Коммуникация и общение – Тема 1. Общение и коммуникация

Содержание

Чем общение отличается от коммуникации

Общение как понятие по-разному воспринимается психологами, философами, творческими личностями и просто людьми, которые не особо задумываются над содержанием этого понятия, когда говорят друг с другом по телефону или обсуждают с близкими семейные проблемы. В определения смысла терминологически строгого слова коммуникация расхождение мнений не настолько выражено. Многие вообще считают, что коммуникация и общение – одно и то же. Так ли это?

Определение

Общение – многоплановый процесс речевой, интеллектуальной и психической деятельности человека, направленной на установление и развитие контактов с другими людьми.

Коммуникация – совокупность вербальных и невербальных операций, в результате которых происходит обмен информацией на уровне межличностного взаимодействия.

к содержанию ↑

Сравнение

Важнейшее свойство общения – универсальность, способность объединять все виды человеческих взаимоотношений, которые удовлетворяют потребность в совместной деятельности и дают возможность каждому через взаимопонимание с другими осознавать себя уникальной личностью.

К этим видам относятся, прежде всего, коммуникация, взаимодействие между участниками общения и их непосредственное восприятие друг друга в качестве партнеров, ведущих диалог.

Коммуникация как вид общения обладает важнейшими функциями, включающими, кроме речевой деятельности человека, визуальные и тактильные способы восприятия им информации в виде жестов, мимики, позы, интонации.

В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию речи и собеседнику. Он может улыбаться или хмуриться, произносить фразы в ироничном тоне или подчеркивать важность сказанного легким касанием руки партнера, кивать в ответ на услышанное в знак согласия или, наоборот, чуть откидываться, демонстрируя недоверие к чьим-то словам. Вербальный контакт дополняется невербальной информацией, и только в такой форме становится основой общения.

Коммуникация и все ее процессы тесно связаны со знаковыми системами. В них входят алфавит, числовые и другие символы, дорожные знаки, условные обозначения, цветовые и звуковые сигналы. Их использование позволяет устанавливать дистанционное общение, если непосредственный контакт участников невозможен.

Общение как форма межличностных отношений сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными. Если коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией между людьми, то перцептивная регулирует их восприятие друг другом, а интерактивная способствует организации взаимодействия между ними по типу личного, делового или официального общения.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Коммуникация – один из видов межличностного взаимодействия. Общение объединяет все виды человеческих взаимоотношений.
  2. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения информации. Функцией общения является установление и развитие контактов между людьми.
  3. Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и речевой деятельностью. Общение сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными.
  4. В коммуникации важным моментом является получение и оценка информации, включая способ ее подачи. В общении важны и содержание, и эмоциональный фон.

thedifference.ru

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии



В статье рассматриваются такие понятия как «общение» и «коммуникация». Анализируются определения данных феноменов с точки зрения психологии. Сравниваются понятия «общение» и «коммуникация», выделяются и описываются основные признаки их разграничения.

Ключевые слова: коммуникация, общение, кодирование, декодирование, информационный обмен, психический контакт, коммуникационная модель

The article provides an overview and analysis of the definitions of such phenomena as “socialization” and “communication” from the point of view of psychology. It compares the concepts of “socialization” and “communication”, and analyses the main signs of the differentiation of these concepts.

Key words: communication, socialization, an encoding process, a decoding process, information exchange, emotional bond, the communication model.

В русском языке общение и коммуникация часто используются как синонимы, независимо от их различного происхождения. Однако, содержание понятий «общение» и «коммуникация» близки, но не тождественны.

Слово «Общение» является старославянизмом, вошедшим в древнейшую пору в состав русского литературного языка. Это слово в старославянском языке означало 1) сообщество, сношение, участие; 2) причастие — оно сохраняло и в языке древнерусской письменности до конца XVII — начала XVIII в. В «Словаре Академии Российской» слово «общение»признано «словенским». Его употребление иллюстрируется только библейскими, церковнославянскими выражениями. Его значения определяются так: 1) Участие. 2) борьба за подаяние, снабдевание кого потребнымь. 3) Причащение, причастие. Очевидно, слово «общение»также не входило в общелитературный активный словарь XVIII в. и не было включено в лексическую норму русского литературного языка конца XVIII в. Оно оставалось за пределами живых литературных стилей и в первой трети XIX в. Во всяком случае, словарь 1847 г. квалифицирует это слово, как «церковное», т. е. в общелитературном языке первой четверти XIX в. неупотребительное или не очень употребительное. В слове «

общение»отмечаются те же три церковнославянских значения, которые указаны в словарях Академии Российской: 1) Сообщество; 2) Подаяние. 3) Причащение. [1, с. 134]

Позднее в словаре Даля было указано новое общелитературное понимание слова «общение», отличное от его старинного церковного употребления: «действие по глаголу (общаться), сообщенье, сообщество, взаимное обращенье с кем» црк. «подаяние, милостыня». Святоеобщение, причащенье. [2, с. 654]

Что касается слова «коммуникация», в латинском языке имеется слово «communicare» означает не только «общаться», но и «делать нечто общим; делиться чем-либо; действовать заодно, сообща». Как и русское слово «общение», communicatio имеет корень одинаковый с прилагательным «общий» (communis). Подразумевается, что общение завязывается вокруг какого-либо общего предмета, который выступает в качестве субстанции процесса общения. [3, с. 2]

Существует три точки зрения о соотношении этих понятий. 1. Многие лингвисты настаивают, что они тождественны. 2. Психологи и культурологи утверждают, что общение шире социальной коммуникации.

Философ и психолог Б. Д. Парыгин выделил следующие параметры процесса общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального и невербального общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. [4, с. 140] Философ и культуролог М. С. Каган в свою очередь считает, что «общение» имеет и практический, материальный, и духовный, информационный характер, тогда как «

коммуникация» — это чисто информационный процесс, т. е. передача сообщеий. Подлинное общение — это именно субъект-субъектная связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела». Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение диалогично. Подлинное общение — это Я+Ты=Мы; это явление обусловлено этимологией русского слова «общение», которая раскрывается через термин «ОБЩЪ» — вместе, совместно. [5, с. 144] 3. Понятие «коммуникация» шире общения: оно включает в себя и технические аспекты, и обмен информацией в обществе в целом и в его подсистемах. [6, с. 24]

«Общение», в целом, является одним из основных психологических категорий с гораздо более богатым содержанием, и которое более полно раскрывает сложность человеческих отношений по сравнению с коммуникацией, которая отражает в первую очередь информационные процессы.

Общение и коммуникация являются объектами научного интереса уже в течение долгого времени — и за это время было предложено огромное количество дефиниций.

Так, например, основатель информационного подхода, Клод Элвуд Шеннон определил, что «коммуникация является передачей и приёмом информации».

Джессика Груган считает, что коммуникация является непрерывным процессом, в течение которого люди взаимодействуют друг с другом и устанавливают взаимоотношения.

Более полное определение было представлено Национальным совместным комитетом США в сфере коммуникационных потребностей для лиц с тяжелыми формами инвалидности «любой акт, при помощи которого индивид предоставляет или получает информацию о потребностях, желаниях, восприятиях, знаниях или аффективном состоянии другого индивида. Коммуникация может быть интенциональной или неинтенциональной, содержать конвенциональные и неконвенциональные сигналы, принимать лингвистические и нелингвистические формы». [7]

Р. Адлер и Н. Тоун описывают коммуникацию как «процесс, по меньшей мере, между двумя людьми, который начинается, когда один человек хочет общаться с другим. Коммуникация возникает в качестве мысленных образов внутри человека, который желает передать эти изображения другому человеку. Мысленные образы могут включать в себя идеи, мысли, фотографии и эмоции». [8, c. 79] Человек, который хочет общаться называется «отправителем». Для того чтобы передать изображение другому лицу, отправитель должен сначала перенести или перевести изображения в символы, которые получатели смогут понять. Зачастую символами являются слова, но также могут быть фотографии, звуки или информацию, которую можно считать (например, потрогать или почувствовать запах). Только через символы ментальные образы отправителя могут иметь смысл для получателей. Процесс перевода изображений в символы называется кодированием. Цели кодирования — доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Иными словами, получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем.

После того, как сообщение было закодировано, следующим уровнем в процессе коммуникации является передача сообщения получателю.Когда сообщение уже получено другим лицом, происходит процесс декодирования. Подобно тому, как отправитель должен кодировать свои сообщения в рамках подготовки к их передаче по коммуникационным каналам, получатели должны воспринимать и интерпретировать символы, а затем декодировать информацию обратно в образы, эмоции и мысли, которые имеют смысл для них. Следовательно, декодирование — это обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю. В более широком плане это: а) процесс придания определенного смысла полученным сигналам; б) процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения. Если смысл сообщения будет адекватно расшифрован получателем, то его реакция будет именно такой, какую и стремился вызвать отправитель (источник) сообщения. Однако, то, как получатель расшифрует сообщение, в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей восприятия информации, присущих каждому человеку.

Янкулова-Цветкова Й. определяет «общение» как взаимодействие между людьми на разных уровнях, когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Следовательно, можно выделить три основных функции: познавательную, эмоциональную и коннотативную.

Познавательная функция связана с развитием когнитивно-интеллектуальной сферы личности, что предполагает передачу знаний и информации, а также передачу навыков и умений.

Эмоциональная функция имеет два аспекта: 1. эмоциональная глубина общения и 2. интенсивность эмоционального обмена, с одной стороны, и с другой стороны — возможность развития эмоционального восприятия, как своего собственного внутреннего мира, так и чужого. Именно через общение, вступая в контакт с эмоциями окружающих нас людей, это вызывает эмоции в нас самих. Коннотативная функция связана с волевой сферой личности, что предполагает совокупность волевых качеств, характеризующую личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. [9, c. 121]

Таким образом, «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий. Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Тем не менее, без общения наша жизнь была бы немыслима — в онтогенезе это означает приобщение формирующегося человека к окружаемому его миру. Коммуникативные способности развиваются в общении, в освоении культуры человеческих отношений. Конечными продуктами развития и саморазвития человека становятся передаваемые ему накопленные человечеством знания. В этом процессе социализации индивида, в процессе социального бытия, врастания человека в культуру, освоения им законов, правил, норм общежития формируется сознание человека как система знаний, интегрирующая психические процессы и состояния свойства его личности, и развивается самосознание как системе интегрирующая свойства индивидуальности.

Литература:

  1. Замкова В. В. Славянизм как стилистическая категория в русском литературном языке XVIII века. Л. 1975. — 223 с.
  2. http://slovar-dalja.ru/ дата обращения 11.06.2016 г.
  3. http://psychology.academic.ru/ дата обращения 11.06.2016 г.
  4. Парыгин Б. Д. «Основы социально-психологической теории». М., 1971. С. 221
  5. Каган М. С. «Мир общения». М., 1998. С. 143–146.
  6. «Основы теории коммуникации» / Под ред. М. А. Василика. М., 2003. С. 24–27.
  7. http://www.asha.org/uploadedFiles/asha/publications/cicsd/1992GuidelinesforMeeting.pdf дата обращения 12.06.2016 г.
  8. Adler, R., & Towne, N. (1978). Looking out/looking in (2nd ed.). New York: Holt, Rinehart and Winston. Maslow, A. (1970). Motivation and personality. New York: Harper & Row.
  9. Янкулова-Цветкова, Й. «Современные аспекты психологии образования». С., 2006 Пропеллер. С. 120–135.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникация, слово, общение, получатель, словарь Академии, русское слово, психический контакт, подлинное общение, обмен информацией, смысл сообщения.

moluch.ru

Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума. От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Общение – процесс сложный и многоступенчатый

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную. Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – составная часть процесса общения

Коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

Чем же отличаются

  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:

  • Письменная речь.
  • Устная речь.
  • Невербальные сигналы.

Отличия коммуникации от общения

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

vchemraznica.ru

Чем общение отличается от коммуникации

Важность общения

Постоянные взаимодействия между членами общества обуславливаются на двух уровнях. С одной стороны, это социальная жизнь – то есть жизнь, полезная для общества, с другой стороны – личная жизнь, которую человек выстраивает произвольно в зависимости от своих индивидуальных потребностей в общении. То есть, на первом – социальном – уровне мы все взаимодействуем между собой, вне зависимости от того, хотелось бы нам того или нет.

На этом уровне обеспечивается поддержание общественного устройства и порядка, каждый член общества вносит свой вклад в функционирование этой отлаженной системы, являясь одновременно и потребителем товаров и услуг, и производителем, а также поддерживает институты медицины, образования и правопорядка. Поэтому общение – неотъемлемая часть жизни человека, как социального организма. Многие путают коммуникации и общение. Отличия, между тем, довольно существенны.

Общение – многосложный процесс

В повседневной жизни мы воспринимаем общение как само собой разумеющееся, и не разделяем его на составные части. Мы не задумываемся, например, о своих действиях, когда утром за завтраком просим кого-нибудь поставить поближе сахарницу.

Однако с точки зрения психологии общению можно дать определенную характеристику и выделить основные аспекты. Здесь существуют две разные области – объективная и субъективная. Объективная область общения выражается в фактических связях, таких, как зависимость, подчинение, кооперативность, взаимовыручка. Субъективная область выражается в личностных отношениях участников друг к другу. При этом объективная и субъективная области находятся под непрестанным взаимным влиянием. Общение, как сложный процесс налаживания и поддержания контактов между людьми, осуществляется путем коммуникации, взаимодействия, и взаимовосприятия, и нужно понимать, чем общение отличается от коммуникации.

Коммуникация как часть общения

Коммуникация, как один из аспектов общения, являет собой процесс обмена информацией. Важно усвоить не только чем общение отличается от коммуникации, но и разницу между коммуникацией и другими составляющими общения. В отличие от взаимодействия, она несет чисто теоретический характер, без практических действий и поступков, влияя на взгляды оппонента и мотивируя его к определенной активности. И, в отличие от взаимовосприятия, она не включает в себя субъективных ощущений индивида, хотя может влиять на взаимовосприятие, а также способ и окраска коммуницирования могут изменяться в зависимости от взаимовосприятия. Можно сказать, что коммуницирование – это способ непосредственного влияния людей друг на друга.

Важно понимать, что здесь имеется в виду именно процесс взаимного обмена информацией, который ведет к оптимизации совместной деятельности. Для успешного коммуницирования все участники должны иметь общий свод символов и понятий, быть взаимозаинтересованными, а также сосредоточенными на усвоении и принятии информации. К средствам коммуникации можно отнести устную и письменную речь, невербальное взаимодействие.

Коммуникация и общение – не одно и то же

Чем общение отличается от коммуникации? Коммуникация является всего лишь одной из составляющих многогранного процесса общения. Несмотря на то что она является двусторонним механизмом передачи и принятия информации, она не может описать сложных личностных связей, возникающих между людьми. Коммуникация непосредственно не выражает образность мысли, которая возникает в голове человека относительно своего собеседника. А также она не включает в себя другие проявления человеческого взаимодействия. Оптимизируя совместную деятельность, сама она деятельностью не является, и все поступки выходят за рамки коммуникации. По этой причине, как правило, достичь эффективного коммуницирования намного проще, чем преуспеть в остальных аспектах – для осуществления качественного обмена информацией и идеями существует множество различных инструментов. Чтобы достоверно сообщать о своих намерениях, передавать данные, задавать вопросы, люди пользуются едиными языком, специфическими понятиями, понятными жестами и символами.

Вне зависимости от того, чем общение отличается от коммуникации, это все средства, общепринятые среди конкретной группы лиц, размер которой может быть абсолютно любой – неважно, это два человека, одна семья, спортивная команда, служащие офиса, работники одной сферы, граждане одного государства, носители одного языка, или все люди в мире. Это деление может также не зависеть от временных или территориальных рамок, своя система знаков и выражений может существовать в пределах, скажем, определенной субкультуры.

Коммуникация, взаимодействие и взаимовосприятие как составные части общения

Чтобы понять, чем общение отличается от коммуникации, в чем разница между коммуникацией и другими составляющими общения, нужно рассмотреть еще один важный момент.

Коммуникация, в отличие от полноценного общения, может осуществляться с иллюзорным партнером, например, с животным.

Все мы знаем, что животные поддаются дрессировке. Кроме того, учеными доказано, что многие виды животных понимают человеческую речь и, более того, реагируют на нее сообразно ситуации.

Она возможна даже с неживым объектом, таким, как компьютер, или другой оперативно-вычислительный прибор.

Наглядно показывая, чем общение отличается от коммуникации, таблица приводит для сравнения характеристики различных составляющих общения и их относительность касательно потенциального объекта.

Общение
Составляющая общенияХарактеристикаПотенциальный объект
КоммуникацияОбмен информациейЧеловек, иллюзорный партнер, неживой объект
ВзаимодействиеСовершение действий, направленных на общую активностьЧеловек, иллюзорный партнер
ВзаимовосприятиеФормирование субъективного восприятия и взаимное психологическое влияниеЧеловек

Эффективная коммуникация – составляющая полноценного общения

Эффективность коммуникации складывается из нескольких факторов, степень значения которых нельзя определить однозначно, вследствие индивидуальных особенностей разных людей. На успешность обмена информацией оказывают воздействие доступность и понятность информации, ее ценность, и, как правило, уникальность, а также авторитетность говорящего и персональные симпатии или антипатии. Отличие общения от коммуникации в том, что при полноценном общении происходит не только передача и усвоение определенных посланий, но также деятельность направлена на формирование восприятия одного человека другим, на выстраивание межличностных мостов и на всестороннее развитие отношений.

fb.ru

1.2. Понятие общения. Общение и деятельность. Общение и коммуникация

Потребность в общении – одна из важнейших потребностей человека. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды. В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия «взаимодействие», которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлений.

Общение представляет собой сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками.

Общение – это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются, они общаются в процессе выполнения ими различных функций в деятельности.

В науке сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Собственно общение определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности.

В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Но, естественно, люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, «предметно-проблемное». Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, потому что в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела). Здесь есть и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

С другой стороны категория общения может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б. Ф. Ломов, В. В. Занков, А. А. Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Очевидно, любой человек может вспомнить множество повседневных ситуаций, когда общение состоялось, хотя и не было вызвано потребностью в совместной деятельности.

Идея автономности и самоценности общения может быть также обоснована теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу). Как известно, гуманистическая психология относит потребности в общении в разряд основных.

Человек – существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми. Коммуникация – это всегда процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Согласно учению немецкого социолога М. Вебера, единицей анализа человеческих общностей является социальное действие. Но общение не только информационное взаимодействие, оно сопровождается обменом эмоциональных состояний, при этом возникает, устанавливается эмоциональный контакт и удовлетворяются потребности в общении.

Социальное взаимодействие анализируется на двух уровнях: микро- и макро. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция – явление микроуровня.

Макровзаимодействие связано с крупными общественными структурами, основными институтами общества: семьей, религией, экономикой.

Нужно иметь в виду, что любая организация (предприятие, вуз) представляет собой особую структуру взаимоотношений между людьми, и ее развитие, и успех во все большей степени определяется качеством информации и коммуникации. Исследования социологов показали, что 50–90 % времени современного руководителя приходится на коммуникацию – общение.

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, конфликты, подчинение, ритуальное взаимодействие и др.

Вне какой-либо непосредственной деятельности общение невозможно. Поэтому общение выступает как средство реализации деятельности и как ее непременное условие.

Общение – один из основных факторов, формирующих личность. Это универсальное явление общественной жизни, так как оно охватывает все ее стороны. По мнению известного психолога Б. Д. Парыгина, общение – «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Общение необходимо отличать от коммуникации, хотя эти понятия часто используются как синонимы. Коммуникация – это любая связь, взаимодействие двух систем. Содержанием коммуникации является обмен информацией. Если рассматривать общение как информа­ционный процесс, то оно формально ничем не отличается от процесса коммуникации. Но обмен информацией – это лишь одна сторона общения. Общение же – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одной личности на другую. Для понимания природы общения необходимо рассмотреть, как соотносятся понятия «общение» и «отношения». Общественные отношения – устойчивые связи индивидов как членов объективно существующих социальных групп воспроизводятся, изменяются и порождаются в общении и только через общение, люди вступают в те или иные отношения. В свою очередь общественные отношения определяют как содержание, так и внешние формы общения.

studfiles.net

Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума. От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Общение – процесс сложный и многоступенчатый

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную. Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – составная часть процесса общения

Коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

Читайте также: 5 простых шагов создания стратегии
Читайте также: Вера Платонова, гендиректор Mastercard: «Украина идет по сценарию развития cashless-экономики»
Чем же отличаются
  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:
  • Письменная речь.
  • Устная речь.
  • Невербальные сигналы.
Отличия коммуникации от общения

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью.

Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями.

Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

Источник: http://vchemraznica.ru

 

Похожие статьи по теме: 

 

Читайте также: Елена Плахова: что я знаю наверняка о коммуникациях военного времени
Читайте также:  Лилия Зубарева: кризис – самое продуктивное время для профессионалов
Читайте также: Наталья Хвостова: Прозрачность и честность — залог успеха в отношениях со стейкхолдерами
Читайте также: Вадим Галайчук, партнер Hillmont Partners: «Репутация компании — это сумма репутаций каждого сотрудника»

 

Вам также может быть интересным: 

 

Как превратить бренд в доходный актив компании

31.05.2017 — Tag: Статьи

«Как превратить бренд в доходный актив компании?» — вопрос на миллион. Ответить на него…

 

Миссия компании: примеры и технологии создания

12.06.2017 — Tag: Кейсы

Миссия нужна как организации, так и каждому отдельному человеку. Некоторым удается найти…

TRENDWATCH: Как бросить вызов вашей В2В и NFP стратегии

05.07.2017 — Tag: Советы

В эпоху быстро меняющихся цифровых технологий маркетинг должен разрабатывать и строить…

 

Талант відваги… Або як впевнено почуватися в різних життєвих ситуаціях

19.06.2017 — Tag: Советы

Використовуйте кожну хвилину, здійснюйте свою мрію. Відвага – це талант, сила, магія. Йоганн…

brandstory.com.ua

ЛЕКЦИЯ 4. Общение как коммуникация и взаимодействие. «Деловое общение. Курс лекций»

 

ПОНЯТИЕ «ОБЩЕНИЕ». ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются аспекты содержания, цели и средств.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Люди обмениваются информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно и в высшей степени разнообразно по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Это передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Цели человеческого общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записи).

В зависимости от содержания общение может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психологическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить, а в конечном счете – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов.

Общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, семейном уровнях).

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта

litresp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *