектории Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний 8 января 1958 года)
  • Иванов И. П.  Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Лен. области. — М.: Педагогика, 1982.
  • Иванов И. П.  Город весёлых мастеров // Клуб и художественная самодеятельность. — 1974. — № 22.
  • Иванов И. П.  Два подхода к воспитанию // Вожатый. — 1980. — № 1, 2.
  • Иванов И. П.  Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. — 1989. — № 8.
  • Иванов И. П.  Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.
  • Иванов И. П.  Коммунарское движение и коммунарская методика (из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)
  • Иванов И. П.  Лето красное в лагере пионерском // Учительская газета. — 1988. — 26 апр.
  • Иванов И. П.  Макаренко и современность // Ленинградская правда. — 1978. — 12 мар.
  • Иванов И. П.  Материалы для «Книги вожатого» (из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)
  • Иванов И. П.  На радость и пользу людям // Вожатый. — 1983. — № 2.
  • Иванов И. П.  О работе комсомольских организаций педагогических учебных заведений // Советская педагогика. — 1953. — № 6.
  • Иванов И. П.  О самодеятельности и соревновании в работе пионерской организации // Советская педагогика. — 1956. — № 12.
  • Иванов И. П.  О сущности воспитательной работы // Научно-теоретическая конференция, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции: Педагогика. Краткое содержание докладов. – Л.: ЛГПИ, 1967.
  • Иванов И. П.  Отношения общей заботы // Учительская газета. — 1988. — 11 июн.
  • Иванов И. П.  Первоначальный период воспитательной работы с младшими школьниками // Начальная школа. — 1982. — № 8.
  • Иванов И. П.  Разговор с классным руководителем // Вожатый. — 1957. — № 9.
  • Иванов И. П.  Семь заповедей Коммуны // Созидание: теория и методика воспитания. — Санкт-Петербург, 2003.
  • Иванов И. П.  Содружество комсомольцев и пионеров // Воспитание школьников. — 1982. — № 2.
  • Иванов И. П.  Творчество, помноженное на науку // Вожатый. — 1984. — № 8.
  • Иванов И. П.  Товарищество // Учительская газета. — 1988. — 27 фев.
  • Иванов И. П.  Только ваши добрые дела // Ленинские Искры. — 1975. — 6 дек.
  • Иванов И. П.  Участие младших школьников в коллективном изучении и улучшении окружающей их жизни // Научно-теоретическая конференция, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции: Педагогика. Краткое содержание докладов. – Л.: ЛГПИ, 1967.
  • Иванов И. П.  Формирование юных общественников и организаторов : Очерки методики воспитательной работы школы. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1969.
  • Иванов И. П.  Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989.
  • Иванов Н.  Январский десант (из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)
  • Иванов Н. А.  Жизнь или педагогические иллюзии? // Педагогика общей заботы. — СПб: «Образование», 1996.
  • Иванов Н. А.  Шкраб, или Экзарх карасукский — Оренбург, 2018.
  • Иванова Л. А.  Будущее в настоящем — жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова. — Санкт-Петербург, 1998.
  • Ионин И. В.  Школа-колония Красные зори : Из опыта детской трудовой школы-колонии. — Л, 1933.
  • Макаренко А. С.  Воспитание в семье и школе // Пед. соч. в 8-ти томах. — М.: Педагогика, 1984. – т. 4.
  • Макаренко А. С.  Коммунистическое воспитание и поведение // Пед. соч. в 8-ти томах. — М.: Педагогика, 1984. – т. 4.
  • Макаренко А. С.  Лекции о воспитании детей // Пед. соч. в 8-ти томах. — М.: Педагогика, 1984. – т. 4.
  • Макаренко А. С.  Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. в 8-ти томах. — М.: Педагогика, 1983. – т. 1.
  • Макаренко А. С.  Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Пед. соч. в 8-ти томах. — М.: Педагогика, 1984. – т. 4.
  • Макаренко А. С.  О моём опыте // Пед. соч. в 8-ти томах. — М.: Педагогика, 1984. – т. 4.
  • Макаренко А. С.  Проблемы воспитания в советской школе // Пед. соч. в 8-ти томах. — М.: Педагогика, 1984. – т. 4.
  • Макаренко А. С.  Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч. в 8-ти томах. — М.: Педагогика, 1984. – т. 4.
  • Макаренко А. С.  Семья и воспитание детей // Пед. соч. в 8-ти томах. — М.: Педагогика, 1984. – т. 4.
  • Макаренко А. С.  Цель воспитания // Пед. соч. в 8-ти томах. — М.: Педагогика, 1984. – т. 4.
  • Макаренко Г. С.  Характер и культура (из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)
  • Максакова В. И.  Штаб школьников г.Архангельска как педагогический феномен // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра. Межрегиональная научно-практическая конференция. — Архангельск, 2001.
  • Малов В.  Потомки Колумба // Ленинские искры. — 1965. — 26 июн.
  • Маслюк О. Н.  Педагогическая система И. П. Иванова в современном контексте духовно-нравственного воспитания школьников : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Рязань, 2002.
  • Материалы для методических рекомендаций по теме: «Лагерный сбор как комплексное средство воспитательной работы» (из материалов Кафедры коммунистического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена)
  • Машенина Э. В., Борисова Л. Г.  Организаторская деятельность пионеров (доклад на Педагогических чтениях АПН РСФСР в январе 1958 г.)
  • Мудрик А. В.  Социальное творчество и технология // Учительская газета. — 1988. — 23 янв.
  • Слободчиков В. И.  Детские сообщества // Виноград. — 2008. — № 5.
  • Слободчиков В. И.  Педагогика Антона Семёновича Макаренко — социально-педагогическое открытие XX века // Народное образование. — 2006. — № 6.
  • Смоленцева О. В.  Воспитательные возможности методики И. П. Иванова
  • Соколов Р. В.  Апология И. П. Иванова и коммунарской педагогики общей заботы
  • Соколов Р. В.  Звенья в бесконечной цепи
  • Соколов Р. В.  История коммунарства: ретроспектива и перспектива
  • Соколов Р. В.  Судьба коммунарства // На путях к новой школе. — 2002. — № 5.
  • Соловейчик С. Л.  Воспитание испытанием // Комсомольская правда. — 1975. — 11-12 мар.
  • Соловейчик С. Л.  Жизнь Иванова // Учительская газета. — 1987. — 26, 28, 31 мар, 2, 4, 7 апр.
  • Соловейчик С. Л.  Коммуна, год пятый // Комсомольская правда. — 1963. — 31 июл.
  • Соловейчик С. Л.  Урок длиною в жизнь // Учительская газета. — 1985. — 17 дек.
  • Соловейчик С. Л.  Фрунзенская коммуна // Комсомольская правда. — 1962. — 10 янв.
  • Сорока-Росинский В. Н.  Нат Пинкертон и детская литература // Педагогические сочинения. — М. : Педагогика, 1991.
  • Сорока-Росинский В. Н.  Трудновоспитуемые // Педагогические сочинения. — М. : Педагогика, 1991.
  • Сорока-Росинский В. Н.  Школа Достоевского // Педагогические сочинения. — М. : Педагогика, 1991.
  • Суворова Т. В.  Создание условий патриотического воспитания в коллективе отдела гражданского и патриотического воспитания ДДЮТ Фрунзенского района Санкт-Петербурга
  • Судаков И. П.  Воспоминания об А. С. Макаренко (из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)
  • Сыч Н. А., Жежко М. В.  О пионерских звеньях и соревновании в дружине (из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)
  • Чудная Н.  Верный эталон // Удивительный человечище : воспоминания об А. С. Макаренко / лит. запись А. Каштаньера. — Харьков: Харьковское книжное издательство, 1959.

kommunarstvo.ru

«Из опыта использования Коммунарской методики в работе со студентами»

«Из опыта использования Коммунарской методики в работе со студентами»

Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

КОНОНОВА Ольга

Факультету психологии Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова в 2008 году исполнилось всего 2 года. До этого почти 10 лет он был отделением факультета психологии и социальной работы. В процессе становления нового факультета появились новые должности, в частности — должность заместителя декана по воспитательной работе. Так случилось, что эту должность предложили занять мне. Столкнувшись с воспитательной работой, я оказалась в затруднительной ситуации. Перед тобой ставят задачу воспитания студентов, но никто не говорит, как это делать. К тому времени у меня было два момента, на которые я могла опереться. Во-первых, знания психологии и, во-вторых, некоторый опыт работы со школьниками и студентами в Архангельском городском штабе школьников им. А. П. Гайдара. Как известно штаб школьников работает по коммунарской методике.

Мы не будем сейчас останавливаться на изложении принципов коммунарской методики воспитания. Работ, посвященных ее описанию достаточно много. Это прежде всего работы автора методики — Игоря Петровича Иванова и его последователей: работы Н. П. Царевой, И. Д. Аванесян, Р. В. Соколова, В. А. Караковского, О. С. Газмана, О. В. Лишина и т. д.

Естественно, я решила действовать с опорой на коммунарскую методику. Приходилось начинать все с нуля. Действовать методом проб и ошибок, набивать шишки и, как выяснилось позже, изобретать велосипед. Оказывается, многое из того, над чем я ломала голову, уже кем-то было исследовано, доказано и подробно описано. Тем не менее, хотелось бы как-то обобщить опыт этой трудной, но весьма интересной работы.

Начать хотелось бы с того, что я убедилась на собственном опыте, что коммунарство отлично приживается в студенческой среде, а коммунарская методика (если правильно ей следовать) очень быстро дает хорошие результаты. Секрет успеха: отношения товарищества (которые естественно начинаются с воспитателя), организация деятельности заботы о ком-то или о чем-то и коллективная организация жизни. И. П. Иванов писал, что процесс воспитания — это включение ребенка в деятельность на «пользу и радость людям», в деятельность заботы. Как ее организовывать? «Только вместе с самими воспитанниками, только объединяя свои, педагогически направленные организаторские действия с собственными организаторскими усилиями каждого школьника, только в коллективной организаторской деятельности, руководимой воспитателями» (Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов. Очерки методики воспитательной работы школы.— Л., 1969.- с. 11).

В нашем случае забота выражается в заботе о факультете (организация и проведение учебы актива факультета психологии «Апрельский слет», традиционный праздник, посвященный Дню рождения факультета, издание факультетской газеты «Пси-фактор», подготовка фотогазет, рассказывающих о жизни факультета, работа с сайтом факультета и т. д.), в заботе студентов старших курсов о студентах младших курсов (с этого начинается учебный год, знакомство с новыми ребятами, организация для них экскурсии по университету, похода первокурсника, знакомство с преподавателями кафедры психологии в виде игры «Что? Где? Когда?» и т. п.), в заботе младших курсов о старших (подготовка «Экватора» и Последнего звонка), забота об Университете (участие в подготовке общеуниверситетских мероприятий, работа в Студенческом совете Университета, работа по изданию университетской студенческой газете и т. д.), в заботе о друзьях факультета (взаимодействие с Детским домом, организация праздников, походов и т. д.) Самым ярким делом нашего Студенческого совета факультета стал, конечно, Апрельский слет, организованный по традициям и законам коммунарства.

Как некий результат работы — организованное самоуправление с хорошо продуманным «живым» положением, традиции и привычка ребят быть активными, инициативными, творческими, самостоятельными и трудолюбивыми, привычка работать коллективно и дружно, привычка самим искать места приложения своих сил.

Думается, что коммунарская методика так хорошо и гармонично входит в жизнь студентов по нескольким причинам:

1. Некий романтизм юношеского возраста. Как отмечает В. А. Караковский: «Коммунарство очень соответствует духу юности, романтики… Вообще в коммунарском быте много игр, ритуалов, которые люди трезвого делового склада просто не поймут. Реалисты просто не растрачивают себя на долгие лирические разговоры у костра; они спокойно спят по ночам, восстанавливают свои силы. Они не будут сломя голову кидаться на первый зов о помощи — сначала подумают, взвесят все «за» и «против». Романтики устраивают себе ночные тревоги, свято верят в дружбу и, забывая о себе, живут для улыбки товарища. Их зовут чудаками, снисходительно улыбаются вслед: чем бы дитя не тешилось … Но без таких чудаков жизнь была бы серой и скучной. Да и когда «чудить», если не в юности!» (Караковский В. А. Коммунарство — технология высокой романтики.// Народное образование.— 2000, №4-5.— c.37-43).

2. Притязание на признание. Для юношеского возраста важным становится собственный успех, собственная способность к созданию чего-то значимого. В этом возрасте молодой человек переходит с позиции «дайте мне, я хочу» на позицию «я отдаю, я могу». Коммунарство, как нельзя лучше, позволяет удовлетворить юноше эту потребность. С одной стороны, это связано с организацией полезных дел, а с другой стороны с общением с позиции старшего при реализации заботы о ком-либо или о чем-либо. Однако позиция «я отдаю, я могу» сегодня не является общекультурным символом взрослости. Для современной России таким символом можно назвать финансовые достижения. Многие специалисты указывают на то, что массовый инфантилизм — это одна из характерных черт нашего современного общества (Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.— М., 2002.— c. 41). В этом, вероятно, и состоит корень одной из тех проблем, о которой мы будем говорить ниже.

3. Общение со сверстниками и старшими. На юность приходится так называемый пик межличностного общения (Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.— М., 2002.— c. 65). Коммунарство насыщает молодого человека общением, причем общением на высоком уровне доверительности, комфортности, на основе интересных и полезных дел.

4. Личностное самоопределении, как основная задача возраста. Самоопределение предполагает активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и выяснение на этой основе смысла собственного существования (Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.— М., 2002.— c. 42). Коммунарство предлагает юноше целый веер возможностей для «испытания себя», пробы себя в разнообразных ролях и деятельностях. Позволяет понять, что юноше дается лучше других, что вызывает интерес, что является важным, ценностным. Таким образом, возрастные особенности юношеского возраста являются хорошим условием для использования коммунарской методики в работе со студентами.

Еще одним фактором, позволяющим эффективно использовать методику коллективного творческого воспитания в этой среде, по-нашему мнению, являются длительные традиции студенчества. В нашем обществе еще живо представление о студентах, как об активной, творческой части молодежи. Традиционные студенческие походы, любовь в песням и гитаре, многообразные студенческие объединения по интересам и т. д. — все это своеобразные атрибуты студенческой жизни в представлении российского общества.

Но, к сожалению, в нашей работы мы столкнулись и с некоторыми проблемами.

Во-первых, как показывает наш опыт работы со студентами (и он совпадает с данными О. В. Лишина), привлечь к общественно-полезной деятельности, увлечь заботой о ком-то можно лишь тех юношей и девушек, которые имели хотя бы минимальный опыт участия в подобной деятельности в подростковом возрасте. В наш студсовет каждый год приходили новые ребята (как правило, студенты 1 или 2 курса), и я всегда задавала им один и тот же вопрос: «А как у вас в школе была построена воспитательная работа?» В ответ можно было услышать истории о замечательном классном руководителе, который смог сделать обычный класс дружным и активным, об учителе физкультуры, который увлек всю школу зимними походами к дальним лесным избушкам, об учителе физики, который играл на гитаре и часто вместе с ребятами устраивал вечера бардовской песни и т. д. В другой ситуации, студенты рассказывают о традиционных семейных походах в горы или на море, о песнях у костра и большой дружной семье. Так или иначе, эти студенты получили опыт товарищеского общения со сверстниками и старшими, почувствовали радость от доброго бескорыстного дела, поверили в свои творческие и организаторские способности еще в подростковом возрасте, и теперь они уже не могут жить по-другому и ищут возможности для творческой самореализации и комфортной ситуации общения в дружном коллективе. К сожалению, таких студентов меньшинство. Из группы в 30 человек обычно подобный опыт имеют 6-7 студентов. Привлечь к внеучебной работе студентов, не имеющих такого опыта, можно лишь под предлогом повышения личного статуса в группе (выступить на большом концерте, быть ведущим на вечере) или профессионального роста (вы же будущие психологи, вам полезно пообщаться с детьми из детского дома) или под влиянием авторитетного лица (вы должны! это традиция факультета). Такое привлечение ненадежно, и большая часть этих студентов скорее всего рано или поздно потеряет интерес к этому виду деятельности.

И действительно подростковый возраст с его ведущим видом деятельности (по Д. И. Фельдштейну: социально-значимая общественно-полезная деятельность, мотивами которой становятся чаще всего общение и самоутверждение) как нельзя лучше подходит для полноценной реализации воспитательных задач именно в рамках коммунарской методики. Рассуждая таким образом, О. В. Лишин дает следующее определение методике И. П. Иванова: «система воспитательной работы, основанная на педагогически целесообразном использовании ведущей деятельности подросткового возраста — общественно полезной (она же социально значимая), но не стихийно сформировавшейся, а специально построенной» (Лишин О. В. Психологические аспекты коммунарской методики.// Коммунарская методика: вопросы теории.— М., 1988).

У юношеского возраста другой ведущий вид деятельности — профессионально-личностное самоопределение. «Для этой деятельности, помимо ее специализации, характерен смысл личного совершенствования, профессионального самоопределения, что требует от человека повышенного внимания к себе самому, своим навыкам и умениям как к цели деятельности» (Лишин О. В. Психологические аспекты коммунарской методики.// Коммунарская методика: вопросы теории.— М., 1988). Именно поэтому так много среди старшеклассников и студентов тех, кто откровенно и честно считает, что его основная задача — учится, а значит думать о своем будущем, а не участвовать в каких-либо пусть даже интересных мероприятиях, не «заботиться о своих близких и далеких друзьях».

Кроме того, напомним еще о раз о проблеме юношеского инфантилизма, характерного для современной молодежи. Потребительская, эгоистическая позиция по отношению к окружающему миру.

Таким образом, в ходе нашей практической деятельности, мы пришли к выводу, что успешная воспитательная работа со студентами осуществима лишь в след за успешной воспитательной работой в школе.

Второй проблемой в нашей работе стало отсутствие единомышленников. Как указывает С. А. Шмаков (и мы с ним полностью согласны) коммунарская методика «ориентирована не на одиночек-воспитателей, даже самых сильных, а на «ансамбли» единомышленников, на «могучие педагогические кучки», которые очень трудно создаются и весьма легко разрушаются…» (Шмаков С. А. Коллективная деятельность как основной компонент коммунарской методики.// Коммунарская методика: вопросы теории.— М., 1988.— c. 29-30). Начиная строить воспитательную работу, я столкнулась с тем, что на факультете почти никто не был знаком с коммунарством, не имел опыта участия в коммунарских сборах или в работе коммунарских организаций. Абсолютное большинство и преподавателей, и студентов даже словосочетание «коммунарская методика» слышали впервые. Вспомним опыт спутников Фрунзенской коммуны, или опыт многих коммунаров вернувшихся со сбора в свою школу. Как сложно заразить коммунарством окружающих, если ты один. Известно, что заражать коммунарством легче и надежнее всего через включение в особую атмосферу (проще всего это сделать на сборе). А создавать атмосферу одному очень сложно. Но если где-то убедить, где-то уговорить, где-то заинтересовать студентов такой формой организации оказалось возможно, то преподавательский состав принимать участие в воспитательной работе не хотел и в лучшем случае не мешал. Лишь единицы стремились как-то нам помочь. Так, никакого бы воспитания у нас не получилось без активной поддержки нашего декана — Булыгиной Татьяны Борисовны.

Понять преподавателей можно. Огромные нагрузки. Учебная работа, научная, издательская, грантовая деятельность, общественные поручения. На факультете активно работают научные лаборатории, студенческое научное общество, клуб консультантов для студентов старших курсов, студенческая психологическая служба. Времени и сил на походы, чаепития, праздники остается слишком мало. Одно заполнение различных ведомостей отбивает всякое желание задержаться на работе подольше.

Своеобразный выход из данной ситуации — это заражение коммунарством и «обучение» коммунарству в других организациях. Так, мы стали искать возможности участия студентов в коммунарских сборах. Наши студенты приняли участие в слетах «Дорогу весне» в 2007 и 2008 г., организованных педагогическим отрядом Перемена, в Зимовке-2008 и 50-м сборе старшеклассников Архангельского городского штаба школьников. После сборов, работать с ребятами легче, многое можно не объяснять, не доказывать, теперь студенты сами становились носителями ценных для нас идей, традиций, норм и правил.

Казалось бы, вот решение всех проблем, но… простого участия в сборах слишком мало. В такой работе должна быть система и единообразие со стороны всех причастных к воспитанию. А иначе это напоминает лебедя, рака и щуку из басни Крылова. Каждый работает по-своему. Может и хорошо работает, но в другом направлении, по-другому, а значит нет системы и нет целостного процесса воспитания.

И здесь возникает еще один вопрос, извечный вопрос о целях воспитания. Чего мы хотим от наших студентов, какова цель нашей работы? И если для меня ответ был вполне очевиден (воспитание самостоятельности, инициативности, творческости, а главное воспитание заботливого отношения к окружающему миру), то большинство преподавателей над этим просто не задумывались. И работая со студентами, сами того не подозревая, шли вразрез нашей работе. Так, требования покорного послушания, излишний авторитаризм, чрезмерная опека мешали развитию самостоятельности и инициативности. Поддержка в чем-то эгоистических тенденций, невмешательство в не всегда гуманные отношения между студентами нарушали процесс воспитания привычки заботится об окружающих. Именно так рушится система, целость воспитания.

Думается причина такого положения дел в неподготовке преподавателей к воспитательной работе, в отсутствии специальных знаний и умений. И это не смотря на то, что речь идет о преподавателях психологии, которые в теории наверняка знают и о воспитании, и о его средствах и способах. Но, видимо, этих знаний для применения их на практике не достаточно.

В наше время основы воспитания, как в психологии, так и в педагогике преподаются достаточно слабо, без выхода на практику. Отсюда можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в процесс обучения будущих педагогов. И было бы ошибкой не включить в учебный план этих курсов Методику коллективного творческого воспитания.

Таким образом, очевидно, что коммунарская методика прекрасно приживается в студенческой среде. Для этого есть и возрастные, и организационные предпосылки, но успех воспитания человека зависит не только от той группы, в которой он воспитывается, но и от всего общества в целом. Так еще А. С. Макаренко отмечал, что воспитательный коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему взаимоотношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества. А сегодня, к сожалению, единой воспитательной системы нет. И отсюда наши проблемы: отсутствие преемственности с точки зрения воспитания со школой, неподготовленность педагогов к воспитательной работе и неопределенность целей воспитания. Думается, что решение данного вопроса — это задача на уровне государства. Или задача государственной важности. И в завершении, хотелось бы процитировать отрывок из резолюции, принятой в 2007 году в Москве по итогам Российской конференции «Воспитание в школе будущего: стратегии, проекты, технологии»: «Участники конференции считают, что необходимы регулярные общественные слушания в среде педагогической общественности с целью выработки общего понимания содержания программ воспитания и социализации; специальные общественные слушания на уровне Правительства Москвы, регионов, Правительства РФ с целью восстановления значимости социализирующей и воспитывающей функции образования, определения приоритетов деятельности и принятия соответствующих программ и решений».

(выступление на Педагогическом Форуме «Педагогика общей заботы: история и современность» — Санкт-Петербург, ноябрь 2008 г.)

 Идёт загрузка…

kommunarstvo.ru

«Коммунарство» как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

УДК 37.018.7:329.78

ПОЛИЩУК Анна Владимировна, аспирант кафедры педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций

«КОММУНАРСТВО» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Представленная статья раскрывает историю развития и сущность явления «коммунарства» как педагогического феномена, актуализирует принципы и идеи коммунарской системы воспитания с точки зрения их воспитательного потенциала в современных условиях.

Воспитательная система, коллективное воспитание, коммунарская методика, коммунарское движение, коммунарская система воспитания, коллективное творческое дело

Особым периодом развития педагогической мысли и становления новой практики воспитания явился XX век. Советское воспитание с четко выраженными идеологическими установками, ориентированное на гармоническое развитие личности, обретало многообразные формы практического воплощения: от первых единых трудовых школ, детских колоний-коммун, пионерских отрядов, школьных комсомольских организаций до появления различных типов школ, различных воспитательных систем, возникновения коммунарского движения, как поиска возможности преодолеть негативные явления в жизни детских и молодежных общественных объединений послевоенного периода.

Глубокий социально-экономический и политический кризис начала 90-х годов ХХ века, который привел к развалу СССР, к исчезновению комсомольской и пионерской организаций, в школах, породил новые проблемы в практической деятельности школы и необходимость усиления теоретической разработки проблем воспитания и образования.

С.А. Коваль дает такую характеристику обозначенному периоду: «Рубеж 80-90-х оказался не просто перестроечным, а нередко отрицающим тот положительный опыт, что имела советская школа, советская система образования, общественные институты воспитания… Самороспуск комсомола и прекращение деятельности пионерских организаций создали вакуум, который долгое время ничем не был восполнен»1.

Однако уже в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» было указано, что воспитание есть «первостепенный приоритет в образовании», оно должно «стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития …»2.

В решении воспитательных задач сегодняшняя педагогическая практика может опираться не только на те рекомендации, что дает педагогическая наука, особенно в области современных воспитательных технологий, но и на опыт прошлого, учитывая, безусловно, те изменения, что произошли в идеологической направ-

ленности, в политической и социально-экономической ситуации.

Мы разделяем утверждение Н.В. Бордов-ской в работе «Диалектика педагогического исследования», что «проблемы уточнения сущности, содержания и места воспитания среди других категорий педагогики и сегодня актуальны, поскольку смена приоритетов в образовании требует уточнения смыслового наполнения этого понятия и ретроспективного анализа существующих подходов в отечественной культуре и педагогической науке».3

Если обратиться к прошлому педагогическому наследию, то мы убедимся, что ранее уже существовали методики, которые способствовали обретению школьниками личностного и общественного нравственного опыта, становлению жизненного социального самоопределения. Вот почему мы полагаем, что на такое явление советской педагогической практики и теории, как коммунарство, в начале XXI века есть все основания посмотреть как на педагогический феномен.

Коммунарская методика, методика коллективного воспитания, методика коллективного творческого дела, «орлятская» методика, понятия, введенные в практику 50-60-х годов ХХ века Игорем Петровичем Ивановым и его сподвижниками и последователями, нашли свое реальное воплощение в коммунарском движении, или коммунарстве.

Это была методика, которая зарекомендовала себя в таких объединениях 50-60-х годов прошлого века, как КЮФ — знаменитая Коммуна юных фрунзенцев в Ленинграде, КИМ — Коммуна имени Макаренко, организованная в ЛГПИ имени А.И. Герцена, тульский отряд «Искатель», дружины юных культармейцев (ДЮК), многопрофильный городской клуб «Орион» при Доме культуры г. Щелково Московской области. Комму-нарская методика использовалась во Всероссийском пионерском лагере «Орлёнок», в работе Архангельского городского штаба школьников имени А.П. Гайдара и др.

Попытаемся осмыслить этот педагогический феномен, заглянув в историю его становления и развития.

Коммунарство, появившееся на границе 50-60-х годов, являлось закономерным педагогическим явлением, знаменующим ситуацию «оттепели». Оно возникло на определенной идеологической, социокультурной, общественно педагогической, ценностной базах, свойственных этому времени, когда возникла необходимость перестройки в деятельности пионерских и комсомольских организаций.

Начиная с 1963 года о жизни коммунаров стали публиковаться статьи в центральных (журнал «Комсомольская жизнь», страница для старшеклассников «Алый парус» в «Комсомолке»), а также в областных периодических печатных изданиях (газетах «Правда Севера», «Северный комсомолец»). Клуб юных коммунаров, созданный при газете «Комсомольская правда» журналистом С.Л. Соловейчиком, к середине 60-х гг. имел десятки крупных и сотни мелких «секций» в разных городах страны.

В 1961 году, в период широкого распространения коммунарского движения, в Архангельске был создан городской штаб школьников (АГТТТТТТ). В отличие от большинства подобных объединений, которые просуществовали несколько лет, может быть, одно-два десятилетия, Архангельский городской штаб школьников имеет уже более чем сорокапятилетнюю историю и продолжает функционировать и сегодня.

По мнению В.И. Максаковой, АГТТТТТТ «представляет собой феномен, требующий серьезного научно-педагогического анализа… Он едва ли не единственный из множества подобных штабов, в обязательном порядке создававшихся в шестидесятые годы во всех городах, районах, областях, республиках СССР, который не просто живет и действует и сегодня, но и остается значимым социально-педагогическим явлением».4

В 2001 году к 40-летию штаба департаментом образования Архангельской области, Поморским государственным университетом и Архангельским городским штабом школьников была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегод-

ня, завтра». По итогам конференции был издан сборник научных трудов, в котором представлены статьи таких известных ученых, как В.А Караков-ский, В.И. Максакова, Н.П. Царёва и др. Подробный анализ деятельности штаба будет представлен в следующих наших статьях.

Мы считаем, что сегодня, в условиях 2000-х годов, недальновидно объявлять коммунарство историей, давно прошедшим периодом в деятельности комсомольской и пионерской организаций. Обращение к этому наследию обогащает каждого собственным восприятием и собственным отношением, формирует личностное отношение к коммунарской методике, дает представление об истории развития и становления ком-мунарского движения, помогает понять, что же это за феномен — «коммунарство».

Сам термин «коммунарское движение» впервые появился в печати в 1963 году в статье В. Малова и Л. Балашковой, опубликованной журналом «Комсомольская жизнь». По поводу того, что принято называть «коммунар-ским движением», существует несколько опубликованных версий. Они весьма различны, так как их авторы рассматривают это явление с разных позиций. В частности, РВ. Соколов пишет, что «для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин «коммуна» (из-за которого с самого начала и до сих пор участники движения подвергались разного рода подозрениям, нападкам и даже, порой, преследованиям). Термин «коммуна» для самих «сэновцев» представлялся целесообразным, т.к., по их мнению, должен был указывать на идейно-методическую приверженность опыту макаренковской коммуны… Есть основание полагать, что на самом деле «сэновцам» был ближе даже не опыт А.С. Макаренко, а опыт С.Т Шацкого. 5

Действительно, идеи С.Т. Шацкого — это дальняя предыстория «коммунарства», а также в более поздний период опыт «пионерского движения», деятельность коммуны А.С. Макаренко, «тимуровского движения».

С конца 50-х годов понятие «коммунар» стало употребляться в педагогическом смысле -в широком и узком: в широком смысле «комму-

нар» — это член так называемого «коммунарско-го коллектива», в узком смысле «коммунар» -это звание, которое присваивалось лучшим, наиболее опытным членам «коммунарского коллектива».6

О.С. Газман в «Российской педагогической энциклопедии» дает определение «коммунарс-кой методики» — «это система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Основная цель и результат применения коммунарской методики — раскрепощение личности и воспитателя, и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания человека, его способности к социальному творчеству, нравственному самоопределению».7

Одна из учениц и активных исследователей идей И.П. Иванова И.Д. Аванесян указывает, что «… в условиях жесткой, регламентированной общественной и педагогической системы И.П. Иванов разрабатывает методику, в которой заложен и успешно действует механизм формирования демократической культуры отношений. Воспитательное влияние коллектива на личность во многом обеспечивалось заботой о нем, а развитие индивидуальности — высокой степенью свободы самореализации и ориентацией на социальное творчество»8.

Жизненный путь Игоря Петровича Иванова -это свидетельство величия педагогических идей, методической системы, разработанной им для воспитания коллектива и становления личности. Именно эти идеи вызвали к жизни массовое движение, получившее название «коммунарского движения». Их использование талантливыми педагогами, руководителями объединений приводило к превращению возглавляемых ими коллективов в воспитательные системы, где происходило личностное становление участников этих объединений.

Многие из них сами становились педагогами, а будучи специалистами других областей, навсегда сохраняли «коммунарский дух», ком-мунарскую дружбу, сопричастность к творческим коллективным делам.

История коммунарского движения, прошедшая несколько периодов в своем развитии, не только остается в памяти учеников, сподвижников, последователей, а что самое важное -способствует использованию элементов или всей методической системы в новых, современных условиях. Сущность коммунарского движения как педагогического явления следует изучать.

Мы полагаем, что в начале XXI века начался новый период осмысления коммунарских идей в инновационном аспекте.

Не об этом ли размышлял А.В. Мудрик еще в конце 80-х годов, когда он писал: «.суть коммунарства — самостроительство личности в процессе работы на пользу людям. В таком понимании коммунарство — явление многоликое, главным образом, социальное. Реально оно возникло и развивалось тогда, когда появлялась активная личность с идеей, отвечающей социальному заказу и возрастным и социально-психологическим особенностям той или иной группы молодежи. Только личность высочайшей нравственной убежденности способна воодушевить своей идеей или социально ценную идею

сделать личностно значимой. Специфика ком-мунарства в том, что в нем сливается деловая и межличностные сферы. Многообразие форм коммунарства как социального явления убеждает в том, что единая методика организации деятельности для коммунарства не обязательна. Методика — это инструмент, но не более того, так же как коллектив — инструмент формирования личности. Вся история коммунар-ства как социального явления свидетельствует

о том, что оно не внедряемо, но распространяемо. Для того чтобы коммунарство возникло как объединение любого вида, нужна личность определенного типа, который всегда был дефицитным в истории, и в наше время [статья опубликована в 1988 году — А.П. ] не исключение. Почему коммунарство распространяемо? Потому что оно природосообразно и культуросообразно. Коммунарская методика нужна нам сегодня для того, чтобы не только ее копировать, но и думать»9.

Мы разделяем эту позицию А.В. Мудрика и полагаем, что современная педагогическая действительность должна взять на вооружение этот педагогический феномен.

Примечания

1 Коваль С.А. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Архангельск, 2001. С. 95.

2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Модернизация российского образования: документы и материалы. М., 2002. С. 27.

3 БордовскаяН.В. Диалектика педагогического исследования. СПб, 2001. С. 345.

4Максакова В.И. Штаб школьников г. Архангельска как педагогический феномен // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. Архангельск, 2001. С. 28.

5Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. М, 1993. С. 76.

6ИвановИ.П. Созидание: теория и методика воспитания. СПб, 2003. С. 302-303.

1Газман О.С. Коммунарская методика // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 457.

8Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова — путь к совершенствованию воспитательного процесса. СПб, 2002. С. 9.

9 Мудрик А.В. Коммунарство — социально-педагогическое явление // Современная педагогика. 1988. N° 5. С. 77.

Polischuk Anna

COMMUNE EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

The present article discloses the history of development and the essence of commune education as a pedagogical phenomenon. It shows vital topicality of the commune education system principles and ideas under contemporary conditions.

Рецензент — Канарская О.В., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка и литературы Волховского филиала Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

cyberleninka.ru

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА это что такое КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА: определение — Педагогика.НЭС

Коммунарская методика

методика коллективной организаторской или творческой деятельности, методика И. П. Иванова, «орляторская педагогика») – система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА

Это система коллективного творческого воспитания. Более правильно коммунарскую методику следует назвать педагогикой коллективной творческой жизни. (Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. — Киев: «Освита», 1992. — c.8)  

Оцените определение:

Источник: Педагогика общей заботы: понятийный аппарат

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА

система приемов и организационных форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых. В педагогической литературе используются и другие обозначения К.м.: методика коллективного творческого воспитания, методика коллективной творческой деятельности и др. Разработана в России в 60-х гг. 20 в. И.П. Ивановым и другими педагогами для учебных заведений и внешкольных учреждений на основе педагогических идей А.С. Макаренко. Апробирована как методика коллективной организаторской деятельности Ивановым, Л.Г. Борисовой и Ф.Я. Шапиро в созданной ими Коммуне юных фрунзенцев — сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном доме пионеров. Методика включала 3 осн. направления: коллективное планирование, повседневную организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку ее результатов. Разработку методики продолжил коллектив студентов и преподавателей ЛГПИ им. А.И. Герцена (Коммуна им. А.С. Макаренко, 1963-73). Идеи К.м. были также положены в основу деятельности Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок», где в 1963-66 О.С. Газман, А.Ф. Дебольская и другие педагоги создавали модель образа жизни коммунарского коллектива. К.м. возникла как новаторская система воспитания, которая противопоставлялась официальной педагогике. С 80-х гг. К.м. развивалась в русле педагогики сотрудничества. Центральное звено К.м. — общая творческая забота об улучшение окружающей жизни. Осн. положения К.м.: создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов; организация социально значимой и интересной для всех деятельности; построение самоуправления ученического на принципах сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в активную работу; особые отношения в коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом. В К.м. деятельность организовывалась по тематическому признаку (общественная, познавательная, художественно-эстетическая). Особую роль играл коммунарский сбор, который выступал как средство эмоционального сплочения коллектива. См. также Пионерская организация

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

didacts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *